Одна секционированная выключателем система шин
Перейти к содержимому

Одна секционированная выключателем система шин

  • автор:

9.1. Одна система сборных шин

Схема отличается простотой, наглядностью и экономичностью. Недостатки схемы очевидны: она не обеспечивает даже плановый ремонт сборных шин. При коротком замыкании (КЗ) на шинах релейная защита отключает все присоединения и потребители остаются без питания.

Для повышения надежности электроснабжения СШ разбиваются на секции. Число секций зависит от числа источников питания. В схемах ГРУ, например, количество секций принимается равным числу генераторов. На электростанциях секционный выключать постоянно включен, это позволяет равномерно распределить вырабатываемую электроэнергию между потребителями. Ответственные потребители питаются двухцепными линиями от разных секций (См. рисунок 9.3).

При КЗ на одной из секций, например А1.1, релейная защита действует на отключение секционного выключателя QB и всех присоединений, подключенных к поврежденной секции. Электроснабжение потребителей осуществляется от секции А1.2. Существенный недостаток схемы состоит в том, что даже плановый ремонт секции требует отключения присоединений. При этом ответственные потребители питаются по одной цепи от соседней секции, т.е. остаются без источника резервного питания. Этот недостаток отсутствует в схемах с двумя СШ.

Рисунок 9.2. Одна система сборных шин

Рисунок 9.3. Одна секционированная система шин.

9.2. Две системы сборных шин

Схема применяется в РУ на напряжении 6-110 кВ (Рисунок 9.4). Все присоединения подключаются к шинам через развилку из двух разъединителей. Шиносоединительный выключатель QA нормально отключен и предназначен для выравнивания потенциалов при переходе с одной СШ на другую. Наличие двух систем шин позволяет поочередно их ремонтировать без отключения присоединений.

Рисунок 9.4. Схема с двумя системами сборных шин

Возможны два варианта работы схемы:

  1. Когда одна СШ находится под напряжением, а другая в резерве.
  2. Когда обе СШ находятся под напряжением.

9.3. Одна система сборных шин с обходной сш

Схема применяется на напряжении 110 – 220 кВ при числе присоединений равном пяти (рисунок 9.5). Обходной выключатель (QО) предназначен для замены выключателя любого присоединения при выводе его в плановый ремонт. В нормальном режиме он обычно отключен, а обходная система шин (АО) не находится под напряжением. В межремонтный период обходной выключатель может выполнять функции секционного. Для этого в схеме предусмотрена перемычка между секцией А1.2 и обходной системой шин. Ток с секции А1.1 будет протекать через разъединитель QS1, обходной выключатель QO, разъединитель QS2, обходную систему шин АО и разъединители QS3 и QS4 на секцию А1.2. Разъединитель QS5 должен быть отключен. Разъединители QS3 и QS4 соединены последовательно. При ремонте одного из них (обычно одновременно с шинами) другой создает видимый разрыв. Рисунок 9.5. Схема «Одна система сборных шин с обходной» Обычно схема работает как одна секционированная система шин со свойственными ей недостатками. Даже плановый ремонт секции приводит к потере присоединений, а ответственные потребители остаются без источника резервного питания. Следующая схема при плановом ремонте позволяет сохранить все присоединения в работе.

Подстанции систем электроснабжения — Схемы распределительных устройств напряжением 6—220 кВ со сборными шинами

Применяются следующие схемы распределительных устройств [26]:
• с одной несекционированной системой шин;
• с одной секционированной системой шин;
• с двумя одиночными секционированными системами шин’;
• с четырьмя одиночными секционированными системами шин2;
• с одной секционированной и обходной системами шин;
• с двумя системами шин;
• с двумя секционированными системами шин;
• с двумя системами шин и обходной;
• с двумя секционированными системами шин и обходной. Схема с одной несекционированной системой шин — самая простая
схема, которая применяется в сетях 6—35 кВ (рис. 3.4.2). В сетях 10(6) кВ схему называют одиночной системой шин. На отходящих и питающих линиях устанавливается один выключатель, один шинный и один линейный разъединители.
1 Для РУ 10(6) кВ ПС с двумя трансформаторами с расщепленной обмоткой или с одним трансформатором с расщепленной обмоткой и двумя сдвоенными реакторами.
2 Для РУ 10(6) кВ ПС с двумя трансформаторами с расщепленной обмоткой и двумя сдвоенными реакторами.

Схема с одной системой шин

Рис. 3.4.2. Схема с одной системой шин

Недостатки данной схемы:
• в схеме используется один источник питания;
• профилактический ремонт сборных шин и шинных разъединителей связан с отключением распределительного устройства, что приводит к перерыву электроснабжения всех потребителей на время ремонта;
• повреждения в зоне сборных шин приводят к отключению распределительного устройства;
• ремонт выключателей связан с отключением соответствующих присоединений.

Схема с одной секционированной системой шин

Схема с одной секционированной выключателем системой шин (рис. 3.4.3) позволяет частично устранить перечисленные выше недостатки предыдущей схемы путем секционирования системы шин, т. е. разделения системы шин на части с установкой в точках деления секционных выключателей. Секционирование, как правило, выполняется так, чтобы каждая секция шин получала питание от разных источников питания. Число присоединений и нагрузка на секциях шин должны быть по возможности равными.
В нормальном режиме секционный выключатель может быть включен (параллельная работа секций шин) или отключен (раздельная работа секций шин). В системах электроснабжения промышленных предприятий и городов предусматривается обычно раздельная работа секций шин. Данная схема проста, наглядна, экономична, обладает достаточно высокой надежностью, широко применяется в промышленных и городских сетях для электроснабжения потребителей любой категории на напряжениях до 35 кВ включительно.

Рис. 3.4.3. Схема с одной секционированной системой шин

Допускается применять данную схему при пяти и более присоединениях в РУ 110—220 кВ из герметизированных ячеек с элегазовой изоляцией, а также в РУ 110 кВ с выкатными выключателями при условии возможности замены выключалей в эксплуатационный период. В сетях 10(6) кВ эта схема имеет преимущество. По сравнению с одиночной несекционированной системой шин данная схема имеет более высокую надежность, так как при коротком замыкании на сборных шинах отключается только одна секция шин, вторая остается в работе.
Недостатки схемы с одной секционированной выключаталем системы шин:
• на все время проведения контроля или ремонта секции сборных шин один источник питания отключается;
• профилактический ремонт секции сборных шин и шинных разъединителей связан с отключением всех линий, подключенных к этой секции шин;
• повреждения в зоне секции сборных шин приводят к отключению всех линий соответствующей секции шин;
• ремонт выключателей связан с отключением соответствующих присоединений.
Вышеперечисленные недостатки частично устраняются при использовании схем с большим числом секций. На рис. 3.4.4 представлена схема РУ 10(6) кВ подстанции с двумя трансформаторами с расщепленной обмоткой или с двумя сдвоенными реакторами. Схема имеет четыре секции шин и называется «две одиночные секционированные выключателями системы шин». При наличии одновременно двух трансформаторов с расщепленной обмоткой и двух сдвоенных реакторов применяется схема, состоящая из восьми секций шин, которая называется «четыре одиночные секционированные выключателями системы шин» (рис. 3.4.5).

Схема с одной секционированной выключателем и обходной системами шин позволяет проводить ревизию и ремонт выключателей без отключения присоединения. В нормальном режиме обходная система шин находится без напряжения, разъединители, соединяющие линии и трансформаторы с обходной системой шин, отключены. В схеме могут быть установлены два обходных выключателя, осуществляющие связь каждой секции шин с обходной. В целях экономии средств ограничиваются одним обходным выключателем с двумя шинными разъединителями, с помощью которых обходной выключатель может быть присоединен к первой или второй секциям шин. Именно эта схема предлагается в качестве типовой для распределительных устройств напряжением 110—220 кВ при пяти и более присоединениях (рис. 3.4.6).
Схема с двумя одиночными секционированными системами шин
Рис. 3.4,4. Схема с двумя одиночными секционированными системами шин (ТСН при постоянном оперативном токе подключаются к сборным шинам)
Рис. 3.4.6. Схема с одной секционированной и обходной системами шин с обходным (Q1.)
и секционным (Q2) выключателями

Схема с одной секционированной и обходной системами шин с обходным выключателем

В схеме с двумя системами сборных шин каждое присоединение содержит выключатель, два шинных разъединителя и линейный разъединитель. Системы шин связываются между собой через шиносоединительный выключатель (рис. 3.4.7). Возможны два принципиально разных варианта работы этой схемы. В первом варианте одна система шин является рабочей, вторая — резервной. В нормальном режиме работы все присоединения подключены к рабочей системе шин через соответствующие шинные разъединители. Напряжение на резервной системе шин в нормальном режиме отсутствует, шиносоединительный выключатель отключен. Во втором варианте, который в настоящее время получил наибольшее применение, вторую систему сборных шин используют постоянно в качестве рабочей в целях повышения надежности электроустановки. При этом все присоединения к источникам питания и к отходящим линиям распределяют между обеими системами шин. Шиносоединительный выключатель в нормальном режиме работы замкнут. Схема называется «две рабочие системы шин».
Схема с двумя системами шин позволяет производить ремонт одной системы шин, сохраняя в рабочем состоянии все присоединения. Для этого все присоединения переводят на одну систему шин путем соответствующих переключений коммутационных аппаратов. Данная схема является гибкой и достаточно надежной.
Недостатки схемы с двумя системами шин:
• при ремонте одной из систем шин на это время снижается надежность схемы;

Схема с двумя системами шин с шиносоединительным выключателем Q1

Рис. 3.4.7. Схема с двумя системами шин с шиносоединительным выключателем Q1

Схема с двумя секционированными системами шин с двумя шиносоединительными и двумя секционными выключателями

• при замыкании в шиносоединительном выключателе отключаются обе системы шин;
• ремонт выключателей и линейных разъединителей связан с отключением на время ремонта соответствующих присоединений;
• сложность схемы, большое число разъединителей и выключателей. Частые переключения с помощью разъединителей увеличивают вероятность повреждений в зоне сборных шин. Большое число операций с разъединителями и сложная блокировка между выключателями и разъединителями приводят к возможности ошибочных действий обслуживающего персонала.
Схему «две рабочие системы шин» допускается применять в РУ 110—220 кВ при числе присоединений от 5 до 15, если РУ выполнено из герметизированных ячеек с элегазовой изоляцией, а также в РУ 110 кВ с выкатными выключателями при условии замены выключателя в удовлетворяющее эксплуатацию время.
В РУ 110—220 кВ при числе присоединений более 15 делят сборные шины на секции с установкой в точках деления секционных выключателей (рис. 3.4.8). При этом должно предусматриваться два ши-носоединительных выключателя. Таким образом, распределительное устройство делится на четыре части, связанные между собой двумя секционными и двумя шиносоединительным и выключателями. Данная схема называется «две рабочие секционированные выключателями системы шин». Она используется при тех же условиях, что и схема «две рабочие системы шин».

Рис. 3.4.8. Схема с двумя секционированными системами шин с двумя шиносоединительными (QI, Q2) и двумя секционными (Q3, Q4) выключателями

Схема с двумя системами шин и обходной с шиносоединительным и обходным выключателями обеспечивает возможность поочередного ремонта выключателей без перерыва в работе соответствующих присоединений (рис. 3.4.9). Схема рекомендуется к применению в РУ 110—220 кВ при числе присоединений от 5 до 15. В нормальном режиме работы обе системы шин являются рабочими, шиносоединительный выключатель находится во включенном положении.
Схема с двумя системами шин и обходной с шиносоединительным и обходным выключателями
Рис. 3.4.9. Схема с двумя системами шин и обходной с шиносоединительным (Q1) и обходным (Q2) выключателями
При числе присоединений более 15 или более 12 и при установке на подстанции трех трансформаторов мощностью 125 МВА и более рекомендуется к применению схема «две рабочие секционированные выключателями и обходная системы шин» с двумя шиносоединительными выключателями и двумя обходными выключателями. Связь между секциями шин обеспечивается через секционные выключатели, которые в нормальном режиме отключены (рис. 3.4.10).
Рекомендации по применению данной схемы распределительных устройств 6—220 кВ приведены в табл. 3.4.1.
Схема с двумя системами шин и обходной с двумя шиносоединительными и двумя обходными выключателями
Рис. 3.4.10. Схема с двумя системами шин и обходной с двумя шиносоединительными (Ql, Q2) и двумя обходными (Q3, Q4) выключателями (Q5,
Q6 — секционные выключатели)

Таблица 3.4.1. Рекомендации по применению схем распределительных устройств напряжением до 220 кВ включительно

Номер (номинальное напряжение-индекс схемы по [26])*

Одиночная система шин

В РП, РУ 10(6) кВ при отсутствии присоединений с электроприемниками первой категории или при наличии резервирования их от других РП, РУ

Схема 35-9 — Одна рабочая секционированная выключателем система шин

Схема 35-9

*- емкость АКБ и мощность ЗВУ выбраны по следующим условиям:

  1. На сторонах 35кВ и 6(10)кВ используются высоковольтные выключатели с пружинным приводом;
  2. Цепи заводки пружины питаются от цепей собственных нужд объекта;
  3. Время разряда АКБ при пропадании собственных нужд — 2часа;
  4. Количество присоединений на каждой секции 6(10)кВ не более 10шт.

Типовые карты заказа

Шкаф защиты и автоматики секционного выключателя и трансформаторов напряжения 6-35 кВ типа ШЭ-МТ-014

Шкаф защиты и автоматики секционного выключателя и трансформаторов напряжения 6-35 кВ типа ШЭ-МТ-014

Шкаф защиты и автоматики линии 6-35 кВ типа ШЭ-МТ-015

Шкаф защиты и автоматики линии 6-35 кВ типа ШЭ-МТ-015

Шкаф защиты и автоматики трансформатора 35 кВ типа ШЭ-МТ-021

Шкаф защиты ошиновки типа ШЭ-МТ-042

Шкаф защиты ошиновки типа ШЭ-МТ-042

Шкаф центральной сигнализации и питания оперативной блокировки разъединителей типа ШЭ-МТ-132

Шкаф центральной сигнализации и питания оперативной блокировки разъединителей типа ШЭ-МТ-132

Шкаф определения места повреждения линии типа ШЭ-МТ-151

Шкаф определения места повреждения линии типа ШЭ-МТ-151

Шкаф автоматики частотной разгрузки типа ШЭ-МТ-161

Шкаф автоматики частотной разгрузки типа ШЭ-МТ-161

Шкаф защиты и автоматики трансформатора 35 кВ типа ШЭ-МТ-021

Свернуть все вкладки

Релейная защита и автоматика
Кол-во Наименование шкафа Вид обслуживания Назначение Основное оборудование Функции защит
Защита и автоматика присоединений 35 кВ
2 ШЭ-МТ-021 Одностороннее/
Двухстороннее
Защита и автоматика трансформатора 35 кВ А1-БМРЗ-153-УЗТ ДТО, ДЗТ 1, ГЗ Т, ГЗ РПН Т
А2-БМРЗ-153-УЗТ ТО, МТЗ ВН/U, УМТЗ, ЗП ВН, ГЗ Т, ГЗ РПН Т, ТЗ Т, ЗОФ, УРОВ, АПВ, АУВ, контроль P SF6
А3-БМРЗ-156-ЦРН АРКТ
1 ШЭ-МТ-014 Одностороннее/
Двухстороннее
Защита и автоматика секционного выключателя 35 кВ и трансформаторов напряжения 35 кВ А1-БМРЗ-152-КСЗ ДЗ, ТО, МТЗ, УМТЗ, ЗОФ, УРОВ, АПВ, АУВ, контроль PSF6
А2 — ТН35 1с.ш.
А3 — ТН35 2с.ш.
2 ШЭ-МТ-015 Одностороннее/
Двухстороннее
Защита и автоматика линии 35 кВ А1-БМРЗ-152-КСЗ ДЗ, ТО, МТЗ, УМТЗ, ЗОФ, УРОВ, АПВ, АУВ, контроль PSF6
А2-БМРЗ-152-КСЗ ДЗ, ТО, МТЗ, УМТЗ, ЗОФ, УРОВ, АПВ, АУВ, контроль PSF6
1 ШЭ-МТ-042 Одностороннее/
Двухстороннее
Защита ошиновки 35 кВ А1-БМРЗ-ДЗШ-02 ДТО, ДЗШ (до 5 присоединений)
А2-БМРЗ-ДЗШ-02 ДТО, ДЗШ (до 5 присоединений)
Защита и автоматика присоединений 6(10) кВ
Определяется количеством присоединений Защита и автоматика ввода 6(10) кВ БМРЗ-152-ВВ МТЗ НН/U, ЗПП, УМТЗ, СНОЗЗ, ДгЗ, ЛЗШп, ЗОФ, УРОВ, АПВ, АУВ
Защита и автоматика секционного выключателя 6(10) кВ БМРЗ-152-СВ МТЗ/U, ЗПП, УМТЗ, ЛЗШд, ЛЗШп, ДгЗ, ЗОФ, УРОВ, АПВ, АУВ
Защита и автоматика отходящей линии 6(10) кВ БМРЗ-152-КЛ ТО, МТЗ, УМТЗ, СНОЗЗ, ЗОФ, УРОВ, АПВ, ЛЗШд, АУВ, ОМП
Защита и автоматика трансформатора напряжения 6(10) кВ БМРЗ-152-ТН CЗЗ, ЗМН, ЗПН, КЦН
Защита и автоматика синхронных и асинхронных ЭД 6(10) кВ БМРЗ-152-ЭД ТО, МТЗ, ЗОФ, Мин ТЗ, ЗБР, ЗПП, ЛЗШд, ДгЗ, СНОЗЗ, ТМ, ОКП, ЗМН, ЗАР, УРОВ, АПВ, АУВ
Защита и автоматика БСК 6(10) кВ БМРЗ-152-БСК МТЗ, УМТЗ, ЛЗШд, СНОЗЗ, ДгЗ, ЗОФ, ЗМН, ЗПН, УРОВ, АУВ
Дуговая защита ДУГА-МТ ЗДЗ
Общеподстанционное оборудование
1 ШЭ-МТ-132 Одностороннее/
Двухстороннее
Центральная сигнализация и питание оперативной блокировки разъединителей БМЦС-40 ЦС
ПОБ
1 ШЭ-МТ-151 Одностороннее/
Двухстороннее
Определение места повреждения линии А1-БМРЗ-156-ОМП ОМП
А2-БМРЗ-156-ОМП ОМП
А3-БМРЗ-156-ОМП ОМП
А4-БМРЗ-156-ОМП ОМП
Противоаварийная автоматика
1 ШЭ-МТ-161 Одностороннее/
Двухстороннее
Автоматика частотной разгрузки БРЧН-100-А АЧР(А)
Система постоянного оперативного тока на базе ЗВУ марки PBI-MC (схема №6)
Кол-во Наименование шкафа Вид обслуживания Назначение АКБ (Емкость, А*ч) * ЗВУ (Выходной ток, А) * Система контроля изоляции Распределение (автоматические выключатели/предохранители)
1 секция 2 секция 3 секция 4 секция
2 ШОТ-МТ Одностороннее/
Двухстороннее
Размещение зарядно-выпрямительного устройства для питания нагрузки постоянным током и подзаряда аккумуляторной батареи. Организация второго уровня защит СОПТ 40 Система автоматического поиска повреждённого присоединения 0/8
1 ШАБ-МТ Одностороннее/
Двухстороннее
Размещение герметизированных АКБ и организация первого уровня защит СОПТ 101
1 ШРОТ-МТ Одностороннее/
Двухстороннее
Организация третьего уровня защит СОПТ Токовые клещи для поиска поврежденного присоединения 15/0 15/0 7/0 7/0

*- емкость АКБ и мощность ЗВУ выбраны по следующим условиям:

  1. На сторонах 35кВ и 6(10)кВ используются высоковольтные выключатели с пружинным приводом;
  2. Цепи заводки пружины питаются от цепей собственных нужд объекта;
  3. Время разряда АКБ при пропадании собственных нужд — 2часа;
  4. Количество присоединений на каждой секции 6(10)кВ не более 10шт.
Автоматизированная система управления
Кол-во Наименование
шкафа
Вид обслуживания Назначение Состав шкафа
ТС ТУ Ethernet Tx Ethernet Fx RS-485
1 ШФК-МТ Двухстороннее Предназначена для автоматизации функций телемеханики, оперативно-диспетчерского и технологического управления электрическими сетями. 96 96 17 1 4
1 ШКП-МТ Одностороннее/
Двухстороннее
Предназначен для расширения количества ТС, ТУ, RS485, Ethernet. Устанавливается в удаленных помещениях. В зависимости от количества ячеек
Автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого (технического) учета
Кол-во Наименование шкафа Вид обслуживания Назначение Состав шкафа
Количество счетчиков, шт. УСПД
1 ШУЭ-МТ Одностороннее/
Двухстороннее
Размещение счетчиков электроэнергии. 7
1 ШАИИС-МТ Одностороннее/
Двухстороннее
Обеспечивает сбор информации со счетчиков, обработку по заданному алгоритму, передачу на верхний уровень, хранение в энергонезависимой памяти УСПД. RTU-325 (327)

© Copyright 1993 – 2024.
Все материалы, размещенные на данном сайте, являются интеллектуальной собственностью компании и не являются публичной офертой.

Защита шин электростанций и подстанций — Основные объемы защиты шин

Глава первая
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАЩИТАХ ШИН
1.1. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ЗАЩИТЫ ШИН
Схемы электрических соединений распределительных устройств современных станций и подстанций характеризуются большим разнообразием, определяемым [3]: номинальным напряжением, типом, назначением и месторасположением электрических станций и подстанций;
числом и мощностью генераторов, трансформаторов и линий, присоединенных к шинам РУ;
наличием и мощностью местной нагрузки на шинах РУ;
категорией потребителей электрической энергии (требованиями к надежности электроснабжения);
уровнем токов КЗ, а также некоторыми другими факторами.
В табл. 1.1 приведены основные наиболее распространенные схемы РУ, на которых применяются, как правило, специальные защиты шин.
Одна секционированная система шин с двумя секциями С1 и С2 (схема 1 табл. 1.1), связанными через секционный выключатель СВ, достаточно проста и надежна при питании потребителей от двух вводов, разведенных к разным секциям. Схема широко используется на подстанциях напряжением 6—10—20—35 кВ, а также для РУ электростанций генераторного напряжения. В последнем случае, если число генераторов больше двух, схема выполняется с тремя, четырьмя и более секциями. Для ограничения токов КЗ в цепях секционных выключателей могут устанавливаться реакторы.

Таблица 1.1. Основные схемы РУ станций и подстанций со специальными защитами шин

схемы РУ станций и подстанций со специальными защитами шин

Продолжение

схемы РУ станций и подстанций со специальными защитами шин 2

Для РУ на генераторном напряжении часто используется усложненная, так называемая прямолинейная система с одной рабочей секционированной системой шин с реактором в цепи секционных выключателей СВ1 и СВ2 и с шиносоединительными выключателями ШСВ1—ШСВ3, с помощью которых секции С1 — С3 могут соединяться с резервной несекционированной системой шин РСШ (схема 2 табл. 1.1).
Выключателями ШСВ1 — ШСВЗ в случае необходимости можно шунтировать реакторы в цепи секционных выключателей. Каждое присоединение подключается к шинам через «развилку» из двух разъединителей. С помощью шиносоединительных выключателей можно производить присоединения секций на резервную систему РСШ без перерыва питания потребителей, а также заменять выключатели присоединений.
Секционированная система шин C1, С2 с обходной ОСШ (схема 3 табл. 1.1) из-за своей простоты и надежности широко используется для выполнения РУ подстанций 110 кВ и выше. В этой схеме имеется возможность вывода выключателя любого присоединения без разрыва цепи и перерыва питания потребителей. Нормально с обходной системы шин ОСШ напряжение снято. При небольшом числе присоединений допускается совмещение функций секционного и обходного выключателей. При этом ОВ со своим шинным разъединителем исключается, а между точками а и б устанавливается перемычка.
В схеме с двумя несекционированными системами сборных шин СШ1, СШ2 с ШСВ и одним выключателем на присоединение (схема 4 табл. 1.1) в нормальном режиме обе системы могут находиться под напряжением при включенном ШСВ. Питающие элементы и отходящие линии распределяются между системами примерно поровну и фиксируются (закрепляются) за системами. Переток мощности через ШСВ в этом случае незначителен и последний в сущности выполняет роль секционного выключателя. Такой режим носит название «фиксированного распределения присоединений» по системам шин. В случаях ремонтов на одной из систем шин или любого шинного разъединителя все присоединения переводятся на другую систему шин, при этом надежность работы РУ снижается. При эксплуатации возможен перевод любого присоединения на «чужую» систему шин. Такой режим носит название «нефиксированное распределение присоединений».
Схема с двумя несекционированными системами шин СШ1, СШ2, с обходной системой шин ОСШ, обходным выключателем ОВ и одним выключателем на одно присоединение (схема 5 табл. 1.1) применяется на мощных ТЭЦ и районных подстанциях с большим числом присоединений. В ряде случаев рабочие системы шин могут секционироваться. При небольшом (до пяти) числе присоединений с целью экономии функции ШСВ и ОВ могут совмещаться. Нормально схема работает в режиме с фиксированным распределением присоединений при замкнутом ШСВ. Однако по условиям снижения токов КЗ схемы 4, 5 могут эксплуатироваться с разомкнутыми ШСВ при наличии обходных связей через ВЛ между системами. Такой режим следует учитывать при разработке и эксплуатации защит шин [2, 24].
Схемы 6 и 7 (табл. 1.1) применяются для РУ повышенных напряжений мощных конденсационных электрических станций (ГРЭС) и крупных районных подстанций при большом числе присоединений. Схема 6 с двумя системами шин СШ1, СШ2 с тремя выключателями на два присоединения надежна в работе и проста в эксплуатации, что обусловило ее широкое распространение в развивающихся энергосистемах. Отключение повреждений на линиях и в трансформаторах производится двумя выключателями. Схема 7 с двумя системами шин СШ1, СШ2 и двумя выключателями на присоединение обладает высокой надежностью, однако по экономическим соображениям используется достаточно редко.
Кроме рассмотренных, применяются много других разнообразных схем РУ станций и подстанций, например, экономичные схемы мостиков без выключателей на стороне высшего напряжения, кольцевые схемы: треугольника, квадрата, пяти- и шестиугольника и др. В этих схемах, в сущности, отсутствуют сборные шины, что повышает надежность схем и упрощает их эксплуатацию.
Участки ошиновки таких схем обычно защищаются релейными защитами ближайших выключателей, входящих в схему, а также защитами смежных элементов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *