Срок устранения замечаний экспертизы проектной документации
Перейти к содержимому

Срок устранения замечаний экспертизы проектной документации

  • автор:

Срок устранения замечаний экспертизы проектной документации

IV. Проведение государственной экспертизы

27. Предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. Предметом государственной экспертизы проектной документации являются:

а) оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий (далее — оценка соответствия проектной документации), за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и проектной документаций, указанной в части 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 части 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется;

б) проверка сметной стоимости. При этом такая проверка может осуществляться отдельно от оценки соответствия проектной документации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.10.2020 N 1590, от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 27 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

(см. текст в предыдущей редакции)

27(1). Оценке соответствия проектной документации подлежат все разделы проектной документации, которые представляются для проведения государственной экспертизы.

При представлении на государственную экспертизу проектной документации, разработанной с использованием типовой проектной документации, оценка соответствия такой проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, которые не подвергались изменению и полностью соответствуют типовой проектной документации. В указанном случае осуществляется экспертная оценка совместимости таких разделов проектной документации с иными разделами проектной документации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.03.2022 N 278, от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае представления на государственную экспертизу раздела проектной документации, в отношении которого получено заключение о согласовании разделов проектной документации или о согласовании результатов инженерных изысканий и разделов проектной документации в рамках экспертного сопровождения до направления проектной документации на государственную экспертизу, оценка соответствия разделов проектной документации, в которые не вносились изменения, не проводится (при условии, что в задание застройщика или технического заказчика на проектирование и результаты инженерных изысканий, представленные для проведения экспертного сопровождения, изменения не вносились). В указанном случае осуществляется экспертная оценка таких разделов проектной документации на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к составу и содержанию разделов проектной документации, включая экспертную оценку совместимости таких разделов проектной документации с иными разделами проектной документации. Если в задание застройщика или технического заказчика на проектирование и (или) результаты инженерных изысканий, представленные для проведения экспертного сопровождения, в ходе экспертного сопровождения вносились изменения, такие разделы также подлежат экспертной оценке на предмет их соответствия заданию застройщика и технического заказчика на проектирование и (или) результатам инженерных изысканий. Если при проведении государственной экспертизы проектной документации осуществляется внесение оперативных изменений в разделы проектной документации, в отношении которых получено заключение о согласовании разделов проектной документации или о согласовании результатов инженерных изысканий и разделов проектной документации в рамках экспертного сопровождения до направления проектной документации на государственную экспертизу, такие разделы подлежат экспертной оценке в полном объеме.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2023 N 717)

(п. 27(1) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

27(2). При проведении государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется оценка соответствия проектной документации требованиям, указанным в подпункте «а» пункта 27 настоящего Положения и действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более 1,5 года.

При проведении государственной экспертизы проектной документации линейного объекта (за исключением случаев, если для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) осуществляется оценка соответствия проектной документации требованиям, указанным подпункте «а» пункта 27 настоящего Положения и действовавшим на дату утверждения проекта планировки территории, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более 1,5 года.

В случае если с даты выдачи градостроительного плана земельного участка или даты утверждения проекта планировки территории прошло более 1,5 года, при проведении государственной экспертизы проектной документации осуществляется оценка соответствия проектной документации требованиям, указанным в подпункте «а» пункта 27 настоящего Положения и действовавшим на дату поступления проектной документации на государственную экспертизу.

При проведении государственной экспертизы проектной документации линейного объекта, для строительства, реконструкции которого не требуется подготовка документации по планировке территории, осуществляется оценка соответствия такой проектной документации требованиям, указанным в подпункте «а» пункта 27 настоящего Положения и действовавшим на дату поступления проектной документации на государственную экспертизу.

В случае если для проведения государственной экспертизы проектной документации, предусматривающей строительство как объектов капитального строительства, не являющихся линейными, так и линейных объектов, одновременно представлены проект планировки территории и градостроительный план земельного участка соответственно, осуществляется оценка соответствия проектной документации требованиям, указанным подпункте «а» пункта 27 настоящего Положения и действовавшим на дату утверждения документа, выданного (утвержденного) в отношении объекта, являющегося основным по назначению.

В случае если на государственную экспертизу представлено несколько градостроительных планов земельных участков, выданных в отношении нескольких объектов капитального строительства, предусмотренных проектной документацией, осуществляется оценка соответствия проектной документации требованиям, указанным в подпункте «а» пункта 27 настоящего Положения и действовавшим на дату утверждения документа, выданного с наиболее ранней датой (при условии, что с этой даты прошло не более 1,5 года).

В случае если в ходе проведения государственной экспертизы заявителем взамен ранее представленного градостроительного плана земельного участка или проекта планировки территории представлен вновь выданный градостроительный план земельного участка или проект планировки территории, то оценка проектной документации осуществляется на соответствие требованиям, действовавшим на дату подготовки (утверждения) вновь представленного документа.

(п. 27(2) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

27(3). Проверка сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, индексам изменения сметной стоимости, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, сметным ценам строительных ресурсов в текущем уровне цен и (или) в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г., индексам изменения сметной стоимости по группам однородных строительных ресурсов, размещенным в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.10.2020 N 1590, от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы второй — четвертый утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1590.

(см. текст в предыдущей редакции)

При проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации проводится изучение и оценка соответствия указанных в абзаце первом настоящего пункта расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ и акт, утвержденный застройщиком, техническим заказчиком или лицом, обеспечившим выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и содержащий перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов по состоянию на дату обследования.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1590)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 27(3) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

27(4). Проверке сметной стоимости подлежит сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства в случае, если такой капитальный ремонт включает:

а) замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) или замену и (или) восстановление всех строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) в совокупности с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;

б) замену и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения;

в) изменение всех параметров линейного объекта, которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования такого объекта и при котором не требуется изменение границ полосы отвода и (или) охранной зоны такого объекта.

(п. 27(4) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

27(5). В случае если сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства не превышает 10 млн. рублей, такая сметная стоимость подлежит проверке достоверности ее определения, если это предусмотрено договором.

(п. 27(5) введен Постановлением Правительства РФ от 09.04.2021 N 567)

28. Проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или капитального ремонта которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств государственных компаний и корпораций, начинается после заключения договора и завершается направлением (вручением) заявителю заключения государственной экспертизы, включенного в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (за исключением случаев, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие государственную тайну).

В отношении иных объектов капитального строительства проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий начинается после представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы за проведение государственной экспертизы в соответствии с договором, и завершается направлением (вручением) заявителю заключения государственной экспертизы, включенного в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (за исключением случаев, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие государственную тайну).

(п. 28 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

(см. текст в предыдущей редакции)

29. Срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не должен превышать 42 рабочих дней. В течение 30 рабочих дней проводится государственная экспертиза:

результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации;

проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых будут осуществляться в особых экономических зонах;

проектной документации в объеме, предусмотренном подпунктом «б» пункта 27 настоящего Положения.

Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, в том числе со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, не относящихся к уникальным объектам, проводится в течение не более 20 рабочих дней.

(п. 29 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

(см. текст в предыдущей редакции)

29(1). Сроки, указанные в пункте 29 настоящего Положения, могут быть продлены по инициативе заявителя не более чем на 20 рабочих дней в порядке, установленном договором.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

(см. текст в предыдущей редакции)

В отношении объектов капитального строительства, являющихся объектами федерального значения, объектами регионального значения, объектами местного значения, а также объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых планируется в рамках национальных проектов, федеральных проектов, не включенных в национальные проекты, государственных программ Российской Федерации, федеральных адресных инвестиционных программ, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, срок проведения государственной экспертизы может быть продлен еще не более чем на 30 рабочих дней по решению организации по проведению государственной экспертизы, которой проводится государственная экспертиза соответствующих проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в порядке, установленном пунктами 29(2) — 29(6) настоящего Положения, в следующих случаях:

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2110)

одобрение президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации продления срока проведения государственной экспертизы, если государственная экспертиза проводится государственным (бюджетным или автономным) учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2110)

одобрение высшим должностным лицом (председателем высшего исполнительного органа) субъекта Российской Федерации или межведомственным коллегиальным органом, создаваемым высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), продления срока проведения государственной экспертизы, если государственная экспертиза проводится уполномоченным на проведение государственной экспертизы исполнительным органом субъекта Российской Федерации или подведомственным этому органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2110; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 29(1) введен Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1169)

29(2). В целях продления срока проведения государственной экспертизы в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 29(1) настоящего Положения застройщиком или техническим заказчиком в организацию по проведению государственной экспертизы в срок не позднее чем за 10 рабочих дней до дня окончания продленного в соответствии с абзацем первым пункта 29(1) настоящего Положения срока проведения государственной экспертизы представляется заявление, содержащее:

а) сведения об объекте капитального строительства, на основании которых он в соответствии статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам;

б) описание причин и обстоятельств, возникших или выявленных в ходе проведения государственной экспертизы, в связи с которыми государственная экспертиза не может быть завершена в срок, предусмотренный пунктом 29 настоящего Положения и продленный в соответствии с абзацем первым пункта 29(1) настоящего Положения (необходимость устранения недостатков, выявленных в процессе проведения государственной экспертизы и указанных в уведомлении, предусмотренном пунктом 35 настоящего Положения, специфика объекта капитального строительства, условий его строительства или реконструкции или иные объективные причины и обстоятельства);

в) сведения о возможных негативных последствиях в случае отказа в продлении срока проведения государственной экспертизы;

г) в случае если строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществляются с привлечением средств федерального бюджета — письмо руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти или организации, осуществляющей в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, о необходимости продления срока проведения государственной экспертизы.

(п. 29(2) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2110)

29(3). В целях продления срока проведения государственной экспертизы в соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 29(1) настоящего Положения застройщиком или техническим заказчиком в организацию по проведению государственной экспертизы в срок не позднее чем за 10 рабочих дней до дня окончания продленного в соответствии с абзацем первым пункта 29(1) настоящего Положения срока проведения государственной экспертизы представляется заявление, содержащее сведения, указанные в подпунктах «а» — «в» пункта 29(2) настоящего Положения.

В случае если строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществляются с привлечением средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, к указанному заявлению прилагается письмо руководителя исполнительного органа субъекта Российской Федерации (его заместителя), органа местного самоуправления, или организации, осуществляющей в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств соответствующего бюджета, о необходимости продления срока проведения государственной экспертизы.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 29(3) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2110)

29(4). В течение 2 рабочих дней со дня получения заявления, указанного в пункте 29(2) настоящего Положения, организация по проведению государственной экспертизы направляет его на рассмотрение в президиум (штаб) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации с приложением копии уведомления о выявленных в процессе проведения государственной экспертизы недостатках в проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий, предусмотренного пунктом 35 настоящего Положения (при наличии таких недостатков).

В течение 2 рабочих дней со дня получения заявления, указанного в пункте 29(3) настоящего Положения, организация по проведению государственной экспертизы направляет его на рассмотрение высшему должностному лицу (председателю высшего исполнительного органа) субъекта Российской Федерации с приложением копии уведомления о выявленных в процессе проведения государственной экспертизы недостатках в проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий, предусмотренного пунктом 35 настоящего Положения (при наличии таких недостатков).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 29(4) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2110)

29(5). По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 29(4) настоящего Положения, соответственно президиум (штаб) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, высшее должностное лицо (председатель высшего исполнительного органа) субъекта Российской Федерации или межведомственный коллегиальный орган, создаваемый высшим должностным лицом (председателем высшего исполнительного органа) субъекта Российской Федерации, в течение 5 рабочих дней со дня их поступления принимает решение об одобрении продления срока проведения государственной экспертизы или об отказе в его продлении, о чем в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения информирует соответствующую организацию по проведению государственной экспертизы.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение об одобрении продления срока проведения государственной экспертизы принимается в случае, если отказ в продлении срока проведения государственной экспертизы, повторное проведение государственной экспертизы могут привести к увеличению сроков строительства или реконструкции объекта капитального строительства, являющегося объектом федерального значения, объектом регионального значения, объектом местного значения, и (или) сопряжены с рисками неисполнения или нарушения сроков исполнения планов мероприятий по реализации национальных проектов, федеральных проектов, не включенных в национальные проекты, государственных программ Российской Федерации, федеральных адресных инвестиционных программ, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ.

(п. 29(5) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2110)

29(6). Организация по проведению государственной экспертизы в случаях, указанных в абзацах втором — четвертом пункта 29(1) настоящего Положения, не позднее 1 рабочего дня со дня информирования о принятии решения об одобрении продления срока проведения государственной экспертизы или об отказе в его продлении, указанного в пункте 29(5) настоящего Положения, принимает решение о продлении срока проведения государственной экспертизы или об отказе в его продлении и информирует о принятом решении в тот же день застройщика или технического заказчика в письменном виде.

(п. 29(6) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2110)

29(7). Государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства, в отношении которой получено заключение о согласовании разделов проектной документации или о согласовании результатов инженерных изысканий и разделов проектной документации в рамках экспертного сопровождения до направления проектной документации на государственную экспертизу, проводится в течение:

не более 38 рабочих дней — в случае если заключение о согласовании разделов проектной документации или о согласовании результатов инженерных изысканий и разделов проектной документации в рамках экспертного сопровождения получено в отношении от 1 до 3 разделов проектной документации, разработка которых необходима в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;

не более 32 рабочих дней — в случае если заключение о согласовании разделов проектной документации или о согласовании результатов инженерных изысканий и разделов проектной документации в рамках экспертного сопровождения получено в отношении от 4 до 6 разделов проектной документации, разработка которых необходима в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;

не более 28 рабочих дней — в случае если заключение о согласовании разделов проектной документации или о согласовании результатов инженерных изысканий и разделов проектной документации в рамках экспертного сопровождения получено в отношении от 7 до 9 разделов проектной документации, разработка которых необходима в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;

не более 24 рабочих дней — в случае если заключение о согласовании разделов проектной документации или о согласовании результатов инженерных изысканий и разделов проектной документации в рамках экспертного сопровождения получено в отношении от 10 до 13 разделов проектной документации, разработка которых необходима в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

(п. 29(7) введен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2023 N 717)

29(8). Государственная экспертиза проектной документации линейных объектов, в отношении которой получено заключение о согласовании разделов проектной документации или о согласовании результатов инженерных изысканий и разделов проектной документации в рамках экспертного сопровождения до направления проектной документации на государственную экспертизу, проводится в течение:

не более 38 рабочих дней — в случае если заключение о согласовании разделов проектной документации или о согласовании результатов инженерных изысканий и разделов проектной документации в рамках экспертного сопровождения получено в отношении от 1 до 3 разделов проектной документации, разработка которых необходима в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;

не более 32 рабочих дней — в случае если заключение о согласовании разделов проектной документации или о согласовании результатов инженерных изысканий и разделов проектной документации в рамках экспертного сопровождения получено в отношении от 4 до 6 разделов проектной документации, разработка которых необходима в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;

не более 28 рабочих дней — в случае если заключение о согласовании разделов проектной документации или о согласовании результатов инженерных изысканий и разделов проектной документации в рамках экспертного сопровождения получено в отношении от 7 до 10 разделов проектной документации, разработка которых необходима в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

(п. 29(8) введен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2023 N 717)

30. Законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливаться более короткие сроки проведения государственной экспертизы в отношении объектов, государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по которым проводится исполнительными органами субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными учреждениями.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

31. При проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий может осуществляться оперативное внесение изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий в сроки и в порядке, которые установлены договором, но не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока проведения государственной экспертизы.

(п. 31 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

(см. текст в предыдущей редакции)

32. При проведении государственной экспертизы организация по проведению государственной экспертизы вправе:

а) истребовать, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия (при наличии технической возможности), от органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций сведения и документы, необходимые для проведения государственной экспертизы;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) привлекать на договорной основе к проведению государственной экспертизы иные государственные и (или) негосударственные организации, а также специалистов.

33. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации не позднее 10 рабочих дней с даты поступления обращения организации по проведению государственной экспертизы о предоставлении ей сведений и (или) документов, необходимых для проведения государственной экспертизы, направляют этой организации, в том числе рамках межведомственного информационного взаимодействия (при наличии технической возможности), испрашиваемые сведения и (или) документы либо письменно уведомляют о невозможности их представления с указанием причин.

(п. 33 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

(см. текст в предыдущей редакции)

Срок устранения замечаний экспертизы проектной документации

VI. Повторное проведение государственной экспертизы

44. Проектная документация (часть проектной документации в случае, предусмотренном подпунктом «г» пункта 13 настоящего Положения) и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 раза и более) на государственную экспертизу:

а) после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы;

б) при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, не предусмотренных частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

в) при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, предусмотренных частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, — по инициативе заявителя.

(п. 44 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

(см. текст в предыдущей редакции)

44(1). Повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением для проведения первичной государственной экспертизы, за исключением проведения экспертного сопровождения, которое осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 45(2) — 45(10) настоящего Положения.

(п. 44(1) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

44(2). К заявлению о проведении повторной государственной экспертизы прилагается справка, подписанная главным инженером проекта, в которой описываются внесенные изменения в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий.

В случае если недостатки, послужившие основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы, устранимы без возврата документов, представленных на бумажном и (или) электронном носителе, в случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 18 настоящего Положения, и заявитель не настаивает на возврате таких документов, организация по проведению государственной экспертизы в порядке и сроки, которые определены договором, устанавливает срок для устранения таких недостатков. В этом случае документы, представленные на государственную экспертизу, заявителю не возвращаются. После их доработки в порядке, определенном договором, заявитель представляет в организацию по проведению государственной экспертизы часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий с внесенными изменениями и справку с описанием этих изменений.

(п. 44(2) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45. Экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза, за исключением случаев, установленных в пункте 45(1) настоящего Положения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы второй — третий утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948.

(см. текст в предыдущей редакции)

45(1). Проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий подлежат экспертной оценке в полном объеме в случае, если после проведения первичной (предыдущей повторной) государственной экспертизы такой проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в законодательство Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми государственная экспертиза должна осуществляться иной организацией по проведению государственной экспертизы.

При проведении государственной экспертизы проектной документации, в том числе в части проверки достоверности определения сметной стоимости, проектная документация подлежит экспертной оценке в полном объеме в случае, если при проведении первичной (предыдущей повторной) государственной экспертизы такой проектной документации оценка, предусмотренная подпунктом «а» пункта 27 настоящего Положения, или проверка сметной стоимости в соответствии с подпунктом «б» пункта 27 настоящего Положения не проводились.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1590)

(п. 45(1) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(2). При проведении оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения осуществляется оценка соответствия изменений, внесенных в результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, требованиям технических регламентов, и (или) изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы (в том числе изменений, не предусмотренных частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая оценку совместимости изменений, внесенных в результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, требованиям технических регламентов, и (или) изменений, внесенных в проектную документацию, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились.

(п. 45(2) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

45(3). При выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения в случае, установленном в подпункте «б» пункта 17(4) настоящего Положения, осуществляется проверка сметной стоимости.

(п. 45(3) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(4). Экспертное сопровождение начинается после заключения договора об экспертном сопровождении и представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы в соответствии с договором об экспертном сопровождении.

Оценка соответствия в рамках экспертного сопровождения начинается после представления заявителем документов, указанных в пункте 17(3) настоящего Положения, и завершается направлением (вручением) заявителю заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения.

(п. 45(4) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(5). Подготовка заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения начинается со дня представления документов, указанных в пункте 17(4) настоящего Положения, и завершается направлением (вручением) заявителю заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения, включенного в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (за исключением случаев, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие государственную тайну).

(п. 45(5) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(6). При подготовке заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения в случае, указанном в подпункте «б» пункта 17(4) настоящего Положения, может осуществляться оперативное внесение изменений в смету на строительство, реконструкцию, но не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока проведения государственной экспертизы.

(п. 45(6) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(7). Срок проведения оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения составляет не более 10 рабочих дней со дня представления документов, указанных в пункте 17(3) настоящего Положения. Указанный срок может быть продлен организацией по проведению государственной экспертизы в случае если на оценку соответствия изменений в результаты инженерных изысканий одновременно представлены изменения в проектную документацию и (или) изменения в проектную документацию, представляемые на оценку соответствия, внесены в 2 и более раздела проектной документации, но не более чем на 10 рабочих дней.

(п. 45(7) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

45(8). Срок направления (вручения) заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения не может превышать 15 рабочих дней со дня представления в организацию по проведению государственной экспертизы заявления, указанного в подпункте «а» пункта 17(4) настоящего Положения, и 35 рабочих дней со дня представления в организацию по проведению государственной экспертизы документов, указанных в подпункте «б» пункта 17(4) настоящего Положения.

(п. 45(8) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(9). Результатом экспертного сопровождения является заключение:

а) о подтверждении (положительное заключение) или неподтверждении (отрицательное заключение) соответствия изменений, внесенных в результаты инженерных изысканий, требованиям технических регламентов;

б) о подтверждении (положительное заключение) или неподтверждении (отрицательное заключение) соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая совместимость изменений, внесенных в проектную документацию после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, с частью проектной документации, в которую изменения не вносились.

(п. 45(9) в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

45(10). В случае представления заявления, указанного в подпункте «а» пункта 17(4) настоящего Положения, заявителю выдается заключение государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) внесенных в результаты инженерных изысканий изменений требованиям технических регламентов и (или) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) внесенных в проектную документацию изменений требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая совместимость изменений, внесенных в проектную документацию после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае представления заявления, указанного в подпункте «б» пункта 17(4) настоящего Положения, заявителю выдается заключение государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) внесенных в результаты инженерных изысканий изменений требованиям технических регламентов и (или) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) внесенных в проектную документацию изменений требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая совместимость изменений, внесенных в проектную документацию после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились, а также о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 45(10) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(11). В случае внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проводится оценка таких изменений на предмет их соответствия требованиям, на соответствие которым оценивалась проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий при первоначальном проведении государственной экспертизы, по результатам которой было получено положительное заключение государственной экспертизы.

В случае, когда в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика на проектирование внесение изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлено в соответствии с требованиями, вступившими в силу после выдачи указанного положительного заключения государственной экспертизы, проводится оценка изменений, внесенных в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, на предмет соответствия требованиям, вступившим в силу после выдачи положительного заключения государственной экспертизы.

(п. 45(11) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(12). В случае если после получения положительного заключения государственной экспертизы сметные нормативы, единичные расценки, в том числе их отдельные составляющие к сметным нормам, индексы изменения сметной стоимости, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, сметные цены строительных ресурсов в текущем уровне цен и (или) в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г., индексы изменения сметной стоимости по группам однородных строительных ресурсов, размещенные в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости, изменились, представление документов для проведения повторной проверки сметной стоимости осуществляется после корректировки сметной документации в части, подвергшейся изменениям в результате изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, с учетом действующих на дату представления документов для проведения повторной проверки сметной стоимости сметных нормативов, единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, индексов изменения сметной стоимости, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, сметных цен строительных ресурсов, индексов изменения сметной стоимости по группам однородных строительных ресурсов, размещенных в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, при этом остальная часть сметной документации не корректируется.

В случае если при проведении первичной государственной экспертизы использовался базисно-индексный метод, то для проведения повторной проверки сметной стоимости направляется сметная документация, составленная с использованием действующих на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы сметных нормативов, единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, индексов изменения сметной стоимости, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов.

(п. 45(12) в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

45(13). В случае если после получения положительного заключения государственной экспертизы, но до даты заключения государственного (муниципального) контракта (договора), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по решению застройщика внесены изменения в сметную документацию без изменений физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием на проектирование в зависимости от содержания работ), в связи с применением:

а) сметных нормативов, единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, утвержденных в установленном порядке после даты получения положительного заключения государственной экспертизы, а также индексов изменения сметной стоимости, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, такая сметная документация подлежит направлению на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости с использованием базисно-индексного метода;

б) индексов изменения сметной стоимости, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, действующих на дату пересчета сметной стоимости, такая сметная документация может быть направлена по решению застройщика на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости;

в) сметных нормативов, сметных цен строительных ресурсов в текущем уровне цен и в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г., а также индексов изменения сметной стоимости по группам однородных строительных ресурсов, размещенных в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, такая сметная документация подлежит направлению на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости с использованием ресурсно-индексного метода;

г) сметных цен строительных ресурсов в текущем уровне цен, индексов изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов, размещенных в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, такая сметная документация может быть направлена по решению застройщика на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости.

(п. 45(13) в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 распространено на 2023 — 2024 г.

45(14). В случае принятия Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией решения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или заказчиком — решения, предусмотренного подпунктом «ж» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 г. N 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия», в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального) контракта, составляющей 100 млн. рублей и более, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенного до 31 декабря 2022 г., в отношении объектов, указанных в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при исполнении такого контракта, и внесения соответствующих изменений в проектную документацию таких объектов проводится повторная государственная экспертиза проектной документации указанных объектов в части проверки достоверности определения сметной стоимости с выдачей соответствующего заключения. Для проведения такой повторной государственной экспертизы представляется сметная документация, рассчитанная в уровне цен на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы в порядке, определенном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. При подготовке такой сметной документации не допускается изменение физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.12.2021 N 2594, от 23.03.2022 N 439, от 28.07.2022 N 1344, от 06.05.2023 N 717)

(см. текст в предыдущей редакции)

Стоимость такой повторной государственной экспертизы проектной документации определяется с учетом положений пунктов 57(1) и 58 настоящего Положения, срок ее проведения не может превышать 14 рабочих дней.

(п. 45(14) введен Постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315)

45(15). В случае изменения условий концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях» в связи с увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого соглашения, проводится повторная государственная экспертиза проектной документации объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) в части проверки достоверности определения сметной стоимости с выдачей соответствующего заключения. При подготовке сметной документации такого объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) не допускается изменение физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства).

В случае изменения условий соглашения о государственно-частном партнерстве либо соглашения о муниципально-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» либо в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере государственно-частного партнерства, в связи с увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого соглашения, проводится повторная государственная экспертиза проектной документации объекта соглашения о государственно-частном партнерстве либо соглашения о муниципально-частном партнерстве (объекта капитального строительства) в части проверки достоверности определения сметной стоимости с выдачей соответствующего заключения. При подготовке сметной документации такого объекта соглашения о государственно-частном партнерстве либо соглашения о муниципально-частном партнерстве (объекта капитального строительства) не допускается изменение физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией объекта соглашения о государственно-частном партнерстве либо соглашения о муниципально-частном партнерстве (объекта капитального строительства).

Стоимость такой повторной государственной экспертизы проектной документации определяется с учетом положений пунктов 57(1) и 58 настоящего Положения, срок ее проведения не может превышать 14 рабочих дней.

(п. 45(15) в ред. Постановления Правительства РФ от 23.06.2022 N 1126)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сроки проведения экспертизы и результатов инженерных изысканий

Один из главных вопросов, который интересует застройщиков при оформлении проектной документации – это сроки проведения ее экспертизы. Казалось бы, вопросов здесь быть не должно, так как всю информацию можно найти в законодательных актах. Проблема заключается в том, что законы часто меняются, поэтому в Интернете представлена разная информация. В одних случаях говорится о 3-5 днях, в других – о 45 днях, а в некоторых источниках можно встретить 90 дней.

Чтобы четко понимать сколько времни необходимо для проведения экспертизы, нужно внимательно работать с официальной информацией. Ориентироваться нужно не на советы из Интернета, а на федеральные законы, постановления и другие действующие нормативные акты. Прежде всего, застройщику нужно изучить Постановление Правительства РФ №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Если говорить более точно, нас интересует пункт 29, который определяет время в 60 дней.

Пункт 29 определяет также ситуации, когда время на проведение государственной экспертизы сокращается до 45 дней:

  • Проверка результатов инженерных изысканий до направления;
  • В отношении жилых объектов капитального строительства, в том числе встроенно-пристроенные нежилые помещения, которые не относятся к уникальным объектам;
  • В отношении объектов капитального строительства, строительство (реконструкция, капитальные ремонт) которых будут проводиться в особых экономических зонах.

Но и это еще не все. В 2016 году Постановление было дополнено пунктом 29.1, по которому время на проведение экспертизы при оформлении проектной документации могут быть продлены не более чем на 30 дней по инициативе заявителя в установленном договором порядке.

Негосэкспертиза имеет такую же юридическую силу, что и государственная, но проводится она аккредитованными организациями. Их деятельность регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации №272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосэкспертизы и (или) результатов инженерных изысканий». Время на проведение прописано в пункте 6.

Согласно этому Постановлению Российской федерации, все процедуры негосэкспертизы, в том числе порядок подготовки заключения и его обжалования, регулируются аналогичным положением для проведения государственной экспертизы и результатов инженерных изысканий. Таким образом, законодательство РФ регулирует время проведения одними и теми же нормативным актами. Срок негосэкспертизы аналогичен времени государственной и не должен превышать 60 дней.

В пункте 21 Постановления №145 сказано, что для проверки проектной документации определено не более 3 дней. При этом время проверки и выдачи документов не всегда совпадают на практике. Этот процесс выполняется в несколько этапов:

  • Заказчик должен передать полный пакет документов в соответствии с Постановлением №87;
  • Поступившие документы распределяются между специалистами;
  • Выявленные замечания должны оперативно отрабатываться заказчиком. Однако это возможно только в том случае, если обе стороны заинтересованы в скорейшей проверке и тесно взаимодействуют друг с другом. В некоторых случаях сам заказчик не спешит устранять замечания, поэтому время на выдачу заключения затягивается и превышает установленные значения;
  • Специалисты пишут отдельные замечания по разделам, после чего оформляют итоговое заключение.

Искусственно время никто не затягивает, так как времени в 60 дней вполне достаточно, чтобы проверить все поданные документы. Сложности возникают тогда, когда заказчик не отвечает на замечания. А поскольку заключение будет действительным только при отсутствии замечаний, то и положительное заключение он не получит.

Впрочем, не всегда «вина» за несвоевременную выдачу результатов лежит на заказчике. Государственные органы печально известны своей бюрократией. Даже если все документы будут в идеальном состоянии и поданы по всем правилам, возможны задержки по независящим от заказчика причинам. Поэтому многие застройщики или организации, уполномоченные застройщиками на ведение их дел, предпочитают обращаться в негосударственные компании.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области данные услуги оказывает ООО «Северо-Западный экспертный центр». Мы являемся негосударственной организацией, работающей по лицензии. Это значит, что наши заключения имеют официальный статус и могут быть использованы для дальнейшего проведения работ по строительству, реставрации и капитальному ремонту объектов.

Мы уважаем всех наших клиентов, а в работе ориентируемся на законодательство и здравый смысл, поэтому зачастую рассмотрение документов проходит намного быстрее 60 дней. К нам вы можете обратиться и за консультацией перед подачей документов в государственные органы. Наши специалисты имеют большой опыт в строительстве, поэтому они помогут в решении любых, даже самых сложных, вопросов.

Этапы работ

Данная процедура – важный этап при проведении работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов. Это далеко не формальность, а серьезная процедура, при которой эксперты проверяют документы очень тщательно. Те застройщики, которые надеются «обойти» нормативные акты в сфере строительства, вынуждены тратить много времени на устранение полученных замечаний.

Экспертизу проектной документации проводят государственные или негосударственные учреждения. Во втором случае организации имеют лицензию, поэтому их заключение имеет юридическую силу. Сам проект подается в виде текстовой информации, а также в виде карт, планов и схем. В ней отражаются все сведения и решения (архитектурные, конструктивные, инженерно-технические и другие), которые обеспечивают выполнение работ по строительству, реконструкции или ремонту объектов.

Согласно Постановлению Правительства Российской федерации №87 от 16.02.2008 г., проект на капитальные объекты производственного и непроизводственного назначения включает в себя 12 разделов. К заполнению разделов застройщик должен подходить ответственно, так как от этого зависит время прохождения. Можно сказать, что разработка и проверка проектной документации является промежуточным этапом между планированием строительства и непосредственным проведением монтажных работ.

Процедура изучает весь пакет документов, относящихся к объекту строительства или капитального ремонта. Документы проверяются на соответствие заданию на проектирование, требованиям градостроительной и исходно-разрешительной документации. Эксперты проверяют все расчеты и сравнивают их с правилами строительства и ремонта, действующими в данный момент на территории нашей страны. Всю работу по подготовке проектной документации можно разделить на два основных этапа.

На первом этапе выполняется разработка документации по стадии «Проект». Чтобы выполнять дальнейшие работы, нужно получить разрешение на строительство. На стадии «Проект» (в документах проставляется литера «П») разрабатываются текстовая и графическая часть будущего объекта. Подробные схемы с указанием планировок, а также архитектурных и инженерных решений, здесь не выполняются. Информация должна быть представлена в минимально возможном объеме для обоснования принятых решений.

После разработки документов с литерой «П» проводится данная процедура. Далеко не всегда удается получить положительное заключение с первого раза. Наиболее типичные замечания на стадии разработки проекта приведены ниже:

  • Отсутствие градостроительных планов;
  • Отсутствие технических условий;
  • Отсутствие исходно-разрешительной документации;
  • Неактуальные версии документов;
  • Отсутствие разрешений на строительство или использование оборудования;
  • Необоснованные технические решения и т.д.

После получения замечаний, застройщик обязан их устранить. Все замечания должны быть учтены в новой версии документации. Если застройщик отвечает эксперту, но не меняет сам проект, это не является для эксперта основанием выносить положительное заключение.

Вторая стадия разработки – это этап «Рабочая документация». Документы подготавливаются после устранения замечаний первого этапа. Они не только учитывают первичную информацию, но и детализируют ее. На основе рабочей документации застройщик подготавливает смету на будущие работы по строительству или ремонту.

Заказать услуги можно в государственном или негосударственном учреждении. Полномочия у этих организациях одинаковые; одинаковыми будут и этапы проведения, и длительность ее проведения. При выборе негосударственной экспертизы заказчик должен проверить, что компания-эксперт имеет аккредитацию и большой опыт в проведении подобных проверок. Требования к экспертам определены законодательством. В частности, эксперты должны хорошо знать:

  • Виды и содержание технических документов, которые используются при подготовке к проверке;
  • Документы, связанные с деятельностью заказчиков, инвесторов строительства и генеральных проектировщиков;
  • Исходно-разрешительные и правоустанавливающие документы на объекты капитального строительства;
  • Градостроительные планы на объекты недвижимости;
  • Технические задания на проведение строительных или ремонтных работ.

Экспертиза проектной документации проводится для объектов, на строительство или ремонт которых выделены средства из федерального, областного или муниципального бюджета. Кроме того, экспертиза проводится и для объектов, которые предполагается строить на землях особо охраняемых природных территорий, а также в некоторых других случаях, определенных законодательством.

Для проведения экспертизы проектной документации заказчик (застройщик или его представитель) должен подать заявление и предоставить пакет документов в государственную или негосударственную. Этот пакет одинаков в обоих случаях, и включает в себя:

  • Краткую характеристику объекта, включая протяженность инженерных сетей;
  • Сведения о заказчике, застройщике и проектных организациях, которые являются участниками проекта;
  • Результаты инженерных изысканий;
  • Материалы обследования конструкций и обмерные чертежи;
  • Копии генерального плана, топографической съемки участка, организации участка, сводного документа по инженерным сетям;
  • Исходные документы (градостроительный план земельного участка с заключением администрации, санитарно-эпидемиологическое заключение, технические условия, задания на проектирование и инженерные изыскания, акт выбора участка, правоустанавливающие документы и существующие здания, для реконструируемых объектов – данные БТИ).

Документы подаются в распечатанном виде и в виде электронных копий. Порядок проведения определяет ее сроки. Они не должны превышать 60 дней, однако в некоторых случаях срок может быть сокращен до 45 дней. По сокращенному графику проверяются:

  • Результаты инженерных изысканий, направленные до направления на государственную экспертизу проектной документации;
  • Проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, включая здания со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, которые не имеют статус уникальных объектов;
  • Проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, для которых строительство (реконструкция, капитальный ремонт) будут вестись в особых экономических зонах.

В связи с ростом темпов строительства в нашей стране государственные учреждения перестали справляться с проверкой проектной документации в установленное законом время. Для решения этой проблемы несколько лет назад в Градостроительном кодексе прописали порядок проведения в негосударственных организациях. Правила не отличаются от работы государственных учреждений, но коммерческие организации предлагают более широкий спектр услуг, а сами работы выполняют быстрее установленных сроков.

Цены на проведение негосударственной экспертизы бывают даже ниже, а замечания не просто фиксируются, а снабжаются подробными комментариями экспертов. К ним можно обратиться заранее для консультации, чтобы устранить потенциальные замечания еще до подачи документов. Однако положительное заключение еще не означает, что объект будет построен качественно. Процедура только лишь гарантирует правильность расчетов, а вот за контроль строительных работ отвечают другие организации.

В СПб и Ленинградской области заказать экспертизу проектной документации вы можете в ООО «Северо-Западный Экспертный Центр». Мы работаем в полном соответствии с законодательством РФ, поэтому у нас вы получите официальные документы, которые станут следующим шагом для строительства вашего объекта.

Проектно-сметная документация представляет собой пакет документов, который содержит сведения о сути проекта и целесообразности его реализации. Также проектно-сметная документация включает:

  • Текстовые и графические материалы.
  • Бумаги, содержащие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические планы работ, необходимые для успешного строительства (реконструкции, ремонта).

Компания ООО «Северо-Западный Экспертный Центр» выполняет негосударственную экспертизу проектно-сметной документации и инженерных изысканий. В рамках разработанной процедуры проводится анализ соответствия технической документации требованиям Федерального законодательства России (строительным нормам и правилам, государственным стандартам, градостроительным нормам и иными нормативно — правовыми актами.), а также санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным требованиям. Экспертиза включает оценку результатов перечня инженерных изысканий и их соответствие указанным регламентам.

Для чего нужна экспертиза проектной документации

Экспертиза технического задания является очень важным мероприятием, так как обеспечивает безопасное капитальное строительство (реконструкцию) и эффективную эксплуатацию объекта, а именно:

  • Надежность возводимой конструкции и ее устойчивость.
  • Высокое качество архитектурных и проектных решений.
  • Целевое рациональное использование строительных материалов, а также разного рода ресурсов. Подготовка и разработка проектных документов требует большого внимания, так как в случае ошибки при их составлении застройщик несет финансовые потери, а обрушение объекта стоит человеческих жизней. Таких последствий поможет избежать экспертиза проектной документации.

Экспертиза проектной документации необходима для:

  • Определения соответствия документов техническому заданию, нормативно-правовым актам Федерального законодательства России, государственным стандартам и т.д.
  • Подготовки схемы оптимального расходования и, одновременно, сохранения денежных средств и материальных ресурсов.
  • Оценки необходимости выполнения дополнительных работ, которые не предполагалось осуществлять при подготовке первоначального проекта.

Застройщик вправе осуществить экспертизу проектной документации или результатов инженерных изысканий в государственной или негосударственной организации. В соответствии с правилами, указанными в Градостроительном кодексе, ранее Федеральном законе от 28.11.2011 года. №337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» эти две формы экспертизы представляются равными с точки зрения юридической силы. Именно положительное заключение по итогу проведения экспертизы дает право застройщику осуществить капитальное строительство объекта. Кроме того, заключение независимых экспертов необходимо для предоставления в суд в случае, если строительной компанией предусмотрено отстоять свою позицию. В категорию объектов, подлежащих обязательной экспертизе при возведении (реконструкции) включены сооружения, чей проект осуществляется за счет бюджетных средств (автодороги, объекты культурного наследия, истории и др.). В статье 49 части 2, 3, 3.1 ГрК РФ можно ознакомиться с объектами капитального строительства, которые являются исключением и не подлежат обязательной экспертизе.

Экспертные услуги ООО «Северо-Западный Экспертный Центр»

  • Бесплатная консультация. Наши специалисты ответят на все интересующие вопросы и предоставят достоверную исчерпывающую информацию. Для этого необходимо позвонить по номеру телефона +7 (812) 244-17-55 или оставить заявку на обратный звонок на сайте компании.
  • Независимая негосударственная экспертиза проектной документации и инженерных изысканий, внесение необходимых изменений, создание и выдача заключения.
  • Независимая экспертиза проекта в форме исследования, предоставление результатов анализа и устных рекомендаций без выдачи заключения.
  • Судебная экспертиза. Проводится по назначению суда. Заключение при этом направляется напрямую в суд. До начала процедуры заказчик может запросить у нас сведения в отношении стоимости и сроках выполнения экспертизы в письменном виде.

Сроки экспертизы проектной документации

Большинство заказчиков задают нам вопрос в отношении сроков проведения экспертизы. Дело в том, что сведения о периоде выполнения процедуры очень разнообразны, так как законодательство подвергается частым изменениям. В одних источниках говорится о 3-5 днях, в иных определен срок до 45, 60 и даже 90 дней.

Важно понимать, что в этом вопросе стоит ориентироваться только на нормы, указанные в законодательстве Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 29 Постановления Правительства Российской Федерации N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» определен период проведения экспертизы 60 дней. Однако, данный срок может быть ограничен 45 днями в случае экспертизы:

  • Результатов инженерных изысканий до момента, когда на экспертизу будет направлена проектная документация.
  • Проектных документов на жилые дома, в число которых входят встроено-пристроенные нежилые помещения, не относящиеся к уникальным объектам.
  • Проектной документации и инженерных изысканий объектов капитального строительства (реконструкции) в случае осуществления проекта в особых экономических зонах.

В 2016 году в Постановление Правительства N 145 были внесены изменения, с учетом которых заявитель имеет право по своему желанию продлить срок экспертизы на 30 дней. Нормы Постановления Российской Федерации относятся к государственной и негосударственной экспертизе проектной документации и инженерных изысканий. Также данным нормативным актом устанавливается и регулируется порядок подготовки заключения негосударственного исследования, а также его обжалования. Максимальный срок проведения экспертизы составляет 60 дней.

Что касается проверки проектной документации, то на это отводится 3 дня. Данный период обозначен в постановлении Правительства Российской Федерации № 145 в пункте 21. Сроки проверки документов и выдачи заключения – это разные понятия, которые могут не совпадать.

Этапы негосударственной экспертизы проектной документации

  1. Подача документов заказчиком в экспертную организацию. Строительная компания должна предоставить полный пакет документов, указанных в Постановлении № 87.
  2. Внесение платы за услуги.
  3. Подготовка к проведению проверки проектных бумаг.
  4. Распределение документов между экспертами.
  5. Выявление недостатков и их устранение. На данном этапе сотрудники экспертной компании тесно сотрудничают с заказчиком. Оптимальным вариантом взаимодействия является тот, при котором застройщик своевременно реагирует на замечания экспертов. Этот фактор является определяющим при определении срока экспертизы.
  6. Подготовка заключений по разделам документации и сводного заключения.

Таким образом, скорость выполнения исследования проектных документов зависит не только от работы экспертной команды, но и от ответственности заказчика.

Преимущества проведения экспертизы в нашей компании

1. Сроки. Наша коммерческая фирма проводит негосударственную экспертизу проектной документации и инженерных изысканий. Эта процедура осуществляется оперативно благодаря отсутствию необходимости оформления лишних документов, многолетнему опыту и высокой квалификации сотрудников. Мы всегда соблюдаем сроки оказания услуг и дату представления заключения, утвержденные в договоре. По просьбе заказчика допускается увеличение или сокращение периода проведения экспертизы.

2. Политика формирования цен. Стоимость проведения экспертизы находится в разумных пределах и выгодно отличается от цен конкурентов. Стоимость услуги определяется индивидуально для каждого клиента и зависит от нескольких факторов:

  • Объема предстоящей работы – числа документов, задач, которые необходимо решить.
  • Сложности исследований, необходимых для вынесения соответствующего объективного заключения.

Размер стоимости экспертизы проектной документации определяется в установленном договором порядке. Допускается оплата в любой удобной для заказчика форме. Все расходы будут заранее оговорены с клиентом.

3. Круглосуточная поддержка экспертов. Для того, чтобы обсудить вопрос сотрудничества, не обязательно записываться к нам на консультацию. Вы можете получить информационную поддержку и связаться со специалистами из любой точки России по единому телефону, видеосвязи или электронной почте в течение суток. Также при желании можно лично встретиться с экспертом.

4. Гарантируем качество выполняемой работы. Мы дорожим репутацией компании, поэтому несем ответственность за результат наших действий и оказываем услуги, соблюдая предусмотренные нормы и правила. Наша деятельность является законной, так как компания имеет аккредитацию.

5. Простота подачи документов. Сотрудничество с нашей организацией позволяет заказчику подавать подготовленную документацию от собственного лица в электронном виде независимо от места нахождения. Это облегчает и упрощает взаимодействие с клиентом, а также ускоряет процесс экспертизы. При этом доступ к документам специально ограничен – их могут увидеть только проектировщики и эксперты. Поэтому можно не переживать о безопасности передачи данных.

6. Предварительные консультации. Процесс формирования и подачи пакета документов на экспертизу является достаточно сложным. Поэтому наши специалисты бесплатно предоставляют сведения о составе проектных, правоустанавливающих бумаг, исходно-разрешительной документации, технических условий, которые необходимо собрать перед заключением договора.

7. Помощь в формировании пакета документов. При необходимости заказчик может воспользоваться юридическими услугами наших сотрудников. После поступления заявки специалисты высшей категории готовы оказать помощь в сборе и предоставлении необходимых бумаг в органы местной исполнительной власти, а также в оформлении документации для проведения экспертизы.

8. Поддержка клиента после проведенной экспертизы. Мы предоставляем услугу авторского аудита. В процедуру включены наблюдение за ходом осуществления проекта и своевременное исправление ошибок и недостатков проектной документации.

Позвоните нам, чтобы получить общую информацию об услуге или поговорить со специалистом. Мы соблюдаем тайну обращения, поэтому оказываем помощь на условиях конфиденциальности.

Нормативные документы

Соблюдение законодательных актов:

Сроки проведения и действия экспертизы проектной документации

Стаж работы в области строительства — 6 лет. Стаж работы в области строительно-технической экспертизы — 6 лет.

Просмотров
Опубликовано

Эксперт компании «Независимое Экспертное Партнерство» рассказывает о сроках экспертизы ПД

При заключении Договора на проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий заказчики часто интересуются максимальными и минимально возможными сроками действия и проведения данной процедуры в 2024 году. В этой статье постараемся максимально полно раскрыть этот вопрос и дать исчерпывающий ответ по теме.

Сроки проведения экспертизы проектной документации

Для того, чтобы разобраться со сроками проведения государственной или негосударственной экспертизы проектной документации на строительство следует ориентироваться на правоустанавливающие документы: федеральные законы, постановления, разъяснения и другие действующие нормативные акты.

Срок проведения государственной экспертизы ПД

Пункт 29 Постановления Правительства РФ N 145 «О порядке организации и проведения госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» регламентирует допустимую длительность проведения обследования в 42 дня.

В течение 30 рабочих дней проводится государственная экспертиза:

  • результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации;
  • проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых будут осуществляться в особых экономических зонах.

Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, в том числе со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, не относящихся к уникальным объектам, проводится в течение не более 20 рабочих дней.

Срок может быть продлены по инициативе заявителя не более чем на 20 рабочих дней в порядке, установленном договором .

В отношении ОКС, являющихся объектами федерального, регионального, местного значения, а также объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых планируется в рамках национальных проектов, федеральных проектов, не включенных в национальные проекты, государственных, федеральных адресных инвестиционных программ Российской Федерации максимальная длительность проведения госэкспертизы может быть продлен еще не более чем на 30 рабочих дней по решению организации в которой проводится государственная экспертиза соответствующих проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Срок проведения негосударственной экспертизы ПД

В ПП РФ N 145 речь идет о сроках проведения государственной проверки, а каков срок негосударственной экспертизы? Пункт 6 Постановления Правительства РФ № 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосэкспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» определяет этот норматив.

Выкопировка из Постановления Правительства РФ № 272

Согласно этому нормативному акту все процедуры негосударственных экспертиз, включая подготовку экспертного заключения и порядок его обжалования, регулируются Положением об организации и проведении государственной проверки проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Исходя из этой информации, важно понимать, что действующее законодательство РФ регулирует продолжительность обследований одними и теми же нормативными документами. Срок негосударственной экспертизы устанавливается законодательством в соответствии со сроком государственной и не должен превышать 42 дня (Постановление Правительства РФ №145 п.29).

ООО «Независимое Экспертное Партнерство» уже на протяжении многих лет успешно проводит негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Эксперты нашей компании стремятся максимально ускорить данный процесс, основываясь на принципах оперативности, порядочности, здравого смысла и стремления находить оптимальные для Заказчика технически грамотные решения, в том числе сложных ситуаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *