Строительное ограждение: стоит ли оприходовать на баланс
В смете бюджетного учреждения (Управление капитального строительства) запланированы расходы на капитальное строительство амбулатории общей практики семейной медицины по КЭКР 3122. В настоящее время на объекте строительства подрядная организация выполнила работы, связанные с сооружением строительного ограждения, которое изготовлено из профнастила. Нужно ли учреждению зачислять на баланс такое ограждение и когда его ввести в эксплуатацию? (вопрос из электронной почты редакции: bb@id.factor.ua)
Наверное, вы замечали, что строительство любого объекта начинают с сооружения вспомогательных зданий и сооружений, необходимых для организации и обслуживания строительства. Их используют при строительстве основного объекта, то есть возводят на определенный период времени, поэтому их так и называют — временные сооружения. Что относят к таким сооружениям?
К временным зданиям и сооружениям относят производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для выполнения строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства, которые специально строятся или приспосабливаются на период строительства.
Добавим, что работы по устройству ограждения строительной площадки и сносу зданий и сооружений, работы по сооружению временных производственных и бытовых сооружений, необходимых для организации и обслуживания строительства, устройства подъездных путей, складирования строительных материалов, подведения временных инженерных сетей, относят к подготовительным работам. Такие работы подрядные организации выполняют на объекте строительства с учетом требований Порядка выполнения подготовительных и строительных работ, утвержденного постановлением КМУ от 13.04.2011 г. № 466. Учитывая это, установление временного ограждения строительной площадки является частью подготовительных работ.
Как планируют и рассчитывают средства на обустройство и содержание временных сооружений?
Расходы на возведение и разборку временных зданий и сооружений, необходимых для проведения строительно-монтажных работ, а также для обслуживания рабочих строительства в пределах строительной площадки, с учетом возможности приспособления и использования для потребностей строительства существующих и вновь построенных зданий и сооружений постоянного типа учитывают в стоимости строительства.
Отметим, что основным документом по определению стоимости строительства является ДСТУ Б Д.1.1-1:2013. Этот документ устанавливает основные правила по определению стоимости нового строительства, реконструкции, капитального ремонта и технического переоснащения домов, зданий и сооружений любого назначения, их комплексов, линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, а также реставрации памятников архитектуры и градостроения.
ВНИМАНИЕ!
ДСТУ Б Д.1.1-1:2013 носит обязательный характер при определении стоимости строительства объектов, которые сооружаются за счет бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии.
Для определения стоимости объекта строительства составляют инвесторскую сметную документацию, виды и состав которой определены пп. 5.2 и 5.3 ДСТУ Б Д.1.1-1:2013.
ДСТУ Б Д.1.1-1:2013 делит временные здания и сооружения на две группы: титульные и нетитульные.
Титульные здания и сооружения — это временные здания и сооружения, строительство которых происходит в соответствии со сводным сметным расчетом стоимости строительства (глава «Временные здания и сооружения»).
Приведем некоторые примеры таких сооружений:
• перемещение конструкций и деталей производственных, складских, вспомогательных, контейнерных и сборно-разборных мобильных (инвентарных) зданий и сооружений на строительную площадку, устройство основ и фундаментов, монтаж с необходимой отделкой, монтаж оборудования, ввод инженерных сетей, создание и благоустройство вахтовых поселков, разборка и демонтаж, восстановление площадки, перемещение конструкций и деталей на склад;(ср. )
• устройство и содержание временных железных дорог, автомобильных и землевозных дорог, в том числе соединительных участков между притрассовой дорогой и строящимся линейным сооружением («усы»), и проездов на строительной площадке, с искусственными сооружениями, эстакадами и переездами;
• устройство и разборка сетей связи и временных коммуникаций для обеспечения электроэнергией, водой, теплом и т. п. на строительной площадке от распределительных устройств к отдельным объектам;
• устройство временных подвесных дорог и кабельных кранов для перемещения материалов и деталей и их разборки;
• временные материально-технические склады и навесы на строительной площадке для материалов, изделий, конструкций и оборудования, необходимые для данного объекта строительства.
В свою очередь, нетитульные временные здания и сооружения отличаются от титульных тем, что их сооружение, сборка, разборка, амортизация, текущий ремонт и перемещение происходят за счет общепроизводственных расходов подрядчика.
К временным нетитульным сооружениям, в частности, относят:
• приобъектные помещения и кладовые прорабов и мастеров;
• складские помещения и навесы на объекте строительства;
• помосты, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, огораживание во время распланирования здания;
• приспособления для охраны труда;
• инвентарные унифицированные средства подмащивания типа люлек, инвентарных площадок и т. п.;
• заборы и ограждения, необходимые для проведения работ (кроме специальных и архитектурно оформленных), защитные козырьки, хранилища при проведении взрывных работ;
• временные разводки от магистральных и разводных сетей электроэнергии, воды, пара, газа и воздуха в пределах рабочей зоны.
Как планируют расходы на обустройство временных сооружений?
Согласно п.п. 5.8.11 ДСТУ Б Д.1.1-1:2013 средства на возведение и разборку титульных временных зданий и сооружений, необходимых для обеспечения производственных потребностей комплексов (строений), а также для размещения и обслуживания работников строительства, включают в гл. 8 «Временные здания и сооружения» сводного сметного расчета (графы 4 и 7).
Перечень титульных временных зданий и сооружений и правила определения размера средств приведены в ДСТУ-Н Б Д.1.1-5.
Зато перечень нетитульных временных зданий и сооружений приведен в другом документе — ДСТУ-Н Б Д.1.1-3. Расходы по сооружению, разборке, амортизации, текущему ремонту и перемещению нетитульных временных зданий и сооружений учитывают в общепроизводственных расходах.
Теперь несколько слов о расчете средств на обустройство временных сооружений.
Средства на возведение (приобретение, приспособление) титульных временных зданий и сооружений включают в гл. 8 «Временные здания и сооружения» сводного сметного расчета стоимости строительства (приложение И к ДСТУ Б Д.1.1-1:2013). Порядок определения размера таких средств при составлении инвесторской сметной документации урегулирован в п. 4.2 ДСТУ-Н Б Д.1.1-5.
При этом размер указанных средств определяют одним из двух способов:
1) калькуляционным методом по данным проекта организации строительства;
2) по усредненным процентным показателям, приведенным в приложениях Б и В к ДСТУ-Н Б Д.1.1-5.
Имейте в виду: в договоре подряда должно быть указано, какой способ исчисления данных расходов применен сторонами (подрядчиком и заказчиком). Кстати, размер средств на возведение и разборку титульных временных зданий и сооружений, определенный в инвесторской сметной документации, является лимитом на возмещение этих расходов подрядчику. Об этом четко указано в п.п. 4.2.8 ДСТУ-Н Б Д.1.1-5.
И что же делать с такими временными сооружениями (титульными или нетитульными) учреждению? Как правильно классифицировать и взять на учет? Пожалуйста, не усложняйте себе жизнь! Вас не должны волновать эти вопросы. Ведь рассмотренная выше классификация временных зданий и сооружений важна именно для подрядной организации. А вот на порядок бухгалтерского учета заказчика — бюджетного учреждения она никак не влияет.
Ведь именно подрядная организация расходы на сооружение и разборку временных (титульных и нетитульных) зданий и сооружений должна правильно рассчитать и включить в производственную себестоимость строительно-монтажных работ (при условии включения таких расходов в смету на строительство объекта). Именно подрядная организация учитывает такие расходы согласно порядку бухгалтерского учета выполненных строительно-монтажных работ и включает их в производственную себестоимость работ по соответствующим статьям калькулирования и элементам расходов.
Учитывая это, временные сооружения (например, такие как ограждение основного объекта строительства, складские помещения, навесы, кладовые и т. п.) учитывают лишь на балансе строительной организации. А потому бюджетному учреждению — заказчику нечего волноваться — ведь оно никак не учитывает такие временные сооружения (как титульные, так и нетитульные) у себя на балансе.
Нормативные документы
ДСТУ-Н Б Д.1.1-5 — ДСТУ-Н Б Д.1.1-5:2013 Национальный стандарт Украины «Руководство по определению размера средств на титульные временные здания и сооружения и другие расходы в стоимости строительства», утвержденный приказом Минрегионразвития от 27.08.2013 г. № 405.
ДСТУ-Н Б Д.1.1-3 — ДСТУ-Н Б Д.1.1-3:2013 Национальный стандарт Украины «Руководство по определению общепроизводственных и административных расходов и прибыли в стоимости строительства», утвержденный приказом Минрегионразвития от 27.08.2013 г. № 405.
Установление ограждения: планируем расходы и учитываем
Бюджетное учреждение планирует установить ограждение около здания. Подрядная организация будет приобретать строительные материалы за свои средства и осуществлять установление ограждения. По какому КЭКР правильно осуществить такие расходы? Как поставить на учет такое ограждение? Подскажите, необходимо ли для этого получать разрешительные документы и разрабатывать проектно-сметную документацию?
Установление ограждения около здания является одним из мероприятий по благоустройству прилегающей территории. При этом правила и требования по обустройству ограждений предусмотрены рядом нормативно-правовых актов по вопросам благоустройства населенных пунктов. В первую очередь организационные принципы благоустройства населенных пунктов определены в Законе Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV.
Так, к элементам (частям) благоустройства отнесены такие объекты, как малые архитектурные формы. Отметим, что малая архитектурная форма — это элемент декоративного или другого оснащения объекта благоустройства. Интересно, что к перечню малых архитектурных форм относятся, в частности, такие объекты благоустройства, как ограждения, ворота, решетки.
К тому же вопрос обустройства ограждений дополнительно может быть урегулирован местными правилами благоустройства. Поэтому целесообразно сразу еще на этапе планирования подобных расходов ознакомиться с требованиями местных документов и учесть их. В первую очередь ограждать можно территории общего пользования: парки, рекреационные зоны, сады, скверы и площадки, а также бульвары, проспекты, пляжи, придомовые территории. Также устанавливают ограждение около площадок, зданий и сооружений, которые вновь строятся или подлежат реконструкции и т. п.
С учетом этого, в зависимости от назначения и цели установления, ограждения различают:
• по назначению (декоративные, защитные, их сочетание);
• по высоте (низкие — от 0,3 до 1 м, средние — от 1,1 до 1,7 м, высокие — от 1,8 до 2,5 м);
• по виду материала (металлические, железобетонные и т. п.);
• по степени проницаемости для взгляда (прозрачные, глухие);
• по степени стационарности (постоянные, временные, передвижные).
Подробнее требования к устройству и установлению ограждений (заборов) определены в таких документах:
Выходит, что от того, какое назначение имеет ограждение, зависят размеры такого сооружения, вид использованного материала, и в конце концов именно эти показатели будут формировать стоимость ограждения.
Поэтому очень хорошо, что учреждение решило выяснить эти вопросы еще на этапе планирования расходов.
К тому же при установлении ограждения есть некоторые нюансы, которые следует обязательно учесть.
Планируем расходы
По общему правилу, перед тем как непосредственно начать строительные работы на любом объекте, законодательством предусмотрено проведение ряда подготовительных мероприятий.
В соответствии со ст. 26 Закона № 3038 1 проектирование и строительство объектов осуществляют собственники или пользователи земельных участков в таком порядке:
1 Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.
1) получение заказчиком или проектировщиком исходных данных;
2) разработка проектной документации и проведение в случаях, предусмотренных ст. 31 этого Закона, ее экспертизы;
3) утверждение проектной документации;
4) выполнение подготовительных и строительных работ;
5) принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов;
6) регистрация права собственности на объект градостроения.
С учетом этого, рассмотрим последовательно, какие проектные и подготовительные мероприятия необходимо осуществить и какие документы оформить для того, чтобы начать установление ограждения. Отметим, что установление такого объекта, как ограждение, полностью соответствует понятию объекта строительства, приведенному в ДБН А.2.2-3:2014 2 . Так, к объектам строительства относят дома, здания, сооружения любого назначения, их комплексы или части, линейные объекты инженерно-транспортной инфраструктуры.
2 ДБН А.2.2-3:2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство», утвержденное приказом Минрегиона от 04.06.2014 г. № 163.
Исходя из характера работ, планируемых к выполнению на объекте, бюджетное учреждение-заказчик вместе с проектной организацией определяют вид строительства и перечень строительных работ. В нашей ситуации это будет зависеть от того, какое именно ограждение планирует установить учреждение и каково его назначение.
Уже после этого можно перейти к следующему этапу — получить проектную документацию на строительные работы, связанные с установлением ограждения.
Внимание!
Проектно-сметная документация — это комплекс документов, которые раскрывают суть проекта и содержат обоснование его целесообразности и возможности быть реализованным, соответствие ее нормам, стандартам и т. п.
Разработкой проектной документации занимаются специализированные организации, которые имеют лицензию на право проведения таких работ. Взаимоотношения бюджетного учреждения (заказчика) и исполнителя (проектировщика) оформляют договором (контрактом) на проектные работы.
Отметим, что проектную документацию разрабатывают в соответствии с требованиями Порядка № 45 3 .
3 Порядок разработки проектной документации на строительство объектов, утвержденный приказом Минрегионразвития от 16.05.2011 г. № 45.
В свою очередь, составляют такую документацию с учетом требований ДБН А.2.2-3:2014, а утверждает ее заказчик по согласованию с генпроектировщиком (проектировщиком).
Механизм утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы урегулирован Порядком № 560 4 .
4 Порядок утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы, утвержденный постановлением КМУ от 11.05.2011 г. № 560.
При этом под термином «проект строительства» в этом документе понимается проектная документация на строительство объектов и комплексов (строений), разработанная для нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта на таких стадиях проектирования, как технико-экономическое обоснование, технико-экономический расчет, эскизный проект, проект, рабочий проект.
Знайте, что проекты строительства, реализуемые с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии (кроме случаев, предусмотренных законодательными актами), относительно объектов общей сметной стоимостью до 120 млн грн утверждают исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов, государственные и коммунальные предприятия, учреждения и организации. Об этом указано в п. 4 Порядка № 560.
Важно!
Перед утверждением проектной документации на строительство осуществляют ее экспертизу.
Но неужели все проекты строительства подлежат обязательной экспертизе?
Для ответа на этот вопрос пересмотрим перечень проектов строительства объектов, которые подлежат обязательной экспертизе, приведенный в п. 10 Порядка № 560.
А это объекты, которые:
1) по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями. При этом если в состав строения (комплекса) входит хотя бы один объект, который по классу последствий (ответственности) относится к объектам со средними (СС2) или значительными (СС3) последствиями, проект строительства подлежит обязательной экспертизе по всем направлениям;
2) сооружаются на территориях со сложными инженерно-геологическими и техногенными условиями — относительно их прочности, надежности и долговечности домов и сооружений;
3) сооружаются с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии, если их сметная стоимость превышает 300 тыс. грн, — относительно сметной части проектной документации.
С учетом указанных требований, видим, что обязательной экспертизе подлежат те проекты строительства по установлению ограждения, сметная стоимость которых превышает 300 тыс. грн.
Соответственно, если сметная стоимость не превышает указанную сумму, экспертизу проводить не обязательно.
Хотя достаточно часто учреждения-заказчики даже на незначительные суммы сметной документации все равно заказывают ее экспертную оценку.
Что касается оплаты услуг по изготовлению проектно-сметной документации и проведению экспертизы и т. п., то такие услуги оплачивает заказчик (застройщик) — бюджетное учреждение, по заказу которого и осуществляют такие расходы. Отметим, что осуществление строительных работ, в частности по договору строительного подряда, подрядчик проводит согласно проектной документации, а также сметному расчету. Указанные документы являются обязательными и являются неотъемлемой частью этого договора.
Добавим, что при заключении договора подряда на выполнение строительных работ в него включают существенные условия, которые должен содержать такой договор подряда.
Эти вопросы определены в Общих условиях заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве, утвержденных постановлением КМУ от 01.08.2005 г. № 668. Поэтому имейте в виду: требования этого документа в полной мере распространяются на договоры подряда по установлению ограждений.
Нужно ли разрешение на установление ограждения?
При этом выполнение подготовительных работ осуществляют на основании уведомления о начале выполнения строительных работ или разрешения на выполнение строительных работ.
Так, согласно п. 6 этого Перечня возведение на земельном участке временных зданий и сооружений без обустройства фундаментов, в частности навесов, беседок, палаток, накрытия, лестницы, эстакад, летних душевых, теплиц, гаражей, а также скважин, колодцев, люфт-клозетов, уборных, выгребных ям, замощений, заборов, открытых бассейнов и бассейнов с накрытием, погребов, входов к погребам, ворот, калиток, приямков, террас, крылец, не требует оформления разрешительных документов на строительство.
Таким образом, действующее законодательство не содержит обязанности по оформлению разрешительных документов на строительство заборов (ограждений) на земельных участках.
Выбираем КЭКР
При планировании будущих расходов и осуществлении в дальнейшем расходов на выполнение строительных работ, в частности установление ограждения, бюджетным учреждениям необходимо исходить из экономической сути платежа. Как всегда, при планировании расходов на указанные работы следует руководствоваться Инструкцией № 333 5 .
5 Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.
Так, расходы на строительство учреждения осуществляют по КЭКР 3120 «Капитальное строительство (приобретение)».
Согласно Инструкции № 333 по КЭКР 3122 «Капитальное строительство (приобретение) других объектов» осуществляют:
1) расходы на капитальное строительство других объектов, не включенных в позицию 3121;
2) приобретение объектов производственного и непроизводственного назначения;
3) приобретение строительных материалов за счет средств, которые предусматриваются на капитальное строительство и используются в процессе строительных работ;
4) приобретение оборудования, подлежащего установке, а именно: готовые к установке строительные конструкции и детали, к ним относятся: металлические, железобетонные и деревянные конструкции, сборные элементы, оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической систем, оборудование и мебель, требующие монтажа и предусмотренные к установке (т. е. то, которое существует только вмонтированным, встроенным, а также комплекты запасных частей такого оборудования), машины и механизмы, оборудование и приборы, необходимые для ведения строительных работ, если это обусловлено сметой на строительство (кроме отдельных видов оборудования и машин, которые являются подвижными транспортными единицами, не связанными с технологией производства);
5) изготовление проектно-сметной документации на строительство зданий, сооружений и объектов и выполнение сопроводительных работ, которые в соответствии с государственными строительными нормами являются составной частью общей стоимости указанных работ;
6) расходы на наем транспорта для выполнения работ по капитальному строительству.
Таким образом, по КЭКР 3122 учреждения осуществляют расходы на установление ограждения, которые предусмотрены в проектно-сметной документации. Также именно по этому КЭКР учреждения планируют расходы на экспертизу проектной документации, авторский, технический надзор, за выданный сертификат соответствия законченного строительством объекта (если это обусловлено сметой проведенных работ и является составной частью общей стоимости указанных работ).
Отметим, что в свое время Казначейство в письме от 22.02.2017 г. № 16-08/191-3083 обращало внимание на применение КЭКР при планировании расходов на установление ограждения.
Так, КЭКР 3122 «Капитальное строительство (приобретение) других объектов» применяют в случае, когда в проектно-сметной документации объект строения определен как «установление ограждения». В таком случае расходы на приобретение металлических, железобетонных конструкций, сборных элементов и т. п. должны проводиться именно по этому коду.
Вместе с тем КЭКР 3130 «Капитальный ремонт» применяется на основании договоров и смет на капитальный ремонт. В этом случае расходы на приобретение металлических, железобетонных конструкций, сборных элементов и т. п. должны проводиться по коду 3132 «Капитальный ремонт других объектов».
Поэтому, перед тем как планировать расходы на установление ограждения, советуем бухгалтеру внимательно пересмотреть проектно-сметную документацию, а также обратить внимание на то, как указана формулировка предмета договора подряда на установление ограждения и приложения к этому документу.
Внимание!
За правильность применения КЭКР отвечает распорядитель (получатель) бюджетных средств.
Ставим ограждение на учет
На первый взгляд порядок отражения в бухучете операций по установлению ограждения не должен вызывать много вопросов.
Так, при учете расходов на строительство такого объекта, а именно с начала и до окончания соответствующих работ и ввода объекта в эксплуатацию, следует руководствоваться НП(С)БУ 121 и Методрекомендациями 6 .
6 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.
С учетом этого, все расходы, связанные со строительством такого объекта, как ограждение, учреждение отражает как капитальные инвестиции на создание такого объекта основных средств, т. е. накапливает их по дебету субсчета 1311.
Указанные расходы учреждению следует учитывать по таким направлениям:
• работы по монтажу оборудования;
• приобретение оборудования, требующего монтажа;
• приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструментов и инвентаря;
• другие капитальные работы и расходы.
Итак, все расходы, связанные со строительством объекта, с начала и до окончания работ учреждение признает незавершенными капитальными инвестициями и формирует таким образом будущую первоначальную стоимость такого объекта.
Однако очередной ребус бухгалтеру придется решать тогда, когда построенный объект введен в эксплуатацию и остался всего один пустяк — установить инвентарный номер.
В чем здесь загвоздка?
Дело в том, что в Методрекомендациях предусмотрено такое требование:
«Земля и здания, расположенные на ней, являются отдельными активами и в бухгалтерском учете отражаются отдельно.
Надворные помещения, ограждения и другие надворные сооружения, обслуживающие здание (сарай, забор, колодец), составляют вместе с ним один инвентарный объект.
Если эти здания и сооружения обслуживают два и более помещения, они считаются самостоятельными инвентарными объектами.
Внешние пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, помещения котельных, которые стоят отдельно, а также капитальные надворные пристройки (склады, гаражи) считаются также самостоятельными инвентарными объектами».
Фактически это значит, что здание и ограждение составляют один инвентарный объект и должны иметь один инвентарный номер. То есть при таком подходе стоимость построенного ограждения следует отнести на увеличение первоначальной стоимости здания, которое оно обслуживает.
По нашему мнению, такой подход, предусмотренный в Методрекомендациях, работает тогда, когда такие объекты, как здание и ограждение, строятся вместе, и, соответственно, одновременно вводятся в эксплуатацию.
В таком случае таким объектам на общих основаниях учреждение присваивает один инвентарный номер и открывает одну Инвентарную карточку учета объекта основных средств.
Теперь о нашей ситуации, а именно: об установлении ограждения около здания, которое построено было раньше и уже определенное время существует в учете как инвентарный объект с установленным инвентарным номером.
Считаем, что в таком случае ограждение все же целесообразно учитывать как отдельный инвентарный объект. Кстати, основания для такого подхода также находим в Методрекомендациях, в частности, в определении объекта основных средств:
«Единицей учета основных средств является объект основных средств, а именно:
законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему;
конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно;
другой актив, который соответствует определению основных средств, или часть такого актива, контролируемая субъектом государственного сектора.
Если один объект основных средств состоит из частей, которые имеют разный срок полезного использования (эксплуатации), то каждая из этих частей может признаваться в бухгалтерском учете как отдельный объект основных средств».
Поскольку в нашей ситуации здания и ограждения будут иметь разные сроки эксплуатации, то их все-таки правильнее признавать в бухучете как отдельные объекты. И соответственно такие объекты будут иметь разные инвентарные номера.
Считаем, что оба предложенных варианта учета установленного ограждения имеют право на жизнь, вполне правильные и соответствуют требованиям Методрекомендаций. Но каждый из вариантов стоит применять в зависимости от конкретной ситуации, связанной с установлением ограждения.
Далее рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете указанной операции.
Пример. Руководство бюджетного учреждения приняло решение об установлении ограждения около здания административного учреждения. По заказу учреждения проектная организация изготовила проектно-сметную документацию. Согласно условиям договора стоимость этих работ — 150 тыс. грн.
Непосредственно для выполнения работ по установлению был заключен отдельный договор с подрядной организацией на сумму 950 тыс. грн. При этом условиями договора предусмотрено перечисление аванса в размере 30 % от стоимости договора, т. е. 285 тыс. грн.
Окончательные расчеты за выполненные работы в сумме 665 тыс. грн были проведены после подписания Акта приема выполненных строительных работ по форме № КБ-2в и Справки по форме № КБ-3.
Все расходы, связанные с установлением ограждения, осуществлены за счет средств общего фонда по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт других объектов». Бюджетное учреждение не является плательщиком НДС. Закупку работ по установлению ограждения учреждение осуществило с применением упрощенной закупки.
Комиссией учреждения принято решение о зачислении суммы расходов на установление ограждения в состав незавершенных капитальных инвестиций с дальнейшим учетом такого ограждения как самостоятельного объекта ОС. Факт оприходования указанного объекта ОС оформлен Актом ввода в эксплуатацию ОС. На основании Акта бухгалтерская служба учреждения открыла Инвентарную карточку учета объекта ОС и установила инвентарный номер.
В бухгалтерском учете эти операции отражаются так:
№ п/п
Содержание хозяйственной операции
Корреспонденция субсчетов
Сумма, грн
№ м/о
дебет
кредит
Получено финансирование на установление ограждения (150 тыс. грн + 950 тыс. грн)
Выполнены работы по разработке проектно-сметной документации
Перечислены средства проектной организации
Перечислен аванс подрядной организации
Отражены расходы на установление ограждения
Уменьшена сумма задолженности перед подрядчиком на сумму выплаченного аванса
Проведены окончательные расчеты с подрядчиком
Сформирована первоначальная стоимость объекта основных средств
Одновременно сделана вторая запись
Новое сооружение на балансе — вносим изменения в техдокументацию
И наконец, остался заключительный этап — внести информацию об ограждении, установленном на земельном участке, в технический паспорт основного здания. Чем предусмотрено такое требование и как правильно это сделать?
В первую очередь отметим, что самостоятельно справиться с этой задачей учреждение не сможет. Это связано с тем, что все объекты недвижимого имущества подлежат технической инвентаризации, которую проводят не учреждения, а отдельные субъекты хозяйствования, имеющие на это полномочия (БТИ).
Отметим, что основным документом, регулирующим порядок и методику проведения технической инвентаризации построенных (реконструированных) домов, вспомогательных зданий и сооружений, является Инструкция № 127 7 .
7 Инструкция о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, утвержденная приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики от 24.05.2001 г. № 127.
Какое отношение имеет эта Инструкция к нашей ситуации? Прямое. Дело в том, что в соответствии с п.п. 4 п. 2 разд. II Инструкции № 127 ограждения относят в состав хозяйственных (вспомогательных) сооружений. А потому если указанные объекты размещены на земельном участке, на котором расположено основное здание, они подлежат технической инвентаризации в составе основного здания.
Соответственно на такие объекты составляют инвентаризационные дела и указывают их в технических паспортах.
Право на проведение технической инвентаризации объектов недвижимого имущества имеют субъекты хозяйствования, которые прошли профессиональную аттестацию в Минрегионе и получили квалификационный сертификат. Основными целями проведения такой инвентаризации являются:
• определение фактической площади и объема объектов недвижимого имущества (относительно проектных);
• обследование и оценка технического состояния имеющихся объектов;
• установление стоимости объектов.
Как мы уже отмечали, именно на основании материалов технической инвентаризации составляют инвентаризационные дела и технические паспорта.
Как видим, приведение в технических паспортах данных не только о зданиях и сооружениях, но и о хозяйственных сооружениях является неотъемлемой составляющей того огромного объема работ, которые осуществляют специалисты БТИ при проведении технической инвентаризации недвижимости.
Поэтому отражение в техническом паспорте не только домов и сооружений, но и разных объектов, которые в соответствии с Инструкцией № 127 являются разновидностью хозяйственных зданий и сооружений, полностью соответствует требованиям указанной Инструкции № 127.
Следовательно, объекты недвижимого имущества, которые учреждение учитывает на балансе как отдельные объекты, должны быть указаны в техническом паспорте. А потому советуем учреждению поторопиться и внести необходимые изменения в указанные документы с учетом требований Инструкции № 127.
Учет временных зданий (сооружений)
Для ведения строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства необходимы временные сооружения: места хранения стройматериалов, производственные, бытовые помещения. Вопросы учета временных объектов поднимаются в предлагаемой статье.
Правовое и нормативное регулирование строительства и реконструкции объектов капитального строительства
Строительство объекта недвижимости начинается с подготовки строительной площадки, отведенной под строительство. Без ограждения стройплощадки к работам по строительству объекта приступить никто не позволит. Кроме того, для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства необходимы места хранения стройматериалов, подъездные пути, производственные, бытовые помещения и др. Они возводятся на период строительства, а по его окончании разбираются и утилизируются либо перевозятся на новую стройплощадку. Таким образом, реальный срок их полезного использования 2–3 года.
Строительство и реконструкция объектов капитального строительства независимо от того, как оно организовано – своими силами или с помощью специализированных организаций, регулируется следующими нормативными документами:
— Гражданским кодексом РФ;
— Градостроительным кодексом РФ;
— Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
— Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
— иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Однако в названных документах мы не найдем определения или условий, при соответствии которым или выполнении которых имущество относится к временным зданиям и сооружениям. Нет их и в положениях, устанавливающих порядок формирования информации в бухгалтерском учете при капитальном строительстве или реконструкции объектов:
— Положении по учету долгосрочных инвестиций (утв. письмом Минфина России от 30.12.1993 № 160);
— Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н);
— ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н);
— ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (утв. приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н).
Согласно п. 1.3 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденного постановлением Госстроя России от 07.05.2001 № 45, строительной площадкой признается территория, отведенная в соответствии с проектом в установленном порядке для постоянного размещения объекта строительства, а также служб строительно-монтажных организаций и с учетом временного отвода территории, определяемой по условиям производства работ.
Специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства, именуются временными зданиями и сооружениями.
Все временные здания и сооружения можно разделить на две группы: титульные и нетитульные.
В отличие от общего понятия о временных зданиях и сооружениях, определений титульных и нетитульных объектов в специальной литературе нет.
Перечни титульных и нетитульных объектов приводятся в приложениях 2 и 3 к ГСН 81-05-01-2001, согласно которым:
— титульными являются объекты, необходимые для обеспечения потребностей строительства в целом. К ним относятся, например, временные материально-технические склады на строительной площадке; закрытые (отапливаемые и неотапливаемые) и открытые для хранения материалов, конструкций и оборудования, поступающих для данной стройки; временные производственные мастерские многофункционального назначения (ремонтномеханические, арматурные, столярно-плотничные и др.); временные гаражи; устройство оснований и фундаментов под машины и механизмы и пр.;
— нетитульными объектами являются объекты, возводимые для нужд отдельного объекта на стройплощадке. Например, приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров; складские помещения и навесы при объекте строительства; душевые, помещения для обогрева рабочих; настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики; временные разводки от магистральных и разводящих сетей электроэнергии, воды, пара, газа и воздуха в пределах рабочей зоны и др.
Бухгалтерский учет и налогообложение
Затраты на возведение и последующую ликвидацию титульных временных зданий и сооружений учитываются в стоимости строящегося объекта.
На практике чаще всего стоимость объекта капитального строительства рассчитывается в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1.
Затраты на возведение и ликвидацию титульных временных зданий и сооружений включаются в гл. 8 Сводного сметного расчета. Рекомендуемый перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, которые учтены сметными нормами, приведен в приложении № 7 к Методике.
Строительство титульных времянок и передача их заказчику у подрядчика признается выполнением и реализацией строительно-монтажных работ (СМР). По большому счету подрядчику безразлично, возводит ли он основной объект либо титульное временное здание (сооружение), которое затем будет использоваться при возведении основного объекта.
В любом случае передача результата работ у него будет признаваться реализацией СМР со всеми последствиями – начислением налога на прибыль и НДС.
Затраты на возведение, содержание и последующую разборку нетитульных зданий и сооружений не предусмотрены в Сводном сметном расчете (ССР) и не возмещаются подрядчику, т. е. эти затраты подлежат отнесению на себестоимость СМР, выполняемых подрядчиком.
Примерный перечень затрат на создание, ремонт, содержание и разборку временных (не титульных) сооружений, приспособлений и устройств приведен в приложении № 6 Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81–33.2004), утвержденных постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 6. Данное постановление Минюстом России не зарегистрировано, однако Росстрой в письме от 17.05.2004 № АП-2725/06 считает, что вышеупомянутые Методические указания являются неотъемлемой частью Методики определения стоимости строительной продукции.
Таким образом, одним из основных различий титульных и нетитульных объектов является то, что стоимость затрат на возведение временных титульных зданий и сооружений, включаемая в сметную стоимость строительства основных объектов, указана в проектно-сметной документации.
Стоимость титульных сооружений обозначена в сметной стоимости строительства отдельной строкой. Стоимость нетитульных временных зданий и сооружений также включается в сметную стоимость строительства основных объектов, но в проектно-сметной документации отдельно не выделяется, а предусматривается в составе накладных расходов.
Следовательно, один и тот же объект (временное ограждение, хранилище материалов и пр.), в зависимости от составления ССР, может быть признан как титульным временным сооружением, так и нетитульным.
Нетитульные «времянки» подрядчик возводит для себя, не передавая их как результат выполненных работ заказчику. Он использует их в процессе производства СМР, т. е. для получения дохода в течение довольно длительного периода времени.
Затраты на возведение нетитульных сооружений генеральный подрядчик (равно как и субподрядчик) должен отражать на счете 23 «Вспомогательное производство» записями:
Дебет счета 23 «Вспомогательное производство»,
Кредит счета 10 «Материалы» (25 «Общепроизводственные расходы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др.).
Основанием для этих записей будут служить акты на списание материалов, табели (наряды) по начислению заработной платы и др.
Ввод объекта в эксплуатацию оформляется актом о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения. Оптимальной будет форма № КС-8, утвержденная постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100. Акт составляется в трех экземплярах комиссией, назначенной руководителем организации. Первый экземпляр остается у руководителя подразделения, построившего временное сооружение, и служит основанием для списания потраченных на это материалов и начисления заработной платы. Второй предназначен для руководителя подразделения, которому передается это сооружение для последующей эксплуатации. Третий передается в бухгалтерию.
Кроме фактической стоимости объекта, которая указывается на основании данных учета, в акте должна быть указана предполагаемая (ожидаемая) стоимость материалов, подлежащих возврату, предполагаемая сумма затрат на демонтаж «времянки», т. е. ожидаемые расходы по разборке и перечислены все подлежащие возврату материалы.
На основании оформленного акта бухгалтерия принимает к учету возведенное временное сооружение, желательно с присвоением ему инвентарного номера и ставит его в подотчет соответствующему материально ответственному лицу.
После завершения строительства временного сооружения оно, в зависимости от стоимости и срока полезного использования, подлежит зачислению в состав основных средств либо принимается к учету как хозяйственный инвентарь.
Если величина затрат на возведение временного сооружения меньше 40 000 руб., то оно независимо от установленного срока использования признается хозяйственным инвентарем, как в регистрах бухгалтерского учета (п. 5 ПБУ 6/01), так и для целей налогообложения прибыли (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Стоимость его подлежит списанию на себестоимость выполняемых работ на дату ввода в эксплуатацию.
Принятие его к учету отражается бухгалтерскими записями:
Дебет счета 10 «Материалы», субсчет «Хозяйственный производственный инвентарь», Кредит счета 23 «Вспомогательное производство»;
Дебет счета 20 «Основное производство» (25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»), Кредит счета 10 «Материалы».
Следует отметить, что списывается не само временное сооружение, а только его стоимость.
Сооружение должно остаться под отчетом материально ответственного лица, его принявшего, затраты на его эксплуатацию также подлежат включению в себестоимость СМР. После ликвидации оставшиеся материалы приходуются по цене их возможного использования.
Если затраты на возведение временного здания, сооружения больше 40 000 руб., то необходимо принять во внимание планируемый срок использования.
Согласно нормам подп. «б» п. 4 ПБУ 6/01 для признания эксплуатируемого в производственных целях актива основным средством срок полезного использования его должен превышать 12 месяцев либо быть больше длительности операционного цикла, превышающего 12 месяцев.
В данном случае операционным циклом можно признать срок возведения тех объектов капитального строительства – отдельно стоящих объектов недвижимости, под которые и сооружалось данное временное сооружение. Если это сооружение ликвидируется после окончания либо во время строительства конкретного объекта: временная линия электропередачи, ограждение, подмостки и т. п., то срок его полезного использования в регистрах бухгалтерского учета нельзя признать более длительным, чем продолжительность операционного цикла.
Если же данное сооружение используется при возведении нескольких объектов (приобъектная контора, складское помещение и пр.), то срок полезного использования превышает операционный цикл.
Следовательно, наличествуют все условия для признания его объектом основных средств.
Для целей налогообложения прибыли все несколько иначе. В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев, а про операционный цикл налоговое законодательство ничего не упоминает. Следовательно, при возведении временного сооружения на срок более 12 месяцев независимо от срока строительства самого объекта для целей налогообложения прибыли временное сооружение следует признать амортизируемым имуществом.
В письме от 13.01.2012 № 03-03-06/1/12 Минфин России выразил мнение, что вне зависимости от продолжительности строительства срок службы временных зданий и сооружений для целей налогообложения прибыли следует определять исходя из требований Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Например, склад для временного хранения материалов на строительной площадке возводится на 3 года.
При ликвидации таких сооружений сумма недоначисленной в регистрах налогового учета амортизации должна быть признана внереализационными расходами подрядчика. Однако этот вывод можно оспорить.
Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Классификация определяет срок полезного использования (распределяет по десяти амортизационным группам) объектов основных средств, которые и после истечения в них надобности могут быть переданы другому лицу для использования в том же качестве – эксплуатации в течение длительного срока времени, т. е. и дальше будут использоваться как объекты основных средств.
Временное здание (сооружение) изначально возводится на определенный проектом строительства срок и после завершения стройки подлежит ликвидации.
Генеральный подрядчик не имеет даже теоретической возможности продать его как пригодный к эксплуатации объект. Прав на земельный участок (строительную площадку) генподрядчик не имеет (они у застройщика), следовательно, и распоряжаться построенными на этом участке объектами прав у него тоже нет. Продать (внести в уставный капитал, подарить) подрядчик имеет возможность только оставшиеся после демонтажа временного здания (сооружения) материалы, поскольку они остаются в его распоряжении.
Таким образом, на нетитульные временные здания и сооружения требования Классификации распространяться не должны, поскольку проектом организации строительства им установлен срок службы, равный продолжительности строительства. После истечения этого срока такие здания и сооружения в безусловном порядке прекращают свое существование.
Если временное здание (сооружение) признается основным средством, то принятие его к учету отражается следующими записями:
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», Кредит счета 23 «Вспомогательное производство»;
Дебет счета 01 «Основные средства», Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Отметим, что движимые основные средства, принятые к учету после 1 января 2013 г., не включаются в базу по налогу на имущество в соответствии с нормами подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ.
Временные здания и сооружения по большей части невозможно переместить на другое место без нанесения им несоразмерного ущерба. Значит, их следует признать недвижимым имуществом (п. 1 ст. 130 ГК РФ).
Из норм п. 1 ст. 131 ГК РФ следует, что возникновение права собственности на объекты недвижимости, передача этого права, равно как и ликвидация недвижимости в обязательном порядке должна быть зарегистрирована в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако на временные здания и сооружения обязательность регистрации возникновения и прекращения прав не распространяется, т. к. они вводятся в эксплуатацию решением подрядчика (п. 6.6.4 Свода правил СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2010 № 781). Ввод в эксплуатацию оформляется актом или записью в журнале работ.
Ликвидация временных зданий и сооружений после истечения срока их надобности оформляется актом подрядчика (например, по форме № КС-9).
Следовательно, временные здания и сооружения объектами недвижимости можно и не признавать, что в отдельных случаях подтверждает и финансовое ведомство (письма Минфина России от 27.03.2013 № 03-05-05-01/9648, 22.05.2013 № 03-05-05-01/18212).
Таким образом, временные здания и сооружения, принятые у подрядчика к учету в качестве объектов основных средств после 1 января 2013 г., на наш взгляд, не подлежат включению в базу при исчислении налога на имущество.
Итак, возможны следующие варианты:
— при сроке полезного использования временных сооружений меньше 12 месяцев они принимаются к учету как хозяйственный инвентарь и в регистрах бухгалтерского учета, и для целей налогообложения прибыли;
— если временные сооружения построены под конкретный объект, строящийся более года, то в регистрах бухгалтерского учета они отражаются как инвентарь, для целей налогообложения прибыли – как амортизируемое имущество;
— при сооружении «времянок», предназначенных для использования на нескольких объектах на срок более 12 месяцев, их следует признать основными средствами, как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения прибыли.
Демонтаж временного сооружения признается затратами подрядчика, связанными с выполнением и реализацией СМР, т. е. списывается на расходы, как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения прибыли.
Учет затрат на разборку временного нетитульного сооружения следует оформить первичным учетным документом. Образцом может служить акт о разборке временных (нетитульных) сооружений (ф. № КС-9).
Акт оформляет назначенная приказом руководителя организации комиссия в двух или при необходимости в большем количестве экземплярах. Один экземпляр остается у материально-ответственного лица, эксплуатировавшего ранее данное сооружение, и служит основанием для списания его с подотчета. Если демонтаж «времянки» осуществляли работники этого же подразделения, то акт будет служить основанием для начисления им заработной платы. Второй экземпляр сдается в бухгалтерию и служит основанием для оприходования пригодных к использованию материалов.
В акте по форме № КС-9 должно быть отмечено количество и процент годности фактически полученных от разборки «времянки» материалов (графы 7 и 8), а также предполагаемый возврат материалов при ее возведении (графы 5 и 6), который указывается на основании данных граф 5 и 6 Акта КС-8. В случае расхождений количества полученных от разборки материалов с количеством предполагаемого возврата лицо, ответственное за возврат, объясняет причину расхождения.
Стоимость материалов, как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения прибыли, признается равной цене их возможного использования. Производится учетная запись:
Дебет счета 10 «Материалы», Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».
Учет сооружений из блок-модулей
В настоящее время возникает много вопросов, касающихся учета «времянок», собираемых из блокмодулей, блок-контейнеров отечественного либо импортного производства.
Такой блок-модуль представляет собой сборную конструкцию на основе металлического каркаса, который может быть оборудован под жилое помещение для проживания рабочих, и как контора, пост охраны и пр. Стоимость модуля колеблется от 60 000 до 200 000 руб., срок полезного использования по техническим документам производителей – до 15 лет. В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, передвижные здания относятся к пятой амортизационной группе (со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Несколько блок-модулей (от 2 до 16) легко монтируются в единое одно-или двухэтажное здание, которое может использоваться как общежитие или, например, для управленческих нужд. После разборки такого временного здания каждый из блок-модулей может быть вновь использован самостоятельно, смонтирован в новое здание (на другой площадке) или помещен на склад.
При приобретении партии модулей организация не может окончательно и однозначно знать, как она их будет использовать – поштучно или смонтирует из них общежитие, контору либо столовую. Поэтому каждый модуль целесообразно принять к учету как самостоятельный объект основных средств с отдельным инвентарным номером и с установлением ему срока полезного использования согласно Классификации, например 8 лет. Ведь независимо от срока эксплуатации на конкретной стройплощадке (2, 3 или более года), в отличие от возводимых только на период стройки «времянок», блок-модуль и дальше может использоваться в производственной деятельности подрядчика, т. е. по-прежнему останется объектом основных средств.
При установке на стройплощадке одного блок-модуля в регистрах бухгалтерского учета следует отразить перемещение объекта основных средств от одного материально ответственного лица (склада) другому (начальнику участка, мастеру, прорабу и т. д.).
При монтаже (на бетонной или песчано-гравийной подушке и под общей крышей) из нескольких модулей общежития, столовой или склада создается на срок строительства новый объект основных средств, срок службы которого, вероятнее всего, меньше, чем установлен для его составляющих.
Таким образом, в этой ситуации следует принять во внимание, что если несколько частей объекта имеют разные сроки полезного использования, то каждая такая часть должна быть принята к учету как отдельный инвентарный объект, как того требует п. 6 ПБУ 6/01.
Например, при монтаже общежития для рабочих из шести модулей на едином фундаменте и под общей крышей в учете следует отразить кроме имеющихся в наличии 6 объектов основных средств (блок-модулей) возникновение еще двух объектов (двух инвентарных номеров) – фундамента (со стоимостью, равной фактическим затратам на его возведение и сроком полезного использования, равным планируемому сроку службы общежития) и крыши (со своей первоначальной стоимостью и тем же сроком полезного использования.
Если затраты на устройство основания (или крыши) будут меньше 40 000 руб., то их можно принять к учету как хозяйственный инвентарь и сразу списать стоимость на расходы.
Демонтаж общежития после того, как оно станет ненужным, в регистрах бухгалтерского учета будет отражен записями по дебету счета 23 и кредиту счетов 70 и 69, а затем – по дебету счета 26 (25) и кредиту счета 23.
Учет затрат на временный забор при проведении ремонтно-строительных работ
Добрый день, коллеги! Помогите пожалуйста разобраться.ПОС на кр ж/б забора предусмотрен временный забор для ограждения места производства работ. Для учета данных затрат применена расценка 46-05-001-03. Заказчик исключает расценку из сметы ссылаясь, что данные затраты учтены в нормах НР ( п.13 б.). Правильно ли трактуется методика, то есть при проведении ремонтно-строительных работ временный забор (ограждение) отдельно не расценивается. Правомерно ли в данном случае применять расценку 46-05-001-03.
Проживает: Омск Сообщений: 2542 Регистрация: 14.07.2020
10.08.2021 10:28:38
Цитата |
---|
Олег пишет: Добрый день, коллеги! Помогите пожалуйста разобраться.ПОС на кр ж/б забора предусмотрен временный забор для ограждения места производства работ. Для учета данных затрат применена расценка 46-05-001-03. Заказчик исключает расценку из сметы ссылаясь, что данные затраты учтены в нормах НР ( п.13 б.). Правильно ли трактуется методика, то есть при проведении ремонтно-строительных работ временный забор (ограждение) отдельно не расценивается. Правомерно ли в данном случае применять расценку 46-05-001-03. |
Нет. Ваш заказчик, как ему хочется, трактует этот пункт (13б пр. 812). В абзаце 6 п. 13б в скобках (за исключением учтенных нормативами ВЗиС). Пункт 16у методика ВЗиС: «у) заборы и специальные защитные ограждения территории строительства на период строительства с оформлением
информационных щитов;(пр. 332пр от 19.06.2020). Не понятно, конечно, как у вас забор устроен. 46-05-001-03 «можно учесть только «полотно» забора». Надо ли ее применять в данном случае для устройства ограждения, хоть оно и временное на период строительства. Нормальный забор «стройте» с калиткой, воротами, временным освещением и прочее.
«Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.» William Sydney Porter
Сообщений: 37 Регистрация: 09.08.2021
10.08.2021 13:51:36
Спасибо, Николай! Все предельно ясно, будем переубеждать нашего заказчика.
Проживает: Ростов Великий Сообщений: 2949 Регистрация: 24.10.2017
10.08.2021 16:32:50
В сборнике 7 учтены сопутствующие работы:
установка, перестановка и уборка (снятие) подмостей, люлек, лестниц, кондукторов и монтажных приспособлений;
транспортирование бетона, раствора и других материалов к месту укладки;
устройство постели из раствора или бетона;
срезка и загибание петель;
очистка устанавливаемых конструкций, мест установки и сопряжений;
устройство ограждений и других средств защиты, предусматриваемых правилами техники безопасности производства работ;
другие вспомогательные работы, необходимые при производстве работ.
Перечисленные работы не приводятся в «составе работ» к таблицам расценок.
Методика 812 пр:
13.Расходы на организацию работ на строительных площадках включают следующие затраты:
б)износ и расходы, связанные с возведением, сборкой, ремонтом, содержанием и эксплуатацией, перемещением и разборкой временных (нетитульных) зданий и сооружений, приспособлений и устройств, к которым относятся:
настилы, стремянки, площадки, вышки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания;
сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности;
мобильные пункты (посты) мойки и очистки колес транспортных средств;
леса и подмости, не предусмотренные сметными нормами, подвесные люльки, заборы и ограждения (за исключением учтенных нормативами ВЗиС) , необходимые для производства работ, предохранительные козырьки, противопогодные укрытия, сварочные палатки, укрытия при производстве буровзрывных работ;
Методика определения затрат на строительство , включаемых в сводный сметный расчет
стоимости строительства объектов капитального строительства
6. Затраты на возведение, разборку, демонтаж, амортизацию, текущий ремонт, эксплуатацию, содержание и перемещение нетитульных временных зданий и сооружений учитываются нормативами накладных расходов по видам работ в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в
Олег, таким образом нужно определиться титульные или нетитульные ВЗиС у Вас.
Сооруженное подрядной организацией временное ограждение строительной площадки, состоящее из стоек из бруса, обрезных досок и профлиста следует относить к титульным временным зданиям и сооружениями согласно пункту 23 приложения 2 к «Сборнику сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений » ГСН 81-05-01-2001 . Затраты на строительство титульных временных зданий и сооружений определяются по нормам ГСН 81-05-01-2001 или по расчету, основанному на данных ПОС.