«Инженер – это не значит, что вы будете каждый день сидеть на заводе». Молодой кандидат Ольга Яцкевич о студентах, мотивации, научных трудах и воспитании детей
Ольга Константиновна Яцкевич – молодой талантливый преподаватель БНТУ, счастливая жена и мать троих детей, а с недавних пор еще и кандидат наук. К слову, это первая женщина, защитившая диссертацию на кафедре «Технологическое оборудование» машиностроительного факультета. Кроме этого, она активно катается на велосипеде, много ходит пешком и печет двухъярусные торты из мастики.
Еще в университете Ольга училась всегда на отлично, принимала активное участие в научной и общественной жизни университета. Закончив магистратуру, распределилась на кафедру, где работала сначала инженером, а потом старшим преподавателем. Параллельно поступила в аспирантуру на заочное отделение. Там она училась 10 лет, с перерывами на рождение троих детей. Но даже в декретном отпуске Ольга Константиновна не бросала начатое, а занималась научными трудами практически ежедневно. Итогом трудолюбия и упорства стала диссертация, которую она защитила 24 мая 2019 года. 27 декабря на Совете БНТУ ей был вручен диплом кандидата технических наук.
В настоящий момент Ольга Константиновна – автор более 45 научных работ, а также опытный педагог, который применяет инновационные технологии в обучении студентов. Кроме этого, ей удается находить время на свои хобби, семью и самообразование.
Зачем нужны на первый взгляд ненужные предметы? Где и откуда взять мотивацию? Как удается совмещать работу, научную деятельность и воспитание детей? Зачем инженеру учить английский язык? О студентах, учебе и материнстве читайте в нашем интервью.
— Каково это, быть единственной женщиной на кафедре, которой удалось защитить кандидатскую диссертацию?
— С одной стороны, это результат моей работы. Я училась в аспирантуре, через два года защитилась, это закономерный итог. Но самое приятное, что я оправдала надежды моих педагогов и научных руководителей. Я вижу, что они мной гордятся и рады, что есть кому продолжать научное направление. А это, в свою очередь, обязывает к дальнейшей активной работе.
— Какие самые трудные вопросы вам приходилось и приходится решать во время вашей работы преподавателем?
— Вопросы мотивации. Бывает, что студенты и учатся хорошо, и хорошо разбираются в предмете, но в большинстве случаев встает вопрос: «А зачем я буду это делать. То, что Вы рассказываете, мне потом в жизни не пригодится». Тогда начинаешь им объяснять, что работа конструктора важна и ответственна, что вам необходимо будет проектировать станки и инструменты, вы должны разбираться и в том, как они будут работать и как проводить их обслуживание, и из каких материалов их изготовить. Инженер-конструктор должен однозначно понимать, как решать задачу, поставленную перед ним технологом, и обеспечить достижение заданной точности и качества при обработке на спроектированном оборудовании. И порой только к пятому курсу они осознают, что все, что они изучали на младших курсах, необходимо, и без полученных знаний невозможно успешно решать реальные производственные задачи и стать высококвалифицированным специалистом.
Пугают студентов и вопросы зарплаты. Но в любой профессии сразу после окончания университета миллионов никто платить не будет. Но у тех, кто хочет учиться и развиваться, все впереди. Опытный специалист в нашей сфере всегда востребован, и его зарплата напрямую зависит от имеющихся навыков. Это интересная работа, и в ней можно развиваться и достичь определенных высот, сделать что-то полезное для страны. Тогда они вроде задумываются и начинают понимать, зачем изучать такие сложные дисциплины.
— Как решить вопрос мотивации на начальном этапе?
— Главное, чтобы преподаватель был сам влюблен в предмет, который преподает. Он должен быть многогранным и обладать широким кругозором. Ну и, конечно же, нужно поднимать престиж профессии инженера.
— А как это сделать? Поднять престиж профессии инженера?
— Я стараюсь студентам объяснять, чего они могут достичь, ставя в пример выпускников, которые закончили наш вуз. Они осуществили свои планы благодаря упорной работе и постоянному самосовершенствованию, в конечном итоге став значимыми фигурами в области инженерии. Кто-то стал директором завода, а кто-то специалистом мирового уровня. Некоторые выпускники получили дополнительное образование и работают сейчас в Германии, Чехии, Австрии. Работа инженера-конструктора не подразумевает, что вы будете просто просиживать время на заводе. Вы можете развиваться, учить иностранные языки и общаться с другими коллегами заграницей. Возможно, придется решать иногда сложные, но такие интересные задачи создания и внедрения новых технологий. Мир глобализуется, и, может быть, информационные технологии, которые активно использует современная молодежь для общения с коллегами и товарищами в другой стране, помогут создать что-то новое. Если это будет общая идея, а не просто общение с целью разработки, конструирования новых узлов, станков и механизмов.
— Используете современные информационные технологии для обучения своих студентов?
— Сейчас я использую такое понятие, как Google Класс, – это платформа, на которой авторизуются студенты, и я выдаю им задания. Там же есть возможность общения, студенты мне могут задавать вопросы, я у них могу что-то уточнять. У меня нет готовых решений, но я что-то пытаюсь пробовать для того, чтобы повысить мотивацию студентов и привить им желание учиться.
— Расскажите про вашу диссертацию?
— Тема моей диссертации: «Технология формирования износостойких керамических покрытий плазменным напылением порошков оксида алюминия, модифицированных молибденом и бором». Научным руководителем был профессор, доктор технических наук Девойно Олег Георгиевич. Он обладает огромным опытом в области лазерных и плазменных технологий и помог расширить область моих исследований, и оказал помощь в разработке технологий, позволивших получать износостойкие керамические покрытия на основе оксида алюминия с повышенной прочностью сцепления с основой и улучшенными эксплуатационными характеристиками.
— Как вы писали диссертацию?
— Ночью. Мой научный руководитель всегда говорил, что диссертация пишется ночью, а я не верила. Думала, как это можно ее ночью писать? А теперь точно могу сказать, что диссертация пишется исключительно ночью. Только когда все дома уже спят, вы можете спокойно заняться работой. Диссертацию мне было трудно писать, ведь в декрете с тремя детьми времени остается немного. Но главным моим принципом было делать что-то каждый день по чуть-чуть. Хоть одну статеечку прочитать, хоть пару строк написать.
— Что вы думаете о возрастных преподавателях в БНТУ?
— Нашим профессорам, конечно, сложно ориентироваться в современном информационном мире в силу возраста, но у них есть огромный накопленный опыт и знания. Мы можем и должны перенимать у них этот опыт, добавляя свое видение современности. Это очень ценно.
Плачевная статистика – наши профессора уходят, а заменить их некем. По книжкам разобраться труднее, чем если вы подойдете и попросите его что-то рассказать или поделится своим мнением. А он рад рассказывать и расскажет все, что знает. Вам достаточно эту информацию дополнить и переработать на современный лад. Надо пользоваться той возможностью, пока у нас есть наши уважаемые мэтры. Нужно продолжать их наследие, развивать дальше и создавать новое. Совершенствование образования – это очень важно.
— Трудно ли списать у Вас на экзамене? И списывали ли вы сами в студенчестве?
— Списать не главное, главное – понимать и уметь объяснить. Когда я училась и мы списывали, нам казалось, что это так незаметно, что мы так профессионально это делаем. К сожалению, когда я с другой стороны нахожусь, я вижу все. Другое дело, что я могу это заметить и сделать замечание, а могу сделать вид, что ничего не вижу. Но даже правильно списав, можно не получить заветной оценки. Главное, чтобы студент объяснил, потому что даже если он списал какие-то цифры и срисовал схему, но не знает, как она работает, то толку в том, что он списал, никакого. Инженер должен разбираться и отвечать на вопросы «как?» и «почему?»
— Многие люди в течение жизни занимаются одной и той же деятельностью, делают одинаковую работу. А как не «перегореть» на рабочем месте?
— Даже если вы занимаетесь долгие годы одним направлением в педагогической деятельности, инженерные профессии не узко направленные. Имея узкую специализацию, вы должны разбираться в различных общетехнических вопросах. Допустим, при разработке конструкций инструментов необходимо разбираться и в технологии, и в материаловедении, и в математике; так как есть сложные расчеты при профилировании рабочих поверхностей. Так вот, если вы будете постоянно развиваться, повышать свою квалификацию в смежных дисциплинах, то «перегореть» вам не грозит.
Кроме того, можно и нужно учить языки. Знать технический английский будет полезнее, чем иметь второе экономическое образование, ведь лингвист так не переведет технический текст, он не обладает техническими знаниями и не понимает специфики некоторых терминов.
— Если бы вы сами хотели освоить новую область, что это было бы?
— Физику или математику с точки зрения глобального подхода. Все открытия в науке, которые сделаны за последнее время, получаются на стыке дисциплин. Вы должны быть физиком, который отлично владеет математическим аппаратом, химиком, который, владея физикой, может объяснить природу эффектов. Так и в нашей деятельности: вы можете быть не просто инженером, который разбирается в конструкциях, а еще и хорошо знает математику, и может использовать этот инструмент для решения технических задач. Это сложнее, но на сегодняшний день хороший специалист должен знать много.
— Как вам удается все успевать?
— В свое время мне говорили: если ты боишься какой-то задачи, то не нужно решать ее прямо сейчас всю, а надо делать маленький шажок к достижению поставленной цели. В целом, я училась в аспирантуре 10 лет с учетом всех декретов. Это не самый быстрый и показательный срок, но для себя я поняла: если ты не бросаешь то, чем занимаешь, а что-то делаешь ради достижения поставленной цели, то ты получишь результат.
— А сейчас, работая в университете, занимаясь научной деятельностью и воспитанием детей, как Вам на все хватает 24 часов в сутках?
— Точно так же, как и раньше, стараюсь ставить какие-то более мелкие задачи, на день составлять план. Первая половина дня: работа в институте, учебная деятельность, методическая деятельность. Потом у меня план того, что я должна сделать по пути домой, куда зайти, купить продукты, приготовить ужин детям, ну и ближе к вечеру у меня уроки. Уроки за третий класс, уроки за пятый класс, стихи в детском саду. Вот это все мы делаем. Укладываю детей спать, и остается немного времени, чтобы заняться своими делами. Когда еду на работу в метро, читаю закачанные в смартфон статьи или книги. К сожалению, у меня нет времени на просмотр роликов в ютубе или на социальные сети. Если у меня есть 5 минут, я стараюсь почерпнуть для себя полезную информацию. Я не одна такая, есть мои друзья, у которых тоже горит глаз (у каждого в своей сфере).
— Каким принципом воспитания детей Вы руководствуетесь?
— «Я хочу быть лесником», – говорит мой сын. Но я сразу объясняю, что для этого он должен разбираться в животных, в деревьях, в лесах. Хороший специалист должен во многом разбираться. Мы с мужем стимулируем интересы своих детей. Они все равно выберут свою какую-то стезю, а если он ее выбрал, то должен понимать, что нужно развиваться в ней и много знать.
— Почему вы считаете, что с детьми нужно делать уроки?
— Детей нужно контролировать. Дочка как-то принесла домашнее задание по математике, она хорошо учится. Приносит тетрадку, а там пример-ответ. Мы спрашиваем, откуда, она говорит, что посчитала в уме. Потом выяснилось, что она списала ответы с конца книжки. У нее были проблемы в решении примеров с дробями, но мы разобрались, и ребенок все понял. Если есть какая-то проблема, нужно решать ее сразу, потом она нарастет, так что лучше не запускать. И дети не должны этого боятся. Так же как и студенты, что делать, не знают, а спросить боятся. Я же не карательный орган. Подойдите – объясню. До экзамена же еще много времени. Да даже если не сдадите с первого раза, то можно доучить. Экзамен – это не приговор. Главное – знания.
— Сейчас стало модным ограничивать своих детей от модных девайсов и не разрешать пользоваться социальными сетями. Что вы думаете по этому поводу?
— Я не буду запрещать детям пользоваться возможностями интернета, главное, чтобы они шли на пользу. Сейчас у старшей дочери есть мобильный телефон. У нас стоит родительский контроль и ограничение приложений, которые она может скачать. Социальными сетями пользоваться пока не разрешаю, там нет ничего полезного для ее возраста. А вот если ролик познавательный, – посмотреть или узнать что-то новое – то мы только за.
— Как вы проводите свободное время с семьей?
— Активно. Мне иногда тоже хочется лечь в выходные и смотреть телевизор. Но тогда дети ложатся рядом, и даже если ты им скажешь, чтобы они шли читать или чем-то заниматься, то они не пойдут. Почему ребенок должен что-то делать, если родитель не делает? Если активно проводить выходные, это мобилизует семью, вы общаетесь. Мы любим выезжать на велосипедах всей семьей. Наш рекорд – это 45 километров по Минску. Мне помогает мой муж. Без него бы ничего не было, я бы не отважилась родить троих детей, если бы у меня не было такой надежной опоры, как мой муж. Когда у тебя есть тыл, есть на кого опереться, это очень важно.
— Какие у Вас хобби?
— У меня их много. Я люблю готовить, шить люблю, читать художественную литературу. Занимаюсь оформлением тортов тематических. На Дни рождения детей делаю двухъярусные торты. Все восхищаются, думают, что я кондитер. Если бы было больше часов в сутках, я бы занималась чем-нибудь еще.
— А какой любимый жанр литературы?
— Люблю фантастику.
— Читали роман Джорджа Оруэлла «1984»? Как Вы считаете, стал ли мир таким, как он видел его в своем романе?
— Читала дважды, первый раз, будучи студенткой, я под одним углом увидела это произведение. Второй раз перечитывала не так давно и поняла его совсем иначе. Когда осознаешь, что человек мог предвидеть то, что произойдет через 50 лет, становится немного страшно.
— Какие у Вас планы на будущее?
Хочется создавать и оставить что-то после себя. Для меня будет заслугой, если ко мне через десять лет придут студенты и скажут, что я была права, что надо постоянно учиться и повышать свою квалификацию, что я смогла их мотивировать. Так же и с детьми: я буду счастлива, если они вырастут и станут хорошими врачами, инженерами или родителями. Для меня это будет большая заслуга.
На какого инженера идти учиться?
Впереди ЕГЭ, а дальше выбор, который решит мою судьбу на десятилетия вперёд… Обладаю техническим складом ума, влечёт профессия инженера. Вот только проблема, их оказывается очень много. Подскажите по своему опыту или опыту своих знакомых, на кого конкретно стоит учиться в нынешних реалиях. Желательно и место учебы назвать:)
Дискуссии. Обсуждаем финансовые вопросы и даем советы друг другу
Что бы вы посоветовали читателю?
БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
Как заработать на кредитке: короткий курс Тинькофф Журнала
Рассказываем, как выгодно пользоваться кредиткой и получать деньги там, где другие их теряют
Профессия инженер
Инженер — это специалист, который создает новые технические устройства или технологические процессы и совершенствует уже имеющиеся. Именно поэтому качественное инженерное образование дает гарантию трудоустройства в 2024 году
Страна взяла курс на научно-технический прогресс, а внедрение инновационных технологий стало одним из ключевых национальных приоритетов. Главный специалист на этом пути — не кто иной, как инженер. Вот почему эта профессия востребована в 2024 году.
Специалисты с качественным инженерным образованием никогда не потеряются в жизни. Прежде чем получить диплом, люди этой профессии грызут гранит науки, постигая такие дисциплины, как высшая математика, физика, термодинамика, сопротивление материалов (легендарный сопромат, сложнее которого разве что ядерная физика), детали машин, а также экономика, управление производством, иностранные языки с углубленным изучением технической терминологии. Все это разнообразие и огромные объемы усваиваемого материала настолько мощно тренируют мозг, что человека с дипломом инженера можно смело назвать интеллектуальным спецназовцем. Постижение точных наук — это не механическое зазубривание формул, это понимание логических связей и закономерностей, умение структурировать задачу. Вот почему люди с инженерным образованием, даже если им и приходится менять сферу деятельности, все равно оказываются не в накладе — они преуспевают как юристы, журналисты, предприниматели.
Описание
Инженер — это специалист, который создает новые технические устройства или технологические процессы либо совершенствует уже имеющиеся. Ремонт и восстановление техники также относится к инженерной сфере деятельности. По сути, все окружающие нас предметы — это плоды инженерной мысли. Дома, дороги, мосты, машины, самолеты и поезда, космические корабли, заводы и плотины, компьютеры, мобильные телефоны, рентгеновские аппараты и зубоврачебные кресла — все это изобретено и усовершенствовано инженерами. А если возникает какая-то неполадка, то ими же и ремонтируется.
К слову, работа инженером — это путь к мировой славе. Знаменитые изобретатели и конструкторы — Архимед, Леонардо да Винчи, Никола Тесла, Илон Маск. Очень много в этом перечне и русских имен — изобретатель радио Александр Попов, изобретатель телевизора Владимир Зворыкин, покорители космоса Курчатов и Королев, целая плеяда создателей оружия и военной техники.
Хороший инженер всегда опирается на научные знания, а для того, чтобы с их помощью создать предметы, служащие человеку, необходимо обладать техническим мышлением, пространственным воображением, инженерной смекалкой.
Полезная информация о профессии инженер
Мы собрали для вас полезную информацию о профессии в одну таблицу.
Параметр | Данные о профессии инженер |
Срок обучения | 5 лет |
Средняя зарплата | 78 000 рублей |
Где можно получить | В вузах |
Необходимые качества | Аналитические способности, математический склад ума, ответственность |
Востребованность профессии | Высокая |
Где работать? | Промышленные предприятия, строительные компании, проектные организации |
Специализации
Инженерное дело подразделяется на множество направлений, вот основные из них.
Инженер-конструктор
Разрабатывает детали и механизмы, а также целые узлы и изделия в целом. Это могут быть двигатели, автомобили, вагоны и даже предметы мебели. Специалист такого профиля не только создает чертежи или пространственные изображения изделия на компьютере, но и участвует в их производстве и испытании. Особенность работы инженера конструктора в том, что, разрабатывая то или иное изделие, надо учитывать, на каком оборудовании будешь его создавать. Тут два пути: либо под новое изделие создается новая технологическая линия, либо, если это дорого, то конструкция должна быть такой, чтобы ее можно было изготовить при максимальном использовании уже имеющихся технологий. Если говорить об автомобилях, то инженер-конструктор знает машину как свои пять пальцев. Поэтому он может работать как на автозаводе, так и в автомастерских и автомагазинах.
Инженер-строитель
Это еще одно массовое направление в специальности. Инженер-строитель занимается проектированием, возведением и ремонтом зданий и сооружений, дорог, мостов, а также планированием, организацией и координированием строительных работ.
Он может работать в проектной организации или непосредственно на строительном объекте. Создавать графические макеты зданий или бегать по стройке. Отдельное направление — строительство дорог и мостов. До революции существовал такой обычай: при испытании сооружения инженер становился под мост. Этим показывал: за качество ручаюсь жизнью. Сейчас это не является частью кодекса инженерной чести, но некоторые специалисты так делают.
Горный инженер
Разработка месторождений полезных ископаемых — это тоже инженерная стезя. Горный инженер занимается проектированием и строительством шахт, скважин, тоннелей, буровых вышек, путей транспортировки полезных ископаемых, водоотведения и вентиляции месторождения.
Инженер-эколог
Сейчас соблюдению экологических требований при проведении технических работ уделяется огромное внимание. Инженер-эколог может разрабатывать системы очистки сточных вод и промышленных выбросов в атмосферу, участвовать в организации производства и вносить предложения по использованию материалов и технологий, не вредных для окружающей среды. Инженер-эколог может и вовсе зарубить проект, если он наносит вред природе.
Инженер-электронщик
Это профессия XXI века. В зоне ответственности инженера-электронщика — компьютеры, мобильные телефоны, бытовая техника: телевизоры, посудомоечные машины. Бытовуха? Можно и о высоком — электронщики работают и над робототехникой, системами связи, в том числе и космической. Сейчас важное направление — обработка и систематизация больших баз данных, это еще называют «биг-дата».
Плюсы
- Профессия инженер очень полезна. В принципе, если ты разбираешься в двигателе или понимаешь, почему летает самолет, то ты и бачок починишь, и кран на кухне. Любой инженер умеет держать в руках отвертку, поэтому никакие бытовые поломки ему не страшны.
- Работа инженера — творческая, этим и интересна.
- Огромный объем усвоенного материала формирует широкую эрудицию, что позволяет работать в разных сферах. Нормальный инженер никогда не будет голодать.
- Есть в профессии своя романтика первопроходца. Это создание новой техники, прокладка дорог, освоение новых районов, строительство городов и заводов.
- Инженер видит плоды своей работы и может гордиться ими. Новые автомобили «Лада», Крымский мост, жилые дома, аттракционы. Инженер с гордостью может показать дело своих рук.
Минусы
Несмотря на все преимущества, минусы у профессии инженер тоже есть.
- Надо много думать — не каждому это под силу.
- Очень широк разброс по зарплате, не все инженерные специализации дают высокий доход.
- Достаточно много рутины, связанной с оформлением документации. Хотя, с другой стороны, если речь идет о творческом коллективе, то при правильной организации труда самых «головастых» могут от рутины освободить, чтобы оставалось больше времени на техническое творчество.
Где учиться в 2024 году
Очень важно правильно выбрать вуз, потому что выпускники престижных университетов, как правило, получают интересную, перспективную и высокооплачиваемую работу сразу же после получения диплома. Более того, их прибирают к рукам еще до диплома, на старших курсах. Итак, куда пойти учиться.
Учебные заведения
Вот какие вузы лидируют в рейтингах в последние годы.
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Основной профиль — ядерная физика. Но есть и другие направления — лазерная техника, биомедицина, нанотехнологии, кибернетика. Главное, что объединяет эти направления, — все они представляют собой передний край науки.
Московский физико-технический институт (МФТИ)
Физтех — это цитадель российских инноваций. Специальности, которые получают выпускники этого вуза, связаны с аэрофизикой и космическими исследованиями, биологической и медицинской физикой, ядерной энергетикой, высокими технологиями и инновациями.
Томский политехнический университет
Проектирование и работа атомных станций, электроника и автоматика физических установок, химическая технология материалов современной энергетики, технология геологоразведки.
Национальный исследовательский университет ИТМО
Еще один инкубатор инженеров будущего. Здесь готовят специалистов в области электроники, робототехники, оптико-электронного приборостроения и систем специального назначения для работы в космосе, в водных средах, в составе уникальных исследовательских научных установок, при управлении сложными объектами.
Если говорить о фундаментальном университетском образовании, то в самых верхних строках всероссийского рейтинга — Московский, Санкт-Петербургский, Новосибирский, Томский и Казанский госуниверситеты.
А вот группа вузов, где готовят по массовым инженерным специальностям:
- Московский авиационный институт (МАИ).
- МГТУ имени Баумана (Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана).
- НИТУ МИСиС (Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»).
- НИУ МГСУ (Московский государственный строительный университет, в 2014 г. в него вошел и Горный университет).
- МИРЭА (Российский технологический университет).
- Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет.
- Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина.
- Российский университет транспорта (РУТ), бывший Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ).
это интересно
Профессия инженер-конструктор
О востребованности, зарплате, плюсах и минусах своей работы рассказывают представители профессии
Курсы
Разумеется, ни на каких краткосрочных курсах выучиться инженерному делу невозможно. Те, кто обещают это и сулят дипломы, — мошенники. Но курсы переподготовки или повышения квалификации обязательно нужны действующим специалистам. Во многих нормативных документах предусматривается необходимость подтверждения квалификации каждые 5 лет.
Сегодня прикладная наука бурно развивается, и для того, чтобы соответствовать требованиям времени, специалист должен осваивать смежные дисциплины и углублять свои знания в базовой специальности. На многих предприятиях отделы кадров следят за этим и периодически направляют сотрудников на переподготовку и повышение квалификации. На крупных предприятиях есть и собственные центры переподготовки.
Если кто-то хочет самостоятельно повысить свои знания, то лучше обратиться в действующие вузы. Практически при каждом из них есть институты повышения квалификации. Там и надо совершенствоваться.
Обучение на курсах длится, как правило, от 2 недель до 3 месяцев.
Востребованность
Профессия инженер — одна из самых востребованных. Автохозяйства, метрополитен, железная дорога, стройка, коммунальные службы — везде нужны технические специалисты. Это повседневная работа для всех и для каждого.
Инженеры нужны и на прорывных направлениях, где идет разработка новых технологий, попытка угадать, что «выстрелит» лет через 15-20 и где мы сможем оказаться в мировых лидерах, если начнем трудиться над этим направлением прямо сейчас. Так, Китай незаметно стал мировым лидером, например, в строительстве высокоскоростного железнодорожного транспорта, хотя у нас эту возможность исследовали еще со времен СССР.
В ближайшие годы профессия инженера актуальности не потеряет.
Устройство на работу и карьера
Трудоустройство на первых порах зависит от учебного заведения, в котором учился специалист. С дипломом крепкого вуза трудоустройство — не проблема. Во многих университетах представители крупных компаний еще на старших курсах присматривают себе специалистов. В дальнейшем карьера будет зависеть от личных качеств человека.
Уровень зарплаты
Уровень зарплаты инженера зависит от выбранной им сферы деятельности и уровня вуза. Если это топовое направление, входящее в перечень национальных приоритетов, высокая зарплата обеспечена. Новичку из сильного вуза — от 60-80 тысяч рублей, после того как наберется опыта, и 150 тысяч вполне возможно.
Хорошо зарабатывают на транспорте, строительстве зданий и дорог, на добыче полезных ископаемых. Там зарплата квалифицированного специалиста — 130-150 тысяч рублей. Чуть поменьше (до 100 тысяч) — в автомобилестроении и авторемонте.
Ниже всего оплачивается работа инженера-эколога и инженера по технике безопасности.
Перспективы в будущем
Президент страны еще в 2018 году определил национальные приоритеты, которые позволят нам к 2024 году войти в пятерку лучших экономик мира. Есть там и направления, на которых не обойтись без инженерных знаний. Это повышение производительности труда, строительство безопасных и качественных дорог, улучшение экологии, создание цифровой экономики. Так что очевидно: будущее за горными инженерами, дорожными строителями, инженерами-путейцами (развиваться будут и железные дороги), экологами, энергетиками, айтишниками и электронщиками.
Курс на импортозамещение должен привести к спросу на продукцию, которую мы получали по импорту. Это тонкие химические технологии, производство полимеров, станкостроение, некоторые направления тяжелого машиностроения, электроника, одежда и обувь, а также медицинское оборудование.
Отзывы специалистов
Вадим Степанов, инженер, сотрудник отдела локальных вычислительных сетей в частной компании:
— Очень актуальна профессия инженера-электронщика. Эта зона наиболее перспективна сейчас, даже сырьевые профессии не так высокооплачиваемы, как технические направления в IT. Плюсов много. Первый и основной — это постоянное и стремительное развитие. С чем это связано? С тем, что новые технологии внедряются повсеместно ежедневно, старые модернизируются. Нужно учиться работать с иностранным оборудованием — это тот случай, когда английский язык пригождается чаще, чем в отпуске.
К минусам профессии отнесу большую занятость. Инфраструктура должна работать 24/7, в связи с чем появляется необходимость в дежурствах в выходные и праздничные дни, а также по ночам. Любителей такого графика немного.
Получить образование инженера можно в Московском Техническом Университете Связи и Информатики (МТУСИ). Там учился я. Вуз готовит специалистов по направлениям связи: радио, многоканальные телекоммуникационные системы, теле- и радиовещание. Здесь же есть направления по экономике и маркетингу в отрасли связи.
Популярные вопросы и ответы
Отвечает Ольга Сюртукова, инженер промышленного и гражданского строительства.
Кому подходит профессия инженер?
Тем, кто ответственен, любит точность в делах, готов постоянно обучаться новому, не боится принимать решения, может работать в режиме многозадачности, а если инженер работает или планирует работать на объекте, то еще и отсутствие страха высоты.
Как стать инженером после 9 класса
После 9-го класса можно пойти учиться в строительный техникум, базу знаний там дают хорошую. Инженером, конечно, не выйдешь, но если продолжить учиться и дальше пойти в вуз, то профессия будет обеспечена.
Специальностей сейчас много, на любой вкус: инженер ПГС (промышленное гражданское строительство), архитектор, инженер по проектированию зданий, инженер дорожного строительства. Выбирать стоит прислушиваясь к себе. Чего больше хочется: производить расчёты, руководить строительным процессом или же более творчески подходить к делу и стать архитектором.
Также добавлю, что сейчас при вузах открываются физико-математические школы, куда по конкурсу отбирают ребят. Там они продолжают учиться до 11-го класса и в дальнейшем успешно поступают в вузы.
Какие предметы нужно сдавать чтобы поступить на инженера после 11 класса?
В вузах принимают результаты ЕГЭ по профильной математике, русскому языку и физике. В техникумах в учёт берут средний балл по аттестату. На творческие профессии необходимо дополнительно сдавать вступительные испытания по рисунку и композиции. Они проводятся непосредственно в вузе.
При поступлении нужно учитывать, что важно уметь и любить чертить. Большую часть учёбы уходит на вычерчивание проектов, благо сейчас это все делается в электронном виде при помощи различных программ.
Стоит ли идти в инженеры?
1) Если ты думаешь, что ты переродившийся Никола Тесла, а всё остальные — гавно, то тебе не место в инженерах. Инженер — творческая профессия, которая заставляет тебя учиться всю жизнь. Высокая самооценка на раннем этапе твоей карьеры зароет тебя в землю. Институт и первые 2-3 года работы — это минимум, после которого ты сможешь сказать, что ты работаешь инженером (заметь, ты работаешь, но ты ещё не инженер). Когда ты реализуешь 5 крупных проектов, где ты будешь не просто мальчик или девочка «принеси-подай», тогда ты сам начнёшь понимать, что что-то инженерное в тебе появляется.
2) Ты знаешь родственника, знакомого, знакомого знакомого, кума сына маминой подруги, который работает инженером в какой-то области (может быть даже главным инженером) и рубит миллионы в месяц и из-за этого каждые полгода меняет дорогие машины, а метров жилой площади у него больше чем волос на теле?
У тебя этого не будет. Нет, не потому что ты какой-то глупый, а потому что инженер — не высокооплачиваемая и не уважаемая профессия. По крайней мере в «этой» стране. А богатый родственник или знакомый тебе пиздит, и ему платят за какие-то другие заслуги. А, может быть, он ворует. Да, да. На предприятиях любых размеров этого делается. Сложность зависит от уровня лени службы безопасности.
3) Ты, наверно, думаешь, что тебя будут окружать интересные и умные люди? Нет.
Тебя будут окружать в большей степени ленивые консервативные самовлюблённые уебаны, которые всю жизнь работают за копейки (вспоминай предыдущий пункт). Они будут тебя подставлять и реализовывать твои идеи. Коллег тут нет. Они при первой возможности скинут на тебя все свои грехи, приводя аргументы с серьёзным ебальником из разряда «я не могу посрать, потому что ты меня не научил есть». В этом есть плюс. Ты сможешь открыть свое шоу «в мире животных». Но будь осторожен! Ты можешь стать таким же, как они.
4) Если ты хочешь заниматься тем, чем занимались твои родители, а также родители твоих родителей, а также родители родителей твоих родителей и т.д., то проанализируй свои воспоминания. Как часто твои родители рассказывали что-то хорошее о своей работе? Что-то конкретное, например: «как же я обожаю, когда на работе. » или «Благодаря моей работе, я. «.
5) Ты, наверно, думаешь, что в 21 веке уже от инженера мало, что требуют. Уже всё давно придумали, а ты просто будешь ходить по предприятию и торговать умным ебальником, а в конце месяца облизываться на смс от банка о начислении зп? В 99% случаев — нет. Ты всегда будешь дежурной жопой для претензий. Что-то сделали не по инструкции? Виноват — ты, потому что не так написал. А как надо? Как-то по-другому, но не так! Выпустили брак? Виноват ты, а не в гавно бухой оператор. Он инструкцию прочитал, не понял, расстроился и набухался. Всё из-за тебя, сука.
Сломалось оборудование, а снабжение проебало твою заявку. Виноват не ты, но останься на ночь, придумай что-нибудь, ты же инженер! А снабжение пускай поспит, подумает над своим поведением.
Принцип, я думаю, понятен.
Пессимизм подошёл к концу.
1) Рынок инженеров в силу пессимистичных причин пуст. Серьёзно.
Когда в совке клепали САМЫХ ВЕЛИКИХ И МОГУЧИХ ИНЖЕНЕРОВ В МИРЕ, то рынок перенасытился весьма посредственными специалистами, которые превратились в уебанов, о которых я писал в пункте 3.
Но на данный момент владельцы предприятий начинают понимать, что грамотный инженер с высокой зп — экономия на разных издержках производственной деятельности. Через 10-15 лет будет нормальная практика перекупа спецов среднего уровня между работодателями и война за спецов высшей категории. Уже сейчас конкретных инженеров знают не по имени и фамилии, а по реализованным проектам и заслугам. Так что тенденция есть.
2) Старые и ленивые уебаны уходят на пенсии/рассыпаются/увольняются из-за нежелания учится. В современном мире без постоянного обучения ты никогда не выдержишь конкуренции.
Из-за того, что профессия инженера не имела очень долгое время весомых плюсов (зп, условия труда, хороший коллектив) в это направление приходили новые молодые и идейные люди, которые, когда пришли, начали ломать систему. И у них начало получаться. Старых все меньше, а новых все больше.
С приходом новых людей меняется подход к работе. Сейчас никого не удивишь тем, что инженерные отделы на консервативных предприятиях быстро снижаются в среднем возрасте сотрудников.
3) При знании английского языка ты всегда можешь свалить за бугор. Инженеры «этой» страны ценятся в развитых странах. Зп и почёт в загнивающих странах у инженеров имеется, но ананасы и рябчики на завтрак, обед и ужин ты не увидишь.
Нет. Не из-за образования. Из-за подхода к работе и функционала. Какой-нибудь педантичный немец или финн будут делать всё чётко по бумажке (рекомендациям/инструкциям/регламентам/нормам), а Ваня сделает работу по своему профилю (бумажки могут использоваться, а могут не использоваться), пойдёт проверит того же финна и немца по их профилю, чтобы перестраховаться. Заставит сделать так, как ему надо. И это всё без привлечения внимания руководства. И это мы ещё не затрагивали тему возведения проекта из говна и палок. А про вынужденные переработки даже заикаться не стоит.
Как итог, хочу сказать, что:
1) содержимое описанных мной пунктов, распространяется на разные профессии. Но для инженеров актуальнее всего;
2) профессия инженера — равносильна долгосрочной инвестиции. Предложения падают, а спрос растёт;
3) Айтишники не комментируйте этот пост. Вам грех жаловаться;
4) Если хотя бы одному абитуриенту/студенту-выпускнику данная инфа будет полезна, то,значит, я не зря писал этот пост.
2 года назад
Нет, не потому что ты какой-то глупый, а потому что инженер — не высокооплачиваемая и не уважаемая профессия.
Все относительно. С высоким уровнем дохода (не миллионы, но прилично) знаю главных инженеров, инженеров-технологов..
Проблема только в том, что это требует торговли ебалом, прогиба под собственников и управленцев, работы с откатами и торговлей совестью(если она есть). И, естественно, очень высокого уровня знаний своего профиля, смежных областей, руководства людьми. Так это в любой отрасли такое. Ну разве только у прогеров все сдвинуто. Но, на определенном уровне, все так же.
раскрыть ветку
2 года назад
Господи, какой бред. Вокруг одни ленивые уебаны, вставляют тебе палки в колеса, а ты такой весь в белом ниибаца инженер, ведешь предприятие к светлому будущему, ага. И за рубежом ты такой ценный кадр, только работаешь не по стандартам, как какие-то там финны или немцы, а на глазок, да еще из говна и палок, поэтому то тебе и не платят достойно.
раскрыть ветку
2 года назад
«инженер — не высокооплачиваемая и не уважаемая профессия. По крайней мере в «этой» стране.»
главное в этой цитате — это про страну. В севамериках, инженер — уважаемая профессия и неплохой уровень доходов. Не , доктор еще более уважаемая и более доходная, так же как и ИТ профессионалы хорошего класса — не буду спорить 🙂
2 года назад
Узнаю почерк тепичного «не в р*т еб*ться специалиста, которому нет замены» и все лохи, а вот ОН. Не делает карьеру, потому что не хочет «возиться с бумажками за копейки» хотя ему никто и не предлагал повышения
2 года назад
Найти айтишника много проще нежели инженера.
раскрыть ветку
Похожие посты
3 дня назад
О работе и начальниках
Несколько лет назад искал новую работу. Старая в принципе устраивала (выполняемые задачи), но вот платили мало. Премий не было, выплат за работу в выходные тоже, зарплату повышали раз в год, но на очень маленький процент.
Выложил я резюме, и через пару дней звонит мне мужичок, приглашает на собеседование. Пришел я в его фирму, которая поместилась в одной комнате два на два метра в большом офисном здании. Тогда уже начали терзать смутные подозрения.
Расспросил он меня по технике, чем занимался, что знаю и умею. Потом, почему я ищу работу. Я ему честно все рассказал, что зарплата маленькая, денег на жизнь практически не хватает.
Говорит: Ок. Ты мне подходишь. У меня сейчас проект реконструкции насосной станции. Надо поменять все оборудование на новое современное и кровлю переложить — прогнила совсем. Сможешь такое сделать?
Я: Конечно смогу.
Директор: Тогда задача такая — надо на выходных поехать в поселок в области и сделать визуальный осмотр насосной. Потом сделать проект демонтажа оборудованияи и посчитать предварительно, сколько будет стоить новое оборудование и сколько будет стоить реконструкция кровли.
Я: Хорошо. Но есть пару моментов. Мне нужен аванс, чтобы поехать туда, это ведь уже командировка, плюс я начну работу. А ещё надо заплатить строителю, чтобы он посчитал кровлю.
Директор: А у тебя, что совсем денег нет? И нет хорошего знакомого строителя, который сделает сейчас? А я потом заплачу, как мне заказчик выплатит.
Я: Денег нет. И даже если бы были, я не собираюсь работать бесплатно. Тем более просить друзей. Вам не заплатят, вы нам, а потом что?
Директор: Да все будет в порядке.
Я: Нет. Так работа не пойдет.
И тут началось. Так никто не делает. Надо перестать быть мальчиком и стать наконец-то деловым мужиком. Работу я так никогда не найду. Надо уметь доверять людям. И как ему жаль потраченного на меня времени. И сейчас я над копейками трясусь, а тыщи рублей теряю.
Я не выдержал, попрощался и ушёл. Тоже было жаль потраченного времени, но урок в принципе хороший.
Прошло пару месяцев. Я нашёл другую работу, которая меня полностью устраивала. И тут этот директор звонит мне. Говорит, что согласен заплатить свои деньги, но типа по смете. Вот билет на электричку, вот оплата по расценкам за каждый мой потраченный час. И за каждый час я должен перед ним отчитаться, что я делал — чертил, писал, составлял спецификации. Я повесил трубку и добавил его номер в черный список.
Вот как-то так бывает.
Всем хороших, адекватных начальников и хорошей, любимой работы.
Показать полностью
7 дней назад
Как правильно заходить в enclosed space? Или это может спасти вам жизнь
Отстойный танк тяжлого топлива, мазута. Обьем 50м3.
Для начала узнаем что такое этот enclosed space на судне и почему это так важно для моряка и не только
В переводе с английского языка это означает «замкнутое пространство» или любое закрытое помещение, имеющее ограниченные входы и выходы, недостаточную вентиляцию/содержание кислорода и не предназначенное для постоянного место нахождения, которых кстати большое множество на судне. Например это может быть балластный танк объемом 500м3 или топливный отстойный танк 50м3 как на фото выше
Переодически возникает необходимость попасть внутрь этих помещений для проведения осмотра на предмет каких либо повреждений, так как судно стареет и со временем могут появиться трещины или банальная коррозия.
Возникает вопрос, а что будет если просто взять и зайти внутрь сделав необходимую инспекцию танка? С высокой долей вероятности такой человек потеряет сознание. Скорее всего он окажется там не один и его мало опытный коллега увидев, что напарник лежит без сознания мгновенно и бездумно бросится ему на помощь. Как итог получаем два бездыханных тела. В хорошем исходе событий их вовремя заметят и успеют откачать, в наихудшем смерть. Такие ситуации в море не редкость.
Так что же они сделали не так?
Абсолютно всё. Большинство морских правил написаны ценой не малых человеческих жертв. Как и во многих других отраслях. Перед тем как зайти в подобное помещение существует свод правил, которые в итоге собрали в чек-лист. И абсолютно перед каждым заходом вы должны его заполнить и выполнить, проверяя каждый пункт.
Из чего состоит enclosed space check-list ?
В первую очередь начнем с того, что нам надо определить состав команды конкретно для этой работы. Она обязательно должна состоять не менее чем из 4 человек:
- Authorized officer- человек из состава топ 4 офицеров гражданского судна (капитан, старший помощник, старший механик, второй механик) который стоит во главе этой работы и дает разрешение на ее выполнение после соблюдения определенных требование и правил, но о них позже
- work team — рабочая группа, которая будет выполнять инспекцию танка.
- Attended person — если простым языком это дежурный, который обязан стоять у входа в тот самый танк до тех пор пока из него не выйдет рабочая группа.
После того как определена группа, авторайзинг офицер собирает всех вместе для проведения инструктажа в соответствии с чек листом. В котором одним из пунктов написано, что данный танк должен быть хорошо провентилирован.
А какой критерий хорошей или плохой вентиляции танка или любого другого помещения?
Так вот в качестве минимальной рекомендованной длительности вентиляции танка является время 24 часа и не менее 10 объемов от танка, зная производительность вентилятора и объем помещения это можно посчитать. Но к сожалению не всегда есть такое количество времени для вентиляции, в условиях частых портов и необходимости использовать танк.
Одним из следующих важнейших пунктов идет Risk Assessment, это оценка рисков
Кто-то скажет зачем это делать, я в морях уже 10,20,30 лет и все уже давно знаю. Очень часто из-за такой излишней самоуверенности и случаются проблемы. Встречали таких?
В вашей команде могут быть люди которые в море первый или второй раз и никогда не выполняли подобную работу. Поэтому оценка рисков должна быть обязательно сделана. Что она из себя представляет? В первую очередь обсуждаются наиболее вероятные риски которые могут возникнуть во время выполнения конкретной работы, связанные с конкретными инструментами, механизмами и помещениями. Мы должны предпринять определенные меры для того, что бы минимизировать их. Все это должно быть обсуждено группой которая будет выполнять работу.
Все риски и план работы обсудили. Далее нужно приготовить спасательное оборудование
Небольшая часть оборудования
которое предположительно может понадобиться во время выполнения работы если произойдет внештатная ситуация и оставить его возле входа в замкнутое пространство. Из основного в этот перечень входит:
- Rescue kit набор инструментов для подъема из танка и транспортировки пострадавшего
- First aid kit аптечка первой помощи
- EEBDemergency escape breathing device портативный аппарат для дыхания, который кратковременно обеспечивает вас кислородом ТОЛЬКО для эвакуации из помещения
- SCBAself contained breathing apparatus полноценный дыхательный аппарат
После того как приготовлено все оборудование согласно чек листу, нужно сделать тест атмосферы в танке на предмет наличия или отсутствие кислорода, сероводорода, угарного и взрывоопасного газа. Замеры производятся прибором под названием Gas Analyzer (GA далее) или MultigasDetector
Цена такого нового устройства в районе 500$
Для полной объективности теста нужно за 10 минут до проведения замера отключить принудительную вентиляцию, что бы датчик не показал ложные показания которые можно случайно принять как допустимые для входа в помещение и тем самым совершить роковую ошибку.
Для проведения данного теста используется сам GA и удлинитель в виде резинового шланга с ручным насосом.
А зачем еще нужен какой-то там удлинитель? Дело в том, что если вы замеряете атмосферу прямо возле входа танк это будет не совсем правильно. Нужно взять этот самый удлинитель, закинуть трубку в танк как можно дальше и начать ручным насосом прокачивать воздух через GA. Этот метод будет наиболее точным.
Данный набор подключается к GA для замера на дистанции
Но как убедится, что сам Gas Analyzer показывает верные значения и правильно откалиброван? На этот случай перед каждым его использованием вы обязаны сделать тест со специальным баллоном, который подключается к GA. Это специальный калибровочный баллон, в котором содержатся концентрации всех этих газов в определенных значениях. Например кислорода там 18% и это значит, что при подаче этого газа из баллона на GA должно показать точно такое же значение на мониторе. Тогда мы понимаем прибор работает корректно.
- 21% уровень комфортного содержания кислорода в воздухе
- 18% Недостаточный уровень содержания кислорода в воздухе опасно для здоровья
- 16% Опасно низкий уровень головокружение
- 13% Потеря сознания
- 12% Необратимые изменения функционирования организма
- 7% — смерть
Вот так он выглядит. Его стоимость варьируется 200$-300$
Проверка GA калибровочным газом, показывает 18.1% кислорода
После того как авторайзинг офицер произвел замер и убедился в безопасности атмосферы, он записывает данные показания в enclosed space permit и следует дальнейшей инструкции. Теперь вентиляция включается до самого окончания работы.
Далее когда подготовительные работы произведены, все члены команды подписывают разрешение на работу (дается не более чем на 24 часа) тем самым подтверждая, что инструктаж пройден и все подготовительные шаги выполнены. Рабочая группа следует к танку, дежурный остается стоять у входа и:
- фиксирует в permit время входа людей в танк
- вешает на переборку магнитные таблички с их именами
- и каждые 5 минут устанавливает с ними связь по рации для контроля.
Важное замечание, что одному человеку нельзя заходить внутрь замкнутого пространства это должно быть минимум два человека. Обязательно у каждого при себе GA для постоянного контроля атмосферы и рации для периодической проверки связи между дежурным у входа и рабочей группой внутри.
После того как инспекция выполнена рабочая группа покидает танк, дежурный фиксирует время их выхода и снимает магнитные таблички с именами тем самым обозначая, что в танке больше никого нет.
Затем дополнительно убедившись, что все люди покинули замкнутое пространство крышка/горловина танка закрывается и все оборудование разносится по своим штатным местам. Рабочая группа в полном составе приходит и подписывает permit о завершении работы подтверждая, что работа выполнена, в танке никто не остался все инструменты на своих местах.
Вот так казалось бы простая не пыльная работа превращается в целый квест. Но все это сделано и написано для вашей же безопасности, путем чужих проб и ошибок.
Сегодня приоткрыл вам небольшую завесу на тему работы моряка на судне. Что лучше, работа в офисе или на судне? О чем вы хотите услышать в следующих постах? Пишите в комментарии
Веду канал в онлайн режиме из Тихого океана по спутниковой связи. Поддержите подпиской если интересно и увидите видео обзор каюты моряка по ссылке)
Показать полностью 7
Учитель информатики, историк-любитель, проджект-менеджер
Подписаться
27 дней назад
Не пошёл по специальности. История моего отца
Что-то читал на Пикабу про то, почему люди не идут работать по специальности и т.д… Вспомнил историю своего бати. Многобуков.
Папа мой отучился в школе 8 классов и честно пошёл в техникум. Техникум авиационный, преподавали там хорошо, особенно давали интересно черчение и прочие производные, а также математику. Во время учёбы подрабатывал по мелочи — разгружал фуры, охранял что-то.
Отучившись в техникуме, папа двинул в МАИ на первый факультет, то бишь, на самолётостроительный. Учился он там замечательно, на одни четвёрки и пятёрки, правда, доставались они ему часто потом и кровью из-за его острого языка и смелости на грани с хамством. Правда, с другой стороны, это ему часто и помогало.
На первом и втором курсе ему вообще было легко, потому что почти все предметы были в техникуме — по каким-то ему сделали перезачёт, по каким-то — сдал ещё раз. С мамой познакомился, после второго курса свадьбу сыграли.
3-4-5 год обучения пролетели довольно быстро. Учёба, учёба и ещё раз учёба. Между ней — посиделки с друзьями и работа с подработками. А ещё зарабатывал папа тем, что служил посредником между преподами и нерадивыми студентами, умел договариваться. Коррупция, мать её так.
Стипендия, говорит, была мизерная, конечно. 100 рублей — еле хватало на студенческий проездной.
Приходит время, папа защищает диплом. Диплом хороший, целиком и полностью спроектированный гражданский пассажирский самолёт, типа Як-40, но лучше. У папы на тот момент имелись грамоты за внедрение рационализаторских решений на двух авиационных заводах — он это на учебной практике сделал.
Проект самолёта настолько понравился комиссии, что кто-то даже обещал продвигать его наверх и довести до полноценного производства, но всё так и осталось обещаниями. Что ж, не удивительно.
Кстати, прикольный факт: когда папа заканчивал, то кафедры самолётостроения и вертолётостроения слили в одну, или там реорганизация какая-то была, хз. И в дипломе у него написано «инженер самолёто- и вертолётостроения», хотя к вертолётам он вообще никакого отношения не имеет.
В общем, диплом на отлично, в кармане грамоты, рекомендации, даже приглашения в аспирантуру и науку. на дворе жаркое лето двухтысячного года.
Мама беременна мной. Будущую семью нужно чем-то обеспечивать, и раз уж проект самолёта так и остался дипломной работой, а аспирантура для зарабатывания денег явно не годилась, надо было искать работу.
Конечно же, папа пошёл искать работу по специальности. Пошёл на один завод — батюшки, тот закрыт. Пошёл на другой — а там предлагают 12-15 тысяч за работу мастером. Обязанностей выше крыши, график ужасный, 10 часов работать 5/2. Ещё где-то походил — то же самое.
И тут по старым знакомствам (помните, я рассказывал, что он охранником работал) предложили охранять кондитерскую фабрику, с окладом 25к, премия ещё плюс сколько-то.
И что папа должен был делать? Пойти по специальности работать? Инженер, блин, самолётостроения, лучший в своём выпуске.
Лето две тысячи восьмого. Я закончил первый класс, подрастает мой двухлетний братец. Папа работает охранником уже в «Детском мире», получает голым окладом что-то около 40к, плюс премия хз сколько.
Ещё и с маминой зарплатой выходило очень нехило. Она сначала работала в американской компании, зарплату вообще в долларах получала, потом после ликвидации в 2007 перешла в одного из ОПСОСов работать. Инженер связи, востребованная профессия.
В общем, ни в чём мы себе не отказывали, как дословно говорят родители, «могли зайти в Ашан и не обращать внимание на цены, с полок гребли всё прям в тележки».
Но мы отвлеклись.
Папа думает: прошло 8 лет, может, ситуация с авиацией в нашей стране стала чуть лучше? Идёт, покупает ватманы, берёт в библиотеке учебники, сидит над ними, что-то чертит, что-то рассчитывает. Как сейчас помню — утром он спал обычно, а после обеда просыпался, ел и садился до позднего вечера, делал это всё. А потом уходил на ночную смену в охрану.
Так было где-то неделю-две, может, чуть больше, после чего папа пошёл в КБ Сухого и попросился там работать. Взглянули на трудовую — «да у вас, батенька, 8 лет опыта работы по специальности не было, вы не помните ничего». Папа ответил, что он всё помнит, и они могут его проверить.
Дали ему расчёты, чертежи, он всё сделал как надо, убедил, что работать может, всё помнит. Ну а зарплату предложили, того же инженера — около 30 тысяч.
Плюнул папа и пошёл дальше охранником работать. А потом родственники ему предложили квартиры ремонтировать у богатых. Ну, у тех, кто покупает хаты в элитных жилых комплексах, и на работу нанимает исключительно русских. Ну у папы руки из нужных мест растут, он и пошёл вместе с двумя мужиками деньги зарабатывать.
Там у богатых причуд много, об этом можно отдельные кулстори рассказывать. Например, как-то раз хозяин зарплату аж на два месяца задержал, они на него уже конкретно так надавили, когда он в очередной раз приехал. Сказали ему, мол, либо ты сейчас нам платишь, либо мы всё возвращаем как было. А он им: «у меня денег нет». Они говорят «как нет, ты сюда приехал на тачке дорогой с личным водителем».
Выяснилось, что у него РУБЛЕЙ нет, там какая-то проблема была с рублёвыми счетами. В общем, договорились, что он им в ЕВРО заплатит. Ну он и заплатил. Наличкой. В тот же день. Ещё и сверху добавил. Толстые такие пачки были, батя показывал.
В общем, не сложилось у него с авиацией. А ведь горел, хотел этим заниматься. Но вот, работает не по специальности, получает очень прилично и обеспечивает семью.
P.S. Может, сейчас самый момент, когда нужны инженеры самолётостроения, но прошло уже больше 20 лет, а за ремонт и технадзор, мне кажется, всё-таки платят сейчас больше.
Показать полностью
Поддержать
1 месяц назад
Ответ на пост «Дно»
А я сразу после школы поступил на вернее отделение института МИЭТ. Думал, буду инженером — электронщиком.
Учился вечерами по вторникам и четвергам, и по субботам. Времени было вагон — и я в 18 лет устроился на завод. Рабочая пятидневка, вредность, с 8 до 16. По вторникам и четвергам садился на электричку после работы и гонял в Зеленоград грызть гранит науки. Обратно на предпоследней электричке с работягами и алкашами.
Сначала работал грузчиком, потом перевели в ученики слесаря. После, через 3 месяца стал слесарем -ремонтником V разряда. Учился я на техническом и начальник был энергетиком — я стал интересоваться энергетикой. Вот так у меня в жизни все и предопределилось. Мой начальник обучал азам электрики и энергетики — системы вентиляции, отопление, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение. И как то незаметно для себя я в 19 лет я стал мастером участка. В подчинении были слесаря-пенсионеры. Естественно, меня приняли в штыки — я молодой и зелёный, молодой да ранний, как говорится — не разбираюсь в тонкостях руководства персоналом. Ну и ничего, притерлись. Ко мне стали относится с уважением, я в свою очередь — требовал исполнения, однако на многие вещи закрывал глаза — сон в ночную смену, например, или в выходной день. Отчасти я понимал, какого работать в таком возрасте — я сам поздний ребенок, я родился когда папе было 46 лет, так что всю кухню изнутри я видел сам — человек в таком возрасте просто очень быстро устает. Так что пусть спят, ничего страшного. Вот с похмелья я разворачивал обратно домой и искал замену на эту смену.
Кто долго работал — разрешалось уходить в запой на недельку, пару раз в год. В конце концов, эти мужики были все исполнительные.
Когда мне стукнуло 22 я стал полноценным руководителем структурного подразделения — мой начальник ушел, меня повысили.
По совместительству я стал ответственным за электрохозяйство. Какие же эти были прекрасные времена! Экзамены в Ростехнадзоре, например. С тобой в то время на экзамене разговаривали как специалист со специалистом. Обговаривали различные нештатные ситуации. Это вот сейчас тупые билеты на компьютерах, можно заучить, а тогда, если ты не вкуриваешь тему с организацией своего электрохозяйства — до свидания и до встречи на пересдаче.
Отработал я в таком режиме 11 лет.
В основном всё было на позитиве — работники в подчинении были хорошие (слесаря по вспомогательному оборудованию, слесари-ремонтники, электромонтеры), моя служба была на хорошем счету.
Утром быстрая оперативка — посмотреть на подчинённых и раздать задачи. Если кто в болезненном состоянии либо с похмелья — домой либо на больничный, к работе не допускал. Не хватало ещё, чтобы качнуло при работах, например, либо в обморок человек упадет и ударится. Работа подождёт, а жизнь она одна.
Если я не раздал указания — не было работы, например — то было указание не отсвечивать на предприятии без дела (вышестоящее руководство не любит, когда работник просто так слоняется) и сидеть у себя в мастерской. Чем они там будут заниматься — меня не волновало — пьют ли чай, учат ли конспекты (были те, кто заочно получал образование), спят ли — да все равно. Но если я приходил и давал задание — сразу вставали и без лишних разговоров брали инструмент и шли на участок работать.
Обед для рабочего — святое. Никогда его не прерывал, разве что если что-то экстренное — прорвало трубу, с электроснабжением проблемы — тогда да. А так пусть рабочие нормально покушают и отдохнут. Отдохнувший рабочий и с настроением — залог успешной работы.
Всегда выбивал только хороший и дорогой инструмент. С другого подразделения слесари смотрели с завистью.
Были и случайные залётные работники, поработают месяц и в запой. Таким я давал как минимум пару шансов, хотя я прекрасно понимал, что алкоголики лживы и бесцеремонны. Как правило все равно срывались и пьянствовали.
Был один электромонтер — в руках горел огонь, но вот как понервничает — все, в запое. Терпел, давал шанс, но он сам психанул и уволился. Через месяц попросился обратно. Вошёл в положение — принял обратно. А ещё через месяц он на работе опохмелился и стал бродить пьяным. Тут уж без разговоров и уволили окончательно. Потом узнал, что он через пару лет умер от осложнения на печени. Жалко было, лет то было всего ничего — около 35.
Другой был электромонтер — сразу предупреждал за месяц, что он будет на дне рождения и не сможет остановиться — брал либо отгулы, либо за свой счёт. Грамотный подход, заранее все обговорено и планы не сорваны. Во всех остальных случаях меня не подводил. Золото был, а не работник. Ушел в очередной отпуск, выпил и умер из-за остановки сердца.
Был и заместитель у меня. Вот тоже пил, в семье что-то не ладилось. Но он уж стал путать берега — ну ладно там пару раз в год в запой уйти, хрен с ним, но блин, когда ежемесячно стало повториться — уж тут стал разговаривать, давать снова шансы. Тянули до последнего — к счастью, ушел сам на другое предприятие. А там на встречу не пошли и его уволили. Он ещё больше запил и пьяный подскользнулся зимой и упал затылком об лёд — впал в кому и умер. Тоже было что-то около 35 лет, осталась жена и 2 дочки.
Были и крысы. Вот монтировали новый участок, из подвала заводили кабель на участок, остались отрезанные хлысты медного кабеля сечением 120 квадратов — по несколько метров. Устали уж все, говорю — завтра все уберем. В принципе, если бы ко мне подошли другие работники и попросили взять — я бы отдал, мне они как чемодан без ручки, не жалко. Однако на следующий день их уже не было. Приделали ноги.
Но все хорошее имеет свойство заканчиваться и нам стали задерживать ЗП. Заодно я понял, что немного хочу отдохнуть от организации работ и устроился обычным инженером на другое предприятие без потери в ЗП. Я это рассматривал как дауншифтинг — никаких подчинённых, только ты и твое оборудование. За почти 5 лет на новом месте изучил систему менеджмента качества, но понял, что скучаю по серьезной работе. Вроде тут предоставлен сам себе, нет никакой почти ответственности, а хочется снова водоворота событий. Думаю, с осени буду снова менять место работы и найду себе место по душе.
Вот так незаметно мы пришли к философскому размышлению в исходном посте- дно ли завод, или нет. Я считаю, что нет. Это очень интересная работа, будь то ты рабочий или инженер.
В курилке как обычно можно с мужиками поржать, порой так, что думаешь уписаешься.
Все профессии важны, даже на первый взгляд кажущиеся неважными.
Если ты хочешь что-то изучить новое — тебя научат. Надо лишь только быть честным, трудолюбивым, ответственным и уважать других. Тогда и в коллективе к тебе будут относится с уважением, и все двери тебе открыты.