По конструктивному исполнению выключатели и переключатели делятся на
Перейти к содержимому

По конструктивному исполнению выключатели и переключатели делятся на

  • автор:

8.2. Коммутационная аппаратура

В систему электрооборудования транспортных средств, помимо источников электроэнергии и потребителей, входит также установоч­ная и коммутационная аппаратура. Указанные изделия могут быть разбиты на три группы: выключатели и переключатели; электромаг­нитные реле и контакторы; разъемы и соединительные панели.

Основным узлом коммутационных устройств является контакт­ная часть, имеющая в конструкции изделий первой группы механи­ческий (ручной, пневматический) привод, и в конструкции изделий второй группы — электромагнитный привод. По схеме коммутации выключатели и переключатели отличаются числом коммутацион­ных цепей, позиций и выводов. Кроме того, они отличаются по то­ковой нагрузке и исполнению привода (клавишные, кнопочные, по­вторные, вытяжные и т. д.).

Основными параметрами выключателей и переключателей яв­ляются номинальное напряжение, номинальный ток, схема коммутации, падение напряжения на контактах, ресурс по числу циклов включения-отключения.

По функциональному назначению можно выделить: главный вы­ключатель (выключатель зажигания, приборов и стартера); цен­тральный переключатель света; многофункциональный подрулевой переключатель; переключатель системы стеклоочистки; переключа­тель отопления; переключатель указателей поворота; выключатель стоп-сигнала; выключатель аварийной световой сигнализации; вы­ключатель различных управляющих и исполнительных устройств. Выключатели отопителей, стеклоочистителей, плафонов освещения и других приборов выполняются в виде тумблеров, клавишных вы­ключателей (ВАЗ) и, как более надежные, кнопочного типа.

В схемах электрооборудования автомобилей все большее рас­пространение получают реле. Они применяются для включения стартера, сигналов дальнего и ближнего света фар, электровенти­лятора в системе охлаждения двигателя, обогрева заднего стекла, отопителя, фароочистителей, отключения обмотки возбуждения генератора. Реле-прерыватели применяются в схемах контрольной лампы ручного тормоза, стеклоочистителя и т. д. Электромагнит­ные реле подразделяются на три группы по конструктивному ис­полнению: обычные; малогабаритные; специальные. Внутри каждой из этих групп реле подразделяются по напряжению — на 12 и 24 В с разными обмоточными характеристиками.

По схеме коммутации реле подразделяются на замыкающие, размыкающие и переключающие. Кроме того, реле обычного типа отличаются режимом работы: продолжительный и кратковремен­ный режим.

Срок службы реле в зависимости от напряжения составляет от 25 тыс. до 200 тыс. включений и от 100 тыс. до 300 тыс. км пробега автомобиля. Для удобства монтажа и смены на современных авто­мобилях реле имеют штекерные выводы и устанавливаются в еди­ном блоке вместе с предохранителями (ВАЗ-2105, ВАЗ-2108, МАЗ-64227).

В сильноточных цепях с токами свыше 50 А необходимо исполь­зовать контакторы, которые выпускаются трех типов: на 12 В и на 24 В с замыкающими контактами и на 24 В с переключающими кон­тактами.

Разъемы и соединительные панели служат для обеспечения монтажа жгутов и приборов электрооборудования, соединения тя­гача с прицепом, подключения внешнего питания, переносной лам­пы и т. д.

3.3. Коммутационная аппаратура

Коммутационная аппаратура служит для управления агрегатами электрооборудования. В зависимости от способа управления она подразделяется на аппаратуру прямого, дистанционного, автоматического и программного управления.

Аппаратура прямого (ручного) управления применяется для коммутации цепей агрегатов, потребляемый ток в которых не превышает 35А. К этой группе аппаратуры относятся выключатели (смотреть статью под номером 3.4, а), переключатели (смотреть статью под номером 3.4, 6) и кнопки.

По конструктивному исполнению они подразделяются на одно, двух и трехполюсные, т.е. коммутирующие одновременно одну, две или три цепи и однополюсные многопозиционные.

По принципу работы выключатели и переключатели делятся на перекидные и нажимные. Перекидные выключатели и переключатели имеют фиксированные положения контактов 5 и рукоятки управления 1. Возврат их из фиксированного положения в исходное требует приложения обратного усилия. В нажимных выключателях и переключателях этот процесс обеспечивается кинематической схемой самовозврата после отпускания рукоятки оператором.

Недостатком аппаратуры прямого управления является возможность возникновения тянущейся дуги между контактами изза малой скорости их разъединения в момент выключения. В результате происходит процесс эрозии поверхностей контактных пар, что приводит к преждевременному выходу аппаратуры из строя и отказам в работе. Аппаратура дистанционного управления в значительной степени лишена этих недостатков. Она представляет собой электромагнитные коммутационные устройства, состоящие из контактной группы, электромагнита и рычажнопружинного механизма, который обеспечивает передачу движения якоря электромагнита к подвижному узлу контактной группы.

В зависимости от токовой нагрузки в цепи они подразделяются на реле и контакторы. Реле применяются для коммутации цепей с нагрузкой не выше 10 А, контакторы —для цепей с нагрузкой до 600 А. Управляющие обмотки реле и контакторов питаются от сети постоянного тока или через встроенный полупроводниковый выпрямитель при использовании сети переменного тока.

На самолетах применяются контакторы серии К, КМ (малогабаритные) и унифицированные коммутационные электромагнитные аппараты.

Условное обозначение унифицированных коммутационных аппаратов отражает их назначение и конструкцию. Так, первая буква обозначения указывает максимальное рабочее напряжение, на которое рассчитана обмотка ( Т—тридцать, С — сто, Д •—двести вольт), вторая буква указывает назначение аппарата (Д—детекторное реле, К — контактор, Н — реле напряжения, П — для сети переменного тока, Т — токовое реле). Третья буква Е, Д, С или Т означает единицы, десятки, сотни или тысячи ампер коммутируемого тока, число которых указывает цифра, стоящая на четвертом месте. Последующий пятый знак указывает число коммутируемых цепей, шестой — характеризует кинематику аппарата: О — выключатель с открытыми контактами, П — переключатель. Седьмой знак отражает режим работы: Д — длительный, К — кратковременный, И — импульсный. Восьмой знак указывает особенности конструкции: Т — теплостойкий; Г — герметичный, Д — всеклиматический.

Если в шифре аппарата имеется девятый знак, то восьмой знак определяет допустимую температуру окружающей среды: О . 60° С, 1 . +100° С, 2 . +200° С.

Поясним расшифровку унифицированного коммутационного аппарата на примере: которые с помощью платы 4 соединены с выводами 5. В результате замыкается управляемая силовая цепь потребителя.

При выключении контактора происходит быстрое размыкание контактов под действием пружины 8, и управляемая цепь обесточивается.

Обычно у контакторов якорь выполняется втяжным, у реле — поворотным.

Аппаратура программного управления осуществляет автоматическое включение, выключение или переключение управляемых цепей в зависимости от положения деталей управляемых агрегатов или по заданной программе. Для этой цели применяются концевые выключатели (смотреть статью под номером 3.6) и микровыключатели (смотреть статью под номером 3.7). Они монтируются в конструкциях механизмов и агрегатов самолета, а управляются механическим воздействием деталей этих механизмов на командный элемент.

На смотреть статью под номером 3.5 показана конструкция контактора. В момент включения выключателя управляющей цепи небольшой по величине ток проходит через зажимы выводов 1 по обмотке 7 электромагнита. Под действием образовавшегося магнитного поля сердечник 6 подвижного контакта 2 перемещается с большей скоростью вниз и практически мгновенно замыкает неподвижные контакты 3,

6.6. Коммутационная аппаратура

Коммутационную аппаратуру по назначению можно разделить на три группы:

  1. Аппаратура для ручного включения, выключения и переклю­чения электри­ческих цепей (выключатели, переключатели, кнопки). Эта аппара­тура приводится в действие непосредственно тем или иным членом экипажа и размеща­ется на распределительных щитах, пане­лях и пультах.

2. Концевые выключатели и переключатели. Эти устройства устанав­ливаются на элементах конструкции самолёта, электрифицированных агре­гатах или меха­низмах таким образом, чтобы в определенном положении ме­ханизма соответст­вующая его часть (деталь) воздействовала на выключа­тель.

Концевые выключатели обычно применяются для замыкания или раз­мыка­ния цепей сигнализации, для остановки электромеханизмов в край­них положе­ниях, для соблюдения определенной последователь­ности работы отдельных эле­ментов сложной системы и т.д.

3. Устройства для дистанционного и автоматического включения, вы­ключения и переключения электрических цепей. К ним относятся реле и контакторы разных типов (электромагнитные, гидравлические, пневматиче­ские, центробежные и др.), которые приводятся в действие или при помощи коммутационной аппаратуры пер­вой и второй группы, или вследствие изме­нения в определенных пределах того или иного физического параметра (напряжения, тока, давления, скорости вра­ще­ния и т. д.).

6.6.1. Коммутационная аппаратура для ручного управле­ния электрическими цепями

Кнопки. Кнопками называются коммутационные аппараты на­жим­ного дей­ствия, которые применяются для кратковременного замы­кания или размыкания электрических цепей. Обычно при помощи кно­пок производится управление цепями небольшой мощности (цепи сиг­нализации; цепи управле­ния электромагнитными устройствами и т. п. При нажатии на головку кнопки сжимает­ся возвратная пру­жина и происходит замыкание или размыкание контактов. При отпускании кнопки возвратная пружина возвращает головку кнопки и её контакты в исходное положе­ние. Контакты кнопки рассчитаны на ток до 20 А при кратковре­менном включении.

Выключатели и переключатели служат для за­мыкания или раз­мыкания электрических цепей на длительное время. По своему конст­руктивному выполнению выключатели и переключате­ли бывают трех типов:

перекидные,

поворотные;

По числу коммутируемых цепей различают однополюсные, двухполюс­ные, трехполюсные выключатели и переключатели.

Выключатель (однополюсный) имеет один подвижный и один не­под­вижный контакт, которые могут находиться в замкнутом или ра­зомкнутом положении. Со­ответственно замыкание электрической цепи происходит только в одном положе­нии.

Переключатель имеет несколько неподвижных контактов, с каждым, из кото­рых поочередно может замыкаться один подвижный контакт.

У перекидных выключателей и переключателей контакты и ручка имеют два фиксированных крайних положения, причем для переключе­ния из одного положе­ния в другое и обратно к ручке необходимо вся­кий раз при­кладывать перекиды­вающее усилие.

Нажимные выключатели и переклю­чатели, при полном внешнем сходстве с перекидными, отличаются от них тем, что они замыкают цепь только при нажатой рукоятке переключателя. По­сле прекращения нажа­тия ручка и кон­такты возвращаются в исходное нейтральное положение. Самовозврат ручки из крайних положений обеспечивается соответствую­щими про­филями подвижных контактов.

Двухполюсные и трехполюсные перекидные и нажимные выключа­тели и пере­ключатели по принципу действия аналогичны рассмотренным выше однополюсным выключателям и переключателям.

Кнопочные выключатели и переключатели используются на самолё­тах по­следнего поколения ввиду большей наглядности представления инфор­мации о работе включаемого устройства, а также благодаря меньшим габари­там. В кнопочном пере­ключателе предусмотрены одно или два сигнальных поля. Например в кнопочном переключателе генератора предусмотрен сигна­лизатор белого цвета «ОТКЛ». Кото­рый горит, когда переключатель, а следо­вательно и генератор, выключен. При отказе генератора в переключателе заго­рается сигнализатор жёлтого цвета «Г…» с номером отказавшего генератора.

