Необходимо завершить текущую операцию компас
Перейти к содержимому

Необходимо завершить текущую операцию компас

  • автор:

Справочная система SDK КОМПАС-3D

Документ не активизирован или не является текстовым документом.

Документ не активизирован или не является деталью/сборкой.

Документ не активизирован.

Документ не активизирован или не является спецификацией.

Принудительное завершение выполнения библиотеки.

В режиме Preview нельзя создавать или открывать видимые документы.

Документ не активизирован или не является листом/фрагментом.

Нефатальные ошибки — выполнение продолжается

Попытка выполнить EndObj при неоткрытом составном элементе.

Попытка поставить в сплайн недопустимый объект.

Попытка поставить в штриховку недопустимый объект.

Попытка выполнить delete_mtr при невведенной локальной системе координат.

Ошибка при введении локальной системы координат.

Группа должна быть постоянной.

Объект не существует.

В текущем документе объект не найден.

Неверный указатель группы.

Объект не принадлежит группе.

Объект нельзя поставить в группу.

Группа должна быть временной.

Первый объект не существует или не является кривой.

Второй объект не существует или не является кривой.

Кривые расположены в разных видах.

Не совпадают СК определения кривых (геометрическая и аннотационная).

Первый объект не является кривой.

Второй объект не является кривой.

Объект уже в группе

Временный объект не может быть в постоянной группе.

В документе не предусмотрена работа с видами.

Вид с заданным номером уже существует.

Недопустимое значение номера вида.

В текущем документе вид не найден.

Неверный указатель вида.

Вид не редактируется.

Состояние вида задано неверно.

Параметры текущего вида не меняются.

Неверный указатель макроэлемента.

Должен быть режим редактирования макроэлемента.

Неверный тип параметров редактирования макроэлемента.

В виде остались не закрытые составные элементы.

Неверный указатель слоя.

Недопустимое значение номера слоя.

В текущем виде слой не найден.

У объекта параметров нет.

Не соответствует размер структуры параметров.

Состояние слоя задано неверно.

Параметры текущего слоя не меняются.

В указанном виде редактирование запрещено.

В указанном слое редактирование запрещено.

Параметры системного вида не меняются.

Попытка поставить в текст недопустимый объект.

Неверный ввод текста.

Неверный тип массива.

Неверный указатель массива.

Указатель на структуру параметров должен быть не NULL.

Неверный индекс массива.

Неверное редактирование текста.

Bezier-точка используется неверно.

Режим работы документа задан неверно.

Режим обработки документов задан неверно.

Неверный указатель документа.

Попытка сохранить документ без имени.

Документ закрыт без сохранения.

Имя файла документа задано неверно.

Объект не соответствует типу поиска.

Не могу создать документ. Документ с таким именем уже открыт.

Поиск объектов задан неверно.

В текущем документе итератор не найден.

Документ не найден или неверная структура файла.

Документ открыт в видимом режиме.

Документ открыт в невидимом режиме.

Нельзя менять тип документа.

Стиль спецификации не найден.

У фрагмента нет размеров листа.

Режим работы документа не меняется.

Вид должен быть активным или текущим.

Тип атрибута задан неверно.

Тип атрибута не найден.

Не найдено определение локального фрагмента.

Атрибут в документе не найден.

Атрибут не принадлежит объекту.

Неправильный номер колонки атрибута.

Неправильный номер строки атрибута.

Родительское окно не найдено.

Библиотека атрибутов не найдена или ошибка в библиотеке.

Текст размера задан неверно.

Параметры привязки размера заданы неверно.

Текст шероховатости задан неверно.

Неверный указатель линейного размера.

Текст линии выноски задан неверно.

Параметры линии выноски заданы неверно.

Попытка поставить в контур недопустимый объект.

У звеньев контура не совпадают узлы.

В документе не предусмотрена работа с техническими требованиями.

В документе не предусмотрена работа с неуказанной шероховатостью.

Попытка поставить в таблицу недопустимый объект.

В составном объекте не предусмотрена работа с техническими требованиями.

В документе не предусмотрена работа с основной надписью.

В составном объекте не предусмотрена работа с основной надписью.

Попытка поставить в допуск формы недопустимый объект.

Nurbs-точка используется неверно.

Попытка поставить в полилинию недопустимый объект.

Объект должен быть геометрическим.

Эквидистанту в контур включать нельзя.

Неправильная работа с указателем на определение вставного фрагмента.

Рекурсивная вставка фрагмента.

Ошибка чтения файла фрагмента.

Аналогичное определение вставки фрагмента уже есть. Новый комментарий не принимается.

Неправильная работа с указателем на основную надпись.

Неправильная работа с указателем на неуказанную шероховатость.

Неправильная работа с указателем на технические требования

Документ должен быть активным.

Стиль кривой не найден.

Объект должен быть кривой.

Стиль текста не найден.

Неверно заданы параметры для расчета длины текста.

Новый слой должен существовать и быть доступным для редактирования.

Номер раздела задан неверно.

Стиль спецификации не найден.

В текущем документе объект спецификации не найден.

Попытка подключить к объекту СП недопустимый объект.

Тип объекта задан неверно.

Объект заданного типа не редактируется.

Нужно завершить редактирование составного объекта.

Объект должен быть таблицей.

Объект должен быть допуском формы.

Не найден файл для отрисовки слайда.

Неверная структура файла.

Нужно завершить редактирование объекта спецификации.

Объект должен быть макроэлементом.

Попытка поставить в макро недопустимый объект.

Библиотека фрагментов уже закрыта или не открывалась.

Библиотека фрагментов уже открыта.

Файл библиотеки фрагментов не найден.

Ошибка в структуре файла библиотеки фрагментов.

Ошибка в имени файла библиотеки фрагментов.

Ошибка в имени фрагмента для библиотеки фрагментов.

Доступ к фрагменту в библиотеке фрагментов невозможен.

В документе не предусмотрена работа со спецификацией на листе.

Некорректный вид типа атрибута.

Номер листа спецификации задан неверно.

Документ должен быть открыт в видимом режиме.

Ошибка при обработке картинки для стиля кривой.

Объект должен быть штриховкой.

Объект должен быть текстом.

В документе не предусмотрена работа со спецификацией на листе.

В документе не предусмотрена работа с зонами.

Объект спецификации не редактируется.

Файл c растровым объектом не найден.

Ошибка в определении параметров описания спецификации.

Описание спецификации не найдено.

Имя файла спецификации уже используется в листе.

Описание спецификации данного типа уже есть в листе.

Необходимо завершить текущую операцию.

Редактируемый макроэлемент удалять нельзя.

Служебный файл допусков graphic.tol не найден.

Попытка поставить в макро собственный объект.

Неправильно задано оформление первого листа спецификации: не указана таблица, предназначенная для спецификации.

Не найдено оформление первого листа спецификации.

Неправильно задано оформление первого листа спецификации: не найдены ячейки типа Для спецификации.

Неправильно задано оформление второго и последующих листов спецификации: не указана таблица, предназначенная для спецификации.

Не найдено оформление второго и последующих листов спецификации.

Неправильно задано оформление второго и последующих листов спецификации: не найдены ячейки типа Для спецификации.

Попытка изменить параметры объекта только для чтения.

Попытка изменить параметры объекта только для чтения.

Ошибка создания файла библиотеки.

Текущий документ пустой. Сохранение в выбранном формате производиться не будет.

Не найдена библиотека стилей спецификаций.

Размер растра превышает допустимый максимальный размер (65536 x 65536).

Недостаточно памяти для создания растра указанного размера.

Выбранный диапазон страниц в документе не существует.

Неверный указатель линии-выноски.

Имя документа изменить нельзя. Документ с таким именем уже открыт.

Базовый вид должен быть ассоциативным.

Базовый объект должен быть стрелкой вида.

Базовый объект должен быть выносным элементом.

Неправильно задан цвет.

Неправильно заданы единицы измерения.

Нельзя создать пользовательскую панель свойств.

Метод не используется для данного интерфейса.

Документ, открытый только для чтения, не может быть сохранён

Нельзя отключить работающую библиотеку

Нельзя отключить AddIn-библиотеку

Значение выходит за границы диапазона.

Значение размера выходит за границы диапазона 30» — 359°59’30».

Значение размера выходит за границы диапазона 0.5» — 359°59’59.5».

Значение размера выходит за границы диапазона 30′ — 359°30′.

Ограничение создать нельзя. Данный тип размера не параметризуется.

Ограничение создать нельзя. Нет информации о привязке.

Ограничение создать нельзя.

Ограничение такого типа уже существует.

Ограничение создать нельзя.Недопустимое имя переменной.

Ограничение создать нельзя.Недопустимое значение размера.

Ограничение создать нельзя.Размер может быть только информационным.

Аннотационный объект может быть создан только в составе макро.

Система не имеет решения

Переменная с таким именем уже существует

Недопустимое имя переменной

Невозможно добавить постоянный объект во временный макроэлемент

Недопустимая команда в режиме редактирования макрообъекта

Недопустимая команда в режиме редактирования макрообъекта

Неправильно задан пароль

5 самых горячих клавиш для работы в Компас-3D

Многие знают, что в Компасе можно настраивать так называемые «горячие клавиши», но кроме использования клавиш «под себя» в Компасе существует как минимум пять очень полезных «горячих клавиш» по умолчанию. Ниже постараюсь описать горячие клавиши от часто используемых и до клавиш, о которых могут не знать даже опытные пользователи.

F2

komspas-3d_01

Не заменимая клавиша, когда нужно редактировать наименование в 3D, т.к. гарантирует 100% результат выполнения действия «Переименовывания».

CTRL+ENTER

Наиболее используемая горячая клавиша, о которой многие знаю. Как видно из картинки ниже эта клавиша используется для «Создание объекта», т.е. завершения команды в панели свойств.
Использование этой горячей клавиши не ограничивается только панелью свойств.
И в других диалогах, где нужно нажать клавишу «OK». komspas-3d_02 komspas-3d_03

SHIFT

komspas-3d_04

При черчении в 2D или Эскизе 3D, при нажатии shift`a включается режим «Ортогонального черчения», что на много удобней клавиши F8 и не нужно его дополнительно отключать.
Как использовать: выбираем отрезок, ставим первую точку куда нужно, зажимаем SHIFT, и ведем или строго горизонтально или вертикально вторую точку, т.е. у вас будет только 4 варианта направления отрезка.

CTRL

komspas-3d_05

Очень полезная клавиша при простановке размеров. Клавиша очень проста и полезна когда нужно вынести значение размера на полку. Ниже описание на картинке. Закончим эстафету похожей клавишей, с которой все началось

F4

Самая полезная клавиша после CTRL+ENTER и редко используемая. Делает она очень замечательные вещи, такие как повторение последней выполненной команды. komspas-3d_06 Но в отличии от «Последние команды» контекстного меню, помнит только последние два действия. Тем не менее у нее есть одно преимущество перед контекстным меню – Спецификация. При работе с этим документом в контекстном меню нет «Последние команды». Тогда нам на помощь приходит F4, пример: заполняете спецификацию в ручную и добавили раздел (вспомогательный объект, базовый объект). И чтобы не лесть снова добавлять раздел (…) нажимаем F4. Так же удобно использовать вместо кнопки «Копировать объект» в спецификации. komspas-3d_07 P.S. Для тех, кто хочет стать Мастером КОМПАС-3D! Новый обучающий видеокурс позволит вам легко и быстро освоить систему КОМПАС-3D с нуля до уровня опытного пользователя.

Формообразующие операции (построение деталей)

Мы уже выяснили, что КОМПАС – система твердотельного моделирования и что большинство операций по созданию моделей в ней основываются на эскизах (исключение составляют операции по созданию фаски, скругления, оболочки и т. п.). Эскиз – это обычное двухмерное изображение, размещенное на плоскости в трехмерном пространстве. В эскизе могут присутствовать любые графические элементы (примитивы), за исключением элементов оформления (обозначений) конструкторского чертежа и штриховки. Эскизом может быть как замкнутый контур или несколько контуров, так и произвольная кривая. Каждая трехмерная операция предъявляет свои требования к эскизу (например, эскиз для операции выдавливания не должен иметь самопересечений и т. п.). Об этих требованиях будет рассказываться при рассмотрении каждой отдельной команды. В дальнейшем нам постоянно придется создавать эскизы, поэтому считаю необходимым подробно описать порядок выполнения эскиза, чтобы больше не возвращаться к этому вопросу.

Последовательность построения эскиза для формообразующей операции такова.

1. Выделите в дереве построения или в окне документа плоскость, на которой планируете разместить эскиз (плоскость может быть стандартной или вспомогательной). Если в модели уже есть какое-либо тело (или тела), вы можете в качестве опорной плоскости эскиза использовать любую из его плоских граней. Выделить плоскую грань можно только в окне представления документа.

2. Нажмите кнопку Эскиз

на панели инструментов Текущее состояние. Модель плавно изменит ориентацию таким образом, чтобы выбранная вами плоскость разместилась параллельно экрану (то есть по нормали к линии взгляда).

Внимание!

Возможность автоматического изменения ориентации модели при запуске команды создания эскиза появилась только в КОМПАС-3D V8. Это, конечно, маловероятно, но если у вас установлена более ранняя версия, то после нажатия кнопки Эскиз модель не сдвинется с места. В таком случае перед каждым созданием эскиза для операции вам необходимо будет вручную устанавливать ориентацию модели нормально к плоскости эскиза. Для этого выделите плоскость и воспользуйтесь командой Нормально к

которая находится в раскрывающемся меню кнопки Ориентация

на панели инструментов Вид.

3. После запуска процесса создания эскиза компактная панель изменит свой вид (см. рис. 1.38). На ней будут расположены панели инструментов, свойственные как трехмерным, так и графическим документам системы КОМПАС-3D. Пользуясь командами для двухмерных построений, создайте изображение в эскизе. Для завершения создания или редактирования эскиза отожмите кнопку Эскиз. Компактная панель при этом восстановит свой прежний вид, а модель примет ту же ориентацию в пространстве, которая была до построения эскиза.

4. Эскиз останется выделенным в окне документа (подсвечен зеленым цветом), поэтому вы сразу можете вызывать нужную команду и создавать или вносить изменения в геометрию модели.

Примечание

Можно запустить формирование трехмерной формообразующей операции, не выходя из режима построения эскиза. Для этого необходимо всего лишь вызвать нужную команду с компактной панели (или с помощью команды меню). Система самостоятельно завершит редактирование эскиза и запустит соответствующую команду, основываясь на текущем эскизе.

Все трехмерные операции в КОМПАС-3D делятся на основные (то есть собственно формообразующие) и дополнительные. Основные операции включают команды для добавления и удаления материала детали, булевы операции, команду создания листового тела, а также команду Деталь-заготовка. Дополнительные операции представляют собой команды для реализации тех или иных конструкторских элементов на теле детали (фаски, скругления, отверстия, уклона, ребра жесткости и т. д.). В отдельную группу можно отнести команды построения массивов трехмерных элементов как в детали, так и в сборке. Есть также некоторые специфические команды, доступные только для сборки.

В соответствии с изложенной классификацией мы будем дальше рассматривать инструменты трехмерного редактора КОМПАС-3D.

Существует четыре основных подхода к формированию трехмерных формообразующих элементов в твердотельном моделировании. Эти подходы практически идентичны во всех современных системах твердотельного 3D-моделирования (есть, конечно, небольшие различия в их программной реализации, но суть остается той же). Рассмотрим их.

Выдавливание. Форма трехмерного элемента образуется путем смещения эскиза операции (рис. 3.5, а) строго по нормали к его плоскости (рис. 3.5, б). Во время выдавливания можно задать уклон внутрь или наружу (рис. 3.5, в и г). Контур эскиза выдавливания не должен иметь самопересечений. Эскизом могут быть: один замкнутый контур, один незамкнутый контур или несколько замкнутых контуров (они не должны пересекаться между собой). Если вы формируете основание твердого тела выдавливанием и используете в эскизе несколько замкнутых контуров, то все эти контуры должны размещаться внутри одного габаритного контура, иначе вы не сможете выполнить операцию. При вырезании или добавлении материала выдавливанием замкнутые контуры могут размещаться произвольно.

