Какие бывают доковые зоны на складах
Удобная и оперативная разгрузка и погрузка грузов является важным технологическим процессом на любом складе. От скорости обработки груза зависит, не только то, как быстро заказчик получит свой товар, но и как долго будет простаивать автотранспорт в погрузочно -разгрузочной зоне и многое другое.
Доковые зоны на складах это участки выделенные под погрузку и разгрузку товаров. Зоны погрузки и разгрузки имеют одинаковые функции и часто могут быть расположены в пределах одного участка, если доковая зона имеет более 10 ворот, то одна часть предназначается для отгрузки товаров, другая для разгрузки. Для оптимального использования всех площадей, при высоком грузобороте, зоны погрузки и разгрузки разделяют.
На крупных складах выделяют следующие доковые зоны
- зона разгрузки;
- зона погрузки;
- зона приемной экспедиции;
Все зоны должны быть связаны друг с другом специальными проходами и проездами, размеры которых определяются исходя из размера грузооборота и габаритов хранимого груза.
Зона разгрузки
Это территория для разгрузки крупнотоннажных автомобилей, где происходит изъятие грузов из транспортных упаковок. В зоне разгрузки обычно предусмотрено место для краткосрочного хранения товаров для их последующей передачи в зону экспедиции.
Зона погрузки
По своим характеристикам зона отгрузки аналогична зоне разгрузки, действия по такелажным работам производятся в обратном порядке для дальнейшей транспортировки.
Зона приемной экспедиции
Это отдельное помещение, где производится приёмка продукции по количеству и качеству, а так же внесение сведений о грузе в систему учета, подготовка сопроводительных документов и временное накопление.
Оборудование доковых зон напрямую зависит от типа склада, если склад имеет ж/д пути, то груз поставляется непосредственно в зону разгрузки, где для выгрузки товаров могут применяться как ручной труд, так и различные конвейеры, электропогрузчики, транспортеры и средства малой механизации.
На складах оборудованных только автомобильными подъездами для разгрузки автомобильных контейнеров также используют электротележки с подъемной платформой или вилами, автопоргузчики.
Основными требованиями к доковым зонам являются:
- Обеспечение безопасности грузов и работников при проведении погрузочно-разгрузочных работ;
- Обеспечение защиты товара от неблагоприятных погодных условий;
- Наличие вспомогательного оборудования для осуществления такелажных работ.
Каждая доковая зона должна включать в себя следующие элементы:
- Площадка для маневрирования транспортных средств;
- Ворота — секционные, распашные, откатные;
- Перегрузочные тамбуры — Докшелтеры ;
- Перегрузочные мосты — Доклевеллеры.
Площадка для маневрирования
Площадка для маневрирования транспортных средств — это территория прилегающая к доковой зоне. Главной ошибкой планирования доковой зоны является не правильный расчет необходимой площади для разворота и маневрирования крупногабаритного транспорта. В длину площадка должна располагаться вдоль погрузочно-разгрузочного фронта, перпендикулярно докам, если не предусмотрено круговое движение на территории, то площадка должна обеспечивать полный радиус разворота самого большого обслуживаемого транспортного средства.
Ворота
Воротные проемы чаще всего оборудуются секционными воротами это соединенные между собой секции сендвич- панелей толщиной от 2 мм до 46 мм, с электроприводом. Панели состоят из алюминиевых листов и утеплителя, чаще всего пенополиуретана или полистирола, такие ворота способны выдерживать механическое воздействие, экстремальные температуры, и агрессивную среду.
Доковая зона может быть оборудована и другими видами ворот . Распашные ворота более дешевый вариант, часто используется на крупномасштабных складах, где достаточно свободного места. Откатные и сдвижные ворота открываются с помощью роликовых механизмов движущихся по верхнему и нижнему рельсу. Такие ворота экономят место и быстро открываются.
Перегрузочные тамбуры — Докшелтеры
Погрузочно разгрузочная зона регулярно подвергается различным неблагоприятным погодным условиям, снег, дождь, жара и пр. , докшелтеры это тамбуры герметично соединяющие зазор между грузовиком и складом, они позволяют поддерживать оптимальную температуру при разгрузке и защитить груз от порчи.
Перегрузочные мосты — Доклевеллеры
Перегрузочный мост или Доквеллер является специальной уравнительной платформой для выравнивания уровня пола транспортного средства и склада. Использование доквеллеров позволяет увеличить скорость перемещения грузов, а также дает возможность для беспрепятственного въезда погрузчика в кузов транспортного средства.
Дебаркадер в зоне погрузки-разгрузки склада
Дебаркадер на складе представляет собой часть помещения, поднятую до уровня высоты погрузки транспортных средств: грузовых автомобилей или ж/д вагонов. В этой же зоне обычно располагается зона погрузки-выгрузки. Нет проблем с высотой дебаркадера, если склад предназначен для приёма автомобилей или ж/д вагонов одного типа. В ином случае могут возникнуть проблемы. Чтобы решить их, требуется применять специализированное оборудование.
Если принимается различный грузовой транспорт, что практикуется на подавляющем большинстве складов, то, естественно, что уровень дебаркадера не совпадает с уровнем нижнего борта автомобиля. Оптимально проектировать высоту дебаркадера под автотранспорт, который наиболее часто привозит на склад грузы: еврофуры, контейнеровозы, «газели» или другой вид. Однако разница уровней с другими машинами не даст возможности использовать погрузочную технику прямо из кузова. В этом случае часто разгрузка ведётся в два приёма: сначала груз спускается (поднимается) из кузова автомобиля, затем грузится на тележку. Бывает, что первый этап производится вручную. Естественно, это сильно увеличивает время погрузки или выгрузки.
В настоящее время проблема решается достаточно просто. Дебаркадер снабжается дополнительным элементом – перегрузочным мостом. К примеру, электрогидравлическим. Подобный мост является разновидностью выравнивающей платформы. Одной стороной он шарнирно соединяется с дебаркадером, а свободной стороной кладётся на борт автомобиля. Таким образом, между кузовом и дебаркадером образуется ровный переход. По такому мосту погрузочная техника въезжает прямо в кузов автомашины, забирает товар и отвозит напрямую к месту распределения или складирования.
Введение подобного, достаточно простого элемента значительно сокращает время погрузки-выгрузки, а соответственно, и количество персонала, работающего в этой зоне. В качестве примера: на разгрузку 20-футового контейнера с помощью двух грузчиков и водителя ПТО уходит 4 часа. При использовании перегрузочного моста на этот процесс требуется только оператор ПТО и полчаса времени.
Если применяется менее габаритная и более лёгкая техника (ручные штабелёры, самоходные или гидравлические тележки), можно использовать переносные ручные или механические перегрузочные мосты.
В случае, когда перегрузочного моста недостаточно, чтобы нормализовать процесс погрузки-разгрузки, или же необходимо опустить груз на уровень земли, можно использовать электро-гидравлический подъёмный стол. Подобная техника идеальна в случаях большого перепада высоты, к тому же имеет широкий диапазон грузоподъёмности и размеров.
Зона приёмки и отгрузки для автотранспорта на складе
Оперативная погрузка и разгрузка является немаловажным этапом технологического процесса на любом складе. В особенности это касается помещений ответственного хранения, дистрибьютерских и перевалочных. Скорость обработки груза является одним из главных критериев, по которым клиент выбирает склад, для хранения своих товаров. От погрузки/разгрузки не только оперативность доставки груза к покупателю, но и простой автотранспорта клиентов. Именно поэтому грамотное оборудование зон отправки и приёмки груза играет важную роль. Обустраивая подобную зону, следует определиться с множеством факторов. Здесь важно учитывать характеристики и тип груза, частоту приёмки и отправки, сроки хранения, вид транспорта, климатические условия. В данной статье мы рассмотрим вариант доставки и отправки груза с помощью автотранспорта.
Площадь для приёмки/отправки груза
С территорией, предназначенной для работы с автотранспортом необходимо определиться в первую очередь. Для начала решить, будет ли это одно помещение (область) или разные. Разделение зон погрузки и разгрузки имеет смысл при активном грузообороте, по большей части в случаях, если автотранспорт полностью или частично въезжает в помещение склада. В этом же случае необходимо предусматривать достаточную площадь, для размещения фур.
Для складов с небольшим грузооборотом, к примеру, оптовых компаний работающих с розничными точками в своём городе и производящих доставку в регионы железнодорожным или другим транспортом, разделение зон не требуется. В этом случае, как правило, приёмка товара от поставщиков достаточно редка, а отгрузка осуществляется по утрам. Всё остальное время склад работает над комплектацией заказов на следующий день. Если климат и тип груза позволяют, можно вообще обойтись без зоны отгрузки.
Также следует определиться, будет ли зона экспедиции располагаться в зоне погрузки, или отдельно. В последнем случае обе области должны примыкать друг к другу.
Бывают случаи размещения в зоне отгрузки грузов кратковременного хранения (к примеру, короба или палеты, отгрузка которых осуществляется на следующий день). В этом случае нет смысла размещать товар в основной зоне хранения. Проще оставить его на специально отведенной площади в помещении отгрузки.
Как называется площадка для выгрузки товара в магазин?
Правильно называть — рампа. Но почему-то многие называют это пандусом, что в корне не правильно!
Похожие вопросы
Ваш браузер устарел
Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.