Вентиляция в храме от копоти
Перейти к содержимому

Вентиляция в храме от копоти

  • автор:

Вентиляция в храме от копоти

Доброго дня. Полистав поиск, аналогичного вопроса не нашел.

Дано: Храм, отапливается инфракрасниками. Тепло, даже жарко.
Стены белые, и на них оседает сажа или копоть- черные разводы на стенах.
Происхождение я не решаюсь классифицировать однозначно — от свечей или от нагревателей. К слову сказать, бывал во многих храмах со светлыми стенами и такого не встречал, несмотря на обилие свечей, людей и расположения у дороги..

У кого были аналогичные случаи — решит ли организация вытяжной вентиляции проблемы с копотью? И все же каково её происхождение? Версия- от пыли, дорог и т.д. маловероятна — храм стоит в парке.

5.3.2015, 7:13

Насколько я понимаю, происхождение копоти однозначно от свечей. Тут есть подводный камень — когда свеча горит спокойно (без внешнего движения воздуха), то горит без всякой копоти; если же есть внешнее движение воздуха, то свеча горит с копотью. Это происходит из-за того, что при внешнем «ветре» с «факела свечи» срывает внешние слои плазмы состоящие из раскалённых частиц испарившегося (и частично окислившегося) парафина/воска свечи.
Общий вывод прост: надо обеспечить каким-то образом отсутствие движения воздуха в точках установки свечей. Обычно сильное движение воздуха наблюдается из алтарной части храма -> в цент храма. Поэтому можно попробовать провести обследование потоков воздуха в храме и подкорректировать месте установки свечей.
Бороться с копотью вытяжкой думаю не эффективно, поскольку копоть это мельчайшие частицы углерода (микрометры) свободно и долго парящие в воздухе во всей кубатуре, пока не столкнуться с какой-либо поверхностью так и будут парить (т.к. скорость их оседания на порядок меньше скорости воздушных потоков в храме).

5.3.2015, 8:22

winch, а как установлены отопительные приборы? Инфракрасники — они же и настенные и потолочные есть.
С такими обогревателями в церквях не сталкивалась. Приходилось иметь дело только с водяным отоплением. Так вот в таком случае над отопительными приборами (по периметру всей храмовой части) устанавливались козырьки как раз с этой целью. Чтобы поток теплого воздуха не прибивал пламя сечей к стенам, а немного огибал свечи за счет этого козырька.
С потолочными наверное может быть такая же проблема, только сажа будет появляться на стенах не так локализованно, как над настенными приборами, а более «размазанно».
Не знаю, как именно у вас установлены приборы, но возможно виноват именно поток теплого воздуха от них, и нужно придумать как оградить или «отодвинуть» его от свечей.
Может быть проблема и не в этом, но я попыталась высказать предположение)

А как организована там вентиляция сейчас?

5.3.2015, 10:09

Там инфракрасники (панели примерно 400х1500 мм) одиннаковые все, часть висят на потолках, част висят на стенах с уклоном примерно 45 градусов.

Вентиляция там вообще, как мне кажется, не организована.

5.3.2015, 11:18

Как-то грустно это..
В общем, я думаю, что в саже виноваты отопительные приборы. Придумайте какие-то козырьки-экраны, удобные для вас.
А вентиляция, если рассматривать храмовую часть, должна быть обеспечена:
1. Приточными аэрационными фрамугами в нижних окнах и вытяжными — в окнах барабана (купол там, полагаю, есть) с электроприводом с углом открытия 30 градусов.
2. В алтаре и там, где разжигают кадила (для удаления продуктов сгорания), — механическими вытяжными системами (с забором на уровне около 2м и небольшим канальным вентилятором снаружи; воздуховоды таких систем обычно получались в диапазоне 100-200 диаметра).
Как-то так..
И если уж браться за вентиляцию, то можно бы и дымоудаление предусмотреть. Естественное, фрамугой с электроприводом с углом открытия 45 градусов.

Про микроклимат в православных храмах можно почитать в работах А.Г. Кочева. Много полезного найдете

20.3.2018, 8:17

Пристроюсь к Вашей теме, с копотью на стенах.
У меня так же есть храм с черными от копоти стенами. На потолке видно как проявляются деревянные балки и на них осаживается копоть. Сложилось мнение, что из-за высокой влажности стен и потолка идет осадка копоти.
Отопление в храме устроено трубами диаметром 76
Вопрос:
Поможет ли вытяжка под потолком по периметру стен и замена отопление на стальные радиаторы с козырьками сверху?
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Как очистить стены храма от копоти

Очень часто заходя в храм (особенно перед пасхой) можно заметить, как бабушки моют стены. Иногда сырой тряпкой, смоченной слабым раствором уксуса, иногда стиральным порошком, пемоксолью, хозяйственным мылом. Очень больно наблюдать за этим процессом. Конечно, стены практически любого храма со временем покрываются нагаром от свеч, пылью и другими загрязнениями. Ее появление – это естественный процесс. Вертикальные участки стен меньше подвержены загрязнениям. Копоть оседает там, где есть уклон, ее появление можно легко заметить на сводах. Поэтому стены нужно покрыть лаком сразу после проведения росписи. Такое покрытие защищает роспись от внешних факторов. Но после мытья стен различными моющими растворами лака на живописи не остается, он стирается. Роспись уже не защищена от внешних воздействий, причем стены храма имеют пористую структуру, в поры которой и забивается копоть при очистке стен. Впоследствии копоть уже ложиться не на лаковое покрытие, а непосредственно на саму роспись. Очистить такую роспись без утерь, будет уже невозможно.

Расписанные стены храма имеют свои особенности, ведь каждый храм уникален. Доверить очистку стен храма от копоти можно лишь специалистам по реставрации настенной живописи.

Можно лишь в этом случае дать совет.

Если вам кажется, что стены стали темными и грязными, ни в коем случае не мойте и не счищайте росписи, пригласите лучше реставраторов. Фрески очень уязвимы

Очистка стен храма может понадобиться намного реже, если придерживаться нескольких простых правил.

    Отказаться от парафиновых свечей

На все 100% это не решит проблему, но важно следить за качеством возжигаемого в храме масла и свечей: натуральный воск дает на порядок меньше копоти. Существуют разные синтетические парафиновые свечи, но все они быстро образуют нагар и подчас очень неприятный черный дым. Всё это оседает на росписях стен, изменяя колорит живописи. Поэтому предпочтение стоит отдать восковым свечам, как более безвредным и для людей и для художественного оформления храма.

Не используйте растительные масла! Они очень жирные. При контакте с воздухом образуют пленку, на которую налипает пыль и грязь. Поэтому оптимальным вариантом будет оливковое масло: горит хорошо, без нагара, не забивает лампаду. Елей и деревянное масло — разные названия оливкового масла. Деревянное масло различается от растительного масла тем, что оно получено из плодов, которые выросли на дереве, а не из семян и трав, поэтому такое и название.

При горении свечей образуется сажа и другие смолосодержащие вещества, которые устремляются наверх совместно с теплым воздухом. На холодных (особенно в неотапливаемых храмах) и влажных стенах сажа оседает в первую очередь

Поэтому в храмах необходим комплекс мер по соблюдению температурно-влажностного режима и защита стен храма от различных влияний природных факторов:

  • Установка системы отвода осадков с крыши и прилегающей территории, устройство водостока;
  • Оборудование отмостки вокруг храма для отведения дождевых вод от фундамента и цоколя.
  • Утепление стен, полов, кровли храма;
  • Обнаружение незаметных для глаза щелей («мостиков холода»), способствующих выведению тепла из помещения храма. Иногда бывает сложно определить в том или ином храме откуда идут утечки тепла, нелишним будет заказать тепловизионную съемку.
  • Монтаж отопления должен происходить с учетом требований отраслевого стандарта «Храмы православные, отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха»;
  • Прочистка 1-2 раза в год (весной и осенью) ливневой канализации и систематичная уборка снега на прихрамовой территории.

Очень часто воздух в храмах застаивается под сводами, в боковых пристройках (приделах), в подземной части. Именно в этих местах более интенсивно происходит отложение загрязнений, в храме можно наблюдать появление древесных жуков, грибка, плесени, копоти, что отрицательно сказывается на сохранности живописного слоя, иконостасах, предметах внутреннего интерьера.

  • Предусмотреть для проветривания храма в нижнем ярусе в теплый период времени открывающиеся окна (створки окон, форточки, приточные клапаны).
  • На верхних ярусах механизм открывания окон должен быть с электрическим приводом.
  • Поставить приточную вентиляцию, которая будет подавать в помещение храма чистый воздух взамен удаленного. При этом воздух подвергается дополнительной обработке, такой как очистка через фильтры, нагревание, увлажнение.
  • Обязательно в алтаре, в зоне розжига и подвески кадила с целью локализации и недопущения распространения сажи и других загрязнений необходимо поставить местную вытяжную вентиляцию.

Если стены все-таки нуждаются в очистке от копоти и других загрязнений, ни в коем случае не пробуйте чистить их самостоятельно. Только специалист способен на основании многочисленных факторов подобрать такие средства, которые не только очистят, но и не навредят росписи.

Доверьте эту работу специалистам!

Вентиляция в храме от копоти

Схема естественной общедоступной вентиляции храма

С физической точки зрения задача вентиляции храмовой постройки сводится к своевременной эвакуации так называемых вредных выделений (см. Краткий словарик используемых терминов, далее — Словарик), иначе «вредностей». От горения одной свечи стандартного софринского типоразмера в воздух выделяется 1,3 кг водяного пара ежечасно, от дыхания каждого прихожанина, церковно- и священнослужителя — 40 г. В пересчете на среднее число свечей в храмовом помещении и типичную наполняемость рассчитанной на несколько сотен прихожан церкви получается, что каждый час богослужебного времени «добавляет» храмовому интерьеру два-три ведра воды на квадратный метр площади пола!

Вредная копоть

Водяной пар более чем в полтора раза легче воздуха, поэтому по физическим законам стремится к вершине замкнутого объема. Вместе с конвективными потоками тепла он способен увлекать с собой мелкодисперсные частички сажи и иных продуктов горения свечей. «Путешествуя» по храму, те, в свою очередь, поляризуются и быстро адсорбируются внутренними поверхностями интерьера (особенно эффективно — неоднородными с геометрической либо с физической точек зрения). Этим, кстати, а вовсе не «загрязняющей атмосферу» работой обогревателей, объясняются грязно-темные следы, которые часто можно видеть на стенах над отопительными приборами в храмовом помещении.

В основном как убранство (иконы, росписи), так и церковная утварь загрязняются и разрушаются, поглощая своими поверхностями продукты неполного сгорания свечей и лампадного масла. Полнота сгорания, в свою очередь, напрямую зависит от качества воздухообмена. Причем на скорость и масштабы загрязнения существенное влияние оказывают влажность и температура воздуха. Образующаяся на живописной поверхности пленка активизируется, когда влагу из воздуха впитывает ее пористая структура. В результате органические составляющие копоти преобразуются в кислоты и начинают активно разъедать краску. При этом, чтобы активизировать в копоти деструктивные процессы, достаточно даже нормальной (не превышающей предельно допустимых значений) влажности воздуха. Следует отметить, что, даже если впоследствии смыть продукты сгорания с храмовых поверхностей, достичь первоначального цвета стенописи, выполненной в темперно-клеевой и масляной технике, всё равно уже не удастся. Нередко после расчистки потемневших от копоти иконостасов их вновь приходится покрывать позолотой.

Дождь из барабана

Инженерными средствами продукты загрязнения удаляются при помощи специально организованного воздухообмена (его главные правила мы отдельно перечисляем ниже), причем основное место эвакуации должно располагаться в верхней точке сооружения. Для церквей крестово-купольного типа это барабан под главкой. Для шатровых храмов — вершина шатровой части. Для построек нетипичной архитектуры (например, вместительных временных храмов, которые в перспективе предполагается использовать как приходской дом или воскресную школу) — наивысшая точка внутреннего пространства под кровлей (как правило, именно над ней на крыше размещают маковку с крестом).

В храмовых постройках своевременной эвакуации вредностей препятствует существенное специфическое осложнение. В отличие от основных ограждающих конструкций (этим инженерно-строительным термином обозначаются фасадные и / или внешние несущие стены вместе с облицовкой) упомянутые в предыдущем абзаце конструктивные элементы не обладают большой толщиной и обычно не снабжаются теплоизоляцией. Это и понятно: с эксплуатационной точки зрения их совсем необязательно проектировать аналогично обслуживаемой зоне (см. ­Словарик), ведь люди под ­куполом обычно не парят! Барабан крестово-купольного храма, к примеру, традиционно выкладывается в полкирпича и, конечно, не отапливается.

«В начале 1960-х годов, когда кремлевские соборы начинали работать в качестве музейных объектов, был неприятный случай, — вспоминает президент некоммерческого партнерства «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной физике», завкафедрой «Инженерного оборудования зданий» Мос­ковского архитектурного института Юрий Табунщиков. — Заметив, что из барабанов на полы капает, музейные служители решили перекрыть их по горизонтали дощатыми конструкциями. И после того сверху. полился дождь!»

Освежаем. добровольно-принудительно?

Наладить воздухообмен — дело непростое. Во-первых, надо учесть преобладающие в конкретном регионе климатические сезонные метеопараметры. Во-вторых, необходимо исключить переход вентиляции в так называемый саморегулируемый режим — то есть работающий зимой за счет перепада температур внутреннего и наружного воздуха лучше, чем летом. Спектр возможных конструкторских решений, позволяющих добиться этого на практике, чрезвычайно широк. Разобрать даже основные их разновидности в рамках одного журнального материала нереально. Здесь мы коснемся лишь тех важнейших моментов, которые позволят избежать заказчику работ принципиальных ошибок и помогут должным образом проконтролировать исполнение проекта подрядчиком.

По физическим силам, приводящим воздушные массы в движение, всевозможные технические решения требуемого воздухообмена можно разделить на вентиляцию естественную и принудительную (их строгие определения см. в Словарике). За редчайшим исключением, если есть вторая система (обычно ее приточный агрегат по эксплуатационным условиям оснащается фильтром для очистки от пыли, калорифером и оросительным устройством для нагрева и увлажнения воздуха в храме), параллельно имеется и первая. Отраслевой стандарт 2004 года «Храмы православные. Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха» предписывает оборудовать храмы, которые открыты круглый год, системами центрального или местного отопления и системами естественной вентиляции, а если необходимо, то и системами принудительной вентиляции или кондиционирования воздуха1. Вся проблема — в соответствующем обосновании: четкой градации в церковном зодчестве еще не сложилось, и пока что это дело вкуса проектировщиков, в ряде случаев подпитываемое выделяемым на объект спонсорским бюджетом.

Итак, принципиальный вопрос проектирования вентиляционной схемы — потребуется ли храмовой вентиляции «принудительная» компонента или нет. И если в случае относительно малых (то есть вместимостью до сотни прихожан и высотой вместе с крестом несколько метров) построек ответ однозначно отрицательный, то что касается больших храмов — то единодушия в рядах специалистов нет. На разброс экспертных мнений влияет и то, что различные храмы функционируют в разных режимах.

Отопительно-вентиляционные агрегаты над тамбуром в суздальском соборе Рождества Пресвятой Богородицы

«В храме, где нет гигантских скачков температурно-влажностных параметров, от идеально работающей системы принудительной вентиляции сплошные плюсы: в интерьер подается подготовленный, то есть подогретый и увлажненный воздух. Это позволяет частично снизить нагрузку на отопительную систему. Другое дело, что инженеров, конструирующих адаптированные для храмов системы принудительной вентиляции, в России очень мало, — жалуется председатель правления Гильдии храмоздателей заслуженный архитектор России Андрей Анисимов. — Так, почти в каждый проект новостроек Программы возведения православных храмов в столице закладываются промышленные вентиляционные установки. Мало того что они занимают весь цокольный уровень, к тому же их эксплуатация чревата неприятно удивляющими счетами за электроэнергию. Нормативные показатели воздухообмена подобные системы, насколько могу судить по уже реализованным проектам, перекрывают с лихвой: в интерьерах очень сильно дует, а мелкие огарки от свечей воздушные потоки, вызванные принудительной вентиляцией, гоняют по всему храму. Кроме того, не следует забывать: промышленная вентиляционная установка и шумит по-промышленному. И, как ни глуши ее специальными системами (которым тоже нужно место и электропитание), полностью от этого паразитного эффекта избавиться не удается. Поэтому при среднем бюджете строительства мы применяем систему естественной вентиляции».

Просто заклеить?

В пространственно сложной, массивной и объемной новостройке по ул. Лобачевского в Москве — домовом храме МГИМО во имя святого благоверного Александра Невского — товарищество реставраторов «Мастерские Андрея Анисимова» постаралось избежать самых главных недостатков принудительной вентиляции (неэргономичности, шумности и значительного энергопотребления). Но даже это не позволило «расшить» ее узкие места, которые проявились при эксплуатации практически сразу же. По ним можно буквально изучать типичные недочеты подобного решения.

«Как мы убедились, схему воздухообмена нужно просчитывать просто виртуозно. Учтя лишь общую кубатуру здания, инженеры упустили ряд тонких моментов, — признается клирик храма священник Александр Кузнецов, до принятия сана представлявший на стройплощадке организацию-заказчика. — Вентиляционная установка с весны до осени работает у нас постоянно (ведущие в подвал вентшахты спрятаны в колоннах). Но она не спасает от проблемы в верхней части четверика. В верхнем периметре центральной части храма вне проекции барабана проектировщики не предусмотрели вытяжку, и продукты сгорания свечей могут оседать на внутренних конструкциях. В боковых же галереях, как мы заметили, в вытяжные отверстия иногда начинает задувать воздух снаружи. Это в основном происходит зимой, когда с увеличением высоты от уровня пола температура атмосферного воздуха не растет, а падает. Поэтому в холодное время года мы не нашли лучшего решения, чем банально заклеивать эти вытяжные отверстия».

Дышите глубже

Необходимая для стандартного храмового здания естественная вентиляция обычно конструируется по приточно-вытяжной схеме (ил. 1). С наружной поверхности фасадной стены в обслуживаемую зону интерьера ведет S-образный вентканал. Точку забора атмосферного воздуха лучше размещать на 2–2,5-метровой отметке от уровня отмостки, при этом «колено» вентканала следует ориентировать по градиенту сверху снаружи вниз внутрь (чтобы чистый прохладный воздух эффективнее засасывался в интерьер). Главный канал для эвакуации вредностей располагается в верхней точке, причем его наклон следует выполнять изнутри снизу наружу вверх. Для ликвидации побочных застойных зон и исключения паразитных круговых завихрений загрязненного воздуха под сводами венчаний (например, в верхней части четверика вне проекции барабана) обязательно следует предусмотреть побочные вытяжки.

Но, как это часто бывает, простота принципиальной схемы на практике оборачивается многочисленными сложностями, разнообразными вариациями и хитроумными комбинациями. Не претендуя на полный обзор специфических схем, рассмотрим важнейшие нюансы, с которыми приходится сталкиваться заказчику при проектировании и обслуживании естественной вентиляции храмовой постройки.

Прежде всего сечения использу­емых вентканалов следует рассчитывать так, чтобы интенсивность забора наружного воздуха совпадала с интенсивностью эвакуации удаляемого воздуха (см. Словарик). Далее, поскольку из-за конструктивных особенностей сочленения венчания с барабаном дополнительный вытяжной вентканал трудно бывает направить снизу вверх, «колено» часто исполняют в обратном направлении — сверху вниз. Тогда, чтобы исключить обратный подсос атмосферного воздуха через вытяжку, его снабжают маломощным вентилятором, направляющим удаляемый воздух из интерьера в атмосферу. Такая схема, строго говоря, не может быть признана полноценно принудительной вентиляцией, поскольку «делегирует» в работающую систему своего единственного (и то «редуцированного») представителя, а забираемый из атмосферы приточный воздух специально не подогревается. Наконец, чтобы это промежуточное колено эффективно эвакуировало удаляемый воздух, перепад высот между ним и вершиной воздухозаборного канала на фасадной стене должен быть не менее 2,5–3 м (иначе тяги не хватит даже при постоянно работающем наверху вентиляторе). Подобная схема товариществом реставраторов «Мастерские Андрея Анисимова» реализована, в частности, в освященном (малым чином) весной прошлого года храме Преподобного Серафима Саровского в московском районе Кожухово (1-й Красковский проезд, 38А, стр. 3). Правда, как объяснили на самом приходе корреспонденту «ЖМП» служители этого небольшого, рассчитанного на 200 прихожан, храма, вентилятор они даже летом не включают: «внутри и так свежо и прохладно».

Сложная объемная планировка здания — дополнительный профессиональный вызов для инженеров. «В новом нижегородском храме во имя великомученика и целителя Пантелеимона (район Щербинки-2), спроектированном по базиликальному типу, мы разместили скрупулезно рассчитанные приточные и вытяжные каналы в центральном объеме и радостно ожидали желаемого воздухообмена, — делится опытом Андрей Анисимов. — А в галереях образуется мертвая зона! Поэтому при проектировании обязательно следует учитывать необходимость удаления загрязненного воздуха из любого закутка, галереи, ограниченного пусть даже не стопроцентно изолирующими внутренними перегородками объема. Ведь каждый застойный участок — это обязательно копоть на стенах. Получив этот ценный опыт, мы избежали подобных ошибок на следующей новостройке в Находке».

Теперь рассмотрим простоявший практически всю неделю без людской нагрузки и без работающей вентиляции приходской либо монастырский храм перед началом субботнего всенощного бдения или воскресной Литургии. К началу богослужения в нем практически синхронно собирается большое число молящихся. Они зажигают свечи, перемещаются по интерьерам, дышат, творят крестные знамения и поклоны. Алтарники разжигают кадило. На не очень прогретые стены моментально «садится» копоть, а пары влаги устремляются вверх, где, встретившись с массой застоявшегося холодного воздуха, быстро конденсируются. На пол выпадает не просто конденсат, а самые настоящие дождевые капли, что делает отклонение параметров внутреннего воздуха от допустимых значений (см. Словарик) еще значительнее!

В таких условиях, связанных с гигантскими амплитудами колебаний температуры и влажности в ­интерьере, московский специалист в области отопления, вентиляции и кондиционирования Яков Кронфельд († 2000) советовал сочетать в одном здании естественную вентиляцию с принудительной. Вторая, спроектированная на усредненные значения эксплуатационной нагрузки, работает постоянно, а первая помогает соблюдать допустимые значения параметров внутреннего воздуха (см. Словарик) во время многолюдных ­богослужений. Для экономии тепла в холодное время года в такой церкви следует предусматривать рециркуляцию (см. Словарик) отработанного воздуха или же, при соответствующем техническом обосновании, рекуперацию удаляемого тепла2. Возможная принципиальная схема вентиляции в этом случае показана на ил. 2.

«По большому счету принудительная вентиляция необходима лишь в подклетах, — оппонирует завкафед­рой теплогазоснабжения Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета доктор технических наук Алексей Кочев. — А если внутри самой церкви естественная вентиляция сочетается с принудительной — значит, плохо рассчитана и спроектирована естественная. Я оснастил системами естественной вентиляции по стране свыше трех десятков храмов — рекламаций пока нет. Другое дело, чтобы качественно спроектировать естественную вентиляцию, к инженеру следует обращаться до выхода строителей на площадку. С завершением коробки здания хорошему инженеру-проектировщику необходимо от трех до шести месяцев, чтобы выполнить наладку и тестирование всей системы под ключ — это как раз продолжительность летнего строительного сезона, после которого новостройку можно подключать к регулярному отоплению». По словам собеседника, присутствует еще одно существенное ограничение: в течении двух-трех лет новый храм следует просушить, чтобы штукатурка «продышалась» и вошла в установившийся температурно-влажностный режим. И только затем интерьеры можно расписывать! Если следовать этим правилам именно в указанной последовательности, уверен Кочев, вентсистема «обречена» на хорошую работу. «Зачастую же меня пытаются пригласить, когда храм уже стоит расписанный, а «музыку» заказывает финансирующий стройку меценат. От работы на таких объектах я отказываюсь: толку не будет, да и имя профессиональное дороже».

Важные «мелочи»

Упомянем напоследок о четырех «мелочах», игнорирование которых способно загубить даже идеальный вентиляционный проект храма. Во-первых, в «зимней», теплой церкви вентиляция работает в теснейшей связке с отоплением. В старых храмах с так называемым духовым отоплением зачастую это вообще была единая теплообменная система с парой контуров — внешним и внутренним (как вариант, внутренний контур с подогретым воздухом мог вообще не иметь свободного выхода в саму обслуживаемую зону, обеспечивая комфортную температуру в интерьерах посредством теплопередачи через проложенные в стенах и полах каналы). Современные инженерно-технические системы влияют на «нежные» инерционные параметры воздухообмена еще сильнее. Поэтому приходится учитывать массу разнообразных аспектов — начиная от влияния лучистых и конвективных потоков от отопительных приборов на роспись и заканчивая согласованием суммарной тепловой мощности с зарезервированным поставщиком предельным значением энергопотребления. И если не просчитать все эти моменты заранее, даже буквальное следование строителей рабочим чертежам, скорее всего, перечеркнет затраченные усилия.

Во-вторых, даже при самой современной и качественной вентиляционной системе ни в коем случае не следует забывать и о классическом проветривании при помощи форточек и дверей. Для храмов «зимних», теплых это незаменимое меропри­ятие по ежедневному уходу и поддержанию здоровой воздушной среды в интерьере, поэтому его главные правила мы также выносим отдельно (см. ниже). По особым правилам организуется весеннее проветривание храмов с сезонной эксплуатацией, так называемых летних: его предписано проводить для нормализации температурно-влажностного режима. Начинать эту процедуру можно, когда одновременно соблюдены три условия: влажность внутреннего воздуха превышает влажность наружного; внутри храма холоднее, чем на улице; температура внутренних поверхностей не менее чем на полтора градуса превышает точку росы (см. Словарик) наружного воздуха. Если этими критериями пренебречь, то на внутренних поверхностях остывших за зиму несущих стен может начать интенсивно образовываться конденсат. Кстати, исстари известен оригинальный практический ­критерий — простейший физический индикатор возможности весеннего ­проветривания. В наиболее холодной части здания ставили массивную стеклянную бутыль с водой, которую периодически выносили на улицу. Если стекло запотевало — значит, проветривать нельзя3.

В-третьих, обеспечивая правильную вентиляцию собственно молельного помещения, ни в коем случае нельзя забывать о подкровельном (чердачном) пространстве: там тоже возможны застойные зоны! Проще всего их проветривать посредством карнизных продухов (разрывов в конструкции между свесом кровли и чердачным фризом), а при соответствующей конструктивной возможности — устройством слуховых и люкарных (см. Словарик) окон.

В-четвертых, храмам противопоказаны стеклопакеты в пластиковых переплетах! Нормальной работе принудительной вентиляции они мешают, а естественную — просто-напросто убивают. Ведь через традиционное, веками доказавшее свою надежность столярное заполнение оконных рам с зазорами, «разрывающими» герметичную изоляцию интерьеров, постоянно идет адиабатическая инерционная продувка всего здания. Если форточки — «носоглотка» здания, а вентканалы — его «легкие», то оконные проемы — своего рода «кожа», помогающая правильно и устойчиво дышать всему «организму».

Навесные компоненты: ау, АУ!

Оснастить уже возведенные здания одной лишь традиционной естест­венной вентиляцией, скорее всего, будет недостаточно. Сделаем важную оговорку: в данном случае речь мы ведем не только о старинных храмах, но и новостройках, где об этой важной части проекта. просто забыли. В этих словах совсем нет иронии: с воссозданным в 1993 году на Красной площади в Москве Казанским собором именно так и произошло. Воздухозаборные вентканалы там пришлось прокладывать в уже сложенных стенах введенного в эксплуатацию и освященного храма. Исполнить колена в требуемой S-образной форме при таких условиях замечательному специалисту по вентиляции инженеру-конструктору В. Шведову († 2004), естественно, не удалось: в толще несущих конструкций он вынужденно вырезал цилиндрические ходы с прямыми осями. Естественная вентиляция в такой геометрии функционирует неудовлетворительно. А принудительная, работающая в условиях заполненного храма краткими импульсами продолжительностью несколько секунд, увы, хорошо заметна как акустически, так и по сквознякам.

Деревянное аэрационное устройство

В подобных случаях неплохих результатов иногда удается добиться при помощи установки во фрагментах окон дополнительного механического блока. Принцип его действия отличается от классической схемы естественной вентиляции. Когда-то, на заре вентиляционной инженерии, эту роль пытались возлагать на так называемые флюгарки — внешние оголовки вентканалов, призванные оптимизировать в точке забора атмосферного воздуха значения некоторых его параметров. Теперь им на смену пришла механическая «навеска» в виде так называемого аэрационного устройства (АУ). Блок АУ состоит из двух модулей: обратного (открывающегося только наружу) клапана и незадуваемых жалюзи (ил. 3). Задача первого — собственно удалять вредности из интерьера; второго — защищать само аэрационное устройство от атмосферных осадков и сильных порывов ветра.

В классическом инженерном смысле АУ представляет собой чисто механическое устройство, заслонки которого открываются только наружу при положительной разности давлений

Рвн — давление внутри здания,

Рн — наружное давление.

Эта разница может возникнуть, если давление воздушной среды внутри здания станет больше наружного в силу разных факторов (например, из-за повышения температуры внутри здания) либо если наружное давление в районе АУ станет меньше давления внутри здания (разряжение в зоне аэродинамической тени при наличии ветра).

Оборудованная таким клапаном заслонка открывается автоматически, не требуя специальных действий персонала. Количество, взаимное расположение и конкретный способ установки АУ обычно определяются объемно-пространственной компоновкой здания, особенностями его внешней аэродинамики, розой ветров, устройством оконных блоков, обеспечением равномерности удаления продуктов горения свечей, удобством технического обслуживания, минимизацией застойных зон. В отличие от традиционной схемы естественной вентиляции, при помощи размещенных в окнах третьего, второго и даже первого (самого нижнего) светового яруса АУ можно удалять отработанный воздух не только из верхней, но и из средней и нижней высотных зон здания. Однако, если в окне больше одной рамы, требуется устанавливать само АУ в изолирующий короб, дабы исключить в межрамном пространстве образование конденсата и инея4. Но главное условие — при такой схеме обслуживающий персонал обязан регулярно проветривать храм при помощи дверей, форточек и окон, своевременно восполняя таким образом воздушную среду. Причем здание должно быть спланировано так, чтобы это можно было делать по всем направлениям, в каждой из фасадных стен. Отчасти, конечно, это решение паллиативное. Но всё же оно избавляет эксплуатирующую организацию от необходимости дырявить стены для прокладки вентканалов, да и с архитектурной точки зрения фасады нисколько не страдают.

Еще дальше по этому пути пошли французские инженеры. Они в конце 1980-х годов объединили преимущества принудительной и естественной вентиляционных схем и затушевали их недостатки. Разработчики запатентовали систему особых приточных клапанов, функционирующую в комплексе со снабженной вентилятором вытяжкой. Оборудование как заборного, так и вытяжного вентканалов в этой схеме адаптивно. Это значит, что заборный клапан и привод вентилятора включаются, только если датчики относительной влажности и давления внутреннего воздуха выдадут соответствующую команду. При желании автоматику можно отключить. Тогда вентиляция в ручном режиме работает по классической принудительной схеме с элементами интеллектуального климат-контроля. Сам вентилятор при этом уже не обязательно размещать внутри канала — его можно поставить, к примеру, на чердак, где шум от его работы никому не будет досаждать. К достоинствам оборудования, получившего бренд «Аэрэко», стоит отнести прекрасные шумоизоляционные качества приточных клапанов, а также возможность их установки как в выполненные из любого материала оконные рамы, так и непосредственно в вырезанный в капитальной стене канал.

Важней всего погода. в храме

Достичь наибольшего соответствия реальных параметров внутреннего воздуха оптимальным значениям можно при помощи кондиционирования воздуха (см. Словарик). Но это совсем другие эксплуатационные расходы, не говоря уж о стоимости как разработки системы, так и оборудования для нее. По словам главного инженера Фонда Храма Христа Спасителя Виталия Фатькина, вентиляция «весит» около трети общего энергопотребления комплекса. Хотя в кафедральных соборах, тем более новостройках, игра однозначно стоит свеч: централизованная система климат-контроля управляет параметрами внутреннего воздуха во всех помещениях здания.

«Естественная вентиляция у нас тоже присутствует, но очень скромно: как ориентированная на дымоудаление местная вытяжка. Она работает через клапаны из отдельных точек, оборудованных управляемыми жалюзи, — рассказывает начальник службы вентиляции Сергей Белов. — Все остальные задачи решают четыре главных узла: тепловой пункт (вода из городской сети здесь подготавливается для кондиционирования и водоснабжения), холодильная установка (когда вода возвращается из кондиционера, установка понижает ее температуру до проектного значения 7 оС), системы оборотного водоснабжения и собственно сами кондиционеры».

Кондиционеры здесь, в подземелье под нижней Преображенской цер­ковью, совсем непохожи на привычные навесные блестящие металлические коробочки на фасадах зданий. Это огромные установки с дверкой для проникновения во «чрево», рядом с которой монтируется 12-вольтовая розетка для переносной лампы. Внутри — заборные клапаны, мембранные глушители, две секции фильтров и теплообменник. На выходе — две трубы с подготовленным воздухом.

«Вот эта машина, к примеру, рассчитана на два зала трапезных палат, но в каждое из обслуживаемых помещений ветка идет своя, — объясняет Белов. — Днем, когда собор посещают молящиеся и паломники, отработанный воздух вентагрегаты выбрасывают в атмосферу, а ему на замену идет закачанный через вентшахты (облицованные мрамором их оголовки можно видеть на территории). Ночью же в целях энергосбережения мы задействуем систему рециркуляции: воздух проходит через кондиционеры и фильтры и снова возвращается в обслуживаемую зону».

Здесь, в техническом подполье, можно узнать много интересного о вентиляции такого огромного здания. Например, что в замкнутой веренице труб водооборота — не совсем Н2О: в жидкость для предотвращения накипи добавляют спецреагенты, соответствие концентрации которых проектным значениям время от времени проверяют аналитически («а полностью воду в системе ни разу за 20 лет не меняли», с гордостью добавляет Сергей Геннадьевич). Или что вся вода из системы кондиционирования прокачивается через градирню — огромный упрятанный в кожух бассейн, буквально нависающий над северо-восточным выходом из станции метро «Кропоткинская». Или что объем всего храмового комплекса дюжина здешних вентсистем полностью заменяет ежечасно.

Интересуюсь у собеседника, справляется ли ансамбль установок с возложенными на него задачами.

«В основном все параметры в норме, крупных недостатков проекта мы не замечаем, — говорит Белов. — Другое дело, что в процессе эксплуатации собора возникают проблемы, которые ранее разработчиками не предусматривались. Например, первоначально нижний храм огибала обходная галерея. Теперь в этих помещениях разместился музей. Понятно, что вентсистема музейных залов должна соответствовать качественно иным условиям, поэтому сейчас прежние установки мы заменяем. Но кондиционирование кондиционированием, а стопроцентно защитить убранство от вредных воздействий даже самый идеальный кондиционер не в состоянии. Видите, у киота трудятся люди? Они бережно убирают с иконы осевшую на прозрачные поверхности пыль. Так что без правильного ухода за интерьерами всё равно нельзя».

За содействие в подготовке материала автор благодарен специалисту в области микроклимата памятников архитектуры реставратору Игорю Фомину.

1 АВОК СТАНДАРТ-2-2004 — рекомендательный нормативный документ, п. 8.1.

2 АВОК. Вентиляция, отопление, кондиционирование воздуха, теплоснабжение и строительная теплофизика. 2016. № 2. С. 79.

3 АВОК СТАНДАРТ-2-2004, прил. 5.

4 Фомин И. В., Сизов Б. Т. Использование аэрационных устройств в системах естественной вентиляции церковных зданий. Из сборника тезисов IV Меж­дународного научно-практического симпозиума «Природные условия строительства и сохранения храмов православной Руси». Троице-Сергиева лавра, 8–10 октября 2009 г.

Краткий словарик используемых терминов

Вентиляция — организованный обмен воздуха в помещениях. Обеспечивает параметры внутренней среды, которые характеризуются показателями температуры, влажности, подвижности, газового состава и чистоты внутреннего воздуха в обслуживаемой зоне помещений храма в пределах допустимых норм.

Вентиляция естественная — вентиляция под действием теплового (гравитационного) и / или ветрового давления / разрежения.

Вентиляция принудительная — вентиляция под действием перепада давлений, создаваемого вентиляторами.

Допустимые параметры внутреннего воздуха — сочетание значений показателей внутреннего воздуха, которые при любой заполняемости храма:

➥ обеспечивают нормальное тепловое состояние организма при минимальном напряжении механизмов терморегуляции людей, находящихся в храме; при этом они могут вызывать локальное ощущение дискомфорта, которое не приводит к ухудшению состояния здоровья;

➥ не вызывают влажностных или температурных деформаций, приводящих к быстрому разрушению станковой живописи, художественной росписи, декоративной отделки и предметов богослужения.

Некоторые значения допустимых параметров внутреннего воздуха приведены в табл. 1 PDF-версии.

Вредные выделения — потоки теплоты, водяного пара и углекислого газа, поступающие в помещение и отрицательно влияющие на микроклимат храма и чистоту воздуха.

Кондиционирование воздуха — автоматическое поддержание в обслуживаемой зоне помещений всех или отдельных параметров внутреннего воздуха храма, как правило оптимальных, и чистоты воздуха для создания комфортных условий для людей и / или сохранности станковой живописи, художественной росписи, декоративной отделки и предметов культовых обрядов, представляющих собой историко-культурную ценность.

Люкарные окна — проемы в скате крыши, обычно чердачной, или куполе, с вертикальной рамой, закрытой по бокам и сверху. Рама оконного проема стоит обычно в той же плоскости, что и стена фасада, и нередко продолжает стену фасада или располагается в параллельной ей плоскости. Не только выполняют утилитарные функции, но имеют декоративное значение и снаружи обычно украшаются наличниками, лепными обрамлениями и другими декоративными элементами.

Микроклимат храма — состояние внутренней среды, характеризуемое показателями температуры, влажности, подвижности и газового состава внутреннего воздуха; обеспечивается системами отопления, вентиляции или кондиционирования воздуха и теплозащитными показателями наружных ограждающих конструкций.

Оптимальные параметры внутреннего воздуха — сочетание значений показателей внутреннего воздуха, которые при любой заполня­емости храма:

➥ обеспечивают нормальное тепловое состояние организма при минимальном напряжении механизмов терморегуляции и ощущение комфорта людей, находящихся в храме;

➥ не вызывают влажностных или температурных деформаций, оказывающих отрицательное влияние на долговременную сохранность станковой живописи, художественной росписи, декоративной отделки и предметов культовых обрядов, представляющих историко-культурную ценность.

Обслуживаемая зона — объем помещений храма, где находятся люди и / или располагается станковая живопись, художественная роспись, декоративная отделка, предметы обрядов богослужения, представляющие архитектурную или историческо-культурную ценность.

Отопление — поддержание в закрытых помещениях нормируемой температуры воздуха.

Параметры приточного / удаляемого воздуха — значения температуры, относительной влажности, подвижности и газового состава поступающего в помещение / удаляемого из помещения воздуха.

Расчетные параметры внутреннего воздуха — проектные значения температуры, относительной влажности, подвижности и газового состава внутреннего воздуха, которые используются для расчетов отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и теплозащиты.

Рециркуляция воздуха — подмешивание воздуха помещения к наружному воздуху и подача этой смеси в данное или другое помещение.

Системы кондиционирования воздуха — совокупность элементов и устройств, предназначенных для забора, тепловлажностной обработки, транспортировки и распределения приточного воздуха в помещении.

Требуемые параметры внутреннего воздуха — сочетание значений температуры, относительной влажности, подвижности и газового состава внутреннего воздуха, которые назначаются согласно нормативно-справочной документации.

Точка росы — температура выпадения конденсата, иначе температура охлаждения окружающего воздуха, при которой содержащийся в нем водяной пар начинает конденсироваться, образуя росу. Является функцией двух переменных: температуры воздуха и его относительной влажности.

Удаляемый воздух — воздух, забираемый из помещения и больше в нем не используемый.

Пять правил умного проветривания

1 Оконные рамы, форточки, окна и двери открывать только с подветренной и с подсолнечной стороны.

2 Не проветривать при сильном (более 5 м/с) ветре.

3 Не проветривать во время дождя и снегопада.

4 Измерять темпера­туру, влажность и температуру точки росы наружного и внутреннего воздуха при помощи термогигрометра.

5 Не допускать резких скачков температуры и влажности: воздухообмен должен происходить постепенно, с плавным изменением значений ­параметров внутреннего ­воздуха.

Пять важнейших правил организации воздухообмена

1 Приточный воздух в многопридельных храмах рекомендуется распределять зонально в каждый придел.

2 Вытяжные отверстия в барабанах глав следует оснащать заслонками с электроприводами дистанционного управления и «незадуваемыми» козырьками и аэрационными устройствами. Расположение и конструкция аэрационных устройств определяются объемно-пространственной композицией, особенностями внешней аэродинамики здания, розой ветров, устройством оконных рам, удобством техобслуживания.

3 В алтаре в зоне розжига и подвески разожженного кадила необходимо предусматривать местную вытяжку.

4 В храмах с хорами в центральной части для их проветривания рекомендуется проектировать установку вытяжных фрамуг в противоположных оконных проемах верхней зоны.

5 Во время многолюдных богослужений при отсутствии принудительной системы вентиляции в переходный и теплый периоды (с весны до осени) обязательно следует устра­ивать естественное проветривание, то есть открывать все окна с учетом времени года.

Вентиляция храмовых сооружений

Довольно сложным делом оказался поиск информации по вентиляции храмов, кроме нормативной почти ничего и нет. Точно знаю что в 2005 году здеся уже поднимали этот вопрос, но я немного не успел. Может кто сейчас чего подскажет. Особенно интересуют вопросы по способу подачи воздуха при помощи существующих вентканалов и поддержания заданой температуры в помещении в течении всего года. Заранее всем благодарен

Просмотров: 17686

salladorec
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от salladorec

Регистрация: 27.04.2005
Сообщений: 6,752

К великому сожалению, действительно нет. Ничего особенного или специального на придумали. Лично мне бы очень хотелось заняться этой проблемой посерьёзнее, с отрывом от нынешней деятельности по проектированию. Пока не удаётся.

Проблемы следующие.
1. Молитвенное помещение храма весьма объёмное помещение и чтобы обеспечить в нём достаточный воздухообмен требуется большие энергозатраты. При этом используемый объём редко превышает 8-10% от общего. Что-то подобное наблюдается в промышленных цехах, где удобнее вентилировать только рабочую зону.
2. От массы зажженных свечей (в прежние времена столько не жгли и свечи были только восковые) выделяется мерзкая копоть, которая уже через несколько лет покрывает налётом стены и иконы. Совершенно необходим местная выятжка от кануна и подсвечников.

Небольшой совет (весьма древний) по естественной вентиляции (см. прикреплённый эскиз). В окнах барабана двойное остекление делается с разрывом, своего рода воздушный замок. Воздух вытягивается в образующуся щель не постоянно, а только когда в храме открываются двери.
[ATTACH]1161408861.dwg[/ATTACH]

Регистрация: 12.06.2005
Сообщений: 1,973

Моя добрая Знакомая, заслуженный изобреталь СССР специалист по вихрям расказала мне один из своих патентов для отопления больших объемов. Суть его кроется в теории вихрей. Так вот. Теплый подготовленный воздух направляют из верхней зоны тангенсально вдоль одной стены. Воздух опускается вниз закручиваясь вдоль стен и дойдя до пола идет по нему от краев в центр. Т.е. искусственно создается вихрь малой мощности и таким вот образом искусственно закрученный воздух по природе вихрей в центре помещения собирается в «жгут» и поднимается вверх где и должна располагаться вытяжка. Прогревается равномерно весь объем.

Кроме теоретической основы было и опытное внедрение результыты положительные.

Регистрация: 12.06.2005
Сообщений: 1,973

Спросил я про вихревую вентиляцию. Оказывается выпущены были «Методические указания по проектированию вихревой вентиляции»: М. 1984.г под эгидой ВЦНИИОТ, УДК 697.92.001.2

Так что можно смотреть, а может и применять. Только . как воздух удалять из центра? там ведь купол. или можно как то это решить?

Регистрация: 27.04.2005
Сообщений: 6,752
Сообщение от Vlad®

Спросил я про вихревую вентиляцию. Оказывается выпущены были «Методические указания по проектированию вихревой вентиляции»: М. 1984.г под эгидой ВЦНИИОТ, УДК 697.92.001.2

Так что можно смотреть, а может и применять. Только . как воздух удалять из центра? там ведь купол. или можно как то это решить?

Так именно из под купола и легче всего удалять! Там достаточно бывает естественной тяги.
Регистрация: 20.10.2006
Сообщений: 5

про теорию вихрей это интересно, можно будет подумать на досуге книг почитать
вот тока проблема от этого меньше не становиться так как в основном все «хорошие»(я не говорю что плохие), но не для меня варианты советуют применять вентиляцию и поддержание параметров по зонам, ну т.е. местными душами в рабочей зоне нужная температура.
Это все хорошо тока мне нужно весь обьем(практически) поддерживать в заданных параметрах.
Про свечки..хммм. вот их я как раз рассматривал только сточки зрения тепла в Вт, теперь они еще и стены пачкают )
Главная проблема моего храма в том что его нельзя утеплить обычным человеческм способом. продолжу свои поиски

salladorec
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от salladorec

Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam

Регистрация: 14.03.2005
44d32’44″С, 33d26’51″В
Сообщений: 13,381

Тема чрезвычайно интересная и такая же сложная.

С одной стороны, был многовековой опыт строительства храмов, где и отопление, и вентиляция решались простыми средствами. Но этот опыт забыт. Да и VIP-верующие появились.

В старину микроклимат (приемлемый) обеспечивался, в основном, комплексом архитектурных и строительных решений. Строил ЗОДЧИЙ, который обо всем думал. А сейчас проектирует архитектор (а то и «десигнер»), думая больше о своем месте и роли «в великой русской революции». А про вентиляцию пусть думают «ОВ-шки», не барское это дело.

Есть и современные решения по вентиляции. Но «совсем современные» сводятся к использованию непременно оборудования той или иной инофирмы. Оборудование замечательное, только ума на его рациональное применение не хватает.

В области промышленной вентиляции есть много отработанных решений, но уже некому их применять — старые «раздатчики» вымерли, а «новые» знают только в пределах фирменных каталогов. А там все ориентировано на офисы и прочие гадюшники.

Упоминавшаяся вихревая вентиляция хороша. Как физический процесс. Но в конкретных упоминавшихся «Методических рекомендациях. » вихревая вентиляция разрабатывалась для цехов. Всем идея хороша, только не прижилась, потому что был типичный «кандидатский» подход — размещаем воздухораспределители, получаем эффект, дающий для «народного хозяйства» определенную экономию. А как протащить воздуховоды к этим воздухораспределителям в условиях реального цеха с его оборудованием, коммуникациями, кранами — дело, мол, техническое. Тема для других диссертаций.

В храме еще сложнее — его не «украсишь» воздуховодами. И оборудование разместить не просто.

В целом все-таки напрашивается подача в рабочую зону или в направлении рабочей зоны. Удаление — естественное, через ВЗ. Как раздать, как протащить воздуховоды, как не затушить свечи, но уловить копоть, какое оборудование (вихревые ли, эжекционные ли воздухораспределители) применять — решать индивидуально. Непременно в союзе с архитектором, конструктором и технологом в рясе (тут могут быть нюансы).

Может быть, например, в храме нельзя устанавливать изделия определенных производителей. Столкнулся с этим в мечети — там для деликатных целей надо множество краников. Так отбор производителей для них оказался не простым — кран должен быть «правоверным», а не датским.

Регистрация: 27.04.2005
Сообщений: 6,752
Сообщение от ShaggyDoc

Тема чрезвычайно интересная и такая же сложная.

С одной стороны, был многовековой опыт строительства храмов, где и отопление, и вентиляция решались простыми средствами. Но этот опыт забыт. Да и VIP-верующие появились.

В старину микроклимат (приемлемый) обеспечивался, в основном, комплексом архитектурных и строительных решений. Строил ЗОДЧИЙ, который обо всем думал. А сейчас проектирует архитектор (а то и «десигнер»), думая больше о своем месте и роли «в великой русской революции». А про вентиляцию пусть думают «ОВ-шки», не барское это дело.

Есть и современные решения по вентиляции. Но «совсем современные» сводятся к использованию непременно оборудования той или иной инофирмы. Оборудование замечательное, только ума на его рациональное применение не хватает.

В области промышленной вентиляции есть много отработанных решений, но уже некому их применять — старые «раздатчики» вымерли, а «новые» знают только в пределах фирменных каталогов. А там все ориентировано на офисы и прочие гадюшники.

Упоминавшаяся вихревая вентиляция хороша. Как физический процесс. Но в конкретных упоминавшихся «Методических рекомендациях. » вихревая вентиляция разрабатывалась для цехов. Всем идея хороша, только не прижилась, потому что был типичный «кандидатский» подход — размещаем воздухораспределители, получаем эффект, дающий для «народного хозяйства» определенную экономию. А как протащить воздуховоды к этим воздухораспределителям в условиях реального цеха с его оборудованием, коммуникациями, кранами — дело, мол, техническое. Тема для других диссертаций.

В храме еще сложнее — его не «украсишь» воздуховодами. И оборудование разместить не просто.

В целом все-таки напрашивается подача в рабочую зону или в направлении рабочей зоны. Удаление — естественное, через ВЗ. Как раздать, как протащить воздуховоды, как не затушить свечи, но уловить копоть, какое оборудование (вихревые ли, эжекционные ли воздухораспределители) применять — решать индивидуально. Непременно в союзе с архитектором, конструктором и технологом в рясе (тут могут быть нюансы).

Может быть, например, в храме нельзя устанавливать изделия определенных производителей. Столкнулся с этим в мечети — там для деликатных целей надо множество краников. Так отбор производителей для них оказался не простым — кран должен быть «правоверным», а не датским.

Опыт отнють не забыт. Мы внимательнейшим образом обследуем древние постройки с самых различных точек зрения, отопления и вентиляции в том числе. Прежде всего замечу, что в старину храмы чётко делились на зимние (деревянные, легко протапливаемые) и летние (каменные с колоссальной тепловой инерционностью). И в том и в другом случае проблем с вентиляцией и отопленинм не возникало. Появились они в основном в 19 веке, при начале, как у нас принято говорить «евроремонта» храмов, навредившего исконно русской архитектуре не меньше, чем войны и большевики.
Насчёт того, что «строил зодчий». Видите ли, века пережили только лучшие и наиболее качественнные постройки, как правило достаточно стандартного, отработаного вида. Скажем Преображенскую церковь в Кижах мастера Невзоров и Буняк построили, когда им было уже под 90 лет каждому, и на основе опыта десятка аналогичных, но не сохранившихся храмов.
Те постройки, что были «схалтурены» развалились спустя непродолжительное время после постройки (Георгиевский собор в Юрьеве Польском, первый Успенский собор в Московском Кремле) или были «разобраны за ветхостью». Таких намного больше, чем простоявших века.
«Технолог в рясе» у нас превосходный — о.Георгий из Троице-Лыкова, он учёный, православный историк. По истории внутреннего устройства храма он рассказывает замечательнейшие вещи. Тут как раз тот случай, когда канон не ограничивает, а напротив, побуждает фантазию архитектора.
В правослваных храмах можно устанавливать изделия любых производителей. Считать, что материальный предмет может нести какую-то «ауру» и т.п. — грубое и глупое суеверие.

Точно могу обещать, что если доведётся проектировать достаточно крупный храм, его вентиляцию обязательно буду подробно обсуждать в этой теме.

Регистрация: 19.01.2006
Сообщений: 29
Есть такая штука:
http://www.tor-if.ru/museum/au.html
Не знаю уж есть ли от неё толк
Регистрация: 12.06.2005
Сообщений: 1,973

Но этот опыт забыт

На зиму церковь закрывали, а веной выносили большую бутыль с водой из храма, если на най образовывался конденсат, то цекковь оставалась закрытой. Если же конденсат не образовывался, то открывали, проветривали, в общем вводили в эксплуатацию

Регистрация: 12.06.2005
Сообщений: 1,973

потому что был типичный «кандидатский» подход

Эх, если бы я лично не знал Автора этого метода, то не так было бы досадно. Многие ее достижения в теории вихрей до сих пор остаются непревзойденными.

Касательно самого метода: воздух раздается вдоль стен и собирается в центре. Разве это не спасает стены от копоти?

Касательно промзданий — а что вы хотели в восьмидесятые годы? в те годы, когда этот метод разрабатывался? А вообще в методических указаниях речь идет про способ вентиляции с вихревой циркуляцией воздуха, позволяющей сократить расход воздуха на 20-50%

А воздуховоды не сложно заложить в полости строительных конструций изначально.

Регистрация: 21.08.2003
Сообщений: 3,587

Читаю тут про вихри и вспомнил анекдот. Мыши в лесу пришли к филину:
— Филин, ты мудрый, скажи нам что делать? Все нас дрючат и едят: и медведи и волки и лисы и птицы. Совсем жизни никакой! Что делать?
Филин подумал молча и говорит:
— А Вы станьте мыши ежами!
Мыши закричали «Урааа! Наконец-то мы заживём!» Побежали. А потом задумались «Епт! А как-же мы станем ежами?!» Идут обратно.
— Филин, а как нам ежами стать?!
Филин опять молча подумал и говорит:
— А меня это не е@ёт — я стратег .

Кстате, среди проектировщиков тоже много стратегов попадается. Традиционно это архитекторы, конечно. Но есть и другие специалисты.

Регистрация: 12.06.2005
Сообщений: 1,973

Но есть и другие специалисты.

Регистрация: 20.10.2006
Сообщений: 5

Буквально в течении месяца я точно увижу храм в котором надо будет решить проблему конденсата на стенах и в области центрального купола и кучу других проблем(это как оказалось ). И тогда начнеться полный П..раздник, вот
А пока вот что я вам скажу:
-про современное строительство храмов я ничего не говорю, почитал про различные варианты комбинирования материалов с утеплителем и с воздушными прослойками, кароче сча про все практически продумали, и тепловая инерция у здания большая, и места для водуховодов большого сечения есть(забавно, что в той книге было рассказано про 10 способов как делать не рекомендуется и после длительной критики всего 2 способа как делать ))). Так что если бы вопрос стоял о проектировании с нуля то и вопросы мои были бы другими.
-про многовековой опыт и строительство старинных храмов. кстати было не тольно 2 храма летний и зимний, хотя это наиболее популярное решение, реже в храме устраивалась печная система отопления, секреты которой забыты, но работала она просто великолепно и только позже великие умы современности решили улучшить ее работу своими новшествами и запороли ее практически везде. доволно интересно было бы почитать про это отопление, но принци его работы не ясен, жаль. хотя теории есть
— вот а храм православный так что выпендриваться с оборудованием там никто не будет, им бы от проблем избавиться
И еще про вихревы методы вентиляции, назовите плиз конкретную книгу или ссылку киньте, буду очень благодарен, а то знаете начинать читать про все подряд это пальцем в небо, вы же рассказывая про вихри что то конкретоне имеете в ввиду

salladorec
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от salladorec

Регистрация: 20.10.2006
Сообщений: 5

Да кста забыл сказать про специалистов.
У меня на работе филинов этих целая клетка, сидят толкаются, работать не дают, а некоторые еще и так глубоко в проблеме проектирования и строительства разбираются, что лучше сразу включать дурачка и тупо улыбать на ворос: «Проблемы, что подсказать?»
Вот, да я иса филин такой ничего, Фсе мы немного филины )))))
Вот 😯

salladorec
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от salladorec

Регистрация: 12.06.2005
Сообщений: 1,973

назовите плиз конкретную книгу

«Методические указания по проектированию вихревой вентиляции»: М. 1984.г ВЦНИИОТ, УДК 697.92.001.2

Есть в печатном виде, в электронном нет, хотя она не большая.

кстати было не тольно 2 храма летний и зимний

Да вреде был и есть для зимы нижний предел, он и отапливался. И еще, не говорите, что утерян опыт по отоплению храмов. Вовсе нет. Где то у меня по крайней мере была публикация АВОК по этому вопросу и я уже ссылался на нее, в том месте, где выносили бутыль и по ней смотрели можно ли храм проветривать после зимней консервации, а чаще именно конесервировали, а не отапливали. Если же отапливали, то то понижали высоту храма, иначе было не протопить, как не старайся.

Регистрация: 12.06.2005
Сообщений: 1,973
может пригодится
[ATTACH]1162054556.rar[/ATTACH]
Регистрация: 21.08.2003
Сообщений: 3,587

Отопление я предлагаю сделать — тёплый пол: во время службы в ненастье ещё и ботинки с носками высохнут. Вот. Перед службой включили, после выключили. Всё как и в старые добрые времена, только вместо кирпичей из костра — выключатель на стене

А вентиляция. [sm2005] Вы знаете, можно попробовать ионный ветер [sm2011]. Поток ионов будет подхватывать частицы копоти от церковного инвентаря и уносить их в нужном направлении, заодно создавая тягу воздуха. И воздух в храме будет «горный» — аллергики оценят. [sm2806]

Артиллерист — вертолётчик. Дипломированный инженер-механик. Technologist

Регистрация: 29.11.2004
Где-то около Москвы
Сообщений: 16,521

Вот Вы все хи-хи, да ха-ха. А проблема отопления храма действительно есть. Ну ладно сейчас, кроме теплых полов, и вихревого воздухообмена проектировщик и предложить ничего не может. Ума-то нет!
А вот смотрю я на старые храмы, что деревянные, что каменные. Ведь никаких вентиляционных наворотов, по крайней мере внешне.
Летние церкви так уж точно не отапливались, поскольку нет в этом нужды, раз они по определению — ЛЕТНИЕ. А вот зимние, наверное, все же, как-то обогревались. Тем более что, резкие перепады температуры и влажности, быстро бы привели к разрушению, как самомго здания, так и росписи на штукатурке и внутренней отделки. Однако же стояли храмы веками. И как? Какие мысли по этому поводу?

Регистрация: 12.06.2005
Сообщений: 1,973

Какие мысли по этому поводу?

Большинство каменных культовых построек (соборов и церквей), возведенных до XVIIIв., были не отапливаемыми. Можно выделить два режима их содержания.

Большие по размерам отдельно стоящие здания, как правило, закрывались на зиму («от Покрова до Пасхи», то есть с 14 октября по апрель – начало мая по новому стилю). В этот период службы обычно проводились в расположенной рядом небольшой отапливаемой церкви. Подобные примеры можно видеть в соборе Св. Георгия ХII в. в Старой Ладоге, приходской церкви Козьмы и Дамиана в Суздале (конец XVII в.)

Соборы и церкви, имеющие теплые пристройки (трапезные палаты, притворы и т. д.), функционировали и в зимнее время, ограниченно обогреваясь с помощью теплого воздуха, поступающего через дверные проемы из этих помещений. Однако в ряде случаев, особенно на севере Руси, применение такого способа обогрева заставляло вносить изменения в конструкции интерьера здания. Так, например, в церкви Введения (начала XVI в.) с трапезной и в Больничной церкви Евфимия (XVII в.) Кирилло-Белозерского монастыря были сооружены внутренние пониженные своды, которые обеспечивали сохранение тепла зимой в нижних зонах зданий.

Весьма примечательно одно изменение, происшедшее в русской архитектуре, тесно связанное с режимом содержания зданий и климатическими особенностями: начиная с XIV в. в культовых постройках появляется такая часть здания, как подклет, представляющая для нас несомненный интерес.

В первоначальном типе крестово-купольного храма, заимствованного Русью в Византии, подклета не было. Впервые подклет появляется в царских теремных церквях – Благовещенском соборе Московского Кремля. В дальнейшем, начиная с XV в., подклет уже встречается в отдельно стоящих культовых постройках, не связанных с другими зданиями. В качестве наиболее ярких примеров архитектурных сооружений такого рода можно назвать собор Рождества Богородицы XV в. Ферапонтова монастыря, Церковь Вознесения в Коломенском XVI в., Смоленский собор XVII в. Новодевичьего монастыря в Москве и др. Возникновение подклета наряду с архитектурными (например, стремлением увеличить высоту храма) и конструктивными (удобством соединения с жилыми помещениями) требованиями можно объяснить желанием улучшить комфортность (тепловлажностные условия) внутри здания и обеспечить его сохранение. Наличие подклета в значительной степени объясняет уникальную сохранность фресок Дионисия в Ферапонтовском соборе.

Позднее подклет трансформируется в низкий зимний храм, отопление которого в холодный период создает тепловлажностные условия, способствующие сохранению верхней церкви и ее убранства. Примерами такого решения служат Владимирская церковь в селе Куркино и Троицкая церковь, что в Марчугах, Фаустово (Московская обл.), церковь Покрова в Филях XVII в. в Москве и ряд других построек XVII–XVIII вв.

Можно предположить, что и некоторые другие элементы русской церковной архитектуры: замена шлемовидной формы покрытия глав луковичной, устройство «глухих» барабанов, не сообщающихся с основным объемом храма, отчасти были обусловлены климатическими условиями Руси и явились мерами по улучшению режимов содержания и сохранения древних зданий. «Отсечение» первоначальных световых барабанов от основного объема не редкий прием, который использовали для улучшения тепловлажностных условий внутри уже существовавших церковных зданий (Никольский предел Рождественского собора Ферапонтова монастыря).

Существуют и единичные примеры улучшения теплозащитных свойств традиционных конструкций древних памятников. В 1980 году при реставрации Архангельского собора Московского Кремля на своде главы Покровского предела XVI в. были обнаружены остатки войлочной теплоизоляции. При шлемовидной форме главы предела металлические кровельные листы (или черепица) укладываются практически по тонкому кирпичному своду. Такая конструкция легко промерзает в московском климате. Для предотвращения этого явления древние зодчие проложили между покрытием и сводом войлок, защищенный от гниения известью.

Со времени применения в зданиях воздушных металлических связей появился способ защиты от коррозии металла, заведенного в стену, и одновременного предотвращения конденсационного увлажнения участков примыкающей каменной кладки, обусловленного высокой теплопроводностью металла. Такая комплексная защита достигалась путем оборачивания концов связей, находящихся в контакте с камнем, необезжиренной овечьей шерстью, которая служила теплоизоляцией и одновременно, обладая гидрофобными свойствами, защищала металл от влаги, находящейся в камне. Примеры такого использования необезжиренной овечьей шерсти найдены при реставрации Троицкой церкви XVIII в. в Свиблово.

Перечень можно было бы дополнить появлением водосточных труб вместо водометов, увеличением выноса кровли, появлением четырехскатного покрытия на месте позакомарного и другими многочисленными, постепенно накапливающимися примерами защиты памятников от природных разрушающих факторов. Не без оснований полагают наличие четырехскатной кровли Ферапонтовского собора одним из важнейших факторов сохранения живописи Дионисия.
Приведенные примеры заставляют с большой осторожностью и вниманием относиться к «поздним наслоениям», существование которых может быть жизненно важным для памятника.

В качестве первого письменного источника об эксплуатации здания в зимний и весенне-летний периоды следует назвать «Иконописный подлинник» Никодима Сийского XVII в. Это «наставление» монаха-иконописца настолько интересно, что уместно привести его полностью:

«Оглавление о церквах каменных и древяных и о иконах и о ризнице и книгохранительнице и о прочих церковных потребах кои затворены бывают в зимное время и когда их потребно от зимы просушивати.

Марта месяца числе церковныя окна в ясныя ведренныя дни и в хлад ветра тепла в 3-м часу дни отворяти и за два часа до вечера затворяти. Аще и мразно тогда но ветрами вешними всякия вещи сиречь церковныя потребы зело сушить и холод ис церкви изводить и во внутренних пределех сушить и удобно творить. Потребно и в потомныя сиятельныя дни в ведренное время и егда хлад ветра блага отворяти окна и церковныя двери ради церковной просушки и прочих выше помянутых статей. А егда дождь и тепло велие или пасмурное время з дождем продолжающим тогда церковь и окна затворяти и отпоти в церкви не будет и никоего повреждения ни же тления церковным вещем. А когда буде мокро на иконах явится сиречь отпоть от воздушныя теплоты губою мяхкою грецкою или платом чистым мяхким белым излехка мокроту отирати смотрителне чтоб повреждения не учинить золотой инокопи и краскам тогда олифа проста и левкас. От намочки на иконах хранитися должно дождливых времен церковь затворяти тогда. В ведренныя ж и в сиятельныя дни и в потребныя ветры церковь и окна вселетно отворяти должно. Благотрудие похвально и мзда от бога готова».

Этот текст включает сведения о необходимости консервации неотапливаемых зданий на зимний период, правил их прогрева весной и рекомендации о предпочтительных для проветривания погодных условиях и времени дня, то есть, по сути, соответствует современной методике содержания и проветривания неотапливаемых памятников, но, конечно, только по сути. С современных научных позиций приведенные формулировки расплывчаты и допускают неоднозначность их практического использования.

На Руси (а в Новгороде до начала XX в.) применялся оригинальный и достаточно точный по физической сути способ определения возможности проветривания неотапливаемых церквей. В наиболее холодной части здания стояла массивная стеклянная бутыль с водой, которую периодически выносили на улицу. Если при этом стекло запотевало, это означало, что наружный воздух, попадая внутрь и взаимодействуя с элементами интерьера, имеющими ту же температуру, что и бутыль, будет вызывать выпадение конденсата. То есть производить проветривание в такие периоды нельзя.

Прежде всего замечу, что в старину храмы чётко делились на зимние и летние

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *