Что такое шинопровод, где и как используются, виды шинопроводов
В ГОСТ 28668.1-91 (МЭК 439-2-87) написано, что шинопровод — это комплектное устройство, прошедшее типовые испытания, в виде системы проводников, размещенных внутри лотка, трубы или иной подобной оболочки, которое состоит из разделенных промежутками шин, которые в свою очередь опираются на изоляционный материал.
Шинопровод может состоять из следующих частей:
- секции с местами для присоединения ответвительных устройств, либо без них;
- секции транспозиции фаз, гибкие, компенсационные, переходные или присоединительные секции;
- непосредственно ответвительные устройства.
Очевидно, сам термин «шинопровод» не дает нам представления о сечении, геометрической форме или размерах самого проводника.
Другими словами, шинопровод представляет собой систему жестких медных или алюминиевых шин, помещенных в защитную металлическую оболочку; изолированную систему шин, предназначенную для передачи и распределения электрической энергии. Типичный шинопровод рассчитан на напряжение до 1000 В, и поставляется в виде комплектных секций.
Шинопровод, как конструкция, легко поддается модификации для оптимальной подачи электроэнергии к потребителям. Если требуется изменить конфигурацию, то всегда допустим демонтаж.
Шинопровод может быть, например, направлен из одного помещения к другому. К примеру в больших торговых залах, с целью освещения или зонирования помещений, применяют шинопроводы модульного исполнения, на которых и размещаются прожекторы.
Всегда можно встретить шинопроводы, в виде одиночной или несколько линий, в торговых центрах, где их монтируют обычно в различные формы. Процесс монтажа шинопровода достаточно прост, он не требует продолжительных работ и больших физических затрат. Таким образом, шинопровод выступает замечательной альтернативой кабелю.
Конструктивно шинопроводы бывают открытыми, защищенными или закрытыми. Открытые шинопроводы применимы для магистральных сетей в местах с обычной, не агрессивной внешней средой.
К открытым шинопроводам относятся открытые троллеи кранов и шинные магистрали. Они выполняются в виде алюминиевых шин, прокладываемых на изоляторах, прикрепленных к колоннам или фермам. При этом обязательно соблюдаются нормы минимальных расстоянии до оборудования и трубопроводов, а также нормы минимальных высот. В местах, где есть возможность случайного прикосновения к шинам, открытые шинопроводы закрывают защитными металлическими коробами или сетками.
Закрытые и защищенные шинопроводы — основной вид сетей, традиционно применяемых для распределения электроэнергии во многих цехах. Шины защищенных шинопроводов закрыты перфорированным коробом или сеткой с целью предотвращения случайного прикосновения персонала к шинам и случайного попадания на них любых предметов. У закрытых же шинопроводов шины закрыты полностью сплошным коробом.
Минимальная высота установки защищенных шинопроводов — не меньше 2,5 м от поверхности пола, а закрытые шинопроводы можно устанавливать без особых мер по высоте. Это упрощает монтаж электросетей в цехах, так как шинопровод можно проложить просто вдоль линии станков даже на высоте до 1 м от пола. Это сводит к минимуму длину ответвительных присоединений к станку от шинопровода.
Шинопроводы бывают следующих видов:
Магистральные шинопроводы — предназначенные для монтажа в производственных помещениях. Шинопровод магистрали прокладывается прямо от подстанции.
В производственных цехах предприятий, где станки и другие электрические механизмы располагаются по всей площади в виде рядов, или регулярно перемещаются в связи с изменениями в технологиях производственного процесса, в качестве распределительной сети и питающих магистральных линий применяют непосредственно распределительные и магистральные закрытые шинопроводы.
Магистральные шинопроводы выдерживают значительные токи, они рассчитаны на токи от 1600 до 4000 А, и на большое количество присоединительных ответвлений для подключения потребителей (на 6 м по 2 места).
Распределительные шинопроводы – предназначены для распределения электроэнергии от главной магистрали к нескольким потребителям.
Распределительные шинопроводы рассчитаны на токи до 630 А и на еще большее количество мест подключения потребителей (от 3 до 6) на 3 метровой секции.
В цехах различных предприятий закрытые распределительные шинопроводы используют довольно широко. Их поставляют в виде комплекта секций, длина каждой из которых 3 м, снабженных соединительными элементами для соединения секций в последовательные ряды, ответвительных коробок, и вводных коробок, для подключения шинопроводов к питающей сети.
Подробнее про эти виды шинопроводов смотрите здесь: Магистральные и распределительные шинопроводы
Осветительные шинопроводы – применяют для формирования осветительных линий с использованием маломощных прожекторов.
Осветительные шинопроводы, рассчитанные на ток 25 А, типа ШОС — четырехпроводные, с изолированными круглыми проводниками сечением 6 мм2. Длина каждой секций шинопровода ШОС составляет 3 м.
Секция снабжена шестью однофазными штепсельными присоединениями (фаза — ноль) на каждые 50 см. В комплекте с шинопроводами поставляются и штепсельные вилки на ток в 10 А, а также прямые, угловые, гибкие и вводные секции. С помощью данного набора элементов набирают комплектный шинопровод даже для самых сложных трасс.
Смежные секции соединяют с дополнительным с помощью двух винтов. Затем к шинопроводу на хомут с крючком подвешивают светильники, и подключают к любому из штепсельных разъемов. Расстояние между точками крепления не превышает 2 м. Если светильники устанавливаются не на коробах шинопроводов, шаг может быть и больше — до 3 м.
Троллейные шинопроводы – применяются для питания монорельсов, подъемных кранов, подвесных дорог и прочих передвижных электрических систем.
Шинопровод дает ряд преимуществ:
- Вид шинопровода более эстетичен по сравнению с кабелем.
- Процесс монтажа занимает меньше времени, чем монтаж кабеля.
- Промышленные шинопроводы прямоугольного сечения имеют меньшее сопротивление, что снижает активные потери и ограничивает реактивную энергию, то есть способствует экономии.
- Шинопроводы безопасны экологически.
- Особенности конструкции корпуса из алюминия позволяют быстро отводить тепло.
- Шинопроводы обладают степенью защиты, не менее IP55.
- Срок службы шинопроводов составляет от 25 до 30 лет, при этом не требуется никакого технического обслуживания.
- Экранирующее свойство кожуха сводит к минимуму уровень электромагнитного излучения.
- Окрасив шинопровод в любой подходящий цвет, можно вписать его в интерьер магазина, офиса и других объектов, для которых имеет значение эстетика.
Телеграмм канал для тех, кто каждый день хочет узнавать новое и интересное: Школа для электрика
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Монтаж и эксплуатация электрических сетей
Типы шинопроводов. В зависимости от назначения шинопроводы подразделяются на:
- магистральные, предназначенные в основном для присоединения к ним распределительных шинопроводов и силовых распределительных пунктов, щитов и отдельных мощных электроприемников;
- распределительные, предназначенные в основном для присоединения к ним электроприемников;
Рисунок. Распределительный шинопровод.
а | б |
Рисунок. Шинопроводы: а – троллейный; б – осветительный.
Область применения. Шинопроводы предназначены для передачи и распределения электроэнергии. Они применяются как в электрощитовых для подключения трансформаторов к распределительным щитам (ячейкам) или подключения распределительных щитов между собой, так и для распределения электроэнергии между электроприемниками на промышленных, коммерческих и административных объектах.
Достоинства шинопроводов. Основными достоинствами шинопроводов являются:
- простота монтажа;
- гибкость в эксплуатации – в отличие от кабельных, шинные системы можно легко изменять, дополнять или переносить в другое помещение, здание и устанавливать заново без особых капитальных затрат;
- компактность конструкции, простота осмотра и высокая эксплуатационная надежность;
- шинопроводы в меньшей степени горючи по сравнению с обычными силовыми кабелями.
К недостаткам шинопроводов можно отнести их более высокую стоимость по сравнению с кабелями. Однако, если сравнивать вцелом проект системы электроснабжения с использованием шинопровоов и кабельных линий, учитывая затраты на выполнение монтажных работ и эксплуатационные расходы, то применение шинопроводов выглядит экономически оправданным.
Что такое шинопровод?
Шинопровод – это конструкция, которая легко поддается конфигурации или модификации для подачи электроэнергии к местам потребителей. Если нужно изменить вектор направления, всегда возможен демонтаж. Конструкцию можно направить из одного помещения в другое, если говорить об объемных шинопроводах. В торговых залах для освещения или зонирования используют модульные конструкции, на которых располагаются декоративные прожекторы. В гипермаркетах всегда можно увидеть шинопроводы собранные в виде одной или несколько линий, смонтированной буквой П, в форме квадрата, прямоугольника и т.д.
Процесс монтажа достаточно прост, не требует много времени и физических сил. Шинопровод является замечательной альтернативой кабельной продукции.
Преимущества шинопровода
- Монтаж шинопровода более эстетичен, чем монтаж кабеля.
- В 2 раза быстрее монтируется, экономит средства и рабочей силы.
- Промышленные шинопроводы имеют форму прямоугольника, поэтому оказывают наименьшее сопротивление силы тока, к тому же прямоугольное сечение проводников шинопровода способствует снижению активной энергии и ограничивает реактивную энергию. В результате существенно экономит электроэнергию, а для промышленных объектов это имеет большое значение.
- Шинопроводы пожаробезопасны, не выделяют ядовитые вещества.
- Прессованный корпус из алюминия плотно обжимает шины, такая конструкция корпуса позволяет легко и быстро выводить тепловую энергию в атмосферу.
- Шинопроводы обеспечивают высокую степень защиты, не менее IP55.
- Срок службы 25-30 лет. Конструкция не требует специального технического обслуживания.
- Экранирующие свойства кожуха обеспечивают минимальный уровень электромагнитного излучения. Работа электронных приборов не искажается и не приносит вред здоровью работающего персонала.
- Шинопровод создает хороший эстетический вид. Окрас в любой цвет позволяет вписаться в интерьер офиса, магазина и других объектов, для которых внешний облик имеет значение.
(Перечисленные преимущества не относятся к шинопроводам для освещения)
Шинопроводы подразделяются на:
Магистральные шинопроводы — предназначены для монтажа производственных помещений, магистраль шинопровода которая проложена от трансформаторной подстанции.
Троллейные шинопроводы – используют для монорельсов, подъемных кранов, талей и многих других передвижных систем.
Распределительные шинопроводы – предназначены для распределения электроэнергии от основной магистрали к различным потребителям.
Осветительные шинопроводы – используют для осветительных линий с применением маломощных приборов (прожектора).
Что такое шинопровод: назначение, классификация, типы
Шинопроводом называется устройство, предназначенное для передачи и распределения электроэнергии, состоящее из шин и относящихся к ним изоляторов, поддерживающих и опорных конструкций, защитных оболочек и ответвительных устройств. По конструктивному исполнению они могут быть:
- открытыми, выполненными из неизолированных шин на изоляторах и незащищенными от прикосновения или попадания на них посторонних предметов;
- защищенными, представляющие собой открытые шинопроводы, огражденные сеткой или коробом из перфорированных листов;
- закрытыми, выпускаемыми в виде комплектных шинопроводов с шинами, вмонтированными в сплошной короб.
Несмотря на высокую стоимость, наибольшее применение во внутрицеховых электрических сетях находят комплектные шинопроводы.
Классификация шинопроводов
В зависимости от назначения они подразделяются на:
- магистральные переменного тока серии ШМА и постоянного тока — ШМАД, предназначенные для присоединения к ним распределительных шинопроводов и силовых распределительных пунктов, щитов и отдельных мощных электроприемников;
- распределительные серии ШРА — для присоединения к ним электроприемников;
- троллейные серии ШТА, ШМТ и ШТМ — для питания передвижных электроприемников;
- осветительные серии ШОС — для питания светильников и силовых электроприемников небольшой мощности.
Магистральные и распределительные комплектные шинопроводы применяются при нестабильном упорядоченном расположении оборудования в цехах с нормальной, пыльной средой и с пожароопасными зонами.
Технические характеристики шинопроводов
В электрических сетях переменного тока используются магистральные шинопроводы серий ШМА-68Н, ШМА-73, ШМА-16, ШМА4 и распределительные шинопроводы серий ШРА-68, ШРА-73, ШРП, ШРМ-75, ШРА-4. Основные технические данные ШМА4,выпускаемых на номинальное напряжение 660 В, электродинамическую стойкость 70 кА, со степенью защиты IP44, приведены в табл. ПЗ.
Технические данные ШРА-4 со степенью защиты IP32 приведены в табл. П4; данные ответвительных коробок распределительных шинопроводов серии ШРА4 — в табл. П5.
Выпускается распределительный шинопровод серии ШРА-73В, имеющий междуэтажную секцию и предназначенный для вертикальной прокладки. Он может использоваться для электрических стояков в общественных и административных зданиях повышенной этажности.
Шинопровод типа ШРА4 на ток 100 А со степенью защиты IP44 оснащается трехфазными ответвительными коробками с предохранителями на ток 25 А или с автоматами АЕ2033 на ток 25 А, что в ряде случаев может ограничивать его применение. Кроме того, к нему могут быть присоединены с помощью штепсельных разъемов трех- и однофазные электроприемники на токи соответственно 25 и 10 А.
Распределительные шинопроводы ШРП (пылезащищенные) на токи 250, 400 и 630 А предназначены для выполнения электрических сетей в помещениях с пыльной средой (в том числе в пожароопасных зонах П-И и П-Иа) и имеют степень защиты IP54.