Надземные переходы между зданиями
Здравствуйте, Уважаемые Участники Форума! Подскажите, пожалуйста, есть ли какая-нибудь литература (нормативная и техническая) по строительству надземных переходов между двумя зданиями, где излагаются требования и рекомендации по их возведению. Искренне буду признателен Вам за помощь. Всем Вам желаю удачи и успехов.
Просмотров: 6995
Регистрация: 07.10.2010
Новосибирск
Сообщений: 2,316
Здравствуйте, коллеги! Подниму тему. Есть ли литература по проектированию надземных пешеходных переходов?
Не подскажите, если опирать пешеходный переход на конструкцию здания, то только через котковую опору, или можно другие варианты предложить?
Заранее благодарю за ответы!
__________________
«Было гладко на бумаге, да забыли про овраги, а по ним — ходить».
Регистрация: 27.02.2013
Сообщений: 14
Boris_1, у нас на предприятии имеется такой переход-галерея между двумя админбыткомбинатами, пролёты разные между опорами — обычно по 30 метров, но есть и 24 и 36 метров. Длина чуть более 150 метров. Примыкает с одной стороны к зданию , с другой — к лестничной клетке, в обоих случаях примыкание через деформационные швы с заполнением жгутом, на опорах никаких катковых опираний нет (постройка середины 80-х годов). Пару лет назад делали кап.ремонт, в основном всё свелось к тщательной окраске несущих металлоконструкций, и сделали наружную «красоту» из фасадных систем, заменяли конечно и заполнение деф. швов (кстати их ширина около 5-6 см была)
Регистрация: 07.10.2010
Новосибирск
Сообщений: 2,316
Есть «наш» корпус. А есть сторонняя организация, которая разрабатывает переход. Хотят опереться на наше здание. Вопросы с усилением и т.п. мы решим. Эскиз узла, как хотят опереться, во вложении. Вот вопрос такой, а не «закиснет» ли со временем такой узел? Полагаю, что будущем он может потерять способность к горизонтальному смещению.
Полагаю, что если бы там были катки, то в таком случае узел был бы более подвижным.
Пролет почти 29м.
__________________
«Было гладко на бумаге, да забыли про овраги, а по ним — ходить».
Надземные переходы как решение проблемы изолированности отдельных частей города Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»
Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Канакова Анастасия Руслановна, Наволоцкая Анна Валерьевна
В силу исторических особенностей формирования инфраструктуры города (порты, железнодорожные магистрали, улицы), многие его участки оказались изолированы друг от друга. Наиболее острой проблемой является изоляция городских районов от берега, что значительно осложняет решение композиционно-пространственных задач включения характерных элементов природного ландшафта в композицию его центра. Предметом исследования данной статьи являются надземные переходы в Новосибирске, которые возводятся для «сшивания города », но зачастую производят обратный эффект. В статье анализируются полученные в результате опроса жителей города сведения. Цель написания статьи наметить подходы к проектированию надземных переходов в условиях сибирского города .
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Канакова Анастасия Руслановна, Наволоцкая Анна Валерьевна
Пешеходная и транспортная мобильность в городах Голландии и в Иркутске
Строительство надземного пешеходного перехода в челябинском городском бору
Пешеходные мосты современности: тенденции проектирования. Часть 2. Многофункциональные мосты
Формирование объемно-планировочных связей через железнодорожные пути в крупном городе (на примере станции Злобино в Красноярске)
Полифункциональность пешеходных мостов в рекреационной системе города
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Elevated crossings as a solution of the problem certain city districts isolation
Due to the historical particularities of city ’s infrastructure formation (ports, railways system, streets), the main part of its districts turned out to be isolated from each other. The most key problem is the isolation of urban areas from the coast, which as a result complicates the solution of compositional and spatial problems of including the characteristic elements of the natural landscape in the composition of its center. The subject of this article is the issue of elevated transitions, which are erected to stitch the city , but which often turned out to cause the opposite effect. The article analyzes the information obtained as a result of a survey of city residents. The purpose of this article is to point out the designing approaches elevated passages in the conditions of a Siberian city .
Текст научной работы на тему «Надземные переходы как решение проблемы изолированности отдельных частей города»
Урбанистика | Urban Studies
А.Р. Канакова, магистрант А.В. Наволоцкая, доцент
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)
A. Kanakova, MA student A. Navolotskaya, Associate Professor
Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin)
Надземные переходы как решение проблемы изолированности отдельных частей города
Elevated crossings as a solution of the problem certain city districts isolation
В силу исторических особенностей формирования инфраструктуры города (порты, железнодорожные магистрали, улицы), многие его участки оказались изолированы друг от друга. Наиболее острой проблемой является изоляция городских районов от берега, что значительно осложняет решение композиционно-пространственных задач включения характерных элементов природного ландшафта в композицию его центра. Предметом исследования данной статьи являются надземные переходы в Новосибирске, которые возводятся для «сшивания города», но зачастую производят обратный эффект. В статье анализируются полученные в результате опроса жителей города сведения. Цель написания статьи — наметить подходы к проектированию надземных переходов в условиях сибирского города.
Ключевые слова: инфраструктура, изолированность, переход, пешеход, общественные пространства, город
Due to the historical particularities of city’s infrastructure formation (ports, railways system, streets), the main part of its districts turned out to be isolated from each other. The most key problem is the isolation of urban areas from the coast, which as a result complicates the solution of compositional and spatial problems of including the characteristic elements of the natural landscape in the composition of its center. The subject of this article is the issue of elevated transitions, which are erected to stitch the city, but which often turned out to cause the opposite effect. The article analyzes the information obtained as a result of a survey of city residents. The purpose of this article is to point out the designing approaches elevated passages in the conditions of a Siberian city.
Keywords: infrastructure, isolation, crossing, pedestrian, public spaces, city
Основной магистралью для городов до конца XIX века были реки. Побережья и берега оказались застроены доками, пристанями, складами, промышленными предприятиями. Города, расположенные в непосредственной близости от воды, реки, озера, морского побережья, со временем претерпели значительные изменения. С конца XIX века основной инфраструктурной связью стала железная дорога. Позже на смену водным путям и железной дороге пришли автомагистрали. Пучковая транспортная тяга разрывает городскую ткань. Эволюция города привела к тому, что инфраструктура превратила его в «лоскутное одеяло», с участками между портами и городскими сетями, железнодорожными линиями и автомагистралями. Наиболее острой проблемой является изоляция городских районов от берега [1].
Во многих городах России, проблема расчленённости городской ткани инфраструктурой чрезвычайно актуальна. Пермь линейно вытянута вдоль реки Камы, берег которой отрезан заводами и железной дорогой от жилых районов. Казань расположена на левом берегу самой длинной реки Европы Волги, которая отделена от жителей рельсами и промышленными зонами.
Город Новосибирск стоит на крупной сибирской реке. Центр города и его жилые районы отрезаны от Оби Транссибирской и Алтайской железнодорожными магистралями, автомагистралями и полосой промышленных предприятий, что значительно осложняет решение композиционно-пространственных задач выхода центра города к реке и включения характерных элементов природного ландшафта в композицию его центра.
Проблема заключается в том, что транспортная инфраструктура города «разрезает» городскую ткань, понижая пешеходную доступность, а также изолирует город от берега.
В концепции промышленного города функциональные зоны сшивались инфраструктурой в одной плоскости. В городе постмодерна, сосредоточенном на удобстве, безопасности и потребностях человека, инфраструктура, расчленяющая городскую ткань, рассматривается как препятствие, недостаток, который должен быть преодолён.
Данная проблема разрешается организацией переходов либо в одном уровне с проезжей частью (например, зебра, переход со светофором или переход со светофором и кнопкой), либо в разном уровне с проезжей частью: подземный или надземный переход.
Предметом исследования данной статьи являются надземные переходы. Цель написания статьи — наметить подходы к проектированию надземных переходов в условиях сибирского города. Для этого решается ряд задач:
1) анализируется опыт строительства и проектирования надземных переходов;
2) проводится социологическое исследование о целесообразности надземных переходов Новосибирска методом онлайн-тестирования;
3) делается интерпретация ответов респондентов;
4) предлагаются дополнительные подходы к проектированию надземных переходов в условиях сибирского города.
Границы исследования определены границами города Новосибирска. Теоретическая и практическая значимость изложенного материала выражается в получении новых знаний на основании интерпретации ответов респондентов, полученных в результате проведения социологического опроса, и корректировки подхода на основании этих знаний к проектированию надземных переходов.
Типология надземных переходов
История строительства мостовых сооружений уходит корнями в глубокую древность. В начале мостам была присуща только коммуникационная функция, впоследствии они иногда становились как объектами торговли, так сопутствующего ей сервиса. Впоследствии такие мосты иногда превращались в архитектурно-пространственные многофункциональные комплексы [3].
В процессе изучения зарубежного опыта следует выделить другие примеры, в которых специальная инженерная инфраструктура не только соединяет изолированные части, но и оживляет разрозненные территории города. Все их условно можно разделить по месту расположения в планировочной структуре города:
— в историческом ядре города. Так мост Melkwegbridge в Пурмеренде (Нидерланды) соединяет исторический центр города Пурмеренде с новым районом и состоит из двух секций [5]. Мост Мира в Тбилиси (Грузия) соединил историю и настоящее [6]. Молодое и яркое сооружение — Воскресенский пешеходный мост через реку Малую Кокшагу в городе Йошкар-Ола значительно выбивается из окружающего ландшафта [7];
— в срединной части города. Пешеходный мост Helix Bridge от Cox Architecture и Architects 61 соединяет две части Сингапура — бизнес-центр и новый квартал Бэйфронт [8]. Пешеходный разводной мост Гейтсхед-миллениум над рекой Тайн в Великобритании соединяет Гейтсхед и Ньюкастл-на-Тайне [9];
— на периферии города. Например, мост Леонардо да Винчи в городе Акерсхус (Норвегия) посещаем, как туристами, так и жителями Норвегии [10].
Ещё одним основанием типологизации переходов может стать размещение в определенной функциональной зоне, например:
— зона коммунальных и складских объектов — пешеходный мост Volkswagen в Чаттануге (Теннеси, США). 198-метровый пешеходный мост соединяет Академию Volkswagen с производственным объектом [11];
— общественно-деловые зоны — мост «Багратион» в Москве (Россия), соединяет Краснопресненскую набережную и набережную Тараса Шевченко [12];
— рекреационные зоны. Пешеходный мост «BP Pedestrian Bridge» в Чикаго (США) — счастливый морской узел является ключевым в развитии обще-
ственного пространства области. Мост, разработанный с учётом рекреационной, экологической и туристической деятельности, соединяет несколько уровней на разных высотах [13]. Пешеходный мост Табиат в Тегеране (Иран), соединяет два общественных парка, охватывая Шахид Модаррес, одну из главных магистралей города [14].
Также основанием типологизации может стать искусственный или естественный рельеф местности:
— в переломных участках рельефа. «Дерзкий золотой мост» находится на высоте 1400 метров над уровнем моря, его высота создаёт иллюзию шёлковой полосы, скрывающейся в облаках над Да Нангом (Вьетнам) [15];
— над выемкой — при заглублении коммуникаций;
— на ровном месте (наиболее распространён в Новосибирске).
Этот список надземных переходов может быть продолжен: для людей и для животных, крытые и открытые, с автоматизированными подъёмниками и без, сетевые и одиночные, монофункциональные и полифункциональные и т.д.
Ещё несколько интересных примеров. Пешеходный мост Luchtsingel («воздушный канал») в центре Роттердама образует новый трёхмерный городской пейзаж [16]. Мост длинной 390 метров соединил и оживил разрозненные территории, связав Северный округ Роттердама, кварталы Delftsehof и Hofplein через несколько объектов. Входы и выходы есть на зелёной крыше бизнес-центра Hofbogen, в новом парке Pompenburg и на крыше DakAkker офисного здания Schieblock. Как уверяют создатели проекта — специалисты фирмы ZUS, он является первым в мире общественным объектом инфраструктуры, созданным, в основном, на средства обычных граждан, собранных через сервис крауд-фандинга.
Мост Руйи соединяет Dayuan Park с городским пространством, и с живописным пейзажем. Он имеет 2 пролёта, а для облегчения пешеходного перехода оба тротуара оборудованы спиральными лестницами и велосипедными пандусами с наклоном. Пешеходные и велосипедные дорожки присоединены друг к другу и продолжаются на примыкающих территориях [17].
Z-образная структура, превращённая в Олимпийский парк скульптур в Сиэтле, разбитая на месте снесённых олимпийских объектов, пересекает главную городскую артерию и железнодорожные пути. Эта структура работает как «гибридный» ландшафт, обеспечивая новый пешеходный маршрут и объединяя город с его береговой линией. Олимпийский парк скульптур в Сиэтле разбит на месте снесённых олимпийских объектов и пересекает зигзагом главную городскую артерию и железнодорожные пути. Участок Олимпийского парка ранее существовал в виде трёх отдельных участков, отрезанных от воды существующей городской инфраструктурой. Сплетая вместе эти отдельные участки, парк работает как «гибридный» ландшафт, который обеспечивает новую пешеходную инфраструктуру и объединяет город с его береговой линией. Прогулочная часть Z-образной конструкции спускается на 12 метров до нижней точки, выходя на последний незастроенный клочок городского побережья [1].
Экодуки, позволяющие животным безопасно пересекать дороги, в частности, автотрассы, снижают вероятность их появления на дороге, которое зачастую приводит или к смерти животного, или к ДТП. Также экодуки выглядят более гуманно, чем созданные для людей надземные переходы.
В странах с холодным климатом надземные переходы трансформируются в сеть. В канадском Калгари, где около пяти дней в году температура опускается ниже -30°C, существует система переходов «Плюс 15». Эта система обогреваемых застеклённых переходов между офисными центрами, разработанная в 1960-х годах архитектором Г. Хэненом, находится на высоте около 5 метров над землёй. Протяжённость аналогичных галерей Skywalk в Де-Мойне (США), составляет шесть с половиной километров, а в Калгари — 18. Эти комплексные решения предполагают высокую плотность застройки, где неудобства подъёма нивелируются увеличением длины перехода, а пешеходная инфраструктура, содержащая учреждения обслуживания, трансформируется в общественное пространство.
Приведённые примеры из зарубежного опыта показывают то, что надземные переходы имеют право на существование. Анализ этого опыта позволяет отследить вектор развития планировочной организации надземного перехода, который нацелен не только на решение утилитарной функции, но и на создание общественного пространства.
Исследование надземных переходов в Новосибирске
В Новосибирске в процессе исследования было выявлено более 30 надземных переходов. Большинство из них концентрируются вдоль Оби на улице Большевистской и решают проблему преодоления эксклюзии береговой территории, сшивая её с основной тканью города.
Все существующие надземные переходы Новосибирска можно условно разделить на следующие группы: переходы над железной дорогой, переходы над магистралями, переходы над малыми реками. Это — преимущественно крытые переходы, необорудованные подъёмниками. В качестве ограждающего материала чаще всего принимается поликарбонат с однообразным архитектурным решением.
Методом исследования в работе по изучению состояния с надземными переходами был выбран опрос. Опрос — один из самых распространённых методов сбора социологической информации в виде анкетирования, которое осуществлялось с помощью Google Формы.
В анкетировании приняло участие 415 человек, в возрасте от 12 до 64 лет, из которых 68% респондентов были женщины. Основной процент опрошенных был из города Новосибирска. Также участниками опроса стали жители Москвы, Казани, Екатеринбурга и другие.
Респондентам было задано 18 вопросов, касающихся состояния надземных переходов. Были продемонстрированы надземные переходы Новосибир-
ска и яркие примеры переходов из зарубежного опыта. Проанализировано 415 ответов. Выявлено, что большинство респондентов не могут сказать, что им удобно пользоваться надземным переходом, а также не считают его безопасным. Несмотря на это, лишь меньшинство опрошенных предпочтут перебежать через дорогу, убедившись в безопасности. Но многие предпочтут искать альтернативные пути (например, наземный переход). Большинство респондентов сошлись в том, что пандусы, располагаемые в переходах, не выполняют свою непосредственную функцию. Мнения о необходимости дублировать надземный переход зеброй разделились пополам.
Абсолютное большинство респондентов считают, что надземный переход должен быть привлекательным. 69% считают, что город нуждается в новых пешеходных мостах, а 53% считают, что пешеходный мост решает проблему с пробками. О том, что надземные переходы необходимо видоизменить, считают 70% из опрошенных.
Опрошенная аудитория существующее состояние переходов описывает как «грязные, убогие, неудобные»:
— «восстановить лифт на Автовокзале. А ещё претензия к существующему законодательству, которое обязывает ставить это убожество около детских учреждений, если рядом четырёхполосная дорога»;
— «как правило, грязные, убогие, неудобные, высокие, с колясками невозможно взобраться»;
— «в зимнее время суток плохо чистят от наледи; переход на автовокзале летом, будто зашёл в парилку»;
— «если бы в каждом были лифты — то пользовался бы всегда. На данный момент постоянно пользуюсь переходным мостом в ТЦ «Река». Там лифты — с обеих сторон, эскалатор сделать красивее и удобнее»;
— «убитые в хлам, уродуют и без того не самый опрятный город»;
— «они абсолютно небезопасны. Нет должного обслуживания: искусственного освещения, ремонта, уборки. Пандусы для маломобильных людей — неудобные».
— «они не вписываются органично в городскую среду. Переход становится менее безопасным для детей, велосипедистов, людей с дисфункцией ног, людей с детскими колясками и т.д.».
— «если до 45 их не чувствуешь, то мне уже жалко пенсионеров, переходить по таким мостам явно не в пользу людей за 50 лет. Да и безобразные они, с дешевым пластиком. На ост. Инструментальный весь потолок в дырах. Ремонтировать то кто будет? И будет ли?».
Соответственно, были высказаны пожелания и требования в чистых, качественных, безопасных и доступных для всех групп населения переходах. Вот наиболее показательные из них:
— «чтобы спуски были в разные стороны с каждой стороны, внутри было светло, а вообще, мне кажется, удобнее использовать подземные переходы»;
— «без крыши и без бомжей, пока у мостов будут крыши, там будут писать и разрисовывать все»;
— «чистыми, привлекающими внимание приезжих своей красотой и удобством»;
— «пешеходные мосты должны быть при магистралях, в общем случае количество уменьшить, а качество повысить»;
— «чистые, красивые, построенные из качественных материалов. Доступные для всех»;
— «чистыми и ухоженными, цивилизованным и современными, чтобы люди хотели переходить по ним, а не бегать при его наличии через дорогу»;
— «мосты должны отражать суть города — быть удобными для всех категорий населения, стильными, безопасными, с хорошим освещением оборудованы лифтом, оборудованы кнопкой экстренного вызова полиции».
Результаты интерпретации ответов респондентов, использующих надземные переходы в Новосибирске
В ходе анализа ответов респондентов, использующих надземные переходы в Новосибирске, был выявлен следующий ряд недостатков:
1) надземный переход «разрывает» городскую ткань, тем самым ухудшая качество жизни в городе, создавая барьеры в виде спусков и подъёмов, тем самым понижая активность пешеходов;
2) надземные переходы недоступны маломобильным группам населения, люди попросту не могут подниматься по ступенькам перехода;
3) надземные переходы портят облик города, так как чаще всего используются как рекламные щиты. Изготовленные из дешёвых материалов они со временем обрастают грязью и граффити, что добавляет городу визуальной неряшливости. Лишняя информация, влияет на психику горожан, рассеивает внимание, повышает нервозность, и, в конечном счёте, влияет на их состояние здоровья;
4) надземные переходы сложны в эксплуатации: их необходимо чистить, ремонтировать, платить за электричество, обеспечивать охрану.
Этот список полученных в результате проведённого опроса жителей города Новосибирска может быть дополнен мнением профессиональных экспертов:
1) надземные переходы потенциально опасны и повышают аварийность вследствие своего неудобства, а иногда и непреодолимости — у людей не остаётся другой возможности, как пересечь дорогу вне регулируемого перехода, что повышает её опасность;
2) надземный переход не решает проблему с пробками на дороге, в том случае, когда дорога не загородная, а внутригородская — то есть, дорога имеет перекрёстки, «втыкается» в более узкие места. Например, большое количество автомобилей, преодолевших улицу Большевистскую, практически одновременно собираются на перекрёстке улицы Добролюбова, создавая пробку.
Тогда как правильно отрегулированные светофоры на улице дозируют поток автомобилей, повышая пропускную способность. В результате у многих людей в голове создаётся иллюзия того, что высокая скорость движения позволяет быстрее добраться до места назначения;
3) надземные переходы девальвируют достижения «пешеходизации» города. Поскольку до остановок общественного транспорта сложно добраться, общественный транспорт становится непривлекательным, стимулируя жителей больше пользоваться личными автомобилями.
Анализ ответов позволил заключить, что администрация города Новосибирска придерживается стратегии массового строительства однообразных неэстетичных надземных переходов, необорудованных подъёмниками, которые не улучшают дорожную обстановку, а усугубляют её. Несмотря на очевидные недостатки этих надземных переходов, в городе продолжают инициироваться новые проекты их размещения.
Так профессиональная среда резко негативно встретила проект совмещённого тоннельно-надземного многопролетного пешеходного перехода площади имени Лыщинского [18]. Согласно проектной документации, при реконструкции площади Лыщинского будет построен надземный переход над улицей Блюхера, проспектом Карла Маркса и улицей Немировича-Данченко. Проведение Молодёжного чемпионата и возведение нового ледового дворца спорта стали дополнительным поводом. Надземный переход решено включить в федеральную программу безопасных и качественных дорог. Начальная цена муниципального контракта, выложенная на сайте госзакупок, составляет 218,8 млн. рублей [19].
Подобные два многопролетных надземных перехода возведены в районе Купчино в Санкт-Петербурге, получили неофициальное название «Краб» и «Креветка» и подробно проанализированы [4]. Согласно данным ГИБДД, аварийность на исследуемых участках повысилась: улица стала опасней. Возведённые в комплексе с надземными мостами, ограждающие конструкции заметно осложнили переход улицы и оказались визуально непривлекательными в архитектурном плане. Они также не решили проблемы пробок и безопасного пересечения улицы. В результате была выявлена неэффективность данных конструкций и поставлен вопрос об их демонтаже, что подтвердило несостоятельность идеи строительства внеуличных пешеходных переходов в густонаселённых районах города.
В ситуации с надземным переходом на площади Лыщинского можно решить проблему пешеходной доступности несколькими путями. Можно устроить удобные наземные переходы с островками безопасности, как, например, сделали в Москве на площади Тверская Застава и на Серпуховской площади. Можно пойти по пути создания многофункционального общественного пространства, как в приведённых выше зарубежных примерах.
В современном городе, сосредоточенном на удобстве, безопасности и потребностях человека, инфраструктура, расчленяющая городскую ткань, рассматривается как препятствие, недостаток, который должен быть преодолён.
Кроме дорогостоящей реконструкции скоростных магистралей с уходом их под землю, когда приоритет получает пешеход, существует несколько более дешёвых решений проблемы. Общественные пространства уходят под землю или осваивают надземный этаж, который создаётся при помощи тех же инфраструктурных решений.
В процессе интерпретации результатов проведённого социологического опроса и изучения мнения экспертов выявлен ряд недостатков наиболее распространённых в Новосибирске надземных переходов:
1) надземный переход «разрывает» городскую ткань;
2) надземные переходы недоступны маломобильным группам населения;
3) надземные переходы портят облик города;
4) надземные переходы сложны в эксплуатации;
5) надземные переходы потенциально опасны и повышают аварийность;
6) надземный переход не решает проблему с пробками на дороге;
7) надземные переходы девальвируют достижения «пешеходизации» города».
На примере изучения опыта организации надземных переходов делается вывод о том, что их недостатки преодолеваются приданием надземным переходам дополнительных функций (торговой, развлекательной, выставочной и др.) или организацией сети надземных переходов.
При проектировании надземных переходов по возможности, необходимо направлять пешеходный поток в надземный переход только в периферийных зонах городов и на загородных трассах. При этом надземные переходы в целях безопасности лучше оставлять открытыми. В городе на магистральных улицах к организации надземного перехода следует подходить более креативно, создавая сложные инфраструктурно-общественные пространства. Необходимо также учитывать климатические особенности города, существующий поток людей в предполагаемом месте проектирования, осторожно опираясь на достижения зарубежного опыта.
Инфраструктура часто неправильно воспринимается как жёсткая и негибкая сеть, но у неё есть большой потенциал: стирать различия между природой и искусственной средой, а также создавать общественные пространства в диалоге с обществом. Для этого необходимо выйти на комплексный подход к проектированию надземного перехода. «Если мы хотим, чтобы люди эффективно работали вместе, мы должны создать архитектуру, провоцирующую частые, физические и спонтанные взаимодействия» [1]. Проектируя качественную архитектуру, мы делаем шаг к здоровому обществу.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
1. Marion Weiss and Michael Manfredi Public Natures: Evolutionary Infrastructures. — Princeton Architectural Press, 2015.
2. Мосты и их архитектура / П.В. Щусев, член-корреспондент Академии архитектуры СССР, доктор технических наук. — Москва: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1952. — 360 с.
3. Плотникова Н.И. «Обитаемые» мосты. Роль и место в историческом формировании городского контекста [Электронный ресурс]. URL: https:// marhi.ru/AMIT/2009/2kvart09/Plotnikova/AMIT_7_paper_Plotnikova2.pdf (дата обращения 03.10.2019).
4. Отчёт об исследовании пешеходного трафик на надземных пешеходных переходах в Купчино, Городские проекты Ильи Варламова и Максима Ка-ца в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. URL: https://gorpoekt-spb.live-journal.com/1998.html (дата обращения 03.10.2019).
5. Melkwegbridge — необычный прогулочный мост в Нидерландах. URL: https://novate.ru/blogs/251112/21951/ (дата обращения 03.10.2019)
6. Мост Мира в Тбилиси URL: https://chrontime.com/object-most-mira-v-tbilisi (дата обращения 03.10.2019)
7. Воскресенский пешеходный мост [Электронный ресурс]. URL: https:// photosight.ru/photos/6439537 (дата обращения 03.10.2019).
8. Helix Bridge / Cox Architecture with Architects 61 [Электронный ресурс]. URL: https://www.archdaily.com/185400/helix-bridge-cox-architecture-with-archi-tects-61 (дата обращения 03.10.2019).
9. Пешеходный Мост «Миллениум» — первый в мире наклоняемый мост [Электронный ресурс]. URL: https://www.architime.ru/specarch/wilkinson_eyre_ company/gateshead_millennium_bridge.htm#1.jpg (дата обращения 03.10.2019).
10. Мост Леонардо да Винчи [Электронный ресурс]. URL: http://kerch-most.ru/most-leonardo-da-vinchi.html (дата обращения 03.10.2019).
11. Пешеходный мост Volkswagen [Электронный ресурс]. URL: https:// thearchitect.pro/ru/news/5210-Peshehodnyj_most_Volkswagen (дата обращения 03.10.2019).
12. Торгово-пешеходный мост Багратион [Электронный ресурс]. URL: http://mos-open.ru/torgovo-peshehodnyj-most-bagration (дата обращения 03.10.2019).
13. Пешеходный мост Бритиш Петролеум в Чикаго. США [Электронный ресурс]. URL: http://www.planet-earth.ru/most-bp (дата обращения 03.10.2019).
14. Tabiat Pedestrian Bridge. Diba Tensile Architecture [Электронный ресурс]. URL: https://www.archdaily.com/566387/tabiat-pedestrian-bridge-diba-tensile-architecture (дата обращения 03.10.2019).
15. Вьетнамский «Дерзкий золотой мост» [Электронный ресурс]. URL: https://www.archidizain.ru/2018/08/3.html (дата обращения 03.10.2019).
16. Пешеходный мост Luchtsingel в Роттердаме — первый в мире общественный объект инфраструктуры, построенный на собранные крауд-
фандингом средства [Электронный ресурс]. URL: https://www.architime.ru/ specarch/zus/luchtsingel.htm#1.jpg (дата обращения 03.10.2019).
17. Мост Руйи [Электронный ресурс]. URL: https://www.archidizain.ru/2018/ 08/3.html (дата обращения 03.10.2019).
18. Мэр представил «сложную развязку» в один уровень у нового ЛДС [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/save/http://novosibirsk.bez-formata.com/listnews/razvyazku-v-odin-uroven-u-novogo/75055914 (дата обращения 03.10.2019)
19. Пешеходный переход на Лыщинского оценили в 218 млн рублей [Электронный ресурс]. URL: nsknews.info/materials/125-millionov-potratyat-na-peshekhodnuyu-estakadu-na-ploshchadi-lyshchinskogo (дата обращения 03.10.2019).
1. Marion Weiss and Michael Manfredi Public Natures: Evolutionary Infrastructures. Princeton Architectural Press, 2015.
2. Mosty i ikh arkhitektura [Bridges and their architecture] / P.V. Shchusev, Corresponding Member of the Academy of Architecture of the USSR, Doctor of Technical Sciences. Moscow: State Publishing House of Literature on Construction and Architecture, 1952, 360 p.
3. Plotnikova N.I. «Obitayemyye» mosty. Rol’ i mesto v istoricheskom formiro-vanii gorodsko-go konteksta [«Inhabited» bridges. Role and place in the historical formation of the urban context]. URL: https://marhi.ru/AMIT/2009/2kvart09/ Plotnikova/AMIT_7_paper_Plotnikova2.pdf (accessed 03.10.2019).
4. Otchot ob issledovanii peshekhodnogo perekhoda na nadzemnykh peshekhodnykh perekhodakh v Kupchino, Gorodskiye proyekty Il’i Varlamova i Maksima Katsa v Sankt-Peterburge [Report on the study of pedestrian traffic at elevated pedestrian crossings in Kupchino. City projects of Ilya Varlamov and Maxim Katz in St. Petersburg]. URL: https://gorpoekt-spb.livejournal.com/1998.html (accessed October 3, 2019).
5. Melkwegbridge — neobychnyy progulochnyy most v Niderlandakh [Melkwegbridge — an unusual walking bridge in the Netherlands]. URL: https:// novate.ru/blogs/251112/21951/ (accessed October 3, 2019).
6. Peace Bridge in Tbilisi. URL: https://chrontime.com/object-most-mira-v-tbilisi (accessed 03.10.2019).
7. Voskresenskiy peshekhodnyy most [Resurrection pedestrian bridge]. URL: https://photosight.ru/photos/6439537/ (accessed October 3, 2019).
8. Helix Bridge / Cox Architecture with Architects 61. URL: https://www. archdaily.com/185400/helix-bridge-cox-architecture-with-architects-61 (accessed 10/03/2019).
9. Peshekhodnyy Most «Millenium» — pervyy v mire naklonyayemyy most [The Millennium Pedestrian Bridge — the world’s first tiltable bridge]. URL:
https://www.architime.ru/specarch/wilkinson_eyre_company/gateshead_millenniu m_bridge.htm#1.jpg (accessed October 3, 2019).
10. Most Leonardo da Vinchi [Leonardo da Vinci Bridge]. URL: http://kerch-most.ru/most-leonardo-da-vinchi.html (accessed October 3, 2019).
11. Peshekhodnyy most Volkswagen [Volkswagen Pedestrian Bridge]. URL: https://thearchitect.pro/en/news/5210-Peshehodnyj_most_Volkswagen (accessed October 3, 2019).
12. Torgovo-peshekhodnyy most Bagration [Trade and pedestrian bridge Bagration]. URL: http://mos-open.ru/torgovo-peshehodnyj-most-bagration (accessed 03.10.2019)
13. Peshekhodnyy most British Petroleum v Chikago. SSHA [Footbridge British Petroleum in Chicago. USA]. URL: http://www.planet-earth.ru/most-bp (accessed October 3, 2019).
14. Tabiat Pedestrian Bridge. Diba Tensile Architecture. URL: https://www.archdaily.com/566387/tabiat-pedestrian-bridge-diba-tensile-architecture (accessed October 3, 2019).
15. V’yetnamskiy «Derzkiy zolotoy most» [Vietnamese «Daring Golden Bridge»]. URL: https://www.archidizain.ru/2018/08Z3.html (accessed October 3, 2019).
16. Peshekhodnyy most Luchtsingel’ v Rotterdame — pervyy v mire obshche-stvennyy ob»yekt infrastruktury, postroyennyy na sobrannyye kraud-fandingom sredstva [The Luchtsingel footbridge in Rotterdam is the first public infrastructure facility in the world built on the funds raised by crowdfunding]. URL: https://www. architime.ru/specarch/zus/luchtsingel.htm#1.jpg (accessed 03.10. 2019).
17. Most Ruyi [Ruyi Bridge]. URL: https://www.archidizain.ru/2018/08/3.html (accessed October 3, 2019).
18. Mer predstavil «slozhnuyu razvyazku» v odin uroven’ u novogo LDS [The mayor presented the «complex denouement» on a par with the new LDS]. URL: https://web.archive.org/save/http://novosibirsk.bezformata.com/listnews/razvyaz-ku-v-odin-uroven-u-novogo/75055914 (accessed date 10/03/2019).
19. Peshekhodnyy perekhod na Lyshchinskogo otsenili v 218 mln rubley [The crosswalk on Lyschinsky square was estimated at 218 million rubles]. URL: nsknews.info/materials/125-millionov-potratyat-na-peshekhodnuyu-estakadu-na-ploshchadi-lyshchinskogo (accessed 03.10.2019).
Канакова Анастасия Руслановна, студент 2 курса магистратуры кафедры архитектуры и реконструкции городской среды НГАСУ (Сибстрин). Е-mail: anastasya.kanakova@yandex.ru Наволоцкая Анна Валерьевна, канд. архитектуры, доцент кафедры кафедры архитектуры и реконструкции городской среды НГАСУ (Сибстрин). Е-mail: sibvernisage@gmail.com
Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 09.10.2019
Мосты и крытые переходы в архитектуре многофункциональных общественных комплексов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»
Крытый переход это один из видов пешеходного моста, который состоит из пролетной части между объемами двух зданий, находящейся под навесом. Он защищает пешеходов от плохой погоды. С развитием архитектуры и строительства за последние несколько десятилетий, образные и функциональные характеристики крытых переходов претерпели некоторые изменения, т.е. теперь помимо своих основных функций эти необычные конструкции также могут выполнять функции смотровых площадок, рекреационных пространств, кафе, выставочных павильонов. Современные переходы в многофункциональных общественных комплексах способны решить функциональные, конструктивные, образные задачи.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Покка Е.В.
Особенности функционального содержания рекреационных мостов
Полифункциональность пешеходных мостов в рекреационной системе города
Городской многофункциональный пешеходный мост. Роль и место в формировании современного городского контекста
Два пешеходных моста в Москве. Опыт инновации
Пешеходные мосты современности: тенденции проектирования. Часть 2. Многофункциональные мосты
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Bridges and covered transitions in architecture of multipurpose public complexes
The covered transition is one of the types of the pedestrian bridge which consists of flying parts between amounts two buildings, being under a canopy. With the development of architecture and construction for the last several decades figurative and functional characteristics of the covered transitions have undergone some changes. Bridges and the covered transitions in multipurpose public complexes carry out functions of a recreation, include restaurants, pools, observation decks, cafe, clubs, exhibition galleries, shops, gyms, libraries. In addition the covered transitions do more organic functioning of separately taken buildings, such as communication of Royal theater and Royal ballet school, communication of multi-level car park and the business center, and even the communication of residential and public buildings. On bridges and the covered transitions establish wind generators, and transitions carry out constructive functions, giving to construction additional spatial rigidity. Having received rudiments in the ancient time (as, for example, Vzdokhov Bridge), in the modern architecture use of bridges and the covered transitions becomes more and more demanded acceptance at the famous architects, such as Moshe Safdi, Stephen Hall, César Pelly, George Portman. In modern architecture application of such acceptance as use of bridges and the covered transitions in multipurpose public buildings becomes more and more convenient, effective. This direction will develop as a means of consolidation in an urban environment in the conditions of an ever-increasing urbanization.
Текст научной работы на тему «Мосты и крытые переходы в архитектуре многофункциональных общественных комплексов»
Покка Е.В. — кандидат архитектуры, старший преподаватель
E-mail: ekaterina-p -83 @mail.ru
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1
Мосты и крытые переходы в архитектуре многофункциональных общественных комплексов
Крытый переход — это один из видов пешеходного моста, который состоит из пролетной части между объемами двух зданий, находящейся под навесом. Он защищает пешеходов от плохой погоды.
С развитием архитектуры и строительства за последние несколько десятилетий, образные и функциональные характеристики крытых переходов претерпели некоторые изменения, т.е. теперь помимо своих основных функций эти необычные конструкции также могут выполнять функции смотровых площадок, рекреационных пространств, кафе, выставочных павильонов. Современные переходы в многофункциональных общественных комплексах способны решить функциональные, конструктивные, образные задачи.
Ключевые слова: многофункциональные пешеходные мосты, крытые переходы, общественные комплексы.
Современный крытый переход является востребованной формой организации городского пространства. Проектировщики часто используют этот вид сооружений в своих проектах. С помощью крытых переходов появляется возможность органично связать элементы архитектурной среды, которая в современных условиях все более уплотняется. Однако, вопросы о том, что он представляет собой и какие задачи архитектуры способен решить — остаются непонятными. В статье на основе изученных материалов [1-8] предлагается с помощью примеров из мирового и отечественного опыта объяснить, какие задачи способен решить крытый переход в архитектуре многофункциональных общественных комплексов.
Крытый переход — это один из видов пешеходного моста, который состоит из пролетной части между объемами двух зданий, находящейся под навесом. Он защищает своих посетителей от плохой погоды. Тем не менее, с развитием архитектуры и строительства за последние несколько десятилетий образные и функциональные характеристики крытых переходов претерпели некоторые изменения, т.е. теперь помимо своих основных функций эти необычные конструкции также могут выполнять функции смотровых площадок, рекреационных пространств, кафе, выставочных павильонов.
Пример № 1. Крытый переход в комплексе Марина Бей Сэндс (Marina Bay Sands Skybridge), Сингапур.
В высоту башен курортного отеля Марина Бей Сэнд, построенного летом 2009 года (арх. Моше Сафди), входит 55 этажей. Соединением башен является крытый переход на крыше Сэнд Скай Парк. Здесь, на высоте 191 м, находится самый длинный надземный плавательный бассейн длиной 146 м. Находясь на территории плавательной чаши, ощущаешь себя так, словно стоишь на краю земли.
Скай Парк предлагает посетителям крыши побывать в ресторанах с декоративным ландшафтом, с многочисленными представителями флоры, а так же на общественной смотровой площадке, расположенной на консольной плите, с которой можно насладиться великолепным панорамным видом на Сингапур.
Башни отеля подвержены большому числу воздействий, как со стороны внешней среды, так и воздействий на внутреннее содержание (функциональной нагрузке). Чтобы скомпенсировать усадку, инженеры установили специально разработанные, поднимающиеся на винтах ножки. Таким образом, обеспечивается бесперебойная работа бескрайнего бассейна.
Рис. 1. Marina Bay Sands Skybridge
Пример № 2. Крытые переходы Бахрейнского всемирного торгового центра (Bahrain World Trade Center), Бахрейн.
Бахрейнский всемирный торговый центр, расположенный в городе Манама (Бахрейн) — это комплекс, который состоит из двух 50-этажных башен, высота которых 240 м.
Башни соединены тремя крытыми переходами. На каждом переходе установлена турбина, диаметром 29 м, для преобразования ветровой энергии. Напоминающие форму лодки небоскребы были специально созданы таким образом, чтобы ветер, дующий со стороны Персидского залива, в сторону которого направлены турбины, был направлен через просвет между ними.
Конструкция здания прошла проверку с помощью ветровых туннелей, которая выявила, что любое направление ветра под углом к зданию до 45 градусов преобразуется в воздушный поток в форме буквы S, перпендикулярный турбинам, что в свою очередь увеличивает их способность по выработке энергии.
8 апреля 2008 года были в первый раз включены три турбины. По прогнозам инженеров они экономят 11-15 % от общей суммы энергозатрат комплекса (около 1,1-1,3 ГВт в год). Такая мощность может обеспечить электроэнергией около трехсот домов. В обычный день турбины работают примерно на 50 % мощности.
Рис. 2. Bahrain World Trade Center
Пример № 3. Крытые переходы «Связанного Гибрида» (Linked Hybrid), Китай.
Комплекс «Связанный Гибрид» (арх. Стивен Холл) площадью 220 тыс. м2, который расположен на территории старого Пекина, включает в себя восемь башен, расположенных относительно друг друга так, что образуют форму кольца, соединенных между собой соответственным числом крытых переходов. Крытые переходы выполняют целый ряд рекреационных функций: кафе, бассейн, ночной клуб, выставочная галерея.
Комплекс готов принять посетителей с разнообразными интересами, несмотря на то, что это не характерно для сложившегося сейчас направления городского развития.
Данный комплекс является «портом» для множества пространственных слоев с разнообразными функциями, что сделало его известным в народе как «город внутри города». Он может обеспечить функционирование всех видов деятельности для постоянного проживания 2500 человек: кроме семисот пятидесяти квартир, в комплексе расположены общественные, коммерческие и развлекательные заведения, а еще отель для гостей и общеобразовательные школы.
Рис. З. Linked Hybrid
Пример № 4. Мост аспирации (Bridge of Aspirations), Великобритания.
Мост аспирации проходит над улицей Флорал Стрит (Floral Street) в Лондоне и связывает Королевскую Балетную Школу (Royal Ballet School) с Королевским театром в Ковент-Гардене (Royal Opera House). Своими образными характеристиками мост решил контекстуальные задачи этого места, оставшись при этом самостоятельным архитектурным элементом. Проект скрученного над улицей моста был премирован. Структура формы проста: в поперечном разрезе переход представляет собой квадрат, который поворачиваясь на один и тот же угол через равное расстояние, образует данную форму. Таким образом, крытый переход представляет собой элегантный архитектурный элемент, расположенный высоко над улицей, который создаёт ощущение плавности движения и изящества танца, отражая функциональное содержание зданий, которые он соединяет.
Рис. 4. Bridge of Aspirations
Пример № 5. Крытый переход Башен-близнецов Петронас (Petronas Twin Towers), Малайзия.
Высота башен-близнецов 451,9 метров, спроектировал их архитектор Сезар Пелли. Здания поражают своими захватывающими дух размерами и примечательной красотой. В плане это символ мусульманской культуры — пара восьмиконечных звезд с устремляющими вверх стальными шпилями высотой семьдесят пять метров.
Помимо внешнего вида, башни знамениты уникальной конструкцией, позволяющей уменьшать нагрузку от ветра. Между собой они связаны крытым переходом в виде моста, который признан самым высоким из двухэтажных мостов в мире: находится между 41 и 42 этажами. Его длина 58 м, а масса около семисот пятидесяти тонн. Этот трёхшарнирный арочный мост крепится на три стойки арок. Арки установлены на двадцать девятых этажах зданий. Строение перехода позволяет ему проскальзывать во внутреннее пространство небоскребов и выскальзывать обратно. Еще одной хитростью комплекса можно назвать необычный режим работы лифтов: в каждой шахте функционируют по две двухэтажные кабины, один лифт обслуживает только четные этажи, а другой — нечетные.
Рис. 5. Petronas Twin Towers
Пример № 6. Крытый переход небоскрёба Бурдж Аль-Мамляка (Kingdom Centre Skybridge), Саудовская Аравия.
Башня Бурдж Аль-Мамляка признана одной из самых великолепных небоскребов. Ее высота триста десять метров. Здание имеет проем в верхней части в виде параболической арки, сужающейся к низу. Башня известна не только своим завораживающим видом, но и многофункциональностью, удовлетворяющей потребности современного города. Здесь расположились разнообразные магазины, офисы, многочисленные общественные зоны, частные апартаменты, пятизвездочный отель и большая обсерватория, а также мусульманский храм. Кроме того на высоте триста метров, на уровне самого высокого этажа, обустроена смотровая площадка «SkyBridge», открывающая восхитительный вид на город Эр-Рияд. Длина сооружения из металла и стекла приблизительно 65 м.
Рис. 6. Kingdom Centre Skybridge
Пример № 7. Крытый переход Энрона (Enron), США.
В центральной части техасского города Хьюстон на улице Смит Стрит находится необычный крытый пешеходный переход, сообщающий между собой многоэтажную автомобильную парковку, вмещающую до одной тысячи трёхсот машин, и один из самых крупных деловых центров штата «Северный Центр Энрон». Также мост помогает горожанам попасть на улицу Луизина, минуя плотный поток транспорта.
Пример № 8. Крытые переходы в районе Пичтри Центр (Peachtree Center Skybridges), США.
В самом центре штата Джорджия в городе Атланта находится уникальный по своему строению район «Пичтри Центр». Подавляющая часть зданий была спроектирована архитектором Джоном Портманом, который сам родом из этого же города. Уникальность этого жилого массива — это целая паутина крытых надземных переходов, соединяющих дома и общественные сооружения. Однако такие нововведения не были оценены по достоинству, так как мосты разгрузили тротуары, тем самым снизив пешеходный поток на улице, что мешало развитию мелкой уличной торговли.
Рис. 8. Peachtree Center Skybridges
Пример № 9. Мост Вздохов (Bridge of Sighs), Италия.
Через Дворцовый канал в Венеции возведен, пожалуй, самый романтичный мост, который получил название «Мост Вздохов». Такое прозвище мост получил благодаря своей истории. По нему можно попасть от дворца Дожей до бывшей главной тюрьмы Венеции. Именно отсюда осужденные отправлялись в место своего заключения, сопровождая свой путь вздохами сожаления. Несмотря на свою мрачную историю, переход пользуется большой популярностью среди приезжих. И это не удивительно, ведь благодаря искусно выполненной барочной резьбе и богатой отделке белым мрамором, этот мост выглядит невероятно легким и воздушным. Автором этого произведения 1602 года является архитектор Антонио Конти.
Рис. 9. Bridge of Sighs
Пример № 10. Современная штаб-квартира фирмы Tencent в Шэньджэне.
Город Шэньчжэнь готовится к появлению нового детища архитекторов строительной компании КББ1. Будут возведены два одинаковых небоскреба, соединенные крытыми пешеходными переходами, являющимися символом связи, как в прямом, так и в переносном значении. Был придуман специальный термин «81гее18сгарег», обозначающий такой вид конструкции. В высотных мостах планируется разместить не только офисные помещения, но и разнообразные кафе, рестораны, магазины, спортзалы и даже библиотеку.
и I ^ ± Лй^ ^ * ^^^ЛЙЯЙ
Рис. 10. Штаб-квартира фирмы ТепсеП
Пример № 11. Комплекс зданий ИКТ-кластера Академпарка. Центр Информационных Технологий (ЦИТ) (I очередь) в новосибирском Академгородке.
Здание комплекса информационных технологий (архитекторы Серова В.Г., Лотарев А.А., Вилисов В.Ю.) в плане представляет собой три четырнадцатиэтажных сооружения, расположенных между собой на вершинах треугольника. 56-метровые здания возведены в виде башен, наклоненных друг другу, соединенных крытым пешеходным переходом, расположенном на уровне тринадцатого этажа. Было решено отделать фасад керамогранитом оранжевого оттенка и стеклом. Вдобавок в качестве декора использовали горизонтально-расположенные световые полосы по всему периметру здания.
Рис. 11. Здание комплекса информационных технологий
Таким образом, мы видим, что мосты и крытые переходы в многофункциональных общественных комплексах решают следующие задачи: выполняют функции рекреации, включают в себя рестораны, бассейны (способные дарить его посетителям ощущения адреналина, как в примере Марина Бэй), смотровые площадки, кафе, клубы, выставочные галереи, магазины, спортзалы, библиотеки. Помимо всего прочего крытые переходы делают более органичным функционирование отдельно взятых зданий, как например связь Королевского театра и Королевской балетной школы, связь многоуровневой автостоянки и делового центра, и даже связь жилых и общественных зданий.
На мостах и крытых переходах устанавливают ветровые генераторы, а сами переходы выполняют конструктивные функции, придавая постройке дополнительную пространственную жесткость.
Получив зачатки в древности (как, например, мост Вздохов), в современной архитектуре использование мостов и крытых переходов становится все более востребованным приемом у знаменитых архитекторов, таких как Моше Сафди, Стивен Холл, Сезар Пелли, Джордж Портман.
В современной архитектуре применение такого приема, как использование мостов и крытых переходов в многофункциональных общественных зданиях становится все более удобным, эффективным. Это направление будет развиваться как средство уплотнения городской среды в условиях всевозрастающей урбанизации.
Список библиографических ссылок
1. Агишева И.Н., Покка Е.В., Архитектурно-пространственное формирование многофункциональных пешеходных мостов. — Казань: Изд-во КГАСУ, 2015. — 200 с.
2. Березин М.П., Пространственное восприятие — поведение. Вопросы архитектуры в работах зарубежных теоретиков // Строительство и архитектура Ленинграда, 1975, № 7. — С. 39-42.
3. Овчинников И.Г., Дядченко Г.С., Пешеходные мосты: конструкция, строительство, архитектура. — Саратов: СГТУ, 2005. — 227 с.
4. Пилипенко В. Р., Восприятие и формирование эстетических ценностей предметно-пространственной среды // Эстетические ценности предметно-пространственной среды / под ред. Иконникова А.В. — М., 1990.
5. Рунге В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера. — М.: Архитектура-С, 2006. — 160 с.
6. Степанов А.В., Объемно-пространственная композиция. — М.: Гос. изд. лит. по стр-ву и арх-ре, 1939. — 360 с.
7. Страутманис И.А., Информативно-эмоциональный потенциал архитектуры. — М.: Стройиздат, 1978. — 119 с.
8. Шубенков М. В., Структура архитектурного пространства: автореф. дис. . д-ра архитектуры: 18.00.01. — М., 2006. — 57 с.
Pokka E.V. — candidate of architecture, senior lecturer
E-mail: ekaterina-p -83 @mail.ru
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1
Bridges and covered transitions in architecture of multipurpose public complexes
The covered transition is one of the types of the pedestrian bridge which consists of flying parts between amounts two buildings, being under a canopy. With the development of architecture and construction for the last several decades figurative and functional characteristics of the covered transitions have undergone some changes. Bridges and the covered transitions in multipurpose public complexes carry out functions of a recreation, include restaurants, pools, observation decks, cafe, clubs, exhibition galleries, shops, gyms, libraries. In addition the covered transitions do more organic functioning of separately taken buildings, such as communication of Royal theater and Royal ballet school, communication of multi-level car park and the business center, and even the communication of residential and public buildings.
On bridges and the covered transitions establish wind generators, and transitions carry out constructive functions, giving to construction additional spatial rigidity.
Having received rudiments in the ancient time (as, for example, Vzdokhov Bridge), in the modern architecture use of bridges and the covered transitions becomes more and more demanded acceptance at the famous architects, such as Moshe Safdi, Stephen Hall, César Pelly, George Portman.
In modern architecture application of such acceptance as use of bridges and the covered transitions in multipurpose public buildings becomes more and more convenient, effective. This direction will develop as a means of consolidation in an urban environment in the conditions of an ever-increasing urbanization.
Keywords: multipurpose pedestrian bridges, the covered transitions, public complexes.
1. Agisheva I.N., Pokka E.V. Architectural and spatial formation of the multi-functional footbridges — Kazan: Izd. KGASU, 2015. — 200 p.
2. Berezin M.P. Spatial perception — behavior. Questions of architecture in the works of foreign theorists // Construction and architecture of Leningrad, 1975, № 7. — P. 39-42.
3. Ovchinnikov I.G., Dyadchenko G.S. Pedestrian bridges: design, construction, architecture. — Saratov: SGTU, 2005. — 227 p.
4. Pilipenko V.R. Perception and formation of aesthetic values in detail-spatial environment // Aesthetic values in detail-spatial environment / Under edit. Ikonnikova A.V. — M., 1990.
5. Runge V.F. Ergonomics and interior equipment. — M.: Architecture-S, 2006. — 160 p.
6. Stepanov A.V. The volume-spatial composition. — M.: Gos. ed. liter. of construction and architecture, 1939. — 360 p.
7. Strautmanis I.A. Informative and emotional potential of architecture. — M.: Strojizdat, 1978. — 119 p.
8. Shubenkov M.V. The structure of architectural space: abstract. dis. . dr. architecture: 18.00.01. — M., 2006. — 57 p.
переходы между зданиями
Переходы между зданиями придумывают и создают по трем причинам: во-первых это экономия время при переходе с 10 этажа одного здания на 10 этаж соседнего здания, во-вторых это аварийный выход при любых ситуациях, в-третьих это пополнение бюджета города за счет смотровой площадки. Бахрейн, Манама, всемирный торговый центр ВТЦ или БВТЦ) Высота башен 240 метров (50 этажей). Две башни связаны между собой тремя крытыми переходами, на каждом из которых установлено по одной ветровой турбине. Турбины повёрнуты на север, так как именно с севера дует ветер с Персидского залива. Великобритания, Лондон Изгибаясь высоко над улицей Флорал , мост Аспирации (bridge of Aspirations) обеспечивает танцорам Королевской Балетной Школы прямой проход в Королевский театр в Ковент-Гардене (Royal Opera House) Китай, Чунцин Два пешеходных моста между зданиями на уровне 22 этажа, 68,5 метров над землей
Китай, Чунцин
Пешеходный переход между домами на уровне 13 этажа. Высота моста — 3- метров, ширина — 2 метра. Китай, Пекин Комплекс «Связанный Гибрид» занимает площадь в 220 000 квадратных метров и состоит из восьми башен, связанных восьмью крытыми переходами. Малайзия, Куала-Лумпур, башни Петронас Высота небоскребов — 451,9 метра (88 этажей). На высоте между 41 и 42 этажами башен находится застекленный переход «Небесный мост». Это не только смотровая площадка, но и запасной выход при чрезвычайных обстоятельствах. Россия, Владивосток Университетский городок на острове Русском. Переходы между зданиями. Россия, Москва Надземный переход между двумя зданиями Центрального Банка РФ. Надземный прозрачный переход между зданиями ГУП «Московский метрополитен» над ул.Гиляровского.
Россия, Санкт-Петербург Крытый переход между зданиями фабрики «Гознак» над Дерптским переулком.
Стеклянный переход над Крюковым каналом между старой и новой сценами Мариинского театра. Саудовская Аравия, Эр-Рияд Бурдж Аль-Мамляка это 99-этажный небоскрёб высотой в 302,3 метра. На этой высоте находится крытый переход длиной 65 метров с двухсторонним обзором.
Сингапур Комплекс Sky Habitat находится в новом жилом районе Бишань и состоит из 2 небоскребов высотой 38 этажей каждый, которые соединяются между собой 3 переходами. Переходы между небоскребами являются общественными зонами, которые благодаря зеленым насаждениям вполне способны выполнять роль «высотных» скверов. На верхнем переходе откроется 50-метровый бассейн. Сингапур Красивый деревянный переход между домами. Сингапур Башни курортного отеля Марина Бей Сэндс возвышаются на 55 этажей.Три башни соединены на крыше крытым переходом, площадью 1 гектар, который называется Сэндс СкайПарк (Sands SkyPark). В Скай Парке, на высоте 191 метр, находится 146 метровый бассейн, рестораны, сады, смотровая площадка.
США, Джорджия, Атланта Пичтри Центр — это район в центре Атланты. Большинство домов в этом районе соединены пешеходными переходами на разных уровнях. США, Техас, Хьюстон Круговой крытый переход находится в центре города на улице Смита.
Украина, Харьков, Госпром Здание Госпрома в Харькове построено в 1925-1928. Переходы на уровне 5-6 этажей. Франция, Леон Университетский кампус. Япония,Токио Здание компании Фуджи-ТВ (Fuji television). Аля-Рукодельница