V 92 типовой проект школы
Перейти к содержимому

V 92 типовой проект школы

  • автор:

V 92 типовой проект школы

Типовая школа У-92 чертеж

Планировка школы V-92 разработана в 1999 году. 4-этажное здание из сборных железобетонных и панельных конструкций подходит для районов с плотной застройкой — планировка помещений здесь очень компактна.
Средняя площадь зданий составляет 7800 кв. м, проектная мощность рассчитана на 550 учащихся. В школе предусмотрены 32 учебных класса, два спортивных зала, столовая на 180 посадочных мест и актовый зал, вмещающий 230 человек.

Типовая серия — Проект V-92

Проект V-92 — это компактная школа, для того, чтобы построить здание этого типа нужна сравнительно небольшая площадь. Особенность таких школ — выступающий фасад, опирающийся на колонны. Если посмотреть на фотографию здания, то становится видно, что оно состоит из трёх частей: двух симметричных частей, между которыми находится вытянутая третья. В вытянутом элементе находтся два спортивных зала, в двух остальных — учебные кабинеты. Наличие двух спортивных залов — одна из особенностей школы. Малый зал находится в вынесенном вперёд элементе, опирающимся на колонны, а большой зал находится ровно посередине школы. Большой зал занимает два этажа в высоту, поэтому таких проблем, как в школах МЮ здесь нет, мяч не цепляет потолок. При этом, положение зала в центре здания создаёт проблемы со звукоизоляцией. Больше всего от этого страдают кабинеты на втором этаже, расположенные недалеко от входа в спортивный зал.

Черепаховый панцирь
дизайн общеобразовательной школы типа V-92

Оформление фойе школы фото

Красота и бесконечная вариативность мозаики, сложенной из геометрических фигур, вдохновила идею данного проекта. За основу взята проекция знакомых нам с уроков черчения трехмерных кубов, которые в разрезе могут создавать интересные, ни на что не похожие комбинации. Именно благодаря многократному повторению в каждом рисунке одной и той же 3D-модели, мы получаем уникальные, сбалансированные и невероятно притягательные узоры.

Иллюзия объемной росписи сохраняется, под каким бы углом мы ни смотрели на изображение. От каждой композиции лучами расходятся широкие мазки краски ярких цветов, что усиливает эффект калейдоскопа. Плавный переход из одной плоскости в другую обеспечивается цветовыми сочетаниями, которые также способствуют оптической иллюзии.

Проект делает отсылку к классическим орнаментам, которые часто применялись в дизайне помещений советского периода. Неустаревающие приемы в новом исполнении помогут преобразить привычное пространство вашей школы, сделают коридоры, переходы и холлы гораздо уютнее и привлекательнее. Этот вариант подойдет любой школе вне зависимости от её специфики.

Ритм по этажам

Орнамент эволюционирует от этажа к этажу, но в основе остается все образ трехмерного куба, который складывается в бесконечное количество разнообразных сочетаний. Здесь мы видим и своеобразную многоуровневую «гармошку», и пчелиные соты, и шестиугольную паутинку, и Т-образные фигуры. Каждому этажу соответствует своя цветовая гамма, но преимущественно используются спокойные оттенки. На каждом этаже мы видим уникальную мозаику.

Развитие идеи (ритм на этаже)

«Черепаховый панцирь», как наиболее яркий и запоминающийся элемент всей настенной росписи, далеко не во всех помещениях ведет себя активно. Широкие холлы и просторные коридоры, в которых учащиеся проводят время на переменах, в изобилии украшены деталями росписи. В тех местах, где скопление школьников нежелательно, мы видим лишь цветовые переходы и небольшие акценты общей композиции. В проекте активно задействована диагональ, которая уравновешивает прямоугольные формы, заложенные проектом здания: арки, двери, переходы.

Решение на лестнице

Здесь также присутствуют элементы 3D-графики: мы видим, как разноцветные плоскости растекаются в разных направлениях, сходятся углами, взаимодействуют между собой и с пространством лестничных переходов. Однако роспись ведет себя более спокойно, чем на этажах, и в ней отсутствуют замысловатые орнаменты. Это сделано намеренно, чтобы учащиеся не задерживались на ступеньках слишком долго.

Решение в санузлах

Роспись стен присутствует в качестве поддержки всего этажного ансамбля, но не выходит на первый план. Она лишь немного освежает интерьер уборных, не привлекая к себе большого внимания. Это позволяет сохранить косметический ремонт, который уже сделан в туалетах вашей школы ранее.

Введение

Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с Городской целевой программой «Модернизация московского образования (Столичное образование — 3)», как методическая основа дальнейшего совершенствования и развития материально — технической базы общеобразовательных учреждений города Москвы посредством реконструкции и модернизации сложившейся городской сети этих учреждений.

Реконструкция сети зданий школ должна основываться на требованиях действующих строительных норм (МГСН 1.01-99) и норм проектирования общеобразовательных школ (МГСН 4.06-03), а так же на учете перспективы развития образования и воспитания подрастающего поколения, определяемой программой «Модернизация московского образования (Столичное образование — 3)» (рис. 1, 2, 3).

Основными направлениями Рекомендаций являются:

1) Разработка методов достижения сложившейся материально- технической базы общеобразовательных школ современного нормативного уровня (МГСН 4.06-03 «Общеобразовательные учреждения»).

2) Методика расчета сетевых нормативных показателей для групп помещений профильного обучения 8 — 11 классов.

3) Методика расчета количества и параметров учебно-спортивных залов для общеобразовательных школ в соответствии с современными программами физического воспитания учащихся 1 — 4, 5 — 9, 10 — 11 классов.

4) Формирование основ реконструкции сложившейся сети общеобразовательных школ посредством создания новых типов базовых и сетевых общеобразовательных школ II — III ступеней обучения, учебных центров, содержащих в себе специализированные функциональные группы помещений.

1. Социально-педагогические основы и направления развития и совершенствования материальной базы общеобразовательных школ

1.1. Социально — педагогической основой развития и совершенствования материальной базы общего образования является заинтересованность общества в подготовке и воспитании всесторонне развитого, интеллектуального поколения людей.

1.2. Разностороннее развитие личности школьника подразумевает создание соответствующей материальной среды, адекватной задачам обучения и воспитания. Материальная среда общеобразовательной школы должна обеспечивать:

1. Условия получения широкого спектра познания об окружающем мире

2. Возможность теоретического освоения общеобразовательных дисциплин

3. Условие проверки (опытом) отдельных теоретических познаний

4. Возможность творческого осмысления приобретаемых знаний

5. Условия получения полноценного физического развития и эстетического воспитания.

1.3. Указанные выше компоненты материальной среды, как правило, отсутствуют в существующих зданиях школ, построенных по проектам прошлых лет.

Решение проблемы восполнения отсутствующих компонентов материальной среды в каждой отдельной существующей школе, как показала практика реконструкции школьных зданий, не целесообразно и не всегда возможно в сложившейся затесненной застройке.

Наиболее рациональным и экономически оправданным является подход к модернизации сети школьных зданий выбранной городской территории на основе строительства новых сетевых, базовых школ и учебных центров.

1.4. Направление развития недостающей материальной базы при каждой школе ведет к перерасходу средств на строительство и эксплуатацию, ограничению возможностей развития этой базы, дефициту квалифицированных педагогических кадров.

Сетевой подход к реконструкции и развитию материальной среды общеобразовательных школ, когда на группу реконструируемых школ предусматривается учебный центр с концентрированной базой специализированных учебных помещений для полноценного обучения, обеспечивает относительную экономию средств в расчете на сеть зданий при высоком качестве материальной базы в основном профильного дифференцированного обучения, а так же физического развития и художественно-эстетического воспитания старших школьников окружающих школ с менее развитой материальной средой.

1.5. Действующие нормы проектирования общеобразовательных учреждений (МГСН 4.06-03) дают основу для модернизации существующего фонда зданий школ по общей группе учебных помещений начальной, основной и старшей школы (см. табл. 1).

Вместе с тем, нормируемый состав помещений школ городского заказа не обеспечивает развития профильного обучения для 8 — 11 классов (требования Закона об Образовании) и введение занятий игровыми видами спорта в программу физического развития школьников.

1.6. Как показывает анализ материальной среды существующих школьных зданий Москвы, нормируемая (расчетная) площадь на 1-го учащегося находится в пределах 3,7 — 4,7 м 2 (по МГСН 4.06-03 она составляет 11 — 12 м 2 ).

В качественном отношении состав помещений существующих школ не полноценно отвечает современным социально-педагогическим задачам обучения и воспитания, и в первую очередь не обеспечивает требуемую для полноценного проведения занятий норму площади в учебных помещениях (2,5 — 3,5 м 2 на учащегося). К тому же в составе школьных помещений практически отсутствуют специализированные учебные кабинеты для учащихся старших возрастов, а площадь и габариты спортивных помещений не позволяют проводить занятия легкой атлетикой, игровыми видами спорта и плаванием.

Сравнение состава и площадей помещений средних общеобразовательных школ по нормативам последних лет

Дополнение № 1 к МГСН 4.06-96 (1999 г)

Тип школы, классов

Наполняемость классов, уч-ся

Вместимость здания, уч-ся

Учебная группа помещений

Классы начальной школы:

Классы -кабинеты основной школы (5 — 9 классы)

Кабине ты средней полной школы (10 — 11 классы)

Кабинеты естественных наук (лаборатории) +

Кабинеты иностранного языка

Кабинет технического черчения

Общешкольная группа помещений

Группа помещений свободного творчества

Учебно -спортивные залы

(18 ´ 36, 12 ´ 15) 250

(18 ´ 36, 12 ´ 24, 12 ´ 15) 360

Столовая (обеденный зал + кухонный блок)

Итого: расчетная площадь

Рис. 1 Модель разностороннего развития личности

Рис. 2 Модель шк алы полного дня

Рис. 3 Тенденции роста нормируемой площади (на одно ученическое место) основных функциональных групп помещений средней общеобразовательной шк алы.

ТО — группа помещений теории и общеобразовательных дисциплин; УЦ — группа помещений учебного центра (управление, информация, технический центр); П — группа практики (мастерские с политехническим уклоном); С — группа спорта; Т — группа помещений творчества (техническое, любителей природы, изобразительное искусство); Б — группа помещений столовой и хозпомещения (быта).

2. Основы формирования сетевых общеобразовательных школ для 8 — 11 классов (специализированные функциональные группы помещений)

2.1. Формирование сетевых школ II — III ступени обучения

2.1.1. Основным рекомендуемым способом модернизации сложившейся сети школьных зданий является сетевой подход, при котором на сеть школ района предусматривается сетевая школа — (специализированный учебный центр) для учащихся 8 — 11 классов.

2.1.2. Примерная номенклатура типов сетевых школ учебных центров приведена в таблице 2. По содержанию и назначению они подразделяются на следующие типы:

старшая профильная школа;

учебный — спортивный центр;

учебно -воспитательный центр — школа творчества;

оздоровительная школа (5 — 11 классы).

2.1.3. Состав и площади помещений сетевых школ — учебных центров определяются заданием на проектирование, исходя из численности школьников 5 — 11 или 8 — 11 классов конкретного района, пешеходной или транспортной доступности школ — центров, особенностей планировки структуры района.

2.1.4. Специализированные функциональные группы помещений для сетевых школ подразделяются на следующие виды:

2.1.5. Сетевые школы — учебные центры помимо специализированных функциональных групп помещений должны в своем составе иметь так же основные функциональные группы помещений общеобразовательных школ.

2.1.6. На основе специализированных групп помещений могут создаваться различные типы сетевых школ. Они могут также входить в состав кооперированных учебно-воспитательных центров.

2.2 Специализированная группа помещений профильного обучения 8 — 11 классов (старшая профильная школа)

2.2.1. Профильное обучение на практике, как правило, организуется по трем основным направлениям: естественно -научное (ЕН), техническое (Т) и социально-гуманитарное (СГ). Доля каждого направления определяется заданием на проектирование СПШ в соответствии с потребностями в кадрах конкретных жилых районов, научных учреждений и производства. В настоящих рекомендациях для примеров расчета эти доли принимаются равными — по 1/3.

Сетевые школы — учебные центры для учащихся 5 — 11, 8 — 11 или 10 — 11 классовобщеобразовательных школ со специализированными группами помещений.

(Тип) вид здания оптимально (300 — 480 учащихся/мест)

Группа профильного обучения

Группа художественно-эстетического воспитания

Группа творческой деятельности

Медицинская оздоровительная группа

Общеобразовательная школа III ступени обучения

Старшая профильная школа

Учебно-спортивны й центр

Учебно-воспитательный центр — школа творчества

Оздоровительная школа (5 — 11 классы)

Условные обозначения: — оптимальная программа; — 1/2 программы; — 1/4 программы; — 3/8 программы; — 1/8 программы; — О программы

— Конкретные величины указанных специализированных функциональных групп определяется заданием на проектирование, исходя из сложившегося фонда школ района.

2.2.2. В состав специализированного блока учебных кабинетов для профильного обучения включаются: 1) лаборатории или специализированные кабинеты для теоретических занятий учебной группы в целом; 2) помещения для практических работ (практикумы) на 1 /2 учебной группы каждая; 3) лаборантские с рабочим местом преподавателя и лаборанта; 4) ресурсный центр для хранения оборудования и учебно-наглядных пособий, как отделение центра информации — библиотеки школы.

2.2.3. Практикум, как основное помещение для реализации программ дифференцированного профильного обучения, предназначен для учащихся 8 — 11 классов.

2.2.4. Одно помещение практикума обеспечивает 6,5 учебных часов (расчетных) занятий в день (4 часа в первой половине дня и 2,5 часа во второй); в неделю — 32,5 часов (6,5 ´ 5), что корреспондируется с базисными учебными планами — 30 — 36 часов занятий в неделю.

2.2.5. Расчетная вместимость одного помещения практикума составляет 10 учащихся или половина классной группы (20 учащихся), расчетная пропускная способность в день — 65 учащихся ( 10 ´ 6,5).

2.2.6. Как правило, учебными планами в практикумах предусматриваются сдвоенные уроки. Учитывая это обстоятельство, расчетная пропускная способность в день одного практикума при сдвоенных уроках равняется 33 (65:2) учащихся, в учебную неделю — 165 (33 ´ 5) учащихся.

2.2.7. Расчетная посещаемость одним учащимся в неделю практикума принимается 2 — 2,5 раза. Отсюда, один практикум может обеспечивать занятия 66 — 83 учащихся 8 — 11 классов (при 100 % загрузке помещения). Имея в виду, что нормируемая загрузка помещения не должна превышать 75 % времени, расчетное число учащихся в неделю на один практикум любого направления принимается 50 — 60 человек.

2.2.8. При организации минимум трех направлений профильного обучения (социально-гуманитарный, естественно-научный и технический) требуется три помещения для практических занятий с фактической пропускной способностью 180 — 150 учащихся.

В однокомплектной школе с числом учащихся 8 — 11 классов (80 человек) загрузка этих помещений составит 44 — 53 % от нормируемой.

2.2.9. В школе с двумя параллелями 8 — 11 классов (160 учащихся) загрузка помещений практикумов составит 90 — 107 % от нормируемой.

2.2.10. Примерные составы и площади помещений для профильного обучения 8 — 11 классов общеобразовательных школ по естественно-научному, техническому (технологическому) и социально-гуманитарному направлениям приведены в табл. 3, 4 и 5.

2.2. 11. Методика расчета числа мест приведена в Пособии к МГСН 4.06-03 выпуск 2 «Старшие профильные школы».

2.2.12. Материально — техническую базу профильного обучения, одновременно можно рассматривать как сферу творческой деятельности школьников во внеучебное время, т.к. она содержит соответствующую материальную среду.

Состав и площади помещений специализированных блоков помещений естественно-научного профиля (физика, химия, биология) для профильного обучения учащихся 8 — 11 классов

Количество профилей обучения

Расчетное число мест

Лаборатория (20 мест)

Практикум (10 мест)

1) Жирной чертой выделен основной расчетный планировочный модуль.

2) Удвоенное число практикумов и лабораторий является оптимальным решением, т.к. создает более гибкие условия функционирования, а дополнительные помещения в виде аудитории — обеспечивает полноценное обучение по системе «ученик — группа — класс — поток».

3) Сопоставление удельных показателей показывает, что с увеличением числа направлений профильного обучения улучшаются: а) технико-экономические показатели; б) качественный состав помещений блоков.

4) Расчетное число мест профильного обучения определяется числом мест в помещении для опытно-практических работ (практикумах).

5) Один практикум — эквивалент одному профилю обучения.

Состав и площади специализированных блоков помещений профильного обучения учащихся 8 — 11 классов технического направления и технологий

Количество профилей обучения

Расчетное число мест

Учебный кабинет изучения технологии и техники с лаборантской

Практикум (10 мест)

Кладовая дли хранения сырья, материалов и готовой продукции

1) Площадь помещений практикумов принята оптимальной 132 м 2 , минимальная площадь может быть 90 м 2 (электроника); максимальная — 270 м 2 (связано с техническим оборудованием).

2) Жирной чертой выделен основной расчетный планировочный модуль.

3) Вместимость определяется числом мест в помещениях практикумов.

Состав и площади специализированных блоков помещений социально — гуманитарных наук профильного обучения учащихся 8 — 11 классов

Количество профилей обучения

Расчетное число мест

Аудитория с полиэкраном

Учебный кабинет (20 мест)

72 + 2 ´ 36 + 2 ´ 18

2 ´ 72 + 2 ´ 36 + 2 ´ 18

1). Один кабинет на два направления: литература — язык; география — история; информатика — математика.

2). Практикум по информатике и географии требуют 6 м 2 на одно место, т.е. практикум на 1 0 мест = 60 м 2

3). Жирной чертой выделен основной расчетно-планировочный модуль

2.3. Специализированная группа учебно-спортивных помещений (учебный центр)

2.3.1. Расчет учебно-спортивных помещений, как правило, производится на основе: 1) учебной программы по физической культуре для школьников 5 — 11 классов; 2) типов и функциональных возможностей спортзалов по видам спортивных занятий и их пропускной способности; 3) дефицита спортивно-оздоровительных помещений в общеобразовательных школах жилого района.

2.3.2. Учебными программами по физическому развитию учащихся общеобразовательных школ, предусматриваются: теоретические занятия, занятия гимнастикой, легкой атлетикой, подвижными играми, спортивными играми (волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч), лыжами, кроссом или конькобежной подготовкой, плаванием, борьбой.

2.3.3. Распределение учебного времени по различным видам занятий физкультурой (сетка часов) приведено в таблице 6.

Доля времени по видам занятий составляет:

1. В начальной школе (1 — 4 классы) — гимнастика — 28 часов (32 %), подвижные игры — 20 часов (22 %), лыжи-коньки — 16 часов(18 %), плавание (3 — 4 классы) — 26 часов (28 %).

2. В основной и старшей школе (5 — 11 классы): гимнастика — 1 6 часов (18 %), легкая атлетика — 20 часа (22 %), спорт-игры — 16 часов (18 %), лыжи-коньки — 16 часов (18 %), плавание — 14 часов (14 %), борьба — 6 часов (8 %).

2.3.4. Параметры спортзалов (9 ´ 18 — 12 ´ 24 м) существующих школ, построенных по проектам прошлых лет, в основном были ориентированы на гимнастику и подвижные игры, составляющие в современной учебной программе начальной школы в сумме 54 % всех учебных занятий по физкультуре, а в основной и старшей школе, где приоритет отдан игровым видам спорта, лишь 18 — 20 %.

2.3.5. Решать задачу обеспечения материальной базы физического развития учащихся основной и старшей школах (5 — 11 классы), для которых определяющими являются игровые виды спорта, плавание, лёгкая атлетика (80 % годового времени), рекомендуется при модернизации школьной сети района за счёт размещения в ней новых базовых (сетевых) школ с развитым составом спортивных помещений.

X ) — характеристика и назначение спортзалов и бассейна (см. табл. 7).

2.3.6. Расчет спортивно-оздоровительных помещений базовых сетевых школ следует производить с учётом следующий конкретных условий:

1) функциональная характеристика сложившегося фонда зданий; 2) наличие соответствующей свободной территории; 3) количества учащихся, занимающихся в сетевых школах (5 — 11 классы) и др. сопутствующих факторов (см. табл. 6, 7).

2.3.7. Методика расчета сети школьных спорт. помещений на примере жилого района «Коньково» приведена в Пособии к МГСН 4.06-03, выпуск 2.

2.3.8. Для усиления материальной среды по занятиям легкой атлетикой рекомендуется на земельном участке предусматривать легкоатлетическое ядро с круговой беговой дорожкой 333 м или 250 м.

Распределение учебного времени (сетка часов) по различным видам занятий физической культурой в общеобразовательных школах

В процессе уроков (часы)

Спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч) *

Лыжная, или кроссовая или конькобежная подготовка **

*) Для учащихся — V — VII классов, как правило, две игры, для VIII класса — одна.

**) Кроссовая и конькобежная подготовка для бесснежных районов (вместо лыж).

***) За счет сокращения времени на другие виды занятий.

****) По усмотрению учителя за счет времени, предусмотренного для других видов занятий.

Примечание: По материалам Комплексной Программы физического воспитания учащихся 1 — 4, 5 — 9, 10 — 11 классов общеобразовательных школ (Академия Педагогических Наук СССР ( 1985 г.).

Функциональные характеристики по видам занятий учебно-спортивных помещений общеобразовательных школ

Легкая атлетика (элементы)

Бассейны с ваннами:

Функциональные характеристики и пропускная способность учебно-спортивных залов общеобразовательных школ

Пропускная способность залов (уч-ся)

Расчётная площади пола зала на 1 уч-ся, м 2

Обслуживаемое число уч-ся

Площадь обслуживающих помещений, м 2

Суммарная площадь спорт помещений (зал + обсл. пом.), м 2

Площадь блока спорт помещений на 1 уч., м 2

В день (6 часов учебного времени)

В учебную неделю (5 дней)

В неделю (гимнастика)

2 часа в неделю (гимнастика)

3 часа в неделю (2/3 гим. 1/3 игр.)

2 ´ 18 + 12 + 4 + 10

4 ´ 18 + 16 + 4 + 10

140 (182) 4 (6) ´ 21 + 32 + 4 + 20

4 (6) ´ 21 + 32 + 4 + 20

8 (12) ´ 21 + 8 + 2 ´ 32 + 40

*) Справочное пособие к СНи П «Проектирование спортивных залов, помещений для физкультурно-оздоровительных занятий» (1991 г.).

2.4. Специализированная группа помещений — художественно-эстетического воспитания

2.4.1. Художественно-эстетическое воспитание, является одним из важнейших элементов разностороннего развития школьника и требует соответствующей материально-технической базы.

Эта база в существующих школах чрезвычайно бедна и, как правило, ограничивается одним или двумя небольшими помещениями, а подчас полностью отсутствует.

2.4.2. Основы формирования этой группы помещений заложены в нормах проектирования общеобразовательных учреждений МГСН 4.06-03, таблица Ж2.

Основными помещениями являются студии: 1) изобразительного искусства; 2) музыки и пения; 3) хореографии- танцев; 4) драмкружка и т.д. Студия является наиболее универсальным помещением, её оптимальные размеры — 12 ´ 12 м (144 м 2 ) , площадь подсобных помещений от 18 до 50 м в зависимости от их назначения.

2.4.3. Примерный состав специализированных помещений художественно-эстетического воспитания для сетевых школ, приведены в таблице 9.

2.5. Специализированная функциональная группа помещений творческого развития

В группу помещений творческого развития включены три сферы деятельности: Природа, Техника и Искусство, в которых наряду с углубленным изучением предмета решаются задачи по творческому развитию учащихся (юные натуралисты, юные техники, изобразительное искусство).

Указанные специализированные группы помещений могут формироваться в составе отдельных сетевых школ или входить в разнообразные учебно-воспитательные центры жилых районов.

Примерный состав специализированной группы помещений художественно-эстетического воспитания

Площади помещений, м 2

Учебный кабинет эстетики и синтеза искусств с полиэкраном

Студия изобразительного искусства, на 12 мест

кладовая хранения работ и материалов

Студия музыки и пения на 24 места

Комната хранения муз. инструментов

Студия хореографии на 12 мест

Комната хранения костюмов

Студия драматического искусства — кукольный театр ( 12 мест)

Подсобные комнаты — артистические

Комната хранения костюмов

Студия строительного искусства и архитектуры (12 мест)

Примерный состав специализированных групп помещений творческого развития

Сферы творческой деятельности

Музей — информационный центр

Учебные кабинеты теории

Рабочие комнаты — практикумы для опытной работы

Учебные кабинеты биологии

Кладовые — комнаты хранения макетов, пособий

Рабочие комнаты творческой деятельности

Универсальные кабинеты по общеобразовательным дисциплинам

Далее см. Пособие к МГСН 4.06-03

Приложение табл. Ж-14

Приложение табл. Ж-13

Приложение табл. Ж-12

1) Состав и площади функциональных групп помещений (зрительного зала, административных, столовой и т.д. см. по расчетным показателям общеобразовательной школы).

2) Наполняемость учебной группы — 20 учащихся.

2.6. Специализированная функциональная группа помещений оздоровительно-медицинского назначения (оздоровительная школа)

2.6. 1. Оздоровительная общеобразовательная школа трактуется, как сетевая школа, позволяющая на её базе обучать постоянно и эпизодически учащихся с ослабленным здоровьем.

2.6.2. В составе этой группы предусматриваются помещения следующего назначения:

— психологической и эмоциональной разгрузки;

— информации и разработки индивидуальных, альтернативных, оздоровительных и учебно-воспитательных программ;

2.6.3. Каждая учебная группа численностью 12 учащихся проводит в данной школе 50 % учебного времени, остальное время она проводит в соседней школе района либо в режиме надомного обучения. Учебная группа численностью 20 — 24 учащихся обучается постоянно (100 % времени).

2.6.4. Предусматривается индивидуальный подход к обучению учащихся, для чего должны разрабатываться индивидуальные методические и учебно-оздоровительные программы на основе различных форм обучения и индивидуальных особенностей детей.

2.6.5. Оздоровительные мероприятия, осуществляемые в данной школе, включают помимо медицинского наблюдения, различные коррекционные и компенсационные мероприятия, а также эмоционально -художественные и оздоровительно-спортивные занятия (см. табл. 11, 12, 13).

2.6.6. Сетевые школы — учебные центры, помимо специализированных функциональных групп помещений, должны в своем составе иметь основные функциональные группы общеобразовательных школ (учебные и общешкольные). В каждом конкретном случае их число и площадь принимается исходя из градостроительной ситуации. Следует так же предусматривать рекреационный центр — досуга (см. МГСН 4.06-03, табл. Ж-8).

2.6.7. Возможна кооперация сетевых школ разного назначения в единые учебные комплексы.

Примерный состав помещений оздоровительного назначения

Спортзал 12 ´ 24 *

Зал лечебной гимнастики и реабилитации ( 12 ´ 12 м)

— комната уборочного инвентаря

Ванна 16 ´ 9 глубиной 0,8 м — 1,2 м

— раздевальные при ванне

— медсестра с лабораторией

Психологической разгрузки и эмоционально-художественного воспитания

Плескательно-игровой бассейн с ванной 6 ´ 12 м, глубиной 0,6 — 0,4 м

Студия музыки с подсобными помещениями

Студия изобразительного искусства с подсобными помещениями

Студия хореографии с подсобными помещениями

Зал творческой деятельности и прикладного искусства

Помещения при студиях для хранения инвентаря, комнаты преподавателей, с/у

Помещения терапевтической коррекции

Кабинет музыкальных занятий

Кукольная (изготовление) мастерская с кладовой

Примерный состав медицинской группы помещений

Кабинет медицинской сестры

Кабинет врача ЛФК

Зал групповых занятий ЛФК с кладовой и раздевалкой

Комната отдыха массажистов с санитарным узлом

Кабинет «вода-песок» с подсобными помещениями

Кабинет групповой психотерапии

Комнаты хранения чистого и грязного белья

Санузлы для учащихся

Санузлы для персонала

Комната личной гигиены для женщин (при санузле для женщин)

Примерный состав группы помещений информации и разработки альтернативных учебных программ

Помещения информации и разработки индивидуальных учебных программ

Библиотека и медиатека с местами для занятий учащихся

Зал множительной техники

Методический кабинет для разработки индивидуальных учебных программ

Комнаты для индивидуальных занятий (рабочие комнаты)

Компьютерные классы (на 6 чел).

3. Характеристика сложившейся сети школьных зданий г. Москвы (по сектору Центр — Периферия)

Сеть школьных зданий Москвы формировалась этапами в течение многих десятилетий и весьма не однородна по территории от центра к периферии.

В настоящих Рекомендациях приведены характеристики жилых районов от центра к периферии юго-западного направления (рис. 4). Это районы «Басманный» в пределах Садового кольца, район «Хамовники» за пределами Садового кольца, район «Черемушки», район «Коньково» и район нового современного строительства «Южное Бутово».

3.1. Сеть школьных зданий района «Басманное» (Центральный административный округ) сформировалась из зданий школ, построенных по индивидуальным проектам до 30-х годов, зданий школ 30 — 40-х годов, возведенных по первым типовым проектам, в которых были предусмотрены в основном только классные комнаты, школ 50-х годов, в которых дополнительно к классным помещениям были предусмотрены: спортзал 9 ´ 18 м и актовый зал на 5-м этаже. Главной задачей этого периода школьного строительства было наращивание фонда классных помещений, необходимых для решения задачи обеспечения всеобщей грамотности. Такие школы с некоторыми изменениями сохранились до наших дней. Многие из них, пришли в негодность и подлежат сносу, некоторые могут быть модернизированы.

Примеры таких проектов 30-х и 50-х годов приведены на рис. 5 и 6, технические данные — в табл. 3-1, 3-2. В подобных проектах, как правило, на одного учащегося в среднем приходится 2,8 — 3,8 м 2 расчетной площади.

Земельные территории этих школ, как правило, малы (от 0,34 га до 0,4 га) и не позволяют осуществить пристройки в целях модернизации этих зданий.

3.2. Сеть школьных зданий района «Хамовники» состоит отчасти из тех же типов зданий школ, что и в «Басманном», но к ним добавлены школы типа МЮ (рис. 7, табл. 11) со спортзалом 9 ´ 18 м. На одно ученическое место в среднем приходится примерно 3,6 м 2 расчетной площади. Земельная территория в пределах 0,3 — 1 га. В отличие от района ЦАО, здесь имеются некоторые возможности на отдельных участках возвести дополнительно учебные блоки-пристройки.

3.3. В районе «Черемушки» основу существующей сети школ составляют школы типа МЮ, а так же школы типа 65 -426/1. На одного учащегося в среднем приходится 4,1 м 2 площади. Здания имеют участки размером от 1,2 до 2,4 га, что в отличие от предшествующих районов позволяет найти место для пристроек строительства новых сетевых школ для расширения материально-педагогической базы и приближения к современным требованиям.

3.4. В районе «Коньково» сеть школьных зданий сформирована из типовых школ 80-х годов. Это здания типа 65-426/1 и типа У-76 (данные приведены в табл. 3-4, 3-5, а также на рис. 8, 9). Материально-техническая характеристика зданий значительно выше: на одного учащегося приходится в среднем 6 м 2 нормируемой площади.

Участки школ с частью земельных территорий приближается к 2 га, что дает возможность осуществления пристроек и строительства новых сетевых школ и учебных центров.

3.5. Район «Южное Бутово» (новое строительство) формируется из зданий типа V -92 с более современной материальной средой 6,4 м 2 на одного учащегося (данные приведены в табл. 3-6 и на рис. 10), которые имеют в своем составе спортзалы размером 12 ´ 24 м и др. общешкольные помещения. Однако это ниже контрольных показателей действующих норм на строительство массовых школ.

Размеры участков школ также позволяют предусмотреть пристройки и новое строительство сетевых школ.

Планом развития района предусмотрена также территория (порядка 4 га) для строительства Учебно-воспитательного комплекса, который по идее должен компенсировать недостающие помещения в целом по сети школ.

Рис. 4 Схема размещения районов — пример реконструкции школьно й сети

Б — «Басманный»; Х — «Хамовники»; Ч — «Ч еремушки»; К — «Коньково»; ЮБ — «Южное Бутово».

Структурная карта основных функциональных групп помещений проекта школы на 22 класса ( по нормам 1935 г.) на 880 учащихся

Общешкольная группа помещений

Состав, площадь (м 2 )

Состав, площадь (м 2 )

Итого по группе

Итого по группе

Всего площадь, расчетная по зданию

1. По учебной группе помещений в колонке «Всего» в числителе дана суммарная площадь помещений, в знаменателе — их количество.

Структурная карта основных функциональных групп помещений проекта школы (по нормам 1956 г.) на 920 учащихся 23 класса

Общешкольная группа помещений

Состав, площадь (м 2 )

Состав, площадь (м 2 )

50 ´ 22; 69 ´ 1; 62 ´ 1; 70 ´ 1

Итого по группе

Итого по группе

Всего площадь расчетная по зданию 3527/3,83

1. По учебной группе помещений в колонке «Всего» в числителе дана суммарная площадь помещений, в знаменателе — их количество.

2. По общешкольной группе помещений в колонке «Состав, площадь ( м 2 )» в числителе дана суммарная площадь помещений , в знаменателе — их количество.

Рис. 5 Проект школы по нормам 1935 г. на 880 учащихся (22 класса)

Рис. 6 Проект школы по нормам 1956 г. на 920 учащихся (23 класса)

Рис. 7 Типовой проект школы МЮ

Главный фасад, план 1-го этажа, план основного этажа, разрез

1 — основные учебные помещения, 3 — административные, 4 — спортзал, 7 — столовая, рекреации заштрихованы.

Структурная карта основных функциональных групп помещений типового проекта МЮ

Общешкольная группа помещений

Состав, площадь (м 2 )

Состав, площадь ( м 2 )

Спортивно-оздоровительные, в т.ч. зал и обслуживающие помещения

50 ´ 15;52 ´ 1; 63,4 ´ 2

Зрительного зала, в т.ч. зал и обслуживающие помещения

Итого по группе

Итого по группе

Всего площадь расчетная по зданию 3159,4/3,6

1. По учебной группе помещений в колонке «Всего» в числителе дана суммарная площадь помещений, в знаменателе — их количество.

2. По общешкольной группе помещений в колонке «Состав, площадь ( м 2 )» в числителе дана суммарная площадь помещений, в знаменателе — площадь залов + площадь обслуживающих помещений .

Структурная карта основных функциональных групп помещений типового проекта 65-42 6/1

Общешкольная группа помещений

Состав, площадь (м 2 )

Состав, площадь (м 2 )

Основные учебные: — более 50 м 2

Спортивно -оздоровительные, в т.ч. зал и обслуживающие помещения

Зрительного зала, в т.ч. зал и обслуживающие помещения

Итого по группе

Итого по группе

Всего площадь расчетная нормируемая по зданию 4089/4, 1

1. По учебной группе помещений в колонке «Всего» в числителе дана суммарная площадь помещений, в знаменателе — их количество.

2. По общешкольной группе помещений в колонке «Состав, площадь ( м 2 )» в числителе дана суммарная площадь помещений, в знаменателе — площадь залов + площадь обслуживающих помещений.

Рис. 8 Типовой проект школы 65-426/1

Главный фасад, план 1-го этажа, план 2-го этажа, разрез

1 — основные учебные помещения, 2 — библиотека, 3 — административные, 4 — спортзал, 5 — зрительный зал, рекреации заштрихованы.

Структурная карта основных функциональных групп помещений типового проекта V -76

Общешкольная группа помещений

Состав, площадь (м 2 )

Состав, площадь (м 2 )

Спортивно-оздоровительные, в т.ч. зал и обслуживающие помещения

465,3/288 + 75 + 97,5

Зрительного зала, в т.ч. зал и обслуживающие помещения

18 ´ 5; 15 ´ 3; 56 ´ 1

Итого по группе

Итого по группе

Всего площадь расчетная нормируемая по зданию 7094/6

1. По учебной группе помещений в колонке «Всего» в числителе дана суммарная площадь помещений, в знаменателе — их количество.

2. По общешкольной группе помещений в колонке «Состав, площадь ( м 2 )» в числителе дана суммарная площадь помещений, в знаменателе — площадь залов + площадь обслуживающих помещений.

Рис. 9 Типовой проект школы У-76

Главный фасад, план 1-го этажа, план 2-го этажа, разрез

1 — основные учебные помещения, 3 — административные, 4 — спортзал, 5 — зрительный зал, заштрихованы рекреации

Структурная карта основных функциональных групп помещений типового проекта V -92

Общешкольная группа помещений

Основные учебные: — более 70 м 2

Спортивно-оздоровительные, в т.ч. зал и обслуживающие помещения

574/288 + 152 + 144

Зрительного зала, в т.ч. зал и обслуживающие помещения

37 ´ 3; 73 ´ 1; 18 ´ 3; 16 ´ 2

Итого по группе

Итого по группе

Всего площадь расчетная нормируемая по зданию 5403/6,4

1. По учебной группе помещений в колонке «Всего» в числителе дана суммарная площадь помещений, в знаменателе — их количество.

2. По общешкольной группе помещений в колонке «Состав, площадь ( м 2 )» в числителе дана суммарная площадь помещений, в знаменателе — площадь залов + площадь обслуживающих помещений.

Рис. 10 Типовой проект школы У-92

Боковой фасад; план 1-го этажа; план 2-го этажа ; разрез; 1 — основные учебные помещения, 3 — административные, 4 — спортзал, 5 — зрительный зал; рекреации заштрихованы

Технико-экономическая характеристика зданий школ, построенных по проектам прошлых лет

Наполняемость классов-кабинетов (уч.)

Вместимость здания (уч.)

Удельный показатель нормируемой (расчетной) площади (м 2 )

В т.ч. по учебной группе

По общешкольной группе

х) показатели при перерасчете на действующие нормы

4. Расчет материальной среды базовых школ на основе системного (комплексного) подхода к организации сети зданий общеобразовательных школ жилого района (на примере района «Басманный»)

4.1. На территории района «Басманный» (в пределах Садового кольца) расположено 12 объектов образования. Из них 5 специализированных школ: спортивная, музыкальная, вспомогательная, национальная (еврейская) школы и УПК (учебно-производственный комбинат). Среди общеобразовательных учреждений (всего 7) находятся гимназия и школа с изучением французского языка. Остальные 5 школ относятся к традиционным общеобразовательным школам. Все эти школы, построенные еще до 50-х годов по первым типовым проектам и имеют устаревший состав помещений, не отвечающий современным педагогическим требованиям. Несколько позже к отдельным из них были пристроены спортзалы (8 ´ 16, 8 ´ 21 и 9 ´ 13 м). Общая площадь 5-ти этих зданий составляет (3401 + 3232 + 3 154 + 3588 + 4662) 18037 м 2 . В них обучается (483 + 345 + 523 + 608 + 523) 2482 учащихся. Таким образом, на 1 учащегося приходится 18037/2482 = 7,3 м 2 общей площади или 5,5 м 2 нормируемой площади. Анализ состава помещений общеобразовательных школ района приведен в табл. Б-1.

4.2. Нормами проектирования общеобразовательных учреждений МГСН 4.06-03 на одного учащегося предусматривается 12,4 м 2 расчетной площади. Дефицит составляет (12 ,4 — 5,5) 6,9 м 2 (без учета создания материальной базы профильного обучения и бассейна для обучения плаванию).

4.3. При реконструкции каждой школы отдельно к ним необходимо пристроить блоки недостающих помещений (довести до уровня современных норм) суммарной расчетной площади (6,9 ´ 2482) 17126 м 2 (22606 м 2 общей площади). Без учета создания базы специализированных учебных кабинетов для дифференцированного профильного обучения старших классов. Для создания этой базы к каждой школе необходимо пристроить дополнительно , (согласно расчетным таблицам 3, 4 и 5) блок помещений с расчетной площадью (564 + 727 + 332 м 2 ) 1623 м 2 , а по 5 школ это состави т (1623 ´ 5) 8115 м 2 . При этом происходит распыление базы профильного обучения и образуются группы помещений с низкой эффективностью использования (при каждой школе).

4.4. Более целесообразным для решения «подтягивания» материальной базы школ до уровня современных норм является путь системного (сетевого) подхода, когда все сосредоточено в «одном месте» создается концентрированная база, обеспечивающая потребности не одной школы, а всей сети окружающих школ.

В районе «Басманный» таким реальным местом является школа 310, которая подлежит сносу. Благодаря сносу появляются условия для создания концентрированной базы специализированных кабинетов и некоторое улучшение базы спорта для группы из 5-ти общеобразовательных школ. Ограничивающим фактором здесь является малая площадь участок — (0,43 га) освобождающегося участка. Схема организации сети школ района «Басманный» приведена на рис. Б-1 (предложение).

4.5 Расчет дополнительных помещений школы № 310 (Б. Харитоньевский пер.)

4.5. 1. Общее количество учебных групп учащихся района исходя из наполняемости классной группы 25 чел., составляет (2482:25) 100 классов или 9 параллелей учащихся 1 — 11 классов. Из них старшие 8 — 11 классы, которым необходима более совершенная материально-техническая база (специализированные блоки помещений профильного обучения и игровые спортзалы) составляют 38 классов.

4.5.2. Расчет централизованной группы помещений профильного обучения на сеть школ района (5 школ) проводится следующим образом.

В общей структуре возрастных классов на район «Басманный» приходится 38 классов (8 — 11 классы), которые в соответствии с задачами дифференцированного обучения должны иметь соответствующую базу.

В неделю должны проходить обучение в помещениях практикумов 960 учащихся. Каждый учащийся занимается в практикумах примерно 2,5 раза. Следовательно, реально требуется 384 места (960/2,5), а на каждый учебный день недели необходимо иметь 76 мест ( 384/5). Иными словами необходимо 7 учебных помещений по 10 мест.

На район необходимо предусмотреть три блока профильного обучения по направлениям физики, химии и биологии в соответствии с нормами должны иметь по два помещения практикума и по одному помещению лабораторий. Этого достаточно для формирования материальной базы естественных наук.

Дополнительно необходимо иметь один блок изучения техники и технологий с соответствующим набором практикумов и лабораторий, а так же один блок дифференцированного обучения гуманитарным дисциплинам.

Примерный состав и площадь помещений, указанных выше блоков профильного обучения приведены ниже в табл. Б-3.

4.5.3. Расчет спортзалов на сеть школ района (пять школ) проводится следующим образом.

Рассчитывается с ориентацией в основном на спортзалы игрового назначения, т.к. в учебной программе по физкультуре отводится 20 % времени на гимнастику и 80 % на игровые виды спорта и плавание.

В соответствии с данными расчетной таблицы 8 на сеть школ района требуется 2 зала размером 30 ´ 18 м и 2 зала размером 24 ´ 15 (12) м, 2 зала 15 ´ 12 м.

Существующие школы двух спортзалов не имеют, в двух имеются залы 8 ´ 21 м, 12 ´ 24 м и 9 ´ 18 м, по пятой школе данных по спортзалу нет.

Следовательно, на сеть школ района дополнительно потребуется 2 зала 30 ´ 18 м и 1 зал 24 ´ 15 м или другие варианты в зависимости от возможностей участка. Предусматривать полноценный плавательный бассейн на 5 школ не рационально из-за его неполноценной загрузки по учебным часам. В этих условиях целесообразно предусмотреть бассейн с ванной 10 ´ 6 (12 ´ 6) м для реализации программы обучения плаванию учащихся 3 — 4 классов.

Бассейн с подобной ванной дает возможность заниматься в час 12 — 15 учащимся, в течение учебного дня — до 75 учащимся, а в течение недели 375 учащихся. Общее количество учащихся 3 — 4 классов составляет 400 человек (16 классов). На плавание учебной программой отводится в неделю 3 часа на класс, таким образом, все учащиеся 3 — 4 классов района «Басманное» будут обеспечены учебным плаванием. Во внеучебное время бассейн может использоваться для оздоровительных процедур учащихся 1 — 2 классов и детского населения района. Примерный состав и площади необходимых помещений приведен в табл. Б-4.

4.5.4. Таким образом, с учетом решени я материальной среды базы специализированного обучения при каждой из пяти школ потребуется 25240 м 2 (17126 + 8 115) или 33318 м 2 общей площади, с удельными показателями на сеть зданий: расчетная площадь — 10,16 м 2 , общая — 13,42 м 2 . Это значительно выше, чем мы получаем при создании базовой школы с концентрированным составом специализированных учебных кабинетов и некоторого (не полного) расширения базы спорта (последнее зависит от наличия соответствующих земельных участков при школах данного жилого района): расчетная площадь — 6,75 м 2 , общая площадь — 8,37 м 2 .

Сопоставляя суммарную расчетную площадь, требуемую к отдельным школам с расчетными показателями, образуемыми при организации базовой сетевой школы, имеем экономию на одно ученическое место порядка к МГСН 4.06-03 и 3,41 м 2 (33,5 %).

4.6. Примером сетевой школы может служить проект общеобразовательной школы № 310 по Б. Харитоньевском пер. вл. 4 (чертежи приведены на рис. Б-1, Б-3, Б-4). Основная концепция здания сводится к созданию двухкомплектной школы (22 класса), но с развитым комплексом специализированных кабинетов по естественным наукам, технике и социально -гуманитарным дисциплинам, позволяющим охватить 14 классов 8 — 11 профильного обучения, 10 — 11 классов постоянного обучения и 8 — 9 классов приходящих, сформированных вокруг учебно-информационного центра (верхний 4-й этаж) и блока спортивных помещений: игрового спортзала 30 ´ 18 м, гимнастического зала 18 ´ 15 и бассейна с ванной 10 ´ 6 м для обучения плаванию.

Блок специализированных кабинетов содержит расширенную базу практикумов по естественным наукам, технике и социально-гуманитарным дисциплинам. Состав и площади помещений блока приведены в табл. Б-3 и скорректированы в табл. Б-5.

Размер участка данной школы не позволяет предусмотреть спортблок, необходимый для сети школ жилого района «Басманное», как это удалось сделать по блоку кабинетов профильного обучения 8 — 11 классов.

Оставшуюся часть, необходимых по расчету спортзалов (табл. Б-4) целесообразно разместить в зоне существующих спортшкол по Б. Харитоньевскому переулку при условии расширения земельного участка существующей спортшколы. Предложенная реконструкция сети школ основана на том, что учащиеся 8 — 11 классов, обучающиеся в общеобразовательных школах района , будут посещать 2 — 3 раза в неделю базовую школу № 310 для углубленных занятий выбранного ими направления профильного обучения. Учащиеся 3 — 4 классов этих же школ будут обучаться плаванию в базовой сетевой школе.

Технические показатели существующих школ района «Басманное» (в пределах Садового кольца)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *