Сюита Баха

Оглавление
Сюита Баха
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8

 
Четыре основные части сюиты имели каждая свою историю происхождения.
I. Аллеманда (Allemande) являлась эволюционным звеном в развитии западноевропейского коллективного (но не массового) организованного передвижения. Начало его можно видеть в Entrata"x (Entree, Intrada) — фанфарообразной трубной музыке, исполнявшейся при вступлении сюзеренов в город или в замок. Ансамбль трубачей обыкновенно располагался в башне над въездными воротами. Эти интрады, как это видно по примечаниям в партитурных сборниках, могли исполняться не только ансамблем медных инструментов, но и ансамблем виол, то есть очевидно уже не на открытом воздухе, а в закрытых помещениях. Постепенно интрады сменились в закрытых помещениях паваной, торжественным, уже придворным танцем, выходом сеньоров, с которого начиналось всякое придворное празднество. С развитием собраний, носивших более общественно-городской характер, павана стала приобретать более непринужденный характер, ее темп ускорился и она переименовалась в аллеманду. Интрада же, оставшаяся на открытом  воздухе, постепенно эволюционировала; из встречи сюзерена она превратилась в организацию встречающих и, при введении дисциплины в создававшиеся тогда регулярные войска, сконструирова-лась как двудольный марш, принудительным принципом которого был упор при движении в одну и ту же ногу, сменивший вольный принцип феодального передвижения с упором поочередно в разные ноги. С регламентировкой точности совместного передвижения определились и виды этого передвижения —
Pas ordinaire, Parademarsch, парадный марш 259.bax02.jpg - [21.03.2007 00:11:58],
Pas accelere, Pas redouble, Geschwindmarsch, [быстрый марш] 259.bax03.jpg - [21.03.2007 00:12:33],
Pas de charge, Sturmmarsch, походный марш 259.bax04.jpg - [21.03.2007 00:12:41] и Marche funebre, Trauermarsch, похоронный марш. Аллеманда известна была уже во времена Франциска I (1515-1547), как отмечается в собрании инструментальных произведений, употреблявшихся при французском дворе, составленном Франсуа Андре Даниканом-Филидором, придворным музыкантом и композитором. Этот тяжелый четырехдольный хороводный (значит более или менее коллективный) этикетный танец (maestoso), заменивший павану (largo патетического стиля), продержался до конца XVIII столетия. Своим передвижением многих пар через анфиладу зал и галерей аллеманда напоминала старинный английский танец "Сэр Роджер Коверлэ", а также торжественный полонез XVIII и XIX столетий.
Четырехдольная простая метрика аллеманды у Баха значительно усложнена ритмически. В середине больших построений расчленяющие упоры (кадансы фраз, то есть второй икт фразы) часто приходятся на третью четверть моторной четырехдольной фигуры, а упоры (кадансы) заключительных фраз на первую четверть моторной фигуры, при частом переносе мелких иктов на вторую и четвертую четверти моторной фигуры. Вначале характерно двукратное повторение 259.bax05.jpg - [21.03.2007 00:12:47] первого мелодического звука, соответствующее и звукоподражающее ступанию с каблука 259.bax06.jpg - [21.03.2007 00:13:05] на носок 259.bax07.jpg - [21.03.2007 00:13:10], то есть той схеме хода зажиточных слоев общества, которая была следствием введения в употребление обуви на негнущейся подошве с французским каблуком. Эта же начальная метрическая фигура характерна и для куранты, а в измененном виде часто присуща жиге, и совершенно не свойственна старинной плавной сарабанде и вводным танцам (intermezzi) простонародного происхождения из различных французских провинций, крестьяне которых ходили (и до сих пор еще ходят) в деревянных башмаках (sabot — сабо).


 
След. »

РЯДОМ С МУЗЫКОЙ

ПОЧИТАЙ

. -