Цементно грунтовая перемычка под трубу
Перейти к содержимому

Цементно грунтовая перемычка под трубу

  • автор:

Противофильтрационный экран металлических гофрированных труб

Господа, интересует нормативные требования к составу и технологии приготовления цементно-грунтовой подушки (перемычки) под звеньями металлических гофрированных труб. ВСН 76-78 не описывает технологию приготовления и предусмативает добавки (известь) для кислых грунтов. А если грунты не являются таковыми, то они не нужны.

Просмотров: 11684

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

Регистрация: 30.01.2008
Сообщений: 18,648

Про цементно-песчаный раствор в СНиПе было в каком-то. Не помню.
На форуме недавно ссылку давали в разделе Технологии.

Состав ц.п. раствора, как я понимаю, проектировщиком обычно принимается по рекомендациям (в том числе этого СНиПа). И даётся марка раствора.
А добавки уже не знаю кто должен делать.
По идее тот же проектировщик. Но я ни разу не слышал.

Конечно в зависимости от грунтов нужны или не нужны добавки, и подбор цемента.
Про добавки, наверное, можно воспользоваться требованиями СНиП для бетона. Думаю эффекты те же.

Под рукой нет нормативной базы, так что ищите сами.

А причём тут «Противофильтрационный экран» ? Думаете ц.п. раствор способен на это ?

__________________
«Безвыходных ситуаций не бывает» барон Мюнхаузен

Технология сооружения водопропускной трубы из гофрированного стеклопластика отверстием 1,5 м

Технология сооружения бесфундаментной водопропускной трубы из гофрированного стеклопластика отверстием 1,5 м разработана отделом проектирования и внедрения технологии строительства инженерных сооружений института «ВПТИтрансстрой» при участии институтов ЦНИИС и «Ленгипротрансмост» на основании заказа 92/87 от февраля 1987 г ., ГУЖДС Севера и Запада Минтрансстроя.

Ответственный исполнитель Т.А. Герасимова

Редактор Е.П. Сорокина

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРТМШЗЩЯ СООРУЖЕНИЯ ГОФРИРОВАННОЙ ВОДОПРОПУСКНОЙ ТРУБЫ ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА

3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Разработанная технология предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда при сооружении сборных водопропускных труб из гофрированного стеклопластика под насыпями железных и автомобильных дорог в условиях Севера и Западной Сибири для районов, расположенных в обычной климатической зоне, для районов с расчетной температурой наружного воздуха ниже минус 40 °С, в том числе и в районах распространения вечномерзлых грунтов.

Схемы сооружения водопропускной трубы из гофрированного стеклопластика диаметром 1,5 м приведены в Приложении ( Рис. 1-6).

водопропускные трубы — наиболее распространенный вид искусственных сооружений, составляющий около 90%, общего количества искусственных сооружений, предусмотренных при строительстве дорог, и до 15% стоимости всей дороги. Только силами строительных организаций Минтрансстроя при строительстве железных и автомобильных дорог ежегодно сооружают до 1200 водопропускных труб.

Создание новых конструкций, отличающихся пониженной материалоемкостью, трудоемкостью и себестоимостью, дальнейшее развитие производственной базы по изготовлению труб, совершенствование технологии их изготовления и строительства является важной государственной задачей, решение которой будет способствовать успешному выполнению двенадцатой пятилетки.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Сложные географические, гидрологические, и климатические условия северных районов предопределили настойчивый совместный поиск проектировщиками, строителями, эксплуатационниками, учеными и специалистами научно-исследовательских институтов решений трудных инженерных задач.

1.2. Институты ЦНИИС Минтрансстроя (руководитель темы Е.А. Антонов) и «Ленгипротрансмост» разработали конструкцию и технологию изготовления сборных гофрированных водопропускных труб из стеклопластика, собираемых из элементов 100-процеитной заводской готовности.

Выпущена следующая конструкторская документация:

«Трубы водопропускные из гофрированного стеклопластика для железных и автомобильных дорог»

Выпуск 0. Материалы для проектирования

Выпуск 1. Элементы. Рабочие чертежи. Шифр 653 РЧ, Ленгипротрансмост, 1986 г .

Технические условия ТУ 1783-86

«Элементы гофрированные стеклопластиковые водопропускных труб для железных и автомобильных дорог», Ленгипротрансмост, 1986 г .

1.3. Конструкции водопропускных труб из гофрированного стеклопластика предназначены для применения под насыпями железных и автомобильных дорог, расположениях в обычной климатической зоне и в районах с расчетной температурой наружного воздуха ниже минус 40 °С, в том числе и в районах распространения вечномерзлых грунтов.

1.4. Водопропускные трубы из гофрированного стеклопластика применяют на периодически действующих водотоках без процессов наледеобразования независимо от коррозионной активности грунтов и водотоков, а также при отсутствии карчехода и селевого потока.

1.5. На косогорах стеклопластиковые трубы применяют при по перечном уклоне лотка трубы не более 0,03.

Допускается применение труб в теле насыпи на каменной подсыпке. Применение такой конструкции в насыпи железных дорог должно быть согласовано с МТС. Конструкция подсыпки и гидравлический расчет отводящего русла принимают по типовой документации серии 3.501.3-133.

1.6. В районах с расчетной температурой наружного воздуха минус 40 °С и ниже водопропускная способность пластиковых труб определена: под автомобильную дорогу — по безнапорному и полу напорному, режиму протекания яри пропуске расчетного расхода; под железную дорогу — по безнапорному режиму протекания при пропуске расчетного и наибольшего расходов. Наибольшие скорости в выходном сечении должны быть не более 6 м/с.

1.7. Коэффициент шероховатости поверхности труб из гофрированного стеклопластика с защитным лотком из бетона или асфальтобетона принят 0,016 (по Павловскому).

Данная технология разработана на основе опыта сооружения сборных гофрированных бесфундаментных водопропускных труб

из стеклопластика и предусматривает сооружение водопропускной трубы отверстием 1,5 м , длиной 25,05 м , под насыпь железной дороги высотой 4,2 м ( рис. 1).

1.9. Водопропускную трубу возводят до отсыпки земляного полотна и укладки пути.

Укрепление русла у входного и выходного отверстий трубы в технологии не предусмотрено.

1.10. В комплекс работ, рассматриваемых технологией сооружения гофрированных водопропускных труб ив стеклопластика, не включены следующие работы:

устройство временных сооружений и дорог;

доставка необходимых машин, механизмов, конструкций, инструмента и приспособлений, обеспечивающих непрерывность технологического процесса;

сооружение линии электроснабжения и устройство освещения.

Рис. 1. Схема устройства трубы отверстием 1,5 м в северном исполнении под железную дорогу:
1 — граница засылки трубы; 2 — цементно-грунтовая подушка; 3 – гравийно-песчаная подушка

Чертеж заимствован из рабочего проекта Ленгипротрансмоста «Трубы водопропускные из гофрированного стеклопластика для железных и автомобильных дорог», лист 653РЧ. 030

1.11. Привязка, технологии сооружения сборной гофрированной водопропускной трубы к местным условиям строительства заключается в уточнении объемов в зависимости от длины трубы с соответствующей корректировкой затрат груда и материально-технических ресурсов.

2. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРТМШЗЩЯ СООРУЖЕНИЯ ГОФРИРОВАННОЙ ВОДОПРОПУСКНОЙ ТРУБЫ ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА

2.1. До начала сооружения трубы необходимо выполнить следующие подготовительные работы:

отсыпать и спланировать строительную площадку, достаточную по размерам для свободного маневрирования машин и механизмов и размещения конструкций;

закрепить на местности проектной организацией и сдать по акту строительной организации точку пересечения оси трассы дороги и продольной оси трубы;

устроить дороги и подъезды к объекту строительства;

доставить и разместить на строительной площадке конструкции, инструмент и приспособления.

2.2. Указания по технологии работ

2.2.1. В районах Севера в летнее время, чтобы не нарушать мохорастительный покров, подъезды к строительной площадке устраивают на грунтовых подсыпках толщиной не менее 0,5 м .

Для устройства строительной площадки грунт отсыпки доставляют самосвалами, разравнивают, уплотняют и планируют бульдозером.

После отсыпки строительной площадки завозят необходимые конструкции и оборудование для сооружения водопропускной трубы.

Все погрузо-разгрузочные работы выполняют при помощи автомобильного крана KC-3571.

2.2.2. Котлован под основание трубы, запроектированный с расчетом на сохранение грунтов основания в мерзлом состоянии, следует разрабатывать при установившейся среднесуточной температуре воздуха ниже 0 °С. Разработку этих котлованов в летнее время разрешается проводить в виде исключения при соответствующем технико-экономическом обосновании.

В зимний период котлованы разрабатывают без крепления, используя естественное промораживание грунтов.

В вечномерзлых грунтах котлованы без креплений разрабатывают в устойчивых маловлажных грунтах в тех случаях, когда исключается возможность оттаивания грунтов в период работ, а также поступление в котлован поверхностных или грунтовых вод.

В период отрицательных температур наружного воздуха разрешается разрабатывать котлован глубиной до 4 м без устройства креплений с промораживанием грунта стен, если при этом обеспечивается безопасность работы в котловане.

Рыхление и разработку грунта в котловане для устройства гравийно-песчаной подушки под средние звенья трубы производят трактором ДЭТ-250 М, оборудованным рыхлителем ДП-9С и бульдозером Д-572С.

Для устройства цементно-грунтовых подушек под оголовки трубы грунт рыхлят клин-бабой, а затем разрабатывают бульдозером. Грунт и шлам, удаляемый при устройстве котлована, следует транспортировать в низовую сторону на расстояние 10- 20 м , не нарушая естественных условий водотока.

В котлованах на вечномерзлых грунтах дно дорабатывают с сохранением грунтов основания в мерзлом состоянии. Сразу после оформления актом приемки котлована в оголовках трубы устраивают противофильтрационные экраны и параллельно заполняют котлован под средние звенья трубы гравийно-песчаной смесью.

Дренирующий грунт под оголовки трубы отсыпают автомобилями-самосвалами непосредственно в котлован.

Грунтоцементную смесь для противофильтрационных экранов приготовляют непосредственно в котловане перелопачиванием одной части цемента и шести частей грунта.

Гравийно-песчаную смесь транспортируют на объект автомобилями-самосвалами, разгружают в котлован, разравнивают бульдозером и уплотняют слоями толщиной 15- 20 см прицепным виброкатком или гружеными автосамосвалами.

Гравийно-песчаную подушку устраивают переменной толщины вдоль оси трубы с учетом строительного подъема. На талых слабых и слабых в оттаявшем состоянии вечномерзлых грунтах основания, а также на сильно сжимаемых грунтах, подстилаемых более прочными, толщину гравийно-песчаной подушки определяют расчетом с соблюдением требований СНиП 2.05.03-84.

Строительный подъем для труб, расположенных на скальных и других несжимаемых грунтах можно не устраивать.

На вечномерзлых грунтах основания строительный подъем назначают с учетом осадки основания за счет протаивания грунтов в соответствии с методикой, изложенной в ВСН 176-78.

2.2.3. После устройства гравийно-песчаной подушки приступают к монтажу звеньев тела трубы.

Сборку трубы из стеклопластиковых элементов производят в следующей последовательности:

предварительно собирают все звенья при вертикальном расположении продольной оси (гофры элементов параллельны поверхности сборочной площадки). В качестве продольного стыка принят стык «в замок» без применения крепежных деталей, конструкция которого выполнена с использованием технического решения по а.с. № 1105714. В качестве поперечного стыка принят стык «внахлестку»;

при сборке первого звена очередной элемент стыковой частью, имеющей прорези, последовательно заводят в стыковую часть предыдущего элемента;

для окончательного смыкания (защелкивания) замков в продольных стыках на первую впадину гофра, лежащего на площадке звена, накидывается трос с натяжным рычагом ( рис. 2);

конец троса 2 с помощью серьги 3 и пальцев соединяется с концом рычага 9, другой конец троса с помощью накидной серьги 7 и вставного пальца 8 соединяется с рычагом 9, образуя плечо «а»;

поворотом конца рычага 9 в сторону, показанную стрелкой, создается стягивающее усилие. В нижней части звена, для фиксации элементов и исключения самопроизвольной расстыковки при сборке в отверстия, предназначенные для монтажных болтов, вставляют инвентарные скобы 10. Вместо скоб можно устанавливать второй стягивающий трос. После замыкания стыков первое звено трубы устанавливают в горизонтальное положение;

последующие звенья также собирают на площадке, но без замыкания одного из продольных стыков и обжатия. После сборки последующее звено накладывают на предыдущее, замыкают четвертый про дольный стык и с помощью натяжного приспособления окончательно защелкивают замки продольных стыков, а далее соединяют элементы поперечного стыка и устанавливают монтажные накладки и болты (по проекту);

Рис. 2. Схема соединения элементов звена трубы:
1 — элементы (четыре); 2 — трос (цепь); 3, 7 – серьги; 4, 5, 6, 8 — пальцы; 9 — рычаг; 10 — скоба

вдоль оси трубы отдельные звенья объединяют в непрерывную конструкцию с помощью специально спрофилированных торцов элементов на обычных болтах диаметром 12 мм . Количество болтов на стык определено по конструктивным соображениям и принято по четыре болта на каждый торец элемента.

2.2.4. Сборка звеньев в трубу показана на рис.3. В том случае, если проектом предусмотрена установка монтажных болтов на поперечные стыки, их устанавливают головками внутрь сразу при сборке очередного звена» Элементы оголовков монтируют иволге окончательной оборки трубы.

2.2.5. После сборки трубы на подушке проверяют соответствие строительного подъема проектному значению, в случае надобности положение трубы корректируют.

2.2.6. Засыпают трубы в соответствии с требованиями ВСН 176-78 горизонтальными слоями толщиной 15- 20 см по всей ширине насыпи с тщательным послойным уплотнением. Отсыпают грунт автомобилями-самосвалами или экскаватором, разравнивают бульдозером. Грунт отсыпают одновременно с обеих сторон трубы, при этом разница в уровнях засыпки должна составлять не более 20 см .

2.2.7. Насыпь над трубой возводят в два этапа. На первом — вокруг трубы отсыпают защитную призму из песчано-гравийной смеси ( рис. 4).

Высота призмы должна создавать над трубой защитный слой грунта толщиной не менее 0,5 м , ширина призмы поверху должна быть не менее диаметра трубы + 8 м , а боковые откосы Должны быть не круче 1:1.

Рис.3. Схема оборки элементов грубы: 1 — 12 — последовательность сборки

На втором этапе возводят остальную часть насыпи из тех же грунтов, что и основное земляное полотно.

2.2.8. Непосредственно перед отсыпной первого слоя защитной призмы тщательно подсыпают и подбивают песчано-гравийной смесью нижние пазухи трубы с обеих сторон, обеспечивая боковые откосы подсыпки под углом 40-45° к горизонту. Подбивку осуществляет ручными деревянными трамбовками, рабочий торец которых имеет профиль впадины гофра.

Рис.4 . Схема расположения трубы при засыпке: 1 — защитный лоток; 2 — гравийно-песчаная подушка

Трамбовку производят до получения характерного «отказа», при которой дальнейшего уплотнения грунта не происходит, а продолжение трамбования грунта вызывает подъем трубы над основанием.

После отсыпки каждого очередного слоя защитной призмы подбивку пазух трубы производят до высоты защитной призмы, равной половине диаметра грубы.

2.2.9. Грунт в тело насыпи на первом этапе отсыпают автомобилями-самосвалами, послойную планировку грунта производят бульдозером. Послойное уплотнение грунта, исключая зону непосредственной близости от трубы (расстояние от контура машин для отсыпки и уплотнения грунта до вертикальной касательной плоскости к стенке трубы должно быть не менее 30 см ), производят гружеными самосвалами или пневмокатками. В непосредственной близости от трубы грунт уплотняют ручным механизированным инструментом (электро- или пневмотрамбовками) параллельно с отсыпкой и уплотнением грунта в боковых призмах.

2.2.10. В призмах грунт уплотняют последовательным перемещением самосвалов или катков с таким расчетом, чтобы колесо по одному следу прошло три — четыре раза. Визуальным признаком достаточного уплотнения считают отсутствие на грунте следа протектора после очередного прохода колеса самосвала или катка.

2.2.11. Степень уплотнения грунта в защитной призме должна быть не менее 95 % его стандартной плотности. Плотность грунта в защитной призме контролируется методом шурфования, принятым для контроля плотности несвязанных грунтов.

Засыпку трубы и уплотнение защитной призмы осуществляют под контролем производителя работ строительной лаборатории.

2.2.12. Проезд автосамосвалов и бульдозеров над трубой и продольную возку грунта осуществляют после возведения защитной призмы, при этом высота засыпки над трубой должна составлять не менее 0,5 м , при высоте слоя не менее 1 м допускают пропуск всех строительных машин.

2.2.13. Опытные стеклопластиковые трубы сооружают в любой время года при условии обеспечения устройства подушки, отсыпки и уплотнения защитной призмы из талой песчано-гравийной смеси.

При этом не допускается наличия мерзлых комьев в песчано-гравийной смеси и смерзание смеси до окончания уплотнения.

2.2.14. До накопления необходимого опыта основные работы по строительству сборных стеклопластиковых труб, а именно, устройство подушки, сборка трубы, отсыпка и уплотнение защитной призмы вокруг нее следует выполнять в присутствии представителей из ЦНИИС.

2.2.15. Насыпь за пределами защитной призмы возводит мехколонна (или аналогичная ей организация) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сооружению земляного полотна.

2.2.16. После возведения и стабилизации насыпи над трубой, но не ранее, чем через шесть месяцев после засыпки трубы, для защиты внутренней поверхности трубы от интенсивного, износа устраивают сборный бетонный лоток.

2.3. Указания по организации работ

2.3.1. Все работы по сооружению водопропускной трубы из гофрированного стеклопластика выполняет комплексное звено в составе пяти человек, в том числе:

5 разр. — 1, 4 paзp. — 1, 3 разр. — 1,

машинист бульдозера Д-572С 6 разр. — 1;

машинист крана КС-3571 6 разр. — 1.

Кроме того, для обслуживания механизмов привлекают дежурного слесаря 5 разр., а для обслуживания электрооборудования — дежурного электромонтера 5 разр.

2.3.2. В начале производства работ все монтажники конструкций под руководством мастера разбивают и закрепляют на местности ось трубы, размечают контуры строительной площадки и котлована под гравийно-песчаную и цементно-грунтовые подушки, производят высотную разбивку и нивелирование с привязкой к реперу, расположенному вблизи трубы.

В это время машинист бульдозера разравнивает грунт на строительной площадке, а затем приступает к планировке.

По окончании планировки монтажники конструкций выгружают лесоматериал, устраивают навесы, размещают оборудование, инвентарь, приспособления, а затем приступают к устройству цементно-грунтовых и гравийно-песчаной подушек.

2.3.3. После тщательного уплотнения гравийно-песчаной подушки монтажникам 5 и 4 разр. приступают к сборке гофрированной трубы из отдельных звеньев, а монтажник 3 разр. вначале разгружает элементы гофрированной трубы, а затем помогает монтажникам 5 и 4 разр. собирать звенья из отдельных элементов.

После сборки средних звеньев все монтажники собирают элементы оголовков трубы. Перед засыпкой трубы они тщательно подсыпают и подбивают песчано-гравийной смесью нижние пазухи, обеспечивая боковые откосы подсыпки под углом 40-45 к горизонту. Подбивку осуществляют ручными деревянными трамбовками.

Далее все монтажники засыпают трубу горизонтальными слоями толщиной 15- 20 см .

Уплотняют грунт гружеными самосвалами или пневмокатком.

В непосредственной близости от трубы грунт уплотняют ручным механизированным инструментом параллельно с отсыпкой и уплотнением грунта в боковых призмах.

Грунт в тело насыпи для устройства защитной призмы отсыпают автомобилями-самосвалами, послойную планировку грунта производит бульдозером.

2.3.6. Не ранее, чем через шесть месяцев после засыпки трубы звено монтажников устраивает бетонный лоток из сборных блоков для защиты внутренней поверхности трубы от интенсивного износа.

2.4. График сооружения водопропускной труба из гофрированного стеклопластика отверстием 1,5 м

1. Цифры над линией указывают число рабочих, в скобках — машинистов, под линиями — продолжительность работа в часах;

2. Условные обозначения:

— работа звена монтажников

— работа бульдозера Д-572 С

Технологическая карта На устройство водопропускных труб и водоотводных лотков

Монтаж водопропускных труб и водоотводных лотков следует выполнять, соблюдая нормы и требования действующих нормативных документов: глав «Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах» и «Земляные сооружения» соответственно II и III частей СНиП, «Технических указаний по изысканиям, проектированию и постройке железных дорог в районах вечной мерзлоты» (ВСН 61-61); «Указаний по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог» (ВСН 449-72) с учетом свойств грунтов слоя сезонного промерзания (оттаивания) и вечномерзлых грунтов при оттаивании и в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

В состав работ по строительству водоотводных устройств входят:

– подготовка строительной площадки;

– разработка котлована, траншеи;

– водоотводные работы на период производства работ;

– прием и размещение оборудования, материалов и конструкций на строительной площадке;

– устройство основания из ПГС (тело трубы) и цементно-грунтовой подушки (концы труб) или бетонной подушки (для лотков);

– устройство обмазочной гидроизоляции грунтом ЭКГ;

– засыпка трубы грунтом;

– укрепление русла, откоса насыпи щебнем или геотехнической решеткой с засыпкой с ячеек щебнем;

Земляные работы производятся в соответствии со следующими нормативными документами:

– СП 49.13330.2012 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. «Общие требования»;

– СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

– СП 126.13330.2012 Геодезические работы в строительстве;

– СП 45.13330.2012 Земляные сооружения, основания и фундаменты.

– СП 78.13330.2012. Автомобильные дороги;

– ОР-91.010.30-КТН-111-12 «Порядок разработки проектов производства работ на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктов.

– РД-13.020.00-КТН-007-14 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Требования к подрядным организациям по соблюдению природоохранного законодательства при выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов организаций системы «Транснефть»;

– ОР-91.010.00-КТН-035-18 Порядок допуска подрядных организаций к производству работ по строительству, техническому перевооружению, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, ремонтно-эксплуатационным нуждам объектов ПАО «Транснефть»

– ОР-91.040.00-КТН-097-18 Требования к службам качества строительных подрядных организаций на объектах ПАО «Транснефть»;

– ОР-03.120.00-КТН-030-18 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Порядок осуществления строительного контроля заказчика при выполнении строительно-монтажных работ на объектах организаций системы «Транснефть»;

– ОР-91.200.00-КТН-028-18 «Порядок приемки скрытых работ, состав работ, оформление соответствующей документации на объектах ПАО «Транснефть»»;

– ОР-91.200.00-КТН-197-15 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Порядок осуществления строительного контроля за соблюдением проектных решений и качеством строительства энергетических объектов НПС;

  1. Порядок производства работ

Подготовка строительной площадки

Площадку в зоне строительства трубы очищают от растительного грунта и планируют бульдозером с приданием уклонов, обеспечивающих сток воды от трубы. Естественное русло со стороны выходного оголовка расчищают, а у входного оголовка на расстоянии не менее 1,5 м от контура котлована перекрывают грунтом и устраивают обводную канаву или обвалование строительной площадки. Эти меры должны обеспечивать полный отвод поверхностных вод от котлована.

Для завоза оборудования, материалов и конструкций бульдозером расчищают и планируют подъездные дороги.

Разбивочные работы

Проектная организация должна закрепить в натуре и сдать по акту производителям работ точку пересечения оси дороги с продольной осью трубы, продольную ось трубы, закрепленную высотными кольями, а также репер.

При разбивке расстояние между закрепляющими столбами не менее двух раз промеряют стальной лентой или рулеткой, а теодолитом — угол между осями. Контур котлована под основанием и противофильтрационные экраны обозначают колышками. На расстоянии 1 м от границ котлована устраивают обноску из досок и брусьев и обозначают на ней ось трубы. Обноску желательно заглублять в землю для предохранения от повреждения бульдозером.

Схема разбивки котлована трубы:

1 — выносные столбы: 2 — точка и сторожок с надписью «ось», «пикет», «плюс»; 3 — обноска из брусьев или досок; 4 — котлован; 5 — гвоздь; 6 — свая обноски диаметром 8-10 см

Размещение оборудования, конструкций и материалов на строительной площадке

Трубы в полном комплекте (пакеты гофрированных элементов, окаймляющие уголки, болты, гайки и шайбы, а также монтажные болты) сгружают и размещают на одной половине стро-ительной площадки, а другую половину используют для размещения вспомогательного оборудования и стоянки строительных машин.

Порядок размещения элементов должен быть увязан с технологической последовательностью монтажа трубы. При разгрузке пакетов гофрированных элементов должна быть обеспечена их сохранность. Пакеты стропят мягкими стропами, исключающего возможность повреждения цинкового покрытия элементов. Секции трубы укладывают на деревянные подкладки размером 25×8 см, длиной 2 м. Пакеты гофрированных элементов укладывают на ребро на деревянные подкладки.

Устройство котлована

Котлован отрывают продольными проходами бульдозера от выходного оголовка с отсыпкой грунта за пределами входного оголовка. До проектной отметки котлован дорабатывают вручную под рейку с учетом продольного уклона и строительного подъема трубы.

Размер котлована определяется в проекте и должен обеспечивать размещение конструкций и механизированное производство работ по устройству фундаментов и гидроизоляции, прокладке инженерных сетей в районе объекта, водоотводу и (или) водопонижению и другим работам, выполняемым в котловане, а также возможность перемещения людей в пазухе котлована. Размеры выемок по дну в натуре должны быть не менее установленных в проекте. Схемы подбора геометрических размеров котлована, срезки растительного слоя и разработки грунта котлована при погрузке в автосамосвал показаны на рисунках 2 и 3.

При необходимости передвижения людей в пазухе расстояние между поверхностью откоса и боковой поверхностью возводимого в котловане сооружения (кроме искусственных оснований трубопроводов, коллекторов и т.п.) должно быть в свету не менее 0,6 м.

При наличии грунтовых вод для ее удаления по периметру котлована устраивают водоотводящую канаву шириной по низу 500 мм и средней глубиной 0,3 – 0,5 м с зумпфами в углах поворота либо через 50 м по длине котлована. В этом случае расстояние между поверхностью откоса и боковой поверхностью конструктива может быть увеличено до 2,1 м. При значительном притоке грунтовых вод для осушения котлована необходимо устраивать водопонижение согласно специально разработанному проекту водопонижения.

При устройстве котлована разработка грунта экскаватором выполняется проходками, число и размеры которых определяются проектами производства работ. Различают лобовые и боковые проходки.

При лобовой проходке ось пути движения экскаватора совпадает с осью земляного сооружения или смещена относительно оси земляного сооружения, но ось экскаватора находится в площади поперечного сечения сооружения, как видно на рисунке 2.

На рисунке 3 изображена боковая открытая проходка, при которой экскаватор перемещается сбоку сечения котлована вдоль разрабатываемой полосы за пределами призмы обрушения и отрывает боковой и торцевой откосы.

При разработке грунта в зимнее время необходимо предварительно выполнить мероприятия по предотвращению замораживания грунта, укрыв пятно котлована утепляющим материалом. В случае разработки мерзлого грунта необходимо сначала его разрыхлить либо отогреть ТЭНами или теплогенераторами. Дно котлована подлежит защите от промораживания.

Выемки в грунтах, кроме валунных, скальных и элювиальных грунтов, меняющих свои свойства под влиянием атмосферных воздействий, необходимо разрабатывать, как правило, до проектной отметки с сохранением природного сложения грунтов основания. Допускается разработку грунта производить в два этапа: черновая и окончательная, выполняемая непосредственно перед возведением конструкций.

Разрабатывая грунт экскаватором типа обратная лопата, машинист экскаватора обязан стремиться полностью использовать конструктивные возможности машины и мощность двигателя в данных конкретных условиях. Резать грунт при наполнении ковша необходимо стружкой наибольшей толщины при максимальных оборотах двигателя, стремясь наполнить ковш с «шапкой» на сколько возможно короткими движениями ковша в грунте. Влажный грунт рекомендуется резать тонкой стружкой, чтобы устранить его налипание, при этом потери времени на резании компенсируются ускорением разгрузки ковша.

Ковш из грунта в забое выводится немедленно после достаточного его наполнения. Во время поворота платформы экскаватора к месту разгрузки ковш поднимается на разгрузочную высоту, а опорожнение его производится в момент, когда он находится над кузовом автосамосвала.

Доработка недобора грунта до проектной отметки производится средствами малой механизации с сохранением природного сложения грунтов основания либо вручную. Толщина слоя недобора зависит от применяемого типа ковша экскаватора. Доработка грунта в зимнее время производится непосредственно перед устройством фундаментов.

Восполнение переборов в местах устройства фундаментов и укладки конструкций выполняется местным грунтом с уплотнением до плотности грунта естественного сложения основания или маслосжимаемым грунтом, модуль деформации которого составляет не менее 20 МПа. В просадочных грунтах II типа применение дренирующего грунта не допускается.

Способ восстановления оснований, нарушенных в результате промерзания, затопления, а также переборов глубиной более 0,5 м, необходимо согласовать с проектной организацией.

При необходимости разработки выемок в непосредственной близости и ниже подошвы фундаментов существующих зданий и сооружений проектом должны быть предусмотрены технические решения по обеспечению их сохранности.

В случае появления грунтовых вод необходимо предусмотреть сток воды по уклону котлована в зумпфы с последующей откачкой насосами.

В случае обнаружения не указанных в проекте коммуникаций, подземных сооружений или обозначающих их знаков земляные работы должны быть приостановлены, на место работы вызваны представители заказчика и организаций, эксплуатирующих обнаруженные коммуникации, и приняты меры по предохранению обнаруженных подземных устройств от повреждения. При невозможности установления эксплуатирующих организаций следует вызвать представителей местной администрации.

Все работы по водоотведению в процессе производства работ представлены в технологической карте на работы по водоотведению на период строительства.

Устройство основания

Основание для труб:

По спланированному и зачищенному дну котлована устраивают основание из ПГС.

ПГС, доставляемую автомобилями-самосвалами, разгружают непосредственно в котлован, разравнивают и уплотняют электротрамбовками.

По окончании работы производят инструментальную проверку отметок подготовки и положение ее в плане и выполняют разбивку проектного положения блоков и звеньев.

Уклон поверхности щебеночной подготовки должен соответствовать проектному уклону с учетом заданного строительного подъема трубы.

ПГС, доставляемую автомобилями-самосвалами, разгружают в котлован, разравнивают бульдозером и уплотняют слоями по 20 см прицепным виброкатком или гружеными автомобилями-самосвалами. В процессе отсыпки и уплотнения основания устраивают строительный подъем лотка трубы.

После устройства основания приступают к устройству цементо-грунтовой перемычки. Основание под крайними звеньями разрыхляют вручную, добавляют в грунт цемент, тщательно перемешивают и уплотняют вручную трамбовками. Затем окончательно планируют основание и, пользуясь обноской, натягивают по оси трубы шнур.

Основание под железобетонные лотки

Производится бетонная подготовка под блоки железобетонных лотков из бетона из бетона В25.

Бетонные работы необходимо выполнять в соответствии с рабочей документацией и проектом производства работ при соблюдении СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003 (с Изменениями N 1, 2)», СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть.1. Общие требования», СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть.2. Строительное производство», СП 45.13330.2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87», СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции».

Укладку и уплотнение бетонной смеси производить в соответствии с требованиями СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции», контроль по ГОСТ 10180-2012 «Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам», ГОСТ 18105-2010 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности».

Сборка секций водоотводных устройств

Предварительную сборку секций делают либо на централизованной сборочной базе, либо на месте строительства трубы.

Перед началом работ по сборке секций проверяют маркировку, снимают упаковку с пакетов гофрированных элементов, окаймляющих уголков, вскрывают ящики с крепежными элементами, отбраковывают и выправляют погнутые места деревянным молотком. Болты, гайки, шайбы отбраковывают, сортируют и поднося г к месту сборки секций.

На спланированной площадке из элементов собирают звенья, а затем из звеньев-секции.

Звенья объединяют в секции соединительными элементами.

Соединительный элемент коротким торцом вводят на величину одного — четырех шагов а отверстий поперечных стыков в зазор между элементами звеньев и фиксируют болтами попе-речного стыка. Таким образом, продольные стыки в звеньях располагаются с взаимной сдвижкой на величину а. Величину сдвижки принимают постоянной для каждой трубы. При установке соединительных элементов 3-4 болта наживляют вначале в средних частях продольных и попе-речных стыков, затем устанавливают остальные болты, причем в крайних звеньях секций ставят примерно 40 % общего количества болтов и не затягивают их, что облегчает последующую центровку болтовых отверстий при объединении секций. Последними ставят болты в местах соединения трех гофрированных элементов.

Сборка гофрированных металлических труб

Перед сборкой секций выполняются подготовительные работы: все элементы трубы, материалы, инструменты и оборудование должны быть завезены на строительную площадку. Перед началом работ следует проверить наличие маркировки, отбраковать элементы, разложить ящики с крепежом вдоль оси трубы.

Монтаж трубы из секций

Перед монтажными работами все сборные элементы трубы осматривают, раскладывают вдоль оси трубы ящики с болтами и соединительные элементы.

Секции монтируют автомобильным краном, устанавливаемым на расстоянии 2,5 м от края котлована на аутригеры.

Монтаж трубы начинают с выходного оголовка. Секции трубы стропят обычным тросом с прокладкой из брезента в местах обхвата трубы. Стропы размещают на расстоянии четверти длины секций от их торцов.

Секции трубы устанавливают на спрофилированное основание на деревянные подкладки так, чтобы продольные швы соединяемых торцов секций имели одинаковый нахлест и были расположены на одном уровне. Расстояние между торцами секций (центрами отверстий попе-речных стыков) должно быть равно полезной ширине элемента. Затем приступают к стыковке секций труб стандартными соединительными элементами. Стыки выполняют внахлестку так же, как при объединении звеньев.

Каждый соединительный элемент укладывают так, чтобы один его торец находился на наружной поверхности секций, а другой — на внутренней.

Монтаж водопропускных гофрированных труб диаметром 3,5 м следует производить в соответствии с требованиями ОДМ 218.2.087-2017 “Рекомендации по проектированию и строительству водопропускных сооружений из спиральновитых металлических гофрированных труб”. Монтаж водопропускных гофрированных труб диаметром -.0-3.0 м следует производить в соответствии с требованиями Серии 3.501.3-186.09.

Сборку металлических гофрированных труб (МГТ) следует осуществлять согласно монтажной схеме, см. раздел 7.

При основании, спланированном без устройства ложа для МГТ диаметром до 3,0 м, допускаются монтаж МГТ рядом с проектной осью и последующая накатка ее в проектное положение. При спрофилированном основании секции трубы следует устанавливать краном и объединять на месте.

При сборке МГТ продольные стыки в звеньях следует располагать с перевязкой – взаимной сдвижкой на величину а, равную одному – четырем шагам отверстий поперечных стыков. Величину сдвижки для каждой отдельной трубы принимать постоянной.

При установке соединительных элементов (сборке секций и их объединении) болты в количестве 3-4 шт. следует наживлять вначале в средних частях продольных и поперечных стыков. Остальные устанавливаются после объединения в секцию необходимого количества звеньев. Последними ставятся болты в местах соединения трех элементов.

Затягивать болты следует электрическими гайковертами или пневматическими гайковертами, а также торцевыми и накидными гаечными ключами.

Допускается применение электрических гайковертов небольшой массы (2-3 кг), обеспечивающих величину момента затяжки 15-20 кгс/м.

При затяжке болтов необходимо следить за правильностью положения плосковыпуклых и плосковогнутых шайб. При сборке секций МГТ болты в продольных стыках следует ставить на расстоянии не менее 15 см от торцов концевых звеньев секции. Поставленные в концевых звеньях болты не должны затягиваться, чем облегчается постановка стандартных элементов с заведением их в зазоры продольных стыков между элементами торцевых звеньев.

Сборку МГТ рекомендуется осуществлять по одной из двух принципиальных схем.

По первой схеме МГТ следует наращивать стандартными элементами постепенно. Элементы переносят и удерживают в необходимом положении специальными крюками. Центрировку отверстий в элементах для установки болтов осуществляют оправками, вставляя их в отверстия, расположенные рядом с отверстиями, в которые вставляют болт. При установке элементов в местах нахлеста трех листов не допускается соприкасание двух листов, входящих в одно звено. Сборку следует производить с установкой минимального количества болтов: вначале ставят 2-3 болта на средних участках продольных и поперечных стыков, после чего производят стяжку в местах соединения трех элементов длинными монтажными болтами, которые затем заменяют обычными. После наживления болтов в звене из элементов 11 и 12 продолжают сборку следующего участка МГТ, а в звене из элементов 5 и 6 производят установку и затяжку всех болтов.

По второй схеме вначале выкладывают нижние элементы на всю длину МГТ, объединяя их болтами в средней части. Затем устанавливают по два других элемента звеньев через одно звено. Далее последовательно монтируют оставшиеся элементы пропущенных звеньев, завершая монтаж постановкой и затяжкой всех болтов. Между звеном, в котором затягивают все болты, и собираемым звеном должно быть не менее трех звеньев с наживленными болтами.

Устройство дополнительного защитного покрытия

В качестве основной меры антикоррозийной защиты всех стальных элементов принята горячая оцинковка из цинка марки Ц3 по ГОСТ380-94.

В качестве дополнительной антикоррозийной защиты наружную и внутреннюю часть трубы необходимо покрыть грунтом ЭКГ в два слоя для металлических труб, толщиной 0.05мм., в один слой для металлических гофрированных труб.

Для предотвращения металлических конструкций от образивного износа твердыми частицами, взвешенными в потоке, в трубе необходимо выполнить укладку защитного лотка из асфальтобетона с углом охвата 120 и толщиной равной высоте гофра плюс 2см. Защитный лоток выполнить из горячей а/б смеси, марки II, на битуме БНД 90/130 по ГОСТ 9128-97(для металлических гофрированных труб).

Перед нанесением грунтовки трубу очищают стальными щетками и ветошью, смоченной в бензине. Грунтовку наносят краскораспылителями С-562 или С-562А сразу после очистки трубы на сухую поверхность, избегая образования сгустков, подтеков, пузырей.

Антикоррозийная защита подробно описана в технологической карте на антикоррозийные работы.

Укладка водопропускных труб

Работы по укладке водопропускных труб в проектное положение осуществляется при помощи автокрана. Водопропускная труба укладывается с уклоном по течению водотока.

У гофрированных труб в оголовочной части для предотвращения фильтрации воды под трубу предусматривается устройство противофильтрационных перемычек-подушек заложенной на глубину промерзания 2,00 м.

Трубы укладываются при помощи автокрана, со строительным подъёмом, осуществляемым за счёт изменения толщины щебеночной подушки по длине трубы. Строительный подъём назначается по дуге окружности.

После укладки труб на щебёночную подушку производится засыпка трубы. Засыпка производится с соблюдением требований, изложенных в ОДМ 218.2.001-2009, грунтом оптимальной влажности. Засыпать равномерно с обеих сторон трубы горизонтальными слоями толщиной 0,20м. Превышение грунта на одной из сторон допускается не более 0,2м. Уплотнение грунта засыпки производится грунтоуплотняющими машинами, а в непосредственной близости от трубы – ручными механизированными инструментами, после отсыпки разравнивания каждого слоя с обеих сторон трубы. Коэффициент уплотнения грунта должна быть не менее 0,98.

На входе и на выходе труб откосы и русло укрепляются каменной наброской.

Проектные данные для укладки труб

Засыпка трубы

Трубу засыпают после окончания монтажа и устройства защитного покрытия. Для защиты

от возможного повреждения во время осадков трубу обсыпают грунтом на высоту, превышающую диаметр трубы на 0,5 м.

Расстояние от бровки отсыпки до стенки трубы должно быть порядка двух диаметров, но не менее 4 м.

Для засыпки труб применяют щебенистые и гравелистые грунты с крупностью частиц до 50 мм, пески (за исключением пылеватых).

Запрещается применять для засыпки труб торф, ил, мелкий песок с примесью ила, илистые суглинки, меловые, тальковые и трепельные грунты, а также жирные глины.

Засыпку водопропускной трубы ведут с тщательным уплотнением горизонтальными слоями толщиной 15-20 см по всей ширине насыпи. Отсыпают грунт автомобилями-самосвалами или экскаватором, разравнивают — бульдозером. Грунт отсыпают одновременно с обеих сторон трубы, не допуская разницы в уровнях засыпки более 20 см.

Послойное уплотнение призм грунта, исключая область в непосредственной близости от конструкции, производят гружеными автомобилями-самосвалами МАЗ-205 или МАЗ-503.

Плотность грунта засыпки должна быть не менее 95 % максимальной.

После возведение грунтовой призмы необходимо выполнить укрепление русел насыпи

щебнем или укрепление русла, откоса насыпи геотехнической решеткой

(ячейка 0.2х0.2х0.15 м) с засыпкой ячеек геотехнической решетки щебнем фракции 20-40 мм, М600, Н=0,20м.

Устройство водоотводных лотков

Работы по укладке лотков в проектное положение осуществляется при помощи автокрана. Лотки укладываются с уклоном по течению водотока.

Лотки укладываются при помощи автокрана, со строительным подъёмом, осуществляемым за счёт изменения толщины щебеночной подушки по длине лотка. Строительный подъём назначается по дуге окружности.

Работы по водоотведению подробно описаны в технологической карте № на работы по водоотведению на период строительства.

Укрепительные работы и устройство гасителя из каменной наброски при устройстве водоотводных сооружений

Порядок производства работ:

– разметка под выемку ;

– планировка поверхности механизированным способом;

– укладка нетканного геотекстильного полотна;

– устройство щебеночного основания из щебня фр. 20-40;

– отсыпка щебнем (М400) фракцией 70-120 мм толщиной 300 мм.

Работы по разработке котлована производить экскаватором. Планировку русла и откосов насыпи выполнять бульдозером.

Выемку корыта под устройство гасителя выполнять бульдозером. Планировку поверхности производить механизированным способом.

  1. Потребность в машинах и механизмах, технологической

Потребность в основных строительных машинах и механизмах определена на основании физических объёмов работ и эксплуатационной производительности машин и приведена в таблице 3.1.

Наименование Краткая характеристика Количество машин, шт
Автомобиль бортовой г/п не менее 10т
Автомобиль-самосвал г/п не менее 20т
Бульдозер
Экскаватор одноковшовый
Автокран
Трамбовка пневматическая
Автобетоносмеситель
Бетононасос

Предусмотренные перечнем марки и количество машин не являются строго обязательными при производстве работ и могут быть заменены другими с аналогичными техническими характеристиками.

  1. Состав бригады по профессиям

Состав бригад определён, исходя из проектных решений, технологии и условий строительства и приведён в таблице 4.1.

№ п/п Состав бригады Кол-во человек
1 Мастер
2 Геодезист
3 Машинист бульдозера
4 Машинист экскаватора
5 Машинист автокрана
6 Водитель самосвала
7 Землекопы
8 Водитель
9 Рабочий

Предусмотренные перечнем количество и разряд рабочих не являются строго обязательным, в зависимости от объемов работ может быть пополнен или уменьшен.

  1. Решения по охране труда, промышленной и пожарной безопасности

При устройстве насыпи необходимо руководствоваться правилами техники безопасности, изложенными в:

  • СНиП 12-04-02 «Безопасность труда в строительстве. Часть II. Строительное производство»;
  • РД 102-011-89 «Охрана труда. Организационно-методические документы».

Перед началом работ по устройству насыпи ответственный за проведения работ обязан провести инструктаж с машинистом бульдозера, выдать ему наряд-допуск, схему производства работ.

Персонал, обслуживающий машину, должен иметь удостоверение на право управления, регулярно осматривать машину и своевременно устранять обнаруженные неисправности, выполнять профилактический ремонт.

В рабочей зоне запрещено находиться посторонним лицам.

Машинист не имеет права передавать управление машиной другому лицу без разрешения на это ответственного за эксплуатацию машин.

Нельзя оставлять без наблюдения машину при работающем двигателе. Если необходимо поставить машину на местности с уклоном, то следует выключить двигатель машины, затормозить, отвал опустить на землю. под гусеницы подложить упоры.

В кабине необходимо соблюдать чистоту.

При одновременной работе двух бульдозеров между ними следует соблюдать интервал не менее 5 м.

Перед тем, как сойти с машины, машинист должен поставить все рычаги в нейтральное положение и выключить все приводы.

Рабочее место экскаватора

Площадка, на которой устанавливается экскаватор, должна быть хорошо спланирована, освещена и обеспечивать хороший обзор фронта работ.

Расстояние от наружного края гусеницы до бровки котлована определяется расчетом на устойчивость откосов, но оно должно быть не менее 1 м.

Для обратной лопаты забой должен представлять собой поверхность, находящуюся ниже поверхности стоянки экскаватора, наклонную под углом естественного откоса грунта в сторону от экскаватора.

Машинист обязан следить за состоянием забоя и, если возникает опасность, что он обрушится, немедленно отвести экскаватор в безопасное место и сообщить об этом производителю работ. Пути отхода экскаватора должны быть постоянно свободными.

Техника безопасности во время работы экскаватора

На каждом экскаваторе должны быть вывешены правила управления, ухода за оборудованием и схема пусковых устройств.

Во избежание ожогов руки не следует касаться выхлопной трубы при запуске и работе пускового двигателя и дизеля. Соблюдать осторожность следует также тогда, когда открываешь крышку радиатора и спускаешь из него горячую воду.

Недопустимо устранять неисправности при работающем двигателе.

Запрещается вносить в кабину экскаватора предметы, размер которых, превышает 1,5 м, независимо от того, из какого материала они сделаны, а также хранить в кабине бензин, керосин и др. легковоспламеняющиеся вещества.

При грозе работать в экскаваторе или около него, а также в зоне кабельной сети, запрещается.

Нельзя открывать бочку с топливом, ударяя по пробке металлическими предметами.

Во избежание несчастных случаев во время работы экскаватора воспрещается, кому бы то ни было находиться в радиусе, равном длине его стрелы плюс 5 м, но не ближе 15 м от него.

Во время работы категорически воспрещается:

а) регулировать тормоза при поднятии ковша;

б) подтягивать при помощи стрелы груз, расположенный сбоку.

В случае перерыва независимо от его продолжительности стрелу экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.

Чистку, смазку и ремонт экскаватора можно производить только после его остановки. При этом двигатель должен быть выключен, а все движущиеся и ходовые части экскаватора – застопорены.

Чистка ковша и осмотр головных блоков стрелы производятся во время остановки экскаватора при спущенном на землю ковше.

Если в зоне работы экскаватора расположены подземные кабели, водопроводные и канализационные трубы, а также газопроводы, то обслуживающий персонал должен быть специально проинструктирован о мерах предосторожности и вести работу под наблюдением представителей технадзора.

Производить работы под проводами действующих линий электропередач любого напряжения запрещается.

В охранной зоне ЛЭП можно работать только по согласованию с эксплуатирующей организацией в том случае, если расстояние по горизонтали между крайними точками механизма при наибольшем вылете рабочего органа груза и ближайшим проводом линии электропередач будет при напря женин 1 квт – 1,5 м; до 20 квт – 2 м; 35 – 110 квт-4м;> 154 -5м; 220 квт – 6 м и 330-500 квт – 9м.

Грунт на автомашину следует грузить со стороны заднего или бокового ее борта. Категорически запрещается проносить ковш над людьми и кабиной шофера. Во время погрузки шофер должен выходить из кабины, если она не имеет бронированного щита.

Ковш при разгрузке следует опускать как можно ниже, чтобы не повредить автомашины. Нельзя допускать сверхгабаритной загрузки кузова и неравномерного распределения грунта в нем.

Между машинистом экскаватора и обслуживающим персоналом транспортных средств должна быть увязана система сигнализации. Во время погрузки на транспортные средства рабочим запрещается находиться в них.

Дополнительные требования при работе экскаватора с обратной лопатой:

а) наполняя ковш, нельзя допускать чрезмерного врезания его в грунт. Торможение в конце поворота стрелы с заполненным ковшом следует производить плавно, без резких толчков;

б) при опускании стрела или ковш не должны ударяться о раму или гусеницу, а ковш еще и о грунт;

в) при копании в тяжелых грунтах нельзя выдвигать рукоять до отказа;

г) препятствия в забое, которые могут вызвать значительную перегрузку ковша или его повреждение, следует обходить путем поворота стрелы.

Наибольшую крутизну откосов котлованов, устраиваемых без креплений в однородных материковых связных грунтах естественной влажности, следует назначать в соответствии с таблицей 5.1:

Наибольшая крутизна откосов котлованов

Виды грунтов и их состояние Глубина выемки, м
до 1,5 до 3 до 5
угол в град. крутизна откоса угол в град. крутизна откоса угол в град. крутизна откоса
Насыпной 56 1:0,67 45 1:1,00 1 1:1,25
Песчаный и гравийный влажный (ненасыщенный) 63 1:0,50 45 1:1,0 45 1:1,0
Глинистые:
Супесь 76 1:0,25 56 1:0,67 50 1:0,85
Суглинок 90 1:0,00 63 1:0,50 53 1:0,75
Глина 90 1:0,00 76 1:0,25 63 1:0,50
Лессовидный сухой 90 1:0,00 63 1:0,50 63 1:0,50

Перемещение, установка и работа машин вблизи выемок (котлованов, канав и т.п.) с незакрепленными откосами разрешается при соблюдении расстояния по горизонтали от подошвы откоса выемки до ближайшей опоры машины не менее указанного в таблице 5.2:

Расстояния по горизонтали от подошвы откоса выемки до ближайшей опоры

Глубина выемки Грунт не насыпной
песчаный и гравийный супесчаный суглинистый глинистый лессовый сухой
расстояние по горизонтали подошвы откоса до ближайшей опоры, м
1 1,9 1,9 1,4 1,4 1,4
2 3,4 3,4 2,4 2,4 2,4
3 4,9 4,9 3,4 3,4 3,4
4 6,4 6,4 4,4 4,4 4,4
5 7,9 7,9 5,6 5,4 5,4

Техника безопасности при передвижении экскаватора

Самостоятельный спуск и подъем экскаваторов осуществляется только под углом, не превышающим указанный в таблице. Спуск и подъем под углом большим, чем указано в таблице необходимо производить при помощи трактора или лебедки в присутствии механика, прораба или мастера.

Путь, по которому будет передвигаться экскаватор, должен быть заранее выровнен и спланирован, а на слабых грунтах усилен щитами или настилом из досок, брусьев или шпал. У таких сооружений, как мосты, трубопроводы, насыпи и др. необходимо предварительно проверить прочность и получить разрешение от соответствующей организации на перемещение по ним экскаватора.

Марка экскаватора Угол подъема в градусах
ХИТАЧИ 270 38

Во время движения экскаватора стрелу его необходимо устанавливать строго по направлению хода, а ковш приподнимать над землей на 0,5-0,7 м, считая от нижней кромки ковша. Передвижение экскаватора с нагруженным ковшом запрещается.

Передвижение экскаватора вблизи и под линиями электропередач должно производиться под наблюдением инженерно-технического работника.

Правила безопасного производства работ краном

До начала работ следует проверить техническое состояние инвентаря и приспособлений, тары, исправность стропов и канатов, тормозных устройств.

Выявленные в процессе осмотров и испытаний поврежденные грузозахватные приспособления и тара ДОЛЖНЫ ИЗЫМАТЬСЯ ИЗ РАБОТЫ.

Редко используемые съемные грузозахватные приспособления должны осматриваться и испытываться перед выдачей их в работу.

Данные осмотра канатов, стропов и тары заносятся в журнал осмотра стропов и тары 1 раз в 10 дней (тара 1 раз в месяц).

Краны до начала работ и через каждые 12 месяцев подвергают техническому освидетельствованию с проведением статических и динамических испытаний. Указанные работы выполняют механики, ответственные за технически исправное состояние.

Установка крана должна производиться на спланированной и подготовленной площадке. Устанавливать кран для работы на свеженасыпанном, неуплотненном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим указанный в паспорте, запрещается.

Установка крана должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1000 мм.

При установке крана на выносные опоры он должен быть установлен на все имеющиеся выносные опоры. Под опоры должны быть подложены прочные и устойчивые подкладки, являющиеся его инвентарной принадлежностью.

При выгрузке и перемещении грузов, при монтаже фундаментов резерв высоты над конструкциями транспортного средства и других препятствий должен быть не менее 0,5 м.

Запрещается: нахождение посторонних людей на разгрузочной площадке; при работе стропальщиков запрещается находиться под стрелой и грузом, вблизи вращающихся частей крана, между грузом и краном, между грузом и сооружениями, в кузове автомобиля при его погрузке и разгрузке.

Для подъема на груженый автомобиль следует использовать приставные инвентарные лестницы.

Сигнал машинисту крана о подъеме грузов должен быть подан только после того, как все члены бригады удалятся в безопасные места (спустятся с транспортного средства или штабеля, уйдут из зоны перемещения груза).

При подъеме и перемещении грузов стропальщикам находиться в кузове автомобиля или на прицепе трактора или на штабеле ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Стропальщик , подающий сигналы машинисту автокрана при перемещении грузов автокраном, должен иметь постоянный визуальный контакт с машинистом автокрана. До начала работ все стропальщики и автокрановщик должны взаимно проверить знание порядка обмена сигналами при перемещении грузов автокраном и оговорить однообразие знаковой сигнализации.

Расстроповка грузов и ж/б фундаментов должна производиться по сигналу старшего стропальщика, только после надежной укладки в штабель или на место монтажа.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ участвовать в погрузочно-разгрузочных работах водителям или другим лицам, не входящим в состав бригады.

В зоне проведения работ запрещается нахождение посторонних или не занятых непосредственно на этих работах лиц.

Ответственный за безопасное производство работ кранами, осматривает установку крана и делает запись в журнал крана, с указанием стропальщиков и их удостоверений.

Транспортирование бетонной смеси

При подъеме бетонной смеси кранами необходимо проверять надежность крепления

бадьи или контейнера к крюку крана, исправность тары и секторного затвора. Расстояние от низа бадьи или контейнера в момент выгрузки до поверхности, на которую происходит выгрузка, не должно быть более 1 м.

При подаче бетонной смеси ленточным транспортером следует его верхний конец располагать над грузоприемной площадкой на длину не менее 0,5 м.

Укладка бетонной смеси

Перед началом укладки бетонной смеси в опалубку необходимо проверить:

а) крепление опалубки, поддерживающих лесов и рабочих настилов;

б) крепление к опорам загрузочных воронок, лотков и хоботов для спуска бетонной смеси

в) состояние защитных козырьков или настила вокруг загрузочных воронок.

Пожарная безопасность

Освещение рабочих площадок должно производиться светильниками и прожекторами во взрывозащищенном исполнении, для местного освещения необходимо применять светильники во взрывозащищенном исполнении, напряжением не более 12 В.

На территории строительной площадки устанавливается необходимое количество пожарных щитов укомплектованных необходимым перечнем противопожарного инвентаря в соответствии с приложением №5 и №6 Правил противопожарного режима в РФ ППР утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г (огнетушитель порошковый, лом, багор, ведро, покрывало для изоляции очага возгорания).

Все работники должны проходить противопожарный инструктаж, а при необходимости обучение по пожарно-техническому минимуму в соответствии с Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» Утвержденных Приказом МЧС России 12.12.2007г. №645, с обязательной записью в журнале инструктажа под подпись.

На месте производства работ запрещается курение, курение разрешено только в специально оборудованных и отведенных местах с обязательной установкой урн для окурков.

Охрана окружающей среды.

При выполнении работ необходимо выполнять требования по охране окружающей среды, предусмотренные ВСН 014-89 «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Охрана окружающей среды», РД-13.020.00-КТН-007-14.

В целях охраны окружающей среды при проведении выше указанных работ запрещается:

  • нарушать границы территорий, отведенных для строительства;
  • загрязнять окружающую среду строительными отходами;
  • нарушать естественную дренажную сеть;
  • проезд техники и транспорта в местах, не предусмотренных проектом производства работ;
  • не соблюдать требования местных органов охраны природы;
    • передвижение техники по временным подъездным и вдольтрассовым проездам должно осуществляться строго в соответствии с разработанной транспортной схемой раздела ПОС в соответствии с СП 86.13330.2012;
    • запрещается организация съездов/выездов на автодороги общего и не общего пользования;
    • в местах, не предусмотренных рабочей документацией, за исключением единичных случаев съездов/выездов на дороги общего пользования при наличии письменного согласования технического Заказчика;
    • запрещается передвижение техники в местах, не установленных транспортной схемой;
    • запрещается движение транспортных средств и спецтехники по землям лесного фонда, землям сельхозназначения и другим землям, не входящим в полосу отвода в соответствии с СП 36.13330.2012.
    • запрещается заправка транспортных средств, спецтехники и хранение ГСМ вне специально оборудованных мест, установленных ПОС.

    Требования к подрядным организациям по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух:

    -Запрещается использование неисправных транспортных средств, машин и механизмов;

    -Запрещается использование техники, не прошедшей технический осмотр с контролем токсичности и дымности выхлопных газов;

    -Запрещается перевозка сильнопылящих грузов при отсутствии тентов для укрытия кузовов машин;

    -Запрещается длительная необоснованная производственной необходимостью работа техники на холостом ходу.

    Требования к подрядным организациям по организации работ в области обращения с отходами:

    • Запрещается захоронение отходов в неустановленных местах как в пределах полосы отвода, так и за ее пределами;
    • Запрещается временное размещение и складирование отходов на незащищенный грунт;
    • Запрещается захламление полосы отвода и прилегающей территории отходами и остатками материалов, применяемых в процессе СМР;
    • Запрещается совместное складирование ТБО с производственными отходами (ломом чёрного и цветного металлов, обтирочным материалом, загрязнённым маслами, нефтесодержащими отходами и пр.);
    • Запрещается передача отходов (за исключением 5 класса опасности) организациям, не имеющим соответствующей лицензии в области обращения с отходами (в части обезвреживания и размещения);
    • Запрещается организация площадок временного накопления отходов в местах, не предусмотренных ПОС;
    • Запрещается допуск к обращению с отходами лиц, не прошедших специальную профессиональную подготовку;
    • Запрещается неселективный сбор отходов в нарушение утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
    1. Схема операционного контроля качества

    При операционном контроле качества сооружения земляного полотна следует проверять:

    – толщину снимаемого плодородного слоя грунта;

    – плотность грунта в основании земляного полотна;

    – влажность используемого грунта;

    – толщину отсыпаемых слоев;

    – однородность грунта в слоях насыпи;

    – уплотнение грунта в слоях насыпи;

    Уплотнение грунта следует контролировать в каждом технологическом слое. Контроль плотности следует производить на глубине 8-10 см от уплотняемого слоя.

    Отклонения от требуемого значения коэффициента уплотнения=0,98 в сторону уменьшения допускается не более чем 10% определений от общего числа и не более чем на 0,04.

    Контроль влажности используемого грунта следует производить не реже одного раза в смену и обязательно при выпадении осадков.

    Плотность и влажность грунта следует определять по ГОСТ 22733-2002.

    Для текущего контроля допускается использовать ускоренные и полевые экспресс-методы и приборы.

    Однородность грунта следует контролировать визуально. При изменении однородности грунта его тип, вид и разновидность следует определять по ГОСТ 25100-2011.

    Ровность поверхности насыпи контролируется в трех точках не реже чем через 50м. Поверхность основания насыпи (земляного полотна) и промежуточных слоев насыпи в период строительства не должна иметь местных углублений, в которых может застаиваться вода.

    Организация контроля и надзор за его выполнением возлагается на руководителя производственного подразделения, выполняющего работы.
    Контроль качества включает в себя входной, операционный и приемочный.
    Входному контролю подвергаются материалы, используемые при устройстве съездов, переездов, дорог: песчаная смесь, щебеночная смесь, водопропускная труба. Инертные материалы должны быть соответствующих фракций и не иметь посторонних включений. Столбы для ограждения должны иметь размеры, соответствующие проекту и изготовлены из сухой не гнилой древесины. Результаты контроля документируются.
    В ходе операционного контроля, проводимого мастером или производителем работ, проверяется правильность и последовательность выполнения технологических операций, инструментально, в частности:
    – соответствие проекту траншеи для водопропускной трубы (при устройстве переездов через водотоки (нивелир, тахеометр);
    – правильность укладки водопропускной трубы (при устройстве переездов через водотоки (тахеометр, рулетка));
    – толщина и уплотнение песчаной насыпи, (стальная рулетка, строительная лаборатория);
    – надежность закрепления в материковом грунте столбов ограждения;
    – ровность поверхности переездов, съездов, земполотна с соблюдением их проектного уклона и уклонов откосов (тахеометр).

    Проверку правильности размещения оси земляного полотна, высотных отметок, поперечных профилей земляного полотна, обочин, водоотводных и дренажных сооружений и толщин слоев следует производить не реже чем через 100 м (в трех точках на поперечнике), как правило, в местах размещения знаков рабочей разбивки с помощью геодезических инструментов и шаблонов.

    Плотность грунта следует контролировать в каждом технологическом слое по оси земляного полотна и на расстоянии 1,5-2,0 м от бровки, а при ширине слоя более 20 м – также в промежутках между ними.

    Ровность поверхности земляного полотна контролируется нивелированием по оси и бровкам в трех точках на поперечнике не реже чем через 50 м. Поверхность основания земляного полотна и промежуточных слоев насыпи в период строительства не должна иметь местных углублении, в которых может застаиваться вода.

    При операционном контроле качества работ по устройству дорожной одежды следует контролировать инструментальными методами по каждому укладываемому слою не реже чем через каждые 100 м:

    – высотные отметки по оси дороги (нивелир);

    – толщину слоя неуплотненного материала по его оси (линейка);

    – поперечный уклон (тахеометр);

    – ровность (просвет под рейкой длиной 3 м на расстоянии 0,75-1 м от каждой кромки покрытия (основания) в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга);

    – коэффициент уплотнения грунта (строительная лаборатория).

    При выполнении контрольных работ разрешается применять новые быстродействующие приборы, показания которых сопоставимы с показаниями традиционных приборов.

    В соответствии с приложением 2 СНиП 3.06.03-85 следует производить оценку качества:

    – отдельных видов работ (подготовка основания земляного полотна, возведение насыпей и разработка выемок, устройство водоотвода, присыпных обочин, слоев оснований и покрытий дорожных одежд);

    – устройства конструктивных элементов автомобильных дорог (земляное полотно, основания и покрытия дорожных одежд);

    – строительно-монтажных работ по законченным строительством автомобильным дорогам или их отдельным участкам.

    Оценку качества подготовительных и укрепительных работ, работ по устройству искусственных сооружений, строительству зданий и сооружений дорожной и автотранспортной службы, устройству обстановки и принадлежностей дороги следует производить в соответствии с действующими нормативными документами по вопросам оценки качества строительно-монтажных работ.

    При производстве земляных работ следует соблюдать требования, приведенные в таблице 6.1(СП 48.13330.2011, табл. 6.3).

    Требования при производстве земляных работ

    Технические требования Предельные отклонения Контроль (метод и объем)
    1. Отклонения отметок дна выемок от проектных (кроме выемок в валунных, скальных и вечномерзлых грунтах) при черновой разработке:

    Качество производства работ обеспечивается выполнением требований к соблюдению необходимой технологической последовательности при выполнении взаимосвязанных работ и техническим контролем за ходом работ, изложенным в Проекте организации строительства и Проекте производства работ, а также в Схеме операционного контроля качества работ.

    Схема операционного контроля качества работ приведена в таблице 6.2.

    Схема операционного контроля качества работ

    Наименование операций, подлежащих контролю Предмет, состав и объем проводимого контроля, предельное отклонение Способы контроля Измеритель-ный инструмент Время проведе-ния контроля Кто контро-лирует
    Отклонение отметок дна котлована от проектных при черновой разработке +10 см Измерительный, не менее 10 точек на дне котлована Мерная лента, нивелир В ходе разработки Прораб

    По окончанию выполнения земляных работ производится их освидетельствование Заказчиком и документальное оформление с составлением Акта освидетельствования и приемки котлована с указанием его размеров в плане, профиле и абсолютных отметок дна.

    К данному акту необходимо приложить Исполнительные схемы и Лабораторные заключения.

    Исполнительные схемы составляются в одном экземпляре, в виде отдельных чертежей, на продольный профиль котлована и поперечные профили через каждые 20 м, за подписью главного инженера Подрядчика.

    Лабораторные заключения (выполняемые специализированной аттестованной лабораторией на основании договоров подряда) представляются на:

    • уплотнение грунтов естественного основания;
    • соответствие фактического напластования грунтов;
    • отсутствие нарушений природных свойств грунтов.

    Вся приемо-сдаточная документация должна соответствовать требованиям СП 48.13330.2011.

    Результаты операционного контроля фиксируются также в Общем журнале работ (согласно РД 11-05-2007).

    На объекте строительства должен вестись Общий журнал работ и Журнал авторского надзора проектной организации. Так же должны вестись журналы на специальные виды работ такие, как Журнал геодезического контроля, Журнал уплотнения грунта.

    Параметры, используемые при оценке качества строительно-монтажных работ, и условия их оценки

    Наименование операций, подлежащих контролю Допустимые отклонения Способы контроля Время проведения Кто контролирует
    Разбивка местоположения трубы Смещение оси трубы ±3 мм Измерительный нивелир,рулетка В ходе разбивки Геодезист,СКК
    Разработка котлована глубина – 5 см
    ширина – 10 см
    Измерительный нивелир,рулетка В ходе разбивки Геодезист,СКК
    Монтаж трубы смещение по высоте 10 мм
    строительный уклон 0,01‰
    Измерительный нивелир,рулетка В ходе разбивки Прораб,
    геодезист,СКК
    Отсыпка земляного полотна Качество, влажность и однородность грунта Визуально Не менее 3-х проб Прораб,СКК
    Плотность грунта в слоях насыпи Толщина слоя ±2 см.

    Контроль качества за выполнением работ осуществляет СКК в лице инженера по качеству.

    Производство работ без присутствия представителя службы контроля качества подрядчика и заказчика не допускается.

    Все работы по бетонированию и устройству опалубки выполнять в соответствии с ОР-91.200.00-КТН-235-10

    Операционный контроль качества бетонных работ

    Лекальные блоки под трубы: практичное и надежное основание

    ЛБ-8 (для труб Ø - 80 см)

    Железобетонные конструкции водопропускных каналов отличаются значительным весом. Технология строительства требует наличия для них фундамента, в качестве которого используют лекальные блоки под трубы, изготовленные из качественного бетона. В отличие от фундаментных блоков они имеют на верхней поверхности полукруглую выемку, которая соответствует по своей геометрии определенному внешнему диаметру трубы. Плоской частью блоки лекальные под звенья труб монтируются в грунт и обеспечивают необходимую устойчивость конструкции, равномерное распределение нагрузки. Применяются изделия при строительстве водопропускных каналов и укладываются непосредственно под дорожным полотном автомобильных, железнодорожных магистралей.

    Специфика лекальных блоков и преимущества сборных конструкций

    Применение сборных фундаментов под водопропускными каналами позволяют снизить риски строительства на подвижных грунтах. Используя лекальные блоки под звенья водопропускных труб можно предотвратить возможные смещения и сдвиги труб. Это продлевает срок эксплуатации водопропускного канала, обеспечивает максимальную пропускную способность, снижает риск образования в нем заторов.

    Среди основных особенностей лекальных блоков:

    • высокая прочность;
    • морозоустойчивость не ниже F200;
    • армирование класса A-I, A-II;
    • оптимизированные габаритные размеры;
    • продолжительный срок службы.

    При производстве используются добавки, защищающие бетон от растворенных в грунте агрессивных веществ.

    Выгодное приобретение лекальных блоков

    ЖБИ-6 предлагает купить лекальные блоки под трубы на выгодных условиях. Широкий ассортимент позволит укомплектовать проект любого масштаба. На лекальные блоки под трубы цена зависит от габаритных размеров изделий, используемой марки бетона при производстве. Наши специалисты помогут с выбором сборных конструкций, организуют доставку приобретенной продукции. В ассортименте ЖБИ-6 широкий выбор водопропускных труб, круглых звеньев и других изделий для дорожного строительства. Ждем комплексных заказов на поставку железобетонных изделий высокого качества!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *