Глубина усадочного шва в бетонных полах
Перейти к содержимому

Глубина усадочного шва в бетонных полах

  • автор:

Деформационные швы – важная часть при производстве бетонных полов

Чтобы получить прочный бетонный пол, износостойкий, устойчивый к разнообразным механическим нагрузкам и другим негативным воздействиям, необходимо не только соблюдать технологии, использовать современные высококлассные материалы, но и профессионально вовремя нарезать деформационные швы. Специалисты нашей компании помогут предупредить хаотичное растрескивание бетонного пола, обеспечат контроль мест появления трещин.

Любой пол состоит из основания и покрытия. В качестве основания, чаще всего, выступает бетонная стяжка. Бетон – хрупкий материал, который под действием нагрузок может растрескаться. Появление трещин может быть вызвано не только внешними факторами, но и внутренними – напряжением в бетоне, вызванным усадкой, перепадами температур и другими факторами. Чтобы предотвратить неконтролируемое хаотичное растрескивание и деформацию бетонного основания производят нарезку деформационных швов бетонного пола. Это позволяет контролировать места появления трещин.

Технология нарезки швов

Деформационные швы бетонных полов и их нарезка – очень ответственный этап устройства основания пола. Швы необходимы прямые и чистые. Нарезку производить необходимо, когда бетон уже достаточно затвердеет, но до появления случайных трещин. Обычно эту процедуру проводят не раньше, чем через сутки, и не позже 3-х дней после укладки бетона.

Существует два способа нарезки деформационных швов бетонных полов – влажный и сухой. Влажная нарезка – более традиционный метод, выполняется по влажному бетону специальным шворезчиком. Сухая нарезка — технология появившаяся не так давно, более простая и удобная, выполняется сразу по окончании работ с бетоном. Специальный инструмент с длинной ручкой дает возможность резать до 10 м швов, не передвигаясь по влажному бетону. Но сухой нарезкой можно делать деформационные швы бетонных полов на глубину не более 3см.

Герметизация швов

Герметизация деформационных швов бетонных полов необходима для того, чтобы упростить уборку, укрепить края шва, защитить от воды, агрессивного воздействия окружающей среды, а также от засорения. В зависимости от условий эксплуатации в помещении подбирается тип герметика. Если полы должны часто мыться, выдерживать сильные механические нагрузки, то и герметик должен быть достаточно твердым, чтобы защитить края деформационного шва от сколов, и в меру пластичным, чтобы выдержать колебания. Если же в помещении не планируется движение техники, то используют более гибкие герметики – эластомерные. Все работы проводятся не ранее, чем через 28 суток после окончания работ с бетонной стяжкой.

Деформационные швы бетонных полов: типы

Существуют три основных типа деформационных швов в стяжке:

  • изоляционные;
  • усадочные;
  • конструкционные швы.

Изоляционные швы бетонных полов

Любое здание в процессе эксплуатации деформируется. Происходит это из-за воздействия окружающей среды: перепадов температур, движения почвы, давления грунтовых вод, к тому же сам бетон дает усадку. Чтобы избежать передачи деформации от здания бетонному полу, нарезают изоляционные швы. Изоляционные швы бетонных полов должны давать стяжке возможность двигаться вертикально и горизонтально относительно стен, фундамента и колонн. Их толщина зависит от стяжки, и чаще всего составляет 13мм. Устраивают изоляционные деформационные швы бетонных полов вдоль стен, вокруг колонн, фундамента и заполняют их изоляционным материалом. К этому материалу предъявляются особые требования: он должен быть достаточно эластичным, чтобы не разрушиться при возможной деформации. Важно, чтобы изоляционный материал не выступал на поверхность стяжки и был уложен до укладки бетона.

Усадочные швы бетонных полов

Бетонная стяжка высыхает неравномерно: верхний слой высыхает быстрее и усаживается больше, чем нижние слои. А усадка бетона составляет в среднем 0,32см на 30см погонной длины. Поэтому края стяжки становятся выше центра, внутреннее напряжение бетона нарастает, и появляются трещины. Чтобы избежать хаотичного растрескивания, нарезают усадочные деформационные швы бетонных полов. С их помощью создается слабина в стяжке, и при усадке бетон дает трещину в заданном месте. Чаще всего, усадочные швы бетонных полов нарезают в той последовательности, в какой укладывали бетон. Глубина шва должна составлять 1/3 толщины стяжки. Карты пола, образуемые усадочными швами в идеале должны быть квадратными и небольшими, а сами швы прямыми и без разветвлений.

Конструкционные швы бетонных полов

Устройство бетонного пола занимает не один день, и заливку бетона ведут с технологическими перерывами, чтобы дать возможность стяжке затвердеть. И в тех местах, где соприкасается бетон разных кладок, рекомендуют устраивать конструкционные швы бетонных полов. Нарезать швы этого типа лучше не ближе 1,5м от любых других параллельных швов. Обычно конструкционные швы бетонных полов проводят по окончании дневных работ по укладке бетона. Форма края такого шва делается по технологии «шип в паз», либо используются рейка, расположенная поперек шва. Один конец рейки должен свободно перемещаться в стяжке. Конструкционные швы бетонных полов работают как усадочные, и позволяют небольшие горизонтальные подвижки стяжки, поэтому желательно, чтобы эти швы совпадали. И важно, чтобы конструкционные швы бетонных полов нарезались в соответствии с разработанным проектом.

Polimer-S-Group – нарезка деформационных швов профессионально и грамотно

Деформационные швы в бетонных полах

Деформационные швы в бетонных полах

Бетон является широко распространенным материалом для возведения полов на промышленных, складских и производственных объектах. Он отлично справляется с интенсивными механическими нагрузками и имеет продолжительный период эксплуатации. Несмотря на это, он подвержен усадке и отличается низкой устойчивостью к деформации (покрытия из бетона абсолютно не пластичны). Это отрицательно сказывается на его износостойкости в условиях интенсивных динамических воздействий (при движении транспорта и пешеходов, резких ударных нагрузках). Поэтому при длительном использовании на бетонных полах возникают трещины.

Чтобы избежать преждевременного ремонта, на монолитной поверхности создаются искусственные разрезы – деформационные швы. Они повышают упругость бетонного покрытия, образуя разрывы в стяжке, подстилающем слое (основании) или покрытии. За счет этого появляется возможность смещения разрозненных участков. Это позволяет минимизировать внезапные деформации пола, повысить его устойчивость к динамическим нагрузкам и значительно продлить срок службы.

В каких случаях применяются деформационные швы?

Выполнять разрезы в бетонном покрытии необходимо, если:

  • общая площадь стяжки превышает 40 м 2 ;
  • пол имеет сложную конфигурацию;
  • эксплуатация происходит в условиях резких температурных перепадов;
  • длина одного или двух ребер поверхности превышает 8 метров.

Технология создания деформационных швов

Как правило, в основу конструкции бетонного пола на промышленных объектах входит стяжка и покрытие. В отличие от жилых помещений, верхний слой пола в таких зданиях выполняется также из бетона. В зависимости от предполагаемой нагрузки проектируются покрытия различной толщины. Под стяжкой обустраивается подстилающий (черновой) бетонный слой. В нем нарезаются взаимно перпендикулярные швы с интервалом в 6-12 метров и глубиной 40 миллиметров.

Стоит отметить, что согласно СНиП 2.03.13-88 глубина шва должна быть не меньше 30% толщины подстилающего слоя. Обязательным условием также является совпадение деформационного разреза пола с защитными швами других конструкций здания.

В зависимости от целей использования и конструктивного исполнения деформационные швы в бетонных полах подразделяются на три категории:

  • изоляционные;
  • усадочные;
  • конструкционные.

Изоляционный шов

Изоляционные разрезы создаются на пограничных участках конструктивных элементов помещения (стен, фундамента под оборудование, колонн или пола). Они представляют собой промежуточные швы, позволяющие избежать появления трещин во время усадки бетона в местах прилегания горизонтальных и вертикальных поверхностей. Если такой разрез отсутствует, то стяжка при высыхании уменьшит объем и потеряет сцепление со стеной, образуя разрыв.

Шов заполняется различными изоляторами, обеспечивающими беспрепятственное растяжение стяжки относительно фундамента и стен. Толщина шва составляет в среднем 13 миллиметров.

Усадочный шов

В отличие от изоляционных швов, которые устраняют риск деформации бетонного пола на участках соприкосновения со стенами, усадочные разрезы применяются для предотвращения растрескивания бетона по всей площади. Другими словами, они защищают поверхность от повреждений, вызванных усадкой материала. Так как бетон засыхает неравномерно (сначала сверху, потом снизу), внутри него создается дополнительное напряжение.

Карты (части покрытия, ограниченные усадочными швами), должны быть квадратными. Не рекомендуется делать их Г-образной или прямоугольной формы. Вероятность появления трещин напрямую зависит от размера карт. Чем меньше площадь, ограниченная швами, тем ниже риск растрескивания материала. Подвержены деформации и углы стяжки, поэтому их также необходимо покрыть усадочными разрезами. Во время укладки в бетон помещаются формирующие рейки, а при высыхании стяжки уже накладываются швы.

Конструкционный шов

Данный вид защиты монолитных бетонных полов выполняется при поэтапном возведении основания. Так как во время перерывов материал успевает засохнуть и приобрести отличную от нового слоя плотность, покрытие может потрескаться. Деформационный шов позволяет минимизировать риск образования трещин. Он нарезается на участках соединения стяжки, уложенной в разное время, аналогично усадочному шву. Форма торца соединения – «шип-паз».

К характеристикам этой конструкционной защиты относятся:

  • минимальное расстояние от деформационных швов другого вида – 1,5 метра (разрез выполняется параллельно);
  • отсутствие необходимости при непрерывном процессе укладки;
  • максимальная толщина стяжки – 20 сантиметров.

Обработка швов

Для того чтобы шов успешно выполнял свои функции, его необходимо герметизировать. Для этой цели применяются следующие материалы:

  • Гидрошпонка. Резиновая, полиэтиленовая или ПВХ лента, которая закладывается при заливке бетонной стяжки.
  • Вспененный полиэстер. Уплотняющий шнур из этого материала помещается в разрез. При резких изменениях температуры полиэстер сохраняет эластичность, обеспечивая безопасную усадку бетонного покрытия.
  • Мастика. Акриловая, полиуретановая или латексная смесь накладывается поверх шва и служит надежной защитой от проникновения влаги.
  • Деформационный профиль. Состоит из резины или металлических направляющих. Устанавливается встроенным или накладным способом.

Перед герметизацией рабочую поверхность необходимо очистить от загрязнений при помощи компрессора со сжатым воздухом. Также для продления срока эксплуатации рекомендуется устранить зазоры и упрочнить верхний слой топпингом или полиуретановым покрытием.

Деформационный шов в бетоне

Что такое деформационный шов в бетоне и для чего он нужен

В конструкции многих зданий одними из обязательных элементов являются специальные разрезы, которые делят общую площадь пола на отдельные участки. Это так называемые деформационные швы в бетоне , необходимые для защиты сооружения от возможного разрушения.

Деформационный шов в стяжке выполняет только одну задачу: разрез минимизирует нагрузки и напряжение в местах, где ожидаются деформации материала. Они, как правило, возникают из-за изменения температуры воздуха, однако вызвать их также могут влажность, сейсмические явления и так далее.

Деформационные швы бетонных полов позволяют элементам конструкции свободно расширяться и сжиматься, что помогает минимизировать нагрузку на сооружение. Зачастую эти разрезы помогают в первые дни высыхания бетонной смеси, когда бетон может деформироваться под воздействием различных факторов.

С целью герметизации, деформационные швы в полах заполняют упругим изоляционным материалом. Помимо этого разрезы могут быть температурными, осадочными, компенсационными, изоляционными, усадочными и конструкционными.

Деформационные швы в стяжке являются обязательным элементом в конструкции здания, если в нем предусмотрены теплые полы. Из-за перепадов температур бетон может подвергаться существенным деформациям.

Как сделать деформационный шов в стяжке : строительные нормативы

Существуют общие правила, касающиеся формирования швов любого типа:

  • Разрезы необходимо размещать на одной линии со швами железобетонных плит перекрытий, а также с осями колонн, если они предусмотрены.
  • Компенсационные швы необходимо изготавливать по периметру монолитной плиты. Исключение составляют сооружения производственного назначения, когда швы нужно располагать еще и внутри плиты.
  • Если в качестве основания пола используются железобетонные плиты, расстояние между разрезами должно составлять 8-12 метров. В остальных случаях расстояние определяется в ходе инженерных расчетов и указывается в проектных документах.
  • В процессе заделки разрезов используют полимерные материалы, жгуты, металлические профили, ленты и составы с цементной основой (М400 и выше). Если раскрытие швов составляет не более 0,5 мм, для их цементации используют маловязкие цементные растворы.

Устройство деформационных швов в бетонных полах может выполняться двумя способами:

  • нарезание в затвердевшем бетоне;
  • формирование благодаря специальной конфигурации опалубки.

Пропил осуществляют с помощью инструментов с алмазными дисками, но не ранее, чем через 2 дня после заливки.

Устройство деформационного шва в полах : требования к свойствам герметизирующего материала

Чтобы заполнить швы в бетоне, необходимо использовать материалы, которые выполняют следующие задачи:

  • герметизируют разрез;
  • защищают шов от попадания влаги и грязи;
  • дополнительно компенсируют возникающие нагрузки и напряжения.

Перечень подходящих материалов и их окончательный выбор зависит от размера разреза, общей площади помещения, а также эксплуатационных условий сооружения.

Чем заделать деформационный шов в бетоне

Как правило, для заполнения разрезов используют:

  • Двухсторонние металлические профили. Их размещают еще до заливки смеси. У них сложная форма, а также предусмотрены вставки из пластика и резины. Как правило, металлические профили устанавливают на объектах производственного характера, где полы постоянно испытывают высокие нагрузки.
  • Уплотняющие полосы. Зачастую их укладывают в несколько слоев, а предназначены они преимущественно для ситуаций, когда нужно загерметизировать небольшую площадь. Полосы изготавливаются из вспененного полимера. Иногда вместо них применяют эластичные жгуты.
  • Профилированные ленты. С их помощью заполнение деформационных швов в бетонных полах будет проще, так как эти изделия универсальны в использовании. Они производятся из модифицированной резины и полимеров повышенной прочности.
  • Силиконовые герметики. Если требуется заделка деформационных швов в полах небольшой площади, которые не испытывают больших нагрузок, для заполнения применяют герметики. Их используют для заливки разрезов, которые были созданы путем пропиливания немного затвердевшего бетона.

Температурные швы в бетоне

Практически все здания подвергаются перепадам температур, поэтому температурные разрезы в бетоне очень популярны и их можно встретить не только в полах, но и на стенах: от крышки до основания сооружения.

Температурный шов в бетоне обеспечивает строению защиту от деформации путем минимизации воздействия колебаний температуры на бетонную смесь. Такие разрезы рекомендуется делать даже в городах с умеренным климатом: переходы от высокой температуры к низкой, например, во время смены сезона, часто становятся причиной возникновения трещин разных размеров и глубины.

Как правило, термошов в бетоне не создают на фундаменте, расположенном ниже уровня грунта. Это обусловлено тем, что подземные части здания не испытывают настолько сильных температурных колебаний, которые могут вызвать значительные деформации.

Как сделать температурный шов в бетоне

Создавать температурные разрезы нужно до процесса заливки, однако в полах их можно делать даже после того, как бетонная смесь достаточно затвердела. Устройство температурных швов в бетоне подразумевает соблюдение строительных правил и норм. В связи с этим, шаг таких разрезов в бетоне зависит от:

  • материала, из которого созданы панели;
  • ожидаемых перепадов температуры;
  • прочности бетона на сжатие, его марки, а также диаметра арматуры.

Вертикальные разрезы должны равняться высоте фундамента, а остальные параметры, включая дистанцию между швами, определяют в ходе расчетов. В среднем для сооружений из кирпича шаг составляет 0,15 м, для построек из дерева — 0,6 м и так далее.

Общие правила создания температурных швов в стяжке:

  • Разрезка бетона выполняется инструментом с алмазными дисками. Расстояние рассчитывают следующим образом: число 25 умножают на толщину пола в сантиметрах. Если она составляет 10 см, расстояние между разрезами будет около 2,5 м.
  • Глубина швов должна составлять около 1/3 толщины стяжки. Ширина — не более нескольких сантиметров.
  • После создания зазоров, из них нужно удалить всю грязь и пыль. Пустое пространство грунтуют.
  • После высыхания грунтовки, разрезы заполняют мастикой, герметиком или другим материалом с высокой эластичностью. При необходимости можно использовать металлические профили, однако они предпочтительны, только если разрезы формируют до заливки бетона.

Заделка температурных швов в бетоне может выполняться при помощи определенных герметиков с высокими гидроизоляционными свойствами. Во время заполнения пользуются резиновыми шпателями.

Устройство усадочных швов в бетонных полах

Как правило, усадочные швы применяются реже других видов. Зачастую они необходимы в двух случаях: для защиты строения от усадок, а также с той же целью, но если нужно объединить усадочные разрезы с температурными. В последнем случае такие деформационные швы будут называться температурно-усадочными.

Усадочные швы в бетонных полах можно создавать только до момента полного затвердевания фундамента — в течение нескольких недель. После этого делать усадочные швы нельзя, так как они могут привести к разрушению бетона, что может повлечь за собой повреждение структуры сооружения.

Усадочный шов в полах формируют после заливки, но не позднее 6 суток с этого момента. Зазоры не требуются, пока влага продолжает активно испаряться из смеси, так как в это время усадка еще не началась. На этапе структурных превращений наличие таких швов обязательно, поэтому их формирование требуется в первую неделю после заливки бетона. Глубина усадочных разрезов должна составлять около 1/3 толщины пола, а наиболее предпочтительная — это 1/4.

Что нужно, чтобы герметизировать компенсационные швы в стяжке

Изоляционный и компенсационный шов в бетоне необходимы на протяжении всего времени эксплуатации строения. Все остальные виды деформационных разрезов требуются только на стадии строительства, когда бетон формируется.

Если после работ остались видны швы, их нужно аккуратно загерметизировать соответствующими материалами после полного затвердевания смеси. Герметики должны обладать минимальным водопоглощением, высокой степенью адгезии и прочностью. Они должны сохранять эластичность при воздействии как высоких, так и низких температур. В процессе эксплуатации строения дополнительная герметизация, как правило, не требуется.

Швы в бетонных полах

Промышленные бетонные полы укладывают на складах, логистических терминалах, заводах, вокзалах и других объектах со значительными нагрузками на полы, и в этой связи к ним предъявляют требования по долговечности, стойкости к динамическим нагрузкам и истиранию, герметичности, по отсутствию пыления, простоте в эксплуатации и уборке. Однако при их устройстве возникает и другая проблема – недолговечность. Применяемые сегодня технологии и комплексный подход позволяют успешно решить проблемы, возникающие при выполнении и эксплуатации полов и добиться требуемых характеристик при разумных финансовых затратах.

Стандартный пол, как правило, состоит из основания – бетонной стяжки и покрытия – материала, придающего поверхности основные потребительские свойства. Бетон в стяжке, как и любой цементобетон, по своей структуре очень хрупкий материал, не способный к пластическим деформациям. При приложении к бетону нагрузки, превышающей его прочностные характеристики, он не деформируется без разрушения, как бывает в случае с пластмассой или другим пластичным материалом, а растрескивается подобно стеклу. Появление трещин происходит также под действием внутренних напряжений в бетоне, вызванных усадочными деформациями при твердении и перепадами температур. Чтобы ограничить эти негативные процессы и обеспечить контроль мест появления трещин в бетонной стяжке, необходимо нарезать деформационные швы. Существуют три основных типа деформационных швов в стяжке: изоляционные, усадочные и конструкционные.

Интенсивность механических воздействий на полы

Вид воздействия Интенсивность воздействия
весьма значительная значительная умеренная слабая
Движение пешеходов на 1 м ширины прохода, чел./сутки 500 и более Менее 500
Движение транспорта на гусеничном ходу на одну полосу движения, ед./сутки 10 и более Менее 10 Не допускается Не допускается
Движение колесного транспорта на одну полосу движения, ед./сутки Более 200 100…200 Менее 100 Только движение ручных тележек

Изоляционные швы

В процессе эксплуатации здания его конструкции подвергаются различным деформациям. Причин этих деформаций очень много: это и воздействие внешней среды, подвижка грунтов основания и температурные воздействия, и работа внутрицехового оборудования, если это производство, и др. Чтобы избежать передачи деформаций от стен и фундаментов на бетонные полы, в местах соприкосновения бетонной стяжки пола с другими конструкциями здания – стенами, колоннами, фундаментом под оборудование и т. п. делают изоляционные швы, которые позволяют полу работать независимо от других конструктивных элементов здания. Кроме того, в процессе твердения бетон дает усадку, т. е. уменьшается в объеме. Если стяжка будет иметь жесткое сцепление с фиксированным объектом, например, с фундаментом здания, то она с большой долей вероятности треснет, так как усадка не может быть компенсирована.

Изоляционный шов делают вдоль стен и вокруг всех колонн. Если стяжка граничит с другим основанием, например, с фундаментом под оборудование, то шов выполняют вокруг всего фундамента. Изоляционные швы вокруг колонн могут быть квадратными или круглыми. Квадратный шов должен быть развернут на 45° относительно сечения колонны и выполняться напротив ее угла прямым. Если этого не сделать, то в стяжке, вероятнее всего, появятся трещины. Если через изоляционный шов, не предназначенный для мест с высокой нагрузкой (въезды), будет передвигаться техника, то здесь стяжку можно сделать толще на 25% и, выполнив ее клином, вернуть к исходной толщине с уклоном не более 1:10.

Швы в бетонном полу заполняют изоляционным материалом. Изоляционные швы должны позволять стяжке перемещаться вертикально и горизонтально относительно стен, колонн и фундамента. Изоляционный материал, которым заполняют шов, должен воспринимать эластичные деформации без разрушения, т. е. сжиматься. Толщину шва рассчитывают с учетом коэффициента линейного расширения стяжки: обычно она составляет 13 мм. В регионах с частым переходом температуры через 0 °С для повышения срока службы швов может потребоваться их проконопатить. Изоляционные швы обычно заполняют подготовленным волокном и герметиком или подобными материалами, при этом важно, чтобы изоляционный материал не выступал на поверхность стяжки. Нельзя допускать контакта бетона стяжки с бетоном других конструкций здания, так как в этом случае изоляционный шов не будет работать, а в месте контакта произойдет растрескивание стяжки. Изоляционный материал должен быть уложен до укладки бетона.

У колонн изоляционные швы делают следующим образом. Вокруг них при заливке стяжки устанавливают опалубку по линии шва. После того как бетон схватится, опалубку убирают и на ее место укладывают изоляционный материал требуемой толщины. Оставшийся между швом и колонной промежуток заливают бетоном и заглаживают. Изоляционные швы вокруг колонн можно делать и в затвердевшем бетоне, при этом шов режут на всю глубину стяжки и заполняют изоляционным материалом.

Усадочные швы

Усадка бетона по мере его высыхания обычно составляет 0,32 см на 30 см погонной длины. Бетонная стяжка сохнет сверху вниз неравномерно. Верхняя ее часть высыхает быстрей и усаживается сильнее, чем нижняя, поэтому стяжка стремится завернуться, а края становятся выше, чем центр. В результате в бетоне возникают внутренние напряжения, приводящие к образованию трещин. Во избежание хаотичного трещинообразования в бетоне стяжки нарезают усадочные швы, которые позволяют создать в стяжке прямые плоскости слабины. По мере высыхания и стремления к заворачиванию швы слегка открываются, и трещины образуются не хаотично, а в заданных местах.

Усадочные швы могут быть сделаны путем вставки специальных швоформирующих реек, пока бетон еще пластичен, или путем нарезки швов после финишной обработки бетона. Швы следует нарезать по осям колонн и стыковать с углами швов, идущими по периметру колонн. Расстояние от колонны до шва по периметру должно равняться двух-трехкратной толщине стяжки. Карты пола, образуемые усадочными швами, следует выполнять по возможности квадратными, а вытянутых по длине Г-образных карт необходимо избегать. Длина карты не должна превышать ширины более чем в 1,5 раза. Усадочные швы должны быть прямыми и, если возможно, без ответвлений. В проходах и проездах усадочные швы следует располагать на расстоянии, равном ширине стяжки. Дорожки шире 360 см должны иметь продольный шов в центре.

Во дворах зданий расстояние между швами не должно превышать 3 м во всех направлениях. Общее правило – чем меньше карта, тем меньше вероятность хаотичного растрескивания. Усадочные швы должны быть сделаны также на наружных углах, иначе от углов могут пойти трещины. Участок стяжки с очень острым углом с большой долей вероятности растрескается, таких случаев по возможности надо избегать. В тех же случаях, если это невозможно, следует убедиться, что подоснова хорошо утрамбована, и нарезать швы в местах, где наиболее вероятно образование трещин. Иногда, чтобы прочно закрыть трещины на острых или наружных углах, стяжку в этих местах дополнительно армируют стальной арматурой.

Конструкционные швы

В практике устройства бетонных полов очень редко бывает так, чтобы заливка стяжки велась без длительных перерывов (более 1 дня). Это возможно только в помещениях небольшой площади и при условии бесперебойной подачи бетонной смеси. Обычно заливку ведут с технологическими перерывами, за это время уложенный бетон успевает набрать определенную прочность. В местах соприкосновения бетонов с разными сроками укладки целесообразно нарезать конструкционные швы. Конструкционные швы нарезают там, где была закончена дневная работа по укладке бетона. По возможности их выполняют на расстоянии не менее 1,5 м от любых других видов швов, расположенных параллельно им. Форма края стяжки для конструкционного шва обычно делается по принципу «шип в паз». Если боковые выступы делают из дерева, конуса 30° бывает достаточно для стяжки толщиной 12. 20 см (конусы 45° не допускаются). Применяют также металлические конусы. Их следует устанавливать согласно инструкции производителя. Конусные швы работают, как усадочные: они допускают небольшие горизонтальные, но не вертикальные подвижки. Металлические конусы не рекомендуются для полов с интенсивным колесным движением: в таких случаях лучше применять «шпилечный» шов. Если конструкционный шов оказывается там, где ни усадочный, ни изоляционный шов нежелательны, можно использовать шпалы (рейки), положенные поперек шва. Последние следует устанавливать в середине глубины стяжки под правильными углами ко шву. Не надо путать эти рейки с гладкими стальными «шпилечными» рейками, описанными ниже, которые обеспечивают горизонтальные подвижки шва. Шпилечные швы обычно применяют в местах пешеходного движения, а также в полах с высокой нагрузкой от колесного транспорта. Назначение шпильки – удерживать два края шва на одинаковом уровне в момент прохождения через шов колеса. Чтобы обеспечить горизонтальную подвижку шва, шпильки должны быть вмонтированы в бетон хотя бы с одной стороны шва. Для правильной работы шпильки должны располагаться на одном уровне и быть параллельны друг другу. Шов должен проходить по центру шпильки. Чтобы соответствовать всем указанным требованиям, шпильки часто поставляют в «корзинах», которые можно устанавливать прямо на бетон.

Технология нарезки швов

Нарезанные швы должны быть прямыми и чистыми. Рабочий, выполняющий эту операцию, должен знать, когда и как глубоко их нарезать, какой шов должен быть следующим и как предотвратить слишком быстрый износ лезвия при использовании в бетоне очень твердого заполнителя. Швы следует делать, как только бетон наберет достаточную прочность, чтобы его не повредило лезвием, но до того, как в бетоне могут возникнуть произвольные трещины. Нарезку швов обычным шворезчиком надо начинать не ранее чем через 24 ч и не позднее чем через 72 ч после окончания финишной обработки бетона. При влажной нарезке (имеется в виду нарезка по мягкому бетону специальным шворезчиком Soft Cat) такие условия обычно возникают через 4. 12 ч после окончания финишной обработки бетона. Впрочем, нарезка швов через 24 ч при определенных условиях также возможна. Для этого рабочий должен сделать пробный шов спустя несколько часов после начала твердения бетона. Если при нарезке пробного шва частицы заполнителя вываливаются из бетона, то начинать ее еще рано. Начинать операцию следует тогда, когда лезвие вместе с бетоном разрезает зерна заполнителя. Расположение каждого шва чаще всего намечают мелом по натянутой веревке. В качестве ориентира для нарезки используют линейку, например, доску шириной не менее 4 см.

При нарезке швов всегда должно быть в наличии запасное оборудование на тот случай, если основное выйдет из строя. В жаркую погоду или в случае, если существует опасность растрескивания, необходимо нарезать каждый третий или четвертый шов перед нарезкой промежуточных швов. Обычно швы выполняют в той же последовательности, в какой укладывали бетон. Глубина шва должна равняться 1/3 толщины стяжки. Это создает в стяжке зону слабины, и бетон при усадке дает трещину именно в этой зоне, т. е. растрескивается направленно, а не хаотично. При этом края образовавшейся трещины имеют определенную шероховатость, что исключает вертикальные смещения краев до тех пор, пока трещина не станет слишком широкой. Технология нарезки швов, описанная выше, требует выдержки свежеуложенного бетона 4 ч и более и нарезки на 1/3 глубины стяжки для получения хорошего деформационного шва.

Не так давно был изобретен способ сухой легкой нарезки швов, ее выполняют сразу после финишной обработки бетона. Рабочий, используя длинную ручку, может нарезать до 10 м шва без передвижения по бетону. Для нарезки более длинных швов рабочий, обутый в специальные сапоги с гладкой подошвой, может ходить по стяжке и использовать 2-метровую ручку. Этот тип швов нарезают только на глубину 2. 3 см.

Герметизация швов

Чтобы облегчить уборку и поддержать края шва при транспортных нагрузках, нарезанные швы необходимо загерметизировать. Герметизация позволяет защитить их от проникновения воды и агрессивных сред, а также от засорения. Тип герметика зависит от нагрузок и условий эксплуатации. Например, на пищевых предприятиях требуется, чтобы полы можно было легко мыть и они выдерживали бы движение тяжелых грузовиков. Герметики для таких полов должны быть достаточно твердыми, чтобы предотвращать скалывание краев шва, и достаточно эластичными, чтобы выдержать усадочные и температурные колебания шва.

В промышленных полах с высокой транспортной нагрузкой швы должны быть заполнены соответствующим материалом, который обеспечит поддержку шва и выдержит высокие нагрузки. Материал наносят не менее чем через 28 суток после укладки стяжки. Эластомерные (гибкие) герметики применяют лишь там, где шов не будет подвергаться нагрузкам от колес техники.

Они наносятся быстро и могут выдерживать большие подвижки при открытии-закрытии шва. Перед герметизацией шов следует очистить от пыли и мусора, продувая его сжатым воздухом, очищая механической щеткой или пескоструйным аппаратом. Применяя для этого компрессор, надо убедиться, что он не оставляет масляную пленку в шве.

По нашему мнению, большинство складских и производственных помещений, логистических комплексов, паркингов, автосервисов, торговых центров и т. д. являются объектами, где полы подвержены нагрузкам умеренной интенсивности. Тем не менее и там бетонные полы постепенно разрушаются. Чтобы получить прочный бетонный пол, устойчивый к транспортным, пешеходным и другим нагрузкам, перепадам температуры, коррозии и другим воздействиям, необходимо применять материалы соответствующего качества, четко выполнять все технологические операции при устройстве полов, правильно нарезать деформационные швы и осуществлять последующий уход за полами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *