Эксплуатация отделителей
Приложение №4. Методика проведения механических испытаний изоляторов.
Приложение №5. Рекомендации по тарировке и выявлению дефектных цилиндрических пружин.
Инструкция составлена на основании действующих «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей», «Правил устройства электроустановок», «Инструкция по эксплуатации, короткозамыкателей и отделителей», «Руководство по ремонту отделителей ОД-110 М и ОДЗ-110 кВ и приводов ШПОМ и ШПКМ», ГКД 34.20.661-2003 «Правила организации технического обслуживания строений и сооружений электростанций и сетей”, ГКД 34.20.302-2002 “Нормы испытания электрооборудования”.
2. Общие указания. Критерии и приделы безопасного состояния.
Отделителем называется аппарат высокого напряжения, предназначенный для автоматического отключения повреждённого участка линии (после искусственного замыкания короткозамыкателя, в период между отключением выключателя на питающем конце линии и его повторным включением) и отключения токов холостого хода трансформаторов.
Отделители устанавливаются на трансформаторных подстанциях без выключателя на стороне высшего напряжения в сетях наружных установок на номинальное напряжение 35 кВ, 110 кВ переменного тока частоты 50 Гц.
Отделители совместно с приводом ШПО(М) обеспечивают автоматическое отключение и ручное включение при:
- высоте установки над уровнем моря не более 1000 м;
- верхнем рабочем значении температуры окружающего воздуха плюс 40°С;
- нижнем рабочем значении температуры окружающего воздуха минус 60°С.
3. Основные технические данные отделителя.
Таблица №1
Несоосности контактных ножей полюсов, не более мм.
Угол между ножом и осью полюса (в положении отключено), град
Контактное давление ламелей (Н) кгс – главный контакт
-заземляющий контакт (для ОДЗ-110М)
Сопротивление постоянному току контактной системы (на полюс) мкОм
Расстояние в свету между концами главных контактных ножей, мм.
Запас хода штока буфера, мм
Отделители и короткозамыкатели
Отделитель, рассчитанный на напряжение 35 и 110 кВ (рис. 1), представляет собой разъединитель с автоматическим отключающим приводом (ШПОМ). Отделитель на 220 кВ выполняется в виде аппарата с тремя отдельными полюсами с самостоятельными приводами. Включается отделитель вручную. Отделители могут отключать токи намагничивания трансформаторов мощностью до 16 MB·А при напряжении 35 кВ и до 63 MB·А — принапряжении 110 кВ. Применяются отделители с ножами заземления (типа ОДЗ) и без ножей (типа ОД) (рис. 2).
Рис. 1. Отделитель типа ОДЗ-35 с ножами заземления: 1 – шкаф управления; 2 – штанга; 3 – изолятор фарфоровый; 4 – ножи отделителя.
Рис. 2. Отделитель типа ОД-110: 1 – изолятор; 2 – ножи отделителя; 3 – механизм поворота колонок.
Короткозамыкатель (КЗ) — аппарат, предназначенный для создания искусственного короткого замыкания. Короткозамыкатель на напряжение 35 кВ выполняются в виде двухполюсного аппарата, на напряжение 110 кВ и 220 кВ — в виде однополюсного (рис. 3). Управление короткозамыкателями осуществляется приводом типа ШПКМ, выполненным с двумя реле максимального тока и катушкой отключения. Включается короткозамыкатель автоматически под действием пружинного механизма при срабатывании привода от релейной защиты.
Рис. 3. Короткозамыкатель типа КЗ: 1 – изолятор колонки; 2 – шина; 3 – тяги механизма управления приводом; 4 – привод; 5 – заземлитель.
Совместное применение отделителя и короткозамыкателя на подстанциях, рассчитанных на напряжение 35. 220 кВ, позволяет отказаться от установки выключателей высокого напряжения, а также упростить и удешевить подстанции без уменьшения надежности.
На рис. 4. приведена схема, поясняющая совместную работу отделителя ОД и короткозамыкателя КЗ. Защита трансформатора TP вызывает срабатывание короткозамыкателя КЗ, который создает ток короткого замыкания, на что реагирует защита питающей линии. Линия отключается. В течение бестоковой паузы отключается отделитель ОД.На этом операция вывода из работы поврежденного трансформатора окончена. Остается восстановить схему для питания потребителей П, подключенных к линии. Это выполняет автоматика повторного включения АПВ.
Рис. 4. Схема, поясняющая работу отделителя и короткозамыкателя: В – выключатель; ЛЭП – линия электропередачи; Р – разъединитель; ОД – отделитель; КЗ – короткозамыкатель; ТР – трансформатор; П – потребитель.
Назначение и принцип действия.
В настоящее время начинают широко применяться высоковольтные подстанции без выключателей на питающей линии. Это позволяет удешевить и упростить оборудование при сохранении высокой надежности. Для замены выключателей на стороне высокого напряжения используются короткозамыкатели и отделители. Крроткозамыкатель — это быстродействующий контактный аппарат, с помощью которого по сигналу релейной защиты создается искусственное КЗ сети. Отделитель представляет собой разъединитель, который быстро отключает обесточенную цепь после подачи команды на его привод. Если в обычном разъединителе скорость отключения мала, то в отделителе процесс отключения длится 0,5—1 с. В качестве примера применения короткозамыкателей и отделителей на рис. 9 приведена схема питания от одной линии двух трансформаторных групп 77 и Т2. В схему кроме быстродействующих короткозамыкателей QK1 и QK2, введены отделители Q1 и Q2, которые при нормальном режиме работы замкнуты. Допустим, вследствие ухудшения изоляции трансформатора Т1 внутри него возникают электрические разряды, которые приводят к разложению масла и выделению газа. Газовые пузырьки, поднимаясь вверх, приводят к срабатыванию газового реле. По сигналу этого реле включается короткозамыкатель и в цепи возникает искусственное КЗ. Под действием тока КЗ срабатывает выключатель защиты QF1 и обе группы Т1 и Т2 обесточиваются.
Рис. 9. Схема коммутации с отделителями и короткозамыкателями
С помощью релейной защиты трансформатора 77 отключается также выключатель QF2, после чего с некоторой выдержкой отключается отделитель Q1. Затем, так как режим искусственного КЗ оказался отключенным, снова включается выключатель QF1. Если до аварии выключатель QF4 был отключен, тс после включения выключателя QFJ он может быть включен. При этом будет восстановлено питание потребителей на шинах 10 кВ первой трансформаторной группы.
Таким образом, в этой схеме удается не ставить выключатели на стороне 220 кВ трансформаторов Т1 и Т2. Однако для надежной работы необходима четкая последовательность в работе короткозамыкателей, выключателей и отделителей. Иначе возможны такие тяжелые аварийные случаи, как отключение тока КЗ отделителями и др. Эффективность такой схемы тем выше, чем больше номинальное напряжение сети. Указанный эффект достигается за счет отсутствия выключателей на стороне 35—220 кВ, а также аккумуляторных батарей и компрессорных установок. Уменьшается площадь подстанции. Создается возможность приближения напряжения 35—220 кВ непосредственно к потребителям. Сокращаются сроки строительства. По справочным данным, применение отделителей и короткозамыкателей позволяет удешевить стоимость подстанции на 40—50 % и практически сохранить ту же надежность. б) Конструкция короткозамыкателей и отделителей. На рис. 10 представлен короткозамыкатель КЗ-110 на напряжение 110 кВ. На стальной коробке 1 установлен опорный изолятор 2. Вверху опорного изолятора расположен неподвижный контакт 3, находящийся под высоким напряжением. Подвижный заземленный контакт — нож 4 укреплен на валу 5 привода короткозамыкателя. Для создания необходимой прочности нож 4 имеет ребро жесткости 6. Основание 1 изолировано от земли и присоединяется к одному концу первичной обмотки трансформатора тока, второй конец которой заземлен (рис. 12). На вал 5 действует пружина привода, которая заводится в отключенном состоянии. Для включения подается команда на электромагнит привода, который освобождает защелку механизма. Под действием пружины нож перемещается в вертикальной плоскости вверх и заземляет контакт 3. Время включения такого короткозамыкателя 0,15—0,25 с. В основу конструкции отделителя ОД-110У на 110 кВ (рис. 11) положен двухколонковый разъединитель с вращением ножей 1 в горизонтальной плоскости. Приведение в движение колонок 2 осуществляется пружинным приводом 3 с электромагнитным управлением. Во включенном положении пружины привода заведены.
Рис. 10. Короткозамыкатель Рис. 11. Отделитель
При подаче команды пружина освобождается и контакты расходятся за время 0,4—0,5 с. Параметры отечественных короткозамыкателей и отделителей приведены в справочной литературе. Схема релейной защиты при использовании отделителей и короткозамыкателей приведена на рис. 12. Короткозамыкатель 1 имеет пружинный привод 4. Механизм расцепления 6 привода может срабатывать от реле максимального тока мгновенного действия 8 и независимого расцепителя 10. От трансформатора тока 3 питается электромагнит 9 расцепителя отделителя 2. Отделитель отключается под действием пружины 5. При нормальной работе подстанции отделитель 2 включен, а короткозамыкатель 1 выключен. При внутреннем повреждении трансформатора срабатывает либо реле дифференциальной защиты КА, либо газовое реле Вг. Промежуточное реле при этом включает электромагнит независимого расцепителя 10. В результате короткозамыкатель 1 включается и через трансформатор тока 3 течет ток КЗ. Электромагнит 9 включается, и его якорь 11 заводит пружину 12. Схема будет находиться в таком состоянии до тех пор, пока от своей защиты не отключится выключатель, установленный на стороне высокого напряжения 220 кВ (выключатель QF1 на схеме рис. 9). После отключения этого выключателя ток через короткозамыкатель 1ив обмотке трансформатора 3 прекратится. Электромагнит 9 обесточится, его якорь под действием возвратной пружины освобождает защелку 7, и отделитель 2 размыкается. Рис. 12. Схема релейной защиты при использовании отделителей и короткозамыкателей
Рис. 13. Элегазовый короткозамыкатель 110 кВ
Теперь выключатель на питающем конце линии может включаться вновь. Такая схема применяется только тогда, когда выключатель срабатывает (отключается) от замедленно действующей защиты. При быстродействующей защите линии применяются другие схемы. Описанные выше конструкции короткозамыкателей и отделителей имеют большое время срабатывания (0,5—1 с), что удовлетворяет современные требования к энергосистемам. В перспективе это время должно быть уменьшено до 0,08—0,12 с при напряжениях до 220 кВ. Рассмотренные аппараты не обеспечивают также достаточную надежность работы при гололеде и сильных морозах. Для уменьшения времени включения замыкателя и времени отключения отделителя необходимо сокращать междуконтактное изоляционное расстояние путем применения элегазогой или вакуумной среды. Более перспективным является использование элегазовых аппаратов, так как удается получить необходимую прочность при одном разрыве. Для вакуумных аппаратов необходимо включение нескольких разрывов последовательно. На рис. 13 представлен элегазовый короткозамыкатель на напряжение 110 кВ. В фарфоровом цилиндре 1 установлены контакты 2 и 3. Давление элегаза в цилиндре составляет 0,3 МПа. Привод подвижного контакта 3 осуществляется тягой 5. Стальной сильфон 4 обеспечивает герметизацию полости цилиндра 1. Расстояние между контактами 85—110 мм. Время срабатывания в 4—5 раз меньше, чем у существующих короткозамыкателей открытого типа. Короткозамыкатель защищен от климатических воздействий окружающей среды.
Эксплуатация отделителей — Технология ремонта привода ШПОМ
Очистить от грязи и пыли шкаф привода, снять кожух с механизма привода.
Осмотреть привод, тщательно проверив исправность его узлов и деталей. Возможные неисправности привода приведены в Приложении №2.
Проверить работу привода, проведя несколько циклов “Включение – Отключение”.
7.2. Ремонт зубчатой передачи.
Вывинтить болт 10 (рис. 11), снять шестерню 11, очистить ее от старой смазки. При наличии сквозных трещин и сломанных зубьев шестерню заменить.
Удалить шплинт 30, снять колесо 9, очистить от старой смазки. При наличии сквозных трещин, сломанных зубьев колесо заменить.
Рисунок 11. Привод ШПОМ.
Удалить шплинт 23, вынуть шестерню 29 из подшипника 26, очистить от старой смазки. При наличии сломанных зубьев шестерню заменить. Искривленный штифт 28 заменить новым.
Расшплинтовать и вынуть ось 13. Вывинтить болт 17, снять рычаг 18. Отвинтить гайки 21, снять подшипники 16, очистить от старой смазки, заменить уплотнительное кольцо 20.
Выявить дефектные шайбы 22 согласно приложения №1.
7.3. Ремонт механизма свободного расцепления.
Вывинтить ось 33 (рис. 4) болты 39 из корпуса 12 механизма привода. Снять стенку 35 с рычагом 37 в сборе. Удалить из стенки 35 рычаг 37. Снять с рычага 37 ролики 36 и кольцо 34.
Очистить от старой смазки и промыть бензином детали механизма свободного расцепления. При осмотре тщательно проверить и выявить:
- трещины и сколы на деталях;
- выработку глубиной более 1 мм на рабочей поверхности зубьев рычагов 28, 37 и собачки 13;
- поврежденные шпонки 31, шпоночный паз на рычаге 28;
- пружины 4 с остаточной деформацией.
Детали с перечисленными выше дефектами необходимо заменить.
При необходимости замену дефектной собачки 13 произвести следующим образом: отсоединить пружину 4 от собачки 13; отвинтить гайку 8 и снять шайбу с оси 7; снять собачку 13 и удалить ось 7. Сборку произвести в обратной последовательности, предварительно смазав ось 11 смазкой ЦИАТИМ-201. Проверить вращение собачки 13 (заедания и задевания не допускаются).
Ввинтить винт 5 до упора в выступ рычага 37. Проверить вращение вала в подшипнике 29 (заедания и задевания при вращении не допускаются).
7.4. Ремонт механизма расцепления.
Отсоединить пружины 16, 19 (рис.4) от рычага 15 и механизма расцепления 17.
Очистить бензином детали от пыли, старой смазки и осмотреть их. При осмотре деталей тщательно проверить и выявить:
- трещины, сколы на деталях механизма расцепления 17 и рычаге 15;
- задевания в осях;
- пружины 16, 19 с остаточной деформацией.
Детали с перечисленными выше дефектами необходимо заменить.
Проверить крепление механизма расцепления 17 и рычага 15 в корпусе привода 12.
Смазать оси и трущиеся поверхности смазкой ГОИ-54п.
Установить на винт 18 механизма расцепления пружину 19. Установить на болт 22 пружину 16.
7.5. Ремонт защелки.
Рисунок 12. Защелка
Произвести осмотр защелки 21 (рис. 4). При осмотре тщательно проверить и выявить:
- выработку на рабочей поверхности зуба собачки 1 (рис. 12);
- пружины 5 с остаточной деформацией;
- вращение собачки 1 на оси 2 (задевания не допускаются).
Замену дефектной собачки 1 производить следующим образом: Отсоединить пружину 5 от оси 6; выбить штифт 3 из вставки 4; удалить из вставки 4 ось 2 и снять собачку 1. Сборку собачки произвести в обратной последовательности.
Смазать ось защелки смазкой ГОИ-54п.
7.6. Сборка привода.
Перед сборкой механизма привода произвести смазку: узлов вращения – индустриальным маслом; рабочих поверхностей собачек, защелок и других трущихся деталей – смазкой ЦИАТИМ-201.
Установить на вал 30 (рис. 4) шайбу 32 и рычаг 28.
Проверить наличие смещения механизма расцепления 17 от мертвой точки. В отключенном положении допускается смещение механизма расцепления порядка 1-4 мм. При необходимости регулировки механизма предварительно следует вывинтить болты 25.
Установить шайбу 38 на вал 30. Установить на рычаг 37 кольца 34 и уложить ролики 36, предварительно тщательно смазав посадочные места смазкой ЦИАТИМ-201.
Установить рычаг 37 в отверстие передней стенки 35. Установить собранную переднюю стенку 35 в корпус 12 с совмещением отверстий. Ввинтить болты 39 с шайбами 40 и ось 33 в корпус 12, закрепить стенку окончательно.
Проверить глубину захвата рычага 28 собачкой 13, которая должна быть 1 мм. Регулировку произвести винтом 5 (после регулировки законтрить винт).
Проверить вручную работу механизма привода (заедания и задевания не допускаются).
Установить подшипник 16 (рис. 11) на шпильки шкафа в вал механизма. Добиться лёгкого вращения вала, равномерно затягивая гайки 21.
Установить рычаг 18 на вал, застопорить болтом 17.
На вал шестерни 29 установить шайбы 27 (1-2 шт.), вставить шестерню 29 в подшипник 26, установить шайбы 24, зашплинтовать шплинтом 23.
Установить на ось 31 шайбы 32 (1-2 шт.), колесо 9, ввести его в зацепление с шестернёй 29, установить шайбу 32, зашплинтовать шплинтом 30.
Установить шестерню 11, ввести её в зацепление с колесом 9, закрепить болтом 10.
Совместить отверстие вилки 14 с рычагом КСА, вставить ось 13 и зашплинтовать.
Проверить исправность подогревателей. При неисправности подогревательные элементы заменить.
Проверить качество заземления шкафа привода. Установить кожух на механизм привода. Установить кожух на механизм привода.
Произвести проверку работы короткозамыкателя совместно с приводом (задевания и затирания не допускаются).
Ремонт ОД-110М, ОДЗ-110, КЗ-110М — Ремонт ШПОМ И ШПКМ
01.1. Очистить от грязи и пыли шкаф привода, снять кожух с механизма привода.
Оснастка: ветошь; гаечный ключ 8×10 — 1 шт.
01.2. Осмотреть привод, тщательно проверить исправность его узлов и деталей. Возможные неисправности привода приведены в таблице.
01.3. Проверить работу привода, проведя несколько циклов «Включить» — «Отключить».
Возможные неисправности привода и причины неисправности
Вероятная причина неисправности
Рычаг 28 (рис.18) не садится на защелку 21
Сработалась плоскость зуба защелки 21.
Ослабла пружина 23 защелки
Серповидный рычаг 15 не сбивает защелку 21 с рычага 28
Ослабла пружина 16.
Затирает рычаг 28.
Затирает рычаг 15 на оси 11.
Загустела смазка на оси 11
При сбитой защелке 21 не происходит отключение отделителя или включение короткозамыкателя
Механизм расцепления 17 находится за мертвой точкой.
Ослабла пружина 19
При заводке привода собачка 13 не сцепляется с рычагом 28
Малая глубина захвата собачкой 13 рычага 28
Реле или электромагнит не поворачивают релейную планку 26 при втягивании сердечника
Ход сердечника реле или электромагнита отключения не соответствует норме.
Заклинена релейная планка 26
Рис.18. Механизм приводов ШПОМ и ШПКМ:
1 — реле РТМ (в приводе ШПКМ); 2 — электромагнит отключения; 3 — реле РС (в приводе ШПОМ);
4, 16, 19, 23, 27 — пружины; 5 — регулировочный винт; 6 — механизм взвода реле РС (в ШПОМ);
7, 20, 33 — оси; 8 — гайка М10; 10, 14, 28, 37 — рычаги; 9 — тяга; 11 — ось; 12 — корпус; 13 — собачка;
15 — серповидный рычаг; 17 — механизм расцепления; 18 — винт М6; 21 — защелка; 22 — болт М8;
24 — планка; 25 — винт М4; 26 — релейная планка; 29 — подшипник; 30 — вал; 31 — шпонка;
32 — шайба; 34 — кольцо; 35 — передняя стенка; 36 — игольчатые ролики;
38 — шайба; 39 — болт М12; 40 — шайба; 41 — кожух
ОПЕРАЦИЯ 02
РЕМОНТ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
Трудозатраты: 0,5 чел.-ч.
Состав звена: электрослесарь 3-го разряда — 1 чел.
02.1. Вывинтить болт 10 (рис.19), снять шестерню 11, очистить ее от старой смазки. При наличии сквозных трещин и сломанных зубьев шестерню заменить.
Оснастка: гаечный ключ 14×17 — 1 шт.
Рис.19. Приводы ШПОМ и ШПКМ:
1 — сигнальные контакты КСА-6; 2 — контактный зажим; 3 — электромагнит отключения; 4 — специальное
реле (только для ШПОМ); 5 — подогреватель; 6 — шкаф; 7 — механизм; 8 — рукоятка; 9 — колесо; 10 — болт;
11 — шестерня; 12 — реле максимального тока мгновенного действия (для ШПКМ); 13 — ось;
14 — вилка; 15 — болт М16×40; 16 — подшипник; 17 — болт М10; 18 — рычаг; 19 — вилка;
20 — уплотнительное кольцо; 21 — гайка М12; 22 — шайба; 23 — шплинт; 24, 27 — шайбы;
25 — болт М12х40; 26 — подшипник; 28 — штифт; 29 — шестерня; 30 — шплинт;
31 — ось; 32 — шайбы; 33 — шайба пр.12Н
02.2. Удалить шплинт 30, снять колесо 9, очистить от старой смазки. При наличии сквозных трещин, сломанных зубьев колесо заменить.
Оснастка: отвертка — 1 шт.; плоскогубцы — 1 шт.
02.3. Удалить шплинт 23, вынуть шестерню 29 из подшипника 26, очистить от старой смазки. При наличии сломанных зубьев шестерню заменить. Искривленный штифт 28 заменить новым.
Оснастка: отвертка — 1 шт.; плоскогубцы — 1 шт.; слесарный молоток — 1 шт.
02.4. Расшплинтовать и вынуть ось 13.
Оснастка: отвертка — 1 шт.; плоскогубцы — 1 шт.
02.5. Вывинтить болт 17, снять рычаг 18.
Оснастка: гаечный ключ 12×14 — 1 шт.
02.6. Отвинтить гайки 21, снять подшипники 16, очистить от старой смазки, заменить уплотнительное кольцо 20 (см. приложение 5).
Оснастка: гаечный ключ 17×19 — 1 шт.
Выявить дефектные шайбы 22 согласно приложению 8.
ОПЕРАЦИЯ 03
РЕМОНТ МЕХАНИЗМА СВОБОДНОГО РАСЦЕПЛЕНИЯ
Трудозатраты: 0,7 чел.-ч.
Состав звена: электрослесарь 3-го разряда — 1 чел.
03.1. Вывинтить ось 33 (см. рис.18), болты 39 из корпуса 12 механизма привода.
Оснастка: гаечный ключ 14×17 — 1 шт.
03.2. Снять стенку 35 с рычагом 37 в сборе.
03.3. Удалить из стенки 35 рычаг 37. Снять с рычага 37 ролики 36 и кольцо 34.
03.4. Снять с вала 30 поочередно шайбу 38, рычаг 28, шайбу 32.
03.5. Очистить от старой смазки и промыть бензином детали механизма свободного расцепления.
Оснастка: ветошь, бензин.
03.6. Произвести осмотр деталей механизма свободного расцепления.
При осмотре тщательно проверить и выявить:
а) трещины и сколы на деталях;
б) выработку глубиной более 1 мм на рабочей поверхности зубьев рычагов 28, 37 и собачки 13;
в) поврежденные шпонки 31, шпоночный паз на рычаге 28;
г) пружины 4 с остаточной деформацией.
Детали с перечисленными выше дефектами необходимо заменить.
Замену дефектной собачки 13 произвести согласно переходам 7-10.
03.7. Отсоединить пружину 4 от собачки 13.
03.8. Отвинтить гайку 8 и снять шайбу с оси 7.
Оснастка: гаечный ключ 14×17 — 1 шт.
03.9. Снять собачку 13 и удалить ось 7.
03.10. Сборку провести в последовательности согласно переходам 9-7, предварительно смазав ось 11 смазкой ЦИАТИМ-201.
Оснастка: гаечный ключ 14×17 — 1 шт.
Проверить вращение собачки 13 (заедания и задевания не допускаются).
Оснастка: кисть — 1 шт.
03.11. Ввинтить винт 5 до упора в выступ рычага 37.
Оснастка: отвертка — 1 шт.
03.12. Проверить вращение вала в подшипнике 29 (заедания и задевания при вращении не допускаются).
ОПЕРАЦИЯ 04
РЕМОНТ МЕХАНИЗМА РАСЦЕПЛЕНИЯ
Трудозатраты: 0,4 чел.-ч.
Состав звена: электрослесарь 3-го разряда — 1 чел.
04.1. Отсоединить пружины 16, 19 (см. рис.18) от рычага 15 и механизма расцепления 17.
Оснастка: плоскогубцы — 1 шт.; отвертка — 1 шт.
04.2. Очистить бензином детали от пыли, старой смазки и осмотреть их.
При осмотре деталей тщательно проверить и выявить:
а) трещины, сколы на деталях механизма расцепления 17 и рычаге 15;
б) задевание в осях;
в) пружины 16, 19 с остаточной деформацией.
Детали с перечисленными выше дефектами необходимо заменить.
04.3. Проверить крепление механизма расцепления 17 и рычага 15 в корпусе привода 12.
Оснастка: гаечный ключ 10×12 — 1 шт.; гаечный ключ 14×17 — 1 шт.; плоскогубцы — 1 шт.; отвертка — 1 шт.
04.4. Смазать оси и трущиеся поверхности смазкой ГОИ-54п.
Оснастка: кисть — 1 шт.
04.5. Установить на винт 18 механизма расцепления пружину 19.
Оснастка: плоскогубцы — 1 шт.
04.6. Установить на болт 22 пружину 16.
Оснастка: плоскогубцы — 1 шт.
ОПЕРАЦИЯ 05
РЕМОНТ ЗАЩЕЛКИ
Трудозатраты: 0,3 чел.-ч.
Состав звена: электрослесарь 3-го разряда — 1 чел.
05.1. Произвести осмотр защелки 21 (см. рис.18).
При осмотре тщательно проверить и выявить:
а) выработку на рабочей поверхности зуба собачки 1 (рис.20);
1 — собачка; 2 — ось; 3 — концевой штифт 5×30; 4 — вставка; 5 — пружина; 6 — ось
б) пружины 5 с остаточной деформацией;
в) вращение собачки 1 на оси 2 (задевания не допускаются).
Замену дефектной собачки 1 произвести согласно переходам 2-5.
05.2. Отсоединить пружину 5 от оси 6. Оснастка: плоскогубцы — 1 шт.
05.3. Выбить штифт 3 из вставки 4. Оснастка: молоток — 1 шт.; бородок — 1 шт.
05.4. Удалить из вставки 4 ось 2 и снять собачку 1.
05.5. Сборку защелки произвести в последовательности 05.4-05.2.
05.6. Смазать ось защелки смазкой ГОИ-54п.
Оснастка: кисть — 1 шт.
ОПЕРАЦИЯ 06
РЕМОНТ РЕЛЕЙНОЙ ПЛАНКИ И МЕХАНИЗМА ВЗВОДА РЕЛЕ РС
Трудозатраты: 0,2 чел.-ч.
Состав звена: электрослесарь 3-го разряда — 1 чел.
06.1. Очистить релейную планку 26 (см. рис.18) и механизм взвода реле РС 6 от пыли, старой смазки и осмотреть.
06.2. Проверить вращение релейной планки 26 в осях (заедания и задевания не допускаются).
Оснастка: гаечный ключ 12×14 — 1 шт.; плоскогубцы — 1 шт.
06.3. Проверить пружину 27. Для этого повернуть рукой планку 26 и отпустить. Усилие пружины 27 должно быть достаточным для возвращения планки в исходное положение. При остаточной деформации пружину заменить.
Оснастка: плоскогубцы — 1 шт.; отвертка — 1 шт.
Примечание. Данная операция выполняется только на приводах ШПОМ.
06.4. Проверить движение рычагов 10 и 14 механизма взвода реле РС, состояние тяги 9, качество болтовых и шплинтовых соединений. Задевания и заедания рычагов 10 и 14 не допускаются.
Оснастка: плоскогубцы — 1 шт.; отвертка — 1 шт.
ОПЕРАЦИЯ 07
СБОРКА ПРИВОДА
Трудозатраты: 1,2 чел.-ч.
Состав звена: электрослесарь 3-го разряда — 1 чел.
ВНИМАНИЕ! Перед сборкой механизма приводов ШПОМ, ШПКМ в соответствии с заводской инструкцией КЛО 412.147 произвести смазку:
а) узлов вращения — индустриальным маслом 20 или 50 (ГОСТ 1707-51);
б) рабочих поверхностей собачек, защелок и других трущихся деталей — смазкой ЦИАТИМ-201.
Оснастка: кисть — 1 шт.; масленка — 1 шт.
07.1. Установить на вал 30 (см. рис.18) шайбу 32 и рычаг 28.
Оснастка: молоток — 1 шт.
07.2. Проверить наличие смещения механизма расцепления 17 от мертвой точки.
В отключенном положении допускается смещение механизма расцепления порядка 1-4 мм.
При необходимости регулировки механизма предварительно следует вывернуть винты 25.
Оснастка: линейка — 1 шт.; отвертка — 1 шт.
07.3. Установить шайбу 38 на вал 30.
07.4. Установить на рычаг 37 кольца 34 и уложить ролики 36, предварительно тщательно смазав посадочные места смазкой ЦИАТИМ-201.
Оснастка: кисть — 1 шт.
07.5. Установить рычаг 37 в отверстие передней стенки 35.
07.6. Установить собранную переднюю стенку 35 в корпус 12 с совмещением отверстий.
07.7. Ввинтить болты 39 с шайбами 40 и ось 33 в корпус 12, закрепить стенку окончательно.
Оснастка: гаечный ключ 14×17 — 1 шт.
07.8. Проверить глубину захвата рычага 28 собачкой 13, которая должна быть 1 мм. Регулировку произвести винтом 5 (после регулировки законтрить винт).
Оснастка: отвертка — 1 шт., линейка — 1 шт., гаечный ключ 8×10 — 1 шт.
07.9. Проверить вручную работу механизма привода (задевания и заедания не допускаются).
07.10. Установить подшипник 16 (см. рис.19) на шпильки шкафа и вал механизма. Добиться легкого вращения вала, равномерно затягивая гайки 21.
Оснастка: гаечный ключ 17×19 — 1 шт.
07.11. Установить рычаг 18 на вал, застопорить болтом 17.
Оснастка: гаечный ключ 12×14 — 1 шт.
07.12. На вал шестерни 29 установить шайбы 27 (1-2 шт.), вставить шестерню 29 в подшипник 26, установить шайбы 24, зашплинтовать шплинтом 23.
Оснастка: плоскогубцы — 1 шт.
07.13. Установить на ось 31 шайбы 32 (1-2 шт.), колесо 9, ввести его в зацепление с шестерней 29, установить шайбу 32, зашплинтовать шплинтом 30.
Оснастка: плоскогубцы — 1 шт.
07.14. Установить шестерню 11, ввести ее в зацепление с колесом 9, закрепить болтом 10.
Оснастка: гаечный ключ 14х17 — 1 шт.
07.15. Совместить отверстие вилки 14 (см. рис.19) с рычагом КСА, вставить ось 13 и зашплинтовать.
Оснастка: плоскогубцы — 1 шт.; отвертка — 1 шт.
07.16. Проверить исправность подогревателей. При неисправности нагревательные элементы заменить.
Оснастка: плоскогубцы — 1 шт.; отвертка — 1 шт.
07.17. Проверить качество заземления шкафа привода.
07.18. Установить кожух на механизм привода.
Оснастка: гаечный ключ 8×10 — 1 шт.
07.19. Произвести вручную проверку работы отделителя ОД-110М совместно с приводом ШПОМ; цикл «Включить» — «Отключить» произвести не менее 5 раз, убедиться в надежности работы аппарата.
Оснастка: рукоятка ручного оперирования — 1 шт.
07.20. Произвести проверку работы короткозамыкателя КЗ-110М с приводом ШПКМ согласно переходу 19.
Оснастка: рукоятка ручного оперирования — 1 шт.