Карта оср 2015 по какой карте а в или с выбирать сейсмичность
При проектирование здания в сейсмическом районе возник вопрос двоякого толкования выбора карты для расчетов для расчетов по ПЗ и МРЗ.
А именно, проектируемый объект нормального уровня ответственности и имеющий торговые предприятия с массовым нахождением людей, согласно табл. 3 СП 14.13330.2014 требует выполнение расчетов на уровень МРЗ. При этом, согласно определению МРЗ п. 3.20*, расчеты по МРЗ выполняют по картам В и С, т.о. согласно пункту 5.2.1 для расчетов по уровням ПЗ и МРЗ принимают одну карту сейсмичности, т.о., исходя из определения МРЗ, данной картой должна быть карта В как на МРЗ так и на ПЗ, даже для зданий нормального уровня ответственности п.4.3*, для которого допускается карта А.
Поясните указание п. 5.2.1, и его взаимосвязь с п. 4.3*, а именно обязаны ли мы для зданий нормального уровня ответственности, но требующих расчета на МРЗ принимать карту В, или, учитывая, что здание нормального уровня ответственности мы имеем право принять для расчетов карту А для расчетов по ПЗ и МРЗ.
Если генеральный проектировщик при оценке сейсмичности района предоставит обоснование о том, что на площадке строительства имеют место быть землетрясения максимальной интенсивности с повторяемостью один раз в 1000 лет (п.3.20 СП 14.13330.2014), тогда расчеты по ПЗ и МРЗ необходимо выполнять по карте B или C, при предварительном согласовании этих действий с заказчиком.
Если условие п.3.20 СП 14.13330.2014 при оценке сейсмичности района не выполняется, то учитывая, что здание нормального уровня ответственности, Вы имеете право принять для расчетов по ПЗ и МРЗ карту А. Согласно п.4.3* СП 14.13330.2014 Карта А предназначена для проектирования объектов нормального и пониженного уровня ответственности. Заказчик вправе принять для проектирования объектов нормального уровня ответственности карту В или С при соответствующем обосновании. Решение о выборе карты В или С, для оценки сейсмичности района при проектировании объекта повышенного уровня ответственности, принимает заказчик по представлению генерального проектировщика.
Используемые нормативные источники
- СП 47.13330.2012. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения
- СП 14.13330.2014. Строительство в сейсмических районах
- СП 48.13330.2011. Организация строительства
Карта оср 2015 по какой карте а в или с выбирать сейсмичность
Прошу пояснить п.4.3 СП 14.13330.2018 в части:
«Карта С ОСР-2015 предназначена для оценки нормативной сейсмичности района при проектировании объектов, приведенных в позиции 1 таблицы 4.2. Заказчиком, при соответствующем обосновании, по представлению генерального проектировщика, может быть принята карта В ОСР-2015».
В чем должно заключаться обоснование для изменения карты С на карту В в данном случае?
Никаких вариантов обоснований в Своде правил СП 14.13330.2018 «Строительство в сейсмических районах» Актуализированная редакция СНиП II-7-81* не приводится. Указано лишь в п. 4.3 в последнем абзаце:
«Для назначения расчетной сейсмичности района строительства объектов повышенного уровня ответственности, перечисленных в позициях 1 и 2 таблицы 4.2, дополнительно следует проводить специализированные сейсмологические и сейсмотектонические исследования (УИС)».
В предыдущих редакциях это положение звучало так:
«Для уточнения сейсмичности района строительства объектов, перечисленных в позиции 1 и 2 таблицы 4.2, дополнительно проводят специализированные сейсмологические и сейсмотектонические исследования (ДСР)».
Т. е. на основании этих исследований уточняется расчетная сейсмичность (именно она указана в табл. Приложения А).
Что касается других методов, то в Межгосударственном стандарте ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения» в разделе 14 указано:
«Вероятностно-статистические методы рекомендуется применять для обоснования нормативных и расчетных характеристик материалов и оснований, нагрузок и коэффициентов сочетаний. Использование указанных методов допускается при наличии достаточных данных об изменчивости основных параметров в случае, если количество (длина ряда) данных позволяет проводить их статистический анализ (в частности, эти данные должны быть однородными и статистически независимыми).
Применение таких методов допускается при наличии эффективных вероятностных методик учета случайной изменчивости основных параметров, соответствующих принятой расчетной схеме».
Т. е. для подобных обоснований вероятностно-статистические методы допускаются при наличии эффективных вероятностных методик.
Используемые нормативные источники
- СП 14.13330.2018. Строительство в сейсмических районах
- ГОСТ 27751-2014. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
Анализ положений федеральных законов и нормативных документов РФ по применению карт сейсмической опасности (оср-2015) РФ в строительстве Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»
Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Масляев А.В.
Степень сейсмозащиты зданий и сооружений зависит и от используемой величины расчетной сейсмической опасности .В комплекте карт ОСР-2015 для каждого населенного пункта в сейсмоопасных районах предусмотрены три карты (А, В, С),которые характеризуются разными уровнями сейсмической опасности . Разница между минимальной сейсмической опасностью по карте А и максимальной по карте С для территорий большей части населенных пунктов составляет два балла.Однако этой разницы вполне достаточно, чтобы здания , которые рассчитывались на минимальную сейсмическую опасность, при землетрясении максимальной интенсивности разрушились. В статье анализируются положения федеральных законов и нормативных документов РФ, которые «помогают» заказчикам выбирать минимальную сейсмическую опасность для расчетов большей части зданий и сооружений на территории России. Показано, что большая часть зданий и сооружений на территории России возводится с заниженными прочностными характеристиками. Даже населенные пункты в России возводятся без защиты от воздействия опасных природных явлений. Предлагаются другие правила по защите населенных пунктов, зданий и сооружений при землетрясении .
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Масляев А.В.
Анализ соответствия федеральных законов и нормативных документов РФ строительного содержания требованиям Конституции РФ
Анализ парадигмы СП 14. 13330. 2014 по обеспечению сейсмозащиты зданий повышенной ответственности при землетрясении
Сейсмозащита населенных пунктов России с учетом фактора «непредсказуемости очередного опасного природного явления»
Недолговечность жилых зданий в населенных пунктах России
Защита населенных пунктов России от воздействия опасных природных явлений
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Analysis of Provisions of the RF Federal Laws and Normative Documents Concerningthe Use of the RF Maps of Seismic Hazards (OSR-2015) in Construction
The degree of seismic protection of buildings and structures depends on the magnitude of calculated seismic hazard used. The set of maps OSR-2015 providesfor each human settlement in earthquake-prone regions three maps (A, B, C) which are characterized by different levels of seismic danger. The differencebetween the minimal seismic danger according to the map A and maximal danger according to the map C for territories of the majority of human settlements istwo points. But this difference is enough that buildings which are calculated for the minimal seismic danger are destroyed in the course of earthquakes of maximalintensity with death of people. The article analyzes the provisions of the RF Federal Laws and normative documents which “help” the customers to select theminimal seismic hazard for design of majority of buildings and structures on the territory of Russia. It is substantiated that most of buildings and structures on theterritory of Russia are built with low strength characteristics. Even the human settlements in Russia are built without protection against the impact of dangerousnatural phenomena. Other rules for the protection of settlements, buildings, and structures against earthquakes are proposed.
Текст научной работы на тему «Анализ положений федеральных законов и нормативных документов РФ по применению карт сейсмической опасности (оср-2015) РФ в строительстве»
Научно-технический и производственный журнал
А.В. МАСЛЯЕВ, канд. техн. наук (victor3705@mail.ru)
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет (400074, Волгоград, ул. Академическая, 1)
Анализ положений федеральных законов и нормативных документов РФ по применению карт сейсмической опасности (ОСР-2015) РФ
Степень сейсмозащиты зданий и сооружений зависит и от используемой величины расчетной сейсмической опасности. В комплекте карт ОСР-2015 для каждого населенного пункта в сейсмоопасных районах предусмотрены три карты (А, В, С), которые характеризуются разными уровнями сейсмической опасности. Разница между минимальной сейсмической опасностью по карте А и максимальной по карте С для территорий большей части населенных пунктов составляет два балла. Однако этой разницы вполне достаточно, чтобы здания, которые рассчитывались на минимальную сейсмическую опасность, при землетрясении максимальной интенсивности разрушились. В статье анализируются положения федеральных законов и нормативных документов РФ, которые «помогают» заказчикам выбирать минимальную сейсмическую опасность для расчетов большей части зданий и сооружений на территории России. Показано, что большая часть зданий и сооружений на территории России возводится с заниженными прочностными характеристиками. Даже населенные пункты в России возводятся без защиты от воздействия опасных природных явлений. Предлагаются другие правила по защите населенных пунктов, зданий и сооружений при землетрясении.
Ключевые слова: землетрясение, сейсмозащита, здание, жизнь людей, сейсмическая опасность.
A.V. MASLYAEV, Candidate of Sciences (Engineering) (victor3705@mail.ru) Volgograd State University ofArchitecture and Civil Engineering (1 Akademicheskaya Street, Volgograd, Russian Federation)
Analysis of Provisions of the RF Federal Laws and Normative Documents Concerning the Use of the RF Maps
of Seismic Hazards (OSR-2015) in Construction
The degree of seismic protection of buildings and structures depends on the magnitude of calculated seismic hazard used. The set of maps OSR-2015 provides for each human settlement in earthquake-prone regions three maps (A, B, C) which are characterized by different levels of seismic danger. The difference between the minimal seismic danger according to the map A and maximal danger according to the map C for territories of the majority of human settlements is two points. But this difference is enough that buildings which are calculated for the minimal seismic danger are destroyed in the course of earthquakes of maximal intensity with death of people. The article analyzes the provisions of the RF Federal Laws and normative documents which «help» the customers to select the minimal seismic hazard for design of majority of buildings and structures on the territory of Russia. It is substantiated that most of buildings and structures on the territory of Russia are built with low strength characteristics. Even the human settlements in Russia are built without protection against the impact of dangerous natural phenomena. Other rules for the protection of settlements, buildings, and structures against earthquakes are proposed.
Keywords: earthquake, seismic protection, building, human life, seismic hazard.
Основные правила применения комплекта карт ОСР-2015 в сейсмостойком строительстве на территории России
С 1 января 2000 г. в каждом населенном пункте в сейсмоопасных районах стал использоваться новый комплект карт общего сейсмического районирования ОСР-2015 территории России (карта А — минимальная расчетная сейсмическая опасность при расчетном периоде повторяемости землетрясения Т=500 лет; карта В — усредненная расчетная сейсмическая опасность при Т=1000 лет; карта С — максимальная расчетная сейсмическая опасность при Т=5000 лет). При использовании этих карт не следует забывать, что указанные в комплекте карт 0СР-2015 характеристики расчетной сейсмической опасности определены сейсмологами по статистике только прошедших землетрясений. Но так как почти все динамические про-
цессы в Земле со временем меняются, указанные в комплекте карт ОСР-2015 характеристики расчетной сейсмической опасности также могут быть другими.
Последним примером несовпадения расчетной сейсмической опасности с реальной сейсмической опасностью с тяжелейшими последствиями для людей может служить землетрясение вблизи территории Японии в 2011 г. с маг-нитудой 9, когда опытные японские сейсмологи прогнозировали там землетрясение с магнитудой 8. Но особенно это касается показателя расчетного периода (Т) повторяемости землетрясений. Поэтому относиться к этим характеристикам расчетной сейсмической опасности специалистам следует сверхосторожно, так как известно, что никто из ученых-сейсмологов в настоящее время не может уверенно сказать, какое из трех разных землетрясений по картам А, В, С на территории любого населенного пункта России может произойти первым.
Законодательная база отрасли
Научно-технический и производственный журнал
Для строителей будет более правильной позиция, которая допускает первым землетрясение по карте С с максимальной интенсивностью, так как оно на территориях многих населенных пунктов может быть на два балла больше минимальной интенсивности по карте А. Ведь при этом всем предельно ясно, что если заказчик выберет карту А с минимальной сейсмической опасностью для расчетов зданий, но в реальности произойдет землетрясение с максимальной интенсивностью по карте С, то за эту ошибку будут расплачиваться люди в зданиях своими жизнями. Выступая на 33-й Генеральной ассамблее Европейской сейсмологической комиссии, прошедшей в Москве в августе 2012 г., японский ученый Косюн Ямаока сказал, что «. при оценке сейсмической опасности следует учитывать не только события, которые повторяются и происходят часто, но и те, которые в принципе возможны с точки зрения современной науки, даже если они происходят редко».
Так, учитывая слишком высокие сейсмические социальные риски при неквалифицированном использовании комплекта карт общего сейсмического районирования территории России (ОСР-2015) в строительстве, создана рабочая группа из лучших специалистов для принятия решения, которые определили для сейсмоза-щиты жилых и общественных зданий массового строительства усредненную сейсмическую опасность по карте В (В.И. Уломов, Л.С. Шумилина. Комплект карт общего сейсмического районирования территории Российской Федерации ОСР-97. Министерство науки и технологий РФ, РАН, Объединенный ин-т физики Земли им. О.Ю. Шмидта. 1999).
Однако в федеральных законах РФ № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» и нормативных документах РФ СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СП 14.13330.2014 принято решение только в пользу заказчика объектов:
1) право выбора карт для зданий и сооружений поручено определять заказчику;
2) карту В предложено использовать для жилых и общественных зданий, но только выше 25 этажей;
3) населенные пункты не признаны объектами капитального строительства и поэтому они не имеют расчетного обоснования по сейсмозащите от землетрясения.
Таким образом, в сейсмоопасных районах России сложилась опасная ситуация, когда самые крупные федеральные объекты капитального строительства в России (населенные пункты) по причине того, что большая часть жилых и общественных зданий рассчитывались на минимальную сейсмическую опасность, не имеют сейс-мозащиты от землетрясения с максимальной интенсивностью по карте С. Так как только заказчик определяет уровень ответственности зданий и сооружений на всей территории России, можно предположить, что многие из этих объектов имеют дефицит прочностных и устойчивых характеристик.
Анализ применения комплекта карт 0СР-2015 в сейсмостойком строительстве на территории РФ позволил выделить основные федеральные нормативные правила, которые, по мнению автора, мешают строителям обеспечить необходимую сейсмозащиту для большей части зданий и сооружений при землетрясении:
1. В федеральных законах РФ № 384-ФЗ, 190-ФЗ и нормативных документах РФ СП 42.13330.2011, СП 14.13330.2014 населенные пункты не признаны объектами капитального строительства и поэтому они не имеют расчетного обоснования по сейсмозащите от землетрясения.
2. В федеральных законах и нормативных документах РФ имеется очень небольшой перечень зданий и сооружений с повышенной ответственностью, которые практически отсутствуют на территориях многих населенных пунктов.
3. Так как заказчики строительных объектов при выборе карты с сейсмической опасностью руководствуются в основном экономическими показателями, следует признать, что многие здания и сооружения в настоящее время могут иметь значительный дефицит в их сейсмо-защите.
4. Основные положения федеральных законов и нормативных документов РФ по использованию комплекта карт 0СР-2015 в строительстве противоречат вышеприведенному решению рабочей группы лучших специалистов Госстроя РФ, а также высказыванию по этому вопросу японского ученого и не обеспечивают защиту жизни и здоровья граждан России при землетрясениях с максимальной интенсивностью по карте С.
Способы размещения зданий и сооружений, влияющие на выбор карт по сейсмичности
Ученые-сейсмологи этим комплектом карт 0СР-2015 как бы подтвердили следующую закономерность проявления всех опасных природных явлений на земле: за больший промежуток времени существует вероятность их проявления с большей интенсивностью. Именно поэтому для правильного выбора карты с соответствующей сейсмической опасностью (В.И. Уломов, Л.С. Шумилина. Комплект карт общего сейсмического районирования территории Российской Федерации ОСР-97) следует учитывать две характеристики здания или сооружения:
1) длительность жизненного цикла;
2) категория ответственности.
Но, по мнению автора, для объективного выбора карт с сейсмической опасностью необходимо учитывать еще и способ их размещения на строительных площадках.
Однако эти способы размещения зданий и сооружений на местности даже не упоминаются в федеральных законах и нормативных документах РФ. Поэтому классификация этих способов размещения зданий и сооружений на разных территориях приводится в этой статье. В строительстве на сегодняшний день сложилось два разных способа размещения зданий и сооружений на строительных площадках. Первый способ размещения, который на территории России в реальной жизни является основным, характеризуется расположением зданий и сооружений на территориях населенных пунктов. Второй способ размещения, который в реальной жизни в России используется довольно редко, характерен тем, что здания и сооружения располагаются в виде «отдельно стоящих объектов», как правило, без функциональной связи с другими зданиями. Поэтому при втором способе размещения зданий и сооружений требования к ним по проч-
Научно-технический и производственный журнал
ностным характеристикам предъявляются значительно меньшие по сравнению со зданиями и сооружениями, размещаемыми по первому способу. Но к сожалению, этот второй (упрощенный) способ размещения зданий и сооружений только и предусмотрен в федеральных законах и нормативных документах РФ.
Но рассмотрим влияние этих способов на выбор карт по сейсмической опасности для использования их в расчетах зданий и сооружений, что в основном и предопределяет степень их сейсмозащиты при землетрясении. При первом способе размещения здания и сооружения превращаются в структурные элементы капитальной застройки населенных пунктов. Более того, функционирование населенного пункта при воздействиях опасных природных явлений (землетрясения) зависит только от прочностных характеристик его зданий и сооружений с повышенной ответственностью. Другими словами, эти здания и сооружения с повышенной ответственностью приобретают дополнительную важнейшую функцию по защите всего населенного пункта при воздействиях опасных природных явлений. Поэтому прежде чем приступать к выбору карты с соответствующей сейсмической опасностью для расчета здания или сооружения, следует в первую очередь решить вопрос по защите населенного пункта как более крупного объекта капитального строительства от землетрясения.
Для сейсмозащиты населенного пункта от землетрясения следует также выбрать карту с соответствующей сейсмической опасностью [1, 2]. Для выбора карты по сейсмозащите населенного пункта, как говорилось выше, необходимо знать также такие его характеристики, как:
— длительность жизненного цикла населенного пункта;
— перечень зданий и сооружений с повышенным уровнем ответственности, которые только и могут защитить населенный пункт от землетрясения с максимальной интенсивностью.
Такие характеристики для населенных пунктов отсутствуют в федеральных документах и нормативных документах РФ, так как в них отсутствует даже признание их объектами капитального строительства. В [1] предложено длительность жизненного цикла населенного пункта считать в 1 тыс. лет, а для особо крупных населенных пунктов — в неограниченное время. Но так как населенные пункты являются федеральной собственностью, уровень его сейс-мозащиты и сейсмозащиты зданий и сооружений с повышенной ответственностью должна решать только исполнительная власть.
Так, своим приказом исполнительная власть населенного пункта должна назначить рабочую группу из лучших специалистов, задачей которой будет определение перечня зданий и сооружений с повышенной ответственностью. К тому же этот перечень зданий и сооружений с повышенной ответственностью, что сверхважно в этих рассуждениях, в обязательном порядке необходим также и для разработки генплана населенного пункта [1]. Ведь, как известно специалистам, только так можно реализовать одно из главнейших правил при разработке генплана населенного пункта: здания и сооружения с повышенной ответственностью должны располагаться только в самых лучших геологических, гидрогеологических и тектонических условиях строительства.
Поэтому даже с учетом только этого правила нельзя игнорировать «бесплатный» способ повышать степень сейсмозащиты зданий и сооружений повышенной ответственности в процессе разработки генпланов населенных мест. Существующий порядок определения заказчиком уровня ответственности зданий и сооружений на территории России позволяет сделать вывод, что генпланы населенных пунктов России разрабатывались без перечня ответственных строительных объектов. Можно сказать, что генпланы всех населенных пунктов России разрабатывались «вслепую» без учета лучших природных условий строительства. Поэтому здания и сооружения с повышенной ответственностью изначально лишились части своих прочностных характеристик. Во многих населенных пунктах сложилась следующая неквалифицированная практика возведения зданий и сооружений: на небольших по площади территориях, как правило, неблагоприятных в геологических, гидрогеологических, тектонических условиях, заказчик «точечным способом» возводит высокие или даже высотные жилые здания. Многим специалистам известно, что при расположении здания на неблагоприятной в строительном отношении территории, при его эксплуатации даже квалифицированные расчеты конструкций могут не спасти его от быстрых разрушений. Такой сложившейся практике возведения зданий способствует и отсутствие правил в федеральных законах и нормативных документах РФ по разработке генпланов населенных пунктов с учетом перечня ответственных зданий и сооружений. В ст. 48.1 гл. 6 Федерального закона № 190-ФЗ приводится узкий перечень зданий и сооружений особо опасных, технически сложных или уникальных объектов, которые в п. 8 ст. 4 Федерального закона № 384-ФЗ считаются с повышенной ответственностью.
Но анализ перечня этих объектов показал, что таких зданий и сооружений почти нет в большей части населенных пунктов России. Поэтому все наши населенные пункты застроены в основном зданиями и сооружениями с нормальной ответственностью, т. е. все они рассчитывались на минимальную сейсмическую опасность [3]. А так как, максимальная интенсивность землетрясения по карте С может быть на два балла больше минимальной (расчетной) по карте А, эти здания и сооружения при максимальных сейсмических воздействиях с большей вероятностью разрушатся с гибелью людей. Занижению уровня ответственности зданий и сооружений, а значит, занижению расчетных прочностных и устойчивых характеристик к внешним силовым воздействиям способствует и положение нормативного документа СП 14.13330.2014 о том, что выбор карты с соответствующей сейсмической опасностью может определять только заказчик.
Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона № 384-ФЗ здания и сооружения классифицируются по следующим уровням ответственности: повышенный; нормальный; пониженный. Согласно п. 10 ст. 4 Федерального закона № 384-ФЗ к пониженному уровню ответственности относятся здания и сооружения «.временного (сезонного).» использования. Другими словами, в сейсмоопасных районах сейсмозащи-та решается в основном только для зданий и сооружений с нормальным и повышенным уровнями ответственности. К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответствен- 5
Законодательная база отрасли
Научно-технический и производственный журнал
ности в федеральных законах и нормативных документах РФ предусмотрены более высокие требования к прочности и устойчивости по сравнению со зданиями и сооружениями с нормальной ответственностью. И это правильно. Но возникают серьезные вопросы к решениям в федеральных законах и нормативных документах РФ об очень узком перечне зданий и сооружений с повышенной ответственностью и праве выбора карт по сейсмичности заказчика, так как только они изначально предопределили низкий уровень сейсмозащиты основной части зданий и сооружений в сейсмоопасных районах России.
Для примера разработчикам этих федеральных законов и нормативных документов РФ автор приводит несколько обоснований, что для населенных пунктов перечень ответственных зданий и сооружений должна определять только региональная исполнительная власть. В силу того, что населенный пункт является федеральной собственностью и согласно ст.ст. 2 и 41 Конституции РФ за защиту жизни и здоровья людей в России несет ответственность только государство, никакая исполнительная власть не имеет юридических полномочий для передачи этой важнейшей ответственности никому другому (выбор карты определяет уровень защиты людей в зданиях от сейсмических воздействий). Чтобы предоставить право заказчику по выбору карты по сейсмической опасности для расчетов зданий и сооружений в сейсмоопасных районах, необходимо внести соответствующую поправку в Конституцию РФ. Заказчику, который своим выбором карт несет юридическую ответственность за жизнь нескольких тысяч людей в зданиях на территории России при землетрясении, нельзя предоставлять такое ответственное право еще и потому, что «через несколько дней его просто может и не быть».
Другими словами, предоставление права заказчику по выбору карты по сейсмичности в документе СП 14.13330.2014 показывает, что исполнительная власть нарушает ст.ст. 2 и 41 Конституции РФ по защите жизни и здоровья людей в зданиях при землетрясении. Анализируя важный вопрос относительно существующего узкого перечня зданий и сооружений с повышенной ответственностью в федеральных законах и нормативных документах РФ, можно добавить к уже сказанному следующее. Так как населенные пункты как объекты капитального строительства, расположены в регионах, а в ст. 72 Конституции РФ предусмотрено совместное (Российской Федерацией и субъектами РФ) ведение таких дел, как: «з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями. », перечень зданий и сооружений с повышенной ответственностью на территориях городов (в регионах) может определять только региональная власть за счет привлечения своих лучших специалистов. В пользу такого решения говорит также и тот факт, что почти каждый населенный пункт в России является строго индивидуальным объектом капитального строительства. Поэтому просто невозможно для всех разных по своей структуре населенных пунктов назначать единый узкий перечень зданий и сооружений с повышенной ответственностью в одном федеральном законе РФ.
Из-за того, что положения федеральных законов и нормативных документов РФ предусматривают узкий перечень зданий и сооружений с повышенной ответственностью и право заказчика по выбору карт по сейсмичности,
возможно удешевление большей части сейсмостойкого строительства на территории России. Так как эта цель полностью совпадает с задачами только заказчика, то, по мнению автора, эти положения федеральных законов и нормативных документов РФ являются коррупционными. К сожалению, даже выпускников университетов в России не обучают правилам защиты жизни и здоровья людей в зданиях при воздействиях опасных природных явлений [5].
Вероятные последствия на территории Волгоградской области при землетрясении максимальной интенсивности по карте С
На примере Волгоградской области рассмотрим практику использования комплекта карт ОСР-2015 в строительстве ряда зданий и сооружений. Так, согласно карте А для большей части населенных пунктов Волгоградской области сейсмическая опасность равна 5 баллам, которая, как известно, не учитывается в расчетах зданий. По карте В сейсмическая опасность определена в 6 баллов, а по карте С — в 7 баллов для грунтов 2-й категории по сейсмическим свойствам и при отсутствии тектонических разломов. С помощью положений федеральных законов и нормативных документов РФ заказчики на территории Волгоградской области для проектирования почти всех, даже высоких жилых зданий используют только карту А без сейсмической опасности, т. е. строители возводят их несейсмостойкими.
Таким образом, почти все здания и сооружения на территории миллионного Волгограда не защищены от воздействий землетрясений интенсивностью в 7-8 баллов (на территории города имеются большие площади с грунтами 3-й категории и густая сеть тектонических разломов). И это несмотря на то, как говорилось выше в статье, что на территории Волгограда по карте С вероятно землетрясение с интенсивностью 7 баллов. В [4] обосновывается, что сейсмическая опасность на территории Волгоградской области вызвана тектоническими процессами по причине осадочного слоя мощностью в 22 км в центре Прикаспийской впадины, которая «своей огромной массой» принуждает непрерывно опускаться земную поверхность почти на всей территории области со средней скоростью до 2 мм в год (в отдельных местах скорость опускания поверхности достигает 8 мм в год). Но согласно расчетам ученых ИФЗ РАН (Г.И. Рейснер, Л.И. Иогансон. Прогнозная оценка сейсмического потенциала Русской платформы // Недра Поволжья и Прикаспия. 1997. Вып. 13. С. 11-14) на территории Волгоградской области возможны землетрясения даже с интенсивностью 8-9 баллов: «Наибольшие площади с прогнозным Ммас>6-6,4 сосредоточены в северной, западной и южной прибортовых частях Прикаспийской впадины».
Известно, что южная прибортовая часть Прикаспийской впадины расположена на территории Волгоградской области. К тому же территория Волгоградской области изрезана густой сетью тектонических разломов, которые, как известно, могут значительно усилить сейсмические воздействия при землетрясении на здания и сооружения [4]. Однако проектирование почти всех зданий и сооружений на территории Волгоградской области ведется
Научно-технический и производственный журнал
без учета сейсмической опасности и местоположения тектонических разломов.
В адрес губернатора Волгоградской области по этому вопросу были отправлены два письма: одно письмо № 2-383 от 28.04.2010 г., подписанное директором ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко, а второе письмо № 13106-11-2115/263 от 14.11.2013 г., подписанное заместителем директора ИФЗ РАН Е.А. Рогожина. В этих письмах было напоминание губернатору области о том, что территория Волгоградской области для ряда зданий и сооружений определена сейсмоопасной федеральным нормативным документом СП 14.13330.2014. На территории Волгоградской области располагается ряд особо ответственных сооружений, для которых комплект карт 0СР-2015 установил нормативную сейсмическую опасность в 7 баллов. Однако ситуация на территории Волгоградской области после этих писем почти не изменилась.
Например, Волгоградская волжская плотина, которая имеет общую длину примерно 5,5 км. Так как территория плотины располагается в зоне нескольких тектонических разломов, ее расчетная сейсмичность должна быть примерно не менее 8 баллов. Согласно требованиям документа СП 14.13330.2014 конструкция плотины должна быть сейсмостойкой, из железобетонных конструкций. Но, как известно, Волжская плотина проектировалась в 1950-х гг., когда территория области признавалась несейсмоопас-ной. Поэтому ее конструкция проектировалась несейсмостойкой. И конструкции всех ответственных объектов на территории области после утверждения комплекта карт 0СР-2015 РФ должны быть пересмотрены на предмет их сейсмозащиты от землетрясения. Автору известно, что это не было сделано. Более того, конструкция Волжской плотины с левого и правого берегов Волги по длине примерно 1,5 км выполнена в земляном варианте, что недопустимо для сейсмостойкого сооружения. К тому же по правому и левому берегам Волги именно в местах расположения земляной конструкции плотины расположены глубокие тектонические разломы.
Мониторинг сейсмологической ситуации на территории плотины специалистами не ведется. Инженерная защита территории вокруг плотины на случай ее прорыва отсутствует. Русло Волги в пределах территории Волгограда примерно под углом 90о поворачивает в сторону Астрахани. Территории двух крупнейших районов Волгограда (Красноармейского и Кировского) расположены на этом повороте, т. е. именно на пути той массы воды, которая может вдруг прорваться через плотину из-за вероятных подвижек по тектоническим разломам.
Пример несейсмостойкой конструкции другого объекта с особой ответственностью на территории Волгограда — скульптура «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане. Это сооружение несейсмостойкое, так как оно проектировалось и возводилось также в середине ХХ в., когда территория Волгоградской области не была сейсмоопасной. Общая высота этой скульптуры 85 м, общий вес составляет 8 тыс. т. По мнению автора, это сооружение должно рассчитываться также на восьмибалльное сейсмическое воздействие. Анализ устойчивости скульптуры на сейсмическое воздействие расчетной интенсивности, насколько известно автору, не проводился.
На территории Волгограда располагается также такой сложный объект, как новый стадион на 45 тыс. мест, ко-
торый возводится к Чемпионату мира по футболу 2018 г. Главная особенность этого сооружения в том, что оно располагается в зоне тектонического разлома, который проходит по правому берегу Волги. По мнению автора, это сооружение также должно быть сейсмостойким. Однако попытки автора узнать об этом что-либо не увенчались успехом.
На территориях городов Волгограда, Волжского и Камышина имеются и другие объекты с повышенной ответственностью. Для городов Волгограда, Волжского, Камышина как для объектов капитального строительства изначально не выполнялся комплекс сейсмозащитных мероприятий: выбор карты с максимальной сейсмической опасностью; составление перечня зданий и сооружений с повышенной ответственностью (на территориях этих городов по ходу строительства новых зданий и сооружений их ответственность и выбор карты определял заказчик). И самый главный показатель, который объективно характеризует с отрицательной стороны проблему сейсмостойкого строительства на территории Волгоградской области, это отсутствие признания явления сильного землетрясения на территории области в Законе Волгоградской области от 21.11.2008 г. № 1779-ОД «О защите населения и территории Волгоградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Поэтому можно утверждать, что города Волгоград, Волжский, Камышин не имеют сейсмозащиты от воздействия землетрясения с максимальной интенсивностью 7-8 баллов со всеми тяжелейшими последствиями для людей.
1. В федеральных законах № 384-ФЗ и 190-ФЗ и нормативных документах РФ СП 42.13330.2011, СП 14.133302014 отсутствуют требования по сейсмоза-щите населенных пунктов, зданий и сооружений с повышенной ответственностью при землетрясениях с максимальной интенсивностью по карте С.
2. В федеральных законах и нормативных документах РФ из-за узкого перечня зданий и сооружений с повышенной ответственностью и права заказчика определять ответственность строительных объектов на всей территории России изначально предопределен самый низкий уровень прочностных и устойчивых характеристик для большей части зданий и сооружений, что отвечает требованиям только заказчиков строительных объектов.
3. В федеральных законах № 384-ФЗ и 190-ФЗ следует признать два способа размещения зданий и сооружений на местности, влияющих на выбор карт по сейсмической интенсивности:
— первый способ: размещение зданий и сооружений на территории населенного пункта;
— второй способ: размещение отдельных зданий и сооружений за пределами населенного пункта.
4. В федеральных законах № 384-ФЗ и 190-ФЗ и нормативных документах РФ СП 42.13330.2011, СП 14.13330.2014 для сейсмозащиты зданий и сооружений, размещенных на территории населенного пункта, следует предусмотреть следующие правила:
— перечень ответственных зданий и сооружений должна определять группа региональных специалистов. Такой
Законодательная база отрасли
Научно-технический и производственный журнал
перечень зданий и сооружений должен быть определен и для всех уже существующих населенных пунктов России с целью установления дефицита по прочностным и устойчивым характеристикам у всех возведенных зданий и сооружений;
— генпланы населенных пунктов следует разрабатывать с учетом размещения зданий и сооружений повышенной ответственности на территориях с лучшими грунтовыми, гидрогеологическими и тектоническими условиями строительства;
— в расчетах зданий и сооружений с повышенной ответственностью следует использовать максимальную сейсмическую интенсивность по карте С.
5. Так как при разработке всех генпланов населенных пунктов России не использовался способ размещения ответственных зданий и сооружений на лучших геологических, гидрогеологических, тектонических условиях, а уровень ответственности большей части зданий и сооружений на территориях всех населенных пунктов России определял заказчик, следует признать, что многие из этих зданий и сооружений возведены с ослабленными прочностными и устойчивыми характеристиками.
6. Примером неквалифицированного применения комплекта карт (0СР-2015) в строительстве на территории России служит практика возведения ряда зданий и сооружений на территории Волгоградской области без учета нормативной сейсмичности и местоположения тектонических разломов. Например, такие особо ответственные сооружения, как «Родина-мать зовет», Волгоградская волжская плотина, новый стадион «Победа» требуют тщательного анализа по сейсмостойкости. Города Волгоград, Волжский, Камышин не имеют сейсмозащиты при землетрясении с максимальной интенсивностью по карте С со всеми вероятными тяжелейшими последствиями для людей.
7. В законе Волгоградской области от 21.11.2008 г. № 1779-ОД «О защите населения и территории Волгоградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» отсутствует признание вероятности сильного землетрясения на территории Волгоградской области.
8. Почти во всех случаях гибель людей в зданиях (сооружениях) при стихийных бедствиях на земном шаре происходит по вине конкретных людей, поэтому после каждого такого события член правительства обязан докладывать населению и фамилии виновных.
8. Генеральная прокуратура России обязана проверить содержание федеральных законов и нормативных документов РФ на предмет их соответствия требованиям ст.ст. 2 и 41 Конституции РФ по защите жизни и здоровья граждан в зданиях при воздействиях всех опасных природных явлений.
1. Масляев А.В. Защита населенных пунктов России от воздействия опасных природных явлений // Жилищное строительство. 2014. № 4. С. 40-43.
2. Масляев А.В. Парадигма Федеральных законов и нормативных документов РФ для сейсмозащиты зданий повышенной ответственности при землетрясении // Вестник ВолгГАСУ. Сер.: Строительство и архитектура. 2015. Вып. 41 (60). С. 74-83.
3. Масляев А.В. Об отсутствии в Федеральных нормативных документах требований Федерального закона № 384-Ф3 защиты жизни и здоровья граждан в зданиях при землетрясении // Природные и техногенные риски. Безопасность сооружений. 2014. № 3. С. 32-34.
4. Масляев А.В. Сейсмическая опасность на территории Волгоградской области занижена нормативными картами ОСР-97 РФ за счет упрощения тектонических условий // Сейсмостойкое строительство. Безопасность сооружений. 2011. № 6. С. 46-49.
5. Масляев А.В. Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки «Строительство» // Жилищное строительство. 2015. № 12. С. 21-25.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
1. Masljaev A.V. Protection of settlements of Russia from influence of the dangerous natural phenomena. Zhilishchnoe Stroitel’stvo [Housing construction]. 2014. No. 4, pp. 40-43. (In Russian).
2. Masljaev A.V. Paradigm of Federal laws and standard documents of the Russian Federation for seismoprotection of buildings of the raised responsibility at earthquake. Vestnik VolgGASU. Seriya.: Stoitelstvo Iarhitectura. 2015. No. 41 (60), pp. 74-83. (In Russian).
3. Masljaev А.В. About absence in Federal standard documents of requirements of the Federal law № 384-FZ protection of life and health of citizens in buildings at earthquake. Prirodnye i tekhnogennye riski. Bezopasnost’ sooruzhenii. 2014. No. 3, pp. 32-34. (In Russian).
4. Masljaev A.V. Seismic danger in territory of the Volgograd region is underestimated by standard cards ОСР-97 the Russian Federation at the expense of simplification of tectonic conditions. Seismostoikoe stroitel’stvo. Bezopasnost’ sooruzhenii. 2011. No. 6, pp. 46-49. (In Russian).
5. Masljaev A.V. Analys of federal state educational standards of higher education in a direction of preparation «Building». Zhilishchnoe Stroitel’stvo [Housing construction]. 2015. No. 12, pp. 21-25. (In Russian).
U О О Л СI/ Т О ПIJIJIJ in г..- г. .-in.-. MM .JIII-MIIUMM-IIU BtFlU!
журнала «Строительные материалы»®
http ://http ://r if sm. r u/p ag e/5/
О недостатках карт общего сейсмического районирования России
Нормативная сейсмичность территории Российской Федерации, регламентированная картами общего сейсмического районирования, существенно влияет на сейсмобезопасность и экономику страны. В данной работе критикуются карты ОСР-2016, необоснованно изменившие принятые с учетом многолетних исследований оценки сейсмической опасности на нормативных картах ОСР-97 и ОСР-2015.
Карты ОСР-97
Нормативные карты ОСР-97 (А, В, С) действовали с начала текущего столетия до конца 2015 г. Карты предназначались для проектирования промышленно-гражданских, транспортных и гидротехнических объектов. В транспортном строительстве карта А использовалась при проектировании сооружений третьего класса сейсмостойкости на дорогах низших категорий, карта В – сооружений второго класса сейсмостойкости на дорогах категорий I и II, карта С – при проектировании наиболее ресурсоемких и уникальных сооружений первого класса сейсмостойкости на дорогах категорий I и II.
Для учета уровня ответственности сооружений нормативная сейсмичность в каждом населенном пункте должна быть различной на картах А, В, С. При использовании карт ОСР-97 с регламентированной нормативной сейсмичностью в целых баллах шкалы MSK-64 это условие не выполнялось.
Например, в Иркутске нормативная сейсмичность 9 баллов была принята одинаковой на картах ОСР-97 (В, С). В г. Южно-Сахалинске 8-балльная сейсмичность была установлена на картах ОСР-97 (А, В). В Краснодарском крае список населенных пунктов с регламентированной нормами сейсмичностью включал 75 наименований. Из них только для 6 пунктов (8% от общего числа) указана различная балльность на картах ОСР-97 (А, В, С).
Следовательно, показанная на картах ОСР-97 (А, В, С) балльность не позволяла во многих пунктах распределять выделяемые на антисейсмические мероприятия ресурсы с учетом возможных социально-экономических последствий землетрясений, повышая сейсмические нагрузки при проектировании сооружений первого класса сейсмостойкости и снижая их для сооружений третьего класса относительно объектов второго уровня ответственности.
При проектировании транспортных сооружений этот недостаток карт ОСР-97 (А, В, С) устранялся посредством выполнения работ по уточнению исходной сейсмичности (УИС) и детальному сейсмическому районированию (ДСР).
Карты ОСР-97*
К началу 2012 г. был разработан актуализированный комплект карт ОСР-97* с уменьшением шага нормативной сейсмичности до 0,5 балла. Это позволило существенно увеличить количество населенных пунктов с различной балльностью на картах А, В, С. В частности, для Краснодарского края количество таких пунктов увеличилось примерно до 70% от числа населенных пунктов с регламентированной нормативной сейсмичностью.
Одинаковая балльность на картах А, В оставлена для некоторых столиц республик, центров краев и областей (Владивостока, Горно-Алтайска, Грозного, Иркутска, Майкопа, Петропавловска-Камчатского) и многих других населенных пунктов. Таким образом, актуализированные карты ОСР-97* не позволили полностью исключить упомянутый выше недостаток карт ОСР-97. Кроме того, последовательность целых и дробных баллов на этих картах не совпадала с баллами сейсмической шкалы MSK-64. В качестве нормативных карты ОСР-97* не были утверждены.
Карты ОСР-2015
Карты ОСР-2015 (А, В, С) утверждены Минстроем РФ в составе строительных норм (№844/пр от 23.11.2015 г.). На этих картах отражено изменение государственной границы Российской Федерации в связи с воссоединением республики Крым и г. Севастополя с Россией, включены в сейсмоопасную зону три пункта Калининградской области, повышена сейсмичность для ряда населенных пунктов Магаданской области после землетрясений в Прибалтике и на Дальнем Востоке.
В остальном карты ОСР-2015 совпадают с картами ОСР-97. Для всех республик и областей, кроме упомянутых, замена карт не повлияла на проекты антисейсмических мероприятий в части изменения их стоимости. На основе карт ОСР-2015 разработаны нормативные документы по уточнению исходной сейсмичности и сейсмическому микрорайонированию для объектов различного назначения.
Карты ОСР-2016
Карты ОСР-2016 (А, В, С) утверждены Минстроем РФ (№886/пр от 26.12.2019 г.) с введением в действие 27.06.2020 г. Карты выполнены с указанием нормативной сейсмичности в целых баллах шкалы MSK-64 в диапазоне от 6 до 9 баллов и с введением неопределенного показателя сейсмичности «более 9 баллов».
Нормативная сейсмичность по картам ОСР-2016 (А, В, С) радикально изменена по сравнению с картами ОСР-2015 (А, В, С). Сравнение нормативной сейсмичности по семи регионам приводится в таблице 1.
Таблица 1. Сравнение нормативной сейсмичности по семи регионам в картах ОСР-2015 и ОСР-2016
Внесенные в карты ОСР-2016 (А, В, С) изменения привели к невозможности посредством выбора одной из карт учитывать уровень ответственности сооружений в отдельных регионах. Например, на территории Чеченской республики нормативная сейсмичность регламентирована для 44 пунктов. Из них в 10 пунктах сейсмичность 8 баллов показана на картах А и В, т.е. сооружения пониженного и нормального уровней ответственности проектируются с учетом одинаковой исходной сейсмичности. В 34 пунктах сейсмичность 9 баллов установлена на картах В и С. В этих пунктах исходная сейсмичность одинакова для сооружений нормального и повышенного уровней ответственности.
По сравнению с картами ОСР-2015 сейсмическая опасность на картах ОСР-2016 понижена для некоторых столиц республик в составе Российской Федерации (Грозного, Кызыла, Махачкалы, Назрани, Нальчика, Черкесска, Якутска), центров краев и областей (Благовещенска, Иркутска, Магадана, Мурманска, Петропавловска-Камчатского, Ростова-на-Дону), города федерального значения Севастополя, многих курортных, спортивных, логистических, культурно-исторических и районных центров (Анапы, Буйнакска, Дербента, Красной Поляны, Новороссийска, Сочи, Тамани, Туапсе и др.).
Для упомянутых городов и многих других населенных пунктов нормативная сейсмическая опасность уменьшена на одной, двух, иногда на трех картах ОСР-2016, предназначенных для проектирования различных по назначению объектов, включая особо опасные, технически сложные и уникальные сооружения. Нормативная сейсмичность понижена на один-два балла шкалы MSK-64, что соответствует уменьшению сейсмической нагрузки при проектировании сооружений в два-четыре раза.
Для некоторых крупных городов нормативная сейсмичность повышена. К этим городам относятся Симферополь (карты А, С), Керчь (карта С), Ставрополь (карты В, С), Южно-Сахалинск (карты В, С) и др.
Сопоставление уровней сейсмической опасности населенных пунктов по картам ОСР-2015 и ОСР-2016, разработанным с интервалом в несколько лет, в пределах которого не происходило принципиального обновления натурных сведений об опасности землетрясений на территории страны, показывает, что субъективные изменения исходных тектонических и сейсмических данных привели к необоснованным количественным изменениям оценок сейсмичности.
Изменение нормативной сейсмичности для основных центров грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным, автомобильным, морским, речным и воздушным транспортом в сейсмических районах приведено в таблице 2. Выборка включает 22 транспортных центра и 66 показателей сейсмической опасности в баллах шкалы MSK-64. Сравнение с соответствующими объектами на картах ОСР-2015 показывает, что 50% значений балльности на картах ОСР-2015 и ОСР-2016 совпадают, примерно в 20% случаев балльность на картах ОСР-2016 увеличена, в 30% случаев – уменьшена.
Таблица 2. Изменение нормативной сейсмичности для основных центров грузовых и пассажирских перевозок
Разрушительные землетрясения и вызываемые ими вторичные воздействия (оползни, сели, цунами, пожары, аварии на промышленных предприятиях и на дорогах) приводят к гибели от нескольких десятков тысяч до ста и более тысяч человек (КНР не менее 87 тысяч человек, 2008 г., Гаити около 220 тысяч человек, 2010 г., Япония более 20 тысяч человек, 2011 г.), нарушают транспортную доступность района стихийного бедствия, сохранение которой необходимо для выполнения спасательных работ.
Экономические потери в промышленно развитых странах от разрушительных землетрясений составляют в отдельных случаях до 100 и более миллиардов американских долларов. В связи с этим в США и в Японии строительные нормы периодически пересматриваются в сторону повышения сейсмичности территорий и ужесточения требований к сейсмостойкости новых сооружений. Значительные ресурсы выделяются на повышение сейсмостойкости существующих объектов.
Занижение сейсмической опасности на картах сейсмического районирования прошлых лет для некоторых районов Российской Федерации и других республик, входивших в состав СССР, неоднократно также приводило к очень тяжелым социальным и экономическим последствиям (Туркмения, 1948 г., Дагестан, 1970 г., Узбекистан, 1976 г. и 1984 г., Армения, 1988 г., Сахалин, 1995 г. и др.).
Исходя из отечественного и мирового опыта строительства и эксплуатации объектов жизнеобеспечения населения, можно считать, что радикальное уменьшение сейсмической опасности на картах ОСР-2016 по сравнению с ранее действовавшими картами ОСР-97 и ОСР-2015 создает угрозу для сейсмобезопасности населения и отрицательно повлияет на эффективность спасательных работ в районах будущих разрушительных землетрясений.
Повышение на картах сейсмической опасности вызывает необходимость усиления ранее построенных сооружений. В России такие работы проводились при капитальном ремонте железнодорожного вокзала в г. Сочи, усилении опор виадука через долину р. Чемитоквадже, моста через реку Мзымту в г. Адлере и некоторых других объектов. В США после разрушительных землетрясений 1971, 1989 и 1993 гг. выполнялись работы по обследованию и усилению многих сотен мостов в Калифорнии, в том числе внеклассных мостовых переходов через залив Сан-Франциско.
В результате работ по усилению конструкций возможно повышение сейсмостойкости отдельных объектов до уровня 9-балльных сейсмических воздействий при наличии соответствующих специалистов и материальных ресурсов. При необходимости повышения сейсмостойкости сотен объектов работы по их усилению продолжаются в течение длительного времени и требуют вложения значительных материальных ресурсов. Поэтому повышение нормативной сейсмичности на картах ОСР должно предваряться экспертизой обоснованности предлагаемых изменений и технико-экономическим анализом их последствий.
В заключение рассмотрим изменение нормативной сейсмичности при проектировании объектов повышенного уровня ответственности в районах разрушительных землетрясений.
На карте ОСР-2015-С максимальная нормативная сейсмичность на территории России была установлена равной 10 баллам двенадцатибалльной шкалы MSK-64. На карте ОСР-2016 для многих населенных пунктов указана нормативная сейсмичность «более 9 баллов», т.е. в этих пунктах при проектировании необходимо учитывать возможность землетрясений силой 10, 11 и 12 баллов.
Количество населенных пунктов, для которых введена нормативная сейсмичность «более 9 баллов», составляет: республика Алтай – 13, республика Бурятия – 66, республика Дагестан – 59, республика Крым, включая г. Ялту и г. Керчь – 19, Камчатский край – 23, Сахалинская область – 97.
Для некоторых пунктов Сахалинской области и Камчатского края нормативная сейсмичность «более 9 баллов» указана также на картах ОСР-2016 (А, В).
В шкале MSK-64 параметры колебаний грунта при землетрясениях силой 11 и 12 баллов не определены. Поэтому проектирование объектов в таких районах включает предварительное выполнение научных исследований с разработкой специальных технических условий (СТУ) для каждого сооружения, утверждаемых Минстроем РФ.
Процедура разработки СТУ требует значительных средств и замедляет строительство. Вопросы, возникающие при проектировании антисейсмической защиты сооружений повышенного уровня ответственности, целесообразно регламентировать в сводах правил применительно к различным по назначению объектам (транспортным, гидротехническим и др.) с заменой неопределенной характеристики «более 9 баллов» на нормативную сейсмичность 10 баллов.
Выводы и предложения
На картах ОСР-2016 нормативная сейсмичность радикально изменена без необходимого обоснования и всестороннего анализа возможного влияния этих изменений на сейсмобезопасность населения, обороноспособность страны, затрат на антисейсмические мероприятия при реконструкции (капитальном ремонте) существующих сооружений и строительстве новых объектов.
Сопоставление карт ОСР-2016 с картами ОСР-2015 позволяет сделать вывод об отказе авторов новых карт от ранее принятых нормативных оценок сейсмичности Северной Евразии. При этом возникает вопрос о соответствии предложенных ими оценок сейсмичности действительной сейсмотектонической обстановке на территории России и цене ошибок, называемых «пропуском цели».
Предположим, как это считают авторы карт ОСР-2016, что на картах ОСР-2015 ошибочно занижена нормативная сейсмичность для Барнаула, Керчи, Красноярска, Симферополя, Ставрополя, Хабаровска, Читы, Южно-Сахалинска. В этом случае за последние 20 лет при строительстве зданий и сооружений в этих и в некоторых других городах антисейсмические мероприятия выполнялись в недостаточном объеме в тех случаях, когда карты ОСР-97 (ОСР-2015) не уточнялись в сторону повышения нормативной сейсмичности с помощью УИС (ДСР).
Такие объекты при прогнозируемых новыми картами в этих и в ряде других городов повышенных уровнях интенсивности землетрясений могут быть разрушены или сильно повреждены. Для исправления ошибок типа «пропуска цели» потребуются крайне затратные мероприятия по усилению существующей застройки, а также увеличение расхода ресурсов при новом строительстве. В связи с этим повышение нормативной сейсмичности для каждого города должно предваряться технико-экономической экспертизой с обязательным привлечением региональных геологических и сейсмологических организаций.
В тоже время на одной, двух, иногда трех картах ОСР-2016 понижена нормативная сейсмичность для Грозного, Йошкар-Олы, Казани, Кызыла, Махачкалы, Назрани, Нальчика, Севастополя, Петропавловска-Камчатского, Чебоксар, Якутска, многих областных и районных центров, в том числе в местах известных разрушительных современных, исторических и палеоземлетрясений.
Снижение уровня антисейсмической защиты зданий и сооружений при новом строительстве увеличивает вероятность отказа объектов при разрушительных землетрясениях с летальными и санитарными потерями. Поэтому к уменьшению нормативной сейсмичности территории города (стройки) по экономическим соображениям можно прибегать только в исключительных случаях, когда соответствующее изменение на картах ОСР подтверждено данными натурных геологических и сейсмологических исследований, включая полевые работы на местности, идентификацию глубинных разломов по радиоактивным маркерам, датировку палеоземлетрясений радиоуглеродным методом и глубинную сейсморазведку. Включенные в карты ОСР-2016 изменения этим условиям не удовлетворяют.
Карты ОСР-2016 необходимо пересмотреть в плановом порядке с исключением всех случаев необоснованного занижения и завышения нормативной сейсмичности с привлечением к этой работе организаций РАН, включая региональные сейсмологические организации, а также специалистов по сейсмостойкости сооружений.
Пересмотр карт ОСР-2016 должен выполняться по утвержденному Минстроем РФ техническому заданию, согласованному Минобороны, МЧС, Минтрансом, другими заинтересованными ведомствами.
Впредь до окончания пересмотра карт ОСР-2016 целесообразно использовать при проектировании промышленно-гражданских, транспортных и гидротехнических объектов карты ОСР-2015.
Список литературы
1. Комплект карт общего сейсмического районирования территории Российской Федерации – ОСР-97. Масштаб 1:8 000 000. Объяснительная записка и список городов и населенных пунктов, расположенных в сейсмоопасных районах. В.И.Уломов, Л.С.Шумилина. М., 1999.
2. Уломов В.И. Актуализация нормативного сейсмического районирования в составе единой информационной системы «Сейсмобезопасность России». Вопросы инженерной сейсмологии. 2012. Т.39, № 1, с.5-38.
3. СП 14.13330.2018. Приложение А. Общее сейсмическое районирование территории Российской Федерации ОСР-2015, 2018.
4. СП 14.13330.2018. Приложение А. Общее сейсмическое районирование территории Российской Федерации 2016 (ОСР-2016), 2020.
Журнал остается бесплатным и продолжает развиваться.
Нам очень нужна поддержка читателей.
Поддержите нас один раз за год
Поддерживайте нас каждый месяц