Что выбрать. Серводвигатель или шаговый двигатель
В большинстве случаев применение шагового или серво двигателя продиктовано закономерностями. Например , шаговые двигатели в основном рассчитаны для использования когда необходимо выполнить два требования: высокий крутящий момент на ускорении и/или торможении или пиковый крутящий момент при старте.
В отличии от этого, серводвигатель , как правило, применяются в случае необходимости поддержания конкретной скорости и вращающего момента , удержания момента , и при необходимости полного контроля движением.
В общем, если система требует высокой пропускной способности, высокой скорости и точности коррекции нарушения, с или без жесткой координации между осями, серводвигатели являются лучшим вариантом. Если же задание перемещения (точка-точка) не требует высокой точности поддержания скорости и момента шаговые двигатели являются лучшим вариантом.
Ниже представлена характеристика скорости-момента для серводвигателей и шаговых двигателей одинаковой производительности. Как мы можем видеть, шаговые двигатели выдает больший крутящий момент на низких скоростях, однако серводвигатель поддерживает заданый момент на всем диапазоне скоростей .
Еще одним преимуществом шаговых двигателей можно назвать их простоту в проектировании и эксплуатации, так как они не имею сложных схем и алгоритмов управления обратной связью.
Приводы шаговых двигателей.
Новые методы проектирования улучшили производительность усилителей для шаговых двигателей за счет: встроенной обратной связи, в конце -шаг демпфирования (снижение время установления сигнала при максимальной точности), плавный пуск (для уменьшения рывка при включении питания), анти -резонансных режимов (для оптимизации крутящего момента, стабильности и уменьшения шума — звуковое или иное), ток холостого хода снижен (МКС — снижает нагрев двигателя при остановке) и легко контролировать Режимы работы «полный шаг», «полшага», и «микрошаговый».
Сервосистема на базе серводвигателя
Серводвигатели имеют ряд преимуществ перед шаговыми двигателями. Они могут генерировать высокий крутящий момент во всем диапазоне заявленных скоростей, так же они работают с более высоким диапазоном напряжения. Реакция на изменение момента у них так же гораздо выше. Имеют небольшие габаритные размеры.
Привода (усилители) для серводвигателей.
Настоящей проблемой для разработчиков и наладчиков сервосистем являлась настройка коэффициентов регулирования положения /скорости, соотношение инерции масс, определение параметров двигателя и др. К счастью, большинство современных сервоприводов обладают функциями автонастройки и обеспечивают легкий и быстрый ввод в эксплуатацию. В добавок к этому, имеется комплексное программное обеспечение для настройки и ввода параметров в сервопривод, которое в большинстве случаев распространенно бесплатно и его можно запросто скачать в сети.
Сравнение момента и скорости.
Хотя серводвигатели и предназначены для работы на высоких скоростях , при правильной настройке, они могут отрабатывать режимы до 1 об/мин имея при этом очень хорошие показатели. Что же касается шаговых двигателей, то при применении их в системах со скоростями не превышающих 1000 об/мин было бы наиболее экономически оправданным. Однако, при скоростях свыше 1000об/мин у шаговых двигателей крутящий момент начинает падать.
На низких скоростях >15 об/мин или в режиме удержания момента при нулевой скорости , шаговые двигатели, особенно с большим ротором, могут создать больший крутящий момент , чем серводвигатели того же типоразмера. В отличие от них прямые серводвигатели DDR с высокими разрешающими способностями энкодера имеют ряд преимуществ по точности при работе на скоростях около 1000 об/мин при этом не требуя дополнительных механических устройств таких как редуктор.
Серводвигатели против шаговых двигателей
Шаговый электродвигатель — это синхронный бесщёточный электродвигатель с несколькими обмотками, в котором ток, подаваемый в одну из обмоток статора, вызывает фиксацию ротора. Последовательная активация обмоток двигателя вызывает дискретные угловые перемещения (шаги) ротора.
Шаговые двигатели можно отнести к группе бесколлекторных двигателей постоянного тока. Шаговые двигатели, имеют высокую надежность и большой срок службы, что позволяет использовать их в индустриальных применениях. При увеличении скорости двигателя, уменьшается вращающийся момент.
Шаговые двигатели делают больше вибрации, чем другие типы двигателей, поскольку дискретный шаг имеет тенденцию хватать ротор от одного положения к другому. За счет этого шаговый двигатель во время работы очень шумный. Вибрация может быть очень сильная, что может привести двигатель к потери момента. Это связано с тем, что вал находится в магнитном поле и ведет себя как пружина. Шаговые двигатели работают без обратной связи, то есть не используют Энкодеры или резольверы для определения положения.
Типы:
Существует четыре главных типа шаговых двигателей:
- Шаговые двигателя с постоянным магнитом
- Гибридный шаговые двигателя
- Двигатели с переменным магнитным сопротивлением
- Биполярные и униполярные шаговые двигатели
Преимущества Шагового двигателя:
- Устойчив в работе
- Работает в широком диапазоне фрикционных и инерционных нагрузок и скоростей, скорость пропорциональна частоте входных импульсов.
- Нет необходимости в обратной связи
- Намного дешевле других типов двигателей
- Подшипники — единственный механизм износа, за счет этого долгий срок эксплуатации.
- Превосходный крутящий момент при низких скоростях или нулевых скоростях
- Может работать с большой нагрузкой без использования редукторов
- Двигатель не может быть поврежден механической перегрузкой
- Возможность быстрого старта, остановки, реверсирования
Главным преимуществом шаговых приводов является точность. При подаче потенциалов на обмотки, шаговый двигатель повернется строго на определенный угол. Шаговый привод, можно приравнять к недорогой альтернативе сервоприводу, он наилучшим образом подходит для автоматизации отдельных узлов и систем, где не требуется высокая динамика.
Недостатки шагового двигателя:
- Постоянное потребление энергии, даже при уменьшении нагрузки и без нагрузки
- У шагового двигателя существует резонанс
- Из-за того что нет обратной связи, можно потерять положение движения.
- Падение крутящего момента на высокой скорости
- Низкая ремонтопригодность
Применение.
Шаговые двигателя имеет большую область применения в машиностроении, станках ЧПУ, компьютерной технике, банковских аппаратах, промышленном оборудовании, производственных линиях, медицинском оборудовании и т.д.
Что такое серво двигатель и принцип его работы:
Серводвигателя делятся на категории щеточные (коллекторные) и без щеточные (без коллекторные) . Щеточные (коллекторные) серводвигатели могут быть постоянного тока, без коллекторные серводвигатели могут быть постоянного и переменного тока. Серводвигатели с щетками (коллекторные), имеют один недостаток каждые 5000 часов необходима замена щеток. На серводвигателях всегда есть обратная связь, это может быть энкодер или резольвером. Обратная связь необходима, чтобы достичь необходимой скорости, либо получить нужный угол поворота. В случаях высоких нагрузок и если скорость окажется ниже требуемой величины, ток пойдет на увеличение , пока скорость не достигнет нужной величины, если сигнал скорости покажет, что скорость больше, чем нужно, ток, пойдет на уменьшение. При использовании обратной связи по положению, сигнал о положении можно использовать чтобы остановить двигатель, после того, как ротор двигателя приблизится к нужному угловому положению.
АС серводвигатель — двигатель переменного тока. В ценообразовании двигатель переменного тока дешевле двигателя постоянного тока. По принципу работы эти двигатели разделяются на синхронные и асинхронные двигатели и коллекторные.
В синхронных двигателях переменного тока ротор и магнитное поле вращается синхронно с одинаковой скоростью и в одном направлении с статором, а в асинхронных двигателях переменного тока ротор вращается несинхронно по отношению с магнитным полем. В асинхронном двигателе из-за отсутствия коллектора (щетки) регулировка оборотов происходит за счет изменения частоты и напряжения.
DC серводвигатель — двигатель постоянного тока.
Серводвигатели постоянного тока из за своих динамических качеств могут быть использованы приводом непрерывного действия. Серводвигатели постоянного тока могут постоянно работать в режимах старт, остановка и работать в обоих направлениях вращения. Обороты и развиваемый крутящий момент можно изменять путем изменения величины напряжения тока питания или импульсами.
Преимущества серводвигателей:
- При малых размерах двигателя можно получить высокую мощность
- Большой диапазон мощностей
- Отслеживается положение, за счет использования обратной связи
- Высокий крутящий момент по отношении к инерции
- Возможность быстрого разгона и торможения
- При высокой скорости, высокий крутящий момент
- Допустимый предел шума при высоких скоростях
- Полное отсутствия резонанса и вибрации
- Точность позиционирования
- Широкий диапазон регулирования скорости.
- Точность поддержания скорости и стабильность вращающего момента.
- Высокий статический момент Мо при нулевой скорости вращения.
- Высокая перегрузочная способность: Mmax до 3.5Mo, Imax до 4Io
- Малое время разгона и торможения, высокое ускорение (обычно > 5 м/с 2 ).
- Малый момент инерции двигателя, низкий вес, компактные размеры.
Пример работы двигателя:
На данном примере я перескажу вам принцип работы серводвигателя. После того, как вы сгенерировали управляющую программу, она создается в системе G-кодов, то есть ваша линия, окружность или любой созданный вами объект конвертируется в перемещение по координатам X,Y, Z на определённое расстояние. За расстояние отвечают импульсы, которые подаются через блок управления на двигатель. При перемещении любой из осей, например на 100 мм, драйвер (блок управления) подает определённое напряжение на двигатель, вал двигателя (ротор). Вал двигателя соединен с ходовым винтом (ШВП), вращение оборотов двигателя отслеживается энкодер. При вращении ходового винта по любой из осей, потому что при использовании серво, энкодеры (обратная связь) устанавливаются на тех осях, где вы хотите определить положение, на энкодер подаются импульсы, которые считываются системой управления ЧПУ. Системы ЧПУ программируются так, что ни понимают что, например, для перемещения на 100 мм необходимо получить определенное количество импульсов. Пока система ЧПУ не получит нужное количество импульсов на вход драйвера (блока управления) будет подаваться напряжение задания (рассогласование). Когда портал станка проедет заданные 100 мм, система ЧПУ получит нужное количество импульсов и напряжение на входе драйвера упадет до 0 и двигатель остановится. Прошу вас заметить, что преимущество обратной связи в том, что если по какое то либо причине произойдет смещение портала станка, энкодер отправит на систему управления нужное количество импульсов, для подачи нужного напряжения на согласования драйвера (блока управления), и двигатель поменяет угол. Для того что разногласие было равно 0, это помогает удерживать станок в заданной точке с высокой точностью. Не все типы двигателей способны, обеспечивать динамику разгона, нужный крутящий момент и т. п.
Сравнительная характеристика по основным параметрам
Срок эксплуатации и обслуживание
Шаговые двигатели – нет щеток, это увеличивает срок эксплуатации до многих лет, единственным слабым местом являются подшипники, могут работать в большом диапазоне высоких температур. Срок эксплуатации в разы дольше любого типа двигателя.
Из всех видов серво двигателей, самые дешевые это двигателя коллекторного типа (со щетками), они менее надежны, чем шаговые двигатели и требуют замены щеток примерно через 5000 часов непрерывной работы.
Другой тип бесколлекторных сервоприводов производятся по надежности как и шаговые двигателя, отсутствие щеток увеличивает срок эксплуатации, но не уменьшает стоимость ремонта. В некоторых случаях проще и дешевле купить новый двигатель, а не пытаться его отремонтировать.
Очень тяжело повредить и износить подшипник. Как и в любом двигателе возможно повреждение обмотки двигателя. Из низкой цены проще купить новый шаговый двигатель.
В некоторых случаях проще и дешевле купить новый двигатель, а не пытаться его отремонтировать.
При использование точных механизмов, может быть не ниже +/- 0.01 мм
сервоприводы имеют высокую динамическую точность до 1-2мкм и выше (1 мкм = 0.001 мм)
В лазерно гравировальных станках скорость 20 – 25 метров в минуту. Если мы говорим о фрезерных станках ЧПУ с тяжелыми порталами и балками. Максимальная скорость перемещения до 9 м/мин.
С использованием сервоприводов в станках с ЧПУ возможно достижение скоростей до 60 м/мин при использование высокосортной механике.
до 120 об/мин за секунду
до 1000 об/мин за 0,2 секунды
Потеря шагов при повышении скорости и нагрузки
При высоких скоростях и высоких нагрузках происходит потеря шагов. Эта не проблема возможна при воздействии внешних факторов: ударов, вибраций, резонансов и т.п.
У серво двигателей присутствует обратная связь, что полностью исключает потерю шагов.
Принудительная остановка (столкновение с препятствием)
Принудительная остановка шагового двигателя не вызывает у него никаких повреждений
В случае принудительной остановки серводвигателя, драйвер мотора должен правильно среагировать на данную остановку. В противном случае по обратной связи подается сигнал на доработку не пройденного расстояния, повышается ток на обмотках, двигатель может перегреться и сгореть!
По цене шаговый двигатель намного дешевле своего товарища серво двигателя.
Минимум в 1,5 раз дороже шагового двигателя.
Каждый тип двигателя предназначен для своей задачи. В некоторых случаях нужно использовать шаговых двигатель, а для некоторых задач необходимо использовать только серво двигатель. В фрезерных станках ЧПУ широко используются оба типа двигателей, просто у каждого из них есть свои задачи, и иногда не целесообразно переплачивать за серво, при небольших объемах производства.
Подведем черту сравнения серводвигателей и шаговых двигателей:
Как и было сказано раньше, шаговый двигатель не может вам дать высокую скорость и мощность и поэтому одно из его применений — в станках ЧПУ недорого сегмента, например фрезерных деревообрабатывающих станках с ЧПУ «АртМастер» 2112, 2515, 3015базовой комплектации. Данный вид станков на средней скорости покроет большой ассортимент работ: обработки дерева, пластика, ДСП, МДФ, легких металлов и других материалов.
Если же вас не устраивают скоростные характеристики, Вам необходимо рассмотреть фрезерные деревообрабатывающие станки с ЧПУ «АртМастер» 2112, 2515, 3015(авт.) и высокоскоростной фрезерный деревообрабатывающий станок «АртМастер 3015 Racer».
Вы всегда должны для себя понимать, что сервомоторы позволяют вам с экономить время на холостых переходах, при этом вы не должны забывать правильно оптимизировать количество проходов. Скорость фрезеровки всегда зависит от мощности режущего инструмента (электрошпинделя) и типа фрезы. Мы не сможете получить хорошую скорость фрезеровки при низком качестве инструмента. Вы получите либо брак в изделии, либо Вам потребуется постоянная замена режущего инструмента. То есть при использовании высоких скоростей, при обработке материала вы не должны забывать о качестве и типе инструмента для фрезеровки. Дорогой инструмент не только быстрее режет, но и служит дольше. И прошу не забывать другое преимущество серво: высокая скорость и производительность в разы выше, чем у шагового при фрезеровке объёмных изображений (фото), резьбы (фото). При наличии смены инструмента, вакуумного стола вы можете оптимизировать ваше производство и минимизировать отходы.
Если вы хотите добиться увеличения объёмов выполненной работы на вашем производстве, решение только одно — сервомоторы, а для старта или изготовления фасадов, дверей, столешниц, и прямолинейного, криволинейного раскроя при объёмах производства от 500-1000 кв.м, вы можете остановить свой выбор на станках с шаговыми двигателями.
Материал подготовил:
Пономарев Геннадий
Лизинг от ПриватБанка
Наше оборудование можно приобрести в лизинг от ПриватБанка
Чем отличается сервопривод от шагового двигателя
Сервоприводы и шаговые двигатели — это два типа электрических приводов, которые используются для управления положением, скоростью или углом поворота вала. Они имеют разные принципы работы, характеристики и области применения.
Сервопривод — это система, состоящая из электродвигателя, датчиков обратной связи и контроллера. Сервопривод может обеспечивать высокую точность, скорость и момент при перемещении вала в заданное положение.
Сервопривод постоянно сравнивает текущее положение вала с желаемым и корректирует его в реальном времени. Они требуют сложного управления и настройки, но они более эффективны и тихи при работе.
Сервоприводы применяются в промышленности, робототехнике, авиации и других областях, где требуется высокая динамика и точность перемещения.
Шаговый двигатель — это электродвигатель, который делит один оборот на определенное количество шагов. Он поворачивает вал на один шаг при получении каждого электрического импульса от контроллера.
Шаговый двигатель не имеет датчиков обратной связи, поэтому он не может контролировать свое положение и скорость. Он может пропускать шаги или останавливаться при слишком большой нагрузке или скорости.
Такой двигатель проще в управлении и настройке, но он менее точный, быстрый и мощный, чем сервопривод. Он также издает сильный гул при работе.
Шаговые двигатели применяются в бытовой технике, офисной технике, 3D-принтерах и других областях, где требуется низкая стоимость и простота привода.
Шаговый двигатель
Шаговый двигатель относится к классу синхронных электрических машин. Его статор содержит несколько полюсных выступов, каждый из которых имеет индивидуальную обмотку возбуждения.
Ротор шагового двигателя оснащен ярко выраженными магнитными полюсами, как правило, это постоянные магниты, закрепленные на подвижном валу или цилиндре так, чтобы иметь возможность очень точно взаимодействовать с возбуждаемыми токами обмоток полюсами статора.
Полюса статора могут перемагничиваться с определенной частотой, их возбуждение осуществляется путем подачи импульсов в соответствующие обмотки.
Таким образом, для получения от шагового двигателя определенной угловой скорости вращения ротора, на обмотки статора последовательно подаются импульсы определенной частоты и длительности, а положение рабочего органа отслеживается лишь косвенно, по количеству сделанных «шагов», ведь магниты, как ожидается, должны следовать за полюсами.
Можно сказать, что шаговый двигатель — лучший вариант бесколлекторного мотора для тех применений, где необходимо точно задавать угловую скорость вращения ротора, но точность непосредственно положения не чрезвычайно критична. Ибо если по какой-то внешней причине в процессе поворота ротора случится физическая его задержка, то импульсы хотя и будут поданы в нужном количестве и с правильными параметрами, с расчетом на определенный результат, на деле их «эффективное количество» окажется меньшим, и управляемый рабочий орган не окажется, быть может, в правильной позиции. Тем не менее, для пылесоса или квадрокоптера шаговый двигатель вполне подойдет.
Сервопривод
Сервопривод — тоже синхронная электрическая машина, но принципиально более точная, чем шаговый двигатель. Сервопривод потому и называется приводом, а не просто двигателем (серво — значит следящий), что он обязательно включает в себя не только двигатель (например тот же шаговый), но и схему управления и слежения за процессом.
Обязательная составляющая сервопривода — датчик положения рабочего органа, в некоторых случаях — ротора. Например, в станках с ЧПУ для управления положением рабочего инструмента необходим именно сервопривод.
В сервоприводе имеется система обратной связи по положению, углу поворота вала и т. д.
Принцип работы севропривода заключается в следующем. Контроллер получает заданный сигнал от внешнего источника, например, компьютера или датчика. Заданный сигнал определяет, какое положение, скорость или угол поворота должен иметь электродвигатель. Контроллер также получает обратный сигнал от обратной связи, который показывает, какое положение, скорость или угол поворота имеет электродвигатель в данный момент.
Контроллер сравнивает заданный и обратный сигналы и вычисляет ошибку — разницу между ними. Если ошибка не равна нулю, то контроллер выдает корректирующий сигнал на электродвигатель, который изменяет его положение, скорость или угол поворота таким образом, чтобы уменьшить ошибку.
Таким образом, контроллер поддерживает постоянное соответствие между заданным и фактическим положением электродвигателя.
Если шаговый двигатель просто считает «шаги» (сколько должен бы прошагать ротор в секунду от поданного количества импульсов, чтобы оказаться в месте назначения), то сервопривод ориентируется на непосредственный результат, на реальное (а не теоретическое!) положение рабочего органа.
В зависимости от текущего состояния, схема логики делает корректировку, независимо от того, случилось ли проскальзывание ротора, был ли люфт, или, скажем, зацепилась ли движущаяся часть станка за какой-то предмет.
Севропривод имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами приводов:
- Во-первых, он обладает высокой точностью и скоростью реакции, так как контроллер постоянно корректирует положение электродвигателя в соответствии с заданным сигналом.
- Во-вторых, он имеет широкий диапазон регулирования скорости и момента, так как контроллер может изменять частоту и амплитуду напряжения на электродвигателе.
- В-третьих, он имеет низкий уровень шума и вибрации, так как электрический сигнал передается без механических передач.
Принципиальные практические различия
- Сервопривод способен очень интенсивно ускоряться за счет возможности варьирования тока обмоток возбуждения. Шаговый двигатель набирает скорость значительно медленнее.
- Момент сервопривода регулируется, и может быть повышен с ростом скорости. Момент шагового двигателя на повышенной скорости падает.
- У сервопривода ток обмоток возбуждения пропорционален нагрузке, а у шагового двигателя изначально есть существенные ограничения по моменту.
- Шаговый двигатель не предполагает корректировку по положению, а сервопривод в этом плане более гибок.
- Сервопривод может очень точно позиционироваться (например по энкодеру), а шаговый двигатель позиционируется лишь косвенно.
- Сервопривод требует более внимательного подхода к проектированию и настройке схемы управления, особенно в плане безопасности, так как если у шагового двигателя заклинит вал, он просто начнет пропускать шаги, а сервопривод может начать усердствовать, повышать ток, и в результате сгореть или повредить рабочий механизм.
Телеграмм канал для тех, кто каждый день хочет узнавать новое и интересное: Школа для электрика
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Шаговые или серводвигатели. Что лучше для станка с ЧПУ?
Выбор того или иного электропривода может повлиять на точность и качество обработки вашего станка. В этой статье мы поговорим о том, как правильно выбрать и купить шаговой двигатель или сервопривод для станка с ЧПУ, а также об основных отличиях между ними.
Шаговые двигатели
Шаговый двигатель — это синхронная бесщёточная электрическая машина , состоящая из статора и вращающейся части с несколькими обмотками, которая при получении управляющих сигналов преобразует их в перемещение вала на тот или иной угол и фиксацию его в нужном положении в соответствии с заданной программой (количество шагов может составлять от 100 до 400, а угол шага — от 0,9 до 3,6 градусов в зависимости от того, на какую часть подаётся ток). Для вращения ротора в противоположном направлении сигналы подаются в обратной последовательности. Ток, подаваемый в одну из обмоток статора, вызывает фиксацию ротора. Шаговые двигатели могут не подходить для высокой скорости обработки, но являются довольно простым и дешёвым вариантом.
Сервоприводы
Сервопривод состоит из синхронного двигателя, датчика скорости и положения и блока управления приводом. Основным отличием сервопривода от шагового двигателя является наличие обратной связи от датчиков углового положения.
Блок управления в соответствии с заданной программой подает напряжение на сервопривод, соединенный с порталом станка, после чего он перемещает рабочий орган. При этом датчик положения вырабатывает импульсы, количество которых пропорционально перемещению портала. При достижении рабочим органом нужного положения подача напряжения прекращается и портал фиксируется Сервоприводы являются более точным вариантом, а также отличаются большей скоростью перемещения и разгона, но и довольно высокой ценой.
Основные отличия
Ниже мы перечислим основные отличия между шаговыми двигателями и сервоприводами, с -целью облегчить вам выбор между этими видами электроприводов:
— Точность перемещений – точность шаговых электродвигателей (до 0,01 мм) может заметно снижаться при больших уровнях нагрузки, когда как точность сервоприводов (до 0,002 мкм) остаётся на высоком уровне вне зависимости от нагрузки благодаря наличию обратной связи от датчиков углового положения;
— Скорость перемещения – сервоприводы намного лучше подходят для работы на больших скоростях и тратят меньше времени на разгон, но для работы на небольших скоростях шаговые двигатели могут справляться со своей задачей довольно достойно;
— Надежность – шаговые двигатели и бесколлекторные серводвигатели являются довольно износостойкими и надежными, а коллекторные серводвигатели нуждаются в регулярном техобслуживании и замене коллекторных узлов для правильного функционирования;
— Сложность эксплуатации – настройка и обслуживание сервопривода требует больших усилий и затрат, нежели чем работа с шаговым двигателем;
— Стоимость – тут шаговые двигатели являются более бюджетным вариантом, по сравнению с дорогостоящими сервоприводами.
Ещё стоит упомянуть то, что шаговые двигатели хорошо переносят аварийные остановки, когда как сервоприводы нужно снабжать дополнительной защитой, дабы избежать поломки. В качестве отдельного минуса шаговых двигателей можно выделить шум, издаваемый ими при работе.
Подведём итоги
В конце концов выбор подходящего двигателя для вашего оборудования будет зависеть от его характеристик, а также ваших нужд и бюджета. По общей производительности сервоприводы значительно превосходят шаговые электромоторы, поэтому они хорошо подходят для высокоточного крупного оборудования, работающего с твёрдыми материалами, когда как для станков с ЧПУ средней точности будет достаточно и шагового двигателя.
Подробнее о выборе шагового двигателя вы можете узнать из следующего видео: