Когда необходима повторная экспертиза проектной документации
Перейти к содержимому

Когда необходима повторная экспертиза проектной документации

  • автор:

Когда необходима повторная экспертиза проектной документации

При разработке рабочей документации уточнялось положение прохождения трассы трубопроводов (сухотрубов) пожаротушения, что повлекло за собой ее изменение в части расположения колодцев и участка трубопровода, и на основании уточнений по прохождению трассы трубопроводов пожаротушения были внесены изменения в комплект проектной документации. Также в ходе строительства из-за отсутствия на рынках сбыта трубы Ду 500 ГОСТ 8732-78 она была заменена на трубу Ду 500 ГОСТ 20295-85 с теми же техническими характеристиками, что не противоречит ГОСТу 32569-2013 и не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта.

О применении положений статьи 49 Градостроительного кодекса РФ и статьи 44 постановления Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»:

Необходимо ли проходить повторную экспертизу проектной документации, получившей положительное заключение Главгосэкспертизы РФ, при внесении в нее изменений, не затрагивающих основные технические решения и конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта?

1. Несмотря на то, что в действующей редакции Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий применяются понятия «модифицированная проектная документация» (см. пункты 1, 57, 58.1, 59, 60 и подпункт 3 пункта 8) и «изменения проектной документации, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства» (см. подпункт г) пункта 13 и пункт 44), в настоящее время, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 26 июля 2018г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения, касающиеся модифицированной документации, из Градостроительного кодекса исключены, и организации по проведению экспертизы проектной документации не вправе выдавать заключение о влиянии изменений, внесенных в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.

Соответствующее разъяснение доступно на сайте Главгосэкспертизы России по адресу: https://gge.ru/services/questions/?_=1533025050718&PAGEN_1=4 — см. вопрос 1.36.

2. На сайте Минстроя России по адресу: http://www.minstroyrf.ru/specialists/?s=gosuslugi-i-ekspertizy размещено следующее разъяснение, касающееся заданного вопроса (см. также письмо Минстроя России от 18.10.2018 № 42269-ОД/08) :

«6. Вопрос: В каком порядке проводится проверка проектной документации, на которую имеется положительное заключение экспертизы, если в нее внесены изменения, которые не влияют на конструктивные и другие характеристики надежности объекта капитального строительства?

Ответ: В случае, если до дня официального опубликования Федерального закона № 342-ФЗ в отношении проектной документации, в которую после получения положительного заключения экспертизы проектной документации внесены изменения, не затрагивающие конструктивных и других характеристик безопасности объекта капитального строительства, получено положительное заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 ГрК РФ, в соответствии с частью 55 статьи 25 Федерального закона № 342-ФЗ проведение экспертизы такой проектной документации не требуется.

«Одновременно, согласно статье 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» под безопасностью продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В соответствии с пунктом 28 части 2 статьи 2 Технического регламента под характеристиками безопасности здания или сооружения понимаются количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.

Частью 6 статьи 3 Технического регламента установлены минимально необходимые требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Федеральным законом № 342-ФЗ с 1 июля 2019 года уточняется состав проектной документации объектов капитального строительства, содержание разделов которой приведено в соответствие законодательству о техническом регулировании. В этой связи проектная документация будет содержать архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения требований технических регламентов, санитарно -эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объектов, требований к процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации зданий и сооружений, требований технических условий подключения (технологического присоединения), а также требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства.

С учетом изложенного, исходя из установленного Федеральным законом № 342-ФЗ содержания проектной документации объекта капитального строительства любые изменения в такую документацию будут оказывать влияние на конструктивные и иные характеристики безопасности объекта капитального строительства».

Аналогичной позиции придерживаются органы Ростехнадзора при осуществлении государственного строительного надзора.

Учитывая изложенное, до издания нормативно-правого акта, устанавливающего порядок и критерии отнесения изменений проектной документации к влияющим на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, разделы проектной документации, подвергнутые любым изменениям, необходимо представлять на повторную экспертизу. В противном случае, ответственность за возможные последствия будет распределена между заказчиком и проектной организацией.

Используемые нормативные источники

  • Кодекс 190-ФЗ. Градостроительный кодекс Российской Федерации
  • Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий
  • Федеральный закон от 26.07.2018, № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Письмо 42269-ОД/08. О внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы

Когда необходима повторная экспертиза проектной документации

VI. Повторное проведение государственной экспертизы

44. Проектная документация (часть проектной документации в случае, предусмотренном подпунктом «г» пункта 13 настоящего Положения) и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 раза и более) на государственную экспертизу:

а) после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы;

б) при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, не предусмотренных частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

в) при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, предусмотренных частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, — по инициативе заявителя.

(п. 44 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

(см. текст в предыдущей редакции)

44(1). Повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением для проведения первичной государственной экспертизы, за исключением проведения экспертного сопровождения, которое осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 45(2) — 45(10) настоящего Положения.

(п. 44(1) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

44(2). К заявлению о проведении повторной государственной экспертизы прилагается справка, подписанная главным инженером проекта, в которой описываются внесенные изменения в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий.

В случае если недостатки, послужившие основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы, устранимы без возврата документов, представленных на бумажном и (или) электронном носителе, в случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 18 настоящего Положения, и заявитель не настаивает на возврате таких документов, организация по проведению государственной экспертизы в порядке и сроки, которые определены договором, устанавливает срок для устранения таких недостатков. В этом случае документы, представленные на государственную экспертизу, заявителю не возвращаются. После их доработки в порядке, определенном договором, заявитель представляет в организацию по проведению государственной экспертизы часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий с внесенными изменениями и справку с описанием этих изменений.

(п. 44(2) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45. Экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза, за исключением случаев, установленных в пункте 45(1) настоящего Положения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы второй — третий утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948.

(см. текст в предыдущей редакции)

45(1). Проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий подлежат экспертной оценке в полном объеме в случае, если после проведения первичной (предыдущей повторной) государственной экспертизы такой проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в законодательство Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми государственная экспертиза должна осуществляться иной организацией по проведению государственной экспертизы.

При проведении государственной экспертизы проектной документации, в том числе в части проверки достоверности определения сметной стоимости, проектная документация подлежит экспертной оценке в полном объеме в случае, если при проведении первичной (предыдущей повторной) государственной экспертизы такой проектной документации оценка, предусмотренная подпунктом «а» пункта 27 настоящего Положения, или проверка сметной стоимости в соответствии с подпунктом «б» пункта 27 настоящего Положения не проводились.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1590)

(п. 45(1) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(2). При проведении оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения осуществляется оценка соответствия изменений, внесенных в результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, требованиям технических регламентов, и (или) изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы (в том числе изменений, не предусмотренных частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая оценку совместимости изменений, внесенных в результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, требованиям технических регламентов, и (или) изменений, внесенных в проектную документацию, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились.

(п. 45(2) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

45(3). При выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения в случае, установленном в подпункте «б» пункта 17(4) настоящего Положения, осуществляется проверка сметной стоимости.

(п. 45(3) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(4). Экспертное сопровождение начинается после заключения договора об экспертном сопровождении и представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы в соответствии с договором об экспертном сопровождении.

Оценка соответствия в рамках экспертного сопровождения начинается после представления заявителем документов, указанных в пункте 17(3) настоящего Положения, и завершается направлением (вручением) заявителю заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения.

(п. 45(4) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(5). Подготовка заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения начинается со дня представления документов, указанных в пункте 17(4) настоящего Положения, и завершается направлением (вручением) заявителю заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения, включенного в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (за исключением случаев, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие государственную тайну).

(п. 45(5) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(6). При подготовке заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения в случае, указанном в подпункте «б» пункта 17(4) настоящего Положения, может осуществляться оперативное внесение изменений в смету на строительство, реконструкцию, но не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока проведения государственной экспертизы.

(п. 45(6) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(7). Срок проведения оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения составляет не более 10 рабочих дней со дня представления документов, указанных в пункте 17(3) настоящего Положения. Указанный срок может быть продлен организацией по проведению государственной экспертизы в случае если на оценку соответствия изменений в результаты инженерных изысканий одновременно представлены изменения в проектную документацию и (или) изменения в проектную документацию, представляемые на оценку соответствия, внесены в 2 и более раздела проектной документации, но не более чем на 10 рабочих дней.

(п. 45(7) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

45(8). Срок направления (вручения) заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения не может превышать 15 рабочих дней со дня представления в организацию по проведению государственной экспертизы заявления, указанного в подпункте «а» пункта 17(4) настоящего Положения, и 35 рабочих дней со дня представления в организацию по проведению государственной экспертизы документов, указанных в подпункте «б» пункта 17(4) настоящего Положения.

(п. 45(8) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(9). Результатом экспертного сопровождения является заключение:

а) о подтверждении (положительное заключение) или неподтверждении (отрицательное заключение) соответствия изменений, внесенных в результаты инженерных изысканий, требованиям технических регламентов;

б) о подтверждении (положительное заключение) или неподтверждении (отрицательное заключение) соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая совместимость изменений, внесенных в проектную документацию после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, с частью проектной документации, в которую изменения не вносились.

(п. 45(9) в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

45(10). В случае представления заявления, указанного в подпункте «а» пункта 17(4) настоящего Положения, заявителю выдается заключение государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) внесенных в результаты инженерных изысканий изменений требованиям технических регламентов и (или) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) внесенных в проектную документацию изменений требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая совместимость изменений, внесенных в проектную документацию после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае представления заявления, указанного в подпункте «б» пункта 17(4) настоящего Положения, заявителю выдается заключение государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) внесенных в результаты инженерных изысканий изменений требованиям технических регламентов и (или) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) внесенных в проектную документацию изменений требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая совместимость изменений, внесенных в проектную документацию после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились, а также о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 45(10) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(11). В случае внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проводится оценка таких изменений на предмет их соответствия требованиям, на соответствие которым оценивалась проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий при первоначальном проведении государственной экспертизы, по результатам которой было получено положительное заключение государственной экспертизы.

В случае, когда в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика на проектирование внесение изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлено в соответствии с требованиями, вступившими в силу после выдачи указанного положительного заключения государственной экспертизы, проводится оценка изменений, внесенных в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, на предмет соответствия требованиям, вступившим в силу после выдачи положительного заключения государственной экспертизы.

(п. 45(11) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(12). В случае если после получения положительного заключения государственной экспертизы сметные нормативы, единичные расценки, в том числе их отдельные составляющие к сметным нормам, индексы изменения сметной стоимости, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, сметные цены строительных ресурсов в текущем уровне цен и (или) в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г., индексы изменения сметной стоимости по группам однородных строительных ресурсов, размещенные в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости, изменились, представление документов для проведения повторной проверки сметной стоимости осуществляется после корректировки сметной документации в части, подвергшейся изменениям в результате изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, с учетом действующих на дату представления документов для проведения повторной проверки сметной стоимости сметных нормативов, единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, индексов изменения сметной стоимости, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, сметных цен строительных ресурсов, индексов изменения сметной стоимости по группам однородных строительных ресурсов, размещенных в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, при этом остальная часть сметной документации не корректируется.

В случае если при проведении первичной государственной экспертизы использовался базисно-индексный метод, то для проведения повторной проверки сметной стоимости направляется сметная документация, составленная с использованием действующих на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы сметных нормативов, единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, индексов изменения сметной стоимости, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов.

(п. 45(12) в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

45(13). В случае если после получения положительного заключения государственной экспертизы, но до даты заключения государственного (муниципального) контракта (договора), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по решению застройщика внесены изменения в сметную документацию без изменений физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием на проектирование в зависимости от содержания работ), в связи с применением:

а) сметных нормативов, единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, утвержденных в установленном порядке после даты получения положительного заключения государственной экспертизы, а также индексов изменения сметной стоимости, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, такая сметная документация подлежит направлению на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости с использованием базисно-индексного метода;

б) индексов изменения сметной стоимости, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, действующих на дату пересчета сметной стоимости, такая сметная документация может быть направлена по решению застройщика на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости;

в) сметных нормативов, сметных цен строительных ресурсов в текущем уровне цен и в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г., а также индексов изменения сметной стоимости по группам однородных строительных ресурсов, размещенных в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, такая сметная документация подлежит направлению на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости с использованием ресурсно-индексного метода;

г) сметных цен строительных ресурсов в текущем уровне цен, индексов изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов, размещенных в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, такая сметная документация может быть направлена по решению застройщика на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости.

(п. 45(13) в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 распространено на 2023 — 2024 г.

45(14). В случае принятия Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией решения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или заказчиком — решения, предусмотренного подпунктом «ж» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 г. N 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия», в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального) контракта, составляющей 100 млн. рублей и более, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенного до 31 декабря 2022 г., в отношении объектов, указанных в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при исполнении такого контракта, и внесения соответствующих изменений в проектную документацию таких объектов проводится повторная государственная экспертиза проектной документации указанных объектов в части проверки достоверности определения сметной стоимости с выдачей соответствующего заключения. Для проведения такой повторной государственной экспертизы представляется сметная документация, рассчитанная в уровне цен на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы в порядке, определенном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. При подготовке такой сметной документации не допускается изменение физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.12.2021 N 2594, от 23.03.2022 N 439, от 28.07.2022 N 1344, от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

Стоимость такой повторной государственной экспертизы проектной документации определяется с учетом положений пунктов 57(1) и 58 настоящего Положения, срок ее проведения не может превышать 14 рабочих дней.

(п. 45(14) введен Постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315)

45(15). В случае изменения условий концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях» в связи с увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого соглашения, проводится повторная государственная экспертиза проектной документации объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) в части проверки достоверности определения сметной стоимости с выдачей соответствующего заключения. При подготовке сметной документации такого объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) не допускается изменение физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства).

В случае изменения условий соглашения о государственно-частном партнерстве либо соглашения о муниципально-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» либо в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере государственно-частного партнерства, в связи с увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого соглашения, проводится повторная государственная экспертиза проектной документации объекта соглашения о государственно-частном партнерстве либо соглашения о муниципально-частном партнерстве (объекта капитального строительства) в части проверки достоверности определения сметной стоимости с выдачей соответствующего заключения. При подготовке сметной документации такого объекта соглашения о государственно-частном партнерстве либо соглашения о муниципально-частном партнерстве (объекта капитального строительства) не допускается изменение физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией объекта соглашения о государственно-частном партнерстве либо соглашения о муниципально-частном партнерстве (объекта капитального строительства).

Стоимость такой повторной государственной экспертизы проектной документации определяется с учетом положений пунктов 57(1) и 58 настоящего Положения, срок ее проведения не может превышать 14 рабочих дней.

(п. 45(15) в ред. Постановления Правительства РФ от 23.06.2022 N 1126)

(см. текст в предыдущей редакции)

Повторная экспертиза проектной документации

Повторная экспертиза проектной документации

В ходе получения разрешительной документации на строительство, могут вноситься коррективы в проекты. Согласно Письму Минстроя № 42269-ОД/08, нужна повторная экспертиза проектной документации после внесения изменений.

повторная экспертиза проектной документации

Нормативная база

Повторная экспертиза проектной документации проводится в соответствии с Письмом Минстроя № 42269-ОД/08, ст. 52 ГрК РФ. Также стоит обратить внимание на Постановление Правительства № 145 от 05.03.2007 года и Постановление Правительства № 87 от 16.02.2008 года.

Про экспертизу проектной документации

Это процедура проверки проектной документации на соответствие требований строительным правилам и нормам, которые гарантируют безопасность и надёжность объекта. Проводится как государственными органами, так и коммерческими профильными организациями.

Первичная проверка проекта обязательна для всех строительных объектов, за исключением:

  • Промышленных объектов, чья площадь не превышает 1500 кв.м и этажностью не более 2 этажей.
  • Частных и садовых домой.
  • Таунхаусов.

То есть, проводить первичную экспертизу не нужно в отношении объектов, для которых не требуется установление санитарных норм. Проверка в негосударственной конторе занимает меньше времени, нежели в государственной.

повторная строительная экспертиза

Государственная

Проводится территориальным отделением Главгосэкспертизы РФ по месту расположения будущего объекта. Сроки – в пределах 2 месяцев. Согласно Постановлению № 145, проведение государственной экспертизы обязательно при строительстве:

  • Объектов, которые будут располагаться на территории 2 субъектов федерации, посольств, консульств и других стратегически важных объектов.
  • Объектов, для которых экспертиза сметной стоимости относится к обязательной процедуре.
  • Объектов, возведение которых планируется в особых природоохранных зонах.
  • Объектов, которые будут принадлежать государственным структурам РФ.

Негосударственная

Сроки – не более 10 дней. Может осуществляться по желанию застройщика. Проводится в таких случаях, как:

  • Если закон требует государственной экспертизы без указания вида для объектов, которые не прописаны в п.3.4 ст. 49 ГрК РФ, а застройщик выбрал негосударственную экспертизу.
  • По желанию застройщика.

о государственной экспертизе

Когда и зачем требуется повторная экспертиза

В ходе строительства объекта могут вноситься правки в проектную документацию. Например, застройщик решил использовать иной бренд пожарной сигнализации, нежели изначально был утверждён. Приходится вносить коррективы. Согласно правкам, которые были внесены в законодательство в 2020 году, проведение повторного экспертного анализа – обязательная процедура.

Документация, в которую были внесены коррективы может отправляться на повторную экспертизу 2 и более раз. Процедура становится обязательной даже в том случае, если внесённые правки и коррективы не касаются конструктивных элементов объекта. То есть, безопасность и надёжность объекта не страдают, но застройщик принимает решение о проведении повторного экспертного анализа.

Если проектная документация прошла первичную и повторную экспертизу, но в законодательство вносятся изменения, которые могут повлиять на утверждённые результаты, возможен пересмотр проекта. После этого придётся снова проводить повторную экспертизу.

То есть, проведение повторного экспертного анализа необходимо в следующих случаях:

  • Уполномоченный орган выдал отрицательное решение по проекту, нужно вносить правки и коррективы, исправлять ошибки.
  • В проект внесены дополнительные разделы и информация, которые имеют значение для конечного объекта.

Что проверяют при повторной экспертизе

  • Соответствие внесённых правок и исправлений техническим регламентам.
  • Соответствие фактического результата изложенной информации.

То есть, проверка касается всех новых данных, которые появились в проекте. Они должны соответствовать нормам и правилам, которые утверждены на законодательном уровне. Если строительство уже началось, и в ходе работе вносились изменения «по факту», эксперт проверяет, насколько фактическая ситуация соответствует той, что изложена в документах.

Если в уже изменённой проектной документации будут обнаружены ошибки или недочёты, или потребуется новое внесение изменений, документацию придётся снова отправлять на экспертный анализ. И так до тех пор все правки не будут утверждены, а ошибки исправлены.

Но, если в действующие правила и нормы будут внесены изменения, которые повлияют на суть проектной документации, то придётся переделывать проект и снова отправлять его на экспертизу.

Состав документов для повторной экспертизы

Для проведения повторного экспертного анализа проектной документации необходимо подготовить комплект документов, в который входит:

  • Заявление. Здесь необходимо указать сведения об исполнителе работ, об объекте строительства, данные заявителя, иные сведения.
  • Проектная документация, которая уже прошла экспертизу.
  • Раздел, в который вносятся правка, коррективы и изменения.
  • Иные документы, в зависимости от того, в какой раздел вносятся изменения.

Так, если правки вносятся в раздел, касающийся изменения сметной цены объекта, нужно предоставить ведомости работ, которые были учтены в сметных расчётах. Также застройщик должен предъявить справку, в которой физические, технические и прочие объёмы работ, которые использовались для определения первоначальной сметной цены, не изменялись.

С 2012 года экспертное заключение, выданное государственной конторой, и выданное коммерческой профильной компанией, имеет одинаковую юридическую силу. Поэтому заказывать экспертизу можно в любой организации, которая имеет аккредитацию. Если на законодательном уровне установлено, что проектная документация должна пройти обязательную государственную экспертизу, то заключение негосударственной компании поможет сделать это быстро.

  • Негосударственная экспертиза
  • Консультационное направление
  • Экспертная оценка
  • Экспертное сопровождение
  • Экспертиза инженерных изысканий
  • Судебно-строительная экспертиза
  • Экспертиза сметной документации
  • Пожарная экспертиза
  • Градостроительная экспертиза
  • Строительно-техническая экспертиза
  • BIM-проектирование

Повторная экспертиза проектной документации

Повторная экспертиза проектной документации – это квалифицированное исследование, которое проводится экспертом после внесения существенных изменений в документы после составления по ним первичного заключения. Повторная экспертиза может проводиться два и более раз. По ее результатам составляется заключение, в котором указывается факт соответствия либо не соответствия проекта действующим государственным стандартам, строительным правилам и другим нормативам.

Проведение повторной экспертизы возможно после получения заключения государственной или негосударственной экспертной проверки. Этот вид исследований проводится тем же экспертным учреждением или компанией, которая проводила первичную экспертизу.

Случаи проведения повторных экспертиз проекта

Второе и последующие исследования проектной документации и инженерных изысканий проводятся в следующих случаях:

  1. Если при проведении первичной проверки составлено отрицательное заключение и в нем указаны недостатки, которые необходимо устранить. Повторное экспертное исследование проводится после того, как проектной организацией будут устранены выявленные моменты.
  2. Если по проекту было получено положительное заключение, но после этого в документы были внесены значительные изменения. В частности, изменены технические решения в отношении несущих и других основных конструктивных элементов зданий и сооружений. Либо изменения, которые напрямую влияют на безопасность последующей эксплуатации объекта.
  3. По запросу заказчика проекта после внесения в документацию изменений, которые не затрагивают важные конструктивные элементы здания и не влияют на ее безопасность. В этом случае законодательство не предусматривает обязательной проверки, но она может проводиться по желанию.
  4. Если в проектную документацию были внесены изменения, которые повлекли за собой изменение стоимости проекта, указанной в смете.

Также повторное экспертное исследование может проводиться в отношении линейных объектов, которые относятся к транспортной инфраструктуре. Вторая или последующие экспертизы необходимы, если в проект внесены изменения, которые затрагивают транспортные объекты или влияют на безопасность их эксплуатации. В этом случае проверке подвергается только та часть проекта, в которую вносились изменения.

Документы для проведения повторного исследования

Для назначения и проведения повторной экспертизы необходимо собрать пакет документов, который отличается от перечня, необходимого для первичного исследования.

В адрес коммерческой экспертной организации, которая проводит проверку, необходимо предоставить:

  1. Заявление от заказчика с перечнем вопросов, на которые необходимо дать ответы эксперту;
  2. Техническое задание, которое использовалось при оформлении заказа на составление проектной документации. В ТЗ должны быть указаны те пункты, которые подверглись изменению и влияют на безопасность и надежность эксплуатации конструкции.
  3. Разрешительная документация. При повторной проверке предоставляются разрешения, которые были получены ранее, а также те, что были оформлены уже после или во время внесения изменений в проект.
  4. Заключение эксперта, составленное по предыдущей версии проектных документов на объект.
  5. Все разделы проектной документации. Эксперту для исследования необходима текстовая часть с указанием изменений, которые вносились после заключения эксперта, а также листы с чертежами и графиками.
  6. Отчеты о проведенных ранее и при внесении изменений инженерных изысканиях.

Кроме того, для упрощения и ускорения повторного исследования необходима пояснительная записка и справка, которая подтверждает внесение изменений и факт того, что по проекту ранее было вынесено положительное решение.

В пояснительной записке указываются следующие моменты:

  1. Новые проектные решения, которые были реализованы при повторной работе над проектом.
  2. Названия разделов проекта, в которые вносились правки и изменения, а также суть этих правок.
  3. Перечень и значения технических характеристик, которые изменились после внесения изменений в проект. Для этого проводятся повторные инженерные, экономические и другие расчеты.
  4. Перечень разделов проектной документации и характеристик, которые не подвергались изменениям при повторной работе над проектом.

Что проверяется при повторной экспертизе

Объем исследований при проведении второй и последующих исследований зависит от вида, количества и характера изменений, внесенных в документацию. Проверке подвергаются все аспекты проектной документации. Устанавливается соблюдение следующих норм:

  • Технические регламенты и строительные правила, действующие в РФ;
  • Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм;
  • Соответствие требованиям в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды;
  • Соответствие нормам, регулирующим правоотношения в сфере государственной охраны культурных объектов, памятников и т.п.;
  • Соблюдение требований промышленной безопасности при возведении и эксплуатации объекта;
  • Соответствие требованиям нормативных документов, которые регламентируют антитеррористическую защищенность объекта.

Помимо этого, эксперт проверяет, соответствует ли проект с изменениями первоначальному техническому заданию, а также ТЗ, которое предоставлялось проектировщику при заказе внесения изменений в проект. Специалисты могут установить соответствие инженерных изысканий фактическим данным. Объем исследований зависит от перечня вопросов, сформулированных в заявке на проведение экспертизы.

Результаты повторного экспертного исследования

После окончания работы специалистов составляется новое заключение, форма которого определена приказом №341. Этот документ подписывается экспертами и заверяется печатью экспертной организации, после чего проходит регистрацию в Реестре заключений. Заключению присваивается уникальный номер, под которым оно числится в общегосударственной базе данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *