Как узнать категорию автомобильной дороги
Перейти к содержимому

Как узнать категорию автомобильной дороги

  • автор:

I. Общие положения

Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования (далее — Техническая классификация) распространяется на автомобильные дороги общего пользования (далее — автомобильные дороги) при проектировании строительства и реконструкции и устанавливает порядок разделения автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории в целях установления их технических характеристик.

II. Классы автомобильных дорог

2.1. Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяются на три класса: автомагистраль, скоростная дорога и дорога обычного типа.

2.2. К классу «автомагистраль» относятся автомобильные дороги:

имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях.

2.3. К классу «скоростная дорога» относятся автомобильные дороги:

имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне расположенные не чаще чем через 5 км.

2.4. К классу «дороги обычного типа» относятся автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:

имеющие единую проезжую часть или проезжую часть с центральной разделительной полосой;

доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне.

III. Категории автомобильных дорог

3.1. Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяются на категории в зависимости от:

количества и ширины полос движения;

наличия центральной разделительной полосы на проезжей части;

типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

условий доступа на дорогу с примыканий в одном уровне.

IV. Техническая классификация автомобильных дорог

Технические характеристики автомобильных дорог, устанавливаемые в соответствии с Технической классификацией, приведены в таблице.

ТЕХНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Класс автомобильной дороги

Категория автомобильной дороги

Общее количество полос движения

Ширина полосы движения, м

Центральная разделительная полоса

Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками

Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями

Доступ на дорогу с примыкания в одном уровне

Классификация автомобильных дорог

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО «Инжинирингинвест»

2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. № 296-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

Содержание

1 Область применения
2 Термины и определения
3 Классы автомобильных дорог
4 Категории автомобильных дорог
5 Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог

ГОСТ Р 52398-2005
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Основные параметры и требования
Classification of automobile roads. General parameters and requirements

Дата введения — 2006-05-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования (далее — автомобильные дороги) и устанавливает их техническую классификацию.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 техническая классификация автомобильных дорог: Разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.

2.2 класс автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.

2.3 категория автомобильной дороги: Характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.

2.4 доступ на автомобильную дорогу: Возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.

3 Классы автомобильных дорог

3.1 Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:

— автомагистраль,
— скоростная дорога,
— дорога обычного типа (нескоростная дорога).

3.1.1 К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:

— имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
— не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
— доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.

3.1.2 К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги:

— имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
— не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
— доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.

3.1.3 К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:

— имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
— доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V- 50 м друг от друга.

4 Категории автомобильных дорог

4.1 Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

— количества и ширины полос движения;
— наличия центральной разделительной полосы;
— типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
— условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.

5 Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог

Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования

Класс автомобильной дороги

Категория автомобильной дороги

Общее количество полос движения

Ширина полосы движения, м

Центральная разделительная полоса

Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками

Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями

Доступ на дорогу с примыкания в одном уровне

Допускается без пересечения прямого направления

1) Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах.

2) На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы определяется проектом организации дорожного движения.

3) Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог.

4) Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, «отнесенных» левых поворотов или пересечения кольцевого типа).

RU : Belarus:Классификация дорог вне населённых пунктов

Категории автомобильных дорог общего пользования Республики Беларусь

Общие сведения по классификации

В зависимости от функционального назначения автомобильные дороги Беларуси подразделяются на республиканские и местные.

К республиканским автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, включаемые в сеть международных автомобильных дорог (европейской транспортной системы), а также автомобильные дороги, которые обеспечивают транспортные связи:

  • столицы Республики Беларусь — города Минска с административными центрами областей, Национальным аэропортом «Минск»;
  • административных центров областей между собой;
  • административных центров областей с аэропортами вне городской черты и с административными центрами районов;
  • административных центров районов между собой по одному с направлений;
  • городов областного подчинения с административным центром области, на территории которой эти города находятся;
  • железнодорожных станций, размещенных не в городах, пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, а также других объектов государственного значения с республиканскими автомобильными дорогами.

К местным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, обеспечивающие транспортные связи:

  • административных центров сельсоветов, городов районного подчинения, городских, курортных и рабочих посёлков, сельских населённых пунктов с административными центрами районов, на территории которых они размещены, а также городов районного подчинения, городских, курортных и рабочих посёлков между собой и с ближайшими железнодорожными станциями, аэропортами, речными портами и пристанями вне городской черты;
  • мест массового отдыха, туризма, спортивных комплексов, курортов, больниц, школ-общежитий, домов отдыха, оздоровительных лагерей, кладбищ, исторических памятников, памятников природы и культуры с административными центрами областей и районов, на территории которых находятся эти объекты, а также с ближайшими железнодорожными станциями, аэропортами, речными портами, пристанями и республиканскими автомобильными дорогами;
  • административных центров сельсоветов между собой, сельских населённых пунктов (в том числе дороги, которые проходят по территории этих населённых пунктов) с автомобильными дорогами общего пользования;
  • районов индивидуального жилищного строительства, размещённых в сельской местности, и садоводческих товариществ с автомобильными дорогами общего пользования.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для внутрихозяйственных и технологических перевозок, служебные и патрульные автомобильные дороги вдоль каналов, трубопроводов, линий электропередач, других коммуникаций и построек, а также служебные автомобильные дороги к гидротехническим и другим постройкам.

Особую категорию автомобильных дорог необщего пользования составляют автомобильные дороги, которые находятся в ведении Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь. На эти дороги не распространяется действие Закона Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» от 2 декабря 1994 № 3434-XII.

Список автомобильных дорог Республики Беларусь

ТКП 45-3.03-19-2006 (02250) «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ»

Класс дороги Категория дороги Функциональное назначение дороги Область применения Расчетная интенсивность движения, ед/сут
Республиканские дороги Местные дороги
Автомагистрали — дороги, обозначенные знаком 5.1 «Автомагистраль» . I-a Для передвижения интенсивных транспортных потоков на большие расстояния без обслуживания прилегающих территорий Участки основных республиканских дорог протяженностью не менее 150 км с долей транзита в транспортном потоке более 50% Св. 8000 нет
Скоростные автомобильные дороги I-б Для локального передвижения интенсивных транспортных потоков с высокой скоростью Республиканские автомобильные дороги на подходах к крупнейшим городам на расстоянии 40-50 км, подъезды к аэропортам 1 класса, кольцевые дороги вокруг крупнейших городов Св. 10000 нет
Обычные автомобильные дороги I-в Дороги общего назначения Республиканские автомобильные дороги (кроме автомагистралей и скоростных дорог), а также местные автомобильные дороги (кроме автомобильных дорог низших категорий) Св. 10000 нет
II Св. 5000 до 10000 включ. Cв. 7000 включ.
III Св. 2000 до 5000 включ. Св. 3000 до 7000 включ.
IV Св. 200 до 2000 включ. Св. 400 до 3000 включ.
V До 200 включ. До 400 включ.
Автомобильные дороги низших категорий VI-a Обеспечение постоянных подъездов к малым сельским поселениям Тупиковые дороги с незначительной интенсивностью движения нет Св. 25 до 50 включ.
VI-б нет До 25 включ.

Важно: Атомобильные дороги категории I в обязательном порядке имеют разделительные полосы.

Соответствие типов дорог республиканской классификации

Используемые тэги для классификации дорог

Типы дорог

Следующая градация применяется к дорогам «по их значимости»:

этим тегом следует обозначать только дороги уровня trunk, для локальных магистралей следует использовать primary, secondary или tertiary + motorroad=yes + maxspeed=RU:motorway (обсуждение)
автомобильные дороги в этой категории имеют на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой, и не имеют пересечений в одном уровне с другими автомобильными и железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками
по умолчанию, highway=motorway — односторонняя дорога (т.е. каждое направление рисуется отдельно), если же оба направления нарисованы одной линией, то необходимо добавить oneway=no

Сеть дорог класса trunk должна быть связной в пределах всей страны, следовательно:

автомобильные дороги республиканского значения, соединяющие крупные города и/или областные центры, дороги межобластного сообщения, не являющиеся trunk

автомобильные дороги областного значения, соединяющие областные центры с крупными населёнными пунктами (районными центрами), а также крупные населённые пункты между собой

более важные автомобильные дороги среди прочих автомобильных дорог местного значения, например соединяющие районные центры с сёлами, а также несколько сёл между собой

остальные автомобильные дороги местного значения, образующие соединительную сеть дорог
могут не иметь твёрдого покрытия (surface=unpaved), а также грейдеры (surface=compacted), бетонки (surface=concrete)
не следует использовать данный тег в случае, если статус дороги неизвестен и требует уточнения, для этого преднозначено значение highway=road

служебные проезды (например на АЗС)

полевые дороги сельскохозяйственного назначения, лесные дороги, неофициальные грунтовки.
«дороги тут нет, но некоторые тут ездят ;-)»
не следует использовать данный тег для обозначения грунтовых дорог, образующих соединительную сеть и используемых для передвижения несельскохозяйственной техники — в подобном случае обычно следует использовать highway=unclassified или highway=residential и уточнять тип покрытия/проходимость с помощью тегов smoothness=* и/или surface=*.

тропы, «направления» (на авто не проехать, даже на рыбалку на джипе)

дороги, чей статус неизвестен [1] и требует уточнения
в том числе прорисованные по спутниковым снимкам ( source = landsat )

Специальные типы дорог Link

развязки дорог типа highway=motorway с другими (более низкой классификации) дорогами.
По умолчанию, highway=motorway_link — односторонняя дорога, если же дорога двухсторонняя, то необходимо ставить тег oneway=no.

Примечание: односторонность по умолчанию highway=motorway_link под вопросом (см. тут и тут), поэтому чтобы избежать неоднозначности, рекомендуется всегда добавлять тег oneway=*.

развязки дорог типа highway=trunk с другими (более низкой классификации) дорогами.
По умолчанию, highway=trunk_link — двухсторонняя дорога, если же дорога односторонняя, то необходимо ставить тег oneway=yes.

Примечание: двухсторонность по умолчанию highway=trunk_link видимо также как и для highway=motorway_link может оспариваться, поэтому чтобы избежать неоднозначности, рекомендуется всегда добавлять тег oneway=*.

развязки дорог типа highway=primary с другими (более низкой классификации) дорогами.
По умолчанию, highway=primary_link — двухсторонняя дорога, если же дорога односторонняя, то необходимо ставить тег oneway=yes.

Примечание: двухсторонность по умолчанию highway=primary_link видимо также как и для highway=motorway_link может оспариваться, поэтому чтобы избежать неоднозначности, рекомендуется всегда добавлять тег oneway=*.

развязки дорог типа highway=secondary с другими (более низкой классификации) дорогами.
По умолчанию, highway=secondary_link — двухсторонняя дорога, если же дорога односторонняя, то необходимо ставить тег oneway=yes.

Примечание: двухсторонность по умолчанию highway=secondary_link видимо также как и для highway=motorway_link может оспариваться, поэтому чтобы избежать неоднозначности, рекомендуется всегда добавлять тег oneway=*.

Транзитные трассы
  • Не следует понижать класс транзитных трасс, проходящих через населенный пункт.
    • Однако, если highway=motorway при прохождении через населенный пункт теряет свойства автомагистрали, его следует понизить до highway=trunk.
    Объединение частей трассы в отношение

    Рекомендуется все части одной трассы объединять в relation:route. Теги для отношений должны быть:

    • type=route
    • route=road
    • network=e-road
    • ref=E #

    Принятая классификация дорог по умолчанию для Беларуси

    Не забываем при грунтовом покрытии дороги указывать surface=unpaved

    Повышение типа дороги относительно классификации «по умолчанию»

    В случае, если дорога явно отличается от остальных дорог своего класс то допустимо повышение её уровня на 1 относительно классификации «по умолчанию»

    Примечания

    1. ↑ В классификации по важности статус дорог определяется самой конфигурацией карты, взаимным расположением дорог и населенных пунктов. Статус может быть неизвестен либо когда фактическая проезжаемость неизвестна (обследование на местности не проводилось), либо нанесена только часть дороги, и неизвестно, откуда и куда она идет. В случае же, когда есть сомнения в выборе, например, между primary и secondary или между residential и unclassified, использовать highway=road категорически не рекомендуется. См. также страницу обсуждения.
    • Pages unavailable in German
    • Pages unavailable in English
    • Pages unavailable in Spanish
    • Pages unavailable in French
    • Pages unavailable in Italian
    • Pages unavailable in Dutch
    • Pages unavailable in Japanese
    • Pages with broken file links

    Сведения о категориях автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения

    Информация о протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального или межмуниципального значения по регионам Российской Федерации с разбивкой по категориям и форме собственности.

    Владелец набора данных:
    Министерство транспорта Российской Федерации
    Ответственное лицо:

    Караваев Андрей Алексеевич — главный специалист-эксперт отдела прогнозирования и развития Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства

    Телефон ответственного лица:
    +7 (499) 495-00-00 доб. 15-16
    Адрес электронной почты ответственного лица:
    karavaevaa@mintrans.ru
    Формат набора открытых данных:
    Гиперссылка (URL) на набор:
    Описание структуры набора данных:
    Дата первой публикации набора данных:
    Дата последнего внесения изменений:
    Публикация набора данных
    Дата актуальности набора данных:
    Периодичность актуализации:
    Ключевые слова, соответствующие набору данных:

    категории автомобильных дорог, протяженность автомобильных дорог, федеральные автомобильные дороги, региональные автомобильные дороги, автомобильные дороги межмуниципального значения

    Гиперссылки (URL) на версии набора данных:
    Гиперссылки (URL) на версии структуры набора данных:
    Версия методических рекомендаций:

    Количество просмотров набора открытых данных: 714

    Количество скачиваний набора открытых данных: 1122

    • Отрасль
    • Статистика
    • Условия использования

    Обращения граждан и организаций

    © 2010 – 2024 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

    Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

    Официальный сайт президента РФ

    Официальный интернет-портал правительства РФ

    © 2010 – 2024 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

    Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

    Для повышения удобства работы с сайтом Минтранса России использует файлы cookie. В cookie содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *