Проектная документация интеллектуальная собственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Проектная документация интеллектуальная собственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Интеллектуальная собственность:
- Защита интеллектуальной собственности
- Интеллектуальная собственность
- Объекты интеллектуальной собственности
- Передача исключительных прав НДС
- Пиратство в интернете
- Показать все
- Интеллектуальная собственность:
- Защита интеллектуальной собственности
- Интеллектуальная собственность
- Объекты интеллектуальной собственности
- Передача исключительных прав НДС
- Пиратство в интернете
- Показать все
- Проектно-изыскательские работы:
- Архитектурно-градостроительное решение
- Бухгалтерский учет проектной документации
- Бюджетный учет проектно-сметной документации
- Виды инженерных изысканий
- Внесение изменений в проектную документацию
- Показать все
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 N 11АП-3986/2023, 11АП-3992/2023 по делу N А72-7155/2021
Требование: Об отмене определения об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов должника.
Решение: Определение оставлено без изменения. Акты оценки результатов испытаний медицинского изделия, протоколы испытаний, программы технических испытаний, сертификаты соответствия, регистрационные удостоверения, проектная документация также не являются объектами интеллектуальной собственности в силу положений статьи 1225 ГК РФ, соответственно работы и услуги по получению данных документов не могут являться предметом лицензионного договора.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какой порядок передачи исключительного права на проектную документацию заказчику
(КонсультантПлюс, 2024) Результатом разработки проектной документации может быть произведение архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей и т.п. На это произведение и возникает исключительное авторское право (п. п. 1, 2 ст. 1255, п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Порядок его передачи зависит от того, с кем заказчик заключил договор подряда на изготовление проектной документации.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Уставный капитал акционерного общества В обоснование оспариваемого приказа единоличного исполнительного органа общества положен вывод о неполной оплате истцами акций, поскольку их частичная оплата интеллектуальной собственностью не предусмотрена законом. Проектная документация, внесенная истцами в качестве оплаты акций, не была оценена в установленном порядке и не соответствует стоимости оплачиваемых акций.
Нормативные акты
«Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015) 31. Разработка проектной документации, в которой использован каждый признак изобретения, может быть квалифицирована как использование изобретения.
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Авторское право на проектную документацию
Дело, которые рассматривали российские арбитражные суды, скорее о глупости, нежели о разрешении спора про толкование норм права. По крайней мере суды были очень лаконичны, отвечая на этот вопрос – есть ли авторское право на проектную документацию.
Одна компания заключила договор с другой компанией на выполнение проектных и изыскательских работ. Спор разыгрался из-за того, что одна компания не удосужилась подождать визирования документов другой компании и приступила к работам до момента подписания акта выполненных работ. Работы по договору были приняты 10 ноября, а ответчик приступил к выполнению строительно-монтажных работ 1 ноября.
В договоре есть интересное условие, сделанное по принципу “на всяк случай”, или “ну может пригодится, мало ли что”. То есть, “с момента подписания акта сдачи-приемки работ, … проектировщик передает заказчику исключительные (неисключительные) права на использование документации, … если такая документация признается объектом исключительных прав… ”.
Видимо истец собирался этим воспользоваться, но не знал точно, что может являться охраноспособным объектом интеллектуальной собственности, а что – нет. Тем не менее, квалифицировав нежелание ответчика ждать “визы” истца на нужном документе, истец решает наказать его и отправляет претензию о нарушении законодательства об авторских правах, которую проигнорировали. Тогда истец пошел в суд.
Суд посмотрел на это скептически, но тем не менее разъяснил свою позицию. Еще один такой интересный момент заключается в том, что основную работу по принятию и обоснованию решения взял на себя суд первой инстанции, остальные инстанции в лучшем случае чуть-чуть добавляли от себя, но с целью подтвердить обоснованность и корректность выводов суда первой инстанции.
Так вот. Суд первой инстанции для начала обратился к закону об архитектурной деятельности, по смыслу которого “как архитектурный проект, так и построенный архитектурный объект содержат в себе архитектурное решение – авторский замысел архитектурного объекта, его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации”.
“Законодатель предусмотрел две формы объективации (существования) архитектурного решения: как в форме произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, так и в форме проектов, чертежей, изображений и макетов, охраняемых авторским правом.” Суд также раскрыл секрет того, каким образом можно определить, есть ли нарушение интеллектуальных прав, или его нет.
Для этого необходимо выявить “в спорном объекте идею, замысел (архитектурное решение) и сравнить его с архитектурным решением, воплощенным в охраняемом объекте, независимо от того, какую объективную форму (архитектурного проекта или объекта) имели сравниваемые решения”.
Суд пришел к выводу, что “объектом авторского права является не документация для строительства в целом, а лишь архитектурный проект, то есть архитектурная часть документации, в которой выражено архитектурное решение”. Так как изготовленная истцом документация является частью проектной документации по объекту, то, следовательно, не является архитектурным проектом и не содержит архитектурных решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, “…проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта…”
Проанализировав материалы дела, суд не нашел архитектурных решений, которые могли бы охраняться авторским правом, в проектной документации истца. Функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения не являются объектами авторских прав и сами по себе не могут охраняться авторским правом.
Суд также отметил, что использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. А вот сам проект и выполненная на его основе документация могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта.
Таким образом, объектом авторского права является не документация для строительства в целом, а лишь архитектурный проект, то есть архитектурная часть документации, в которой выражено архитектурное решение.
Та документация, что была изготовлена истцом, является лишь частью проектной документации по объекту, следовательно, не является архитектурным проектом и не содержит архитектурных решений. Следовательно, на основании приведенных выводов, суд отклонил доводы истца и отказал в удовлетворении исковых требований.
Истец не собирался проигрывать и пошел в апелляцию. В обоснование апелляционной жалобы, истец указал на то, что инженерные изыскания как часть градостроительной деятельности являются объектами авторского права. Апелляционная инстанция не согласилась с доводами истца и жалобу не удовлетворила.
Практически вся мотивировка апелляции повторяет мотивировку первой инстанции, за исключением всего лишь одного малюсенького вывода так сказать “от лица” апелляции: процесс создания, в том числе проектной документации на инженерные изыскания может носить как технический, производственный характер, так и быть процессом научной деятельности, то есть носить творческий характер.
Не удовлетворившись в апелляции, истец отправился в кассацию. На удивление, кассация также взяла за основу своей мотивировки мотивировку первой инстанции и пришла к выводу, что доводы истца выражают несогласие с выводами нижестоящих инстанций и направлены на их переоценку, что не допускается в суде кассационной инстанции. Правда и здесь СИП добавил кое-что и от себя.
Во-первых, инженерные изыскания, являясь деятельностью субъекта, не относятся к числу объектов гражданских прав. Во-вторых, истец, требуя уплаты штрафа за нарушение авторских прав ссылался на закон, который утратил силу аж в 2008 году, тем более, что действующее гражданское законодательство не предусматривает такую меру ответственности как “штраф за нарушение авторских прав”. Таким образом, и кассационная жалоба осталась без удовлетворения.
Related Posts:
- А есть авторское право на технический отчет?
- Авторское право на фотографию улыбки
- BitTorrent защитил свою интеллектуальную собственность
- Авторское право на служебное произведение
- Про срок давности на предъявление иска о нарушении…
- К вопросу о расторжении договора с музыкальным…
- Разработчик VFX не владеет авторскими правами на CG…
- Суд Индии подтвердил, что вещание и стриминг – это…
- Как тролля засудили свои же юристы
- Когда интеллектуальная собственность становится делом вкуса
- Интеллектуальные права и искусственный интеллект
- Что можно сделать, если ОКУП и правообладатели…
- Иммунитет государства от исков за нарушение авторских прав
- Авторское право на парфюм – есть или нет?
- Как иногда полезно посещать библиотеки.
Проектная деятельность как основа интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»
В настоящее время проектная деятельность становится неотъемлемым частью деятельности человека, осуществляя стимулирование на самостоятельное освоение новых знаний, умений и навыков, на интеллектуальное и творческое развитие личности. В своей статье автор рассматривает роль и обосновывает необходимость использования проектной деятельности в области образования.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кожекина Екатерина Александровна
Защита результатов интеллектуальной деятельности в специальном и инклюзивном образовании
Возникновение прав интеллектуальной собственности в образовательном процессе: к постановке проблемы
Объекты инновационной деятельности в образовательном процессе
Интеллектуальный потенциал промышленных корпораций
Сущность проектной деятельности педагога профессионального обучения
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.Now design activity becomes integral part of activity of the person, carrying out stimulation on independent development of new knowledge, skills, on intellectual and creative development of the personality. In the article the author considers a role and proves need of use of design activity for the field of education.
Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как основа интеллектуальной собственности»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
В настоящее время проектная деятельность становится неотъемлемым частью деятельности человека, осуществляя стимулирование на самостоятельное освоение новых знаний, умений и навыков, на интеллектуальное и творческое развитие личности. В своей статье автор рассматривает роль и обосновывает необходимость использования проектной деятельности в области образования.
Проектная деятельность в настоящее время становится неотъемлемым компонентом деятельности человека практически в любой сфере, в том числе и в образовании. Анализ деятельности различных организаций и отдельных людей, как в нашей стране, так и за рубежом, показал, что они строят свою жизнедеятельность, в частности бизнес, на основе проектов, в котором изучается рыночный спрос, отслеживаются нужды людей, прогнозируется результат деятельности. На лицо — потребность в качественно новых специалистах-профессионалах, обладающих способностью к творческой интеллектуальной деятельности, владеющих различными технологиями проектирования и достижения личного успеха на основе нетрадиционных решений.
Проектирование сегодня, предполагающее создание проекта, замысла, идеи, с реализацией которых связана жизнь как профессионала на своем рабочем месте, так и школьника или студента — важнейший фактор развития и экономики, и образования. Большинство авторов, чьи работы посвящены данному вопросу, рассматривают проектирование как осознанную и целенаправленную поэтапную интеллектуальную деятельность, заканчивающуюся созданием определенного продукта в качестве результата реализации этой деятельности, то есть как деятельность по созданию интеллектуальной собственности.
В России создание института интеллектуальной собственности началось еще до распада СССР. В 1991-92 годах был принят ряд законов об охране промышленной собственности (изобретений, товарных знаков, промышленных образцов), основанные на правовых принципах, действующих в развитых странах. В 1992 г. были приняты «Патентный закон Российской Федерации», Закон РФ «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных», Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем». В 1993 г. был принят Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». По мнению специалистов, правовое регулирование интеллектуальной собственности в России в настоящее время выглядит достаточно полным и комплексным.
Объективный процесс формирования интеллектуальной собственности в российском обществе детерминирован группами факторов, обусловленными мировыми тенденциями развития производительных сил, трансформацией мировой экономической системы в целом в направлении возрастания роли знаний, информации, углубления интеграции, возрастания степени инновационности. В период становления рыночной экономики в России возникает необходимость формирования адекватных отношений присвоения продуктов проектной деятельности, как результата интеллектуального труда, обеспечения конкурентоспособности на инновационном рынке. Интеллектуальная собственность формируется в связи с разгосударствлением, многообразием форм собственности, утверждением частной собственности, становлением новых организационно-правовых форм. Влияние трансформации системы собственности на интеллектуальные продукты выражается в расширении круга субъектов данных отношений, потере государством статуса единовластного собственника интеллектуального продукта. С этим объектом связан ряд
Now design activity becomes integral part of activity of the person, carrying out stimulation on independent development of new knowledge, skills, on intellectual and creative development of the personality. In the article the author considers a role and proves need of use of design activity for the field of education.
особенностей экономических и социально-экономических отношений в науке, собственности как таковой, отношений по поводу создания, присвоения (отчуждения) невещественных объектов (воспроизводства личного фактора, творческого потенциала, инновационной деятельности, коммерциализации интеллектуального продукта, информации, внутреннего и международного рынка объектов интеллектуальной собственности).
Выполнение проектов можно рассмотреть в качестве основы интеллектуальной собственности по причине активизации интеллектуальных активов каждого человека (или организации в целом). В последние годы происходят существенные изменения в том, каким образом использовать свои конкурентные преимущества, основанные на таких знаниях, как проектирование, продукты деятельности, результаты научных исследований и разработок и другое [1, с. 4-6].
Выполнение проектов (учебных, информационных, социальных и др.) актуализирует потребность в специалистах, обладающих высоким интеллектом, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовывать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции, устранять стереотип своей деятельности и творчески выполнять работу. Проектная деятельность играет большую роль в подготовке «конкурентоспособных специалистов, самостоятельных, дисциплинированных, мотивированных, способных занимать лидирующие позиции, обладающих научной пытливостью, умеющих кооперироваться, мобилизовываться, получающих радость от ощущения реальной пользы проделанной работы» [2] .
С.В. Матюшенко [3] рассмотрела различные основания для изучения интеллектуальной собственности — философские, юридические, экономические, социологические. Философское обоснование для изучения интеллектуальной собственности требовалось давно. В определенной мере это удалось сделать доктору философских наук А.М. Орехову, в 2007 г. выпустившему монографию «Интеллектуальная собственность: опыт социально-философского и социально-
теоретического исследования», где четко расставлены акценты относительно социальнофилософской сущности интеллектуальной собственности как «наиважнейшего типа фундаментальной собственности».
Юридические исследования интеллектуальной собственности сфокусировались на конкретных правовых аспектах ее применения.
В экономической сфере интеллектуальная собственность рассматривается с точки зрения следующих проблем:
— экономическая природа интеллектуальной собственности;
— интеллектуальная собственность как экономическая категория и экономическое отношение;
— интеллектуальная собственность и экономические формы ее реализации;
— экономическое регулирование и методы оценки объектов интеллектуальной собственности;
— специфика и распределение доходов от объектов интеллектуальной собственности и др.
Многих ученых интересует вопрос о рынке интеллектуальной собственности, активно обсуждаемый в последнее время.
Социологические исследования рассматриваемого понятия остановились в границах обозначенной проблематики по направлениям социологического обоснования интеллектуальной собственности и ее социальных характеристик. Активно развивается информационно-знаниевая теория интеллектуальной собственности.
С.В. Матюшенко провела анализ педагогической интеллектуальной собственности, возникновение которой она связывает с появлением и проявлением инноваций в различных образовательных учреждениях. Доказывается, что новация и инновация есть предтеча интеллектуальной собственности, главным признаком которой считается новизна. Единственным способом защиты интеллектуальных наработок (охраны авторских прав) служит только публикация в открытой печати.
В то же время многие педагоги не научены пользоваться свободами в своей профессиональной деятельности, они не могут научить этому воспитанников. В то время, как поиск новых
резервов совершенствования образования связан со становлением и развитием проектноисследовательской деятельности обучающихся.
Для выполнения учебного проекта необходимо совершить ряд поэтапных интеллектуальных действий:
1) обсуждение задач, которые необходимо будет решить в ходе выполнения проекта:
— анализ проблемы, с которой связан проект,
— поиск и изучение информации (научной, технической, методической и т.п.) необходимой для выполнения проекта,
— материально-техническое обеспечение выполнения проекта; поиск источников финансирования.
2) обсуждение технологических аспектов организации работы обучающихся:
— каким должен быть проект для того, чтобы соответствовать поставленной цели?
— какие необходимые для реализации проекта знания, умения и навыки учащиеся имеют сейчас и должны иметь к моменту исполнения определенных этапов и видов работы?
— как лучше распределить обязанности среди членов группы, если проект коллективный?
3) структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп обучающихся, подбор необходимых материалов;
4) работа над проектом по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях. Руководитель проекта координирует деятельности участников проекта и постоянно контролирует ходом и сроки производимых работ;
5) подведение итогов, оформление результатов;
6) презентация проекта (защита проекта в виде демонстрации презентации в электронном виде).
При выполнении проектов обычно требуют ответить на вопросы:
— для чего создается данный проект?
— чем вызвана необходимость его создания?
— существует ли на самом деле потребность в этом проекте?
— как в дальнейшем будет использоваться данный проект?
— найдет ли он своих потребителей?
Однако никогда в школе и вузе не ставиться вопрос, какие интеллектуальные способности необходимы, для того, чтобы осуществить замысел, будет ли продукт этой деятельности интеллектуальной собственностью, на которую распространяется авторское право.
Возникает необходимость в процессе обучения, начиная со школы, подчеркивать, что интеллектуальная собственность может рассматриваться в одном ряду с собственностью веществен-
ной, которая включает отношения по поводу объектов, принадлежащих собственно субъекту, и на остальные материальные объекты. Аналогично интеллектуальную собственность можно рассматривать как «субъектную», неотделимую от самого носителя, создателя (знания, идеи), так и «объективированную», т.е. существующую объективно, в том числе независимо от создателя.
Так же, как и вещественная собственность, интеллектуальная представляет собой отношения присвоения, складывающиеся между субъектами в процессе общественного воспроизводства, но отношения присвоения особых объектов — средств и результатов интеллектуального труда. Причем к ведущему невещественному средству интеллектуального труда можно отнести интеллект человека. В отличие от вещественной собственности, интеллектуальная собственность означает также особые отношения присвоения, обусловленные свойствами знания (его неисчерпаемость, неуничтожимость и т.д.), — прежде всего тождественность отношений владения и познания (возможность присвоения знаний одновременно рядом лиц, а также их использования наряду или независимо от собственника и др.).
Можно привести примеры, реализующие потребность в новой модели образования, подтверждающие необходимость проектной деятельности, ориентированной на развитие умения
учиться, ставить жизненно важные задачи и их выполнять. Оказалось, что учащиеся начальной школы в состоянии понять, что по отношению к объекту можно выделить:
1) создателя интеллектуального продукта (например, автора художественного произведения, инженера),
2) потребителя интеллектуального продукта (читателя),
3) посредника между создателем и потребителем.
Так, например, ученики третьего класса с увлечением выполняли проект по созданию детской площадки во дворе дома. Они проектировали расположение отдельных ее составляющих (песочницы, навесы, лавочки, физкультурные тренажеры для занятия спортом, клумбы и т.д.), то есть были авторами. Представили проект первоклассникам как потребителям детской площадки и получили замечания. После корректировки подсчитали приблизительную стоимость, как строительства детской площадки, так и своей работы.
Приведем другой пример. Студенты вузов стали задумываться над вопросом, является ли дипломный проект объектом интеллектуальной собственности и ест ли на него авторское право? Оказалось, что авторские личные неимущественные права на дипломный проект принадлежат его автору. Исключительные права на использование проекта принадлежат образовательному учреждению. Авторское право распространяется на любые творческие произведения вне зависимости от формы выражения, их ценности и достоинства. Оно возникает в силу создания нового произведения и не требует регистрации. Авторское право состоит из личных неимущественных прав и права на использование произведения. Авторское право включает в себя личные неимущественные права:
— право признаваться автором произведения (право авторства);
— право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
— право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
Эти права не дают их обладателю никаких имущественных преимуществ в отношении объекта авторского права. Этими правами в отношении дипломного проекта обладает студент, создавший его. Кроме личных неимущественных прав, авторское право включает право на использование произведение любым законным способом. Этим правом в отношении дипломного проекта обладает образовательное учреждение, поскольку студент выполняет дипломный проект во исполнение своих обязанностей, подчиняясь внутреннему распорядку университета, по заданию университета, следовательно, дипломный проект является служебным произведением. На служебное произведение право использования возникает у той организации, по заданию которой это произведение создавалось. Таким образом, право на использование дипломного проекта студента образовательному учреждению принадлежит исключительно образовательному учреждению (ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» от 19.07.1995 (в ред. от 20.07.2004), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 19.07.1996 (в ред. 22.08.2004)).
Проектная деятельность стимулирует самостоятельное освоение новых и интеграцию имеющихся знаний, умений и навыков, оказывает благоприятное влияние на интеллектуальное и творческое развитие, рост активности и инициативы обучаемых. Интеллектуальная собственность в виде результатов проектной деятельности служит достоянием, как автора, так и всего общества. Многие исследователи, рассмотрев положительные изменения различных аспектов образовательного процесса с использованием учебных проектов, их различные функции, делают вывод: для выполнения социального заказа в области образования необходимо вовлекать обучающихся в проектную деятельность, которая лежит в основе интеллектуальной собственности.
1. От интеллектуальной собственности к нематериальным активам /Торгово-пром. Палата Рос.
Федерации. Ком. по интллек. собственности (Б.Б. Леонтьев, Х.А. Мамаджанов) .- М.:Изд-во РИН-Ф0,2011 .130 С.
2. Эптштейн М. Метод, разрушающий школьную рутину. URL: http://setilab.ru/modules/ conference// view.article.php/17
3. Матюшенко С. В. Интеллектуальная собственность в российской педагогической науке конца XX в. — начала XXI в. : Автореф. . докт. пед. наук : 13.00.01: Новосибирск, 2011. — 42 C.
Ключевые слова: проектная деятельность, интеллектуальная собственность.
Keywords: design activity, intellectual property.
Являются ли интеллектуальной собственностью инженерные изыскания для разработки документации по планировке территории? Требуется ли инженерные изыскания для разработки документации по планировке территории отражать в бухгалтерском учете в составе НМА?
В рассматриваемой ситуации инженерные изыскания для разработки документации по планировке территории являются результатом интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью) и которые относятся к объекту авторских прав.
Затраты на инженерные изыскания в данном случае не требуется отражать в бухгалтерском учете в составе нематериальных активов организации, так как инженерные изыскания не могут приносить экономические выгоды в будущем без перенесения результатов таких изысканий на конкретный объект строительства (проект).
Обоснование вывода:
Гражданско-правовые аспекты
Пунктом 15 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее также ГрК РФ) предусмотрено, помимо прочего, такое понятие, как инженерные изыскания. Инженерные изыскания — это изучение природных условий и факторов техногенного воздействия, в том числе в целях подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.
С учетом п. 16 ст. 1 ГрК РФ объем строительства (реконструкции), кроме проведения собственно строительных работ, должен включать подготовку проектной документации и выполнение соответствующих инженерных изысканий: обследование технического состояния объектов, разработку рабочего проекта и иные действия, предусмотренные договором сторон.
В соответствии со ст. 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Согласно части 2 ст. 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено ст. 47 ГрК РФ.
В свою очередь, в соответствии с п. 4 ст. 52 ГрК РФ при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
Выполнение как проектных, так и изыскательских работ урегулировано нормами параграфа 4 «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ» главы 37 «Подряд» ГК РФ. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (ст. 758 ГК РФ).
Из ст. 761 ГК РФ можно сделать вывод, что под «изыскательскими работами» в ГК РФ понимаются те виды работ, которые в Градостроительном кодексе РФ определены как «инженерные изыскания» (п. 15 ст. 1 ГрК РФ).
Результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой и графической формах и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства (часть 4.1 ст. 47 ГрК РФ).
Отнесение инженерных изысканий к объекту авторских прав
Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, к которым, очевидно, могут быть отнесены и результаты инженерных изысканий (изыскательских работ), являются объектами авторских прав (абзац девятый п. 1 ст. 1259 ГК РФ), которые регулируются частью 4 ГК РФ. Исключительное право на объекты авторских прав, как и на иные результаты интеллектуальной деятельности, является в определенной степени аналогом права собственности на вещи и состоит в возможности лица, которому оно принадлежит (правообладателя), использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, разрешать или запрещать другим лицам использование результата, а также возможность отчуждать это исключительное право другим лицам (п. 1 ст. 1229 ГК РФ). В частности, использованием объекта авторских прав является практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта (подп. 10 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).
С учетом нормы абзаца девятого п. 1 ст. 1259 ГК РФ инженерные изыскания как часть градостроительной деятельности выступают объектом авторского права.
Как мы поняли из вопроса, в рассматриваемом случае инженерные изыскания явились результатом исполнения заключенного организацией договора авторского заказа (п. 1 ст. 1288 ГК РФ). Поскольку договор предусматривает передачу заказчику исключительного права на этот объект, у организации возникло исключительное право на инженерные изыскания, охраняемое в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации инженерные изыскания для разработки документации по планировке территории являются результатом интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью) и которые относятся к объекту авторских прав (подп. 1 п. 1 ст. 1225 и п. 1 ст. 1259 ГК РФ).
При этом в качестве объекта авторских прав охраняются не результаты инженерных изысканий в виде исходной полученной информации, а технический отчет, представляющий собой совокупность частей — текстового описания, схем, графиков, таблиц и тому подобных сведений (информации), полученных в результате проведенных работ. Данный вывод подтверждается, например, в п. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 N 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности»: не является нарушением прав истца — обладателя исключительных прав на творчески созданное картографическое произведение — создание на основе той же исходной информации самостоятельного произведения.
Бухгалтерский учет
Определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия к бухгалтерскому учету и их списания в бухгалтерском учете устанавливают федеральные стандарты бухгалтерского учета (п. 1 части 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ).
Результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них) со сроком полезного использования более 12 месяцев, фактическая (первоначальная) стоимость которых может быть достоверно определена, признаются нематериальными активами (п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»*(1)).
Для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива необходимо единовременное выполнение условий, перечисленных в п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (далее — ПБУ 14/2007). Первым упомянутым в данной норме условием является условие о том, чтобы объект был способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Исключительные права на инженерные изыскания сами по себе не могут приносить экономические выгоды в будущем, но они имеют отношение к конкретному объекту строительства (или проекту).
К капитальным вложениям, включаемым в первоначальную стоимость объекта основных средств, при его строительстве могут быть отнесены затраты на:
- приобретение имущества, предназначенного для использования в процессе создания объектов основных средств (подп. «а» п. 5 ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»);
- строительство объектов основных средств (подп. «б» п. 5 ФСБУ 26/2020);
- подготовку проектной, рабочей и организационно-технологической документации (архитектурных проектов, разрешений на строительство, др.) (подп. «г» п. 5 ФСБУ 26/2020);
- организацию строительной площадки (подп. «д» п. 5 ФСБУ 26/2020);
- осуществление авторского надзора (подп. «е» п. 5 ФСБУ 26/2020);
- приведение объекта в состояние, в котором он пригоден к использованию в запланированных целях, в том числе его монтаж, установка (подп. «з» п. 5 ФСБУ 26/2020)*(2).
При этом затраты на выполнение работ по инженерным изысканиям формируют первоначальную стоимость объекта основных средств на основании подп. «г» п. 5 ФСБУ 26/2020.
По своим характеристикам проектная и сметная документация не отвечают критериям отнесения объектов к основным средствам или нематериальным активам. По сути проектно-сметная документация является отчетным документом, оформленным по итогам проведения архитектурно-строительного проектирования и подтверждающим надлежащее выполнение работ.
По общему правилу в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета (утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) на балансовом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств» ведется учет затрат на строительство объекта ОС. По дебету счета 08 собираются все затраты на строительство начиная с расходов по разработке проектно-сметной документации и заканчивая расходами на оформление документов, например, связанных с получением разрешения на ввод в эксплуатацию.
Таким образом. затраты на инженерные изыскания, как и другие затраты на возведение объекта строительства (или проекта), учитываются до момента ввода объекта в эксплуатацию на субсчете 08-3 счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Соответственно, такие расходы целесообразно относить на удорожание объекта строительства (или проекта).
Следовательно, затраты на инженерные изыскания для разработки документации по планировке территории не требуется отражать в бухгалтерском учете в составе НМА.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Дополнительные обязательные условия договоров по Закону N 223-ФЗ, связанных с подготовкой строительства и строительством.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин ОлегОтвет прошел контроль качества
19 февраля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Отметим, что с 1 января 2024 года ПБУ 14/2007 признается утратившим силу. Вместо него учет нематериальных активов будет регулироваться федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», утвержденным приказом Минфина России от 30.05.2022 N 86н. Новый стандарт применяется с отчетности за 2024 год. Однако организация может начать применять ФСБУ 14/2022 ранее указанного срока. Соответствующие изменения необходимо внести в учетную политику.
*(2) Также в сумму фактических затрат при признании капитальных вложений по строящимся объектам основных средств, в частности, могут включаться:
- суммы, уплаченные и (или) подлежащие уплате организацией поставщику (подрядчику) при осуществлении капитальных вложений (подп. «а» п. 10 ФСБУ 26/2020). В данных суммах необходимо учитывать все скидки, уступки, вычеты, премии и льготы, предоставляемые поставщиком (подрядчиком). Налоги и сборы не учитываются в этих суммах (п. 11 ФСБУ 26/2020);
- стоимость активов организации, списываемая в связи с использованием этих активов при осуществлении капитальных вложений (подп. «б» п. 10 ФСБУ 26/2020);
- амортизация активов, используемых при осуществлении капитальных вложений (подп. «в» п. 10 ФСБУ 26/2020);
- иные затраты, связанные со строительством объекта и отвечающие условиям признания капитальных вложений в соответствии с п. 6 ФСБУ 26/2020.