Твердотельное моделирование в архикаде
Перейти к содержимому

Твердотельное моделирование в архикаде

  • автор:

Твердотельное моделирование в архикаде

Про Операции Твердотельного Моделирования

Операции Твердотельного Моделирования могут выполняться в любом модельном окне. Они инициируются командами:

• Конструирование > Операции Твердотельного Моделирования

• Соединить > Операции Твердотельного Моделирования в контекстном меню выбранного элемента.

SOECommand.png

Операциях Твердотельного Моделирования выделяются элементы следующих двух ролей:

• Цель -это элемент, фигура которого изменяется в результате выполнения операции.

• Оператор -элемент, который оказывает воздействие на форму элемента, с которым он связан.

Операция не оказывает никакого воздействия на элемент-оператор. Вы можете спрятать слои элементов-операторов после выполнения операции. При этом измененная фигура останется прежней. Вы также можете указать, чтобы слой операторов показывался в каркасном виде, что позволяет Вам видеть контуры элементов-операторов.

В приводимом ниже примере форма целевой стены была изменена путем вычитания из нее элемента-оператора крыши. Слева показаны оба элемента; в средней части слой крыш спрятан; справа для слоя крыш выбран каркасный режим визуализации.

SolidsVisible.PNGSolidsHidden.PNG

SolidsWireframe.PNG

Оператор может оказывать воздействие на многие цели и цель может подвергаться воздействиям многих операторов. Любой из элементов может выступать в качестве Цели и Оператора, что позволяет вкладывать Операции Твердотельного Моделирования. Операция имеет силу до тех пор, пока присутствуют участвующие в нем элементы. Если Вы хотите придать созданной фигуре постоянный статус, сохраните ее как объект GDL, находясь в 3D-окне.

Ограничения и замечания

Обход автоматического пересечения. Операции над объемными не влияют на результат автоматического пересечения, если элементы располагаются в слоях с одинаковыми номерами групп пересечения. Перед выполнением операций над такими элементами измените номер пересечения слоев одного из таких элементов.

Балки. Если Вы предполагаете выполнить операцию между балками, то оператор должен иметь, по крайней мере, тот же номер приоритета 3D-пересечения, что и цель. Если номер приоритета цели выше, операция ни к чему не приведет.

Вкладывание операций. Если желаемая фигура может быть получена только в результате выполнения нескольких вложенных операций, обратите внимание на порядок их выполнения. Например, элемент-оператор может оказывать воздействие на целевой элемент, который, в свою очередь, выступает в качестве оператора, воздействующего на другой целевой элемент и т.д.

Морфы: Имеется ряд команд по выполнению операций над объемными морфами (морфами-телами). В отличие от обычных Операций Твердотельного Моделирования, при выполнении которых создаются соединения элементов, Операции над Объемными Морфами не являются ассоциативными, то есть результат выполнения операции является фиксированным (неизменяющимся).

Операции с твердотельными объектами

Строительные проекты – это не только отвесные стены, круглые колонны и двутавровые балки. Лучшие образцы архитектуры поражают нас изысканными формами, изяществом и кажущейся легкостью многотонных конструкций. Как же воплотить в реальный проект то, что создало воображение архитектора, имея в арсенале только стандартные элементы правильного сечения?

Для разработки объектов произвольных форм есть несколько методов. Вы уже знаете о трехмерных сетках, языках GDL и создании профилей. Однако для получения новых объектов необходимо знание языка описания объектов, большой опыт, терпение и наличие времени. Есть ли более простой способ создания объектов требуемой формы?

«Царских путей в геометрию нет», – ответил как-то Евклид на подобный вопрос правителя Египта. А вот разработчики ArchiCAD включили в свой продукт широко используемые в трехмерных САПР способы создания новых форм путем комбинации уже имеющихся. Эти способы известны как логические операции с твердотельными объектами и позволят вам при минимуме потраченного на их изучение времени создавать достаточно сложные формы для ваших проектов.

Вы уже знакомы с логическими операциями сложения и вычитания контуров, рассмотренными в гл. 4, поэтому понимание принципов, которые лежат в основе этих операций, не должно вызвать у вас затруднений.

Окно с настройками твердотельных операций (рис. 8.25) можно вызвать командой Design ? Solid Element Operations (Проектирование ? Операции с твердотельными объектами).

Рис. 8.25. Инструменты редактирования твердотельных объектов

Другой способ открытия данного окна – щелчок на кнопке Solid Element Operations (Операции с твердотельными объектами)

расположенной на панели Edit Elements (Редактирование элементов). Впрочем, если вы решили вплотную заняться твердотельными операциями, то вы можете вытащить эту кнопку на стандартную панель, используя соответствующие инструменты настройки пользовательского профиля, описанные в гл. 2.

Настройки редактирования твердотельных объектов сгруппированы в двух областях.

В области New Operation (Новая операция) расположены элементы управления непосредственным выполнением операций. Область Maintain Operations (Операции поддержки) содержит настройки для работы с объектами, уже участвовавшими в логических операциях.

В логической операции участвуют два вида объектов. К первому относятся объекты, над которыми будет выполняться операция, то есть обрабатываемые объекты. В терминологии разработчиков системы ArchiCAD такие объекты называются целевыми элементами, или просто целями. Ко второму виду относятся объекты, с помощью которых будет выполняться операция над целевыми элементами, то есть обрабатывающие объекты. Их называют операторами.

Элементы управления области New Operation (Новая операция)

Щелчок на кнопке Get Target Elements (Получить целевые объекты) сохраняет выбранные объекты в качестве целевых элементов. Этот набор целевых элементов будет сохраняться даже после снятия выделения с выбранных объектов вплоть до совершения операции, переопределения выбранных объектов или закрытия окна с элементами управления твердотельными операциями.

Кнопка Select stored Targets (Выделение сохраненных целей)

предназначена для восстановления выделения объектов, сохраненных в качестве целевых элементов. Щелчок на ней вновь восстановит выделение объектов, если оно было снято.

Примечание

Если у вас уже были выбраны целевые объекты, но вы выделили новые объекты и нажали кнопку Get Target Elements (Получить целевые объекты), то прежний состав целей будет заменен новым.

Щелчок на кнопке Get Operator Elements (Получить операторы) сохраняет выделенные объекты в качестве операторов.

Примечание

Объекты, выбранные в качестве операторов, могут находиться на разных с целевыми элементами этажах.

Кнопка Select stored Operators (Выделение сохраненных операторов)

предназначена для восстановления выделения объектов, сохраненных в качестве операторов. Щелчок на данной кнопке вновь восстановит выделение объектов, если оно было снято.

Примечание

Если у вас уже были выбраны операторы, но вы выделили новые объекты и нажали кнопку Get Operator Elements (Получить операторы), то прежний состав операторов будет заменен новым.

Раскрывающийся список Choose an operation (Выбрать операцию) предназначен для задания необходимой логической операции. В ArchiCAD существует пять логических операций.

Subtraction (Вычитание) – логическое вычитание объектов. Результатом данной операции является целевой элемент, из тела которого удаляется часть, одновременно принадлежащая целевому элементу и оператору.

Subtraction with upwards extrusion (Вычитание с удалением вышележащего) – логическое вычитание объектов. Результатом этой операции является целевой элемент, из тела которого удаляется часть, одновременно принадлежащая целевому элементу и оператору, а также часть, лежащая выше тела оператора.

Subtraction with downwards extrusion (Вычитание с удалением нижележащего) – логическое вычитание объектов. Результатом данной операции является целевой элемент, из тела которого удаляется часть, одновременно принадлежащая целевому элементу и оператору, а также часть, лежащая ниже тела оператора.

Intersection (Пересечение) – логическое пересечение объектов. Результатом данной операции является часть целевого элемента, одновременно принадлежащая целевому элементу и оператору.

Addition (Сложение) – логическое сложение объектов. Результатом данной операции является объект, получившийся слиянием тел целевого элемента и оператора.

Переключатель New Surfaces of Target will (Использовать для поверхностей целевого объекта) имеет два положения:

• Inherit Attributes of Operator (Параметры оператора) – при установке переключателя в это положение в качестве материала поверхности, получившейся при выполнении логической операции, будет использован материал поверхности оператора;

• Use Their Own Attributes (Собственные параметры) – если установить переключатель в данное положение, то в качестве материала новой поверхности будет применен материал целевого элемента.

Кнопка Execute (Выполнить) инициирует выполнение указанной логической операции над объектами, выбранными в качестве целевых элементов и операторов.

Элементы управления области Maintain Operations (Поддерживающие операции)

Группа Add to Selection (Добавить к выбранным) содержит кнопки Targets of Selected Elements (Целевые элементы выбранных объектов) и Operators of Selected Elements (Операторы выбранных объектов).

Эти кнопки предназначены для добавления к уже участвовавшему в операциях элементу других элементов, участвовавших в операциях с ним.

Если в качестве объекта для выполнения логической операции выбран уже участвовавший в операциях объект, то щелчок кнопкой мыши на одной из этих кнопок добавит к нему другие объекты, также участвовавшие в операциях с данным объектом.

Внимание!

Не путайте выбор объектов, заключающийся в их выделении подсветкой, с формированием набора целевых элементов или операторов, производимый щелчком на кнопках Get Target Elements (Получить целевые элементы) и Get Operator Elements (Получить операторы).

Кнопки группы Cancel Operations of Selected Elements on (Отмена операций выбранных элементов) предназначены для разрушения связей, возникающих между объектами при совершении над ними логических операций:

• All Targets (Все целевые) – отменяет все логические связи между выбранными операторами и их целями;

• All Operators (Все обрабатывающие) – отменяет все логические связи между выбранными целями и их операторами;

• All Other Selected Elements (Все прочие выбранные элементы) – текущий набор выбранных объектов может содержать элементы, уже связанные какими-либо операциями. Щелчок на кнопке отменяет все эти связи.

Примеры логических операций

Общий алгоритм выполнения логических операций выглядит следующим образом.

1. На плане этажа или в 3D-окне выделяются объекты, над которыми необходимо произвести логическую операцию.

2. Щелчком на кнопке Get Target Elements (Получить целевые элементы) они объявляются целевыми элементами.

3. На плане этажа или в 3D-окне выделяются объекты, с помощью которых должна проводиться логическая операция над целевыми элементами.

4. Щелчком на кнопке Get Operator Elements (Получить операторы) они объявляются операторами.

5. Из списка Choose an operation (Выбрать операцию) выбирается необходимая операция.

6. Щелчком на кнопке Execute (Выполнить) операция выполняется.

7. При необходимости, которая возникает особенно часто при выполнении операций логического вычитания или пересечения, операторы помещаются на слой невидимых объектов.

Последний пункт требует пояснения. После выполнения, например, операции логического вычитания объектов никаких визуальных изменений ни в окне плана этажа, ни в окне просмотра и редактирования трехмерных объектов не происходит. Дело в том, что для сохранения логической связи между целью и оператором необходимо постоянное присутствие оператора в целевом элементе, а оператор имеет визуальное представление. Выход состоит в том, чтобы сделать оператор невидимым. Тогда он, находясь в целевом элементе, будет являться инструментом выполнения логической операции, но потеряет свою видимость.

Рассмотрим примеры выполнения логических операций.

Логическое вычитание. Для начала создадим бетонную чашку следующим образом.

1. Перейдите в окно плана этажа.

2. Активизируйте инструмент построения колонн.

3. Откройте окно параметров колонн.

4. В разделе CORE STRUCTURE (Материал колонны) области Floor Plan and Section (Вид в плане и сечения) для элемента Cut Fill (Штриховка сечения) выберите материал Concrete Block (Бетонный блок).

5. В области Model (Модель) укажите для всех поверхностей объекта материал Surf-Poured Concrete (Монолитный бетон).

6. Выберите прямую колонну с круглым сечением.

7. Установите диаметр колонны равным 600, возвышение над уровнем этажа – 0, высоту колонны – 300.

8. Убедитесь, что точкой привязки колонны является центр. Если это не так, то задайте в качестве точки привязки колонны ее центр, используя элемент управления Anchor Point of Core (Точка привязки).

9. Закройте окно щелчком на кнопке OK.

10. Щелкните кнопкой мыши в любом месте рабочего поля. Колонна построена (рис. 8.26, а).

11. Сохраните результат работы.

Следующий этап работы – построение фигуры, с помощью которой мы «вырежем» из имеющейся колонны полость, в результате чего колонна станет емкостью. В качестве такой фигуры тоже используем колонну, но с другими параметрами.

1. Выполните пункты 2–3 предыдущего этапа.

2. Измените диаметр колонны на 400, открыв окно параметров колонны или используя настройки колонны, расположенные на информационной палитре.

3. Задайте высоте колонны значение 201, а возвышению колонны над уровнем этажа – значение 100.

4. В области Model (Модель) выберите для всех поверхностей объекта материал Surf– Concrete Dark (Темный бетон).

5. Если вы используете для настроек окно параметров колонны, то закройте его щелчком на кнопке OK.

6. Переместите указатель к центру проекции уже построенной колонны так, чтобы он принял форму

Это означает, что произошла привязка к центру колонны.

7. Щелкните кнопкой мыши. Вторая колонна построена.

8. Переключитесь в 3D-окно и оцените результат построения (рис. 8.26, б)

Рис. 8.26. Построение цели и оператора для операции логического вычитания

Вы создали две колонны, вложенные друг в друга. В большей по диаметру и высоте колонне, располагающейся на уровне этажа, находится меньшая, которая поднята над уровнем этажа. Теперь дело за малым: вычесть меньшую колонну из большей.

1. Откройте окно с настройками твердотельных операций, выполнив команду Design ? Solid Element Operations (Проектирование ? Операции с твердотельными объектами).

2. Выделите большую колонну любым способом.

3. Щелкните на кнопке Get Target Elements (Получить целевые элементы). Обратите внимание, что цифра 0 в надписи 0 Target Elements stored (0 целевых элементов сохранено), расположенной под кнопкой, заменилась цифрой 1.

4. Снимите выделение с колонны.

5. Выделите меньшую колонну любым способом.

6. Щелкните на кнопке Get Operator Elements (Получить операторы). Обратите внимание, что цифра 0 в надписи 0 Operator Elements stored (0 операторов сохранено), расположенной под кнопкой, заменилась цифрой 1.

7. Проследите, чтобы в раскрывающемся списке Choose an operation (Выбрать операцию) был указан заданный по умолчанию вариант Subtraction (Вычитание). Если это не так, то выберите его.

8. Щелкните на кнопке Execute (Выполнить).

Операция завершена, но ни на плане этажа, ни в 3D-окне вы не увидите результата по указанной выше причине (видимость оператора). Необходимо сделать меньшую колонну невидимой.

1. Убедитесь, что меньшая колонна выделена. Если это не так, то выделите ее.

2. Щелкните на кнопке списка слоев

расположенной на информационной палитре.

3. В появившемся списке слоев щелкните кнопкой мыши на слое Hidden (Скрытый). Проекция второй колонны исчезнет с плана этажа.

4. Переключитесь в окно просмотра и редактирования трехмерных объектов и оцените результат операции (рис. 8.27).

Рис. 8.27. Результат операции логического вычитания

Итак, вы получили представление о принципах работы с логическими операциями над твердотельными объектами. Теперь рассмотрим более сложную, но и более интересную задачу. Как насчет того, чтобы построить кремлевскую стену? Конечно, мы не будем полностью копировать шедевр итальянских зодчих, но простейшие зубчики, пожалуй, сделать сможем.

1. Вернитесь в окно плана этажа.

2. Активизируйте инструмент построения стен.

3. Откройте окно параметров стен.

4. В разделе STRUCTURE (Структура) области Floor Plan and Section (Вид в плане и сечения) для элемента Cut Fill (Штриховка сечения) выберите материал Common Brick (Обычный кирпич).

5. В области Model (Модель) задайте для всех поверхностей объекта материал Brick-Common Bond (Обычный кирпич).

6. Выберите метод построения прямой стены с прямоугольным сечением.

7. Установите толщину стены равной 300, возвышение над уровнем этажа – 0, высоту стены – 2800.

8. Закройте окно щелчком на кнопке OK.

9. Постройте горизонтальную стену длиной 4000.

Примечание

В принципе, длина стены, как и большинство размерных параметров, не имеет значения. Постарайтесь выполнить указанные требования, считая эту работу тренировкой использования инструментов точного построения.

10. Сохраните результат построения.

Стена есть, а что же дальше? Как сделать бойницы между зубчатыми элементами, понятно: положить на необходимом возвышении любой плоский элемент нужной ширины и выполнить операцию Subtraction with upwards extrusion (Вычитание с удалением вышележащего). А как быть с треугольным вырезом? У нас есть простая балка с квадратным сечением. Если ее повернуть вокруг своей оси на 45°, то получится необходимый угол.

1. Активизируйте инструмент построения балок.

2. Откройте окно параметров балок.

3. Выберите балку с прямоугольным сечением, щелкнув на кнопке

4. Установите высоту балки равной 500, а ширину балки – 500.

5. Задайте возвышение балки над уровнем этажа равным 2677. Именно при этом значении плоскость, проходящая через диагональ сечения повернутой балки, совместится с верхней гранью стены.

Как же повернуть балку? Ведь поле Profile Rotation (Поворот профиля) (третье сверху в столбце справа), недоступно для редактирования. Обманем программу, сообщив ей, что наш профиль нестандартный.

6. Щелкните на кнопке

Поле Profile Rotation (Поворот профиля) станет доступно для редактирования.

7. Введите в поле поворота профиля значение 45.

8. Закройте окно щелчком на кнопке OK.

9. Постройте вертикальную балку рядом со стеной (рис. 8.28, а). Не пытайтесь сразу при построении привязать балку к углу контура стены, поскольку балка будет привязана не углом, а концом своей базовой линии.

10. Переместите балку так, чтобы ее угол совместился с углом стены (рис. 8.28, б), вызвав палитру редактирования щелчком на левом нижнем углу проекции балки.

Рис. 8.28. Привязка балки к углу стены

11. Щелкните кнопкой мыши на верхнем конце базовой линии балки.

12. Используя операцию изменения положения конечной точки, уменьшите длину балки так, чтобы она равнялась ширине стены.

Примечание

Поскольку в конце построения балка все равно будет невидима, то это необязательное действие. Просто так аккуратнее.

13. Сохраните результат построения.

Теперь размножим балку.

1. Выделите балку.

2. Вызовите палитру редактирования и щелкните на кнопке Multiply (Тиражирование)

Появится одноименное окно.

3. В окне Multiply (Тиражирование) установите переключатель метода тиражирования в положение Drag (Перетаскивание).

4. В поле Number of copies (Количество копий) введите значение 3.

5. В поле Vertical displacement (Вертикальное перемещение) введите значение 0.

6. Переключатель способов распределения установите в положение Distribute (Распределение).

7. Закройте окно Multiply (Тиражирование) щелчком на кнопке OK.

8. Подведите указатель мыши к правому нижнему углу проекции балки так, чтобы он принял форму

и щелкните кнопкой мыши. Выбранная точка будет помечена косым крестиком.

9. Переместите указатель мыши к правому нижнему углу проекции стены так, чтобы он принял форму

(рис. 8.29) и щелкните кнопкой мыши. Балка размножена.

Рис. 8.29. Тиражирование балки

Теперь выполняем логическое вычитание по знакомому алгоритму.

1. Откройте окно инструментов логических операций с твердотельными объектами.

2. Выделите стену и щелкните на кнопке Get Target Elements (Получить целевые элементы).

3. Снимите выделение со стены.

4. Выделите все балки и щелкните на кнопке Get Operator Elements (Получить операторы).

5. Из раскрывающегося списка выберите операцию Subtraction (Вычитание).

6. Щелкните на кнопке Execute (Выполнить). Операция выполнена. Оцените результат в 3D-окне (рис. 8.30, а). Ничего не изменилось, но мы знаем, в чем дело.

7. Выделите все балки (рис. 8.30, б).

8. Щелкните на кнопке списка слоев

расположенной на информационной палитре.

9. В открывшемся списке слоев выберите слой Hidden (Скрытый). Балки исчезли, а стена осталась без изменений (рис. 8.30, в).

Рис. 8.30. Результат скрытия операторов без учета приоритета видимости объектов

Почему так получилось, ведь мы все делали правильно? Да. Однако здесь вступает в действие приоритет видимости объектов, о котором уже упоминалось в гл. 4. В разделе STRUCTURE (Структура) области Floor Plan and Section (Вид в плане и сечения) окна параметров объекта есть ползунок Priority (Приоритет), определяющий преимущество видимости объектов при их пересечении. Дело в том, что приоритет видимости стены установлен выше, чем у балок.

10. Отмените последнее действие нажатием сочетания клавиш Ctrl+Z.

11. Открывая поочередно окна параметров для стены и балок, сравните значения параметров Wall Priority (Приоритет стены) и Beam Priority (Приоритет балки).

12. Выделите стену и установите приоритет ее видимости ниже, чем у балок.

Примечание

Можете поступить другим образом, задав приоритет видимости балок выше, чем стены.

13. Повторите пункты 7–9. Оцените результат построения.

Теперь все стало на свои места, но не торопитесь оставлять все так, как есть. Отмените последнее действие нажатием сочетание клавиш Ctrl+Z. Зачем? Дело в том, что исчезнувшие балки пропали и с плана этажа, а еще нужно сделать бойницы, которые расположены между построенными зубцами. Имея на плане проекции зубцов, гораздо проще создать и проекции бойниц, в чем вам поможет следующая операция.

Логическое вычитание с удалением вышележащего. Чтобы построить бойницы, необходимо на определенном возвышении между зубцами создать объект с плоским основанием, например балку, стену или перекрытие, а потом применить команду логического вычитания или логического вычитания с удалением вышележащего. Выбор операции может быть любым, все зависит от разности геометрических размеров объектов, участвующих в операции. В настоящий момент мы рассматриваем операцию логического вычитания с удалением вышележащего, поэтому будем решать задачу, используя тонкое перекрытие.

Поскольку вы уже имеете достаточный опыт построения, дальнейшие шаги будут даны без подробностей их выполнения.

1. Вернитесь в окно плана этажа.

2. Активизируйте инструмент построения перекрытий.

3. Установите возвышение перекрытия 1700 и толщину 50.

4. Постройте прямоугольное перекрытие между проекцией зубцов, выполняя привязку к соответствующим углам проекции соседних балок (рис. 8.31).

Рис. 8.31. Построение перекрытия

5. Скопируйте построенное перекрытие между всеми зубцами.

6. Выполните операцию Subtraction with upwards extrusion (Вычитание с удалением вышележащего), выбрав в качестве цели стену, а в качестве операторов – построенные перекрытия.

7. Выделите и переместите на слой невидимых объектов все балки и перекрытия.

8. Переключитесь в 3D-окно. Задача построения «кремлевской стены» решена (рис. 8.32).

Рис. 8.32. Результат построения «кремлевской стены»

Логическое вычитание с удалением нижележащего. Данная операция подобна вышеописанным. Ее можно использовать, например, для создания арок (рис. 8.33). Среди стандартных объектов ArchiCAD нет круглого объекта с осью, параллельной уровню этажа, но в библиотеке объектов такие элементы есть. Для создания конструкции, показанной на рис. 8.33, использован объект Shell 11 из раздела General GDL Object ? Model Element ? Element Component ? Discrete Accessory ? Geometric Shape (Основные GDL-объекты ? Элемент модели ? Компонент элемента ? Отдельные компоненты ? Геометрическая форма) библиотеки объектов. Применение данного объекта мы рассмотрим ниже.

Рис. 8.33. Построение многоарочной стены

Пересечение. Интересная логическая операция, использование которой позволяет решать сложные задачи. Рассмотрим использование данной операции на примере построения круглой стены. На этот раз не с основанием в виде дуги или окружности, а действительно круглой, имеющей вид колеса.

Алгоритм построения такой стены приведу схематично, поскольку ничего принципиально нового в нем нет. Чтобы стена приняла форму колеса, нужно, очевидно, совместить ее с объектом, имеющим такую форму, и выполнить операцию пересечения. Результатом такой операции будет та часть стены, которая совпадает с колесообразным объектом.

1. Постройте прямую стену с прямоугольным сечением толщиной 300, длиной 3000 и высотой 3000.

2. Активизируйте инструмент Object (Объект).

3. В качестве объекта, который будет являться оператором для стены, выберем форму Shell 11 из раздела библиотеки объектов General GDL Object ? Model Element ? Element Component ? Discrete Accessory ? Geometric Shape (Основные GDL-объекты ? Элемент модели ? Компонент элемента ? Отдельные компоненты ? Геометрическая форма) (рис. 8.34, а). Сейчас колесом этот объект назвать трудно. Придется поработать с его параметрами.

4. Установите возвышение объекта, равное 1500.

5. В поле Dimension 1 (Размерность 1) области Parameters (Параметры) окна параметров задайте длину объекта, равную толщине стены, – 300.

6. В поле Rotate angle (Угол поворота) установите значение 90.

7. В списке параметров задайте Cylinder Shell Radius (Радиус оболочки цилиндра) значение 1500.

8. В разделе Structural Dimensions (Размерности формы) установите параметру Shell Thickness (Толщина оболочки) значение 1000.

9. Значение Shell Angle (Угол оболочки) задайте равным 360. Это позволит замкнуть цилиндр.

Изменением параметров вы преобразовали полуцилиндр в требуемое колесо (рис. 8.34, б), правда, в окне параметров этого не видно.

Рис. 8.34. Исходный шаблон для построения оператора

10. Закройте окно настроек щелчком на кнопке OK.

Этап подготовки оператора закончен. Теперь можно приступить к построению.

1. Щелкните кнопкой мыши рядом с созданной стеной. На экране появится проекция объекта Shell 11.

Примечание

Не обращайте внимания на то, что отображается только половина проекции. Продолжайте работать с ним, как с целым.

2. Переместите построенный объект к стене так, чтобы его ось совпала с центром стены.

3. Откройте окно логических операций.

4. Выберите в качестве цели стену, а в качестве оператора – объект Shell 11.

5. Выберите из списка операций операцию Intersection (Пересечение).

6. Щелкните кнопкой мыши на кнопке Execute (Выполнить).

7. Переместите оператор на слой невидимых объектов. Задача выполнена.

В качестве доказательства, что построена действительно стена, можно поместить в ней двери и окна (рис. 8.35), но это вы уже можете проделать самостоятельно.

Рис. 8.35. Иллюстрация работы операции логического пересечения

Логическое сложение. При логическом сложении результатом операции является объект, включающий в себя тела цели и оператора. Подробно рассматривать данную операцию нецелесообразно, поскольку чисто визуально это не представляет интереса.

Надеюсь, вы убедились в том, какой мощный инструмент воплощения архитектурных фантазий предоставляет пользователю программа ArchiCAD в виде логических операций с твердотельными объектами.

Читайте также

Из PHP в Excel: работа с COM-объектами

Из PHP в Excel: работа с COM-объектами Данная серия статей посвящена созданию документов Excel при помощи PHP. Данная возможнось может понадобиться, например, если нужно предоставить пользователю загружаемые данные в виде листов Excel. Это могут быть прайсы на продукцию,

Знакомство с объектами Range

Знакомство с объектами Range Если вы редактируете документ самостоятельно, вы должны поместить указатель мыши в нужное место либо выделить определенный фрагмент, прежде чем добавлять, удалять или форматировать текст. Однако в Word объекты Range избавляют вас от подобной

3.2. Отношения между объектами

3.2. Отношения между объектами Типы отношений Сами по себе объекты не представляют никакого интереса: только в процессе взаимодействия объектов реализуется система. По выражению Ингалса: «Вместо процессора, беззастенчиво перемалывающего структуры данных, мы получаем

Работа с MBV-объектами

Работа с MBV-объектами Наши первые приложения удаленного взаимодействия позволяли доступ клиентов к одному WKO-типу. Напомним, что WKO-типы (по определению) являются MBR-типами, поэтому доступ клиента к ним осуществляется через агента-посредника. В противоположность этому,

Работа с объектами соединения

Работа с объектами соединения Первым шагом в работе с поставщиком данных является создание соединения с источником данных, для чего мы используем объект соединения (который, как вы помните, получается из Disconnection). Типы соединения .NET получают на вход форматированную

Работа с объектами команд

Работа с объектами команд Теперь, когда вы понимаете роль объекта соединения, мы выясним, как предъявить SQL-запрос базе данных. Тип SqlCommand (который получается из DbCommand) является объектом представлением SQL-запроса, имени таблицы или хранимой процедуры. Вид соответствующей

Операции с объектами

Операции с объектами Взглянем еще раз на нашу будущую визитку. Вы увидите, что каждый ее отдельный элемент заключен в пунктирную рамочку. А если вы щелкнете по нему, то на линиях рамки проявятся кружочки – по углам и в центре каждой линии. Эти рамки нужны лишь для того,

4.3. Операции сравнения и логические операции

4.3. Операции сравнения и логические операции Символ операции Значение Использование ! Логическое НЕ !expr меньше exprexpr = Меньше либо равно expr=expr больше exprexpr = больше либо равно expr=expr == равно expr==expr != не равно expr!=expr логическое

Операции над несколькими выделенными объектами

Операции над несколькими выделенными объектами Очень полезной является возможность перемещать, растягивать, поворачивать, наклонять одновременно несколько объектов титра.Чтобы выполнить операции сразу над несколькими объектами, их нужно выделить (см. подразд.

Действия с созданными объектами

Действия с созданными объектами К основным операциям с объектами относятся изменение размеров и свойств, удаление, копирование, вырезание и др. Также после размещения нескольких объектов на рабочих страницах mimio Блокнота может понадобиться их преобразовать,

Действия с созданными объектами

Действия с созданными объектами К основным операциям с объектами относятся изменение размеров и свойств, удаление, копирование, вырезание, упорядочивание и др.Пропорциональное изменение размера объекта1. Выделить объект инструментом Выбрать.2. Прижать маркер к

Работа с объектами и ссылками

Работа с объектами и ссылками Вернемся к более приземленным проблемам и рассмотрим, как программные системы работают с объектами, как создают и используют гибкие структуры данных.

Что происходит с объектами

Что происходит с объектами ОО-программа создает объекты. Предыдущая лекция показала, как полезно полагаться на динамическое создание для получения гибких объектных структур, подстраивающихся автоматически к нуждам

5.3.3. Действия с объектами на слайде

5.3.3. Действия с объектами на слайде Keynote, как и Pages, предоставляет нам возможность выполнять следующие действия с объектами: изменение размера, перемещение, копирование, зеркальное отображение, поворот, группировка, блокировка, выравнивание, распределение, перемещение

6.3.6. Управляем объектами

6.3.6. Управляем объектами Для выполнения заданий нам понадобится материал разд. 5.3.3.Вспомним, какие действия будут происходить на слайде.? Звук начинает проигрываться с самого начала С самого же начала появляется текст с фоном.? Затем при чтении слова «Ивашка» появляется

Компьютерное моделирование в архитектуре. Часть 2. Индивидуальный жилой дом проектирование в программе ArchiCAD 21 : учебно-методическое пособие

ArchiCAD 11: практические советы

УДК 728.8.001.63:004.921(07) ББК 85.118.22я73 К 637 Составитель: Третьякова Жанна Юрьевна.

К 637 Компьютерное моделирование в архитектуре. Часть 2. Индивидуальный жилой дом проектирование в программе ArchiCAD 21: учебнометодическое пособие к выполнению практических заданий [Электронный ресурс] / сост. Ж.Ю. Третьякова. – Электрон. дан. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2020. – Систем. требования: PC не ниже класса Pentium I; 128 Mb RAM; Windows 98/XP/7/8/10; Adobe Reader V8.0 и выше. – Загл. с экрана. На примере создания индивидуального жилого дома продолжают рассматриваться основные приемы работы при индивидуальном проектировании, общие принципы построения и операций редактирования, правила создания геометрических форм, основы проектирования средствами конструкционных элементов, формирование макета проекта в программе ArchiCAD 21. Предназначено для студентов-бакалавров направления 07.03.01 «Архитектура»

УДК 728.8.001.63:004.921(07) ББК 85.118.22я73 © Сибирский федеральный университет, 2020

Электронное учебное издание Подготовлено к публикации издательством Библиотечно-издательского комплекса Подписано в свет 22.12.2020 г. Заказ № 11380. Тиражируется на машиночитаемых носителях. Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а Тел. (391) 206–26–67; http://bik.sfu-kras.ru E-mail: [email protected]

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . 4 ЗАДАНИЕ № 7 ЛЕСТНИЦЫ . 5 ЗАДАНИЕ № 8 ЭКСПЛИКАЦИЯ . 13 Зонирование пространства (зоны) . 13 Каталоги помещений . 26 ЗАДАНИЕ № 9 ИНТЕРЬЕР . 32 ЗАДАНИЕ № 10 ЭКСТЕРЬЕР. 37 ЗАДАНИЕ № 11 ВИЗУАЛИЗАЦИЯ И СБОРКА ПОДРАМНИКА . 42 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ . 47

ВВЕДЕНИЕ В профессии архитектора используется широкий спектр проектных компьютерных технологий. Развитие и совершенствование компьютерных средств в области архитектурно-строительного проектирования идет быстрыми темпами. В этой ситуации роль вуза в освоения новых компьютерных программ особая. Как правило, новый компьютерный продукт приходит на производство, как и студенты-выпускники. В вуз архитекторы-специалисты возвращаются на повышение профессиональной квалификации. Задачи вуза – обеспечить профессиональную конкурентоспособность выпускника. Бывший студент после окончания вуза должен быть востребованным на рынке труда архитектурных специальностей, адаптированным к сложившимся актуальным условиям работы архитектурно-строительных организаций, владеть программными средствами, задействованными в производственных процессах архитектурно-строительных и архитектурно-проектных организаций. Программа ArchiCAD очень востребована в архитектурно-проектной практике. Учебно-методическое пособие содержит в себе 6 заданий для практического их выполнения в программе ArchiCAD 21 в течении одного учебного семестра в ВУЗе студентами 3 курса направления 07.03.01 «Архитектура» (бакалавриат). Целями учебной работы являются: — ознакомление с элементами интерфейса программы и ее настройками; — освоение основ проектирования средствами конструктивных элементов; — изучение приемов проектирования и последующего изменения конструкций, возможностей поэтажного построения и работы в трехмерном окне, окнах разрезов, рабочих листов; — расширение теоретических знаний в области построения архитектурных сооружений; — применение действующих нормативов и планировочных ограничений, новейших научных разработок и рекомендаций; — повышение профессионального мастерства при графическом оформлении проекта. Перед работой над представленным проектом студенты получают на электронном носителе папку с картинками ракурсов здания, интерьерного наполнения и образцы чертежей, электронные 3D модели объектов необходимых для выполнения заданий.

ЗАДАНИЕ № 7 ЛЕСТНИЦЫ

01. Включаем слой с показом jpg-картинок. Рассмотрим, какие лестницы должны быть в нашем проекте: винтовая и Г-образная.

02. В 21 версии программы объект «лестница» стал индивидуальным для построения. В прежних версиях винтовая и Г-образная лестницы являлись вложенными ОБЪЕКТАМИ программы и располагались в папках, связанных со строительными или специальными конструкциями:

Для внесения лестниц в проект воспользуемся одним из двух вариантов: • сделаем самостоятельно Г-образную лестницу, выбрав в меню объектов КОНСТРУИРОВАНИЕ инструмент лестница; • перенесем объекты из папки «Лестничные Модули 20» (взять у преподавателя) в проект простым перетаскиванием ЛКМ. 03. Первое, что нужно проверить, это совместимость расположения лестниц по этажам: • Ориентиром расположения для винтовой лестницы служит ось 4. Лестница должна располагаться как раз посередине между внутренними вертикальными стенами 1го:

• Ориентиром расположения Г-образной лестницы служат стены по осям З, Ж и 5:

Начинаем редакцию винтовой лестницы:

Нам нужна лестница до 3го этажа, а следовательно меняем высоту лестницы и, в следствии этого, и количество подступенков.

05. Для работы с Г-образной лестницей нужно установить ее на первом этаже, ориентрируясь на ширину стен для этой лестницы. Некоторые стены придется, возможно, подвигать и ориентироваться сразу на 2 этажа. Редакцию настроек Г-образной лестницы выполнить самостоятельно. При работе с лестницей нужно помнить, что перья контуров должны быть черными (перо 2 или 1), штриховка фона должна быть белая или «фон». Видимы конструкции должны быть прорисованы на планах сплошной линией, невидимые − штриховой. 06. Для лестниц нужно сделать отверстие в перекрытиях. На картинке снизу один из вариантов как это можно сделать для винтовой лестницы одновременно на всех нужных этажах с помощью уже знакомой вам операции твердотельного моделирования с помощью дополнительно созданного объекта Колонна диаметром 1800 мм:

Для отверстий в перекрытиях для Г-образной лестницы можно воспользоваться инструментом «Удаление из многоугольника» предварительно само перекрытие-потолок 1го этажа переместив на 2ой этаж без смещений (НО. Не забывая его вернуть по окончании редактирования обратно на первый этаж):

Или опять же можно воспользоваться операцией Вычитание Твердотельного Моделирования с использованием дополнительно построенных объектов (перекрытий). Важно помнить, что на разрезах отверстия тоже должны быть видны! 07. Для просмотра лестниц нужно создать дополнительный разрезы (можно и продольные, и поперечные). После настроек лестница должна выглядеть примерно как на скрине ниже:

На разрезе всегда прослеживайте вид лестницы:

С помощью операции ВЫЧИТАНИЕ для твердотельного моделирования нужно избавиться от ненужных пересечений с перекрытиями.

09. Для создания лестницы от второго до третьего этажа, можно ориентироваться на картинки – образецы планов и разрезов. Полной идентичности делать не нужно. Или можно сделать лестницу на свое усмотрение, но не забывать о логике.

10. Один из вариантов для Г-образных лестниц на двух этажах представлен ниже:

ЗАДАНИЕ № 8 ЭКСПЛИКАЦИЯ Экспликация помещений − это каталог всех помещений с указанием их названий и площадей. Зонирование пространства (зоны) 1. На панели «Реквизиты» через кнопку «Категории зон» создадим новую категорию: кнопка Новая.

Имя Категории Зоны: «Комнаты отдыха» ОК

В свитке РЕДАКТИРОВАНИЕ ВЫБРАННОЙ КАТЕГОРИИ делаем двойной щелчок ЛКМ по цветному полю с заливкой в диалоговом окне Настройка Цвета Зоны набираем в полях Красный: 113, Зеленый: 225, Синий: 113 ОК в диалоговом окне Категории Зон нажимаем ОК. Можно было еще сделать общие настройки для области Значения Параметров по Умолчанию, но эти же свойства мы настроим через параметры самого инструмента Зоны. 13

2. Дополните диалоговое окно слоёв двумя новыми слоями «2 | ЗОНЫ» и «2 | ШТРИХОВКИ»:

На панели инструментов Конструирование находим Зоны:

4. Переходим к рисованию зон помещений. Предварительно создаем под них слой «2 | ЗОНЫ». Для их построения на главной панели инструментов в свитке Конструирование выбираем инструмент Зона. Способ построения может быть Вручную или По внутренним поверхностям.

Зоны для санузлов дополним сеткой, сделанной с помощью инструмента Штриховка (контуры штриховки должны быть точно такими же как и контуры зоны):

6. Зоны 2го этажа: Настройки штриховки Кухня (сетка имеет повород на 45о):

Настройки штриховки Балкон:

Каталоги помещений Экспликация делается методом активных каталогов. Для ее создания есть несколько способов: через меню или через навигатор: • Навигатор: вкладка Карта Проекта папка Каталоги Элементы ПКМ Параметры схемы; • Меню: Документ Каталоги Параметры схемы. ЗАМЕЧАНИЕ: Мы создадим новую экспликацию, не смотря на то, что в программе по умолчанию уже есть каталог для 1го этажа здания. 8. Откроем диалоговое окно Параметры Схемы любым из способов. Нажимаем кнопку Новая. 9. В открывшемся диалоговом окне Новая Схема Каталога: • ID − для небольших проектов это поле необязательно; • Имя − «Экспликация 1 этаж»; • Свиток Элементы (из чего состоит здание), Компоненты (из чего состоят элементы), Покрытия − оставляем Элементы. ЗАМЕЧАНИЕ: Новый каталог по умолчанию почти пуст. Создание нового компонента можно сравнить с фильтрацией (отсеиванием) объектов, ведь их в проекте очень много (стены, окна, двери, зоны, штриховки, мебель, электрика и т.д.). 10. В диалоговом окне Параметры Схемы в первой строке области КРИТЕРИИ/ ЭКСПЛИКАЦИЯ 1 ЭТАЖ для критерия «совпадает с» выбираем вместо «Все Типы» пункт «Зона».

11. Нам не нужны зоны всего здания, а нужны площади только 1го этажа, поэтому в свитке Добавить Критерии. выбираем пункт Параметры и Свойства Расположение Собственный Этаж = 1-й этаж.

ЗАМЕЧАНИЕ: Если бы работа шла с перепланировкой здания, то ещё одним критерием отбора был бы критерий Модельный Вид Слой «до/или после планировки» (слой, естественно, заранее должен был быть создан для этой цели). ЗАМЕЧАНИЕ: Если бы создавали каталог мебели, то должны были выбрать тип элемента Объект + слой Мебель. СОВЕТ: Разделяйте по слоям всё, что создаёте в проекте: сантехника, бытовая техника (холодильник, стиральн. машинка, посудомоечн. машинка и т.д.), аксессуары и декор (горшок с цветами, TV, картина на стене).

12. Переходим в область ПОЛЯ/ ЭКСПЛИКАЦИЯ 1 ЭТАЖ кнопкасвиток Добавить Поля. Зона пункты Номер Зоны, Название Зоны, Измеряемая Площадь. Для поля с измеряемой площадью нужно по итогу показать общую площадь, для этого права от имени поля после значка «» (возрастание/убывание) щелкаем по прямоугольнику, чтобы появился значок суммы «Σ».

13. В Карте Проекта находим созданный нами каталог в папке Каталоги Элементы и с помощью команды ПКМ «Сохранить текущий вид» отправляем его в Комбинацию Слоёв «ГЕНПЛАН» в Карту Видов.

14. Переходим в Карту видов. Создаем папку КАТАЛОГИ и перекладываем туда наш первый каталог. 15. Двойным щелчком ЛКМ по названию «Экспликация 1 этаж» открываем настройки и содержание нашего каталога и подправляем названия столбцов, ширину столбцов, шрифт, размер шрифта:

16. Чтобы заполнился столбец с номерами помещений, на самих зонах запишем нумерацию, глядя на картинку таблицы выше. 17. Каталоги 2го и 3го этажей создаем по тому же принципу, что и каталог 1го этажа, но уже в диалоговом окне Новая Схема Каталога ставим переключатель на позицию «Дублировать» Экспликация 1 этаж и меняя само имя будущего каталога соответственно на «Экспликация 2 этаж» или «Экспликация 3 этаж»:

А для поля Собственный Этаж меняем на совпадение со 2 (3) этажом:

Нумерация помещений для 2го и 3го этажей:

Размещаем наши каталоги на подрамнике:

20. Далее на подрамнике разместим западный и восточный фасады, настроив предварительно их отображения в соответствии общего стиля подрамника:

ЗАДАНИЕ № 9 ИНТЕРЬЕР

1. Глядя на картинки JPG, наполняем интерьер ВСЕГО нашего здания.

Вопросы от новичка. Archicad

Как сделать конёк не по продольной линии, а по поперечной?

Репутация: 0
На сайте c 19.12.2012
Сообщений: 60
Доброго вечера!
Подскажите, пожалуйста.

Как убрать эту сетку?

На сайте c 31.07.2010
Сообщений: 19
Цитата Anastasia_Neva:
Доброго вечера!
Подскажите, пожалуйста.

Как убрать эту сетку?

Репутация: 0
На сайте c 19.12.2012
Сообщений: 60

Подскажите, как отвязать крыши друг от друга, чтобы редактировать их по отдельности (они уже командой разбить на односкатные крыши но почему-то выделяются как одно целое)

На сайте c 22.02.2017
Сообщений: 4
Цитата Anastasia_Neva:

Подскажите, как отвязать крыши друг от друга, чтобы редактировать их по отдельности (они уже командой разбить на односкатные крыши но почему-то выделяются как одно целое)

Вот тут тык

Репутация: 0
На сайте c 19.12.2012
Сообщений: 60

Доброго вечера.
Проблема такая — надо подрезать стены на 500 мм выше кровли, при операциях твердотельного моделирования использовала операцию Вычитание, но стены подрезаются только при наличии вот этого морфа, если его удалить, отсечённая часть стены возвращается на место.

Как сделать стены подрезанными и при этом удалить эту штуку?

На сайте c 26.09.2006
Сообщений: 5064
Белокаменная
Цитата Anastasia_Neva:

Доброго вечера.
Проблема такая — надо подрезать стены на 500 мм выше кровли, при операциях твердотельного моделирования использовала операцию Вычитание, но стены подрезаются только при наличии вот этого морфа, если его удалить, отсечённая часть стены возвращается на место.

Как сделать стены подрезанными и при этом удалить эту штуку?

Подрезайте кровлей, а не твердотельными операциями.

На сайте c 26.12.2008
Сообщений: 160
Украина, Чернигов
Цитата Anastasia_Neva:

Проблема такая — надо подрезать стены на 500 мм выше кровли, при операциях твердотельного моделирования использовала операцию Вычитание, но стены подрезаются только при наличии вот этого морфа, если его удалить, отсечённая часть стены возвращается на место.

если есть желание оставить стены стенами, что бы в дальнейшем редактировать, а не хочется делать все маленькими кровлями (я всегда делаю кровлями, которые потом будут парапетными крышками(отливами)) — то просто спрячьте в «скрытие» в слоях свой морф и все. Потом сможете легко редактировать наклон, высоту и тд — просто отпрятав, подредактировав и назад

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *