Задание крановых нагрузок в ЛИРА 9.4
Прошу, подскажите пожалуйста, как правильно задавать крановую нагрузку на раму? Построил линии влияния, определил реакции. В РСУ задал типы: нагрузок крановая и тормозная. По итогам расчёта в результатах крановые нагрузки в РСУ отсутствовали.
Возможно крановую и тормозную нагрузки нужно задавать как временные?
Последний раз редактировалось FOXXX, 23.02.2009 в 17:02 .
Просмотров: 6257
Регистрация: 20.11.2006
Сообщений: 1,062
Не совсем уверен как в Лире . , но еще ко всему тому что вы проделали нужно нагрузку от торможения сделать сопутствующей нагрузке от крана , но не наоборот . Т.к. крановая нагрузка может сама по себе существовать , а тормозная — нет .
__________________
Robot и Хобот
Регистрация: 23.02.2009
Сообщений: 17
Большое спасибо Simonoff. Ошибка была в задании сопутствующего загружения. Теперь всё правильно.
Регистрация: 27.07.2012
Сообщений: 3
Добрый день, работаю проектировщиком нефтепромышлености, недавно столкнулса с необходимостью расчитать насосною с подвесным краном 5т, создал конечноелементною модель в лире, задал все нагрузки начиная с постоянных заканчивая сейсмикой, для крановых создал несколько взаимоисключающих загружений, и соответствующии им (сопутствующие) тормозные. всебы хорошо но расчет выходит грамозкий. Подскажыте как воспользовацца для решения етой проблемы линиями влияния. С ними еще неприходилось сталкиватса. Какую внятную литературу, пример подскажыте.
olexandr1990 |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от olexandr1990 |
Крановые и тормозные нагрузки
Добрый день подскажите пожалуйста. как правильно задавать нагрузки крановые и тормозные! Я знаю что на каждую балка приходится от крана распределенная нагрузка округленно по пять тонн! А как это все задать?! Спасибо!
Страницы: 1 2 След.
Крановые и тормозные нагрузки
22.02.2012 08:42:53
Добрый день подскажите пожалуйста. как правильно задавать нагрузки крановые и тормозные! Я знаю что на каждую балка приходится от крана распределенная нагрузка округленно по пять тонн! А как это все задать?! Спасибо!
Евгений Стрелецкий
Администратор
Сообщений: 124 Баллов: 148 Рейтинг: 6 Регистрация: 14.05.2009
23.02.2012 10:38:09
Уважаемый К700 !
Крановые и тормозные нагрузки задаются как отдельные загружения. Если, например, в задаче есть 3 крана и 6 тормозов, то задается 9 загружений.
Тормозные нагрузки являются сопутствующими крановым, то есть, сами по себе тормоза не возникают.
Учет совместного действия кранов и тормозов производится при задании исходной таблицы для расчетных сочетаний усилий (РСУ). В ней есть возможность задать порядковые номера двух (2) сопутствующих тормозных загружений для одного кранового.
Например, загружение №4 является крановым, а загружения №№ 7 и 11 его тормозами. Тогда при задании информации о загружении №4 нужно ввести №№ 7 и 11 в соответствующие ячейки таблицы РСУ.
В таблице РСУ есть также возможность ограничить количество одновременно действующих кранов и тормозов. Если, например, в задаче есть 3 крана и 6 тормозов, то можно ограничиться учетом, например, двух (2) кранов и одного (1) тормоза.
С уважением, Е.Стрелецкий.
Заглянувший
Сообщений: 2 Баллов: 2 Рейтинг: 0 Регистрация: 17.02.2012
23.02.2012 12:28:43
вот крановая она же нагружается как распределенная нагрузка на всю длину подкрановой балки? А вот тормозное уже как узловое в конец балки по направлению?! Спасибо!
Наида Абдулгамидова
Заглянувший
Сообщений: 15 Баллов: 9 Рейтинг: 1 Регистрация: 29.06.2010
23.02.2012 13:22:07
Добрый день! Поздравляю всех мужчин с ПРАЗДНИКОМ.
У меня такой вопрос: как в расчете стальных конструкций задать перекрытие. т.е обычная рама с фермами, надо задать перекрытие стальное.
Евгений Стрелецкий
Администратор
Сообщений: 124 Баллов: 148 Рейтинг: 6 Регистрация: 14.05.2009
23.02.2012 13:50:59
Уважаемая Наида! Как я понимаю, Вы имеете в виду несколько рам с фермами, поверх которых укладывается перекрытие. Перекрытие — это пластины, а пластины в простьранственной схеме моделируются конечными элементами оболочки.
С уважением, Е.Стрелецкий
Наида Абдулгамидова
Заглянувший
Сообщений: 15 Баллов: 9 Рейтинг: 1 Регистрация: 29.06.2010
29.02.2012 08:13:48
спасибо большое, я поняла, задала как 4-х узловую пластину.
Заглянувший
Сообщений: 8 Баллов: 4 Рейтинг: 0 Регистрация: 31.01.2014
31.01.2014 08:49:26
Здравствуйте! столкнулся с такой же проблемой. только у меня 1 кран 10 метровый грузоподемность 1 тн. можно по пунктам рассказать что надо делать. я новичо к в лире и в области расчетов.
Изменено: ghost-1 — 31.01.2014 09:03:05
Евгений Стрелецкий
Администратор
Сообщений: 124 Баллов: 148 Рейтинг: 6 Регистрация: 14.05.2009
31.01.2014 10:16:25
Уважаемый GHOST-1 ! Опишите, пожалуйста, подробнее Вашу проблему.
С уважением, Е.Стрелецкий
Заглянувший
Сообщений: 8 Баллов: 4 Рейтинг: 0 Регистрация: 31.01.2014
31.01.2014 11:00:11
мне дали задание просчитать навес. вроде расчетную схему собрал (2 недели ушло проблема ГИС была). подкрановую балку сделал. хотя в 3д модели не так смотрится, на консоли должна быть. мне нужно теперь расчитать нагрузки крановые и тормозные. я предполагаю что на балку равномерно распред нагрузка половины крана+1тн груза.
Изменено: ghost-1 — 21.02.2014 16:29:59
Евгений Стрелецкий
Администратор
Сообщений: 124 Баллов: 148 Рейтинг: 6 Регистрация: 14.05.2009
31.01.2014 11:31:50
Уважаемый GHOST-1 !
Вам на форуме DWG всё очень толково и внятно рассказали и объяснили.
Вот даже цитата от Akim_1989:
6) Крановая нагрузка будет передаваться колёсами. Поэтому от колёс и прикладывайте. Тут её нужно задавать последовательно: на опоре балки, в пролёте балки, на опоре балки.И так для каждой балки.
Вам остается лишь всё это проделать.
Когда будете составлять таблицу РСУ, не забудьте, что крановая и тормозная нагрузки должны иметь разные номера загружений.
Изменено: Евгений Стрелецкий — 31.01.2014 11:35:15
Евгений Стрелецкий
Администратор
Сообщений: 124 Баллов: 148 Рейтинг: 6 Регистрация: 14.05.2009
31.01.2014 11:34:40
Еще напоминаю, что крановые и тормозные нагрузки задаются как отдельные загружения. Если, например, в задаче есть 3 крана и 6 тормозов, то задается 9 загружений.
Тормозные нагрузки являются сопутствующими крановым, то есть, сами по себе тормоза не возникают.
Учет совместного действия кранов и тормозов производится при задании исходной таблицы для расчетных сочетаний усилий (РСУ). В ней есть возможность задать порядковые номера двух (2) сопутствующих тормозных загружений для одного кранового.
Например, загружение №4 является крановым, а загружения №№ 7 и 11 его тормозами. Тогда при задании информации о загружении №4 нужно ввести №№ 7 и 11 в соответствующие ячейки таблицы РСУ.
В таблице РСУ есть также возможность ограничить количество одновременно действующих кранов и тормозов. Если, например, в задаче есть 3 крана и 6 тормозов, то можно ограничиться учетом, например, двух (2) кранов и одного (1) тормоза.
Е. Стрелецкий.
Заглянувший
Сообщений: 8 Баллов: 4 Рейтинг: 0 Регистрация: 31.01.2014
31.01.2014 12:40:03
у меня 1 кран 2 тормоза итого 3 загружения. в рсу к крану 2е и 3е загружение.
как это последовательно? пролет разделить на 3 части и сосредоточенную нагрузку приложить. опора-пролет-опора
Евгений Стрелецкий
Администратор
Сообщений: 124 Баллов: 148 Рейтинг: 6 Регистрация: 14.05.2009
31.01.2014 17:11:31
Ничего делить не нужно.
Пролет первый: 1-е загружение — кран, 2-е загружение — тормоз на левой опоре, 3-е загружение — тормоз на правой опоре;
Пролет второй: 4-е загружение — кран, 5-е загружение — тормоз на левой опоре, 6-е загружение — тормоз на правой опоре;
Пролет третий: 7-е загружение — кран, 8-е загружение — тормоз на левой опоре, 9-е загружение — тормоз на правой опоре; и т.д.
Заглянувший
Сообщений: 8 Баллов: 4 Рейтинг: 0 Регистрация: 31.01.2014
31.01.2014 17:30:06
Спасибо! Как я понял левое торможение на пролете сосредоточенная сила по у, правое торможение по у в обратную сторону, между ними сосредоточенную по z. Нагрузку крана брать половины веса плюс груза. Тормозная сила сколки равна?
Заглянувший
Сообщений: 8 Баллов: 4 Рейтинг: 0 Регистрация: 31.01.2014
01.02.2014 05:37:15
можете посмотреть, правильно расставил наргузки? загружения 4-5-6
нагрузки взял 3/2+1т, тормозную в примере (на плоскости) видел 0.3.
моя схема колонна 1 — по рисунку выше от крана
другой вариант нагрузки 1-1 — опора балка опора
нагрузки все на стержень т.е. балку
Прикрепленные файлы
- колонна проф нагр 1.zip (15.22 КБ)
- колонна проф нагр 1-1.rar (12.35 КБ)
- рамаглавногокорпуса.rar (2.57 КБ)
Изменено: ghost-1 — 01.02.2014 05:50:27
Евгений Стрелецкий
Администратор
Сообщений: 124 Баллов: 148 Рейтинг: 6 Регистрация: 14.05.2009
03.02.2014 15:06:40
Наиболее неблагоприятное положение крана для колонны — это такое положение КРАНА, при котором на колонну приходится наибольшая вертикальная нагрузка от крана F . При этом возникает продольное (в Вашей задаче вдоль оси Y ) торможение P и поперечное торможение T (в Вашей задаче вдоль оси Х ) . Рекомендую рассмотреть рисунок Рис 4.1 из главы 4 в книге Гордеева В.Н. и других «Нагрузки и воздействия на здания и сооружения» издательство ИАСС, М., 2007.
Книгу можно скачать на DWG http://dwg.ru/dnl/4183
Николай Кубийович
Заглянувший
Сообщений: 2 Баллов: 1 Рейтинг: 0 Регистрация: 01.12.2011
06.06.2014 16:20:07
Евгений Борисович, здравствуйте! Если следовать тому алгоритму, что Вы описываете в посте №11, то формируются РСУ где крановая нагрузка присутствует только с тормозной. Чтобы получить сочетания без тормозной нагрузки делаю параллельную схему, где в таблице РСУ ставлю ограничение на количество тормозных нагрузок — ставлю «0» — и через вариацию моделей. Можна как-то без обойтись без дополнительных манипуляций?
Изменено: Николай Кубийович — 06.06.2014 16:27:19
Евгений Стрелецкий
Администратор
Сообщений: 124 Баллов: 148 Рейтинг: 6 Регистрация: 14.05.2009
06.06.2014 17:03:03
Уважаемый Николай!
Внутренний сценарий вычисления РСУ при наличии кранов и тормозов устроен следующим образом.
Представьте, что в задаче только три загружения — один кран и два сопутствующих тормоза ( Кр, Т1, Т2 ).
Пусть, к примеру, мы вычисляем критерий 5.
Если усилия от всех трех загружений ( Кр, Т1, Т2 ) дадут положительные напряжения по критерию 5, то мы получим сумму этих трех загружений ( Кр + Т1 + Т2 ).
Если усилия от двух загружений (например, Кр и Т2 ) дадут положительные напряжения по критерию 5, то мы получим сумму только этих двух загружений ( Кр + Т2 ).
Если усилия от одного, а именно кранового ( Кр ) загружения дадут положительное напряжение по критерию 5, то мы получим только это загружение ( Кр ). То есть, получится сочетание только от одного-единственного загружения (Кр), тормоза (как несамостоятельные) не учтутся.
Все это означает, что внутри программы выполняется необходимый перебор среди крановых загружений и сопутствующих им тормозов.
Кроме того, на этот перебор налагаются ограничения по количеству одновременно учитываемых кранов и торомозов, если кранов 2 и более, и тормозов 4 и более.
Поэтому никакие другие специальные действия не требуются, если, конечно, такой подход Вас устраивает.
С уважением, Е. Стрелецкий.
Николай Кубийович
Заглянувший
Сообщений: 2 Баллов: 1 Рейтинг: 0 Регистрация: 01.12.2011
10.06.2014 09:24:49
Спасибо за подробный ответ. Ввело в заблуждение то что в моей задаче при анализе РСУ в элементах крановые нагрузки всегда сопровождались тормозными, что натолкнуло на мысль об их обязательном сопутствии. Сейчас для проверки сделал тестовую схемку где нагрузки, объявленные крановой и тормозной, физически не могут вместе влиять на рассматриваемый элемент — действительно, появляются РСУ только с крановым загружением.
Изменено: Николай Кубийович — 10.06.2014 09:25:36
Владимир М
Посетитель
Сообщений: 56 Баллов: 45 Рейтинг: 11 Регистрация: 08.02.2010
16.03.2015 18:45:40
подскажите пожалуйста как правильно создать таблицу РСН при крановых загружениях.
Сочетания: 1 основное (я так понимаю необходимо сопутствующие тормозные в таблице задавать самому?) и 2 основное (создает кучу сочетаний, много нулевых при этом)?
Прикрепленные файлы
- Кран 7.lir (126.4 КБ)
34. Расчет сооружений на крановые нагрузки
В сегодняшней заметке рассмотрим один из сложнейших вопросов, будоражащих умы рядовых конструкторов — расчёт сооружений на крановые нагрузки.
Расчёт на крановые нагрузки ведется в соответствии с разделом 9 СП 20.13330.2011. При этом, крановые нагрузки подразделяют на вертикальные от веса крана и груза и горизонтальные, направленные как вдоль, так и поперёк кранового пути. Горизонтальные нагрузки вдоль кранового пути вызываются торможением моста крана и определяются п. 9.3 СП 20.13330.2011. Горизонтальные нагрузки поперёк кранового пути могут быть вызваны торможением тележки вдоль моста крана (п. 9.4 СП), или непараллельностью крановых путей и перекосами крана (п. 9.5 СП). Первые используются для расчёта на крановые нагрузки элементов каркаса здания, вторые – для расчёта подкрановых балок и их креплений (для тяжёлых кранов). Эти типы загружений реализованы в ПК ЛИРА 10.4.
Для задания крановой вертикальной нагрузки необходимо добавить новое загружение, выбрать нормы, например, СП в типе загружения выбрать крановое вертикальное, после этого добавить сопутствующее тормозное загружение (рис. 1).
Рис. 1. Создание загружения для крановых нагрузок. ПК ЛИРА 10.4.
Крановое тормозное загружение задается как сопутствующее, т.к. крановая вертикальная нагрузка является для него обуславливающей. Она может быть независимо от тормозной. Тормозная нагрузка является сопутствующей, поскольку она может возникнуть только при наличии нагрузки обуславливающей её, т. е. только при наличии крановой вертикальной нагрузки. При этом надо учесть знакопеременность для тормозных усилий.
Общее количество допускаемых крановых и тормозных загружений зависит от того, сколько кранов включены в каждую крановую нагрузку (один, или два) и определяется пунктами 9.12 – 9.18 СП 20.13330.2011. Для многопролётных промзданий чаще всего допускаются два крановых и одно тормозное загружение, в каждое из которых входит нагрузка от двух сближенных мостовых кранов. Для однопролётных, как правило, допускается одно крановое и одно тормозное загружение.
2. Пример расчёта на крановые нагрузки
Для конструкций сооружений, у которых все рамы находятся в одинаковых условиях, опытные проектировщики, как правило, ведут расчёт на крановые нагрузки для одной характерной рамы.
Поэтому, в качестве примера разберем задание крановых нагрузок на четырёхпролётную поперечную раму сварочного цеха (рис. 2).
Рис. 2. Расчётная модель рамы каркаса сварочного цеха. ПК ЛИРА 10.4.
В каждом пролете рамы действуют по 2 крана, различной грузоподъемности. Режим работы кранов по классификации ГОСТ 25546 – 5К. Нагрузки от совместного действия двух кранов для каждого пролета задаем в одном загружении с учётом коэффициента совместного действия 0.85, в соответствии с п. 9.19 СП. При этом расположение кранов должно создавать максимальное давление на рассматриваемую поперечную раму каркаса.
Нормативные значения вертикальных нагрузок обычно принимают в соответствии с государственными стандартами на краны (п. 9.2 СП). В данном цехе используются нестандартные краны, поэтому крановые нагрузки принимались по данным, указанным в паспортах производителя кранов.
В каждом пролёте задаем две взаимоисключающие крановые вертикальные нагрузки: Dmax слева (соответственно, справа будет Dmin) и наоборот. Для четырёх пролётов имеем, таким образом, 8 крановых загружений.
Рис. 3. Крановые загружения. ПК ЛИРА 10.4.
Все горизонтальные крановые нагрузки, будь то продольное торможение крана вдоль пути, поперечное торможение тележки поперёк пути, боковые поперечные силы для тяжёлых кранов, в ПК ЛИРА 10.4 считаются тормозными. Тормозную нагрузку вдоль пути принимают равной для кранов 0,1Р, где P – вертикальная нагрузка, эта нагрузка прикладывается на две колеи сразу (со стороны Dmax будет нагрузка больше, со стороны Dmin – меньше), но только для тормозных колёс, которых с каждой стороны по одному (п. 9.3 СП). Поперечное торможение, или боковая сила (для тяжёлых кранов) передаётся только на одну колею кранового пути, причём на любую, независимо от того, с какой стороны Dmax — Dmin. При этом она ещё и знакопеременная. Таким образом в пространственных схемах на каждый пролёт будем иметь не два, как в плоской задаче, а три знакопеременных взаимоисключающих тормозных загружения: одно продольное торможение и два поперечных торможения. Всё эти положения изложены в п. 9.3, 9.4, 9.5 СП. В нашем случае для четырёх пролётов плоской рамы имеем, таким образом, 16 тормозных загружений.
Общее количество допускаемых крановых и тормозных загружений зависит от того, сколько кранов включены в каждое крановое загружение (один, или два) и определяется пунктами 9.12 – 9.18 СП Нагрузки и воздействия. Для указания максимально допустимого количества крановых загружений в одном РСУ необходимо внести соответствующие значения в таблице библиотеки загружений ПК ЛИРА 10.4 (рис. 4).
Рис. 4. Указание количества учитываемых крановых нагрузок. ПК ЛИРА 10.4.
При этом, коэффициенты сочетаний в зависимости от различных групп режимов кранов настраиваются при нажатии кнопки на рисунке 4 «Коэффициенты сочетаний по степени влияния». В появившемся окне (рис. 5) достаточно выбрать соответствующий режим работы, коэффициенты в таблице изменятся автоматически.
Рис. 5. Настройка коэффициентов сочетаний. ПК ЛИРА 10.4.
Отметим, что в СП 20 на этот счет есть некоторые противоречия. Согласно п. 5.5, г) нагрузки от подвижного подъемно-транспортного оборудования (погрузчиков, электрокаров, кранов-штабелеров, тельферов, а также от мостовых и подвесных кранов с полным нормативным значением), включая вес транспортируемых грузов следует относить к кратковременным. Но далее, в п. 6.3 говорится, что в сочетаниях нагрузок крановые учитываются как длительные и коэффициент сочетания следует брать из п. 9.19, поэтому у расчётчика, на наш взгляд, есть некоторая свобода в выборе коэффициента сочетания. Оставляйте ваше мнение по этому вопросу в комментариях.
Таким образом, мы попытались вкратце раскрыть один из самых сложны разделов задания нагрузок.
Задание крановых нагрузок в ЛИРА-САПР
Ответ: На каркас передается продольное «P» и поперечное торможение «T», а также вертикальная нагрузка от колес «F» (см. рис 1).
Рис. 1. Компоненты крановой нагрузки
Вопрос: Как правильно задавать крановые и тормозные нагрузки в ЛИРА-САПР?
Ответ: Крановые и тормозные нагрузки задаются как отдельные загружения. Если, например, в задаче есть 3 крана и 6 тормозов, то задается 9 загружений.
Вопрос: Как следует задавать крановую нагрузку в расчетной схеме и как определить максимальные нагрузки от крана на каркас?
Ответ: Крановая нагрузка передается на каркас через колёса крана. Поэтому в пространственной расчетной схеме (где присутствуют подкрановые балки) следует прикладывать нагрузку от колёс. Задавать её нужно последовательно «накатывая» колеса. При плоской расчетной схеме нагрузки следует прикладывать к колоннам и их консолям в виде сосредоточенных сил, которые являются опорными реакциями подкрановой балки.
Определять величину этих сил следует с учетом наиболее неблагоприятного положения колес на подкрановой балке.
Наибольшие изгибающие моменты и поперечные силы в подкрановых балках находят от двух сближенных кранов наибольшей грузоподъемности.
Расположение колес определяется по правилу Винклера: наибольший изгибающий момент в разрезной балке от заданной системы сил возникает, когда равнодействующая всех сил, находящихся на балке, и ближайшая к ней сила равно удалены от середины пролета балки (рис. 2, а); при этом наибольший изгибающий момент Мmах будет находиться под силой, ближайшей к середине пролета балки.
Рис. 2. К определению расчетных усилий в разрезных подкрановых балках: a — наибольший изгибающий момент; б — наибольшая поперечная сила
Наиболее неблагоприятное положение крана для колонны – это такое положение КРАНА, при котором на колонну приходится наибольшая вертикальная нагрузка от крана «F». Т.е. когда опорная реакция в балке Q=Qmax.
Вопрос: Какие логические связи между крановыми нагрузками следует задавать в таблице РСУ?
Ответ: Крановые и тормозные нагрузки задаются как отдельные загружения. Тормозные нагрузки являются сопутствующими крановым, то есть, сами по себе тормоза не возникают. Учет совместного действия кранов и тормозов производится при задании исходной таблицы для расчетных сочетаний усилий (РСУ). В ней есть возможность задать порядковые номера двух (2) сопутствующих тормозных загружений для одного кранового.
Например, загружение №4 является крановым, а загружения №№ 7 и 11 его тормозами. Тогда при задании информации о загружении №4 нужно ввести №№ 7 и 11 в соответствующие ячейки таблицы РСУ. В таблице РСУ есть также возможность ограничить количество одновременно действующих кранов и тормозов. Если, например, в задаче есть 3 крана и 6 тормозов, то можно ограничиться учетом, например, двух (2) кранов и одного (1) тормоза. Если, например, в задаче есть 3 крана и 6 тормозов, то задается 9 загружений.
Вопрос: Как получить сочетания РСУ без тормозной нагрузки?
Ответ: Внутренний сценарий вычисления РСУ при наличии кранов и тормозов устроен следующим образом. Представьте, что в задаче только три загружения — один кран и два сопутствующих тормоза (Кр, Т1, Т2). Пусть, к примеру, мы вычисляем критерий 5. Если усилия от всех трех загружений (Кр, Т1, Т2) дадут положительные напряжения по критерию 5, то мы получим сумму этих трех загружений (Кр + Т1 + Т2). Если усилия от двух загружений (например, Кр и Т2) дадут положительные напряжения по критерию 5, то мы получим сумму только этих двух загружений (Кр + Т2). Если усилия от одного, а именно кранового (Кр) загружения дадут положительное напряжение по критерию 5, то мы получим только это загружение (Кр).
То есть, получится сочетание только от одного-единственного загружения (Кр). Тормоза (как несамостоятельные) в данном сочетании будут отсутствовать. Все это означает, что внутри программы выполняется необходимый перебор среди крановых загружений и сопутствующих им тормозов.
Кроме того, на этот перебор налагаются ограничения по количеству одновременно учитываемых кранов и торомозов, если кранов 2 и более, и тормозов 4 и более. Поэтому никакие другие специальные действия не требуются.
Вопрос: Как правильно создать таблицу РСН при крановых загружениях?
Ответ: Так как в программе РСН сопутствие по умолчанию не предусмотрено, то краново-тормозные сочетания нужно сформировать самостоятельно. При этом нужно рассмотреть все возможные комбинации сочетаний крановых, а также крановых и тормозных нагрузок.