Проводится ли экспертиза типовой проектной документации в случае ее модификации
Перейти к содержимому

Проводится ли экспертиза типовой проектной документации в случае ее модификации

  • автор:

Необходима ли экспертиза результатов инженерных изысканий при использовании типовой проектной документации

Для своего объекта мы хотим использовать типовую проектную документацию, будет ли нам необходимо проводить экспертизу результатов инженерных изысканий?

В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ №145 от 05.03 2007г «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», при использовании типовой проектной документации или ее модификации, не затрагивающей характеристик надежности и безопасности объекта, необходимо проводить экспертизу результатов инженерных изысканий не смотря на то, что экспертиза проектной документации в данном случае не проводится.

Типовая проектная документация — повторно применяемая проектная документация, ранее получившая положительное заключение экспертизы.

Ознакомиться с реестром типовой проектной документации можно на официальном сайте Министерства строительства России.

Так же согласно части 3.1 статьи 49 ГрК РФ, экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится, если изыскания проводились для проектной документации объектов капитального строительства, перечисленных в части 2 статьи 49 ГрК РФ или если для объекта не требуется получение разрешения на строительство.

Поделиться

Проводится ли экспертиза типовой проектной документации в случае ее модификации

Передана на государственную экспертизу проектная документация по объекту «Водоснабжение с. Есаул Чернушинского района», в составе которой применены типовые проекты: ТП 901-2-184-91 «Наземная насосная станция на скважине с насосами ЭЦВ производительностью 3-12 куб.м/час; ТП 901-5-29 «Унифицированные водонапорные стальные башни заводского изготовления системы Рожновского емкостью 15, 25, 50, куб.м, высотой опоры 12, 15, 18м. Типовые проекты действующие. Орган государственной экспертизы требует от разработчика положительное заключение государственной экспертизы на указанные типовые проекты, в соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ. Просьба дать разъяснение по данному вопросу.

1. Как установлено частями 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ:

«3. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее – типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.

3.1 Экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, а также в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство».

Эти положения согласуются с указанием, представленным в пункте 8 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145:

«Экспертиза проектной документации не проводится в следующих случаях:

1) если для строительства или реконструкции не требуется получение разрешения на строительство;

2) проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства;

В случае если строительство объекта капитального строительства будет осуществляться с использованием типовой проектной документации или модификации такой проектной документации, результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе независимо от того, что государственная экспертиза проектной документации не проводится».

Таким образом, с учетом приведенных действующих законодательных норм, представляется, что типовые проекты ТП 901-2-184.91 «Наземная насосная станция на скважине с насосами ЭЦВ производительностью 3-12 м³/ч» и ТП 901-5-29 «Унифицированные водонапорные стальные башни заводского изготовления системы Рожновского ёмкостью 15 м³, 25 м³, 50 м³, высотой опоры 12, 15, 18 м», в случае внесения в установленном порядке указанной типовой проектной документации в реестр типовой проектной документации и применения ее без внесения каких-либо изменений, связанных с изменением законодательной и нормативной базы, могут не представляться на государственную экспертизу, однако результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе независимо от того, что государственная экспертиза проектной документации может не проводиться.

2. Вместе с тем необходимо иметь в виду следующее.

В соответствии с частью 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ:

«Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства».

Как указано в части 6 статьи 15 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:

«Соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования настоящего Федерального закона и ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или на требования специальных технических условий. В случае отсутствия указанных требований соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами из следующих способов:

1) результаты исследований;

2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;

3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;

4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий».

Поскольку в составе проектной документации «Водоснабжение с.Есаул Чернушинского района» используются типовые проекты, разработанные в 1991 году и ранее, то, естественно, норма части 6 статьи 15 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, не соблюдена, и требуется выполнение указанных выше способов по обоснованию мероприятий по обеспечению безопасности, т.е. выполнения дополнительных работ.

В этом случае следует учесть требования пункта 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, в котором указано:

«Проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы, или при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.

Проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, по инициативе застройщика или технического заказчика может быть направлена повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу в случае внесения в нее изменений в части технических решений, которые не влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства. ».

Таким образом, при необходимости в связи с введением в действие новых законодательных и иных нормативных актов внесения изменений в типовую проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменений технических решений, которые влияют на конструктивную надёжность и безопасность объекта капитального строительства, проведение повторной государственной экспертизы становится неизбежным.

Используемые нормативные источники

  • Типовой проект 901-2-184.91. Наземная насосная станция на скважине с насосами ЭЦВ производительностью 3 — 12 м3/ч
  • Типовой проект 901-5-29. Унифицированные водонапорные стальные башни заводского изготовления (системы Рожновского) емкостью 15, 25, 50 куб. м, высотой опоры 12, 15, 18 м
  • Кодекс 190-ФЗ. Градостроительный кодекс Российской Федерации
  • Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий
  • Федеральный закон 384-ФЗ. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений

Статья 49. Градостроительного кодекса

Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории

1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

2. Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

  1. Отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
  2. Жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
  3. Многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
  4. Отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
  5. Отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

2.1. В случае, если строительство, реконструкцию указанных в части 2 настоящей статьи объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах охранных зон объектов трубопроводного транспорта, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной.

3. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее — типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасностиобъектов капитального строительства, либо в случае, если при строительстве или реконструкции линейных объектов применяется модификация получившей положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе отдельных разделов проектной документации), не снижающая конструктивных и других характеристик надежности и безопасности линейных объектов и не изменяющая их качественных и функциональных характеристик, при условии, что указанная модификация проектной документации не приводит к увеличению сметы на строительство, реконструкцию линейных объектов. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

3.1. Экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, а также в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство.
3.2. Результаты инженерных изысканий могут быть направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией или до направления проектной документации на экспертизу.
3.3. Застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе проектную документацию объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.
3.4. Проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объектакультурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.
3.5. Подтверждением того, что модификация проектной документации линейного объекта, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, не снижает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности линейного объекта, не изменяет его качественные и функциональные характеристики и не приводит к увеличению сметы на строительство, реконструкцию линейного объекта, является заключение организации, которая провела экспертизу проектной документации линейного объекта. Подготовка указанного заключения осуществляется в срок не более чем тридцать дней в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. При этом для подготовки предусмотренного настоящей частью заключения в организацию, которая провела экспертизу проектной документации линейного объекта, направляются для рассмотрения разделы проектной документации линейного объекта, в отношении которых проведена модификация.
3.6. Типовая форма заключения о том, что модификация проектной документации линейного объекта, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, не снижает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности линейного объекта, не изменяет его качественные и функциональные характеристики и не приводит к увеличению сметы на строительство, реконструкцию линейного объекта, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

4. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

4.1. Государственная экспертиза проектной документации всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, при условии, если иное не установлено Федеральным законом «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», проводятся федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом части 3 статьи 6.1 настоящего Кодекса, или подведомственным емугосударственным (бюджетным или автономным) учреждением, за исключением случаев, указанных в части 4.8 настоящей статьи, или случаев, если указом Президента Российской Федерации в отношении объектов обороны и безопасности или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, а также в отношении объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V класса опасности, определены иные федеральные органы исполнительной власти.
4.2. Государственная экспертиза проектной документации иных объектов капитального строительства и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
4.3 . Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, соответствующими требованиям, установленным статьей 50 настоящего Кодекса.
4.4. Органы исполнительной власти, а также подведомственные им учреждения, уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, которые указаны в частях 4 — 4.2 настоящей статьи, не вправе участвовать в осуществлении архитектурно-строительного проектирования и (или) выполнении инженерных изысканий.
4.5. Юридические лица, указанные в части 4.3 настоящей статьи, не вправе проводить негосударственную экспертизу проектной документации и (или) негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий, если подготовка такой проектной документации и (или) выполнение таких инженерных изысканий осуществлялись указанными юридическими лицами. Нарушение данного требования является основанием для аннулирования аккредитации указанных юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
4.6. Подготовку заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий вправе осуществлять физические лица, аттестованные в соответствии со статьей 49.1 настоящего Кодекса, по направлению деятельности эксперта, указанному в квалификационном аттестате.
4.7 . Физические лица, аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в соответствии со статьей 49.1 настоящего Кодекса, не вправе участвовать в проведении такой экспертизы при наличии личной заинтересованности в результатах такой экспертизы, в том числе если в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий участвовали указанные лица лично или их близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), супруг.
4.8. Государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства федеральных ядерных организаций и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

5. Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

6. Не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V класса опасности, искусственных земельных участков на водных объектах.
6.1. Для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, такая проектная документация в установленном Правительством Российской Федерации порядке представляется в:

  1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, и в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  2. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в пункте 1 настоящей части.

6.2. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации и в соответствии с частью 4 настоящей статьи осуществляющие такую государственную экспертизу, направляют представленную застройщиком или техническим заказчиком проектную документацию объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», на государственную экологическую экспертизу в установленном данным Федеральным законом порядке.
6.3. Результатами проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, являются соответствующие заключения.

7. Срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать шестьдесят дней.

8. Основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, направленных на экспертизу, являются:

  1. Отсутствие в составе проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 настоящего Кодекса;
  2. Подготовка проектной документации лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 48 настоящего Кодекса;
  3. Оотсутствие результатов инженерных изысканий, указанных в части 6 статьи 47 настоящего Кодекса, или отсутствие положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу до направления на экспертизу проектной документации);
  4. Несоответствие результатов инженерных изысканий составу и форме, установленным в соответствии с частью 6 статьи 47 настоящего Кодекса;
  5. Выполнение инженерных изысканий, результаты которых направлены на экспертизу, лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 47 настоящего Кодекса;
  6. Направление на экспертизу не всех документов, предусмотренных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 настоящей статьи;
  7. Направление проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в орган исполнительной власти, государственное учреждение, если в соответствии с настоящим Кодексом проведение государственной экспертизы таких проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий осуществляется иным органом исполнительной власти, иным государственным учреждением;
  8. Утратил силу.
  9. Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 настоящего Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией). В случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу до направления проектной документации на экспертизу, результатом экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
  10. Отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке. Застройщик или технический заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на экспертизу после внесения в них необходимых изменений.
  11. Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, порядок взимания этой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  12. В случае несогласия с заключением экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий застройщик, технический заказчик или их представитель в течение трех лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в экспертной комиссии, созданной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти. Решение такой экспертной комиссии о подтверждении или неподтверждении заключения государственной экспертизы или негосударственной экспертизы является обязательным для органа или организации, которые провели соответствующие экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, застройщика, технического заказчика.
  13. Решение экспертной комиссии, указанной в части 12 настоящей статьи, о подтверждении или неподтверждении заключения экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий может быть обжаловано в судебном порядке.

Экспертиза типовой проектной документации

Типовая проектная документация широко применяется в современном проектировании, однако, в связи с тем, что в последние несколько лет вносились изменения в законодательство, нередко возникают вопросы относительно ее статуса. Действительно, понятие «типовая проектная документация» претерпело значительные изменения, соответственно, изменился и порядок ее применения. Попробуем разобраться с основными вопросами, с которыми нередко сталкиваются застройщики.

Применение типовой проектной документации: что изменилось в законодательстве

Само определение «типовая проектная документация» (далее – ТПД) до 2002 года описывалось в разных нормативных документах, главным образом, СНиПах. Так, согласно СНиП 11-03-2001, типовой проектной документацией считались разработанные на основе унификации и типизации объемно-планировочные решения и включенные в Федеральный фонд документации в строительстве комплекты документов на создание зданий и сооружений, конструкций, изделий и узлов для многократного применения в строительстве, содержащие текстовые и графические материалы. Затем приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.07.2007 N 62 было введено другое определение, согласно которому типовой проектной документацией признавалась проектная документация (ПД) в целом на объект, а не на отдельные узлы и конструкции.

Существенные изменения понятие ТПД претерпело в 2011 году, когда ТПД стала признаваться проектная документация в течение семи лет с момента получения первичного положительного заключения государственной экспертизы до даты подачи заявления о проведении государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, «нулевого цикла» и сетей инженерно-технического обеспечения. После принятия постановления Правительства РФ от 27.09.2011 N 791 к ТПД стала относиться проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и применяемая повторно.

Затем ФЗ от 28.11.2011 N 337-ФЗ в Градостроительный кодекс РФ было внесено изменение, согласно которому к типовой проектной документации стала относиться проектная документация объектов капитального строительства, получившая положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемая повторно. До 2016 года понятие ТПД оставалось без изменений.

А после вступления в законную силу Федерального закона от 03.07.2016 N 368-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», понятие «типовая проектная документация» в Градостроительном кодексе больше не встречается. На смену ему пришло понятие «проектная документация повторного использования». Вместе с ним было введено и понятие «модифицированная проектная документация». Это и породило множество вопросов, например, можно ли использовать «старую» типовую проектную документацию при проектировании?

Для ответа на этот вопрос: возможно ли использование типовой проектной документации при проектировании, обратимся к действующему законодательству и посмотрим, как определяется понятие проектной документации повторного использования.

Так, в соответствии с ФЗ N 368-ФЗ от 3 июля 2016 года в Градостроительный кодекс РФ были внесены изменения. Теперь проектной документацией повторного использования признаётся проектная документация объекта капитального строительства, которая получила положительное заключение экспертизы проектной документации и может быть использована при подготовке проектной документации для строительства аналогичного по назначению и проектной мощности объекта капитального строительства. После вступления в силу данных изменений, «старая» типовая проектная документация становится справочной.

Но наряду с тем, что типовой проектной документации как таковой не существует, есть так называемая авторская проектная документация, применение которой в случае положительного заключения экспертизы, возможно. Кроме этого, «старая» ТПД может использоваться в части, соответствующей требованиям действующих технических регламентов. Это что касается вопроса массового применения проектной документации. В случае с госзаказами дело обстоит иначе. Существует реестр типовой проектной документации Минстроя РФ, и применение ТПД, включенной в данный реестр, для госзаказа становится обязательным.

Следовательно, чтобы однозначно ответить на вопрос, может ли применяться в массовом проектировании «старая» типовая проектная документация, необходимо проанализировать, как она соотносится с нормами гражданского права. В данном случае следует руководствоваться Градостроительным кодексом РФ, техническими регламентами, постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521, постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Что касается типовых строительных конструкций, изделий и узлов, то в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2013, их допускается применять в рабочих чертежах со ссылкой на документы, содержащие рабочие чертежи этих конструкций и изделий. Таким образом, понятие типовых конструкций, изделий и узлов содержится в действующем законодательстве, но в случае разработки организацией своей проектной документации на конструкции, изделия и узлы, это будет не типовая проектная документация, а авторская, и при ее экспертизе может потребоваться документ, подтверждающий право застройщика на использование данной авторской проектной документации.

Таким образом, теперь сфера применения проектной документации повторного применения несколько уже. Раньше экспертиза типовой проектной документации заключалась в проведении повторной проверки ПД. Теперь же, если не будут затрагиваться конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, (а для экономически эффективной проектной документации повторного использования – не будет увеличена строительная смета) можно вносить изменения в проектную документацию без направления ее на повторную экспертизу. При этом необходимо получить заключение о модификации. Повторная экспертиза потребуется, если изменения в проектной документации касаются несущих конструкций, сетей, систем инженерно-технического обеспечения, влияющих на безопасность объектов, а также затрагивают качественные и количественные характеристики строительных материалов и изделий.

За типовым проектированием – будущее

В настоящее время создается основа для формирования совершенно новой системы типового проектирования. К настоящему времени разработан свод правил «Типовая проектная документация», в котором определен порядок разработки, согласования, экспертизы, утверждения, издания, распространения и применения типовой проектной документации. Кроме того, предусматривается запуск пилотных типовых проектов с использованием 3D-проектирования.

К настоящему времени разработаны и представлены проекты национальных стандартов и сводов правил по информационному моделированию зданий и сооружений. Утверждена «дорожная карта» по внедрению BIM-технологий в строительстве (ПЛАН мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах «жизненного цикла» объекта капитального строительства).

Ведущие эксперты Межрегионального института экспертизы «Минэкс» входят в состав рабочей группы по рассмотрению вопросов, возникающих при реализации Плана поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Мы проводим экспертизу BIM-моделей, созданных с применением технологий информационного моделирования зданий на базе BIM-проектирования.Экспертиза информационных моделей зданий и сооружений осуществляется в соответствии в строгом соответствии со стандартами ISO 16739:2013, ISO 16739:2013 «Формат данных с открытой спецификацией (IFC), для совместного использования данных в строительстве и управлении зданиями и сооружениями».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *