2.2. Стыки ригеля с колонной
Узлы соединения ригелей между собой и с колонной должны обеспечивать восприятие опорных моментов и поперечных сил ригеля. Это достигается соединением опорной арматуры ригеля с помощью стыков и устройством в колоннах опорных консолей или столиков.
Пример стыка ранней проектировки показан на рисунке (рис.2.3). В нем опорные стыковые стержни пропускаются через каналы в колонне (они могут быть и забетонированы в колонне при ее изготовлении) и привариваются к закладным деталям ригеля. Сжимающие усилия в нижней части ригеля передаются через сварные швы, соединяющие закладные детали ригеля и консоли.
Узлы соединения ригеля с колонной: а — стыковые стержни привариваются к горизонтальной закладной детали; б — стыковые стержни привариваются к вертикальной закладной детали;
1 — закладные детали ригеля;
2 — закладные детали колонны;
3 — стыковые стержни;
4 — отверстия в колонне
Типовым решением является стык с ванной сваркой соединяемых опорных стержней (рис.2.4). В этом случае ригель и колонна имеют выпуски арматуры, которые свариваются непосредственно или через короткие соединительные стержни. Сжимающие усилия воспринимаются через обетонировку полости стыка. Стыки с консолями воспринимают значительные моменты и поперечные силы и несложны при исполнении. Они применяются при больших нагрузках, характерных для промышленных зданий.
Скрытые стыки можно осуществить по рис. 2.3 и 2.4 подрезкой торца ригеля, и опиранием его на железобетонную или металлическую консоль колонны высотой, не превышающей высоту подрезки. В настоящее время для общественных зданий применяют стык ригелей, показанный на рис. 2.5. Этот стык, как и вообще стыки с подрезкой ригеля, проектируется для восприятия сравнительно небольших опорных моментов. Следует также указать на его меньшую жесткость по сравнению со стыками без подрезки ригеля. В целях увеличения жесткости стыка может оказаться целесообразным предложение по устройству консолей по схеме, показанной на рис. 2.6.
Соединение опорной арматуры с помощью ванной сварки: 1 — выпуски арматуры ригеля; 2 — вставка арматуры; 3 — ванная сварка; 4 — бетон омоноличивания.
Скрытый стык ригеля с колонной: 1, 2,4 — закладные детали ригеля и колонны; 3 — соединительная планка
Стык со скрытой консолью в виде двутавра показан на рис. 2.7. Полости между гранью колонны и торцом ригеля заполняются бетоном. На рис. 2.8 показан стык, который можно назвать бесконсольным. При такой конструкции стыка колонна вообще до монтажа не имеет выступающих арматурных стержней (они завинчиваются при монтаже).
Рисунок 2.6 Скрытый стык ригеля с колонной без подрезки ригеля: 1-4 — закладные детали ригеля и колонны; 5 — соединительная планка. Недостатком является необходимость исключительно тщательного зачеканивания раствором полостей между гранью колонны и торцом ригеля, чтобы обеспечить передачу поперечной силы на колонну.
Рисунок 2.7 Стык со скрытой консолью из двутавра: 1,2- выпуски верхней арматуры; 3, 4 — выпуски двутавров; 5, 6, 7 — хомуты (средние хомуты условно оборваны); 8 — ванная сварка; 9 – накладки.
Рисунок 2.8 Бесконсольный стык со столиками из пластин: а — элементы стыка; б — конструкция стыка; 1 – арматурные накладки; 2 — закладная деталь ригеля; 3 – закладная деталь колонны; 4 — элемент столика.
Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях
Принципы решения стыков элементов сборных конструкций многоэтажных зданий
При возведении сборных конструкций многоэтажных зданий, как и в случае одноэтажных зданий, значительное внимание необходимо уделять стыкам элементов. Для стыкования колонн по их высоте в многоэтажных каркасных зданиях применяют замоноличенные жесткие стыки с плоскими торцами и с ванной сваркой арматурных выпусков (рис. 11.19, а). Для компенсации части площади сечения бетона, исключенной из работы (в подрезках размещены выпуски арматуры), концевые части колонн усиливают поперечными сварными сетками (рис. 11.19, б) или устанавливают по оси колонны арматурный сердечник (рис. 11.19, в). Для надежного сцепления арматурных выпусков с бетоном замоноличивания суммарная высота подрезок должна составлять не менее 300 мм и не менее восьмикратного диаметра выпусков. Ванную сварку выпусков производят после того, как завершены установка и выверка колонны. Замоноличивание полостей стыка осуществляется бетоном класса не менее В22,5 под давлением.
В многоэтажных каркасно-панельных зданиях связевой системы сборные железобетонные колонны работают практически на центральное сжатие. Поэтому стыки таких колонн можно выполнять облегченными — без сварки продольной арматуры, но с усилением концов стыкуемых элементов поперечными сетками (рис. 11.19, г). Центрирование таких колонн на монтаже производят с помощью выступающих штырей 7, заделанных в специальные гнезда 9. Для удобства выверки колонн при их установке в шов помещают центрирующие прокладки с отверстием.
В многоэтажных зданиях стыки ригелей обычно размещают непосредственно у колонны, причем ригель может опираться на железобетонную консоль колонны или же на специальный монтажный (съемный) металлический столик. Для восприятия растягивающих усилий в верхней части стыка ригелей устанавливают соединительные стержни, привариваемые при монтаже к выпускам продольной арматуры ригеля или к закладным деталям.
Распространенные варианты узла сопряжения ригеля с колонной показаны на рис. 11.20. Изгибающий момент, действующий в стыке ригеля, вызывает горизонтальные растягивающие усилия в верхней части стыка и горизонтальные сжимающие — в его нижней части. Растяжение в верхней части во всех случаях воспринимается соединительными стержнями, которые привариваются к выпускам арматуры или закладным и изделиям ригеля. Эти стержни могут быть забетонированы при изготовлении колонны с выпусками длиной 120 мм (рис. 11.20, б); их можно также заводить при монтаже в специальные отверстия, предусмотренные при изготовлении колонны (рис. 11.20, а). Точность стыкования может быть повышена за счет ванной сварки в инвентарной медной форме, что важно при большом числе стыкуемых арматурных стержней (рис. 11.20, б).
В нижней части стыка сжатие воспринимается монтажными сварными швами и стальными закладными деталями (рис. 11.20, а) или же бетоном замоноличивания (рис. 11.20, б).
Стыки с консолями применяют в основном при больших нагрузках (в промышленных зданиях). В других случаях можно применять бесконсольные стыки, в которых поперечная сила воспринимается бетонными шпонками (рис. 11.20, в). Эти шпонки образуются при замоноличивании полости между углублениями на поверхностях колонны и торца ригеля.
Более детально различные варианты бесконсольных стыков представлены на рис. 11.21 и 11.22. Так, в сейсмических районах используется замоноличенный бесконсольный стык ригеля с колонной со шпонками, показанный на рис 11.21. В этом случае усилия среза воспринимаются бетонными шпонками. Верхняя арматура ригелей стыкуется с помощью отрезков стержней, пропущенных сквозь трубки, заделанные в колонну при ее изготовлении. Выпуски арматуры по низу ригелей привариваются к закладным деталям колонн.
Новая конструкция бесконсольного сопряжения ригеля с колонной с применением сварных деталей в виде раскосных стержней (рис. 11.21, б), заменяющих прокатные профили, разработана в НИИЖБ для железобетонных каркасов многоэтажных зданий различного назначения. Этот стык дает значительную экономию металла и трудозатрат. Раскосы могут быть также выполнены в виде петель, выступающих из ригеля, что позволяет осуществлять навеску ригелей при монтаже на выпуски верхней арматуры. Верхняя арматура соединяется ванной сваркой, как и в предыдущих вариантах.
Разработан также каркас многоэтажного здания с бесконсольными стыками колонн согласно рис. 11.21, в. Из колонны выступает сварной тавр с толщиной стенки 18 мм, на который опираются выпуски из полосовой стали сварных пластин (гребенки). Соединение осуществляется сваркой опорной арматуры ригеля с выпусками колонн и установкой сварных замкнутых хомутов диаметром 12 мм с замоноличиванием бетоном. Приведенные бесконсольные сопряжения, хотя и требуют особо тщательной укладки на монтаже малых объемов бетона замоноличивания, но обеспечивают жесткое соединение ригеля с колонной, соответствующее рамной работе конструкции, обеспечивают сокращение расхода стали и трудозатрат.
На рис. 11.22 представлен бесконсольный стык колонн с безбалочными перекрытиями по новой серии 1.420-6. При этом стык колонн расположен непосредственно в перекрытии или выше уровня перекрытия на 70. 80 см. В последнем случае упрощается выполнение стыка колонн с перекрытия.
Предварительное напряжение в стыках колонн и ригелей улучшает совместную работу сборных элементов и повышает несущую способность, жесткость и трещиностойкость за счет превращения однопролетных свободно опертых элементов в статически неопределимые неразрезные конструкции. Конструкции с подобными преднапряженными стыками по материалоемкости, стоимости и эксплуатационным качествам успешно конкурируют с монолитными, а по методу возведения приближаются к сборным. В качестве примера можно привести конструкцию со сборными ригелями пролетом 18 и 24 м и ребристыми плитами, которая после монтажа и натяжения надопорной арматуры стыков (с последующим замоноличиванием) превращается в неразрезную (одновременно в двух направлениях).
Арматура стыков ригелей размещается по верху приопорных выступов и крепится к закладным деталям, выполненным в виде пластин, приваренных к отогнутым стержням. При электротермическом способе натяжения арматуры в стыках осуществляется приварка анкерных коротышей на стержни к упорам пластин; затем в образовавшийся зазор (после удлинения нагретых стержней) устанавливают асбестоцементные прокладки требуемой по расчету толщины, с учетом потерь напряжения от деформаций и смещения анкеров.
В бескаркасных зданиях конструкция стыков панелей друг с другом и с перекрытием зависит от материала панели, от усилий, возникающих в панелях иод действием нагрузки (вертикальний, горизонтальной), и т. д. К конструкциям стыков панелей стен предъявляются помимо прочностных также требования по водо-, звуко- и воздухонепроницаемости, теплоизоляции и т. д.
Сжимающие усилия, возникающие в горизонтальных стыках, передаются на слой цементно-песчаного раствора. Растягивающие усилия, возникающие в стыках, передаются на стальные связи; с этой целью в панелях должны быть предусмотрены закладные изделия.
Вертикальный стык решается следующим образом (рис. 11.23, а): при монтаже двух соседних наружных стеновых панелей в паз между ними вводят внутреннюю стеновую панель; образуемый промежуток заполняют легким бетоном плотностью р = 800. 1000 кг м3 или тяжелым, но с термовкладышем, оклеенным слоем гидроизола на битумной мастике. В стык между панелями вставляют жгут из пористой резины (упругая прокладка).
В горизонтальных стыках (рис. 11.23, б) усилия среза воспринимаются за счет сил трения и сцепления с раствором, заполняющим стык между панелями. Если усилия среза велики, то предусматривают специальные шпонки. В вертикальных стыках усилия среза также рекомендуется передавать на шпонки. Заделка швов снаружи обычным раствором может привести к образованию трещин, поэтому целесообразно применять эластичные мастики. Снаружи вертикальный шов следует промазывать мастиками и, кроме того, применять упругие герметики, играющие роль компенсаторов при деформациях панели.
Для обеспечения теплоизоляции и звуконепроницаемости стыка между панелями кроме герметиков необходимо укладывать утеплитель. В наибольшей степени этим требованиям удовлетворяет пенополистирол; применяется также легкий бетон, пенобетон и др.
Технология выполнения рабочих стыков, замоноличивания и герметизации узлов и швов сборных конструкций
Устойчивость, надежность и долговечность сборных зданий сооружений во многом зависят от качества выполнения рабочих стыков сборных элементов и конструкций и их замоноличивания.
В зависимости от количества и вида сопрягаемых элементов соединения делятся на стыки, узлы и швы. Соединение между собой в одном месте двух конструктивных элементов (например, колонны с фундаментом) называется стыком, а трех и более элементов — узлом. Примером последнего может служить соединение колонны, ригеля и плит перекрытий в многоэтажных каркасных зданиях. Швом называют место контурного соединения (соприкасания) между отдельными конструктивными элементами, например плитами покрытий, стеновыми панелями и др.
В зависимости от места сборки конструкций стыки и узлы бывают заводские, укрупнительные и монтажные. Укрупнительные соединения выполняются на площадках укрупнительной сборки, монтажные — при монтаже конструкций на объекте.
По виду расчетной нагрузки и конструктивному решению стыки и узлы подразделяются на несущие и ненесущие. Несущие соединения могут быть шарнирными и жесткими. По способу закрепления конструкций между собой соединения делятся на «сухие», замоноличенные и смешанные.
Соединения с помощью сварки, болтов или заклепок относятся к (сухим). Замоноличенными называются соединения, где промежутки между конструктивными элементами заделываются бетоном, раствором, пластическими массами и другими материалами. При устройстве таких соединений в большинстве случаем, необходима установка опалубки для укладки замоноличивающего материала и выдерживания его в определенных условиях до набора требуемых свойств.
Смешанные соединения наиболее сложные. В них конструктивные элементы первоначально свариваются или соединяются болтами (заклепками), а затем замоноличиваются. Чтобы предотвратить коррозию, на металлические элементы соединений наносят до замоноличивания антикоррозионные покрытия.
Соединения сборных железобетонных колонн одноэтажных промышленных зданий с фундаментами стаканного типа замоноличивают бетоном после выверки и закрепления колонн с помощью монтажных приспособлений (рис. 6.25). Для обеспечения возможности последующего извлечения клиновых вкладышей последние до бетонирования закрывают кожухами, которые снимают после начала схватывания бетона. Класс бетона принимается по проекту, но не ниже В15. Клиновые вкладыши извлекают после достижения бетоном прочности, указанной в ППР, а в случае отсутствия указаний — при 70 % проектной прочности. Гнезда от вкладышей заделывают бетоном. Вместо клиновых вкладышей возможна установка бетонных или стальных клиньев.
Стык подкрановых железобетонных балок с колоннами обеспечивается соединением сваркой закладных деталей (рис. 6.25, б). Сварку выполняет дипломированный сварщик в соответствии с проектом: длина шва, высота катета шва. Это — рабочий стык, воспринимающий все расчетные нагрузки.
После этого звено бетонщиков замоноличивает стык мелкозернистым бетоном на быстротвердеющем расширяющемся цементе.
Для замоноличивания стыка бетоном устанавливают инвентарную опалубку, состоящую из трех щитов-накладок (две боковые и одна передняя) и зажимных скоб, Собранная опалубка закрепляется на стыке зажимными винтами. Распалубку производят при наборе бетоном 50 % проектной прочности.
Стык железобетонной фермы или балки выполняется на сварке (рис. 6.25, в). Предварительно строительная конструкция закрепляется анкерными болтами в голове колонны, а после окончательной выверки положения конструкций опорный лист фермы сваривается с закладной деталью на колонне двумя боковыми швами.
Плиты покрытия соединяются со стропильными конструкциями (балки, фермы) путем приварки закладных деталей ребер плиты в местах опирания к закладным деталям верхнего пояса стропильных конструкций. Первая смонтированная плита приваривается в четырех опорных местах, а последующие — не менее чем в трех. Швы замоноличивают бетоном или раствором марки, указанной в проекте, но не ниже М50. Для предотвращения вытекания раствора или цементного молока в нижней части шва прокладывают жгут из кровельного материала (рубероид, пергамент и др.).
При возведении каркаса многоэтажных зданий существенно повышаются требования к точности сборки конструкций и значительно уменьшаются допуски. Для их возведения свободный метод монтажа, применяемый для одноэтажных промышленных зданий, не используется. При сборке многоэтажных зданий используются специальные механические устройства — кондукторы: одиночные, групповые (рис. 6.32, 6.33), а также высокоточные системы рамно-шарнирных индикаторов на 8. 12 колонн (РШИ) (рис. 6.34). Системы РШИ позволяют исключить операцию выверки колонны. После постановки колонны в гнездо РШИ выполняется рабочий стык. Точность установки колонны обеспечивается инструментальной выверкой всей системы РШИ и жесткостью ее каркаса.
Рис. 6.32. Одиночный кондуктор для установки колонны на колонну |
Рис. 6.33. Последовательность монтажа элементов каркаса с применением одиночного кондуктора: а — установка кондуктора; б — установка колонн; в — укладка ригелей 1-го этажа; г — укладка рядовых плит перекрытий 1-го этажа; д — снятие кондуктора; е — укладка ригелей 2-го этажа; ж — укладка связевых плит 2-го этажа; з — укладка плит перекрытий 2-го этажа; 1 — одиночный кондуктор; 2 — оголовок нижестоящей колонны; 3 — колонна; 4 — хомут; 5 — ригель; 6 — передвижные подмости; 7 — плита перекрытия; 8 — связевая плита |
Рис. 6.34. Схема рамно-шарнирного индикатора: а — план; б — вид сбоку; 1 — монтируемая колонна; 2 — трос для закрепления колонн; 3 — колонна; 4 — поворотный хомут; 5 — продольная тяга; 6 — узел продольного перемещения; 7 — натяжное устройство хомута; 8 — поперечная тяга; 9 — подвижной упор хомута; 10 — узел поперечного перемещения; 11 — тормозные узлы крепления рамы; 12 — поворотная люлька; 13 — настил; 14 — лестница; 15 — ограждение; 16 — плавающая рама; 17 — шариковые опоры; 18 — стойки подмостей; 19 — опорная лапа; 20 — фланцевый стык |
Сопряжения (узлы) отдельных элементов каркаса показаны на рис. 6.35. Технология выполнения сопряжений следующая.
Стыковка колонн по высоте (ярусам) производится путем соединения выпусков продольной арматуры колонн встык с помощью ванной сварки, установки на арматурные стержни спиральной арматуры, хомута и последующего замоноличивания бетоном не ниже В25.
Рис. 6.35. Узлы сопряжения каркаса многоэтажного здания: а — стык колонны на накладках; б — то же, с ванной сваркой рабочих стержней (выпусков); в — соединение ригеля с колонной с ванной сваркой арматурных выпусков и проходных стержней; г — замоноличивание стыка; д — соединение на накладках со сваркой закладных деталей |
Замоноличивание стыка выполняется с помощью опалубки и осуществляется двумя способами в зависимости от типа опалубки. При использовании инвентарной стальной опалубки замоноличивание выполняется в два этапа. На первом этапе производят зачеканку полости между стыкуемыми оголовками жестким мелкозернистым бетоном, на втором — устанавливают вокруг стыка инвентарную опалубку, состоящую из двух Г-образных частей и соединяемую на болтах. Бетонную смесь подают через боковые карманы и уплотняют. После завершения работы оставшийся в карманах бетон срезают заподлицо с гранями колонны с помощью забивной стальной задвижки. Опалубку снимают после набора бетоном не менее 30 % проектной прочности.
При рамно-связевой схеме зданий жесткость соединения ригелей с колоннами достигается следующим образом. Сваривают между собой закладные детали в нижней части и арматурные выпуски в верхней части ригеля. Зазор в нижней зоне стыка между ригелем и колонной зачеканивают жестким бетоном или раствором. Затем на узел устанавливают и закрепляют инвентарную металлическую опалубку и оставшуюся полость заполняют бетоном класса не ниже В15.
Соединение плит перекрытий с ригелем и между собой обеспечивается привариванием закладных деталей на нижней части ребер в местах опирания и в верхней части опорных полок ригеля с последующим замоноличиванием швов между плитами и вокруг колонн бетоном. Межколонные и крайние плиты, расположенные вдоль стен здания, приваривают к ригелям в четырех местах и соединяют между собой по верху концов продольных ребер стальными накладками.
Остальные плиты, кроме одной последней плиты пролета, приваривают в двух (при опирании на полки) или в трех (при опирании на верх ригеля) местах.
Конструктивные решения стыков колонн по высоте могут быть со стальными оголовками и без оголовков.
Стык колонн со стальными оголовками выполняют в следующем порядке. После выверки и закрепления соединяемых частей к стальным оголовкам колонн приваривают арматурные накладки. Затем зазор между торцами колонн зачеканивают и к накладкам приваривают по периметру арматурную сетку.
Наружные стеновые панели в каркасных зданиях могут быть самонесущие или навесные. Самонесущие панели опираются друг на друга. Вертикальные нагрузки передаются на рандбалки, горизонтальные — на колонны через привариваемые к ним крепежные уголки или стержни с накладками. Навесные панели после установки на опорные столики приваривают сверху и снизу к соединительным деталям колонн (рис. 6.25, д; е).
Горизонтальные и вертикальные швы стеновых панелей заделывают цементным раствором. При повышенных эксплуатационных требованиях швы герметизируют снаружи упругой прокладкой и мастикой. Замоноличивание швов выполняют в следующем порядке. Перед монтажом очередной верхней панели расстилают раствор по горизонтальной поверхности ниже установленной смежной панели. После установки и закрепления верхней панели навешивают опалубку на вертикальный стык и заливают его раствором. С внутренней стороны швы между панелями расшиваются или затираются цементным раствором.
Герметизацию и защитное покрытие наружных швов выполняют с навесных люлек.
Источник: Технология строительных процессов. Снарский В.И.
Узел соединения элементов колонны и ригеля многоэтажного здания
О П И С А Н И Е оц ео 7 эо 7ИЗОБРЕТЕН ИЯ Сова Советских Соцлалистииеских Республик(21)2406713/29-33 (51) М Кл ки — Е 04 В 1/3 Гасударственей немета Совета Министров ССС на леван нзебретвннй и аткритий,78.Бюллетень19 я описаиия 25,04,78 2) Авторы изобретения И и К. ц едич Государственный институт по проектированию и испытанию стальных конструкций и мост «Укрпроектстальконструкция» исследованиювЭЛЕМЕНТОВ КОЛОННЫАЖНОГО ЗДАНИЯ ГИ 1 Я хнических, ть. М Изобретение относится к строительству, в в частности, к рамному каркасу, преимушественно для многоэтажных зданий, промышленных этажерок и других сооружений, для которых основным видом действующих усилий в колоннах является сжатие и которые могут подвергаться сейсмическим воздействиям.Известно техническое решение, согласно которому элементы каркаса (конструкции междуэтажных перекрытий и колонны с гоэтажным членением) соеДинены между собой в узле через вставку, расположенную между пересекаюшимися элементами каркаса, причем элементы узла соединены фиксирующими и стяжными,деталями-шпильками с набором 15 гаек (11Наиболее близким техническим решением к изобретению является узел соединения эле- ментов колонны и ригеля многоэтажного здания, включающий вставку, соединенную с ри гелем и размещенную между торцами элементов колонн: снабженными фасонными пленками 21Общим недостатком известных терешений является низкая сейсмостойкос Целы изобретения — псвышение сейсмостойкости здания эа счет обеспечения воз-.можности временного изменения прн сейсмических воздействиях его жесткостных и динамических характеристик.Зто достигается тем, что в известномузле соединения элементов колонны и ригелямногоэтажного здания, включающем вставку,соединенную с ригелем и размещенную между торцами элементов колонн, снабженнымифасонными планками, последние жестко соединены торцами элементов колонн и поясами рнгеля, а вставка свободно размещена между фасонными планками и жестко соединена со стенками ригеля,В результате образуется узел с сдностоонними связями, работающий как жесткий о определенного уровня горизонтальных всзействий и упругоподатливый при превышении горизонтальными воздействиями определенного заданного уровня,На фиг, 1 изображен узел соединения лементов колонны и ригеля, вид спереди; а фиг, 2 — разрез А-А на фиг, 1.Узел соединения включает выше- и нижерасйоложепные элементы колонны 1, междукоторыми через верхнюю и нижнюю щюрезные фасонные планки 2 зажата вставка 3.К вставке 3 примыкают ригели 4, стенки 5которых соединены вертикальныьпн планками 5 со вставкой 3 Фасонные планки 2 всвою очеред, соединены сварными швами 6с гоясами ригелей и торцами элементов колонн что обеспечивает жесткое сопряжение 1 Оэлементов каркаса при передаче вертикальных нагрузок от перекрытий и ограниченныхгоризонтальных воздействий на каркас.Вставку 3 выполняют из прокатното профиля (например трубы) либо сьарной, литой, 15из прессованного профиля (например, алюминиевых сплавов), а ее форма может точноповторять форму сечения ствола колонны,или может немного отличаться от нее, однакоона должна быть близкой по конфигурации и га- фбаритам к сечению ствола колонны,Вставка 3 сопряжена с фасснными планками 2 верхним и нижним торцами плотнымкасанием, для чего ее торцы предварительнофрезеруотся, Таким образом, конструктивноерешение узла обеспечивает взаимную фиксацию элементов н жесткую работу узла придействии в колоннах усилий, вызывающиходнозначную эпюру напряжений в сеченияхзакрепленных к фасонным планкам торцовЗОколошсь;, Если горизонтальные всздействияот сейспческого толчка прерысят определешь;й уровень, колонна с прикрепленной кней фасош.ой планкой начнет отрываться сЗьодного края от вставки, Узел перестанетбып абсолютно жестким. Дальнейшему повороту колопны будет препятствовать своейупругостью прорезная фасонны планка 2,за 1 пленная к ригелям, Б связи с тем40чт(1 суммарная жесткость фасонных планокка км а будет сравнительно невеликаярогикл каса па этой стадии резко возрастет: нэко изменятся динамические параметры каркаса (период колебаний), При этомусилия в колоннах и ригелях будут повышаться незначительно, После прохождения волны сейсмического воздействия узел возвращается в прежнее положение и каркас продолжает работать как рамный с жесткимиузлами по первоначальной расчетной схеме,Размеры элементов подбирают с такимрасчетом, чтобы не допускать пластическихдеформаций, что обеспечит надежность идолговечность конструкций,Преимушеством предлагаемого узла соединения элементов колонны и ригеля является то, что такое решение позволяет максимально унифицировать элементы каркаса здания; повышенная сейсмостойкость рамногокаркаса достигается весьма простыми конструктивными средствами; кроме того, предлагаемый узел по трудоемкости изготовленияи монтажа проще, чем применяемые для несейсмического строительствапоэтому он может быть применен длч многоэтажных зданий, возводимых в любых районах строительства,Формула изобретения Узел соединения элементов колонны, и ригеля многоэтажного здания, включающий вставку, соединенную с ригелем и размещенную между торцами элементов колонн, снабкенными фасонными планками, о т л и ч а ю ш и й с я тем, что, с целью повышения сейсмостойкости здания, фасонные планки жестко соединены с торцами элементов ко донн и поясами ригеля, а вставка свободно размещена между фасонными плачками и жестко соединена со стенками ригеля,Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:1, Авторское свидетельство СССР Ю 91154, кл, Е 04 В 5/43, 1950,2, Авторское свидетельство СССР % 238756, кл. Е 04 В 1/38, 1967,аз 2757/19 Тираж ЦНИИПИ Государственного коми по делам изобр 113035, Москва, Ж, РМд Подписноетета Совета Министров СССетений и открьгсийаушскаи наб., д. 4/5 иал ППП Патент, г, Ужгород, ул. Проектная, 4 Составитель Г. Мишинаедактор А. Морозова Техред Н, Бабурка Корректор С. Шекм
Заявка
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, ИССЛЕДОВАНИЮ И ИСПЫТАНИЮ СТАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ И МОСТОВ «УКРПРОЕКТСТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ»
ЛЕБЕДИЧ ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ, ШВАРЦ КОНСТАНТИН ЛЕОНТЬЕВИЧ