Меры безопасности при подъеме и перемещении опор вл 10 20 кв
Перейти к содержимому

Меры безопасности при подъеме и перемещении опор вл 10 20 кв

  • автор:

Меры безопасности при работе на опорах воздушных линий электропередач Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Багаутдинов И.З., Кувшинов Н.Е.

В статье рассматриваются меры безопасности при работе на опорах воздушных линий электропередач, учитывающие условия эксплуатации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — Багаутдинов И.З., Кувшинов Н.Е.

Меры безопасности при эксплуатации и ремонтных работах высоковольтных воздушных линий
Монтаж и замена проводов и тросов в пролетах пересечения с воздушной линией
Меры безопасности при эксплуатации коммутационных аппаратов
Преимущества применения кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена
Техника безопасности при проведении пуска трансформатора и эксплуатации
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меры безопасности при работе на опорах воздушных линий электропередач»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

младший научный сотрудник научно-исслед. лаборатории госбюджетных НИР

магистрант 1 курса института теплоэнергетики, кафедры «КУПГ» Казанский государственный энергетический университет

Г. Казань, Российская Федерация

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ОПОРАХ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ

В статье рассматриваются меры безопасности при работе на опорах воздушных линий электропередач, учитывающие условия эксплуатации.

Опоры воздушных линий электропередач, перетяжка и замена проводов

Подниматься на опору и работать на ней разрешается только в тех случаях, когда имеется полная уверенность в достаточной прочности опоры, в частности ее основания. Необходимость и способы укрепления опоры определяются на месте производителем или ответственным руководителем работ.

Подниматься на опору разрешается членам бригады: с группой по электробезопасности не ниже III при всех видах работ до верха опоры;

— с группой не ниже II при работах со снятием напряжения — до верха опоры, а при работах без снятия напряжения вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением, — не выше 2 м до уровня нижних проводов;

— с группой I при всех видах работ — не выше 3 м от земли (до ног).

На угловых опорах со штыревыми изоляторами подниматься и работать со стороны внутреннего угла запрещается. При работе на стойке опоры располагаться следует таким образом, чтобы не терять из виду ближайшие провода, находящиеся под напряжением.

При подъеме на опору строп предохранительного пояса заводится за стойку или в случае подъема на железобетонную опору прикрепляется к лазу. При работе на опоре следует пользоваться предохранительным поясом и опираться на оба когтя (лаза) в случаях их применения [1].

На многоцепной воздушной линии (ВЛ) с горизонтальным расположением цепей работать со снятием напряжения с одной цепи разрешается только со стороны этой цепи. Переходить на участки траверсы, поддерживающие находящиеся под напряжением цепи, запрещается.

Работать на отключенной цепи многоцепной ВЛ с расположением цепей одна над другой разрешается только при условии, если эта цепь подвешена ниже цепей, находящихся под напряжением. Подниматься на опору разрешается только со стороны отключенной цепи. Заменять и регулировать провода отключенной цепи запрещается [2].

На многоцепной ВЛ напряжением 200 кВ и выше при работе на опорах со снятием напряжения с одной цепи на стойках на высоте 2 — 3 м от земли устанавливаются красные флажки со стороны цепей, оставшихся под напряжением. Флажки устанавливает производитель работ с членом бригады, имеющим группу по электробезопасности не ниже III.

При производстве работ с опоры, телескопической вышки без изолирующего звена или с другого механизма для подъема людей расстояние от человека или от применяемых им инструмента и приспособлений до проводов ВЛ напряжением до 1000 В, радиотрансляции, телемеханики должно быть не менее 0,6 м. Если при работах не исключена возможность приближения к перечисленным проводам на меньшее расстояние, они отключаются и заземляются на месте производства работ.

Перетяжка и замена проводов на ВЛ напряжением до 1000 В, подвешенной на опорах совместно с

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

другими ВЛ напряжением до и выше 1000 В, производятся с отключением и заземлением на рабочих местах или с двух сторон участка работ всех ВЛ до и выше 1000 В [3].

При замене деталей опор должна быть исключена возможность смещения или падения опоры. При замене одинарных и сдвоенных приставок П- и АП-образных опор откапывать сразу две ноги опоры запрещается. Установку приставок следует начинать с одной ноги опоры, и только после замены на ней приставок, закрепления бандажей и утрамбовки земли можно приступать к замене приставок на другой ноге. Заменять сдвоенные приставки следует поочередно. При вытаскивании или опускании приставки находиться в котловане запрещается.

При необходимости закрепления тросов и оттяжек на опоре, механическая прочность которой вызывает сомнение (загнивание древесины, трещины в бетоне и т.п.), эта работа выполняется без подъема на опору, т.е. с телескопической вышки или другого механизма для подъема людей, с установленной рядом опоры либо применяются специальные раскрепляющие устройства, для навески которых не требуется подниматься по опоре.

Оттяжки и тросы снимаются с поднятой опоры только после закрепления ее в грунте или на фундаменте.

Список использованной литературы:

1. Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. // http: //www .complexdoc.ru/ntdtext/485912.

2. Калимуллина Р.М., Калимуллина Д.Д., Гафуров А.М. Исследование показателей надежности оборудования цеховых электрических сетей. // Вестник Казанского государственного энергетического университета. — 2015. — №4 (28). — С. 18-21.

3. Гафуров А.М., Калимуллина Р.М., Гимадеева Л.И. Основные особенности при выборе экономически выгодных сечений проводов. // Инновационная наука. — 2016. — № 1-2 (13). — С. 31-33.

© Багаутдинов И.З., Кувшинов Н.Е., 2016

младший научный сотрудник научно-исслед. лаборатории госбюджетных НИР

магистрант 1 курса института теплоэнергетики, кафедры «КУПГ» Казанский государственный энергетический университет

Г. Казань, Российская Федерация

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТНЫХ РАБОТАХ ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ

В статье рассматриваются меры безопасности при эксплуатации и ремонтных работах высоковольтных воздушных линий электропередач без снятия напряжения на токоведущих частях.

Высоковольтные воздушные линии, перецепка гирлянд, замена изоляторов

Работа, связанная с непосредственным прикосновением к проводу, находящемуся под напряжением, допускается при условии изоляции человека от земли посредством изолирующих устройств: телескопической вышки с изолирующим звеном, изолирующей площадки лестницы и т.п. При этом перед прикосновением человека к проводу рабочей площадки изолирующего устройства должен быть сообщен

Безопасность работы на опорах ВЛ

Монтаж и ремонт опор воздушных линий (ВЛ) относят к категории сложных и особо опасных работ по нескольким причинам:

  • Работы производятся на большой высоте.
  • Рабочее место постоянно меняется: один или несколько раз в день.
  • Работники рассредотачиваются вдоль воздушных линий, поэтому их разделяют целые пролеты между столбами.
  • В процессе работы постоянно нужно проверять отсутствие напряжения и осуществлять контроль за состоянием заземления опор.
  • Иногда работы осуществляются в неблагоприятных погодных условиях.

Учитывая перечисленные сложные условия, от бригады требуется строгое соблюдение правил и мер безопасности при работах на опорах ВЛ. Каждый член бригады должен постоянно контролировать свои действия и окружающую обстановку. К работам допускаются только сотрудники, ежегодно подтверждающие свою группу по электробезопасности.

Монтаж и ремонт опор воздушных линий Работы по монтажу воздушных линий

Все правила и требования с более подробным описанием можно найти в ряде документов:

  • ТИ Р М-069-2002, содержащем типовую инструкцию по охране труда для электромонтеров.
  • Приказе Минтруда России от 24.07.2013 № 328н, части XXXVIII.
  • Правилах техники безопасности при электромонтажных и наладочных работах от 24 мая 1990 года.
  • РД 153-34.3-03.285-2002 от 1 января 2003 года.

Главные правила и меры безопасности работы на опорах ВЛ

Работы по ремонту опор ВЛ могут осуществляться в разных условиях:

  • на отключенных ВЛ;
  • на ВЛ под напряжением;
  • на ВЛ вблизи ЛЭП более 1 кВ;
  • на двухцепной линии при отключении только одной цепи;
  • на отключенной фазе линии при двух других фазах под напряжением.

При выполнении работ без снятия напряжения должно быть минимум 2 человека, причем производитель работ с классом электробезопасности от IV, а остальные – от III.

Основные требования безопасности при работе на опорах ЛЭП:

  • Нельзя находиться под опорой, на которой осуществляются работы.
  • При монтаже кабелей на анкерной опоре не допускается находиться со стороны натянутого провода.
  • На угловых опорах запрещается подниматься и работать со стороны внутреннего угла.
  • Провода снимают всегда по одному, а не все сразу. Когда остаются 2 последних провода, опору укрепляют с 3-4 сторон, чтобы предотвратить падение рабочего. Дополнительно укрепляют также два соседних столба.

Для выполнения работ рабочие могут передвигаться по проводам с сечением не менее 240 мм2 и тросам сечением не менее 70 мм2. Еще один способ передвижения – тележка. Ее устанавливают на провода, надежно фиксируют, и только после этого в нее может сесть рабочий. Ему необходимо страховаться за 2 провода, а при передвижении обязательно быть в рукавицах.

Способы подъема на опору освещения Безопасность при работе по монтажу ВЛ

Способы подъема на опору

Лучшим способом подъема рабочих с точки зрения удобства и безопасности считают специальные подъемные устройства: телескопическая вышка, автогидроподъемник и пр. Если их применение невозможно или указанные механизмы отсутствуют, можно использовать другие варианты.

В случае с деревянными и железобетонными опорами подъем осуществляется при помощи когтей-лазов различной конструкции. Для обслуживания металлических опор допускается использовать сами опоры. Для таких случаев производители предусматривают дополнительные конструкции:

  • На опорах выше 20 м – лестницы или ступеньки.
  • На опорах ниже 20 м – ступеньки допустимы, если уголки решетки имеют наклон более 30°, а расстояние между точками ее крепления к поясам больше 60 см.

Лестницы могут быть закрепленными на опоре или специальными монтажными, которые устанавливают только на период ремонта.

Меры безопасности при подъеме на опору освещения Ремонт опор освещения

Меры безопасности при подъеме на опору

  • Предварительно рабочий обязан проверить, исправны ли применяемые лестницы и надежно ли закреплены предохранительный пояс и ремни.
  • На опору можно влезать только с предохранительным поясом. При работах с подъемных механизмов его цепь пристегивают к ограждению люльки.
  • Основной мерой безопасности при работе на антисептированных опорах выступает предварительная защита открытых частей тела специальной предохранительной пастой. Также рабочий должен быть одет в хлопчатобумажный костюм с особой пропиткой, иметь защитные очки и брезентовые рукавицы.
  • Лестницы необходимо закрепить во всех опорных точках, которые предусмотрены конструкцией.
  • Когда вышка или подъемник перемещаются к другой опоре, рабочий не должен находиться в люльке.

Арматуру, оборудование и материалы нужно поднимать с помощью организованного грузоподъемного механизма. Он представлен в форме каната, перекинутого через блок, который устанавливают в верхней части опоры. Груз поднимают рабочие, находящиеся на земле. Брать перечисленные инструменты с собой при подъеме запрещается. Личный инструмент должен храниться в специальной сумке. Хранение в карманах, даже временное, запрещено.

Безопасность при работе на опорах воздушных линий

Работы на опорах воздушных линий являются особо сложными по организации безопасных условий труда по следующим причинам: работа связана с подъемом на опоры на большую высоту, рабочие места меняются ежедневно, а иногда и несколько раз в день, электромонтажники-линейщики рассредоточиваются по рабочим местам вдоль воздушной линии, находясь друг от друга на расстоянии пролета между опорами, что затрудняет контроль за безопасностью их труда, работа требует постоянного контроля за состоянием заземляющих устройств, а также постоянной проверки отсутствия напряжения в отключенных цепях воздушных линий, работа связана с погодными условиями, состоянием подъездных путей и конструкцией опор.

Безопасность при работе на опорах воздушных линий

В связи с этим от каждого члена бригады требуются внимание, строгое выполнение всех требований техники безопасности и неустанный контроль за своими действиями и окружающей обстановкой.

Все электромонтажники-линейщики обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование на выполнение верхолазных работ и подтверждать присвоенную группу по электробезопасности. Вновь поступающие рабочие после медицинского освидетельствования обязаны пройти курс обучения работам на воздушных линиях и проверку знаний с последующим присвоением группы по электробезопасности.

Работы на воздушных линиях, с точки зрения мер безопасности, разбиваются на следующие пять категорий:

  • на отключенной воздушных линиях;
  • на воздушных линиях находящейся под напряжением;
  • на отключенной воздушных линиях, но находящейся вблизи действующих линий электропередачи выше 1 кВ;
  • на отключенной цепи двухцепной линии, когда вторая цепь находится под напряжением;
  • на отключенной фазе линии, когда две другие фазы находятся под напряжением.

Безопасность при работе на опорах воздушных линий

К работам под напряжением допускаются специально обученные и допущенные комиссией электромонтеры-линейщики, имеющие высокую квалификацию. Персоналу электромонтажных организаций категорически запрещается производить работы на воздушных линиях, находящихся под напряжением.

Любая работа на действующей воздушной линии производится при обязательном соблюдении следующих условий : на производство работы должно выдаваться распоряжение (письменно или устно) лица, уполномоченного на это, работа на воздушных линиях должна производиться не менее чем двумя лицами, при этом одно лицо должно иметь группу по электробезопасности не ниже III, до начала электромонтажных работ на воздушной линии должны быть выполнены организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.

К организационным мероприятиям относятся: оформление работ нарядом или распоряжением, оформление допуска к работе или разрешения о возможности приступить к работе, надзор во время работы, оформление окончания работы.

Безопасность при работе на опорах воздушных линий

Электромонтажники-линейщики имеют право приступить к работе на воздушной линии только по наряду-допуску, выданному организацией, в ведении которой находится данная воздушная линия.

Наряд-допуск — это письменное распоряжение, определяющее состав бригады, содержание работ, подлежащих выполнению, место, время и условия производства работ, а также лиц, ответственных за безопасность работ. Если воздушная линия, на которую выдан наряд-допуск, проходит по территории действующего предприятия, то бригада электромонтажников-линейщиков обязана дополнительно получить от этого предприятия акт-допуск на право работы на его территории.

Ответственными за безопасность работ на воздушной линии являются следующие лица: ответственный руководитель работ, организующий работы от электромонтажной организации, оперативный персонал предприятия, в чьем ведении находится воздушная линия, выдающий наряд-допуск, отдающий распоряжение об отключении воздушной линии и разрешающий приступить к работе, производитель работ, на чье имя выдается наряд-допуск, руководящий работой на месте от электромонтажной организации.

Ответственным руководителем может быть лицо из числа ИТР, имеющий группу по электробезопасности не ниже V. Он отвечает за возможность безопасного производства работ, выполнение всего перечня работ, достаточность квалификации лиц, назначаемых для производства работ.

Производителем работ может быть лицо из числа бригадиров или мастеров (прорабов), имеющее группу по электробезопасности не ниже IV. Он отвечает за соблюдение работающими правил техники безопасности и всех предписаний в наряде-допуске, правильную расстановку людей на рабочем месте, исправность защитных средств, имеющихся в бригаде, за приспособления и инструмент и обеспечивает непрерывный надзор за работающими.

Оперативный персонал предприятия отвечает за правильность выданного наряда-допуска, четкое выполнение всех технических мероприятий, указанных в наряде-допуске, за качество инструктажа лиц, допускаемых к работе на месте производства работ, за допуск бригады в подготовленную рабочую зону.

К техническим мероприятиям относятся: снятие напряжения с воздушной линии выключателями и линейными разъединителями, заземление воздушной линии с обоих концов, вывешивание плакатов на ключах выключателей и приводах линейных разъединителей «Не включать — работа на линии», ограждение опасной зоны, вывешивание плакатов «Работать здесь», «Влезать здесь», «Заземлено» в местах, оговоренных в наряде-допуске, проверка отсутствия напряжения при допуске бригады в присутствии всех членов бригады, производителя и ответственного руководителя работ.

Проверка отсутствия напряжения производится приближением изолирующей штанги с укрепленным на ней указателем напряжения к проводам воздушной линии. Проверка отсутствия напряжения в проводах воздушной линии методом наброса стальной проволоки категорически запрещается!

Заземление фаз воздушной линии осуществляется путем наложения и закрепления на проводах воздушной линии переносных заземлений. При наложении заземления сначала присоединяется заземляющий проводник к заземлителю (деревянной или железобетонной опоры) или заземленным частям металлической опоры и только после этого разрешается накладывать и закреплять зажимы переносного заземления на проводах воздушной линии. Искусственные заземлители устраиваются путем забивки в землю металлического стержня (лома) или ввертывания специального бура на глубину 0,5 — 1 м.

Запрещается применять для заземления и закорачивания проводов воздушной линии каких-либо проводников, не предназначенных специально для этих целей.

При отсутствии видимого заземления проводов воздушной линии на месте производства работ категорически запрещается влезать на опору, работать на проводах и на гирляндах изоляторов.

Способы подъема рабочих для выполнения работ на воздушных линиях

Наиболее производительным и более безопасным способом подъема рабочих для выполнения работ на высоте является подъем с помощью специальных подъемных устройств, автовышки, автогидроподъемника и т.п.

Все работы на опорах воздушных линий относятся к верхолазным, поэтому при обеспечении безопасности работающих на опорах, гирляндах, проводах и грозозащитных тросах необходимо строго выполнять правила техники безопасности.

Способы подъема рабочих для выполнения работ на воздушных линиях

При наличии факторов, запрещающих или ограничивающих применение механизированных подъемных средств (автовышки, автогидроподъемники), или при отсутствии этих машин и механизмов следует использовать простейшие средства для подъема на высоту по опоре воздушной линии.

В настоящее время используются легкие переносные приспособления, обеспечивающие возможность безопасного подъема рабочих на опоры и производство работ как на самих опорах, так и на оттяжках опор, на проводах и грозозащитных тросах. К таким приспособлениям относят лестницы, люльки различной конструкции, а также монтерские когти, когти-лазы и т. п.

Для подъема на металлическую опору разрешается использовать конструкцию опоры, вследствие этого заводы изготовляют на опорах ЛЭП высотой более 20 м специальные лестницы или ступеньки, а на опорах высотой до 20 м ступеньки выполняют только в том случае, если наклон уголков решетки свыше 30° и при расстоянии между точками крепления решетки к поясам более 0,6 м.

Для подъема на железобетонную центрифугированную опору круглого сечения следует применять специальные тросовые лазы и навесные лестницы.

Для подъема на деревянные и железобетонные вибрированные опоры применяют когти-лазы различных конструкций.

Правила техники безопасности при подъеме на опору и работе на воздушной линии

Перед подъемом на опору при помощи когтей необходимо предварительно убедиться в прочности закрепления опоры в грунте или железобетонном стакане. На вновь установленную опору без разрешения производителя работ подъем категорически запрещается.

Производить работы на железобетонных и деревянных опорах разрешается, только стоя на двух когтях и застропившись к опоре стропом (цепью) предохранительного пояса.

Перед подъемом на деревянную опору обязательно нужно проверить, что загнивание комлевой части не превышает допустимой нормы, а если опора стоит на пасынках, следует проверить надежность ее соединения с железобетонным пасынком.

Перед подъемом на опору производитель работ обязан проверить исправность применяемых лестниц, предохранительных поясов, когтей, ремней и убедиться, что срок периодического испытания их (по клейму) не истек и они пригодны к применению в работе.

Лестницы необходимо закреплять на опоре во всех опорных точках, предусмотренных конструкцией.

Правила техники безопасности при подъеме на опору и работе на воздушной линии

При подъеме на опору запрещается брать с собой арматуру, оборудование и материалы. Любые грузы, в том числе и инструменты, приспособления и мелкие детали разрешается поднимать только при помощи специального (пенькового, капронового или хлопчатобумажного) каната через блок, установленный на опоре (траверсе). Поднимают груз рабочие, стоящие на земле и наблюдающие за работой на высоте.

Поднявшись на опору, электромонтер-линейщик может приступить к работе только после принятия устойчивого положения на когтях и надежного закрепления цепью (стропом) предохранительного пояса за стойку опоры поверх траверсы. При работе на высоте с люльки телескопической вышки или автогидроподъемника цепь предохранительного пояса обязательно пристегивают к ограждению люльки. Пояс должен быть застегнут на все ремни.

При перемещении автовышки или гидроподъемника от одной опоры к другой электромонтеру-линейщику запрещается находиться в люльке.

Нельзя находиться под опорой, на которой производится работа. Личный инструмент электромонтера-линейщика при работе на опоре, проводах или гирляндах должен находиться в специальной сумке для того, чтобы не допустить его падения вниз. Запрещается хранить инструмент в карманах спецодежды даже временно.

Запрещается влезать на анкерную опору и находиться на ней во время монтажа проводов со стороны натянутого провода, а также влезать на угловые опоры и работать на них со стороны внутреннего угла проводов.

При демонтаже проводов запрещается снимать сразу все провода с опоры: их следует демонтировать по одному, последовательно друг за другом.

Для предупреждения падения рабочего вместе с опорой при снятии двух последних проводов опору следует укрепить с трех-четырех сторон временными оттяжками или упорами, одновременно необходимо также укрепить две соседние опоры.

Правила техники безопасности при подъеме на опору и работе на воздушной линии

Демонтаж проводов при замене опор следует начинать с нижнего провода, а монтаж на вновь установленную опору — с верхнего. При перекладке проводов рабочий должен стоять обоими когтями на новой опоре. Стоять одним когтем на старой опоре, а другим на новой запрещается.

На воздушной линии допускается перемещение электромонтеров-линейщиков по проводам сечением не менее 240 мм2 и по тросам сечением не менее 70 мм2. При перемещении по расщепленным проводам и тросам строп предохранительного пояса должен быть закреплен за этот провод, а в случае пользования специальной тележкой — за тележку. В темное время суток перемещение по проводам строго запрещается.

Работу на опорах воздушной линии, проходящей параллельно действующей воздушной линии, производить запрещается, так как во время монтажных работ возможно опасное сближение проводов или опор монтируемой воздушной линии с проводами действующей воздушной линии.

Влезать на опору без предохранительного пояса и работать на траверсе без его закрепления запрещается.

При подъеме на опору прикреплять к предохранительному поясу конец такелажного троса или веревки не разрешается, для этой цели следует пользоваться капроновым шнуром, который всегда должен находиться в сумке у электромонтера-линейщика.

Чтобы поднять груз (конец троса или веревки, инструмент и т.п.), необходимо один конец капронового шнура прикрепить к элементам опоры, а второй конец опустить вниз (лучше через блок, закрепленный на траверсе) для привязывания груза.

Демонтированные такелажные тросы и приспособления сбрасывать с опоры запрещается. Их спуск осуществляется с помощью веревки и блочка, при этом рабочие, находящиеся внизу, должны предупреждаться о необходимости удаления в безопасную зону. В опасной зоне запрещается размещать временные сооружения, передвижные вагончики, площадки складов и людей.

Запрещается влезать на опору по стреле грузоподъемного крана для снятия такелажных приспособлений или выполнения каких-либо других операций на высоте.

Для подъема рабочего на высоту опоры воздушной линии или контактной сети служат стационарные, закрепленные на опорах лестницы или специальные монтажные лестницы, устанавливаемые на опорах на период монтажных работ.

Для безопасной установки дистанционных распорок на проводах воздушной линии применяются монтажные тележки. К работе с такой тележки допускаются электромонтеры-линейщики, обученные практической езде на тележках по проводам воздушных линий и сдавшие экзамен по правилам пользования тележкой.

Посадка рабочего в монтажную тележку разрешается только после окончательной ее установки на провода воздушной линии. После посадки в тележку рабочий обязан страховаться за два провода. При передвижении тележки по проводам электромонтер обязан одеть рукавицы. Вылезать из монтажной тележки в пролете запрещается.

Телеграмм канал для тех, кто каждый день хочет узнавать новое и интересное: Школа для электрика

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

6.10. Требования безопасности при электромонтажных работах и работах на опорах воздушной линии электропередачи

6.10.1. Электромонтажные работы должны производиться с выполнением требований Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

6.10.2. Подавать детали для установки на конструкции или оборудование следует с помощью бесконечного каната, веревки или шнура. Находящийся внизу работник должен удерживать канат (веревку, шнур) для предотвращения его раскачивания и приближения к токоведущим частям.

6.10.3. Работники, выполняющие работу на порталах, конструкциях, опорах и т.п., должны быть одеты в спецодежду, не стесняющую их движений. Инструмент, которым пользуется работник при выполнении работ в этих условиях, должен храниться в сумке.

6.10.4. Работы по обслуживанию осветительной арматуры с тележки мостового крана должны производиться не менее чем двумя работниками из дежурного или ремонтного персонала (в последнем случае работы должны выполняться по наряду-допуску).

При выполнении этих работ один из работников должен находиться вблизи от другого, выполняющего работу, обеспечивая страховку и соблюдение мер безопасности.

6.10.5. Устройство временных подмостей, применение лестниц и т.п. на тележке мостового крана не допускается. Работа выполняется непосредственно с настила тележки или с устраиваемых на тележке подмостей.

6.10.6. Перед подъемом работника на тележку мостового крана с ее троллейных проводов снимается напряжение. При работе необходимо пользоваться предохранительным поясом.

6.10.7. Передвигать мост или тележку крана разрешается только по команде производителя работ, при этом работники должны находиться в кабине или на настиле мостового крана.

6.10.8. Не допускается при работах на угловых опорах, связанных с заменой изоляторов, проводов или ремонтом арматуры, устанавливать телескопическую вышку (гидроподъемник) внутри угла, образованного проводами.

6.10.9. При всех работах в открытых распределительных устройствах (ОРУ) и в охранной зоне воздушной линии электропередачи (ВЛ) транспортные и грузоподъемные средства на пневматическом ходу должны быть заземлены. Не допускается прикасаться к корпусу грузоподъемного или транспортного средства и производить какие-либо перемещения их рабочих органов, грузозахватных приспособлений и опорных деталей до установки заземления.

Грузоподъемные и транспортные средства на гусеничном ходу при установке их непосредственно на землю заземления не требуют.

6.10.10. Работы по демонтажу опор и проводов ВЛ, а также по замене элементов опор должны производиться по технологической карте или проекту производства работ в присутствии руководителя работ.

6.10.11. Подниматься на опору и работать на ней разрешается только в тех случаях, когда имеется уверенность в достаточной устойчивости и прочности опоры. Необходимость и способы укрепления опоры, прочность которой вызывает сомнение (недостаточное заглубление, вспучивание грунта, загнивание древесины, трещины в бетоне и т.п.), определяются на месте производителем или руководителем работ.

6.10.12. Работы по усилению опоры с помощью растяжек следует выполнять без подъема на опору, т.е. с телескопической вышки или другого механизма для подъема людей, с установленной рядом опоры, либо применять для этого специальные раскрепляющие устройства, для навески которых не требуется подниматься по опоре.

Подниматься по опоре разрешается только после ее укрепления.

6.10.13. Опоры, не рассчитанные на одностороннее тяжение проводов и тросов и временно подвергаемые такому тяжению, должны быть предварительно укреплены во избежание их падения.

Не допускается нарушать целостность проводов и снимать вязки на промежуточных опорах без предварительного укрепления опор.

6.10.14. Подниматься на опору разрешается работникам:

с группой по электробезопасности III — при всех видах работ до верха опоры;

с группой по электробезопасности II — при работах, выполняемых с отключением ВЛ, до верха опоры, а при работах на нетоковедущих частях неотключенной ВЛ — не выше уровня, при котором от головы работающего до уровня нижних проводов этой ВЛ остается расстояние не менее 2 м;

с группой по электробезопасности I — при всех видах работ не выше 3 м от земли (до ног работающего).

Отдельные виды работ на высоте должны выполнять работники, имеющие группы по электробезопасности, установленные требованиями Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

6.10.15. При подъеме на опору строп предохранительного пояса следует заводить за стойку или закреплять к лазу на железобетонной опоре.

6.10.16. Не допускается на угловых опорах со штыревыми изоляторами подниматься и работать со стороны внутреннего угла.

6.10.17. При работе на опоре следует пользоваться предохранительным поясом и опираться на оба когтя (лаза) в случае их применения.

6.10.18. При работе на стойке опоры располагаться следует таким образом, чтобы не терять из виду ближайшие провода, находящиеся под напряжением.

6.10.19. При замене деталей опоры должна быть исключена возможность ее смещения или падения.

6.10.20. Не допускается откапывать сразу обе стойки опоры при замене одинарных и сдвоенных приставок П- и АП-образных опор. Следует заменить приставку на одной стойке опоры, закрепить бандажи и утрамбовать землю и после этого приступать к замене приставок на другой стойке. Заменять сдвоенные приставки необходимо поочередно.

6.10.21. Не допускается находиться в котловане при вытаскивании или опускании приставки.

6.10.22. Способы валки и установки опоры, необходимость и способы ее укрепления определяет руководитель работ или лицо, выдающее наряд.

6.10.23. В случае применения оттяжек с крюками оттяжки должны быть снабжены предохранительными замками.

6.10.24. При работах на изолирующих подвесках разрешается перемещаться по поддерживающим одноцепным и многоцепным (с двумя и более гирляндами изоляторов) и по натяжным многоцепным подвескам.

6.10.25. Работа на одноцепной натяжной изолирующей подвеске допускается при использовании специальных приспособлений или лежа на ней и зацепившись ногами за траверсу для фиксации положения тела.

6.10.26. При работе на поддерживающей изолирующей подвеске строп предохранительного пояса должен быть закреплен за траверсу. Если длина стропа недостаточна, необходимо пользоваться закрепленными за пояс двумя страховочными канатами. Один канат должен привязываться к траверсе, а другой, предварительно заведенный за траверсу, подстраховывающий работник должен ослаблять по мере необходимости.

6.10.27. При работе на натяжной изолирующей подвеске строп предохранительного пояса должен быть закреплен за траверсу или за предназначенное для этой цели приспособление.

6.10.28. На поддерживающих и натяжных многоцепных изолирующих подвесках допускается закреплять строп предохранительного пояса за одну из гирлянд изоляторов, на которой работа не ведется. Не допускается закреплять этот строп за гирлянду, на которой идет работа.

6.10.29. В случае обнаружения неисправности, которая может привести к расцеплению изолирующей подвески, работа должна быть прекращена.

6.10.30. Не допускается при подъеме (или опускании) на траверсы проводов, тросов, а также при их натяжении находиться на этих траверсах или стойках под ними.

6.10.31. Выбирать схему подъема груза и размещать подъемные блоки следует с таким расчетом, чтобы исключалось возникновение усилий, которые могут вызвать повреждение опоры.

6.10.32. Окраску опоры с подъемом до ее верха могут выполнять работники, имеющие группу по электробезопасности не ниже II. При окраске опоры должны быть приняты меры для предотвращения попадания краски на изоляторы и провода (например, применены поддоны).

6.10.33. При монтаже и замене проводов тяговые канаты должны направляться так, чтобы избежать подхлестывания и приближения к проводам, находящимся под напряжением. Для оттяжек и контроттяжек должны применяться канаты из растительных или синтетических волокон в соответствии с требованиями ГОСТ 30055 98-93.

Используемые при работе лебедки и стальные канаты должны быть заземлены.

6.10.34. При работе на проводах, выполняемой с телескопической вышки (подъемника), рабочая площадка вышки должна быть соединена с помощью специальной штанги для переноса потенциала гибким медным проводником сечением не менее 10 кв. мм с проводом, а сама вышка заземлена. Провод при этом должен быть заземлен на ближайшей опоре или в пролете.

6.10.35. Не допускается входить в кабину вышки и выходить из нее, прикасаться к корпусу вышки стоя на земле после соединения рабочей площадки телескопической вышки с проводом.

6.10.36. Стальные канаты, применяемые при монтаже проводов на ВЛ под наведенным напряжением , до присоединения их к проводу должны быть закреплены на тяговом механизме и заземлены на тот же заземлитель, что и провод.

Воздушная линия электропередачи или воздушная линия связи, проходящая по всей длине или на отдельных участках общей длиной не менее 2 км от оси другой воздушной линии электропередачи напряжением: 110 кВ — на расстоянии до 100 м, 150 — 220 кВ — на расстоянии до 150 м, 330 — 500 кВ — на расстоянии до 200 м, 750 — 1150 кВ — на расстоянии до 250 м.

6.10.37. При монтаже проводов на ВЛ под наведенным напряжением заземления с них можно снимать только после перекладки провода в поддерживающие зажимы и окончания работ на данной опоре.

6.10.38. Подниматься на опору со стороны цепи, находящейся под напряжением, и переходить на участок траверс, поддерживающих эту цепь, не допускается.

6.10.39. Если опора имеет стек-болты, подниматься по ним разрешается независимо от того, под какой цепью они расположены.

При расположении стек-болтов со стороны цепей, оставшихся под напряжением, подниматься на опору необходимо под наблюдением находящегося на земле производителя работ или работника, имеющего группу по электробезопасности не ниже III.

6.10.40. На ВЛ допускается перемещение работников по проводам сечением не менее 240 кв. мм и по тросам сечением не менее 70 кв. мм, при этом строп предохранительного пояса должен быть закреплен за них, а при использовании специальной тележки — за тележку.

6.10.41. При обмыве сплошной струей воды гирлянд изоляторов, опорных изоляторов и фарфоровой изоляции оборудования без снятия напряжения с токоведущих частей длина струи воды должна быть не менее указанной в таблице 6.

6.10.42. При обмыве с телескопической вышки ствол с насадком должен быть соединен с ее корзиной и рамой автоцистерны гибким медным проводом сечением не менее 5 кв. мм.

Телескопическая вышка и цистерна с водой должны быть заземлены.

6.10.43. Не допускается в процессе обмыва, стоя на земле, прикасаться к машине или механизму, используемым при обмыве, выходить из кабины или кузова и входить в них.

Должны быть приняты меры для предотвращения приближения посторонних лиц к машинам и механизмам, используемым при обмыве.

6.10.44. При обслуживании сетей уличного освещения без отключения сети допускается выполнять работы по распоряжению в следующих случаях:

а) при расположении светильников ниже проводов на деревянных опорах без заземляющих спусков с опоры — с приставной лестницы;

б) при использовании телескопической вышки с изолирующим звеном.

В остальных случаях необходимо производить отключение сети и заземление всех подвешенных на опоре проводов и работу выполнять по наряду-допуску.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *