ГЛАВНАЯ arrow ВДОЛЬ ВЕЛИКОГО arrow ЗАЛ ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ arrow П.Мещанинов "Прикасаясь к Баху, мы заставляем звучать весь объем нашей музыкальной истории"

Библиотека "Муз-лит-ра"

П.Мещанинов "Прикасаясь к Баху, мы заставляем звучать весь объем нашей музыкальной истории"

Оглавление
П.Мещанинов "Прикасаясь к Баху, мы заставляем звучать весь объем нашей музыкальной истории"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
(беседа с А.Хитруком)
в книге "Интерпретация клавирных сочинений И.С.Баха. Сборник трудов. Выпуск 109" М., ГМПИ им. Гнесиных, 1990 (с. 158-179)
(П.Мещанинов - солист Государственного Академического симфонического оркестра)
 А.Х.: Тема нашего разговора связана с творчеством Баха, вот уже два столетия с удивительным постоянством "резонирующим" в европейской музыке. Я бы даже рискнул оказать, что музыкальная культура Западной Европы настолько "заражена" (как, впрочем, и "заряжена") Бахом, что редко кто из великих композиторов позднейшего времени смог бы настаивать на своей независимости от него. Отсюда рождается возможность осмысления эволюции западно-европейских музыкальных стилей согласно условной "оси" (или "радуги"), охватывающей период от Баха до Веберна. Двигаясь вдоль этой "оси" мы смогли бы обсудить значение связей с Бахом таких композиторов как Бетховен, Брамс, Вагнер, коснуться и влияния Баха на мастеров XX столетия.
        П.М.: Баха я воспринимаю как одну из трех "нулевых" точек всей музыкальной истории. Мне представляется глубоко ошибочным строить, мыслить и излагать музыкальную историю только, так сказать "от Адама" по направлению к нашему времени. Необходимо делать это как бы в оба конца, на манер шкалы термометра: двигаться от нулевой точки и вперед и назад, то есть и в послебаховское время, и в добаховское. Трем "нулевым" точкам в европейской музыке соответствуют три основные техники, от которых мы должны, собственно, отсчитывать вперед и назад. Это, во-первых, техника гомофонно - гармонического стиля (венская школа). С нее мы начинаем свое образование, с нее же начинаем освоение всей музыкальной истории. Другая техника - строгий стиль Палестрины. И вот, момент неустойчивого равновесия между этими двумя техниками - между, условно говоря, чистой гармонией венцев и чистой полифонией Палестрины, между чистой вертикалью и чистой горизонталью - рождает третью технику, баховскую, содержащую в себе как первое, так и второе. Отсюда и уникальность баховского творчества.
        Значение Баха, его техники, его стиля, его видения для истории музыки я бы сравнил с временным существованием личности, от прихода которой в мир мы ведем наше летоисчисление...Можно прямо сказать, что 1685 год для европейской музыки равнозначен году Рождества. В то же время Бах - это и сводовый камень соединяющий и распирающий две воображаемые колонны, которые без него, наверное, рухнули бы: добаховскую и послебаховскую музыку.
        Подлинное место Баха в мировой истории, естественно, определилось не тогда, когда он жил и творил. Подобное чудо обязательно должно было быть отвергнутым строителями концепций музыкальной истории в его эпоху и лишь много позднее стало постепенно осознаваться, причем процесс осознания продолжается и в наши дни...


 
« Пред.   След. »

Ерундовое дело

Постмодернизм 20 века | Леонид Шимко
ЕРУНДОВОЕ ДЕЛО.

1. Моя прогулка. >>

 

Джек Уэстреп Пёрселл Главы 11-16 | Глава 11. Другие оперы
Глава 12. Музыка... >>

 
ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН /1770-1826/ | "ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН" src="http://mus-info.ru/photo/bethoven.jpg" />В Бонне в... >>