Совместная обработка деталей после сборки
Добрый день.
У меня есть сомнения в правильном понимании гостов по совместной обработке деталей, прошу подсказать если в чем-то ошибаюсь.
Есть две детали (деталь 1 и 2, см. рис.). Обе изготавливаются из стеклопластика с припуском ДО СБОРКИ (стеклоткань наформована с запасом для последующей обрезки после склейки). На приложенных рисунках чертежи просто для примера, детали в реальности сложной формы, без плоских поверхностей. Далее детали склеивают (координация одной детали относительно другой обеспечивается сборными матрицами, в которых находятся детали) и после склейки обрезают совместно по размерам чертежа детали 1. Согласно п. 1.1.7. ГОСТ 2.109 я так понимаю обязан что-то указать про припуск в чертежах этих деталей, да и про совместную обработку по идее. Иначе технолог может не назначить припуск и будет прав?
Вопросы
1) Правильно ли оформлены чертежи? Интересует конкретно оформление совместной обработки размеров 300, 500 и R10 и запись в ТТ. Насколько я понимаю есть два случая совместной обработки – а) до сборки б) в процессе или после сборки. Наш случай получается второй.
2) В госте 2.109 есть подраздел 1.2. Чертежи совместно обрабатываемых изделий. Я так понимаю все пункты, входящие в этот раздел с 1.2.1 по 1.2.7, относятся к случаю совместной обработки до сборки, и к нашему случаю они не относятся?
3) В пункте 4.4 в) ГОСТ 2.307 есть пример справочного размера, определяющего положение элементов детали, подлежащих обработке по другой детали, запись в ТТ в этом случае — ** Обработать по сопрягаемой детали. Но я так понимаю сопрягаемая деталь (деталь, по которой мы будем обрабатывать другую деталь) уже обработана окончательно до сборки, и это тоже не наш случай?
4) В пункте 4.14 б) ГОСТ 2.307 говорится о нанесении предельных отклонений на детали единичного производства, установленных с припуском на пригонку, запись в ТТ в этом случае — * Размеры с припуском на пригонку по сопрягаемой детали. Опять же, я так понимаю сопрягаемая деталь уже обработана окончательно до сборки, а также это только для единичного производства, а у нас серийное, и это тоже не наш случай?
5) Пункт 1.1.8 ГОСТ 2.109 по идее больше подходит для нашего случая?
”1.1.8. Изделие, при изготовлении которого предусматривается припуск на последующую обработку отдельных элементов в процессе сборки, изображают на чертеже с размерами, предельными отклонениями и другими данными, которым оно должно соответствовать после окончательной обработки. Такие размеры заключают в круглые скобки, а в технических требованиях делают запись типа: «Размеры в скобках — после сборки» (черт. 1 в).” Только один нюанс, тут не говорится об обработке по другой детали. Или под этим пунктом можно подразумевать также и совместную обработку по другой детали (для нашего случая)? Может в ТТ запись делать в таком виде: Размеры в скобках — после сборки (обработать по дет. АБВГ.0000000.000)? Должны ли дублироваться обязательно размеры обработки на сборочном? Если да, то как справочные или исполнительные?
6) Допускается ли не оформлять чертежи на данные детали в моем случае согласно пункта 3.3.6. ГОСТ 2.109? В нем говорится о сборке, при которой заливают саму деталь, а в моем случае деталь формуется в оснастке(матрице).
”3.3.6. Если сборочную единицу изготовляют наплавкой на деталь металла или сплава, заливкой поверхностей или элементов детали металлом, сплавом, пластмассой, резиной и другими материалами, то чертеж на такие детали допускается не выпускать. На чертежах этих сборочных единиц указывают размеры поверхностей или элементов под наплавку, заливку и т. п., размеры окончательно готовой сборочной единицы и другие данные, необходимые для изготовления и контроля.”
Основные данные — сопрягаемые детали, допуски и посадки
Две детали, составляющие пару, подобную одной из только что рассмотренных, называются сопряженными.
Охватывающие и охватываемые детали. При сопряжении двух деталей одна из них как бы охватывает другую, поэтому первая из этих деталей (по отношению к другой) называется охватывающей, а вторая — охватываемой.
Формы сопрягаемых деталей весьма разнообразны и наименования их, точно соответствующие действительности, во многих случаях громоздки и неудобны для произношения и для записей. Поэтому условились во всех случаях охватывающую деталь(поверхность этой детали, участвующую в данном сопряжении) называть отверстием, а охватываемую деталь (поверхность, участвующую в данном сопряжении) — валом.
Понятие о посадке. Если бы при обработке сопряженных деталей (обеих или одной из них) либо при сборке машины не был учтентребуемый характер их сопряжения, то очевидно, что машина, собранная из таких деталей, оказалась бы негодной для работы
Другими словами, непременными условиями удовлетворительной работы всякой машины являются правильный выбор и осуществление характера сопряжений ее деталей, или, как говорят, посадок.
Посадкойназывается характер сопряжения двух деталей, определяющий большую или меньшую свободу их относительного перемещения, или степень сопротивления их взаимному смещению.
Посадки неподвижные и подвижные. Посадки, при которых должна быть обеспечена прочность соединения сопряженных деталей, называются неподвижными.
Соединения такого характера получаются в том случае, если до сборки сопряженных деталей диаметр вала несколько больше диаметра отверстия, в связи с чем после сборки деталей между ними возникает напряженное состояние.
Посадками для свободного движения, или (кратко) подвижными, называются такие, при которых предусматривается постоянное относительное движение сопряженных деталей во время ихработы. Возможность относительного движения этих деталей получается в том случае, если диаметр отверстия несколько больше диаметра вала.
Посадки, принятые в машиностроении. В нашем машиностроении установлен и применяется ряд посадок: от посадки, при которой вал вставляется в отверстие с большим напряжением, чем достигается высшая прочность соединения деталей, до посадки, при которой вал вращается в отверстии совершенно свободно:
Неподвижные посадки Подвижные посадка
- Прессовая 3-я (ПрЗ)1. Скользящая (С)
- Прессовая 2-я (Пр2)2. Движения (Д)
- Прессовая 1-я (Пр1)3. Ходовая (X)
- Горячая (Гр)4. Легкоходовая (Л)
- Прессовая (Пр)5. Широкоходовая (Ш)
- Легкопрессовая (Пл)6. Тепловая ходовая (ТХ)
- Глухая (Г)
- Тугая (Г)
- Напряженная (Н)
- Плотная (Я)
В скобках указаны принятые сокращенные условные обозначения посадок.
В приведенном перечне посадки указаны в известной последовательности: от наиболее прочной, обеспечивающей неподвижность соединения деталей (посадки ПрЗ и Гр), и кончая такой посадкой (посадка ТХ), при которой создается наиболее свободное относительное сопряжение деталей.
ПосадкиГ, Т, Н и П точнее называются переходными, так как при некоторых действительных размерах сопрягаемых деталей соединение их получается неподвижным, а при других размерах — подвижным.
Номинальные и действительные размеры.Размеры деталеймашин устанавливаются конструктором, проектирующим данную машину (или деталь), который исходит из самых разнообразных требований. Эти размеры (общие для вала и отверстия, если они являются сопряженными) указываются на чертеже детали и называютсяноминальными.
Выше мы видели, что по ряду причин невозможно обработать какую-либо деталь так, чтобы размеры ее, получившиеся после обработки, точно совпали с номинальными.
Размеры, полученные после обработки, условились называть действительными.Таким образом, действительный размер детали есть тот размер, который установлен путем измерения.
Алгебраическая разность между действительным и номинальным размерами называется действительным отклонением размера. Действительные отклонения могут быть положительными и отрицательными.
Предельные размеры.Действительные размеры одинаковых деталей, даже при одном и том же способе их обработки, не получаютсяравными между собой, а колеблются в некоторых пределах.
Предельныминазываются те размеры, между которыми может колебаться действительный размер. Один из них называется наибольшим, другой — наименьшим предельным размером.
Требуемый характер сопряжения двух деталей создается, очевидно, лишь в том случае, если допустимые предельные размеры деталей установлены заранее опытным или расчетным путем и действительные размеры лежат между предельными.
В зависимости от характера посадки наибольший и наименьшийпредельные размеры вала могут быть больше (рис. 69, а) или меньше(рис. 69, б) его номинального размера. Точно так же наибольший инаименьший предельные размеры отверстия могут быть больше (рис. 70, а) или меньше (рис. 70, б) его номинального размера. Возможно также расположение предельных размеров отверстия иливала по разные стороны от номинального.
На рис. 69 и 70 цифрами 00 обозначена так называемая нулевая линия. Она соответствует номинальному диаметру вала или отверстия и служит началом отсчета отклонений от номинального размера.
Предельные отклонения. Алгебраическую разность между наибольшим предельным и номинальным размерами называют верхним предельным отклонением.
Алгебраическую разность между наименьшим предельным и номинальным размерами называют нижним предельным отклонением.
Верхние и нижние предельные отклонения могут быть положительными, отрицательными и равными нулю, как и действительные.
Чтобы не смешивать положительные и отрицательные отклонения, принято перед их числовой величиной ставить знак плюс (+), если отклонение положительное, и знак минус (—), если отклонение отрицательное.
Допуск. Остановимся теперь на определении, отчетливое понимание которого необходимо для усвоения всего вопроса о допусках и посадках.
Допуском, точнее — допуском на неточность обработки называется разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами.
Так, например, если наибольший предельный размер вала 65, 040 мм, а наименьший — 65, 020 мм, то допуск в данном случае равен 65, 040 — 65, 020 = 0, 020 мм.
На рис. 69 и 70 допуски (на графиках они называются полями допусков) показаны жирными линиями. Толщина этих линий берется на графиках всегда в увеличенном масштабе (в сравнении с номинальными размерами) для лучшего усвоения. Допуск на обработку колеблется, как правило, в пределах от нескольких десятых до нескольких тысячных долей миллиметра, что требует обязательного увеличения масштаба.
Величины отклонений и допусков в разных таблицах допускови посадок выражаются не в долях миллиметров, как это сделано в приведенном выше примере, а в микрометрах (микронах). Микрометр равен 0, 001 мм и обозначается сокращенно мкм.
Обозначения допусков на чертежах числовыми величинами отклонений. Допустимые предельные отклонения размеров детали от номинальных могут указываться на чертежах числовыми отклонениями, которые проставляются с соответствующими знаками: положительные со знаком (+), отрицательные со знаком (—) вслед за данным размером. Отклонение, равное нулю, на чертеже не указывается. Верхнее и нижнее отклонения записываются одно под другим: верхнее — выше, нижнее — ниже, в долях мм. Примеры простановки отклонений на чертежах показаны на рис. 71, а—е.
Натяги и зазоры. Выше мы установили, что характер посадки зависит от соотношения действительных размеров сопрягаемых деталей или, как говорят, от наличия натяга (рис. 72, а) илизазора (рис. 72, б)между данными деталями.
Натягом называется положительная разность между диаметрами вала и отверстия до сборки деталей (размер вала больше размера отверстия).
При различных соотношениях предельных размеров вала и отверстия натяг называется наибольшим или наименьшим (рис. 72, а).
Зазором называется положительная разность между диаметрами отверстия и вала (размер отверстия больше размера вала).
В зависимости от соотношения предельных размеров отверстияи вала определяются наибольший и наименьший зазоры (рис. 72, б).
Система отверстия и система вала.Стандартами допусков и посадок в нашей промышленности установлены две возможные к применению совокупности посадок — система отверстия и система вала.
Системойотверстия называется совокупность посадок, в которых предельные отклонения отверстий одинаковы (при одном и том же классе точности и одном и том же номинальном размере), а различные посадки достигаются путем изменения предельных отклонений валов (рис. 73, а). Во всех посадках системы отверстия нижнее предельное отклонение отверстия всегда равно нулю.
Такое отверстие называется основным отверстием. Из рисункавидно, что при одном и том же номинальном размере (диаметре) и постоянном допуске основного отверстия могут быть получены разные посадки за счет изменения предельных размеров вала. В самом деле, вал 1 даже наибольшего предельного диаметра свободно войдет в наименьшее отверстие. Соединив вал 2 при наибольшем предельном его размере с наименьшим отверстием, мы получим зазор, равный нулю, но при других соотношениях диаметров отверстия и вала в этом сопряжении получается подвижная посадка. Посадки Балов 3 и 4 относятся к группе переходных, так как при одних значениях действительных размеров отверстий и валов 3 и 4 будет иметь место зазор, а при других натяг. Вал 5 при всех условиях войдет в отверстие с натягом, что всегда обеспечит неподвижную посадку.
Основное отверстие в системе отверстия обозначается сокращенно буквой А в отличие от обозначения второй (не основной) детали, входящей в сопряжение, которая обозначается буквами соответствующей посадки.
Системой вала называется совокупность посадок, в которых преельные отклонения валов одинаковы (при одном и том же классе точности и одном и том же номинальном размере), а различные посадки достигаются путем изменения предельных отклонений отверстий. Во всех посадках системы вала верхнее предельное отклонение вала всегда равно нулю. Такой вал называется основным валом.
Схематическое изображение системы вала дано на рис. 73, б, из которого видно, что при одном и том же номинальном размере(диаметре) и постоянном допуске основного вала могут быть получены различные посадки за счет изменения предельных размеров отверстия. Действительно, соединяя с данным валом отверстие 1, мы при всех условиях будем получать подвижную посадку. Подобную же посадку, но с возможным получением зазора, равного нулю, мы получим при сопряжении с данным валом отверстия 2. Соединения вала с отверстиями 3 и 4 относятся к группе переходных посадок, а с отверстием 5 — к неподвижной посадке.
Основной вал в системе вала обозначается сокращенно буквой В.
Сопоставление системы отверстия и системы вала. Области применения этих систем. Каждой из этих систем свойственны достоинства и недостатки, определяющие области их применения.
Существенным преимуществом системы отверстия в сравнениис системой вала является то, что обработка валов одного номинального размера, но с разными предельными диаметрами может бытьвыполнена одним режущим инструментом (резцом или шлифовальным кругом), в то время как в тех же условиях для обработки точных отверстий требуется столько режущих инструментов (если обработка ведется одномерным инструментом, например разверткой), сколько имеется отверстий. Таким образом, для обработки отверстий и валов при наличии 12 посадок в системе отверстия для каждого номинального диаметра необходимо иметь одну развертку и резец или шлифовальный круг, а для обработки тех же деталей в системе вала требуется резец или шлифовальный круг и 12 разверток.
Система отверстия имеет и другие преимущества по сравнению с системой вала, но тем не менее последняя все же применяется в ряде областей машиностроения, хотя значительно реже, чем система отверстия.
Например, система вала применяется при изготовлении некоторых текстильных машин. Одной из основных деталей текстильных машин является обычно длинный гладкий вал одного номинального размера по всей длине, на который насаживаются с разными посадками различные шкивы, муфты, шестерни и т. д. При применении системы отверстия эти валы должны быть ступенчатыми, что усложняет их изготовление.
Классы точности. В нашем машиностроении для диаметров от 1 до 500 мм применяются следующие классы точности: 1-й, 2, 2а, 3, За, 4, 5, 7, 8, 9-й; 6-й класс отсутствует.
- 1-й класс является самым точным из поименованных. Он применяется сравнительно редко, так как обработка деталей по этому классу стоит очень дорого. Им пользуются в точном машиностроении, когда требуется очень строгая определенность посадок, например при изготовлении деталей шарикоподшипников.
- 2-й класс имеет значительно большее распространение и применяется главным образом в точном машиностроении и приборостроении, в станкостроении и моторостроении, частично при изготовлении текстильных машин и т. п. Этот класс является в нашем машиностроении основным.
- 3-й класс точности применяется в тех случаях, когда требования, предъявляемые к определенности посадок, не так велики, как во 2-м классе, но должен быть сохранен требуемый характер каждой посадки.
- 4-й класс точности применяется для деталей, между которыми допустимы сравнительно большие зазоры или натяги и которые могут обрабатываться с большими допусками.
- 5-й класс точности предназначается для подвижных посадок, к которым не предъявляются высокие требования определенности характера сопряжений. Кроме того, этот класс предусматривается для свободных размеров, т. е. относящихся к несопрягаемым поверхностям деталей машин, и для точных заготовок.
- 7, 8 и 9-й классы применяются главным образом для свободных размеров, а также для заготовок, изготовляемых горячей штамповкой, литьем и т. п.
В отдельных случаях применяются классы 2а — промежуточный между 2 и 3-м классами, а также За — промежуточный между 3 и 4-м. Они введены в систему допусков позднее и поэтому имеют такие обозначения.
Классы точности, применяющиеся в машиностроении, обозначаются так:
- 1-й класс обозначается цифрой 1
- 2-й обозначения не имеет
- 2а обозначается 2а
- 3-й цифрой 3
- За класс обозначается За
- 4-й цифрой 4 и т. д.
Эти обозначения приписываются справа, несколько ниже обозначения основной детали системы или посадки.
Таким образом, А5 обозначает основное отверстие 5-го класса, В1 — основной вал 4-го класса, С3 — скользящую посадку 3-го класса, Гг — глухую посадку 1-го класса и т. д.
Посадки и основные детали систем 2-го класса точности как основного обозначаются без цифрового индекса, указывающего класс точности. Таким образом, буквы А и В обозначают основное отверстие и основной вал 2-го класса, буква Ш обозначает широкоходовую посадку 2-го класса, буква С — скользящую посадку этого же класса и т. д.
Обозначения посадок и классов точности на чертежах проставляются сразу же за цифрой, указывающей размер, к которому относится данное обозначение.
Посадки в разных классах точности. 2-й класс является основным, и в нем применяются все посадки, перечисленные на стр. 94, за исключением прессовой третьей(ПрЗ), прессовой второй (Пр2) и прессовой первой (Пр1).Обозначения этих посадок указаны там же.
Число применяемых посадок в 1, 3-м и в других классах точности значительно меньше, чем во 2-м, и различно в системе отверстия и системе вала.
В системе отверстия в 1-м классе применяются девять посадок, а именно: прессовая вторая (Пp21), прессовая первая (Пр11), глухая (Г1), тугая (Т1), напряженная (Н1), плотная (П1), скользящая (Cj), движения (Д1 )и ходовая (Xj).
В 3-м классе установлено шесть посадок: прессовая третья (Пр33), прессовая вторая (Ilp2s), прессовая первая (Пр13), скользящая (С, ), ходовая (Х3) и широкоходовая (Ш3).
4-й класс содержит четыре посадки: скользящую (С4), ходовую (Х4), легкоходовую(Л4) и широкоходовую, (Ш4).
В 5-м классе имеются всего только две посадки — скользящая (С5) и ходовая (Х5).
7, 8 и 9-й классы точности посадок не имеют ни в системе отверстия, ни а системе вала. Любое отверстие в этих классах обозначается соответственноА7, А8 или А9, а любой вал — В7, В8 или В9.
Пример чертежа вала с указанием посадок для некоторых его поверхностей приведен на рис, 74.
Практическое значение обработки деталей с обусловленными заранее предельными размерами. Изготовление деталей в таких условиях обеспечивает возможность их взаимозаменяемости.
Взаимозаменяемостью деталей называется такое их свойство, при наличии которого сборка станка, машины и пр. происходит без какой-либо подгонки или подбора деталей, причем посадка, требующаяся в каждом отдельном сопряжении, получается именнотакой, какой она должна быть в данном сопряжении.
Необходимость пригонки отпадает благодаря тому, что действительные размеры деталей, поступающих в сборочный цех, находятся в пределах допуска, и детали не требуют дополнительной обработки. Выполнение характера посадки обеспечивается тем, что отклонения действительных размеров сопрягаемых деталей от номинальных, создающие характер посадки, обеспечиваются рабочим (или рабочими), обрабатывающим данные детали, а назначаются и указываются на чертеже детали конструктором, проектирующим машину, в состав которой входят эти детали.
Достоинства взаимозаменяемости деталей мы наблюдаем постоянно. Всем известно, что любая деталь велосипеда заменяется новой без какой-либо пригонки, каждая электрическая лампочка ввертывается в любой патрон и т. д. Все сельскохозяйственные машины, начиная с плугов и кончая тракторами и комбайнами, состоят из взаимозаменяемых деталей, так как только при этомусловии возможна быстрая замена сломанных или износившихся деталей машин без пригонки даже в полевой обстановке.
В настоящее время почти вся продукция отечественного машиностроения, за исключением опытных образцов и отдельных сопряжений изделий серийного производства, изготавливается с обеспечением взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц (узлов).
Обработать по сопрягаемой детали
Единая система конструкторской документации
НАНЕСЕНИЕ РАЗМЕРОВ И ПРЕДЕЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ
Unified system for design documentation. Drawing of dimensions and limit deviations
Дата введения 1971-01-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР от 5 июня 1968 г. N 834
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Номер пункта, перечисления
3.11, перечисление a
3.3, перечисление a
3.3, перечисление б
3.3, перечисление б
5. ИЗДАНИЕ (август 2007 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в мае 1973 г., июне 1983 г., сентябре 1987 г. (ИУС 6-73, 9-83, 12-87)
Настоящий стандарт устанавливает правила нанесения размеров и предельных отклонений на чертежах и других технических документах на изделия всех отраслей промышленности и строительства.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Основанием для определения величины изображенного изделия и его элементов служат размерные числа, нанесенные на чертеже.
Исключение составляют случаи, предусмотренные в ГОСТ 2.414; ГОСТ 2.417; ГОСТ 2.419, когда величину изделия или его элементов определяют по изображениям, выполненным с достаточной степенью точности.
Основанием для определения требуемой точности изделия при изготовлении являются указанные на чертеже предельные отклонения размеров, а также предельные отклонения формы и расположения поверхностей.
1.2. Общее количество размеров на чертеже должно быть минимальным, но достаточным для изготовления и контроля изделия.
1.3. Размеры, не подлежащие выполнению по данному чертежу и указываемые для большего удобства пользования чертежом, называются справочными.
1.4. Справочные размеры на чертеже отмечают знаком ”*”, а в технических требованиях записывают: “* Размеры для справок». Если все размеры на чертеже справочные, их знаком “*” не отмечают, а в технических требованиях записывают: «Размеры для справок».
На строительных чертежах справочные размеры отмечают и оговаривают только в случаях, предусмотренных в соответствующих документах, утвержденных в установленном порядке.
1.5. К справочным относят следующие размеры:
а) один из размеров замкнутой размерной цепи. Предельные отклонения таких размеров на чертеже не указывают (черт.1);
* Размеры для справок.
б) размеры, перенесенные с чертежей изделий-заготовок (черт.2);
в) размеры, определяющие положение элементов детали, подлежащих обработке по другой детали (черт.3);
* Размеры для справок.
* Размеры для справок.
** Обработать по сопрягаемой детали (или по дет…).
г) размеры на сборочном чертеже, по которым определяют предельные положения отдельных элементов конструкции, например, ход поршня, ход штока клапана двигателя внутреннего сгорания и т.п.;
д) размеры на сборочном чертеже, перенесенные с чертежей деталей и используемые в качестве установочных и присоединительных;
е) габаритные размеры на сборочном чертеже, перенесенные с чертежей деталей или являющиеся суммой размеров нескольких деталей;
ж) размеры деталей (элементов) из сортового, фасонного, листового и другого проката, если они полностью определяются обозначением материала, приведенным в графе 3 основной надписи.
1. Справочные размеры, указанные в перечисления б, в, г, е, ж, допускается наносить как с предельными отклонениями, так и без них.
2. Установочными и присоединительными называются размеры, определяющие величины элементов, по которым данное изделие устанавливают на месте монтажа или присоединяют к другому изделию.
3. Габаритными называются размеры, определяющие предельные внешние (или внутренние) очертания изделия.
1.6. На чертежах изделий у размеров, контроль которых технически затруднен, наносят знак ”*”, а в технических требованиях помещают надпись ”Размеры обеспеч. инстр.”.
Примечание. Указанная надпись означает, что выполнение заданного чертежом размера с предельным отклонением должно гарантироваться размером инструмента или соответствующим технологическим процессом.
При этом размеры инструмента или технологический процесс проверяются периодически в процессе изготовления изделий.
Периодичность контроля инструмента или технологического процесса устанавливается предприятием-изготовителем совместно с представителем заказчика.
1.7. Не допускается повторять размеры одного и того же элемента на разных изображениях, в технических требованиях, основной надписи и спецификации. Исключение составляют справочные размеры, приведенные в п.1.5, перечислениях б и ж.
Если в технических требованиях необходимо дать ссылку на размер, нанесенный на изображение, то этот размер или соответствующий элемент обозначают буквой, а в технических требованиях помещают запись, аналогичную приведенной на черт.4.
1. Допуск параллельности осей отв. А и Б — 0,05 мм.
2. Разность размеров В с обеих сторон — более 0,1 мм.
На строительных чертежах размеры допускается повторять.
1.5-1.7. (Измененная редакция, Изм. N 2).
1.8. Линейные размеры и их предельные отклонения на чертежах и в спецификациях указывают в миллиметрах, без обозначения единицы измерения.
Для размеров и предельных отклонений, приводимых в технических требованиях и пояснительных надписях на поле чертежа, обязательно указывают единицы измерения.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1.9. Если на чертеже размеры необходимо указать не в миллиметрах, а в других единицах измерения (сантиметрах, метрах и т.д.), то соответствующие размерные числа записывают с обозначением единицы измерения (см, м) или указывают их в технических требованиях.
На строительных чертежах единицы измерения в этих случаях допускается не указывать, если они оговорены в соответствующих документах, утвержденных в установленном порядке.
1.10. Угловые размеры и предельные отклонения угловых размеров указывают в градусах, минутах и секундах с обозначением единицы измерения, например: 4°; 4°30′ ; 12°45’30« ; 0°30‘40« ; 0°18‘ ; 0°5’25« ; 0°0’30« ; 30°±1°; 30°±10‘.
1.11. Для размерных чисел применять простые дроби не допускается, за исключением размеров в дюймах.
1.12. Размеры, определяющие расположение сопрягаемых поверхностей, проставляют, как правило, от конструктивных баз с учетом возможностей выполнения и контроля этих размеров.
1.13. При расположении элементов предмета (отверстий, пазов, зубьев и т.п.) на одной оси или на одной окружности размеры, определяющие их взаимное расположение, наносят следующими способами:
от общей базы (поверхности, оси) — по черт.5а и б;
заданием размеров нескольких групп элементов от нескольких общих баз — по черт.5в;
заданием размеров между смежными элементами (цепочкой) — по черт.6.
Pereosnastka.ru
Обработка сопрягаемых деталей по системе отверстия и системе вала
К атегория:
Измерения
Обработка сопрягаемых деталей по системе отверстия и системе вала
При изготовлении сопрягаемых деталей пользуются допусками по системе отверстия и по системе вала, в зависимости от того, что берется за основу соединения — отверстие или вал.
Пользуясь допусками по системе отверстия, берут за основу диаметр отверстия с постоянным предельным размером, меняя лишь диаметры вала в зависимости от рода посадки. При этом отверстия одного и того же номинального диаметра выполняются независимо от того, как они должны соединяться с валами —
туго или слабо, так как необходимые зазоры и натяги получаются за счет изменения (увеличения или уменьшения) размеров вала.
На рис. 1, а дано схематическое изображение допусков по системе отверстия. Для данного номинального диаметра допуск отверстия является постоянным, различные же посадки вала осуществляются за счет изменения его допусков. При соединении по системе отверстия номинальный размер является наименьшим предельным размером отверстия.
Рис. 1. Схематическое изображение системы отверстия
По системе вала (рис. 1, б) за основу берут вал с постоянным предельным размером; при этом подвижность или неподвижность соединения достигается выполнением отверстия диаметром, большим или меньшим диаметра вала, в зависимости от рода посадки. По системе вала номинальный размер является наибольшим предельным размером вала.
Таким образом, при системе отверстия допуск отверстия всегда будет направлен в сторону увеличения отверстия, а при системе вала допуск вала всегда будет направлен в сторону уменьшения вала. Система отверстия имеет некоторые преимущества перед системой вала. При обработке деталей для соединения по системе отверстий требуется значительно меньше различных видов режущего и измерительного инструмента. Кроме того, пригонка вала к отверстию проще и дешевле, чем пригонка отверстия к валу, поэтому в машиностроении почти повсеместно применяется только система отверстия, однако в отдельных случаях белее целесообразной оказывается система вала.
Система отверстия обозначается буквой А, а система вала — буквой В. Классы точности обозначаются соответствующими цифрами: 1, 3, 4 и т. д. Второй класс как основной не имеет цифрового обозначения. Отверстие по системе вала и вал по системе отверстия обозначаются буквами и цифрами соответствующих им посадок и классов точности. Если на размере вала не стоит буква В, то из этого следует, что размер указан по системе отверстия. Если на размере отверстия не стоит буква А, то это означает, что размер указан по системе вала.
Из примеров видно, что простановка возле номинального размера числовой величины допуска позволяет обрабатывать деталь по размерам, указанным непосредственно на чертеже. Если возле номинального размера стоит сокращенное обозначение системы допусков (тип посадки и класс точности) без указания на величину допуска, то в таких случаях размер допуска определяется по специальным таблицам «Допуски и посадки».