Revit в результате визуализации рендера можно создать файл с расширением
Перейти к содержимому

Revit в результате визуализации рендера можно создать файл с расширением

  • автор:

Autodesk Revit

В настоящее время поставка программных продуктов продукции компании Autodesk Inc. невозможна.

Наша компания по-прежнему осуществляет консалтинговые услуги по программным продуктам компании Autodesk Inc.

Мы также предлагаем программные продукты отечественных производителей, которые решают аналогичные задачи.

Для получения более подробной информации просим заполнить форму.

let a = document.querySelector(‘.sanc-button’);a.href = «/sanction-form?link » src=»http://icad.spb.ru/files/content/images/ADESK_2022/Revit/Revit_2022.jpg» style=»width: 850px; height: 308px;» />

Autodesk Revit, в основе которого лежит технология информационного моделирования объектов строительства (BIM), предлагает функции для проектирования архитектурных элементов, инженерных систем, строительных конструкций, а также процесса возведения объектов.

Для чего предназначен Revit?

Revit — это система информационного моделирования объектов строительства. Revit поддерживает межотраслевой процесс проектирования в среде для совместной работы. Мощные инструменты позволяют использовать процесс, основанный на использовании интеллектуальных моделей, для планирования, проектирования, строительства и эксплуатации зданий и объектов инфраструктуры.

Обучающие курсы по Autodesk Revit

Autodesk Revit Architecture. Базовый курс Программа курса (скачать pdf)
Autodesk Revit Structure. Базовый курс Программа курса (скачать pdf)
Autodesk Revit MEP для ОВ. Базовый курс Программа курса (скачать pdf)
Autodesk Revit MEP для ВК. Базовый курс Программа курса (скачать pdf)
Autodesk Revit MEP для ЭС. Базовый курс Программа курса (скачать pdf)

Проектирование

Визуализация

Совместная работа

Моделирование компонентов зданий, расчет систем и конструкций. Формирование рабочей документации на основе моделей Revit.

Эффективная демонстрация проектного замысла заказчикам и коллегам с помощью моделей для создания высококачественных 3D-визуализаций

Общий доступ к централизованному хранилищу моделей. Более эффективная координация позволяет снизить количество коллизий и переделок

Мастерская технологий и инструментов

  1. Организация совместной работы над проектами в MagiCAD на платформе AutoCAD и проектами Revit с использованием, обменом и хранением проектных данных в Autodesk Vault .
  2. Автоматизация получения ведомостей (таблиц) проемов и отверстий штатными инструментами AutoCAD Architecture (способ проверки задания на отверстия, вывод параметров отверстий в марках на планах и в ведомостях проемов).
  3. Проверка направлений и учета длин кабелей, настройка каталогов материалов в процессе прокладки кабелей в лотках инструментами AutoCAD MEP (экономия дорогостоящих материалов).
  4. Использование штатного модуля «Схемы» (AutoCAD MEP) для организации совместной работы, передачи информации и использования данных для оформления (марки, таблицы спецификаций, перечни условных обозначений) при проектировании схем любого типа (с настройкой связи элементов схемы с объектами модели и извлечением данных из этих объектов).
    С помощью данной функции пользователь получает связь объекта в чертеже с любым объектом другого чертежа и доступ ко всей атрибутике. Это фактически работа со всеми параметрами (свойствами) без обращения к базам данных.
    1. Схема – базовый файл. Тогда связь идет от схемы к разным видам представления объекта (модель как частный случай).
    2. Модель – базовый файл. Тогда связь идет в обратную сторону от модели. ТРЕБУЕТ НАВЫКОВ НАСТРОЙКИ

    Межотраслевая BIM-платформа

    В процессе BIM-проектирования участники рабочей группы могут работать над проектом одновременно, используя центральную модель из хранилища. Функциональные возможности Revit охватывают весь жизненный цикл объекта строительства. Это означает, что на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации все специалисты работают с одним и тем же программным продуктом, тесно взаимодействуя друг с другом. Когда архитекторы, инженеры и строители применяют одну унифицированную платформу, риск ошибок преобразования данных становится меньше, а процесс проектирования — более предсказуемым.

    Стремление Autodesk к совместимости данных

    Revit обеспечивает совместную работу всего расширенного коллектива участников проекта. Он позволяет импортировать, экспортировать и связывать данные в часто используемых форматах, включая IFC, DWG™ и DGN. Позиция Autodesk заключается в том, чтобы специалисты архитектурностроительной отрасли могли на всех стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов применять любые программные решения любых разработчиков. Autodesk претворяет в реальность идею отраслевой совместимости, поддерживая деятельность организации buildingSMART International и выпуская надстройки для Revit, которые оптимизируют проекты под стандарты совместимости и требования заказчика.

    Что такое информационное моделирование?

    Информационное моделирование (BIM) – это процесс создания и использования информации об объекте строительства на всех этапах жизненного цикла. Архитекторы, инженеры и строители получают в свое распоряжение инструменты, позволяющие эффективно планировать, проектировать, строить и эксплуатировать здания и инфраструктуру. Autodesk Revit — это решение, реализующее технологию BIM.

    Revit для архитекторов

    Revit поддерживает все стадии рабочего процесса — от концептуального проектирования до создания конструкторской документации в единой программной среде. Специалисты могут свободно моделировать, быстро делать 3D-виды и управлять формой интерактивно. В процессе проектирования модели автоматически создаются точные, скоординированные с моделью планы этажей, фасады, разрезы, 3D-виды и спецификации. Возможности анализа материалов, объемов помещений, положения Солнца и инсоляции позволяют заранее оптимизировать процесс эксплуатации зданий. Высококачественные визуализации и виртуальные обходы помогают эффективно демонстрировать проект.

    Revit для проектировщиков строительных конструкций

    Используйте специальные инструменты для проектирования строительных конструкций, с помощью которых создаются интеллектуальные модели конструкций, согласованных с другими компонентами здания, оценивается соответствие требованиям к зданиям и нормам безопасности. Для оптимизации проектирования и анализа конструкций существует возможность экспорта аналитической модели в специализированные приложения одновременно с созданием физической модели в Revit. Стальные соединения моделируются с высоким уровнем детализации. Использование инструментов для более точной привязки строительных конструкций к деталировке сокращает время их изготовления. Кроме того, BIM-среда представляет широкие возможности для моделирования армирования в 3D.

    Revit для проектировщиков инженерных систем

    Инженерные системы зданий проектируются с высокой точностью и координируются с архитектурными элементами и компонентами структуры. В основе процесса лежит скоординированная и согласованная информация, содержащаяся в интеллектуальных моделях. При моделировании инженерных систем и выпуске рабочей документации учитываются расположение архитектурных и конструктивных элементов. Расчеты и проверку на коллизии можно проводить уже на ранних стадиях процесса, когда изменения вносить проще и дешевле. В качестве исходных данных для инженерных расчетов используется информация, полученная при анализе энергоэффективности. В продукте имеются функции, автоматизирующие деталировку модели и координирующие ее изготовление и монтаж.

    Revit для строителей

    Технологичность и проектный замысел оцениваются еще до начала строительства. Специалисты строительных организаций получают более полное представление о различных средствах работы, методах, материалах, а также принципах их взаимодействия. Модели Revit помогают координировать информацию и повышать эффективность, обеспечивая контроль качества. Повышается производительность при составлении компоновки стройплощадки. Стальные соединения моделируются с высоким уровнем детализации. Использование инструментов для более точной привязки строительных конструкций к деталировке сокращает время их изготовления. Встроенное содержимое из продуктов Fabrication помогает передать проектный замысел после стадии проектирования. Создаваемые модели полностью готовы для производства и возведения систем зданий.

    Облачные сервисы для расширения функциональности Revit
    Рендеринг Быстрое создание фотореалистичных изображений благодаря практически безграничным вычислительным мощностям.
    Autodesk® Insight Надстройка для Revit, помогающая оптимизировать энергопотребление и ограничить негативное воздействие.
    Расчет строительных конструкций для Revit Отправка моделей конструкций в облако для статического расчета прямо из Revit.
    Доступные по подписке дополнительные сервисы
    Autodesk® ReCap Pro Применение результатов лазерного сканирования и технологии фотограмметрии для лучшего понимания условий строительства и подготовки исполнительных моделей. Преобразование существующих объектов в облака точек, которые служат основой для моделирования в Revit.
    Autodesk® Revit Live Быстрая визуализация моделей Revit с эффектом присутствия.
    Autodesk® Collaboration for Revit и BIM 360 Team Расширенные возможности совместной работы благодаря облачным функциям хранения данных, совместного доступа, обмена файлами, проверки проектов и коммуникации по рабочим вопросам.

    Узнайте больше! Чтобы купить Autodesk Revit, звоните по телефону +7 (812) 3-268-568 или пишете на нашу почту sales@icad.spb.ru.

    [Визуализация в Revit] #7. Практика. Настройка дневной сцены

    Пошаговая настройка визуализации готовой модели. Практика. Часть 2: настройки дневной сцены

    В прошлой статье мы поставили и настроили 2 камеры. Сейчас займемся настройкой освещения, визуализации и экспокоррекцией. Если вы пропустили первую часть статьи, для начала скачайте архив

    Настройка освещения

    Для начала, установим солнце для дневной сцены. Посмотрим на план, вид Уровень 1.

    Север находится наверху вида в плане, камера для дневной сцены смотрит практически точно с Севера на Юг. Открываем окно «Визуализация». Убедимся, что в строке «Схема» выбран пункт «Снаружи: только солнце». Находим кнопку с тремя точками в разделе «Освещение», в конце строки «Настройка солнца».

    Способ первый. Освещение по реальному географическому положению

    В окне «Параметры солнца», для «Статического расчета инсоляции», чтобы солнце светило под углом 45 градусов к нашему взгляду, можно выставить время в районе 13-14 часов дня, это как раз будет примерно 45 градусов к лучу нашего взгляда, да и солнце будет практически в зените.

    Ситуация складывается весьма удачно, и мы не будем нарушать естественное освещение объекта (плюс к реалистичности).

    Для более точного построения теней, в разделе «Параметры» — «Местоположение» задайте реальное расположение объекта или просто перетащите значок на карте (либо просто укажите город, выбрав его из списка или выполнив поиск).

    Способ второй. Освещение относительно вида

    Для расчета инсоляции выбрать пункт «Освещение» и в поле «Азимут» поставить 90.00° для освещения сцены справа или 270.00° для освещения слева. Высоту можно оставить раной 35.00°.

    Обязательно поставьте галочку «Относительно вида», в этом случае расчет угла поворота будет вестись от направления взгляда текущей камеры.

    Общие настройки визуализации Revit

    Настройка фона

    После завершения настройки солнца, заглянем в «Задний план» окна «Визуализация».
    Мы можем указать одну из стандартных HDR карт неба или задать свою картинку в качестве фона.

    Какое небо выбрать? В предыдущих частях мы рассматривали варианты, и там же были картинки с примерами. Мне кажется наиболее подходящие – это «Без облаков» или «Сильная облачность», у этих карт небо не такое серое.

    Про настройки изображения поговорим, когда будем делать ночной виз.

    Параметры вывода (разрешение)

    Речь идет о размерах картинки которую мы собираемся получить после рендера.

    Все в том же окне «Визуализация», в разделе «Параметры вывода» можем указать «Разрешение» — «Экран», в этом случае размер картинки будет зависеть от того что мы видим на экране в данный момент.

    Данное разрешение можно использовать для черновых визуализаций, когда нам нужно проверить правильность выставленного света, цвет и тон материалов и все такое.

    Полученная картинка будет явно небольшой, недостаточной для печати. Зато и процесс рендера происходит в разы быстрее, чем для чистового размера.

    Если мы готовы начать процесс качественного рендера, нужно переключиться в режим «Принтер» и выбрать разрешение из выпадающего списка. Чем выше значение, тем лучше качество, но и время на визуализацию пропорционально увеличивается. Напомню, хороший результат дают разрешения более 200-300 т/дюйм.

    Пользовательские настройки качества визуализации Revit

    Прежде, чем мы нажмем на кнопку «Визуализация», поговорим о её качестве.
    В разделе «Качество» мы можем выбрать четыре предустановленных значения:
    Черновое, Среднее, Высокое, Наилучшее и Редактировать.

    Первые четыре варианта сами говорят за себя:

    • Черновое — да, как вы и подумали – очень плохо, зато быстро! С этим значением можно быстро подобрать направление освещения, куда будут падать тени. Можно будет понять какого цвета материалы. На этом все, что можно будет понять.
    • Среднее качество, позволит экспериментировать с настройками материалов: блеск, выдавливание отражение и преломление. Но и в этом случае качество будет недостаточным.
    • Высокое качество дает хороший результат, для больших картинок с хорошим (ярким) освещением. Проработанные тени, множественные отражения и преломления. Среднее время обработки.
    • Наилучшее, дает максимально возможный по качеству результат, но по времени… можно не дождаться конца процесса (((

    Поэтому рассмотрим промежуточный вариант между Высоким и Наилучшим: для этого в ыбираем пункт «Редактировать » из выпадающего списка . К счастью или к сожалению (решать вам), но пользовательских настроек качества визуализации в Revit 2017 «кот наплакал».

    Щелкайте по различным вариантам качества и смотрите в чем разница.

    Выбираем «Высокое» и жмем кнопку «Копировать в пользовательское». Теперь мы можем настроить так как нам нравится! (шутка)))

    В разделе «Четкость освещения материалов» ДВА, пункта. «Упрощенная» – используется для «Чернового» и «Среднего» качества и «Улучшенная» – всё, что выше среднего. В первом случае тени будут с неровными краями, неравномерными пятнами, во втором все будет более гладким.

    Убедимся, что выбран пункт Улучшенная.

    «Длительность визуализации» – в этом разделе мы можем задать или уровень качества визуализации или указать сколько времени тратить на одну картинку.

    Доступных уровней всего 40, 1 = Черновое, 10 = Высокое и 20 = Наилучшее. По опыту могу сказать, хороший результат получается для дневных сцен на значениях 12-14, для ночных может потребоваться и большее значение, всё будет зависеть от количества света в сцене.

    Нас пока устроит 12-14 единиц.

    Как альтернатива уровням можно задать продолжительность визуализации в минутах или указать отдельным пунктом, что сами прервёте процесс если решите, что качество достигло надлежащего уровня. На самом деле, безболезненно прервать процесс визуализации, можно практически в любой момент, для этого не обязательно ставить эту галочку. Вы не потеряете изображение, его можно будет сохранить в проекте или на жестком диске и даже сделать экспокоррекцию.

    Пока всё, жмём кнопку «Визуализация» в одноименном окне, ждем результат.
    У меня ушло чуть больше 20 минут на картинку размером 1766х1092 точек.

    По окончании процесса визуализации, изображение можно сохранить в проекте, экспортировать в отдельный файл изображения или отрегулировать экспозицию.

    Экспокоррекция визуализации Revit

    Нажав на кнопку «Регулировать экспозицию», можно выполнить экспокоррекцию. Вот что у нас получилось по умолчанию:

    Сделаем чуть ярче «Экспозицию», «Блики» (наиболее ярко освещенные части модели) чуть темнее, «Тени» сделаем более сочными. Немного подкрутим «Насыщенность». «Точку белого» трогать нет смысла, так как у нас нормальное, белое освещение от полуденного солнца.

    Готовую картинку можно Сохранить в проект или на диск — Экспорт…, во втором случае лучше выбирать не JPG, а TIFF или BMP, эти два формата не портят картинки сжатием, но имеют довольно большой размер в мегабайтах. Сохраненные на жестком диске картинки можно подвергнуть дальнейшей обработке в растровых редакторах типа Photoshop. Подправить уровни, контрастность, добавить стаффаж с антуражем и прочие «красивости».

    Если сохранили изображение в проекте, то его можно найти в диспетчере в разделе «Визуализация», после чего добавить на лист или прямо на этом виде инструментами аннотаций добавить графику, примечания и тому подобное, как на обычном 2D виде.

    Улучшать — регулировать экспозицию, затем сохранять картинку, можно до тех пор, пока вы не закроете окно «Визуализация» или не нажмете на кнопку «Отображение модели». После этих действий, весь прогресс данного сеанса визуализации, будет потерян. Предварительно сохраненные в проекте изображения останутся, но настройка экспозиции уже будет не доступна!

    В завершающей части нашей статьи мы рассмотрим особенности настройки новной визуализации. Не пропустите!

    Алексей Борисов, независимый эксперт.
    Эксклюзивно для BIM2B.

    How to IFC

    Открытые интерфейсы и их использование для многих пользователей являются нелёгкой задачей. Сначала план стал трёхмерным, затем элементы получили информацию, а теперь ещё нужно обмениваться данными между дисциплинами с различными программными средами на всех этапах жизненного цикла здания. С точки зрения инженерных систем, это сопряжено как с большими трудностями, так и с большими возможностями. В этой статье мы рассмотрим некоторые возможные сценарии работы с различными интерфейсами IFC. Некоторые вопросы, возможно, останутся открытыми, но мы надеемся, что сможем хоть немного пролить свет на „big open BIM“.

    how-to-ifc_titel.PNG

    Будущее открыто

    Ввиду того, что, вероятно, никогда не будет предложено целостного решения, с помощью которого можно было бы отобразить все виды процессов от начального этапа разработки проекта до управления зданием, необходимы открытые интерфейсы. Идея цифрового отображения всего жизненного цикла здания может работать только как успешное взаимодействие нескольких программных сред. Видение этой проблемы в прошлом привело к тому, что основные производители программных решений с поддержкой BIM (например, CAD, AVA и CAFM) открылись для непроприетарных технологий, таких как IFC и BCF. Несомненно, это важная основа для принципиальной осуществимости открытых процессов. Однако реальность показывает, что практическая реализация необходимых вариантов использования во многих местах всё ещё является картиной будущего.

    Это как раз то, что должно измениться в ближайшие годы. Там, где сегодня изолированные приложения, такие как „little BIM“ или „closed BIM“ воспринимаются как самые передовые технологии, в будущем всё это будет указывать на „big open BIM“, междисциплинарное сотрудничество, основанное на нейтральных форматах обмена. Такой вывод напрашивается, с одной стороны, ввиду конкретных действий известных производителей программного обеспечения, например, совсем недавно компания Autodesk присоединилась к Open Design Alliance. С другой стороны, в руководствах по обмену информацией в проектах BIM всё чаще ссылаются на IFC в соответствии с DIN EN ISO 16739 и BCF. В качестве примеров здесь можно привести проекты VDI 2552 лист 9 (системы классификации) и VDI 2552 лист 11.2 (требования к обмену информацией: проектирование проёмов). Даже DIN EN ISO 19650, хоть и написан в значительной степени нейтрально в отношении формата, явно даёт понять читателю, на какой основе рекомендуется реализация содержащихся концепций.

    Эта статья ставит своей задачей подготовить почву для внедрения конкретных решений. Она призвана предоставить опытным пользователям Revit информацию о том, как безопасное использование IFC и связанных с ним технологий может найти своё отражение в процессах проектирования инженерных систем уже сегодня. Помимо объяснения некоторых важных основ, мы даём конкретные рекомендации по внедрению рабочих процессов проектирования инженерных систем. На примере liNear Solutions и Autodesk Revit мы рассматриваем уровень развития техники и предоставляем подробную информацию о принципе работы соответствующих интерфейсов IFC и взаимодействии платформ.

    Варианты использования BIM и определение модельного вида
    Если вы получаете файл IFC от другого участника проекта или предоставляете свой собственный рабочий статус, то сначала следует уточнить, для какой цели служит эта передача информации. В лучшем случае конкретные требования к информации определяются в плане выполнения BIM-проекта, чтобы поставщик информации мог передать получателю именно ту информацию, которая требуется для предполагаемого варианта использования. Если получателю предоставляется только подмножество модели, то в таком случае говорят об определении модельного вида (Model View Definition; MVD). В отличие от простых фильтров вида, известных из CAD-приложений, MVD позволяет не только генерировать вид модели, но и главным образом определять тип и объём экспортируемой геометрической и буквенно-цифровой информации. Например, описание геометрии элемента может быть преобразовано в явную форму (граничные плоские поверхности) или набор экспортируемых атрибутов может быть ограничен требуемой и уже сохранённой информацией. Таким образом, если говорят, что для определённого варианта использования ожидают IFC, то на самом деле имеется в виду MVD.

    В ходе разработки IFC было выпущено несколько версий MVD, например, известный IFC 2×3 Coordination View 2.0, который определяет подмножество схемы IFC 2×3, необходимое для целей координации. В большинстве сред также возможен экспорт с фильтрами исходных моделей и использование дополнительных параметров экспорта, которые позволяют в ограниченной форме определять свои собственные MVD. Кроме того, с помощью (ручной) классификации пользователь может точно настроить классы и типы IFC, а также сопоставление наборов атрибутов конкретного типа, если используемая среда разработки не может быть отображена на используемой схеме IFC. Однако этот шаг представляет собой проблему для большинства пользователей из-за сложности интерфейсов. Несмотря на то, что для охвата максимально возможного диапазона вариантов использования необходима определённая мощь интерфейсов, на практике шаги ввода и вывода сводятся к использованию ранее определённых профилей конфигурации. В конечном счёте, это то же самое, что и с шаблоном проекта: кто-то в компании должен определить, как он должен выглядеть. Остальные сотрудники просто используют этот шаблон. Что касается работы с архитектурными моделями, то уже существуют согласования различных авторских платформ (например, AddIn „IFC Model Exchange“ для упрощённого обмена между Archicad и Revit). Однако, что касается проектирования инженерных систем, то лишь небольшая часть пользователей понимают интерфейс IFC для Revit на уровне, необходимом для реализации открытых процессов проектирования.

     GRAPHISOFT Deutschland GmbH

    В чём заключается сложность использования рабочих процессов на основе ifc при проектировании инженерных систем?
    Если вам нужно отобразить семантическую или последовательно классифицированную модель здания, IFC предлагает сотни стандартизированных классов, типов и наборов свойств, с помощью которых вы можете это реализовать почти без каких-либо противоречий. Среда разработки, такая как Revit, изначально не имеет такого требования. Здесь достаточно, чтобы элементы были разделены на категории в зависимости от их общего назначения и режима редактирования (например, стены, потолки, комплектующие для труб, компоненты механического оборудования и т. д.). Именно обстоятельство неоднозначной машинной переводимости типов IFC и их параметров в средах разработки требует повышенного внимания как при использовании IFC в качестве конструкторской подложки, так и при экспорте IFC для передачи.

    Для того чтобы можно было обмениваться информацией через открытые стандарты, модели должны удовлетворять предусмотренному MVD, то есть элементы должны быть правильно классифицированы и иметь необходимые атрибуты. И программное обеспечение, используемое как на стороне отправителя, так и на стороне получателя, должно быть в состоянии обрабатывать имеющуюся информацию.

    Координация моделей инженерных систем посредством IFC
    Прежде чем мы объясним, как можно сгенерировать собственные выходные данные IFC, давайте сначала рассмотрим два распространённых варианта использования, когда проектировщик инженерных систем получает IFC в качестве основы для проектирования.

    Open IFC Viewer

     Проблемы с отображением после связывания в Revit

    Улучшенное цветовое отображение с использованием собственных фильтров вида

    Координация разных разделов проекта
    Если инженерное бюро не проектирует все разделы в одном и том же ПО или если в проекте задействованы разные проектировщики инженерных систем, то может случиться так, что IFC будет выступать в качестве общего знаменателя для обеспечения координации. В этом случае пользователи Revit оказываются в ситуации, когда им приходится ссылаться на статус плана другого инженерного раздела в своём собственном проекте. Для этого предлагается связать файл IFC. Во время этого процесса IFC-интерфейс Revit создаёт в фоновом режиме проект Revit с расширением „.ifc.rvt“. Наряду с этим создаётся файл журнала для локализации ошибок, а также файл общих параметров с расширением „.ifc.sharedparameters.txt“, который можно настроить в Revit для ознакомления с определениями общих параметров в проекте.

    В нашем примере мы рассматриваем систему отопления, которая была спроектирована с помощью LINEAR Design 3D Pipe&Power в AutoCAD и экспортирована как IFC 2×3 Coordination View 2.0. Сразу после связывания в Revit результат выглядит неутешительно. Там, где в окне просмотра IFC системы трубопроводов были выделены яркими цветами (рисунок 2), после связывания мы видим полностью окрашенную в чёрный цвет сеть (рисунок 3). Однако эта чёрная окраска является просто проблемой отображения. Если рассматривать отдельные элементы вблизи, то обнаруживается, что эта окраска является результатом явной генерации геометрии рёбер. Сейчас в Revit нет возможности скрыть линии сетки импортированных объектов с помощью центрального механизма. Однако, используя фильтры, можно сделать так, чтобы Revit окрашивал системы в соответствии с вашей классификацией систем.

    Для этого сначала назначьте упомянутый ранее файл определения параметров с расширением „.ifc.sharedparameters.txt“ в качестве файла общих параметров. После этого содержащийся в нём параметр „IfcSystem“ будет определяться как параметр экземпляра для соответствующих категорий. Классификация по категориям Revit, а также конкретная системная идентификация элемента могут быть выполнены путём проверки свойств объекта. В данном случае системы с обозначениями „Подающая магистраль“ и „Обратная магистраль“ должны быть отфильтрованы. Для этого в переопределениях видов Revit создаются фильтры на основе правил для категорий труб. В качестве условия вы указываете, что атрибут „IfcSystem“ должен соответствовать значению „Подающая магистраль“ или „Обратная магистраль“. Вы также можете переопределить цвет линии для этих фильтров по своему усмотрению.

    По завершении определения фильтров цвета рёбер становятся более приятными, а также есть возможность целенаправленно отображать и скрывать отдельные системы с помощью управления видимостью соответствующего фильтра (см. рисунок 4). Аналогичным образом можно создавать спецификации, в которых элементы перечислены в связях вместе с их общими параметрами.

    3D-визуализация: правила создания и инструменты

    3D-визуализация необходима для создания моделей чего-либо: от интерьеров до химических или производственных процессов. Специалисты в этой сфере должны обладить не только навыками в работе с соответствующим ПО, но и рядом личностных качеств.

    Несмотря на сложность и нетривиальность задач, обучиться трехмерной визуализации может практически любой. В нашей статье мы расскажем, как устроена 3D-визуализация, какие качества пригодятся начинающему специалисту и где можно освоить эту профессию.

    Что такое 3D-визуализация

    3D-визуализацией называют процесс, в ходе которого осуществляется обработка и рендеринг (отрисовка) элементов компьютерной графики (объектов, сцен) с применением специального ПО и инструментария, предназначенного для работы c 3D.

    3D-визуализация задействуется в самых разных областях, к примеру, для создания эффектных сцен в кино, представления строительных проектов, всевозможных товаров и т.п.

    • Позволяет быстрее и дешевле реализовывать самые разные производственные, инженерные и маркетинговые проекты.
    • 3D-визуализация даёт очень реалистичную картинку, благодаря чему готовящиеся или уже сделанные проекты представляются клиентам в максимально наглядном виде.
    • Создание 3D-визуализации – процесс относительно простой. Буквально за год работы специалист по компьютерным технологиям вполне теоретических и практических навыков для того, чтобы сделать 3D-визуализацию в программе 3D и т.п. Поэтому предприятия вполне могут привлекать к сотрудничеству студентов для воссоздания в формате 3D своих проектов, нацеленных на развитие и самой компании, и всей отрасли.

    Задачи 3D-визуализации

    • Более наглядная демонстрация товаров, услуг

    Например, застройщик, находясь у себя в офисе, может рассказать покупателю лишь о местоположении жилья и назвать его площадь. А вот 3D-визуализация позволяет продемонстрировать полную картину интерьера вместе с меблировкой, бытовой техникой, комнатными растениями и т.д. Тут можно даже показать виды из окон и атмосферу помещений при включении разных видов освещения.

    • Разметка технических коммуникаций

    Хороший специалист по 3D-визуализации сумеет не просто красиво отобразить проект помещения, но продумать еще и места подключения светильников, бытовой техники и всего прочего. Это особенно ценно для компаний, проектирующих и продающих системы «умный дом». На 3D-анимации будет видно, как лучше провести и подключить все необходимые коммуникации и приборы.

    • Показ готового реализованного проекта

    Возможности 3D-визуализации используют архитекторы, когда им нужно быстро и наглядно показать интерьер или экстерьер. Студенты, которые учатся в ВУЗах на архитекторов, тоже изучают программы, предназначенные для 3D-визуализации (в работе им это потом пригодится). Данный вопрос даже включается в тематику курсовых экзаменационных работ.

    • Подготовка к выпуску на рынок нового товара либо услуги

    К примеру, 3D-визуализация покажет, как будет смотреться стенд, билборд, брошюра, какой лучше выбрать цвет или шрифт (что необходимо в работе рекламным агентствам). Или это будет полезно компаниям, выпускающим мебель, чтобы увидеть, как смотрится та или иная модель, что в ней можно улучшить и т.д. и т.п.

    Сферы применения 3D-визуализации

    3D-визуализация в архитектуре

    Современные компьютерные программы позволяют отображать в 3D-формате проектируемые объекты. Благодаря этому экономятся деньги, архитекторам проще работать, и, что немаловажно – наглядно видны любые ошибки, которые можно исправить еще в ходе проектирования. А самая главная ценность 3D-визуализации для архитектуры состоит в возможности наглядно и во всех деталях показать будущее здание заказчикам, инвесторам, покупателям.

    Понятно, что 3D-формат явно выигрывает в сравнении с обычными чертежами. А современное ПО позволяет визуализировать и само здание, и весь квартал, в котором оно будет расположено. Более того, есть возможность демонстрировать, как будут функционировать даже отдельные составляющие будущего архитектурного объекта.

    Использование 3D-визуализации для 3D-принтеров

    3D-моделирование для 3D-принтера становится всё более востребованным с точки зрения практического применения, потому что 3D-печать активно и стремительно проникает в самые разные сферы жизни. По реально существующему объекту (или его чертежу) можно сделать не только полигональный каркас, но и мобильный «скелет», движения которого будут отвечать установленным параметрам.

    3D-визуализация конкретных предметов

    Современные технологии позволяют сделать 3D-визуализацию самых разнообразных изделий, намеченных для производства. Возможность предварительного всестороннего анализа особенно ценна, когда речь идет о проектировании сложных, дорогостоящих предметов. 3D-моделирование, конечно, «дорогое удовольствие», но в подобных случаях оно того стоит.

    Разумеется, не каждому предприятию «по карману» держать у себя в штате специалиста, хорошо знающего программы 3D-визуализации. Поэтому не удивительно, что сейчас появилось много специальных агентств, предоставляющих услуги по 3D-проектированию. Их клиентами становятся рекламные студии, архитектурные и промышленные организации и многие другие заказчики.

    3D-визуализация в промышленности

    Чем ценно промышленное 3D-моделирование? Оно позволяет еще на стадии проектирования разнообразных устройств и узлов обнаружить возможные ошибки. Изменения можно внести прямо в цифровой макет. Это гораздо быстрее и дешевле (причем, расхода материалов нет вообще никаких), чем выпуск пробных экземпляров.

    Иные области использования

    Например, 3D-визуализация применима в образовательной, научной, рекламной деятельности (в частности, при создании логотипов). Конечно же, родная стихия для 3D-моделирования – это компьютерные игры, мультфильмы, кино. Здесь, собственно, эти методики изначально разрабатывались и доводились до совершенства.

    3D-визуализация находит применение при организации работы офисов, магазинов (для планирования обстановки в помещениях). Аренда порой обходится очень недёшево, поэтому здесь использование 3D-проектирования вполне оправдано.

    Этапы 3D-визуализации

    • Фотореалистичность картинки

    Специалист по 3D-визуализации отчасти должен быть художником. Ему необходимо обладать неким видением подходящих фотореференсов, максимально приближенных к натуральной природе, окружению. И затем следует выстраивать сцены, опираясь на эти примеры. Желательно еще до начала основных работ уже подготовить образцы, на которые можно будет ориентироваться при моделировании и позиционировании.

    Такой художественный поиск вдохновляет, позволяет шире, композиционно взглянуть на проектируемый объект, сделать его максимально натуральным и идентичным.

    Программное обеспечение имеет большое значение для процесса 3D-моделирования, вне зависимости от того, идет речь о реальных или вымышленных объектах. Выбирая подходящую программу (а их существует поистине громадное количество), обращайте внимание на функционал и особенности взятого в работу проекта, чтобы возможности инструмента позволяли справиться с поставленными задачами.

    К примеру, если вы создаете модель платья, то с помощью 3Ds max корректно выполнить развертку и наложить текстуру на это платье, скорее всего, не получится. Нужно подобрать такое ПО, в котором для этого будет подходящий инструментарий.

    Когда речь идет о сложных проектах, то там и вовсе моделирование и 3D-визуализация выполняются как два отдельных вида работ, потому что для каждой нужны особые навыки и знания, причем немалые. Чтобы выдавать действительно качественный результат и укладываться в сроки, необходимо использовать максимально подходящее ПО.

    Для вас подарок! В свободном доступе до 07.04 —>
    Скачайте ТОП-10
    бесплатных нейросетей
    Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

    • Разработка начинается с 2D

    Трехмерному проектированию предшествует подготовка чертежей в формате 2D. В частности, в строительной сфере это обязательный шаг. Сначала будущее здание вычерчивается в двухмерном виде, указываются все размеры, а затем выполняется импорт всех этих данных в программы, предназначенные для создания объёмных проектов. Благодаря этому ошибок получается меньше.

    Когда проектировщик выгружает 2D-чертежи в программу, которая будет дальше строить 3D-модель, он заводит специально под данный проект отдельную папку с текущим названием. В ней будут лежать резервные копии файла, референсы, библиотеки уже готовых текстур и новые текстуры (которые будет формировать программа), необходимые дополнительные сцены.

    Программы для 3D-визуализации проектов сами задают именно такой порядок учета файлов и их местоположения в памяти компьютера. Если какие-то файлы или текстуры окажутся в других местах, программа их «не найдёт». Тогда нужно специально указывать, где всё это храниться и прописывать пути поиска.

    В ходе создания папки проекта в 3Ds max основной файл сохраняется в папку сцен. После этого маршрутизация и классификация уже готова, и можно начинать работу с 3D-визуализацией.

    • Для простого 3D-моделирования предусматривается создание четырёх проекций

    Они, собственно, и являются программной средой ПО для 3D-проектирования. Хороший интерфейс упрощает навигацию, тут всё работает быстро и эффективно, как переключение между проекциями, так и доступ к прочему инструментарию.

    Дарим скидку от 60%
    на обучение «Дизайнер» до 07 апреля
    Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей

    Примитивы выступают в роли основы для работы. Примитивами называют набор простых форм, это могут быть боксы, сферы и т.п. То есть, это выглядит как своеобразный конструктор для 3D-моделирования. А преобразование простых форм выполняется специальными модификаторами (они тут тоже есть).

    • Великое складывается из простого

    К примеру, для воссоздания проекта прямоугольного здания нужно взять за основу бокс. С помощью модификаторов добавляются окна, двери. Собственно, из простых форм и примененных к ним разнообразных модификаций можно воссоздать сколько угодно и каких угодно 3D-моделей.

    Инструментарий современных программ весьма обширен и позволяет выполнять продвинутое, качественное моделирование.

    В частности, полигамное моделирование выступает в роли одного из самых востребованных инструментов. Его суть состоит в использовании точек, ребер и полигонов. Это дает возможность преобразовывать любые примитивные формы в такие, как вам нужно. Необходимо только знать основы работы программы полигонального проектирования. Когда модификация сделана, остается проверить, верно ли расположены ребра (сетка и четыре точки по углам на каждом полигоне).

    Если в проектировании задействуется несколько примитивов, то есть, сразу выстраиваются, например, стены, потолок и пол, то обязательно нужно выверить точки стыковок. Есть специальная команда для «сваривания» рядом стоящих точек. Стыки нужно сблизить по максимуму, чтобы полигоны как можно точнее соприкасались друг с другом. В итоге образуется единая модель, без «трещин» и просветов между её составляющими.

    Работать будет удобнее, если сначала изолировать проектируемый объект в теле самой программы.

    Вообще в обучении 3D-визуализации очень большое значение имеет приобретение навыков полигонального моделирования, которые даются сразу после знакомства с интерфейсом. Это, собственно, основа, без которой не обойтись, даже если у вас уже есть опыт воплощения отличных, качественных 3D-проектов.

    • Создание рендера и демонстрация его заказчику

    Если с заказчиком была договоренность о первичном согласовании, то подготавливается предварительный, черновой вариант рендера, по которому можно оценить общую концепцию проекта и уже проделанную часть работы. А к финальному отчету и презентации готовится уже окончательный фотореалистичный рендер.

    Камера располагается и настраивается (с помощью визуализатора) под нужным ракурсом. Если нужно показать ландшафт, то потребуется несколько камер, чтобы продемонстрировать, например, общий вид проекта с высоты птичьего пролета, или входную группу и т.п. Большое значение тут имеет качество освещения.

    Наряду с освещением важен и размер кадра финального изображения. Для печати результата нужно задать размер листа бумаги (А1, А2, А3, А4) и размер фреймбуфера в используемой программе. Сначала всё делается в сером цвете, чтобы распределить освещение. Если оно идет и солнечное, и от HDR карт, то нужно продумать совмещение, чтобы тени отображались корректно.

    Проще всего сделать 3D-визуализацию неподвижных сцен, то есть, интерьеров, экстерьеров. Воссоздание анимаций — уже процесс более сложный. Когда всё просчитано, остается сохранить и дообработать результат.

    Только до 8.04
    Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
    Список документов:

    ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

    20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей

    Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»

    Чтобы зарегистрироваться на бесплатный интенсив и получить в подарок подборку файлов от GeekBrains, заполните информацию в открывшемся окне

    Таким образом, чтобы рендеры получались хорошими и отвечали требованиям заказчика, необходимо разбираться в моделировании, правильно подойти к выбору ПО и учитывать все детали ТЗ.

    5 принципов 3D-визуализации

    • Всегда будьте в фокусе

    Модель получится максимально фотореалистичной, если вы грамотно выставите настройки для камеры в сцене. Для большей выразительности непременно задействуйте глубину резкости. Кстати, если в модели есть «слабые места», то отвлечь от них внимание можно таким же образом. И еще это поможет воспринимать двухмерную картинку всё-таки как 3D-изображение.

    Внимание привлекут детали переднего плана, а задний хоть и остается размытым, но все равно служит завершением общей картины. Экспериментируйте с данной техникой, находите интересные решения, сделайте размытыми близкие предметы, а резкость наведите на что-то интересное вдали.

    • Согласитесь с недостатками

    Настоящая картина окружающего мира отнюдь не идеальна, не бывает абсолютно ровных поверхностей или граней, обязательно есть какие-то дефекты, сколы и т.п. Зрительно восприятие так устроено, что человек сразу замечает любые «трещинки».

    Откройте для себя захватывающий мир IT! Обучайтесь со скидкой до 61% и получайте современную профессию с гарантией трудоустройства. Первый месяц – бесплатно. Выбирайте программу прямо сейчас и станьте востребованным специалистом.

    Именно поэтому все визуализаторы настроены так, чтобы готовая картинка нарочно получалась неидеальной, а была такой, как люди привыкли видеть её в реальности. Например, подушки лежат не «под линеечку», а как будто небрежно брошены, покрывало примято (как если бы на нем только что лежали) и т.д. именно такие детали и делают визуализацию по-настоящему реалистичной.

    • Делайте кадры с изображением вечернего времени

    В сумерках все смотрится особенно эффектно, и ваша визуализация – не исключение. Кажется, что свет струится буквально изнутри картинки, и все, что на ней изображено, выглядит очень уютным. Только нужно обязательно правильно расставить источники света и не нарушить реальных настроек предметов. То есть, подумать нужно буквально обо всем, как будут выглядеть шторы, жалюзи, какой свет дают лампы (и внутренние, и наружные) и т.д.

    • Текстуры могут навредить

    Даже грамотно выполненную архитектуру могут испортить слабо проработанные текстуры и материалы. Обязательно уделяйте достаточно времени именно тем предметам, которые сразу бросаются в глаза. Передает ли картинка материал обивки мебели (или она кажется пластмассовой), действительно ли у мраморной столешницы такие острые края, как на изображении?

    Очень тщательно нужно прорабатывать детали из стекла, чтобы достоверно передать их толщину и прозрачность. К примеру, от того, насколько грамотно смоделировано остекление, будет зависеть правильность преломления света в 3D-визуализации.

    • Помните, что постобработка тоже очень важна

    Конечно, случается такое, что сроки поджимают, а хочется всё же выдать классный результат. Если не успеваете завершить проект в программе 3D-визуализации, вполне можно довести его «до ума» с помощью фотошопа. Но и в случаях, когда времени навалом и можно не торопиться, все равно постобработку делать обязательно надо. Подправьте яркость, контрастность, тени, подкорректируйте цвета, примените аберрацию (чтобы результат максимально походил на фото).

    Необходимые программы для 3D-визуализации

    SketchUp

    Простой инструмент, позволяющий быстро моделировать, создавать и редактировать картинку в формате 3D. Использовать эту программу можно на самом обычном ноутбуке.

    Софт, опять же, прост и понятен, в нем даже новичок разберется без предварительной подготовки.

    Примитивные фигуры (пирамида, параллелепипед, цилиндр, сфера, конус и иные) создаются с помощью встроенного базового набора инструментов. Для этого задействуются простые геометрические фигуры и линии. Двигая грани и вершины, или действуя по принципу «вытягивания» можно воссоздать необходимые 3D-объекты.

    В SketchUp есть встроенная 3D Warehouse библиотека уже готовых объектов (машин, мебели, растений, малых архитектурных форм и проч.).

    Поиск в библиотеке лучше вести на английском, так программа выдаст больше подходящих результатов.

    Не стоит думать, что данному софту по силам лишь самые простые задачи. Нет, SketchUp позволяет добавлять необходимые плагины для расширения возможностей моделирования, добавления параметров и форм, стилей, текстур, камер.

    Популярные статьи

    Тут же в программе есть библиотека Extension Warehouse, в которой доступны для скачивания самые разные плагины.

    Lumion

    Lumion пригодится в тех случаях, когда вам для полноценной реализации проекта эскизов и графики будет уже маловато. Софт программы интуитивно понятен, причем для 3D-визуализации предварительная подготовка тут практически не нужна.

    Программа совместима с другими аналогичными продуктами, например, с Revit, SketchUp, 3ds Max, причем в режиме реального времени (LiveSync).

    Если погружаться в освоение сложного ПО для 3D-визуализации некогда, а качественную картинку получить все-таки хочется, то Lumion — как раз то, что вам нужно.

    Имеющийся тут инструментарий позволяет создавать статичные, панорамные, видео проекты. Тут есть куча встроенных элементов, а именно — HDRI карты неба, виртуальный дождь, туман и много чего ещё.

    Библиотека моделей тут тоже отличная, хотя по качеству текстурированные и высокополигональные модели из библиотеки 3ddd.ru все-таки круче.

    Программа Lumion хороша для рендеринга, выполнить на ней полноценное проектирование и моделирование не получится. Так что проводить сравнение данного софта можно лишь в отношении альтернативного ПО вроде Corona Render и V-Ray.

    3ds Max

    Когда разберетесь с Lumion, можно будет взяться и за 3ds Max. В сфере 3D-визуализации это, пожалуй, один из самых популярных инструментов.

    Он отличается своей универсальностью и широчайшим функционалом. Тут куча встроенных библиотек моделей, есть возможность совмещения с самыми разными плагинами. 3ds Max — одна из самых старых программ для создания 3D-визуализации, именно на ней начинали работать те, кто стоял у истоков. Да и теперь, будучи опытными мастерами, они продолжают её использовать.

    Интерфейс тут широчайший. Имеется громадное число модификаторов, позволяющих конструировать отличные 3D-модели из примитивов и геометрических фигур. В добавок здесь есть шикарный инструментарий для придания картинке максимальной фотореалистичности.

    Без специального и продолжительного обучения воспользоваться всем этим великолепием не получится. Кроме того, для каждой области нужны свои особые инструменты и настройки, а значит, требуется и дополнительное обучение. Будьте готовы к тому, что за месяц другой вы вряд ли всё освоите, тут и года может не хватить.

    3ds Max — англоязычная программа, будьте к этому готовы. А всевозможных панелей, кнопок, функций и модификаторов тут столько, что многие новички, едва увидев всё это, испытывают лишь одно желание – скорее выйти и никогда больше сюда не заходить.

    Но поверьте, софт сложен только на первый взгляд. В ходе знакомства с программой появляются первые навыки, ориентироваться становится проще, обучающие курсы и информация с форумов делают своё дело. Да, интерфейс объёмен, но интуитивно там всё вполне понятно, стоит лишь освоить основные панели и общую структуру. И вы не пожалеете о потраченном времени и усилиях, потому что результаты того стоят.

    Навыки и качества 3D-визуализатора

    Мастера 3D-визуализации могут специализироваться по самым разным направлениям, и с выбором следует определиться с самого начала, чтобы знать, какие именно навыки пригодятся в работе.

    Если, к примеру, нужно будет делать архитектурные 3D-проекты, то в первую очередь необходимо отучиться в архитектурном институте или колледже. Если же вы занимаетесь фотографией, то здесь дополнительное обучение не потребуется.

    Чтобы ваши 3D-модели получались максимально реалистичными, нужно будет научиться пользоваться графическими редакторами и специальными технологиями.

    Итак, понадобится изучить следующее:

    • работу графических редакторов;
    • высокополигональное моделирование (это когда 3D-картинка проецируется на поверхности многоугольной формы);
    • процесс постобработки (наложение спецэффектов с целью придания большей эффектности смоделированным объектам и сценам);
    • анимационные технологии, позволяющие создавать максимально реалистичные анимированные объекты;
    • бэйкинг (так называемое «запекание», сохранение объектов). Благодаря данной технологии результат получается еще более реалистичным;
    • работу с текстурами, то есть, наложение на 3D-объект дополнительных изображений, отображающих фактуру разных материалов (дерева, ткани, стекла и т.п.).

    Чтобы в данной профессии всё получалось действительно классно, на высоком уровне, необходимо иметь технический склад ума и определенные художественные наклонности.

    Вот какими личными качествами должен обладать будущий 3D-визуализатор:

    • иметь пространственное воображение, представлять себе проект еще до начала его реализации;
    • креативить, чувствовать сочетаемость оттенков, текстур, уметь пользоваться возможностями освещения, понимать, что вообще в одном проекте совместимо, а что – нет;
    • уметь концентрироваться, ведь придется много времени проводить сидя за компьютером, подолгу обрабатывая одну за другой множество деталей;
    • быть целеустремленным, ведь непременно появятся проекты, работа над которыми займет не один месяц, и тут важно до конца сохранять изначальную заинтересованность;
    • обладать усидчивостью и терпеливостью. Бывает такое, что вы не один час потратили на подбор нужного оттенка, а заказчик «забраковал». И тогда придется делать заново;
    • понимать, что такое командный подход к работе, уметь выстраивать продуктивное взаимодействие с другими членами группы;
    • иметь представление о клиентоориентированности, уметь слушать заказчика, понимать его пожелания и в то же время излагать собственную точку зрения.

    Обучение 3D-визуализации у GeekBrains

    • Специальность 3D-художник в сфере игр

    Обучение ведется буквально с нуля. В результате вы получаете современную, востребованную профессию 3D-художника по геймдеву и можете устроиться удаленно даже в международную компанию и иметь неплохой доход.

    На курсах для начинающих вас научат моделировать, текстурировать, создавать рендер, работать с пайплайнами игр, с компьютерной графикой, анимацией. Вы сможете моделировать персонажи и окружающие объекты для компьютерных игрушек. Собственно, обучение даст вам достаточно знаний и навыков для выстраивания карьеры в данной сфере.

    • Специальность 3D-моделирование и визуализация

    Здесь вы будете изучать Photoshop, 3ds Max, AutoCAD, Corona Renderer, InDesign, освоите моделирование и визуализацию даже для довольно сложных объектов вроде яхт и самолетов, еще в ходе обучения соберете хорошее портфолио для будущего трудоустройства.

    • Обучение детей 3D-визуализации

    На детских курсах дают основы мультипликационного, дизайнерского, архитектурного 3D-моделирования, учат работе с моделями, анимацией, с наложением текстур. И еще – с профессиональной программой Blender.

    Курсы будут интересны:

    • Творческим ребятам, проявляющим интерес к технологиям.
    • Тем, кому нравится фантазировать, придумывать интерьеры, города, персонажей.
    • Детям, которые хотят научиться пользоваться профессиональными программами для создания 3D-визуализации.

    Продолжительность обучения – 8 месяцев. Для школьников это привычный срок. За это время каждый получает большой объём теоретических знаний, создает 19 собственных игр и собирает отличное портфолио.

    Современная 3D-графика выступает в роли движущей силы для целых промышленных направлений, она привлекает внимание, привносит в жизнь некую новую динамику. Перспективы 3D-моделирования в обозримом будущем безграничны, причем технологии эти непрерывно развиваются, пользуются большим спросом, становятся всё незаменимее и притом доступнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *