Каркасное моделирование¶
В Геомикс реализован механизм создания каркасных моделей на основе пленок. Пленка – это совокупность треугольников, которая строится на основе опорных и структурных линий, а каркасная модель – набор пленок.
Пленки и каркасы записываются в Каркасный проект.
Как создать проект каркасов¶
Добавление нового Каркасного проекта производится на вкладке Каркасы главной панели инструментов.
Для создания каркасной модели должны быть заранее подготовлены ломаные, контуры, плоскости или поверхности, которые будут являться границами каркаса.
Как работать с менеджером проектов каркасов¶
После выбора инструмента «Проекты каркасов» пользователь получает доступ к окну «Менеджер проектов каркасов»:
На панели «Менеджера проектов каркасов» расположен ряд инструментов. Если в «Менеджере…» нет существующих проектов каркасов, то доступны будут только два инструмента: «Создать проект» и «Загрузить проект» .
Инструмент «Загрузить проект» используется в том случае, если Каркасный проект был создан ранее и хранится на компьютере. Инструмент «Создать проект» позволяет создать новый Каркасный проект. После выбора этого инструмента в окне «Новый проект» задается имя проекта:
Созданный Каркасный проект автоматически появится в окне «Менеджер проектов каркасов». Для того, чтобы инструменты, размещенные в «Менеджере…», стали доступны, необходимо выбрать этот проект нажатием ЛКМ:
Инструменты, размещенные в «Менеджере каркасных проектов», представлены в Таблице – Инструменты для работы с проектами каркасов.
Инструменты для работы с проектами каркасов
Инструмент создания нового проекта.
Выгружает проект из «Менеджера…» (проект исчезнет из списка).
Позволяет загрузить проект из папки на компьютере.
Сохранить все проекты
Сохраняет изменения, внесенные во все проекты из «Менеджера проектов..»
Основной инструмент для перехода в 3D-режим и создания, редактирования пленок и каркасных моделей.
Окно свойств проекта (его имя и путь к папке на компьютере, в которую он сохранен).
Настройка параметров отображения проектов в 2D
Настройки отображения каркасного проекта на двумерной карте (сечения каркасов и пленок).
Экспорт сечения проекта в карту
Позволяет экспортировать сечения в выбранную карту.
Корректировка координат по скважинам
Корректирует каркас рудного тела в зависимости от интервалов, занесенных в базу данных.
Сдвиг координат проекта
Позволяет редактировать координаты, приращение и угол поворота для изменения системы координат проекта.
Основным инструментом для создания и редактирования пленок и каркасов является инструмент «Редактировать проект» :
При выборе этого инструмента автоматически выполняется переход в 3D-режим ( Рис. 281 ):
Как создать секцию каркаса¶
Для работы с каркасами и пленками переход в 3D-режим требуется осуществлять через: Геология > Проекты каркасов > Выбор проекта, в котором будут вестись построения > Редактировать проект.
Если на геологических разрезах было предварительно проведено оконтуривание, все карты и слои, содержащие подготовленную информацию, должны быть включены. Создание секции каркаса, соединяющей контуры рудного тела, производится при помощи инструмента «Построить секцию каркаса» ( Рис. 282 ).
Для того, чтобы этот инструмент стал доступен, требуется последовательно, зажав клавишу Ctrl на клавиатуре и нажав ЛКМ, выбрать несколько контуров:
Названия выделенных контуров появятся в списке, расположенном в нижней части окна. Список управляемый – с его помощью контуры могут исключаться из выделения. После выбора контуров и применения инструмента «Построение секции каркаса» секция будет построена автоматически( Рис. 283 ):
Для добавления к каркасу следующей секции действия повторяются. Зажав Ctrl и нажав ЛКМ, пользователь может выбрать следующий контур( Рис. 284 ):
Для того, чтобы добавить новую секцию, используется тот же инструмент «Построить секцию каркаса»:
Как управлять компонентами связанности каркасов¶
Данная функция позволяет выполнять разбиение пленки, состоящей из набора связанных компонентов на отдельные пленки по каждому компоненту и объединение нескольких пленок в одну, таким образом, что каждая из составных пленок будет представлена как отдельный компонент связанности в результирующей пленке.
Для управления компонентами связанности выберите необходимые пленки в списке и воспользуйтесь кнопками «Объединение пленки в одну; Разбить пленку на компоненты связанности» в меню активного проекта каркасов.
Как производить анализ и корректировку ориентации нормалей каркасов¶
Описываемые инструменты позволяют выполнять проведение анализа направления нормалей в отдельных компонентах связанности пленок. Дают возможность корректировки нормалей с целью обеспечения однородности направления нормалей, как в отдельной компоненте связанности, так и во всей пленке в целом; возможность инверсии направления нормалей, как в отдельной компоненте связанности, так и во всей пленке в целом.
Для проведения анализа и корректировки ориентаций нормалей воспользуйтесь кнопками «Инвертировать нормали; Инвертировать нормали (в выбранной компоненте); Развернуть нормали в одну сторону; Развернуть нормали в одну сторону (по выбранному треугольнику)».
Импорт/экспорт каркасных моделей¶
Осуществляется с помощью кнопок «Загрузить пленку из файла; Сохранить пленку в файл» в форматах: SUR, DM, DTM, DXF, DWG, MSH, OBJ, TDB, TRIDB, TXT.
Расчет средневзвешенного значения качества полезного компонента внутри каркасной модели рудного тела с возможностью оценки запасов¶
Для расчетов необходимо зайти Геология > Каркасы. В менеджере проектов каркасов выделить необходимый проект. Перейти на вкладку Каркасы. Выделить необходимый каркас.
Для подсчета необходимо перейти на вкладку Геология > Оценка запасов.
Произойдет вывод формы.
Далее необходимо в Списке полей задать расчетное поле. Объемный вес в поле Параметр выбрать необходимое поле.
Имя формулы Выбрать.
Произойдет вывод формы.
В форме Редактор формул объемного веса необходимо ввести Имя.
Далее нажать Добавить.
Произойдет вывод формы.
Задать значение объемного веса для интервала 0-100 и нажать «Enter». Далее Применить.
Далее выбрать формулу из Списка существующих формул нажать Выбрать > ОК.
Произойдет вывод Электронной таблицы.
© Copyright 2024, GEOMIX.
Каркасная модель представляет собой
Каркасная модель представляет собой скелетное описание 3D объекта, состоящее из отрезков и кривых.
Использование каркасных моделей позволяет:
- Рассматривать модели из любой точки.
- Автоматически генерировать ортогональные и дополнительные виды.
- Легко генерировать расчлененные и перспективные виды.
- Рассматривать взаимное расположение элементов в пространстве, оценивать кратчайшие расстояния между вершинами и ребрами и т.д.
- Сократить число необходимых исходных элементов модели.
Каркасные модели состоят только из точек, отрезков и кривых, описывающих кромки объекта. Поскольку каждый из составляющих такую модель объектов должен рисоваться и размещаться независимо от других, затраты времени на моделирование часто бывают крайне велики.
Для создания каркасной геометрии на основе областей и 3D тел и поверхностей используется команда ИЗВЛРЕБРА. Команда ИЗВЛРЕБРА извлекает все ребра на выбранных объектах или подобъектах.
Советы по работе с каркасными моделями
Создание каркасных 3D моделей является более трудоемким процессом, чем построение их двумерных проекций. В связи с этим рекомендуется следовать следующим инструкциям, позволяющим повысить эффективность работы:
- Спланировать послойную структуру создаваемой модели таким образом, чтобы можно было упрощать выводимую модель отключением тех или иных слоев. Использовать цвета для идентификации объектов на различных видах.
- Использовать вспомогательные элементы для оценки формы модели.
- Использовать несколько видов, особенно изометрические, для визуализации модели и упрощения выбора объектов.
- Изучить управление ПСК в 3D пространстве. Плоскость XY текущей ПСК является плоскостью построений, которая задает ориентацию плоских объектов, таких как круги и дуги. ПСК также определяет плоскость для выполнения операций обрезки, удлинения, смещения и поворота объектов.
- Использовать режимы объектной и шаговой привязки для обеспечения точности построения модели.
- Использовать координатные фильтры для построения перпендикуляров и указания точек в трехмерном пространстве на основе координат точек имеющихся объектов.
Способы построения каркасных моделей
Имеется возможность создавать каркасные модели путем размещения плоских 2D объектов в любом месте 3D пространства. Для этого предлагаются следующие способы:
- Ввод значений 3D точек. Ввод значений 3D точек (с координатами X, Y и Z) в ходе построения объекта.
- Задание плоскости построений по умолчанию (т.е. плоскости XY ПСК) для рисования объекта.
- Перемещение или копирование созданного 2D объекта для задания его пространственной ориентации.
Каркасное моделирование требует определенных навыков, приобретаемых в процессе практической работы. Для освоения каркасного моделирования лучше начинать с построения простых моделей с последующим переходом на более сложные.
Каркасная модель
Каркасная модель — модель объекта в трёхмерной графике, представляющая собой совокупность вершин и рёбер, которая определяет форму отображаемого многогранного объекта.
- Викифицировать статью.
- Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
- Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
- Трёхмерная графика
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Каркаралинский национальный парк
- Каркас (дерево)
Полезное
Смотреть что такое «Каркасная модель» в других словарях:
- каркасная модель — Объекты в графических программах, изображенные с использованием линий и окружностей, а не заполненных областей, и не выглядящие реальными объектами. [http://www.morepc.ru/dict/] Тематики информационные технологии в целом EN stick modelwire frame… … Справочник технического переводчика
- каркасная модель — 3.1.12 каркасная модель: Трехмерная электронная геометрическая модель, представленная пространственной композицией точек, отрезков и кривых, определяющих в пространстве форму изделия. Источник: ГОСТ 2.052 2006: Единая система конструкторской… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
- Модель изделия каркасная — Каркасная модель: трехмерная электронная геометрическая модель, представленная пространственной композицией точек, отрезков и кривых, определяющих в пространстве форму изделия. Источник: ЕДИНАЯ СИСТЕМА КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ЭЛЕКТРОННАЯ… … Официальная терминология
- Каркасная сетка — Примеры простейших каркасных сеток Каркасная модель модель объекта в трехмерной графике, представляющая собой совокупность вершин и ребер, которая определяет форму отображаемого многогранного объекта … Википедия
- ГОСТ 2.052-2006: Единая система конструкторской документации. Электронная модель изделия. Общие положения — Терминология ГОСТ 2.052 2006: Единая система конструкторской документации. Электронная модель изделия. Общие положения оригинал документа: 3.1.6 атрибут модели: Размер, допуск, текст или символ, требуемый для определения геометрии изделия или его … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
- Межотраслевой баланс (МОБ) — [input output model (I. O.), intersectoral balance] каркасная модель экономики, таблица, в которой показываются многообразные натуральные и стоимостные связи в народном хозяйстве. Анализ МОБ дает комплексную характеристику процесса формирования и … Экономико-математический словарь
- Межотраслевой баланс (МОБ) — [input output model (I. O.), intersectoral balance] каркасная модель экономики, таблица, в которой показываются многообразные натуральные и стоимостные связи в народном хозяйстве. Анализ МОБ дает комплексную характеристику процесса формирования и … Экономико-математический словарь
- межотраслевой баланс — МОБ Каркасная модель экономики, таблица, в которой показываются многообразные натуральные и стоимостные связи в народном хозяйстве. Анализ МОБ дает комплексную характеристику процесса формирования и использования совокупного общественного… … Справочник технического переводчика
- Полигональная сетка — Пример полигональной сетки, изображающей дельфина. Полигональная сетка (англ. polygon mesh) или неструктурированная сетка это совок … Википедия
- Китай — Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго). I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке … Большая советская энциклопедия
- Обратная связь: Техподдержка, Реклама на сайте
- Путешествия
Экспорт словарей на сайты, сделанные на PHP,
WordPress, MODx.
- Пометить текст и поделитьсяИскать в этом же словареИскать синонимы
- Искать во всех словарях
- Искать в переводах
- Искать в ИнтернетеИскать в этой же категории
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка:
… Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
CADmaster
Каркасное моделирование, или О пользе вторых производных…
Каркасное моделирование — мощная и достаточно гибкая технология создания сложных сборок в среде Autodesk Inventor. О плюсах и минусах этой технологии, способах ее реализации и идет речь в статье.
Скачать статью в формате PDF — 408.5 Кбайт
Главная » CADmaster №5(45) 2008 » Машиностроение Каркасное моделирование, или О пользе вторых производных…
Идея каркасного моделирования
Концепция каркасного моделирования является одной из реализаций методологии проектирования сверху вниз и разработана для централизованного управления изменениями сложных сборок при вариации внешних параметров проекта.
В рафинированном виде каркасная технология предполагает наличие у каждого компонента сборки одного и только одного общего для всех источника данных о геометрии, ориентации и независимых параметрах задачи. Этим источником и является каркас (skeleton).
С точки зрения Autodesk Inventor, каркас представляет собой обычный файл детали, однако концептуально эта деталь играет в сборке совершенно особую роль. Все прочие компоненты сборки создаются как производные детали от каркаса. Чтобы это было возможным, каркас должен содержать в себе все эскизы, параметры, рабочую геометрию, поверхности и даже, если потребуется, твердые тела, необходимые для создания основных (определяющих) конструктивных элементов всех будущих компонентов сборки.
Полученные таким образом компоненты имеют «от рождения» общую с каркасом систему координат, что позволяет легко зафиксировать их положение в сборке относительно ее главных осей.
Изменения геометрии каркаса, из которого получены все детали сборки, автоматически находят отражение в геометрии производных от каркаса деталей и, соответственно, всей сборки после ее обновления. Таким образом, обеспечивается ассоциативная связь компонентов сборки с опорной геометрией в виде каркаса. Такая система связей «каркас → деталь» устойчива к операциям реструктуризации сборки верхнего уровня, что выгодно отличает ее от ассоциативности на основе адаптивных сборочных зависимостей [1].
В англоязычной литературе термину «каркасное моделирование» соответствуют синонимы «Skeleton Modeling» и «Master Part Modeling».
Строгого определения каркасного моделирования не существует. В зависимости от специфики проектируемых изделий применяются самые разнообразные варианты каркасной технологии, но в ее основе всегда лежит стройная и четкая система прямых зависимостей всех основных компонентов сборки от геометрии и параметров каркаса.
Следует отметить две особенности данной технологии.
- В каркасном подходе последовательно реализуется принцип единственности источника данных о геометрии сборки и ее составляющих. В сборке, построенной на основе каркаса, каждая деталь в идеале имеет связь лишь с родительским каркасом. Система зависимостей имеет топологию типа «звезда» (рис. 1). Такая структура связей устойчива к операциям реструктуризации сборки верхнего уровня. Это важный элемент системы обеспечения живучести больших, сложных сборок и проекта в целом.
- Минимизация сложных сборочных зависимостей «деталь ↔ деталь» и отсутствие адаптивных связей (рис. 2) помогают сделать процесс обновления сборки менее ресурсоемким и более надежным.
Рис. 1. Классическая одноуровневая схема связей компонентов сборки с каркасомРис. 2. Схема взаимных связей компонентов сборки при наличии адаптивных зависимостей (отмечены красными дуговыми стрелками)
Средства реализации каркасной технологии в Autodesk Inventor
Как справедливо отметил Рикард Линдгрен [2], Autodesk Inventor не содержит каких-либо специальных команд или инструментов с названием «Каркасное моделирование». На практике применяется комбинация штатных средств, из которых самым важным для организации наследования геометрии и параметров каркаса является «Производный компонент» (Derived component). Наследованию доступны практически любые элементы каркаса — 2D- и 3D-эскизы, рабочая геометрия (точки, оси и плоскости), параметры любых категорий, поверхности и твердые тела.
Детали, созданные на основе импортированных из каркаса эскизов и параметров, имеют общую с каркасом систему координат и генетически связаны с его геометрией. Изменения в каркасе отрабатываются в деталях-наследниках по всем цепочкам наследования внутренними механизмами Autodesk Inventor.
Каркас вставляется в главную сборку первым, базовым компонентом, поэтому системы координат сборки и каркаса являются эквивалентными. Атрибуту BOM Structure детали каркаса присваивается значение Reference, чтобы каркас не мешал механике формирования спецификаций.
Все детали-наследники каркаса вставляются в сборку с нулевым смещением относительно начала системы координат сборки и в этом положении фиксируются. Другой способ фиксации заключается в наложении трех простейших зависимостей совмещения соответствующих базовых плоскостей систем координат детали и сборки.
В каркасных моделях достаточно широко применяются уровни детализации (LOD), а также детали подстановки для подсборок с целью экономии ресурсов.
Приведенная выше процедура построения каркасной сборки в различных вариациях описана в работах [3−5]. Ее отличает классическая одноуровневая схема наследования, при которой у каждого компонента сборки имеется только один родитель — каркас. Для визуализации «генетических» связей между компонентами можно использовать доступное в виде предварительного релиза приложение iMap [6].
Многоуровневые каркасные модели
В целом ряде областей проектирования — например, в металлоконструкциях — приходится создавать большое количество функционально схожих типовых сборок и деталей-наследников каркаса, а вручную оформлять весьма похожие чертежи бывает достаточно тоскливо. Этот «день сурка» знаком многим.
Сама собой возникает идея автоматизации выпуска чертежей. Однако решение этой задачи в Autodesk Inventor наталкивается на целый ряд серьезных ограничений, обстоятельно рассмотренных в статье Брайана Экинса [7].
Было бы очень удобно при создании главной каркасной сборки применять тиражируемые детали, а лучше — сразу сборки, заранее создаваемые вместе с чертежами как стандартные библиотечные компоненты. Но как на этапе формирования библиотеки предусмотреть установление в будущем ассоциативной связи с еще не существующим каркасом?
Возможным решением этой проблемы является переход от одноуровневых к многоуровневым схемам построения каркасных моделей.
Все типовые компоненты будущей главной сборки создаются как библиотечные сборки (или детали) по классической одноуровневой каркасной схеме. Каркас такой библиотечной сборки будем называть «локальным».
Каждая деталь типовой сборки создается как производный компонент от локального каркаса своей сборки и связана только с ним. Такое построение гарантирует ассоциативную связь геометрии компонентов сборки с геометрией локального каркаса. В локальном каркасе предусматриваются управляемые извне параметры и геометрия, множество которых определяется спецификой области проектирования. На рис. 3 приведен пример локального каркаса ригельной сборки вместе с главным каркасом фасадного витража.
Поскольку типовая параметризованная сборка создается заранее, мы в состоянии снабдить ее всеми необходимыми чертежами и спецификациями, подготовленными вручную с использованием штатного пользовательского инструментария Autodesk Inventor (рис. 3 и 4).
Рис. 4. Типовая ригельная сборка до установления связи с геометрией главного каркаса
Рис. 5. Ассоциативный чертеж ригеля в библиотечной сборке отражает длину детали до установления связи локального каркаса сборки с главным каркасом (200 — 2×13 = 174 мм)
Применение библиотечной сборки в конкретном проекте выполняется в четыре этапа.
Сначала она клонируется средствами утилиты Design Assistant в отдельную папку внутри рабочей папки проекта — с возможным переименованием компонентов и при непременном сохранении всех внутренних ссылок между моделями и чертежами.
На втором этапе устанавливается связь типовой подсборки-клона с главным каркасом. Для этого ее локальный каркас с помощью инструмента Производный компонент делается производным от глобального каркаса (рис. 6 и 7) с наследованием всех необходимых локальному каркасу параметров и геометрии.
Рис. 6. Диалог формирования связей локального каркаса с глобальным
Рис. 7. Результат «вживления» в клон типовой сборки связи с глобальным каркасом
На третьем этапе на локальный каркас накладываются все требуемые геометрические и размерные зависимости, после чего он окончательно принимает геометрию, предписанную глобальным каркасом. В силу врожденных «генетических» связей обновятся все компоненты подсборки-клона, а также ассоциативно связанные с ними чертежи.
На последнем, четвертом этапе обновленная подсборка-клон вставляется в главную сборку и фиксируется в ее системе координат.
Благодаря установленной связи двух каркасов дальнейшее обновление компонентов подсборки-клона при изменениях геометрии и параметров глобального каркаса отрабатывается уже средствами Autodesk Inventor автоматически (рис. 8 и 9).
Представленная технология позволяет одновременно решить две задачи:
- обеспечивается ассоциативная связь каждого компонента модели с геометрией глобального каркаса через локальный каркас в качестве посредника;
- типовые подсборки могут содержать полные комплекты заранее подготовленных и оформленных рабочих чертежей, ассоциативно связанных с моделями.
Немаловажно и отсутствие каких либо ограничений на количество уровней в каркасной схеме («вторая производная» — не предел).
Рис. 8. Новая длина деталей сборки, определяемая глобальным каркасом. Межосевой размер в каркасе равен 1200 мм
Рис. 9. Длина детали на чертеже ассоциативно связана с текущей величиной межосевого расстояния в каркасе (1200 — 2×13 = 1174
Такую схему построения многоуровневой каркасной модели мы называем «каркас в каркасе». Эта схема обладает рядом достоинств.
Во-первых, главный каркас избавляется от огромного количества эскизов, рабочей геометрии и параметров, которые выносятся на уровень локальных каркасов. Количество одних только параметров модели уменьшается на порядок. Глобальный каркас оставляет за собой связь с внешними переменными проекта и теперь содержит только те параметры и геометрию, которые необходимы ему для управления независимыми параметрами локальных каркасов компонентов главной сборки.
Во-вторых, построение моделей подсборками обеспечивает существенный выигрыш во времени по сравнению с работой на уровне отдельных деталей.
В-третьих, «малой кровью» удается получить по крайней мере часть типовой чертежной документации.
Если библиотечные подсборки и детали проработаны тщательно, работа с ними на уровне главной сборки уже не требует от пользователя изощренных навыков, унифицирует процедуры построения моделей, упрощает коллективную работу над проектом, а также передачу проекта от одного сотрудника другому и снижает порог вхождения в технологию нового персонала.
Каркасная технология позволяет распараллеливать проектирование непосредственно не связанных между собой частей общей конструкции.
Хорошим примером области применения многоуровневых каркасных сборок является проектирование фасадных витражей сложной пространственной геометрии, особенности которых довольно подробно рассмотрены в статье, опубликованной ранее [8].
Заключение
Каркасное моделирование является мощной и достаточно гибкой технологией создания сложных сборок в среде Autodesk Inventor.
К преимуществам многоуровневых схем «каркас в каркасе» следует отнести высокую производительность создания больших сборок, возможность получения типовой чертежной документации и существенное — на порядок — упрощение модели главного каркаса.
За плюсы приходится расплачиваться необходимостью тщательно планировать свои действия и анализировать удаленные последствия решений, принимаемых на этапе создания каркаса. Это требует от пользователя определенной квалификации. Но затраченные усилия окупаются строгой внутренней логикой получаемых моделей, их живучестью к изменениям внешних параметров, что в конечном итоге приводит к существенному снижению издержек на внесение в проект неизбежных исправлений.
По сути дела, при каркасном моделировании мы неявным образом программируем Autodesk Inventor на автоматическое отслеживание разнообразных зависимостей геометрии и состава сложных сборок от внешних параметров. Это создает надежный фундамент для быстрого реагирования на уточнения заказчиком исходной постановки задачи, что в рыночных условиях вполне конвертируется в денежные знаки.
Литература
- Казаков ассоциативной зависимости между геометрией деталей в Autodesk Inventor 2008. http://augiru.augi.com/content/library/lessons/vzaimosvaz.html
- Lindgren R. Top-Down Design with Autodesk Inventor Using Skeletal Modeling. — MA301−1P, Autodesk University, 2007. http://au.autodesk.com/sessions/detail/993/
- Williams R. Exploiting the Power of Inventor’s Derived Part Functionality: Skeletal Modeling, Master Sketches and Master Parameter Files. — MESA Technology Day 2003, Carnegie Science Center, Pittsburgh, PA, November 5, 2003. http://www.leacar.com/Exploiting.pdf
- Dotson S. Introduction to Skeletal Modeling, — 2002. http://www.sdotson.com/freetut/introduction%20to%20skeletal%20modeling.pdf
- Munro N. Skeleton Modeling Basics. http://usa.autodesk.com/adsk/servlet/item?siteID=123112&id=2264171
- iMap for Inventor Technology Preview. http://labs.autodesk.com/utilities/inventor_imap/
- Ekins B. Extreme 2D with Autodesk Inventor™. — MA111−3P, Autodesk University, 2007. http://au.autodesk.com/sessions/detail/1122/
- Белокопытов С.А., MechaniCS — инструмент для создания специализированных приложений в среде Autodesk Inventor. — CADmaster, /2006, с. 14−17 .