Синхронный электродвигатель с обмоткой возбуждения
Синхронный электродвигатель с обмоткой возбуждения — это синхронный электродвигатель, ротор которого выполнен с обмоткой возбуждения.
Конструкция синхронного электродвигателя с обмоткой возбуждения
Синхронный электродвигатель с обмоткой возбуждения, как и любой вращающийся электродвигатель, состоит из ротора и статора. Статор — неподвижная часть, ротор — вращающаяся часть. Статор обычно имеет стандартную трехфазную обмотку, а ротор выполнен с обмоткой возбуждения. Обмотка возбуждения соединена с контактными кольцами к которым через щетки подходит питание.
Синхронный электродвигатель с обмоткой возбуждения (щетки не показаны)
Принцип работы
Постоянная скорость вращения синхронного электродвигателя достигается за счет взаимодействия между постоянным и вращающимся магнитным полем. Ротор синхронного электродвигателя создает постоянное магнитное поле, а статор – вращающееся магнитное поле.
Работа синхронного электродвигателя основана на взаимодействии вращающегося магнитного поля статора и постоянного магнитного поля ротора
Статор: вращающееся магнитное поле
На обмотки катушек статора подается трехфазное переменное напряжение. В результате создается вращающееся магнитное поле, которое вращается со скоростью пропорциональной частоте питающего напряжения. Подробнее о том, как посредством трехфазного напряжения питания образуется вращающееся магнитное поле можно прочитать в статье «Трехфазный асинхронный электродвигатель».
Взаимодействие между вращающимся (у статора) и постоянным (у ротора) магнитными полями
Ротор: постоянное магнитное поле
Обмотка ротора возбуждается источником постоянного тока через контактные кольца. Магнитное поле создаваемое вокруг ротора возбуждаемое постоянным током показано ниже. Очевидно, что ротор ведет себя как постоянный магнит, так как имеет такое же магнитное поле (в качестве альтернативы можно представить, что ротор сделан из постоянных магнитов). Рассмотрим взаимодействие ротора и вращающегося магнитного поля. Предположим вы придали ротору начальное вращение в том же направлении как у вращающегося магнитного поля. Противоположные полюса вращающегося магнитного поля и ротора будут притягиваться друг к другу и они будут сцепляться с помощью магнитных сил. Это значит, что ротор будет вращаться с той же скоростью, что и вращающееся магнитное поле, то есть ротор будет вращаться с синхронной скоростью.
Магнитные поля ротора и статора сцепленные друг с другом
Синхронная скорость
Скорость с которой вращается магнитное поле может быть вычислена по следующему уравнению:
,
- где Ns – частота вращения магнитного поля, об/мин,
- f – частота тока статора, Гц,
- p – количество пар полюсов.
Это значит, что скорость синхронного электродвигателя может очень точно контролироваться изменением частоты питающего тока. Таким образом эти электродвигатели подходят для высокоточных приложений.
Прямой запуск синхронного двигателя от электрической сети
Почему синхронные электродвигатели не запускаются от электрической сети?
Если ротор не имеет начального вращения, ситуация отличается от описанной выше. Северный полюс магнитного поля ротора будет притягиваться к южному полюсу вращающегося магнитного поля, и начнет двигаться в том же направлении. Но так как ротор имеет определенный момент инерции, его стартовая скорость будет очень низкой. За это время южный полюс вращающегося магнитного поля будет замещен северным полюсом. Таким образом появятся отталкивающие силы. В результате чего ротор начнет вращаться в обратную сторону. Таким образом ротор не сможет запуститься.
Демпферная обмотка — прямой запуск синхронного двигателя от электрической сети
Чтобы реализовать самозапуск синхронного электродвигателя без системы управления между наконечниками ротора размещается «беличья клетка», которая также называется демпферной обмоткой. При запуске электродвигателя катушки ротора не возбуждаются. Под действием вращающегося магнитного поля, индуцируется ток в витках «беличьей клетки» и ротор начинает вращаться подобно тому, как запускаются асинхронные двигатели.
Когда ротор достигает своей максимальной скорости, подается питание на обмотку возбуждения ротора. В результате, как говорилось ранее, полюса ротора сцепляются с полюсами вращающегося магнитного поля и ротор начинает вращаться с синхронной скоростью. При вращении ротора с синхронной скоростью, относительное движение между белечьей клеткой и вращающимся магнитным полем равно нулю. Это значит, что отсутствует ток в короткозамкнутых витках, а следовательно «беличья клетка» не оказывает воздействия на синхронную работу электродвигателя.
Выход из синхронизма
Синхронные электродвигатели имеют постоянную скорость независящую от нагрузки (при условии что нагрузка не превышает макимально допустимую). Если момент нагрузки больше, чем момент создаваемый самим электродвигателем, то он выйдет из синхронизма и остановиться. Низкое напряжение питания и низкое напряжение возбуждения также могут быть причинами выхода двигателя из синхронизма.
Синхронный компенсатор
Синхронные электродвигатели могут также использоваться для улучшения коэффициента мощности системы. Когда единственной целью использования синхронных электродвигателей является улучшение коэффициента мощности их называют синхронными компенсаторами. В таком случае вал электродвигателя не соединяется с механической нагрузкой и вращается свободно.
Тема 12. Тест 12
2. Какой режим работы трансформатора позволяет точно определить коэффициент трансформации? 1. Режим холостого хода 2. Нагрузочный режим. 3. Для ответа на вопрос недостаточно данных. 3. В каких режимах может работать силовой трансформатор? 1. В режиме холостого хода 2. В нагрузочном режиме. 3. Во всех перечисленных режимах 4. У однофазного трансформатора номинальное напряжение и ток в первичной
обмотке U 1 220 В, | I 1 20 А; во вторичной обмотке — U 2 440 В, | I 2 10 А. Ка- |
кой это трансформатор? 1. Понижающий. 2. Повышающий. 3. Для ответа на вопрос недостаточно данных. 5. У однофазного трансформатора номинальное напряжение и ток в первичной
обмотке U 1 660 В, | I 1 10 А; во вторичной обмотке — U 2 220 В, | I 2 30 А. Ка- |
кой это трансформатор? 1. Понижающий. 2. Повышающий. 3. Для ответа на вопрос недостаточно данных. 6. Какие законы лежат в основе принципа действия трансформатора? 1. Закон Кирхгофа. 2. Закон Ома. 3. Закон электромагнитной индукции. 7. Чему равно напряжение на первичной обмотке трансформатора в соответствии с уравнением электрического состояния? 1. ЭДС, наводимой в витках обмотки основным магнитным потоком. 2. Падением напряжения на активном сопротивлении первичной обмотки.
3. Падением напряжения на контактах. 4. ЭДС рассеяния первичной обмотки. 5. Падением напряжения на нагрузке. 8. Режим холостого хода позволяет определить: 1. Cопротивление первичной обмотки. 2. Сопротивление вторичной обмотки. 3. Индуктивность рассеяния первичной обмотки. 4. Индуктивность рассеяния вторичной обмотки . 5. Коэффициент трансформации. 9. Режим короткого замыкания позволяет определить. 1. Cопротивления первичной и вторичной обмоток. 2. Номинальное напряжение первичной обмотки. 3. Потери мощности в магнитопроводе. 4. Номинальный ток в первичной обмотке. 10. Что влияет на потери мощности в сердечнике? 1. Ток нагрузки. 2. Частота входного напряжения. 3. Индуктивность рассеяния вторичной обмотки.
Тема 13. Тест 13
1 . Определить частоту вращения магнитного поля статора n 1 АД, если число пар полюсов р = 1, частота тока f = 50 Гц. 1. n 1 = 3000 об/ мин. 2. n 1 = 2000 об/ мин. 3. n 1 = 1500 об/ мин. 4. n 1 = 1000 об/ мин. 2. С какой целью АД с фазным ротором снабжают контактными кольцами и щетками? 1. Для соединения ротора с регулировочным реостатом. 2. Для соединения статора с регулировочным реостатом. 3. Для подключения двигателя к электрической сети. 3. Частота вращения асинхронного двигателя n 1 = 1000 об/мин. Частота вращения ротора n 2 = 950 об/мин. Определить скольжение. 1. s = 0,05. 2. s = 0,05. 3. s = 0,01. 4. s = 0,02. 4. Чему равен КПД асинхронного двигателя в режиме холостого хода? 1. 0.
2. 95 %. 3. Для ответа на вопрос недостаточно данных. 5. Как изменить направление вращения магнитного поля статора АД? 1. Достаточно изменить порядок чередования всех трех фаз. 2. Достаточно изменить порядок чередования всех двух фаз. 3. Это невозможно. 6. Частота вращения магнитного поля асинхронного двигателя n 1 = 1500 об/мин. Частота вращения ротора n 2 = 1470 об/мин. Определить скольжение s. 1. s = 0,02. 2. s = 0,2. 3. s = 0,1 4. Для решения задачи недостаточно данных 7. Как называется основная характеристика АД? 1. Внешняя характеристика. 2. Механическая характеристика. 3. Регулировочная характеристика. 8. Почему магнитопровод статора АД набирают из листов электротехнической стали, изолированных друг от друга? 1. Для уменьшения потерь мощности от перемагничивания. 2. Для уменьшения потерь мощности на вихревых токах. 1. Из конструктивных соображений. 9. Как изменится ток в обмотке ротора АД при увеличении механической нагрузки на валу? 1. Увеличится. 2. Не изменится. 3. Уменьшится. 10. Определите скольжение трехфазного АД, если известно, что частота вра-
щения ротора n 2 отстает от частоты вращения магнитного поля n 1 на | 50 |
об/ мин (n 1 = 1000) 1. s = 0,05 2. s = 0,04. 3. s = 0,01. 4. s = 0,02.
Тест 14
1. Синхронные двигатели относятся к двигателям: 1. С регулируемой частотой вращения; 2. С нерегулируемой частотой вращения; 3. Со ступенчатым регулированием частоты вращения. 2. Включение синхронного генератора в энергосистему производится: 1. В режиме холостого хода.
2. В рабочем режиме. 3. В режиме короткого замыкания. 3. К какому источнику электрической энергии подключается обмотка статора СД? 1. К источнику постоянного тока. 2. К источнику однофазного переменного тока. 3. К источнику трехфазного переменного тока. 4. При работе синхронного генератора электромагнитный момент является? 1. Вращающимся. 2. Тормозящим. 3. Нулевым. 5. В качестве каких устройств используются синхронные машины? 1. Генераторы. 2. Двигатели. 3. Синхронные компенсаторы. 4. Все перечисленные 6. Каким способом можно изменять в широких пределах коэффициент мощности у синхронного двигателя? 1. Воздействуя на ток в обмотке статора. 2. Воздействуя на ток возбуждения. 3. Это сделать невозможно. 7. С какой скоростью вращается ротор синхронного генератора? 1. С той же скоростью, что и магнитное поле статора. 2. Со скоростью, большей скорости вращения магнитного поля токов ста- тора. 3. Со скоростью, меньшей скорости вращения магнитного поля токов ста- тора. 8. С какой целью на роторе СД размещают дополнительную короткозамкнутую обмотку? 1. Для увеличения вращающего момента. 2. Для пуска двигателя 3. Для регулирования скорости. 4. Для увеличения коэффициента мощности. 9. Синхронные компенсаторы в режиме перевозбуждения потребляют из сети: 1. Индуктивный ток. 2. Емкостной ток. 3. Активный ток.
Синхронный электродвигатель
Синхронный двигатель – тип электрических машин с равной частотой вращения вала и крутящегося магнитного поля неподвижного узла. За счет относительно сложной конструкции такие двигатели не так распространены, как асинхронные двигатели, однако, в некоторых случаях являются практически незаменимыми.
Рассмотрим конструкцию синхронных электродвигателей, их преимущества и недостатки.
Принцип работы
Принцип действия синхронных электрических машин основан на сцеплении крутящегося магнитного поля статора и постоянного магнитного поля ротора.
При этом концепция та же, что у асинхронного двигателя: при подаче трехфазного напряжения на обмотки неподвижного узла, сдвинутые на 1200, возникает магнитное поле с попеременно меняющимися полюсами.
При этом на обмотки ротора подается постоянный ток, который наводит постоянное магнитное поле.
При подаче переменного трехфазного напряжения на статор и постоянного тока на ротор, разноименные полюса магнитного поля ротора будут притягиваться к соответствующим полюсам вращающегося поля статора. При таком взаимодействии возникает крутящий момент, который вращает вал. При этом его скорость будет равна частоте вращающегося магнитного поля, наводимого обмотками неподвижного узла. Наглядно принцип действия синхронных электрических машин представлен на рисунке ниже.
Конструкция и виды синхронных двигателей
Синхронные двигатели с роторными обмотками – самые распространенные электрические машины такого типа. Силовые агрегаты состоят из следующих основных узлов:
- Станины и корпуса. Элементы конструкции предназначены для размещения других узлов и опоры.
- Статора. Неподвижная часть включает сердечник и трехфазные обмотки переменного тока.
- Ротора. Вращающийся узел состоит из магнитопровода с уложенной в нем обмотки постоянного тока.
- Вала. Элемент конструкции предназначен для подключения механической нагрузки, на нем также размещены катушки возбуждения.
- Контактных колец. Узлы предназначены для подачи постоянного напряжения на обмотки ротора.
Конструкция синхронных двигателей может различаться в зависимости от вида. Например, в электрических машинах типа СДПМ для создания магнитного поля применяют постоянные магниты, такие электродвигатели также не имеют электрических колец. Различают роторы явно и неявнополюсной конструкции. Первые применяют в двигателях приводов низкооборотистого оборудования, работающего при значительной нагрузке.
Электродвигатели с неявнополюсным вращающимся узлом используют в скоростных приводах. По конструкции статора различают синхронные электрические машины с распределенной (на рисунке слева) и сосредоточенной обмоткой (на рисунке справа).
В асинхронных двигателях ЭДС вращающегося узла наводится под воздействием магнитного поля статора. Вследствие этого возникает разница между скоростями вращения магнитного поля и ротора, называемая скольжением. Синхронные электрические машины не имеют скольжения, благодаря чему такие двигатели можно применять в приводах точных механизмов.
К преимуществам синхронных двигателей с роторными обмотками также относят высокую перегрузочную способность, увеченный к.п.д (может достигать до 95%), пропорциональную зависимость момента на валу от питающего напряжения, стабильную скорость при переменной нагрузке. К недостаткам синхронных машин относят относительную сложность конструкции, наличие источника постоянного тока для обмотки возбуждения, сложность пусковой схемы.
Способы пуска и возбуждения синхронных двигателей
Синхронные машины требуют источник постоянного тока для питания обмотки ротора. Наибольшее распространение получили статические системы возбуждения на базе тиристорных преобразователей. Системы с генератором постоянного тока на валу электродвигателя уже практически не применяют.
Электропитание тиристорных возбудителей осуществляется от трансформатора, включенного в одну сеть с двигателем. Системы позволяют регулировать напряжение, коэффициент мощности, величину реактивной составляющей обмоток статора.
Синхронные электрические машины не могут запускаться прямым включением в сеть, так как смена полюсов вращающегося магнитного поля происходит слишком быстро, из-за инерции разгон ротора до синхронной скорости невозможен.
Существует несколько схем пуска электродвигателей синхронного типа.
Двигательный. Запуск синхронного двигателя осуществляется за счет разгона ротора до синхронной частоты при помощи вспомогательной электрической машины. При этом электродвигатель включается в сеть после достижения синхронной частоты, после чего вспомогательный двигатель останавливают. Двигательные схемы считаются морально устаревшими, из-за высокой стоимости и значительных габаритов и массы их уже практически не применяют.
Асинхронный. Синхронные двигатели с асинхронным стартом имеют дополнительную обмотку типа «беличья клетка» на полюсных наконечниках ротора. Пуск электродвигателя осуществляется при отсутствии постоянного тока в обмотке возбуждения, как у асинхронных электрических машин. После разгона до скорости, близкой к синхронной, на роторную катушку подают постоянный ток, двигатель начинает работать в синхронном режиме. Во время старта, до входа в синхронизм, роторную обмотку замыкают на сопротивление, это необходимо для ограничения тока, наводимого полем статора при пуске и разгоне. Такой метод позволяет осуществлять запуск синхронной машины напрямую от сети. К недостаткам относят значительный пусковой ток, затруднение старта под нагрузкой.
Частотный. При этом электродвигатель подключают к частотному преобразователю. Пуск электрической машины осуществляется путем подачи напряжения низкой частоты и плавного ее увеличения до номинального значения, двигатель все время работает в режиме синхронизма. Такой способ позволяет уменьшить время переходных процессов и пусковые токи, снизить тепловые нагрузки, осуществлять пуск синхронных электрических машин под нагрузкой. Недостатком способа является относительно высокая цена специализированного преобразователя частоты. Частотный пуск – наиболее перспективный, он позволяет устранить многие недоставки синхронных электрических машин.
Типы синхронных электродвигателей
Электрические силовые агрегаты с синхронной частотой вращения применяют для решений приводов самого различного назначения: оборудования для инженерных систем и промышленности, бытовых и производственных механизмов. Кроме электрических машин с роторными обмотками, существует еще несколько типов синхронных двигателей. Рассмотрим их типы и конструкцию подробнее.
Двигатели с постоянными магнитами
Конструкция СДПМ напоминает синхронные двигатели с обмотками ротора. Главное отличие – наличие постоянных магнитов на вращающейся части вместо обмоток. Электродвигатели с постоянными магнитами не требуют источника постоянного тока для питания обмотки возбуждения.
- Упрощенная в сравнении синхронным двигателем с обмотками ротора конструкция.
- Увеличенный к.п.д.
- Улучшенное отношение масса/мощность.
- Возможность точного управления моментом и скоростью.
СДПМ имеют более высокую стоимость, что несколько ограничивает их использование. Область применения электрических машин – приводы средней и малой мощности.
Синхронный реактивный двигатель
Вращение вала таких электродвигателей осуществляется за счет разности магнитной проводимости ротора в поперечной и продольной плоскости. Чем больше эти значения отличаются, тем выше крутящий момент на валу электрической машины. Конструкция статора реактивных электродвигателей не отличается от стандартных синхронных электрических машин с распределенной или сосредоточенной трехфазной обмоткой.
Варианты конструкции крутящейся части: с явновыраженными полюсами (слева), аксиально-расслоенная (по середине) и поперечно-расслоенная (справа).
Синхронный реактивный двигатель обладает следующими достоинствами:
- Простая конструкция ротора без магнитов и обмоток.
- Небольшой нагрев.
- Низкая инеркцинность.
- Возможность задания скорости в широком диапазоне.
К недостаткам электрических машин относят невысокий коэффициент мощности. Область применения таких двигателей – приводы маломощного оборудования и механизмов.
Гистерезисный двигатель
Принцип действия гистерезисных электрических машин основан на явлении гитерезиса магнитовтвердых материлов. Крутящий момент возникает под действием остаточного намагничивания ротора, которое осуществляется магнитным полем статора электродвигателя, в остальном принцип работы электродвиагателей сходен с СДПМ.
Вращающаяся часть гистерезисных двигателей имеет неявнополюсную сборуную конструкцию. К приемуществам электрических машин относятся:
- Простой старт без дополнительной аппаратуры.
- Отсутвие высоких пусковых токов.
- Плавный вход в синхронный режим.
- Простая конструкция.
- Более высокий коэффициент мощности чем у реактивных синхронных двигателей.
К недостаткам относят высокую цену, которая обсуловлена стоимостью магнитотвердых материалов с широкой петлей гистерезиса для ротора.
Реактивно-гистерезисный электродвигатель
Реактивно-гистерезисный двигатели – тип синхронных электрических машин с явнополюсным ротаторном. Пуск осуществляется за счет крутящего момента, возникающего при взаимодействии вращающегося магнитного поля статора и гистерезиса ротора.
Дальнейшая работа двигателя в синхронном режиме – за счет реактивного момента и остаточного намагничивания. Таким образом, двигатели совмещают достоинства реактивных и гистерезисных электрических машин:
- Простота конструкции.
- Самозапуск без дополнительного оборудования.
- Возможность работы от однофазной электросети.
К недостаткам относятся низкие КПД и cosφ. Область применения реактивно-гистерезисных двигателей: микроприводы различного назначения.
Управление
330. Для электропривода крановых механизмов используются электродвигатели постоянного тока:
А) параллельного возбуждения;
В) последовательного возбуждения;
С) смешанного возбуждения.
Д) выше перечисленные
Е) нет правильного ответа
331 Как организовано электроснабжение потребителей первой категории?
. А) От одной электрической сети.
. В) От двух независимых сетей с автоматическим включением резервного источника питания
С) От автономного источника питания.
Е) нет правильного ответа
332. С какой целью асинхронный двигатель с фазным ротором снабжают контактными кольцами и щетками?
А )Для соединения ротора с регулировочным реостатом.
В) Для соединения статора с регулировочным реостатом.
С). Для подключения двигателя к сети.
Д) выше перечисленные
Е) нет правильного ответа
333. Чему равен КПД асинхронного двигателя, работающего в режиме холостого хода?
Е) 60
334. Механическая характеристика синхронного двигателя является:
С) абсолютно жесткой.
Д) абсолютно мягкой
Е) нет правильного ответа
335.Каково назначение реостата в цепи возбуждения генератора постоянного тока
А) Регулировать напряжение на зажимах генератора.
В) Регулировать скорость вращения якоря генератора.
С) Регулировать ток нагрузки.
Д) Ограничивать пусковой ток.
Е) нет правильного ответа
336. . Частота вращения магнитного поля асинхронного двигателя n1=1500об/мин, частота вращения ротора n2=1470
об/мин. Определить скольжения s.
С) . Для решения задачи недостаточно данных.
Д) выше перечисленные
Е) нет правильного ответа
337.. Каким должен быть зазор между ротором и статором синхронного генератора для обеспечения синусоидальной
формы индуцируемой ЭДС?
А) Увеличивающимся от середины к краям полюсного наконечника.
В). Уменьшающимся от середины к краям полюсного наконечника.
С) Строго одинаковым по всей окружности ротора
. Д) выше перечисленные
Е) нет правильного ответа
338. Почему сердечник якоря машины постоянного тока набирают из листов электротехнической стали,
изолированных между собой?
А) Для уменьшения потерь мощности от перемагничивания и вихревых токов.
В) Из конструктивных соображений.
С). Для уменьшения магнитного сопротивления потоку возбуждения.
Д) выше перечисленные
Е) нет правильного ответа
339.. Сколько электродвигателей входит в электропривод?
Д) выше перечисленные
Е) нет правильного ответа.
340. С какой целью асинхронный двигатель с фазным ротором снабжают контактными кольцами и щетками?
. А) Для соединения ротора с регулировочным реостатом.
В) Для соединения статора с регулировочным реостатом.
С) Для подключения двигателя к электрической сети.
Д) выше перечисленные
Е) нет правильного ответа
341. К какому источнику электрической энергии подключается обмотка статора синхронного двигателя?
А) К источнику постоянного тока.
. В) К источнику однофазного переменного тока.
С) К источнику трехфазного тока.
Д) выше перечисленные
Е) нет правильного ответа
342.Сколько процентов асинхронных машин используется в производстве
343 Для чего нужна система магнитного дутья в контакторе?
А) Для охлаждения электрической дуги.
В) Для гашения электрической дуги.
С) Для разрыва силовой электрической цепи.
Е) нет правильного ответа
344. Какие дугогасительные камеры наиболее эффективны?
А) С широкой щелью.
В) С узкой щелью.
С) Многократные щелевые.
Е) нет правильного ответа
345. Для предотвращения обратного «забрасывания» дуги в контакторе пе-
ременного тока необходимо:
А) Уменьшать число витков обмотки системы.
В) Уменьшать сечение магнитопровода системы.
С) Уменьшать воздушный зазор магнитопровода системы.
Д) Увеличивать щель дугогасительной камеры.
Е) Уменьшать потери в стали магнитопровода системы магнитного ду-
346. Какую роль выполняет немагнитная прокладка на якоре электромагнита
контактора постоянного тока?
А) Смягчает удар якоря о неподвижный магнитопровод.
В) Уменьшает воздушный зазор.
С) Уменьшает ход якоря.
Д) Уменьшает залипание якоря.
Е) нет правильного ответа
347. Какую роль выполняют большие контакты в контакторе?
А) Коммутируют цепь управления.
В) Коммутируют силовую цепь.
С) Коммутируют цепи управления и силовую.
Д) выше перечисленные
Е) нет правильного ответа
348.. Какой командоаппарат имеет большее количество контактов?
В) Путевой выключатель.
С) Блокировочный выключатель.
Е) нет правильного ответа
349. В контакторах и пускателях при малых воздушных зазорах целесооб-
разно применять электромагниты типов:
А) Броневой (соленоидный).
Е) нет правильного ответа
350. В чем основное преимущество жидкометаллического контактора перед
электромеханическим?
А) Отпадает необходимость в создании контактного нажатия для обес-
печения малого переходного сопротивления.
В) Отсутствие дуги.
С) Отсутствие возвратной пружины.
Д) Проще устройство.
Е) нет праильного ответа