КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверева Лариса Геннадиевна, Погодина Ирина Алексеевна
На сегодняшний день информационные технологии во всем мире стремительно развиваются, поэтому современному человеку необходимо заниматься самообразованием и самосовершенствованием в области освоения таких технологий. В связи с быстрым развитием информатизации общества и условий обучения в период пандемии возрастает потребность в повышении компьютерной грамотности нынешних и будущих учителей, т.к. компьютер в современном мире является основным устройством в работе учителя и в обучении студента. В связи с этим, формирование компьютерной грамотности среди студентов педагогических вузов и учителей в нынешних условиях обучения является актуальной проблемой. В соответствии с проблемой главной целью в статье является проведение анализа работ, как отечественных ученых, так и зарубежных, посвященных проблемам подготовки будущих учителей в условиях развития информатизации общества и пандемии. Для более подробного анализа и изучения проблемы в статье используется теоретический метод исследования, который реализуется в рассмотрении основополагающих определений компьютерной грамотности , в выделении основных уровней обладания ею. Результатом проведенного анализа является перечисление и описание основных навыков, которыми должен обладать студент педагогического вуза и работник в области образования для работы с информацией на компьютере, а также рассмотрение на примерах применения компьютерных программ в профессиональной деятельности учителя в условиях пандемии. Таким образом, повышение компьютерной грамотности является неотъемлемым процессом в информационном обществе особенно в период активного использования дистанционных образовательных технологий.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зверева Лариса Геннадиевна, Погодина Ирина Алексеевна
Формирование информационной и компьютерной грамотности студентов-первокурсников в процессе изучения информатики
Методика формирования компьютерной грамотности студентов гуманитарных направлений подготовки
Уточнение формулировки понятия компьютерная грамотность исходя из современных реалий
Информационная, медийная и компьютерная грамотность учащейся молодежи как условие интерактивного обучения (опыт социологического исследования)
Формирование компьютерной грамотности как необходимая составляющая информатизации общества
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
COMPUTER LITERACY AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF FUTURE SPECIALISTS IN EDUCATION
At present information technologies are rapidly developing all over the world, so a man of today should be engaged in self-education and self-improvement. Due to the rapid society informatization and learning conditions during a pandemic, there is an increasing need to improve the computer literacy of current and future teachers, as a computer is the main device in the work of a teacher and in teaching a student in the modern world. In this regard, the formation of computer literacy among students of pedagogical universities and teachers in the current learning environment is an urgent problem in modern society. In accordance with the problem, the main goal of the article is to analyze the works of both domestic and foreign scientists, devoted to the problems of training future teachers in the context of society informatization and the pandemic. For a more detailed analysis and study of the problem of computer literacy formation, the article uses a theoretical research method, which is implemented in considering the fundamental definitions of computer literacy, in highlighting the main levels of computer literacy. The result of the analysis is a listing and description of the basic skills that a pedagogical university student and an employee in the field of education must possess to work with computer information, as well as the use of computer programs in the professional activity of a teacher in the pandemic. Thus, increasing computer literacy is an integral process in the information society, especially during the period of active use of distance learning technologies.
Текст научной работы на тему «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАНИИ»
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-l-46-52 УДК 378: 004
Зверева Л.Г., Погодина И.А.
БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАНИИ
Зверева Лариса Геннадиевна,
кандидат экономических наук, Ооцент кафедры математики, информатики и цифровых образовательных технологий
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», Ставрополь, Россия, e-mail: Bdeh amail.rii, тел.: +7 (961) 591 17 99
Погодина Ирина Алексеевна,
кандидат педагогических, дог^ент кафедры математики, информатики и 1
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», Ставрополь, Россия, e-mail: Pogodiirina(a)yandex. г и
На сегодняшний день информационные технологии во всем мире стремительно развиваются, поэтому современному человеку необходимо заниматься самообразованием и самосовершенствованием в области освоения таких технологий. В связи с быстрым развитием информатизации общества и условий обучения в период пандемии возрастает потребность в повышении компьютерной грамотности нынешних и будущих учителей, т.к. компьютер в современном мире является основным устройством в работе учителя и в обучении студента. В связи с этим, формирование компьютерной грамотности среди студентов педагогических вузов и учителей в нынешних условиях обучения является актуальной проблемой. В соответствии с проблемой главной целью в статье является проведение анализа работ, как отечественных ученых, так и зарубежных, посвященных проблемам подготовки будущих учителей в условиях развития информатизации общества и пандемии. Для более подробного анализа и изучения проблемы в статье используется теоретический метод исследования, который реализуется в рассмотрении основополагающих определений компьютерной грамотности, в выделении основных уровней обладания ею. Результатом проведенного анализа является перечисление и описание основных навыков, которыми должен обладать студент педагогического вуза и работник в области образования для работы с информацией на компьютере, а также рассмотрение на примерах применения компьютерных программ в профессиональной деятельности учителя в условиях пандемии. Таким образом, повышение компьютерной грамотности является неотъемлемым процессом в информационном
обществе особенно в период активного использования дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова: компьютерная грамотность, компоненты компьютерной грамотности, информационное общество, информатизация, образование, развитие общества, компьютерные программы, информационная культура.
Для цитирования: Зверева Л.Г., Погодина НА. Компьютерная грамотность как •условие становления будущих спег[иалнстов в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Том 13, № 1. С. 46-52. /ицк: doi.Org/10.47370/2078-1024-2021-B-l-46-52.
Zvereva L.G., Pogodina I.A.
COMPUTER LITERACY ASACONDITIONFORTHE FORMATION OF FUTURE SPECIALISTS IN EDUCATION
Zvereva Larisa Gennadievna,
Candidate of Economics, an associate professor of the Department of Mathematics, Informatics and* Digital Educational Technologies FSBEI HE «Stavropol State Pedagogical Institute», Stavropol, Russia, e-mail: Bdeh(ci),niail.ru, tel.: +7 (961) 591 17 99
Pogodina Irina Alexeevna,
Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Mathematics, Informatics and* Digital Educational Technologies FSBEI HE «Stavropol State Pedagogical Institute», Stavropol, Russia, e-mail: Pogodiirina(ci)yandex. rii
At present information technologies are rapidly developing all over the world, so a man of today should be engaged in self-education and self-improvement. Due to the rapid society informatization and learning conditions during a pandemic, there is an increasing need to improve the computer literacy of current and future teachers, as a computer is the main device in the work of a teacher and in teaching a student in the modern world. In this regard, the formation of computer literacy among students of pedagogical universities and teachers in the current learning environment is an urgent problem in modern society. In accordance with the problem, the main goal of the article is to analyze the works of both domestic and foreign scientists, devoted to the problems of training future teachers in the context of society informatization and the pandemic.
For a more detailed analysis and study of the problem of computer literacy formation, the article uses a theoretical research method, which is implemented in considering the fundamental definitions of computer literacy, in highlighting the main levels of computer literacy. The result of the analysis is a listing and description of the basic skills that a pedagogical university student and an employee in the field of education must possess to work with computer information, as well as the use of computer programs in the professional activity of a teacher in the pandemic. Thus, increasing computer literacy is an integral process in the information society, especially during the period of active use of distance learning technologies.
Keywords: computer literacy, components of computer literacy, information society, informatization, education, development of society, computer programs, information culture.
For citation: Zvereva L.G., Pogodina I. A. Computer literacy as a condition for the formation of future specialists in education // Vestnik Majkopskogo Gosudarst-vennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2021. Volume 13, No. 1. P. 46-52. https: doi. org/10.47370 2078-1024-2021-13-1-46-52.
Одной из актуальных проблем современности является формирование компьютерной грамотности будущих специалистов в образовании. В настоящее время для современного общества характерен процесс информатизации, который обеспечивает переход от промышленного общества к информационному. Это произошло в результате усложнения всех сфер деятельности человека и формирования новой, более сложной мировой хозяйственной системы. Под влиянием информатизации возникает новая общественная структура, которая представляет собой информационное общество. Информационное общество, по определению Европейского совета, представляет собой экономическую и социальную организацию, которая производит получение, обработку, хранение, использование, распространение знаний и информации. Основной тенденцией информационного общества является интенсивный поиск новых знаний. Отличием такого общества является высокий уровень информационных технологий, освоить которые может только человек, обладающий компьютерной грамотностью. В то же время формирование компьютерной грамотности будущих педагогов становится основной актуальной задачей на этапе развития компьютеризации и информатизации общества в период дистанционного обучения. Применение компьютера упрощает работу учителя, что выражается даже в мелочах, например, в необходимости распечатать какую-либо информацию, отправить отчет или же скачать рабочую программу. Все это может сделать только учитель, обладающий достаточной компьютерной грамотностью. С помощью интернета и персонального компьютера
учитель может завести свой собственный сайт, на котором будет храниться и накапливаться опыт работы в виде презентаций, разработок уроков, конспектов мероприятий.
Проблему формирования компьютерной грамотности у будущих педагогов изучали многие зарубежные и отечественные ученые.
Ряд исследователей, среди которых Г.А. Бордовский, Ю.С. Брановский и С.Г. Григорьев, рассматривали процесс формирования информационной культуры в образовательном процессе. Проблемами сформированности компьютерной грамотности у студентов педагогических вузов занимались Н.В. Апатова, Л.П. Ба-бенко, В.В. Борисова, Б.С. Гершунский, М.И. Жалдак. Вопросами подготовки учителей в условиях информатизации образования занимаются С.С. Батурина, В.В. Борисова, И. Вилып, О.М. Коберник.
Многие приведенные выше исследователи говорят о необходимости введения и изучения таких понятий, как «информационная культура» и «компьютерная грамотность», так как этого требует современное общество. Некоторые из ученых считают эти понятия равнозначными. Однако большинство считает компьютерную грамотность лишь приобретенным навыком, в то время как понятие информационной культуры трактуется более широко. Так, например, по мнению Е.А. Медведевой, информационная культура представляет собой определенный уровень знаний, позволяющий каждому свободно ориентироваться в информационном пространстве [2, с. 70].
Такие ученые, как Л.В. Белецкий, Н.Г. Джинчарадзе, Ю.А. Дорошенко, М.И. Жалдак, Н.В. Морзе писали в своих исследованиях о необходимости
внедрения различных информационных технологий в процесс обучения будущих педагогов.
В результате анализа установлено, что и зарубежные, и отечественные психологи дают определение данному термину по-разному. Так, например, А.П. Ершов утверждает, что компьютерная грамотность подразумевает знание основ языков программирования и вычислительной техники.
В то же время В. А. Хребтов считает, что компьютерная грамотность определяется умением пользоваться компьютером, а В.А. Каймин считал, что компьютерная грамотность — это прежде всего обладание навыками решения задач с помощью ЭВМ. Он был первым, кто включал в понятие компьютерной грамотности навыки работы с ЭВМ. Таким образом, компьютерная грамотность — это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых будущему педагогу для применения в жизни и для профессиональной деятельности в области образования. Однако в течение времени это понятие все также претерпевало изменения.
И. Вилып определяет необходимые навыки, которыми должен обладать человек, живущий в информационном обществе, для эффективного использования и оперирования информацией, среди которых поиск, хранение, преобразование, использование измененной информации, создание собственной информации.
Зарубежные ученые, среди которых Д. Норман, И. Вилып, предложили следующую классификацию уровней компьютерной грамотности:
— на первом уровне: знакомство с основными понятиями и основными принципами их применения;
— на втором уровне: умение использовать ЭВМ и способность программировать;
— на третьем уровне: умение осуществлять разработку принципов и методов программирования.
На сегодняшний день существует три уровня обладания компьютерной грамотностью: элементарный, функциональный и профессиональный. Элементарный уровень определяется минимальным набором знаний, умений и навыков работы на компьютере.
Например, человек с элементарным уровнем знания компьютера умеет включать компьютер, пользоваться клавиатурой и мышью, набирать текст без редактирования, пользоваться интернетом для общения в социальных сетях, но такой пользователь не знает элементарных значений сочетания горячих клавиш и назначения каких-либо программ или функций. Любому человеку, желающему повысить свой уровень компьютерной грамотности до функционального уровня, необходимо знать и использовать базовые горячие клавиши в Microsoft Office Word, такие как Ctrl+C, Ctrl+, Tab, Ctrl+B, Ctrl+I, Ctrl+J, Ctrl+E, Ctrl+L, Ctrl+R, Ctrl+U и т.д.
Функциональный уровень определяется наличием специальных знаний в области современных технологий, а также способностью производить преобразование объектов или информации с помощью средств вычислительной техники.
Например, человек с функциональным уровнем знания ПК хорошо владеет программами из пакета Microsoft Office, а также имеет навыки работы в графических программах, таких как Photoshop, Blender, CorelDraw и подобных, и уверенно пользуется интернетом. В то же время его познаний недостаточно для использования вспомогательных сочетаний клавиш, и все операции и манипуляции проводятся исключительно с помощью мыши.
Профессиональный уровень определяется умением работать со многими программами, которые позволяют реализовать человека в различных видах профессиональной деятельности.
Например, учитель информатики должен обладать следующими навыками
использования компьютера: владеть программами, описанными в учебниках информатики, уметь их устанавливать и настраивать; уметь устанавливать операционные системы и драйвера; владеть языками программирования Pascal и Python; уметь настраивать локальную сеть школы; знать антивирусные программы; уметь подключать периферийные устройства.
При этом в период дистанционного обучения учителям необходимо уметь работать в следующих цифровых образовательных ресурсах: сайт Учи. ру, ЯКласс, платформа Stepik, Zoom, Moodle, Edmodo, Google Classroom, Microsoft Teams, OnLineTestPad, iSpring Online. Учителю необходимо уметь планировать конференции в Zoom, создавать домашние задания и проверочные работы в ЯКласс, Classroom, создавать различные задания, ограниченные по времени, в OnLineTestPad, выкладывать задания и учебные материалы, а также проводить конференции в Microsoft Teams, BigBlueButton, создавать курсы в Moodle по различным дисциплинам. На примере СГПИ был разработан ряд дистанционных курсов (табл. 1)
Таким образом, будущий учитель должен стремиться к достижению профессионального уровня компьютерной
грамотности, так как основным элементом компьютерной грамотности является знание и владение компьютерными программами и работа с документами.
Специалисты, обладающие достаточным уровнем компьютерной грамотности, смогут наиболее эффективно осуществлять мониторинг знаний обучающихся. Внедрение инновационных методов контроля знаний становится актуальным в информационном обществе.
Компьютеризированные методы контроля знаний имеют множество преимуществ по сравнению с традиционными способами оценки знаний, в частности, они позволяют учитывать индивидуальный темп выполнения заданий обучающимися. Помимо этого, автоматизированный метод проверки знаний повышает объективность самой проверки, дает возможность качественно оценивать результат усвоения определенного раздела учебной программы. Наиболее часто применяемым компьютеризированным методом контроля знаний является компьютерное тестирование [2, с. 14].
Информатика как учебный предмет не сможет в достаточной мере обеспечить будущего учителя необходимым уровнем компьютерной грамотности. Повышать уровень качества и уровень профессиональной подготовки будущих
Дисциплина Лекции Задания для практических занятий Тесты Анкетирование Литература для самостоятельной работы
1. Математический анализ + + + + +
3. Методика обучения математике + + + + +
4. История информатики + + + + +
5. Современные средства результатов обучения + + + + +
6. Теория и методика преподавания пропедевтического курса по информатике + + + + +
учителей следует в течение всего процесса обучения и на каждой учебной дисциплине. Для осуществления такого обучения необходимо распределить задачи формирования компьютерной грамотности будущих учителей на весь процесс обучения и по всем дисциплинам. Только после такого изменения процесса обучения станет возможным внедрение информационных технологий по всем учебным дисциплинам еще на этапе среднего или начального звена обучения в школах [4, с. 34].
По нашему мнению, большую ценность в организации процесса обучения играют такие моменты, как участие учителя в трансдисциплинарных научных исследованиях и использование динамической интеграции теоретических и практических компонентов, а это невозможно без достаточного уровня овладения персональным компьютером [1, с. 183].
Например, уровень компьютерной грамотности будущего педагога можно повысить, используя дополнительные курсы от следующих организаторов: инновационный образовательный центр «Мой университет» (курс повышения квалификации «Основы цифровой грамотности»), учебный центр «Урок» (курс «Цифровая образовательная среда — новые возможности для современного учителя»), образовательный центр «Каменный город» (курс «Основы компьютерной грамотности»), Национальный открытый университет «ИНТУИТ» (курс «Основы компьютерной грамотности», курс «Современные офисные приложения»), AHO ДПО «АПР» («Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в образовательной организации»), ФГА ОУ ВО «СКФУ» («Обработка данных с использованием цифровых технологий»).
Владение учителем на достаточном уровне компьютерными системами связи позволит осуществлять
дистанционное обучение. Многие авторы в своих исследованиях делают акцент на том, что дистанционная форма обучения младших школьников удобная и практичная, она позволяет формировать у обучающихся первоочередные навыки и способствует углубленному изучению учебного материала [5, с. 133]. Многоаспектное развитие учащихся при помощи компьютерных технологий способствует повышению качества обучения. Современный образовательный процесс нельзя представить без применения информационных технологий на уроках или во время индивидуальных консультаций, а также при подготовке учащихся к экзаменам [3, с. 105].
Таким образом, проведенный мониторинг литературных источников позволил определить, что процесс овладения компьютерной грамотностью необходимо производить на протяжении всего процесса обучения по всем дисциплинам и направлениям подготовки. Этот процесс должен сводиться не только к обучению составления программ и работы с ними на компьютере. Будущий специалист должен обладать навыками по работе с компьютером, активно пользоваться текстовыми и графическими редакторами, а также электронными таблицами и презентациями, использовать системы управления базами данных и знать основы программирования. Владение достаточным уровнем компьютерной грамотности позволит будущим специалистам в области образования общаться с другими специалистами на межрегиональном или даже международном уровне с помощью компьютерных программ, а также более эффективно организовывать образовательную среду.
В настоящее время современное информационное общество определяется двумя составляющими: информацией и знаниями. В результате чего, компьютерная грамотность является основной базой, которой должен обладать будущий
учитель. Современный учитель просто обязан быть с персональным компьютером на «ты», иначе ему будет сложно работать в современных условиях. Различные вебинары, курсы, тесты, документы, презентации, отчетность электронные
журналы — это все требует умения работать с компьютером и интернетом. Поэтому очень важно организовывать непрерывный процесс обучения компьютерной грамотности будущих специалистов в образовании.
1. Погодина И.А. Методические особенности изучения функции в школьном курсе математики // Образование, здравоохранение, культура, демография: социальные проблемы современного общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. М., 2017. С. 183-188.
2. Зверева Л.Г., Кумратова Ж.Р. Роль мониторинга вузов в принятии управленческих решений // Экономика устойчивого развития. 2015. № 2 (22). С. 103-108.
3. Попов В.Д. Информационная политика. М.: Рос. академия гос. службы при Президенте РФ, 2003. 459 с.
4. Погодина И.А., Сенченко Е.В. Дистанционное обучение в начальной школе // Современная научная мысль: материалы Всероссийской научно-практической конференции / гл. ред. М П. Нечаев. Чебоксары, 2018. С. 130-133.
5. Approaches to quality of education that conform to the needs of labor market in information society Advances in Intelligent Systems and Computing / Kuznetsova O.N. [et al.]. 2019. T. 726. C.1134-1143.
1. Pogodina I. A. Methodological features of the study of function in the school course of Mathematics // Education, health care, culture, demography: social problems of modern society: a collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference. M., 2017. P. 183-188.
2. Zvereva L.G., Kumratova Zh.R. The role of university monitoring in making managerial decisions // Economics of sustainable development. 2015. No. 2 (22). P. 103-108.
3. Popov V.D. Information policy. M.: The Russian state academy services under the President of the Russian Federation, 2003. 459 p.
4. Pogodina I.A., Senchenko E.V. Distance learning in a primary school // Modern scientific thought: materials of the All-Russian scientific and practical conference / ed. By M.P Nechaev. Cheboksary, 2018. P. 130-133.
5. Approaches to the quality of education that conform to the needs of labor market in information society Advances in Intelligent Systems and Computing / O.N. Kuznetsova [et al.]. 2019. Vol. 726. P. 1134-1143.
Индекс цифровой грамотности-2023: в России стало немного больше людей с продвинутым уровнем цифровых компетенций
Аналитический центр НАФИ на протяжении нескольких лет проводит комплексную оценку цифровых компетенций россиян. Измерения уровня цифровой грамотности проводились в 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 и 2023 годах с использованием платформы для оценки цифровой грамотности «Цифровой гражданин». Сегодня мы представляем результаты последней волны исследования.
Общий уровень цифровой грамотности
Индекс цифровой грамотности измеряется в процентных пунктах (п.п), его значение может варьироваться от 0 (цифровая грамотность отсутствует) до 100 (абсолютное владение цифровыми компетенциями)*.
По итогам 2023 года Индекс цифровой грамотности россиян составляет 71 п.п.
У мужчин наблюдается более высокий уровень цифровой грамотности, чем у женщин (72 п.п. против 70 п.п.). Также он выше у россиян от 35 до 54 лет (73 п.п.), а ниже – у молодежи (среди тех, кому от 18 до 24 лет – 69 п.п.).
Кроме того, цифровая грамотность россиян зависит от населенного пункта. Так, жители небольших городов и сел обладают уровнем цифровой грамотности в 71 п.п., а у проживающих в городах-миллионниках среднее значение индекса составляет 75 п.п.
Динамика наблюдений показывает, что рост цифровых компетенций россиян, который шел планомерно с 2018 до 2022 год, в 2023 году приостановился, и в сравнении с прошлым годом общий Индекс остался без статистически значимых изменений**.
Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ:
«Отсутствие динамики Индекса цифровой грамотности в последние годы во многом обусловлено смещением фокуса внимания людей с темы саморазвития (сформированного в пандемию) в направлении других сфер жизни. Развитие цифровых компетенций в ближайшие годы будет предопределяться степенью популяризации новейших технологий в обществе, проведением офлайн и онлайн мероприятий, посвященных киберграмотности, цифровой безопасности, развитию цифровых креативных индустрий».
По уровню цифровой грамотности жители России делятся на три условные группы:
1) те, кто обладает начальным уровнем цифровой грамотности. Сегодня это 4% населения (на 2 п.п. больше, чем в прошлом году).
Типичный портрет – подросток или пенсионер без высшего образования, проживающий в крупных городах с развитой инфраструктурой, плотной информационной средой, высоким темпом жизни и, соответственно, медиапотреблением.
2) те, кто обладает базовым уровнем цифровой грамотности. Это почти две трети россиян – 63% (на 6 п.п. меньше чем в 2022 году, было 69%).
Типичный портрет – молодая женщина до 24 лет, учащаяся или работающая на государственной или муниципальной службе, в бюджетном учреждении.
3) те, кто обладает продвинутым уровнем цифровой грамотности. К этой группе относится каждый третий (33%) житель России (в 2022 году – 29%; рост на 4 п.п.).
Типичный портрет – мужчина от 25 до 45 лет, имеющий высшее образование, работающий руководителем или квалифицированным специалистом и проживающий в одном из городов-миллионников.
Исследование показало, что больше всего за последний год сократилась группа со средним уровнем компетенций. Отток из нее произошел преимущественно в группу с продвинутым уровнем. Главным образом, активное развитие цифровых компетенций демонстрировали работающие россияне (у них уровень цифровых компетенций вырос с 24% до 36% за год), жители городов-миллионников и участники исследования в возрасте от 35 до 54 лет.
Как меняются отдельные компетенции
Измерение общего Индекса цифровой грамотности россиян включает измерение пяти подындексов в качестве составных частей.
Подындекс «Информационная грамотность» отражает навыки поиска информации в интернете, работы с различными видами данных и оценку достоверности сообщений в сети.
Подындекс «Коммуникативная грамотность» включает умение пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств для общения, соблюдение норм общения в сети.
Подындекс «Создание цифрового контента» агрегирует компетенции по созданию и редактированию цифрового контента, понимание принципов авторского права в сети.
Подындекс «Цифровая безопасность» показывает умение оценивать риски мошенничества, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных, понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека.
Подындекс «Навыки решения проблем в цифровой среде» включает навыки пользования мобильными приложениями и компьютерными программами для повседневных задач, получения новых знаний в сфере цифровых технологий, умение решать аппаратные и программные проблемы.
Подындексы, также как основной Индекс, измеряются в процентных пунктах (п.п), и их значение может варьироваться от 0 до 100.
Исходя из оценки подындексов, на текущий момент лучше всего у россиян развиты информационная и коммуникационная грамотность, а также навыки решения проблем в цифровой среде (подындексы составили 73 п.п., 72 п.п. и 72 п.п. соответственно).
Хуже – компетенции в сфере цифровой безопасности (70 п.п.) и создания контента (68 п.п.).
При этом если навыки по работе с контентом среди населения в динамике последних 3 лет растут быстрыми темпами (подындекс с 2020 года вырос на 15 п.п.), то вопросы цифровой безопасности вызывают тревогу. Подындекс «Цифровая безопасность» в 2020 году входил в топ-3 и был одним из лидеров по навыкам и компетенциям, а сейчас, наряду с ростом мошеннических угроз***, он опустился на предпоследнее место.
Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ:
«Исследование показало, что несмотря на отсутствие яркой динамики цифровой грамотности у россиян в целом, есть отдельные социальные группы и отдельные темы, по которым цифровые компетенции россиян сильно отличаются и именно диагностические инструменты, тесты и чекапы, позволяют эти пробелы выявлять. Так, например, актуальным для многих россиян остается вопрос кибербезопасности – прежде всего, такие темы, как распознавание мошенничества и рисков социальной инженерии, защита персональных данных, политика паролей. Просвещение по этим вопросам может происходить в разных форматах – от образовательных курсов и открытых лекций, до корпоративного обучения. Один из таких курсов разработан специалистами НАФИ для сотрудников организаций именно по итогам тестирований – то есть посвящен самым актуальным вопросам использования цифровых технологий на работе****».
Это не полная версия релиза. Заполните форму ⬇ и мы моментально вышлем файл со всеми данными, включая таблицы, на вашу электронную почту.
Оставайтесь в курсе!
Подписывайтесь на наши социальные сети:
Аналитики оценили уровень цифровой грамотности россиян
Россияне хорошо ориентируются в медиапространстве, но при этом плохо разбираются в гаджетах и легкомысленны в вопросах кибербезопасности. К такому выводу пришли специалисты НАФИ при анализе цифровой грамотности жителей страны
Фото: Toru Hanai / Reuters
Индекс цифровой грамотности россиян составляет 52 процентных пункта (п.п., максимальное значение — 100), выяснили специалисты Аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Под цифровой грамотностью аналитики понимают базовый набор знаний и навыков, позволяющий человеку эффективно работать, общаться и получать информацию в цифровой среде. Индекс состоит из нескольких компонентов: информационной, компьютерной, коммуникативной и медиаграмотности, а также отношения к технологическим инновациям. Аналитики определили индекс каждого компонента, после чего вычислили общий уровень цифровой грамотности населения. Исследование проводилось в форме опроса (участвовали 1,6 тыс. человек в возрасте старше 18 лет в 42 регионах России) в ноябре 2017 года. Авторы исследования (копия есть у РБК) назвали сильной стороной респондентов умение ориентироваться в медиасреде и анализировать информацию различных СМИ (медиаграмотность). Индекс этого компонента составил 65 п.п. из 100 возможных. Большая часть россиян (72%) осознают, что СМИ, которые они сами выбирают, не всегда представляют информацию достоверно. В правдивости сообщений СМИ больше всего сомневаются люди с высшим образованием, а также люди в возрасте от 18 до 34 лет.
Менее развитые компетенции россияне демонстрируют в вопросе информационной грамотности (54 п.п.). Под этим понятием исследователи подразумевают способность искать информацию в различных источниках, сопоставлять ее и делать выводы на основе этого сопоставления. Так, 74% респондентов предпочитают искать необходимую информацию на разных интернет-ресурсах, а 81% говорят, что делают это с легкостью. При этом 45% респондентов не задумываются о том, что часть полученной в интернете информации может быть вредной.
Отношение к технологическим инновациям аналитики оценили в 47 п.п. Согласно данным опроса, 58% респондентов считают, что современные технологии помогают в жизни, оставшиеся 42%, наоборот, уверены, что мешают. Коммуникативную грамотность аналитики оценили в 46 п.п. Этот показатель отражает способность анализировать позицию другого человека, высказывающегося в интернете, а также опыт использования мессенджеров и социальных сетей для общения. Большинство россиян (75%) свободно пользуются современными средствами коммуникации, при этом 76% респондентов уверены, что в онлайн-пространстве должны сохраняться те же нормы общения, которые используются в обычной жизни. В компьютерной грамотности — аналогичный индекс (46 п.п.). Основными признаками человека, обладающего компьютерной грамотностью, являются понимание технических составляющих компьютера и легкость в использовании устройства вне зависимости от платформы. По оценкам аналитиков, 78% пользователей в России считают работу на компьютере несложной. Лишь 59% россиян могут оценить технические характеристики компьютера. 75% россиян пользуются компьютером для решения повседневных задач — для работы, учебы или досуга и развлечений.
Цифровое легкомыслие
Россиянам свойственна легкомысленность в сфере защиты информации, говорится в исследовании. Так, 55% россиян уверены, что защита персональных данных — не их забота. По их мнению, этим должны заниматься владельцы сайтов, провайдеры сервисов или государство. Только треть респондентов делают резервные копии собственных данных (35%). Каждый пятый россиянин осуществляет платежи через публичные Wi-Fi-сети (22%), а 38% россиян используют один и тот же пароль для разных аккаунтов, что упрощает для злоумышленников процесс их взлома. При получении от знакомого человека письма с вирусом 56% опрошенных не будут открывать письмо и сообщат отправителю, что его компьютер заражен вирусом. Остальные 44% поведут себя некорректно: либо отправят сообщение с вирусом обратно адресату, либо, открыв письмо, будут перезагружать компьютер в надежде, что вирус пропадет.
Цифровая грамотность — будущее человечества
Уровень цифровой грамотности у трудоустроенных россиян выше, чем у безработных. 63% занятых хотят улучшить свои знания в сфере ИT, а каждый четвертый боится потерять работу из-за недостаточных навыков по цифровизации.
По данным тестирования уровня цифровой грамотности, проведенного Аналитическим центром НАФИ, трудоустроенные россияне обладают более развитыми цифровыми компетенциями, чем безработные. Однако и они демонстрируют невысокий уровень цифровой грамотности по ряду показателей, таких как умение настраивать ПО, использование интернета (поиск информации, создание и размещение контента, работа с браузерами и др.).
Тестирование проводилось на портале «Цифровой гражданин», его цель — помочь желающим определить свой уровень цифровой грамотности и выстроить эффективную индивидуальную стратегию его повышения.
По результатам исследований НАФИ, в целом 27% россиян хорошо разбираются в цифровых технологиях, 67% обладают базовым уровнем цифровой грамотности, 6% — начальным. Безработные россияне по уровню цифровой грамотности отстают от работающих. Так, доля людей с «продвинутым» уровнем цифровой грамотности составляет 23% среди безработных против 29% среди трудоустроенных. Если говорить о «базовом» уровне цифровой компетентности, доли безработных и работающих россиян составляют 68% и 65% соответственно.
По данным тестирования, наиболее хорошо развитые цифровые навыки и проблемные области у трудоустроенных и безработных также различны. Не имеющие работы россияне демонстрируют более низкую осведомленность по сравнению с работающими при ответах на вопросы, связанные с поиском информации в интернете, использованием мобильных устройств для коммуникации, созданием и редактированием текстовых документов и электронных таблиц, совместной работой над документами.
Аналитики НАФИ сделали вывод, что и трудоустроенные, и безработные россияне недостаточно мотивированы на расширение знаний в сфере цифровых технологий, что препятствует повышению уровня цифровой грамотности тех и других.
Людмила Спиридонова, директор направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ, рассказывает: «Наши исследования показывают, что 63% россиян хотели бы улучшить свои знания в сфере ИT, еще 45% осознают, что цифровая грамотность поможет им получить более интересную и высокооплачиваемую работу, а каждый четвертый боится быть уволенным из-за того, что не сможет использовать в работе современные цифровые технологии. По результатам европейских исследований, 42% тех, кто обладает недостаточными знаниями и навыками в цифровой сфере, являются безработными. Для исправления ситуации, а также для сдерживания роста безработицы и дискриминации на рынке труда в отношении тех, кто обладает низкой цифровой грамотностью, со стороны государства необходимо внедрение комплексных доступных программ по диагностике цифровых компетенций, а также по обучению граждан, а со стороны каждого человека — осознанное желание получить новые навыки, понимание того, что от этого напрямую зависит качество жизни в современном мире».
Людмила Спиридонова рассказала ComNews, что НАФИ ведет исследования в течение последних трех лет и видит, что доля людей с продвинутым уровнем цифровой грамотности хотя и медленно (примерно по 1% в год), но растет.
«Значение индекса цифровой грамотности также увеличивается — с 52 п.п. в 2018-2019 гг., до 58 п.п. в 2020 г. (по шкале от 1 до 100 п.п.). Если говорить о людях из разных поколений, то можно утверждать, что различия в уровне цифровой грамотности между поколениями велики, однако пробелы в цифровых знаниях и навыках для всех поколений одинаковы. Некоторые цифровые компетенции, по которым были получены низкие баллы в ходе тестирования цифровой грамотности, совпадают для «зумеров» (поколение Z) и «беби-бумеров». Так, оба поколения получили низкие баллы по блокам вопросов, посвященных работе с информацией в интернете и оценке ее достоверности, влиянию цифровых устройств на физическое и психическое здоровье, настройке программного обеспечения. Многих представителей поколений «зумеров» и «беби-бумеров» также объединяет отсутствие установок на развитие цифровых компетенций. Цифровые навыки россиян в целом развиваются, но можно говорить о том, что происходит это довольно стихийно и однобоко, на уровне необходимого минимума для осуществления ежедневных задач по причине отсутствия комплексных программ обучения, — прокомментировала Людмила Спиридонова. — Несмотря на то что сейчас практически в каждом доме и у работающих, и у неработающих есть цифровые устройства, а также доступ в интернет, уровень цифровой грамотности у работающих россиян выше. Мы связываем это с тем, что происходит цифровизация бизнес-процессов в компаниях, широко внедряются такие инструменты для работы, как облачные технологии, корпоративная почта, системы автоматизации. Широко используются интернет-каналы для продвижения товаров и услуг. И работающий человек вынужден идти в ногу со временем. В последнее время рынок труда пополнился квалифицированными специалистами, которые были уволены или сокращены из-за экономического кризиса, связанного с пандемией. В целом же для того, чтобы сокращать долю безработных, государству необходимо проводить работу по обучению граждан, диагностике и повышению их цифровых компетенций».
Руководитель практики информационные технологии Kontakt InterSearch Анастасия Овчаренко отметила, что уровень цифровых навыков людей определяется текущим положением развития цифровых технологий и уровнем развития компетенций в принципе в мире.
«Есть некая зависимость уровня цифровых навыков от того, работает человек или нет, так как в основном люди осваивают новые технологии в тот момент, когда им это для чего-то нужно. Чаще это связано с трудовой деятельностью. Например, ты приходишь на новую работу, и тебе нужно освоить какой-то программный продукт. Пользовался ты почтой на gmail, а теперь надо разобраться в outlook. И человек начинает его осваивать, иначе не сможет выполнять работу, за которую получает деньги. Современная жизнь предполагает применение цифровых технологий практически везде. Даже наших бабушек, которые смотрят ТВ, принудительно перевели с аналогового на цифровой формат. Трудно ожидать, что разница между продвинутыми пользователями технологий и новичками исчезнет, потому что технологии все время развиваются. Люди, которые имеют больше с ними взаимодействия, по долгу службы например, всегда будут впереди тех, кто не имел доступа к ним. Здесь нет единого, общего для всех мерила. Например, нельзя сказать, что если ты умеешь пользоваться outlook, exсel и zoom, то ты более опытный, чем человек, который использует в качестве почтового сервиса lotus, рисует в графических редакторах adobe и использует google hangouts. Нельзя сравнить и сказать, что кто-то из них круче технологически подкован. Можно сравнить людей, которые вообще не используют технологии, и тех, которые используют. Первых, конечно, становится меньше, просто потому, что это старшее поколение. А с другой стороны, тех же бабушек, которые начинают использовать смартфоны, становится больше, потому что это просто удобнее и это возможность быть в контакте со своими более молодыми родственниками. Я бы не устанавливала корреляцию между трудоустроенными и нетрудоустроенными, владеющими и не владеющими технологиями. На это влияет ежедневная деятельность человека и его погруженность в современную среду», — считает Анастасия Овчаренко.
Категорийный менеджер «Авито Работа» Дмитрий Пучков согласен: «Во многом уровень цифровой грамотности зависит не от того, работает человек или нет, а от сферы его деятельности и интересов. Безусловно, офисный сотрудник может лучше разбираться в цифровых технологиях и специализированных программах, потому что его повседневные обязанности напрямую связаны с работой за компьютером. А скажем, машинист проводит за компьютером в основном свободное от работы время и использует его для отдыха или развлечения — он может быть продвинутым пользователем, но иметь совершенно другой опыт. Опыт также играет важную роль в развитии и совершенствовании цифровых компетенций. Как правило, на работе перед сотрудниками ставится больше задач, для решения которых требуются ИT-компетенции, специальные знания, — говорит Дмитрий Пучков. — Разница в цифровой грамотности между неработающими и трудоустроенными людьми действительно исчезнет, она уже значительно сужается. Это происходит за счет широкомасштабного распространения новых технологий. Наши дети редактируют фото и видео в смартфонах лучше нас, делают школьные презентации с использованием различных технологий. И зачастую их этому никто не учит, они сами осваивают новые гаджеты и приложения. Поэтому в долгосрочной перспективе такая разница и вовсе перестанет существовать — можно предположить, что это вопрос одного-двух десятилетий, когда вырастет поколение современных детей, которые понимают гаджеты на интуитивном уровне и пользуются ими буквально с пеленок. Быть частью глобальной диджитализации можно по-разному. Сегодня многие компании уже используют digital-инструменты для поиска сотрудников. Причем это касается не только «белых воротничков», но и представителей массовых профессий, которые в работе практически не используют компьютеры: слесари, механики, машинисты, каменщики и т.д. Пример такого цифрового инструмента, реализованного на рынке, — ассистент «Авито». Это чат-бот, который задает потенциальному соискателю несколько вопросов и практически мгновенно предлагает подходящие вакансии, ускоряя процесс поиска. Одновременно с этим происходит и скрининг резюме потенциальных кандидатов. Благодаря этому незамысловатому инструменту, тысячи пользователей «Авито», представители массовых профессий находят работу практически в режиме реального времени, а сама технология высоко востребована соискателями с низким уровнем цифровой грамотности. Эти же люди спокойно проходят видеоинтервью и пользуются приложениями по адаптации в компании» .