Рис. 3.5. Выдавливание: эскиз (а), сформированный трехмерный элемент (б), уклон внутрь (в) и уклон наружу (г)

Вращение. Формообразующий элемент является результатом вращения эскиза (рис. 3.6, а) в пространстве вокруг произвольной оси (рис. 3.6, б). Вращение может происходить на угол 360° или меньше (рис. 3.6, в). Обратите внимание, ось вращения ни в коем случае не должна пересекать изображение эскиза!

Рис. 3.6. Вращение: эскиз (а), полное вращение (б), вращение на угол меньше 360° (в)

Если контур в эскизе незамкнут, то создание тела вращения возможно в двух различных режимах: сфероид или тороид (переключение производится с помощью одноименных кнопок панели свойств). При построении сфероида конечные точки контура соединяются с осью вращения отрезками, перпендикулярными к оси, а в результате вращения получается сплошное тело. В режиме тороида перпендикулярные отрезки не создаются, а построенный трехмерный элемент принимает вид тонкостенного тела с отверстием вдоль оси вращения.

Кинематическая операция. Поверхность элемента формируется в результате перемещения эскиза операции вдоль произвольной трехмерной кривой (рис. 3.7). Эскиз должен содержать обязательно замкнутый контур, а траектория перемещения – брать начало в плоскости эскиза. Разумеется, траектория должна не иметь разрывов.

Рис. 3.7. Кинематическая операция: эскиз и траектория операции (а), трехмерный элемент (б)

Операция по сечениям. Трехмерный элемент создается по нескольким сечениям-эскизам (рис. 3.8). Эскизов может быть сколько угодно, и они могут быть размещены в произвольно ориентированных плоскостях. Эскизы должны быть замкнутыми контурами или незамкнутыми кривыми. В последнем эскизе может размещаться точка.

Рис. 3.8. Операция по сечениям: набор эскизов в пространстве (а), сформированный трехмерный элемент (б)

Перечисленных четырех способов обычно хватает для формирования сколь угодно сложных форм неорганического мира. Иногда, правда, бывает значительно легче сформировать объект, используя другие методы моделирования в других графических системах (речь идет о полигональном или NURBS-моделировании). Однако в 90 % случаев твердотельного инструментария достаточно для построения неживых объектов.

Все команды для построения и редактирования детали расположены на панели инструментов Редактирование детали (рис. 3.9). Для перехода к этой панели щелкните на одноименной кнопке компактной панели (разумеется, активным должен быть документ КОМПАС-Деталь).

Рис. 3.9. Панель инструментов Редактирование детали

Подобно прочим панелям инструментов, панель Редактирование детали содержит как одиночные кнопки, так и группы кнопок.

Первой идет группа кнопок, позволяющих добавить материал детали (или создать основание). В нее входят следующие команды:

Операция по сечениям.

Как видите, все эти команды отвечают определенному способу построения формы твердого тела, которые были описаны выше. Как правило, с одной из этих команд начинается построение твердого тела (хоть наличие единого основания для всей детали необязательно, но для конкретного твердого тела в модели оно, конечно, должно быть).

После создания любой формообразующей операции в дереве построения добавляется новый узел со значком выполненной операции и с ее названием, а в подчиненной ветке этого узла содержится перечень эскизов, используемых в операции (рис. 3.10). Названия всех операций по умолчанию совпадают с названиями их команд, кроме того, после двоеточия к названию добавляется порядковый номер операции (операции каждого типа имеют свою нумерацию). Вы можете настроить на панели свойств имя, отображаемое в дереве, до завершения создания операции или прямо в дереве построения после того, как формообразующий элемент или эскиз создан.

Рис. 3.10. Отображение последовательности операций в дереве построения модели

Еще одной операцией, с которой нередко начинается построение детали, является Деталь-заготовка

(ее кнопка следует сразу за группой команд добавления материала). Эта команда позволяет использовать в качестве заготовки другую, ранее построенную и сохраненную деталь. После вставки детали-заготовки в новый документ вы можете продолжить построение или редактировать заготовку так же, как если бы создали основание, например, при помощи обычной операции выдавливания. Заготовка может вставляться как самостоятельный объект (кнопка Вставка без истории на панели свойств) или с поддержкой связи с файлом источником (Вставка внешней ссылкой). Во втором случае все изменения в детали-образце будут переноситься в файл на вставленную заготовку. При установленном флажке Зеркальная деталь на панели свойств деталь-заготовка будет вставлена в документ в зеркальном отображении. Кнопка Деталь-заготовка доступна, только если в детали не создано еще ни одного объекта.

За командой вставки заготовки идет группа команд удаления материала детали (команды вырезания):

Вырезать по сечениям.

Как и команды добавления материала, они реализуют четыре основных способа формирования геометрии твердотельных моделей. Требования к эскизам этих операций такие же, как и для добавления материала. Единственное отличие – все эти команды неактивны, если в детали нет хотя бы одной операции добавления материала (это логично – вырезать можно только из чего-то уже построенного).

Группа команд для вырезания присутствует также и в документе КОМПАС-Сборка. В сборке с их помощью можно делать сквозные вырезы, проходящие через несколько деталей сразу. Изменение в геометрии каждой из деталей в сам документ (файл) детали не передается.

Важной особенностью всех команд добавления и вырезания является возможность формирования не только сплошных трехмерных элементов, но и так называемой тонкой стенки (рис. 3.11).

Рис. 3.11. Результат операции выдавливания в режиме построения тонкой стенки

Настройка параметров тонкой стенки осуществляется на вкладке Тонкая стенка панели свойств при выполнении любой из команд добавления или удаления материала. Раскрывающийся список Тип построения тонкой стенки содержит следующие варианты:

Нет – формообразующий элемент создается сплошным (нет тонкой стенки);

Наружу – тонкая стенка строится наружу от контура эскиза операции;

Внутрь – тонкая стенка строится внутрь от контура;

Два направления – тонкая стенка строится в обоих направлениях сразу, причем толщину стенки по каждому из направлений можно задавать различной;

Средняя плоскость – тонкая стенка строится на одинаковое расстояние (равное половине заданной толщины) в обе стороны от контура эскиза.

Примечание

Если в контуре эскиза для «приклеивания» или вырезания содержится незамкнутая кривая, то автоматически включается режим создания тонкой стенки, выдавленной наружу (при этом пункт Нет вообще недоступен в раскрывающемся списке Тип построения тонкой стенки).

При выполнении отдельных команд добавления или удаления материала (в частности, выдавливания и вращения) можно задавать направление операции. Оно указывает, в какую сторону относительно опорной плоскости эскиза будет происходить добавление или удаление материала. Можно выбрать одно из следующих направлений:

Прямое направление – эскиз формообразующей перемещается в направлении нормали к поверхности эскиза (это вариант задан по умолчанию);

Обратное направление – эскиз перемещается в противоположную от направления нормали сторону;

Два направления – эскиз смещается в обе стороны от опорной плоскости, при необходимости на различное расстояние или угол в каждую сторону;

Средняя плоскость – операция действует симметрично относительно плоскости эскиза, а смещение или поворот осуществляется на половину заданного расстояния или угла.

Направление выбирается (при запущенной команде выдавливания или вращения) из раскрывающегося списка Направление на вкладке Параметры панели свойств. Для удобства ориентации направление нормали к плоскости эскиза при выполнении операции указывается фантомной стрелкой. Как правило, нормаль всегда направлена наружу от тела детали. Для первого формообразующего элемента (основания) направление нормали совпадает с положительным направлением координатной оси глобальной системы координат, перпендикулярной к плоскости эскиза (то есть если эскиз лежит в плоскости XY, то направление нормали совпадет с направлением оси Z).

Примечание

Положение глобальной системы координат трехмерного документа вы всегда можете видеть в левом нижнем углу окна представления документа.

При выборе определенного направления в окне документа сразу изменяется фантом формообразующей операции. Фантом трехмерного элемента – это условное временное отображение изменений, которые коснутся детали при выполнении той или иной операции (рис. 3.12). Фантом трехмерного элемента всегда прозрачен, его контур отрисовывается серыми тонкими линиями. Отображение фантома всегда отвечает выбранным в данный момент настройкам текущей операции (направление и величина смещения, выполнение сплошным или тонкой стенкой и т. п.).

Рис. 3.12. Фантом операции выдавливания

Внимание!

Не путайте направление стрелки, отображаемой при выполнении формообразующей операции, с направлением операции или фантомом операции! Стрелка всегда показывает направление нормали к эскизу булевой операции (например, того же выдавливания). Направление операции определяет, в какую сторону относительно нормали будет происходить операция – по нормали, в противоположную или в обе стороны. Стрелка также не является фантомом операции или его частью. Фантом – это изменения в форме детали вследствие проведенной операции, зависящие от направления операции и не зависящие от направления нормали.

Для других команд добавления или удаления материала направление не задается, поскольку форма трехмерных элементов, полученных в результате выполнения этих команд, однозначно определяется формой и размещением эскизов, в них входящих.

Еще одной из главных формообразующих операций является Булева операция

Она доступна, только если в детали присутствует более одного тела. Данная операция предназначена для объединения, вычитания или пересечения указанных тел.

Эта операция очень полезна, хотя ее почему-то употребляют нечасто, а стараются получить модель с помощью других команд, зачастую ощутимо усложняя себе жизнь. Возможно, дело в привычке.

Рассмотрим действие данной операции на небольшом примере, заодно и закрепим все прочитанное до этого.

1. Создайте документ КОМПАС-Деталь. Вы уже знаете, что это можно сделать, вызвав окно Новый документ с помощью меню Файл ? Создать или выбрав строку Деталь из раскрывающегося списка кнопки Создать на панели Стандартная.

2. Откроется пустой документ, в котором пока есть только три координатные плоскости. В окне дерева построения выделите плоскость XY и нажмите кнопку Эскиз на панели инструментов Текущее состояние.

3. В режиме построения эскиза перейдите на панель Геометрия компактной панели инструментов и нажмите кнопку Многоугольник (она находится в одной группе с кнопками команд построения прямоугольников). Создайте пятиугольник с центром в начале координат эскиза и радиусом вписанной окружности 20 мм (рис. 3.13). Завершите редактирование эскиза.

Рис. 3.13. Построение пятиугольника в эскизе

4. На компактной панели перейдите на панель Редактирование детали, на которой нажмите кнопку Операция выдавливания. Оставьте заданное по умолчанию направление операции в ту же сторону, что и направление нормали, а в поле Расстояние 1 введите значение 30. Нажмите кнопку Создать объект для формирования твердого тела выдавливанием. У вас должна получиться призма с равносторонним пятиугольником в основании.

Примечание

Можно не задавать параметры операций (расстояние или угол смещения, величину уклона и т. п.) в полях панели свойств. Есть другой способ, возможно, не такой удобный, но иногда более быстрый, – перетаскивание характерных точек трехмерного элемента. Как и в двухмерном изображении, в 3D-модели есть характерные точки, перетаскивая которые можно изменять тот или иной параметр так, как будто вы вводите его значение на панели свойств. Характерные точки отображаются на фантоме операции маленькими черными квадратами. При наведении указателя на точку возле нее всплывает подсказка с названием и текущим значением параметра (см. рис. 3.12). Нажмите кнопку мыши и перетаскивайте точку – соответствующий параметр будет изменяться, а его значение отображаться справа от указателя мыши.

5. Выделите верхнюю грань призмы в окне представления документа (то есть щелкнув на самой грани в модели). Грань должна подсветиться зеленым цветом. Опять нажмите кнопку для создания эскиза. Переключитесь на панель инструментов Геометрия и с помощью команды Дуга постройте дугу с центром в одной из вершин основания-пятиугольника и радиусом 20 мм. Поскольку этот эскиз предполагается использовать в операции вращения, обязательно создайте осевую линию (команда Отрезок, стиль линии Осевая) проходящую через конечные точки дуги (рис. 3.14).

Рис. 3.14. Эскиз для будущей операции вращения

6. Теперь попробуем создать трехмерный элемент, не выходя из режима редактирования эскиза. Не отжимая кнопку Эскиз, перейдите на панель Редактирование детали и щелкните на кнопке Операция вращения. На основе текущего эскиза сразу должна запуститься операция создания тела вращения. Необходимо настроить параметры команды таким образом, чтобы в результате ее выполнения получить сплошной шар, как отдельное твердое тело (это нужно, чтобы потом можно было применить булеву операцию). Для этого выполните следующее:

1) в группе переключателей Способ на панели свойств нажмите кнопку Сфероид, направление оставьте заданным по умолчанию (прямое), но проследите, чтобы в поле Угол прямого направления было задано значение 360;

2) перейдите на вкладку Тонкая стенка и из раскрывающегося списка Тип построения тонкой стенки выберите пункт Нет, чтобы запретить создание тонкой стенки и получить сплошной шар;

3) перейдите на вкладку Результат операции и нажмите кнопку-переключатель Новое тело, чтобы формируемый шар не был объединен с призмой.

7. Нажмите кнопку Создать объект. В результате получится сплошной шар радиусом 20 мм (рис. 3.15). Несмотря на то, что созданные объекты пересекаются, это все равно два разных твердых тела (о чем свидетельствует то, что в местах входа шара в призму нет четко обозначенных ребер).

Рис. 3.15. Два созданных тела в модели

8. Теперь можно перейти к демонстрации возможностей команды Булева операция. Нажмите соответствующую кнопку на панели Редактирование модели. В строке подсказок появится текст Выберите объекты для булевой операции. По очереди щелкните на каждом из двух тел в окне модели (сначала на призме, потом на шаре). При этом ребра каждого выбранного тела (а также значки трехмерных операций, образующих тело в дереве построения) будут подсвечены красным цветом. Результатом этой операции могут быть четыре разных тела:

тело, полученное объединением призмы и шара (рис. 3.16, а). Для этого на панели свойств в группе кнопок Результат операции нужно нажать кнопку Объединение

Обратите внимание: в местах пересечения шара призмы появились ребра нового тела;

тело, сформированное в результате вычитания шара из призмы, то есть вычитанием второго тела из первого (рис. 3.16, б). Для этого на панели свойств должна быть нажата кнопка Вычитание

тело, полученное вычитанием призмы из шара (рис. 3.16, в). Поскольку вычитается всегда второе тело, вам необходимо изменить порядок указания тел. Этого можно добиться двумя способами. Первый – снять выделение с обоих тел, щелкнув на свободном пространстве модели, а затем заново указать тела для булевой операции, сначала щелкнув на шаре, а потом на призме. Второй и более правильный метод – изменить порядок тел в списке Список объектов на панели свойств (в этом списке каждое тело обозначается названием последней выполненной над ним формообразующей операции). Чтобы изменить порядок, выделите одно из тел и переместите его в списке, используя кнопки со стрелками, размещенные в верхней части списка (рис. 3.17);

тело, сформированное в результате пересечения двух указанных тел (рис. 3.16, г). Для этого на панели свойств должна быть нажата кнопка Пересечение

Рис. 3.16. Результат выполнения булевой операции: объединение (а), вычитание (б, в) и пересечение (г)

Рис. 3.17. Изменение порядка выбранных тел в списке объектов булевой операции

Вы можете самостоятельно попробовать все четыре варианта команды Булевой операции. Для этого после ее выполнения выделите ее в дереве построения и вызовите команду контекстного меню Редактировать (в более ранних версиях программы – Редактировать элемент) (рис. 3.18). Запустится процесс редактирования выбранной в дереве операции: трехмерный элемент опять перейдет в фантомное состояние, а на панели свойств отобразятся настройки данной операции. Изменив какие-либо из значений параметров (в нашем примере – результат булевой операции), вновь создайте трехмерный элемент, нажав кнопку Создать объект.

Рис. 3.18. Контекстное меню трехмерного элемента, вызванное из дерева построения

В контекстном меню для трехмерных элементов присутствует еще несколько очень полезных команд (см. рис. 3.18).

• Удалить (или Удалить элемент в предыдущих версиях КОМПАС-3D) – удаляет трехмерный элемент из модели и дерева построения. При удалении определенного элемента из детали его эскиз (или эскизы) не удаляются, но удаляются все зависящие от него (условно подчиненные) трехмерные элементы (операции). Под условно подчиненными следует понимать такие операции, которые, хоть и являются отдельными трехмерными объектами, формируются на базе уже существующей геометрии модели и напрямую зависят от нее (являются производными). Например, если вы выполнили операцию выдавливания, после чего на пересечении граней полученного объекта создали скругления, то после удаления операции выдавливания все скругления будут также удалены!

Внимание!

Будьте осторожны при удалении тех или иных элементов детали – восстановить их, кроме как создав заново, будет невозможно!

• Скрыть – управляет отображением элемента детали, выбранного в дереве построения. После ее выполнения элемент будет скрыт (спрятан) в модели. Если вызывать контекстное меню для уже скрытого элемента, на месте этой команды будет команда Показать, включающая отображение объекта. Если вы скрываете какую-то часть твердого тела (одну операцию), то в модели будет спрятано все тело, в состав которого входит выбранная операция. Режим скрытия очень полезен для сложных моделей, особенно больших сборок. Скрытие отдельных элементов значительно облегчает работу с такой моделью, ее становится проще приближать, отдалять или поворачивать в окне представления.

• Отношения в дополнительном окне – команда позволяет создать дополнительное окно дерева модели и отобразить в нем объекты, являющиеся исходными и производными для объекта, выделенного в дереве.

• Указатель под выделенный объект – автоматически перемещает и устанавливает указатель, отсекающий операции построения в дереве под выделенный трехмерный элемент. Подробнее о данном указателе читайте далее.

• Исключить из расчета – исключает из расчета выбранную операцию, вследствие чего модель перестраивается так, как будто исключенной операции вообще нет в модели. Если элемент исключен, то вместо этой команды будет отображена команда Включить в расчет. При исключении трехмерного элемента из модели исключаются все его условно подчиненные элементы, однако при включении этого же элемента в структуру модели все подчиненные объекты останутся исключенными. Их придется включать вручную. Исключенные элементы отображаются в дереве построения светло-голубым цветом и помечены крестиком в левом нижнем углу.

• Исключить из расчета следующие – новая команда, позволяющая исключить из расчета детали все трехмерные формообразующие элементы, которые следуют за выделенным элементом (для которого было вызвано контекстное меню).

• Включить в расчет последующие – эта функция активирует ранее исключенные из расчета формообразующие элементы (если такие есть, конечно) во всех элементах, следующих ниже выделенного.

Как вы наверняка успели заметить, контекстное меню, вызываемое на объекте дерева построения модели, динамически изменяется в зависимости от состояния объекта. Более того, состав меню меняется даже для каждого отдельного типа объектов модели. Например, контекстное меню для эскиза будет иметь другой вид (рис. 3.19).

Рис. 3.19. Контекстное меню, вызванное в дереве построения для эскиза

Часть команд меню для эскиза имеет схожее назначение с командами трехмерных элементов (операций): Исключить из расчета, Исключить из расчета последующие, Включить в расчет последующие, Редактировать и Показать (эскиз после выполнения трехмерной операции сразу делается скрытым, исключение составляют эскизытраектории для кинематических операций, но они, если быть точным, и не входят в состав эскизов этой операции).

При редактировании эскиза трехмерная операция, в которую он входит, а также все операции в модели, следующие за этой операцией в дереве построения, блокируются (становятся недоступными). При этом в дереве модели возле их значков появляется изображение защелкнутого замка. Данные операции нельзя ни выделять, ни изменять до тех пор, пока не будет завершено редактирование эскиза. После выхода из режима редактирования эскиза все эти операции будут перестроены с учетом изменений в эскизе.

Есть в контекстном меню эскиза (см. рис. 3.19) и некоторые особенные команды:

• Изменить плоскость – позволяет переназначить опорную плоскость эскиза, правда, при этом могут быть утеряны все параметрические связи, наложенные на эскиз;

• Разместить эскиз – дает возможность изменять размещение всего изображения эскиза в пределах его базовой плоскости (подобно изменению точки привязки вида в чертеже).

Примечание

При запущенной на выполнение трехмерной операции контекстное меню в дереве построения нельзя вызвать.

Еще одной из основных формообразующих операций является создание листового тела. Функции для работы с листовыми моделями мы рассмотрим позже.

Перейдем к дополнительным командам, позволяющим легко реализовать различные конструкторские элементы на теле детали. Все эти команды доступны, только если в модели уже есть построенные тела, созданные с помощью одной или нескольких основных формообразующих команд. Трехмерные элементы, созданные с использованием дополнительных операций, находятся в зависимости от основных элементов. Эта зависимость строго однонаправленная, то есть редактирование производного элемента не влияет на состояние основного, но при изменении основного элемента дополнительный также изменит свою форму.

Одними из наиболее используемых дополнительных команд являются Фаска

(на панели Редактирование детали они объединены в одну группу). Для этих операций не требуется создавать эскиз. Вы лишь указываете радиус скругления или катет и угол фаски, а также ребра, на месте которых необходимо сформировать указанный конструкторский элемент. Для выделения ребра в 3D-модели подведите к нему указатель мыши и, когда справа внизу от указателя появится изображение маленького отрезка, щелкните на ребре кнопкой мыши. Ребро должно подсветиться красным цветом. За один вызов команды Фаска или Скругление можно создавать фаску или скруглить сколько угодно ребер (рис. 3.20).

Рис. 3.20. Результат выполнения команд Фаска и Скругление

Есть и другой способ выбора ребер для построения фаски или формирования скругления. В окне модели вы можете выбрать любую грань, тогда на всех ее ребрах будут созданы фаски или скругления указанных параметров. Выделить грань достаточно просто: подведите к ней указатель (возле указателя появится условное обозначение грани) и щелкните кнопкой мыши. Грань подсветится. Как и для большинства других трехмерных операций, создаваемые фаски или скругления сначала отображаются фантомами с характерной точкой, позволяющей прямо в окне модели редактировать их параметры.

При описании двух предыдущих команд был затронут вопрос выделения трехмерных элементов (ребер и граней) непосредственно на самой модели. Как вы уже заметили, система отслеживает, какой объект находится ближе всего к указателю мыши, и выдает своеобразную подсказку, что сейчас можно выделить. Иногда необходимо выделить объекты только какого-то одного конкретного типа, например только ребра или только вершины. В достаточно сложных моделях бывает нелегко выбрать нужный объект, так как мешают другие элементы, расположенные слишком близко. Например, при создании скругления необходимо выделять или снимать выделение только с ребер, а по короткому ребру очень сложно попасть щелчком кнопкой мыши в окне модели. Случайно щелкнув на грани (при запущенной команде Скругление), вы тем самым выделите все ее ребра, что только добавит вам лишних хлопот. Для решения этой проблемы в системе КОМПАС-3D есть возможность настройки фильтров выделения. Это можно сделать на панели инструментов Фильтры (рис. 3.21). С помощью кнопок на этой панели можно включить или выключить возможность выделения следующих объектов:

Рис. 3.21. Панель Фильтры

По умолчанию на этой панели нажата кнопка Фильтровать все, которая позволяет выделять все трехмерные элементы модели.

Продолжим рассмотрение дополнительных формообразующих операций для детали.

очень удобна для быстрого создания различных отверстий со сложным профилем в теле детали. Эта команда доступна, если в модели выделена плоская грань, которая автоматически становится базовой для отверстия. Для формирования отверстия необходимо задать его координаты на базовой плоскости, а главное – выбрать тип (профиль) отверстия и определить его размеры. Тип отверстия можно указать на панели Выбор отверстия (рис. 3.22) вкладки Параметры панели свойств. В библиотеке отверстий содержатся как самые простые отверстия, например под ввинчиваемые болты, так и с очень сложным профилем, включающим всевозможные канавки, буртики и пр. Выбрав тип отверстия, задав координаты его центра и размеры, нажмите кнопку Создать объект – система выполнит все построение (то есть с помощью этой команды вы избавились от необходимости самостоятельно рисовать эскиз). Редактируется построенный объект не как обычная операция вырезания, а именно как отверстие. Вы можете изменить его профиль и построить заново, при этом вам не нужно будет перерисовывать эскиз.

Рис. 3.22. Выбор типа отверстия и задание его размеров

Примечание

У элемента, созданного с помощью команды Отверстие, все-таки есть эскиз (вы можете увидеть его в дереве построений, раскрыв узел операции отверстия). Однако этот эскиз содержит не изображение профиля отверстия, а всего лишь точку, обозначающую положение центра отверстия на опорной плоскости. Таким образом, редактируя этот эскиз (перемещая точку), вы изменяете положение отверстия на плоскости.

Команду Отверстие можно использовать и для сборки.

Команда Ребро жесткости

строит в детали одноименный элемент на основе эскиза, содержащего незамкнутый контур.

Еще одна из дополнительных команд – Уклон

– предназначена для придания уклона плоских граней, которые были перпендикулярны основанию (рис. 3.23). Эта команда отличается от уклона, придаваемого элементам выдавливания, следующими особенностями:

• уклон придается не всем граням относительно основания, а лишь выбранным пользователем;

• одновременно можно формировать уклон для граней, принадлежащих трехмерным элементам, которые сформированы разными формообразующими операциями;

• для операции не требуется эскиз.

Рис. 3.23. Две грани, наклоненные к основанию с помощью команды Уклон

Эта команда достаточно проста в применении. После ее вызова вы указываете плоскую грань – основание, после чего одну за другой – грани, которые нужно наклонить. Наконец, задаете угол уклона в поле Угол на панели свойств (выбранные грани отрисовываются фантомом в наклоненном состоянии) и подтверждаете создание уклона, нажав кнопку Создать объект.

Данная операция предназначена для придания небольших уклонов моделям деталей, которые предполагается изготовлять литьем. Таким образом, не редактируя эскизы и не искажая структуру модели, вы легко получаете нужные формовочные уклоны.

Совет

Если на ребрах наклоненных граней должно быть скругление, то его желательно делать уже после выполнения уклона. Операцию Уклон желательно применять на самом последнем этапе построения модели.

Используя команду Оболочка

вы сможете преобразовать твердотельную деталь в тонкостенную оболочку (рис. 3.24). При формировании оболочки вам следует лишь указать грань или грани, которые будут удалены с тела модели (на рис. 3.24 это нижняя опорная грань детали), а также задать толщину стенки.

Рис. 3.24. Сплошная деталь (а) и результат применения команды Оболочка (б)

Команда Оболочка очень полезна при проектировании различных корпусных деталей. Значительно проще сначала создать модель, полностью заполненную материалом, заботясь только о внешней форме, а не о внутренней полости, а затем с помощью одной команды превратить ее в тонкостенную деталь.

Совет

Если вы планируете применять операцию Оболочка, старайтесь не перегружать модель скруглениями.

Последними среди дополнительных операций являются команды создания сечений в модели: Сечение поверхностью

(рис. 3.25, а) и Сечение по эскизу

(рис. 3.25, б). Главное отличие этих команд в том, что для первой не требует создания эскиза, а для второй он обязателен (что и следует из названия команды).

Рис. 3.25. Результаты выполнения команд создания сечений: поверхностью (а) и по эскизу (б)

При выполнении сечения поверхностью вы указываете любую поверхность в модели (грань, вспомогательную плоскость) и направление операции (прямое или обратное). Поверхность не обязательно должна быть плоской. Направление в этой операции указывает, какую часть модели вырезать, другими словами, по какую сторону от указанной поверхности рассекать модель. Чаще всего эту команду используют для рассечения детали или сборки одной из ортогональных плоскостей, просто чтобы показать внутреннее строение модели.

Сечение по эскизу применяют, когда необходимо сформировать разрез более сложного профиля. Для этого выбирают какую-либо плоскость в модели, на которой создают эскиз профиля сечения. Затем, выделив эскиз, нажимают кнопку Сечение по эскизу и, задав направление (в модели оно будет показано стрелкой), создают вырез. Эскиз сечения должен содержать незамкнутый контур, концы которого желательно размещать за краями рассекаемой части детали. Эту команду применяют как для создания разреза в модели (то есть чтобы открыть ее внутреннее строение), так и как самостоятельный трехмерный элемент, формирующий какую-то часть геометрии модели.

Примечание

При выполнении команды Сечение по эскизу стрелка указывает направление вырезания материала при сечении, поскольку само вырезание происходит не перпендикулярно, а вдоль опорной плоскости эскиза. По этой причине направление нормали для команды Сечение по эскизу не имеет значения.

Как и команды вырезания и создания отверстий, обе команды построения сечений можно применять и для сборки.

Иногда после завершения редактирования эскиза или после включения в расчет ранее исключенных трехмерных операций модель отображается некорректно, а в дереве построений возле таких операций появляется восклицательный знак в красном кружке. Это свидетельствует об ошибках в трехмерных операциях. Их нельзя допускать в моделях. Ошибки бывают разными. Например, в результате перестроения одной из операций вы изменили форму модели так, что одно из отверстий (сформированных операцией вырезания) больше не пересекает тело детали, но ведь сама операция вырезания осталась в модели. Возникает ошибка, отверстие не вырезается, и вся последующая геометрия модели будет построена неправильно. Для устранения ошибок необходимо отредактировать эскиз или параметры неверной операции. Иногда достаточно изменить что-либо в построениях, предшествующих операции, в которой возникла ошибка.

Кроме того, иногда возникают диалоговые окна Что неверно?, которые говорят о невозможности выполнить ту или иную операцию (рис. 3.26). Появление этого окна означает, что один или несколько параметров на панели свойств заданы неверно. Такой ошибкой может быть, например, самопересечение контура операции выдавливания, отсутствие осевой линии в эскизе операции вращения, неверный эскиз операции вырезания, разделяющий тело на несколько частей, недопустимый радиус скругления и т. д. При появлении такого сообщения (в нем могут быть зафиксированы сразу несколько ошибок) завершение построения трехмерной операции невозможно.

Рис. 3.26. Сообщение об ошибке в эскизе

В отдельную группу следует отнести команды создания массивов элементов (хотя следует понимать, что эта классификация достаточно условна).

Для детали есть три разные команды создания массивов (на панели Редактирование детали их кнопки объединены в одну группу):

• Массив по сетке

– размещает копируемые элементы в узлах двухмерной сетки, количество копий по каждому из направлений задается отдельно. Сетка не обязательно должна быть ортогональной;

• Массив по концентрической сетке

– копии выбранных трехмерных элементов располагаются равномерно по концентрическим окружностям;

• Массив вдоль кривой

– создает одномерный массив трехмерных элементов, которые размещаются вдоль произвольной кривой.

Копировать с помощью этих команд можно не только один элемент (операцию), а сразу несколько (например, операцию выдавливания вместе со сформированными на ее гранях фасками или отверстиями). Выделять исходные объекты для копирования возможно как в окне модели, так и в дереве построения. Важно понимать, что операции создания массивов не предназначены для создания новых тел в модели, поэтому при задании параметров этих команд учитывайте, что копии трехмерного элемента должны быть приклеены (или вырезаны) к тому телу, которому принадлежит исходный элемент. Если хотя бы одна из копий выйдет за пределы своего тела, то система сообщит об ошибке и массив не будет создан.

Все три команды можно использовать и для сборки, но там они служат для копирования отдельных деталей, входящих в состав сборки.

Есть еще одна команда, предназначенная для копирования элементов модели, – Зеркальный массив

Она служит для создания зеркального отражения выбранных элементов модели относительно плоскости или плоской грани. Как и все прочие команды формирования массивов, Зеркальный массив не может создавать новые тела. А вот команда Зеркально отразить тело

(она находится в одной группе с командой зеркального массива) позволяет получить как одно целое тело, симметрично отразив созданную его часть относительно грани или плоскости, так и два отдельных, симметричных друг другу относительно выбранной плоскости.

Примечание

В версиях системы, предшествующих КОМПАС-3D V8 Plus (то есть до появления многотельного моделирования), команда Зеркально отразить тело называлась Зеркально отразить. Она предназначалась только для формирования целостной детали, имеющей плоскость симметрии, путем отображения части детали относительно одной из ее граней или плоскости, которая проходит через тело детали.

Мы рассмотрели практически все команды панели инструментов Редактирование детали (конечно, это не все, что есть в КОМПАС-3D: ведь существуют еще листовые детали, поверхности, вспомогательные объекты и пр.). Остались еще две операции, доступные только в режиме редактирования детали в сборке, но о них чуть позже.

При описании формообразующих команд я специально пропустил команды для создания листового тела. Листовое тело – это деталь КОМПАС-3D, представляющая собой трехмерную модель объекта (изделия), сформированного различными операциями над заготовкой из листового металла (гибка, ковка, штамповка и т. п.). Все команды для построения листовых деталей вынесены на отдельную панель инструментов – Элементы листового тела (рис. 3.27).

Рис. 3.27. Панель инструментов Элементы листового тела

Основной формообразующей командой для листовых моделей (рис. 3.28) является Листовое тело

Без выполнения этой команды любые другие операции по редактированию листовой детали будут недоступны. Процесс формирования листового тела подобен выполнению формообразующей операции выдавливания. Листовое тело создается путем перемещения эскиза листового тела в ортогональном направлении на некоторую величину (обычно небольшую – не более нескольких миллиметров).

Рис. 3.28. Листовое тело

После создания листового тела вы можете выполнять с ним различные операции, формируя деталь, которую весьма сложно было бы смоделировать с помощью только булевых операций (рис. 3.29).

Рис. 3.29. Пример листового моделирования

На листовом теле можно формировать следующие конструктивные элементы.

• Сгибы. Для создания этих трехмерных элементов на панели Элементы листового тела присутствуют следующие команды:

• Отверстия. Команды позволяют создавать отверстия как круглого, так и более сложного сечения:

Отверстие в листовом теле;

Вырез в листовом теле.

• Дополнительные конструктивные элементы (штамповка, жалюзи, буртик), которые представлены командами:

• Замыкание углов, полученных при сгибах листового тела. Для этого существует специальная команда Замыкание углов

На данный момент в системе реализовано три способа замыкания: замыкание встык, замыкание с перекрытием и плотное замыкание. Для каждого способа можно выбрать различные виды обработки стыка: без обработки, стык по кромке (применим только для замыкания встык и плотного замыкания) и стык по хорде. Некоторые примеры замыкания углов показаны на рис. 3.30.

Рис. 3.30. Замыкание углов: плотное по кромке (а), встык без обработки (б), с перекрытием и обработкой стыка по хорде (в)

Кроме того, можно получить развертку листового тела (для этого есть специальная команда). В листовой модели вы также можете использовать любые булевы операции с панели Редактирование детали. Совместное применение команд листового и твердотельного моделирования предоставляет поистине колоссальные возможности проектировщику, что будет продемонстрировано на примерах.

В конце этого раздела несколько слов о способах редактирования трехмерных объектов в системе КОМПАС.

Во-первых, редактирование любого объекта можно запустить с помощью контекстного меню дерева построения.

Во-вторых, редактирование всех трехмерных операций (включая дополнительные операции, команды создания массивов и вспомогательных объектов) запускается двойным щелчком кнопкой мыши. Например, чтобы изменить настройки операции выдавливания, дважды щелкните на одной из граней, полученной в результате выполнения этой операции. Двойным щелчком можно также запустить редактирование эскизов, но поскольку в большинстве случаев они жестко привязаны к геометрии модели, по ним очень трудно попасть при двойном щелчке. Пытаясь щелкнуть на эскизе, вы, скорее всего, запустите процесс редактирования другого объекта. По этой причине эскизы лучше редактировать, используя команду Редактировать контекстного меню дерева построения.

Настройки операций можно изменять с помощью элементов управления на панели свойств или, в отдельных случаях, используя характерные точки фантомного изображения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

3.6. Использование предиката присоединить и спецификация деталей

3.6. Использование предиката присоединить и спецификация деталей Предикат присоединить, обрабатывающий списки, используется для создания нового списка, являющегося результатом соединения двух других списков. Например, верен следующей факт:присоединить([а,b,с], [3,2,1],

7.4. Справочник комплектующих деталей

7.4. Справочник комплектующих деталей В главе 3 мы рассматривали программу, выдающую на печать список деталей, необходимых при сборке некоторого узла на основе справочника комплектующих деталей. В данном разделе мы усовершенствуем эту программу, будем учитывать

4.3. Операции сравнения и логические операции

4.3. Операции сравнения и логические операции Символ операции Значение Использование ! Логическое НЕ !expr меньше exprexpr = Меньше либо равно expr=expr больше exprexpr = больше либо равно expr=expr == равно expr==expr != не равно expr!=expr логическое

Построение кривых

Построение кривых Произвольные кривые можно построить с помощью инструмента Spline (Сплайн), кнопка которого по умолчанию отсутствует в разделе Document (Документ) палитры инструментов. Чтобы активировать этот инструмент, нужно выполнить команду главного меню ArchiCAD Document ?

Построение стен

Построение стен Геометрические методы построения стен выбираются с помощью следующих кнопок, расположенных в соответствующем разделе информационной палитры (см. рис. 5.2): – построение прямых и криволинейных стен с постоянным сечением; – построение стен с основанием в

Построение сечений

Построение сечений Команда SECTION осуществляет построение поперечного сечения тела в виде области или неименованного блока. Поперечное сечение – это пересечение плоскости и выбранного тела (рис. 14.2). Рис. 14.2. Формирование сеченияЗапросы команды SECTION:Select objects: – выбрать

Построение полилиний

Построение полилиний Создание полилиний сводится к построению контура, состоящего из линий и дуг, причем начальная точка очередного сегмента является конечной точкой предыдущего. Для построения полилинии можно использовать метод, вызываемый кнопкой инструмента

Построение кривых

Построение кривых Построение произвольных кривых осуществляется с помощью инструмента Spline (Сплайн), кнопка которого по умолчанию отсутствует в разделе Document (Документ) палитры инструментов. Активизировать этот инструмент можно, выполнив команду главного меню ArchiCAD Document

Построение стен

Построение стен Основные инструменты проектирования расположены в разделе Design (Проектирование) палитры ToolBox (Палитра инструментов). Для построения стен используется инструмент Wall (Стена) После щелчка кнопкой мыши на этом инструменте на информационной палитре появятся

Построение зон

Построение зон Построение зон производится с помощью одного из трех методов, активизируемых кнопками, расположенными на информационной палитре и в окне настройки параметров зон.Кнопка Manual (Вручную) предназначена для создания произвольного контура зоны. Щелчок на ней

2.1. Построение документа

2.1. Построение документа 2.1.1. При необходимости допускается делить документ на части. Деление на части осуществляется на уровне не ниже раздела. Каждую часть комплектуют отдельно. Всем частям присваивают обозначение документа в соответствии с ГОСТ 19.103-77.Части оформляют в

Глава 3 Введение в трехмерное моделирование деталей

Глава 3 Введение в трехмерное моделирование деталей Трехмерное твердотельное моделирование является единственным средством, которое обеспечивает создание наиболее полной электронной модели изделия. ГОСТ 2.052-2006 (Электронная модель изделия) устанавливает следующие

4.4. Расположение видов на чертеже и создание трехмерных моделей деталей

4.4. Расположение видов на чертеже и создание трехмерных моделей деталей Задание 4, пример выполнения которого показан на рис. 4.28, содержит задачи по сравнению чертежей в прямоугольных проекциях с наглядными изображениями (аксонометрическими проекциями). При выполнении

Приложение 3 Исходные данные для моделирования семейств деталей

Приложение 3 Исходные данные для моделирования семейств

Git merge

Слияние используется в Git, чтобы собрать воедино разветвленную историю. Команда git merge выполняет слияние отдельных направлений разработки, созданных с помощью команды git branch , в единую ветку.

Обратите внимание: все приведенные ниже команды выполняют слияние в текущую ветку, в то время как целевая ветка остается без изменений. Поэтому команда git merge часто используется в сочетании с командами git checkout (для выбора текущей ветки) и git branch -d (для удаления устаревшей целевой ветки).

Порядок действий

Команда git merge объединяет несколько последовательностей коммитов в общую историю. Чаще всего команду git merge используют для объединения двух веток. Этот вариант слияния рассматривается в следующих примерах. В таких случаях команда git merge принимает два указателя на коммиты (обычно последние в ветке) и находит общий для них родительский коммит. Затем Git создает коммит слияния, в котором объединяются изменения из обеих последовательностей, выбранных к слиянию.

Представим, что у нас есть новая функциональная ветка, которая отходит от главной ветки main . И мы хотим объединить эту функциональную ветку с main .

Слияние ветки feature с веткой main

Окно консоли

Связанные материалы
Расширенный журнал Git
СМ. РЕШЕНИЕ
Изучите Git с помощью Bitbucket Cloud

При вызове этой команды произойдет слияние указанной функциональной ветки с текущей — в данном случае с веткой main . Git автоматически определяет алгоритм слияния (подробнее см. ниже).

Новый узел коммита слияния

Коммиты слияния отличаются от других наличием двух родительских элементов. Создавая коммит слияния, Git попытается автоматически объединить две истории. Однако если Git обнаружит, что вы изменили одну и ту же часть данных в обеих историях, сделать это автоматически не удастся. Это называется конфликтом управления версиями, и для его разрешения Git потребуются действия пользователя.

Подготовка к слиянию

Перед слиянием следует предпринять несколько подготовительных действий, чтобы операция прошла без проблем.

Проверка выбора принимающей ветки

Выполните команду git status . Это позволит убедиться, что HEAD указывает на ветку, принимающую результаты слияния. При необходимости выполните команду git checkout , чтобы переключиться на принимающую ветку. Для примера выполним команду git checkout main .

Получение последних коммитов из удаленного репозитория

Убедитесь, что в принимающей ветке и ветке для слияния содержатся последние изменения из удаленного репозитория. Выполните команду git fetch , чтобы получить из него последние коммиты. Затем убедитесь, что в ветке main также содержатся последние изменения. Для этого выполните команду git pull .

Выполнение слияния

После указанных выше действий по подготовке можете приступать к слиянию. Для этого выполните команду git merge , где — название ветки, которая будет объединена с принимающей.

Ускоренное слияние

Ускоренное слияние происходит, когда последний коммит текущей ветки является прямым продолжением целевой ветки. В этом случае для объединения истории Git не выполняет полноценное слияние, а просто переносит указатель текущей ветки в конец целевой ветки. Объединение историй проходит успешно, поскольку все коммиты целевой ветки теперь доступны из текущей ветки. Так, ускоренное слияние одной из функциональных веток с веткой main будет выглядеть следующим образом:

Однако выполнить ускоренное слияние не получится, если ветки после разделения развивались независимо друг от друга. Если до целевой ветки нет прямого пути, Git будет вынужден объединить их методом трехстороннего слияния. Такое слияние выполняется с помощью специального коммита, который служит для объединения двух историй. Метод называется трехсторонним, поскольку Git использует три коммита для создания коммита слияния (последние коммиты двух веток и общий родительский элемент).

Хотя можно применять любую из этих стратегий слияния, многие разработчики предпочитают метод ускоренного слияния (с помощью перебазирования) для небольших функций или исправлений багов, а трехстороннее слияние — для интеграции функций с более продолжительным временем разработки. В последнем случае точкой соединения двух веток служит коммит слияния.

В первом примере демонстрируется ускоренное слияние. С помощью кода создается новая ветка, после чего в нее добавляется два коммита. Затем она включается в основную ветку посредством ускоренного слияния.

# Start a new feature
git checkout -b new-feature main
# Edit some files
git add
git commit -m "Start a feature"
# Edit some files
git add
git commit -m "Finish a feature"
# Merge in the new-feature branch
git checkout main
git merge new-feature
git branch -d new-feature

Это распространенная модель работы с ветками, отведенными под решение краткосрочных задач. Чаще они нужны, чтобы создать изолированную среду для разработчика, нежели для продолжительной работы над объемными функциями.

Обратите внимание, что теперь Git сможет без проблем выполнить команду git branch -d , поскольку ветка new-feature теперь доступна из главной ветки.

Если при ускоренном слиянии вам понадобится коммит слияния для учета изменений, вы можете выполнить команду git merge с параметром —no-ff .

git merge --no-ff

Эта команда выполнит объединение указанной ветки с текущей с обязательным созданием коммита слияния (даже если слияние будет ускоренным). Это полезно для учета всех слияний в репозитории.

Трехстороннее слияние

Следующий пример похож на предыдущий, но в нем слияние должно быть трехсторонним, поскольку работа над веткой main ведется одновременно с работой над функцией. Так часто происходит в случае объемных функций или когда над одним проектом одновременно работают несколько разработчиков.

Start a new feature
git checkout -b new-feature main
# Edit some files
git add
git commit -m "Start a feature"
# Edit some files
git add
git commit -m "Finish a feature"
# Develop the main branch
git checkout main
# Edit some files
git add
git commit -m "Make some super-stable changes to main"
# Merge in the new-feature branch
git merge new-feature
git branch -d new-feature

Обратите внимание, что Git не может выполнить ускоренное слияние, потому что невозможно перенести указатель main на ветку new-feature без использования предыдущих коммитов.

В большинстве случаев ветка new-feature отводится под более объемные функции с продолжительным временем разработки, за которое в ветке main появляются новые коммиты. Если бы реальный размер вашей функциональной ветки был так же мал, как в приведенном выше примере, было бы проще перебазировать ее на ветку main и выполнить ускоренное слияние. В этом случае не потребовалось бы засорять историю проектов лишними коммитами слияния.

Разрешение конфликтов

При попытке объединить ветки, в которых изменена одна и та же часть того же файла, Git не сможет сделать выбор между версиями. В таком случае операция останавливается прямо перед созданием коммита слияния, чтобы пользователь вручную разрешил конфликты.

Преимущество слияния в Git заключается в том, что разрешение конфликтов при слиянии проходит по привычной схеме «редактирование — индексирование — коммит». При обнаружении конфликта выполните команду git status , чтобы увидеть, какие файлы необходимо исправить. Так, если в обеих ветках изменена одна и та же часть файла hello.py , вы увидите следующее:

On branch main
Unmerged paths:
(use "git add/rm . " as appropriate to mark resolution)
both modified: hello.py

Представление конфликтов

Если система Git столкнется с конфликтом во время слияния, она отредактирует содержимое затронутых файлов с помощью визуальных индикаторов, обозначающих обе стороны конфликтующего содержимого. Вот эти визуальные маркеры: >>>>>>. Их полезно поискать в проекте во время слияния, чтобы определить, где необходимо урегулировать конфликты.

here is some content not affected by the conflict
this is conflicted text from main
=======
this is conflicted text from feature branch
>>>>>>> feature branch;

Обычно содержимое перед отметкой ======= относится к принимающей ветке, а все, что указано после нее, — к ветке, для которой выполняется слияние.

После обнаружения конфликтующих участков кода вы можете исправить их по своему усмотрению. Когда вы будете готовы завершить слияние, выполните команду git add для конфликтующего файла или файлов — так вы сообщите Git, что конфликт разрешен. Затем выполните обычную команду git commit , чтобы создать коммит слияния. Поскольку процесс ничем не отличается от фиксирования обычного снимка состояния, рядовому разработчику не составит труда разрешить конфликты при слиянии.

Обратите внимание, что конфликты возможны только в процессе трехстороннего слияния и не могут возникать при ускоренном слиянии.

Резюме

В этом документе содержатся общие сведения о команде git merge . Слияние — необходимый инструмент для работы в Git. Мы познакомились с принципами его работы, а также обсудили различия между ускоренным и полноценным трехсторонним слиянием. Ниже перечислены основные моменты.

1. При слиянии в Git цепочки коммитов объединяются в общую историю.

2. В Git есть два основных способа объединения изменений: ускоренное и трехстороннее слияние.

3. Если в обеих цепочках коммитов нет конфликтующих изменений, система Git объединит их автоматически.

В документе также упоминаются другие команды Git: git branch, git pull и git fetch. Подробные сведения о них см. на соответствующих страницах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *