Есть ли в церкви туалет
Перейти к содержимому

Есть ли в церкви туалет

  • автор:

Православие.фм

«Мамулинг как форма бытия». Интервью с матушкой Анной Ромашко

Новосибирские мастера отреставрируют ещё две иконы из Луганска

Свежие публикации

Врач рассказала о сбалансированном питании в Великий пост

Врач-терапевт, гастроэнтеролог «СберЗдоровья» Дарья Утюмова поделилась с «Известиями» 18 марта особенностями питания во время Великого поста и дала рекомендации о […]

«Мамулинг как форма бытия». Интервью с матушкой Анной Ромашко

Этот год признали годом семьи, поэтому мы встретились с Анной Ромашко, мамой девятерых детей, которая нашла время и силы не только на воспитание особенного ребенка, но и создание книги. Ее история вдохновляет и восхищает: она несет ответственность за большое семейство, одновременно стремясь к саморазвитию. Ее книга — это не только история собственного жизненного пути, но и источник вдохновения для всех, кто сам сталкивается с трудностями и препятствиями.

Новосибирские мастера отреставрируют ещё две иконы из Луганска

Вернувшись из ЛНР, участники проекта «УАЗ на Донбасс» Сергей Шилов и Сергей Мажирин привезли с собой большие храмовые образы Покрова и Успения Пресвятой Богородицы. В Новосибирске иконы обновят и вернут в Свято-Вознесенский монастырь Луганской епархии.

Развожаев: при атаке ВСУ на штаб Черноморского флота чудом уцелела икона Ушакова

Деревянная икона святого адмирала Федора Ушакова чудом уцелела после атаки боевиков (ВСУ) на штаб Черноморского флота в Севастополе и пожара […]

Угловая полка для икон

Иконы имеют огромное значение для любого православного христианина. И именно поэтому к ним стоит относиться с особым благоговением и любовью. […]

Искусственные нейронные сети. Когда начинать бояться?

В человеческом мозге около 90 млрд нейронов. Это узкоспециализированные электрически возбудимые клетки. Они выполняют три основных функции: воспринимают и преобразуют […]

Митрополит Антоний Сурожский о харизматах

«…я скорее сдержанно отношусь к опыту харизматиков, потому что он сугубо личный и не проверяется опытом общины… На практике мой […]

Воскресная школа при Александро-Невской Лавре. Есть чему поучиться!

Доклад директора воскресной школы при Александра-Невской Лавре иеромонаха Димитрия Самойлова. «Сегодня я хотел бы рассказать о нашем проекте, который показал […]

Домашний иконостас: особенности размещения и ухода, преимущества артели Добрыня

Иконостас ассоциируется у православных христиан с одним из основных предметов, украшающих храмы и церкви. В домашней обстановке принято говорить об […]

Врач-реаниматолог к.м.н. Александр Барсуков о вере в Бога

За 10 лет работы в Свердловской больнице я вернул к жизни примерно человек 50. Это примерно треть от тех, кому […]

Есть ли в церквях туалеты?

Если вдруг кому-то из прихожан приспичило — куда он пойдёт ?

Церковные службы долгие бывают.

Есть ли в церквях и храмах общественные туалеты ?

бонус за лучший ответ (выдан): 5 кредитов
комментировать
в избранное
13 ответов:
Дженн­ и [39.7K]
10 лет назад

На территории возле храмов, конечно, есть туалеты, а вот в самих храмах я ни разу не видела — ни в православных, ни в католических ни в мечетях. Видимо, по традиции внутри храма туалета быть не может, это противоречит его назначению.

Возле мечетей еще обязательно есть умывальники для ритуального омовения перед молитвой, но они тоже все снаружи, не внутри.

модератор выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
В Валов [20.4K]
10 лет назад

Я часто посещаю церковь, иногда по малой нужде, а иногда по большой. Точно скажу, туалеты там есть во дворе и они выгодно отличаются от общественных туалетов тем, что они бесплатные. Иногда набегавшись по улицам только на церковь нашу и уповаешь.

комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Барам­ булеч­ ка [34K]
10 лет назад

Туалеты есть, но не в самом храме, а на улице. Тут один пользователь ответил, что туалеты он наблюдал в притворе. Для меня это нонсенс. Не знаю ни одного храма, чтобы туалет был в притворе. Ведь храм — это чистое место, место молитвы. Христос в свое время изгонял из храма менял и торговцев, а тут туалеты в притворе:((( что-то видимо Турук Макто напутал.

«Вам этот туалет не по чину!» Что еще слышат в свой адрес церковные старушки

«У дверей церкви — сын и его мама в инвалидной коляске. Льет дождь. “Давайте я попрошу кого-нибудь поднять коляску в храм?” — говорю я. И слышу в ответ: “Нас не пускают — коляска пол испачкает”». Что могут рассказать о приходе пандусы и туалет и при чем тут любовь к людям — в колонке Елены Кучеренко.

Туалет «по чину»

Были мы на днях с дочками в монастыре Спаса Нерукотворного в Клыково. Кто не знает — это далеко, в глуши. В Калужской области, километрах в 17 от Оптиной пустыни и в 260 — от Москвы. Людей почти нет, интернета нет, связи нет, навигатор не работает.

Правда, потом мне рассказали, что где-то рядом есть поселения. Но мы видели только поля, леса и монастырь.

Н у и пошла я в монастырский туалет. Простите, что не о святынях, чудесах, прозрениях, озарениях и старцах. Хотя об этом тоже будет, но чуть позже.

Обычный для таких мест туалет — небольшое зданьице с традиционными «М» и «Ж». Захожу в кабинку, опять же — традиционную для монастырей. А там на стене сбоку — железная ручка. Я сначала не поняла — зачем. Потом догадалась. Чтобы бабушка какая-нибудь не балансировала из последних своих сил, хватаясь за воздух, и не думала, как бы не упасть. А взялась бы за нее, и стало ей хорошо.

Любовалась я на ту ручку и вспоминала другой храмовый туалет… Прямо обзор клозетов, а не колонка. Ну, а что. Туалет — лицо прихода. Он о многом может рассказать.

В общем, храм большой, зажиточный. Столичный. Захожу, передо мной две кабинки. Одна пустая, в другой журчит. И вдруг с грохотом распахивается «журчащая» дверь, и прямо мне на руки падает очень габаритная бабушка. Как мои 46 килограммов не улетели в противоположную стену, до сих пор загадка.

Стонет, охает, смущается, извиняется. Мне тоже как бы не легко. Я же все еще ее держу. Оказалось, бабушка и так с трудом на ногах стоит. Что уж про кабинку говорить. Неудобно, места мало, ступеньки высокие. Одеваться начала, пошатнулась и оперлась рукой об дверь. А там защелки сломаны давно. И менять их никто не собирается. И ручки нет, как в Клыково. Ну и вылетела. Хорошо хоть я там оказалась.

Пока охала, рассказала она мне, что просила, чтобы ее в туалет для клириков пустили. Там есть, со всеми удобствами. Там для «своих» вообще все в лучшем виде. Не из-за капризов, ей правда тяжело. Но строгий батюшка ответил:

— Не положено. Все должно быть по чину!

Не по чину бабушке нормальный туалет в не бедном московском приходе.

А тут, среди полей и лугов, в мужском монастыре, где наших женских нюансов не знают и знать не должны, взяли и подумали о нас.

Постарались, позаботились. Не начали: «Жена да убоится… И вообще — да молчит. Не по чину ей». А ручку прибили. Которая копейки стоит. Но ведь это искренне переживать нужно за ближнего, чтобы догадаться.

Настоящая любовь — она в таких мелочах.

«В храм не пускают — коляска пол испачкает»

Идем мы с Машей в коляске по монастырю, а там везде — съезды, заезды и пандусы. Как одна моя знакомая по поводу другого храма, где все для людей, сказала:

— Так народ вообще расслабиться может.

Я — человек неизбалованный, всех моих пятерых детей «вручную» в храме таскала, у нас пандусов нет. А тут правда расслабилась. Ни тебе препятствий, чтобы на службу с коляской зайти, ни искушений, без которых уважающему себя православному не спастись, ни подвигов вкупе со спинными грыжами. Иди себе и тяжести не таскай. Даже непривычно.

Не вот эти убогие, опасные для жизни рельсы, которые проектировал какой-то ненавистник человечества. Я бы его самого в коляску посадила и по ним ездить туда-обратно заставила, в назидание. А обычные кирпичные пологие дорожки. По которым не только мама с коляской легко спускается и поднимается. Но и инвалид-колясочник без посторонней помощи. И не улетит он, как с рельс тех.

И эти пандусы-дорожки там везде. У каждого храма, трапезной, церковных лавок. Везде, где лестницы, там же и заезды. Как у нас говорят: «Доступная среда». Я на радостях даже к одной сотруднице монастыря подошла:

— Какие вы молодцы. У вас везде коляска может проехать.

— А как же, — отвечает. — К нам же и инвалиды могут приехать.

Вспомнила я тут один московский монастырь, куда люди потоками стекаются. Там ни одного пандуса, ни туалета для инвалидов.

Я там одну монахиню даже спросила:

— А почему для инвалидов ничего нет, для мам с колясками?

Зачем думать — они вон у вас, перед глазами. Ими весь монастырский двор усеян. Идут к вам почти круглосуточно люди со своими бедами и болезнями.

А чтобы в храм зайти или к мощам — это целый квест…

Еще один храм вспоминаю. Осень, дождь, грязь. Привез взрослый сын свою мать в инвалидной коляске на службу. Ну и уперся в ступеньки. Я там не «местная», говорю:

— Давайте я найду кого-нибудь, чтобы вам коляску помогли поднять.

— Не надо, мы с зонтиком здесь, у входа постоим.

— Не пускают, коляска пол испачкает.

То есть не то что пандуса нет, а в принципе в инвалидной коляске нельзя. Мол, храм — это для молодых и здоровых?

«Могут». Обычное слово, но оно мне прямо покоя не дает. Не «есть уже», а «могут». Люди с инвалидностью еще к ним не приехали. Но их уже любят и ждут. Стараются сделать так, чтобы им было хорошо. Даже если они через сто лет появятся. Это ли не христианство?

Говорят, пандусы эти проектировать начали, когда здесь еще болото было. Вместе с храмами.

Чудеса и любовь

Конечно же, не за этим мы поехали в Клыково. Не за пандусами и ручкой в туалете.

Поехали мы на могилу современной подвижницы, матушки Сепфоры. Она в 1997 году умерла. А последние годы жила при монастыре.

Много чего еще о ней рассказывали и рассказывают. В домике, где жила старица и где теперь ее музей, нам показали ее вещи, конфетами угостили. Целую экскурсию бесплатную устроили для нас одних. Так радостно было!

— У нас здесь тетрадка есть, где люди пишут о помощи матушки Сепфоры.

Попросила я эту тетрадь посмотреть. А там правда люди со всего мира, не только из России, делятся своими историями.

Люди приезжали сюда благодарить. Многие бесплодные супруги по ее молитвам родили детей. Какому-то мужчине, который курил больше 30 лет, помогла бросить.

Обращались к ней за молитвенной помощью в решении семейных проблем, в поиске работы. Мы с девочками тоже попросили ее о своем. Быть может, когда-нибудь в этой тетради появится и наша история.

— А главное, что она воспитала целое поколение современных монахов, — рассказывал мне один сотрудник монастыря. — Многие оптинцы — ее духовные чада. Отец Илиодор недавно почивший, например. Один из самых любимых ее чад.

Об отце Илиодоре я уже как-то писала. У его бабушки было 22 два ребенка, и он, еще когда у нас было трое дочерей, предсказал нам Машу.

Отец Илиодор очень любил людей. Он постоянно с кем-то возился, кому-то помогал, его всегда окружали люди. Без него Оптина осиротела. Он умер осенью от ковида.

Запомнила я, как отец Илиодор говорил о старцах. И об оптинских, и о матушке Сепфоре:

— Старец — это большое, чистое, любящее сердце. Все их дары — прозорливость, чудотворения… Они даются им не за какие-то телесные подвиги. Только за одно — за эту их великую любовь к людям. Это в них главное.

Наверное, он прав. И Любовь — это то, главное, что оставила матушка Сепфора после себя. Это было видно и по отцу Илиодору. Все, кто его знали, это подтвердят.

Это видно и по далекому монастырю в Клыково, где она жила в последние годы. Видно по отношению к людям. По мелочам.

По той ручке, как это ни глупо звучит… По пандусам. По тому одному слову: «могут»… Как это мало, и как это много. И как же это важно.

Любовь — вот что главное. А без нее хоть всех святых отцов наизусть цитируй — толку не будет.

Поскольку вы здесь.

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Митрополит Иларион рассказал, почему в храмах не должно быть туалетов

Митрополит Иларион рассказал, почему в храмах не должно быть туалетов

Разработаны новые правила проектирования храмов, которые предполагают устройство туалетов непосредственно в зданиях. Верующие составили петицию, в которой выразили несогласие с проектом.

Председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион заявил, что санузлы необходимо размещать на прихрамовой территории, а не внутри здания. Ранее по поручению Минстроя России были разработаны новые правила проектирования храмов, которые предполагают устройство туалетов непосредственно в зданиях, в притворах церквей. Верующие составили петицию, в которой выразили несогласие с проектом. – Насколько я понимаю, петиция направлена против того, чтобы туалеты устраивались в зданиях храмов. А вот что касается устройства туалетов при храмах, то я считаю это жизненной необходимостью, – рассказал Митрополит Иларион. Он согласился с тем, что прихожанам нужно создать все необходимые условия для комфортного пребывания в храме, и туалеты не должны находиться далеко от церкви. Однако подчеркнул, что в самом здании таким помещениям не место, поддержав общественность. Об этом Председатель ОВЦС сообщил в эфире программы «Церковь и мир» на канале «Россия 24». ЕСТЬ МНЕНИЕ Священнослужитель Русской православной церкви, Отец Петр (Гарнишевский): — Храм это духовная и очищенная от скверны обитель для каждого православного человека. Там проводятся отпевания, венчания и многочисленные священные службы. Расположение в церквях туалетных комнат не должны предусматриваться, поскольку это в определенном смысле является осквернением духовного и святого для православных людей места. Туалеты должны располагаться за стенами святой обители.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *