Двускатный поперечный профиль автомобильных дорог
Перейти к содержимому

Двускатный поперечный профиль автомобильных дорог

  • автор:

37. Двухскатный поперечный профиль дорожного полотна

Поперечный профиль дор. полотна – это изображение сечения дороги плоскостью, перпендикулярной к оси. Поперечник проектируемой дороги может быть: Двухскатный, с уклонами симметрично нисходящими от оси дороги к бровке зем полотна. Односкатный, с уклоном нисходящим от одной бровки зем полотна к другой. Многоскатный, с уклонами симметрично нисходящими от кромки покрытия внутренней полосы движения к бровке зем полотна (для дорог, имеющих более 3-х полос движения в одном направлении).

Элементы поперечного профиля: 1) обочина 2) разделительная полоса 3) проезжая часть 4) кювет.

Проезжая часть – это осн элемент дороги, предназнач для непосредственного движения тр средств. В зависимости от интенсивности пр часть может быть одно-двух или многоскатной. Ширина проезжей части измеряется между кромками покрытия и зависит от категории дороги и числа полос движ.

Обочина – боковая полоса зем полотна с каждой его стороны между его кромкой и бровкой пр части, предназнач для предохранения краев дор одежды от разруш, вынужденной остановки тр средства, размещение остановочных полос, барьерных ограждений и складирования материалов ремонтных работ. Ширину обочины опред по ф-ле: а= α+з-р,

Где α – ширина кузова авто, з – расст от бровки зем полотна до колес авто (=0,5 м),

р – зазор безопасности р= 0,35+0,005*υ.

Разделит полоса движения – участок дороги, проектируемый в целях предотвращения переезда тр средств с одной пр части на другую.

Откос зем полотна – боковая наклонная плоскость, ограниющая искусств зем полотно или склоны от естественного рельефа. Крутизна откоса хар-тся коэф заложения, кот предст собой отношение высоты откоса к его горизонтальной проекции.

где коэф перехода суточной интенсивности движ к часовой.

N – среднесут интенсивность движ, авт/сут

– средневзвешен коэф приведения состава тр потока к потоку легковых авто.

— коэф неравномерности интенсивности движ в теч года.

Z – оптим уровень загрузки движ. 0,45 – 0,6

Рпр – типичная пропускная способность легков авт в час.

38. Вираж

Вираж – односкатный поперечный профиль направленный в сторону центра кривой.

Вираж необходим для безопасности движения авто и для положительного психологического воздействия на водителя, способствуя уверенному проезду кривых без неоправданного снижения скорости. Ф-ла для опр-ия радиуса закругления с учетом ветра по Васильеву:

– коэф сцепления в попер напр.

— поперечный уклон покрытия, д.е.

— коэф бокового давления ветра

F –площадь бок по-ти

К – аэродр-й коэф ветра = 0.1-0.2

Кривая в плане ежегодно явл местом сосредоточения ДТП от 10 до 30 %

Выбор наиболее целесообразного из мероприятий по закруглнию дороги должен быть в каждом конкретном случае обоснован расчетом устойчивости тр средства против скольжения.

39) Поперечные уклоны обочин при двускатном поперечном профиле следует принимать на 10-30%o больше поперечных уклонов проезжей части. В зависимости от климатических условий и типа укрепления обочин допускаются следующие величины поперечных уклонов, %o:

30-40 — при укреплении с применением вяжущих;

40-60 — при укреплении гравием, щебнем, шлаком или замощении каменными материалами и бетонными плитами;

50-60 — при укреплении дернованием или засевом трав.

Для районов с небольшой продолжительностью снегового покрова и отсутствием гололеда для обочин, укрепленных дернованием, может быть допущен уклон 50-80%o.

40) Особенности проектирование отгона виража многополосной дороги заключается в том ,что вираж устраивается отдельна для каждого направления движения автомобиля. К нему предъявляются требования зрительной плавности дороги при взгляде из далека при высоких скоростях движения. На участках многополосных дорог две правые части для получения односкатного поперечного профиля сооружения . отвод воды осуществляется подземными водостоками. Отгон виража осуществляется по обычным правилам. В связи с большой длиной перепада кривых отгона виража ограничивают участки переходной кривой от основания кривой до точки где радиус кривой составляет 5-7тыс м или при величине радиуса кривых при котором вираж не устраивается. Отгон при движении на по нему тс представляет неровность, которая вызывает перераспределение продольных и поперечных сил и при сочетание высоких скоростей и низких сцепных качества может стать причиной непроизвольного скольжения автомобиля.

41) Земляное полотно-это дорожное сооружение служащий основанием для различных конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги. Земляное полотно образуется из местных или привозных грунтов. Земляное полотно связано с водоотводными сооружениями , кюветами, канавами , дренажные устройства. Элементами являются : Дренажные сооружения, Полоса отвода, Подошва насыпи, Насыпь, Полка земляная, Берма, Барраж и др.

Барраж (запруда) — сооружение, предназначенное обеспечивать требуемую устойчивость склона (откоса) в оползневой или обвальной зонах. Различают: поддерживающий, улавливающий и перепускной.

Дренажные сооружения — комплекс сооружений, предназначенных для понижения уровня и сбора грунтовых вод с их отводом из земляного полотна и из-под дорожных одежд. Различают: горизонтальный дренаж, к которому относятся трубчатый дренаж, сплошная прорезь, дренажная галерея, горизонтальные скважины (дрены), и вертикальный дренаж — забивные и сквозные фильтры, колодцы, сифонный дренаж. Дренажные устройства укладывают: выше водоупора глубокого залегания (несовершенный дренаж); на поверхность или ниже водоупора при неглубоком его залегании для полного перехвата подземных вод (совершенный дренаж).

Подошва насыпи — нижняя поверхность тела насыпи, опирающаяся на естественный грунт.

42) Рабочий слой земляного полотна- это верхняя часть земляного полотна расположенной под низом дорожной одежды на 2/3 глубины промерзания , но не менее 1,5м от поверхности покрытия проезжей части.

43) Одними из наиболее трудоемких работ при строительстве улиц и городских дорог являются устройство земляного полотна, прочность и устойчивость которого обеспечиваются прежде всего уплотнением, а также регулирование водно-теплового режима. Последнее включает комплекс инженерных мероприятий: удаление поверхностной воды, возвышение низа дорожных одежд над расчетным уровнем подземных вод, применение грунтов, не склонных к морозному пучению, их уплотнение, устройство различных дренажей, теплоизоляционных и паронепроницаемых прослоек, дренирующих слоев, осушающих верхнюю часть земляного полотна, и т. д.

Но независимо от применяемого мероприятия по регулированию прежде всего предварительно должна быть закончена инженерная подготовка застраиваемой территории ,

Земляное полотно должно обеспечивать безопасность движения транспорта, сохранять проектное очертание и требуемую прочность в течение заданного срока службы, не допускать просадок и морозного пучения свыше расчетных значений, гармонично вписываться в окружающий ландшафт.

Для повышения безопасности движения земляное полотно устраивают с пологими откосами и грунтовыми лотками (глубиной 0,3—0,5 м) вместо боковых глубоких канав. Кроме того, современные скорости движения требуют такого заложения откосов, особенно на пригородных дорогах, чтобы в случае необходимости обеспечивался съезд автомобилей с проезжей части на полосу отвода. На земляном полотне с пологими откосами существенно снижаются эрозионные процессы и облегчается технология земляных работ, но на 10—15 % увеличивается объем насыпей высотой до 2 м. Здесь уместно напомнить, что объем земляных работ, по твердому убеждению строителей, в значительной степени определяет сроки строительства, а от качества проектирования и сооружения земляного полотна зависят важнейшие технико-эксплуатационные показатели улиц и городских дорог.

Двускатный поперечный профиль автомобильных дорог

ГОСТ Р 59611-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию».

Согласно таблице 5 ГОСТ Р 59611-2021 расстояние между устройствами для сброса воды принимают в зависимости от:

— категории автомобильной дороги (число полос);

— наличие укреплений и виража;

Число полос движения указано только для I категории дороги, тогда как дорога II категории может быть с числом полос 2; 4.

1) Для какого количества полос движения дороги II категории приведены данные в таблице?

2) При определении количества полос движения какие полосы учитываются – только те, которые в одном направлении (с односторонним уклоном)? Или общее количество полос движения в двух направлениях (двускатный поперечный профиль)?

1) В соответствии с таблицей 5 ГОСТ Р 59611-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию» для автомобильной дороги категории II расстояние между откосными водосбросными лотками для сброса воды, а также расстояние между дождеприемными колодцами при закрытом водоотводе не зависит от числа полос, а зависит от наличия/отсутствия остановочной полосы и виража. В откосные (поперечные) лотки вода сбрасывается не с проезжей части непосредственно, а из продольных лотков.

2) В соответствии с п.3.30 ГОСТ 33100-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог» под полосой движения понимают продольную полосу проезжей части автомобильной дороги, по которой происходит движение транспортных средств в один ряд. Движение транспортных средств в один ряд может производиться в разных рядах по разным направлениям. Также из положений раздела 9 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совмина РСФСР от 23.10.1993 № 1090, следует, что на дороге суммируются полосы, предназначенные для движения во всех направлениях. Двухполосная дорога имеет по одной полосе для каждого направления движения или две полосы для движения в одном направлении при одностороннем движении.

Выбор для водоотвода односкатного или двускатного поперечного профиля определяется в соответствии с п.6.1.1.1 и 6.1.2.2 ГОСТ Р 59611-2021 при выполнении требования п.11.12 ст.3 ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» к поперечному уклону проезжей части и обочин автомобильной дороги обеспечивать сток поверхностных вод.

Используемые нормативные источники

  • ГОСТ 33100-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог
  • ГОСТ Р 59611-2021. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию
  • Правила дорожного движения Российской Федерации
  • Технический регламент Таможенного союза 014/2011. Безопасность автомобильных дорог

Поперечный профиль — поперечник

Поперечный профиль — это вертикальный разрез сооружения в направлении, перпендикулярном его главной оси. Поперечные профили необходимы для подготовки проектов капитального ремонта и реконструкции линейных сооружений — насыпей и выемок на железных и автомобильных дорогах, а также плотин и дамб в гидротехнике.

Элементы поперечного профиля

Назначение поперечного профиля

Поперечный профиль дороги в составе проектной документации, вместе с продольным профилем, определяет основную конфигурацию земляного полотна будущей трассы, а также технологию выполнения земляных работ (схема движения строительной техники, порядок и степень уплотнения) при сооружении насыпей или выемок в дорожном строительстве.

Поперечный профиль разработки или поперечный профиль карьера служит для подсчета объема грунта, выработанного или добытого материала за определенный период времени.

Поперечный профиль земляного полотна при эксплуатации линейных сооружений является основным материалом для выполнения расчетов на устойчивость земляных сооружений, в том числе расчет устойчивости откосов насыпей и выемок, для анализа условий водоотвода и планирования работ по водоотведению от объекта, для расчетов площадей водосбора и определения площади укрепления откосов при необходимости.

Построение поперечного профиля

Нивелирование поперечников выполняется геодезистом с помощью тахеометра, теодолита и нивелирной рейки для измерения расстояний или просто нивелиром и обычной рейкой, если строится поперечный профиль улицы или достаточно равнинной местности. После обработки геодезических измерений рассчитываются заложения и отметки поперечного профиля, по которым вычерчивается профиль в нужном масштабе.

© Геодезическая служба «Скорая геодезическая помощь», Москва, Российская Федерация.

Цены на съемку поперечников, стоимость съемки 1 поперечного профиля

Высота/глубина насыпи/выемки менее 4 м 4-12 м более 12 м
Длина профиля менее 60 м 1 196 рублей 1 655 рублей 2 255 рублей
Длина профиля 60-100 м 1 416 рублей 1 976 рублей 2 690 рублей
Длина профиля 100-200 м 1 870 рублей 2 530 рублей 3 580 рублей
Длина профиля 200-300 м 2 070 рублей 2 960 рублей 4 180 рублей

Заказать съемку и построение поперечных профилей: +7 (926) 926-03-03.

Заказать нивелирование поперечников или уточнить стоимость съемки поперечных профилей автомобильной дороги можно через пункт меню «Есть вопрос?», который расположен вверху с левой стороны, или по телефонам (9:00-21:00 по Москве): +7 (926) 926-03-03 («Мегафон») и +7 (962) 962-03-03 («Билайн»).

Фото поперечного профиля автомобильной дороги на пересечении с трамвайными путями в одном уровне после модернизации трамвайной линии в Москве. Заказать съемку поперечного профиля: +7 (926) 926-03-03, http://www.03geo.ru/

Ещё из раздела «транспортная геодезия»: топографические работы. Кроме того, геодезия на транспорте рассматривает вопросы геодезической разбивки трассы автомобильных дорог и железных дорог. Мы будем очень признательны, если Вы добавите эту страничку к себе в социальные сети с помощью вот этих кнопочек внизу:

Односкатный или двускатный поперечный профиль?

Доброго времени суток!
Коллеги, кто-нибудь проектировал улицу в жилой застройке с односкатным поперечным профилем?

Просмотров: 28474
Sergey Valerevich
Сообщений: n/a
В смысле на прямой в плане? Почему бы и нет, если очень хочется?

Sergey Valerevich

LISP, C# (ACAD 200[9,12,13,14])

Регистрация: 25.08.2003
С.-Петербург
Сообщений: 39,810
Denchik, в чем вопрос-то?

__________________
Моя библиотека lisp-функций

Обращение ко мне — на «ты».
Все, что сказано — личное мнение.

Кулик Алексей aka kpblc
Посмотреть профиль
Посетить домашнюю страницу Кулик Алексей aka kpblc
Найти ещё сообщения от Кулик Алексей aka kpblc

Регистрация: 19.01.2013
Сообщений: 170

Ну вопрос в том, что в СНиП 2.05.02-85 сказано, что проезжую часть следует проектировать с двускатным поперечным профилем на прямолинейных участках.
А вот про городские улицы, в том числе в жилой застройке, ничего подобного не встречал. Раньше небыло особой необходимости и делал двускатную. Теперь вот надо бы односкатный. Подумал, что в полном праве так сделать, но закрались некоторые сомнения — вот и решил посрашать

Регистрация: 01.04.2009
Сообщений: 90

Одностороннее движение, пожалуйста, делайте односкатным. А двустороннее крайне желательно в двускатном исполнении. Из соображений безопасности.

Sergey Valerevich
Сообщений: n/a
Вы рискните, только напишите нам потом реакцию экспертизы.

Sergey Valerevich

Регистрация: 19.01.2013
Сообщений: 170
Сообщение от Sergey Valerevich
Вы рискните, только напишите нам потом реакцию экспертизы.
Уже делаю. После экспертизы отпишусь
Регистрация: 05.03.2011
Сообщений: 48

По ощущениям — если логически ничего не мешает (разделительная полоса, большая ширина проезжей части и тд) — почему нет?
На практике — проектировал реконструкцию улицы с односторнним движением с 4 полосами движения (общая ширина ПЧ 15,5 м) с односкатным поперечным профилем.
ПСД прошла экспертизу, вопросов не было.
Особое внимание — водоотводу. На безопасность односкатник на прямой влияние не окажет.

Регистрация: 10.01.2005
Сообщений: 3,736
Сообщение от Denchik
улицу в жилой застройке с односкатным поперечным профилем?
Не в жилой застройке, но на предприятии регулярно проектируем
Регистрация: 01.03.2012
Сообщений: 600
Сообщение от Silvestor

Одностороннее движение, пожалуйста, делайте односкатным. А двустороннее крайне желательно в двускатном исполнении. Из соображений безопасности.

Соображения безопасности к этому отношения не имеют совсем.

Ул. в жилой застройке (шестиметровая пч) конечно делается односкатной.

dorogi-dorogi
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от dorogi-dorogi

Регистрация: 01.04.2009
Сообщений: 90
Сообщение от dorogi-dorogi
Соображения безопасности к этому отношения не имеют совсем.
Да что вы. Совсем не имеют? А на четырехполосной тоже не имеют отношения, а на шестиполосной?
Регистрация: 19.01.2013
Сообщений: 170
Сообщение от Silvestor
Да что вы. Совсем не имеют? А на четырехполосной тоже не имеют отношения, а на шестиполосной?

Причем здесь 6-ти полосная? Речь идет о 6 м проезжей части. Улица в жилой застройке. Там даже вираже не устраиваются

Регистрация: 01.03.2012
Сообщений: 600
Сообщение от Silvestor
Да что вы. Совсем не имеют? А на четырехполосной тоже не имеют отношения, а на шестиполосной?

Четырех и шестиполосные дороги не будут устраиваться односкатными из соображений водоотвода. Если на четырехполосной дороге плохо организован водоотвод, это, конечно, отрицательно сказывается на безопасности.
На дороге шириной 6 м, я снова утверждаю, односкатный профиль абсолютно не ухудшает безопасность.

dorogi-dorogi
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от dorogi-dorogi

Регистрация: 01.04.2009
Сообщений: 90

Ладно, не буду демагогствовать, выскажу лишь свою относительную позицию по данному вопросу.
Какая бы дорога не была, однополосная или 6-полосная принципы движения автотранспортных средств и физика водных и наледных процессов везде одинакова. Всем я думаю известно, что если отпустить руль автомобиля, то его будет уводить в сторону наименьшего сопротивления, тоесть под уклон, отсюда вероятность встретиться со встречкой. Это принцип номер 1. Далее, при односкатном профиле вся вода с верховой стороны будет также протекать и по пониженной стороне поперечного профиля, отсюда ухудшение условий движения автомобилей по пониженной стороне. Это принцип номер 2. И последнее, вероятность образования устойчивого ледового покрова на пониженной части дороги при односкатном профиле гораздо более велика чем на дороге с двусторонним уклоном. Это принцип номер 3.
Все понятно, что если ширина стремится к 0 то и все эти факторы будут уменьшать свою значимость, но все же они имеют место быть так или иначе, и говорить о том что условия движения не изменятся абсолютно в некотором роде не верно. Так я считаю.

To Denchik
Не воспринимайте мои слова за абсолют, это лишь совет к применению и осмысливанию по данному вопросу. Проведите техноко-экономическое сравнение и все будет ясно. Можете смело принимать односкатный, но у вас должно быть тогда обоснование, в таком случае, почему. Малый экономический перевес думаю будет достаточным обоснованием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *