Что такое шинопровод в электрике
Перейти к содержимому

Что такое шинопровод в электрике

  • автор:

Что такое шинопровод, где и как используются, виды шинопроводов

В ГОСТ 28668.1-91 (МЭК 439-2-87) написано, что шинопровод — это комплектное устройство, прошедшее типовые испытания, в виде системы проводников, размещенных внутри лотка, трубы или иной подобной оболочки, которое состоит из разделенных промежутками шин, которые в свою очередь опираются на изоляционный материал.

Шинопровод может состоять из следующих частей:

  • секции с местами для присоединения ответвительных устройств, либо без них;
  • секции транспозиции фаз, гибкие, компенсационные, переходные или присоединительные секции;
  • непосредственно ответвительные устройства.

Очевидно, сам термин «шинопровод» не дает нам представления о сечении, геометрической форме или размерах самого проводника.

Другими словами, шинопровод представляет собой систему жестких медных или алюминиевых шин, помещенных в защитную металлическую оболочку; изолированную систему шин, предназначенную для передачи и распределения электрической энергии. Типичный шинопровод рассчитан на напряжение до 1000 В, и поставляется в виде комплектных секций.

Шинопровод в цеху промышленного предпрития

Шинопровод, как конструкция, легко поддается модификации для оптимальной подачи электроэнергии к потребителям. Если требуется изменить конфигурацию, то всегда допустим демонтаж.

Шинопровод может быть, например, направлен из одного помещения к другому. К примеру в больших торговых залах, с целью освещения или зонирования помещений, применяют шинопроводы модульного исполнения, на которых и размещаются прожекторы.

Всегда можно встретить шинопроводы, в виде одиночной или несколько линий, в торговых центрах, где их монтируют обычно в различные формы. Процесс монтажа шинопровода достаточно прост, он не требует продолжительных работ и больших физических затрат. Таким образом, шинопровод выступает замечательной альтернативой кабелю.

шинопровод на подстанции

Конструктивно шинопроводы бывают открытыми, защищенными или закрытыми. Открытые шинопроводы применимы для магистральных сетей в местах с обычной, не агрессивной внешней средой.

К открытым шинопроводам относятся открытые троллеи кранов и шинные магистрали. Они выполняются в виде алюминиевых шин, прокладываемых на изоляторах, прикрепленных к колоннам или фермам. При этом обязательно соблюдаются нормы минимальных расстоянии до оборудования и трубопроводов, а также нормы минимальных высот. В местах, где есть возможность случайного прикосновения к шинам, открытые шинопроводы закрывают защитными металлическими коробами или сетками.

Закрытые и защищенные шинопроводы — основной вид сетей, традиционно применяемых для распределения электроэнергии во многих цехах. Шины защищенных шинопроводов закрыты перфорированным коробом или сеткой с целью предотвращения случайного прикосновения персонала к шинам и случайного попадания на них любых предметов. У закрытых же шинопроводов шины закрыты полностью сплошным коробом.

открытый шинопровод

Минимальная высота установки защищенных шинопроводов — не меньше 2,5 м от поверхности пола, а закрытые шинопроводы можно устанавливать без особых мер по высоте. Это упрощает монтаж электросетей в цехах, так как шинопровод можно проложить просто вдоль линии станков даже на высоте до 1 м от пола. Это сводит к минимуму длину ответвительных присоединений к станку от шинопровода.

Шинопроводы бывают следующих видов:

магистральный шинопровод

Магистральные шинопроводы — предназначенные для монтажа в производственных помещениях. Шинопровод магистрали прокладывается прямо от подстанции.

В производственных цехах предприятий, где станки и другие электрические механизмы располагаются по всей площади в виде рядов, или регулярно перемещаются в связи с изменениями в технологиях производственного процесса, в качестве распределительной сети и питающих магистральных линий применяют непосредственно распределительные и магистральные закрытые шинопроводы.

Магистральные шинопроводы выдерживают значительные токи, они рассчитаны на токи от 1600 до 4000 А, и на большое количество присоединительных ответвлений для подключения потребителей (на 6 м по 2 места).

распределительный шинопровод

Распределительные шинопроводы – предназначены для распределения электроэнергии от главной магистрали к нескольким потребителям.

Распределительные шинопроводы рассчитаны на токи до 630 А и на еще большее количество мест подключения потребителей (от 3 до 6) на 3 метровой секции.

В цехах различных предприятий закрытые распределительные шинопроводы используют довольно широко. Их поставляют в виде комплекта секций, длина каждой из которых 3 м, снабженных соединительными элементами для соединения секций в последовательные ряды, ответвительных коробок, и вводных коробок, для подключения шинопроводов к питающей сети.

Подробнее про эти виды шинопроводов смотрите здесь: Магистральные и распределительные шинопроводы

осветительный шинопровод

Осветительные шинопроводы – применяют для формирования осветительных линий с использованием маломощных прожекторов.

Осветительные шинопроводы, рассчитанные на ток 25 А, типа ШОС — четырехпроводные, с изолированными круглыми проводниками сечением 6 мм2. Длина каждой секций шинопровода ШОС составляет 3 м.

Секция снабжена шестью однофазными штепсельными присоединениями (фаза — ноль) на каждые 50 см. В комплекте с шинопроводами поставляются и штепсельные вилки на ток в 10 А, а также прямые, угловые, гибкие и вводные секции. С помощью данного набора элементов набирают комплектный шинопровод даже для самых сложных трасс.

Смежные секции соединяют с дополнительным с помощью двух винтов. Затем к шинопроводу на хомут с крючком подвешивают светильники, и подключают к любому из штепсельных разъемов. Расстояние между точками крепления не превышает 2 м. Если светильники устанавливаются не на коробах шинопроводов, шаг может быть и больше — до 3 м.

тролейный шинопровод

Троллейные шинопроводы – применяются для питания монорельсов, подъемных кранов, подвесных дорог и прочих передвижных электрических систем.

Шинопровод дает ряд преимуществ:

  • Вид шинопровода более эстетичен по сравнению с кабелем.
  • Процесс монтажа занимает меньше времени, чем монтаж кабеля.
  • Промышленные шинопроводы прямоугольного сечения имеют меньшее сопротивление, что снижает активные потери и ограничивает реактивную энергию, то есть способствует экономии.
  • Шинопроводы безопасны экологически.
  • Особенности конструкции корпуса из алюминия позволяют быстро отводить тепло.
  • Шинопроводы обладают степенью защиты, не менее IP55.
  • Срок службы шинопроводов составляет от 25 до 30 лет, при этом не требуется никакого технического обслуживания.
  • Экранирующее свойство кожуха сводит к минимуму уровень электромагнитного излучения.
  • Окрасив шинопровод в любой подходящий цвет, можно вписать его в интерьер магазина, офиса и других объектов, для которых имеет значение эстетика.

Телеграмм канал для тех, кто каждый день хочет узнавать новое и интересное: Школа для электрика

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Монтаж и эксплуатация электрических сетей

Типы шинопроводов. В зависимости от назначения шинопроводы подразделяются на:

  • магистральные, предназначенные в основном для присоединения к ним распределительных шинопроводов и силовых распределительных пунктов, щитов и отдельных мощных электроприемников;
  • распределительные, предназначенные в основном для присоединения к ним электроприемников;

Распределительный шинопровод

Рисунок. Распределительный шинопровод.

троллейный шинопровод осветительный шинопровод
а б

Рисунок. Шинопроводы: а – троллейный; б – осветительный.

Область применения. Шинопроводы предназначены для передачи и распределения электроэнергии. Они применяются как в электрощитовых для подключения трансформаторов к распределительным щитам (ячейкам) или подключения распределительных щитов между собой, так и для распределения электроэнергии между электроприемниками на промышленных, коммерческих и административных объектах.

Достоинства шинопроводов. Основными достоинствами шинопроводов являются:

  • простота монтажа;
  • гибкость в эксплуатации – в отличие от кабельных, шинные системы можно легко изменять, дополнять или переносить в другое помещение, здание и устанавливать заново без особых капитальных затрат;
  • компактность конструкции, простота осмотра и высокая эксплуатационная надежность;
  • шинопроводы в меньшей степени горючи по сравнению с обычными силовыми кабелями.

К недостаткам шинопроводов можно отнести их более высокую стоимость по сравнению с кабелями. Однако, если сравнивать вцелом проект системы электроснабжения с использованием шинопровоов и кабельных линий, учитывая затраты на выполнение монтажных работ и эксплуатационные расходы, то применение шинопроводов выглядит экономически оправданным.

Что такое шинопровод?

Шинопровод – это конструкция, которая легко поддается конфигурации или модификации для подачи электроэнергии к местам потребителей. Если нужно изменить вектор направления, всегда возможен демонтаж. Конструкцию можно направить из одного помещения в другое, если говорить об объемных шинопроводах. В торговых залах для освещения или зонирования используют модульные конструкции, на которых располагаются декоративные прожекторы. В гипермаркетах всегда можно увидеть шинопроводы собранные в виде одной или несколько линий, смонтированной буквой П, в форме квадрата, прямоугольника и т.д.

Что такое шинопровод?

Процесс монтажа достаточно прост, не требует много времени и физических сил. Шинопровод является замечательной альтернативой кабельной продукции.

Преимущества шинопровода

  • Монтаж шинопровода более эстетичен, чем монтаж кабеля.
  • В 2 раза быстрее монтируется, экономит средства и рабочей силы.
  • Промышленные шинопроводы имеют форму прямоугольника, поэтому оказывают наименьшее сопротивление силы тока, к тому же прямоугольное сечение проводников шинопровода способствует снижению активной энергии и ограничивает реактивную энергию. В результате существенно экономит электроэнергию, а для промышленных объектов это имеет большое значение.
  • Шинопроводы пожаробезопасны, не выделяют ядовитые вещества.
  • Прессованный корпус из алюминия плотно обжимает шины, такая конструкция корпуса позволяет легко и быстро выводить тепловую энергию в атмосферу.
  • Шинопроводы обеспечивают высокую степень защиты, не менее IP55.
  • Срок службы 25-30 лет. Конструкция не требует специального технического обслуживания.
  • Экранирующие свойства кожуха обеспечивают минимальный уровень электромагнитного излучения. Работа электронных приборов не искажается и не приносит вред здоровью работающего персонала.
  • Шинопровод создает хороший эстетический вид. Окрас в любой цвет позволяет вписаться в интерьер офиса, магазина и других объектов, для которых внешний облик имеет значение.

(Перечисленные преимущества не относятся к шинопроводам для освещения)

шинопровод

Шинопроводы подразделяются на:

Магистральные шинопроводы — предназначены для монтажа производственных помещений, магистраль шинопровода которая проложена от трансформаторной подстанции.

магистральный шинопровод

Троллейные шинопроводы – используют для монорельсов, подъемных кранов, талей и многих других передвижных систем.

троллейный шинопровод

Распределительные шинопроводы – предназначены для распределения электроэнергии от основной магистрали к различным потребителям.

распределительный шинопровод

Осветительные шинопроводы – используют для осветительных линий с применением маломощных приборов (прожектора).

Что такое шинопровод: назначение, классификация, типы

Шинопроводом называется устройство, предназначенное для передачи и распределения электроэнергии, состоящее из шин и относящихся к ним изоляторов, поддерживающих и опорных конструкций, защитных оболочек и ответвительных устройств. По конструктивному исполнению они могут быть:

  • открытыми, выполненными из неизолированных шин на изоляторах и незащищенными от прикосновения или попадания на них посторонних предметов;
  • защищенными, представляющие собой открытые шинопроводы, огражденные сеткой или коробом из перфорированных листов;
  • закрытыми, выпускаемыми в виде комплектных шинопроводов с шинами, вмонтированными в сплошной короб.

Несмотря на высокую стоимость, наибольшее применение во внутрицеховых электрических сетях находят комплектные шинопроводы.

Классификация шинопроводов

В зависимости от назначения они подразделяются на:

  • магистральные переменного тока серии ШМА и постоянного тока — ШМАД, предназначенные для присоединения к ним распределительных шинопроводов и силовых распределительных пунктов, щитов и отдельных мощных электроприемников;
  • распределительные серии ШРА — для присоединения к ним электроприемников;
  • троллейные серии ШТА, ШМТ и ШТМ — для питания передвижных электроприемников;
  • осветительные серии ШОС — для питания светильников и силовых электроприемников небольшой мощности.

Магистральные и распределительные комплектные шинопроводы применяются при нестабильном упорядоченном расположении оборудования в цехах с нормальной, пыльной средой и с пожароопасными зонами.

Технические характеристики шинопроводов

таблица параметров шинопроводов

В электрических сетях переменного тока используются магистральные шинопроводы серий ШМА-68Н, ШМА-73, ШМА-16, ШМА4 и распределительные шинопроводы серий ШРА-68, ШРА-73, ШРП, ШРМ-75, ШРА-4. Основные технические данные ШМА4,выпускаемых на номинальное напряжение 660 В, электродинамическую стойкость 70 кА, со степенью защиты IP44, приведены в табл. ПЗ.

Технические данные ШРА-4 со степенью защиты IP32 приведены в табл. П4; данные ответвительных коробок распределительных шинопроводов серии ШРА4 — в табл. П5.

Выпускается распределительный шинопровод серии ШРА-73В, имеющий междуэтажную секцию и предназначенный для вертикальной прокладки. Он может использоваться для электрических стояков в общественных и административных зданиях повышенной этажности.

Шинопровод типа ШРА4 на ток 100 А со степенью защиты IP44 оснащается трехфазными ответвительными коробками с предохранителями на ток 25 А или с автоматами АЕ2033 на ток 25 А, что в ряде случаев может ограничивать его применение. Кроме того, к нему могут быть присоединены с помощью штепсельных разъемов трех- и однофазные электроприемники на токи соответственно 25 и 10 А.

Распределительные шинопроводы ШРП (пылезащищенные) на токи 250, 400 и 630 А предназначены для выполнения электрических сетей в помещениях с пыльной средой (в том числе в пожароопасных зонах П-И и П-Иа) и имеют степень защиты IP54.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *