Расход топлива
Как вычислить показатели потребления горючего?
Зачем нужен расчет потребления горючего?
Один из существенных показателей для автомобилиста — расход топлива. Эта информация позволяет не только планировать траты, но и грамотно составлять маршруты поездок, выявлять неисправности в топливной системе, подбирать оптимальный стиль вождения, снижать нагрузку на автомобиль и т. д.
Для экономии потребления топлива необходимо тщательно изучать техническую документацию на автомобиль и отзывы владельцев перед покупкой.
Малолитражки расходуют в 2–3 раза меньше топлива, чем внедорожники на каждый километр.
Что увеличивает потребление топлива?
В технической документации на автомобиль указаны показатели при расчете на 100 км, которые рассчитывались в идеальных условиях. В реальной жизни разница с заявленными параметрами может существенно отличаться в зависимости от множества факторов, таких как:
✔ тип коробки передач;
✔ передний или задний привод;
✔ износ двигателя — при обкатке нового авто расход топлива повышен;
✔ аэродинамические показатели (открытые окна, наличие багажника на крыше автомобиля);
✔ состояние двигателя — непрогретый потребляет значительно больше;
✔ давление в шинах;
✔ технические неполадки — загрязненный воздушный фильтр, сбои в электронике, неисправности топливного насоса, некачественный бензин, изношенные свечи и прочее.
Увеличение расхода горючего наблюдается при ухудшении погодных условий, плохом состоянии дорожного полотна, неровном рельефе местности. При движении в плотном городском потоке расходы топлива всегда выше, чем при езде по трассе. В общей сложности разница с заявленными производителем параметрами может отличаться на 40%. Кроме того, один и тот же автомобиль потребляет разное количество бензина при эксплуатации в определенных обстоятельствах.
Как вычислить показатели потребления горючего?
Чтобы узнать потребление горючего на 100 км, можно воспользоваться специальным калькулятором либо провести самостоятельные вычисления без учета дополнительных параметров.
Расчеты выполняют после опустошения полного бака с сохранением стиля езды, загруженности транспортного средства. Также фиксируют пройденные километры.
Самый простой способ — разделить количество потраченных литров на пройденное расстояние. Полученный результат (потребление на 1 километр пути) нужно умножить на 100. Это усредненные данные.
Для получения более точных сведений необходимо учесть дополнительные потребители топлива (прибавить к общим расчетам, умноженным на 100):
✔ приспущенные шины — 4%;
✔ работающий кондиционер — 15%;
✔ неотрегулированный развал-схождение — 10%;
✔ непрогретый двигатель — 12%;
✔ открытые окна при скорости более 50 км/ч — 4%;
✔ засоренный воздушный фильтр — до 7%;
✔ включенные фары — 5%.
Качество горючего и агрессивный стиль вождения добавляют около 30% на каждый километр пути к потребляемому объему топлива. Наиболее оптимальные показатели достигаются при плавной езде на высокой передаче с оборотами в 2000–2500.
Получить более точные результаты помогает бортовой компьютер, который отслеживает информацию о расходе горючего. Он предоставляет данные об общем потреблении, мгновенном расходе топлива во время движения, показывает запас до следующей заправки.
Зачем нужен расчет потребления горючего?
Данные о среднем потреблении автомобилем горючего применяют в нескольких целях:
✔ Экономия на топливе. Позволяет рассчитать траты на месяц, неделю. Оценить стоимость длительного путешествия на машине.
✔ Когда заправиться. Зная нормы потребления своего автомобиля, можно рассчитать примерный расход: получится ли дотянуть до следующей заправки с качественным топливом, на какое расстояние хватит полного бака в черте города или на трассе.
✔ Диагностика. Разница самостоятельных расчетов потребления горючего с базовыми данными производителя не должна сильно отличаться. В противном случае у машины есть неисправности, которые критично влияют на расходы горючего.
Узнать базовые нормы потребления можно в технической документации на автомобиль.
Проверку потребления рекомендуют проводить раз в полгода: это поможет своевременно выявить неисправности автомобиля и не переплачивать за горючее.
Почему расчетный расход больше нормативного
По расчёту Видимо, у Вас большая неравномерность. Душевых много, скажем, или ещё чего.
Что считаете? И как? Секундный может быть больше суточного, но не часовой. Или отбор не полный час идёт?
23.1.2007, 11:09
1. Расчет расходов воды и стоков.
ОБЪЕКТ: Сбербанк
Таблица 1 Хозяйственно-питьевые нужды конторских служащих (директор, ИТР, менеджеры) и рабочих обслуживающих СТО.
Потребитель Измеритель Норма расхода воды в сутки наибольшего водопотребления, л/cут. Ссылка на нормативный документ
Общая
Qtot Горячей
Qh Холодной
Qc
1. Конторские служащие 1 служащий
в смену 16 7 9 СНиП 2.04.01-85*
Приложение 3 поз.12
Количество работающих в смену служащих – 27чел.
Количество смен в сутки – 1
Максимально суточный расход по отдельным потребителям:
1. Конторские служащие:
Qtot1 = 16х27=432 л/сут.
Qгор1 = 7х27=189 л/сут.
Qхол1 = 9х27=243 л/сут.
Количество хозяйственно-бытовых сточных вод К1 = 0.432 м3/сут.
1. NхP конторских служащих (директор, ИТР, менеджеры):
Сумма NPобщ = 0.214, тогда α=0.46
Сумма NPгор = 0.15, тогда α=0.399
Сумма NPхол = 0.15, тогда α= 0.399
qобщ=5х0.14х0.46=0.322л/c.
qгор=5х0.1х0.399=0.2 л/c.
qхол=5х0.1х0.399=0.2 л/c.
Расходы по системе К1: Qобщ =0.2+1.6=1.80 л/c.
1. NхP конторских служащих (директор, ИТР, менеджеры):
Сумма NPобщ = 1.35 тогда α=1.144
Сумма NPгор = 0.9 тогда α=0.916
Сумма NPхол = 0.9 тогда α=0.916
qобщ=0.005х80х1.144=0.458 м3/ч.
qгор=0.005х60х0.916=0.275 м3/ч.
qхол=0.005х60х0.916=0.275 м3/ч
Суточные
[B]Qtot1 = 16х27=432 л/сут.
Qгор1 = 7х27=189 л/сут.
Qхол1 = 9х27=243 л/сут
23.1.2007, 11:13
А где приборы? У Вас одни потребители
И на кой ляд Вам часовые расходы? В табличку вписать? Систему и считать не надо, и так ясно, какие диаметры.
23.1.2007, 11:21
Считать часовые расходы требование норм. А приборы вам точно необходимы? Меня интересует вопрос почему часовые расходы получаются больше суточных(если считать по формулам СНиПа)?
23.1.2007, 11:31
Считать часовые расходы требование норм.
Каких-таких норм? Они нужны для одного — вписать их в табличку на листе общих данных. На малые расходы СНиПчик подвирает. Там же вероятности. Приборы фигурируют в формулах СНиПа (U и N разные вещи). Часовой получается таким? Такие формулы! Привет Добромыслову (если Вы не наврали в расчётах — мне лень проверять арифметику ). Ничего страшного — нужно понимать, что такой расход будет несколько минут и всё. Умножте их на эти минуты и получите величину меньше суточного.
Вероятности, однако
23.1.2007, 11:43
приборы нужны………….а может у Вас там столовая еще есть для персонала…..так там и кол-во условных блюд надо считать……
23.1.2007, 11:52
Цитата(Andrei KG @ Jan 23 2007, 11:09 )
Расходы по системе К1: Qобщ =0.2+1.6=1.80 л/c.
Расчеты верны, кроме этого.
Такое впечатление, что Добромыслов повинен во всех огрехах этого СНиП-а.
23.1.2007, 11:57
Добромыслов повинен
Да нет, просто он много и долго разьяснял принятые в докУменте решения.
23.1.2007, 13:19
Цитата(Andrei KG @ Jan 23 2007, 11:21 )
Меня интересует вопрос почему часовые расходы получаются больше суточных(если считать по формулам СНиПа)?
Так бывает часто, особенно при расчете административных зданий. Как нам объяснили в свое время в Сантехниипроекте — погрешности расчета. Составителем методики вычисления внутренних расходов, приведенной в СНиПе, был Саргин Ю.Н.
Берите суточный = часовому в таком случае, по другому никак.
А приборы Вам знать не обязательно, считаете правильно.
23.1.2007, 13:31
был Саргин Ю.Н.
Как, уже был?
23.1.2007, 13:35
Цитата(andrey R @ Jan 23 2007, 13:31 )
был Саргин Ю.Н.
Как, уже был?
Да, был!
Видела его фамилию в каком-то журнале в черной рамке, но лучше бы редакторы ошибались.
23.1.2007, 13:36
Видела в черной рамке
Печально, я не знал.
23.1.2007, 15:00
Цитата(OlgaO @ Jan 23 2007, 13:19 )
Составителем методики вычисления внутренних расходов, приведенной в СНиПе, был Саргин Ю.Н.
Все-таки Саргин, а не Добромыслов.
23.1.2007, 15:02
не Добромыслов.
Лады, бум считать, что сей фрукт на этот раз отмазался
27.1.2014, 17:49
Цитата(andrey R @ 23.1.2007, 12:31)
Каких-таких норм? Они нужны для одного — вписать их в табличку на листе общих данных. На малые расходы СНиПчик подвирает. Там же вероятности. Приборы фигурируют в формулах СНиПа (U и N разные вещи). Часовой получается таким? Такие формулы! Привет Добромыслову (если Вы не наврали в расчётах — мне лень проверять арифметику ). Ничего страшного — нужно понимать, что такой расход будет несколько минут и всё. Умножте их на эти минуты и получите величину меньше суточного.
Вероятности, однако
экий вы приколист, однако, были в 2007 году. )) А ничего, что по часовому расходу на горячую воду считается тепловой поток? Предлагаете от фонаря прикинуть одну из самых важных характеристик?
4.12.2015, 16:26
Цитата(OlgaO @ 23.1.2007, 13:19)
Так бывает часто, особенно при расчете административных зданий. Как нам объяснили в свое время в Сантехниипроекте — погрешности расчета. Составителем методики вычисления внутренних расходов, приведенной в СНиПе, был Саргин Ю.Н.
Берите суточный = часовому в таком случае, по другому никак.
А приборы Вам знать не обязательно, считаете правильно.
OlgaO уточните пожалуйста, брать за основу часовой и принимать его для суточного. Или наоборот брать суточный и принимать его и для часового.
У меня часовой получился больше суточного.
Рассуждаю так: Если сделать распределение суточного расхода по часам то получаем что в какой то час у нас максимальный расход а в какие то меньше максимального или вообще нет расхода. Но в сумме все расходы распределенные по часам суток должны дать суточный расход. И поэтому максимальный часовой расход не может быть больше максимально суточного.
Serg Ivanov
4.12.2015, 17:06
Цитата(psb1983 @ 4.12.2015, 16:26)
брать за основу часовой и принимать его для суточного. Или наоборот брать суточный и принимать его и для часового.
У меня часовой получился больше суточного.
Это зависит от физических последствий для считающего..
19.1.2016, 1:16
Цитата(Serg Ivanov @ 4.12.2015, 17:06)
Это зависит от физических последствий для считающего..
А может по существу ответите на вопрос?
Serg Ivanov
19.1.2016, 9:36
Цитата(BurovS @ 19.1.2016, 1:16)
А может по существу ответите на вопрос?
По существу беру иногда суточный равный часовому — если есть вероятность, что может не хватать горячей воды.
К примеру маленький отель 5* — лучше перестраховаться, чем потом скандал с заком иметь у которого денег куры не клюют..
20.1.2016, 16:58
Цитата(BurovS @ 19.1.2016, 1:16)
А может по существу ответите на вопрос?
Ну удивительного мало имхо. На малых объектах очень часто такое бывает. Объяснения собственно два, первое погрешность. Второе (к чему собственно я больше склоняюсь) — это неравномерность, чем меньше объект тем выше неравномерность, аксиома) Например если Вы себе представите график водоразбора в максимальный час, то секундные (мгновенные) расходы выраженные в м3/ч будут больше максимально-часового, то же самое и со сутками. Лично я всегда в таблицу пишу как есть, как по расчету получается, эти цифры можно обосновать официальными методиками (будь то СНиП, будь то СанТехНии), а догадки о такой полностью случайной вещи как водоразбор обосновать не чем). Разумеется оборудование которое подбирается по макс. часовому подбираю по часовому, все гууд)
13.2.2016, 19:06
снип 2.04.01-85 внутр.водопровод и канал.зд.
В п 8.1 говорится об учете расхода на рециркуляцию гвс. прилагаю файл с выдержкой пунктов 8.1 и 8.2. смысл которых мне не понятен вообще( вопрос.. а разве гидравлический расчет горячего водоснабжения ведется не на значение максимального секундного расхода? в п. 8.1 фигурирует расчетное значение расхода горячей воды..чем он отличается от макс. расчетного.
14.2.2016, 9:19
гвс для многих имеет вопросы а циркуляция еще для больших) но как в СНиПе написано гидравлику гвс считают с учетом циркуляции. Некоторые это называют почему то циркуляция в режиме водоразбора, но я полагаю что это другое.
А в СП теперь официально расход на циркуляцию закрепили в процентах от гвс.
так что есть три значения гвс, циркуляция, и циркуляция в режимеводоразбора.)
15.2.2016, 5:11
«три значения гвс, циркуляция, и циркуляция в режимеводоразбора.» — это ж два режима получается)
а можно ссылочку какой СП и пункт . где указывается значение в процентах от гвс. то есть когда есть циркуляция для расчета гвс берем значение максим. секундного расхода для гвс плюс проценты , скажем если процент на рециркуляцию 30 , то в режиме циркуляции расход = (макс.сек.расход гвс)*1,3, а если нет циркуляции, то берем только значение макс. секундного расхода на гвс. верно?
15.2.2016, 9:59
СП 30.13330.2012
5.6.2 Подбор диаметров подающих трубопроводов сетей горячего водоснабжения в режиме водоразбора следует выполнять при расчетном максимальном секундном расходе горячей воды с коэффициентом , учитывающим остаточный циркуляционный расход в режиме водоразбора. Коэффициент следует принимать:
1,1 — для водонагревателей и участков подающих трубопроводов сетей горячего водоснабжения до последнего водоразборного узла главной расчетной ветви;
1,0 — для остальных участков подающих трубопроводов.
В режиме минимального водоразбора в ночной период величину циркуляционного расхода горячей воды следует принимать равной 30-40% расчетного среднего секундного расхода воды.
15.2.2016, 15:01
Цитата(txt @ 15.2.2016, 5:11)
«три значения гвс, циркуляция, и циркуляция в режимеводоразбора.» — это ж два режима получается)
а можно ссылочку какой СП и пункт . где указывается значение в процентах от гвс. то есть когда есть циркуляция для расчета гвс берем значение максим. секундного расхода для гвс плюс проценты , скажем если процент на рециркуляцию 30 , то в режиме циркуляции расход = (макс.сек.расход гвс)*1,3, а если нет циркуляции, то берем только значение макс. секундного расхода на гвс. верно?
Эммм, вообще расход циркуляции при отсутствия водоразбора считается и определяется в соответствии с тепловыми потерями в подающих трубах. В СНиП 2.04.01 есть формула. А в режиме водоразбора остаточная циркуляция 10%
15.2.2016, 15:01
Цитата(txt @ 15.2.2016, 5:11)
«три значения гвс, циркуляция, и циркуляция в режимеводоразбора.» — это ж два режима получается)
а можно ссылочку какой СП и пункт . где указывается значение в процентах от гвс. то есть когда есть циркуляция для расчета гвс берем значение максим. секундного расхода для гвс плюс проценты , скажем если процент на рециркуляцию 30 , то в режиме циркуляции расход = (макс.сек.расход гвс)*1,3, а если нет циркуляции, то берем только значение макс. секундного расхода на гвс. верно?
Эммм, вообще расход циркуляции при отсутствия водоразбора считается и определяется в соответствии с тепловыми потерями в подающих трубах. В СНиП 2.04.01 есть формула. А в режиме водоразбора остаточная циркуляция 10%
21.4.2016, 2:58
Обсуждение перешло на циркуляции, а тема так и не раскрыта. Если циркуляции нет, гвс от водонагревателей? К примеру абк на 5 итр и три прибора, по расчету будет часовой больше суточного
Serg Ivanov
5.1.2018, 10:34
Цитата(Mxl @ 21.4.2016, 2:58)
Обсуждение перешло на циркуляции, а тема так и не раскрыта. Если циркуляции нет, гвс от водонагревателей? К примеру абк на 5 итр и три прибора, по расчету будет часовой больше суточного
Подниму тему. Дело тут ещё в том, что мощность скоростных водоподогревателей (в т.ч. газовых) определяется по максимальному часовому расходу воды. По максимальному секундному расходу определяются только диаметры трубопроводов. Принимать максимальный часовой расход равным суточному когда он может быть в разы меньше — чревато недогревом воды в системе ГВС.
25.1.2018, 11:27
Serg Ivanov подскажите пожалуйста такую вещь. В прикрепленном файле расчет расхода воды для жилого дома с расчетным количеством 200 жильцов. Мои вопросы:
1) Почему «часовой расход воды потребителями» (1,7) меньше, чем «максимальный часовой расход» (2,86)?
2) При определении мощности на нагрев ГВС необходимо учитывать «средний часовой» и «максимальный часовой» расход горячей воды. Правильно ли я понимаю что в данном случае за «средний часовой» принимается 0,71 м3/ч? И какой показатель считать как «максимальный часовой» — 1,7 или 2,86 м3/ч?
25.1.2018, 11:40
а СНиП как пишет? как считается макс.часовой расход?
Serg Ivanov
25.1.2018, 12:13
Цитата(may3ep @ 25.1.2018, 11:27)
Serg Ivanov подскажите пожалуйста такую вещь. В прикрепленном файле расчет расхода воды для жилого дома с расчетным количеством 200 жильцов. Мои вопросы:
1) Почему «часовой расход воды потребителями» (1,7) меньше, чем «максимальный часовой расход» (2,86)?
2) При определении мощности на нагрев ГВС необходимо учитывать «средний часовой» и «максимальный часовой» расход горячей воды. Правильно ли я понимаю что в данном случае за «средний часовой» принимается 0,71 м3/ч? И какой показатель считать как «максимальный часовой» — 1,7 или 2,86 м3/ч?
1) А почему он должен быть больше?
2) Максимальный часовой — 2,86 м3/час. Средний часовой — 0,71 м3/час.
Anyone2889
2.2.2018, 10:53
Товарищи, коллеги и просто сочувствующие! Делаю расчет расходов для школьного бассейна на 16 человек в смену (5 смен в сутки по 1ч20мин). Количество душевых сеток 4. Получается у меня такая закавыка, что среднечасовой расход гораздо больше максимального часового, а точнее:
ГВС 51 л х 16 чел х 5 смен = 4,08 куб.м., среднечасовой соответственно 0,816 куб, а вот максимальный часовой 0,29 куб всего
Проверяла-перепроверяла, но ошибки не нашла. И всё бы ничего, но на гвс надо подбирать накопительные водонагреватели, а по этим значениям получается белиберда какая-то. Расчет расходов прикрепляю.
Помогите, пожалуйста, разобраться
2.2.2018, 11:32
Цитата(Serg Ivanov @ 25.1.2018, 12:13)
1) А почему он должен быть больше?
Какой однако хитрый вопрос Вы задали) Только я не утверждаю что он должен быть больше. А хочу понять почему расчетный максимальный больше расчитанного по норме 200 чел. х 8,5 л. = 1700 л. То есть максимальный расчетный больше самой нормы. Вот это я хочу для себя выяснить.
Serg Ivanov
2.2.2018, 16:01
Цитата(may3ep @ 2.2.2018, 12:32)
Какой однако хитрый вопрос Вы задали) Только я не утверждаю что он должен быть больше. А хочу понять почему расчетный максимальный больше расчитанного по норме 200 чел. х 8,5 л. = 1700 л. То есть максимальный расчетный больше самой нормы. Вот это я хочу для себя выяснить.
Ну так он и должен быть больше нормы. Он же максимальный часовой. В другие часы будет меньше нормы. В среднем за время работы выйдет норма.
Anyone2889
6.2.2018, 11:41
Апну тему, потому что проблема из сообщения #33 по-прежнему актуальна
Ferdipendoz
6.2.2018, 15:29
Цитата(Anyone2889 @ 2.2.2018, 12:53)
Товарищи, коллеги и просто сочувствующие! Делаю расчет расходов для школьного бассейна на 16 человек в смену (5 смен в сутки по 1ч20мин). Количество душевых сеток 4. Получается у меня такая закавыка, что среднечасовой расход гораздо больше максимального часового, а точнее:
ГВС 51 л х 16 чел х 5 смен = 4,08 куб.м., среднечасовой соответственно 0,816 куб, а вот максимальный часовой 0,29 куб всего
Проверяла-перепроверяла, но ошибки не нашла. И всё бы ничего, но на гвс надо подбирать накопительные водонагреватели, а по этим значениям получается белиберда какая-то. Расчет расходов прикрепляю.
Помогите, пожалуйста, разобраться
Ну во-первых: почему вы делите 4,08 на 5? Сами же пишете, что смена 1 ч 20 минут. 1,33 ч * 5 = 6,65 ч.
Во-вторых: я думаю, что бассейн работает не 6,65 часов в сутки, а подольше. Надо выяснить время работы бассейна — сколько часов в сутки и на эту цифру делить. В суточные расходы же включено всё — и уборка и обслуживающий персонал и прочее. Соответственно и время надо брать общее
Anyone2889
6.2.2018, 16:25
Ferdipendoz, вы правы. Я уточню этот момент
Lena Igorevna
1.11.2018, 8:36
У меня практически всегда при расчете офисов и душевых суточные получаются меньше часовых. и мы с коллегой договорились, что так и будем оставлять — посчитано все по нормам, по крайней мере есть обоснование, а всякие там формулы пересчета, или принятие макс. часового за суточный — это отсебятина и ничем не обосновано.
А тут мне замечание от нового госэксперта приходит: «Почему часовой расход получился больше суточного?» Ээээ.
Ferdipendoz
1.11.2018, 13:08
Ну поясните, почему. Так мол и так, обычное дело при расчёте по методике
Serg Ivanov
5.11.2018, 9:26
Цитата(may3ep @ 25.1.2018, 11:27)
Serg Ivanov подскажите пожалуйста такую вещь. В прикрепленном файле расчет расхода воды для жилого дома с расчетным количеством 200 жильцов. Мои вопросы:
1) Почему «часовой расход воды потребителями» (1,7) меньше, чем «максимальный часовой расход» (2,86)?
2) При определении мощности на нагрев ГВС необходимо учитывать «средний часовой» и «максимальный часовой» расход горячей воды. Правильно ли я понимаю что в данном случае за «средний часовой» принимается 0,71 м3/ч? И какой показатель считать как «максимальный часовой» — 1,7 или 2,86 м3/ч?
1) Потому, что потребителей у Вас 200. Жильцов. А максимальный часовой — всего дома. Жильцы суммируются с учётом вероятности.
2) Правильно. Да, 2,86 м3/час.
Расход топлива зимой: почему растет и как уменьшить
Водители замечают, что машина зимой начинает «есть» больше топлива. Минтранс даже увеличивает лимиты организациям для списания горючего в холодный период года (таблица с нормативами ниже). Но почему это происходит? Давайте разбираться вместе.
Сезонные причины
Кто хорошо изучал физику в школе, утверждают, что расход топлива зимой должен уменьшаться, ведь в холодное время КПД двигателя выше (холодный воздух немного придает мощности мотору). Но в реальности мы наблюдаем другую картину: машина значительно (иногда на 20%) «просит» бензина больше. Так почему зимой увеличивается расход топлива?
Не будем останавливаться на варианте с барахлящим двигателем: если вы чувствуете, что есть проблемы или на панели загорелся значок Check Engine, не стоит удивляться перерасходу горючего.
Но если с вашим железным конем все в порядке, вспомните, что наступила зима. После ночи на морозе либо в холодном гараже жидкие составы в трансмиссии становятся гуще — мотору нужно больше энергии для их прогрева.
Как правило, водители в мороз дольше прогревают авто перед поездкой, включают «печку», подогреватели зеркал и стекол на окнах. Одним словом, расход топлива при прогреве двигателя зимой обязательно подскочит.
Дополнительные капли бензина или дизеля уходят на выработку электроэнергии, которую в период коротких световых дней мы больше используем при включении бортовых осветительных приборов и фар.
Дорожные условия и шины
Зимние дорожные условия также немного опустошают бак автомобиля: ездить по заснеженным дорогам и месить снеговую кашу не одно и то же, что проехать по чистой асфальтовой магистрали. А если еще и часто приходится буксовать, сжигаются дополнительные граммы, незаметно переходящие в литры.
С изменением погоды приходится менять летнюю резину на зимнюю, а она более мягкая и с «зубастым» протектором — эти факторы значительно увеличивают сопротивление при езде, что требует дополнительных усилий от двигателя, который, в свою очередь, «высасывает» больше топлива из бензобака.
Кстати, если теоретически холод даже полезен мотору, то для трансмиссии и подвески он создает некомфортные условия. Замерзшая смазка в подшипниках и коробке переключения передач требует от силового агрегата больше энергии, усиливает нагрузку на него.
Универсальные факторы
Кроме сезонных причин перерасхода горючего, рассмотрим ряд универсальных факторов, также влияющих на увеличение расхода топлива зимой:
- Неслучайно зимой рекомендуют чаще проверять давление в шинах: приспущенные колеса резко увеличивают сопротивление при движении, что ведет к более высокому потреблению топлива.
- Неполадки с тормозными цилиндрами все время приводят к автоматическому притормаживанию машины, отчего об экономичности и говорить не приходится.
- При неправильном «сход-развале» очень быстро «лысеют» шины и авто буквально «жрет», как домашняя свинка, горючее.
- Манера езды. С наступлением зимы многие водители все-таки придерживаются ровного, плавного и спокойного движения, избегают резких маневров и т. д. Но часть автолюбителей, наоборот, пытаются продемонстрировать свое лихачество и мастерство вождения на ледовой поверхности. Агрессивный стиль езды также влияет на повышенный расход топлива и зимой, и летом.
- Традиционное падение скоростного режима на дорогах — это нормальное явление для зимнего периода. Но в мегаполисах образуются глухие пробки. Стоя в них часами, работающий двигатель намного больше потребляет «горючки», чем бы находился в движении, так как много «тянет» вхолостую.
Некоторые называют это не самой очевидной причиной, но в зимний период меняется плотность воздуха. И чем больше минус на градуснике, тем она выше. Так, при температуре в –40°С плотность воздуха почти на треть больше, чем при 30-градусной жаре (такой разброс температур характерен, например, для сибирской местности).
А чем выше плотность воздуха, тем сильнее «срабатывает» аэродинамика (сопротивление выше). Чтобы автомобиль, к примеру, сохранял ровный скоростной режим, что и летом, зимой в сильный холод ему нужно больше горючего. Поэтому большой расход топлива зимой — это реальность и неизбежный факт.
Зимние нормативы расхода топлива
Как рассчитать расход топлива зимой? Для государственных ведомств и структур, организаций различной формы собственности, фирм и компаний со своим автопарком Минтранс РФ устанавливает нормативы, в которых указывает нормы списания топлива в холодное время года… Мы выбрали информацию, которая окажется полезной и частным автолюбителям. Приведем данные по зимней норме расхода топлива за 2021 год в таблице.
Субъект РФ (или его часть)
Срок действия зимних нормативов на топливо (с учетом зимнего перерасхода)
Увеличение расхода топлива (максимальная величина зимних надбавок в %)
Москва, Брянская обл.,
Калужская обл. и другие
Зачем знать норму расхода топлива и как ее рассчитать
Норма расхода топлива показывает, сколько горючего по нормативам должен тратить тягач на каждые 100 километров. По этому критерию транспортные компании рассчитывают себестоимость перевозок и планируют будущие расходы.
Как расход топлива влияет на себестоимость грузоперевозок
Кроме расходов на топливо, в себестоимость включают амортизацию, зарплату водителям и другие траты. Сделаем расчет себестоимости грузоперевозки на один километр из этих трех показателей. Сложим ежемесячные расходы и поделим на пройденное автомобилем расстояние.
Стандартный расход топлива
Повышенный расход топлива
Амортизация — 10 000 ₽
Зарплата — 120 000 ₽
Топливо — 200 000 ₽
Пройденное расстояние — 10 000 километров
330 000 ₽ ÷ 10 000 км = 33 ₽/км
Амортизация — 10 000 ₽
Зарплата — 120 000 ₽
Топливо — 230 000 ₽
Пройденное расстояние — 10 000 километров
360 000 ₽ ÷ 10 000 км = 36 ₽/км
Мы видим, что перерасход топлива повышает себестоимость перевозок. Если не следить, сколько дизельного топлива уходит, то компания может работать в минус, в ноль или с минимальной прибылью.
Также норма расхода топлива пригодится в налоговом учете. Затраты на горючее можно включить в расходы при расчете налога на прибыль. В этом случае налог будет меньше, потому что расходов становится больше. Компания не обязана вносить топливо в расходы, но лучше это делать, чтобы экономить. О том, какие затраты можно включать в расходы для расчета налога на прибыль: п. 1 ст. 252 НК РФ
Как изменится сумма налога, если включить в расходы топливо
В июле транспортная компания «Перевозчик» заработала 5 000 000 ₽, а потратила 3 000 000 ₽, из которых 1 050 000 ₽ ушло на топливо. Посчитаем, какой налог заплатит организация с учетом расходов на дизель и без.
Налог на прибыль считают по формуле: (Доходы − расходы) × налоговая ставка.
Налоговая ставка для транспортных компаний — 20%.
Без учета топлива
С учетом топлива
(5 000 000 ₽ − 3 000 000 ₽) × 20% = 400 000 ₽
(5 000 000 ₽ − 1 950 000 ₽) × 20% = 210 000 ₽
Чтобы рассчитать норму расхода топлива, нужно знать базовую норму. Он а показывает, сколько должен расходовать автомобиль конкретной модели, марки и комплектации, если едет без груза летом по ровной дороге . Этот показатель указан в распоряжении Минтранса.
В списке указаны марка, модель, объем двигателя и базовый расход дизельного топлива на 100 км — при порожнем пробеге
Распоряжение Минтранса создано как рекомендательный документ, поэтому обновляют его нерегулярно. Не все машины есть в этом списке. Такое случается, если модель недавно появилась на рынке или марка непопулярна в России, редко завозится. Если тягача нет в списке, можно посмотреть базовый расход топлива в документах от производителя.
Базовые нормы от завода-изготовителя и Минтранса — приблизительные. Они не учитывают возраст и техническое состояние автомобиля, качество дороги и другие показатели, которые влияют на расход топлива. Машина может тратить больше или меньше горючего, чем заявлено в документах. Если ориентироваться только на установленные показатели, в планировании расходов и себестоимости могут появиться ошибки. Поэтому для каждого автомобиля стоит установить собственные нормативы.
О том, что организации могут самостоятельно рассчитать нормы расхода топлива: письмо Минфина России.
Как установить нормы расхода топлива самостоятельно. Нужно собрать сотрудников транспортной компании, например начальника колонны и механика, и сделать контрольный замер, чтобы рассчитать средний расход топлива. В грузовой автомобиль заливают полный бак и выходят в рейс — вместе с водителем едет один проверяющий. Когда бак опустеет, потраченные литры делят на количество километров и получают норму расхода.
Чтобы норма была более точной, делают три замера и после каждого составляют акт. Он нужен для того, чтобы обосновать затраты на топливо перед налоговой и включить их в расходы компании. Причем нужно отдельно провести зимние и летние замеры, потому что расход топлива зависит от времени года — зимой он больше. Если у компании несколько видов полуприцепов, то нужно рассчитать норму расхода тягача в сцепке с каждым из них.
Как рассчитать норму расхода топлива на рейс. Когда известна норма расхода топлива, можно определить, сколько горючего должен потратить автомобиль за одну или несколько поездок.
Вот формула, которую предлагает Минтранс.
Формула нормы расхода топлива
Норма расхода = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D).
Hsan — норма расхода топлива на пробег тягача в снаряженном состоянии без груза. Ее считают так: Hsan = Hs (базовая норма расхода топлива) + Hg (норма расхода топлива на дополнительную массу полуприцепа — это постоянная величина для дизельного топлива, она равна 1,3 л) × Gпр (собственная масса полуприцепа).
S — пробег тягача.
Hw — норма расхода топлива на транспортную работу. Это постоянная величина для дизельного топлива, она равна 1,3 л.
W — объем транспортной работы. Его считают так: W = Gгр (масса груза) × Sгр (пробег с грузом).
D — поправочный коэффициент. Его применяют в зависимости от условий грузоперевозок, возраста автомобиля, времени года. Например, если маршрут грузового транспорта проходит зимой, в гористой местности, в карьерах или на Крайнем Севере, машина сильно изношена — к расчетам нужно добавить поправочный коэффициент. Для каждого случая есть свои коэффициенты, которые указаны в распоряжении Минтранса .
Рассчитаем по этой формуле норму расхода горючего для Mercedes-Benz Actros 1840 в июле по таблицам Минтранса. За месяц тягач проехал 12 000 км, из которых 10 000 км — с грузом в 20 т, 2 000 км — порожний пробег. Масса полуприцепа — 6,5 т. Базовая норма расхода топлива (Hs) — 17 л на 100 км. Маршруты проходили по слабохолмистой местности (нижнегорье), поэтому используем поправочный коэффициент (D) — 5%.
Норма расхода = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D).
- Вычислим норму расхода топлива на порожний пробег (Hsan): 17 л + 1,3 л × 6,5 т = 25,4 л на 100 км.
- Вычислим объем транспортной работы (W): 20 т × 10 000 км = 200 000 т∙км.
- Вычислим норму расхода топлива за июль с учетом поправочного коэффициента: 0,01 × (25,4 × 12 000 км + 1,3 × 200 000 т∙км) × (1 + 0,01 × 0,05) = 5 650 л.
Формула позволяет узнать стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Их можно использовать для налоговой отчетности. Но на практике, если использовать значения Минтранса, нормы расходы топлива существенно отличаются фактических затрат. Например, норма расхода топлива сцепки в нашем примере получается 47 л на 100 км (5 650 л ÷ 12 000 км × 100) — в реальности бывают другие цифры. Поэтому стоит для каждого автомобиля установить собственные нормативы опытным путем и ориентироваться на них, чтобы отслеживать перерасход топлива.
Как проверить фактический расход топлива у тягача
Автоматический расчет. В подсчетах используют электронику и компьютерные программы. Транспортные компании устанавливают в грузовой автомобиль контрольные датчики, например датчик уровня топлива и CAN-шину. Они собирают данные с форсунок двигателя: вычисляют количество израсходованного топлива и передают их на компьютер.
С помощью программы для мониторинга и анализа данных делают выгрузку расхода топлива за определенный период, например день или неделю. Проверять показатель можно ежедневно.
В транспортной компании за проверку фактического расхода топлива отвечает начальник колонны. Также посмотреть эти показатели может генеральный директор или инженер по ремонту.
С помощью программы можно отслеживать расход топлива в режиме онлайн — он показан в виде кривой линии на графике
Датчики помогают понять, слил ли водитель горючее. Если топливо воруют, на определенном участке рейса программа покажет резкое падение уровня топлива на графике и предупредит, что произошел слив. Однако у повышенного расхода могут быть и другие причины: поломка машины, дорожные и погодные условия, например пробка или метель. Поэтому нужно посмотреть показатели разных рейсов и разных участков маршрута.
Самостоятельный расчет. Рассчитать фактический расход можно без приборов. Достаточно знать, сколько топлива потратили и какое расстояние проехал автомобиль.
Формула самостоятельного расчета расхода топлива:
Израсходованное топливо ÷ Пройденное расстояние × 100.
Например, тягач с полуприцепом потратил 600 литров дизельного топлива на 1700 километров пути. Рассчитаем расход на 100 километров: 600 л ÷ 1700 км × 100 = 37,5 л. А по нормативам должно быть 34 л. Значит, был перерасход топлива.
Причины повышенного расхода топлива
У повышенного расхода топлива несколько причин. Их можно разделить на две группы: технические и эксплуатационные.
Технические проблемы. К ним относятся поломки, из-за которых тягач расходует больше горючего. Например, из строя могут выйти датчики массового расхода воздуха, наружной температуры или лямбда-зонда. Это наиболее частые поломки.
- Датчик наружной температуры. Если он определит неверную наружную температуру — например, укажет, что на улице минус, хотя там плюс, — двигатель начнет усиленно работать и потреблять больше топлива.
- Датчик массового расхода воздуха. При поломке нарушаются пропорции топлива и воздуха: форсунки получают неверные данные о поступлении кислорода и подают больше топлива для возгорания смеси.
- Лямбда-зонд. Если он будет работать некорректно, то может показать, что топливная смесь обедненная. Тогда форсунки будут подавать больше топлива, чем это необходимо.
Поломку датчиков легко определить: из выхлопной тр убы будет идти черный дым, машина начнет нестабильно работать, а на приборной панели загорится надпись Check engine.
Техобслуживание нужно проводить по регламенту, который указан в сервисной книжке тягача, а также проверять машину перед выходом в рейс и после него. Во время ТО механики осматривают автомобиль: проверяют тормозную и рулевую системы, герметичность датчиков. Во время поездки водитель должен следить за показаниями на приборной панели и осматривать грузовик, чтобы вовремя обнаружить поломку.
Эксплуатационные причины. К ним относится все, что не касается поломок в грузовом автомобиле, например манера вождения водителя и плохое качество топлива.
1. Манера вождения водителя.
Когда водитель нарушает дистанцию и едет вплотную, он не обеспечивает плавность хода: резко разгоняется и тормозит — расход топлива увеличивается. Если во время подъема в гору он не поддаст газу, это тоже приведет к повышенному расходу, потому что двигатель будет работать на повышенных оборотах.
Для контроля за автомобилями устанавливают спутниковые системы, которые отслеживают их местоположение и скорость движения. Можно использовать датчики для контроля стиля вождения, которые покажут резкий разгон, торможение и вхождение в повороты.
В штате «ТП ГОТАР» есть инструкторы, которые обучают водителей экономичному и безопасному вождению. Специалист ездит с водителем по трассе и городу, смотрит, как он действует в разных дорожных ситуациях, и дает советы. Затем мы проверяем, как изменилась манера езды. Если она стала лучше, мы продолжаем с этим водителем работать.
Михаил Работягов
2. Плохое качество топлива.
Если в бак залить некачественное топливо, это приведет к повышенному расходу горючего. Может выйти из строя топливная система, а в перспективе и сам двигатель. Придется делать капитальный ремонт — это дополнительные расходы и простой грузового автомобиля.
Чтобы не сомневаться в качестве дизеля, нужно заправлять автомобиль на крупных сетевых заправках. Желательно проверить сертификат соответствия топлива евростандартам — он есть на каждой станции. Лучше выбирать дизельное топливо класса не ниже «Евро 5» — в нем меньше вредных веществ, которые влияют на работу двигателя.
Кратко: причины повышенного расхода топлива и как их устранить
- Отслеживать расход можно с помощью датчиков расхода топлива и программ для мониторинга и анализа. Если расход окажется выше нормы, значит, у грузовика перерасход.
- К повышенному расходу топлива приводят технические поломки и эксплуатационные проблемы.
- Основные технические проблемы — неисправность датчиков наружной температуры, массового расхода воздуха, лямбда-зонда. Если они вышли из строя, то двигатель будет работать нестабильно, и показатель расхода топлива значительно увеличится .
- Основные эксплуатационные проблемы — агрессивная манера езды водителя и некачественное топливо.
- Чтобы расход топлива был в норме, нужно заправляться на проверенных АЗС, регулярно проходить техническое обслуживание, контролировать водителей и обучать их экономичному вождению — без рывков и резких торможений.
26 ноября 2023
7485
0
0