Тип покрытия дороги 5 категории
Классификация автомобильных дорог
Автомобильной дорогой называется комплекс сооружений, предназначенных для перевозки автомобилями пассажиров и грузов и обеспечивающих круглогодичное непрерывное, безопасное и удобное движение транспортных средств с расчетными скоростями и нагрузками. В состав автомобильной дороги входят земляное полотно, дорожная одежда, мосты, тоннели, трубопроводы, подпорные стенки. Дорогу оборудуют дорожными знаками, площадками отдыха, станциями заправки топливно-смазочными материалами и сооружениями для стоянок.
Автомобильные дороги подразделяют на следующие группы.
Дороги общегосударственного значения соединяют между собой столицы союзных республик, крупные промышленные и культурные центры, курорты союзного значения, а также столицу СССР с крупными центрами соседних государств. Эти дороги отличаются высшим техническим совершенством.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
- Устройство черных щебеночных и гравийных оснований и покрытий
- Материалы, применяемые для строительства автомобильных дорог
- Обстановка и озеленение дорог
- Поперечный профиль дороги
- Продольный профиль дороги
- Дорога в плане
- Устройство дорожного земляного полотна с помощью прицепного грейдера и трактора С-80
- Технология грейдерных работ
- Разбивка дорожного полотна
Дороги республиканского значения соединяют главные административные, культурные и экономические центры союзных республик, краев и областей со столицей союзной республики и между собой.
Дороги местного значения делятся на дороги краевого, областного, районного значения и дороги хозяйственные или ведомственные. Ведомственные дороги предназначены для сообщения между колхозами, совхозами, заводами. Дороги местного значения обслуживают отдельные хозяйства и ведомства.
Дороги и улицы населенных мест используют для транспортной связи в границах населенных пунктов. Некоторые из этих дорог и улиц могут служить для транзитного транспортного движения.
По техническому уровню автомобильные дороги разделяются на пять категорий (СНиП Н-Д.5—72). За основу классификации берется народнохозяйственное значение автомобильных дорог, интенсивность движения в сутки (табл. 1) или годовая грузонапряженность и другие показатели.
К I и II категориям относятся автомобильные дороги общегосударственного значения, основные магистральные дороги республиканского значения, подъезды от крупных городов к портам.
Таблица 1. Основные технические показатели автомобильных дорог
К категории относятся дороги общегосударственного и республиканского значения, основные дороги областного значения, подъезды к населенным пунктам, портам, предприятиям.
К IV категории относятся автомобильные дороги областного или районного значения, дороги местного значения, подъездные дороги общей сети, промышленных предприятий, крупных строительных объектов, совхозов и колхозов. Для подъездных дорог промышленных предприятий, где используются автомобили особо большой грузоподъемности и размеров, установлена грузонапряженность 1 млн. т в год и.более для III категории и менее 1 млн. т в год для IV категории.
К V категории относятся дороги местного значения, дороги совхозов и колхозов.
Ширина проезжей части улиц и дорог устанавливается по (СНиП П-60—75) в зависимости от интенсивности движения в один час, но не менее указанной в табл. 2. Скоростные дороги предназначены для движения с расчетной скоростью 120 км/ч.
Таблица 2. Ширина улиц и дорог
Пропускная способность одной полосы движения проезжей части составляет, шт.:
Легковых автомобилей – 600—1500;
Грузовых – 300—800;
Автобусов – 100—300;
Троллейбусов – 70—130.
Автомобильные дороги промышленных предприятий соединяют между собой площадки заводов, шахт, электростанций, карьеров. Строительство этих дорог входит в технологический процесс производства работ на предприятии. Эти дороги делятся на три вида: магистральные, производственные, проезды и подъезды.
Ширина проезжей части магистральных дорог составляет 7—15 м и обеспечивает проезд всех видов транспорта, производственных— 6—7 м. Последние соединяют цеха и другие объекты между собой и с магистральными дорогами. Ширина проезжей части проездов и подъездов равна 4,5—6 м.
Автомобильные дороги — это разной протяженности сооружения из грунтов и других дорожно-строительных материалов, предназначенные для проезда автомобильного транспорта и соединяющие между собой города, поселки, заводы, фермы и т. д. На автомобильный транспорт в настоящее время приходится до 75% перевози мых грузов, и с каждым годом удельный вес автоперевозок будет возрастать.
В зависимости от своего назначения автомобильные дороги подразделяются на союзные, республиканские, областные и местные. Есть еще дороги внутрихозяйственные, городские, промышленные, курортные. Если смотреть с точки зрения их оформления, обустройства, освеще ния и продолжительности их использования в году, то автомобильные дороги можно подразделить на авто-магистрали и местные дороги постоянного действия в течение года, сезонные, используемые только зимой (ледовые, зимники), и естественные, годные для проезда в определенное время года.
В СССР в настоящее время действует общая техническая классификация автомобильных дорог в зависимости от их значения и интенсивности движения. По СНиП П-Д.5-72 их делят на пять категорий.
Автомобильные дороги промышленных предприятий соединяют между собой площадки заводов, шахт, электростанций, карьеров. Строительство этих дорог входит в технологический процесс производства работ на предприятии. Эти дороги делятся на три вида: магистральные, производственные, проезды и подъезды.
Ширина проезжей части магистральных дорог составляет 7—15 м и обеспечивает проезд всех видов транспорта, производственных— 6—7 м.
Последние соединяют цеха и другие объекты между собой и с магистральными дорогами. Ширина проезжей части проездов и подъездов равна 4,5—6 м. Они предназначены для перевозок грузов неосновного производства.
Грузонапряженность проездов и подъездов составляет менее 600 тыс. т в год.
Автомобильные дороги в зависимости от их значения в общей транспортной сети СССР и размера среднесуточной интенсивности движения делятся наследующие пять категорий:
I — автомобильные дороги общегосударственного значения, основные магистральные дороги республиканского значения с интенсивностью движения свыше 6000 автомобилей в сутки;
II — автомобильные дороги общегосударственного значения, основные магистральные дороги республиканского значения с интенсивностью движения от 3000 до 6000 автомобилей в сутки;
III — автомобильные дороги республиканского или областного значения, связывающие экономические и административные районы, промышленные и культурные центры и имеющие интенсивность движения от 1000 до 3000 автомобилей в сутки;
IV—V — автомобильные дороги, имеющие, как правило, местное хозяйственное и административное значение.
Интенсивность движения для дорог IV категории составляет от 200 до 1000 автомобилей в сутки, а для дорог V категории — менее 200.
В зависимости от категории дороги автомобили могут двигаться по ним с различной скоростью. Эти скорости расчетные, по ним можно судить об основных параметрах дороги. Расчетные скорости движения автомобилей по дорогам составляют: для I категории — от 80 км/ч в горной до 150 км/ч в равнинной местности; для II категории— соответственно от 60 до 120 км/ч-, для III категории — от 50 до 100 км/ч-, для IV категории — от 40 до 80 км/ч и для V категории — от 30 до 60 км/ч. В зависимости от категории дороги и расчетной скорости движения определяются основные параметры земляного полотна и проезжей части дороги.
В СССР приняты следующие основные параметры земляного полотна и проезжей части для дорог различных категорий (табл. 1).
Дороги строятся с различными типами дорожных одежд и проезжей части. Выбор того или иного типа покрытий и конструкции Дорожной одежды производится исходя из транспортно-эксплуатационных требований, категории дороги, состава и интенсивности движения, климатических условий и наличия местных строительных материалов.
В целях повышения экономической эффективности капитальных вложений иногда строят дорожные одежды и покрытия стадийно, т. е. строят дорожные одежды и покрытия переходного типа с последующим их переводом в более высший класс.
В нашей стране приняты следующие основные типы покрытий:
усовершенствованные капитальные:
а) цементобетонные — монолитные и сборные;
б) асфальтобетонные — укладываемые в горячем и теплом состоянии; из прочных щебеночных материалов подобранного состава, обработанные в смесителях вязкими битумами или дегтями;
в) мостовые из брусчатки и мозаики на каменном или бетонном основании;
усовершенствованные облегченные:
а) из щебеночных и гравийных материалов, обработанных органическими вяжущими;
б) из холодного асфальтобетона;
в) из грунта, обработанного в установке вязкими битумами;
переходные:
а) щебеночные из естественных каменных материалов и шлаков, а также гравийные;
б) из грунтов и местных слабых минеральных материалов, обработанных жидкими органическими вяжущими;
в) мостовые из булыжного и колотого камня;
низшие покрытия: грунтовые, укрепленные различными местными материалами.
На дорогах I категории строят проезжую часть с покрытиями капитального типа. Асфальтобенные и цементобетонные покрытия рименяют в основном на дорогах с интенсивным и тяжелым движением.
Асфальтобетонные покрытия укладывают из зернистых смесей, обеспечивающих прочность, долговечность и достаточное сопротивление покрытия сдвигу, а также шероховатую поверхность без поверхностной обработки.
Цементобетонные покрытия укладывают в районах, недостаточно обеспеченных местными каменными материалами, при наличии тяжелого движения, при неблагоприятных грунтово-гидрологичес-ких условиях.
Мостовые из брусчатки, мозаиковой плитки и бетонных плит применяют на участках дорог в пределах населенных пунктов, высоких насыпей и других местах, где возможны осадки земляного полотна.
Брусчатые и мозаикввые мостовые укладывают в местах с движением гусеничных машин.
На дорогах II—III категорий строят капитальные и облегченные усовершенствованные покрытия, в зависимости от интенсивности движения.
Покрытия из холодного асфальтобетона, из щебеночных и гравийных материалов, обработанных органическими вяжущими (битумы, дегти, эмульсии), строят при интенсивности движения от 1500 до 3000 автомобилей в сутки.
Покрытия из грунтов и местных слабых минеральных материалов, обработанных жидкими вяжущими, устраивают при интенсивности движения 500 автомобилей в сутки.
На дорогах III —IV категорий строят покрытия переходного и низших типов в основном из местных естественных материалов, отходов промышленности или из укрепленных различными способами грунтов.
Для предохранения от разрушений дорожных одежд делают износоустойчивый защитный слой путем двойной поверхностной обработки. Поверхностная обработка включает в себя следующие работы: подготовку обрабатываемой поверхности, обычно планировку основания; розлив вяжущего материала, выполняемый автогудронаторами, распределение каменного материала при толщине слоя в одну щебенку, разравнивание распределенного материала и его уплотнение. При двойной и тройной поверхностных обработках эти операции выполняются соответственно 2 или 3 раза.
Классификация автомобильных дорог
В зависимости от значения, а также интенсивности движения автомобильные дороги СССР подразделяются на пять технических категорий:
I — дороги, имеющие особое экономическое, административное и культурное значение в народном хозяйстве страны;
II — дороги, имеющие большое экономическое, административное и культурное значение в народном хозяйстве страны;
III — дороги, имеющие большое экономическое, административное и культурное значение в народном хозяйстве союзных республик;
IV и V — дороги, имеющие местное экономическое, административное и культурное значение.
Автотранспорт — правила, нормы, положения
1. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 года № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» дороги 5 категории характеризуются следующими показателями:
1.1. Одной полосой движения.
1.2. Шириной полосы движения в 3,5 – 4,5 метров.
1.3. Шириной обочины в 1,0 – 1,75 метра.
1.4. Отсутствием разделительной полосы.
2. Местонахождение дорог 5 категории.
Дороги 5 категории расположены:
— на территории муниципальных районов (статья муниципальные дороги);
— на территории сельских поселений;
— на территории городских поселений на базе поселков городского типа;
— на территории городов (в виде проездов – с одной полосой движения).
3. Дорожные одежды для дорог 5 категории в соответствии со сводом правил СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85).
3.1. Тип – облегченные: из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими (для дорог IV, V категорий).
3.2. Тип – переходные (IV, V и на первой стадии двухстадийного строительства дорог III категории):
— щебеночные и гравийные;
— из грунтов и каменных материалов, обработанных вяжущими или армированных геосинтетическими материалами.
3.3. Тип – низшие (V категория): грунты, армированные геосинтетическими материалами или улучшенными добавками.
Справка. Геосинтетические материалы для дорожного строительства – это строительный материал на основе полимеров (полиэтилен, полиамид, полипропилен).
4. Толщина дорожной одежды для дорог 5 категории.
На основании пункта 8.33 вышеуказанного свода правил (СП 34.13330.2012) толщины конструктивных слоев в уплотненном состоянии должны составлять:
4.1. Не обработанные вяжущим щебеночные и гравийные материалы на песчаном основании – 15 см,
на прочном основании (каменном или из укрепленного грунта) – 8 см.
4.2. Каменные материалы и грунты, обработанные органическими или неорганическими вяжущими – 10 см.
5. Водоотводные устройства.
5.1. Для предохранения земляного полотна дорог 5 категории от переувлажнения предусматривают системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.). Дно канав должно иметь продольный уклон не менее 5%.
6. Нормативные нагрузки.
6.1. Расчетная скорость движения автомобилей – не более 60 км/ч (на пересеченной местности – не более 40 км/ч, в горной местности – не более 30 км/ч).
6.2. Нагрузку на одиночную, наиболее нагруженную ось двухосного автомобиля, для расчета прочности дорожной одежды следует принимать для дорог V категории значением 60 кН (6 тс).
7. Обозначение дорог.
7.1. Класс и категория дороги указываются в:
а) перечне автомобильных дорог конкретного муниципального района (в реестрах муниципального имущества);
б) перечне (реестре имущества) автомобильных дорог сельского (городского) поселения.
7.2. В данных перечнях кроме класса и категории применяются следующие обозначения: ОП – автомобильные дороги общего пользования, МР – автомобильные дороги местного значения являющихся собственностью муниципального района, МП – дороги поселения.
8. Содержание дорог 5 категории.
8.1. Дороги муниципального района содержат администрация района. В содержание дорог входит обустройство дорог для местных пассажирских перевозок, ремонт дорог, устройство водоотведения, планировка дорог автогрейдерами, расчистка дорог от снега.
8.2. Содержание дорог осуществляется за счет бюджетов местных органов власти в зависимости от принадлежности.
9. Безопасность дорожного движения и правила дорожного движения на дорогах 5 категории.
9.1. Содержание дорог 5 категории администрациями муниципальных районов и сельских (городских) поселений должны отвечать требованиям для обеспечения безопасности дорожного движения на этих дорогах (закон о безопасности дорожного движения).
9.2. На дорогах 5 категории действуют правила дорожного движения также, как и на дорогах других категорий (применительно к обустройству таких дорог).
10. Закон об ОСАГО действует при эксплуатации транспортных средств, связанных с их движением в пределах дорог (дорожном движении), в том числе и на дорогах 5 категории.
Дорога 5 категории на черноземе, что требовать от автодора?
Дорогие проектировщики, очень надеемся на вашу помощь.
Что имеем: дорога М6-Красное-Серебрянные Пруды-Венев, транзитная, без ограничений по весу, является главной улицей села, на время весенней распутицы никогда не перекрывалась, к чему это привело можно увидеть во вложении. Отсутствуют обочины, тротуары, кюветы, водоотвод да и дорожное покрытие само тоже.
Что хотим: нормальную дорогу, пусть щебеночную связанную чем-либо, что б после дождя проехать можно было не только пожарникам, но и скорой.
Что просим от вас: РДУ говорит о том что при 5 категории дороги максимум что возможно- профилированием грейдером. Никакое покрытие, обочины, тротуары, освещение нам не положены. С одной стороны понимаю что врут, тк все же населенный пункт, с другой стороны надеемся с вашей помощью доказать, в том числе и в суде если понадобится, что в данном случае 5 категория не имеет отношения к покрытию, а если все таки имеет- то тогда перевести, например, в 4 категорию, те нужны ссылки на документы, где искать.
Предполагаем что после снятия плодородного слоя: нужен слой геотекстиля, после песок, на нем опять геотекстиль, на него щебень крупный, сверху мелкий. Так делали знакомые на глине или на черноземе как-то по другому нужно?
Да, скажите, есть ли какой документ обязывающий ставить указатели направления на населенный пункт? Из соседней деревни обратились жители- им отказали.
Не оставьте нас один на один с проблемами, очень просим.
Фото дороги МЧС.zip (1.34 Мб, 480 просмотров) |
Просмотров: 28548
Sergey Valerevich
Сообщений: n/a
Сообщение от Селяночка
является главной улицей села
Значит категория определяется не по СНиП 2.05.02-85 (то есть не V категория), а по СП 42.13330.2011.
Смотрите раздел 7 и табл. 20 «Рекомендаций по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений» — в зависимости от категории улицы может быть и асфальтобетонное покрытие. Как минимум из грунтов, обработанных вяжущими.
Сообщение от Селяночка
Никакое покрытие, обочины, тротуары, освещение нам не положены.
Покрытие, обочины и тротуары обязательно должны быть и назначаются в соответствии с категорией Вашей улицы.
Освещение участков автомобильных дорог в пределах населенных пунктов следует выполнять в соответствии с требованиями СП 52.13330.2010.
Сообщение от Селяночка
есть ли какой документ обязывающий ставить указатели направления на населенный пункт?
Пункт 5.7.12 ГОСТ Р 52289-2004.
Sergey Valerevich |
Регистрация: 01.05.2013
Сообщений: 19
Сергей Валерьевич, спасибо огромное.
ГИБДД и прокуратуру уже привлекли, теперь к суду готовлюсь сама, поскольку все остальные там живут и ссорится с властью конечно никто кроме полоумных дачников не захочет, сделали минимум необходимый по документам.
Sergey Valerevich
Сообщений: n/a
Сообщение от Селяночка
прокуратуру уже привлекли
Про прокуратуру тоже хотел написать, что очень часто слышал о том, что жители подают в нее заявления на администрацию района и она обязывает власти обеспечивать проезд и строить линии освещения, что не может не радовать. Селяночка, желаю Вам успехов в этом нелегком деле!
Sergey Valerevich |
Регистрация: 01.05.2013
Сообщений: 19
Спасибо.
Но работникам прокуратуры тоже знаний не хватает, видела решение суда:
Зарайский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Зарайска Зарайского района Московской области и, уточнив исковые требования, просил обязать ответчика произвести капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Низовая г. Зарайска протяженностью 297 м в соответствии с требованиями технических регламентов в срок до 15.09.2012 г. В обоснование своих требований прокурор указал, что в связи с поступлением коллективной жалобы от жителей указанной улицы о неудовлетворительном состоянии автомобильной дороги прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой установлено, что спорная дорога является грунтовой, и для приведения ее в надлежащее состояние требуется выполнение профилировки (выравнивание), без добавления новых строительных материалов.
Прокурор полагает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится обязанность по содержанию и ремонту автомобильной дороги общего пользования, а непринятие мер по приведению дорог местного значения в надлежащее состояние может привести к аварийной ситуации, в результате чего может пострадать неограниченный круг лиц.
Прокурор в судебном заседании поддерживал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика иск не признал, пояснил, что грунтовая профилированная дорога действительно находится в собственности городского поселения с 2009 г. Ответчик не отказывается от ремонта грунтовой дороги, но намерен выполнить его в 2013 г., при этом не просто ремонт, а реконструкцию, так как вместо грунтовой дороги запланировано устройство асфальтированного покрытия, о чем уже указано в Муниципальной адресной программе по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Зарайска на 2012 — 2014 г.
Решением суда исковые требования удовлетворены, ответчик обязан обеспечить проведение капитального ремонта названной выше дороги в срок до 15.09.2012 г.
Не согласившись с постановленным решением, ответчик обжалует его в апелляционном порядке, в своей жалобе просит решение суда отменить.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель 3-го лица ОГИБДД ОМВД России по Зарайскому району поддержал постановленное судом первой инстанции решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение незаконным и подлежащим отмене.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены «статьей 330» ГПК РФ.
В соответствии со «ст. 195» ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права («часть 1 статьи 1», «часть 3 статьи 11» ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании («статьи 55», «59» — «61», «67» ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как усматривается из материалов дела, грунтовая профилированная дорога по ул. Низовая г. Зарайска Московской области протяженностью 0,297 км принадлежит муниципальному образованию «Городское поселение Зарайск Зарайского района Московской области», что подтверждается актом о приеме-передаче здания (сооружения) N 53 от 30.06.2009 г., с приложением — перечень дорожных сооружений. Это обстоятельство подтверждала и представитель ответчика в судебных заседаниях.
Прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой установлено, что спорная дорога является грунтовой, покрытие ее имеет многочисленные выбоины, колеи. Такое состояние дороги свидетельствует об отсутствии надлежащего ремонта объекта, что подтверждается актами от 05.06.2012 г., 13.07.2012 г. При этом имеющиеся повреждения грунтового полотна имеют размеры не допустимые по требованиям «ГОСТ Р 50597-93».
Представитель ответчика не оспаривал факт ненадлежащего состояния дороги.
В соответствии с «п. 5 ч. 1 ст. 14» Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения поселения.
Согласно «ст. 17» Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии со «ст. 18» указанного выше Закона ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными данной «статьей».
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив факт ненадлежащего состоянии дороги, пришел к выводу о том, что, поскольку спорная дорога является муниципальной собственностью городского поселения, то обязанность обеспечить надлежащее ее содержание и ремонт (в том числе капитальный) данной автомобильной дороги общего пользования возлагается на Администрацию города.
Суд также принял во внимание доводы прокурора о том, что непринятие мер Администрацией города по приведению дороги местного значения в надлежащее состояние нарушает права неопределенного круга лиц — участников дорожного движения, а также может привести к аварийной ситуации, в результате чего может пострадать неограниченный и неопределенный заранее круг лиц, и пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, не противоречащих требованиям закона.
Судебная коллегия, не оспаривая вывод суда первой инстанции в той части, что орган местного самоуправления обязан своевременно принимать все меры для поддержки в надлежащем состоянии дорог местного значения, вместе с тем не может согласиться с постановленным решением исходя из следующего.
Так, в обоснование своих выводов суд правильно сослался на положения Федерального «закона» «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», но допустил неправильное толкование и применение подзаконных нормативных актов, а именно Приказа Министерства транспорта РФ от 12.11.2007 г. N 160, которым утверждена «Классификация» работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. Суд первой инстанции не учел, что Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 г. N 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» утверждены «Правила» классификации автомобильных дорог и их отнесения к категориям автомобильных дорог. В соответствии с этими «Правилами» автомобильная дорога общего пользования, о капитальном ремонте которой просит прокурор в своем иске, относится к обычной автомобильной дороге (нескоростная автомобильная дорога), а по основным показателям транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств — к V категории автомобильных дорог.
В действующих нормах материального права, в том числе и «п. 10 ст. 3» ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ, достаточно емко раскрыто понятие капитального ремонта автомобильной дороги, который предусматривает проведение комплекса работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
В то же время, согласно «п. «з» ч. 2 ст. 12″ Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 12.11.2007 г. N 160, в отношении грунтовых дорог низшего типа проводятся лишь работы по содержанию таких дорог, а именно восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части дороги с грунтовым покрытием без добавления новых материалов и профилировка. Капитальный ремонт таких дорог действующим законодательством не предусмотрен.
В соответствии со «ст. 196» ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Таким образом, в данном случае суд постановил решение об обязании ответчика произвести капитальный, однако такие виды работ не предусмотрены для той дороги, в отношении которой предъявлен иск. При этом такое решение является неисполнимым по той же причине.
Другими словами, прокурором с учетом требований «ст. 12» ГК РФ, а также согласно приведенным выше нормам материального права избран не предусмотренный законом способ защиты прав неопределенного круга лиц. Выйти за пределы заявленных требований ни у суда первой инстанции, ни у суда апелляционной инстанции законных оснований не имеется, в связи с чем постановленное решение подлежит отмене, а по делу следует принять новое решение об отказе прокурору в иске по изложенным выше основаниям.
Руководствуясь «ст. 328» ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Зарайского городского суда Московской области от 26 июля 2012 г. отменить, постановить по делу новое решение, которым Зарайскому городскому прокурору в удовлетворении иска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Зарайска Зарайского района Московской области об обязании произвести капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Низовая города Зарайска в срок до 15 сентября 2012 г. отказать.
А мне как раз с Зарайским МОСАВТОДОРОМ и придется судится.
Так что и в городе бывают дороги 5 категории, по мнению арбитражного суда.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ. СНиП 2.05.02-85. Параметры поперечного профиля дорог.
4.4. Основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории следует принимать по табл. 4.
4.5. На участках автомобильных дорог I-a, I-б и II категорий, где интенсивность движения за первые пять лет эксплуатации дорог достигает 50% и более расчетной перспективной, в местах, определяемых и обосновываемых проектом, а также в местах пересечений, примыканий и съездов с дорог I-a, I-б и II категорий (на которых не предусматривается устройство переходно-скоростных полос) на обочинах на расстоянии не менее 100 м в обе стороны следует предусматривать устройство остановочных полос шириной 2,5 м согласно п. 7.31.
Таблица 4
Число полос движения
Ширина полосы движения, м
Ширина проезжей части, м
2х7,5; 2х11,25; 2х15
2х7,5; 2х11,25; 2х15
Ширина обочин, м
Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины, м
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м
Наименьшая ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м
Ширина земляного полотна, м
Покрытия на обочинах и укрепленных полосах разделительных полос должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытий проезжей части или отделяться разметкой. Обочины по своей прочности должны допускать выезд на них транспортных средств.
4.6. Число полос движения на дорогах I категории следует устанавливать в зависимости от интенсивности движения и рельефа местности по табл. 5.
Таблица 5
Интенсивность движения, прив. ед/сут
Число полос движения
Равнинный и пересеченный
Св. 14 000 до 40 000
Св. 14 000 до 34 000
Строительство дорог с многополосной проезжей частью надлежит обосновывать сопоставлением с вариантами сооружения дорог по раздельным направлениям.
4.7. Дополнительные полосы проезжей части для грузового движения в сторону подъема при смешанном составе транспортного потока следует предусматривать на участках дорог II категории, при интенсивности движения свыше 4000 прив. ед/сут (достигаемой в первые пять лет эксплуатации) также и III категории при продольном уклоне более 30 0 /00 и длине участка свыше 1 км, а при уклоне более 40 ( — при длине участка свыше 0,5 км.
Ширину дополнительной полосы движения следует принимать равной 3,5 м на всем протяжении подъема.
Протяженность дополнительной полосы за подъемом следует принимать по табл. 6.
Таблица 6
Интенсивность движения в сторону подъема, прив. ед/сут
Общая протяженность полосы за пределами подъема, м
Переход к уширенной проезжей части следует осуществлять на участке длиной 60 м.
4.8. Ширину проезжей части дорог в пределах средней части вогнутых кривых в продольном профиле, сопрягающих участки продольных уклонов с алгебраической разностью 60 ( и более, следует увеличивать с каждой стороны для дорог II и III категорий на 0,5 м, а для дорог IV и V категорий — на 0,25 м по сравнению с нормами, приведенными в табл. 4.
Длина участков с уширенной проезжей частью должна быть для дорог II и III категорий не менее 100 м, для дорог IV и V категорий — не менее — 50 м.
Переход к уширенной проезжей части следует осуществлять на участке длиной 25 м для дорог II и III категорий и на участке 15 м — для дорог IV и V категорий.
4.9. На участках дорог V категории с уклонами более 60 ( в местах с неблагоприятными гидрогеологическими условиями и с легкоразмываемыми грунтами, с уменьшенной шириной обочин следует предусматривать устройство разъездов. Расстояния между разъездами надлежит принимать равными расстояниям видимости встречного автомобиля, но не более 1 км. Ширину земляного полотна и проезжей части на разъездах следует принимать по нормам дорог IV категории, а наименьшую длину разъезда — 30 м. Переход от однополосной проезжей части к двухполосной следует осуществлять на протяжении 10 м.
4.10. Ширину обочин дорог на особо трудных участках горной местности, на участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем при соответствующем технико-экономическом обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,5 м — для дорог I-а, I-б и II категорий и до 1 м — для дорог остальных категорий.
4.11. Ширину раздельной полосы на участках дорог, где в перспективе может потребоваться увеличение числа полос движения, следует увеличивать на 7,5 м против норм, приведенных в табл. 4, и принимать равной: для дорог I-а категории — не менее 13,5 м, для дорог I-б категории — не менее 12,5 м.
Поверхности разделительных полос в зависимости от их ширины, применяемых грунтов, вида укрепления и природно-климатических условий придается уклон к середине разделительной полосы или в сторону проезжей части. При уклоне поверхности разделительной полосы к середине для отвода воды следует предусматривать устройство специальных коллекторов.
4.12. Ширину разделительной полосы на участках дорог, проложенных по ценным землям, на особо трудных участках дорог в горной местности, на больших мостах, при проложении дорог в застроенных районах и т.п. при соответствующих технико-экономических обоснованиях допускается уменьшать до ширины, равной ширине полосы для установки ограждений плюс 2 м.
Переход от уменьшенной ширины разделительной полосы к ширине полосы, принятой на дороге, следует осуществлять с обеих сторон с отгоном 100 : 1 .
Разделительные полосы следует предусматривать
с разрывами длиной 30 м через 2 — 5 км для организации пропуска движения автотранспортных средств и для проезда специальных машин в периоды ремонта дорог. В периоды, когда они не используются, их следует закрывать специальными съемными ограждающими устройствами.
4.13. Ширина насыпей автомобильных дорог поверху на длине не менее 10 м от начала и конца мостов, путепроводов должна превышать расстояние между перилами моста, путепровода на 0,5 м в каждую сторону. При необходимости следует производить соответствующее уширение земляного полотна; переход от уширенного земляного полотна к нормативному надлежит выполнять на длине 15 — 25 м.
4.14. Проезжую часть следует предусматривать с двускатным поперечным профилем на прямолинейных участках дорог всех категорий и, как правило, на кривых в плане радиусом 3000 м и более для дорог I категории и радиусом 2000 м и более для дорог других категорий.
На кривых в плане меньшим радиусом следует предусматривать устройство проезжей части с односкатным поперечным профилем (виражей) исходя из условий обеспечения безопасности движения автомобилей с наибольшими скоростями при данных радиусах кривых.
4.15. Поперечные уклоны проезжей части (кроме участков кривых в плане, на которых предусматривается устройство виражей ) следует назначать в зависимости от числа полос движения и климатических условий по таб. 7.
Таблица 7