Камни бетонные бортовые БР 300-30-18
Камень бетонный бортовой БР 300-30-18 представляет собой бетонное изделие универсального типа. Такие камни бордюрные используются в качестве разграничителя, и встретить их можно в непосредственной близости от проезжей части. Камень бетонный бортовой представляет собой вытянутый блок, изготовленный в форме параллелепипеда, который выполняет функцию дорожного бордюра.
Маркировка
Как и все серийные железобетонные изделия, БР 300-30-18 имеет свою уникальную маркировку, где:
- БР — бордюр рядовой (бортовой камень прямой рядовой)
- 300 — длина, см;
- 30 — высота, см;
- 18 — ширина, см.
Дополнительно в маркировке может указываться способ производства бордюрного камня — вибролитье или вибропрессование.
Также бордюр может быть окрашен в цвет, подходящий к прилегающей территории (газону, тротуарной плитке и т.д.), для окрашивания применяются пигменты красного, зеленого, коричневого и других цветов по желанию заказчика. Цвет бортового камня указывается в маркировке, по умолчанию бордюры серого (бетонного) цвета.
Применение
Сфера применения бордюра железобетонного бортового БР 300-30-18 достаточно широка. Он используется в целях разделения проезжей части улиц, дорог и трасс от пешеходных зон, остановок общественного транспорта, газонов, детских площадок, трамвайных путей. Его также можно встретить как ограничитель проезжей части внутри жилых кварталов, на оживленных путепроводах, на границах съездов и тоннелей, в зонах отдыха — парках, скверах, бульварах. Основная задача подобных бордюров — не допустить заезд транспорта (легкового, грузового и велосипедного) на территорию, предназначенную для постоянного перемещения пешеходов.
Дополнительно использование таких бордюров носит декоративный характер, придает ухоженный вид улице или трассе. Также в него упирается плитка во время укладки, то есть он служит еще и своеобразным выравнивателем и ограничителем. Линия, образованная при помощи бордюров БР 300-30-18, выглядит более эстетично. Если это обычное асфальтовое покрытие, ему бордюр не дает «растекаться», выравнивает его кромку, придавая опрятный внешний вид.
Состав и особенности производства
Производство камней бортовых бетонных регламентируется ГОСТ 6665-91. Для изготовления бордюра железобетонного бортового БР 300-30-18 используются тяжелые бетоны. Производство, как правило, происходит способом полусухого прессования. Бордюр может быть как однослойным, так и двухслойным, с добавлением красящего пигмента или без него. После установки такие ограждения можно окрасить в соответствиями с требованиями дорожной разметки в белый, желтый или красный цвета.
Технические характеристики
- длина — 3000 мм;
- высота — 300 мм;
- ширина — 180 мм;
- объем бетона — 0,156 куб.м;
- вес — 360 кг.
Транспортировка и хранение
Камни бортовые бетонные БР 300-30-18 хранятся и перевозятся на поддонах, надежно зафиксированные стрейч-лентой, пленкой или другим упаковочным материалом для большей сохранности и удобства складирования и транспортировки, а также погрузочных работ.
Железобетонные бордюры БР 300-30-18 всегда можно приобрести из наличия в компании «Индустрия ЖБИ». Предлагаем только качественный товар, имеющий необходимые паспорта на соответствие ГОСТ 6665-91.
Модифицированный тяжелый бетон и технологические операции изготовления и установки бортового камня
Тураев, А. С. Модифицированный тяжелый бетон и технологические операции изготовления и установки бортового камня / А. С. Тураев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103101/ (дата обращения: 05.04.2024).
Рассмотрены методы и технологические приемы повышения прочности и улучшения эксплуатационных характеристик тяжелого бетона для изготовления бортового камня. Приведены рекомендации по выполнению строительных работ и ссылки на действующие в строительстве нормативные документы по устройству бордюров и поребриков.
Ключевые слова : бортовой камень, бордюр, поребрик, бетон, состав, заполнители, свойства, прочность, технология установки.
Бордюры и поребрики (бортовые камни) представляют собой не просто элементы декора зеленого участка, газона, тротуара или дороги, но и выполняют важную практическую функцию — предотвращают распространение воды, пыли, грязи сорняков на выделенные участки. Также они зонирут на участки обустраиваемое пространство и придают законченный эстетичный вид клумбам, газонам, дорогам и дорожкам и т. п., но не только это. Они предотвращают осыпание кромок дорог, тротуаров, газонов и клумб, позволяют сохранять их геометрические размеры при набухании от воздействия воды, т. е. несут определенную прочностную нагрузку.
Учитывая большую атмосферную статическую и динамическую нагрузку на бортовой камень, очень важноправильно подобрать или спроектировать бетон для изготовления бортовых камней (бордюров и поребриков). К слову, отличие бордюра от поребрика заключается в том, что бордюры устанавливают заподлицо с горизонтальной поверхностью тротуара, газона и т. д., а поребрик всегда выступает вертикально над огораживаемой площадью.
Рис. 1. Бортовой камень. В зависимости от того, как он устанавливается — заподлицо или с вертикальным выступом — ребром, носит наименование бордюра или поребрика
Прочность — одна из самых важных характеристик тяжелого бетона для бортового камня. От прочности зависит время бездефектной эксплуатации изделия, не требующего его замены. Прочность зависит и напрямую связана с плотностью и пористостью искусственного камня. Для газонных бордюров и поребриков можно использовать бетон марочной прочностью М300–М400 (в настоящее время в строительстве используется более современное определение прочности — с помощью классов, единица обозначения — МПа). Этой прочности достаточно, чтобы изделие прослужило от 15 до 20 лет без его замены. Для дорожных бортовых камней прочность бетона желательна М500.
Выбирая компоненты тяжелого бетона и зная их соотношение (пропорции) можно приблизительно рассчитать, т. е. спрогнозировать марку будущего бетона в кгс/см 2 . Можно перевести марку в класс, используя соотношение: 1 кгс/см 2 = 0,098 МПа.
Классический тяжелый бетон для бортового камня состоит из следующих основных компонентов.
1) Вяжущее вещество (портландцемент) — скрепляет остальные составляющие материалы, превращая смесь заполнителей в монолитный прочный искусственный камень.
2) Крупный заполнитель — щебень или гравий, представляет собой достаточно прочный материал, формирующий прочностной «каркас» бетонного изделия.
3) Мелкий заполнитель — песок, делает бетонную смесь более плотной, заполняет все пустоты между щебнем, и позволяет экономить вяжущее.
4) Вода — вступает в реакцию с цементом и запускает процесс гидратации и «схватывания» цемента, обеспечивает дальнейший набор прочности камня.
Среди многих разновидностей портландцемента для бетонных бортовых камней подходят лишь два класса: ЦЕМ I 32,5 Н (марка М400) или ЦЕМ I 42,5 Н (марка М500). При этом важно использовать «свежий» цемент, поскольку уже через 60 суток цемент М500 становится более похож на цемент М400.
Заполнители (крупный и мелкий) должны быть чистыми, кроме того, они должны обладать хорошим зерновым составом и малой пустотностью. По возможности, заполнители не должны содержать слабых зёрен. Предел прочности крупного заполнителя должен быть на 20 % выше заданной прочности бетона.
В качестве крупного заполнителя лучше всего использовать в бетоне для бортового камня гранитный щебень. Предпочтительны зерна фракций 5–10 или 10–20 мм. Такой крупный заполнитель будет наилучшим компонентом в тяжелом бетоне для бортового камня. Он имеет высокую прочность и хорошую морозостойкость, с ним бортовой камень прослужит не один десяток лет. Можно использовать и гравийный щебень, по своим характеристикам он уступает гранитному щебню, но для бордюров он подойдет [1].
В качестве мелкого заполнителя лучшим вариантом является промытый кварцевый карьерный песок с фракционированным размером зерен. Песок не должен содержать частиц глины и ила, т. е. должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736–2014. Песок для строительных работ [2]. Можно также использовать отсевы дробления гранитного щебня. Фактически, это отходы производства щебня, однако по характеристикам отсевы дробления не уступают песку и даже превосходят его. К тому же, зачастую отсевы дробления по стоимости дешевле товарного песка.
В качестве затворителя портландцемента лучше всего использовать водопроводную или колодезную воду, можно и природную, главное, чтобы она не имела запаха и мутного осадка (ила). Чем чище вода, тем качественнее будет тяжелый бетон.
Пропорции бетона для бортового камня — это правильно подобранные соотношения компонентов смеси. От их правильного выбора зависит марка бетона по прочности. Существуют соответствующие различные рекомендации по проектированию составов тяжелого бетона [3, 4].
Особенности технологии изготовления бортовых камней заключаются в следующем. Для изготовления бортовых камней рекомендуется применение низких В/Ц отношений, что, в свою очередь, требует специальных приёмов, позволяющих плотно укладывать бетонную смесь. Поэтому рекомендуется применение суперпластификаторов или комплексных добавок, а также, использование интенсивных способов уплотнения бетонной смеси — прессование или уплотнение (роликовый прокат). Наилучшими условиями твердения являются — нормальные. Очень хорошие результаты дает применение тепловой обработки, но необходимо применять более длительную предварительную выдержку, очень мягкие режимы подъёма и спуска температуры, снижение температуры изотермической выдержки, чтобы избежать внутренних напряжений и последующего растрескивания цементного камня.
При изготовлении бортовых камней для скоростных автомобильных дорог используются цементные бетоны с повышенной прочностью и стойкостью к различным внешним циклическим воздействиям. Установлено, что наибольший прирост прочности на сжатие, растяжение при скалывании и изгибе, а также стойкость в условиях циклического механического воздействия достигается в цементных бетонах с комплексной добавкой Glenium ACE 430 + микрокремнеземом. Циклические механические нагружения бетонов вызывают кристаллизацию аморфизированных гидросиликатов кальция или перекристаллизацию первичных гидратов с выделением портландита. Комплексная добавка Glenium ACE 430 + микрокремнезем способствует сохранению аморфизированной структуры гидросиликатов кальция и повышению стойкости бетонов при циклическом механическом воздействии на автодорогах.
В состав работ, выполняемых при установке бортовых камней, входят: геодезическая разбивка и закрепление линии лицевой стороны установки бортовых камней; отрывка траншеи; устройство щебеночной подготовки; укладка бетона; установка бортовых камней. Технологической картой предусмотрена установка бортовых камней комплексным звеном с погрузчиком-экскаватором, например, ТО-49 на базе трактора МТЗ-82, оснащенным специальным оборудованием ЭД-3М, в качестве ведущего механизма. Все работы выполняют руководствуясь требованиями следующих нормативных документов: СНиП 3.01.01–85. Организация строительного производства; СНиП 3.06.03–85. Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ; СНиП 3.01.03–84. Геодезические работы в строительстве; СНиП III-10–75. Благоустройство территорий; СНиП 12–03–2001. Безопасность труда в строительстве. Ч.1. Общие требования; СНиП 12–04–2002. Безопасность труда в строительстве. Ч.2. Строительное производство.
Основным строительным работам по установке бортовых камней обязательно должно предшествовать выполнение следующих мероприятий: прием от заказчика строительной площадки, подготовленной к производству работ; проверка наличия проектно-сметной документации и ознакомление ИТР и рабочих с рабочими чертежами и проектом производства работ; доставка и складирование в штабеля на стройплощадке бортовых камней, песка и щебня; проверка заводских паспортов на бортовые камни; подготовка и составление акта готовности объекта к производству работ.
В состав работ по установке бортовых камней входят следующие операции: разбивочные работы; отрывка траншеи под установку бортовых камней; устройство выравнивающего слоя из щебня; устройство бетонного основания; установка бортовых камней; засыпка грунта с обратной стороны борта.
Бортовые камни, поступающие на объект, должны отвечать требованиям соответствующих стандартов, технических условий на их изготовление и рабочих чертежей.Кустановке бортовых камней разрешается приступать только после подготовки основания и проверки соответствия продольной линии проекту. Установка бортовых камней длиной до 1 метра производится вручную при помощи клещевого или П-образного приспособления. Перед установкой торцы камней должны быть тщательно очищены от грязи. Схема установки метровых бортовых камней при помощи указанных приспособлений представлена на рис. 2.
Рис. 2. Схема установки бортовых камней при помощи приспособлений
1 — бортовой камень; 2 — опалубка; 3 — участок бетонирования: обойма; 4 — бетонное основание; 5 — песчаный подстилающий слой; 6 и 7 — приспособления для установки бортового камня
Бортовой камень устанавливается на бетонное основание толщиной 10 см по натянутому между металлическими штырями шнуру. Бортовой камень осаживается до уровня натянутого шнура деревянной трамбовкой. После установки камня для его устойчивости с двух сторон вручную в опалубке устраивается бетонная обойма высотой 10 см со стороны тротуара или газона и 7 см со стороны дороги. Каждый камень плотно укладывают в бетонную смесь, обращая внимание на плотность прилегания камней и на ровность внешней и верхней стороны линии борта. При необходимости бортовые камни осаживают ударами ручной трамбовки по доске, уложенной по верху камня. Бортовые камни на закруглениях устанавливают так же, как и на прямых участках, предварительно произведя разбивку очертания кривой линии по шаблону, изготовленному из тонкой доски или по шнуру. На закруглениях применяют лекальный бортовой камень. Наружную и тыльную части зазоров между стенками опалубки и бортовым камнем заполняют бетонной смесью на высоту 10 см с обеих сторон. Образовавшиеся пустоты между торцами камней полностью заполняют цементным раствором. Ширина швов между криволинейными бортовыми камнями или на стыке криволинейных и прямолинейных изделий не должна превышать 5 мм. С обратной стороны бортовой камень засыпают грунтом, вынутым при выполнении траншеи.
Бортовой камень должен быть установлен не позже, чем за 3 суток до устройства дорожного покрытия для того, чтобы бетонная обойма и раствор в швах между бортовыми камнями набрали необходимую прочность.
Рис. 3. Монтажная схема установки бортового камня
1 — отрывка траншеи; 2 — устройство подушки из щебня; 3 — укладка бетонного основания; 4 — установка бортового камня; 5 –- заделка стыков цементным раствором; 6 — засыпка грунта с обратной стороны борта
Контроль и проверку качества работ по установке бортовых камней выполняют в соответствии с требованиями нормативных документов:
— СНиП 3.01.01–85. Организация строительного производства.
— СНиП III-10–75. Благоустройство территорий.
— СНиП 3.06.03–85. Автомобильные дороги. Правила приемки и производство работ.
— ГОСТ 6665–91. Камни бетонные и железобетонные бортовые.
— ГОСТ 8267–93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ.
С целью обеспечения качества установки бортовых камней все работы должны подвергаться контролю на всех стадиях операций по их исполнению. Производственный контроль подразделяется на входной, операционный (технологический), инспекционный и приемочный. Контроль качества выполняемых работ осуществляют специалисты или специальные службы, оснащенные техническими средствами контроля, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту проведения контроля. Операция возлагается на руководителя производственного подразделения — прораба или мастера, выполняющего строительные работы.
Литература:
- ГОСТ 82677–93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия. — М.: Стандартинформ, 2018. — 13 с.
- ГОСТ 8736–2014. Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. — М.: Стандартинформ, 2019. — 10 с.
- Корчагина О. А. Проектирование состава тяжёлого, лёгкого и силикатного бетона: учебное пособие / О. А. Корчагина, В. Г. Однолько. — Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. — 96 с.
- Подборнова Н. И., Корпусова Н. С., Шабанова Т. Н. Проектирование тяжелого цементного бетона на плотных заполнителях. Методические указания. — Тюмень: РИЦ ГОУ ВПО ТюмГАСУ, 2009. — 47 с.
Основные термины (генерируются автоматически): бортовый камень, бортовой камень, камень, тяжелый бетон, ACE, бетонная смесь, бетонное основание, крупный заполнитель, установка, гранитный щебень.
Устройство бортового камня: функциональное назначение и этапы процесса
Устройство бортового камня — один из важных этапов при мощении. Можно ли его игнорировать и стоит ли экономить на бордюрах? Это вопрос, на который есть однозначный ответ. Нет, отказываться от бортового камня нет никакого смысла, поскольку он влияет на срок службы тротуарного покрытия и эксплуатационные качества. В компании «Промтерра» на тему мощения и устройства бортового камня мнение однозначное: все должно быть выполнено в соответствии с технологическими требованиями, нормами и гарантиями качества. Такой подход позволяет создавать тротуарные покрытия, которые служат верой и правдой долгие годы.
Назначение бортового камня
Функционально этот элемент незаменим. Его назначение определено следующим:
- разграничение дороги на зоны: пешеходную и проезжую части, газон;
- предотвращение постепенного вымывания и выноса материала из подстилающего слоя;
- предотвращение загрязнения дорожек грунтом;
- придание участку аккуратного вида.
Из чего должен быть бордюр
Для изготовления бортового камня используют тяжелую бетонную смесь. Не каждая подходит для этих изделий, поэтому при выборе нужно проверять характеристики. Например, имеет значение морозостойкости бетона. Она должна быть не менее F200. Это означает, что в холодное время года и переходные сезоны бетон сможет выдержать до 200 циклов замораживания и оттаивания. Материал с показателем F200 способен служить на протяжении 40 лет. Если бортовой камень будет использоваться в условиях повышенной влажности, тогда рекомендуется бетон марки М 400 с показателем водопоглощения не более 6%. Функциональное назначение влияет на выбор готовых изделий, поэтому нужно знать, где они будут установлены: садовые дорожки, городские дороги, автомобильные пути, скоростные магистрали и др. Обратите внимание на способ изготовления изделий. С учетом характеристик (прочность, четкость геометрической формы, износостойкость) рекомендуется отдавать предпочтение вибропрессованым бордюрам.
Что входит в комплекс работ по установке
Начинается процесс с геодезической подготовки, то есть проводят разбивку линии установки канта бортовых камней. Дальше в логичной последовательности переходят к следующим этапам:
- подготовка выравнивающего слоя из щебня;
- создание основания из бетона;
- установка бордюров;
- осаждение бордюров до проектной отметки;
- укрепление боковой нижней части борта бетоном;
- уплотнение и обратная засыпка грунта с обратной стороны;
- заливка швов цементным раствором.
Как работать с криволинейными дорожками
Криволинейные дорожки преимущественно можно видеть на садовых и парковых участках. С ними тяжелее работать, но функционально бортовой камень здесь тоже нужен. Крутые повороты мощеной поверхности оказывают влияние на способ использования камня, поэтому приходится в процессе работы его резать. Для оформления криволинейных дорожек рекомендуется приобрести камни длиной не более 50 см. Это актуально и для округлых участков. Стандартные изделия более длинные, поэтому с ними будет больше работы по их резке.
Важные моменты по устройству
Бортовой камень должен быть установлен за несколько дней до мощения — не позже, чем за 3 суток. С технологической точки зрения это необходимо для приобретения прочности основания, бетонной обоймы, швов. При установке бордюров нужно контролировать горизонтальность. Для этого используют нивелир. Важно отслеживать и прямолинейность боковых сторон с помощью визирки. И еще одна маленькая деталь касается чистоты камня. При установке в бетонное основание камни должны быть очищены от грязи и грунта.
В процессе работы нужно отслеживать, насколько плотно получается укладки и есть ли достаточное прилегание каждого камня. При необходимости делают осаживание. Для этого используют ручную трамбовку, которой стукают по доске, уложенной сверху бордюров. Возможна ситуация, что простой методы коррекции не работает. В этом случае нужно будет выбрать из-под бордюрного камня часть бетонной смеси. Для сохранения ровности нужно ориентироваться по первому установленному камню. Обратите внимание на качество бетонных изделий. На них не должно быть трещин. Если небольшие и есть, то поверхностная ширина допускается не более 0,1 мм и длиной до 0,5 м. В соответствии с технологическим регламентом допускается максимум 5 трещин на 1 кв.м.
Правильная укладка бортового камня создает аккуратный и законченный вид для мощеной поверхности. Соблюдение стандартов и норм позволяет достичь качественного результата устройства бордюров, что напрямую влияет на долговечность их эксплуатации. Современные производители предлагают широкий ассортимент готовых изделий бортовых камней. Это дает возможность широкого выбора не только по цвету, но и нужным техническим показателям. Помните, что на качестве материалов нельзя экономить, как и игнорировать технологические этапы установки.
Правильная установка бетонных бордюров — порядок работ
Закрепление краевых участков мощения бордюром — надежный способ повысить эксплуатационные качества и продлить срок службы тротуарного покрытия. Бордюр позволяет предотвратить постепенное вымывание или вынос материала из подстилающего слоя и последующее разрушение мощения (т.н. расползание тротуарной плитки). Также бордюр выполняет функцию разделения границ — например, между мощением и газоном, или между мощением и дорожным полотном. Бордюр устанавливается на жесткий бетон или гарцовку и закрепляется раствором по торцам.
Регламент работ по установке бордюров
Технология установки бордюра подразумевает устройство бетонного основания по песчаной или щебеночной подушке. 1. отрывка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение в нем грунта основания; 2. устройство выравнивающего слоя из песка или фракционного щебня; 3. устройство основания из мелкозернистого бетона (класс В15, М200) 4. установка бортовых камней нa бетонное основание; 5. дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта; 6. осаждение бортового камня до проектной отметки; 7. заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором с расшивкой; 8. устройство мощения или отсыпка грунта газона с обратной стороны бордюра.
Подготовка подстилающего слоя и бетонного основания
Для обозначения продольной линии установки бордюра натягивают шнур. Вдоль этого шнура отрывают траншею прямоугольного сечения с шириной по дну 0,4-0,5 м. Глубина траншеи зависит от проектного положения верха бортового камня (в один уровень с мощением или выше), но должна быть не менее 0,3м. По дну траншеи устраивают выравнивающий слой из фракционного щебня или песка, который разравнивают и уплотняют. На песчаное основание устанавливаются «легкие» — тротуарные или садовые — бордюры (марка БР.100.20.8, БР.50.20.8), когда они должны быть в один уровень с тротуарным покрытием. Во всех остальных случаях бортовые камни (дорожные, магистральные) должны устанавливаться на щебеночное основание. Для устройства подстилающего слоя применяются:пески средние и мелкие II класса (по ГОСТ 8736), пески из отсевов дробления I-го класса по ГОСТ 31324, щебень фракции от 20 мм до 40 мм, марки по дробимости не ниже M600, толщиной h=0,10м. Для устройства подстилающего слоя не рекомендуется использовать сухую песчано-цементную смесь. Так как подстилающий слой не является несущим, то применение вяжущего (цемента) при его устройстве не дает никаких преимуществ. Кроме этого, использование цемента может являться дополнительным источником высолообразования — появления белых пятен — на поверхности тротуарной плитки. Материал подстилающего слоя распределяется по поверхности основания вручную или механизированным способом. При отсыпке подстилающего слоя следует иметь запас по толщине на вибропосадку камней. Величина этого запаса зависит от формы и размера камней и материала подстилающего слоя. Она устанавливается по месту. Для песчаного основания запас составляет ≈ 1,0-1,5 см. Следует учитывать, что после монтажных работ посадки камней/плитки поверхность тротуарного покрытия должна возвышаться над верхом бортового камня примерно на ≈ 0,5 см как запас на осадку покрытия в ходе эксплуатации. На подготовленном подстилающем слое устанавливают бетонное основание (при заливке монолитного бетона используют сборно-разборную опалубку из досок) . Устройство бетонного основания осуществляется вручную, путем укладки и разравнивания мелкозернистого или тяжелого бетона класса B15 (M200) до отметки низа бортового камня.
Схема установки бортового камня
На свежеуложенное бетонное основание устанавливают бортовые камни. Перед установкой торцы бордюров должны быть очищены от грязи. По вынесенным отметкам или с помощью нивелира / тахеометра выставляют маячные бортовые камни. Затем по маячному шнуру, натянутому между забитыми у маячных бортовых камней металлическими штырями нa высоте, соответствующей отметке верхней кромки камней, выставляют остальные бордюры. Бордюры устанавливают лицевой стороной вплотную вдоль натянутого шнура. Каждый камень плотно укладывают в бетонную смесь, обращая внимание нa плотность прилегания камней и нa ровность внешней и верхней стороны линии борта. При необходимости бортовые камни осаживают ударами ручной трамбовки по доске, уложенной по верху камня. В случае, когда бортовой камень по верху не выровнять, выбирают бетон из-под основания камня. Последующие бортовые камни укладывают по первоначальному камню. Проверяют горизонтальность верха установленного бортового камня по нивелиру‚ прямолинейность боковой плоскости по визиркам. Ширина швов между бортовыми камнями не должна превышать 5мм. По окончанию проверки, расшиваются швы между бортовыми камнями. Швы и стыки между бордюрами должны быть тщательно заделаны, чтобы предотвратить вымывание подстилающего слоя. Расшиваются швы в два этапа: cначала обмазываются со всех сторон цементным раствором сметанообразной консистенции (раствор 1:2) с отверстием сверху, которое затем заполняется более жидким цементным раствором (раствор 1:4). Ha закругленнных участках бордюры устанавливают так же, как и нa прямых, предварительно произведя разбивку очертания кривой по шаблону, изготовленному из тонкой доски или по шнуру. На закруглениях применяют специальный лекальный (изогнутый) бортовой камень или укороченный бордюр БР 50.20.8 (только для тротуаров и садовых дорожек). Правильность установки бортовых камней проверяется с помощью рейки и шнура. Бортовые камни должны устойчиво лежать нa бетонном основании, линия установленных камней должна быть прямой на прямых участках и иметь плавное очертание на участках закругления. Установка бортового камня должна произойти не позже, чем за 3 суток до начала работ мощению (устройства тротуарного покрытия) для того‚ чтобы бетонная обойма и раствор в швах между бордюрами набрали достаточную прочность.
Узнать как использовать осоку пальмолистную на своем участке, вы можете у специалистов компании Gried