I. Общие положения
Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования (далее — Техническая классификация) распространяется на автомобильные дороги общего пользования (далее — автомобильные дороги) при проектировании строительства и реконструкции и устанавливает порядок разделения автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории в целях установления их технических характеристик.
II. Классы автомобильных дорог
2.1. Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяются на три класса: автомагистраль, скоростная дорога и дорога обычного типа.
2.2. К классу «автомагистраль» относятся автомобильные дороги:
имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях.
2.3. К классу «скоростная дорога» относятся автомобильные дороги:
имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне расположенные не чаще чем через 5 км.
2.4. К классу «дороги обычного типа» относятся автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:
имеющие единую проезжую часть или проезжую часть с центральной разделительной полосой;
доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне.
III. Категории автомобильных дорог
3.1. Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяются на категории в зависимости от:
количества и ширины полос движения;
наличия центральной разделительной полосы на проезжей части;
типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
условий доступа на дорогу с примыканий в одном уровне.
IV. Техническая классификация автомобильных дорог
Технические характеристики автомобильных дорог, устанавливаемые в соответствии с Технической классификацией, приведены в таблице.
ТЕХНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Класс автомобильной дороги
Категория автомобильной дороги
Общее количество полос движения
Ширина полосы движения, м
Центральная разделительная полоса
Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками
Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями
Доступ на дорогу с примыкания в одном уровне
Классификация автомобильных дорог
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО «Инжинирингинвест»
2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. № 296-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет
Содержание
1 Область применения
2 Термины и определения
3 Классы автомобильных дорог
4 Категории автомобильных дорог
5 Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог
ГОСТ Р 52398-2005
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Основные параметры и требования
Classification of automobile roads. General parameters and requirements
Дата введения — 2006-05-01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования (далее — автомобильные дороги) и устанавливает их техническую классификацию.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 техническая классификация автомобильных дорог: Разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.
2.2 класс автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.
2.3 категория автомобильной дороги: Характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.
2.4 доступ на автомобильную дорогу: Возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.
3 Классы автомобильных дорог
3.1 Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:
— автомагистраль,
— скоростная дорога,
— дорога обычного типа (нескоростная дорога).
3.1.1 К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:
— имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
— не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
— доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.
3.1.2 К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги:
— имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
— не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
— доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.
3.1.3 К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:
— имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
— доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V- 50 м друг от друга.
4 Категории автомобильных дорог
4.1 Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:
— количества и ширины полос движения;
— наличия центральной разделительной полосы;
— типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
— условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.
5 Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог
Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования
Класс автомобильной дороги
Категория автомобильной дороги
Общее количество полос движения
Ширина полосы движения, м
Центральная разделительная полоса
Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками
Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями
Доступ на дорогу с примыкания в одном уровне
Допускается без пересечения прямого направления
1) Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах.
2) На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы определяется проектом организации дорожного движения.
3) Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог.
4) Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, «отнесенных» левых поворотов или пересечения кольцевого типа).
RU : Belarus:Классификация дорог вне населённых пунктов
Категории автомобильных дорог общего пользования Республики Беларусь
Общие сведения по классификации
В зависимости от функционального назначения автомобильные дороги Беларуси подразделяются на республиканские и местные.
К республиканским автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, включаемые в сеть международных автомобильных дорог (европейской транспортной системы), а также автомобильные дороги, которые обеспечивают транспортные связи:
- столицы Республики Беларусь — города Минска с административными центрами областей, Национальным аэропортом «Минск»;
- административных центров областей между собой;
- административных центров областей с аэропортами вне городской черты и с административными центрами районов;
- административных центров районов между собой по одному с направлений;
- городов областного подчинения с административным центром области, на территории которой эти города находятся;
- железнодорожных станций, размещенных не в городах, пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, а также других объектов государственного значения с республиканскими автомобильными дорогами.
К местным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, обеспечивающие транспортные связи:
- административных центров сельсоветов, городов районного подчинения, городских, курортных и рабочих посёлков, сельских населённых пунктов с административными центрами районов, на территории которых они размещены, а также городов районного подчинения, городских, курортных и рабочих посёлков между собой и с ближайшими железнодорожными станциями, аэропортами, речными портами и пристанями вне городской черты;
- мест массового отдыха, туризма, спортивных комплексов, курортов, больниц, школ-общежитий, домов отдыха, оздоровительных лагерей, кладбищ, исторических памятников, памятников природы и культуры с административными центрами областей и районов, на территории которых находятся эти объекты, а также с ближайшими железнодорожными станциями, аэропортами, речными портами, пристанями и республиканскими автомобильными дорогами;
- административных центров сельсоветов между собой, сельских населённых пунктов (в том числе дороги, которые проходят по территории этих населённых пунктов) с автомобильными дорогами общего пользования;
- районов индивидуального жилищного строительства, размещённых в сельской местности, и садоводческих товариществ с автомобильными дорогами общего пользования.
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для внутрихозяйственных и технологических перевозок, служебные и патрульные автомобильные дороги вдоль каналов, трубопроводов, линий электропередач, других коммуникаций и построек, а также служебные автомобильные дороги к гидротехническим и другим постройкам.
Особую категорию автомобильных дорог необщего пользования составляют автомобильные дороги, которые находятся в ведении Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь. На эти дороги не распространяется действие Закона Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» от 2 декабря 1994 № 3434-XII.
Список автомобильных дорог Республики Беларусь
ТКП 45-3.03-19-2006 (02250) «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ»
Класс дороги | Категория дороги | Функциональное назначение дороги | Область применения | Расчетная интенсивность движения, ед/сут | |
---|---|---|---|---|---|
Республиканские дороги | Местные дороги | ||||
Автомагистрали — дороги, обозначенные знаком 5.1 «Автомагистраль» . | I-a | Для передвижения интенсивных транспортных потоков на большие расстояния без обслуживания прилегающих территорий | Участки основных республиканских дорог протяженностью не менее 150 км с долей транзита в транспортном потоке более 50% | Св. 8000 | нет |
Скоростные автомобильные дороги | I-б | Для локального передвижения интенсивных транспортных потоков с высокой скоростью | Республиканские автомобильные дороги на подходах к крупнейшим городам на расстоянии 40-50 км, подъезды к аэропортам 1 класса, кольцевые дороги вокруг крупнейших городов | Св. 10000 | нет |
Обычные автомобильные дороги | I-в | Дороги общего назначения | Республиканские автомобильные дороги (кроме автомагистралей и скоростных дорог), а также местные автомобильные дороги (кроме автомобильных дорог низших категорий) | Св. 10000 | нет |
II | Св. 5000 до 10000 включ. | Cв. 7000 включ. | |||
III | Св. 2000 до 5000 включ. | Св. 3000 до 7000 включ. | |||
IV | Св. 200 до 2000 включ. | Св. 400 до 3000 включ. | |||
V | До 200 включ. | До 400 включ. | |||
Автомобильные дороги низших категорий | VI-a | Обеспечение постоянных подъездов к малым сельским поселениям | Тупиковые дороги с незначительной интенсивностью движения | нет | Св. 25 до 50 включ. |
VI-б | нет | До 25 включ. |
Важно: Атомобильные дороги категории I в обязательном порядке имеют разделительные полосы.
Соответствие типов дорог республиканской классификации
Используемые тэги для классификации дорог
Типы дорог
Следующая градация применяется к дорогам «по их значимости»:
этим тегом следует обозначать только дороги уровня trunk, для локальных магистралей следует использовать primary, secondary или tertiary + motorroad=yes + maxspeed=RU:motorway (обсуждение)
автомобильные дороги в этой категории имеют на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой, и не имеют пересечений в одном уровне с другими автомобильными и железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками
по умолчанию, highway=motorway — односторонняя дорога (т.е. каждое направление рисуется отдельно), если же оба направления нарисованы одной линией, то необходимо добавить oneway=no
Сеть дорог класса trunk должна быть связной в пределах всей страны, следовательно:
автомобильные дороги республиканского значения, соединяющие крупные города и/или областные центры, дороги межобластного сообщения, не являющиеся trunk
автомобильные дороги областного значения, соединяющие областные центры с крупными населёнными пунктами (районными центрами), а также крупные населённые пункты между собой
более важные автомобильные дороги среди прочих автомобильных дорог местного значения, например соединяющие районные центры с сёлами, а также несколько сёл между собой
остальные автомобильные дороги местного значения, образующие соединительную сеть дорог
могут не иметь твёрдого покрытия (surface=unpaved), а также грейдеры (surface=compacted), бетонки (surface=concrete)
не следует использовать данный тег в случае, если статус дороги неизвестен и требует уточнения, для этого преднозначено значение highway=road‘
служебные проезды (например на АЗС)
полевые дороги сельскохозяйственного назначения, лесные дороги, неофициальные грунтовки.
«дороги тут нет, но некоторые тут ездят ;-)»
не следует использовать данный тег для обозначения грунтовых дорог, образующих соединительную сеть и используемых для передвижения несельскохозяйственной техники — в подобном случае обычно следует использовать highway=unclassified или highway=residential и уточнять тип покрытия/проходимость с помощью тегов smoothness=* и/или surface=*.
тропы, «направления» (на авто не проехать, даже на рыбалку на джипе)
дороги, чей статус неизвестен [1] и требует уточнения
в том числе прорисованные по спутниковым снимкам ( source = landsat )
Специальные типы дорог Link
развязки дорог типа highway=motorway с другими (более низкой классификации) дорогами.
По умолчанию, highway=motorway_link — односторонняя дорога, если же дорога двухсторонняя, то необходимо ставить тег oneway=no.
Примечание: односторонность по умолчанию highway=motorway_link под вопросом (см. тут и тут), поэтому чтобы избежать неоднозначности, рекомендуется всегда добавлять тег oneway=*.
развязки дорог типа highway=trunk с другими (более низкой классификации) дорогами.
По умолчанию, highway=trunk_link — двухсторонняя дорога, если же дорога односторонняя, то необходимо ставить тег oneway=yes.
Примечание: двухсторонность по умолчанию highway=trunk_link видимо также как и для highway=motorway_link может оспариваться, поэтому чтобы избежать неоднозначности, рекомендуется всегда добавлять тег oneway=*.
развязки дорог типа highway=primary с другими (более низкой классификации) дорогами.
По умолчанию, highway=primary_link — двухсторонняя дорога, если же дорога односторонняя, то необходимо ставить тег oneway=yes.
Примечание: двухсторонность по умолчанию highway=primary_link видимо также как и для highway=motorway_link может оспариваться, поэтому чтобы избежать неоднозначности, рекомендуется всегда добавлять тег oneway=*.
развязки дорог типа highway=secondary с другими (более низкой классификации) дорогами.
По умолчанию, highway=secondary_link — двухсторонняя дорога, если же дорога односторонняя, то необходимо ставить тег oneway=yes.
Примечание: двухсторонность по умолчанию highway=secondary_link видимо также как и для highway=motorway_link может оспариваться, поэтому чтобы избежать неоднозначности, рекомендуется всегда добавлять тег oneway=*.
Транзитные трассы
- Не следует понижать класс транзитных трасс, проходящих через населенный пункт.
- Однако, если highway=motorway при прохождении через населенный пункт теряет свойства автомагистрали, его следует понизить до highway=trunk.
Объединение частей трассы в отношение
Рекомендуется все части одной трассы объединять в relation:route. Теги для отношений должны быть:
- type=route
- route=road
- network=e-road
- ref=E #
Принятая классификация дорог по умолчанию для Беларуси
Не забываем при грунтовом покрытии дороги указывать surface=unpaved
Повышение типа дороги относительно классификации «по умолчанию»
В случае, если дорога явно отличается от остальных дорог своего класс то допустимо повышение её уровня на 1 относительно классификации «по умолчанию»
Примечания
- ↑ В классификации по важности статус дорог определяется самой конфигурацией карты, взаимным расположением дорог и населенных пунктов. Статус может быть неизвестен либо когда фактическая проезжаемость неизвестна (обследование на местности не проводилось), либо нанесена только часть дороги, и неизвестно, откуда и куда она идет. В случае же, когда есть сомнения в выборе, например, между primary и secondary или между residential и unclassified, использовать highway=road категорически не рекомендуется. См. также страницу обсуждения.
- Pages unavailable in German
- Pages unavailable in English
- Pages unavailable in Spanish
- Pages unavailable in French
- Pages unavailable in Italian
- Pages unavailable in Dutch
- Pages unavailable in Japanese
- Pages with broken file links
Сведения о категориях автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения
Информация о протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального или межмуниципального значения по регионам Российской Федерации с разбивкой по категориям и форме собственности.
Владелец набора данных:
Министерство транспорта Российской Федерации
Ответственное лицо:Караваев Андрей Алексеевич — главный специалист-эксперт отдела прогнозирования и развития Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства
Телефон ответственного лица:
+7 (499) 495-00-00 доб. 15-16
Адрес электронной почты ответственного лица:
karavaevaa@mintrans.ru
Формат набора открытых данных:
Гиперссылка (URL) на набор:
Описание структуры набора данных:
Дата первой публикации набора данных:
Дата последнего внесения изменений:
Публикация набора данных
Дата актуальности набора данных:
Периодичность актуализации:
Ключевые слова, соответствующие набору данных:категории автомобильных дорог, протяженность автомобильных дорог, федеральные автомобильные дороги, региональные автомобильные дороги, автомобильные дороги межмуниципального значения
Гиперссылки (URL) на версии набора данных:
Гиперссылки (URL) на версии структуры набора данных:
Версия методических рекомендаций:Количество просмотров набора открытых данных: 714
Количество скачиваний набора открытых данных: 1122
- Отрасль
- Статистика
- Условия использования
Обращения граждан и организаций
© 2010 – 2024 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации
Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter
Официальный сайт президента РФ
Официальный интернет-портал правительства РФ
© 2010 – 2024 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации
Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter
Для повышения удобства работы с сайтом Минтранса России использует файлы cookie. В cookie содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.