На сколько должен выступать болт из гайки в резьбовом соединении
Заказчиком мне было на днях сказано, что ему плевать, что не хватает много тепла и холода для снабжения приточек, плевать что многие системы воздуховодов рассчитаны неправильно (сильно завышена скорость в сечении) и многие системы никак не выдадут проектную производительность — главное для него: эстетика. И требует использовать на соединениях воздуховодов на фланцах и еврошине болты выступающие над гайками не более 2 витков.
Поскольку использование столько коротких болтов затрудняет монтаж воздуховодов большого сечения (к примеру, 1500х650мм) каких у нас много, то прошу помочь мне помочь разобраться с длинами болтов. Я всегда рад пойти навстречу Заказчику если это для нас не сложно, но я против того, чтобы исполнять чью-то глупую прихоть осложняющую нашу работу. В СП 73.13330.2012 ничего про длину болтов не сказано, в других действующих нормах по вентиляции тоже ничего не нашёл.
Вообще, за 15 лет работы я впервые сталкиваюсь с требованиям по длине болтов на фланцах воздуховодов используя всегда болты М8 длинной преимущественно 25мм, намного реже 30мм и в единичных случаях 35мм. Но при толщине гайки 6.8мм, шайбы 1.6мм, уголков еврошины 2.5мм выходило, что при длине болта 25мм над гайкой выступало 10мм, но никак не два витка.
Blade runner
4.9.2016, 13:42
А в чем собств вопрос ?
WasserWolf
4.9.2016, 13:45
Цитата(Blade runner @ 4.9.2016, 13:42)
А в чем собств вопрос ?
Какой длины должны быть болты на соединениях воздуховодов на фланцах и еврошине?
4.9.2016, 13:53
на основании чего он выдвигает такие требования? если это как-то прописано в договоре, то это одно, а если это его личные хотелки ничем не обоснованные и никак не оговоренные — надо предлагать сходить в суд, пусть судьи решат сколько витков должно торчать
Blade runner
4.9.2016, 14:16
Цитата(WasserWolf @ 4.9.2016, 11:45)
Какой длины должны быть болты на соединениях воздуховодов на фланцах и еврошине?
Ближайший больший стандартный размер
имхо
WasserWolf
4.9.2016, 14:19
Цитата(Blade runner @ 4.9.2016, 14:16)
Ближайший больший стандартный размер
имхо
Прошу ссылку на стандарт. Пожалуйста.
Цитата(LordN @ 4.9.2016, 13:53)
на основании чего он выдвигает такие требования? если это как-то прописано в договоре, то это одно, а если это его личные хотелки ничем не обоснованные и никак не оговоренные — надо предлагать сходить в суд, пусть судьи решат сколько витков должно торчать
Прежде чем общаться с Заказчиком, хочется узнать — где-нибудь в нормах нормируется длина болтов соединений воздуховодов на фланцах и еврошине? Ведь если после гайки будет торчать метр болта (утрирую, конечно) — это не будет правильным. И быть может Заказчик в чём-то и прав утверждая, что длина резьбовой части выступающей над гайкой должна быть определенной длины.
Дело в том, что пару раз в карьере мне удалось настоять на своём мнении, об ошибочности которого я узнал лишь через несколько лет. Тут хочется настоять на своём мнении в рамках норм и правил не желая подвести Заказчика (очень хорошего, кстати, человека).
Blade runner
4.9.2016, 14:46
Сегодня выходной, завтра подтянутся знатоки норм.
profeMaster
4.9.2016, 15:19
http://www.igor_host.byethost3.com/ingraph. 2/2.3.1.htm?i=1
k – запас резьбы над гайкой k = (0,25…0,3)d
вопрос свожу, сколько минимум мм должно быть
М8
d = 8
k = 8 * 0.25 = 2 мм
тут http://vm.msun.ru/Texn_h/Bolt/Bolt.htm видим такое:
а = 0,15d — выступающая часть болта
с =0,15d — высота фаски болта
а+с = 0,3d — выступающая часть болта
в первом случае явно сказано про запас резьбы
искал по фразе «Болтовое соединение»
WasserWolf
4.9.2016, 15:41
Цитата(profeMaster @ 4.9.2016, 15:19)
http://www.igor_host.byethost3.com/ingraph. 2/2.3.1.htm?i=1
k – запас резьбы над гайкой k = (0,25…0,3)d
вопрос свожу, сколько минимум мм должно быть
М8
d = 8
k = 8 * 0.25 = 2 мм
тут http://vm.msun.ru/Texn_h/Bolt/Bolt.htm видим такое:
а = 0,15d — выступающая часть болта
с =0,15d — высота фаски болта
а+с = 0,3d — выступающая часть болта
в первом случае явно сказано про запас резьбы
искал по фразе «Болтовое соединение»
Всё это хорошо, но где в нормах указано, что это относится к резьбовым соединениям воздуховодов на фланцах и еврошине?
4.9.2016, 15:45
Длина болтов достаточно конкретно прописана для фл,.соединений трубопроводов в сантехнике и т.п..И судя по фразе о витках, которые заказчик ваш назвал, у него оттуда воспоминания, и то не точно.
По воздуховодам конккретики такой не встречал, а формально такие сведения прописываются в Технологической карте на монтаж. И когда заказчик этот согласовывал вам Проект производства работ мог бы и Технологическую карту потребовать. Кстати, можете в типовых Минмонтажспестроя или других ведомств советских посмотреть, хоть и старых. А сейчас у него веских аргументов для претензии нет. По моему мнению.
WasserWolf
4.9.2016, 16:01
Цитата(zaharov63 @ 4.9.2016, 15:45)
Длина болтов достаточно конкретно прописана для фл,.соединений трубопроводов в сантехнике и т.п..И судя по фразе о витках, которые заказчик ваш назвал, у него оттуда воспоминания.
Вот именно, у него знания о 2 витках из области труб. Я же ему в ответ на его требования заявил, что у меня напротив дома меняют трамвайные рельсы и там длина выступающей резьбовой части чуть ли не 15см. И моё сравнение относится к фланцам и шине воздуховодов ровно столько же, сколько и его.
Такие же у него требования и к длине шпильки выступающей из под профиля, на который будут укладываться прямоугольные воздуховоды. Требования к местам, где воздуховоды висят над самой головой понятны (я бы там вообще срезал шпильку под ноль), где же до воздуховодов метров 5 — это требование непонятно никак, т.к. бывает, что потом часто что-то не относящееся к вентиляции потом подвешивается к нашим креплениям. И если я ещё могу закрыть где-то глаза на то, что что-то подвесили на нашу шпильку, то подвешивать постороннее на П-образный профиль или траверсу не разрешу ни за что (он не имеет такого запаса прочности, как шпилька).
4.9.2016, 16:10
Я бы пошел на встречу Заку.
Это несложно (в смысле не удорожает проект), в ответ можно получить благодарственное письмо, повесить на сайте.
Я про длину болтов.
4.9.2016, 16:13
Цитата(WasserWolf @ 4.9.2016, 16:01)
Вот именно, у него знания о 2 витках из области труб. Я же ему в ответ на его требования заявил, что у меня напротив дома меняют трамвайные рельсы и там длина выступающей резьбовой части чуть ли не 15см. И моё сравнение относится к фланцам и шине воздуховодов ровно столько же, сколько и его.
Ы
Такие же у него требования и к длине шпильки выступающей из под профиля, на который будут укладываться прямоугольные воздуховоды. Требования к местам, где воздуховоды висят над самой головой понятны (я бы там вообще срезал шпильку под ноль), где же до воздуховодов метров 5 — это требование непонятно никак, т.к. бывает, что потом часто что-то не относящееся к вентиляции потом подвешивается к нашим креплениям. И если я ещё могу закрыть где-то глаза на то, что что-то подвесили на нашу шпильку, то подвешивать постороннее на П-образный профиль или траверсу не разрешу ни за что (он не имеет такого запаса прочности, как шпилька).
Хотите подстраховаться — узаконьте свои болты в технолоической карте по вашей фирме или на этот объект. Пока не поздно.
А подвешивать даже к шпилькам постороннее не разрешайте. От греха подальше.
Цитата(Vano @ 4.9.2016, 16:10)
Я бы пошел на встречу Заку.
Это несложно (в смысле не удорожает проект), в ответ можно получить благодарственное письмо, повесить на сайте.
Так вопрос в количестве и условиях. Может там и не подобраться уже к болтам этим.
4.9.2016, 16:16
Цитата(zaharov63 @ 4.9.2016, 16:13)
Так вопрос в количестве и условиях. Может там и не подобраться уже к болтам этим.
ну если не подобрать — так и письмо ниписать, что нет таких болтов, но думаю можно из гостовских подобрать
4.9.2016, 16:37
Цитата(Vano @ 4.9.2016, 16:16)
ну если не подобрать — так и письмо ниписать, что нет таких болтов, но думаю можно из гостовских подобрать
Я о доступности, а не подборе.))
Может там уже другие коммуникации рядом-снизу появилис, или высоко. Если сотни- тысячи болтов. Бред.
Было у меня -нестандартка вроде шкафных укрытий на рабочем месте — тут да, попросил, что бы аккуратно и безопасно. Обрезали саморезы, или короткие болты, или клепки. Тут да — важно и логика есть.
WasserWolf
4.9.2016, 16:40
Цитата(Vano @ 4.9.2016, 16:10)
Я бы пошел на встречу Заку.
Это несложно (в смысле не удорожает проект), в ответ можно получить благодарственное письмо, повесить на сайте.
Я про длину болтов.
Сейчас попросят смонтировать на короткие болты, завтра поросят покрасить шпильку, потом попросят эту шпильку завязать узлом, потом поросят смонтировать изоляцию алюминиевой фольгой внутрь, потом попросят приточки поставить вверх ногами и т.д. Из опыта — стоит раз пойти навстречу глупым и необоснованным желаниям Заказчика, как потом тебе сядут на шею.
Я понимаю, что всегда смотрят и придираются к какой-то несущественной фигне, а то, что система будучи неправильно спроектированной изначально, вообще нормально работать не будет — всем пофиг. Но я принципиальный сторонник только хоть как-то обоснованных уступок, а не просто навстречу чьим-то хотелкам.
Я бы заменил болты на короткие, но к сожалению во многих местах тяжело подлезть и гораздо легче монтировать на более длинный болт, чем на короткий, помимо этого, сейчас фасонину (особенно из чёрной стали с приварными фланцами) делают часто так, что приходится приложить усилие, чтоб стянуть шину или фланец. Помимо этого, для экономии занимаемого пространства воздуховодами местами мы вопреки предписываемым нормами 100. 300мм поднимем воздуховоды практически вплотную к инженерным коммуникациям, потолку, стенам. Там и руку засунуть местами будет непросто, более длинный болт засунуть в труднодоступное место гораздо легче, чем короткий. Ладно, если бы там была пара десятков таких мест, но у нас тысячи стыков. В узлах прохода кровли для наших воздуховодах пятисантиметровые саморезы торчат и Заказчику не мешают, а тут лишний сантиметр болта его не устраивает.
4.9.2016, 17:07
Компромисс мож какой — где видно два витка, а в остальных местах как есть.
WasserWolf
4.9.2016, 17:23
Цитата(Vano @ 4.9.2016, 17:07)
Компромисс мож какой — где видно два витка, а в остальных местах как есть.
Где мне видно — не видно Заказчику, где видно Заказчику — не видно мне. Где видно мне — не видно монтажникам. А я на огромном объекте один и при отсутствии монтажного проекта (да и рабочий проект кривой), к сожалению, я не могу успевать везде. Поэтому мы будем монтировать ВЕЗДЕ на одинаковые болты.
profeMaster
4.9.2016, 18:14
по поводу завязать шпильку узлом — вы уверены, что нет нормативного документа для вашей отрасли, в котором написано, что так и нужно делать?
мой супер экспресс-анализ тематики говорит о том, что в болтовом соединении нормируется выступающий над гайкой кончик болта (шпильки, винта), как правило, не менее двух полных витков, не менее 3 мм, а затем из стандартных размеров берется ближайшая длина.
WasserWolf
4.9.2016, 20:03
Цитата(profeMaster @ 4.9.2016, 18:14)
. мой супер экспресс-анализ тематики говорит о том, что в болтовом соединении нормируется выступающий над гайкой кончик болта (шпильки, винта), как правило, не менее двух полных витков, не менее 3 мм, а затем из стандартных размеров берется ближайшая длина.
Назовите мне соответствующие нормы в которых бы это было сказано относительно воздуховодов и я «съем свою шляпу».
В принципе, если над воздуховодом 1500х650мм будут указанные в нормах 300мм, то не вижу особых проблем чтобы затянуть и короткий болт (хотя болт длинной 25-35мм засунуть много легче). Если же воздуховод прижат к потолку и стенам так, что между краем фланца (еврошины) остаётся 2-3см, и в оставшееся расстояние между воздуховодом надо не только умудриться засунуть руки с ключами, но и засунуть в отверстие еврошины коротенький болт с шайбой, с другой стороны одеть шайбу и гайку, то лично я не смотря на свой опыт не взялся бы поспорить, что сумею затянуть соединение с коротким болтом.
4.9.2016, 22:11
Цитата(WasserWolf @ 4.9.2016, 16:40)
Я бы заменил болты на короткие, но к сожалению во многих местах тяжело подлезть и гораздо легче монтировать на более длинный болт, чем на короткий, помимо этого, сейчас фасонину (особенно из чёрной стали с приварными фланцами) делают часто так, что приходится приложить усилие, чтоб стянуть шину или фланец. Там и руку засунуть местами будет непросто, более длинный болт засунуть в труднодоступное место гораздо легче, чем короткий.
А Вы это заказчику говорили? Ему же потом обслуживать, в его интересах чтобы было ремонтоудобно.
WasserWolf
4.9.2016, 22:19
Цитата(WRybkin @ 4.9.2016, 22:11)
А Вы это заказчику говорили? Ему же потом обслуживать, в его интересах чтобы было ремонтоудобно.
Заказчика ничего кроме красоты не волнует, даже работоспособность, не то что ремонтопригодность. Убедить его можно сославшись только на нормативные требования или их отсутствие.
5.9.2016, 0:43
Вроде как идеально.
Если не волнует работоспособность — можно вообще не монтировать приточки, сделать красивые болты.
Профит.
Ну примерно так.
5.9.2016, 8:28
Либо это просто маразм, либо вас готовят, к тому что сдача без вознаграждения вам не светит.
5.9.2016, 8:40
Цитата(Kasper @ 5.9.2016, 8:28)
Либо это просто маразм, либо вас готовят, к тому что сдача без вознаграждения вам не светит.
По-моему, просто некомпетентность заказчика. Думаю, для ТС все обойдется.
WasserWolf
5.9.2016, 8:48
Цитата(Kasper @ 5.9.2016, 8:28)
Либо это просто маразм, либо вас готовят, к тому что сдача без вознаграждения вам не светит.
Если этот вопрос и встанет, то как раз будет решаться нашим Заказчиком. У него проблема в том, что хотя как лучше — в этот раз он затупил (к счастью возникший вопрос с длинной болтов — это единственный случай за довольно долгое время работы с ним). Моя задача, сославшись на нормативные документы или отсутствие их, убедить его в том, что он в данном случае неправ. Он умный человек и его можно убедить, но убеждать надо мотивируя свою точку зрения. Возможно и я не прав, но реально за 15 лет работы впервые возникает вопрос выступающей над гайкой резьбовой части болта и не нашёл я таких требований даже в недействующих уже нормах по вентиляции.
Из уважения к Заказчику хочу разобраться в вопросе чтобы не подставить его при сдаче — реально будет очень стыдно, если при сдаче выяснится, что болты и в самом деле должны выступать над гайкой на 2 витка и в случае воздуховодов.
Если я буду налаживать системы сам или лично контролировать наладку, то гарантированно сдам работы по вентиляции (за 15 лет работы пока не было ни одного случае проблем при сдаче). Если какие системы не выдадут проектные расходы вследствие завышенной скорости в сечении воздуховодов и, соответственно, завышенного сопротивления сети — это не моя вина и я знаю что в этом случае писать в паспорте.
5.9.2016, 8:52
Цитата(zaharov63 @ 4.9.2016, 15:45)
Кстати, можете в типовых Минмонтажспестроя или других ведомств советских посмотреть, хоть и старых.
Цитата(WasserWolf @ 5.9.2016, 8:48)
Если какие системы не выдадут проектные расходы вследствие завышенной скорости в сечении воздуховодов и, соответственно, завышенного сопротивления сети — это не моя вина и я знаю что в этом случае писать в паспорте.
О, вот это интересно, поделитесь, что напишете.
5.9.2016, 9:02
Извините не удержался.
WasserWolf
5.9.2016, 9:13
Цитата(zaharov63 @ 5.9.2016, 8:52)
О, вот это интересно, поделитесь, что напишете.
Пишу так: Система не выдаёт проектные расходы с отклонениями согласно СП 73.13330.2012. Далее общие рекомендации (например, замена вентилятора, сети воздуховодов и т.д.).
Цитата(Kasper @ 5.9.2016, 9:02)
Извините не удержался.
Просто из объекта в объект проектировщики не учитывают запас на неучтённые сопротивления, запас на наладку, то, что те же регуляторы постоянного расхода работают при каком-то сопротивлении перед ними (50. 150Па), что у нас напряжение часто далеко не 400В и т.д.
5.9.2016, 9:14
Цитата(WasserWolf @ 5.9.2016, 9:13)
Пишу так: Система не выдаёт проектные расходы с отклонениями согласно СП 73.13330.2012. Далее общие рекомендации (например, замена вентилятора, сети воздуховодов и т.д.).
Кхм. а я считал, что в этом случае паспорт вообще не выдается.
WasserWolf
5.9.2016, 9:25
Цитата(zaharov63 @ 5.9.2016, 9:14)
Кхм. а я считал, что в этом случае паспорт вообще не выдается.
Согласно СП 73.13330.2012:
8.1.3.2 На каждую систему вентиляции и кондиционирования воздуха оформляется паспорт в двух экземплярах по форме приложения Ж.
5.9.2016, 11:30
посмотрите серию 5.904-1 Детали крепления воздуховодов. Может там есть инфа по этому поводу
5.9.2016, 14:59
Цитата(WasserWolf @ 5.9.2016, 9:25)
Согласно СП 73.13330.2012:
Не аргумент.
Кому он нужен такой. Вы представляете себе паспорт на задвижку, где рядом со штампом ОТК приписано «не герметична», для вентилятора «не обеспечивает каталожную производительность» и т.п.
Не, правда, удивили. Все мероприятия по доведению до проектных показателей проводятся до оформления паспорта.
WasserWolf
6.9.2016, 10:20
Цитата(zaharov63 @ 5.9.2016, 14:59)
Не аргумент.
Кому он нужен такой. Вы представляете себе паспорт на задвижку, где рядом со штампом ОТК приписано «не герметична», для вентилятора «не обеспечивает каталожную производительность» и т.п.
Не, правда, удивили. Все мероприятия по доведению до проектных показателей проводятся до оформления паспорта.
Сначала система вентиляции проектируется, согласовывается, проходит экспертизу, потом она монтируется, потом производится наладка и комплексное опробование. Если оказывается, что средствами наладки не представляется возможным обеспечить создание и поддержание требуемых параметров воздуха в помещениях, то по данным испытаний разрабатываются мероприятия по их обеспечиванию или составляются исходные данные для реконструкции систем (1.21 Рекомендации по испытанию и наладке систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. ЦБНТИ Минмонтажспецстроя СССР, 1989).
После реконструкции систем и очередной невозможности обеспечить создание и поддержания требуемых параметров воздуха в помещениях очередной круг. Потом очередной круг. И так до тех пор пока Заказчик не смирится с тем, что у него системы вентиляции не работают или пока он не обратится к наладчику напрямую для гарантированно последней реконструкции систем.
К сожалению давно не встречал не кривых проектов и Заказчиков всегда интересуют только длины болтов, шпилек и прочая хрень относящаяся лишь к эстетики.
В принципе, удавалось много раз добиться удовлетворительной работы от систем которые изначально не должны были по проекту работать уменьшив сопротивление сети, изменив её конфигурацию, заказав более мощный вентилятор, разогнав вентилятор, проявив чудеса при монтаже и наладке. Но это происходит лишь когда Заказчик даёт проявить инициативу и отступить от проекта. Когда же для Заказчика главное эстетическая сторона, то какая нахрен работоспособность.
На данном объекте у нас используются болты М8х30. Вроде бы вопрос их якобы излишней длины больше не поднимается. Но всё же хочется разобраться в вопросе — нормируется ли длина выступающей над гайкой резьбовой части болта в вентиляции?
6.9.2016, 11:40
Цитата(WasserWolf @ 6.9.2016, 10:20)
Сначала система вентиляции проектируется, согласовывается, проходит экспертизу, потом она монтируется, потом производится наладка и комплексное опробование. Если оказывается, что средствами наладки не представляется возможным обеспечить создание и поддержание требуемых параметров воздуха в помещениях, то по данным испытаний разрабатываются мероприятия по их обеспечиванию или составляются исходные данные для реконструкции систем (1.21 Рекомендации по испытанию и наладке систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. ЦБНТИ Минмонтажспецстроя СССР, 1989).
После реконструкции систем и очередной невозможности обеспечить создание и поддержания требуемых параметров воздуха в помещениях очередной круг. Потом очередной круг. И так до тех пор пока Заказчик не смирится с тем, что у него системы вентиляции не работают или пока он не обратится к наладчику напрямую для гарантированно последней реконструкции систем.
Приведенное, хотя и смешивает пусконаладку и и испытание на эффект, ни как не аргументирует вашу практику оформления «косячных» паспортов.
Цитата(WasserWolf @ 6.9.2016, 10:20)
В принципе, удавалось много раз добиться удовлетворительной работы от систем которые изначально не должны были по проекту работать уменьшив сопротивление сети, изменив её конфигурацию, заказав более мощный вентилятор, разогнав вентилятор, проявив чудеса при монтаже и наладке. Но это происходит лишь когда Заказчик даёт проявить инициативу и отступить от проекта. Когда же для Заказчика главное эстетическая сторона, то какая нахрен работоспособность.
Чем больше вы делитесь наболевшим, тем больше провоцируете на вопросы. Очередной: вы как-то узакониваете отступления от проекта?
Цитата(WasserWolf @ 6.9.2016, 10:20)
На данном объекте у нас используются болты М8х30. Вроде бы вопрос их якобы излишней длины больше не поднимается. Но всё же хочется разобраться в вопросе — нормируется ли длина выступающей над гайкой резьбовой части болта в вентиляции?
Вообще-то и диаметр болтов может быть одинаковым только у некоторых размеров воздуховодов.
Возвращаясь к длине буду повторяться. Не знаю, аргументом ли для вас и заказчика будут источники советских времен. Например, ВСН 464-85, в котором есть таблицы норм расхода материалов, в т.ч. болтов. От М6х20 до М10х80. В нем тоже диаметры и длины в зависимости от диаметра воздуховода. То есть возможно это скорее в пользу заказчика. Уточняйте на всякий случай статус документа или есть ему замена.
Есть литература, в которой тоже в табличке показаны конкретные болты разного диаметра и длины в зависимости от диаметра. Но литература не документ, который вас устроил бы, к тому же она тоже из совеветских времен.
В нынешнее время если защищать вас, то по крайней мере в программе. которая стоит у наших сметчиков, в материалах расценок только диаметры болтов. И как способ подстраховаться упоминал Технологическую карту. Но это относится только к длинам, но ни как не к диаметрам.
6.9.2016, 12:19
Цитата(zaharov63 @ 6.9.2016, 11:40)
. От М6х20 до М10х80.
Опечатка: до М10х30. Кстати — да, 30 — максимальная длина.
В литературе для прямоугольных с размером большей стороны 2500 и более — М12х40
WasserWolf
6.9.2016, 21:00
Цитата(zaharov63 @ 6.9.2016, 11:40)
. вы как-то узакониваете отступления от проекта.
Указываем это в исполнительной документации и в паспорта вкладываем реальные схемы. Когда Заказчик просит согласовывать все изменения с авторским надзором — я ему говорю, что у меня нет на это времени, и предлагаю ему выбор — либо делать всё тупо по проекту, либо делать по уму (под нашу ответственность) и отразить изменения лишь в исполниловке.
Год назад Заказчик при сдаче краснел как рак когда я ему вспоминал, что он сам сказал делать чётко по проекту. Реконструкция систем там до сих пор ещё не закончена.
7.9.2016, 8:43
Цитата(WasserWolf @ 6.9.2016, 21:00)
Указываем это в исполнительной документации и в паспорта вкладываем реальные схемы. Когда Заказчик просит согласовывать все изменения с авторским надзором — я ему говорю, что у меня нет на это времени, и предлагаю ему выбор — либо делать всё тупо по проекту, либо делать по уму (под нашу ответственность) и отразить изменения лишь в исполниловке.
Продолжаете удивлять. Ну а если изменения по вашим инициативам/ предложениям не соответствуют или сверх сметных объемов, то как поступаете?
WasserWolf
7.9.2016, 12:47
Цитата(zaharov63 @ 7.9.2016, 8:43)
Продолжаете удивлять. Ну а если изменения по вашим инициативам/ предложениям не соответствуют или сверх сметных объемов, то как поступаете?
Если я вижу, что сопротивление системы завышено (по сравнению с характеристиками вентилятора), то увеличиваю сечение воздуховодов, что приводит к увеличению стоимости. Если фактическая стоимость выше изначально заложенной в смете, то это только хорошо (легче сдать). Но это в случае, если Заказчик забоится не только об эстетике. Если Заказчик сомневается насчёт целесообразности увеличения сечения — выдать ему аэродинамический расчёт несложно.
Если же сечение завышено, то ничего не меняю — запас всегда пригодится.
7.9.2016, 13:06
Цитата(WasserWolf @ 7.9.2016, 12:47)
Если я вижу, что сопротивление системы завышено (по сравнению с характеристиками вентилятора), то увеличиваю сечение воздуховодов, что приводит к увеличению стоимости. Если фактическая стоимость выше изначально заложенной в смете, то это только хорошо (легче сдать).
Не понял. Как обойдя авторов проекта можно изменить сметную стоимость в сторону увеличения. Доп акты и доп сметы проектировщики с ваших слов не подписывают и не выпускают. Как тогда?
7.9.2016, 14:09
Цитата(zaharov63 @ 7.9.2016, 10:06)
Не понял. Как обойдя авторов проекта можно изменить сметную стоимость в сторону увеличения. Доп акты и доп сметы проектировщики с ваших слов не подписывают и не выпускают. Как тогда?
Я вам открою большой секрет, на больших объектах, если инженер-проектировщик вписывает реальные размеры воздуховодов — то по факту 100% монтажная организация не впишется в эти объемы. Сейчас монтируем один крупный объект международного значения, так сперва Заказчик говорил что проект вылизан и изменений не будет! По факту имеем процентов 30 изменений в проекте (трассировка воздуховодов, не в оборудовании). Перед изменениями и после мы закрепляем «наши труды» в акте по доп. работам. Наличие подписи проектной огранизации — для нас не важно, важно что тех.надзор и представитель Заказчика нам его подписали, и после выполнения работ нам платят денежку.
Теперь, если кому «важна» подпись проектировщика, разбираем ситуацию:
1 проектировщик не учел, не наложил магистрали друг на друга и поэтому пошли изменения в сторону увеличения
2 произошли изменения в планировках и т.п.
3 проектировщик проепал сечение воздуховодов и по факту нужно «больше золота»
4 монтажники просто захотели (им показалось) что сечение заужено (хотя по факту не заужено)
Могу сказать если проектировщик не вспупил в конфликт с монтажниками, то при «1» и «2» случае он подпишет все что угодно, ибо суммы могут возрасти в разы!
При «2» случае — решается все с технадзором и манагером проекта.
При «4» случае, в будущие проекты вбиваете «кадило» для изгнания духов и «лекарство» от показалось.
Всегда есть доп. роботы, и практически всегда есть отклонения от проектов. Другое дело что иногда попадаются заказчики которые в договоре пишут «все и под ключ и за это 50 баксов», то тогда действительно сложно, но и тогда можно найти выход: делаем все по проекту, пересекаются трубы с воздуховодами — болгарка и вперед, и через некоторое время Зак идет на диалог, конечно ни кто вам не подпишет двухкратное превышение затрат, но по мелочам — вполне могут.
Но есть действительно неразрешимая ситуация, когда Заказчик присылает тендерное предложение и там написано:
1 Считать строго по спецификации
2 Стоимость указывать «под ключ»
И после выставления КП он начинает вычеркивать все что не указано в спецификации — вот это диагноз.
7.9.2016, 17:07
Цитата(baron.od @ 7.9.2016, 14:09)
Перед изменениями и после мы закрепляем «наши труды» в акте по доп. работам. Наличие подписи проектной огранизации — для нас не важно, важно что тех.надзор и представитель Заказчика нам его подписали, и после выполнения работ нам платят денежку.
Еще раз. Если нет подписи проектировщика, откуда появится смета, чтобы получить денежку?
Изменения и допакты есть и у нас. Но без проектной организации не пройдет ни один. Не понимаю также , как сдавать исполнительную, не соответствующую проекту, да еще «под свою ответственность». Ладно там , какие-то «чудеса при монтаже и наладке», так еще и вентоборудование менять, диаметры по своему разумению. Не, не понимаю.
7.9.2016, 20:02
От проектной организации.
Делаем запас на воздуховоды 10-20% площадь.
Просто программно при получении спецификации из 3Д.
И при составлении сметы 2% положенные на непредвиденные.
За руку нас на этих 20% за 10 лет поймали один раз — сметчики Гены.
Теперь ставим 10%.
Если кому надо надо проектирование со сметой +10% +2% — обращайтесь.
Сборка резьбовых соединений
Под резьбовым понимается соединение элементов, осуществляемое с помощью винтовой (спиралевидной) поверхности. Сопряжение данного типа получило очень широкое распространение ввиду наличия у него множества достоинств. Действительно, все, вроде бы просто: при необходимости скрепления привинчиваются две детали с подходящими параметрами резьбовой накатки. А чтобы рассоединить, достаточно выполнить действия в обратном порядке. Однако конструкция, созданная на основе резьбового соединения будет надежной при соблюдении определенных требований. Обо всем этом и поговорим.
Разновидности резьбовых соединений и применяемых крепежных элементов
В общем случае резьбовые соединения принято условно подразделять на:
Нормальные. Для сопряжения используются
- болты. Это крепежные элементы со стержнем, с одного конца которого берет начало резьбовая нить, а на другом его конце находится шляпка. Скрепление обычно формируется с помощью гайки, реже – путем ввинчивания в отверстие в одной из скрепляемых деталей;
- винты. Данные соединительные элементы тоже имеют стержень с резьбовой накаткой и элементом, посредством которого передается вращающее усилие – шляпкой. Чаще всего вкручиваются в гнездо, проделанное в одной из сопрягаемых деталей, то есть обычно совместно с гайкой не используются;
- шпильки. Представляют собой стержень цилиндрической конфигурации. Резьба может быть накатана по всей его длине либо с двух сторон с гладкой срединной частью. Один конец вкручивается в отверстие в одной из скрепляемых деталей, а на другой навинчивается гайка;
- гайки. Крепежные элементы с отверстием, внутри которого накатана резьбовая нить. Могут иметь 6-гранную форму, боковое рифление, шлицы, а также радиально направленные или торцевые отверстия;
Специальные. Резьба наносится на поверхность основных деталей узлов механизмов.
Применяются в резьбовых соединениях также шайбы и приспособления, называемые гаечными замками. Последние препятствуют самопроизвольному отвинчиванию стержневой крепежной детали либо гайки.
Для классификации резьб применяется множество критериев. Назовем лишь наиболее часто применяемые:
- шаг резьбы – удаленность одноименных точек, расположенных на соседних витках резьбовой нити. Бывает мелким и крупным;
- предназначение: крепежная. Подразделяется на резьбу метрическую (единица измерения ее рабочих параметров – сотые/тысячные доли метра) и дюймовую (здесь подсчет витков производится на одном дюйме, то есть 25,4 мм резьбовой накатки); крепежно-уплотнительная. К данному типу относится резьба: трубная. Отличается канавками, имеющими особый профиль, и скругленными гребнями витков; круглая. Профиль этой резьбы является результатом сопряжения 2-х дуг с одним радиусом;
- направление захода: правосторонняя резьба. Крепеж с такой резьбой накручивается в сторону движения часовой стрелки; резьба левосторонняя. Чтобы создать соединение с помощью крепежа с левосторонней резьбовой накаткой, вращать его нужно в направлении противоположном движению часовой стрелки;
- количество заходов: резьба многозаходная – нарезка состоит из нескольких нитей, находящихся одна от другой на одинаковом расстоянии; однозаходная резьба – на стержне либо в отверстии проделана только одна нить;
- конфигурация поверхности. По этому признаку резьба бывает: цилиндрической. Нарезка выполнена на поверхности, имеющей форму правильного цилиндра; конической. Здесь спиралевидные канавки наносятся на поверхность трубного изделия либо стержня конической формы;
- место расположения поверхности, где расположена накатана резьбовая нить: отверстие в гайке, втулке и т.д. – резьба внутренняя; стержень крепежной детали – резьба внешняя.
Подготовка деталей к сборке
Это очень важный предварительный этап формирования соединения. Он предполагает проверку:
- соответствия степени шероховатости поверхности скрепляемых объектов техническим требованиям. На ней должны отсутствовать забоины, участки с выпуклостями и т.д. Имеющиеся дефекты в виде небольших по глубине вмятин либо мелких заусенцев зачищаются посредством шабера, либо напильника;
- чистоты резьбовой накатки используемых для реализации соединения крепежных деталей (их перечень представлен выше). Резьба должна быть чистой, свободной от забоин и не иметь смятых участков нити. Ее срыв допускается лишь на 2-х крайних витках. Запрещается монтаж крепежа с сильно изношенными либо погнутыми стержнями;
- граней шляпок болтов и наружной поверхности гаек. Они не должны иметь признаков смятия, чтобы рожковый ключ при затягивании не проскальзывал и еще больше не «зализывал» эти грани;
- смещения продольных осей отверстий (обозначение СПО), проделанных в скрепляемых объектах. Допустимая величина этого параметра определяется по формуле
D о – диметр отверстия;
D с.к.д.. – диаметр стержня крепежной детали.
Если СПО>D о -D с.к.д. , отверстия иногда подвергают совместному развертыванию.
Сборка соединения и ее особенности
Сборка резьбового соединения выполняется так:
- болт вставляется в подготовленное отверстие. Если усилия руки не будет хватать, чтобы он полностью прошел сквозь гнездо, можно нанести несколько несильных ударов молотком. Но боек этого инструмента должен быть мягким;
- осуществляется затягивание установленного болтокомплекта до упора. При этом нужно контролировать, чтобы усилие закручивания соответствовало прописанному в технических условиях.
Общие особенности
Глубина ввинчивания стержневого крепежа (обозначение Гл.Вв.) в гнездо нижнего скрепляемого объекта, изготовленного из чугуна, такая:
D р. — диаметр резьбы.
Если же нижняя соединяемая деталь произведена из иного металла, тогда применяется другая формула:
Вкручивание нужно проводить так, чтобы торец стержня крепежного элемента, на котором начинается резьбовая нить, выступал из гайки не меньше, чем на один виток, а лучше – на три. Отверстия под шплинты в болтах со шляпкой любой конфигурации и шпильках должны быть свободны от забоин.
Особенности болтового соединения
Во многих соединениях данного типа осуществляется одновременное центрирование болтов с целью определения правильного пространственного расположения скрепляемых компонентов конструкции (к примеру, положения крышки по отношению к стержню шатуна). Такие случаи предполагают вхождение болтов в гнезда с зазором (обозначение З) в диапазоне 0,02 мм≤З≤0,04 мм. Кроме того, должно выполняться еще одно требование. Формулируется оно так: изготовление стержня болта и формирование отверстия должно вестись с допуском малой величины и с чистотой их поверхностей высокого класса.
Нередко стержень крепежной детали изготавливают ступенчатым. Ее монтажу присущи следующие особенности:
- поблизости от шляпки и там, где болт стыкуется со скрепляемым элементом, обычно оставляют центрирующие пояски, обработанные с повышенной точностью;
- установка таких болтов в отверстия производится путем нанесения ударов молотком со свинцовым бойком.
Особенности шпилечного соединения
Выполняется данное соединение так:
- шпилька вкручивается в один из скрепляемых элементов конструкции;
- шпилька продевается в отверстие во втором элементе, после чего тот перемещается по стержню до плотного соприкосновения с первым;
- на шпильку навинчивается гайка. Момент вращающего усилия, прикладываемого к гайке, передается (частично) на шпильку, из-за чего та становится подвижной. Чтобы исключить данное явление, этот стержневой крепеж, следует вкрутить в элемент конструкции до упора так, чтобы торец уперся в дно гнезда;
- в завершение осуществляется проверка качества сформированного соединения. Контроль плотности посадки шпильки выполняется постукиванием молотком, имеющим медный боек, по ее гладкому сегменту. Факт качественного проведения этой операции подтвердит металлический без признаков дребезжания звук. Проверка перпендикулярности продольной оси шпильки к поверхности сопрягаемого элемента осуществляется с помощью угольника.
Закручиваться шпилька может четырьмя способами. Первый – на нее навинчивается сначала одна гайка, а вслед за ней другая так, чтобы они вошли в плотный контакт. Для придания шпильке вращательного движения рожковый ключ прикладывается к верхней гайке.
Второй способ несколько сложней. На некий болт предварительно навинчивается гайка, но не полностью, а так, чтобы от конца стержня до окончания накатанной в ней резьбовой нити оставалось хотя бы три витка. Затем это приспособление наворачивается на шпильку. Закрутить ее можно даже накидным ключом, приложив его к шляпке болта.
Третий метод реализуется только на шпильках, гладкая часть которых имеет не круглое, а квадратное сечение. Их завинчивание осуществляется гаечным ключом, прикладываемым именно к данной срединной части.
Четвертый способ предполагает наличие на торце шпильки шлица. Здесь все понятно: для закручивания применяется обычная отвертка.
Когда необходимо осуществить монтаж не одного десятка шпилек, рекомендуется делать это с использованием ручного инструмента с электро- либо пневмоприводом.
Особенности работы с гайками
Навертывание гайки на стержневой крепеж выполняется сначала усилием от руки. Навинчиваться она должна не излишне свободно (имеется в виду, с покачиванием), так как при ее затягивании может легко произойти срыв резьбовой нити. Если накручивание гайки происходит с трудом, обусловлено это может быть:
- наличием погрешностей в расстоянии между соседними витками;
- искажениями резьбового профиля или диаметра резьбы;
- некорректным выбором угла наклона.
Последний момент очень важен. Ось резьбы на стержневом крепеже должна образовывать с плоскостью торца гайки прямой угол.
Соединение деталей, формируемое с применением большого количества гаек, требует соблюдение особого подхода. Заключается он в соблюдении правильной последовательности их затягивания. Сначала необходимо затянуть средние гайки, затем расположенные по соседству с левой и правой стороны, приближаясь постепенно к крайним посадочным местам. Так будет исключена возможность перекоса с последующим короблением сопрягаемого элемента.
Но и это еще не все. На начальном этапе все гайки необходимо затянуть, например, на треть затяжки, после этого – на две трети, а затем уже полностью.
Особенности установки прокладок
Чаще всего для уплотнения скреплений используются прокладки, изготовленные из материала, легко подвергающемуся деформированию. Таковым может быть железоасбест (например, прокладка ГБЦ силового агрегата автомобиля), пробка, композиционный листовой паронит, плотная бумага – картон.
Прокладки из картона
Допустимая неравномерность толщины таких изделий – не больше 0,1 миллиметр по всей длине. Если предполагаемая сфера применения картонных прокладок – препятствование подтеканию воды, их нужно смазать мастикой либо свинцовым суриком (формула Рb 3 О 4 ). В случае их использования с целью предотвращения подтекания масла определенного типа, им же прокладки можно и смазывать. Применять для этого допускается также солидол. Условия хранения прокладочного картона – закрытое помещение:
- с влажностью не более 55%;
- температурой воздуха +15°С≤Т≤+17°С.
Паронитовые прокладки
Разновидности паронитовых прокладок утверждены ГОСТом 481-80. В этом же нормативном документе содержится информация о возможности установки данных изделий конкретного типа в резьбовые неподвижные соединения. Приведем лишь один пример, касающийся прокладок из наиболее ходового материала – паронита общего назначения. Они размещаются в соединениях, обеспечивающих транспортировку следующих рабочих сред: перегретой воды с минимальным содержанием солей; перегретого насыщенного пара; аммиака, находящегося в жидком, либо газообразном агрегатном состоянии и др. Температура этих веществ не должна покидать диапазон -50°С≤Т≤+ 450°С, а максимально допустимое давление составляет 6,4 МПа.
При хранении паронитовых прокладок нельзя допускать попадания на них прямого солнечного излучения. Температура в помещении должна находиться в пределах 0°С≤Т≤+ 20°С.
Пробковые прокладки
Влажность окружающей среды оказывает влияние на степень деформации этих изделий.
- Если влажность повышена, прокладки начинают постепенно набухать. Поэтому перед установкой их нужно просушить.
- При пониженной влажности происходит явление противоположного характера – эти изделия сжимаются. В данном случае до формирования соединения прокладки необходимо продержать под отрезком увлажненной ткани на протяжении 6 часов.
Не допускается установка подобных элементов, у которых наблюдается отклонение значений размерных характеристик от требуемых.
Железоасбестовые прокладки
По конструктивному исполнению такие прокладки обычно представляют собой 3 листа мягкого стального сплава марки 08, между которыми прокладывается асбест. Но в продаже можно найти вариант, в котором эти 3 пластины не стальные, а медные, с толщиной, находящейся в пределах от 0,2 мм до 0,3 мм.
Что же касается асбеста, то:
- стандартизованная толщина данного слоя составляет 1,5…1,6 миллиметра;
- допускается применение листов этого материала, толщиной в пределах 0,75…0,8 миллиметра. Однако перед установкой их нужно сложить вдвое.
Стопорение крепежных элементов
Главный критерий, согласно которому способы стопорения подразделяется на виды –характер воздействия на крепежные элементы. На его основе выделяются 3 группы методов, препятствующих ослаблению резьбового соединения.
- Обеспечивающие формирование дополнительного трения за счет давления, направленного по оси либо ориентированного радиально. Наибольшее распространение из этой группы получило использование контргайки: ее затягивают после того, как основная гайка, собственно, и создающая скрепление, будет накручена до упора. Другой вариант – стопорение винтом. В одной из граней гайки высверливается отверстие, и в нем нарезается резьба. Затем подбирается винт. Его длина должна немного превышать толщину грани гайки, а параметры резьбы – совпадать с характеристиками резьбовой накатки, ранее проделанной в боковом отверстии гайки. Дальнейшие действия такие: гайка накручивается до упора, после чего в имеющееся на ее грани гнездо ввинчивается стопорящий винт, пока он не войдет в соприкосновение со стержнем болта. Чтобы не допустить смятие резьбовой нити последней детали, перед винтом обычно помещают в отверстие шарик из мягкого металла, например, алюминия.
- Фиксирующие взаиморасположение компонентов болтокомплекта. В число этих методов входят фиксация проволокой, способными к деформации либо пружинными шайбами, а также шплинтование. Установка стопорной шайбы выполняется достаточно просто. Она подкладывается под гайку, ее ус вводится в паз, предварительно подготовленный на поверхности скрепляемой детали, а фрагмент самой шайбы деформируется так, чтобы он плотно прилегал к одной из граней гайки. Повторно применять данное изделие нельзя.
- Осуществляющие местную пластическую деформацию. Это, преимущественно, кернение. Проводиться данная операция может как со стержнем болта, так и с боковой поверхностью гайки.
Заключение
В заключение коротко об инструментах, применяемых при сборке резьбовых соединений. Они бывают с ручным приводом и приводом механизированным. К первым относятся обычные гаечные, а также торцовые, трещоточные, коловоротные и другие ключи. В число вторых входят т.н. гайковерты. Наибольшее распространение получили образцы данного инструмента с электрическим приводом (подключается к аккумулятору либо бытовой/промышленной сети), пневматическим приводом (требует наличие компрессора) и с гидравлическим приводом (подключается к насосу, оснащенному распределителем).
Товары каталога:
КОРОТКИЙ И ДЛИННЫЙ БОЛТ
Если хочешь что-то спрятать — положи это на видное место (народная мудрость). Верно и обратное. Очень часто мы просто перестаем замечать то, что постоянно находится у нас прямо перед глазами.
Каждый день, ходя по производству, мы видим, но не замечаем десятки, а то и сотни резьбовых соединений. Каждое такое соединение — это потенциальный отказ оборудования.
В США провели исследование и выяснили, что 30% отказов в автомобильной промышленности вызвано болтовыми соединениями.
Но болтовые соединения есть везде. Давайте завтра пройдем по предприятию без всяких приборов, специальных заданий, чек-листов и просто будем смотреть и видеть гайки. Очень вероятно, что мы заметим «короткий болт» и предотвратим отказ, сбережем деньги и даже, может быть, предотвратим несчастный случай.
Короткий болт — это термин, используемый для описания ситуации, когда болт установлен, а его резьба не выступает над уровнем гайки.
Для того, чтобы обеспечить полную прочность гайки, жизненно важно, чтобы резьба болта выступала через гайку. В противном случае возникает риск того, что произойдет срыв (зачистка) резьбы.
Часто рекомендуется, чтобы как минимум два шага резьбы болта выступали над уровнем гайки.
Как правило, первые несколько шагов резьбы болта могут быть сформированы только частично из-за фаски и т.д. Гайка тоже имеет не полностью сформированные первые витки резьбы с каждой стороны. Даже если болт закручен вровень с гайкой, то в скрутке фактически будет использована только часть резьбы (примерно две трети высоты гайки).
В системе крепежа HR по ГОСТ 32484.3-2013 (EN 14399-3:2005) «БОЛТОКОМПЛЕКТЫ ВЫСОКОПРОЧНЫЕ ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАТЯЖЕНИЯ КОНСТРУКЦИОННЫЕ . Система HR — комплекты шестигранных болтов и гаек» предусмотрена высота гайки равной 0,85 от диаметра болта. Такая высота гайки приведет к тому, что при превышении усилия затяжки болта при монтаже произойдет разрушение болта (в системе HR), а не срыв резьбы.
Когда болт ломается при затягивании, очевидно, что требуется его замена. Срыв (зачистка) резьбы, как правило, носит постепенный характер. Если может возникнуть режим срыва (зачистки) резьбы, то в эксплуатацию могут попасть соединения, которые частично уже вышли из строя, что может иметь катастрофические последствия. Следовательно, для достижения надежной конструкции необходимо избегать возможности повреждения (смятия, зачистки и пр.) резьбы как с болта, так и с гайки.
При подборе гаек и болтов всегда необходимо следить за тем, чтобы тип и прочность гайки соответствовал типу и прочности болта.
Таким образом, следует использовать гайку на всю высоту. Если вы хотите избежать срыва (зачистки) резьбы, то убедитесь, что резьба болта проходит через гайку и выходит из нее минимум на длину заходной части резьбы болта, это может быть один- три витка. Так же можно использовать правило выступающей части болта над гайкой до затяжки — она должна быть больше, чем 30% от диаметра болта.
Чтобы предотвратить ситуацию с коротким болтом, надо изначально выбрать по соответствующему стандарту болт с подходящей длиной. или проверить глухие отверстия на возможность использования данного болта. Подбор производится на основании расчета необходимой длины болта или глухого отверстия.
Как рассчитать нужную длину болта, шпильки, винта?
РАСЧЕТ ДЛИНЫ БОЛТА, ВИНТА, ШПИЛЬКИ
Если вы используете контргайку или метод затяжки вытягиванием болта/шпильки, учитывайте дополнительно толщину контргайки и необходимую высоту захвата вытягивающего инструмента.
1. Болтовое соединение (болтом и гайкой)
Расчет длины болта: ℓ ≥b1+b2+S+H+a+z, где:
- b1 и b2 – толщины соединяемых деталей;
- S – толщина шайбы;
- Н – высота гайки;
- а – запас резьбы болта на выходе из гайки а=(1-2)Р;
- z – высота фаски резьбового конца стержня по ГОСТ 12414 (z≈2Р).
Расчетную длину сравнивают со стандартными длинами болтов и выбирают ближайшую большую к подсчитанной по соответствующим стандартам.
2. Шпилечное соединение
Расчет длины шпильки ℓ (длина шпильки без ввинчиваемого конца): ℓ= b1+S+H+a+z
ВВИНЧИВАНИЕ БОЛТА В БЛОК ИЛИ ПЛАСТИНУ С НАРЕЗАННОЙ РЕЗЬБОЙ
Длинный болт — это термин, используемый для описания ситуации, когда болт установлен в отверстие недостаточной глубины
В случаях, когда болт вставляется в пластину или блок с нарезанной в них резьбой, обычно бывает так, что материалы болта и блока будут иметь разную прочность. Если будут приняты критерии, согласно которым болт должен быть затянут с усилием, подходящим для его прочности, чтобы выдерживать разрыв при растяжении до того, как внутренняя резьба повредиться, требуемая длина зацепления резьбы может быть чрезмерной и может стать нереалистичной для материалов с низкой прочностью пластин/блоков.
Допуски и погрешности шага между резьбами могут затруднить зацепление длинных резьб (резьбы с большой длиной свинчивания). Есть различные решения для таких случаев, в частности — использование прочных резьбовых вставок в блок или пластину. В случаях ввинчивания в блок или пластину всегда ориентируйтесь на силу затяжки, рекомендуемую изготовителем оборудования, а не на прочностные характеристики болта, шпильки, которые как правило дают возможность большего усилия затяжки.
При глухих отверстиях проверяйте их глубину и глубину нарезанной в них резьбовой части. Резьбовая часть должна превышать на два витка резьбы ввинчиваемую в них часть болта. Для уверенности что соединение сможет быть затянуто с нужным усилием нужно проверить глухие отверстия на возможность использования данного болта в нём.
1. Расчет длины резьбы и глубины сверления под резьбу в глухих резьбовых отверстиях
- ℓ1 – длина ввинчиваемого конца шпильки (винта, болта);
- ℓ2 – запас резьбы (ℓ2≈2Р), где Р — шаг резьбы;
- ℓ3 – недорез включает в себя длину сбега (ℓ5) и недовода (ℓ4) резьбы по ГОСТ 27148 [ℓ3 ≈(1,5…4)Р].
Для справки:
Рекомендуется длина ввинчиваемого резьбового конца ℓ1 шпильки, болта, винта (d — диаметр болта):
- ℓ1=d для резьбовых отверстий в стальных, бронзовых и латунных деталях с и деталях из титановых сплавов
- ℓ1=1,25d для резьбовых отверстий в деталях из ковкого и серого чугуна, бронзы и легких сплавах.
АВТОМАТИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ
Задачу расчёта могу упростить многочисленные онлайн-калькуляторы.
РАСЧЕТ ДЛИНЫ БОЛТА — вот пример онлайн-калькулятора, позволяющего по основным параметрам соединения рассчитать минимальную требуемую длину болта. После расчета вам останется только по выбранному вами стандарту подобрать конкретный болт.
В этом калькуляторе используется формула:
L = hд + hш + hг + hр, где:
- L — длина болта в мм;
- hд — суммарная толщина скрепляемых деталей в мм;
- hш — толщина шайбы в мм;
- hг — высота гайки в мм;
- hр — запас резьбы (обычно минимум три шага резьбы).
Другой калькулятор Подбор длины высокопрочного болта в зависимости от толщины стягиваемого пакета | БАШМЕТИЗ уже побредет конкретный болт по стандарту высокопрочного болта ГОСТ Р 52646-2006 в зависимости от толщины стягиваемого пакета.
В этом калькуляторе используется формула: Длина болта = толщина пакета (толщина соединяемых деталей, пластин) + высота гаек + толщина шайб + выступающий конец
Будьте аккуратны, в подобных калькуляторах могут использовать уже отмененные стандарты. В калькуляторах, применяющих параметры, указанные в ГОСТах, проверяйте актуальность (действие) этих ГОСТов на сегодняшний день.
Раньше, в доинтернетную эпоху, использовали вот такие таблицы. Возможно в каких то условиях они станут хорошей практикой.
Надеемся, что после изучения материалов этого урока ШКОЛЫ ТОИР 4.0 на вашем предприятии не будут наблюдаться такие картины 🙂
Стопорение резьбового соединения
Крепежная резьба любого вида характеризуется углом трения (обозначение «ω») и углом подъема резьбы («α»). По причине того, что ω> α, всем им присуще самоторможение. Но в ходе эксплуатации узлов механизмов под воздействием вибрации и знакопеременных нагрузок коэффициент трения уменьшается. В результате происходит микросмещение соприкасающихся поверхностей, условие самостоятельного торможения нарушается и резьбовые крепежные элементы самопроизвольно отвинчиваются. Их стопорение, препятствующее данному явлению, осуществляется различными методами: с использованием в резьбе дополнительного трения либо выполняющих функцию фиксации материалов или деталей. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Гайки с отверстиями под шплинты
Способ стопорения гаек шплинтами характеризуется высокой надежностью и поэтому получил широкое распространение. В частности, такой вариант фиксации часто встречается в особо ответственных соединениях. Регламентируют производство гаек с отверстиями под шплинты положения ГОСТа 5918-73. Им предусмотрено два исполнения данных метизов.
Гайки прорезные
Отличается гайка прорезная наличием пазов во всех ее гранях. Шплинт вводится в один из них и в отверстие в ненагруженном сегменте стержня болта, которое расположено перпендикулярно его продольной оси. Концы фиксатора должны выступать за противоположную грань. При этом практикуется преимущественно, такой метод установки данного элемента: плоскость головки шплинта располагается параллельно продольной оси стержневой крепежной детали. Его один выступающий конец изгибается на боковую поверхность гайки, а второй – на плоский торец ввинченного болта. Шплинтование данным способом повышает уровень компактности конструкции.
Гайки корончатые
Получили такое название эти метизы ввиду схожести с головным убором царственной особы. По сравнению с предыдущим вариантом высота их граней ниже. Но они переходят в кольцо, в котором, собственно, и проделаны пазы. Методика фиксации шплинтами идентична варианту с прорезными гайками. Ранее было сказано, что для этого используются болты, в стержнях которых проделаны контровочные отверстия. Они будут описаны ниже.
Размерные характеристики
Основные размерные характеристики гаек обоих видов, отображенные на чертежах исполнения, изменяются по нормам ГОСТа 5918-73 в следующих диапазонах:
- номинальный диаметр резьбовой накатки (обозначение d) – от 4,0 мм до 48,0 мм;
- шаг резьбы: мелкий: минимальный 1,0 мм; максимальный 3,0 мм; крупный: min 0,7 мм; max 5,0 мм;
- размер под рожковый ключ (параметр S): 7,0 мм…75,0 мм;
- высота (обозначение m) – от 5,0 мм до 50,0 мм;
- диаметр опорной поверхности без фаски (параметр d w ) – минимальный 6,3 мм; максимальный 69,4 мм;
- диаметр описанной окружности (обозначение е) – min 7,5 мм; max 82,6 мм;
- диаметр фаски (параметр d a ) – не меньше 4,0 мм; не больше 51,8 мм;
- диаметр коронки (обозначение D): 16,0 мм…65,0 мм;
- ширина прорези (параметр n) – от 1,2 мм до 9,0 мм;
- рекомендуемый размер шплинта для гайки прорезной: минимальный 1×12; максимальный 8×90; корончатой: min 3,2×25; max 8×80.
Болты с отверстиями в стержне
Данные крепежные детали используются совместно с вышеописанными гайками. Нормируют производство этих крепежных деталей положения Государственных стандартов под номерами:
- 7811-70, 7808-70: исполнение №5, класс точности «А»;
- 7795-70, 7805-70: исполнение №2, класс точности «В»;
- 15590-70, 15591-70: исполнение №3, класс точности «С»;
- 15589-70: исполнение №2, класс точности «С».
Чертеж исполнения этих соединительных элементов во всех нормативных документах выглядит одинаково.
Размерные характеристики
Все вышеуказанные стандарты устанавливают определенные значения рабочих параметров данных соединительных элементов. Для конкретики приведем диапазоны изменения размерных характеристик, прописанных ГОСТом 7805-70.
- Номинальный диаметр резьбовой накатки: от 1,6 мм до 48,0 мм.
- Шаг резьбы мелкий: минимальный1,0 мм; максимальный 3,0 мм; крупный: минимальный 0,35 мм; максимальный 5,0 мм.
- Размер под рожковый/гаечный ключ: min 3,2 мм; max 75,0 мм.
- Высота шляпки: 1,1 мм…30,0 мм.
- Диаметр описанной вокруг шляпки окружности: не меньше 3,4 мм; не больше 83,9 мм.
- Диаметр контровочного отверстия в стержне: от 1,0 мм до 8,0 мм.
Что же касается параметра l 1 – удаленность оси контровочного отверстия от опорной поверхности шляпки –, то в рассматриваемом стандарте указаны его значения, начиная с болта общей длиной, равной 10,0 мм. В данном случае l 1 =7,5 мм. Максимальная величина этой характеристики у болта с общей длиной, составляющей 300,0 мм, такая: l 1 =288,0 мм.
Болты с отверстием в головке
Методика стопорения резьбовых соединений прописана положениями Отраслевого стандарта за номером 1 39502-77. Они предусматривают использование болтов, в шляпке которых проделаны сквозное отверстие между противоположными гранями. В эти отверстия продевается проволока и закручивается, формируя натяг необходимого уровня. Вышеуказанный нормативный документ утверждает два варианта обвязки – с двумя и несколькими болтами.
При их реализации нужно соблюдать важное условие, обеспечивающее надежность стопорения. Формулируется оно так: направление натяжения проволоки должно совпадать с направлением завинчивания болта. Иначе может произойти его самопроизвольное откручивание, в результате чего соединение ослабеет.
Производство болтов с контровочными отверстиями в шляпке нормируют положения Государственных стандартов за номерами:
- 7811-70, 7808-70, 7805-70: исполнение №3, класс точности «А»;
- 7798-70, 7796-70, 7795-70: исполнение №3, класс точности «В»;
- 15589-70: исполнение №3, класс точности «С»;
- 15591-70, 15590-70: исполнение №4, класс точности «С».
Размерные характеристики
Для получения представления о порядке цифр, установленных вышеуказанными нормативными документами, приведем в качестве примера размеры, прописанные в ГОСТе 7798-70.
- Номинальный диаметр резьбовой накатки: от 6,0 мм до 48,0 мм.
- Шаг резьбы мелкий: минимальный 1,0; максимальный 3,0; крупный: минимальный 1,0 мм; максимальный 5,0 мм.
- Длина стержня болта: минимальная 8,0 мм; максимальная 300,0 мм.
- Размер под гаечный ключ: min 10,0 мм; max 75,0 мм.
- Высота шляпки: 4,0 мм…30,0 мм.
- Диаметр окружности, описанной вокруг шестигранника шляпки: от 10,9 мм до 89,6 мм.
- Диаметр контровочного отверстия в шляпке (параметр d 4 ): минимальный 2,0 мм; максимальный 5,0мм.
- Удаленность оси контровочного отверстия от опорной поверхности шляпки (обозначение l 2 ): min 2,0 мм; max 15,0 мм.
Установочные винты
Основной особенностью данных винтов является отсутствие шляпки. Для обеспечения возможности вкручивания на их торце проделывается плоский, шестигранный либо крестообразный шлиц. Противоположный конец имеет конусообразную конфигурацию.
Стопорение резьбового соединения предусматривает выполнение такой последовательности действий:
- В одной из граней гайки, которая совместно с болтом сформирует резьбовое соединение элементов конструкции, просверливается отверстие с диаметром под установочный винт.
- В этом отверстии метчиком нарезается резьба с параметрами, идентичными резьбе на стопорящей детали.
- Объекты скрепляются с использованием болта и подготовленной гайки.
- После затягивания с требуемым усилием в отверстие на ее грани вкручивается установочный винт до упора в стержень болта.
В результате будет предотвращено самопроизвольное отвинчивание гайки. Очевидно, что от давления конусообразного конца установочного винта, резьба на стержне болта может повредиться. Чтобы не допустить это, рекомендуется сначала вставить в отверстие на грани гайки шарик из мягкого металла, например, алюминия и лишь после этого вкрутить стопорящую деталь.
Размерные характеристики
Рабочие параметры установочных винтов с плоским шлицем и конусообразным наконечником, изготовленных с повышенной и нормальной точностью (классы «А» и «В» соответственно), утверждены нормами ГОСТа 1476-93.
Величины отображенных на чертеже исполнения размерных характеристик изменяются в следующих пределах:
- номинальный диаметр резьбовой накатки (параметр «d»): минимальный 1,0 мм; максимальный 12,0 мм;
- шаг резьбы: 0,25 мм…1,75 мм;
- глубина шлица (обозначение «t»): от 0,4 мм до 3,6 мм;
- ширина шлица (параметр «n»): min 0,2 мм; max 2,31 мм;
- общая длина изделия (обозначение «l»): минимальная 2,0 мм; максимальная 60,0 мм;
- диаметр конца, упирающегося в стержень болта (параметр d t ): от 0,1 до 3,0.
Пружинные шайбы
Пружинными называются разрезные шайбы с концами, находящимися в разных плоскостях. Эти детали препятствуют самопроизвольному отвинчиванию элементов резьбового соединения за счет воздействия на них распорным усилием, возникающим от упругой деформации материала изготовления под внешней нагрузкой.
Но существует еще один фактор, обеспечивающих безотказность работы пружинных разрезных шайб. Пространственное положение срезов витков препятствует вращению гайки в сторону откручивания. Кромки впиваются в ее опорную поверхность, стопоря при этом резьбовое соединение. А вот вращению гайки по направлению закручивания они не мешают.
Согласно положениям ГОСТа 6402-70 шайбы пружинные выпускаются с поперечным сечением, имеющим конфигурацию в виде:
- прямоугольника – легкие, обозначаются литерой «Л»;
- квадрата: особо тяжелые – маркируются сочетанием букв «OT»; тяжелые – обозначаются литерой «T»; нормальные – маркировка осуществляется буквой «H».
Внутренний диаметр шайб пружинных (минимальный – 2,1 мм, а максимальный – 48,5 мм) позволяет размещать их под болты с резьбой от M2 до M48. Нормы ГОСТа 6402-70 устанавливают следующие требования к показателю твердости данных метизов:
- у изготовленных из стали – НRС э 41,50…НRС э 49,50;
- у бронзовых – не меньше 90НRВ;
- для шайб, в качестве сырья для производства которых использовалась рессорно-пружинная конструкционная углеродистая сталь 70, допускается повышение твердости до отметки НRС э 51,50.
Стопорные шайбы с лапками
Сфера применения данных фиксаторов – стопорение резьбовых соединений, испытывающих при эксплуатации воздействие значительных вибрационных нагрузок.
Осуществляется это путем загибания лапок на грани гайки и язычка на боковую поверхность скрепляемой детали.
Производство шайб с лапками регламентируют положения ГОСТа 13463-77. Они устанавливают такие значения внутреннего диаметра данных метизов: минимальный – 3,2 мм, максимальный – 50,0. Таким образом, фиксировать с их помощью можно соединения, сформированные на основе гаек и стержневых крепежных элементов с резьбой от M3 до M48
Стопорение контргайками
В данном случае самопроизвольному отвинчиванию основной гайки препятствует сила трения, возникающая между плотно контактирующими поверхностями обоих используемых подобных метизов, а также в резьбе. Недостатки этого способа очевидны:
- соединение утяжеляется;
- при существенных вибрациях надежность стопорения низкая.
Между тем, и данный метод стопорения имеет право на жизнь.
Кернение
Кернение предполагает изменение геометрии стопоримого узла.
Соответственно, применяется этот способ в случае нечастой необходимости демонтажа резьбового соединения. Связано это с пусть даже небольшими, но все-таки имеющими место повреждениями резьбовой накатки как гайки, так и болта. Ведь подвергаются необратимой одновременной деформации контактирующие витки в обеих крепежных деталях. Требования Отраслевого Стандарта под номером 1 39502, принятого в 1977 году, формулируются в этом плане так: кернер нужно ставить в месте, где стержень с резьбой выходит из гайки. Причем кернить нужно в трех точках, как это показано на выше размещенном рисунке.
Стопорение сваркой
Применяется данный способ, когда демонтаж соединения никогда не предполагается. Предпочтительные точки сварки отмечены на рисунке.
Заключение
Для препятствования самопроизвольному отвинчиванию резьбовых соединений могут применяться материалы, обладающие клеящими свойствами. Например, разнообразные жидкие фиксаторы используются, когда установка стороннего предмета в конструкцию недопустима. Вопреки расхожему мнению, они тоже обеспечивают надежное стопорение резьбовых соединений. Большинство таких веществ обладают анаэробными свойствами. То есть, хранясь в емкости с присутствием воздуха, в химическую реакцию они не вступают. Иная ситуация наблюдается, когда после их нанесения на витки резьба затягивается. Тогда в условиях ограниченного доступа воздуха такие составы затвердевают, надежно фиксируя контактирующие поверхности.
Товары каталога: