Максимальный размер хомута из арматуры
Перейти к содержимому

Максимальный размер хомута из арматуры

  • автор:

Хомуты и диаметр арматуры (какой-то тупик в моей логике. )

Вот пошастал по форуму и не нашёл именно этого такого.
Из какой арматуры можно делать хомуты в вязанных каркасах?
Вопрос этот в связи с требованиями по радиусу загиба. Ведь хомуты обходят стержень плотно к нему? И если стержень не очень большой, например д12, то радиус этого загиба всего порядка сантиметра. А под таким радиусом можно загибать только совсем тонкие. А если по расчету (констр требованиям) требуется более толстая поперечная арматура?
Как тогда быть? Можно ли в каркасе без сварки использовать поперечную арматуру не в виде хомутов, а в виде прямых стержней?
Получиться ли её надежно привязать проволокой?

Просмотров: 29705

Конструирование железобетона – хомуты и хомуты на кручение

Строим дом Мечты сбываются

В очередном выпуске Непрошеных советов я хочу начать разговор о хомутах, шпильках, поддерживающих каркасах и прочих изделиях из гладкой арматуры. Думаю, что эта тема охватит несколько выпусков – настолько она обширна.

Наилучшим учебником для начинающих заслуженно является «Руководство по конструированию железобетонных конструкций», изданное в Москве в далеком 1978 году (признаюсь, до моего рождения). Хуже за эти годы оно не стало, и все также просто и ясно объясняет, где какую арматуру применять. Картинки для сегодняшней рассылки я взяла именно из этого руководства.

Гладкая арматура (класс А240С по ДСТУ 3760 или АI по ГОСТ 5781) играет незаменимую роль в конструировании. По результатам расчета мы подбираем из гладкой арматуры поперечное армирование – в виде плоских сварных каркасов, но все чаще – в виде вязаных хомутов. Но помимо этого в тени остаются многие конструктивные требования, соблюдать которые проектировщик обязан. Правильно посчитанный, но законструированный с ошибками объект может стать аварийным.

Хомуты

Во всех стержневых элементах (балки, колонны, подколонники фундаментов, монолитные пояса) может использоваться поперечная арматура в виде вязаных хомутов.

Разновидности хомутов в железобетоне

Поперечная арматура работает против трещин. При расчете любого элемента определяется поперечная сила – вот она и воздействует на элемент так, что могут возникнуть поперечные или наклонные трещины. В зависимости от величины этой силы определяется требуемый диаметр и шаг поперечной арматуры. Но даже если сила слишком мала, хомуты все равно устанавливаются, но с максимально допустимым нормами конструирования шагом. Есть правило при армировании любого элемента: в местах установки продольной арматуры обязательна установка поперечной. Проще говоря, арматурные стержни всегда должны располагаться в виде сетки, а в местах пересечения строители свяжут перпендикулярные пруты вязальной проволокой – именно так достигается создание надежного, рабочего вязаного каркаса арматуры.

На рисунке выше изображено три разных хомута. Каждый из них важен в своем конкретном случае.

Начну с конца. На третьем рисунке изображен открытый хомут. Такие хомуты устанавливаются в изгибаемых балках (без кручения), являющихся частью монолитного ребристого перекрытия.

Второй хомут – закрытый. Это наиболее часто встречающийся хомут, используемый в любых стержневых элементах – балках, колоннах, подколонниках и т.д.

Первый хомут предназначен для работы на кручение, о нем я хочу поговорить подробнее. Его концы не просто обвязываются «узелком» вокруг углового стержня – они перенахлестываются на 30 диаметров (при диаметре хомута 8 мм величина перенахлеста 30х8=240 мм). Таким способом обеспечивается целостность хомута в любом его сечении, и при кручении балки (чаще всего такие хомуты устанавливаются именно в балках) он защитит ее от разрушения.

Часто хомуты на кручение игнорируют или вообще не знают о необходимости их использования. Запомните, всегда нужно устанавливать хомуты на кручение в крайних (или обвязочных) балках. Всегда нужно устанавливать хомуты на кручения в балках, на которые с двух сторон опираются перекрытия разных пролетов. Всегда нужно устанавливать хомуты на кручение в балках, на которые с двух сторон опираются перекрытия с разной нагрузкой. Все эти случаи объединяет одно: на балку с одной ее стороны воздействует нагрузка, вызывающая в ней крутящий момент. Особенно он усиливается у опоры балки. Бывают, конечно, случаи, когда крутящий момент слаб, и сечение бетона справляется с ним без хомутов, но эти случаи нужно выявлять расчетом.

Хочу обратить Ваше внимание еще на один момент, который я находила в справке расчетного комплекса Лира, но не находила в другой литературе. Если Вы не считаете в Лире, эта информация все равно пригодится – даже при расчете поперечной арматуры вручную. Возможно, она сложная, может, я не очень доходчиво объясняю, но я настоятельно прошу разобраться с ней, чтобы понимать суть армирования на кручение. Итак, цитирую справку Лиры:

«Результаты подбора арматуры для стержней заносятся в три строки:

СТРОКА 1 — полная арматура, подобранная по I и II группам предельных состояний; от кручения;

СТРОКА 2 – арматура, подобранная по I группе предельных состояний;

СТРОКА 3 — арматура обусловленная кручением (отмечена знаком ‘*’ ).

* Поперечная арматура от кручения – площадь сечения замкнутого внешнего хомута .»

Решайте сами, как быть с этой информацией – я ей просто поделилась и попытаюсь объяснить на примере, в чем суть такого ограничения. Судя из фразы под звездочкой, при возникновении кручения мы должны установить в балке замкнутые внешние хомуты (охватывающие балку по периметру сечения), площадь сечения которых равна требуемой площади арматуры на кручение.

Разберем на примере, чтобы в итоге стало понятно, что я хочу донести.

Итак, в результатах расчета поперечной арматуры есть две графы: полная и кручение. Кроме того, есть результаты для вертикальной арматуры ASW1 и для горизонтальной арматуры ASW2.

Результат расчета на кручение в Лире

Допустим, возле опоры арматура в балке сечением 400х400 мм следующая: вертикальная ASW1 = 12 см2/м, в том числе на кручение – 5,5 см2/м; горизонтальная ASW2 = 5,5 см2/м, в том числе на кручение – 5,5 см2/м. Что это значит? Сначала разберемся с полной арматурой. В такой широкой балке мы должны поставить четырехсрезный хомут: то есть два хомута – в сумме дающих четыре стержня в одном сечении балки. На рисунке дано три варианта: первый и второй – для случаев без кручения; третий – с хомутами, рассчитанными на кручение.

Виды четырехсрезных хомутов

Если у нас требуется поперечной арматуры 12 см 2 /м, то принимая шаг арматуры 150 мм (семь пар хомутов на метр балки), мы получим 12/7= в сечении. Так как у нас четырехсрезный хомут, то окончательно диаметр стержня подбираем, деля нужную площадь на количество стержней: 1,72/4= 0,43 см 2 – то есть, на первый взгляд, нам подходит стержень диаметром 8 мм (площадь сечения стержня 0,503 см 2 ). Но вернемся к хомутам на кручение, при шаге 150 мм площадь хомута в сечении требуется 5,5/7=0,785 см 2 . Именно площадь хомута! Мы не должны при этом делить полученную в расчете арматуру на четыре или даже на два. И это значит, что стержня диаметром 8 мм в хомутах нам не достаточно – нужен стержень диаметром 10 мм (замкнутый внешний хомут). Что же делать? Ставить два хомута из десятки – это и перерасход, и несоблюдение требования о замкнутом внешнем хомуте.

Я предлагаю в таком случае следующее решение (оно совсем не ново, и не мной придумано): установить один замкнутый внешний хомут на кручение из десятки (площадь 0,785 см 2 ) плюс один незамкнутый хомут посередине из шестерки (площадь 0,283 см 2 ). Проверим, удовлетворяется ли для такого варианта полная площадь сечения рабочей арматуры: 0,785*2+0,283*2=2,136 см 2 > 1,72 см 2 – условие выполнено. На кручение – тоже все обеспечено десяткой.

Теперь постараюсь объяснить, почему не достаточно было бы поставить двух хомутов из восьмерки на кручение, а нужно было ставить одну замкнутую внешнюю десятку. Почему при расчете изгибаемого элемента в расчет идут все 4 поперечных стержня, попадающих в срез балки, а при расчете на изгиб с кручением нужно брать диаметр наружного замкнутого хомута. В «Пособии по проектированию жбк к СНиП 2.03.01-84» приведены расчеты поперечной арматуры балок, работающих как на изгиб, так и на изгиб с кручением. Так вот, если посмотреть расчет поперечной арматуры в изгибаемых балках (см. формулу 55 и чертеж 13), то поперечная арматура Аsw, участвующая в расчете равна сумме площадей всех поперечных стержней в сечении. А для расчета балки на изгиб с кручением (см. формулу 169), Аsw1 – это уже площадь сечения одного поперечного стержня. Потому что при кручении в работу включается лишь стержень, расположенный у растянутой наружной грани, в то время как при чистом изгибе работают все поперечные стержни сечения.

Армирование балки хомутами в случае кручения

Надеюсь, я прояснила для Вас ситуацию с поперечной арматурой, особенно – с хомутами, работающими на кручение. В следующем выпуске я продолжу разговор о гладкой арматуре и напишу о требованиях к армированию балок и колонн.

Изготовление арматурных хомутов

Арматурный хомут (или арматурная скоба) — это гнутое изделие из металлической рифленой А3 (А500С / S500) или гладкой А1 (А240С / S240) арматуры, используемое в строительстве для укрепления и фиксации арматурных стержней и сеток. Арматурные хомуты обеспечивают фиксацию рабочей арматуры и правильное расположение арматурных элементов в конструкции при заливке бетона, а также помогают рабочей арматуре в распределение нагрузок.

Арматурный хомут (или арматурная скоба)

Формы арматурных хомутов

Виды арматурных хомутов

В зависимости от вида арматурного каркаса и места монтажа выделяют:

  • Арматурные хомуты открытого типа: Г-образные (L), П-образные («Пешки»).
  • Арматурные хомуты закрытого типа или «Рамки» квадратной, прямоугольной, треугольной, шестиугольной, круглой или сложной формы.
  • Арматурные «Лягушки» — используются для обеспечения равномерного распределения нагрузки и фиксации плоских арматурных сеток при армировании монолитных плит, поясов, полов и плитных фундаментов.
  • Арматурные скобы или шпильки.

Расположение, количество, размеры хомутов, «лягушек», скоб, шпилек и диаметр используемой при их изготовлении арматуры рассчитываются согласно СНиП 52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции» и пособию по проектированию «Армирование элементов монолитных железобетонных зданий» в соответствии с формой и типом армируемого изделия, планируемых нагрузок и диаметра рабочей арматуры.

Арматурные хомуты крепятся к рабочей арматуре при помощи вязальной проволоки и пластиковых хомутов.

Заказать арматурные хомуты, рамки, лягушки

Металлобаза «Аксвил» оказывает услуги по изготовлению под заказ арматурных хомутов, рамок, «лягушек», скоб, шпилек, каркасов любых размеров согласно вашим чертежам и техническим условиям.

Отправляйте заказы на расчет стоимости и изготовление арматурных хомутов и каркасов на почту: sales@armatura-optom.by; звоните по номерам телефонов: +375 17 270 00 50, +375 44 511 65 57.

Сроки изготовления и цена на готовые арматурные хомуты и каркасы зависят от сложности конструкции, количества изделий и объема необходимых материалов.

Наличный и безналичный расчет. Своя производственная база, поставка арматуры со склада. Самовывоз из Минска или платная доставка готовых изделий по Беларуси.

Зачем нужны арматурные хомуты?

Как известно, по назначению строительную арматуру разделяют на: рабочую, конструктивную или распределительную, монтажную и анкерную.

  • Рабочая арматура — это стержни стальной или композитной рифленой арматуры предназначенные для восприятия нагрузки сжатия и растяжения, которые возникают внутри бетона под действием температурных деформаций, усадки и давления смежных элементов конструкции.
  • Конструктивная или распределительная арматура связывает между собой элементы рабочей арматуры, а также участвует в равномерном распределении нагрузок. Использование конструктивной арматуры исключают смещение стержней рабочей арматуры в процессе заливки бетона.
  • Монтажная арматура соединяет элементы рабочей и распределительной арматуры в единые пространственные или плоские арматурные каркасы.

Необходимое количество стержней и поперечное сечение рабочей, конструктивной и монтажной арматуры рассчитывается согласно СНИПам.

Арматурные хомуты выступают в качестве конструктивной и монтажной арматуры при армировании железобетонных конструкций.

Арматурные хомуты выполняют следующие функции:

  • Предотвращают образование диагональных трещин в бетоне.
  • Противодействуют кручению и прогибу рабочих арматурных стержней.
  • Предотвращают смещение и деформацию рабочих арматурных стержней во время заливки бетона.
  • Формируют опору при монтаже арматурных каркасов.

Основной целью установки хомутов в железобетонных конструкциях является достижение оптимального соединения элементов армирующего каркаса и обеспечение равномерного распределения нагрузок. Это позволяет избежать возникновения слабых зон и обеспечить стабильность и прочность бетонных конструкций.

Хомуты необходимо использовать при формировании арматурных каркасов и армировании:

  • Ленточных, плитных и свайных фундаментов.
  • Колонн, балок, опор и подколонников.
  • Монолитных плит, поясов и полов.
  • Лестничных переходов.

Также открытые арматурные хомуты используют для армирования кладки из строительных блоков.

Смотрите также:

  • Армирование свайного фундамента.
  • Армирование монолитного плитного фундамента.
  • Армирование ленточного фундамента.
  • Расчет площади поперечного сечения строительной арматуры
  • Как согнуть арматуру?
  • Арматурный прокат.

Использование открытых хомутов и рамок при армировании ленточного фундамента

Использование открытых хомутов и рамок при армировании ленточного фундамента

Использование открытых хомутов и лягушек при армировании плитиного фундамента

Использование открытых хомутов и лягушек при армировании плитиного фундамента

Хомуты из арматуры

При строительстве несущих железобетонных частей здания монтируют металлический каркас. Он состоит из продольных рабочих стержней, которые будут нести изгибающие нагрузки, они выполняют основную работу, когда ж/бетонный элемент работает на растяжение.

хомут фото

В компании Стройсет вы можете заказать изготовление арматурных каркасов, у нас выгодные цены и высокое качество.

Занимать пространственное положение в местах приложения максимальных нагрузок рабочим стержням помогает вспомогательная поперечная арматура. Это скобо-гибочные элементы: хомуты, шпильки, скобы. Они стягивают продольные стержни как поперечные связи, образуя каркасную конструкцию. После заливки бетона и его схватывания все вспомогательные поперечные элементы будут работать вместе с бетоном, делая его прочнее.

пример каркасной конструкции из хомутов

Применение и назначение хомутов

Их задействуют в монтаже металлических каркасов для несущих строительных конструкций:

  • фундаменты;
  • балки;
  • плиты, полы;
  • колонны;
  • опоры;
  • ж/бетонные технические сооружения.

Скобо-гибочные элементы участвуют в усилении:

  • угловых соединений стен;
  • проемов стен;
  • соединений балочной обвязки с перекрытием;
  • свайного каркаса.

Участвуя в монтаже каркасов и соединений несущих и ответственных частей строения, у скобо-гибочных элементов тоже важное назначение. Они:

  • фиксируют рабочие стержни в проектной позиции при заливке бетона;
  • при эксплуатации ж/бетонной части строения принимают поперечные нагрузки и участвуют в распределении продольных изгибающих нагрузок.

Виды хомутов

Форму сгибают из стержневой арматурной стали так, чтобы ее контур удерживал продольные рабочие стержни. Форма хомута повторяет геометрическую форму ж/бетонного элемента в разрезе, но со всех сторон меньше ее на 2,5 см. После заливки, хомут должен находиться под слоем бетона со всех сторон, который будет предохранять его от коррозии.

Несущие конструкции воспринимают разные виды нагрузок, находятся в разных частях строения, поэтому у них различаются формы каркасов. Соответственно у хомутов, которые повторяют эти формы, разные конфигурации.

  • Открытые в форме П, Г.

Коротко их называют “пэшки”. Ими усиливают железобетонные конструкции, которые работают на изгиб. При этом на стороне с максимальным изгибом монтируется средняя часть “пэшки”.

эффективные пэшки для каркаса

Как вспомогательное армирование открытые хомуты участвуют в усилении проемов стен, местах сопряжения стен.

  • Закрытые (рамки). Их чаще других видов монтируют при армировании балок, фундаментов, колонн. Закрытая форма поперечных связей рамки выдерживает нагрузки с разных сторон, равномерно распределяя их по всему каркасу.
  • Усиленные хомуты, рассчитанные на крутящие нагрузки. Их устанавливают в угловых, т-образных сопряжений фундаментов, в углах стен, в углах обвязочных балок- везде, где на элемент строения влияют несколько разнонаправленных нагрузок. Усиленные хомуты монтируют в зданиях, строящихся в районах с повышенной сейсмической активностью.

Удлиненные концы хомутов соединяются с основным каркасом и образуют прочное единое соединение.

Для изготовления идет сталь класса А1, А3, гладкая, реже профильная, диаметром 6-12 мм. Диаметр стержней для поперечных связей берется из расчета плотности армирования ж/бетонного элемента.

Шаг установки поперечных связей не всегда равный. В местах максимального приложения нагрузок шаг меньше.

Поперечные связи с продольными рабочими стержнями соединяют сваркой или вязальной низкоуглеродистой, стальной проволокой. При этом продольные стержни находятся внутри периметра хомута.

Концы рамки загибают и сцепляются в замок. Сцепку дополнительно крепят вязальной проволокой, это придаст прочности всему каркасу.

Шпильки

Бетонная смесь очень тяжелая, и под ее весом сцепка в замок на рамке может разойтись. Тогда при схватывании бетона продольные стержни станут смещаться со своих проектных позиций и расчетная прочность конструкции не будет достигнута. Чтобы удержать стержни на своих позициях при схватывании тяжелой смеси, в каркасную конструкцию дополнительно к хомутам устанавливают стягивающие шпильки. Это арматурные элементы, они обхватывают продольные стержни и фиксируют их на месте. Их монтируют вместе с хомутами.

Шпильки делают из низкоуглеродного стального гладкого проката. Шпильки выглядят как скобы с загнутыми концами или петлями. Они фиксируют два или три рабочих стержня, располагаются равномерно по всей длине каркаса.

Их предварительно монтируют, если объем заливки будет большой:

  • в железобетонных частях строения, когда присутствует параметр стороны более 50 см.
  • в балках, монолитных поясах при их высоте более 60 см.
  • в бетонных полах, плитах для фиксирования двух арматурных сеток.

Скобо-гибочные элементы можно сделать самому, а можно заказать, экономя время и силы. Их сделают по проектным размерам и классу стали.

Металлические сетки

  • Сетка сварная
  • Сетка оцинкованная
  • Рабица
  • Дорожная сетка
  • Сетка кладочная
  • Арматурная сетка
  • Штукатурная сетка
  • Сетка в рулонах
  • Строительная
  • ЦПВС
  • Тканая сетка

Металлоконструкции

  • Арматурные каркасы
  • Закладные детали
  • Противоподкопные сетки

Изготовление арматурных каркасов по индивидуальным чертежам

Время работы:

Офис: пн. – чт.: с 9.00-18.00,
пт.: с 9.00-17.00
сб., вс.: выходной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *