Электрический ток. Источники электрического тока
Электрический ток Электрический ток — это упорядоченное движение заряженных частиц
Электрический ток — это упорядоченное движение заряженных частиц
Чтобы получить ток, нужно создать электрическое поле
Источники электрического тока Полюса
Источники электрического тока
Источники электрического тока
Источники электрического тока
Аккумулятор Ток
Примеры использования аккумуляторов
Примеры использования аккумуляторов
Проверь свои знания
Проверь свои знания
Электрическим током называют 1) движение заряженных частиц 2) направленное движение частиц 3) направленное движение заряженных частиц 4) направленное движение электронов
Электрическим током называют
1) движение заряженных частиц
2) направленное движение частиц
3) направленное движение заряженных частиц
4) направленное движение электронов
Каково назначение источника тока? 1)
Каково назначение источника тока?
1) Поддерживать существование в проводнике электрического поля
2) Создавать электрические заряды в проводнике
3) Освобождать электроны в проводнике от связи с атомами
Сколько полюсов и какие имеет источник тока? 1) 2; положительный и отрицательный 2) 3; положительный, отрицательный и нейтральный 3) 2; отрицательный и нейтральный 4) 2;…
Сколько полюсов и какие имеет источник тока?
1) 2; положительный и отрицательный
2) 3; положительный, отрицательный и нейтральный
3) 2; отрицательный и нейтральный
4) 2; положительный и нейтральный
Что такое полюс источника тока? Сколько у него полюсов?
Ладно, посмеялись Знатоки, и хватит.
Плюс и минус имеют ТОЛЬКО источники ПОСТОЯННОГО тока. Переменный ток имеет маркировку ФАЗА и НОЛЬ (или «земля»).
В постоянном источнике тока, к коим, к примеру, относится обычная батарейка (или АКБ автомобиля) ,
есть ВСЕГО ДВА полюса: плюс (+) и минус (-). И не важно, сколько проводков припаяно (или отходят) , допустим, к плюсу плюс.
Полюс + все равно ОДИН! Как и минус — ОДИН.
По общим стандартам плюсом выступает выпуклый контакт батарейки, а дно является ее минусом.
В АКБ выводы плюса и минуса обозначены соответствующими символами + и — на ее корпусе.
Но, помимо батарейки, постоянный ток можно получать и из переменного посредством специальных выпрямительных приборов и устройств.
На таких устройствах выводы плюс и минус также (как правило) маркируются соответствующими знаками.
Но, в любом случае и варианте, как плюс, так и минус источника тока может быть только ОДИН.
Из школьных уроков физики я помню, что плюс — это положительно заряженные электроны, а минус, соответственно, отрицательные.
Во взаимодействии они и дают нам электрический ток. Постоянный или переменный.
Остальные ответы
это откуда или куда бегут электроны
Сколько у источника тока полюсов? Какие бывают полюсы?
А ещё есть полюс холода, полюс недоступности.
И медицинский полюс тоже есть, и страховой!
Похожие вопросы
Ваш браузер устарел
Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.
Электрический ток. Источники электрического тока по ФГОС.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Класс: 8
УМК: Пёрышкин А. В.
Тип урока:изучение нового материала.
Цель урока: формирование представления об электрическом токе и условиях его существования в цепи, и об источниках тока.
Планируемые результаты урока:
- Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
- формирование представлений об источниках тока;
- организация усвоения основных понятий по данной теме;
- формирование научного мировоззрения учащихся.
- Развитие умения генерировать идеи;
- выявлять причинно-следственные связи;
- работать в группе;
- пользоваться альтернативными источниками информации;
- формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника.
- Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирование умений управлять своей учебной деятельностью;
- формирование интереса к физике при анализе физических явлений;
- формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти и творческого мышления.
Методы обучения: проблемный, репродуктивный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: ПК, проектор, экран; металлическая трубка, эбонитовая палочка, электрофорная машина, термоэлемент, спиртовка, гальванометр, фотоэлемент, лампа, гальванический элемент, батарея гальванических элементов, аккумулятор. На столах учеников лимон, картофель ,медные провода, гвозди. Карточки с заданиями.
Виды педагогических технологий, применяемые на данном уроке:
- информационная технология;
- личностно ориентированное обучение (беседа – ответы на вопросы; развитие, понимание и объяснение опытов, творчество и исследовательский поиск при решении проблемного вопроса).
Технологическая карта урока
Этап урока,
время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Формы работы (индивидуальная, групповая, фронтальная)
Средства обучения
1.Организационный момент.
Отвечают на приветствие учителя.
2.Постановка целей и задач урока
Подготовка к осознанию целей и задач, создает мотивацию
Ставят цели урока.
3.Актуализация опорных знаний учащихся.
Беседа, фронтальный опрос
Отвечают на заданные вопросы.
4.Первичное усвоение новых знаний.
1.Демонстрация опыта №1.
Электроскопы соединены проводником
Следят за экспериментом, делают вывод.
Предметные, регулятивные, коммуникативные
индивидуальная, групповая, фронтальная
2. Формулировка понятия эл.тока.
Пытаются самостоятельно сформулировать определение и записать его в тетрадь.
3.Выяснения условий длительного существования эл.тока.
4.Демонстрация опытов с источниками эл.тока .
№2.Электрофорная машина(слайд №9)
Следят за экспериментами, делают выводы и записывают их в тетрадь.
№3.Термоэлемент
записывают в тетрадь.
№4.Фотоэффект
записывают в тетрадь.
Эксперимент 1
Выполняют эксперимент. Делают выводы.
Рассказ про гальванический элемент.
4. Первичная проверка понимания.
Рассказ про аккумуляторы ЭОР
Работают с учебником.
Отвечают на вопросы.
Динамическая пауза. Снеговик.
5.Первичное закрепление. Тест.
Раздает карточки с задание.
Карточки с заданием
6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Взаимопроверка. Выставление оценок.
7.Рефлексия.
Подводить к итогам занятия, предлагает осуществить самооценку достижений.
Участвуют в беседе по обсуждению достижений.
Личностные, коммуникативные, регулятивные
8. Информация о домашнем задании.
Информирует о домашнем задании.
Раздает инструкцию по выполнению
Записывают домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач урока (мотивация и формулировка цели урока).
Учитель: Сегодня мы начинаем изучение важнейшей для современного человека темы: «Электрический ток. Источники электрического тока». Слово «электричество», «электрический ток» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни.
Представьте себе на минуту, что отключили электричество в наших домах. Что было бы? Каковы последствия этого события?
Ученики: Если отключат электричество, то погаснет свет, не сможем посмотреть телевизор, не будут работать компьютеры, холодильники, все электроприборы, останемся без воды и тепла, так как насосы, качающие воду, работают на электричестве, не смогли бы подзарядить сотовые телефоны.
Учитель: Делаем вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое. Какая цель сегодняшнего урока?
Ученики: выяснить, что такое электрический ток и какие условия необходимы для его существования, и источники тока.
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель: Но прежде всего давайте вспомним ранее изученный материал и ответим на следующие вопросы.
- Что такое электризация тел? (Электризация – разделение электрических зарядов в результате тесного контакта двух или более тел.)
- Как можно наэлектризовать тело?
- Назовите два рода зарядов. Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды?
- Что такое проводники и непроводники электричества?
- Какие металлы проводят электричество?
- Под действием чего движутся свободные электроны в металлах?
- Какие заряженные частицы вы знаете?
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1. Электрический ток.
Демонстрация №1
Два электрометра, соединенных металлическим проводником. Если поднести к одному электрометру заряженную стеклянную палочку, то стрелка второго электрометра отклонится. Что происходит при этом?
Учащиеся отвечают (вокруг заряженной палочки возникает электрическое поле, под действием которого свободные электроны перемещаются сначала к одному электрометру, а затем через проводник к другому.)
В нашем опыте электроны двигаются в одну сторону, т.е. направлено (упорядочено). В этом случае можно сказать, что по металлическому проводнику протекает электрический ток.
Кроме металлических проводников мы будем изучать и другие проводники, например, проводящие ток жидкости. В них кроме электронов есть и другие заряженные частицы – ионы. Они тоже могут перемещаться.
Сформулируем вместе, что же такое электрический ток?
- электроны и ионы – это…? (Ученики: заряженные частицы).
- что с ними происходит? (Ученики: они движутся).
- как они движутся? (Ученики: упорядочено, т.е. направлено).
- под действием чего движутся заряженные частицы? (Ученики: под действием электрического поля).
СЛАЙД 2 (запишите)
Электрический ток — это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц, под действием электрического поля.
2. Условие существования тока в цепи.
В нашем опыте в металлическом проводнике электрический ток возникает, но он быстро прекращается. Почему же он является кратковременным? По мере перемещения зарядов с палочки на электрометр и далее по трубке, электрическое поле вокруг палочки уменьшается, а вокруг левого электрометра растет. При равенстве зарядов их электрические поля компенсируют друг друга и движение электронов прекращается.
Значит, для того, чтобы ток в цепи существовал долго что необходимо:
- Наличие свободных электронов
- Наличие внешнего электрического поля для проводника
Изобразим все в виде схемы. (Учитель рисует на доске, ученики в тетрадях схему)
3. Источники тока
Источники тока – это устройства, создающие и поддерживающие длительное время электрическое поле. Существуют различные источники тока, но в любом из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Разделенные заряженные частицы накапливаются на полюсах источника тока. Один полюс заряжен положительно, второй – отрицательно. Если полюсы источника соединить проводником, то в нем под действием электрического поля возникает электрический ток, т.е. свободные заряженные частицы придут в нем в движение.
4. Виды источников тока
Произвожу демонстрацию опытов по рис. 44-46 учебника. В ходе выполнения опытов задаю вопрос. Какой вид энергии превращается в электрическую в данном опыте? После обсуждения каждого опыта заполняем соответствующую строку таблицы 1.
Демонстрирую опыт №2
Действие электрофорной машины.
Вывод: Разделение зарядов происходит за счет механической энергии. При вращении дисков происходит трение щеток о диск, что приводит к разделению зарядов. В результате один электрод машины заряжается положительно, а другой отрицательно. Если приблизить электроды машины, то возникает кратковременный ток в виде электрического разряда в воздухе.
Для того, чтобы ток протекал постоянно, необходимо непрерывно вращать ручку электрофорной машины. Конечно, таким образом создавать электрический ток длительное время невозможно. На электростанциях электрический ток вырабатывают с помощью генераторов. Этот ток используется в промышленности, на транспорте, в осветительной сети.
Демонстрирую опыт №3.
Вывод: Если две проволоки, изготовленные из разных металлов, спаять, затем нагреть место спая, то по цепи потечет электрический ток. Разделение зарядов происходит за счет изменения внутренней энергии веществ.
Демонстрирую опыт №4.
Действие фотоэлементаи источника света.
Вывод: Если такие вещества, как кремний, селен, оксид меди осветить, то в цепи возникает электрический ток. Это явление называется фотоэффектом. Световая энергия превращается в электрическую.
Чтобы перейти к следующему источнику тока расскажу немного об истории их создания.
Эксперимент 1
У вас на столах имеются лимон и картофель. Сейчас попробуйте получить из них источники тока используя ваши вольтметры. Понаблюдайте за отклонением стрелочки.
Какой вывод, какая энергия превратилась в электрическую.
Источники тока у которых разделение зарядов происходит за счет энергии химических процессов называют гальваническими. В них химическая энергия преобразуется в электрическую.
Обратимся к истории.(16слайд)
В 1799 году итальянский физик Алессандро Вольта, опираясь на результаты исследований Луиджи Гальвани, изготовил электрическую батарею, названную вольтовым столбом. Батарея Вольта была составлена из чередующихся медных и цинковых кружков, которые были сложены столбиком и переложены кусочками сукна, смоченного в растворе серной кислоты
Рассказ про г.э. ЭОР
V. Первичная проверка понимания
Откройте учебники на с. 97. На рис 47 рассмотрите устройство сухого гальванического элемента и в тексте найдите ответы на вопросы.
Вопросы:
- Что такое батарея гальванических элементов? (Несколько гальванических элементов, соединенных вместе, образуют батарею гальванических элементов).
- Срок действия гальванических элементов? (Все гальванические элементы и батареи гальванических элементов имеют определенный срок действия. После этого мы их просто выбрасываем).
- Существуют ли химические источники тока многоразового действия? (Да. Это аккумуляторы, от латинского слова аккумуляторе — накоплять).
- Что представляет простейший аккумулятор? (Простейший аккумулятор – это две свинцовые пластины, помещенные в раствор серной кислоты. Чтобы аккумулятор был источником тока, надо зарядить от какого – то другого источника постоянного тока. При прохождении тока между пластинами и кислотой происходит химическая реакция. При этом один электрод становится положительно заряженным, а второй — отрицательно заряженным).
- Какие виды аккумуляторов бывают? (Аккумуляторы бывают двух видов:
- Кислотные (свинцовые) — свинцовая пластина в растворе серной кислоты:
- Щелочные (железно — никелевые) – одна пластина из спрессованного железного порошка, вторая – из пероксида никеля. Помещены в раствор щелочи.)
А с какими источниками тока вам приходилось чаще всего сталкиваться в повседневной жизни?
Ученики: Аккумуляторы.
- Рассказ про аккумуляторы ЭОР
Действительно, очень часто мы используем именно аккумуляторы. Сотовые телефоны необходимо периодически подзаряжать. Для этого мы используем зарядное устройство или так называемый сетевой адаптер, который преобразует переменный ток напряжением 220 В из осветительной сети в постоянный ток напряжением 3 В.Чаще всего там используется литиево – ионный аккумулятор или батарея, в которой применяется раствор солей лития в органическом растворителе. Ну а теперь мы полностью завершаем заполнение таблицы.
Название источников тока
Механическая энергия в электрическую.
Электрофорная машина, генератор.
Внутренняя энергия в электрическую.
Световая энергия в электрическую.
Фотоэлемент, солнечная батарея.
Химическая энергия в электрическую.
Гальванический элемент, аккумулятор, батареи.
Динамическая пауза. Снеговик.
VI. Первичное закрепление. Тест.
Электрический ток. Источники электрического тока.
- Как называются приборы, создающие электрическое поле?
А.Элемент питания
Б.Источники тока
В. Электромеханический генератор
Г. Источник энергии - Какие превращения энергии происходят в термоэлементе?
А. Механическая энергия преобразуется в электрическую энергию
Б. Внутренняя энергия преобразуется в электрическую энергию
В. Энергия света преобразуется в электрическую энергию.
Г. Химическая энергия преобразуется в электрическую энергию. - В каких источниках тока используется химическая энергия.
А.
Б.
В.
Г. - В чем отличие аккумуляторов от других гальванических источников тока?
А. Химический источник тока многоразового действия
Б. Необходимопредварительно зарядить
В. Используются для накопления энергии и автономного питания различных потребителей.
Г. Состоит из нескольких гальванических элементов, которые называются батареей. - Электрическим током называется?
А. Направленное движение атомов
Б. Направленное движение электронов по проводам.
В. Направленное движение заряженных частиц.
Г. Направленное движение нейтральных частиц.
Электрический ток. Источники электрического тока.
- Какими заряженными частицами может создаваться электрический ток?
А. Ионами
Б. Электронами
В. Протонами
Г. Нейтронами - Какие превращения энергии происходит в электрофорной машине?
А. Механическая энергия преобразуется в электрическую энергию
Б. Внутренняя энергия преобразуется в электрическую энергию
В. Энергия света преобразуется в электрическую энергию.
Г. Химическая энергия преобразуется в электрическую энергию. - В каких источниках используется световая энергия?
А.
Б.
В.
Г. - Какие источники тока используются на электростанциях для промышленного получения тока?
А. Электрофорная машина
Б. Термоэлемент (термопара)
В. Фотоэлемент
Г. Электромеханический генератор - Для создания и поддержания электрического тока необходимо?
А. Источник тока и металлический проводник.
Б. Электрофорная машина и эбонитовая палочка.
В. Свободные заряженные частицы и электрическое поле.
Г. Аккумулятор и розетка
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Взаимопроверка. Выставление оценок.
VIII. Рефлексия.
— Что было на уроке важным?
— Что было интересным?
У вас на столах лежат кружочки.
Нарисуйте на листочках, какой заряд вы получили от сегодняшнего урока.
Если всё понятно и понравилось, то рисуете положительный заряд
Если вам ничего непонятно, то рисуете отрицательный заряд.
Если вам понравился урок, но не всё понятно, рисуете два знака заряда.
IX. Информация о домашнем задании.
- Параграф 32. Вопросы 1-7.
- Домашний проект «Сделай батарейку»
Инструкция выдается каждому ученику.
- Возьмите 5 желтых монет по 10 копеек и 5 белых монет по 5 копеек. (Они примерно одинаковые по величине, а сделаны из разных сплавов).
- Расположите их столбом друг на друга поочередно, а между ними положите кусочки газетной бумаги, смоченной в крепком растворе поваренной соли.
- Возьмите столб мокрыми пальцами за концы, и вы почувствуете слабый электрический удар.