Опоры ЛЭП: предназначение, разновидности и их функции. Решетчатые и многогранные опоры.
Опора воздушной линии электропередач – это специальная конструкция, предназначенная для удержания проводов воздушных линий электропередач, а также грозозащитных тросов, на заданном расстоянии друг от друга и от поверхности земли.
Каждая опора ЛЭП рассчитана для выполнения конкретной функции, положенной на неё.
По назначению опоры ЛЭП бывают:
- Промежуточные — предназначены для установки на прямых участках воздушных линий электропередачи, выполняют исключительно функцию поддержания проводов и тросов, и не рассчитаны на нагрузки от натягивания проводов вдоль линии.
- Анкерные – используются на прямых участках ВЛ для перехода ЛЭП через железные дороги, автодороги, мосты и небольшие реки. Конструкция анкерных опор выдерживает значительную нагрузку от тяжения проводов и тросов.
- Переходные опоры используют при пересечении ЛЭП крупных преград. Переходные опоры являются самыми тяжелыми из всех опор ЛЭП, они могут достигать высоты до 300м, и именно они несут самые большие нагрузки.
- Угловые опоры устанавливаются на углах поворота трассы ВЛ. При повороте до 30°, при котором нагрузка будет не столь велика, используют угловые промежуточные опоры. Если угол поворота больше, нужна более жесткая конструкция, и в таком случае используют угловые анкерные опоры с соответствующим креплением проводов.
- Концевые опоры устанавливаются вначале или в конце воздушной линии, ставятся перед электрическими подстанциями на порталы ОРУ (открытых распределительных устройств).
- Транспозиционные – служат для изменения порядка расположения проводов на опорах.
- Ответвительные – для организации ответвлений от ВЛ.
- Перекрестные опоры устанавливают на пересечении воздушных линий двух направлений.
- Противоветровые используют для усиления механической прочности.
История развития опор воздушных линий электропередач насчитывает три периода: деревянный, бетонный и металлический.
Когда впервые возникла необходимость передачи электроэнергии на большие расстояния, вполне логично, что для строительства линий электропередач использовали самый доступный на то время материал – дерево. Однако, совсем скоро стали заметны его недостатки – гниение древесины в месте соприкосновения с землей, слабая прочность и незащищенность от пожаров.
На смену им пришли более долговечные бетонные опоры, неподверженные воздействию огня, стойкие к коррозии и воздействию химический веществ, единственным и существенным недостатком которых является огромный вес, который создает трудности во время перевозки и установки опор. Также проблему представляла их утилизация после того, как опоры придут в негодность.
И вот, на смену бетонным приходят металлические опоры, которые не имеют вышеперечисленных недостатков.
Сравним два наиболее популярных вида металлических опор ЛЭП — решетчатые и многогранные.
Металлические решетчатые опоры ЛЭП
Металлические решетчатые опоры ЛЭП – классическое решение для передачи электроэнергии на большие расстояния. Их спокойно можно использовать на территориях, где температура воздуха может достигать до минус 65˚С.
Решетчатая опора представляет собой внушительного размера каркас, выполненный из углового металлопроката, который собирается с помощью болтовых соединений. Благодаря компактности деталей, транспортировка решетчатых опор удобная и имеет сравнительно низкую стоимость. Однако, большое количество сборочных элементов значительно увеличивает время монтажа таких опор, что является их главным недостатком.
Антикоррозийная защита решетчатых опор осуществляется методом горячего цинкования, что позволяет продлить срок их службы на несколько десятков лет.
Металлические многогранные опоры ЛЭП
Многогранные опоры ЛЭП – новое слово в организации воздушных линий, они пользуются большим спросом благодаря эстетичному внешнему виду и усиленными прочностными характеристиками.
Существенным преимуществом многогранных опор ЛЭП является то, что для установки им потребуется малая площадь, в отличии от решетчатых опор. Они просто незаменимы в стесненных для установки условиях.
Монтаж многогранных опор не займет много времени и трудозатрат, благодаря небольшому количеству сборочных единиц. А стоимость транспортировки таких опор низкая, так как осуществляется путем размещения секций опоры друг в друге, из-за её телескопической конструкции.
Воздушные линии, построенные на многогранных опорах, намного реже выходят из строя чем на железобетонных и решетчатых опорах. Металлические многогранные опоры особенно хороши для эксплуатации в агрессивной среде во всех климатических районах.
Оцинкованные многогранные опоры способны прослужить на благо человечества около 70 лет.
Виды и типы опор воздушных линий электропередачи
В зависимости от способа подвески проводов опоры воздушных линий (ВЛ) делятся на две основные группы:
а) опоры промежуточные , на которых провода закрепляются в поддерживающих зажимах,
б) опоры анкерного типа , служащие для натяжения проводов. На этих опорах провода закрепляются в натяжных зажимах.
Расстояние между опорами воздушных линий электропередачи (ЛЭП) называется пролетом , а расстояние между опорами анкерного типа — анкерованным участком (рис. 1).
В соответствии с требованиями ПУЭ пересечения некоторых инженерных сооружений, например железных дорог общего пользования, необходимо выполнять на опорах анкерного типа. На углах поворота линии устанавливаются угловые опоры, на которых провода могут быть подвешены в поддерживающих или натяжных зажимах. Таким образом, две основные группы опор — промежуточные и анкерные — разбиваются на типы, имеющие специальное назначение.
Рис. 1. Схема анкерованного участка воздушной линии
Промежуточные прямые опоры устанавливаются на прямых участках линии. На промежуточных опорах с подвесными изоляторами провода закрепляются в поддерживающих гирляндах, висящих вертикально, на промежуточных опорах со штыревыми изоляторами закрепление проводов производится проволочной вязкой. В обоих случаях промежуточные опоры воспринимают горизонтальные нагрузки от давления ветра на провода и на опору и вертикальные — от веса проводов, изоляторов и собственного веса опоры.
При необорванных проводах и тросах промежуточные опоры, как правило, не воспринимают горизонтальной нагрузки от тяжения проводов и тросов в направлении линии и поэтому могут быть выполнены более легкой конструкции, чем опоры других типов, например концевые, воспринимающие тяжение проводов и тросов. Однако для обеспечения надежной работы линии промежуточные опоры должны выдерживать некоторые нагрузки в направлении линии.
Линия электопередачи высокого напряжения (рисунок из книги 1950 года)
Промежуточные угловые опоры устанавливаются на углах поворота линии с подвеской проводов в поддерживающих гирляндах. Помимо нагрузок, действующих на промежуточные прямые опоры, промежуточные и анкерные угловые опоры воспринимают также нагрузки от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.
При углах поворота линии электропередачи более 20° вес промежуточных угловых опор значительно возрастает. Поэтому промежуточные угловые опоры применяются для углов до 10 — 20°. При больших углах поворота устанавливаются анкерные угловые опоры .
Рис. 2. Промежуточные опоры ВЛ
Анкерные опоры . На линиях с подвесными изоляторами провода закрепляются в зажимах натяжных гирлянд. Эти гирлянды являются как бы продолжением провода и передают его тяжение на опору. На линиях со штыревыми изоляторами провода закрепляются на анкерных опорах усиленной вязкой или специальными зажимами, обеспечивающими передачу полного тяжения провода на опору через штыревые изоляторы.
При установке анкерных опор на прямых участках трассы и подвеске проводов с обеих сторон от опоры с одинаковыми тяжениями горизонтальные продольные нагрузки от проводов уравновешиваются и анкерная опора работает так же, как и промежуточная, т. е. воспринимает только горизонтальные поперечные и вертикальные нагрузки.
Рис. 3. Опоры ВЛ анкерного типа
В случае необходимости провода с одной и с другой стороны от анкерной опоры можно натягивать с различным тяжением, тогда анкерная опора будет воспринимать разность тяжения проводов. В этом случае, кроме горизонтальных поперечных и вертикальных нагрузок, на опору будет также воздействовать горизонтальная продольная нагрузка. При установке анкерных опор на углах (в точках поворота линии) анкерные угловые опоры воспринимают нагрузку также от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.
Концевые опоры устанавливаются на концах линии. От этих опор отходят провода, подвешиваемые на порталах подстанций. При подвеске проводов на линии до окончания сооружения подстанции концевые опоры воспринимают полное одностороннее тяжение проводов и тросов ВЛ.
Помимо перечисленных типов опор, на линиях применяются также специальные опоры: транспозиционные , служащие для изменения порядка расположения проводов на опорах, ответвительные — для выполнения ответвлений от основной линии, опоры больших переходов через реки и водные пространства и др.
Основным типом опор на воздушных линиях являются промежуточные, число которых обычно составляет 85 -90% общего числа опор.
По конструктивному выполнению опоры можно разделить на свободностоящие и опоры на оттяжках . Оттяжки обычно выполняются из стальных тросов. На воздушных линиях применяются деревянные, стальные и железобетонные опоры. Разработаны также конструкции опор из алюминиевых сплавов.
Конструкции опор ВЛ
- Деревянная опора ЛОП 6 кВ (рис. 4) — одностоечная, промежуточная. Выполняется из сосны, иногда лиственницы. Пасынок выполняется из пропитанной сосны. Для линий 35—110 кВ применяются деревянные П-образные двухстоечные опоры. Дополнительные элементы конструкции опоры: подвесная гирлянда с подвесным зажимом, траверса, раскосы.
- Железобетонные опоры выполняются одностоечными свободностоящими, без оттяжек или с оттяжками на землю. Опора состоит из стойки (ствола), выполненной из центрифугированного железобетона, траверсы, грозозащитного троса с заземллителем на каждой опоре (для молниезащиты линии). С помощью заземляющего штыря трос связан с заземлителем (проводник в виде трубы, забитой в землю рядом с опорой). Трос служит для защиты линий от прямых ударов молнии. Другие элементы: стойка (ствол), тяга, траверса, тросостойка.
- Металлические (стальные) опоры (рис. 5) применяются при напряжении 220 кВ и более.
Рис. 4. Деревянная одностоечная промежуточная опора ЛЭП 6 кВ: 1 — опоры, 2 — пасынок, 3 — бандажа, 4 — крюка, 5 — штыревых изоляторов, 6 — провода
Рис. 5. Металлическая опора ЛЭП 220-330 кВ: 1 — стойка (ствол) опоры, 2 — фундамент сборный железобетонный иди монолитный, 3 — раскосы, 4 — пояс опоры, 5 — траверса (тяга и пояс траверсы), 6 — гирлянда изоляторов натяжная или подвесная в зависимости от назначения опоры, 7 — провод, S — тросостойка, 9 — трос грозозащитный, 10 — заземлитель, 11 — заземляющий стержень
На первых ВЛ 110 — 500 кВ широкое распространение имели металлические сварные конструкции опор, устанавливавмые на монолитных, набивных или металлических подножниках. В настоящее время на таких ВЛ широко применяются металлические опоры с антикоррозионной защитой металла методами горячего оцинкования, устанавливаемые на фундаментах из сборного железобетона.
Не менее важным при реконструкции, модернизации и строительстве линий становятся и вопросы снижения транспортного веса опор, простота монтажа, высокая удельная прочность опор, долговечность, вандалоустойчивость, устойчивость к воздействию климатических нагрузок, экологичность. Поэтому, на современном этапе необходимо активно проводить работы по реализации внедрения новых форм опор и модификации существующих конструкций опор и их элементов с применением новых материалов и технологий.
Композитные опоры ВЛ
Композитные опоры ВЛ представляют собой модульную конструкцию из последовательно собранных конусооборазних композитных модулей на основе стекловолокна (стеклоровинг) и применяются для одноцепных и двухцепных промежуточных опор линий электропередач классов напряжения 110 и 330 кВ. Для композитных опор рекомендуется применять изолированные траверсы.
Телеграмм канал для тех, кто каждый день хочет узнавать новое и интересное: Школа для электрика
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Опоры ЛЭП
Опоры ЛЭП предназначены для сооружений линий электропередач напряжением 10 кВ и выше при расчётной температуре наружного воздуха до — 65 °C и являются одним из главных конструктивных элементов ЛЭП (линий электропередач), отвечающим за крепление и подвеску электрических проводов на определённом уровне. В зависимости от способа подвески проводов опоры делятся на две основные группы: — Опоры промежуточные, на которых провода закрепляются в поддерживающих зажимах.
— Опоры анкерного типа, служащие для натяжения проводов — на этих опорах провода закрепляются в натяжных зажимах. Эти виды опор делятся на типы, имеющие специальное назначение: — Промежуточные прямые опоры устанавливаются на прямых участках линии. На промежуточных опорах с подвесными изоляторами провода закрепляются в поддерживающих гирляндах, висящих вертикально, на опорах со штыревыми изоляторами закрепление проводов производится проволочной вязкой. В обоих случаях промежуточные опоры воспринимают горизонтальные нагрузки от давления ветра на провода и на опору и вертикальные — от веса проводов, изоляторов и собственного веса опоры.
— Промежуточные угловые опоры устанавливаются на углах поворота линии с подвеской проводов в поддерживающих гирляндах. Помимо нагрузок, действующих на промежуточные прямые опоры, промежуточные и анкерно-угловые опоры воспринимают также нагрузки от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов. При углах поворота линии электропередачи более 20 ° вес промежуточных угловых опор значительно возрастает. При больших углах поворота устанавливаются анкерно угловые опоры. — При установке анкерных опор на прямых участках трассы и подвеске проводов с обеих сторон от опоры с одинаковыми тяжениями горизонтальные продольные нагрузки от проводов уравновешиваются и анкерная опора работает так же, как и промежуточная, то есть воспринимает только горизонтальные поперечные и вертикальные нагрузки. В случае необходимости провода с одной и с другой стороны от опоры можно натягивать с различным тяжением проводов. В этом случае, кроме горизонтальных поперечных и вертикальных нагрузок, на опору будет воздействовать горизонтальная продольная нагрузка. При установке анкерных опор на углах анкерно угловые опоры воспринимают нагрузку также от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов. — Концевые опоры устанавливаются на концах линии. От этих опор отходят провода, подвешиваемые на порталах подстанций. Помимо перечисленных типов опор , на линиях применяются также специальные опоры: транспозиционные, служащие для изменения порядка расположения проводов на опорах; ответвительные — для выполнения ответвлений от основной линии; опоры больших переходов через реки и водные пространства и т. д. На линиях электропередач применяются деревянные, стальные и железобетонные опоры. Разработаны также опытные конструкции из алюминиевых сплавов. Сталь является основным материалом, из которого изготавливаются металлические опоры и различные детали (траверсы, тросостойки, оттяжки) опор. Достоинством стальных опор по сравнению с железобетонными является их высокая прочность при малой массе. По конструктивному решению ствола стальные опоры могут быть отнесены к двум основным схемам: башенным (одностоечным) и портальным; По способу закрепления на фундаментах — к свободностоящим опорам и опорам на оттяжках; По способу соединения разделяются на сварные и болтовые. Опоры изготавливаются из стального уголкового проката, причем в подавляющем большинстве случаев применяется равнобокий уголок, высокие переходные опоры могут быть изготовлены из стальных труб. Классификация опор По назначению:
— Промежуточные опоры устанавливаются на прямых участках трассы ВЛ, предназначены только для поддержания проводов и тросов и не рассчитаны на нагрузки от тяжения проводов вдоль линии. Обычно составляют 80 — 90 % всех опор ВЛ.
— Анкерные опоры устанавливаются на прямых участках трассы для перехода через инженерные сооружения или естественные преграды, воспринимают продольную нагрузку от тяжения проводов и тросов. Их конструкция отличается жесткостью и прочностью.
Угловые опоры устанавливаются на углах поворота трассы ВЛ, при нормальных условиях воспринимают равнодействующую сил натяжения проводов и тросов смежных пролётов, направленную по биссектрисе угла, дополняющего угол поворота линии на 180°. При небольших углах поворота (до 15 — 30°), где нагрузки невелики, используют угловые промежуточные опоры. Если углы поворота больше, то применяют угловые анкерные опоры, имеющие более жёсткую конструкцию и анкерное крепление проводов.
— Концевые опоры — разновидность анкерных и устанавливаются в конце или начале линии. При нормальных условиях работы ВЛ они воспринимают нагрузку от одностороннего тяжения проводов и тросов.
— Специальные опоры : транспозиционные — для изменения порядка расположения проводов на опорах; ответвлительные — для устройства ответвлений от магистральной линии; перекрёстные — при пересечении ВЛ двух направлений; противоветровые — для усиления механической прочности ВЛ; переходные — при переходах ВЛ через инженерные сооружения или естественные преграды.
По способу закрепления в грунте: — Опоры, устанавливаемые непосредственно в грунт
— Опоры, устанавливаемые на фундаменты
По конструкции — Свободностоя?щие опоры
— Опоры с оттяжками
По количеству цепей: — Одноцепные
— Двухцепные
— Многоцепные
По материалу изготовления:
— Железобетонная опора
Железобетонные — выполняют различных конструкций. Для линий 10-110 кВ и выше обычно применяют опоры из центрифугированного бетона. Достоинством железобетонных опор является их стойкость в отношении коррозии и воздействия химических реагентов, находящихся в воздухе.
— Металлические — выполняют из стали специальных марок. Отдельные элементы соединяют сваркой или болтами. Для предотвращения окисления и коррозии поверхность металлических опор оцинковывают или периодически окрашивают специальными красками.
— Металлические решетчатые опоры
— Многогранные металлические опоры
— Деревянные — выполняют из круглых брёвен. Наиболее распространены сосновые опоры и несколько меньше опоры из лиственницы. Деревянные опоры применяют для линий напряжением до 110 кВ включительно. Основные достоинства этих опор — малая стоимость (при наличии местной древесины) и простота изготовления. Основной недостаток — гниение древесины, особенно интенсивное в месте соприкосновения опоры с почвой. Пропитка древесины специальным антисептиками увеличивает срок её службы с 4-6 до 15-25 лет. Для увеличения срока службы деревянную опору обычно выполняют не из целого бревна, а составной: из более длинной основной стойки и короткого стула или пасынка. Стул скрепляют с основной стойкой при помощи проволочного бандажа. Широко применяют составные деревянные опоры с железобетонными стульями. Деревянные опоры выполняют А-образными или П-образными. П-образная конструкция является более устойчивой, но требует бо?льших капиталовложений из-за повышенного расхода материала по сравнению с А-образной. Срок службы железобетонных и металлических оцинкованных или периодически окрашиваемых опор достигает 50 лет и более. Стоимость металлических и железобетонных опор значительно превышает стоимость деревянных опор. Выбор того или иного материала для опор обусловливается экономическими соображениями, а также наличием соответствующего материала в районе сооружения линии. Унификация опор На основании многолетней практики строительства, проектирования и эксплуатации ВЛ определяются наиболее целесообразные и экономичные типы и конструкции опор для соответствующих климатических и географических районов и проводится их унификация. Обозначение опор Для металлических и железобетонных опор ВЛ 10 — 330 кВ в России принята следующая система обозначения.
Буквы | Что обозначают |
---|---|
П, ПС | промежуточные опоры |
ПВС | промежуточные опоры с внутренними связями |
ПУ, ПУС | промежуточные угловые |
ПП | промежуточные переходные |
У, УС | анкерно-угловые |
К, КС | концевые |
Б | железобетонные |
М | Многогранные |
Отсутствие Б | стальные |
- У110-2+14 — Металлическая анкерно-угловая двухцепная опора с подставкой 14 метров
- ПМ220-1 — Промежуточная металлическая многогранная одноцепная опора
- У220-2т — Металлическая анкерно-угловая двухцепная опора с двумя тросами
- ПБ110-4 — Промежуточная железобетонная двухцепная опора
Виды опор ЛЭП
Надежность линии электропередач зависит от качества фиксации конструкций для их удержания. Выполняют эту задачу опоры ЛЭП. Их подбирают в соответствии с предварительным проектированием, с учетом напряжения и мощности воздушной линии. Ведь от этих критериев зависит оптимальное сечение кабеля, а это оказывает непосредственное влияние на его вес. После оценки ориентировочного веса кабеля просчитывают, какими должны быть промежуточные и анкерные пролеты, а затем подбирают подходящую разновидность опор. На виды опор ЛЭП, которые будут использоваться, влияет и общее количество проводов на участке, наличие отводов.
Эффективное применение опор линий электропередач возможно при низких температурах окружающего воздуха, при этом важно соблюсти все нормы установки. Защиту же от осадков, температурных перепадов обеспечит слой цинкового покрытия, который продлевает эксплуатационный ресурс вдвое, или же цинконаполненный композитный состав.
Классификация: какие бывают опоры ЛЭП
Основные виды опор ЛЭП по конструктивному исполнению:
- Промежуточные – такие опоры встречаются наиболее часто, выполняют функцию опоры для поддержки проводов на заданной высоте. Уровень допустимой нагрузки варьируется в зависимости от модели опор, но все они отлично подходят для обустройства прямых участков трассы. Эксплуатация промежуточных опор возможна при температуре до -65°C. Устойчивость к низким температурам объясняется тем, что в основе каркаса лежит стальной прокат, соединенный болтовыми соединениями. Благодаря компактности отдельных компонентов упрощается транспортировка и монтаж опоры.
- Переходные – применяют там, где имеются определенные преграды естественного происхождения. Поэтому переходные опоры превосходят другие разновидности по габаритам. Они также покрываются слоем цинка либо другого защитного покрытия, которое противостоит пагубному воздействию коррозии. В качестве маркировки для переходных опор применяют сочетание белых и красных цветов. Переходные опоры ЛЭП нужны там, где воздушная ЛЭП высокого напряжения пересекает водоем искусственного либо естественного происхождения. Для мест таких пересечений и требуется обустраивать переход. В конструкцию перехода входят крупные опоры, которые способны выдерживать нагрузку проводов. Для надежной эксплуатации ЛЭП переходные опоры должны обладать солидным запасом прочности. Переходные опоры могут иметь различное конструктивное исполнение. Типичный пример – классическая башня или же одноцепная мачта Y-образной формы (её предельно допустимая высота достигает 120 м).
- Анкерно-угловые – помогают добиться нужного натяжения проводов и сконструировать повороты трассы.
- Концевые – монтируются в начале и в конце воздушной ЛЭП. К их особенностям относят повышенную прочность, жесткость. Для фиксации кабеля используют зажимные конструкции, сам же кабель соединяет опору с электрической подстанцией либо порталом ОРУ.
Для удобства опоры классифицируют по ряду критериев.
По способу подвески
Классификация подвески осуществляется по двум основным группам: промежуточные опоры и анкерные модели. В промежуточных для фиксации проводов применяют обычные зажимы, а в опорах ВЛ анкерного типа – натяжные зажимы.
По назначению
В зависимости от участка трассы, на котором устанавливается опора, варьируются и её основные функции. Так, для прямых участков подходит промежуточная прямая опора, которая должна быть прочной и надежной, так как на неё ложится серьезная нагрузка от веса изоляторов и проводов.
На углах монтируют угловые промежуточные опоры с установкой проводов в поддерживающие гирлянды. К перечню стандартных нагрузок, которые действуют на промежуточные угловые опоры, добавляется нагрузка, продуцируемая поперечной составляющей при натяжении проводов. Если угол поворота ЛЭП превышает 20°, нагрузка значительно возрастают, для её нейтрализации предусматривают различные схемы уравновешивания.
Кроме стандартной опоры, может использоваться специализированная модель. Например, транспозиционная, которая изменяет порядок расположения тросов и проводов на опоре, ответвленная — выполняет ответвление от главной линии, крупная переходная опора – для организации переходов через реку либо другой водоём.
По материалу
Опоры ЛЭП бывают деревянными, стальными, железобетонными, композитными. Наиболее старыми среди всех являются деревянные опоры. Конструктивно представляют собой столб, выполненный из хвойных пород древесины. Длина опоры колеблется в пределах 8,5–13 м. Из дерева выпускаются и дополнительные компоненты для деревянных опор – от траверс, горизонтальных балок на опорах, до подкосов и ригелей, которые упрочняют конструкцию.
У деревянных опор есть преимущества и недостатки. К преимуществам относят доступную цену, легкость, гибкость конструкции, что позволяет без последствий воспринимать вибрации. Благодаря легкости таких опор упрощается их монтаж, процессы доставки разгрузки. К недостаткам деревянных опор относят слабую устойчивость к воздействию огня, влаги и микроорганизмов, из-за воздействия которых они гниют, на поверхности появляется плесень, трещины.
При соблюдении технологии пропитки столба эти недостатки частично нейтрализуются. Производители заявляют, что срок службы деревянной опоры достигает 50 лет, хотя это напрямую зависит от климатических условий, соблюдения норм монтажа.
Следующий тип опор ЛЭП – железобетонные. Они стали достойной альтернативой деревянным аналогам. Пользуются спросом как у монтажников, так и у заказчиков, что объясняется рядом преимуществ:
- Железобетонной опоре не страшны повреждения, характерные для деревянных опор.
- Эксплуатационный ресурс опор значительно превышает срок службы тех же деревянных опор, да и выглядят они более привлекательно.
- В опору из бетона залита арматура, которую можно применять при обустройстве заземления воздушной линии. Заземляющая арматура выведена вверху и внизу столба. Благодаря таким выводам упрощается монтаж, а бетон благотворно влияет на электробезопасность.
- Отсутствует необходимость сложной сборки и монтажа (это касается всех видов железобетонных опор ЛЭП).
ПРИМЕЧАНИЕ: изредка встречаются сборно-составные конструкции опор, которые сочетают в себе два компонента – железобетонный пасынок и деревянный столб, соединенные между собой с помощью стальной проволоки.
Для воздушной ЛЭП высокой мощности предназначены металлические опоры. За основу берется специальная сталь, во избежание коррозии на металл наносят антикоррозийный слой материала. В зависимости от размеров, опоры делают сборными или сварными. Сборные доставляются на место монтажа раздельно.
Уже на месте производят сборку и установку в предварительно обустроенный фундамент. Ввиду сложности технологического процесса применяют тяговые машины, в частности трактора и другую спецтехнику. Опору соединяют с фундаментом с помощью болтов, обязательно отслеживая её перпендикулярность по отношению к фундаменту.
К плюсам металлических опор ЛЭП относят прочность и надежность эксплуатации. Минусом считается высокая цена, что связано с тем, что в ходе производства используется большое количество металла, а это приводит к удорожанию продукции.
Применение металлических опор воздушных линий электропередач имеет смысл при напряжении от 110 кВ, в противном случае дорогостоящие монтажные работ и необходимость периодического обслуживания экономически нецелесообразны.
Правила и нормы установки опор ЛЭП
Первым этапом при установке всех типов опор ВЛ будет проектирование. Установка опор для электричества должна производиться в соответствии с заданным проектом, с учетом всех технических нормативов, от разновидности опор до особенностей грунта, специфики ландшафта, близости к жилым домам и постройкам другого предназначения.
От грамотности составления проекта зависят финансовые затраты на проведение монтажа. На данном этапе выбирают виды опор ВЛ для электричества. Также рассчитывают фундамент, который послужит основой для монтажа опор. Для проведения установочных работ важно задействовать всевозможную специализированную технику, которая необходима для того, чтобы транспортировать опоры на объект, перемещать и поднимать их, бурить скважины.
Сборка и установка опор являются многоэтапными процессами, которые включают их выкладку, установку в необходимом положении и фиксацию. Выкладка, согласно нормативам, осуществляется вдоль оси ВЛ.
Каждая разновидность работ при монтаже опоры воздушной линии должна быть поручена специальной бригаде, которой под силу грамотное выполнение следующих операций:
- Раскладка проводов вдоль трассы, их установку на поддерживающие гирлянды и соединение. В ходе сборки на опоры монтируют и штыревые изоляторы, делаю это непосредственно до начала монтажа.
- Натяжка тросов с визированием, регулировкой стрел провесов, фиксацию проводов с анкерными опорами.
- Закрепление проводов на опорах (применяют зажимы).
Существуют и другие тонкости монтажа опор. Например, после обустройства котлована установка опоры должна быть произведена в течение 1 дня, с обязательной фиксацией с помощью растяжек и последующим креплением ригелей. Из-за огромного количества тонкостей, связанных с установкой опор, и необходимости специализированной техники их монтаж под силу только профессиональным бригадам.