Как сделать объемный текст в архикаде
Перейти к содержимому

Как сделать объемный текст в архикаде

  • автор:

3D текст в Автокаде

В AutoCAD текст 3D нельзя создать с помощью общеизвестных команд, таких как однострочный и многострочный текст. Далее мы подробно разберём основные способы создания объёмного текста в Автокаде, проанализируем их преимущества и недостатки.

Бесплатное доп. приложение Autodesk: 3DText

Компания Autodesk предлагает скачать приложение «AutoCAD 3d text». Оно подходит для версий 2014-2017, как для английской, так и русской.

Рис. 1 – Бесплатный модуль 3d text Автокад

Чтобы установить дополнение, закройте Автокад. Далее по стандартной процедуре выполните установку приложения.

Рис. 2 – Установка приложения для создания 3d текста в Автокаде

Для создания объёмного текста напишите в командной строке 3DTEXT. Появится плавающая панель с клавиатурой. Теперь можете выбирать нужные буквы и указывать их местоположение.

Команда Автокад 3DTEXT

ПРЕИМУЩЕСТВА: 3D-текст в Автокаде создается просто, быстро и автоматически.

  1. Можно писать ТОЛЬКО английские буквы.
  2. Ограничение по версиям Автокада.
  3. Требуется установка доп. плагина.

Полное обучение: «AutoCAD на 100%»

Получение объемного текста через команду «Выдавить»

Данный способ более универсальный, однако требует замкнутого 2D объекта в виде текста. К сожалению, простое написание текста в Автокаде не позволит использовать эту заготовку в качестве формы для выдавливания. Так же будет бесполезна команда «Расчленить».

Существует 3 способа получить 3д-текст Автокад. Они наглядно продемонстрированы в следующем видео:

AutoCAD: 3d-текст через lisp

Альтернативным вариантом создания объемного текста является использование специализированного приложения, написанного на языке LISP (скачать 3D_TEXT.lsp). Как загрузить и использовать Лисп, читайте тут «Блоки в Автокаде. Использование LISP».

Преимущества AutoCAD 2017 для создания объемного текста

В последней версии Автокад 2017 доступна функция распознавания PDF-файлов (см. видео «Что нового AutoCAD 2017»). Этим можно воспользоваться, к примеру, для создания объемного текста. От вас требуется подобрать pdf-файл с алфавитом, перейти во вкладку «Вставка» → «Импорт PDF», выбрать нужный документ и распознать его.

ПРИМЕЧАНИЕ: При распознавании могут прочертиться не все линии, поэтому буквы нужно будет доработать с использованием стандартных инструментов рисования Автокад.

Заключительный этап перед приданием объёма букве – создание замкнутого контура. Только так корректно выполнится команда «Выдавливание». Существует 3 аналогичных способа, которые подробно рассмотрены в статье «Как в Автокад соединить 2D объекты». После этого остается применить команду «Выдавить» и задать нужную высоту для буквы.

Рис. 4 – Создание объемного текста AutoCAD на основе замкнутого контура

Мы рассмотрели основные варианты создания объёмных букв в Автокаде. Несмотря на то, что эта задача не очень популярная, необходимость создания 3D текста периодически возникает. Каким способом пользоваться – решать только вам, т.к. много зависит от технического задания.

Оформление чертежей в ARCHICAD или как делать красивую и понятную графику

Мы подготовили несколько советов по оформлению проекта в ARCHICAD и проиллюстрировали их. Сравнивайте и делайте выводы.

Вы когда-нибудь задумывались о подаче своих проектов в ARCHICAD? Надеюсь, что да. Потому что подача – это не только набор красивых картинок. Важна также правильность оформления, чтобы чертеж был легко читаем и понятен людям, которые его не делали.

Давайте рассмотрим несколько правил с примерами. Это поможет нам сделать свой проект более привлекательным.

Полное обучение: «Использование Archicad на 100%»

Используйте 3D-документы

Векторная графика выглядит лучше плохого рендера.

Оформление проекта в ARCHICAD с помощью 3d-документа и штриховок. Сравнение векторной графики с рендерингом

Рисуйте в 3D-документе! Незачем таскать чертежи в Photoshop и Illustrator туда и обратно. Используйте линии и градиентные штриховки прямо в 3D-документе ARCHICAD.

Используйте наборы перьев

Перья в Архикаде

Подбирайте цветовую гамму под ваш стиль и используйте цвет только по необходимости.

Пользуйтесь графической заменой

И никогда не полагайтесь на нее полностью. Лучше настроить каждый элемент под свой набор перьев вручную и сохранить все в шаблон.

Графическая замена в Архикаде

Используйте шрифты грамотно

Не обязательно использовать чертежный шрифт везде. Но никогда не применяйте шрифты с засечками для размеров и других аннотаций на чертежах.

Шрифт в Архикад

Чем проще, тем лучше. Arial, Century Gothic, Roboto, Helvetica – отлично подойдут.

2,5 – минимальный. Используйте для размеров, выносок и подписей;

3,5 – для маркера осей. Должен быть на 1 больше минимального;

5; 7; 10 – для заголовков и названий.

Не загромождайте чертеж

Если ваш чертеж потихоньку превращается в черное пятно, то измените масштаб. Или создайте фрагмент чертежа в увеличенном масштабе с помощью инструмента «Рабочий лист».

Масштаб в Архикад. Создание фрагмента плана с помощью инструмента чертеж

И не рассекайте осями весь план, если в этом нет необходимости. Лучше сделайте отдельный узел с помощью инструмента «Деталь» и там покажите привязку осей.

Воздушная перспектива

Чем дальше – тем бледнее.

Графическая замена в Архикад, замена цвета линий, которые не попадают в сечение

Цвет линий и поверхностей на заднем плане у фасадов, разрезов и 3D видов лучше делать более бледными. Используйте графическую замену или прозрачные штриховки. Чертеж станет легче читать.

Избавьтесь от стандартных текстур, контролируйте освещение

Замените все стандартные текстуры на нормальные. Модель в 3D-окне будет выглядеть приятнее.

Поставьте яркость солнца на максимум: Вид → Параметры 3D-вида → Параметры 3D-проекции → Солнечное освещение. Ваша сцена станет не такой темной и будет выглядеть намного лучше.

Контролируйте положение солнца на фасадах: азимут и высота 45 градусов. Такие настройки позволит вам сделать приличный скриншот.

Замена стандартных текстур в Архикад, настройка солнца и освещения

Антураж

Закидывайте людей, деревья и прочий антураж PNG прямо в макет. Никакого Photoshop! Просто включите прозрачность в панели сверху.

Оформление чертежей в макетах Архикад с использованием изображений и инструмента рисунок

Засечки и стрелки

Используйте толщину пера 0,5 или 0,3:

  1. Для засечек.
  2. Для стрелок на высотных отметках. Учтите, что настроить стандартные высотные отметки ARCHICAD не получиться. Используйте библиотечный элемент.

Настройка толщины засечек линейного размера в Архикаде. Библиотечный элемент – высотная отметка

Линия восхода на лестницах

В стандартном варианте выглядит плохо. Настройте ее!

Инструмент лестница в Архикаде и настройка отображения линии восхода

Используйте только качественные 3D-модели

А если их не нашлось, сделайте коллаж.

Коллаж из отдельных изображений в Архикаде

Используйте векторные штриховки

Штриховки сделают фасад, разрез или развертку привлекательной. А самое главное, дадут информацию об используемых материалах.

Векторные штриховки на фасадах в Архикаде

Полотно двери

Никогда не оставляйте полотно двери повернутым на 90 градусов, чертеж будет сложнее прочесть. 45 или 30 градусов – лучший вариант!

Инструмент дверь в Архикад, настройка угла поворота полотна в 2d

Больше объемных схем

3D виды, взрыв схемы, 3D сечения – это наиболее наглядный способ представления проекта. Используйте 3D-документ!

Использование 3d-документа в Архикад для создания объемных схем

Кстати, если вы никогда не использовали 3d-документ для создания схем, ознакомьтесь с нашей статьей «Взрыв-схема в ARCHICAD».

Совмещайте

План этажа и план благоустройства. Выглядит эффектно и сложно. При этом связь планировочной структуры, входов/выходов с сетью дорог становиться понятной.

Оформление плана этажа в Архикад, совместно с генпланом

Мы рассмотрели несколько основных моментов по оформлению чертежей в ARCHICAD. Надеемся, что вы больше не будете совершать подобных ошибок или найдете для себя что-то новое и прокачаете подачу проектов.

Конечно, это не все. Если вам тоже есть что сказать или поделиться советом, добро пожаловать в комментарии.

Освойте Archicad на 100%

Изучите BIM-моделирование от A до Я. Создайте проект от настройки интерфейса до печати готового альбома проектной документации. Курс бестселлер от AMS³

Создание текстовых блоков

в разделе Document (Документ) палитры ToolBox (Палитра инструментов). Элементы управления этим инструментом появятся на палитре Info Box (Информационная палитра) (рис. 3.35).

Рис. 3.35. Вид информационной палитры в режиме ввода текста

Для редактирования параметров текста откройте окно Text Default Settings (Установки параметров текста по умолчанию) (рис. 3.36), щелкнув на кнопке Settings Dialog (Окно настроек)

расположенной на информационной палитре.

Рис. 3.36. Вид окна настроек ввода и редактирования текста

Область Text Style (Стиль текста) содержит элементы управления, предназначенные для настройки параметров текста: гарнитуры, размера, начертания и т. д.

Раскрывающийся список Font (Шрифт) позволяет выбрать гарнитуру (тип) шрифта из набора шрифтов, установленных на компьютере.

Текстовое поле Font Height (Высота шрифта), помеченное знаком

предназначено для установки кегля (высоты) шрифта. Справа от этого поля расположено стандартное для всех графических элементов поле выбора пера.

Установка флажков Bold (Полужирный), Italic (Курсивный), Underline (Подчеркнутый) и Strikethrough (Зачеркнутый) изменяет начертание текста на полужирное, курсивное, подчеркнутое и зачеркнутое соответственно. Раскрывающийся список Alignment (Выравнивание) позволяет выбрать один из следующих способов выравнивания строк текста в текстовом блоке:

• Left (Влево) – текст будет выровнен по левой границе текстового блока. На информационной палитре этому способу соответствует кнопка

• Center (По центру) – текст будет выравниваться по центру текстового блока. Соответствующая кнопка информационной палитры —

• Right (Вправо) – текст будет выровнен по правой границе текстового блока. Кнопка этого способа выравнивания —

• Justify (По формату) – выравнивание текста происходит по обеим границам. Кнопка выравнивания —

В поле Leading (Интервал) устанавливается межстрочное расстояние.

Текстовые поля Width factor (Ширина символов) и Spacing factor (Межзнаковый интервал) предназначены для установки относительной ширины символов и расстояния между символами.

В трех последних элементах управления значение параметра устанавливается в процентах от стандартных для выбранной высоты значений.

В области Text Block Formatting (Параметры форматирования) устанавливаются дополнительные параметры.

В текстовое поле Text Block Angle (Угол поворота текста) вводится значение угла поворота блока текста относительно горизонтального положения. Установка флажка Fix Angle (Блокировать угол) фиксирует установленный угол поворота. До снятия флажка изменение угла поворота средствами редактирования невозможно.

Флажок Text Wrapping (Перенос текста) определяет возможность автоматического переноса текста на следующую строку при достижении правой границы текстового блока. Если флажок не установлен, блок будет автоматически расширяться при достижении строкой его правой границы.

С помощью элемента управления Anchor Point (Точка привязки)

можно указать точку привязки блока текста. Эта точка будет оставаться на месте при увеличении или уменьшении размера текстового блока в процессе редактирования текста. Например, при выборе в качестве точки привязки верхнего правого угла блок текста при вводе дополнительного текста будет расширяться влево и вниз.

Установка флажка Opaque (Непрозрачный) делает доступными элементы выбора пера, расположенные справа от этого флажка. Данное перо определяет цвет фона текстового блока. На палитре перьев, связанной с этим флажком, помимо обычных, есть два особых пера: Window Background (Фон окна), имеющее номер –1 и обозначенное вместо цвета значком

и Transparent (Прозрачный) с номером 0 и значком

Первое устанавливает цвет фона, совпадающий с цветом фона текущего окна, а второе делает фон текстового блока прозрачным.

При установке флажка Frame (Рамка) вокруг текстового блока отрисовывается граница, цвет которой определяется выбором соответствующего пера. В текстовом поле, расположенном под полем номера пера, устанавливается расстояние от нижней границы текстового блока до нижней части последней строки текста.

Примечание

Расстояние указывается не до базовой линии текста, а именно до его нижней части, то есть до выносных элементов («хвостиков») символов.

Переключатель Scalability (Масштабируемость) имеет два положения. При установке переключателя в положение Scaled (Масштабируемый) текст будет изменяться при изменении масштаба чертежа. При положении Fixed (Фиксированный) размер текстового блока остается неизменным при масштабировании проекта.

Выше говорилось о пользе кнопки Favorites (Избранное), расположенной в верхней части окна параметров объекта. Пожалуй, как нигде, этот механизм полезен именно при сохранении параметров текста, поскольку в разных текстовых документах существуют свои требования к оформлению. По этой причине сохранение настроенных параметров в виде именованного объекта должно войти у вас в привычку.

Текст можно вводить двумя способами. При первом размер текстового блока определяется координатами начальной и конечной точек его диагонали, которые пользователь должен указать щелчками кнопки мыши на рабочем поле. В этом случае ширина блока становится фиксированной, поскольку происходит автоматическая установка флажка Text Wrapping (Перенос текста).

При втором способе на рабочем поле двойным щелчком кнопки мыши фиксируется точка привязки текстового блока. Флажок переноса текста снимается, и ширина блока текста увеличивается автоматически в зависимости от длины введенной строки.

Как в том, так и в другом случае на экран выводятся окно текстового редактора и панель форматирования (рис. 3.37).

Рис. 3.37. Инструменты редактирования текста

Окно текстового редактора при использовании первого способа имеет указанную ширину, поэтому на линейке, определяющей границы абзаца, есть три ползунка: два нижних, определяющих положение левой и правой границ абзаца, и верхний, задающий положение отступа или выступа первой строки абзаца. При втором способе, поскольку правая граница текста изменяется динамически, правый ползунок отсутствует.

Ввод и редактирование текста производятся так же, как и в других редакторах. Отмечу лишь, что щелчком кнопки мыши на абзацной линейке можно установить позиции табуляции. Их положение можно точно определить с помощью контекстного меню, вызываемого щелчком правой кнопки мыши в окне редактора. Для этого необходимо выбрать команду Idents and Tabs (Отступы и табуляции) и в появившемся окне выполнить необходимые действия.

Для установки текущих параметров текста используется панель форматирования, находящаяся над окном редактора. Три кнопки в верхнем ряду справа используются для установки надстрочного и подстрочного индексов, а также зачеркнутого текста соответственно. Четыре кнопки в нижнем ряду справа отвечают за выбор пера и полужирное, курсивное и подчеркнутое начертание символов. Остальные элементы управления были упомянуты выше, кроме первых трех кнопок верхнего ряда, которые рассмотрим более подробно.

Щелчок на кнопке Choose Favorite (Выбрать стиль)

вызывает список стилей, из которого можно выбрать сохраненные наборы параметров текста – стиль.

Кнопка Insert Autotext (Вставить автотекст)

используется для вставки автотекста – текстовых фрагментов, сохраненных под определенным именем. Кроме стандартных информационных полей, определяемых на этапе подготовки к созданию проекта, например названия проекта, наименования компании-разработчика и т. д., пользователь может определить свои текстовые фрагменты и вставлять их, выбирая из списка.

Наконец, кнопка Insert Symbol (Вставить символ)

вызывает таблицу символов, с помощью которой можно вставить в текст символы, которых нет на клавиатуре, например знаки диаметра или градуса.

Завершается ввод текста щелчком кнопки мыши за пределами окна редактирования или нажатием сочетания клавиш Ctrl+Enter.

Практическая работа с текстом будет подробно рассмотрена в гл. 9.

Читайте также

Вывод на экран текстовых строк

Вывод на экран текстовых строк Сформированные в сценарии строки текста можно выводить в стандартный выходной поток (в консольном режиме) или в графическое диалоговое окно несколькими способами:? с помощью метода Echo объекта WScript;? с помощью методов Write и WriteLine объекта

12.7.1 Возможности текстовых процессоров

12.7.1 Возможности текстовых процессоров К стандартным средствам форматирования текста относятся: • возможности выбора различных шрифтов для разных частей текста в одном документе; • задания ширины полей, величины отступов, интервалов; • организации текста в виде

1.5. Создание текстовых документов (ввод, редактирование, исправление ошибок)

1.5. Создание текстовых документов (ввод, редактирование, исправление ошибок) Нет необходимости говорить о многообразии систем для подготовки текстовых документов: текстовых редакторов, издательских систем и т.п. Они прочно вошли в нашу жизнь, без них не может обойтись ни

3.3. Объединение текстовых документов

3.3. Объединение текстовых документов Наверняка в процессе работы с текстом вам понадобится объединить несколько файлов в один. Документы Word можно объединить с помощью стандартных средств программы, а для других файлов воспользуйтесь специальными утилитами.TXTcollectorС

Настройки текстовых фреймов

Настройки текстовых фреймов Настройки текстовых фреймов мы выделяем в отдельную категорию, поскольку есть существенная разница между настройками содержимого и настройками самого фрейма. Частично эти настройки дублируют настройки текста, а частично – являются новыми

Создание автоматически изменяющихся текстовых полей

Создание автоматически изменяющихся текстовых полей Текстовые поля имеют те же свойства AutoSize, Wordwrap и Text Align, что и элементы управления. Работают они почти так же. Более подробная информация об этих свойствах содержится в разделе «Отправка сообщений с надписями» раньше в

Использование многострочных текстовых полей

Использование многострочных текстовых полей Для того чтобы данные в текстовом поле отображались корректно, текст понадобится разбить на несколько строк, поэтому вы должны присвоить свойству MultiLine значение True. В противном случае, даже если значение свойства WrapText равно

14.8.1. Несколько слов о текстовых фильтрах

14.8.1. Несколько слов о текстовых фильтрах Многие инструменты, которыми мы постоянно пользуемся (как поставляемые производителем, так и разрабатываемые собственными силами), — просто текстовые фильтры. Иными словами, они принимают на входе текст, каким-то образом

Создание и использование одномодульных компоновочных блоков

Создание и использование одномодульных компоновочных блоков Чтобы инициировать процесс понимания компоновочных блоков .NET, мы с вами создадим одномодульный компоновочный блок *.dll (с именем CarLibrary), содержащий небольшой набор открытых типов. Чтобы построить библиотеку

Создание и использование многомодульных компоновочных блоков

Создание и использование многомодульных компоновочных блоков Теперь, когда вы научились строить и использовать одномодульные компоновочные блоки, рассмотрим процесс создания многомодульных компоновочных блоков, Напомним, что многомодульный компоновочный блок – это

3D-рамка для текстовых компонентов

3D-рамка для текстовых компонентов Один из примеров создания текстового компонента с трехмерной декоративной контурной рамкой (для создания компонента потребовалось около получаса. Он демонстрирует только принцип получения рамки. Я не стал колдовать над свойствами

Создание текстовых узлов

Создание текстовых узлов Шаблон преобразования может содержать текстовые узлы, которые при выполнении шаблона после обработки пробельных символов будут попросту скопированы в результирующее дерево. Таким образом, для того, чтобы вывести в выходящий документ некоторый

Обработка текстовых файлов.

Обработка текстовых файлов. Часто PGP используется для кодирования электронной почты, которая чаще всего представляет собой текст. Проблема текстовых файлов заключается в том, что на разных машинах текст представляется по-разному; например в MS-DOS все строки заканчиваются

Форматирование текстовых документов

Форматирование текстовых документов Ввод и форматирование текста Программы, предназначенные для ввода форматированного текста, элементов графики, обработки примечаний, создания именного указателя и пр., называют текстовыми процессорами. Практически все они имеют

Трансформация текстовых блоков

Трансформация текстовых блоков Мы можем применять к текстовым блокам те же трансформации, что и к другим фрагментам изображения. Делается это точно так же — выделяем нужный текстовый блок, выбираем в главном инструментарии инструмент «трансформатор» и перемещаем

3D-виды и 3D-документация в ArchiCAD

С помощью ArchiCAD легко создается виртуальное здание (Virtual Building) — информационная 3D-модель здания (Building Information Model, BIM) в части архитектурного проекта одновременно с получением согласованной двумерной рабочей документации.

В данной статье будут рассмотрены способы отображения BIM-модели в трехмерном пространстве ArchiCAD. Мы вкратце пройдемся по основным принципам и при этом затронем некоторые малоизвестные опции, которые и придают продукту гибкость, оригинальность и уникальность. Также мы обсудим, как сохранить виды в карте видов (View Map) для дальнейшего использования, а в конце опишем новейший и необычайно мощный инструмент ArchiCAD 12, который позволяет превратить любой 3D-вид в «живой», автоматически обновляемый 3D-документ — полноценный трехмерный чертеж с элементами аннотирования и размерами. Рис. 1 наглядно иллюстрирует эту функцию: он отображает 3D-разрез по зданию с нанесенными на него размерами и выносками. При этом фон — обычная сплошная штриховка черного цвета, расположенная за конструкциями и надписями.

Рис. 1. Результат работы нового инструмента ArchiCAD 12 — 3D-документ

Рис. 1. Результат работы нового инструмента ArchiCAD 12 — 3D-документ

Вообще, в программе существуют несколько способов отображения архитектурной модели в 3D и связанных с ними настроек:

  • тип проекции — перспективная или аксонометрия;
  • стиль отображения — каркасная модель, модель со скрытыми линиями или закрашенная (плюс несколько различных эффектов, которые можно комбинировать);
  • фильтрация элементов — посредством видимости слоев и этажей, выбора объектов, границ отображения (бегущая рамка), по типам элементов, определение секущих разрезов.

При этом пользователь может работать с 3D-окном — взглянуть на проект с разных точек зрения или отредактировать модель. В ArchiCAD встроен инструмент построения фотоизображений (Photorendering), который позволяет получить высококачественные изображения 3D-вида с помощью различных методов визуализации — собственной разработки (Internal), компании Lightworks и стилей Sketch (имитация ручной подачи). Построенное изображение можно разместить на листах чертежей (Layout) либо сохранить на диск и использовать во внешних программах.

Режимы 3D-вида

Пункт меню Вид (View) —> Режим 3D-вида (3D View Mode) позволяет задать способ построения проекции — аксонометрию или перспективу (рис. 2).

Рис. 2. Пункт меню Вид (View)—> Режим 3D-вида (3D View Mode)

Сразу после выбора режима в 3D-окне будет построено объемное изображение в соответствии с параметрами камеры. Для выбора режима можно также воспользоваться горячими клавишами (на платформе PC: Ctrl+F3 и Shift+F3; на платформе Mac — CMD+F3 и Option+F3) либо выпадающим списком иконки 3D-окно (3D Window) на панели инструментов (рис. 3).

Рис. 3. Выпадающий список иконки 3D-окно (3D Window) на панели инструментов

Рис. 3. Выпадающий список иконки 3D-окно (3D Window) на панели инструментов

Аксонометрический вид автоматически охватит всю модель и отобразит ее в 3D-окне, тогда как перспективный вид отобразит только то, что попадет в объектив камеры, для которой можно задать точку расположения, направление и конус взгляда.

Щелкнув по второй кнопке слева, расположенной в левом нижнем углу окна (рис. 4), можно открыть Планшет навигатора (Navigator Preview).

Рис. 4. Планшет навигатора (Navigator Preview) можно открыть, щелкнув на второй кнопке слева, расположенной в левом нижнем углу окна

Рис. 4. Планшет навигатора (Navigator Preview) можно открыть, щелкнув на второй кнопке слева, расположенной в левом нижнем углу окна

Для аксонометрии планшет используется при ручной настройке положения камеры вокруг объекта. Можно быстро выставить стандартные параметры построения аксонометрии: изометрия, вид сверху, сбоку и ряд других часто используемых проекций (рис. 5).

Рис. 5. Окно Планшет навигатора в режиме аксонометрии

Рис. 5. Окно Планшет навигатора в режиме аксонометрии

Кроме того, пользователь может задать произвольный угол взгляда на модель с помощью команды Орбита (Orbit).

В режиме построения перспективы (рис. 6) Планшет навигатора отображает миниатюрную копию поэтажного плана вместе с маркером, показывающим положение камеры (то есть точку, из которой вы смотрите на объект) и положение цели (точку, куда вы смотрите). В планшете вы можете с помощью мыши передвинуть камеру или точку взгляда — 3D-вид автоматически обновится. Там же с помощью слайдера можно менять угол обзора.

Рис. 6. Окно Планшет навигатора в режиме построения перспективы

Рис. 6. Окно Планшет навигатора в режиме построения перспективы

Совет. Предварительный просмотр поэтажного плана и положения камеры на нем иногда сливаются из-за того, что окно Планшет навигатора слишком мало. Это окно всегда отображает те элементы, которые видны на настоящем поэтажном плане (в соответствии с теми настройками, которые заданы для текущего или последнего открытого плана). Вы всегда можете увеличить окно предварительного просмотра, просто открепив его от панели (схватитесь за заголовок окна и переместите окно на свободное пространство) и растянув за угол. Соответственно увеличится и миниатюра плана. Также вы можете отключить видимость элементов, которые уменьшают предварительный просмотр и видеть которые не­обязательно: например, можно отключить слой, на котором расположена модель местности. После этих действий вам понадобится только перестроить изображение в окне предварительного просмотра, щелкнув по стрелке в нижнем правом углу.

Для точной настройки перспективного вида используйте инструмент Камера (Camera): выберите этот инструмент на панели инструментов, первым щелчком задайте положение камеры, а вторым — направление взгляда. Далее выберите размещенную камеру и перейдите в 3D-окно — вы увидите изображение с этой камеры. Камера будет размещаться на плане до тех пор, пока вы не удалите ее или не скроете. Разумеется, в проекте можно размещать столько камер, сколько вам требуется.

Для просмотра 3D-модели точно из заданной позиции выберите нужную камеру на поэтажном плане и перейдите в 3D-окно. Все камеры отображаются в дереве Карты проекта (Project Map) и открываются двойным щелчком по ним.

Совет. Маркеры камер не выводятся на печать вместе с поэтажным планом, но могут мешать при работе. Чтобы скрыть их, дважды щелкните на инструменте Камера и откройте его параметры. Далее по кнопке Траектория (Path) зайдите в диалог и для опции Изображение на плане (Display Options) установите значение Нет (None). Есть и более быстрый способ: выберите инструмент Камера, убедитесь, что на поэтажном плане не выбрано ни одной камеры, и установите на Информационнойпанели (Info Box) другой режим камеры (то есть VR-объект или VR-сцена).

Если вы меняли параметры 3D-окна с помощью инструментов Орбита (Orbit) и Проход (Explore) или увеличивали/уменьшали изображение с помощью колесика мыши, вы можете быстро сохранить положение камеры и затем возвращаться к этому виду. Для этого зайдите в меню Вид (View) —> Дополнения 3D-навигации (3D Navigation Extras) и для аксонометрии выберите команду Добавить текущую проекцию (Add Current Projection), а для перспективы — Разместить камеру на траектории (Put a Camera into the Path). Кстати, из того же подменю доступны и некоторые другие опции (для перспективы — когда выбрана камера на поэтажном плане): изменить выбранную камеру, разместить новую камеру или перейти к предыдущему/следующему сохраненному виду.

Совет. Одно из самых удобных сочетаний клавиш — включение режима Орбита (Orbit) в 3D-виде, удерживая нажатой клавишу Shift на клавиатуре и нажав на колесо мыши. Теперь просто двигайте мышку — модель будет вращаться вслед за движением руки, причем это справедливо как для аксонометрии, так и для перспективы. Попробовав раз, отказаться от этого просто невозможно!

Пока вы работаете в 3D-окне, вы всегда можете сохранить текущий вид в Карту видов (View Map) с помощью команды Сохранить текущий вид (Save Current View). Данная команда запомнит все параметры: тип проекции и выигрышный ракурс, комбинацию слоев, стиль тонирования, фильтрацию элементов и т.п. Теперь, если дважды щелкнуть на этом виде, можно быстро вернуться в 3D-окно, которое отображает именно тот вид, который мы когда-то сохранили. Но при этом сама геометрия модели обновится в соответствии с изменениями проекта. На рис. 7 показан пример сохраненных 3D-видов.

Рис. 7. Пример сохраненных 3D-видов в навигаторе проекта

Рис. 7. Пример сохраненных 3D-видов в навигаторе проекта

Способы построения изображения

Изображение в 3D-окне может быть построено несколькими способами. В диалоге Вид (View) —> Режим 3D-вида (3D View Mode) —> Параметры 3D-изображения (3D Window Settings) пользователь может задать этот способ (рис. 8): каркасный, с удалением невидимых линий, с раскраской и тенями. При этом каждый из перечисленных режимов зависит от механизма визуализации — OpenGL или внутреннего.

Рис. 8. Диалог Параметры построения 3D-изображений

Рис. 8. Диалог Параметры построения 3D-изображений

Основные настройки этого диалога также можно задать непосредственно из меню Вид (View) —> Режим 3D-вида (3D View Mode).

Также можно включить опцию, которая будет отображать определенные объекты в каркасном режиме визуализации. Для этого в диалоге Параметры слоев (Layer Settings) (пункт меню Документ (Document) —> Слои (Layers) —> Параметры слоев (Layer Settings) или горячие клавиши CTRL+L/ CMD+L) просто укажите, что слои отображаются в каркасном/раскрашенном режиме (рис. 9).

Рис. 9. Для любого слоя можно указать режим отображения в каркасном виде

Рис. 9. Для любого слоя можно указать режим отображения в каркасном виде

На рис. 10 приведен пример визуализации здания, в которой крыши и стены отображаются в каркасном режиме, а двери и окна отключены (отображается только проем) с помощью фильтрации элементов.

Рис. 10. Пример визуализации здания, где крыши и стены отображаются в каркасном режиме, а остальные объекты — в обычном

Рис. 10. Пример визуализации здания, где крыши и стены отображаются в каркасном режиме, а остальные объекты — в обычном

Режим OpenGL представляет собой более быстрый способ построения и отображает текстуры поверхностей (обычные JPG- или TIF-картинки, имитирующие кирпичную кладку, дерево и т.п.). Внутренний механизм визуализации требует больше времени для построения, но при этом обеспечивает ряд особых функций — например, отображение векторной 3D-штриховки (векторный рисунок, имитирующий материал) и векторные тени (раскрашенные штриховки с дополнительными контурными линиями по границам теней, ложащихся на фасад). Разница между режимом OpenGL и внутренним механизмом визуализации с включенными режимами векторной штриховки и тенью наглядно показана на рис. 11.

Рис. 11. Режим OpenGL, в отличие от внутреннего механизма визуализации, отображает текстуры и работает более быстро (а). А внутренний механизм визуализации (б) ближе к чертежам — он отображает векторную штриховку для поверхностей и строит тени от солнца

Рис. 11. Режим OpenGL, в отличие от внутреннего механизма визуализации, отображает текстуры и работает более быстро (а). А внутренний механизм визуализации (б) ближе к чертежам — он отображает векторную штриховку для поверхностей и строит тени от солнца

Как правило, внутренний механизм визуализации строит изображение долго, особенно в случае больших моделей со множеством полигонов (огромные здания, проекты со сложными формами или деревьями). Если вам необходим этот режим, а ждать не хочется, то можно переключить режим раскраски с аналитического (Analytic) на растровый (Raster) — изображение будет строиться быстрее.

Совет. Выбрав для режима векторного построения теней параметр Без контуров (Contours Off), вы не отключаете тени совсем — они будут строиться, только результат будет показан без внешней контурной линии. Чтобы полностью отключить построение векторных теней, вам необходимо выбрать опцию Нет (Off).

Учтите, что векторная штриховка работает только в аналитическом режиме, а времени на ее построение тратится меньше, чем на построение теней. В большинстве случаев рекомендуем отключать эти режимы, если они не слишком вам нужны, либо пользоваться режимом OpenGL, который имитирует материал поверхности с помощью JPG-текстур вместо штриховки и не строит теней.

Фильтрация элементов

Программа предоставляет несколько способов фильтрации элементов в 3D. Простейший и наиболее понятный — это просто включить или отключить слои: либо вручную, либо с помощью комбинаций слоев. Включенный слой виден на поэтажных планах, разрезах/фасадах и 3D-видах; если же объект расположен на выключенном слое, то он нигде не будет отображаться.

Другой способ ограничить видимость элементов в 3D — это выбрать несколько нужных нам объектов на поэтажном плане (с помощью стрелки-указателя, Shift + щелчок или команды Выбрать все (Select All) для определенных объектов из меню Редактор (Edit). Далее выберите команду Вид (View) —> Элементы в 3D-виде (Elements in 3D View) —> Показать выборку/бегущую рамку в 3D (Show Selection/Marquee in 3D). Или щелкните правой кнопкой мыши, а затем выберите команду Показать выборку/бегущую рамку в 3D (Show Selection/Marquee in 3D). Еще один способ — использовать горячие клавиши (платформа PC — F5; платформа Mac — F4).

Рис. 12. Утолщенная бегущая рамка позволяет получить объемный вертикальный разрез по нескольким этажам

Рис. 12. Утолщенная бегущая рамка позволяет получить объемный вертикальный разрез по нескольким этажам

Если выбрать инструмент Бегущая рамка (Marquee) и охватить такой рамкой часть поэтажного плана, то с помощью тех же команд можно отобразить в 3D только те элементы, которые попали в пределы рамки. Причем рамка может иметь форму прямоугольника, скругленного прямоугольника либо произвольного полигона — с помощью последней опции можно получить в 3D очень интересные эффекты. Благодаря этому инструменту вы можете отобразить часть многоэтажного здания (утолщенная рамка) или только объекты текущего этажа (если рамка тонкая) — эта опция настраивается на Информационной панели (Info box); кнопка расположена сразу за символом инструмента Бегущая рамка. На рис. 12 и 13 демонстрируется работа утолщенной бегущей рамки, которая позволяет получить объемный вертикальный разрез по нескольким этажам.

Рис. 13. Результат работы утолщенной бегущей рамки

Рис. 13. Результат работы утолщенной бегущей рамки

Несмотря на то что бегущая рамка обрезает модель, все элементы можно выделять и редактировать. При выделении обрезанные объекты выделяются целиком — программа отображает границы объектов с помощью узловых точек, которые могут отобразиться за пределами границ рамки (именно такая ситуация представлена на рис. 13). Эта функция помогает визуально контролировать, какая часть объекта отображается в 3D. Обратите внимание, что если переместить объект на границу рамки, то можно получить его сечение или даже скрыть его (если вывести объект за пределы границ).

Совет. Вы можете выбрать элементы непосредственно в 3D и, щелкнув правой кнопкой мыши либо с помощью горячих клавиш, вызвать команду Показать выборку/бегущую рамку в 3D (Show Selection/Marquee in 3D). Вы сразу же увидите выбранные элементы, а все остальные будут скрыты. Чтобы снова увидеть всю модель в 3D, выберите команду Показать все элементы в 3D (Show All Elements in 3D), которая появится вместо предыдущей команды. Эти действия можно выполнять как в окне поэтажного плана, так и в 3D-окне. Конечно, все они применимы только к тем элементам, которые расположены на видимых слоях.

Дополнительные возможности при построении 3D предоставляет и диалог Отфильтровать элементы в 3D (Filter Elements in 3D) пункта меню Вид (View) —> Элементы в 3D-виде (Elements in 3D View) (рис. 14).

Рис. 14. В 3D-виде можно отображать только часть объектов

Рис. 14. В 3D-виде можно отображать только часть объектов

C его помощью при построении 3D можно вообще отключать определенные группы элементов (например, крыши или объекты) или ограничивать видимость проекта определенным диапазоном этажей.

Бегущая рамка по умолчанию отображает только те объекты, которые попали в ее границы. Но есть возможность изменить принцип построения и, наоборот, отображать только те объекты, которые расположены за пределами рамки (например, чтобы сделать сквозной туннель через всё здание). Можно отображать и лишь те элементы, которые попали в пределы рамки целиком (отключите опцию Рамка как линия сечения (Trim Elements to Marquee), и пересекаемые объекты исчезнут из 3D).

Одна из моих любимых функций при работе с большими и сложными проектами — это возможность отключения окон и дверей (вместо них остаются пустые проемы). Эффективность работы с 3D и разрезами возрастает на порядки! При выполнении тестовых проходов и перед видеосъемкой каждая сцена строится быстрее, а значит, можно побольше поэкспериментировать с траекторией и настройками камеры.

Рис. 15. В 3D можно отображать объемы зон

Рис. 15. В 3D можно отображать объемы зон

Еще одна интересная настойка диалога — Отфильтровать элементы в 3D (Filter Elements in 3D): возможность отобразить в 3D объемы зон (Zones) (рис. 15). Зоны зачастую используют для определения границ помещений и подсчета площадей на поэтажных планах, но их можно отображать в 3D и для формирования объемов, блоков и анализа теней. Их высота регулируется в диалогах параметров каждой зоны. Зоны можно подрезать под скат крыши с помощью Операций над объемными телами (Solid Element Operations).

Рис. 16. Диалог Плоскости 3D-сечений

Рис. 16. Диалог Плоскости 3D-сечений

Рис. 17. Пример работы диалога Плоскости 3D-сечений

Рис. 17. Пример работы диалога Плоскости 3D-сечений

Презентационные сечения и анализ модели можно выполнять с помощью команды пункта меню Вид (View) —> Элементы в 3D-виде (Elements in 3D View) —> Секущие плоскости (3D Cutting Planes) (рис. 16 и 17). Этот диалог показывает модель в трех плоскостях (вид сверху, вид сбоку и фронтальный вид) и позволяет в любом из них линией задать плоскость сечения. Двумя щелчками задается сама режущая линия/плоскость, а третьим указывается часть, которая будет скрыта. Если нужен точный ввод высоты, воспользуйтесь полями в правой нижней части: сначала вводите координату первой точки, а затем, удерживая нажатой клавишу Enter, вторую на той же высоте.

Совет. Эффект подрезки здания можно включать/отключать с помощью команды Вид (View) —>С 3D-разрезами (3D Cutaway).

Единожды заданные плоскости запоминаются программой, но их всегда можно удалить в том же диалоге, просто дважды щелкнув на линии сечения или воспользовавшись кнопкой Удалить все плоскости сечений (Clear All Cutting Planes).

Секущие плоскости также сохраняются при сохранении вида в Карте проекта, поэтому к наиболее интересным видам можно возвращаться буквально одним щелчком мыши.

Презентация: фотовизуализация, анимация и анализ солнца

Любой 3D-вид может быть продемонстрирован либо посредством встроенного в ArchiCAD механизма фотовизуализации, либо с помощью прохода по виртуальному проекту (пройти пешком или выполнить облет), либо при статической визуализации прохождения солнца по небосводу и изменения теней на фасадах.

Фотовизуализация настраивается через диалог пункта меню Документ (Document) —> Креативная визуализация (Creative Imaging) —> Параметры фотоизображения (Photorendering). Внутренний механизм визуализации (Internal Engine) позволяет построить простые изображения с текстурами, тенями и т.п., а механизм визуализации Lightworks — более качественные рисунки с прозрачностью материалов, мягкими реалистичными тенями, учетом отражения света от поверхностей. Есть и режим Эскиз (Sketch), предназначенный для построения изображений, приближенных к ручной подаче, причем параметров настроек там огромное количество.

На поэтажных планах можно разместить практически любое количество камер визуализации, которые объединяются в траектории пролета, а затем пройти по проекту в соответствии с этой траекторией, сохранить результат прохода в формате QuickTime и в дальнейшем показывать его заказчику или коллегам. Операция Траектория солнца (Sun studies) применима к любому 3D-виду; благодаря встроенной функции heliodon она рассчитывает положение солнца в разное время суток и года, автоматически прорисовывая положение и конфигурацию теней в зависимости от положения объектов в проекте и прозрачности материалов.

Описания возможностей ArchiCAD в этой части хватит не на одну статью — здесь задействованы сложные и очень мощные инструменты. Но пока ограничимся уже сказанным…

Новинка ArchiCAD 12 — 3D-документация

В прошлом году компания Graphisoft изобрела новый тип чертежа — 3D-документ. Суть технологии заключается в том, что 3D-вид теперь можно оформлять (например, легко и элегантно проставить размеры по проекту) и автоматически обновлять (в точности так же, как разрез или фасад).

С помощью команды Документ (Document) —> 3D-документ (3D Document) —> Создать 3D-документ (Create 3D Document) любой 3D-вид можно превратить в 3D-чертеж. Другой способ получить тот же результат — щелкнуть правой кнопкой мыши в пустой части 3D-окна и выполнить команду Построить 3D-документ из текущего окна (Capture Window for 3D Document).

3D-документы используются в Карте проекта наравне с поэтажными планами, разрезами, фасадами, узлами, рабочими листами и т.п. — это просто новая категория. При создании 3D-документа нужно только задать имя вида и его код для ссылки.

Новый 3D-документ наследует те же настройки, что и исходный 3D-вид (аксонометрия или перспектива), но конвертируется в соответствии с Внутренним механизмом визуализации (Internal Engine). Это значит, что он не содержит текстур (то есть JPG-версий материалов) — вместо них поверхности раскрашиваются исходными цветами плюс используются векторные штриховки и тени от солнца.

Далее для оформления можно применять большинство 2D-инструментов: тексты, выноски, линии, дуги, полилинии, сплайны, штриховки и размеры. Выноски могут быть независимыми (полка и независимый текст) или связанными с 3D-элементами (полка и символ с текстом, в который можно внести тип и код (ID) элемента, ассоциированного с выноской).

Размеры привязываются к узловым точкам элементов так же, как это делается на поэтажных планах или при редактировании объектов в 3D-окне. Три метода, настраиваемые на Информационной панели (Info Box), позволяют указать вертикальный/горизонтальный размер либо размер в произвольной плоскости (например, для скатов крыш).

Линии размеров идут от модели, а засечки ориентированы в соответствии с углом перспективы или аксонометрии. При размещении размера задается отступ от модели, что повышает читаемость чертежа.

Конечно, в документации по ArchiCAD вы найдете более полное описание работы с размерами в 3D-документе.

По умолчанию 3D-документ автоматически обновляется вслед за изменениями — это обычный рабочий вид. А значит, он всегда будет соответствовать модели. Размеры обновляются и пересчитываются, выноски содержат актуальную информацию о строительных конструкциях.

3D-документы можно создавать из любого 3D-вида — следовательно, они могут быть ограничены как бегущей рамкой, так и секущими плоскостями. Например, на рис. 18 показано, как можно получить чертеж фундаментной части с помощью бегущей рамки.

Рис. 18. Аксонометрический чертеж фундаментной части, созданный с помощью бегущей рамки и нового инструмента ArchiCAD 12 — 3D-документа

Рис. 18. Аксонометрический чертеж фундаментной части, созданный с помощью бегущей рамки и нового инструмента ArchiCAD 12 — 3D-документа

И конечно, часть модели можно отобразить без удаления невидимых линий — так же как модель отображается в 3D-окне: на рис. 19 слой с крышами переведен в каркасный режим отображения.

Рис. 19. На этом 3D-чертеже крыши переведены в каркасный режим отображения

Рис. 19. На этом 3D-чертеже крыши переведены в каркасный режим отображения

Совет. Если при создании 3D-окна использовалась бегущая рамка, а затем этот вид применяли для создания 3D-документа, то возникает одна неувязка. Если размер привязан к конечным точкам, которые образовались от бегущей рамки (то есть к «искусственным» конечным точкам, которые лежат на пересечении режущей плоскости бегущей рамки и элемента), то он будет статичен. Это означает, что размер не будет обновляться, если, к примеру, изменится высота стены или ее толщина. Для того чтобы размер гарантированно и автоматически обновлялся, привязывайте его (конечно, по возможности) к «естественным» конечным точкам элемента (то есть к классическим точкам).

Для 3D-документа, который очень похож на обычное 3D-окно, есть и несколько ограничений, а именно: нельзя интерактивно сменить точку взгляда на узел, нельзя добавить новые 3D-элементы, нельзя растянуть или переместить существующие 3D-элементы. Но можно выбрать элемент и просмотреть и даже изменить его параметры с помощью Информационной панели или обычного диалога Параметры (Settings).

Для изменения модели необходимо перейти в стандартное 3D-окно или работать через поэтажный план. При этом перейти из 3D-чертежа в соответствующее 3D-окно просто: щелкните правой кнопкой мыши в любой точке рабочего окна (убедитесь, что ничего не выбрано) и выберите команду Открыть исходное 3D-окно (Open 3D Source).

Также можно изменить угол взгляда на модель и стиль раскрашивания. Для этого откройте 3D-окно (перейти в него можно с помощью уже упомянутой команды Открыть исходное 3D-окно) и поменяйте точку взгляда. Затем вернитесь в 3D-документ и, щелкнув правой кнопкой мыши в любой точке (опять же убедитесь, что ничего не выделено), выберите команду Переопределить на основе текущего 3D-окна (Redefine Based on Current 3D). Будьте внимательны: новый взгляд может привести к тому, что 3D-размеры сольются и станут нечитаемыми — в этом случае их надо будет удалить и поставить заново.

Осталось сказать, что 3D-документ можно распечатать/сохранить так же, как любой другой вид, а также разместить его на листе, как обычный чертеж в Книге макетов.

Заключение

ArchiCAD использует непревзойденные инструменты, с помощью которых можно создать огромное число разнообразных видов из объемной BIM-модели. 3D-окно позволяет проектировщику работать над моделью здания с любой точки и угла, получая доступ к какой угодно части модели или комбинации элементов. Встроенные инструменты визуализации проекта помогут легко продемонстрировать последнюю версию проекта в виде статичного изображения или анимации.

Новый тип отображения проекта — 3D-документ — поможет проектировщику при работе с заказчиком, консультантами и строителями. Он позволяет запомнить любой вид, а затем оформить его, разместить на листе с чертежами и работать с ним, как с обычным документом, управляя им и поддерживая его в актуальном состоянии. 3D-документ — это ярчайший пример современных технологий, разработанных компанией Graphisoft, которые трансформируют понятие документации и поднимают решения BIM на уровень искусства.

Пер. с англ. Дениса Ожигина (ЗАО «Нанософт»)

Эрик Боброу (Eric Bobrow)

Руководитель компании Bobrow Consulting Group (BCG; официальный сайт — www.bobrow.com), которая с 1989 года использует ArchiCAD и обучает архитекторов работе с ним. Известен как автор многих публикаций AIA, участник международных и региональных конференций. Компания BCG является автором основного шаблона ArchiCAD и комплекта «Первые шаги» для пользователей ArchiCAD. Более подробную информацию можно найти на сайте www.archicadtemplate.com.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *