Продление срока эксплуатации зданий и сооружений
Перейти к содержимому

Продление срока эксплуатации зданий и сооружений

  • автор:

Продление срока эксплуатации зданий и сооружений

Вопрос:
В эксплуатации находится ОПО, в состав которого входит котельная установка с двумя паровыми.

Федеральные
законы
Правила
безопасности
Руководящие
документы
Документы
Ростехнадзора
18+

Вопрос-ответ

Вопрос:
Просим Вас разъяснить порядок продления срока безопасной эксплуатации зданий и сооружений на опасном производственном объекте. Согласно РД 03-484-02 п.10 – «В зависимости от технического состояния и с учетом требований нормативных документов продление эксплуатации сооружения осуществляется на срок до прогнозируемого наступления предельного состояния (остаточный ресурс) или на определенный период (поэтапное продление срока эксплуатации) в пределах остаточного ресурса». В настоящее время отсутствуют методики или нормативные документы, утвержденные Ростехнадзором, по расчету остаточного ресурса зданий. Необходимо ли в заключении экспертизы промышленной безопасности на здание устанавливать срок проведения следующей экспертизы и какими нормативными документами при этом руководствоваться ? Сычев О.В.

Ответ:
Здравствуйте. Результатом экспертизы здания (сооружения) является заключение о его техническом состоянии не только на момент обследования, но и на определенный период безопасной эксплуатации до времени достижения несущими конструкциями объекта предельного состояния.

Этот период должен быть мотивированно прогнозируемым экспертной организацией и указан в заключение экспертизы.

Решение об утверждении (не утверждении) Заключения экспертизы принимается Ростехнадзором в установленном порядке.

Последние вопросы

В эксплуатации находится ОПО, в состав которого входит котельная установка с двумя паровыми котлами с избыточным давлением 0,8 Мпа, температурой рабочей среды 174 ºС, осуществляющая теплоснабжение производственного объекта. Данная котельная установка работает на жидком топливе, которое содержится в резервуаре вместимостью 21 тн. Расстояние от котельной установки до топливного резервуара составляет 100 м. При этом одновременное (отнесенное к единице времени – часу) максимальное количество используемого топлива (горючей жидкости), сжигаемого в котельной установке при технологическом процессе производства пара, составляет 0,146 тн, а количество топлива, транспортируемого по трубопроводу от резервуара до котельной установки, составляет 0,12 тн. Таким образом, одновременное суммарное количество горючей жидкости, используемой в технологическом процессе и транспортируемой по трубопроводу составляет 0,266 тн. Эксплуатирующая организация владеет данной котельной установкой, топливным резервуаром и производственной площадкой на правах аренды.

Относится ли данная котельная установка с топливным резервуаром (вместимостью 21 тн) к ОПО 3-го класса опасности или же ее можно отнести к 4-му классу, т.к. одновременно используется (сжигается+транспортируется) менее 20 тн?
А. Яхно, г. Новый Уренгой

Просим разъяснить: В Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N190-ФЗ в главе 2, статье 6, п.5.1 говорится, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся: организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов; Статья 48.1. Градостроительного кодекса РФ трактует: 1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся: 11) опасные производственные объекты, на которых: а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ \»О промышленной безопасности опасных производственных объектов\» Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно

  1. Должны ли проходить государственную экспертизу проекты строительства, реконструкции сетей газораспределения и газопотребления на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно.
  2. Необходимо ли прохождение экспертизы промышленной безопасности проектов указанных объектов?

С уважением, Надежда Васильевна г. Новокузнецк

Продление срока эксплуатации зданий и сооружений

от 5 июня 2003 г. N 66

Настоящие Методические указания имеют шифр РД 06-565-03 (Приказ Ростехнадзора от 10.07.2017 N 254).

О ПОРЯДКЕ ПРОДЛЕНИЯ СРОКА СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКИХ

УСТРОЙСТВ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ С ИСТЕКШИМ НОРМАТИВНЫМ

СРОКОМ ЭКСПЛУАТАЦИИ В ГОРНОРУДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

  • I. Введение
  • II. Общие требования
  • III. Основные этапы и условия продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств
  • IV. Требования безопасности при проведении экспертизы
  • Приложение 1. Техническое задание к договору на выполнение работ по обследованию технического устройства, здания, сооружения
  • Приложение 2. Программа обследования технического устройства, здания, сооружения
  • Приложение 3. Укрупненная блок-схема проведения обследования
  • Приложение 4. Требования к оборудованию неразрушающего метода контроля для диагностики состояния строительных конструкций
  • Приложение 5. Перечень технических устройств, зданий и сооружений с истекшим сроком эксплуатации, экспертиза которых подлежит утверждению в Госгортехнадзоре России

Как будем продлевать срок службы зданий и ТУ в 2022 году?

—>Еще в мае 2021 года Госдума приняла в первом чтении некий законопроект № 1144919-7. Он вносит поправки в закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

А именно – изменяет и дополняет «порядок эксплуатации» зданий, сооружений и технических устройств на ОПО.

Вы читали законопроект? Если нет – почитайте https://sozd.duma.gov.ru/bill/1144919-7. Там… больше вопросов, чем ответов.

Например, зачем менять «шило на мыло» и вместо старых-добрых (местами опытных) экспертов ПБ вводить новых, мало понятных «специалистов»? А вместо уже «родной» экспертизы ПБ – новые (новые?) виды диагностики?

Зачем «вешать всех собак» на эксплуатантов ОПО? Повышать их ответственность до небес, прикрываясь экономией и «типа свободным выбором»?

Зачем… Зачем… Зачем… Кажется, даже Ростехнадзор (разработчик законопроекта) не знает всех ответов. Куда уж нам с вами.

Тем не менее… Если все пойдет гладко, поправки для ФЗ №116 вступят в силу 1 марта 2022 года.

  • «снизить» расходы организаций, эксплуатирующих ОПО, которые связаны с необходимостью продления сроков эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений.

Хотя «на бумаге» новый порядок смотрится отлично. Всё решаем сами. Свободный выбор исполнителя (хоть эксперта, хоть специалиста, хоть своими силами). Прозрачность. Полный контроль…

Давайте обо всем по порядку.

Как в итоге будем продлевать срок эксплуатации зданий и ТУ?

Очень просто. Всё решит руководитель эксплуатирующей организации (руководитель обособленного структурного подразделения). За ним будет главное и последнее слово (ну как слово… «решение»).
Вот решили, что здание «еще 30 лет простоит», а кран «переживет внуков наших внуков». Окей. «Рисуем» документ о «возможности дальнейшей эксплуатации» (на бумаге или в электронной форме).

И работаем дальше…

«Что, вот так просто взяли и решили?»

Нет, конечно. У процесса будет три этапа вместо одного:

1) Проведение диагностики:

— обследование технического состояния зданий и сооружений;
— техническое диагностирование технических устройств.

2) «Решение» (=официальный документ за подписью) руководителя о возможности дальнейшей эксплуатации здания, сооружения или технического устройства.

  • заключение по результатам технического диагностирования ТУ;
  • заключение по результатам обследования технического состояния зданий и сооружений.

Ну, да… Будет еще… куча новой ответственности. За качество диагностики. За безопасность (зданий, сооружений, ТУ). За всё… плохое, что случится с объектом после продления.

Сейчас этот «крест» несет экспертная организация. После поправок бремя (целиком и полностью) ляжет… на руководителя эксплуатирующей организации.

Именно он должен помнить, что отжившие (по документам) свой век здания, сооружения, технические устройства нельзя эксплуатировать без «решения о возможности их эксплуатации» (=без диагностики для принятия такого решения).

Именно он обязан организовать диагностику, позвать людей, проконтролировать их работу.

Именно с него «спросит» Ростехнадзор за аварии, инциденты, несчастные случаи на «продленном» объекте.

Да-да, «наличие решения о возможности эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах» станет обязательным требованием при эксплуатации ОПО.

Что же хочет Ростехнадзор от таких изменений? Правильно. Повысить «добросовестность» и дисциплинированность руководителей ОПО. Привить им «понимание личной ответственности» (хорошо хоть не «вдолбить») за безопасность зданий, сооружений и ТУ.

  • за качество работы по обследованию зданий (сооружений)/диагностированию ТУ (вы же звали и выбирали специалистов, сами и «отдувайтесь»);
  • за безопасность зданий, сооружений, ТУ после диагностики (помните – ваше «слово», ваше «решение»).

Да что за диагностика такая?

Вполне обычная… пусть и новая «на бумаге».

1) Обследование технического состояния зданий и сооружений на ОПО, чтобы определить и оценить «фактические значения контролируемых параметров, характеризующих эксплуатационное состояние, пригодность и работоспособность зданий и сооружений, а также определяющих возможность их дальнейшей эксплуатации или необходимость их восстановления и усиления».

2) Техническое диагностирование технических устройств, применяемых на ОПО, чтобы всесторонне обследовать ТУ и определить их техническое состояние (в т. ч. возможность дальнейшей эксплуатации).

Всё, граждане… Никаких вам больше экспертиз (где-то в уголке грустит одинокий эксперт ПБ).

Здания-сооружения вообще уберут из «предметов» ЭПБ (изменят п. 1 статьи 13 ФЗ №116).

В случае с ТУ – экспертам оставят «доступ к телу». ЭПБ нужна только «до начала применения технических устройств на ОПО». То есть – для подтверждения соответствия (конечно, если иное не установлено техническим регламентом).

При этом (законотворцы заботятся о нас и экономят наши деньги):

  • ЭПБ на технические устройства (для продления срока службы), которые сделают до 01.03.2022, продолжат действовать (пока не истечет срок, указанный в документе). То же самое – с ЭПБ на здания и сооружения.
  • Если в технической документации ТУ нет данных о сроке службы (назначенном ресурсе), само ТУ младше 20 лет и введено в эксплуатацию до 01.03.2022, его можно эксплуатировать без проведения диагностики до 1 января 2027 года.

Да, похожи… похожи процедуры. Даже проводятся в тех же случаях, что и «классическая» ЭПБ.

  • когда подошел (превышен) установленный разработчиком (изготовителем, проектировщиком) срок службы или назначенный ресурс;
  • когда в технической документации нет данных о сроке службы (назначенном ресурсе), а фактический срок службы превышает десять лет (сейчас в законе – 20 лет, а еще см. примечание выше);
  • после реконструкции/модернизации (изменение конструкции, замена материала несущих элементов);
  • после восстановительного ремонта (ТУ повреждено в ходе аварии, инцидента);
  • когда истек срок службы или назначенный ресурс, установленные «решением» руководителя «о возможности эксплуатации».

Но… есть подозрение, что и здесь пойдем «по модели ЭПБ».

  • когда нет проектной документации;
  • когда в проектной документации нет данных о сроке эксплуатации;
  • после аварии на ОПО, если были повреждены несущие конструкции этих зданий и сооружений.

И кого же «берут в диагносты»?

Тут начинается самое интересное.

  • специалиста по обследованию технического состояния зданий и сооружений;
  • специалиста по техническому диагностированию (технических устройств).

«А что эксперты ПБ? Их реально «отлучили» от зданий и ТУ?».

Они еще «в строю». Их вполне легально можно привлечь к обследованию/диагностированию (законопроект разрешает).

Более того… Организация может принять в штат «любого из указанных лиц» (даже эксперта ПБ… ведь «решение» за руководителем ОПО, он «по шапке» получит… какой уж тут «конфликт интересов»).
Другим словами – можно создать на предприятии свой «диагностический центр».

Вы же поняли, да? Эксплуатантов ОПО «соблазняют» относительно «свободным выбором». Хочешь – позвал «экспертов» (разброс цен на их услуги широкий). Хочешь – «специалистов» (их услуги пока «бесценны», но то ли еще будет…).

А какой соблазн – всё решать своими силами… Ммм…

Об этом «красиво» сказал (в интервью RISKNEWS) зам. председателя Комитета по промышленной безопасности ТПП РФ Владимир Владимирович Котельников.
Чтобы «выбор» сработал «в плюс», эксплуатантам ОПО нужно многое сделать: написать собственные стандарты (например, контроль качества диагностики и т. д.), установить механизмы отбора подрядчиков или порядок создания собственных служб.

Звучит логично. И бюджет (на первый взгляд) сопоставим с заказом экспертизы. Даже будут возможности сэкономить (главное, чтобы не на безопасности).

Гораздо больше вопросов (у Котельникова) к руководителям ОПО.
Ведь «…многое будет зависеть от того, как руководство эксплуатирующих организаций принимает решение: основываясь на личном опыте (которого не всегда достаточно) либо прибегая к советам профессионалов». Как думаете, вырастет спрос на услуги консультантов?
«Так если всё можно самим, рынок экспертных организаций вообще вымрет…».

Чиновников «от экспертизы» это не пугает (нас тоже не особо).

Котельников со товарищи посидели, посчитали и пришли к выводу, что содержание собственного диагностического центра обойдется компаниям в 260 млн рублей ежегодно (вместо 150 млн руб., которые сейчас тратят на экспертизы).

Ну так правильно. Свое оборудования (не важно, покупка, аренда, лизинг), которое нужно обслуживать. Фонд з/п для «недешевых» специалистов (их может быть 1-2-3-4-n 10 в зависимости от количества, типа, масштаба ОПО). Это как минимум.

Дело говорит Котельников: «…в цифрах видна очевидная экономическая нецелесообразность таких решений».
«Так это же для крупных компаний. У нас, например, одна захудалая сеть газопотребления».

Окей. Для ОПО 3-4 классов уменьшите сумму в 100 раз. Все равно получаются приличные деньги.

Или думаете, что к сетям, кранам, сосудам, трубопроводам внимания будет меньше?

Ха… как бы не так. У них частая смена руководства и собственников. Например, «решение» подписал один директор. А авария произошла, когда у руля другой, новый, который «не при делах». Как быть в этом случае? Кого наказывать? С кого спрашивать? С собственника? А он-то причем, если не занимается оперативным управлением.

Опять вопросы, граждане, на которые пока нет ответов…

Ростехнадзор знай себе талдычит про «снижение расходов», про добросовестность и ответственность.

А на деле – хочет «полностью исключить необходимость лицензирования деятельности по проведению ЭПБ» зданий (сооружений) и технических устройств (чтобы работы было поменьше – причем и у госоргана, и у экспертов).

Да, экспертизу сейчас критикуют. Мол, необъективно, некачественно, «объекты все равно взрываются, падают, разливаются…».

Тот же Котельников считает, что «…цена экспертизы неоправданно низка. Все понимают, что за такие деньги качественно провести экспертизу просто невозможно».

Так значит «диагносты» будут стоить дороже экспертов? В чем тогда «снижение расходов», о котором «поет» Ростехнадзор?

Мы же с вами понимаем. Сейчас 90 % всех экспертиз – это ЭПБ зданий, сооружений и ТУ как раз для продления срока службы.

Поэтому… всё будут делать эксперты ПБ (кто-то перейдет в «стан врага» и назовется «специалистом»).

По крайней мере, в начале пути. Пока новые специалисты не «обретут силу» и не научатся проводить диагностику хотя бы… на нынешнем уровне.

А как вообще будут проводить диагностику?

С бубном и плясками, конечно.

Вообще… это тайна, покрытая мраком. Нет даже намека на проекты ФНП или других НПА в открытом доступе.

Ну что в этих процедурах можно изменить? Изобрести «всевидящее око»? Экстрасенсов привлекать для оценки риска аварий?

Почти во всех ФНП по видам надзора есть требования к техническому диагностированию и/или обследованию. Вот их и перепишут «внове».

Ростехнадзор в тандеме с Правительством РФ всё сделают. Хотелось бы, конечно, до 01.03.2022, а не как обычно… с опозданием.

Беспокоит другое – оптимизм разработчиков законопроекта. В «Пояснительной записке» они утверждают, что:

«Реализация положений законопроекта… приведет к сокращению расходов…, связанных с соблюдением требований промышленной безопасности, без снижения уровня безопасности на эксплуатируемых… опасных производственных объектах».

Неужели Ростехнадзор правда верит в «абсолютную добросовестность» своих подопечных? А еще – в непогрешимость и квалификацию новоиспеченных диагностов. Ведь в эту профессию пойдут не только бывалые эксперты ПБ, но и «новички с улицы».

Про «штатных» (= «карманных») специалистов вообще молчим. Многие из них будут заинтересованы в «одобрении работодателя» (или в «желании сохранить работу») и напишут в заключении «то, что нужно».

Вырастет промышленная безопасность «ветхих» зданий и технических устройств? Опять вопрос… И вопрос не из легких, а прямо из печени.

Короче, граждане, готовим экспертизы осенью (2021 года). Весной 2022 всё может измениться. Не факт, что в лучшую сторону.

А пока… давайте подождем законопроект с адекватными правками ко «второму чтению» в Госдуме. Может… здравый смысл восторжествует?

Мы же (для вашей пользы) продолжаем следить за ситуацией. Заглядывайте почаще в раздел «Статьи» на сайте МТК Эксперт.

Остались вопросы?

Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru

Порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах

В соответствии с пунктом 5.2.57 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; 2008, N 42, ст. 4825; 2008, N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; 2009, N 6, ст. 738), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах.

2. Признать не подлежащим применению постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 9 июля 2002 г. N 43 «Об утверждении «Положения о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа 2002 г., регистрационный N 3665).

Министр Ю. Трутнев

Порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах

1. Настоящее Положение разработано во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» от 28 марта 2001 года N 241 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 15, ст. 3367; 2005, N 7, ст. 560; 2009, N 18 (2 ч.), ст. 2248) и устанавливает порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудование и сооружения на опасных производственных объектах, для которых назначенный ресурс или срок службы установлен технической документацией или определяется экспертной организацией.

2. Положение обязательно для организаций и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее — организации) или осуществляющих деятельность по экспертизе промышленной безопасности в соответствии с лицензией на осуществление данного вида деятельности (далее — экспертных организаций).

3. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348;. 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52 (1 ч. ), ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21).

4. По достижении срока эксплуатации, установленного в технических регламентах, нормативной, проектной и эксплуатационной документации, стандартах, правилах безопасности, дальнейшая эксплуатация технического устройства, оборудования и сооружения без продления срока безопасной эксплуатации не допускается.

Если в документации отсутствует назначенный срок эксплуатации диагностируемых технических устройств, оборудования и сооружений, то принимается срок эксплуатации аналогичного технического устройства, оборудования и сооружения.

В случае отсутствия сведений о нормативных сроках эксплуатации расчетные сроки эксплуатации устанавливаются после соответствующих расчетных обоснований по согласованной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) методике с учетом результатов анализа проектной документации и условий эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения.

5. Работы по определению возможности продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений осуществляются экспертными организациями на основании договоров с организациями в порядке, устанавливаемом настоящим Положением, с учетом особенностей конструкции и условий эксплуатации конкретных видов технических устройств, оборудования и сооружений.

6. По результатам работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации принимается одно из решений:

1) продолжение эксплуатации на установленных параметрах;

2) продолжение эксплуатации с ограничением параметров;

4) доработка (реконструкция);

5) использование по иному назначению;

6) вывод из эксплуатации.

7. Работы по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации могут проводиться как в отношении отдельных технических устройств, оборудования, сооружения, так и в отношении технологического комплекса, в составе которого эксплуатируются отдельные технические устройства, оборудование, сооружение.

8. В зависимости от технического состояния и с учетом требований нормативных документов продление эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения осуществляется на срок до прогнозируемого наступления предельного состояния (остаточный ресурс) или на определенный период (поэтапное продление срока эксплуатации) в пределах остаточного ресурса.

9. Разрешается проведение работ по техническому диагностированию как работающих (эксплуатируемых) технических устройств, оборудования и сооружений, так и находящихся в резерве, на хранении или консервации, с последующим проведением отдельных видов контроля после приведения их в рабочее состояние. При этом в программу работ по продлению срока безопасной эксплуатации могут быть внесены изменения.

10. Порядок продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, находящихся в эксплуатации, включает следующие основные этапы:

1) установление необходимости проведения работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации сроков безопасной эксплуатации;

2) подачу и рассмотрение заявки на проведение работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации и прилагаемых к ней документов;

3) разработку, согласование и утверждение программы работ;

4) проведение работ, предусмотренных программой, анализ полученной информации и результатов, выработку технического решения о возможности продления;

5) составление и оформление заключения экспертизы промышленной безопасности в установленном порядке;

6) подготовку одного из указанных в пункте 6 настоящего Порядка решений о возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений и, при необходимости, плана корректирующих мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период;

7) проведение организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект корректирующих мероприятий, предусмотренных решением о возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений;

8) производственный контроль за выполнением корректирующих мероприятий.

11. Работы по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений проводятся по заявке организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты по достижении нормативного (расчетного) срока эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения или по предписанию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля и надзора в области промышленной безопасности, предъявляемому в установленном порядке.

12. Работы по продлению срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений рекомендуется планировать и проводить таким образом, чтобы соответствующее решение было принято до окончания нормативного (расчетного) срока эксплуатации.

13. Работы по продлению срока безопасной эксплуатации при необходимости проводятся поэтапно на составных частях технических устройств, оборудования и сооружений, которые по технической документации можно оценить как индивидуальные единицы, имеющие назначенные сроки эксплуатации.

14. Экспертная организация-исполнитель работ по договору на выполнение работ по продлению срока безопасной эксплуатации рассматривает заявку на проведение работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации и прилагаемые к ней документы, в которых должна быть приведена достоверная информация о состоянии технических устройств, оборудования и сооружений и их соответствии требованиям промышленной безопасности, установленным в нормативных документах.

Руководители эксплуатирующей организации обеспечивают достоверность информации, представленной экспертной организации.

В случае необходимости экспертная организация может запросить дополнительные материалы, позволяющие получить более полную информацию о состоянии технического устройства, оборудования и сооружения.

15. Работы по техническому диагностированию технических устройств, оборудования и сооружений, как правило, предусматривают:

1) анализ эксплуатационной, проектной и ремонтной документации (при наличии);

2) неразрушающий контроль;

3) определение механических характеристик;

4) металлографические исследования;

5) определение химического состава материалов;

6) оценку коррозии, износа и других дефектов;

7) испытания на прочность и другие виды испытаний;

8) расчетно-аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния, включающие:

9) расчет режимов работы;

10) установление критериев предельного состояния;

11) исследование напряженно- деформированного состояния и выбор критериев предельных состояний;

12) определение остаточного срока эксплуатации (до прогнозируемого наступления предельного состояния).

16. Программа работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, как правило, предусматривает:

1) подбор требуемых для технического диагностирования технических устройств, оборудования и сооружений;

2) разработку организационно- методических документов по выполнению отдельных работ;

3) сбор, анализ и обобщение имеющейся на начало работ информации о надежности технических устройств, оборудования и сооружений, а также технических устройств, оборудования и сооружений аналогичного вида или конструктивно-технологического исполнения (в том числе зарубежных);

4) проведение по разработанным организационно-методическим документам испытаний составных частей, комплектующих изделий, конструкционных материалов, а также технических устройств, оборудования и сооружений в целом с целью оценки технического состояния;

5) техническое диагностирование;

6) разборку (демонтаж) технических устройств, оборудования и сооружений на составные части и комплектующие изделия (при необходимости) и контроль технического состояния технических устройств, оборудования и сооружений, а также поиск мест и причин отказов (неисправностей);

7) прогнозирование технического состояния технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период и выработку решения о возможности и целесообразности продления срока эксплуатации;

8) разработку отчетных документов (отчетов, актов, протоколов, частных и итогового заключений) по результатам выполненных работ;

9) разработку проекта решения о возможности продления срока безопасной эксплуатации с планом мероприятий по обеспечению эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период.

Программа работ разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Положения с учетом особенностей и специфики эксплуатации конкретных видов технических устройств, оборудования и сооружений.

17. Техническое диагностирование технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах выполняется экспертной организацией с привлечением необходимых организаций в соответствии с программой работ согласно договорам на проведение работ. Данные о результатах проведения технического диагностирования фиксируются соответствующей записью в паспорте (формуляре) технического устройства, оборудования и сооружения.

18. Выполнение необходимых металлографических исследований, определение механических характеристик, оценку межкристаллитной коррозии, определение химического состава, испытания на прочность, неразрушающий контроль и другие виды исследований, предусматриваемых программами работ, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации аттестованными лабораториями.

19. По окончании работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации экспертная организация составляет заключение экспертизы промышленной безопасности, в котором содержится вывод о возможности продления срока безопасной эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения.

20. В случае необходимости проведения корректирующих мероприятий экспертная организация разрабатывает план корректирующих мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период, который является приложением к заключению экспертизы промышленной безопасности.

Выполнение мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период в соответствии с требованиями промышленной безопасности обеспечивают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, на которых применяются указанные технические устройства, оборудование и сооружения.

21. Если по результатам технического диагностирования установлено, что техническое устройство, оборудование, сооружение находится в состоянии, опасном для дальнейшей эксплуатации, экспертная организация направляет информацию об этом в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля и надзора в области промышленной безопасности России, который осуществил регистрацию опасного производственного объекта, на котором применяется техническое устройство, оборудование, сооружение.

22. Решение о продолжении эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений в пределах продленных сроков эксплуатации, их замене, ремонте или снижении рабочих параметров принимается руководителем эксплуатирующей организации. Решение не должно противоречить выводам экспертизы промышленной безопасности, содержащимся в заключении (пункт 19 настоящего Порядка).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *