ГЛАВНАЯ arrow ВДОЛЬ ВЕЛИКОГО arrow А. Е. Майкапар Музыкальные сюжеты античности в трактовке художников Итальянского Возрождения

Библиотека геосимволистов "Муз-лит-ра"

А. Е. Майкапар Музыкальные сюжеты античности в трактовке художников Итальянского Возрождения

Оглавление
А. Е. Майкапар Музыкальные сюжеты античности в трактовке художников Итальянского Возрождения
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Статья опубликована в сборнике Академии Наук СССР:
Культура эпохи Возрождения. Ленинград, изд-во "Наука", 1986, стр.68-80.  Что знал или, вернее, узнавал Ренессанс об античности, в частности об античной музыке? Провозгласив своим девизом возрождение античной культуры, итальянские гуманисты искренне думали, что обладают достоверными знаниями об античной музыке. Однако это в значительной степени оказалось иллюзией. Их знания о музыкальной практике античности основывались лишь на литературных и в некоторой степени на изобразительных источниках. Даже столь преданный поклонник древности, как Винченцо Галилей, впервые опубликовавший обнаруженные к тому времени подлинные образцы античной музыки, гимны Мезомеда (правда, расшифровать их Галилею не удалось), так заблуждался относительно истинного характера древней музыки, что, исполняя свои декламации под аккомпанемент ансамбля виол, чистосердечно считал это возрожденной античной музыкой. И все это во второй половине XVI в.!
  Если самой античной музыке суждено было долго ждать более успешных попыток расшифровки и воскрешения, то музыкальной теории повезло в большей степени. Идеи Пифагора о пропорциях в музыке не умирали ни в средневековье, ни тем более в эпоху Возрождения. Их хорошо знали и теоретики музыки, и представители других художественных профессий - живописцы, архитекторы. Доказательство этого мы находим в творчестве Рафаэля, который, по-видимому, был достаточно хорошо знаком с музыкальным искусством вообще и античной музыкальной теорией в частности. Эти знания определялись не только требованиями, предъявлявшимися к образованности того времени, - многие художники страстно любили музыку и сами играли на музыкальных инструментах.[2] Музыка занимала значительное место при дворе папы Льва X.[3]. Теория музыки Пифагора нашла отражение во фреске Рафаэля "Афинская школа" (Рим, Ватикан, Станца делла Сеньятура): на скрижали перед Пифагором хорошо различим рисунок в виде диаграммы, составленной из струн античной лиры, должным образом соединенных и пронумерованных цифрами VI, VIII, IX и XII. Соотношение длины этих струн выражает Пифагорову теорию интервалов: октава (6:12=1:2), квинта (6:9=9:12=2:3), кварта (6:8=8:12=3:4) и тон (8:9). Интервалы на скрижали обозначены их греческими названиями: диапазон (октава), диапенте (квинта), диатессарон (кварта), епоглон (секунда). Под диаграммой изображено совершенное пифагорейское число Х как сумма первых четырех чисел, пропорциональных основным музыкальным консонансам: октаве, квинте и кварте (1 : 2 : 3 : 4)[4] (см. рис).
  Естественно, что в связи с изображением сюжетов, взятых из античной мифологии, многих художников Возрождения интересовали музыкальные инструменты античности. Анализ того, какими они представляли себе эти инструменты, может помочь нам еще с одной точки зрения оценить степень знания античности в эпоху Возрождения.



 
« Пред.   След. »
Как развить скорость пальцев при игре на гитаре?
Мы быстро научим вас играть на гитаре
 Нужен ли ребенку репетитор по музыке?

Все разделы сайта

Геосимволисты | Леонид Шимко | Новый Год | Опера | Опера Моцарта | Опера Генделя | ЗАЛ ВДОЛЬ ВЕЛИКОГО | ЛИБРЕТТО | ВДОЛЬ СИМФОНИИ | С ИНСТРУМЕНТАМИ В РУКАХ | ПОД МАГИЮ ГОЛОСА | ДЖАЗ | ОРГАННАЯ МУЗЫКА | ЭПОХА \"ВОЗРОЖДЕНИЯ\" | АНТИЧНОСТЬ | СРЕДНЕВЕКОВЬЕ | 16-17 ВЕКА | 17-18 ВЕКА | ХОРОВАЯ МУЗЫКА | 19 ВЕК | КНИГИ ДЛЯ КАЖДОГО | тетрадь | рабочая тетрадь | ЗАЛ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ | Глинка | Бородин | Чайковский | Рахманинов | Скрябин | Стравинский | Шостакович | Прокофьев | \"Могучая кучка\" | Римский-Корсаков | ЗАЛ ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ | Дебюсси | Гайдн | Гендель | Моцарт | Их вклад неоценим | Бетховен | Бах | Равель | НУЖНОЕ | Музыкотерапия | Основы теории | Самое современное | Русская народная музыка | Музыка народов мира | Музыка для детей | Секреты исполнительства | Энциклопедия | Вдоль оперы | Статьи | Культура | Культура реферат | Основы культуры | Развитие культуры | Постмодернизм | уроки языка | уроки русского языка

Ерундовое дело

Постмодернизм 20 века | Леонид Шимко
ЕРУНДОВОЕ ДЕЛО.

1. Моя прогулка. >>

 

В. Штейнгард Генрих Шютц | © М.: Музыка, 1980
Светлой памяти моего... >>

 
Л.В.Кириллина К ИСТОРИИ ПЕРЕПИСКИ Л. ВАН БЕТХОВЕНА И Н.Б.ГОЛИЦЫНА | Опубликовано в сб.: Русские музыкальные архивы за... >>