Основные параметры и требования
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО «Инжинирингинвест»
2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. № 296-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет
ГОСТ Р 52398-2005
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Основные параметры и требования
Classification of automobile roads. General parameters and requirements
Дата введения — 2006-05-01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования (далее — автомобильные дороги) и устанавливает их техническую классификацию.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 техническая классификация автомобильных дорог: Разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.
2.2 класс автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.
2.3 категория автомобильной дороги: Характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.
2.4 доступ на автомобильную дорогу: Возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.
3 Классы автомобильных дорог
3.1 Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:
— дорога обычного типа (нескоростная дорога).
3.1.1 К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:
— имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
— не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
— доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.
3.1.2 К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги:
— имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
— не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
— доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.
3.1.3 К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:
— имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
— доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V- 50 м друг от друга.
4 Категории автомобильных дорог
4.1 Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:
— количества и ширины полос движения;
— наличия центральной разделительной полосы;
— типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
— условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.
5 Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог
Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования
Класс автомобильной дороги
Категория автомобильной дороги
Общее количество полос движения
Ширина полосы движения, м
Центральная разделительная полоса
Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками
Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями
Доступ на дорогу с примыкания в одном уровне
Автомобильные дороги: обо всем и сразу. Классификация, характеристики, основные принципы проектирования и показатели качества
За тысячи лет существования назначение дорог не изменилось. Они по-прежнему используются для передвижения транспорта и людей, соединяют населенные пункты и отдельно стоящие объекты. Что еще вы знаете о дорогах? Предлагаем не ходить вокруг да около, а углубиться в данную тему и детально рассмотреть основные правила обустройства автомобильных дорог, распространенные классификации и главные показатели качества.
Содержание:
Что такое автомобильная дорога?
Укравтодор определяет автомобильные дороги как комплекс инженерных конструкций, которые обеспечивают бесперебойное движение транспорта по выбранному маршруту. Качественная дорога должна быть удобной, безопасной, обеспечивать перевозку грузов, пассажиров. В отличие от проселочных тропинок, трассы всегда оборудуют дорожными знаками. К тому же, они имеют определенную расчетную нагрузку.
Каждое государство должно стремиться к тому, чтобы создать развитую сеть автодорог. С ее помощью можно решить две важнейшие задачи:
- Экономическую. Когда населенные пункты объединены надежными автомобильными трассами, есть возможность спланировать оптимальные маршруты для пассажирских и грузоперевозок.
- Социальную. Каждый человек имеет право на быстрое и беспрепятственное перемещение. Дороги государственного значения обеспечивают конституционные права граждан.
Автомобильная дорога – это сложная инженерная система, которая состоит из нескольких элементов. Вкратце их перечислим:
-
- Земляное полотно как основа.
- Проезжая часть.
- Покрытие. Для изготовления используют такие материалы, как асфальт, цементобетон, щебень.
- Обочина.
- Основные элементы автомобильных дорог также включают в себя защитные сооружения, светофоры, «лежачие полицейские» и пр.
- Искусственные конструкции: тоннели, мосты, переезды и пр.
Виды и классификация дорог
Автотрассы подразделяют на несколько групп. В зависимости от срока службы, они могут быть постоянными и временными. В первом случае речь идет об инженерной системе, рассчитанной на 5 и более лет службы. А вот временные виды дорог обеспечивают непродолжительное передвижение транспорта. Например, во время строительства новой автомагистрали или реконструкции существующей.
Автотрассы Украины – это более 172,4 тыс км, из которых 164,1 тыс км имеют твердое покрытие. Для сравнения, в 1940 году только 27 тыс км дорог были асфальтированными .
Другие классификации дорог
Существует несколько типологий дорог.
По форме собственности:
- Дороги общего пользования – это участки, которые входят в состав Государственной транспортной системы. Предназначены для автомобильных, грузовых перевозок.
- Улицы городов, поселков городского типа, сел. В отличие от первого типа, являются коммунальной собственностью. Ответственность за состояние лежит на органах местного самоуправления.
- Ведомственные – принадлежат предприятиям или физлицам. Также к ведомственным типам дороги относятся сельскохозяйственные, патрульные, служебные трассы, подъезды к гидротехническим конструкциям.
- Частные находятся на территориях, принадлежащих физическим лицам.
По назначению
Еще одна классификация дорог по категориям связана с их назначением. Оно может быть государственным и местным. В свою очередь, категория дорог Украины государственного назначения делится на 4 типа:
- Международные – используются для международных автоперевозок.
- Национальные – соединяют населенные пункты с Киевом или совмещены с национальными транспортными коридорами. Сюда же относятся участки, которые соединяют областные центры.
- Региональные – проходят через 2 и больше областей, соединяют морские порты, важные культурные объекты.
- Территориальные – проходят между небольшими городами, соединяют их с областными центрами. Также они связывают основные аэропорты и речные порты с дорогами государственного значения.
Классификация автомобильных дорог местного значения выглядит следующим образом: областные и районные. Где именно проходит дорога местного значения , понятно из названия.
По интенсивности движения
По количеству транспортных средств, которые проезжают конкретный участок в течение 24 часов, классификация дорог Украины выделяет пять основных категорий. 4, 5 категории расположены в небольших населенных пунктах, интенсивность – 150-1000 и до 150 транспортных средств соответственно. Дорога 1 категории имеет интенсивность более 10 000 ТЕ (транспортных единиц), II категория – 3000-10000 ТЕ, III тип – 1000-3000 ТЕ.
Внимание! Если количество легковых авто в транспортном потоке составляет 30% и более, допускается отклонение показателя допустимой интенсивности в большую сторону. Например, для дороги 4 категории значение возрастает с 1000 до 3000 единиц техники, для дороги 5 категории – до 300 ТЕ вместо 150. Мотоцикл без коляски определяется как 1/2 легкого автомобиля, грузовик 2-6 т – два легковых авто .
Показатели качества автодорог
Параметры качества дорог общего пользования напрямую связаны с такими показателями, как поперечный профиль, допустимая скорость, ширина разделительной полосы и пр. Рассмотрим их более детально:
- В зависимости от типа дороги, на ней могут быть от 1 до 8 полос. Ширина – от 3 до 4,5 м.
- Общая ширина дороги – 15, 22,5 или 30 метров для первой категории, 7,5 для второй, 7 для третьей. Для дорог 4 и 5 категорий установлена ширина 6 и 4,5 м соответственно.
- Если общая ширина автомобильной дороги может достигать 30 метров, то ширина разделительной полосы – 3 или 6 м. Для обочин данный показатель варьируется от 1,75 (5 категория) до 3,75 (1-2 категория) метров.
С максимальной и минимальной шириной дороги разобрались – что дальше? На расчетную скорость влияют такие параметры, как продольный уклон, видимость, радиус кривой и пр.
Нужно учитывать тот факт, что автомобильная дорога – это комплексное сооружение со своими нормативными требованиями. К основным показателям качества относятся техническое, эксплуатационное состояние трассы. Соответствуют ли геометрические параметры ( ширина проезжей части, значения обочины, протяженность спусков) установленным значениям? Какие габариты построенного моста, его грузоподъемность? Как меняются характеристики дороги и оборудования под воздействием транспорта, погоды? Чтобы определить качество полотна, нужно дать четкие ответы на эти вопросы.
Требования к содержанию дорог
Для начала стоит определиться с понятием «содержание дороги». Речь идет о комплексе мероприятий, направленных на поддержание трассы в хорошем состоянии, пригодном для удобного и безопасного передвижения. Профилактические работы проводятся не зависят от типа автомобильных дорог и проводятся на регулярной основе. Они помогают добиться нормативной скорости. Содержание автомагистралей включает в себя такие мероприятия:
- Уход за основной дорогой, сооружениями.
- Ликвидация повреждений, возникших после эксплуатации.
- Ремонт более серьезных повреждений.
- Организация движения таким образом, чтобы сохранить и продлить эксплуатационные характеристики полотна.
Понятие ремонт дороги довольно обширное. Оно подразумевает целый комплекс профилактических мер, направленных на восстановление проектных параметров, улучшение эксплуатационных характеристик. Иногда достаточно просто восстановить слой износа, улучшить ровность. Однако чаще всего приходится усиливать дорожную одежду и заделывать ямы , восстанавливать конструкции, проводить их полную замену. Увеличение ширины проезжей части , многие другие работы тоже относятся к содержанию дорог.
Основные принципы проектирования автомобильных дорог
Строительство дорог в Украине начинается не с проектирования. Сначала нужно определить популярные места приема грузов, установить востребованные направления и объемы грузоперевозок по маршруту, который появится в будущем.
Если взглянуть на карту состояния автодорог Украины , можно увидеть одну интересную закономерность. Прямая линия – это кратчайшее направление, которое соединяет точку А с точкой Б на карте. Но ведь проектирование и строительство автомобильных дорог по прямой практически не ведется. В первую очередь, из-за большого количества препятствий. Это могут быть не только реки, но и широкие озера, леса и пр. Преодоление участка на поверку оказывается сложным, дорогим. К тому же, препятствия бывают не только контурными, но и высотными (горные хребты). Поэтому автомобильные дороги общего пользования чаще всего строят в обход. Данное правило распространяется и на плодородные земли, которые представляют особую ценность для фермеров.
Дороги государственного значения всегда стараются строить в обход населенных пунктов. Но если такой возможности нет, их проектируют как улицы магистрального уровня.
Как именно будет выглядеть дорога на местности, зависит от документации. Существует Генеральная схема планирования всей территории страны и отдельных областей, районов, населенных пунктов. При выборе оптимального варианта расположения важно учитывать:
- Бюджет – во сколько обойдется строительство?
- Затраты на дальнейшее обслуживание и ремонт.
- Себестоимость грузоперевозок .
- Безопасность передвижения транспорта.
- Воздействие автомагистрали на окружающую среду.
При детальном изучении характеристик автомобильных дорог в Украине выяснилось, что они рассчитаны на передвижение транспортных средств с такими параметрами:
- Ширина автомобиля, трактора или комбайна, которые едут по выбранному маршруту, не должна быть больше 260 см. В отношении высоты значения другие – 435 см.
- ТС не должно быть длиннее 12 метров. Если речь идет о движении автопоезда, допускается увеличение длины на 10 метров, то есть 22 метра.
Что касается самой конструкции (дорожное основание плюс покрытие), оно рассчитывается с учетом нагрузок на ось. Для скоростных трасс, по которым передвигается много автомобилей (1, 2 категории) это значение равно 11,5 тонн, для 3-4 типа – 10 тонн, для 5 типа – почти в два раза меньше (6 тонн).
В статье был сделан детальный обзор дорог, которые существуют в Украине. В частности, мы рассмотрели главные элементы автодорог, основные параметры проектирования и показатели качества. Одним из главных критериев дороги является ее приспособленность для движения. Она состоит из проезжей части и разделительной полосы, может быть дополнена обочиной, тротуаром и даже трамвайными путями.
5 категория дороги технические характеристики
Приняты и введены в действие
Письмом Государственной службы
от 17 марта 2004 г. N ОС-28/1270-ис
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
1.2. Технические параметры и характеристики дорог
1.2.1. Основными параметрами и характеристиками, определяющими транспортно-эксплуатационное состояние дороги, являются:
— геометрические параметры, к которым относится ширина проезжей части, краевой укрепленной и остановочной полос обочин, продольные уклоны, радиусы кривых в плане и профиле, уклоны виражей и расстояние видимости;
— прочность дорожной одежды проезжей части, краевой укрепительной и остановочной полос обочин;
— ровность и сцепные свойства покрытия проезжей части, краевой укрепительной и остановочной (укрепленной связным материалом) полос обочин;
— прочность и устойчивость земляного полотна и его элементов;
— целостность и работоспособность водоотводных и дренажных сооружений;
— наличие и требуемое состояние элементов инженерного оборудования и обустройства дороги.
1.2.2. Необходимо, чтобы геометрические параметры (радиусы кривых, ширина проезжей части и обочин, габариты искусственных сооружений) соответствовали нормам, установленным для данной категории дороги (участка дороги). Отклонения фактических размеров допускаются в пределах, устанавливаемых соответствующими документами.
1.2.3. Прочность дорожных одежд на дорогах I — IV категорий определяются необходимостью беспрепятственного пропуска в расчетный период автомобилей с осевой нагрузкой до 10 тс (100 кН), а на дорогах V категории с твердыми покрытиями до 6 тс (60 кН).
1.2.4. Покрытиям проезжей части дороги, краевых укрепительных и остановочных полос обочин в процессе эксплуатации необходимо иметь предусмотренные проектом продольные и поперечные уклоны, обеспечивающие беспрепятственный сток воды.
1.2.5. Необходимо, чтобы кромки покрытия проезжей части, краевых укрепительных и укрепленных остановочных полос обочин были ровными в плане, имели правильные и четкие очертания, не имели разрушений и деформаций.
1.2.6. При эксплуатации дорог следует обеспечивать соответствие фактических показателей продольной ровности приведенным в таблице 1.4 предельно-допустимым значениям.
Интенсивность
движения,
авт./сутКатего-
рия
дорогиТип
дорожной
одеждыПредельно допустимые
показатели продольной
ровности, см/кмДопустимое
количество
просветов
под
3-метровой
рейкой,
превышающих
указанные
в СНиП
3.06.03-85,
%по
прибору
ПКРС-2Упо толчкомеру
ТХК-2,
установленному
на автомобиле1.2.7. На покрытии проезжей части нельзя допускать образования колейности, при которой возникают опасные условия движения и создаются помехи для очистки покрытий от снежных отложений и удаления зимней скользкости. Пределы допустимой и предельно допустимой глубины колеи установлены для двух способов измерения глубины колеи при помощи двухметровой рейки: по упрощенной методике, когда рейка укладывается на поверхность покрытия или гребни выпора и по способу вертикальных отметок, когда отсчет ведется от рейки, выведенной в горизонтальное положение (табл. 1.5).
Расчетная
скорость
движения,
км/чГлубина колеи, мм
Измерения по
упрощенной методикеИзмерения по способу вертикальных отметок
Относительно правого
выпораОтносительно левого
выпоране допус-
кается1.2.8. Работы по устранению колеи выполняют в первую очередь на участках дорог при ее глубине больше предельно допустимых значений не рекомендуется допускать образование уступов в местах сопряжения проезжей части и укрепительных краевых полос или укрепительных и остановочных полос обочин. На поверхности неукрепленных обочин и разделительных полос, не отделенных от проезжей части бордюрами, не рекомендуется иметь колеи в местах сопряжения с проезжей частью и иметь отметку ниже ее уровня более чем на 3 см при интенсивности движения выше 6000 автомобилей, приведенных к легковому автомобилю и более чем на 4 см при меньшей интенсивности.
1.2.9. Шероховатость и состояние дорожного покрытия проезжей части должны обеспечивать требуемую ГОСТ 50597-93 величину сцепления колеса с покрытием — не менее 0,3 при измерении его шиной без рисунка протектора и 0,4 шиной, имеющей рисунок протектора.
1.2.10. Разница коэффициента сцепления по ширине проезжей части допускается не более 0,1, разница между коэффициентом сцепления покрытия проезжей части и укрепленной обочины — 0,15.
1.2.11. На покрытии проезжей части не допускается наличие выбоин, проломов и просадок с размерами по длине, ширине и глубине более чем 15 x 60 x 5 см, а количество более мелких повреждений и дефектов в весенне-летне-осенний периоды менее значений, приведенных в таблице 1.6. Образовавшиеся деформации и разрушения ликвидируют в сроки, установленные ГОСТ 50597-93.
Показатели
состояния
конструктивных
элементов дорогДопустимое значение для дорог с интенсивностью движения , авт./сут, приведенных к легковому автомобилю
Более 6000
2000 — 6000
1000 — 2000
200 — 1000
Менее 200
Повреждения (выбоины) размером не более
15*60*5 см на м2 на 1000 м2 покрытия
ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ
(включая используемые съезды)
а) летом
б) весной
б) зимой
Отдельные раскрытые необработанные трещины на покрытии шириной > 5 мм п/м на 1000 м2
Наличие необработанных мест выпотевания битума,
м2 на 1000 м2 покрытия
Наличие полос загрязнения
шириной до 0,5 м, площадью в %
от общей площади покрытия не более
Наличие отдельных повреждений, просадок и застоя воды на обочинах и разделительной полосе :
ЗЕМЕЛЬНОЕ ПОЛОТНО
а) укрепленных
— площадью м2 на 1000 м2 покрытия
б) неукрепленных
1.2.12. Состояние покрытия укрепительных полос по наличию дефектов должно соответствовать требованиям, установленным для покрытия проезжей части, а состояние укрепленных и неукрепленных остановочных полос — требованиям табл. 1.6.
1.2.13. Обочины дороги укрепляют с обеспечением прочности конструкции и поперечных уклонов, способствующих быстрому отводу поверхностных вод.
1.2.14. Необходимо, чтобы откосы насыпей и выемок обладали устойчивостью к воздействию климатических факторов, обеспечивали быстрый отвод поверхностных вод, были укреплены согласно положениям соответствующих документов. Откосы, особенно глубоких выемок и высоких насыпей, имели обеспеченную общую устойчивость.
1.2.15. Покрытия проезжей части и обочин, разделительных полос и откосов, посадочных площадок у автобусных остановок, площадок отдыха, пунктов весового контроля и учета движения, а на участках дорог, проходящих через населенные пункты, и поверхность тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек следует содержать в чистоте, очищать от пыли, грязи, посторонних предметов и материалов.
1.2.16. На поверхности неукрепленных обочин и разделительной полосы нельзя допускать наличия древесно-кустарниковой растительности и травяного покрова более 15 см.
1.2.17. В полосе отвода дорог, проходящих в IV — V дорожно-климатических зонах, а также на участках дорог, проходящих по лесным массивам в остальных дорожно-климатических зонах, допускается наличие древесно-кустарниковой растительности при условии обеспечения нормативной видимости.
1.2.18. Необходимо, чтобы система и устройства дренирования, сбора и отвода поверхностных и грунтовых вод (водоотводные канавы, кюветы, водосбросы, водобойные колодцы и др.) постоянно находились в работоспособном состоянии и обеспечивали эффективный отвод воды от дороги.
Отдельные нарушения профиля водоотводных канав по длине, снижающие их пропускную способность более чем на 20%, допускаются суммарно до 10% от протяженности обследуемого участка на дорогах I — III категорий и 20% на дорогах IV — V категорий.
1.2.19. Неорганизованные (несанкционированные) примыкания к дорогам всех категорий не разрешаются. Допускается наличие на автомобильных дорогах с интенсивностью менее 1000 авт./сут временных технологических съездов, проходящих по сельскохозяйственным угодьям для использования сельскохозяйственной техникой, а также на участках, проходящих по лесным массивам для использования при пожарах.
5 категория дороги технические характеристики
Основные показатели транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог
Параметры элементов автомобильной дороги Автомагистраль IA Скоростная автомобильная дорога IБ Нескоростная автомобильная дорога IВ Нескоростная автомобильная дорога II Нескоростная автомобильная дорога III Нескоростная автомобильная дорога IV Нескоростная автомобильная дорога V Общее число полос движения, шт 4 и более 4 и более 4 и более 4 или 2 2 2 1 Ширина полосы движения, м 3,75 3,75 3,5 — 3,75 3,5 — 3,75 3,25 — 3,5 3 — 3,25 3,5 — 4,5 Ширина обочины (не менее), м 3,75 3,75 3,25 — 3,75 2,5 — 3 2 — 2,5 1,5 — 2 1 — 1,75 Ширина разделительной полосы, м 6 6 5 — — — — Пересечение с автомобильными дорогами в разных уровнях в разных уровнях допускается пересечение в одном уровне с автомобильными дорогами со светофорным регулированием не чаще чем через 5 км в одном уровне в одном уровне в одном уровне в одном уровне Пересечение с железными дорогами в разных уровнях в разных уровнях в разных уровнях в разных уровнях в разных уровнях в одном уровне в одном уровне Доступ с дороги примыкающей к дороге в одном уровне не допускается допускается не чаще чем через 5 км допускается не чаще чем через 5 км допускается допускается допускается допускается Максимальный уровень загрузки дороги движения 0,6 0,65 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 Примечания: 1. Ширина обочин автомобильной дороги на особо трудных участках горной местности, на участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и дополнительными полосами на подъем может составлять до 1,5 метра — для дорог IБ, IВ и II категорий и до 1 метра — для дорог III, IV и V категорий.
2. На автомобильных дорогах категории IВ ширина разделительной полосы может быть равной 2 метрам (без учета ширины ограждения при наличии дорожных ограждений по оси дороги).
3. Максимальный уровень загрузки дороги движением определяется как отношение величины максимальной интенсивности движения к величине ее пропускной способности.
4. Допускается классифицировать автомобильные дороги как скоростные автомобильные дороги только по общему числу полос движения и видам пересечения с автомобильными и железными дорогами, при этом для указанного класса автомобильной дороги ширина полосы движения не должна быть менее 3,5 метра.