Лифт для перевозки пожарных подразделений: нормы и требования
Лифты для транспортирования пожарных подразделений (пожарные лифты для пожарных) являются составной частью комплекса инженерного оборудования зданий и сооружений различного назначения, а так же одним из видов пожарно-технических средств, обеспечивающих перемещение пожарных подразделений на этажи зданий для выполнения работ по спасению людей, обнаружению и тушению пожаров.
О том, что строго запрещено пользоваться пассажирскими лифтами как в жилых многоквартирных домах, так и в общественных зданиях для эвакуации из них в случае возникновения пожара знают большинство людей, а так же прошедших обучение ПТМ в специализированных центрах, в организации и на предприятии. Действительно, как показывает печальная статистика, после отключения электроснабжения здания в случае пожара и заполнения лифтовых шахт дымом, часто превращаются в смертельную ловушку, из которой нет выхода.
Но, есть и исключение из правил – это пассажирские лифты, предназначенные также для безопасной оперативной перевозки пожарных, или специальные лифты, установленные исключительно для этой цели.
В период нормального функционирования лифт для пожарных должен находиться в эксплуатации в качестве пассажирского либо служебно-хозяйственного лифта.
Лифты для пожарных могут устанавливаться в самостоятельном лифтовом холле или в общем лифтовом холле с другими пассажирскими лифтами и объединяться с ними системами автоматического группового управления.
Чем конструктивно, какими техническими, эксплуатационными характеристиками они в лучшую сторону в части обеспечения безопасности отличаются от других своих «собратьев» по быстрой транспортировке людей на этажи, отметки зданий, инженерных, технологических сооружений пойдет речь в этой статье.
Пиктограмма лифта для пожарных подразделений
Основные параметры и размеры
Надо сказать, что на практике такая инженерная система, необходимая для многих зданий, сооружений до настоящего времени остается довольно редкой в большинстве городов страны. Почему это так обстоит, стоит разобраться подробнее, чтобы понять суть проблемы.
К нормам ПБ, именуемым ГОСТ «Пожарные лифты», следует отнести следующие действующие сегодня в России официальные документы:
- ГОСТ Р 52382-2010, определяющий требования к конструкции таких лифтов, безопасности людей в процессе перевозки.
- ГОСТ Р 53296-2009, регламентирующий установку этих лифтов в строениях, сооружениях.
- ГОСТ Р 22.9.11-2013, где установлены классификационный перечень, технические требования к аварийно-спасательным средствам для спасения людей из высотных зданий в случае возникновения ЧС, в том числе к лифтовому АСС, устанавливаемому снаружи строений.
Кроме них, установку, эксплуатацию пожарных лифтов в зданиях/сооружениях регламентируют:
- Ст. 90 ФЗ № 123-ФЗ, предписывающая необходимость наличия средств подъема сотрудников пожарных подразделений на этажи зданий.
- СНиП 21-01-97*, регламентирующий ПБ всех строений.
- СП 118.13330.2012* об общественных зданиях/сооружениях.
- СП 54.13330.2016 о жилых многоквартирных домах, где при определенных условиях также необходимо устройство таких лифтов.
- НПБ 250-97, устанавливающий перечень требований к лифтам для доставки пожарных подразделений, монтируемых в строениях, сооружениях любого назначения.
Среди основных характеристик этих устройств необходимо знать следующие:
- Пожарным лифтом называется внутреннее или наружное техническое устройство, оснащенное установками защиты, управления, связи, позволяющее обеспечивать безопасную оперативную доставку сотрудников пожарных, аварийно-спасательных подразделений на этажи/отметки защищаемых объектов.
- Размеры лифта должны быть не меньше, чем 1,1 х 2,1 м, чтобы была возможность транспортировки в кабине носилок с неходячими больными, а также инвалидов в колясках из зданий лечебно-профилактического, социального назначения.
- Ширина строительного проема шахты, а также двери кабины такого лифта обязана быть не меньше 800 мм.
- Грузоподъемность пожарных лифтов должна быть не меньше 630 кг в высотных жилых домах, 1000 кг – в общественных строениях, производственных объектах, сооружениях.
- Скорость перемещения пожарного лифта обязана быть не меньше Н/60 (Н – высота жилого/общественного строения, инженерного, технологического сооружения).
- Обязана быть обеспечена надежная работоспособность систем противодымной вентиляции шахт, холлов пожарных лифтов, их блокировка с установками АПС, т. е. автоматическое включение при срабатывании датчиков дыма, тепловых извещателей.
Важно : кроме периода целевого использования во время разведки, локализации/ликвидации очагов пламени в здании, пожарный лифт может эксплуатироваться в качестве пассажирского или хозяйственного подъемника.
Требования к конструкции
Шахта такого устройства как расположенного внутри строения, так и пристроенная снаружи, должна выполняться из негорючих строительных материалов, чтобы предел стойкости к огню ограждающих конструкций был не ниже REI 120. В них, кроме дверных, допустимо выполнять технологические проемы для подвода инженерных коммуникаций: систем электроснабжения, управления/связи, систем вентиляции при условии заполнения их противопожарными люками, огнезащитной штукатуркой на всю толщину стен/перегородок.
Строительные конструкции ограждения холлов/тамбуров этих лифтов выполняются противопожарными перегородками 1 типа с дымо- и газонепроницаемыми дверями 2 типа с устройствами самозакрывания, а также уплотнения притворов.
Конструкции ограждения машинных отделений таких лифтов выполняются противопожарными преградами – не меньше REI 120, а их двери – не меньше EI 60.
Хотя согласно нормам ПБ лифтовые двери могут иметь пределы стойкости к огню не меньше EI 30, но противопожарные двери систем подъема бойцов пожарных формирований на этажи/отметки зданий должны быть не меньше EI 60.
Кроме того, к исполнению, комплектации, устройству таких лифтов существуют определенные требования норм/правил ПБ:
- Элементы ограждения конструкции лифтовой кабины изготавливаются из негорючих материалов, или относящихся к группе Г1.
- Внутренняя отделка/облицовка – не ниже Г2, группа воспламеняемости В2, дымообразующей способности Д3 и группа токсичности продуктов горения Т2.
- Обеспечение резервным питанием по 1 категории электроснабжения для исключения остановки/блокировки во время движения.
- Монтаж линии/кабеля связи от кабины до наружной стены здания для обеспечения постоянного контакта с руководителем тушения пожара.
- В кабине лифта оборудуются потолочный люк и трап для обеспечения возможности подъема на ближайший этаж/отметку строения, а внутри шахты – скобы.
- Двери лифта могут находиться в открытом состоянии только при нажатой кнопке, закрываясь, если ее отпустить, что дополнительно обеспечивает безопасность людей, находящихся в кабине.
- Наличие в кабине устройства, сигнализирующего о перегрузке.
- Исполнение, материал отделки пола кабины пожарного лифта должны быть противодействующими скольжению на мокрой поверхности. Группа распространения пламени РП2, дымообразующей способности Д3, токсичности продуктов горения Т2.
- Плафоны устройств стационарного электричества освещения кабины лифта следует изготавливать из материалов группы воспламеняемости не ниже В2.
Правила установки в зданиях
Лифт для перевозки пожарных подразделений при делении строения на пожарные отсеки в обязательном порядке устанавливается в его каждой части. При использовании во время возведения лифтовой шахты стальных строительных элементов необходима огнезащита металлических конструкций для обеспечения, требуемого нормами, предела стойкости к огню.
Монтаж таких лифтов ведется в ходе строительства зданий/сооружений, реконструкции существующих, замене выработавших свой эксплуатационный ресурс пассажирских лифтов.
Пожарный лифт обычно не должен соединять наземные и подземные уровни здания/сооружения. Допустимо наличие остановок в наземных и двух подземных уровнях, включая цоколь. При наличии в здании три более подземных уровней требуется установка отдельного пожарного лифта с остановками на каждой отметке здания или сооружения.
Не только шахты таких лифтов, но и холлы/тамбуры в подземных этажах оснащаются самостоятельными системами/установками приточной вентиляции, создающими избыточное давление воздуха, вытесняющего дым из них.
При обеспеченности зданий, производственных объектов водяными стационарными системами пожаротушения монтаж спринклерных или дренчерных оросителей в холлах, тамбурах пожарных лифтов, а также непосредственно перед ними на отметке/этаже недопустим.
В то же время эти помещения защищаются пожарными извещателями установки АПС здания.
Режимы работы
Существует три режима. Пожарные нормы для лифтов говорят об этом следующее:
- Перевозка пассажиров в нормальном повседневном режиме.
- «Пожарная опасность» – режим установленной последовательности действий управляющей системы, который предписывает его принудительное движение на основной этаж посадки пассажиров, кроме команд непосредственно из кабины и поступающих по пути вызовов с этажей/отметок. По прибытии на посадочный, как правило, первый этаж лифт стоит с открытой дверью (дверями) до прибытия первого пожарного расчета.
- «Перевозка пожарных подразделений» – алгоритм, обеспечивающий движение лифта, исключительно по командам пожарных из кабины. Это происходит не с помощью сенсорной панели, а только посредством нажимной не фиксируемой кнопки. При этом двери не открываются автоматически по прибытии на выбранную отметку здания, а исключительно по команде из кабины. Открытие происходит небыстро, что дает пожарным возможность оценки ситуации, подачи команды на закрывание дверей в случае непосредственной опасности.
Область применения
Согласно нормам ПБ пожарные лифты обязательны к установке на следующих объектах в:
- зданиях учреждений для детей, престарелых, инвалидов, если высота здания превышает 10 м.
- высотных жилых домах больше 50 м.
- общественных, административных, производственных зданиях/сооружениях выше 28 м.
- подземных автостояночных комплексах – при количестве этажей более двух.
Сегодня пожарные лифты становятся неотъемлемой инженерной системой противопожарной защиты современных жилых, общественных комплексов, новых производственных, инженерных объектов, технологических установок.
Когда нужен пожарный лифт и даже при его наличии, он не всегда используется. Почему – это непростой вопрос. Вызвано, это тем, что мало выполнить эту довольно сложную инженерную систему здания в полном соответствии с нормами ПБ, проектной документацией, обеспечив безопасность при использовании в условиях пожара; но и обеспечить его правильное обслуживание, ответственную эксплуатацию, взаимодействие специалистов инженерных служб объекта и сотрудников территориального подразделения МЧС.
Не секрет, что наученные печальным опытом использования такого инженерного оборудования, пожарные не без серьезных на то оснований, для чего достаточно вспомнить пожар на Останкинской телебашне; часто довольно скептически, крайне настороженно относятся к необходимости использования пожарных лифтов не в ходе учений, а в реальной обстановке по прибытии к месту вызова. Многие считают, что вести разведку, тушение пожара, лучше используя традиционные эвакуационные пути и выходы, а не полагаться на волю зачастую непредсказуемых технических устройств, становясь их заложниками в прямом смысле этого слова.
Конечно, это ни в коей мере не говорит о том, что нужно отказаться от этой инженерной системы. Для этого есть как минимум две важных причины: их установка обусловлена обязательными нормативными требованиями; а их использование экономит время, силы пожарных в ходе разведки, тушения очага, следовательно, повышает шансы на спасение людей, оперативную ликвидацию пожара.
Регламент работы и документация
В целом пожарные лифты аналогично другим подобным устройствам, предназначенным для перемещения в многоэтажных зданиях/сооружениях должны соответствовать «Техническому регламенту о безопасности лифтов», утвержденному Правительством РФ в 2009 году.
Для обеспечения безопасной и долговременной эксплуатации пожарных лифтов ГОСТы требуют, кроме регулярного обслуживания, проведения периодических и полных технических освидетельствований этих важных инженерных систем здания, в том числе в режимах «пожарная опасность», «перевозка пожарных подразделений».
Схожие требования предъявляются к противодымной вентиляции лифтовых шахт, холлов/тамбуров.
По всем результатам обслуживания, переосвидетельствований ведется, заполняется соответствующая техническая документация согласно установленным нормам.
Предлагаем Вам ознакомится с образцами лифтов зарубежных коллег, как видно из видео, этот лифт используются для перевозки пассажиров, но внутри предусмотрен специальный люк, для подразделений пожарной охраны. Если сотрудникам противопожарной службы понадобится данный лифт, то с помощью специального ключа, он может быть переведен в нужный режим работы « Перевозка пожарных подразделений» . Ознакомьтесь с видео роликом, так же рекомендуем Вам включить субтитры (для этого выберите сначала Английский, а потом уже перевод на нужный Вам язык).
Инструкция по включению русских субтитров в видеоролике
Лифт для пожарных подразделений когда нужен
По обыкновению во всех зданиях устанавливают типовые пассажирские лифты. С детства всем известно, что при возникновении пожара эвакуация происходит только по лестницам и ни в коем случае нельзя пользоваться лифтами. Но как же быть, если в высотном или малоэтажном, но многолюдном здании случился пожар? Команде пожарных необходимо добраться до очага возгорания как можно быстрее. Многоэтажные здания испытывают с этим проблему, так как силы спасателей с оборудованием и в тяжёлых огнестойких костюмах уходят на подъем, тогда как их основная работа еще не начата. Также, на верхних этажах могут находиться люди в тяжелом состоянии, которых необходимо срочно эвакуировать. Для решения данных проблем и обеспечения большей пожарной безопасности используются специальные лифты для пожарных подразделений.
Пожарный лифт отличия
По большому счету, лифт для перевозки пожарных — это тот же самый пассажирский лифт с некоторыми особенностями. Его главной задачей является быстрая доставка пожарного расчёта на нужный этаж для ликвидации очага возгорания. В отличие от пассажирских лифтов, которые при переходе в пожарный режим двигаются на основной этаж и встают с открытыми дверями, пожарные лифты могут передвигаться на каждый из этажей здания. Кабина лифта, шахта и лифтовые холлы обладают повышенной огнестойкостью, так как выполнены из негорючих материалов высокого качества. Еще одна важная задача при пожаре — избежать проникновения дыма в шахту и, соответственно, в кабину. Если дым все же начнет распространяться, то лифт может стать ловушкой для находящихся в нём людей. Чтобы исключить такое развитие событий, шахту лифта оснащают специальной системой дымо- и газонепроницаемости, а так же механизмами дымоудаления. Во время пожара не исключена ситуация, когда спасатели не смогут выйти на этаж, так как лифт может выйти из строя. Для этого случая в кабине лифта для пожарных предусмотрен люк выхода в шахту, плюс в кабине расположена вертикальная лестница. Чтобы координировать действия пожарных и спецслужб, кабина оборудована переговорной связью с основным посадочным этажом или штабом. Также, при возникновении пожара неизвестно, сколько будет пострадавших, и в каком состоянии они будут находиться. Лифт должен быть готов принять людей в любом состоянии, то есть, не только тех, которые могут передвигаться самостоятельно. Поэтому грузоподъёмность и размеры кабины у пожарного лифта обычно больше, чем у пассажирского, чтобы было возможным перемещать носилки вместе с сопровождением. В прочем, до возникновения ЧП, лифты для транспортировки пожарных подразделений работают в том же режиме, что и обычные пассажирские.
Лифты для перевозки пожарных, монтаж
К монтажу, как и к составляющим пожарных лифтов, предъявляются высокие требования, так как от этого в дальнейшем будут зависеть жизни людей. Лифты высокой надежности, предлагаемые компанией Nova Elex и Траст-Лифт изготавливаются в Италии под контролем специалистов. Они выполнены из материалов высокого качества и надежности. Высококвалифицированные сотрудники нашей компании с большой ответственностью подходят ко всему циклу работ по лифтам. Поставка лифтов для пожарных может занимать до 90 рабочих дней, монтаж – 20-25 дней. Пожарная безопасность лифтов обеспечивается рядом условий, следуя которым можно минимизировать опасности при возникновении ЧП. Пожарные лифты являются неотъемлемой частью любого высотного здания, строящегося в России.
Лифты для пожарных подразделений
Лифты для пожарных подразделений предназначены для передвижения бригад спасателей между уровнями многоэтажного здания и эвакуации людей при пожаре.
Обычные лифты с небольшой грузоподъемностью, подверженные влиянию огня и влажности, не подходят для этих целей. Поэтому в зданиях до 28 м (и выше) необходимо устанавливать специальные лифты для пожарных подразделений. Для жилых строений подходят лифты грузоподъемностью до 630 кг, для социальных – до 1000 кг.
Отличия лифтов для пожарных подразделений
Такие лифты необычны по своей конструкции и способу управления. Управлять ими можно только с помощью нажимных кнопок (применение сенсорных — запрещено). Двери пожарного лифта в момент возгорания открываются лишь после команды стоящего в кабине спасателя, раздвигаясь при этом с медленной скоростью (так как пожарный за это время должен успеть дать оценку ситуации и при опасности приказать закрыть двери). На крыше лифтовой кабины установлен эвакуационный люк. В соответствии с требованиями пожарной безопасности к лифтам, двери шахты огнеустойчивы, способны выдержать воздействие огня на протяжении 1 часа.
Применение лифтов для пожарных подразделений
При помощи пожарных лифтов можно не только перемещать пожарные бригады, но и эвакуировать маломобильных пациентов интернатов, больниц, домов престарелых, вместе с инвалидными колясками (каталками). Подъемное оборудование, соответствующее всем техническим требованиям, позволяет объединить на этаже здания эти две функции – работу спасателей и эвакуацию людей. Подъемники незаменимы в строениях любой высоты – особенно, социальных, при массовом скоплении людей, где эвакуировать людей и транспортировать пожарные бригады обычными способами невозможно или затруднительно.
Лифты для пожарных подразделений можно оперативно установить с внешней стороны здания, в этом их особое преимущество. Дверные проемы таких подъемников имеют в ширину достигают 1,4 м, что позволяет вместить в кабину людей на кроватях-каталках.
Лифт для пожарных
Лифты для пожарных полностью соответствуют требованиям ГОСТ (утвержденным приказом Росстандарта от 10 октября 2013 г.). Компания «Лифт Холдинг» оперативно и качественно выполнит в комплексе все подрядные работы по поставке, монтажу и обслуживанию пассажирских лифтов подобного типа. Все оборудование оснащено надежной системой пожарной безопасности. Чтобы купить лифт для пожарных, обратитесь к менеджеру по телефону +7 (495) 212 17 15 .
Лифт для пожарных подразделений когда нужен
Пункт 7.15 СП 4.13130.2013 гласит: «В каждом пожарном отсеке зданий и сооружений класса Ф1.1 высотой более 10 метров, зданий и сооружений класса Ф1.3 высотой более 50 метров, зданий и сооружений иных классов функциональной пожарной опасности высотой более 28 метров, подземных автостоянок, имеющих более двух этажей, должны предусматриваться лифты для транспортирования пожарных подразделений». Для открытой надземной автостоянки высотой до 28 м, согласно требованиям данного норматива, лифты для пожарных подразделений не требуются.
Все места для МГН расположены на 1 этаже. Для удобства пользования имеется два обычных пассажирских лифта. Необходимо ли, чтобы они соответствовали требованиям, предъявляемым к лифтам для перевозки пожарных подразделений (в т.ч. с учетом СП 113.13330.2012 и СП 113.13330.2016)? Необходимо ли, чтобы они были рассчитаны на габариты человека на носилках (как в жилых и общественных зданиях)?
1. Положения пункта 5.1.34 в действующей редакции СП 113.13330.2012 формально распространяются на любые автостоянки, независимо от этажности и высоты здания, что представляется некорректным и не соответствующим положению пункта 7.15 свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно — планировочным и конструктивным решениям» (см. также последний абзац части 1 статьи 1 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
Данное несоответствие устранено в новой редакции пункта 5.1.34 СП 113.13330.2016 и разъяснено в комментарии к пункту 5.1.34 СП 113.13330.2012, содержащимся на странице 41 Методического пособия «Проектирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности стоянок автомобилей» , разработанного ФАУ ФЦС в 2017 году для детализации требований СП 113.13330.2012, а именно: «Указанный лифт следует предусматривать в каждом пожарном отсеке, удовлетворяющем условиям, при которых необходимо устраивать такой лифт (условия, при которых требуется лифт с режимом работы «Перевозка пожарных подразделений», установлены пунктом 7.15 СП 4.13130.2013 — прим.). Например, если в автостоянке имеется два пожарных отсека с тремя подземными этажами и один двухэтажный надземный пожарный отсек, в надземном пожарном отсеке лифт с режимом работы «Перевозка пожарных подразделений» предусматривать не требуется».
2. Первый абзац пункта 5.1.25 СП 113.13330.2016 , включённого в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», гласит: «В зданиях многоэтажных стоянок автомобилей лифты должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности».
То есть, если установка лифтов в многоэтажной автостоянке предусматривается, то эти лифты должны соответствовать ГОСТ Р 53296-2009.
О необходимости и целесообразности выполнения требований стандартов и сводов правил, включённых в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» — см. информацию по адресу: https://www.normacs.info/answers/3290.
3. Требование пункта 5.2.3 ГОСТ Р 52382-2010 «ЕН 81-72:2003. Лифты пассажирские. Лифты для пожарных» (стандарт является ссылочным в ГОСТ Р 53296-2009 — прим.), регламентирующего минимальные размеры кабины лифта, обеспечивающей возможность транспортирования спасаемых людей на носилках, распространяется на лифты, устанавливаемые в зданиях соответствующего функционального назначения: медицинские учреждения со стационаром, дома престарелых, хосписы и др., соответственно на здания автостоянок данное требование не распространяется.
Используемые нормативные источники
- СП 113.13330.2012. Стоянки автомобилей
- СП 113.13330.2016. Стоянки автомобилей
- СП 4.13130.2013. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям
- Технический регламент. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности
- Методическое пособие. Проектирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности стоянок автомобилей
- Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ ‘Технический регламент о безопасности зданий и сооружений’
- ГОСТ Р 53296-2009. Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности
- ГОСТ Р 52382-2010. Лифты пассажирские. Лифты для пожарных