8.2. Коммутационная аппаратура
В систему электрооборудования транспортных средств, помимо источников электроэнергии и потребителей, входит также установочная и коммутационная аппаратура. Указанные изделия могут быть разбиты на три группы: выключатели и переключатели; электромагнитные реле и контакторы; разъемы и соединительные панели.
Основным узлом коммутационных устройств является контактная часть, имеющая в конструкции изделий первой группы механический (ручной, пневматический) привод, и в конструкции изделий второй группы — электромагнитный привод. По схеме коммутации выключатели и переключатели отличаются числом коммутационных цепей, позиций и выводов. Кроме того, они отличаются по токовой нагрузке и исполнению привода (клавишные, кнопочные, повторные, вытяжные и т. д.).
Основными параметрами выключателей и переключателей являются номинальное напряжение, номинальный ток, схема коммутации, падение напряжения на контактах, ресурс по числу циклов включения-отключения.
По функциональному назначению можно выделить: главный выключатель (выключатель зажигания, приборов и стартера); центральный переключатель света; многофункциональный подрулевой переключатель; переключатель системы стеклоочистки; переключатель отопления; переключатель указателей поворота; выключатель стоп-сигнала; выключатель аварийной световой сигнализации; выключатель различных управляющих и исполнительных устройств. Выключатели отопителей, стеклоочистителей, плафонов освещения и других приборов выполняются в виде тумблеров, клавишных выключателей (ВАЗ) и, как более надежные, кнопочного типа.
В схемах электрооборудования автомобилей все большее распространение получают реле. Они применяются для включения стартера, сигналов дальнего и ближнего света фар, электровентилятора в системе охлаждения двигателя, обогрева заднего стекла, отопителя, фароочистителей, отключения обмотки возбуждения генератора. Реле-прерыватели применяются в схемах контрольной лампы ручного тормоза, стеклоочистителя и т. д. Электромагнитные реле подразделяются на три группы по конструктивному исполнению: обычные; малогабаритные; специальные. Внутри каждой из этих групп реле подразделяются по напряжению — на 12 и 24 В с разными обмоточными характеристиками.
По схеме коммутации реле подразделяются на замыкающие, размыкающие и переключающие. Кроме того, реле обычного типа отличаются режимом работы: продолжительный и кратковременный режим.
Срок службы реле в зависимости от напряжения составляет от 25 тыс. до 200 тыс. включений и от 100 тыс. до 300 тыс. км пробега автомобиля. Для удобства монтажа и смены на современных автомобилях реле имеют штекерные выводы и устанавливаются в едином блоке вместе с предохранителями (ВАЗ-2105, ВАЗ-2108, МАЗ-64227).
В сильноточных цепях с токами свыше 50 А необходимо использовать контакторы, которые выпускаются трех типов: на 12 В и на 24 В с замыкающими контактами и на 24 В с переключающими контактами.
Разъемы и соединительные панели служат для обеспечения монтажа жгутов и приборов электрооборудования, соединения тягача с прицепом, подключения внешнего питания, переносной лампы и т. д.
3.3. Коммутационная аппаратура
Коммутационная аппаратура служит для управления агрегатами электрооборудования. В зависимости от способа управления она подразделяется на аппаратуру прямого, дистанционного, автоматического и программного управления.
Аппаратура прямого (ручного) управления применяется для коммутации цепей агрегатов, потребляемый ток в которых не превышает 35А. К этой группе аппаратуры относятся выключатели (смотреть статью под номером 3.4, а), переключатели (смотреть статью под номером 3.4, 6) и кнопки.
По конструктивному исполнению они подразделяются на одно, двух и трехполюсные, т.е. коммутирующие одновременно одну, две или три цепи и однополюсные многопозиционные.
По принципу работы выключатели и переключатели делятся на перекидные и нажимные. Перекидные выключатели и переключатели имеют фиксированные положения контактов 5 и рукоятки управления 1. Возврат их из фиксированного положения в исходное требует приложения обратного усилия. В нажимных выключателях и переключателях этот процесс обеспечивается кинематической схемой самовозврата после отпускания рукоятки оператором.
Недостатком аппаратуры прямого управления является возможность возникновения тянущейся дуги между контактами изза малой скорости их разъединения в момент выключения. В результате происходит процесс эрозии поверхностей контактных пар, что приводит к преждевременному выходу аппаратуры из строя и отказам в работе. Аппаратура дистанционного управления в значительной степени лишена этих недостатков. Она представляет собой электромагнитные коммутационные устройства, состоящие из контактной группы, электромагнита и рычажнопружинного механизма, который обеспечивает передачу движения якоря электромагнита к подвижному узлу контактной группы.
В зависимости от токовой нагрузки в цепи они подразделяются на реле и контакторы. Реле применяются для коммутации цепей с нагрузкой не выше 10 А, контакторы —для цепей с нагрузкой до 600 А. Управляющие обмотки реле и контакторов питаются от сети постоянного тока или через встроенный полупроводниковый выпрямитель при использовании сети переменного тока.
На самолетах применяются контакторы серии К, КМ (малогабаритные) и унифицированные коммутационные электромагнитные аппараты.
Условное обозначение унифицированных коммутационных аппаратов отражает их назначение и конструкцию. Так, первая буква обозначения указывает максимальное рабочее напряжение, на которое рассчитана обмотка ( Т—тридцать, С — сто, Д •—двести вольт), вторая буква указывает назначение аппарата (Д—детекторное реле, К — контактор, Н — реле напряжения, П — для сети переменного тока, Т — токовое реле). Третья буква Е, Д, С или Т означает единицы, десятки, сотни или тысячи ампер коммутируемого тока, число которых указывает цифра, стоящая на четвертом месте. Последующий пятый знак указывает число коммутируемых цепей, шестой — характеризует кинематику аппарата: О — выключатель с открытыми контактами, П — переключатель. Седьмой знак отражает режим работы: Д — длительный, К — кратковременный, И — импульсный. Восьмой знак указывает особенности конструкции: Т — теплостойкий; Г — герметичный, Д — всеклиматический.
Если в шифре аппарата имеется девятый знак, то восьмой знак определяет допустимую температуру окружающей среды: О . 60° С, 1 . +100° С, 2 . +200° С.
Поясним расшифровку унифицированного коммутационного аппарата на примере: которые с помощью платы 4 соединены с выводами 5. В результате замыкается управляемая силовая цепь потребителя.
При выключении контактора происходит быстрое размыкание контактов под действием пружины 8, и управляемая цепь обесточивается.
Обычно у контакторов якорь выполняется втяжным, у реле — поворотным.
Аппаратура программного управления осуществляет автоматическое включение, выключение или переключение управляемых цепей в зависимости от положения деталей управляемых агрегатов или по заданной программе. Для этой цели применяются концевые выключатели (смотреть статью под номером 3.6) и микровыключатели (смотреть статью под номером 3.7). Они монтируются в конструкциях механизмов и агрегатов самолета, а управляются механическим воздействием деталей этих механизмов на командный элемент.
На смотреть статью под номером 3.5 показана конструкция контактора. В момент включения выключателя управляющей цепи небольшой по величине ток проходит через зажимы выводов 1 по обмотке 7 электромагнита. Под действием образовавшегося магнитного поля сердечник 6 подвижного контакта 2 перемещается с большей скоростью вниз и практически мгновенно замыкает неподвижные контакты 3,
6.6. Коммутационная аппаратура
Коммутационную аппаратуру по назначению можно разделить на три группы:
- Аппаратура для ручного включения, выключения и переключения электрических цепей (выключатели, переключатели, кнопки). Эта аппаратура приводится в действие непосредственно тем или иным членом экипажа и размещается на распределительных щитах, панелях и пультах.
2. Концевые выключатели и переключатели. Эти устройства устанавливаются на элементах конструкции самолёта, электрифицированных агрегатах или механизмах таким образом, чтобы в определенном положении механизма соответствующая его часть (деталь) воздействовала на выключатель.
Концевые выключатели обычно применяются для замыкания или размыкания цепей сигнализации, для остановки электромеханизмов в крайних положениях, для соблюдения определенной последовательности работы отдельных элементов сложной системы и т.д.
3. Устройства для дистанционного и автоматического включения, выключения и переключения электрических цепей. К ним относятся реле и контакторы разных типов (электромагнитные, гидравлические, пневматические, центробежные и др.), которые приводятся в действие или при помощи коммутационной аппаратуры первой и второй группы, или вследствие изменения в определенных пределах того или иного физического параметра (напряжения, тока, давления, скорости вращения и т. д.).
6.6.1. Коммутационная аппаратура для ручного управления электрическими цепями
Кнопки. Кнопками называются коммутационные аппараты нажимного действия, которые применяются для кратковременного замыкания или размыкания электрических цепей. Обычно при помощи кнопок производится управление цепями небольшой мощности (цепи сигнализации; цепи управления электромагнитными устройствами и т. п. При нажатии на головку кнопки сжимается возвратная пружина и происходит замыкание или размыкание контактов. При отпускании кнопки возвратная пружина возвращает головку кнопки и её контакты в исходное положение. Контакты кнопки рассчитаны на ток до 20 А при кратковременном включении.
Выключатели и переключатели служат для замыкания или размыкания электрических цепей на длительное время. По своему конструктивному выполнению выключатели и переключатели бывают трех типов:
—перекидные,
—поворотные;
По числу коммутируемых цепей различают однополюсные, двухполюсные, трехполюсные выключатели и переключатели.
Выключатель (однополюсный) имеет один подвижный и один неподвижный контакт, которые могут находиться в замкнутом или разомкнутом положении. Соответственно замыкание электрической цепи происходит только в одном положении.
Переключатель имеет несколько неподвижных контактов, с каждым, из которых поочередно может замыкаться один подвижный контакт.
У перекидных выключателей и переключателей контакты и ручка имеют два фиксированных крайних положения, причем для переключения из одного положения в другое и обратно к ручке необходимо всякий раз прикладывать перекидывающее усилие.
Нажимные выключатели и переключатели, при полном внешнем сходстве с перекидными, отличаются от них тем, что они замыкают цепь только при нажатой рукоятке переключателя. После прекращения нажатия ручка и контакты возвращаются в исходное нейтральное положение. Самовозврат ручки из крайних положений обеспечивается соответствующими профилями подвижных контактов.
Двухполюсные и трехполюсные перекидные и нажимные выключатели и переключатели по принципу действия аналогичны рассмотренным выше однополюсным выключателям и переключателям.
Кнопочные выключатели и переключатели используются на самолётах последнего поколения ввиду большей наглядности представления информации о работе включаемого устройства, а также благодаря меньшим габаритам. В кнопочном переключателе предусмотрены одно или два сигнальных поля. Например в кнопочном переключателе генератора предусмотрен сигнализатор белого цвета «ОТКЛ». Который горит, когда переключатель, а следовательно и генератор, выключен. При отказе генератора в переключателе загорается сигнализатор жёлтого цвета «Г…» с номером отказавшего генератора.
Концевые выключатели и переключатели
Концевые выключатели, как и кнопки, являются коммутационными аппаратами нажимного действия. Однако нажатие на шток выключателя осуществляется не вручную, а какой-либо частью или деталью электрифицированного агрегата или механизма. Несмотря на свое название «концевые», они часто используются для цепей блокировки (например, предотвращение уборки шасси до отрыва самолета от земли), для цепей автоматического управления (в программных устройствах с кулачковыми шайбами) и т. д.
Существуют два типа концевых выключателей и переключателей – соответственно с большим и с малым ходом штока.
Концевые выключатели с большим ходом штока удобны тем, что они обеспечивают большой диапазон регулировок непосредственно на самолёте и поэтому широко используются. При нажатии на шток такого концевого выключателя нажимающий элемент конструкции самолёта преодолевает усилие возвратной пружины и, в соответствии с регулировкой, в заданной точке штока замыкает или размыкает контакты.
Ко второму типу концевых выключателей относятся малогабаритные концевые выключатели с ходом штока (0,5—1 мм), в которых применяются плоские пружины специальной формы. Эти пружины одновременно используются в качестве токоведущих элементов и поэтому выполняются из бериллиевой бронзы. Масса малогабаритных КВ составляет 8 г. Расчётный ток до 10 А при напряжении 30 В.
Поворотные переключатели и выключатели обеспечивают включение и отключение электрических цепей при повороте ручки управления на определённый угол. Они используются, как правило, в маломощных цепях электроизмерительных приборов, для управления и контроля приборного и радио оборудования и т.д.
Для чего нужны и какие бывают силовые коммутационные аппараты
Коммутационный аппарат выполняет основную функцию управления электрической цепью: включать и отключать. К этой разновидности аппаратов относятся: рубильники, выключатели, разъединители.
Выключатели предназначены включать и отключать электрические цепи «под током», т. е. во время протекания по цепи электрического тока.
Все электрические аппараты, имеющие подвижные части, могут быть разделены на автоматические и неавтоматические. Автоматические — это аппараты, приходящие в действие от заданного режима цепи, или машины, а неавтоматические, действие которых зависит только от воли оператора.
Автоматические выключатели бывают низковольтными (выпускаются на напряжение до 1000 В) и высоковольтными (на напряжение выше 1000 В).
Самый простой неавтоматический выключатель низкого напряжения — рубильник, состоящий в основном из подвижного ножа, неподвижного контакта и ручки.
Оператор рукой включает или отключает рубильник путем поворота ножа в вертикальное или горизонтальное положение. Контакты рубильника расположены просто в воздухе.
Простой однополюсный рублильник
Рублильник на 700 А на исторической гидроэлектростанции в Германии
Рублильники с предохранителями в закрытом распределительном устройстве в Китае
По мере роста рабочего напряжения и мощностей подобный аппарат уже не мог удовлетворить потребностям эксплуатации и постепенно появляются все более и более совершенные типы выключателей.
В электроустановках на напряжение до 1000 В наиболее широкое применение нашли воздушные автоматические выключатели различных конструкций.
Низковольтный автоматический выключатель Siemens на ток 16А
Низковольтный автоматический выключатель Schneider Electric на 125 А
Отчественные автоматические выключатели в электрощитовой (между ними разница в 30 лет)
При отключении цепи под током между расходящимися контактами выключателя появляется электрическая дуга которую необходимо погасить. Для лучшего гашения дуги в автоматах применяются специальные устройства, улучшающие процесс гашения дуги, так называемые дугогасящие камеры различного исполнения.
Электрощит закрытого контрольно-распределительного устройства
Для цепей высокого напряжения простой воздушный выключатель уже не мог удовлетворить требованиям эксплуатации. Первое, что было сделано в направлении усовершенствования конструкции выключателя, — опустили контакты в трансформаторное масло, в результате чего получился так называемый, масляный выключатель. В настоящее время масляный выключатель уже представляет очень сложное устройство, использующее для своей работы многие достижения науки и техники.
Выскоковольтный масляный выключатель на траснформаторной подстанции
Работа масляного выключателя при отключении сводится к следующему: от действия высокой температуры дуги масло разлагается на газы, основной составляющей которых является водород. Дуга, таким образом, горит в среде газа, который находится в динамическом состоянии, в нем происходит бурное перемешивание ионизированных и неионизированных частиц, холодных и горячих частиц газа и в един из моментов прохода тока через нуль, вследствие периодичности, дуга гаснет.
Образование газа происходит очень бурно, в выключателе создается значительное давление, и если выключатель сконструирован неправильно, он может взорваться.
В масляных выключателях, имеющих дугогасящие камеры, гашение дуги происходит более безболезненно и быстро. Здесь энергия дуги используется для создания давления, которое сильно увеличивает движение газа около дуги и тем самым способствует гашению дуги.
Конструкций камер много и принципы их действия довольно различны, но все они служат, главным образом, для одной из двух целей:
- или создают движение масла и газа относительно дуги;
- или дугу двигают относительно масла и стенок специальных камер.
Для подобных выключателей привод уже не составляет одно конструктивное целое с выключателем: в подавляющем большинстве случаев привод конструктивно выполняется отдельно от выключателя и связывается с последним с помощью специальных механизмов.
Существует также очень много других типов высоковольтных выключателей, давно вытесняющих многообъемные масляные выключатели. Это, например, малообъемные масляные выключатели, в которых применены фарфоровые баки, и потому не требуется специальной изоляции контактных частей от бака и количество масла в них значительно меньше.
Масляный колонковый выключатель на напряжение 10 кв
Затем следует упомянуть о «выключателях с сжатый воздухом», в которых гашение дуги производится струей сжатою воздуха. Эти выключатели имеют целый ряд преимуществ и все более и более вытесняют масляные выключатели. Привод для них также действует от сжатого воздуха, но управление приводом электрическое.
Воздушный выключатель на напряжение 110 кВ
Применяются также современные вакуумные и элегазовые выключатели.
Конструктивное оформление современных выключателей очень разнообразно, и подробнее о них вы можете прочитать здесь: Сравнительная характеристика масляных, элегазовых и вакуумных высоковольтных выключателей
Разъединители также являются высоковолтным коммутационным аппаратом, но не предназначены для включения и отключения под током (за исключением случая коммутации очень малых токов, специально указанных для каждого типа разъединителя).
Высококвольтный разъединитель, как правило, строится воздушным, т. е. с контактами, находящимися просто в воздухе, так как одно из основных требований к разъединителю: чтобы его контакты были видны непосредственно, дабы безошибочно можно было определить, включен разъединитель или отключен.
В сущности разъединитель — это электрический аппарат, предназначенный соединить (или разъединить) металлически два участка цепи между собой, когда по этим участкам ток протекать не может.
Конструкция разъединителя весьма сходна с конструкцией рубильника, только его размеры соответственно его рабочему высокому напряжению значительно больше и система привода значительно сложнее чем у рубильника.
К силовой коммутационной аппаратуре можно отнести еще ряд аппаратов, производящих операции включения и отключения, например, выключатели нагрузки, отделители и короткозамыкатели, но перечисленные в этой статье аппараты являются самыми яркими представителями коммутационной аппаратуры.
Телеграмм канал для тех, кто каждый день хочет узнавать новое и интересное: Школа для электрика
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети: