Как выбрать шрифт для проекта
Выбор шрифта — часть процесса разработки фирменного стиля. Соответственно, работа начинается с анализа брифа и составления визуального образа. В качестве примера взяла концепт создания логотипа для круглосуточной сети прачечных самообслуживания «Мойка». Вот часть брифа: «…в детстве мы думали, что мойка — это раковина, а оказалось автор имел ввиду питерскую реку. Нам показалась забавной эта игра слов и мы решили выбрать такое название. К тому же оно созвучно с глаголом мой-ка.
Мы предоставляем людям возможность постирать свои вещи без приобретения дорогущей стиральной машинки и сопутствующих вещей. Они могут просто собрать грязные вещи в пакет, отнести в нашу прачечную, закинуть в машинку (порошок и ополаскиватель подгружаются в машинку автоматически), запустить программу, потупить в телефон или выпить кофе пока вещи стираются/сушатся и забрать чистенькое и свежее белье.
Наши филиалы располагаются по одному на квартал, поэтому все находится в шаговой доступности.»
По результатам анализа брифа, сформировала визуальный образ характера фирмы: чистый, свежий, забавный. Ассоциативно получился следующий мудборд:
Наш логотип по концепту будет реализовываться в минималистичном стиле. Далее попробуем раскрыть каждое значение через синонимы и ассоциации: чистый, свежий – это аккуратный, безупречный, а забавный – это кокетливый, интересный, легкий.
Шрифт надо выбрать так, чтобы он соответствовал визуальному образу, а именно, был аккуратным, безупречным, чуть кокетливым, необычным и динамичным.
А теперь посмотрим, какие шрифты используют прямые конкуренты и что присутствует в стоковых логотипах. Видим, что прямые конкуренты пользуются шрифтами в основном гротеск, незначительно присутствуют акцидентные и антиква; буквы большей частью применяются прописные, чуть меньше применяют традиционное совмещение прописных и строчных букв, строчные буквы практикуют незначительно. В стоковых логотипах также используются в большинстве случаев стиль гротеск и прописные буквы.
Этот анализ необходим, чтобы отстроиться от конкурентов в позиционировании фирмы.
Будем подбирать шрифты в приложении «nexusfont». Это приложение десктопное бесплатное. Создадим группу и, просматривая набор шрифтов, которые установлены на ПК, выберем и сохраним в этой группе только те шрифты, которые потом можно визуально сравнить и отфильтровать:
На скриншоте представлен окончательный вариант. Первоначально в эту группу набросала штук 20 семейств, но путем отсева получилась выборка, с которой уже и продолжила работу над проектом. В выборку попали шрифты Malgnum Gothic, MyradPro, Pacifico, Segoe UI. Скриншот показывает как будет смотреться название фирмы для каждого шрифта.
По описанным выше критериям к концепту проекта по образу подошел шрифт Pacifico. Название фирмы в логотипе будет строчными буквами. Наименование сети прачечных, набранное этим шрифтом, похоже на рукописный вариант, и за счет этого выбранный шрифт смотрится легким, при этом выглядит кокетливо и в тоже время аккуратно. В пару к нему выбрала шрифт Malgnum Gothic, т.к. буквы сочетаются по ширине и повторяют формы основного шрифта. Кроме того этот шрифт будет читабельным при наборе большого объема текста.
В результате получился вот такой логотип и носители, где используется в паре шрифт Malgnum Gothic:
Как и где находить подходящие шрифты для своих проектов
У каждого дизайнера есть необходимость находить шрифты как для личного использования, так и для коммерческих проектов. В этой статье мы рассмотрим на что важно обращать внимание при подборе шрифтов, а также я поделюсь полезными сервисами, которые навсегда закроют проблему поиска классного шрифта для вашего проекта.
Привет! Я — Максим Ануфриев — свободный дизайнер, основатель наставничества #ownway, ментор и спикер образовательных курсов по UX/UI-дизайну. Моя миссия — передавать опыт через эстетику веб-дизайна.
(всё сказанное является опытом — и не является панацеей)
01. Выбирайте шрифт аккуратно
Для начала давайте поговорим про «юридическую» сторону вопроса.
Есть два основных типа шрифтов, которые отличаются лицензией:
1) для личного использования (personal use)
2) для коммерции (commercial use)
Personal use означает, что такие шрифты можно использовать только в личных (некоммерческих) целях. Это может быть портфолио или дизайн-концепция, которая не будет использоваться на реальных сайтах.
Commercial use — шрифты, которые вы можете применять не только в личных целях, но и в коммерческих проектах. Коммерческое использование сводится ко всему, что связано с бизнесом: веб-интерфейсы, реклама, маркетинг, социальные сети, блоги и многое другое.
02. Пользуйтесь категориями шрифтов
Для того чтобы облегчить поиск нужного вам шрифта — пользуйтесь категориями шрифтов. На многих сервисах есть разделение на 5 основных категорий:
1. Шрифты с засечками (serif, антиква)
Они наиболее подходят «утончённым» нишам и бывают старого, переходного и нового стиля.
https://www.fontshare.com
2. Шрифты без засечек (sans serif, гротеск)
Подходят для большинства ниш и типов сайтов и являются одними и самых универсальных.
https://www.fontshare.com
3. Брусковые шрифты (Slab)
Они очень сильно напоминают антиквы, однако являются более массивными и удобочитаемыми.
https://www.fontshare.com
4. Акцидентные (Display)
Чаще всего используются для акцентирования заголовков или отдельных фраз наборного текста.
https://www.fontshare.com
5. Рукописные (handwriting)
Название у данного типа шрифтов — «само за себя говорящее». Лучше не использовать рукописные шрифты для заголовков или наборного текта, их лучшее применение в интерфейсах — декоративные элементы.
https://www.fontshare.com
03. Локализация, знаки и цифры
Нужно помнить, что далеко не все шрифты имеют кириллицу. Поэтому очень важно перед выбором определённого шрифта посмотреть на языки, которые у него доступны. Обычно на веб-сервисах по подбору шрифтов это указывается.
Кроме того, обращайте внимание знаки (точки, запятые, тире и т.д.), а также на цифры. Далеко не во всех (на первый взгляд красивых) шрифтах хорошо проработаны цифры. Бывают и кривые, и косые, и даже чересчур декоративные))
Один из самых ярких примеров — шрифт Cormorant.
04. Обращайте внимание на сочетаемость
Помните, что оптимально использовать не более 2 шрифтов в своём проекте. Третий шрифт может быть только рукописным (используется для декоративных приёмов).
Важно правильно сочетать шрифт для заголовков и наборного текста. Для этого можно воспользоваться готовыми шрифтовыми парами или референсами, если пока сложно понять какие шрифты будут сочетаться, а какие нет.
Но, в любом случае, с ростом вашей насмотренности вы сможете «улавливать» стилистику шрифтов и правильно комбинировать их.
05. Используйте сервисы
И напоследок, поделюсь с вами сайтами, с помощью которых вы 99,9% найдёте подходящий шрифт.
Крупнейший в России шрифтовой магазин, открытый в 1999 году. В его коллекции более тысячи кириллических гарнитур, созданных в десятках разных словолитен, включая крупнейшие мировые бренды.
Коллекция шрифтов, которые можно посмотреть на реальных проектах. Отлично подойдёт для подбора референсов и типографики для вашего интерфейса.
Font share — это бесплатный сервис шрифтов, запущенный Indian Type Foundry (ITF). Это растущая коллекция шрифтов профессионального уровня, которые на 100% бесплатны для личного и коммерческого использования.
Fonts In Use — это общедоступный архив типографики, индексированный по шрифту, формату, отрасли и периоду.
- myskotom.ru/shriftoteka
Шрифтотека — это более 1300 шрифтов, которые бесплатны для коммерческого использования и доступные на кириллице.
FontPair предлагает подборки комбинаций шрифтов, которые хорошо сочетаются друг с другом. Вы можете выбрать основной шрифт и получить рекомендации для второго шрифта, чтобы создать стильный и согласованный дизайн.
Fontjoy использует искусственный интеллект для создания уникальных комбинаций шрифтов. Вы можете настроить параметры и получить набор комбинаций, которые будут гармонировать с вашим проектом.
Хотите научиться создавать качественные эстетичные интерфейсы?
Делитесь в комментариях своими наработками и сервисами, которые вы используйте при работе с типографикой)
Как подобрать шрифт для дизайн проекта
Недавно я получил email от дизайнера по имени Джаред. Он прошел уроки типографики, которые я предлагаю в рамках бесплатного курса, и был очень благодарен за него. Он сказал, что многому научился, но у него возник один важный вопрос: как выбрать шрифт для своего проекта? Он рассказал мне, что работает в дизайн агентстве, и постоянно выбирает шрифты для сайтов, над которыми они работают. Это очень расстраивает его, так как он не изучал дизайн и типографику, поэтому в основном он руководствуется своим «внутренним чутьем». Или он копирует шрифты с сайтов, которые ему нравятся. Он знает о своих проблемах с выбором оригинальных шрифтов, и его разочарование растет с каждым днем. И он не одинок. С тех пор как в 2017 году я запустил свой бесплатный курс по веб-типографике, я, как правило, получаю пару подобных писем каждый месяц. Я написал о выборе шрифтов подробнее в моей книге о веб-типографике, где объяснил свой процесс на конкретном примере. Но не все купят книгу, поэтому я решил еще раз показать свой процесс подбора шрифтов. На этот раз с другим примером – новым личным проектом, над которым я недавно начал работать.
UX Buddy
UX Buddy будет онлайн-курсом для UX и продуктовых дизайнеров, которые хотят сделать следующий шаг в своей карьере. Мне пришлось сменить много работ, прежде чем я нашел ту, где занимаюсь тем, что нравится и что хорошо получается. Поэтому я хочу поделиться своим опытом и помочь дизайнерам в поисках лучшей UX-должности. Я работаю в GitLab, где мы назначаем UX buddy (UX-приятеля) к дизайнерам, недавно присоединившимся к команде, чтобы помочь им влиться в рабочий процесс (UX-приятель – просто дизайнер, которому поручено помочь новичку). Первые несколько месяцев ошеломляют новых дизайнеров, поэтому UX-приятели помогают им, объясняют, как все работает, и побуждают их делать определенные вещи. С этим курсом я хочу сделать то же самое для дизайнеров, у которых застой в карьере. Но вместо того, чтобы быть их приятелем только после того, как они присоединятся к компании, я хочу помочь со всем, что предшествует этому – поиск хороших UX-компаний, написание кейс-стади, собеседование и т.д. Готовый сайт UX Buddy Вот откуда появилась идея курса UX Buddy и каковы его цели. Это хорошая отправная точка для определения брендинга. Поскольку курс основан на моем опыте получения работы, я хотел, чтобы брендинг отражал мою индивидуальность. Я хотел, чтобы он был минималистичным, но не лишенным своеобразия. Дружелюбным, но при этом профессиональным. Отражал суть вопроса, а не ходил вокруг да около. Затем я провел двухдневный дизайн-спринт, чтобы придумать ценностное предложение курса и контент для сайта. Целью было представить курс на одной веб-странице. Я придумал следующее:
Получите лучшую UX-должность
для заголовка страницы, и:
Этот курс не только о создании вашего UX-портфолио, но и о том, что вы получите потрясающую UX-должность, на которой создадите лучший проект в своей жизни.
для ценностного предложения. Этого было более чем достаточно, чтобы начать работать над сайтом и, соответственно, выбрать шрифт.
Выбор шрифта
Хорошо, а теперь как нам выбрать шрифт для нашего проекта? В моей книге о веб-типографике я рекомендую учитывать семь моментов. Вот три ключевых из них:
Цель сайта и его контент
В моем случае цель состоит в том, чтобы представить новый курс и себя, как заслуживающего доверия специалиста, способного преподавать. Веб-сайт не предназначен для чтения длинных статей, он должен быстро привлечь внимание посетителей.
Основной текст или заголовки
Мы выбираем шрифт для основного текста или для заголовков? Поскольку цель состоит в том, чтобы завлечь посетителей, я хотел сосредоточиться на выборе правильного шрифта для заголовков.
Текст
Чтение текстового контента сайта, для которого мы проектируем дизайн, имеет фундаментальное значение. Иначе, как выбрать шрифт для чего-то, о чем вы не знаете? Необходимо читать образцы текста в самом начале процесса проектирования. Не используйте Lorem Ipsum, если вы не можете получить образцы контента, попробуйте найти аналогичный веб-сайт и «позаимствовать» его контент, пока вы не получите образцы текста. Для UX Buddy у меня уже было название и ценностное предложение. Поэтому я мог приступить к работе.
Что я искал
- Минималистичный, но не лишенный своеобразия
- Дружелюбный, но при этом профессиональный
- Отражать суть вопроса, а не ходить вокруг да около
Сужение выбора
Взгляните на название UX buddy в шрифтах Larsseit, Nexa и Sofia Pro. Вы замечаете что-нибудь общее?
Вы заметили повторяющийся паттерн в букве «у»?
Присмотритесь к букве «у». Видите, какой обрывистой и острой она кажется? Это выглядит холодно и формально. Может быть, даже стерильно, особенно если сравнивать с тремя другими шрифтами, в которых выносные элементы слегка закручены (шрифт Gilroy справа на изображении ниже).
Два разных типа выносных элементов: очень острые, резкие и холодные слева, изогнутые и, следовательно, немного теплее и более приятные справа
Это не соответствовало моему брендингу, поэтому я сразу же удалил эти три шрифта. Теперь у меня остались Axiforma, Mont и Gilroy. Давайте посмотрим на то, как выглядит заголовок страницы с каждым из этих шрифтов.
Вы замечаете треугольную форму строчной буквой «t» в шрифте Mont? Она сильно выделяется
Я сразу заметил кое-что интересное в шрифте Mont: строчная буква «t» имеет очень специфический стиль (взгляните на слово «better» на изображении выше). Это сильно выделяется. Мне это не понравилось, поэтому я убрал Mont. Axiforma и Gilroy показались мне действительно хорошими вариантами, поэтому я изучил их подробнее. Я решил написать ценностное предложение курса каждым шрифтом и провести их параллельное сравнение.
Делая выбор
Сначала мне понравилось, как строчная буква «f» в Axiforma выровнена с другими буквами в словах («Portfolio» на изображении ниже). Но также стало очевидно, что она выглядит немного странно, когда находится в конце слова («of» на изображении ниже). Это кажется неуравновешенным и странным.
Мне нравится поток букв «rtf», но в других словах он выглядит неуравновешенным
Кроме того, некоторые нижние выносные элементы в Axiforma завернуты вверх, что начинает выделяться в более длинном тексте, как в примере ниже. Посмотрите на строчные буквы «j» и «y».
Нижние выносные элементы в Axiforma завернуты вверх по самому краю, в то время как в Gilroy они резко обрезаются
Gilroy тоже не идеален, мне не очень нравятся его кавычки и запятая. Стиль от Axiforma выглядит намного дружелюбнее и теплее.
В целом мне нравится, насколько сбалансированным выглядит Gilroy. Он хорошо согласуется с брендингом проекта, поэтому я решил использовать его. Я хотел, чтобы он выделялся на веб-сайте, поэтому я решил объединить его с системным шрифтом для основного текста. В этом случае системный шрифт является идеальным компаньоном, потому что нет более общего шрифта, чем шрифт, который пользователь видит повсюду на своем компьютере. San Francisco от Apple в Mac OS и Segoe от Microsoft в Windows хорошо смотрятся рядом с Gilroy, и именно эти шрифты увидит большинство посетителей сайта. На скриншоте ниже комбинация шрифтов для Mac OS:
Я с самого начала разработал руководящие принципы брендинга и придумал контент, с которым мог бы работать. После этого я начал искать подходящие шрифты и продолжал сужать круг вариантов, пока не остался лучший. При таком подходе я получаю шрифт, который соответствует цели проекта и его брендингу, а также хорошо сочетается с его контентом. Это намного лучше, чем использовать шрифт, который хорошо смотрится на сайте, который я случайно нашел.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 42 им. Н.П.Гусева
с углубленным изучением французского языка»
г. Ярославль
Проектная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, в основе которой лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса при реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее ФГОС ООО).
Требования к оформлению работы
Любая проектно-исследовательская работа или проект школьника оформляется на листах формата А4 с одной стороны.
- левое поле – 20 мм
- правое – 10 мм
- верхнее – 15 мм
- нижнее – 15 мм
Текстпроектно-исследовательской работы (проекта) набирают шрифтом Times New Roman.
Размер шрифта 14.
Междустрочный интервал – 1,5 (полуторный).
Выравнивание текста на странице — по ширине.
Обязательны абзацные отступы с величиной на усмотрение автора. Текст исследовательского проекта должен быть хорошо читаемым и правильно оформленным.
Нумерация страниц проектно-исследовательского проекта
В конце страницы проектно-исследовательской работы следует пронумеровать. На первой странице номер не ставится, нумерация ставится и продолжается со второй страницы. Располагается номер страницы внизу по центру.
Заголовки в проектно-исследовательской работе
Заголовок раздела печатается полужирным шрифтом, с заглавной буквы и без точки в конце. Переносить слова в заголовках не допускается. Между текстом и заголовком делается отступ в 2 интервала.
Каждая глава проектно-исследовательской работы НЕ обязательно оформляется с новой страницы. Главы нумеруются арабскими цифрами(1., 2., …). В нумерации параграфа идет номер главы, точка, номер параграфа (например, 1.1., 1.2., 1.3. и т.д.).
Если параграфы содержат пункты, то пункты нумеруют тремя цифрами через точку, например, 1.1.1., 1.1.2., и т.д., где первая цифра – номер главы, вторая – номер параграфа, третья – номер пункта.
Сокращения и формулы в оформлении проектно-исследовательской работы
В тексте не используют часто сокращения кроме общепринятых (Д.И. Алексеев Словарь сокращений русского языка – М., 1977).
При упоминании в тексте исследовательского проекта фамилий известных людей (авторы, ученые, исследователи, изобретатели и т.п.), их инициалы пишутся в начале фамилии.
Если используете в тексте формулы, давайте пояснение используемым символам (например: А+В=С, где А – количество конфет у Маши, В – конфет у Даши, С – конфет всего).
Оформление приложений проекта
Рисунки и фотографии, графики и диаграммы, чертежи и таблицы должны быть расположены и оформлены в конце описания исследовательского проекта после Списка используемой литературы на отдельных страницах в приложениях. (Например: Приложение 1, Приложение 2, …). На этих страницах надпись Приложение 1 располагается в правом верхнем углу.
Рисунки, фотографии, графики, диаграммы, чертежи и таблицы
Рисунки в приложениях нумеруются и подписываются.
Их название помещают под рисунком (например: Рис. 1. Кормушка для синиц, Фото 1. Лес зимой, График 1. Изменение параметра продаж, Диаграмма 1. Динамика роста пшеницы.)
Таблицы в приложениях также пронумерованы и озаглавлены. В таблицах для строк текста применяется одинарный интервал. Нумерацию и название располагают под таблицей (Таблица 1. Успеваемость учащихся школы).
При оформлении исследовательской работы в конце предложения, в котором ссылаются на приложение, пишут (Приложение 1). Обязательным условием должно быть наличие самого приложения в конце исследовательской работы или проекта.
Оформление титульного листа
Оформляется титульный листпроектно-исследовательской работы или проекта на листе формата А4 и является первой страницей проектной работы школьника.
- левое поле листа – 20 мм
- правое – 10 мм
- верхнее и нижнее – по 15 мм
Междустрочный интервал – 1,5 (полтора).
Титульный лист не нумеруется!
В верхнем поле титульного листа проектно-исследовательской работы пишется полное название учебного заведения (размер шрифта – 16 пт.).
Посередине листа пишется без кавычек Исследовательская работа (другой тип) (шрифт – 24 пт.)
На следующей строке – заглавными буквами указывается название проектной работы без слова «тема», без кавычек и без точки в конце (шрифт – 28 пт.).
Название не должно быть длинным, «стандартным или избитым», а по возможности кратким, интригующим. Название на титульном листе должно соответствовать общему содержанию проекта и заинтересовать ознакомиться с работой.
Название, если необходимо, может содержать подзаголовок для более конкретного представления темы проекта, но он должен быть очень кратким и не превратиться во второе заглавие работы.
В правом нижнем углу титульного листа указываются сведения об авторе исследовательской работы (фамилия, имя, класс), ниже – о руководителе исследовательской работы (пишут «Руководитель» и указывают его фамилию, инициалы и должность.
Если руководителей проекта несколько, указываются все через запятую. Если в вашей работе помогал консультант, то его инициалы и фамилия помещается ниже руководителя с указанием «Консультант».
В самом низу титульного листа по центру указывается место выполнения исследовательской работы школьника: Ярославль, на следующей строчке – год выполнения работы – 2018 – без точки, кавычек, слова «год» или «г» (шрифт – 14 пт.).
Итак, оформление титульного листа исследовательской работы или проекта стандартно:
- полное наименование учебного заведения
- название проектной работы
- фамилия и имя учащегося, класс
- фамилия, инициалы, должность руководителя проекта
- город
- год выполнения работы
Что отражается в разделе Введение
В главе «Введение» необходимо сжато представить основные идеи исследовательской работы!
Введение — первый раздел исследовательского проекта, располагается на третьем листе после Содержания проектно-исследовательской работы.
В нем раскрывается актуальность темы, цель и задачи проекта, объект исследования и гипотеза, которая формулируется при наличии практической части в исследовательской работе.
Обоснование актуальности проектно-исследовательской работы доказывает значимость, современность, нужность результатов исследования.
Формулируется Цель проектно-исследовательской работы – модель желаемого конечного результата исследования.
Также важно указать конкретные задачи проектно-исследовательской работы, которые предстоит решить.
Во Введении проектно-исследовательской работы можно также указать степень разработанности данной темы в литературе, сформулировать планируемый результат исследования.
Актуальностью исследования (проекта) является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится к актуальности научного исследования или обоснования актуальности темы научного исследования.
В проекте обоснование актуальности исследования (проекта) — это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследовательской работы в процессе общего познания.
Объект исследования — это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.
Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.
Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
легенды и мифы о горе Чатырдаг
тригонометрические уравнения и их системы
способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах
учащиеся и преподаватели школы
зависимость от СМС
способы и причины расположения слов в английских предложениях
социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре
процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
свойства и структура глаза как оптического инструмента
микроклимат учебных помещений
условия микроклимата в учебных помещениях
магнитное поле в школьных учебных кабинетах
Цель работы — это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своей работы.
Цель описывается учащимся во Введении работы простыми словами и одним-двумя предложениями!
Простая схема составления цели работы (проекта):
1. Выберите одно из слов типа:
изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.
2. Добавьте название объекта исследования
Задачи работы — это все последовательные этапы теоретической и эксперементальной работы учащегося с начало до конца.
Чтобы определить задачи работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?»
Задачи записываются во Введении исследовательской работы сразу после цели.
Обычно задачи проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.
Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.
В обосновании методов проведения исследования нужно указать:
— методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;
— желательно пояснить Ваш выбор методов исследования, т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.
Методы эмпирического уровня:
— наблюдение, – интервью, – анкетирование, – опрос, – собеседование, – тестирование, – фотографирование, – счет, – измерение,- сравнение.
С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.
Методы экспериментально-теоретического уровня:
— эксперимент, – лабораторный опыт,- анализ, – моделирование, – исторический, – логический, – синтез, – индукция, – дедукция, – гипотетический.
Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Методы теоретического уровня:
изучение и обобщение, абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика.
Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.
Список использованной литературы
В проектно – исследовательской работе располагается в алфавитном порядке и нумеруется.
Список литературы исследовательского проекта помещается на отдельном листе.
По правилам Список использованной литературы принято помещать после Заключения.
В список включают все источники, на которые имеются ссылки в тексте и которые использовались для работы над исследовательской работой.
Источники в списке нумеруются в порядке их упоминания в тексте арабскими цифрами без точки.
Сведения об источниках должны включать: фамилию, инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц.
Фамилию автора указывают в именительном падеже. Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже.
Для статей указываются инициалы автора, название статьи, название журнала, год издания, номер страницы.
Удобным является расположение литературы по алфавиту.
Официальные документы ставятся в начале списка литературы в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.).
Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке.
Пример
Государственные стандарты и сборники документов
1. ГОСТ 7.1.-84 – Введ. 01.01.86 – М, 1984 – 75с.
2. О правительственной комиссии по проведению административной реформы: Постановление Правительства РФ от 1 июля 2004 N 458 // Собрание законодательства РФ. – 2004. – N 34. – Ст. 3158
Учебники и учебные пособия
3. Экономика предприятия: учеб. пособие / Е. А. Соломенникова, В. В. Гурин, Е. А. Прищепко, И. Б. Дзюбенко, Н. Н. Кулабахова – Киев: НАУ, 2003. – 245 с.
Книги с одним автором
4. Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г. В. Атаманчук. – М.: РАГС, 2003. – 268 с.
Книги одного, двух, трех и более авторов
5. В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие – М.: Мысль, 1984.-268с.
Статья из газеты или журнала
6. Егорова П.Д., Минтусов И.Л. Портрет делового человека // проблемы теории и практики управления. – 1992 – №6. – С.3-17.
Статья из энциклопедии или словаря
7. Бирюков Б.В. Моделирование // БСЭ – 3е изд. – М., 1974. – Т. 16. – С.393-395
8. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 2000. – 940 с.
Электронные ресурсы
9. Tvorcheskie proekty, Inc.(2013). План оформления творческого проекта. Симферополь, Tvorcheskie proekty. Web: http://tvorcheskie-proekty.ru/plan
© Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 42 им. Н.П.Гусева с углубленным изучением французского языка» г. Ярославль, 2017 2024