Куда ставить гроверную шайбу, под головку болта, или под гайку, почему, как правильно?
Шайба Гровера или пружинная разрезная шайба ставится для предотвращения самопроизвольного отворачивания болта или гайки. Была изобретена как простой и дешёвый крепёжный элемент на заре технического прогресса и до сих пор не сошла с арены, значит не плохая штука.
Пожалуй к немногим её недостаткам относится, что она становится простой ровной шайбой при затяжке и начинает работать только при «чуть ослаблении». Но этого удалось избежать при двух витках, которые до сих пор в почёте на ЖД рельсах. Да ещё то что она (шайба) разовая, после первого применения (отворачивания) теряет свои функции.
Ставят гровер, из личного опыта, под то-что крутят. Крутите гайку- под гайку, крутите болт-под болт. С обоих сторон смысла нет.
система выбрала этот ответ лучшим
в избранное ссылка отблагодарить
И-Конструктор [0]
Цитата
«Пожалуй к немногим её недостаткам относится, что она становится простой ровной шайбой при затяжке и начинает работать только при «чуть ослаблении».»
Полный бред. НЕ ГОВОРИТЕ НИКОМУ такого! Пружинная шайба шайба работает лучше всего при полной затяжке! — 3 года назад
комментировать
Ким Чен Ын [572K]
5 лет назад
Главное предназначение гровера (он же пружинная шайба, гроверная шайба) это не допустить раскручивания соединения.
То есть логично и правильно установить гровер под то что откручивается.
Если это гайка с болтом, то под гайку.
Но болт может закручиваться и в «тело» некой металлической поверхности, в «теле» нарезана резьба под болт.
В этом случае гровер устанавливаем под головку болта.
Допускается (нет ни чего в этом страшного) установку гровера и под головку болта и под гайку, эффект от установки таких шайб будет в два раза лучше.
Так же крепление некого узла может быть выполнено на резьбовых шпильках.
То есть шпилька «насквозь» проходит материал и с двух концов у неё гайки, в этом случае гровер устанавливается под обе гайки.
Правильно, это выжать гровер полностью, то есть прижать, или гайкой, или головкой болта,
если не дожать гровер, то нет никакой пользы от его использования, то есть узел будет раскручиваться точно так же если бы гровера не было вообще.
Что такое шайба-гровер и как ее ставить?
Гроверная шайба – простой и дешёвый способ создать соединение, которое не развинтится само собой. Хотя его нельзя считать универсальным, гроверная шайба используется широко. Она изготавливается из высокоуглеродистой стали, способной долгие годы сохранять пружинящее (отталкивающее) свойство.
Что это и для чего нужна?
Шайба-гровер пружинная нужна для принудительной фиксации гайки, навинченной на болт, при этом она применяется всего один раз – для каждого конкретного соединения. Это значит, что её применение оправдано лишь в случае однократного монтажа на болтах. После демонтажа, поскольку она теряет значительную часть пружинящего эффекта, повторное её навинчивание даже на тот же самый гаечно-болтовой стык не рекомендуется. Поскольку тел, обладающих идеальной упругостью в природе не существует, всякое тело при длительном или чрезмерном сжатии отчасти теряет своё свойство. Это похоже на то, как мяч подскакивает не до того уровня, с которого он упал: колебания тела на пружине – шайба Гровера как раз является витком такой пружины – в конце концов исчезнут. Многократное перетягивание гроверной шайбы превращает её в обычную пресс-шайбу, равную по площади месту соприкосновения гайки с гранью закрепляемой детали, которую та удерживает на месте.
Пружинящая шайба как подвид стопорной прокладки нашла в первую очередь применение в машиностроении, далее – распространилась и на производство электрики, электроники, всевозможной автоматики. Её используют для закрепления критически важных частей машин, механизмов и электрических компонентов. Например, чтобы не развинтились несущие конструкции вагона, кузова автомобиля, системного блока настольного компьютера, применяется эта шайба. На неё фиксируются электроконтакты выключателей, рубильников, автоматов-предохранителей, телефонных клеммников в АТС. Везде, куда подходят колодки с проводами, где нужен надёжный контакт силовой или сигнальной линии, применяется хотя бы одна гроверная шайба – на один такой провод с С-образным контактом, отдалённо напоминающим простейшую колодку.
Пример использования – клеммы электродвигателей: значительные пусковые токи вынуждают обеспечить весьма надёжный контакт, в котором не будет искрения.
История создания
Шайба названа по фамилии изобретателя-механика Джона Гровера. Начало повсеместного распространения – конец XIX века, в период активного, взрывного роста спроса на механизмы, постепенно вытеснившие ручной труд. Она появилась в качестве ответной меры на недостатки соединений, где применялись только прессующие шайбы.
Изначально инженеры-конструкторы пытались использовать обычные пружины в местах, где необходимо было надёжно затянуть гайки на болтах, по диаметру резьбы напоминающие нынешние размеры болтов М12, М14, М16 или М20. Но из-за наличия болтов заметно большей длины конструкции эти утяжелялись, что являлось неудобством. Пружина как разрезная составляющая способна заменить гроверную шайбу там, где минимизация веса, к примеру, подрессоренной повозки или тачки, не столь важна. Однако такое «перепроизводство» неизменно оборачивается ощутимыми тратами на выпуск машин и изделий, удорожает их стоимость, поэтому лишние витки здесь ни к чему. Назначение гроверной шайбы – удержать гайку на месте, врезавшись одним острым (приподнятым) концом в неё, другим – в прессующую шайбу, которая контактирует с одной из скрепляемых деталей. Полученное сцепление не даёт гайке свинтиться обратно, так как направлено против её возможного отвинчивания.
Альтернативой гроверным элементам считалось клёпаное соединение. Хотя заклёпка удерживает детали не хуже болта с гайкой и гроверной шайбой, обслуживание клёпаного соединения, замена разболтанных заклёпок – мера не из лёгких. Недостаток заклёпки – при расклёпывании меняются все её детали. При вскрытии соединения на основе болта и гайки с гроверной шайбой замене подлежит лишь сама шайба: аккуратно разобранное, не повреждённое соединение можно свинтить обратно без особых негативных последствий для всей конструкции в данной точке. Количество бракованных клёпаных соединений заметно выше, чем болтовых, в которых применялась гроверная шайба: любую из дефектных деталей можно заменить, сохранив остальные. Заклёпка же после извлечения идёт полностью на выброс.
Достоинство болтового соединения ещё и в том, что после аккуратного извлечения, вырезания заклёпки с помощью пресс-шайбы большей площади образовавшееся рваное отверстие закрывается целиком, а внешний вид конструкции при этом не пострадает.
Виды
Чтобы понять окончательно, подойдёт ли гроверная шайба в вашей ситуации, мастеру полезно узнать, чем можно заменить данное изделие. Альтернативные варианты позволят зафиксировать гайку относительно болта не хуже гровера.
- Самоконтрящаяся гайки обладают пластиковой вставкой, применяемой для снижения отдачи от ударов и вибрации. Но из-за относительной сложности – по сравнению с шайбой-гровером – самоконтрящаяся гайка заметно дороже, так как помимо стали определённой формы, применяются и другие, менее твёрдые и более упругие материалы.
- Тарельчатая – один из стандартных вариантов для замены гровера. Более надёжная и дешёвая разновидность шайб. Ближайший её аналог – коническая.
- Коронная гайка – применяется для создания условий, подходящих к установке шплинта через отдельное отверстие. Благодаря ступенчатому построению признано одним из самых надёжных способов.
- Зубчатый фланец подходит для насечного соединения. Со стороны кажется, что ступеньки по обе стороны входят друг в друга – за счёт своего «косозубого» расположения. Надёжность соединения и предотвращение развинчиванию гайки не уступает гроверу.
- Контрящая шайба выделяется повторяющимися шипами, выступающими под небольшим углом – относительно плоскости основной поверхности изделия. Эти зубчики также вдавливаются в гайку, не давая ей развинтиться.
- Шайба с заусенцами позволяет один из них оставить в пределах заготовки, благодаря этому оставшиеся огибают витки. Представлена несколькими разновидностями, специфичными для конкретной ситуации.
- Проволочные фиксаторы отличаются предельно низкой стоимостью и простейшей технологией производства.
- Согнув обычную пресс-шайбу, получают простейшую волнистую – например, под гайки М6, М8, М10. Но по-настоящему пружинящая волновая шайба сделана из более тонкой, чем у обычной гроверной, полосы стали, согнутой по окружности. Разрез, как у шайбы-гровера, в волновой отсутствует.
Назначение изделия – устранение продольного перемещения ротора при работе мотора.
Например, тарельчатые шайбы применяются в качестве своеобразных амортизаторов, гасящих удары и вибрацию на болтовых креплениях. Основная часть воздействия приходится на них – гайка и болт сохранятся. Выпускаются из пружинно-рессорной высокоуглеродистой стали. Соответствуют ГОСТУ №3057 (редакция от 1990 г.). Натяжение в болтовом соединении при применении тарельчатых шайб стабилизируется, устраняются резкие моменты силы, а в узком пространстве их применяют как витую пружину (один виток). Назначение шайбы – взять на себя температурные колебания «жара-холод», в обычных условиях приводящие к порче гайки и болта, использованных без каких-либо шайб. Некоторые производители, стремясь побольше сэкономить на производстве, комплектации целого спектра бытовых товаров, умышленно не кладут в комплектацию гроверные шайбы. Потребитель, увидев, что их нет, докупает «гроверы» самостоятельно, прежде чем собрать окончательно вещь или предмет, в котором используются соединения на болтах.
Простые
Простая гроверная деталь – виток пружины. Теоретически кажется, что для решения вопроса с гровер-шайбами достаточно взять болгарку с тонким диском, либо другую пилу, например, тонкий диск на пильном станке и, зафиксировав, например, пружину от раскладушки в тисках, распилить её вдоль – с одной стороны, тщательно контролируя при этом пропиливание во избежания пропила с диаметрально противоположной стороны. Шайбы круглого поперечного сечения, полученные из такой «проволоки» (пружина – по сути, проволока из высокоуглеродистой стали, имеющей хорошую упругость при сжатии с торцов), и вправду, способны решить проблему с затяжкой соединения.
К слову, простые шайбы представляют собой гладкий пружинный виток без заусенцев. Поперечные разрезы – концы распиленного пружинящего витка-колечка – смещены, они не «целятся» точно друг в друга. Если бы они и вправду совпадали, такая деталь оказалась бы бесполезной: она не фиксировала бы гайку в момент затяжки, а значит, гроверной такая стальная прокладка называться не имеет основания.
Разрез кольца выполнен под углом в 70 градусов, а не условно-перпендикулярно к касательной, проходящей через точку (линию, внутренние грани) разреза.
Сложные
Названы эти комплектующие сложными в первую очередь оттого, что разрабатывался данный элемент для усложнённых условий эксплуатации конструкций и механизмов, как-то: вращательные движения механизмов. В частности, агрессивная манера вождения автомобилей с частыми перегрузками, манипуляции оператора на спецтехнике, сопровождающиеся особыми условиями работы, к примеру, автокрана при подъёме и переносе штабелей на весу на значительной высоте и так далее.
Второй фактор – двухвитковое исполнение. Это два последовательно расположенных витка с таким же сечением, как и у простых шайб. Другими словами, «двойная» шайба – кусок пружины, витки которой намеренно «забыли» разделить, распилить по той же линии. Сечение витка в любой его точке не круглое, как у обычных пружин, а прямоугольное, реже встречаются трапецеидальной профилированные шайбы, в которых нижняя грань пружинного витка, что они из себя представляют, чуть длиннее верхней, при этом боковые грани направлены вверх, слегка скошены. Прообразом двухвитковых шайб являются отрезки пружины в несколько витков. Область применения – не только в качестве гроверной прокладки, но и как полноценные пружины в условиях крайне узкого пространства. Упругость, противодействие двух витков по сравнению с одним (единственным) также заметно возрастает.
Гроверная деталь не обладает свойством, присущим её «непружинным» конкурентам: её нельзя совместить в качестве единого целого с гайкой, болтом, прессующей шайбой. Это, как правило, независимый и одноразовый элемент, легко меняющийся при последующем перемонтаже болтовых соединений.
Материал
По ГОСТ 6402 (в редакции от 1970 г.), материалом для гроверных деталей является сталь 65-Г. Это разновидность высокоуглеродистой стали, пригодной в изготовлении пружинных рессор для наземных транспортных средств и целого ряда спецтехники, используемой в широкомасштабном строительстве. Исключение из данного правила – использование бронзовых сплавов.
Однако бронза в отличие от «пружинной» стали почти не обладает той упругостью, и используют её в серьёзных конструкциях крайне редко.
Как правильно установить?
Существует свод правил монтажа болтовых соединений с использованием гровер-шайб. Все они сводятся к следующему.
- Нельзя использовать стальные гроверные шайбы с бронзовыми, алюминиевыми гайками. Заусенцы, перепады в плоскости сечения гровера оставляют при затяжке гаек из цветмета борозды на них, могущие привести к слому гайки.
- Гроверное соединение нельзя перетягивать. Перетягивание гайки любого размера в любом случае делает деталь плоской, превращая её в обычную прокладку, почти лишённую пружинящего эффекта.
- Нельзя гроверную шайбу ставить под прессующую. Вторая должна отстоять от гайки и/или от головки болта дальше, чем первая. То есть болтовое соединение комплектуется в следующей последовательности: головка болта, гроверная шайба, пресс-шайба, скрепляемые заготовки, пресс-шайба, гровер, гайка, – не иначе. Более конкретно – шайбы устанавливаются в зеркальной последовательности по обе стороны от скрепляемых деталей.
- Недопустимо зажимать гроверную шайбу между двумя прессующими. Если болт длинный, и резьба нарезана не по всей его длине, но между гайкой и скрепляемыми деталями остался незанятый зазор, то вначале закладывается одна или несколько пресс-шайб, затем – одна или несколько гроверных, наконец, завинчивается гайка. То есть пресс- и гровер-шайбы не должны чередоваться ни случайно, ни циклично. Комплектация напоминает правильную загрузку грифа тренировочной штанги. Метод «зеркалирования» шайб справедлив и в этом случае.
Применение бронзовых гроверных шайб со стальными гайками и болтами не даст эффекта: ни алюминиевый сплав, ни бронза не дадут ожидаемого эффекта. Используйте только высококачественный стальной крепёж, а не подделку под него.
а что будет если сначала поставит шайбу а потом гравер? ? т. е. наоборот
на фотке правильно. что бы не травмировать то, к чему крепится/что удерживает резьбовое соединение. шайбы то заменить не проблема.
Нет — на фотке не правильно. Гравер должен быть по верх шайбы. то есть под гайкой! и по другому его ставить смысла нет — это давным давно изобретено.
ВикторовичПросветленный (39458) 11 лет назад
это в случае если накручивается на шпильку. ты где то видел друг вот такую штуку как на фото? чего то не хватает верно? если вкручивается болт, то идет шайба, потом гровер. если гайка то же самое. здесь я вижу гайку, как деталь, в которую вкручивается болт через шайбу простую и гровер. ты же видишь то же самое, но наоборот. здесь все правы
NIK Искусственный Интеллект (101908) Всё здесь хватает и правильно пишут, что гровер ставится под гайку (в данном случае), согласен на счёт шпильки, там тоже под гайку гровер и если болт вкручивается в тело (без гайки) как ты понял и это правильно, то тогда шайба гроверная будет под башкой болта — пример такого соеъдинения без гайки, самый наглядный — болты крепления головки блока (там нет гайки, болт вкручивается в блок) и шайбы кладутся под башку болта, сначала гровер(сприкасается с головкой болта. а потом плоская шайба и таких соединений уйма по всей машине, крепление навесного оборудования на салон, где гайки вварены к салону. А таким соединением (болт с гайгой, как на рисунке в вопросе) — содиняются две детали со сквозными отверстиями без резьбы, пример — болты крепления задних амортизаторов (на классике) и реактивных тяг и гровер в таких соединениях — ставится непосредственно под гайку, а не под башку болта.
грАвер — человек, занимающийся гравировкой. шайба называется грОвер
владимир соколовПрофи (995) 8 лет назад
грОвер — человек занимающийся растениеводством)))))))))
Неверен ни один из предложенных вариантов!
Под головку болта можно (и в некоторых ситуациях требуется) положить КРУГЛУЮ (плоскую) шайбу.
Пружинная шайба (Гровер данное название неверное. Джон Гровер разработал изначально не такую шайбу) кладется исключительно между вращающимся и НЕ ВРАЩАЮЩИМСЯ элементом конструкции. Т. Е. между железкой и гайкой. Без шайб. Если требуется установка дополнительной плоской шайбы (в некоторых случаях) то она обваривается (становится неподвижной).
см. СНиП II-23-81 (п. 12.14 — 12.20) и СП 70.13330.2012 п. 4.5.5
dr-zelvaПрофи (510) 2 года назад
А я то думал что я дятел и чегото не знал. Просто разобрав гироскутер там было так как на фото. Получается что узкоглазые братья о60ср@лись )), и не верно установили.
Болт -> усиленная шайба -> деталь -> гровер -> гайка. Смысл в том, что гровер впивается одновременно в деталь и гайку. В итоге даже если деталь нагревается и охлаждается гайка не откручивается. Ребята, вместо обычной гайки используйте гайку со стопорным бортиком. По деньгам там разница смешная. Гровер намного надежнее впивается в широкий бортик.
Lex Профи (570) 5 лет назад
Не неси чушь. «впиваются только комары в жопу» гровер работает совсем по другому принципу. Гровер не позволяет гайке отворачиваться из за дополнительного усилия трения по резьбе из за своей конструкции ( поэтому и пружинная сталь используется). Прежде чем умничать почитай литературу. и желательно учебную а не статью на форуме.
Шайба гровер: для чего нужна и как правильно ставить
Проблема, которой подвержены резьбовые соединения, является ослабления элементов крепления под воздействием внешних факторов или вибрации. Чтобы противостоять данным явлениям используются пружинные шайбы гровер. Изделие отличается простотой и одновременно надежностью, что на фоне низкой цены гроверной шайбы сделало ее невероятно популярной в среде механиков. Чтобы разобраться, зачем нужна шайба гровер, а также в достоинствах и недостатках, следует кратко остановиться на технических характеристиках этого приспособления.
В статье вы узнаете:
Устройство и принцип действия гроверной шайбы
Пружинная шайба гровер представляет собой изделие круглой формы с разомкнутыми концами, разведенными в разные стороны. Благодаря таким конструкционным особенностям шайбы гровер не откручиваются под действием сильной вибрации. В России действует стандарт шайбы гровера ГОСТ 6402-70, которому соответствуют европейские аналоги шайбы гровера DIN 127.
Как правильно ставить шайбы гровер
Принцип работы шайбы гровер основан на сочетании пружинного воздействия, увеличивающего силу трения в резьбовом соединении и механики. Второй аспект заключается в том, что срезы проволоки упираются в материал основы и головку метиза, не давая ему проворачиваться в обратную затягиванию сторону.
Шайба гровер, как правило, устанавливается под болт, винт, резьбовые шпильки или гайки. Допускается установка граверной шайбы под головку болта и под гайку, так, эффект работы пружинных граверных шайб будет в несколько раз лучше.
В промышленности различают такие виды и формы шайб гроверов:
- по типам — легкие, нормальные, тяжелые, особо тяжелые;
- по виду кромки — притупленные, острые;
- по марке стали — 65Г, 70, 3Х13;
- по материалу изготовления — легированная пружинная сталь, латунь.
В зависимости от диаметра стержня при монтаже резьбовых соединений используются шайбы гровер с диаметром метрической резьбы М2 — М68. По действующим стандартам разница между внутренними и внешними диаметрами ответных изделий составляет 1-2 % от толщины сердечника. Перед тем, как установить шайбу гровер, необходимо удостовериться в соответствии параметров деталей соединения и направления резьбы. По умолчанию вопрос, как правильно ставить шайбу гровер, рассматривается в направлении правостороннего закручивания.
Достоинства и недостатки гроверных шайб
Если задаться вопросом, где используются шайбы гровер, то можно смело сказать, что изделия востребованы практически во всех отраслях , где есть необходимость в надежных резьбовых соединениях.
Это объясняется такими достоинствами пружинных гроверных шайб:
- быстрый монтаж;
- простое и надежное устройство;
- компактность и небольшой вес;
- обеспечение прочной фиксации деталей;
- устойчивость к коррозии, благодаря различным видам покрытий;
- доступная стоимость, привлекательная при оптовых закупках;
- совместимость с различными резьбовыми деталями — болтами, винтами, гайками.
Что касается слабых сторон, они следующие:
- действие стопорящего эффекта проявляется после частичного сдвижения по резьбе, так как в сжатом состоянии шайбы совершенно плоские, без выступов;
- со временем пружинный эффект ослабевает, повторное использование нецелесообразно;
- перед тем, как установить шайбу гровер , нужно учитывать, что при откручивании кромка поцарапает поверхности ответных деталей.
Где применяются гроверные шайбы
Определяя сферу применения гроверных шайб, инженеры ориентируются на соединения, которые подвергаются постоянным воздействиям вибрации, ударов, химически активной среды, влажности и перепадам температуры. Изделия выполняют функции стопора резьбовых стыков в транспортных средствах, бытовой технике, промышленных станках и оборудовании. Если ставить шайбы гровер на ответственных узлах работающих под нагрузкой устройств, то риск их поломки из-за ослабления резьбовых узлов будет сведен практически к нулю.
Магазин крепежа Оникс предлагает приобрести гроверные шайбы любого типа и по доступным ценам от лучших отечественных и зарубежных производителей. У нас в ассортименте есть гроверные шайбы стандартов DIN 127 А, DIN 127 B, DIN 128 A, DIN 128 B, DIN 7980, ГОСТ 6402-70.