Лифт для пожарных подразделений размеры
Перейти к содержимому

Лифт для пожарных подразделений размеры

  • автор:

Пассажирские лифты для пожарных

Пожар – это неконтролируемый процесс горения, который причиняет материальный ущерб и представляет опасность для жизни и здоровья людей. К сожалению, пожар может произойти в любом месте, даже современные высотки не защищены от возгорания на сто процентов. При возникновении пожара эвакуация людей и доступ пожарных к очагу возгорания стоят на первом месте. Если здание не многоэтажное, то людей могут эвакуировать через окна с помощью специальных выдвижных лестниц пожарной машины. В случае высоток, дело с этим обстоит сложнее. Пожарные одеты в тяжелую спецодежду, которая защищает их от огня. Они не смогут оперативно подняться на большую высоту, и сил на тушение пожара останется немного. Как быть в таком случае? Специально для высотных зданий были созданы лифты для пожарных. Рассмотрим их основные особенности и технические характеристики.

В чем отличие пожарных лифтов от пассажирских?

Пожарные лифты разрабатывались специально для случая возгорания в здании, чтобы быстро и безопасно доставлять специалистов на нужные этажи. Поэтому они имеют ряд особенностей, присущих не всем пассажирским лифтам. Во-первых, это размеры. Габариты кабины пожарного лифта должны составлять не менее 1,1 м на 2,1 м, это необходимо для транспортировки, как большего количества пожарных, так и пострадавших людей на носилках или в инвалидном кресле. Во-вторых – это материалы. Такие лифты будут выполнены из специальных негорючих материалов, имеющих определенный класс. Это обеспечивает дополнительную безопасность всем пассажирам. И самое важное – наличие резервного электропитания. Даже если во всем здании отключится электричество – пожарный лифт не застрянет в шахте, он продолжит свою работу. Но помимо своей основной функции такие лифты могут служить и для ежедневных пассажирских перевозок. Если пассажиропоток будет слишком большим, то может потребоваться модернизация лифта для пожарных. По большому счету она мало чем отличается от модернизации пассажирских лифтов – происходит замена или усовершенствование основных узлов и внутренней отделки кабины. При этом, проверке подлежат все системы – электроснабжения, связи и вентиляции. Также не исключено, что здание могло пережить несколько пожаров. Или же лифт имеет неустранимые неисправности – в этих случаях предусматривается замена пожарного лифта. Она требует большой ответственности, так как необходимо будет правильно подключить все специальные системы, обеспечивающие безопасность пассажиров во время пожара.

Установка лифтов для пожарных, как и их обслуживание, требует большой ответственности, на сегодняшний день на рынке представлено множество лифтовых компаний, не способных грамотно подойти к этой задаче. Тем не менее, из этого числа необходимо выбрать того, кто имеет большой опыт и штат первоклассных специалистов. Траст-лифт существует на российском рынке уже более 20 лет, и за это время наша компания приобрела огромный опыт, в том числе в работе со специальными, нестандартными лифтами. Квалифицированные сотрудники с большой ответственностью относятся к любой работе, что, несомненно, является самым важным. Помимо этого компания предлагает установить лифт для пожарных подразделений в строящееся или уже готовое здание.

Лифт для перевозки пожарных подразделений: нормы и требования

Лифты для транспортирования пожарных подразделений (пожарные лифты для пожарных) являются составной частью комплекса инженерного оборудования зданий и сооружений различного назначения, а так же одним из видов пожарно-технических средств, обеспечивающих перемещение пожарных подразделений на этажи зданий для выполнения работ по спасению людей, обнаружению и тушению пожаров.

О том, что строго запрещено пользоваться пассажирскими лифтами как в жилых многоквартирных домах, так и в общественных зданиях для эвакуации из них в случае возникновения пожара знают большинство людей, а так же прошедших обучение ПТМ в специализированных центрах, в организации и на предприятии. Действительно, как показывает печальная статистика, после отключения электроснабжения здания в случае пожара и заполнения лифтовых шахт дымом, часто превращаются в смертельную ловушку, из которой нет выхода.

Но, есть и исключение из правил – это пассажирские лифты, предназначенные также для безопасной оперативной перевозки пожарных, или специальные лифты, установленные исключительно для этой цели.

В период нормального функционирования лифт для пожарных должен находиться в эксплуатации в качестве пассажирского либо служебно-хозяйственного лифта.

Лифты для пожарных могут устанавливаться в самостоятельном лифтовом холле или в общем лифтовом холле с другими пассажирскими лифтами и объединяться с ними системами автоматического группового управления.

Чем конструктивно, какими техническими, эксплуатационными характеристиками они в лучшую сторону в части обеспечения безопасности отличаются от других своих «собратьев» по быстрой транспортировке людей на этажи, отметки зданий, инженерных, технологических сооружений пойдет речь в этой статье.

Пиктограмма лифта для пожарных

Пиктограмма лифта для пожарных подразделений

Основные параметры и размеры

Надо сказать, что на практике такая инженерная система, необходимая для многих зданий, сооружений до настоящего времени остается довольно редкой в большинстве городов страны. Почему это так обстоит, стоит разобраться подробнее, чтобы понять суть проблемы.

К нормам ПБ, именуемым ГОСТ «Пожарные лифты», следует отнести следующие действующие сегодня в России официальные документы:

  • ГОСТ Р 52382-2010, определяющий требования к конструкции таких лифтов, безопасности людей в процессе перевозки.
  • ГОСТ Р 53296-2009, регламентирующий установку этих лифтов в строениях, сооружениях.
  • ГОСТ Р 22.9.11-2013, где установлены классификационный перечень, технические требования к аварийно-спасательным средствам для спасения людей из высотных зданий в случае возникновения ЧС, в том числе к лифтовому АСС, устанавливаемому снаружи строений.

Кроме них, установку, эксплуатацию пожарных лифтов в зданиях/сооружениях регламентируют:

  • Ст. 90 ФЗ № 123-ФЗ, предписывающая необходимость наличия средств подъема сотрудников пожарных подразделений на этажи зданий.
  • СНиП 21-01-97*, регламентирующий ПБ всех строений.
  • СП 118.13330.2012* об общественных зданиях/сооружениях.
  • СП 54.13330.2016 о жилых многоквартирных домах, где при определенных условиях также необходимо устройство таких лифтов.
  • НПБ 250-97, устанавливающий перечень требований к лифтам для доставки пожарных подразделений, монтируемых в строениях, сооружениях любого назначения.

Среди основных характеристик этих устройств необходимо знать следующие:

  • Пожарным лифтом называется внутреннее или наружное техническое устройство, оснащенное установками защиты, управления, связи, позволяющее обеспечивать безопасную оперативную доставку сотрудников пожарных, аварийно-спасательных подразделений на этажи/отметки защищаемых объектов.
  • Размеры лифта должны быть не меньше, чем 1,1 х 2,1 м, чтобы была возможность транспортировки в кабине носилок с неходячими больными, а также инвалидов в колясках из зданий лечебно-профилактического, социального назначения.
  • Ширина строительного проема шахты, а также двери кабины такого лифта обязана быть не меньше 800 мм.
  • Грузоподъемность пожарных лифтов должна быть не меньше 630 кг в высотных жилых домах, 1000 кг – в общественных строениях, производственных объектах, сооружениях.
  • Скорость перемещения пожарного лифта обязана быть не меньше Н/60 (Н – высота жилого/общественного строения, инженерного, технологического сооружения).
  • Обязана быть обеспечена надежная работоспособность систем противодымной вентиляции шахт, холлов пожарных лифтов, их блокировка с установками АПС, т. е. автоматическое включение при срабатывании датчиков дыма, тепловых извещателей.

Важно : кроме периода целевого использования во время разведки, локализации/ликвидации очагов пламени в здании, пожарный лифт может эксплуатироваться в качестве пассажирского или хозяйственного подъемника.

Требования к конструкции

Шахта такого устройства как расположенного внутри строения, так и пристроенная снаружи, должна выполняться из негорючих строительных материалов, чтобы предел стойкости к огню ограждающих конструкций был не ниже REI 120. В них, кроме дверных, допустимо выполнять технологические проемы для подвода инженерных коммуникаций: систем электроснабжения, управления/связи, систем вентиляции при условии заполнения их противопожарными люками, огнезащитной штукатуркой на всю толщину стен/перегородок.

Строительные конструкции ограждения холлов/тамбуров этих лифтов выполняются противопожарными перегородками 1 типа с дымо- и газонепроницаемыми дверями 2 типа с устройствами самозакрывания, а также уплотнения притворов.

Конструкции ограждения машинных отделений таких лифтов выполняются противопожарными преградами – не меньше REI 120, а их двери – не меньше EI 60.

Хотя согласно нормам ПБ лифтовые двери могут иметь пределы стойкости к огню не меньше EI 30, но противопожарные двери систем подъема бойцов пожарных формирований на этажи/отметки зданий должны быть не меньше EI 60.

Кроме того, к исполнению, комплектации, устройству таких лифтов существуют определенные требования норм/правил ПБ:

  • Элементы ограждения конструкции лифтовой кабины изготавливаются из негорючих материалов, или относящихся к группе Г1.
  • Внутренняя отделка/облицовка – не ниже Г2, группа воспламеняемости В2, дымообразующей способности Д3 и группа токсичности продуктов горения Т2.
  • Обеспечение резервным питанием по 1 категории электроснабжения для исключения остановки/блокировки во время движения.
  • Монтаж линии/кабеля связи от кабины до наружной стены здания для обеспечения постоянного контакта с руководителем тушения пожара.
  • В кабине лифта оборудуются потолочный люк и трап для обеспечения возможности подъема на ближайший этаж/отметку строения, а внутри шахты – скобы.
  • Двери лифта могут находиться в открытом состоянии только при нажатой кнопке, закрываясь, если ее отпустить, что дополнительно обеспечивает безопасность людей, находящихся в кабине.
  • Наличие в кабине устройства, сигнализирующего о перегрузке.
  • Исполнение, материал отделки пола кабины пожарного лифта должны быть противодействующими скольжению на мокрой поверхности. Группа распространения пламени РП2, дымообразующей способности Д3, токсичности продуктов горения Т2.
  • Плафоны устройств стационарного электричества освещения кабины лифта следует изготавливать из материалов группы воспламеняемости не ниже В2.

Лестница в лифте для пожарных

Правила установки в зданиях

Лифт для перевозки пожарных подразделений при делении строения на пожарные отсеки в обязательном порядке устанавливается в его каждой части. При использовании во время возведения лифтовой шахты стальных строительных элементов необходима огнезащита металлических конструкций для обеспечения, требуемого нормами, предела стойкости к огню.

Монтаж таких лифтов ведется в ходе строительства зданий/сооружений, реконструкции существующих, замене выработавших свой эксплуатационный ресурс пассажирских лифтов.

Пожарный лифт обычно не должен соединять наземные и подземные уровни здания/сооружения. Допустимо наличие остановок в наземных и двух подземных уровнях, включая цоколь. При наличии в здании три более подземных уровней требуется установка отдельного пожарного лифта с остановками на каждой отметке здания или сооружения.

Не только шахты таких лифтов, но и холлы/тамбуры в подземных этажах оснащаются самостоятельными системами/установками приточной вентиляции, создающими избыточное давление воздуха, вытесняющего дым из них.

При обеспеченности зданий, производственных объектов водяными стационарными системами пожаротушения монтаж спринклерных или дренчерных оросителей в холлах, тамбурах пожарных лифтов, а также непосредственно перед ними на отметке/этаже недопустим.

В то же время эти помещения защищаются пожарными извещателями установки АПС здания.

Режимы работы

Существует три режима. Пожарные нормы для лифтов говорят об этом следующее:

  • Перевозка пассажиров в нормальном повседневном режиме.
  • «Пожарная опасность» – режим установленной последовательности действий управляющей системы, который предписывает его принудительное движение на основной этаж посадки пассажиров, кроме команд непосредственно из кабины и поступающих по пути вызовов с этажей/отметок. По прибытии на посадочный, как правило, первый этаж лифт стоит с открытой дверью (дверями) до прибытия первого пожарного расчета.
  • «Перевозка пожарных подразделений» – алгоритм, обеспечивающий движение лифта, исключительно по командам пожарных из кабины. Это происходит не с помощью сенсорной панели, а только посредством нажимной не фиксируемой кнопки. При этом двери не открываются автоматически по прибытии на выбранную отметку здания, а исключительно по команде из кабины. Открытие происходит небыстро, что дает пожарным возможность оценки ситуации, подачи команды на закрывание дверей в случае непосредственной опасности.

Область применения

Согласно нормам ПБ пожарные лифты обязательны к установке на следующих объектах в:

  • зданиях учреждений для детей, престарелых, инвалидов, если высота здания превышает 10 м.
  • высотных жилых домах больше 50 м.
  • общественных, административных, производственных зданиях/сооружениях выше 28 м.
  • подземных автостояночных комплексах – при количестве этажей более двух.

Сегодня пожарные лифты становятся неотъемлемой инженерной системой противопожарной защиты современных жилых, общественных комплексов, новых производственных, инженерных объектов, технологических установок.

Когда нужен пожарный лифт и даже при его наличии, он не всегда используется. Почему – это непростой вопрос. Вызвано, это тем, что мало выполнить эту довольно сложную инженерную систему здания в полном соответствии с нормами ПБ, проектной документацией, обеспечив безопасность при использовании в условиях пожара; но и обеспечить его правильное обслуживание, ответственную эксплуатацию, взаимодействие специалистов инженерных служб объекта и сотрудников территориального подразделения МЧС.

Не секрет, что наученные печальным опытом использования такого инженерного оборудования, пожарные не без серьезных на то оснований, для чего достаточно вспомнить пожар на Останкинской телебашне; часто довольно скептически, крайне настороженно относятся к необходимости использования пожарных лифтов не в ходе учений, а в реальной обстановке по прибытии к месту вызова. Многие считают, что вести разведку, тушение пожара, лучше используя традиционные эвакуационные пути и выходы, а не полагаться на волю зачастую непредсказуемых технических устройств, становясь их заложниками в прямом смысле этого слова.

Конечно, это ни в коей мере не говорит о том, что нужно отказаться от этой инженерной системы. Для этого есть как минимум две важных причины: их установка обусловлена обязательными нормативными требованиями; а их использование экономит время, силы пожарных в ходе разведки, тушения очага, следовательно, повышает шансы на спасение людей, оперативную ликвидацию пожара.

Регламент работы и документация

В целом пожарные лифты аналогично другим подобным устройствам, предназначенным для перемещения в многоэтажных зданиях/сооружениях должны соответствовать «Техническому регламенту о безопасности лифтов», утвержденному Правительством РФ в 2009 году.

Для обеспечения безопасной и долговременной эксплуатации пожарных лифтов ГОСТы требуют, кроме регулярного обслуживания, проведения периодических и полных технических освидетельствований этих важных инженерных систем здания, в том числе в режимах «пожарная опасность», «перевозка пожарных подразделений».

Схожие требования предъявляются к противодымной вентиляции лифтовых шахт, холлов/тамбуров.

По всем результатам обслуживания, переосвидетельствований ведется, заполняется соответствующая техническая документация согласно установленным нормам.

Предлагаем Вам ознакомится с образцами лифтов зарубежных коллег, как видно из видео, этот лифт используются для перевозки пассажиров, но внутри предусмотрен специальный люк, для подразделений пожарной охраны. Если сотрудникам противопожарной службы понадобится данный лифт, то с помощью специального ключа, он может быть переведен в нужный режим работы « Перевозка пожарных подразделений» . Ознакомьтесь с видео роликом, так же рекомендуем Вам включить субтитры (для этого выберите сначала Английский, а потом уже перевод на нужный Вам язык).

Инструкция по включению русских субтитров в видеоролике

Инструкция по включению русских субтитров в видеоролике

Лифты для пожарных теперь имеют собственный ГОСТ

Лифты для пожарных теперь имеют собственный ГОСТ

В дополнение к введенным в действие в 2017 году межгосударственным стандартам:
• «ГОСТ 33605-2015. Лифты. Термины и определения»,
• «ГОСТ 5746-2015 (ISO 4190-1:2010). Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры»,
1 марта 2019 года вступил в силу «ГОСТ 34305-2017 (EN 81-72:2015). Лифты пассажирские. Лифты для пожарных», который явился логическим продолжением линейки ГОСТов в системе стандартизации общих и специальных требований безопасности к устройству и монтажу лифтов.

Новый межгосударственный стандарт регламентирует также эксплуатацию лифтов, предназначенных для работ по обнаружению и тушению пожара, спасению людей из опасных зон. Однако в него не включены требования к строительным конструкциям и оборудованию (см. рис. 1), электроснабжению лифтов и процедуры действий по борьбе с возгоранием. Кроме того, стандартом не определяется количество пожарных лифтов в здании и этажей, на которые вызываются такие лифты для тушения пожаров и спасения людей.

Рис. 1. Фасадный пожарно-эвакуационный подъемник «Automatic Rescue Climber» («ARC»).jpg

Рис. 1. Фасадный пожарно-эвакуационный подъемник «Automatic Rescue Climber» («ARC»)

Требования нового стандарта были разработаны с учетом опасных ситуаций, способных возникнуть в процессе эксплуатации лифта, которые приведены в двух таблицах:
• в Таблице 1 изложены опасные ситуации, возникающие в зданиях;
• в Таблице 2 — непосредственно в самом лифте для пожарных.
При этом стандартом не рассматриваются такие опасные ситуации как блокирование лифта на необслуживаемых этажах, разрушение здания до того, как пожарные закончат использование лифтов и проникновение ряда опасных факторов в помещения лифтового оборудования или непосредственно в лифтовую шахту.
Основные требования к лифтам для пожарных изложены в части 5 стандарта. В соответствии с ней при выборе размеров и параметров лифтов рекомендуется руководствоваться ГОСТ 5746-2015, при этом грузоподъемность лифта должна быть не менее 630 кг. Если в лифте предусмотрена возможность перевозки спасаемых людей, то его размеры должны составлять не менее 2100 × 1100 мм или 1100 × 2100 мм. Согласно новому стандарту скорость лифта обеспечивает доставку пожарного подразделения с посадочного этажа на верхний максимум за 60 секунд с момента закрытия дверей.
В случае застревания лифта пожарные должны иметь возможность покинуть его, для чего в крыше кабины оборудуется специальный люк с размерами не менее 0,5 × 0,7 м (см. рис. 2). Недопустимо перекрывать доступ к люку различными конструкциями или осветительными приборами. Во время открывания люка кабина лифта должна быть полностью неподвижной.

Рис. 2. Люк в кабине лифта для пожарных.jpg

Рис. 2. Люк в кабине лифта для пожарных

Что касается дверей в лифтах для пожарных, то стандартом предписывается применять горизонтальные автоматические раздвижные двери с установленным противопожарными нормами пределом огнестойкости и с шириной дверного проема не менее 800 мм.
По новому ГОСТу система управления лифтами для пожарных обеспечивает выполнение двух основных режимов:
• «пожарная опасность»;
• «перевозка пожарных подразделений».
Перевод лифта в режим «пожарная опасность» происходит автоматически по команде системы пожарной сигнализации. Кабина лифта в этом случае направляется на посадочный этаж, а все прочие вызовы не принимаются к исполнению.
После завершения режима «пожарная опасность» включается режим «перевозка пожарных подразделений», во время которого должны соблюдаться определенные требования, например отражение местоположения кабины на световых табло или отключение устройств контроля дверного проема.
Возвращение лифта в режим нормальной работы допустимо только после того, как обслуживающий персонал произведет осмотр для выявления возможных повреждений, способных нарушить нормальную работу.
Согласно стандарту, лифты для пожарных должны быть оборудованы системой переговорной связи между кабиной и посадочным этажом, а также и другими местами связи — диспетчерской или центральным пунктом управления системы пожарной защиты. Не допускается использование телефонной гарнитуры в качестве устройства связи.
В части 6 нового межгосударственного стандарта приводится таблица, в соответствии с которой следует осуществлять проверку требований безопасности для пожарных лифтов и пиктограмма лифта для пожарных (см. рис.), которая должна быть расположена на посту управления в кабине лифта и на соответствующих этажах.
Новый ГОСТ основан на европейском стандарте, регламентирующем устройство, монтаж и применение лифтов для пожарных, однако в него внесены дополнительные требования и положения, учитывающие особенности национальной экономики или межгосударственной стандартизации. На сегодня рассматриваемый стандарт принят четырьмя государствами — Россией, Беларусью, Узбекистаном и Киргизией.

Другие новости:

12.03.2019 Альянс «Комплексная безопасность» — участник MAPIC RUSSIA-2019

С начала 2019 года действует новая форма карточки учета пожара

25.02.2019 С начала 2019 года действует новая форма карточки учета пожара

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на лифты, соответствующие общим требованиям безопасности к устройству и установке, а также установленным настоящим стандартом специальным требованиям безопасности для новых пассажирских и грузопассажирских лифтов, которые могут быть применены для выполнения работ по спасению людей, обнаружению и тушению пожара.

1.2 Настоящий стандарт может быть использован в качестве базы при модернизации находящегося в эксплуатации лифта.

1.3 Настоящий стандарт применяется при соблюдении нижеследующих условий:

— действие настоящего стандарта ограничивается моментом проникновения опасных факторов пожара и воды в холл или тамбур-шлюз лифта для пожарных;

— конструкция здания ограничивает проникновение воды в шахту лифта;

— лифт для пожарных не рассматривается в качестве пути эвакуации;

— система энергоснабжения обеспечивает стабильную подачу энергопитания.

1.4 Настоящий стандарт не распространяется на лифты с частичным ограждением шахты.

1.5 Настоящий стандарт не определяет:

— количество лифтов для пожарных и этажей, на которые лифт вызывается для выполнения работ по спасению людей, обнаружению и тушению пожара;

— использование не верхней кабины многокабинного лифта для выполнения работ по спасению людей, обнаружению и тушению пожара.

1.6 Настоящий стандарт учитывает существенные опасности, опасные ситуации и события, касающиеся лифтов для пожарных (как указано в разделе 4), во время использования по назначению и при условиях, предусмотренных изготовителем.

1.7 Для оценки безопасности решений, ситуаций или событий, касающихся лифтов для пожарных, которые не охвачены настоящим стандартом (например, принципиально новых технических решений), следует применять процедуру анализа и снижения риска.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 33605-2015 Лифты. Термины и определения

ГОСТ 5746-2015 (ISO 4190-1:2010) Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ 33605, а также следующие термины с соответствующими определениями:

пожар: Неконтролируемое горение, приводящее к ущербу.

пожарный отсек: Часть здания и сооружения, выделенная противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями или покрытиями, с пределами огнестойкости конструкции, обеспечивающими нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение всей продолжительности пожара.

([1], статья 2, перечисление 27)

система противопожарной защиты: Комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию).

([1], статья 2, перечисление 41)

3.4 переключатель лифта для пожарных: Переключатель, находящийся в кабине лифта или на основном посадочном этаже снаружи шахты, предназначенный для использования пожарными.

3.5 основной посадочный этаж: Этаж главного входа в здание (сооружение).

безопасная зона: (пожаробезопасная зона, пожарозащищенный лифтовый холл): Зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют либо не превышают предельно допустимых значений.

([1], статья 2, перечисление 2)

3.7 лифт с проходной кабиной: Лифт, кабина которого имеет два дверных проема.

опасные факторы пожара: Факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу.

([1], статья 2, перечисление 17)

4 Перечень существенных опасностей

4.1 Требования настоящего стандарта установлены с учетом проведенных анализов рисков в отношении опасностей, опасных ситуаций и событий, идентифицированных как существенные в отношении лифтов для пожарных и требующих принятия мер по устранению или уменьшению риска.

4.2 Существенные опасности, учтенные в настоящем стандарте, приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 — Перечень существенных опасностей и опасных ситуаций. Здание

Опасность и опасная ситуация

Опасные факторы пожара могут распространиться в шахту лифта/помещение для оборудования лифта/ безопасную зону

Незащищенное оборудование лифта или оборудование, доступ к которому затруднен

Лифт долгое время не использовался пожарными

Задержка действий пожарных

Блокирование людей в безопасной зоне при отказе лифта

Небезопасное пространство для пожарных

Разрушение конструкции здания до окончания пользования лифтом

Недостаточное количество лифтов для пожарных либо их неправильное месторасположение для доставки пожарных бригад в пределах здания

Таблица 2 — Перечень существенных опасностей и опасных ситуаций. Лифт для пожарных

Общие опасности для лифтов

Опасность блокирования/застревания лифта

Задержка действий пожарных

Отказ или неисправность в работе системы управления

Ошибочные действия пожарных, пассажиров (человеческий фактор)

Несоответствующая конструкция, размещение или идентификация устройств управления

4.3 В настоящем стандарте не рассмотрены следующие опасности:

— блокирование людей в лифтовом холле на этажах, не обслуживаемых лифтами;

— проникновение опасных факторов пожара и воды в лифтовый холл и/или шахту в помещения для размещения лифтового оборудования;

— разрушение здания, прежде чем пожарные прекратят использование лифта для пожарных.

5 Требования по безопасности и/или защитные меры

5.1* Требования к установке в зданиях

* Выполнение данных требований не входит в область ответственности изготовителей (поставщиков) лифтов.

Требования к строительным конструкциям, к оборудованию систем противопожарной защиты, к предотвращению при помощи строительных мероприятий проникновения воды, используемой для тушения пожара, в шахты и машинные помещения лифтов для пожарных, а также требования к электроснабжению лифтов для пожарных устанавливаются строительными нормами и документами в области пожарной безопасности.

5.2 Основные требования к лифтам для пожарных

5.2.1 Основные параметры и размеры лифтов для пожарных рекомендуется выбирать по ГОСТ 5746. Грузоподъемность лифта для пожарных должна быть не менее 630 кг.

5.2.2 Лифты для пожарных, в которых предусмотрена возможность транспортирования спасаемых людей на носилках, должны иметь достаточные для этого размеры кабины, но не менее 1100×2100 или 2100×1100 мм с шириной дверного проема не менее 800 мм.

5.2.3 Скорость лифта для пожарных должна обеспечить доставку пожарных на верхний обслуживаемый лифтом этаж от основного посадочного этажа не более чем за 60 с момента закрытия дверей лифта. Для лифтов с максимальным подъемом более 200 м это время может быть увеличено на 1 с на каждые 3 м дополнительной высоты подъема.

5.2.4 Для проходных кабин с двумя дверными проемами при выполнении работ по спасению людей, обнаружению и тушению пожара должно быть исключено открывание двух дверей одновременно.

5.2.5 Лифты, размещенные в общей шахте с лифтом для пожарных, не предназначенные для использования пожарными, должны иметь режим работы «Пожарная опасность».

5.2.6 На основном посадочном этаже около проема шахты лифта для пожарных должна быть размещена пиктограмма, приведенная в приложении А.

5.2.7 При оборудовании зданий (сооружений) водяными установками пожаротушения размещение оросителей (спринклеров) не допускается в шахтах лифтов, в пространствах для размещения машинного оборудования и в холлах (тамбурах) лифтов.

5.3 Высвобождение пожарных из застрявшей в шахте кабины

5.3.1 В крыше кабины лифта для пожарных должен быть оборудован люк. Размер люка в свету должен быть не менее 0,5×0,7 м. Для лифтов грузоподъемностью 630 кг допускается выполнять люк размером в свету не менее 0,4×0,5 м.

Примечание — Это допущение не распространяется на лифты грузоподъемностью 630 кг с размерами кабины 1100 × 2100 мм или 2100×1100 мм.

5.3.2 Люк должен соответствовать общим требованиям безопасности к устройству.

Доступ к люку не должен перекрываться конструкциями или устройствами освещения. Если в кабине установлен подвесной потолок, то он должен легко открываться без использования специального инструмента. Усилие открытия подвесного потолка или его части, соответствующей расположению люка, должно быть менее 250 Н. Точки воздействия для открытия люка должны быть четко обозначены внутри и снаружи кабины.

Должны быть предусмотрены меры против возникновения опасности неконтролируемого падения подвесного потолка после воздействия на эти точки.

Примечание 1 — Универсальный ключ, вставляемый в треугольную ключевину, не считается специальным инструментом.

5.3.3 При открывании люка должно исключаться дальнейшее движение лифта. Электрический выключатель, контролирующий закрытое положение люка, должен соответствовать общим требованиям безопасности к устройству и установке.

Возврат лифта в нормальный режим работы должен осуществлять обслуживающий квалифицированный персонал.

5.4 Использование гидравлических лифтов в качестве лифтов для пожарных

При использовании гидравлических лифтов в качестве лифтов для пожарных гидравлические трубопроводы между пространством для машинного оборудования и шахтой лифта или ограждающие их конструкции должны иметь предел огнестойкости не менее, чем ограждение шахты лифта.

5.5 Двери кабины и двери шахты лифта

В лифтах для пожарных должны применять автоматические горизонтальные раздвижные двери кабины и шахты.

Предел огнестойкости дверей шахты установлен противопожарными нормами.

5.6 Система управления лифтом для пожарных

Система управления лифтом должна обеспечивать выполнение режимов:

— «Пожарная опасность» (фаза 1);

— «Перевозка пожарных подразделений» (фаза 2).

5.6.1 Фаза 1: режим работы лифта «Пожарная опасность»

Перевод лифта в режим «Пожарная опасность» должен быть произведен по команде автоматической системы пожарной сигнализации здания (сооружения), при поступлении которой кабина лифта должна быть отправлена на основной посадочный этаж. В случае обнаружения системой автоматической пожарной сигнализации опасных факторов пожара на основном посадочном этаже допустима подача команды на перемещение кабины лифта на другой (альтернативный) назначенный этаж. Требования по установлению основного посадочного этажа и альтернативного назначенного этажа должны быть предусмотрены проектом здания и оговорены при заказе лифта.

Допускается установка специального переключателя «Пожарная опасность», расположенного в лифтовом холле на основном посадочном этаже.

Этот переключатель должен иметь позиции «0» и «1», при переводе которого из позиции «0» в позицию «1» лифт должен переходить в режим «Пожарная опасность» (фаза 1, ручное включение).

Команда на перевод в режим «Пожарная опасность» для каждого лифта, включая лифт для пожарных, даже если лифты объединены системой группового управления, подается отдельно.

В режиме «Пожарная опасность» алгоритм работы лифта для пожарных обеспечивает следующее:

a) все вновь поступающие приказы в кабине лифта и вызовы с этажных площадок не регистрируются и не принимаются для исполнения;

b) все ранее зарегистрированные приказы и вызовы аннулируются;

c) кнопки открывания дверей в кабине и аварийной сигнализации остаются в рабочем состоянии;

d) лифт для пожарных работает независимо от других лифтов в группе и продолжает функционировать при выходе из строя пассажирских лифтов, связанных с лифтом для пожарных общим групповым управлением;

e) двусторонняя громкоговорящая связь остается в рабочем состоянии.

В кабине лифта для пожарных при поступлении команды на включение режима «Пожарная опасность» должен быть предусмотрен звуковой сигнал о необходимости устранить возможные препятствия закрытию дверей. Звуковой сигнал выключается при закрытии дверей кабины и шахты.

Звуковой сигнал должен быть настроен на уровень звука от 35 до 65 дБ.

Если в момент поступления сигнала о включении режима «Пожарная опасность» лифт находится в режимах «Ревизия», «Операция эвакуации пассажиров из кабины лифта с помощью привода», «Управление из машинного помещения», звуковой сигнал укажет обслуживающему персоналу на необходимость, если это возможно, перевести лифт в режим «Нормальная работа». Это позволит выполнить команду на включение режима «Пожарная опасность»;

f) лифт, находящийся на этажной площадке, должен закрыть двери и двигаться без промежуточных остановок на основной посадочный (назначенный) этаж;

g) лифт, движущийся в направлении от основного посадочного (назначенного) этажа, должен остановиться на ближайшем этаже без открытия дверей, изменить направление движения и следовать на основной посадочный (назначенный) этаж;

h) лифт, движущийся в направлении основного посадочного (назначенного) этажа, должен продолжить свое движение без промежуточных остановок на основной посадочный (назначенный) этаж. Если лифт уже начал останавливаться на ближайшем попутном этаже, то допускается сделать остановку и продолжить движение к основному посадочному (назначенному) этажу без открытия дверей;

i) по прибытии лифта на основной посадочный (назначенный) этаж двери кабины и двери шахты должны автоматически открыться и оставаться в открытом положении. Поступающие вновь приказы и вызовы не должны приниматься.

5.6.2 Фаза 2. Режим работы лифта «Перевозка пожарных подразделений»:

a) включение режима «Перевозка пожарных подразделений» (фаза 2) осуществляют после завершения режима «Пожарная опасность» (фаза 1);

b) перевод лифта в режим «Перевозка пожарных подразделений» осуществляют при помощи универсального ключа, вставляемого в треугольную ключевину, расположенную на панели управления кабины лифта или рядом с ней. Универсальный ключ переводят из позиции «Выключено» (позиция «0») в позицию «Включено» (позиция «1»). Только в позиции «0» универсальный ключ может быть удален из гнезда. Ключевина должна иметь маркировку пиктограммой, приведенной в приложении А;

c) приказ на движение лифта подается нажатием кнопки приказа на панели управления с номером этажа назначения. После нажатия кнопки двери должны начать закрываться, при этом кнопку приказа необходимо держать в нажатом положении до полного закрытия дверей. Отпускание кнопки в процессе закрытия должно приводить к автоматическому открыванию дверей. Допускается проводить закрытие дверей при помощи специальной кнопки «Закрытие дверей», причем действия с этой кнопкой должны быть аналогичны описанным с кнопкой приказа.

Может быть подан и зарегистрирован только один приказ. Зарегистрированный приказ должен иметь световую индикацию на посту управления кабины; во время движения кабины по зарегистрированному приказу допускается возможность его отмены и регистрация нового приказа;

d) местоположение кабины должно быть отображено на световых табло в кабине и на основном посадочном этаже;

e) открывание дверей остановившейся на этаже кабины возможно только путем постоянного нажатия на кнопку открытия дверей. Если до полного открытия дверей нажатие на кнопку открытия дверей прекращается, то двери должны автоматически закрываться;

f) при переводе ключа из позиции «1» в позицию «0» при нахождении кабины лифта на любом этаже с открытыми дверями в режиме «Перевозка пожарных подразделений» кабина остается в таком положении, и никакие подаваемые приказы не выполняются до перевода ключа в позицию «1»;

g) устройства контроля дверного проема, средства для предотвращения пуска кабины при несанкционированном проникновении в шахту лифта, контакты безопасности контроля закрывания люка кабины должны быть отключены в режиме работы «Перевозка пожарных подразделений»;

h) в режиме «Перевозка пожарных подразделений» (фаза 2) двусторонняя громкоговорящая связь согласно 5.9 должна оставаться в рабочем состоянии;

i) при завершении работы лифта в режиме «Перевозка пожарных подразделений» движение лифта становится возможным после его возвращения в режим «Нормальная работа». Возвращение лифта в режим «Нормальная работа» следует осуществлять только после проведения осмотра лифта обслуживающим персоналом и выявления отсутствия повреждений, влияющих на безопасность лифта.

5.6.3 В качестве альтернативы требованию по перечислению b) 5.6.2 допускается устанавливать переключатель, переводящий лифт в режим «Перевозка пожарных подразделений» в безопасной зоне на основном посадочном этаже. В этом случае он должен быть установлен на расстоянии по горизонтали не более 2 м от дверей шахты лифта на высоте от 1,4 м до 2,0 м над уровнем пола. Переключатель должен иметь пиктограмму, приведенную в приложении А, с указанием, к какому лифту он относится. Переключение осуществляется при помощи универсального ключа, вставляемого в треугольную ключевину.

Переключатель должен быть иметь два устойчивых состояния, четко обозначенных «1» и «0». Визуально должно быть видно, в каком положении находится переключатель. Если переключатель переведен в положение «1», включается режим «Перевозка пожарных подразделений» (фаза 2), соответствующий перечислениям с) — i) 5.6.2.

5.6.4 При включении режима «Перевозка пожарных подразделений» все устройства безопасности лифта (электрические и механические) должны оставаться в рабочем состоянии. Оптические устройства контроля дверного проема не должны создавать препятствия закрытию дверей под влиянием продуктов горения.

5.6.5 Во время операций по спасению, обнаружению и тушению пожара на работу лифта не должен влиять отказ устройств управления вызовом на этажную площадку.

5.6.6 Требования к соединению между переключателями лифта для пожарных и системой управления.

В режиме «Нормальная работа» разрыв соединения между переключателями и системой управления лифтом для пожарных должен приводить к включению режима фазы 1.

5.7 Проходная кабина

5.7.1 Если лифт для пожарных оборудован проходной кабиной, а все безопасные зоны здания расположены на той же стороне, на которой находится основной посадочный этаж, то в режиме «Перевозка пожарных подразделений» должны быть выполнены следующие требования:

a) в случае одного поста управления кабиной:

1) на посту управления кабиной должны быть две кнопки открытия дверей, которые легко идентифицируются с дверями, к которым они относятся,

2) кнопка открытия дверей не на стороне основного посадочного этажа должна быть выведена из рабочего состояния, и двери, не выходящие на сторону основного посадочного этажа, не должны открываться;

b) в случае более одного поста управления в кабине:

1) пост управления в кабине на стороне основного посадочного этажа предназначен для использования пожарными в режиме фазы 2, он должен быть обозначен соответствующей пиктограммой (см. приложение А),

2) другие посты управления в кабине должны быть отключены в режиме фазы 2,

3) если на постах управления в кабине предусмотрено более одной кнопки открытия дверей, то кнопка открытия дверей, не выходящих на сторону основного посадочного этажа, должна быть переведена в нерабочее состояние на этой фазе, и двери, не выходящие на сторону основного посадочного этажа, не должны открываться.

5.7.2 Если лифт для пожарных оборудован проходной кабиной, а все безопасные зоны здания не расположены на той же стороне, на которой находится основной посадочный этаж, то должны быть выполнены следующие требования:

a) только одна дверь кабины должна открываться в определенный момент времени и только на той стороне, на которой находится безопасная зона лифта для пожарных на этом этаже;

b) в случае одного поста управления в кабине:

1) на посту управления в кабине должны быть две кнопки открытия дверей, которые легко идентифицируются с дверями, к которым они относятся,

2) при работе в режиме фазы 2, когда лифт находится на назначенном этаже или в движении после приказа кабины, кнопки открытия дверей не на стороне безопасных зон должны быть отключены;

c) в случае более одного поста управления в кабине:

1) только один из постов управления в кабине, предназначенный для использования пожарными при режиме фазы 2, должен быть обозначен соответствующей пиктограммой (см. приложение А); пост управления в кабине, используемый пожарными, должен обслуживать все соответствующие этажи и иметь две кнопки открытия дверей,

2) при режиме на фазе 2, когда лифт находится на назначенном этаже, кнопки открытия дверей не на стороне безопасных зон должны быть отключены,

3) другие посты управления в кабине должны оставаться отключенными в режиме на фазе 2.

5.8 Устройства управления в кабине и на этажной площадке

5.8.1 Устройства управления в кабине и на этажной площадке, а также соответствующая система управления не должны регистрировать ложные сигналы, вызванные опасными факторами пожара (в том числе температурой, задымленностью, водой или влажностью).

На основном посадочном этаже должен быть предусмотрен индикатор положения кабины.

5.8.2 Кроме обычных индикаторов этажей основной посадочный этаж должен быть четко обозначен в виде пиктограммы (см. приложение А).

5.9 Система связи лифта для пожарных при пожаре

Кабина лифта для пожарных должна быть оборудована средствами для подключения к системе двусторонней переговорной связи и обеспечения связи в режиме «Перевозка пожарных подразделений» между кабиной лифта:

a) и основным посадочным этажом;

b) и другими местами связи (опционально), например диспетчерским пунктом или центральным пультом управления системы противопожарной защиты, при их наличии.

Оборудование связи в кабине лифта и на этаже для входа пожарных в здание должно быть в виде встроенного микрофона и громкоговорителя, но не телефонной гарнитуры.

Прокладка кабелей системы связи выполняется в шахте лифта.

6 Подтверждение выполнения требований безопасности и/или защитных мер

Проверку выполнения требований безопасности и/или защитных мер на лифтах для пожарных, предусмотренных разделом 5, следует осуществлять в соответствии с видами проверок, приведенными в таблице 3.

Таблица 3 — Подтверждение соответствия

Визуальный
осмотр a )

Соответствие
конструкции лифта b )

Проверка конструкторской
документации d )

Эксплуатационное
испытание e )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *