Когда появились первые электромобили — история эволюции
Вряд ли кто-то сейчас сомневается, что будущее автомобилей за электрокарами. Они не только более экологичные, но и превосходят автомобили с ДВС по характеристикам, при этом стоят значительно дешевле. Чаще всего, когда речь заходит об электромобилях, люди в первую очередь вспоминают сразу Tesla Илона Маска. Да и вообще принято считать, что машины с электрическими двигателями появились совсем недавно. На самом деле это не так — история электромобилей насчитывает без малого 200 лет. Они появились даже раньше, чем модели с двигателями внутреннего сгорания. Причем уже тогда они впечатляли своими характеристиками. К примеру, в конце XIX века был создан автомобиль La Jamais Contente, который развивал скорость свыше 100 км/ч. А первый гибрид, который сочетал в себе бензиновый и электрический двигатель, появился в 1916 году.
Первые электрокары появились еще до создания автомобилей с двигателями внутреннего сгорания
Первые автомобили с электрическими двигателями
Мало кто знает, что двигатель внутреннего сгорания появился позже электромотора. Поэтому первые автомобили оснащались как раз электрическими двигателями. Кроме того, несмотря на то, что еще 100 лет назад мало кто задумывался об экологии, уже прекрасно осознавали, что электричество является более доступным, чистым и продуктивным видом топлива.
Изобретение первых автомобилей на электрической тяге приписывают разным инженерам. Один из них — Томас Дэвенпорт. Он является изобретателем электродвигателя постоянного тока. В 1834 г. его мотор был установлен в самоходную платформу. Правда, она могла двигаться только по электрифицированному треку.
Годом позже в 1835 г. профессор Сибрандус Стрэтинг из Университета Гронингена вместе со своим ассистентом Кристоферомм Беккером разработали электрический автомобиль, который приводился в движение от первичных гальванических элементов. Однако официально изобретение первого электромобиля с одноразовой батареей приписывают Томасу Дэвенпорту и Роберту Дэвидсону. Произошло это в далеком 1842 году.
Flocken Elektrowagen — первый электромобиль с перезаряжаемой батареей
Первый электрокар с перезаряжаемой батареей, получивший название Flocken Elektrowagen, появился только 46 лет спустя. Однако отправной точкой в истории становления электромобилей стал 1898 год, когда появился автомобиль Jeantaud Duc, который развивал скорость свыше 60 км/ч.
Примерно в то время идеей создания электромобилей загорелись американские изобретатели. Первым из них стал Уильям Моррисон, который создал шестиместный вагон с электроприводом, который мог проезжать 23 километра. Модель была представлена в 1893 году на выставке в Чикаго.
Jeantaud Duc — первый элетктромобиль, который развивал скорость свыше 60 км/ч
В 1895 году в Америке состоялся первый автопробег. Как вы поняли, его победителем стал электрокар. А уже спустя год в США появился первый автодилер, который занимался продажей исключительно электрических автомобилей.
Еще больше интересных фактов об автомобилестроении и электромобилях вы найдете на нашем Telegram-канале.
Электромобили первой половины XX столетия и теория заговора
До 1920 года электрокары по популярности не уступали автомобилям с двигателями внутреннего сгорания. Более того, в 1912 году два друга, некто Генри Форд и Томас Эдисон, загорелись идеей взорвать авторынок, заполнив его качественными и доступными электромобилями. На капоте должен был красоваться логотип Ford, а под ним находиться аккумулятор Edison.
По задумке друзей запас хода у этих автомобилей должен был составлять от 80 до 160 км, а стоимость всего 500−750$. Работа над автомобилями проходила в условиях полной секретности, однако слухи все же просочились в прессу. В итоге Форду пришлось дать интервью в Нью-Йорк Таймс, и признаться, что в союзе с Эдисоном готовит доступные электромобили с аккумуляторами нового поколения. Вскоре интервью дал и Эдисон, подтвердив слова Форда. Кроме того, он высказал уверенность в том, что вскоре электрокары будут доминировать над автомобилями с ДВС.
Первый электромобиль, созданный Генри Фордом и Томасом Эдисоном
Шло время, но обещанные электромобили все не появлялись. Лаборатория Эдисона в Уэст-Орандж со всей документацией, а также электростанции были уничтожены пожаром. Журналисты несколько дней дискутировали о странных обстоятельствах пожаров, но общественность этого не заметила, так как первые полосы газет занимали сводки с Первой Мировой. Сам же Генри Форд изобрел конвейер и стал выпускать с невиданной скоростью автомобили, оснащенные бензиновыми двигателями. По сути, они на тот момент и положили конец электрокарам.
Финал истории электромобилей Ford выглядит нелогичным и скомканным. Поэтому сторонники теории заговора предполагают, что Форд вынужден был отказаться от идеи создания доступных электромобилей под натиском нефтяных компаний. А пожар стал последним “китайским” предупреждением Форду и Эдисону. По другой версии проект провалил Эдисон, так как его батареи не могли сдвинуть с места автомобиль. А вкладывать деньги в конкурентов своего друга Форд отказался.
La Jamais Contente — электромобиль, который мог ездить со скоростью более 100 км/ч
Не Теслой единой или как мир вернулся к идее электромобилей
Об электромобилях вновь заговорили в 90-х годах, когда стала расти цена на нефть, а вместе с ней и влияние защитников экологии. Особенный толчок развитию электромобилей дал мировой финансово-экономический кризис, разгоревшийся в первом десятилетии XXI века. Обеспокоенность вопросами экологии и транспортного коллапса заставили ведущих автопроизводителей уделять внимание не только внедорожникам и мощным седанам, но и небольшим городским автомобилям с “гибридами” или даже полностью электрическими двигателями.
Mitsubishi i-MiEV — первый электромобиль, получивший популярность в XXI веке
Первым хитом стал Mitsubishi i-MiEV (он же Peugeot iOn, или Citroën C-Zero), вышедший на рынок в 2009 году. Автомобиль разошелся тиражом более 10000 штук. Затем не меньшего успеха добился пятидверный хэтчбек Nissan Leaf, который в 2013 году считался самым популярным электромобилем в мире.
Renault Zoe — самый популярный электромобиль в Европе в 2020 году
Каким будет наземный транспорт в ближайшем будущем? Какие технологии испытывают производители уже сейчас? Подробно об этом читайте на нашем Яндекс.Дзен-канале
Однако настоящий бум на электромобили случился после появления на рынке автомобилей Tesla. Во многом благодаря их передовым технологиям, в частности, нашумевшему автопилоту. Вслед за ними выпускать электромобили стали и многие другие ведущие автопроизводители. Правда, самыми популярными их назвать все еще нельзя. К примеру, в Европе по количеству продаж оказался Renault Zoe, а Tesla Model 3 на втором месте.
Электромобили: полтора века истории
В разные годы экологичный транспорт переживал то взлеты, то падения.
Старше, чем двигатель внутреннего сгорания
В это сложно поверить, но предок современного электромобиля появился раньше, чем машина с двигателем внутреннего сгорания. Первая самоходная тележка с электромотором была создана еще в 1842 году. А в 1899-м в Петербурге русский дворянин и инженер Ипполит Романов создал один из первых русских электромобилей. Конструкцию он скопировал с английских кебов: извозчик сидел на возвышении позади своих пассажиров. Четыре колеса, передние больше задних; свинцовый аккумулятор требовал подзарядки каждые 60 верст, а мощность составляла 4 л. с. Повозка разгонялась до 37 километров в час.
Свои «электрокары» пытались конструировать и даже ставить первые рекорды и европейцы: 100 километров в час впервые в мировой транспортной истории — такую скорость выдавал автомобиль, чье название La Jamais Contente в переводе с французского означает «вечно недовольная». И это был конец XIX века.
Запас хода у первых электромобилей был неплохим, но система подзарядки — сложной. В те годы еще не существовало преобразователей тока, поэтому за основу брался электромотор, работающий от переменного тока. Он вращал вал генератора, к которому, в свою очередь, подсоединялись батареи электромобиля. Впрочем, даже изобретение в 1906 году выпрямителя тока не решило проблемы «питания» таких транспортных средств.
Человек, который изобрел ХХ век
Американская автомобильная компания из Кремниевой долины неслучайно называется «Тесла Моторс». Знаменитый изобретатель, без которого сегодня не существовало бы и половины привычных нам благ цивилизации, в 1931 году продемонстрировал действующий прототип автомобиля, движущегося без помощи традиционных источников тока.
Тесла заменил традиционный двигатель сгорания опытной модели на электродвигатель мощностью 80 л. с. Потом из радиодеталей, купленных в обыкновенном магазине, он собрал небольшое устройство, присоединил к нему провода, подключил к ним электродвигатель и провозгласил: «Теперь у нас есть энергия!» Тесла сел на водительское сиденье и нажал на газ — автомобиль начал движение. Очевидцы рассказывали, что изобретатель катался так почти неделю, разгоняясь до запредельных для того времени скоростей. Как ему это удалось, никто не знает. Теслу начали обвинять чуть ли не в черной магии. Чувствительный изобретатель страшно обиделся, снял с машины коробочку и больше никогда не возвращался к этой теме.
Экологический вопрос
Еще полвека назад стало ясно, что темпы автомобилизации влекут за собой экологические проблемы. Так что в 1960-е человечество вновь обратилось к электрокарам с целью защиты окружающей среды, а в 1970-е — еще и из-за стремительного роста цен на топливо в результате энергетических кризисов. Но опытные партии получались слабыми и не годились для массового производства. Популярность электромобилей начала набирать обороты в 1990-е годы в США, когда Калифорнию признали одним из самых загазованных регионов. В 1996-мGeneral Motors представили модель EV1 с электроприводом. Водители заинтересовались и начали приобретать ее.
Только-только электромобили начали раскручиваться, как дело приняло неожиданный оборот: внезапно был отменен недавно принятый закон о транспорте с нулевым выбросом. GM отзывает электромобили у пользователей и уничтожает их, объясняя это окончанием срока службы аккумуляторов. Уцелело лишь несколько экземпляров EV1 — их передали в музеи. Бывшие водители собирали деньги, требовали вернуть свои машины, митинговали и дежурили у оставшихся авто, но полиция разогнала пикеты, арестовала зачинщиков, а все уцелевшие электрокары увезли и тоже уничтожили.
Сегодня причина таких мер представляется более или менее прозрачной: нефтяной бизнес мог потерять миллиарды долларов дохода из-за экомобилей. Более того, многим концернам грозило банкротство. Они нашли рычаги давления на производителя и придумали убедительную легенду, чтобы объяснить покупателям, что такие машины им попросту не нужны.
А что у нас
Электромобиль приживается в российских реалиях крайне медленно, но в Советском Союзе машины с электрической тягой были. Первый такой автомобиль появился еще в 1935 году, он был построен на базе ГАЗ-А. Параллельно сконструировали и двухтонный электромобиль на основе грузового ЗИС-5. У него в кузове было 40 аккумуляторов в деревянных ящиках, чей суммарный вес превышал тонну. В 1974 году появился опытный электрический УАЗ, а в 1980-е была выпущена опытная партия электромобилей ВАЗ. Увы, массовой ни одна из моделей не стала.
Пока электрокары — не такие частые гости российских дорог, так как для них элементарно нет инфраструктуры, в то время как в Европе зарядки для таких авто встречаются практически повсеместно
Мировое производство электрокаров по-настоящему ожило только десять лет назад, ну а официальные российские продажи электромобилей начались осенью 2011 года. Первопроходцем на рынке стал Mitsubishi i-MiEV: 63 лошадиные силы, а запас хода на одной зарядке — 150 километров. Правда, в первые три месяца была продана всего 41 такая машина. Ведь электромобиль — удовольствие недешевое. Для сравнения: за примерно такие же деньги можно купить хороший внедорожник в дорогой комплектации. Впрочем, желание поскорее испытать последние достижения прогресса для некоторых автомобилистов оказывается сильнее.
Электрическое будущее
Перспективы электромобиля в России не все воспринимают всерьез. Оно и понятно: отправиться на нем в длительное путешествие проблематично, да и станций подзарядки в шаговой доступности не сыщешь — их и в Москве-то пока лишь несколько десятков. Но уже сейчас объявлено о массовом строительстве электрических заправок в крупных городах России. Показателен и тот факт, что в столице электрокары освободили от платы за парковку в центре. Кстати, подсчитано, что с учетом российских реалий километр пути на электромобиле стоит меньше рубля, а на авто с бензиновым мотором — более 2 рублей.
В Европе, а также в задыхающемся от смога Китае владельцев электромобилей с каждым годом становится все больше. Правда, слухи об экологичности таких транспортных средств сильно преувеличены — вред окружающей среде наносит и производство аккумуляторов для электрокаров, и их последующая утилизация. Но прогресс на месте не стоит, инфраструктура развивается, время зарядки сокращается, а для владельцев машин на электрической тяге во многих странах мира предлагаются разнообразные льготы, так что в ближайшие годы количество таких автомобилей будет только расти. При этом и стандартные двигатели внутреннего сгорания исчезнут еще нескоро.
Фото: Getty Images
История электромобилей: от первых изобретений до смены приоритетов
Для многих людей слово «электромобиль» стало известным только в последние годы. Однако удивительно, что первые электромобили уже появились в первой половине 19 века и на протяжении примерно 30 лет на рубеже 19 и 20 века они были даже более распространенными, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания.
В 1835 году голландский профессор Сибрандус Стратинг и его ассистент Кристофер Беккер создали первый электромобиль в истории в масштабной модели, работающей без перезаряжаемых аккумуляторов. Это произошло примерно за 50 лет до появления первого автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, созданного Карлом Бенцем в 1886 году.
Прорывным стал 1859 год, когда Гастон Планте разработал свинцовые перезаряжаемые аккумуляторные батареи. В 1881 году Камиль Альфонс Фор усовершенствовал эти аккумуляторы до уровня, пригодного для использования, открывая путь к промышленному производству. За последние 150 лет свинцово-кислотные аккумуляторы практически не изменились и остаются очень надежным решением.
В 1881 году французский ученый Гюстав Труве представил первый электрический автомобиль, готовый к использованию. Однако большое предложение электромобилей на рынке появилось только в 1893 году, когда они были широко представлены на Чикагском автосалоне.
Первые электромобили имели внешний вид карет без лошадей, их скорость достигала 30 км/ч, а запас хода составлял около 60 км на одной зарядке.
Зарядка электромобиля в начале 20 века
В 1899 году Камилл Дженаци на своем электромобиле Jamais Contente преодолел скорость 100 км/ч, став первым автомобилем, достигшим такой отметки (он установил рекорд скорости, достигнув 105,88 км/ч).
Автомобиль имел элегантную сигарообразную форму. Он весил 1450 кг, оснащался двумя электродвигателями мощностью 25 кВт и имел деревянные колеса.
Скоростной электромобиль Дженаци
Однако, производители серийных электромобилей столкнулись с дилеммой выбора между скоростью и запасом хода.
Например, модель Phaeton, предлагаемая компанией Вудс и Бейкер с 1902 года, имела всего 29 км запаса хода при скорости 22 км/ч. В то время, когда нормальные дороги существовали только в центрах оживленных городов, это было вполне достаточно.
В 1902 году Томас Эдисон создал и предложил к использованию в электромобилях никель-железные аккумуляторы.
Томас Альва Эдисон со своим электромобилем, 1895 год
Термин «электромобиль» был в то время широко распространен (даже более, чем спустя 100 лет).
В начале 20-го века электромобили численно превосходили автомобили с двигателем внутреннего сгорания.
Электромобили привлекали своим комфортом и простотой управления по сравнению с классическими автомобилями, которые требовали запуска рукояткой, были шумными и сложными в обслуживании.
Электромобиль Columbia, 1899 год
Выстроенные в ряд электромобили Edison Company на Манхэттене в Нью-Йорке, 1906 год
Уже в то время появились первые каршеринговые сервисы, предлагающие аренду электромобилей, что было революционной идеей для своего времени.
В США С. Уитни и Альберт Поуп запустили такси на электромобилях в Манхэттене. Они обучали водителей, предоставляли им автомобили в аренду и создали специальную заменяемую систему аккумуляторов, что позволяло водителям продолжать работу всего через несколько минут.
Начав с тринадцати такси автомобилей, они расширили свой бизнес до 200 машин и заказали ещё 1600.
Такси на электромобилях оказались успешными и прибыльными в Нью-Йорке, а затем распространились и на другие города. Однако неквалифицированный персонал и проблемы с управлением филиалами привели к неудаче проекта.
Роджер Уоллес в своём электромобиле, 1899 год
Зарядка электромобилей, Лондон, 1917 год. Фото из библиотеки изображений группы Музеев науки в Великобритании.
Электрическая уличная уборочная машина очищает проезжую часть в Берлине (Германия), 1907 год
Кстати, первый автомобиль на почтовой марке был электрическим.
Первой маркой, на которой был изображен автомобиль, является марка Michel № 134 (Scott № 296) США 1901 года.
Эта почтовая марка была посвящена Панамериканской всемирной выставке, проходившей в Буффало (штат Нью-Йорк). На этой выставке большое внимание было уделено техническим достижениям. На ней были представлены новые разработки в области рентгена, цветной печати, электричества, архитектуры и многих других.
Основная причина, по которой эта выставка получила большую известность, — это нападение на президента США Уильяма Мак-Кинли во время его выступления. Он скончался восемь дней спустя после гангрены, вызванной пулями.
В то время как одна из пуль только задела Мак-Кинли, другую медики не обнаружили. Выставленный на месте рентген-аппарат мог бы помочь, но врачи побоялись опробовать этот неизвестный аппарат на президенте.
Почтовая марка США 1901 года с электромобилем
На марке изображен электромобиль Columbia, эксплуатируемый железной дорогой Балтимора и Огайо, и проиллюстрированный в сентябрьском выпуске ежемесячного журнала «Book of the Royal Blue Line» за 1900 год.
Автомобиль с двумя водителями проезжает мимо Капитолия. Пассажир, едва заметный в кабине, — Сэмюэл Битнер Хеге, представитель пассажирского отдела железнодорожной компании.
По мнению многих филателистов, эта марка, помимо того, что является первой маркой с изображением автомобиля, также является первой, на которой на момент выпуска изображен еще живой человек.
Фрагмент рисунка с электромобилем из журнала «Book of the Royal Blue Line»
В начале 20 века казалось, что электромобили ждет блестящее будущее, но все резко изменилось с внедрением серийного производства автомобилей с двигателем внутреннего сгорания модели T Генри Форда.
К тому времени были обнаружены новые нефтяные месторождения, что значительно снизило стоимость бензина.
В 1912 году Чарльз Кеттеринг изобрел электрический стартер, что привело к ранее недоступному новому уровню комфорта. Это стало ещё одним ударом для электромобилей.
Легендарный Ford Model T
Благодаря своей надежности, большему запасу хода и низкой стоимости, автомобили с двигателями внутреннего сгорания постепенно вытеснили электромобили к 1930-м годам. Так, уже в 1924 году на автомобильных выставках не было представлено ни одного электромобиля.
Однако история электромобилей далеко не завершилась. В последние десятилетия возрос интерес к электромобилям, обусловленный проблемами окружающей среды и энергетическими вызовами. Мы стали свидетелями новой эры электромобильности, с развитием технологий, увеличением запаса хода и строительством всё большей инфраструктуры для зарядки.
Зарядка современного электромобиля
Сегодня электромобили становятся всё более популярными, предлагая нам экологически чистое и удобное средство передвижения. Производители активно разрабатывают новые модели, а государства и компании инвестируют в развитие электрической инфраструктуры.
Новые технологии и инновации продолжают двигать электромобильную индустрию вперед. Современные электромобили обладают высокой эффективностью, длительным запасом хода и быстрой зарядкой. Инновации в автономной езде и смарт-технологиях делают электромобили ещё более привлекательными для потребителей.
Электромобиль Tesla Model S
Технологии батарей продолжают совершенствоваться, увеличивая емкость и снижая стоимость. Вместе с тем, развитие сети зарядных станций делает использование электромобилей ещё удобнее и доступнее.
В настоящее время многие страны признают важность перехода к электромобильности и вводят меры по стимулированию продажи и использования электромобилей. Субсидии на покупку, налоговые льготы, снижение стоимости зарядки и развитие инфраструктуры способствуют росту рынка электромобилей.
Под ретро-алюминиевой обшивкой электромобиля MW Motors Luka EV прячутся самые современные технологии
Электромобили играют важную роль в борьбе с изменением климата и снижении выбросов парниковых газов. Они не только уменьшают зависимость от нефтепродуктов, но и снижают шумовое загрязнение в городах.
Электромобили являются ключевым элементом перехода к устойчивой транспортной системе и созданию более чистой и зеленой среды для жизни.
В будущем ожидается дальнейший рост электромобильной индустрии. Развитие новых материалов, улучшение батарей и эффективности электродвигателей, а также снижение стоимости производства способствуют широкому распространению электромобилей.
Мы становимся свидетелями перехода к электрификации в различных сферах транспорта, включая грузовые автомобили и общественный транспорт.
История электромобилей свидетельствует о постоянном развитии и стремлении к улучшению. В перспективе ожидается развитие новых форм электромобильной технологии, таких как беспилотные электромобили, интеграция с возобновляемыми источниками энергии и разработка более эффективных систем зарядки.
Вместе с электромобилями, водородные и солнечные автомобили, а также другие альтернативные виды транспорта, могут стать частью будущей энергетической системы.
Электромобиль Dacia Spring
История электромобилей является историей стремления к более устойчивой и экологически чистой транспортной системе. С постоянным развитием технологий и поддержкой со стороны правительств и общества, электромобили могут сыграть важную роль в достижении более устойчивого будущего для нашей планеты.
Телеграмм канал для тех, кто каждый день хочет узнавать новое и интересное: Школа для электрика
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
История изобретения и эволюции электромобилей
Сегодня электрические автомобили переживают самый мощный в своей истории пик популярности. Но такой транспорт активно использовался и ранее. Его история насчитывает около 200 лет. И за эти 2 века электромобиль переживал несколько серьезных взлетов и падений…
Изобретение первых электрокаров в мире
Электромотор был разработан гораздо раньше двигателя внутреннего сгорания. Именно его использовал Томас Дэвенпорт при создании самоходной электрической платформы. Американский ученый создал первый в мире электрокар в начале 1830-х годов. Правда, такой автомобиль был далек от идеала. Во-первых, двигался он только по электрифицированному треку. А во-вторых, движения такой платформы были нелепы, а скорость крайне низка (ее легко мог обогнать рядом идущий прохожий).
Томас Дэвенпорт участвовал и в создании первого официально признанного электромобиля с одноразовой батареей. Такой транспорт он разработал совместно с Робертом Дэвидсоном. Произошло это в 1842 году. Более 45 лет такой транспорт оставался единственным полноценным электрическим автомобилем.
Интересно: В XIX веке мало кто задумывался об экологии. Выбор электричества в качестве основного топлива был обусловлен его доступностью.
Отправной точкой же в разработке электромобилей стал 1898 год. Именно в это время был создан Jeantaud Duc. Это электрический автомобиль, оснащенный двумя электромоторами суммарной мощностью 36 л.с. Такой транспорт мог разгоняться до 60 км/ч, что являлось огромным показателем для конца XIX века.
Не Теслой единой: вклад Ford в создание электромобилей
С 1898 по 1920 годы электромобили использовались на одном уровне с транспортными средствами с ДВС. А в 1912 году и вовсе была предпринята попытка создания самых доступных и долго проходимых электрокаров. Генри Форд и Томас Эдисон начали активную разработку автомобилей, которые:
- Проходят на одном заряде 80-160 км;
- Стоят около 500-700 долларов.
Оснащаться такой транспорт должен был батареей Edison. А его капот должен был украшать логотип Ford. Но после нескольких громких интервью никакой презентации нового автомобиля не произошло. Приверженцы теории заговора считают, что друзья прекратили производство самых мощных и самых доступных электрокаров из-за угроз, поступающих от нефтяных компаний.
В начале первой мировой войны на заводе Ford произошел крупный пожар. Все электростанции и техническая документация сгорели. И вместо восстановления разработок, компания начала с огромной скоростью выпускать автомобили, оснащаемые ДВС. Таким производством Ford положил конец электрокарам, на долгие годы заменив их бензиновым транспортом.
Отечественные автомобили с электромотором
Россию «лихорадка электромобилей» не обошла стороной. Но здесь производство электрического транспорта началось только к XX веку. В 1900 году был выпущен один из первых российских электрокаров — «Фрезе». Технические характеристики автомобиля были средними:
- Запас хода — 37-53 км;
- Общая мощность двух электромоторов — 7 л.с.;
- Максимальная скорость — 19 км/ч.
К слову, в России электромобили создавались по причине слишком высокого шума транспорта с ДВС. Лошади их пугались, а жители Москвы и Санкт-Петербурга постоянно жаловались на такие автомобили.
Именно фабрика «Фрезе» и была российским передовиком в производстве электрокаров. Этой компании принадлежат усовершенствованные 2-х и 4-местные электромобили. Также под данной маркой выпускался электрический грузовик. Правда, автомобили с ДВС от «Фрезе» пользовались более высоким спросом. За отсутствием должной поддержки и интереса к производству электромобилей, компания сместила свой ориентир на бензиновый транспорт.
Интересно: Фабрика «Фрезе» выпустила и изготовила первый в России троллейбус.
Очередной всплеск интереса к электрокарам в России случился во времена СССР. В 1978 году на Ульяновском автомобильном заводе была выпущена партия электромобилей на базе УАЗ-451М. Но уже к 1982 году стало очевидно, что мощности такого транспорта недостаточно для удовлетворения запросов потребителей. Поэтому интерес к производству электрокаров снова пропал.
Новая эра электрокаров: первые серийные модели
Очередным периодом взлета электрических автомобилей стало начало нулевых. Еще в конце 90-х о необходимости создания электрокаров активно говорили как в Америке, так и в Европе. Обусловлено это было двумя фактами:
- Стремительно увеличивающаяся стоимость нефти;
- Ухудшение экологии в мире.
«Подпитал» необходимость активной разработки электрокаров экономический кризис первого 10-летия XXI века.
Первым настоящим хитом среди электромобилей нового поколения стал Mitsubishi i-MiEV. Автомобиль вышел на рынок в 2009 году. За 1 год только в Японии было продано 1400 экземпляров электрокара. С 2010 по 2011 годы автомобиль появился в Азии, Европе и Америке.
Следующим серийным электромобилем, которому удалось покорить мир, стал Nissan Leaf. Автомобиль был выпущен в 2010 году. Основным рынком для него стали Европа, Америка, Австралия и, конечно, Япония. В 2013 году Nissan Leaf стал самым популярным электрическим автомобилем в мире. При этом на российском рынке данная модель не была официально представлена.
«Бум» производства, запущенный Теслой
Настоящий всплеск популярности электромобилей произошел благодаря Tesla. С 2009 года по наши дни компания активно выпускает современные электромобили, которые ничем не уступают аналогичным моделям с ДВС.
Интересно: Илон Маск не является основателем Tesla. Компания была создана инвесторами Тарпеннингом и Эберхардом. Илон Маск же стал их партнером лишь через несколько месяцев после основания компании, вложив в нее 6,5 млн долларов.
Сегодня автомобили Tesla служат прототипом и примером для многих мировых производителей. Число конкурентов у лидера по производству электрокаров увеличивается чуть ли не каждый месяц. В основном это азиатские производители: Li Auto, Nio, Nikola Corp, Canoo Holdings. Активно развивается и отечественный автопром.
Электромобили российского производства
В России в 2021 году была утверждена концепция, ориентированная на производство и преимущество электрического транспорта. В соответствии с ее условиями, до 2030 года выпуск автомобилей с электромоторами должен составить минимум 10% от общей массы производимых автомобилей. Поэтому сегодня в России активно развивается производство электрокаров.
Так, в сентябре 2022 года на заводе в Липецке стартовал выпуск новых электромобилей Evolute. Многие модели создаются на базе исходников китайских производителей. Например, прототипом Evolute I-Pro является Aeolus E70 от китайского бренда DongFeng Motor. Также в линейке российского производителя имеются кроссоверы и минивэны.
Электромобили — это не нечто новое и уникальное, как их воспринимают многие автолюбители. Это транспортные средства, которым понадобилось 2 века развития для того, чтобы обеспечить водителям мощность и скорость, сравнимые с автомобилями с ДВС. Сегодня электромобили переживают новую волну популярности, которая на этот раз может не завершиться.