Концевые выключатели и переключатели

Концевые выключатели, как и кнопки, являются коммутационными ап­паратами нажимного действия. Однако на­жатие на шток выключателя осу­ществляется не вручную, а какой-либо частью или деталью электрифициро­ванного агрегата или ме­ханизма. Несмотря на свое название «концевые», они часто используются для цепей блоки­ровки (например, предотвращение уборки шасси до отрыва самолета от земли), для цепей автоматического управления (в программных устройствах с ку­лачковыми шайбами) и т. д.

Существуют два типа концевых выключателей и переключателей – соот­ветственно с большим и с малым ходом штока.

Концевые выключатели с большим ходом штока удобны тем, что они обес­печивают большой диапазон регулировок непосредственно на самолёте и по­этому широко используются. При нажатии на шток такого концевого выключателя нажимающий элемент конструкции самолёта преодолевает усилие возвратной пружины и, в соответствии с регулировкой, в заданной точке штока замыкает или размыкает контакты.

Ко второму типу концевых выключателей относятся малогабарит­ные кон­цевые выключатели с ходом штока (0,5—1 мм), в которых применяются плоские пружины специальной формы. Эти пружины одновременно исполь­зуются в каче­стве токоведущих элементов и поэтому выполняются из берил­лиевой бронзы. Масса малогабаритных КВ составляет 8 г. Расчётный ток до 10 А при напряже­нии 30 В.

Поворотные переключатели и выключатели обеспечивают включение и от­ключение электрических цепей при повороте ручки управления на опреде­лённый угол. Они используются, как правило, в маломощных цепях электро­измерительных приборов, для управления и контроля приборного и радио оборудования и т.д.

Для чего нужны и какие бывают силовые коммутационные аппараты

Коммутационный аппарат выполняет основную функцию управления электрической цепью: включать и отключать. К этой разновидности аппаратов относятся: рубильники, выключатели, разъединители.

Выключатели предназначены включать и отключать электрические цепи «под током», т. е. во время протекания по цепи электрического тока.

Все электрические аппараты, имеющие подвижные части, могут быть разделены на автоматические и неавтоматические. Автоматические — это аппараты, приходящие в действие от заданного режима цепи, или машины, а неавтоматические, действие которых зависит только от воли оператора.

Автоматические выключатели бывают низковольтными (выпускаются на напряжение до 1000 В) и высоковольтными (на напряжение выше 1000 В).

Самый простой неавтоматический выключатель низкого напряжения — рубильник, состоящий в основном из подвижного ножа, неподвижного контакта и ручки.

Оператор рукой включает или отключает рубильник путем поворота ножа в вертикальное или горизонтальное положение. Контакты рубильника расположены просто в воздухе.

Рубльник-переключатель

Простой однополюсный рублильник

Старинный рубильник на большой ток в РУ

Рублильник на 700 А на исторической гидроэлектростанции в Германии

Рубильники с предохранителями в КРУ

Рублильники с предохранителями в закрытом распределительном устройстве в Китае

По мере роста рабочего напряжения и мощностей подобный аппарат уже не мог удовлетворить потребностям эксплуатации и постепенно появляются все более и более совершенные типы выключателей.

В электроустановках на напряжение до 1000 В наиболее широкое применение нашли воздушные автоматические выключатели различных конструкций.

Трехполюсный низковольтный автоматический выключатель

Низковольтный автоматический выключатель Siemens на ток 16А

Низковольтный воздушный автоматический выключатель на большой ток

Низковольтный автоматический выключатель Schneider Electric на 125 А

Советские автоматические выключатели

Отчественные автоматические выключатели в электрощитовой (между ними разница в 30 лет)

При отключении цепи под током между расходящимися контактами выключателя появляется электрическая дуга которую необходимо погасить. Для лучшего гашения дуги в автоматах применяются специальные устройства, улучшающие процесс гашения дуги, так называемые дугогасящие камеры различного исполнения.

Контрольно-распределительный пункт, щитовая

Электрощит закрытого контрольно-распределительного устройства

Для цепей высокого напряжения простой воздушный выключатель уже не мог удовлетворить требованиям эксплуатации. Первое, что было сделано в направлении усовершенствования конструкции выключателя, — опустили контакты в трансформаторное масло, в результате чего получился так называемый, масляный выключатель. В настоящее время масляный выключатель уже представляет очень сложное устройство, использующее для своей работы многие достижения науки и техники.

Старинный масляный выключатель

Выскоковольтный масляный выключатель на траснформаторной подстанции

Работа масляного выключателя при отключении сводится к следующему: от действия высокой температуры дуги масло разлагается на газы, основной составляющей которых является водород. Дуга, таким образом, горит в среде газа, который находится в динамическом состоянии, в нем происходит бурное перемешивание ионизированных и неионизированных частиц, холодных и горячих частиц газа и в един из моментов прохода тока через нуль, вследствие периодичности, дуга гаснет.

Образование газа происходит очень бурно, в выключателе создается значительное давление, и если выключатель сконструирован неправильно, он может взорваться.

В масляных выключателях, имеющих дугогасящие камеры, гашение дуги происходит более безболезненно и быстро. Здесь энергия дуги используется для создания давления, которое сильно увеличивает движение газа около дуги и тем самым способствует гашению дуги.

Конструкций камер много и принципы их действия довольно различны, но все они служат, главным образом, для одной из двух целей:

  • или создают движение масла и газа относительно дуги;
  • или дугу двигают относительно масла и стенок специальных камер.

Для подобных выключателей привод уже не составляет одно конструктивное целое с выключателем: в подавляющем большинстве случаев привод конструктивно выполняется отдельно от выключателя и связывается с последним с помощью специальных механизмов.

Существует также очень много других типов высоковольтных выключателей, давно вытесняющих многообъемные масляные выключатели. Это, например, малообъемные масляные выключатели, в которых применены фарфоровые баки, и потому не требуется специальной изоляции контактных частей от бака и количество масла в них значительно меньше.

Малообьемный масляный выключатель ВМП-10

Масляный колонковый выключатель на напряжение 10 кв

Затем следует упомянуть о «выключателях с сжатый воздухом», в которых гашение дуги производится струей сжатою воздуха. Эти выключатели имеют целый ряд преимуществ и все более и более вытесняют масляные выключатели. Привод для них также действует от сжатого воздуха, но управление приводом электрическое.

Высоковольтный воздушный выключатель

Воздушный выключатель на напряжение 110 кВ

Применяются также современные вакуумные и элегазовые выключатели.

Вакуумный выключатель на напряжение 10 кВ

Элегазовый выключатель

Конструктивное оформление современных выключателей очень разнообразно, и подробнее о них вы можете прочитать здесь: Сравнительная характеристика масляных, элегазовых и вакуумных высоковольтных выключателей

Разъединители также являются высоковолтным коммутационным аппаратом, но не предназначены для включения и отключения под током (за исключением случая коммутации очень малых токов, специально указанных для каждого типа разъединителя).

Высококвольтный разъединитель, как правило, строится воздушным, т. е. с контактами, находящимися просто в воздухе, так как одно из основных требований к разъединителю: чтобы его контакты были видны непосредственно, дабы безошибочно можно было определить, включен разъединитель или отключен.

Разъединитель

В сущности разъединитель — это электрический аппарат, предназначенный соединить (или разъединить) металлически два участка цепи между собой, когда по этим участкам ток протекать не может.

Конструкция разъединителя весьма сходна с конструкцией рубильника, только его размеры соответственно его рабочему высокому напряжению значительно больше и система привода значительно сложнее чем у рубильника.

К силовой коммутационной аппаратуре можно отнести еще ряд аппаратов, производящих операции включения и отключения, например, выключатели нагрузки, отделители и короткозамыкатели, но перечисленные в этой статье аппараты являются самыми яркими представителями коммутационной аппаратуры.

Телеграмм канал для тех, кто каждый день хочет узнавать новое и интересное: Школа для электрика

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *