Однофазный асинхронный электродвигатель
Однофазный асинхронный электродвигатель — это асинхронный электродвигатель, который работает от электрической сети однофазного переменного тока без использования частотного преобразователя и который в основном режиме работы (после пуска) использует только одну обмотку (фазу) статора.
Однофазный асинхронный электродвигатель с пусковой обмоткой
Конструкция однофазного двигателя с вспомогательной или пусковой обмоткой
Основными компонентами любого электродвигателя являются ротор и статор. Ротор — вращающаяся часть электродвигателя, статор — неподвижная часть электродвигателя, с помощью которого создается магнитное поле для вращения ротора.
Основные части однофазного двигателя: ротор и статор
Статор имеет две обмотки, расположенные под углом 90° относительно друг друга. Основная обмотка называется главной (рабочей) и обычно занимает 2/3 пазов сердечника статора, другая обмотка называется вспомогательной (пусковой) и обычно занимает 1/3 пазов статора.
Двигатель фактически является двухфазным, но так как рабочей является только одна обмотка, электродвигатель называют однофазным.
Ротор обычно представляет из себя короткозамкнутую обмотку, также из-за схожести называемой «беличьей клеткой». Медные или алюминиевые стержни которого с торцов замкнуты кольцами, а пространство между стержнями чаще всего заливается сплавом алюминия. Так же ротор однофазного двигателя может быть выполнен в виде полого немагнитного или полого ферромагнитного цилиндра.
Однофазный двигатель с вспомогательной обмоткой имеет 2 обмотки расположенные перпендикулярно относительно друг друга
Принцип работы однофазного асинхронного двигателя
Для того чтобы лучше понять работу однофазного асинхронного двигателя, давайте рассмотрим его только с одним витком в главной и вспомогательной обмотки.
Проанализируем случай с двумя обмотками имеющими по оному витку
Рассмотрим случай когда в вспомогательной обмотки не течет ток. При включении главной обмотки статора в сеть, переменный ток, проходя по обмотке, создает пульсирующее магнитное поле, неподвижное в пространстве, но изменяющееся от +Фmах до -Фmах.
Остановить
Пульсирующее магнитное поле
Если поместить ротор, имеющий начальное вращение, в пульсирующее магнитное поле, то он будет продолжать вращаться в том же направлении.
Чтобы понять принцип действия однофазного асинхронного двигателя разложим пульсирующее магнитное поле на два одинаковых круговых поля, имеющих амплитуду равную Фmах/2 и вращающихся в противоположные стороны с одинаковой частотой:
- где nпр – частота вращения магнитного поля в прямом направлении, об/мин,
- nобр – частота вращения магнитного поля в обратном направлении, об/мин,
- f1 – частота тока статора, Гц,
- p – количество пар полюсов,
- n1 – скорость вращения магнитного потока, об/мин
Остановить
Разложение пульсирующего магнитного потока на два вращающихся
Действие пульсирующего поля на вращающийся ротор
Рассмотрим случай когда ротор, находящийся в пульсирующем магнитном потоке, имеет начальное вращение. Например, мы вручную раскрутили вал однофазного двигателя, одна обмотка которого подключена к сети переменного тока. В этом случае при определенных условиях двигатель будет продолжать развивать вращающий момент, так как скольжение его ротора относительно прямого и обратного магнитного потока будет неодинаковым.
Будем считать, что прямой магнитный поток Фпр, вращается в направлении вращения ротора, а обратный магнитный поток Фобр — в противоположном направлении. Так как, частота вращения ротора n2 меньше частоты вращения магнитного потока n1, скольжение ротора относительно потока Фпр будет:
- где sпр – скольжение ротора относительно прямого магнитного потока,
- n2 – частота вращения ротора, об/мин,
- s – скольжение асинхронного двигателя
Прямой и обратный вращающиеся магнитные потоки вместо пульсирующего магнитного потока
Магнитный поток Фобр вращается встречно ротору, частота вращения ротора n2 относительно этого потока отрицательна, а скольжение ротора относительно Фобр
- где sобр – скольжение ротора относительно обратного магнитного потока
Остановить
Вращающееся магнитное поле пронизывающее ротор
Ток индуцируемый в роторе переменным магнитным полем
Согласно закону электромагнитной индукции прямой Фпр и обратный Фобр магнитные потоки, создаваемые обмоткой статора, наводят в обмотке ротора ЭДС , которые соответственно создают в короткозамкнутом роторе токи I2пр и I2обр. При этом частота тока в роторе пропорциональна скольжению, следовательно:
- где f2пр – частота тока I2пр наводимого прямым магнитным потоком, Гц
- где f2обр – частота тока I2обр наводимого обратным магнитным потоком, Гц
Таким образом, при вращающемся роторе, электрический ток I2обр, наводимый обратным магнитным полем в обмотке ротора, имеет частоту f2обр, намного превышающую частоту f2пр тока ротора I2пр, наведенного прямым полем.
Пример: для однофазного асинхронного двигателя, работающего от сети с частотой f1 = 50 Гц при n1 = 1500 и n2 = 1440 об/мин,
скольжение ротора относительно прямого магнитного потока sпр = 0,04;
частота тока наводимого прямым магнитным потоком f2пр = 2 Гц;
скольжение ротора относительно обратного магнитного потока sобр = 1,96;
частота тока наводимого обратным магнитным потоком f2обр = 98 Гц
Согласно закону Ампера, в результате взаимодействия электрического тока I2пр с магнитным полем Фпр возникает вращающий момент
- где Mпр – магнитный момент создаваемый прямым магнитным потоком, Н∙м,
- сM — постоянный коэффициент, определяемый конструкцией двигателя
Электрический ток I2обр, взаимодействуя с магнитным полем Фобр, создает тормозящий момент Мобр, направленный против вращения ротора, то есть встречно моменту Мпр:
- где Mобр – магнитный момент создаваемый обратным магнитным потоком, Н∙м
Результирующий вращающий момент, действующий на ротор однофазного асинхронного двигателя,
Справка: В следствие того, что во вращающемся роторе прямым и обратным магнитным полем будет наводиться ток разной частоты, моменты сил действующие на ротор в разных направлениях будут не равны. Поэтому ротор будет продолжать вращаться в пульсирующем магнитном поле в том направлении в котором он имел начальное вращение.
Тормозящее действие обратного поля
При работе однофазного двигателя в пределах номинальной нагрузки, то есть при небольших значениях скольжения s = sпр, крутящий момент создается в основном за счет момента Мпр. Тормозящее действие момента обратного поля Мобр — незначительно. Это связано с тем, что частота f2обр много больше частоты f2пр, следовательно, индуктивное сопротивление рассеяния обмотки ротора х2обр = x2sобр току I2обр намного больше его активного сопротивления. Поэтому ток I2обр, имеющий большую индуктивную составляющую, оказывает сильное размагничивающее действие на обратный магнитный поток Фобр, значительно ослабляя его.
- где r2 — активное сопротивление стержней ротора, Ом,
- x2обр — реактивное сопротивление стержней ротора, Ом.
Если учесть, что коэффициент мощности невелик, то станет, ясно, почему Мобр в режиме нагрузки двигателя не оказывает значительного тормозящего действия на ротор однофазного двигателя.
С помощью одной фазы нельзя запустить ротор
Ротор имеющий начальное вращение будет продолжать вращаться в поле создаваемом однофазным статором
Действие пульсирующего поля на неподвижный ротор
При неподвижном роторе (n2 = 0) скольжение sпр = sобр = 1 и Мпр = Мобр, поэтому начальный пусковой момент однофазного асинхронного двигателя Мп = 0. Для создания пускового момента необходимо привести ротор во вращение в ту или иную сторону. Тогда s ≠ 1, нарушается равенство моментов Мпр и Мобр и результирующий электромагнитный момент приобретает некоторое значение .
Пуск однофазного двигателя. Как создать начальное вращение?
Одним из способов создания пускового момента в однофазном асинхронном двигателе, является расположение вспомогательной (пусковой) обмотки B, смещенной в пространстве относительно главной (рабочей) обмотки A на угол 90 электрических градусов. Чтобы обмотки статора создавали вращающееся магнитное поле токи IA и IB в обмотках должны быть сдвинуты по фазе относительно друг друга. Для получения фазового сдвига между токами IA и IB в цепь вспомогательной (пусковой) обмотки В включают фазосмещающий элемент, в качестве которого используют активное сопротивление (резистор), индуктивность (дроссель) или емкость (конденсатор) [1].
После того как ротор двигателя разгонится до частоты вращения, близкой к установившейся, пусковую обмотку В отключают. Отключение вспомогательной обмотки происходит либо автоматически с помощью центробежного выключателя, реле времени, токового или дифференциального реле, или же вручную с помощью кнопки.
Таким образом, во время пуска двигатель работает как двухфазный, а по окончании пуска — как однофазный.
Подключение однофазного двигателя
С пусковым сопротивлением
Двигатель с расщепленной фазой — однофазный асинхронный двигатель, имеющий на статоре вспомогательную первичную обмотку, смещенную относительно основной, и короткозамкнутый ротор [2].
Однофазный асинхронный двигатель с пусковым сопротивлением — двигатель с расщепленной фазой, у которого цепь вспомогательной обмотки отличается повышенным активным сопротивлением.
Омический сдвиг фаз, биффилярный способ намотки пусковой обмотки
Разное сопротивление и индуктивность обмоток
Для запуска однофазного двигателя можно использовать пусковой резистор, который последовательно подключается к пусковой обмотки. В этом случае можно добиться сдвига фаз в 30° между токами главной и вспомогательной обмотки, которого вполне достаточно для пуска двигателя. В двигателе с пусковым сопротивлением разность фаз объясняется разным комплексным сопротивлением цепей.
Также сдвиг фаз можно создать за счет использования пусковой обмотки с меньшей индуктивностью и более высоким сопротивлением. Для этого пусковая обмотка делается с меньшим количеством витков и с использованием более тонкого провода чем в главной обмотке.
Отечественной промышленностью изготавливается серия однофазных асинхронных электродвигателей с активным сопротивлением в качестве фазосдвигающего элемента серии АОЛБ мощностью от 18 до 600 Вт при синхронной частоте вращения 3000 и 1500 об/мин, предназначенных для включения в сеть напряжением 127, 220 или 380 В, частотой 50 Гц.
С конденсаторным пуском
Двигатель с конденсаторным пуском — двигатель с расщепленной фазой, у которого цепь вспомогательной обмотки с конденсатором включается только на время пуска.
Ёмкостной сдвиг фаз с пусковым конденсатором
Чтобы достичь максимального пускового момента требуется создать круговое вращающееся магнитное поле, для этого требуется чтобы токи в главной и вспомогательной обмотках были сдвинуты друг относительно друга на 90°. Использование в качестве фазосдвигающего элемента резистора или дросселя не позволяет обеспечить требуемый сдвиг фаз. Лишь включение конденсатора определенной емкости позволяет обеспечить фазовый сдвиг 90°.
Среди фазосдвигающих элементов, только конденсатор позволяет добиться наилучших пусковых свойств однофазного асинхронного электродвигателя.
Двигатели в цепь которых постоянно включен конденсатор используют для работы две фазы и называются — конденсаторными. Принцип действия этих двигателей основан на использовании вращающегося магнитного поля.
Однофазный электродвигатель с экранированными полюсами
Двигатель с экранированными полюсами — двигатель с расщепленной фазой, у которого вспомогательная обмотка короткозамкнута.
Статор однофазного асинхронного двигателя с экранированными полюсами обычно имеет явно выраженные полюса. На явно выраженных полюсах статора намотаны катушки однофазной обмотки возбуждения. Каждый полюс статора разделен на две неравные части аксиальным пазом. Меньшую часть полюса охватывает короткозамкнутый виток. Ротор однофазного двигателя с экранированными полюсами — короткозамкнутый в виде «беличьей» клетки.
При включении однофазной обмотки статора в сеть в магнитопроводе двигателя создается пульсирующий магнитный поток. Одна часть которого проходит по неэкранированной Ф’, а другая Ф» — по экранированной части полюса. Поток Ф» наводит в короткозамкнутом витке ЭДС Ek, в результате чего возникает ток Ik отстающий от Ek по фазе из-за индуктивности витка. Ток Ik создает магнитный поток Фk, направленный встречно Ф», создавая результирующий поток в экранированной части полюса Фэ=Ф»+Фk. Таким образом, в двигателе потоки экранированной и неэкранированной частей полюса сдвинуты во времени на некоторый угол.
Пространственный и временной углы сдвига между потоками Фэ и Ф’ создают условия для возникновения в двигателе вращающегося эллиптического магнитного поля, так как Фэ ≠ Ф’.
Пусковые и рабочие свойства рассматриваемого двигателя невысоки. КПД намного ниже, чем у конденсаторных двигателей такой же мощности, что связано со значительными электрическими потерями в короткозамкнутом витке.
Однофазный электродвигатель с асимметричным магнитопроводом статора
Статор такого однофазного двигателя выполняется с ярко выраженными полюсами на не симметричном шихтованном сердечнике. Ротор — короткозамкнутый типа «беличья клетка».
Данный электродвигатель для работы не требует использования фазосдвигающих элементов. Недостатком данного двигателя является низкий КПД.
Как подключить однофазный двигатель
Чаще всего к нашим домам, участкам, гаражам подведена однофазная сеть 220 В. Поэтому оборудование и все самоделки делают так, чтобы они работали от этого источника питания. В этой статье рассмотрим, как правильно сделать подключение однофазного двигателя.
Асинхронный или коллекторный: как отличить
Вообще, отличить тип двигателя можно по табличке — шильдику — на которой написаны его данные и тип. Но это только в том случае, если его не ремонтировали. Ведь под кожухом может быть что угодно. Так что если вы не уверены, лучше определить тип самостоятельно.
Как устроены коллекторные движки
Отличить асинхронный и коллекторный двигатели можно по строению. У коллекторных обязательно есть щетки. Они расположены возле коллектора. Еще обязательный атрибут движка этого типа — наличие медного барабана, разделенного на секции.
Такие двигатели выпускаются только однофазные, они часто устанавливаются в бытовой технике, так как позволяют получить большое число оборотов на старте и после разгона. Также они удобны тем, что легко позволяют менять направление вращения — необходимо только поменять полярность. Несложно также организовать изменение скорости вращения — изменением амплитуды питающего напряжения или угла его отсечки. Потому и используются подобные двигатели в большей части бытовой и строительной техники.
Недостатки коллекторных двигателей — высокая шумность работы на больших оборотах. Вспомните дрель, болгарку, пылесос, стиральную машину и т.д.. Шум при их работе стоит приличный. На малых оборотах коллекторные двигатели не так шумят (стиральная машина), но не все инструменты работают в таком режиме.
Второй неприятный момент — наличие щеток и постоянного трения приводит к необходимости регулярного технического обслуживания. Если токосъемник не чистить, загрязнение графитом (от стирающихся щеток) может привести к тому, что соседние секции в барабане соединятся, мотор попросту перестанет работать.
Асинхронные
Асинхронный двигатель имеет статор и ротор, может быть одно и трёхфазным. В данной статье рассматриваем подключение однофазных двигателей, потому речь пойдет только о них.
Асинхронные двигатели отличаются невысоким уровнем шумов при работе, потому устанавливаются в технике, шум работы которой критичен. Это кондиционеры, сплит-системы, холодильники.
Есть два типа однофазных асинхронных двигателей — бифилярные (с пусковой обмоткой) и конденсаторные. Вся разница состоит в том, что в бифилярных однофазных двигателях пусковая обмотка работает только до разгона мотора. После она выключается специальным устройством — центробежным выключателем или пускозащитным реле (в холодильниках). Это необходимо, так как после разгона она только снижает КПД.
В конденсаторных однофазных двигателях конденсаторная обмотка работает все время. Две обмотки — основная и вспомогательная — смещены относительно друг друга на 90°. Благодаря этому можно менять направление вращения. Конденсатор на таких двигателях обычно крепится к корпусу и по этому признаку его несложно опознать.
Более точно определить бифилярный или конденсаторный двигатель перед вами, можно при помощи измерений сопротивления обмоток. Если сопротивление вспомогательной обмотки больше в два раза (разница может быть еще более значительная), скорее всего, это бифилярный двигатель и эта вспомогательная обмотка пусковая, а значит, в схеме должен присутствовать выключатель или пусковое реле. В конденсаторных двигателях обе обмотки постоянно находятся в работе и подключение однофазного двигателя возможно через обычную кнопку, тумблер, автомат.
Схемы подключения однофазных асинхронных двигателей
С пусковой обмоткой
Для подключения двигателя с пусковой обмоткой потребуется кнопка, у которой один из контактов после включения размыкается. Эти размыкающиеся контакты надо будет подключить к пусковой обмотке. В магазинах есть такая кнопка — это ПНВС. У нее средний контакт замыкается на время удержания, а два крайних остаются в замкнутом состоянии.
Сначала при помощи измерений определяем какая обмотка рабочая, какая — пусковая. Обычно вывод от мотора имеет три или четыре провода.
Рассмотрим вариант с тремя проводами. В этом случае две обмотки уже объединены, то есть один из проводов — общий. Берем тестер, измеряем сопротивление между всеми тремя парами. Рабочая имеет самое меньшее сопротивление, среднее значение — пусковая обмотка, а наибольшее — это общий выход (меряется сопротивление двух последовательно включенных обмоток).
Если выводов четыре, они звонятся попарно. Находите две пары. Та, в которой сопротивление меньше — рабочая, в которой больше — пусковая. После этого соединяем один провод от пусковой и рабочей обмотки, выводим общий провод. Итого остается три провода (как и в первом варианте):
- один с рабочей обмотки — рабочий;
- с пусковой обмотки;
- общий.
С этими тремя проводами и работаем дальше — используем для подключения однофазного двигателя.
Со всеми этими
-
Подключение однофазного двигателя с пусковой обмоткой через кнопку ПНВС
Все три провода подключаем к кнопке. В ней тоже имеется три контакта. Обязательно пусковой провод «сажаем на средний контакт (который замыкается только на время пуска), остальные два — на крайние (произвольно). К крайним входным контактам ПНВС подключаем силовой кабель (от 220 В), средний контакт соединяем перемычкой с рабочим (обратите внимание! не с общим). Вот и вся схема включения однофазного двигателя с пусковой обмоткой (бифилярного) через кнопку.
Конденсаторный
При подключении однофазного конденсаторного двигателя есть варианты: есть три схемы подключения и все с конденсаторами. Без них мотор гудит, но не запускается (если подключить его по схеме, описанной выше).
Первая схема — с конденсатором в цепи питания пусковой обмотки — хорошо запускаются, но при работе мощность выдают далеко не номинальную, а намного ниже. Схема включения с конденсатором в цепи подключения рабочей обмотки дает обратный эффект: не очень хорошие показатели при пуске, но хорошие рабочие характеристики. Соответственно, первую схему используют в устройствах с тяжелым пуском (бетономешалки, например), а с рабочим конденсором — если нужны хорошие рабочие характеристики.
Схема с двумя конденсаторами
Есть еще третий вариант подключение однофазного двигателя (асинхронного) — установить оба конденсатора. Получается нечто среднее между описанными выше вариантами. Эта схема и реализуется чаще всего. Она на рисунке выше в середине или на фото ниже более детально. При организации данной схемы тоже нужна кнопка типа ПНВС, которая будет подключать конденсатор только не время старта, пока мотор «разгонится». Потом подключенными останутся две обмотки, причем вспомогательная через конденсатор.
При реализации других схем — с одним конденсатором — понадобится обычная кнопка, автомат или тумблер. Там все соединяется просто.
Подбор конденсаторов
Есть довольно сложная формула, по которой можно высчитать требуемую емкость точно, но вполне можно обойтись рекомендациями, которые выведены на основании многих опытов:
- рабочий конденсатор берут из расчета 70-80 мкФ на 1 кВт мощности двигателя;
- пусковой — в 2-3 раза больше.
Рабочее напряжение этих конденсаторов должно быть в 1,5 раза выше, чем напряжение сети, то есть, для сети 220 вольт берем емкости с рабочим напряжением 330 В и выше. А чтобы пуск проходил проще, для пусковой цепи ищите специальный конденсатор. У них в маркировке присутствует слова Start или Starting, но можно взять и обычные.
Изменение направления движения мотора
Если после подключения мотор работает, но вал крутится не в том направлении, которое вам надо, можно поменять это направление. Это делают поменяв обмотки вспомогательной обмотки. Когда собирали схему, один из проводов подали на кнопку, второй соединили с проводом от рабочей обмотки и вывели общий. Вот тут и надо перекинуть проводники.
Мастеровым от мастерового.
На этих страницах вы узнаете о моих работах, изделиях и идеях. Я постараюсь дополнять свои видео текстом и изображениями, а так-же тем, что пропустил или вырезал из роликов. С уважением Шенрок Александр.
навигация
Подключение однофазного двигателя.
Прежде чем приступить к подключению любого электродвигателя, необходимо быть полностью уверенным, что двигатель рабочий. Провести полную ревизию для проверки качества подшипников, отсутствия люфтов на посадочных местах ротора и в крышках двигателя. Провести проверку обмоток на замыкание между собой и на корпус.
Так-же при подключении необходимо соблюдать технику безопасности, быть предельно внимательным и работать без спешки.
Для подключения однофазного электродвигателя с пусковой обмоткой нам понадобится включатель с пусковым контактом — ПНВС. Число после букв означает силу тока на которую рассчитан данный выключатель. В предыдущей статье я рассказал как определить тип двигателя, трёхфазный он или однофазный. И если вы сомневаетесь в том, конденсаторный это двигатель или с пусковой обмоткой, то вам необходимо сначала подключить двигатель как с пусковой обмоткой и если он не запустится значит он конденсаторный.
Для того, чтобы узнать какая из двух обмоток является рабочей, необходимо измерить их сопротивление. Та катушка, которая будет иметь меньшее сопротивление является рабочей. Исключение составляет очень небольшой процент конденсаторных двигателей, у которых и рабочая обмотка и конденсаторная одинаковы и имеют одно сопротивление.
Пусковая обмотка подключается только для запуска двигателя и после того как двигатель набрал обороты — отключается. В работе остаётся только рабочая обмотка. Правильно намотанный двигатель, с проведённой ревизией без нагрузки на валу выходит на положенные обороты не больше чем за несколько секунд, но чаще — мгновенно. Поэтому при пробном пуске двигатель должен быть надёжно закреплён.
Чтобы запустить двигатель с пусковой обмоткой необходимо подключить его по такой схеме:
Один конец рабочей и пусковой соединяем вместе и подключаем к одной из крайних клейм кнопки. Это будет общий провод. Второй конец рабочей обмотки подключаем ко второй крайней клейме кнопки. А оставшийся провод пусковой катушки соединяем со средней клеймой кнопки. При этом мы задействуем клеймы только с одной стороны кнопки. Три клеймы с другой стороны пока остаются свободными. К двум крайним из них подключаем сетевой шнур. А к центральной клейме подводим перемычку от той крайней клеймы, напротив которой подсоединён один рабочий провод.
Закрываем крышку кнопки, закрепляем двигатель, делаем пробное включение-выключение кнопки чтобы убедится в её работоспособности и знать что она находится в выключенном состоянии. Включаем вилку в розетку, нажимаем кнопку пуск и удерживаем до набора двигателем оборотов. Но не более нескольких секунд. Затем кнопку отпускаем. Если двигатель гудит, но вращаться не начинает, значит двигатель конденсаторный и подключать его нужно по другой схеме.
Для подключения конденсаторного двигателя пусковая кнопка не нужна. Поэтому подойдёт любой подходящий по мощности пускатель, тумблер или выключатель который может смыкать и размыкать одновременно два контакта.
Соединяем один конец рабочей и один конец пусковой обмоток вместе и подводим к одной из клейм выключателя. Вторые концы обмоток подключаем к разным выводам конденсатора и при этом провод от рабочей катушки подводим ещё и к второй клейме выключателя. На противоположенные клеймы выключателя подключаем сетевой шнур.
Переключаем тумблер в положение выключено, проверяем надёжность закрепления двигателя, включаем вилку в розетку и включаем тумблер. Двигатель без нагрузки на валу должен запуститься мгновенно.
Для того, чтобы однофазный двигатель вращался в другую сторону, необходимо поменять выводы одной из обмоток местами.
Если нам необходимо чтобы двигатель вращался и в одну и в другую стороны, то необходимо поставить тумблер реверса. Причём поставить его так, чтоб мы не могли переключить его во время работы двигателя. Это касается конденсаторного двигателя. Тумблер должен быть на 2 или 3 положения и иметь шесть выводов.
В одном положении два средних вывода замыкаются с двумя крайними, а в другом с двумя другими крайними. Подключаем два провода одной из катушек двигателя к центральным клеймам переключателя, а крайнии клеймы соединяем по диагонали и отводим от них два провода которые подключаем туда, откуда отключили концы обмотки. Теперь при переключении тумблера двигатель будет запускаться в другую сторону.
Схема реверса однофазного двигателя с пусковой обмоткой и кнопкой ПНВ.
О том как подобрать конденсатор к конденсаторному двигателю я расскажу в одной из следующих статей.
Статья дополняется.
265 комментариев:
Толково. а как быть с подбором ёмкости рабочего конденсатора, если двигатель не известный попался, без шильдика или перемотан на другие параметры? Как подбирать емкость рабочего конденсатора для однофазного двигателя, если известно рабочее напряжение — 220В и сопротивление обмоток двигателя? За ранее благодарен! Ответить Удалить
ответил вам в коментах под видео. Удалить
Добрый день. Снял со старой европейской машинки асинхроный двиг.(производство Югославия). Так там 5 проводов выходит. У двигателя было 2 режима работы отжим и стирка. Теперь не знаю, как правильно его подключить Ответить Удалить
У вас двухскоростной мотор. На малых оборотах можно запустить в любую сторону. на больших только в одну. Вот хорошая статья: http://www.foar.ru/topic.php?forum=30&topic=39
будут вопросы, обращайтесь. Удалить
Этот комментарий был удален автором. Удалить
Большое спасибо.Интересная статья. Т.к. я любитель может подскажите почему когда я меряю сопротивление на тестере постоянно меняются цифры, в Ваших видео показывает одну цифру Пробывал на всех положениях от 200 до 2000к измерять, щупы включены так же и в Ваших видео. Может быть я делаю что-то не верно или то тестер неисправен. Ответить Удалить
Это «болезнь» цифровых тестеров, тем более дешевых. Где-то плохой контакт и начинает прыгать. Я своим напряжение в сети померить не могу. прыгает всё время. Удалить
Александр добрый день, подскажите пожалуйста, есть 2кВт однофазный двигатель у него задача крутить компрессор. Подключал его через ПНВС кнопку с конденсаторами только на пусковой обмотке, все делал как на видео, только вот проблема в том что на холостых он запускается без проблем только тыц и вышел на номынальные обороты, но под нагрузкой 7 атмосфер в ресивере при запуске он ревет и не запускается, а также
сильно просаживает напряжение. Скажите пожалуйста в чем может быть проблема? Ответить Удалить
Добавьте пусковых конденсаторов. Если не поможет, то ничего не сделаете. Либо запускать в холостую, а затем включать нагрузку. Удалить
Для нормального пуска компрессора должен быть исправлен клапан стравливающий давление с головки цилиндров, которое собственно и не дает двигателю выйти на рабочую мощность. Читайте документацию к компрессору. Удалить
Александр, добрый день. Подскажите, пожалуйста, маркировку маленького двигателя из этого видео.Спасибо Ответить Удалить
ДВА-У3 параметры здесь: http://esxema.ru/?p=5083 Удалить
большое спасибо. Ответить Удалить
Подскажите пожалуйста. Возможно ли осуществить реверс однофазного двигателя через магнитопускатель? Ответить Удалить
Не приходилось так делать. Но на мой взгляд, нужно будет 2 пускателя и кнопочный блок на 3 кнопки. Поищите в сети. Схемы должны быть. Удалить
Нашёл схему, вот она http://www.skrutka.ru/sk/tekst.php?id=51 просто возникает вопрос при просмотре данной схемы. Подсоединение проводов в силовой части. От какого провода вести конденсатор и к какому? Удалить
Это схема для трёхфазного двигателя. Вам не подойдёт. Удалить
Ясно. Спасибо за ответ. Удалить
Добры день хотел поменять ворошение на круглоканальном вентиляторе как правильно сделать у меня 3 конца с двигателя через кондер u1-L z-u2 через кондер u2-N на 220 в Ответить Удалить
Напишите какие сопротивления между концами. Удалить
Здравствуйте Александр Шенрок. помогите пожалуста мне с схемой подключения етих деталей.есть у меня двигатель от старой стиралки с 4 мя выходами,тумблер с 3 положениями и с шесть контактами, и конденсатор новерно пусковой к78-25 у него 4 конца ну типа п образный.не знаю как подключить.прошу помощи.спасибо зарание
Ответить Удалить
Для начала замерьте сопротивления обмоток и напишите мне. На двигателе должны быть выбиты параметры сфотографируйте и киньте ссылку на фото. напишите параметры конденсатора Удалить
Здравствуйте Александр у меня двигатель по виду как у вас только не ДВА-У3 а первый по больше,к сожалению нет шильдика пусковая-8 ом,рабочая-3ома Запускал через рабочий конденсатор 50мкф пусковой 220мкф Запускается нормально но ток 22ампера Вылетают пробки Нагрузка через ременную передачу дисковая пила с
фуганком Подскажите пожалуста как можно снизить ток Заранее спасибо Ответить Удалить
Для начала сделать ревизию двигателю, посушить и мегомметром проверить изоляцию. По ревизии есть видео на канале и статья в блоге. Удалить
Здравствуйте! У меня двигатель АД-180 с пусковой обмоткой, который по всем правилам нужно запускать с помощью пусковой кнопки ПНВС. Стоит он у меня на самодельной газонокосилке, но часто попадающиеся камни приводят к остановке двигателя и его постоянно приходится запускать удерживанием кнопки пуска. Ранее видел видео, в котором такой же двигатель подключали через рабочий конденсатор, как конденсаторные двигатели. В этом случае при остановке двигатель запускается сам. Вопрос: приемлема ли такая схема подключения или же это приведет к быстрой поломке двигателя? Раньше у меня этот двигатель был подключен через конденсатор с тумблером и вроде работало все нормально. По крайней мере разницы, кроме ручного запуска после остановки, я не почувствовал Ответить Удалить
Конденсатор сюда нельзя. Но можно поставить пусковое реле от стиральной машины, и движок будет пускаться сам. Удалить
А почему нельзя? Просто хотелось бы больше разобраться, т.к. в сети множество статей и видеозаписей, в которых АД-180 советуют подключать и через кнопку, и через конденсатор. И также много кто рекомендует подключать так, как Вы рассказываете в Вашем видео и статьях. Но нигде я не нашел ответа, почему нельзя использовать конденсатор. Ведь работает же. Я экспериментировал по этому поводу. Сначала запустил движок через кнопку, а потом во время его работы включил еще раз пусковую обмотку — движок стал гудеть как-то не так и то ли обороты снизились, то ли повысились. Но однозначно работать стал хуже. При подключении же через конденсатор пусковая обмотка тоже остается подключенной, но двигатель работает стабильно так, как бы он работал при отключенной пусковой обмотке, запускается плавно. Вот и хочу понять, что и к чему. Если не найду ответ, почему нельзя, то оставлю так, а если найду, то или реле придется искать, или движок конденсаторный ставить. Удалить
Для того, чтоб ответить на ваш вопрос, «почему», нужно, чтоб вы знали принципы работы двигателей. И ответ займёт не одну строчку.
Скажу так, данный двигатель так рассчитан и намотан, что пусковая обмотка работает только во время запуска. А в конденсаторных совсем другой принцип расчёта и намотки.
Но двигатель ваш, и вы можете ставить туда всё что угодно. Хоть реле, хоть конденсатор, хоть сопротивление. Только лучше он от этого не станет. Удалить
Спасибо за ответ, но я уже сам разобрался. Правда перелопатил кучу статей, но дочитался, что в одних движках для сдвига фазы используют конденсаторы, а в других сопротивление. В данном случае роль сопротивления играет обмотка меньшего сечения соответственно с меньшим сопротивлением. Вроде как-то так Удалить
Всё верно. ещё добавлю, что в конденсаторном общая мощность рассчитана из двух обмоток рабочей и конденсаторной. Так как они обе постоянно включены. В вашем случае мощность рабочей и есть мощь двигателя и задействовать пусковую для работы, значит изменить параметры двигателя. Удалить
Здравствуйте Александр такой вопрос можно перемотать асинхронный двигун в домашних условиях? Ответить Удалить
конечно можно Удалить
Ув. Александр! Спасибо огромное за просвещение.
Но еще вопросы остались, даже стало больше.
Ситуация:
На фуганке стоит однофазный конденсаторный двигатель АИР3Т80В2Y3 1,5кВт.
К нему сейчас подключен кабель с трехфазной вилкой.
В распредкоробке
W2, U2 и V2 замкнуты перемычкой.
К W1, U1 и V1 подключены фазы.
Четвертый провод вилки — под гайку на корпус.
«Однофазный» двигатель в «трехфазной» сети? Звездой.
Или я путаю понятия?
Проверить не можем — нет 3-хфазной сети.
Вопрос 1: Как он мог работать? Это правильно? Или он уже сгорел?
С Вашими видео пытаемся включить его в одну фазу.
На нем сохранился шильдик. Там написано 120мкФ.
Как Вы объяснили, это — рабочий конденсатор. Так?
В интернете есть даже паспорт этого двигателя.
Вопрос 2:
Но по схеме включения не указан никакой стартовый конденсатор.
Он нужен? Какой емкости? Если он в момент старта включается
параллельно рабочему, то надо в 2-3 раза больший или такой же как рабочий? — все-таки параллельное включение.
Есть фотографии, но не могу прикрепить сюда.
Спасибо огромное!
Алексей Ответить Удалить
Вот еще померял: W1-2 = 2,7 ом, U1-2 = 2,8 ом и V1-2 = 2,9 ом
может его перематывали под 3фазы? и он теперь не соответствует шильдику? Удалить
А вот паспорт от мотора: http://www.laborant.ru/eltech/01/4/0/67-97.htm Удалить
добрый день.если вам не сложно расскажите как читать маркировку на контакторов для двигателей.например что значит надпись In 4a Ik.50kA Ответить Удалить
извините, не пойму о чём речь. фото покажите. Удалить
Здравствуйте! Имеется иностранный однофазный двигатель от опрессовочного насоса без опознавательных знаков. Сопротивление рабочей обмотки 2 Ома, пусковой 6,3 Ома, есть также родной конденсатор 40 мкФ, 450 В. Проблема в сильном нагреве двигателя, буквально после 10 мин под нагрузкой отключается термозащитой. Ревизию проводили, по электрической части проблем нет, хотя движок когда-то перематывали, по механике — поменяли подшипники. В чем может быть причина такого нагрева, может уменьшить кондер, как вообще его правильно подобрать?? Ответить Удалить
Если двигатель перематывали попробуйте запустить вообще без конденсатора. Только кнопкой.Если уверенно запустится, то это двигатель без конденсатора. Если не запустится, то сюда: http://shenrok.blogspot.com/p/blog-page_19.html Ответить Удалить
Запуск без конденсатора это просто закоротить пусковую обмотку кнопкой? Менял конденсаторы в таком порядке: 40, 30, 20 мкФ, запуск уверенный, но во всех случаях рабочий ток практически не менялся и был 6,8-7,8 А (мерил клещами, отсюда разброс). На 10 мкФ движок с трудом начал вращаться, но дальше раскручиваться отказался. Боюсь, что без конденсатора вообще не запустится Ответить Удалить
Ток очень большой. Может двигатель сгорел? Удалить
В том-то и дело, что нет. Недели две назад в сервисе проверяли на межвитковое и сопротивление изоляции обмоток, все ок. Может перемотали неправильно? Ответить Удалить
так отнесите им, пусть подключат и погоняют. Удалить
Кстати, есть еще один такой же двигатель, он не греется. По нему можно определить количество витков в обмотке, не потроша обмотку? Удалить
нет, так нельзя. Удалить
Спасибо за информацию. Запустил старый деревообрабатывающий станок благодаря Вашему видео. На выходящих проводках маркировка Р0 и Р1 и П0 и П1. Ранее была собрана схема на конденсаторах, но сделана так грубо и не аккуратно, что хочется оторвать всё и сделать на через кнопку ПНВС. Ответить Удалить
Конденсаторы будут нужны в любом случае. Удалить
А подскажите пожалуйста что за двигатель (снял от древней стиральной машинки) выходит 6 концов. Тестером прозваниваются как две обмотки с общим проводом. Первая обмотка: АС-74 ом АВ-52 ом ВС-52 ом. Вторая обмотка АС-45 ом АВ-36 ом ВС-10 ом. Получается можно использовать только вторую обмотку? А для чего нужна первая? Ответить Удалить
Ответил на ютубе. Удалить
А возможно поставить регулятор оборотов на асинхронный двигатель? регулятор от колекторного
фрезера 2кВт Ответить Удалить
Поставить можно, но работать он не будет. Для регулирования оборотов асинхронников нужен частотник. https://www.youtube.com/watch?v=NYNLfByQq7E Удалить
Нужна ваша помощь имею асинхронный двигатель выходит 2 провода тоесть пусковой обмотки нет , между собой звониться на корпус нет , подключаю эти провода к 220 двигатель гудит кручу от руки запускается , вешал плюсом конденсаторы к этим двум проводам толку не какого тоже рассчитываю только на вас потому как голову сломал и в интернете информации негомологичный о однофазных двигателях без пусковой обмотки Ответить Удалить
Фото двигателя, если можно. Удалить
http://s017.radikal.ru/i413/1610/bb/a21a78098c87.jpg вот ссылка на фото двигателя шильдик был полностью затёрт красил в синий сам Удалить
Скорее всего, один (или 2) провод просто оторван. снимите крышку и всё хорошо осмотрите. Удалить
Можно но маркировки уже не, была затертая, может быть вам на почту отправить? Ответить Удалить
Здравствуйте, Александр! С удовольствие всегда смотрю Ваши видео по электрике и многому учусь, спасибо Вам большое за понятность и доступность!
Подключаю трёхфазный двигатель в однофазную сеть, надо сделать реверс..
Есть Переключатель кулачковый ПК16-12С2029 16А 3 положения (2-0-1) IP30 55х55
Вот его схема подключения https://www.electro-mpo.ru/catalog/paketnye_i_kontsevye_vyklyuchateli_mikrovyklyuchat/a64_paketnye_i_kulachkovye_vyklyuchateli_pereklyuch/a6462-pereklyuchatel-kulachkovyy-pk16-12s2029-16a-/
Помогите сделать с ним реверс двигателя, схему включения двигателя взял у Вас с кнопкой ПНВС. Подключил двигатель по Вашему видео с пусковым и рабочим конденсатором, а как сделать реверс с этим переключателем не пойму никак, помогите, пожалуйста)
Заранее благодарен, Георгий Ответить Удалить
перемычка 2-4 это один провод
перемычка 6-8 это второй провод
перемычка 1-7 это третий провод
перемычка 3-5 это четвёртый.
проверяем в одном положении будет звониться первый-третий, второй -четвёртый.
В другом положении первый- четвёртый, второй- третий. Удалить
Поставил перемычки:
В положении 1 звонится 1-7 и 2-4
В положении 2 звонится 1-4 и 2-7 Удалить
Александр, здравствуйте!
Большое спасибо за ответ. Понятней не стало((, т. к. в электротехнике не силен(( У вас есть замечательная схема подключения кнопки ПНВС, в которой фломастерами нарисовано что куда подключать.. Не могли бы Вы мне нарисовать такую же с моим переключателем? Понимаю, что обнаглел, но выхода нет.. Зима на носу, а подключиться надо.. Если можно, схему на почту avantage@mail.ru , в любом виде. Заранее спасибо
Георгий Ответить Удалить
Я нарисую, только подробно опишите что имеется. пусковые, рабочие и т.д.
и ещё, должно звониться по две пары в разных положениях. проверьте. Удалить
Есть двигатель АОЛ22/4, обмотки соединил треугольником, шильдика нет, но вроде эти движки 0,4 кВт, пусковой конденсатор 60 мкф, рабочий 30 миф, подключается это все к сверлильному станку Советскому 2А112, выпуска «лохматого» года, без реверсах все подключил, благодаря Вашему видео, а реверс сделать не могу, не хватает видимо знаний((( А на этом переключателе и без перемычек вроде звонятся по 2 пары, в одном положении 3-4 и 7-8, а в другом 1-2 и 5-6, а вот какие провода к каким контактам присоединить не знаю. Вот такая проблема у меня бестолкового) Удалить
Все подключал по Вашей статье Подключение асинхронных двигателей https://shenrok.blogspot.ru/2015/09/blog-post_19.html Ответить Удалить
Все запустилось без проблем и работает а с этим переключателем уже измучился((( куда какие провода подсоединить не понимаю((( Ответить Удалить
Добрый вечер, Алескандр!
Поставил перемычки:
3-1
5-7
2-8
4-6
В положении 1 звонится 2-4 и 6-8
В положении 2 звонится 6-4 и 2-8
Получается крест-накрест Теперь вопрос. Какие провода куда подключать?
Спасибо Ответить Удалить
Огромное Вам спасибо!
Все получилось)
Удачи и всего доброго! Ответить Удалить
Добрый вечер! Подключил однофазник с кнопкой строго по схеме. Включение мгновенное,но через 2 сек. пошёл дымок.Сразу выключил.Замерял сопротивление-одинаковое. Двигатель с перемотки.Наверное, надо ставить кондер? N-0,8 квт, n-2тыс. Стоит ли ставить пусковой и раб. Спасибо!
Ответить Удалить
Фото движка и бирки дайте. Удалить
Добрый день! На бирке под большой лупой читается с трудом мощность-500вт,число оборотов-2820, кл. изол.-0. год вып.1992.Напомню, двигатель с перемотки, сечение провода -раб. и пуск.одинаковое.Изначально ,до перемотки,он запускался через реле,но по всей видимости реле сгорело и он тоже. Ответить Удалить
Фото не получается вставить,но это советский наждачок двусторонний *Темп* Ответить Удалить
Не могу ничего посоветовать. Если сопротивление одинаковое и сечение одинаковое, то это конденсаторный двигатель. Но тогда он бы не запускался без конденсаторов. Удалить
Александр! Подскажите пож. я снял со старой стиралки движок,рабочий был,на выходе пять проводов включая заземления. При прозвоне четырех проводов одна пара показывает 21.4 ом, другая пара 0.8 ом. Такое может быть,или движок накрылся? Ответить Удалить
0,8 быть не может. проверьте ещё раз. Если всё же 0,8 то скорее всего сгорел. Удалить
Здравствуйте, Александр!
Большое спасибо за интереснейшие статьи.
Подключаю асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором (6ФК.733.031УХЛ4) от стиралки Фея_2. И через 15-20 минут он очень сильно нагревается. Конденсатор родной на 6 мкф.
Пробовал подключать и так :
О (т.е.Р+П) => 220В (1-й контакт)
П -> конденсатор -> Р => 220В (2-й контакт)
где О — общий; Р- раб. обмотка; П — пусковая обмотка
И отключая пусковую обмотку сразу после старта двигателя. Т.е. тот ее провод, который подключен к рабочей обм-ке через конденсатор. Общий провод оставался подключенным.
10 минут двигатель холодный, потом идет бодрый нагрев.
Прочитал в Сети, что для однофазных асинхронников это нормально, т.к. в стиралках они работают циклами по 6 минут.
Двигатель пытаюсь использовать как центрифугу, и он работает практически на ХХ.
Как по Вашему смириться или можно как-то решить эту проблему. Ответить Удалить
Трудно о чём то говорить заочно. Может то, что вы считаете нагревом, — рабочая температура. Конденсатор отключать не нужно. Он должен быть постоянно в работе. Рабочую с пусковой не перепутали? ревизию делали? Удалить
Спасибо за ответ. Пусковую с рабочей не перепутал (спасибо Вашим видео). У пусковой бОльшее сопротивление. Двигатель совсем новый, ревизию не делал. Выбег после отключения очень хороший.
Когда НЕ отключал конденсатор, то на нем наверное можно было жарить блины минут через 20 после пуска. Когда отключал конденсатор, то подождал минут 15 и температуру можно было терпеть рукой секунду — полторы. В общем, очень бы пригодился термометр, так хотя бы можно было бы прервать эксперимент, до того как он начнет плавиться.
Т.е. как я понял этот конденсатор как бы и рабочий и пусковой одновременно. Ответить Удалить
Конденсатор рабочий. не отключается. Желательно сделать ревизию, возможно где-то трёт. Полностью в холостую не пускать. должна быть нагрузка. Сзади на вал можно поставить вентилятор, чтоб был обдув. Удалить
Спасибо большое, последую Вашему совету. Удалить
Александр! Спасибо за интересную статьи и видео! У меня двигатель без шильдика, немного побольше того первого что в вашем видео, 2 отверстия из которых выходят по два провода которые «звонятся» только между собой. к сожалению я не могу здесь выложить фотки, вес примерно килограмм 12, вал 25. Какой мощности у вас двигатель в видео? как мне мощность определить чтобы не боятся запустить от бытовой сети? Хочу его применить к компрессору от Зила. Разобрал его вроде-бы нигде не подгорел, только провода торчащие из двигателя в плохом состоянии, внутри ничего не торчит и все светлое. Крыльчатка алюминиевая.На корпус провода не пробивают. Ответить Удалить
И самое главное-это двигатель однофазный? Просто раньше таких больших не видел Удалить
Раз 4 провода то однофазный. А значит и в сеть включать можно. Главное движку ревизию сделайте. Есть статья здесь и видео на канале. Удалить
Добрый день статья была очень полезная но я вроде чуть не спалил двигатель. Был трёхфазный электродвигатель но его перематали на однофазный кто и как матали я не знаю он мне досталса по наследству. Нашёл рабочую и пусковую обмотку на пускопой тонкие проводки на рабочей были толстые. Двигатель 4 кВт 1.5 т. Оборотов. Его нагрузка компрессор с ЗИЛа 130. Суть вопроса когда я подключаю без конденсатора то в холостую без ремня на шкиве то работает все ок как только даю небольшую нагрузку то ему не хватает мощи чтоб прокрутить, решил попробовать через конденсаторы поставил только рабочий 130 мкф запустила но очень тяжело и с обмоток пошёл дымок я сразу выключил его. Потом решил поставить только пусковой конденсатор на 260 мкф без рабочего и запускается все хорошо при пустом резервуаре но если забито на 4 атмосферы то уже не запускается. Это надо больше пусковых конденсаторов или проблема в двигателе? А то как я понимаю 4 киловатт должно легко и быстро запускать. По ревизии с двигателем все отлично Ответить Удалить
Здравствуйте. Если двигатель вхолостую запускается хорошо, уверенно, всегда в одну сторону. То рабочие конденсаторы ему нельзя ставить ни в коем случае. Он не конденсаторный!
Иногда, при неправильном пересчёте, или плохом напряжении в сети, приходится подбирать пусковую ёмкость. Но не факт, что поможет.
Пуск асинхронного двигателя от одной фазы очень проблематичен. Особенно под нагрузкой. Поэтому прибегают к различным уловкам. Для разных режимов работы разные. Например ставят «солдатик» который просто стравливает излишнее давление, а двигатель работает всегда. Либо между компрессором и ресивером ставят обратный клапан, а рядом с ним, ближе к компрессору электроклапан. Когда двигатель выключается, электроклапан открывается и стравливает воздух из компрессора. Когда двигатель включается ему легче набрать обороты. и клапан закрывается. Удалить
Да что-то в этом двигателе я разочаровался у меня до этого на этом компрессоре стоял трёх фазный на 1.5 кВт.1000 оборотов но подключен через канденсаторы в 220. И компрессор при 5 атмосферах с дтудом но запускался всего кандеров было 260 мфт, но он сильно грелся. Но поставил этот на запуск хуже стало, но по производимосте в разы лучше. Спасибо за совет буду ставить клапан для сброса давления Удалить
Здравствуйте. Решил сверлилку JET подключить к трехфазной сети, открыл клемную коробку, там два вывода (основные) идут на 220 В и к двум другим подключен конденсатор. Сопротивление между основными-10 ом, и между ними и одним из проводов конденсатора тоже 10 Ом, а вот со вторым кондесаторным уже 25 Ом. Подключил 3 фазы к тем между клторыми 10 Ом. двигатель работает, но греется.
Внутрь движка лезть? Кстати таблички там нет. Ответить Удалить
А зачем? Она вам что не нужна? Удалить
Сверлилка нужна, я переехал в помещение где есть 3 фазы. Например на небольшом китайском прессе я переставил их(китайский) мотор на трехфазный, стало лучше. Ответить Удалить
Ну так и здесь мотор нужно переставить на трёхфазный. А он у вас однофазный! Удалить
Он выглядит как стандартный АИ(АИР),примерно на 0.75 кВт, может намотан он по «трехфазному». а выводы сделаны для запуска с конденсатором и от 220 в. Может его разобрать и внутри перекомутировать? Понятно, что можно купить новый мотор. Ответить Удалить
Вот здесь видео: http://shenrok.blogspot.com/p/blog-page_47.html
Там рассказано отличие однофазного и трёхфазного. Удалить
Правильно ли я понял схему подключения с реверсом ? Тумблер подключаем параллельно рабочей обмотке, средними клемами. Перемыкаем крайние клемы тумблера крест на крест. И к одним крайним клемам подсоединяем последовательно соединенные конденсатор и пусковую обмотку. Двигатель конденсаторный. За раннее спасибо! Ответить Удалить
Александр, здравствуйте!
Немного не понял с реверсом: в видео вы средние контакты подключаете параллельно пусковой обмотке, а по схеме получается в параллель к рабочей. Разъясните пожалуйста. Удалить
Важно поменять одну катушку относительно другой, а рабочая это будет или пусковая — не важно. Удалить
Спасибо большое. Удалить
А можно все то же самое, только по трехфазному двигателю. Очень мне понравились ваши видео. Буду чертовски благодарен! Ответить Удалить
А что по трёхфазному? всё есть . что интересует? Удалить
У вас есть видео только по однофазных двигателях. Да и статьи в блоге соответственной вроде нет о трёхфазных. Есть обрывки информации в других видео, но хотелось бы чтобы бы все было в одном видео или в одной статье как тут. Как именно определять обмотки в случае когда двигатель трехфазный и как правильно подключать звездочкой, а как треугольником. Например, если у меня из двигателя торчат 6 проводов и нет барно. Чтобы их соединить в звездочку нужно каждый конец соответственной обмотки, то есть три провода соединить вместе, а оставшиеся три подключать к сети( вернее два из них, а третий с одним из тех, что подключен к сети параллельно через конденсатор)? Но какие именно три провода соединять вместе? С одной стороны обмотки или с другой есть разница? В случае с треугольником, какая должна быть последовательность подключения рабочая-пусковая-общая-рабочая; рабочая-общая-пусковая-рабочая; пусковая-рабочая-общая-пусковая и т.д. Или это не важно? Определять обмотки нужно до подсоединения по типу звездочка/или треугольник или после подсоединения? После подсоединения по типу звездочка/треугольник какие из проводов будут рабочий, пусковой и общий. Как подбирать конденсаторы рабочий и пусковой в случае трехфазных двигателей и как их подключать через ПНВС. Если двигатель например на 4 кВт подсоединен по типу звездочка, то его мощность будет только 50%, то есть 2 кВт и конденсаторы уже нужно будет подбирать как для 2-х кВт-ного двигателя? Влияет ли тип подсоединения звездочка/треугольник на количество оборотов двигателя и нужно ли учитывать количество оборотов двигателя при определении пускового и рабочего конденсаторов?
Заранее благодарен за ответ и буду неимоверно благодарен за видео и/либо статью! Удалить
Вы правильно говорите. Информация есть, но она разбросана. При соединении важно только не путать концы и начала обмоток. последовательность без разницы. По подбору конденсаторов есть и видео и статья. Про обороты тоже есть видео. От подключения обороты не меняются. Удалить
Этот комментарий был удален автором. Удалить
щас попробую Ответить Удалить
вот что получилось https://img-fotki.yandex.ru/get/93500/37325575.0/0_fd776_21cad70_orig Удалить
Да, всё верно. куда приспособить решили? Удалить
Большое спасибо за помощь! Включил, всё работает! Дай Вам Бог здоровья! И ещё с Праздником!По Вашему видео буду делать ревизию другому двигателю, выводить все шесть проводов наружу. А этот думаю приспособить под мини токарный по дереву, точило. Ещё раз спасибо Вам большое за полезные видео! Удалить
Спасибо. И вас с праздником! Рад был помочь! Удалить
подскажите пожалуйста Возможно ли на однофазном двигателе менять частоту оборотов если возможно Подскажите как Ответить Удалить
Частотный преобразователь (частотник). Но дорого очень. Удалить
без конденсатора будет слабее. Но можно. РТ-10 на ваше усмотрение. Двигатель оно редко спасает. Ответить Удалить
Не знаю. Нужно сделать ревизию, есть видео на канале. Ответить Удалить
Так и называется ревизия перед подключением. Вот: https://www.youtube.com/watch?v=v8gNCfDD3GI Ответить Удалить
Я и представить не могу, что у вас может трещать. Какого вида треск? как искра пробивает, или механический? Ответить Удалить
Тогда нужно всё проверять. искать причину. Так сказать затрудняюсь. Ответить Удалить
Доброго времени суток, Александр.Помогите. пожалуйста. советом.Есть асинхронный конденсаторный двигатель от центробежного насоса Джиллекс, потребляемая мощность 600 ватт. Он изначально левого вращения и включается хорошо, работает бесшумно, не греется. Но мне нужно изменить направление вращения. В коробке три провода, один сразу на выключатель, два других соединяются через конденсатор ( 9мкф) и тоже в сеть. Тот провод, который сразу на выключатель, я не трогал, а два других поменял местами. Двигатель легко запустился в нужную сторону (по часовой), но звук стал немного громче, через пару минут работы почувствовался легкий запах изоляции, корпус стал теплым. В чём тут дело? Спрасибо. С уважением , Александр Ответить Удалить
Нужно разбирать двигатель, и тот провод что сразу на кнопку к нему подходят 2 провода. их нужно разъединить и вывести отдельно. Либо можно попробовать развернуть статор. Удалить
Александр,помогите подключить эл.двигатель на насосной станции калибр,там случайно оборвались провода в коробке электродвигателя,теперь не могу собрать правильно концы выводов в коробке,еще в к4оробке два конца от датчика давления,и два конца от конденсатора,от электродвигателя три конца,клеммника нет,из электродвигателя выходят три провода по цветам,подскажите если можете Ответить Удалить
sanysch670@gmail.com вот моя почта. скиньте фото того что есть и замерьте сопротивление между выводами из двигателя. Удалить
Спасибо Александр,вот выслал на почту все фото Ответить Удалить
Здравствуйте Александр. Столкнулись с интересной задачей. мы купили электрический шуруповерт Диолд. Нам надо его спрятать в конструкции,а кнопку реверсную как у вас на фото с шестью контактами вынести наружу. Или через двойной выключатель подсоединить от реверсионой кнопки. Щетки меняют полярность. Только кнопка фиксируется удержанием верх или вниз. она пружинная и постоянно возвращается в центральное положение. как подсоединить реверс на двухклавишный выключатель? можно схему на почту мне отправить как можно быстрее.Либо надо перекрестную кнопку с 4 выводами .(Дв провода от щеток и два провода от статора). Или на выключателе надо где то перемычку поставить.В общем как из двухклавишного выключателя сделать реверсный переключатель подключившись от кнопки реверсионной электрического шуруповерта.С уважением Владимир.Моя почта — tetbe52@gmail.com Ответить Удалить
Здравствуйте. переключатель нужен как на фото. на 2 или 3 положения. ответил на почту. Удалить
Здравствуйте, Александр, помогите, пожалуйста, советом. Есть двигатель АВЕ-071-4С со старой стиралки, из него выходят три провода (красный, синий и черный), по информации из интернета и из рисунка на корпусе: красный (рабочая обмотка), синий (вспомогательная) и черный (общий провод). Как я понял это конденсаторный двигатель с рабочим конденсатором на 4мкФ. При подключении по такой схеме двигатель хорошо запускается и работает, не греется, но напряжение во время работы между красным и синим проводами и между черным и синим больше 500В, между красным и черным 220В. Замерял сопротивление обмоток оно — 17, 64 и 81 Ом. Подумал может эта синяя обмотка пусковая что-ли, переподключил все без конденсатора — как для пусковой обмотки, двигатель запустился но уже тяжелее, если чуть придержать рукой то уже не запустится (с конденсатором запускался и под нагрузкой). Но что интерестно, если синий провод отсоединить то на запуск это вообще не влияет, мотор так же запустится (просто втыкнул два провода черный и красный в розетку без синего и конденсатора). Напряжение в этом случае между отсоединенным синим и красным будет 300 с лишним вольт, между синим и черным тоже боллее 300В, между красным и черным 220В. Затем синий провод уже через конденсатор подключил как пусковой, в этом случае запускается хорошо как при постоянном конденсаторе, при работе напряжение становится между кр и син около 400В, а между синим черным тоже близко того. Я бы вообще не заморачивался п оставил все как в схеме но меня смущает, в этом случае, большое напряжение во время работы двигателя. Нормально ли это?? А наверное если подключить с одной работающей обмоткой, то будет потеря мощности двигателя?? Ответить Удалить
Ставьте с конденсатором и работайте. На вольтаж не обращайте внимания. Но если вам интересно попробуйте вольтаж если двигатель под нагрузкой. Удалить
Как определить рабочую и пусковую обмотки у однофазного двигателя
Однофазные двигатели — это электрические машины небольшой мощности. В магнитопроводе однофазных двигателей находится двухфазная обмотка, состоящая из основной и пусковой обмотки.
Две обмотки нужны для того, что бы вызвать вращение ротора однофазного двигателя. Самые распространенные двигатели такого типа можно разделить на две группы: однофазные двигатели с пусковой обмоткой и двигатели с рабочим конденсатором.
У двигателей первого типа пусковая обмотка включается через конденсатор только на момент пуска и после того как двигатель развил нормальную скорость вращения, она отключается от сети. Двигатель продолжает работать с одной рабочей обмоткой. Величина конденсатора обычно указывается на табличке-шильдике двигателя и зависит от его конструктивного исполнения.
У однофазных асинхронных двигателей переменного тока с рабочим конденсатором вспомогательная обмотка включена постоянно через конденсатор. Величина рабочей емкости конденсатора определяется конструктивным исполнением двигателя.
То есть если вспомогательная обмотка однофазного двигателя пусковая, ее подключение будет происходить только на время пуска, а если вспомогательная обмотка конденсаторная, то ее подключение будет происходить через конденсатор, который остается включенным в процессе работы двигателя.
Знать устройство пусковой и рабочей обмоток однофазного двигателя надо обязательно. Пусковая и рабочие обмотки однофазных двигателей отличаются и по сечению провода и по количеству витков. Рабочая обмотка однофазного двигателя всегда имеет сечение провода большее, а следовательно ее сопротивление будет меньше.
Посмотрите на фото наглядно видно, что сечение проводов разное. Обмотка с меньшим сечением и есть пусковая. Замерять сопротивление обмоток можно и стрелочным и цифровым тестерами, а также омметром. Обмотка, у которой сопротивление меньше – есть рабочая.
Рис. 1. Рабочая и пусковая обмотки однофазного двигателя
А теперь несколько примеров, с которыми вы можете столкнуться:
Если у двигателя 4 вывода, то найдя концы обмоток и после замера, вы теперь легко разберетесь в этих четырех проводах, сопротивление меньше – рабочая, сопротивление больше – пусковая.
Подключается все просто, на толстые провода подается 220в. И один кончик пусковой обмотки, на один из рабочих. На какой из них разницы нет, направление вращения от этого не зависит. Так же и от того как вы вставите вилку в розетку. Вращение, будет изменятся, от подключения пусковой обмотки, а именно – меняя концы пусковой обмотки.
Следующий пример. Это когда двигатель имеет 3 вывода. Здесь замеры будут выглядеть следующим образом, например – 10 ом, 25 ом, 15 ом. После нескольких измерений найдите кончик, от которого показания, с двумя другими, будут 15 ом и 10 ом.
Это и будет, один из сетевых проводов. Кончик, который показывает 10 ом, это тоже сетевой и третий 15 ом будет пусковым, который подключается ко второму сетевому через конденсатор.
В этом примере направление вращения, вы уже не измените, какое есть такое и будет. Здесь, чтобы поменять вращение, надо будет добираться до схемы обмотки.
Еще один пример, когда замеры могут показывать 10 ом, 10 ом, 20 ом. Это тоже одна из разновидностей обмоток. Такие, шли на некоторых моделях стиральных машин, да и не только.
В этих двигателях, рабочая и пусковая – одинаковые обмотки (по конструкции трехфазных обмоток). Здесь разницы нет, какой у вас будет рабочая, а какая пусковая обмотка. Подключение пусковой обмотки однофазного двигателя, также осуществляется через конденсатор.
Автор: Л. Рыженков
Редактировал А. Повный
- Как подключить электрическую лампочку на другое напряжение
- Как быстро снять изоляцию с кабеля или провода
- Как рассчитать кабель для удлинителя
Надеюсь, что эта статья была для вас полезной. Смотрите также другие статьи в категории Делимся опытом, Электродвигатели и их применение
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: Домашняя электрика
Поделитесь этой статьей с друзьями: